Постиндустриальное общество – определение, составные элементы

Постиндустриальное общество: понятие, основные черты

Содержание статьи

  • Постиндустриальное общество: понятие, основные черты
  • Что характеризует индустриальное общество
  • Что такое постиндустриальное общество

Что понимают под термином «постиндустриальное общество»?

Постиндустриальным называют общество, в экономике которого преобладает высокотехнологичная промышленность, индустрия знаний и разносторонние инновации. Если говорить коротко, то движущей силой развития такого общества становится информация и научные разработки. Центральным фактором эволюции общества, перешедшего на постиндустриальную стадию, является так называемый «человеческий капитал»: люди с высоким уровнем образования, профессионалы, способные самостоятельно осваивать новые виды деятельности. Иногда вместе с термином «постиндустриальное общество» используют сочетание «инновационная экономика».

Постиндустриальное общество: становление концепции

Среди представителей технократии в прошлом веке пользовалась популярностью идея нерушимого единства индустриального общества, соединявшаяся с теорией конвергенции враждебных друг другу социально-экономических систем. Со временем росла технологическая оснащенность производства, на передовые рубежи стала выдвигаться наука. Это отодвинуло роль индустриального сектора на второй план. Ученые стали выдвигать идеи, согласно которым потенциал развития социума определяется масштабами информации и знаний, имеющихся в распоряжении человечества.

Основы понятия «постиндустриальное общество» были заложены в первые десятилетия XX века английскими учеными А. Пенти и А. Кумарасвами. Сам термин в 1958 году предложил Д. Рисмэн. Но только в начале 70-х годов прошлого века социолог из США Д. Белл разработал стройную теорию постиндустриального общества, связав ее с опытом социального прогнозирования. Прогностическая направленность предложенной Беллом концепции позволила рассматривать ее в качестве социальной схемы с новыми осями стратификации западного общества.

Д. Белл объединил и свел в систему те характерные перемены, которые за последние несколько десятилетий наметились в социальной, политической и культурной сферах жизни общества. Особенность рассуждений Белла состоит в том, что он, в отличие от традиционных подходов, включает в социальную структуру общества экономику с системой занятости населения, а также технологии.

Анализ общественного развития позволил Беллу разделить историю человечества на три этапа: доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный. Переход от одного этапа к другому сопровождается переменами в технологиях и способе производства, в формах собственности, характере социальных институтов, в образе жизни людей и структуре общества.

Черты и специфика индустриальной эпохи

Возникновению теории постиндустриального общества способствовала эпоха всеобщей индустриализации. Главной силой, двигавшей вперед общество, стала научно-техническая революция. Индустриальное общество своей основой имело крупное машинное производство и широкую систему коммуникаций. Другие особенности этого этапа:

  • рост производства материальных благ;
  • развитие частной предпринимательской инициативы;
  • становление гражданского общества и правового государства;
  • рыночное хозяйство как способ организации обращения.

Составные элементы концепции постиндустриального общества

Постиндустриальное общество коренным образом отличается от предшествующей эпохи. Основные черты модели нового уклада Д. Белл сформулировал так:

  • переход экономики от производства товаров к расширенному производству услуг;
  • вывод теоретических знаний в центр общественного развития;
  • введение особой «интеллектуальной технологии»;
  • в сфере занятости преобладают профессионалы и технические работники;
  • в процесс принятия решений необходимым образом включена вычислительная техника;
  • тотальный контроль над технологиями.

Основой постиндустриального общества становится не материальное производства, а создание и распространение информации. В информационном обществе централизация сменяется региональным развитием, бюрократические иерархии заменяются демократическими институтами, вместо концентрации происходит разукрупнение, на смену стандартизации приходит индивидуальный подход.

Дальнейшее развитие концепции постиндустриального общества

В целом границы обширных исследований в области постиндустриального общества сильно размыты. Вся совокупность работ в этой области нуждается в обобщении и еще ждет своего систематизатора. Последователи концепции постиндустриального общества осмысливали самые современные тенденции социального развития, в особенности те, что имеют непосредственное отношение к революции в информационно-технологической сфере, к процессам глобализации и вопросам экологии. При этом во главу угла при рассмотрении нарождавшихся форм общественного развития исследователи ставили следующие факторы:

  • технологии генерирования и распространения знаний;
  • развитие систем обработки информации;
  • совершенствование способов коммуникации.

К примеру, М. Кастельс полагал, что в постиндустриальном обществе источником роста производительности станет знание. Творчески развивая идеи Д. Белла, исследователь приходит к выводу, что в новом обществе прежние классические иерархии будут сметены и заменены на сетевые структуры.

Читайте также:
Индустриальное общество - определение, особенности, отличия

Российский исследователь В. Иноземцев, который активно разрабатывает концепцию постэкономического общества, понимает под этим феноменом стадию развития, идущую вслед за классическим постиндустриальным обществом. В «неэкономическом» социуме ориентация на материальное обогащение теряет всеобщее значение и заменяется стремлением членов общества к всестороннему развитию собственной личности. Борьба личных интересов сменяется совершенствованием творческого потенциала. Интересы отдельных личностей переплетаются, исчезает основа для социального противоборства.

При «внеэкономическом» типе постиндустриального социального устройства деятельность человека усложняется, становится все более интенсивной, но ее вектор уже не задается экономической целесообразностью. Частная собственность видоизменяется, уступая место собственности личной. Устраняется состояние отчужденности работника от средств и результатов труда. Классовая борьба сменяется противостоянием между теми, кто вошел в интеллектуальную элиту, и теми, кому этого сделать не удалось. Принадлежность к элите при этом всецело определяется знаниями, способностями, умением работать с информацией.

Последствия перехода к постиндустриальной эпохе

Постиндустриальное общество называют «постэкономическим», поскольку в нем хозяйственные системы и привычный для человечества труд перестают быть главенствующими. В таком социуме экономическая сущность человека нивелируется, акцент смещается в область «нематериальных» ценностей, на гуманитарные и социальные проблемы. Приоритетом становится самореализация личности в постоянно меняющейся социальной среде. Это неизбежно ведет к установлению новых критериев социального благополучия и благосостояния.

Нередко постиндустриальное общество именуют также «постклассовым», поскольку социальные структуры теряют в нем свою устойчивость. Статус личности в постиндустриальном обществе определяется не принадлежностью к классу, а уровнем культуры, образования, то есть «культурным капиталом», как назвал его П. Бурдье. Однако смена статусных приоритетов может растянуться на неопределенное время, поэтому говорить о полном отмирании классового общества пока рано.

Более богатым по содержанию в постиндустриальном обществе становится взаимодействие людей и научных достижений. Безудержная и безоглядная вера во всесилие науки сменяется пониманием необходимости введения в общественное сознание экологических ценностей и ответственности за последствия вмешательства в природу. Постиндустриальное общество стремится к равновесию, необходимому для существования планеты.

Не исключено, что через несколько десятилетий аналитики будут говорить об изменениях в жизни цивилизации, связанных с переходом в новую эпоху, как об информационной революции. Компьютерный чип, который перевел индустриальную эру в постиндустриальную, преобразовал социальные отношения. Общество современного типа можно назвать «виртуальным», поскольку оно в немалой степени развивается вслед за информационными технологиями. Замещение обычной реальности ее образом принимает всеобщий характер. Составляющие общество элементы коренным образом меняют свой облик и приобретают новые статусные отличия.

Постиндустриальное общество: понятие, основные черты

Постиндустриальное общество, зарождающееся в данный момент, имеет существенные отличия от индустриального. Вместо максимального развития промышленности, первостепенное значение получают информация, технологии и знания, а сфера обслуживания значительно обгоняет сферу промышленности.

Наука и постиндустриальное общество

Сейчас не наблюдается такой неоглядной веры во всесилие науки. Негативные последствия человеческой деятельности на планете заставили выйти на передний план чисто экологические ценности. Это не только отношение к природе, но и к гармонии, и к равновесию вообще, которые так необходимы для того, чтобы индустриальное и постиндустриальное общество развивалось адекватно существованию планеты.

Основой является информация, которая породила новый тип социума, названный информационным. Вместо централизации здесь имеет место регионализация, вместо бюрократизации – демократизация, разукрупнение сменило концентрацию, а индивидуализация – стандартизацию. Это как раз те самые процессы, которые обуславливает информационное постиндустриальное общество с рождёнными посредством его возникновения технологиями.

Об услугах

Как было сказано выше, сфера обслуживания развивается гораздо мощнее промышленности, поскольку все люди либо предоставляют информацию, либо её используют, то есть либо пользуются услугами, либо их потребляют. Это касается практически всех профессий: преподаватель обслуживает студента, ремонтник – технику, а в результате – клиента, так же происходит с врачами, юристами, банкирами, лётчиками, дизайнерами и так далее.

Все они продают свои знания и умения – законов или анатомии, финансов или аэродинамики и оперирования цветовыми гаммами. В отличие от фабричных или заводских рабочих, которых объединяло индустриальное и постиндустриальное общество, они не производят ничего. Происходит простая передача знаний и оказание услуг, за которые платят клиенты.

Читайте также:
Влияние культуры на формирование личности на примерах

Посттрудовая виртуальность

Современный тип общества подпадает под описание виртуального, которое развивается под мощным воздействием интернет-технологий. Этот мир – виртуальный или “возможный” – сделался новой реальностью посредством компьютерного бума, который охватил всё общество целиком. Виртуализация – симуляция или образ общества – явилась тотальной, а все её элементы, из которых социум состоит, виртуализируясь, существенно меняют свой облик, свою роль и свой статус.

Постиндустриальный тип общества постэкономичен, он является и посттрудовым, поскольку экономическая система утратила своё первоначальное значение как определяющее. Труд перестал быть основой социальных отношений.

Постиндустриальное общество лишило человека его экономической сущности, ориентировав на другие, постматериалистические ценности. Акценты смещаются на гуманитарные, социальные проблемы, приоритетами становятся качество и безопасность жизни, а также самореализация каждого индивида в разнообразных социальных сферах. Поэтому формируются совершенно новые критерии социального благополучия и благосостояния как характерные черты постиндустриального общества.

Теория

Научная традиция, идущая от эпохи Просвещения, получила воплощение и развитие в том самом ключе, какой предлагает концепция постиндустриального общества. Тогда общественный интерес связывался с поэтапным улучшением условий материальной жизни человека. Позитивистская философия и экономические исследования 19 века продиктовали самые важные методологические принципы этой концепции, положили в основу периодизацию социального развития в связи с особенностями технологической оснащённости производств, распределения и обмена общественного продукта.

Это почти абстрактная идея, предполагающая вычленение стадий в технологическом процессе, была со временем богато дополнена институциалистами в экономической теории, посвященной структуризации секторов производства в обществе, выявлению закономерностей хозяйственного развития, которые не зависят от политической системы и социальной сферы страны. Эти труды мыслителей от 18-го до начала 20 века и стали основой, на которой было построено постиндустриальное развитие общества.

Модели

Политологические, социальные, экономические концепции этого столетия занимают главенствующее место в теории, на принципах которой выстраивается новая жизнь. Черты постиндустриального общества узнаются по представлению трёхсекторной модели производства, которая ещё в 50-х годах прошлого века разграничила национальную экономику на секторы.

  • Первичный сектор – добывающие отрасли и сельское хозяйство.
  • Вторичный сектор – обрабатывающая промышленность.
  • Третичный сектор – сфера услуг.

Таким образом, был получен значительный экономический рост к началу 60-х годов, но отождествлять секторы экономики с этапами развития цивилизации всё-таки не нужно. Формирование единства индустриального общества было весьма популярной идеей в 60-х среди многочисленных технократов. Также ими рассматривалась и теория конвергенции, в которой с унифицированных позиций представлялось противостояние восточного и западного блоков. Черты постиндустриального общества в то время ещё не были достаточно прояснены.

Рождение понятия

Профессор Белл из Гарварда в 1959 году впервые употребил этот термин в том значении, которым он наполнен сегодня. Он обозначил данным понятием переход к постиндустриальному обществу, где социум отодвигает роль индустриального сектора на второй план посредством возросшей технологизации, выводя на первый план науку как производительную силу. Поэтому потенциал общественного развития всё более стал определяться теми масштабами знаний и информации, которыми общество располагает.

В середине 70-х годов появились более частные термины, которые подчёркивали важнейшие тенденции социального развития. Наиболее широко стали использоваться определения, характеризующие постиндустриальное общество как информационное, конвенциональное, организованное и даже программируемое. Полное и комплексное установление характера этого понятия научно определить не удалось, все попытки отличались частностью и не стали научно состоятельными, хотя их было (да и сейчас) необычайно много: постиндустриальное общество называли и активным, и справедливым. Это, в принципе, правдой не является.

Постиндустриальный тип общества

Итак, всесторонний и качественный анализ новой ситуации, появившейся в развитых индустриальных странах к 70-м годам прошлого века, сформировал теорию постиндустриального общества. Характерные черты были выявлены в течение следующих десятилетий:

  • Радикально ускоряется технический прогресс.
  • Роль материального производства снижается.
  • Уменьшается доля материального производства в совокупности общественного продукта.
  • Широкое развитие информации и сектора услуг.
  • Мотивы и характер деятельности индивидума изменяются.
  • Появляются новые вовлекаемые в производство ресурсы.
  • Существенно модифицируется вся социальная структура.
Читайте также:
Основные идеи Эмиля Дюркгейма в социологии и их значение

Современное общество

Оно в целом уже вполне постиндустриальное, если рассматривать основные параметры, предложенные теорией. Главное – полный переход от преимущественного производства товаров к производству услуг. Проведение исследований, повышение качества жизни, организация системы образования – тоже характерные черты постиндустриального общества.

Класс техников-специалистов сделался главной профессиональной группой общества, где любое внедрение нововведений прежде всего зависит от количества и качества теоретических знаний. В постиндустриальном обществе возник новый – интеллектуальный класс, чьи представители выступают даже в качестве политических консультантов, а также экспертов и технократов.

Важнейшие параметры

Современное общество не только может, но и должно рассматриваться как постиндустриальное, поскольку всё более укрепляется анализ логики цивилизационного развития, что подтверждается теорией постиндустриализации. Ясно видны три эпохи – доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная как периодизация социального прогресса. Параметры совершения такого перехода следующие:

  • Основной производственный ресурс. Доиндустриальное общество – сырьё, первичное производство, индустриальное – энергия, постиндустриальное – информация.
  • Тип производственной деятельности. Последовательная обработка (процессуальность) – в постиндустральном обществе, тогда как ранее это были добыча и изготовление.
  • Характер базовых технологий. Постиндустриальное общество – наукоёмкие технологии, индустриальное – капиталоёмкие, доиндустриальное – трудоёмкие.

По этой схеме можно формулировать старинное положение о трёх обществах, которое предполагает базирование доиндустриального общества на синтезе человека и природы, индустриального – на преобразовании природы, а современное постиндустриальное общество базируется на взаимодействиях между людьми.

Становление концепции

Всё началось с оценок явлений, кардинально изменивших западный мир. И по сей день эта теория сохраняет свой материалистический характер, изучая конкретные факты и тенденции. Концепция постиндустриального общества представляет эмпирический материал как первичный относительно теоретических постулатов и общеметодологических конструкций, тем и отличается от других обществоведческих теорий, которых придерживаются марксисты.

Однако нельзя не отметить, что эта доктрина представлена рядом аспектов излишне объективистски, поскольку не даёт инструментов для анализа причин именно такого развития, пришедшего к становлению сначала индустриального, а затем постиндустриального общества. Рассматривая этот переход, скорее, как данность, а не процесс с противоречиями и внутренней логикой, объясняются лишь социальные трансформации современности, не применяя полученных результатов для выстраивания глобальной теории в области социологии, что и придаёт некоторую поверхностность учёным изысканиям в их выводах и положениях.

Система социальной защиты населения в РФ: основные направления деятельности и организационно-правовые формы.

· Содержание понятий «социальная защита населения» и «социальная защищенность».

Социальная защита — система мер, направленных на соблюдение прав человека, на удовлетворение его социальных потребностей.

Сущность социальной защищенности состоит в законодательномобеспечении экономических, политических, социальных и иных прав,свободи интересов граждан.

· Цель и задачи современной системы социальной защиты населения в РФ.

Основные задачи социальной защиты:

§ реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий;

§ адаптация системы социальной защиты к изменившимся социально-экономическим условиям;

§ дифференцированный подход к различным категориям населения.

Основные целисоциальной защиты населения сводятся к следующим:

1) избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума;

2) оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях;

3) содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.

· Предупреждение социальных рисков как одна из важнейших задач социальной защиты населения.

В качестве основных этапов системы предупреждения рисков можно выделить следующие:

• идентификацию факторов риска;

• классификацию и группировку факторов по уровню влияния, выявление наиболее значимых;

• разработку программы управления риском;

• анализ результатов реализации программы и совершенствование процесса управления риском

· Этические (гуманизм и социальная справедливость) и организационные (системность, комплексность, адресность, доступность) принципы социальной защиты населения.

Читайте также:
Предпосылки возникновения социологии как науки об обществе

Справедливость и гуманизм в соц.защите – это обеспечение на правовой основе всем членам общества, всем слоям и группам населения равнодоступных защитных гарантий и благ с учетом трудового вклада.

С системностью в организации и содержании соц.защиты тесно связана комплексность, т.е. обеспечение тесного единства всего комплекса мер экономического, социального, правового и другого характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня соц.защиты.

· Взаимосвязь социальной политики и системы социальной защиты населения.

Социальная защита в любом государстве – это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов котоҏыҳ не обесᴨȇчивают общественно необходимого уровня жизни семьи.

· Социальное обслуживание и социальное обеспечение как основные направления реализации системы социальной защиты населения.

Социальное обслуживание – это деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальное обеспечение – государственная система материального обеспечения и обслуживания граждан РФ в старости, при полной или частичной потере трудоспособности, потерекормильца, в случае болезни, а также семей, в которых есть дети.

· Роль социальной работы в осуществлении социальной защиты населения.

Социальная защита это политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения.

Для оказания содействия людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях и нуждающихся в социальной защите, функционирует специальный институт социальной работы и социальные службы.

· Управление социальной защитой населения: федеральный, региональный и муниципальный уровень.

Федеральный уровень(базовый) гарантирует своевременное получение государственных пенсий, пособий и других социальных выплат, предоставление льгот определенным категориям населения, финансируемых из федерального бюджета и соответствующих фондов.

Региональный уровень – предусматривает конкретную адресную поддержку нуждающихся, малообеспеченных граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию в виде единовременной денежной, натуральной, социально-бытовой помощи как из внебюджетных источников префектуры, региона, различных коммерческих и благотворительных организаций.

Муниципальный уровень отражает, прежде всего, специфику разделения сфер управления в реализации целей и задач социальной работы на городском уровне.

· Нормативно-правовая база социальной защиты населения.

Конституция РФ (1993); Федеральные законы: О ветеранах; О социальной защите инвалидов в РФ; О государственных пособиях гражданам, имеющим детей; О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов; Об основах социального обслуживания населения в РФ; О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; О государственной социальной помощи; Об основах обязательного социаль­ного страхования; Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием; О государственном пенсионном обеспечении в Российской Феде­рации; О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи и др.

В соответствие с Конституцией РФ вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В связи с чем расходы на эти цели возлагаются на федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.

Основные функции управление социальной защиты населения на федеральном уровне: организация пенсионного обслуживания и обеспечения пособиями; социальное обслуживание; медико-социальная экспертиза; реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи; социальная помощь семье и детям; подготовка законодательства по социальной защите населения; внешнеэкономическое и международное сотрудничество; разработка положений по основам социальной политики; анализ и прогноз уровня жизни различных категорий населения; подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ; разработка социальных нормативов и т. д.

Читайте также:
Анкетирование как метод исследования - примеры, методика

Функции управления социальной защиты населения на региональном (местном) уровне регламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности и включают: обеспечение и решение производственно-экономических задач; плановую и финансово-экономическую деятельность; создание различных фондов социальной помощи; решение экономических проблем и др.

· Современные проблемы социальной защиты населения и перспективы развития.

Среди частных проблем совершенствования социальной защиты основными являются следующие:

§ стабилизация финансового положения государственных внебюджетных социальных фондов;

§ погашение задолженности работникам по заработной плате;

§ расширение источников финансирования социальных услуг;

§ совершенствование адресной системы социальной поддержки населения;

§ введение единого порядка корректировки шкалы и ставок подоходного налогообложения

Перераспределение полномочий по реализации федерального социального законодательства. Стратегия реформирования социального сектора предполагает изменение действующего порядка взаимодействия органов власти федерального и регионального уровня и местного самоуправления в области социальной защиты.

Расширение возможностей граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми услугами, по выбору производителей услуг, в том числе в области здравоохранения и образования, а также диверсификация форм предоставления услуг на основе активного вовлечения негосударственного сектора. Предусматривается обеспечение равноправного доступа к государственному финансированию через механизм социального заказа для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги.

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала.

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Система социальной защиты населения в Российской Федерации: основные направления деятельности и организационно-правовые формы

Понятие и сущность социальной защиты населения. Социальная политика государства и социальная защита населения: Социальные гарантии, льготы, выплаты и минимальные социальные стандарты.Социальная помощь и социальная поддержка.

Основные направления социальной защиты населения: индексация доходов, обеспечение социальных гарантий по доходам, предоставление льгот, социальное страхование, социальное обеспечение, социальная помощь, социальное партнерство и др.

Модель российской системы социальной защиты населения. Источники финансирования системы социальной защиты населения: бюджетное финансирование, внебюджетные государственные фонды, негосударственное финансирование.

Ответ:

СЗН – деятельность государства, направленная на реализацию законодательно-закрепленных экономических, правовых и соц. гарантий, обеспечивающих каждому человеку соблюдение соц. прав (на достойный уровень жизни).

В России право граждан на СЗ гарантировано Конституцией РФ и регламентировано законодательством РФ.

СЗН для трудоспособного населения:

1. минимальная з/п.

2. обязательное медицинское страхование – система соц. гарантий, создающая равные условия для повышения благосостояния каждого гражданина за счет личного трудового вклада.

СЗН для нетрудоспособных:

1. пособия по безработице, на ребенка, по инвалидности.

2. льготы при поступлении в ВУЗ.

4. обязательное мед. страхование.

5. соц. помощь и поддержка всем гражданам, находящимся в ТЖС.

Соц. гарантии – предусмотренные законом обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав и свобод граждан. Именно ч/з систему соц. гарантий СЗН распространяется на все население.

Основа соц. гарантий – мин. соц. стандарты – это закрепленные законодательством нормативы, которые закрепляют мин. уровень СЗН. Их обеспечивают за счет бюджетной системы РФ (мин. прожиточный минимум, мин. з/п).

Соц. помощь – это система общественных отношений, складывающаяся м/у нуждающимися гражданами и государством по поводу предоставления денежных выплат, жизненно необходимых товаров и услуг, пенсий, стипендий и др. Она может быть правовой, педагогической, а не только материальной.

Соц.поддержка – меры по предоставлению помощи гражданам или семьям, имеющим доход не ниже прожиточного минимума, но нуждающихся в дополнительных средствах в связи с ТЖС (пособия, кредиты).

Основные направления СЗН:

1. Индексация доходов – это меры по повышению реального содержания основных доходов населения (пенсии, з/п) в связи с ростом цен. В 1991 г. ФЗ «Об индексации доходов и сбережений населения».

Читайте также:
Государственная социальная помощь - что это такое

2. Обеспечение мин. соц. гарантий по доходам. Главный мин. стандарт – прожиточный минимум – был утвержден вс1997 году. Понятие «прожиточный минимум» был введен в 1992 году. Это стоимостная оценка потребительской корзины (мин. набор продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья, а также обязательные платежи и сборы).

Прожиточный минимум – официальная черта бедности.

3. Предоставление льгот – это особое, по сравнению с действующим порядком, преимущество распределения льгот на конкретную группу населения. Льготы устанавливаются более чем на 200 категорий граждан, а претендует около 100 млн. человек. Сложность в предоставлении льгот в том, что у государства нет денег, усиление адресности предоставления льгот, монетизация льгот.

4. Социальное страхование – это организационно-правовая форма образования денежных фондов для обеспечения соц. благополучия: взимание взносов с застрахованных и работодателей при участии государства, а также наличие установленной системы страховых случаев, при наступлении которых у застрахованных возникает право на соц. обеспечение. В РФ страхование бывает: государственное, пенсионное, обязательное мед. страхование, соц. страхование.

5. Социальное обеспечение – направлено на содержание нетрудоспособных членов общества. Источники: государственные внебюджетные фонды и бюджет.

– Внебюджетные страховые взносы – только застрахованные граждане (трудовые пенсии, пособия по временной нетрудоспособности).

– Бюджетные взносы – нетрудоспособные, незастрахованные в обязательном порядке (дети без кормильца, военные). За счет бюджета осуществляется стационарное СО.

6. Соц. помощь – не носит постоянного характера, не распространяется на всех нуждающихся. Носит заявительный характер. Адресная помощь – введена в 1999 году.

7. Социальное партнерство – м/у работниками и работодателями. В соглашение м/у ними могут включаться вопросы, связанные с увеличением з/п, с проведением индексации з/п в связи с ростом цен.

– бюджетные (федеральный, региональный, местный бюджет);

– внебюджетные (государственные фонды: пенсионный фонд (1990г.), фонд ОМС, фонды соц. страхования, фонд соц. поддержки населения: федеральный или региональный).

Социальная защита

Социальная защита – это система мер, направленных на соблюдение прав человека и на удовлетворение его социальных потребностей.

Объекты социальной защиты

Среди категорий граждан, подлежащих социальной защите, можно выделить такие:

пенсионеры, в том числе одинокие;

инвалиды ВОВ, семьи погибших военных;

граждане, не имеющие постоянного места проживания;

Формы социальной защиты

Социальная защита включает три основные формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.

Таким образом, к формам социальной защиты относятся:

проведение мероприятий по социальному обеспечению;

предоставление услуг по социальному страхованию;

оказание социальной помощи.

Рассмотрим эти формы социальной защиты.

Социальное обеспечение

Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.

Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.

Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).

Социальное страхование

Социальное страхование – это система компенсации населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов.

Она основана на страховых начислениях работодателей, работников и распространяется только на лиц, осуществлявших выплату страховых взносов.

Социальное страхование может быть обязательным (при страховой поддержке государства) и добровольным (построенным на принципах коллективной взаимопомощи).

При этом фонды добровольного социального страхования рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию.

Социальная помощь

Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.

Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.

В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).

Читайте также:
Социальный контроль - формы, методы, роль в развитии общества

Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.

Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.

В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.

Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.

Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.

Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.

Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).

Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.

Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.

Основные принципы социальной защиты

Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:

партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;

экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;

адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;

приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;

превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.

Меры социальной защиты

К мерам социальной защиты относятся следующие мероприятия:

Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий;

Меры по преодолению безработицы;

Поддержка многодетных семей;

Выплата пособий на детей;

Контроль за соблюдением прав детей.

Виды социальной защиты

Социальная защита осуществляется на государственном уровне и в частном порядке.

К государственным формам социальной защиты относятся:

Доступное здравоохранение и образование;

Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг;

Меры социальной поддержки.

Негосударственные формы социальной защиты – это:

Добровольное социальное страхование;

Частные системы здравоохранения и др.

Основные виды социальной защиты – это:

бесплатное медицинское обслуживание;

предоставление санаторно-курортного лечения;

социальная помощь семьям, имеющим детей;

обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.

Система социальной защиты в Российской Федерации

Система социальной защиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на федеральном, региональном и местном уровнях.

Государственные внебюджетные фонды, обеспечивающие социальную защиту в РФ:

Пенсионный фонд Российской Федерации

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонд обязательного медицинского страхования.

Средства социальной защиты

К средствам государства для создания социальной защиты можно отнести:

нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов невозможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;

социальные стимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;

анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются правила страхования;

существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;

Читайте также:
Социальная защита населения - основные направления и формы

создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;

организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.

Выводы

Социальная защита – это многоуровневая система экономических, правовых, организационных, медико-социальных, педагогических, психологических и других мер, направленных на реализацию прав и свобод личности в области социального обеспечения, гарантированность не только выживания, но и достаточного уровня и качества жизни.

Социальная защита – это помощь, предоставляемая государством, а так же частными организациями всему населению или, что чаще, нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, пенсионерам, инвалидам и т. д.

В более широком смысле социальная защита предоставляется и частными организациями, например, страховыми компаниями.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме “Зарплата и кадры”.

Виды и формы социальной защиты населения

Вы будете перенаправлены на Автор24

В современной научной литературе социальная защита может пониматься в широком и узком смысле слова:

  • В рамках широкого подхода социальная защита представляет собой комплекс государственных мер по защите населения от социальных рисков; социальный порядок, обеспечивающий личности возможности выдвижения и отстаивания собственных интересов, позиций; многогранная, сложная система, обеспечивающая население определенными правовыми, социальными и экономическими гарантиями.
  • При реализации узкого понимания социальная защита выступает комплексом определенной совокупности мер, действий государства по обеспечению прав населения, его гарантий.

В свою очередь, под социальными гарантиями понимается конкретное проявление социальной защиты конкретных групп населения.

Структура социальной защиты

Социальная защита может быть условно представлена тремя основными подсистемами:

  • оказание поддержки занятому, трудоспособному населению;
  • оказание поддержки нетрудоспособному населению;
  • защита всего населения в социокультурной среде (здравоохранение, образование, защита культуры и пр.).

Основными принципами реализации социальной поддержки выступают:

  • адресность,
  • гуманность,
  • добровольность,
  • доступность,
  • конфиденциальность,
  • профилактическая направленность.

Виды социальной защиты

На современном этапе развития социальной защиты выделяют государственные и негосударственные формы поддержки населения.

К государственным относятся следующие:

  • льготы;
  • доступное здравоохранение;
  • образование;
  • пенсионное обеспечение;
  • меры социальной поддержки;
  • социальное обслуживание, социальные услуги.

Основными негосударственными формами социальной защиты выступают следующие:

  • благотворительность;
  • добровольное соц. страхование;
  • частные системы здравоохранения.

Кроме того, можно выделить следующие виды социальной защиты:

  • непосредственная, прямая защита – например, фиксация гарантированной минимальной оплаты труда;
  • поддерживающая защита – например, пенсионное обеспечение;
  • самозащита – например, на современном этапе государство предоставляет возможности трудоустройства в нескольких организациях без ограничения размеров доходов. Таким образом, в данном случае речь идет о самозащите, разрешенной законодательством;
  • профилактическая защита – например, обеспечение благоприятных условий для эффективной реализации производственных процессов, имплементация комплекса мероприятий, направленных на профилактику профзаболеваний);
  • компенсационная защита – например, обеспечение пособиями по безработице, инвалидности и пр.

Готовые работы на аналогичную тему

Социальная поддержка может также осуществляться в виде социальной помощи, социального страхования. Реализация данной формы поддержки осуществляется посредством государственных и негосударственных органов.

Под социальным страхованием понимается специфическая организационно-правовая форма соц. обеспечения.

Формы социальной защиты

Поддержка государства может осуществляться в денежной или неденежной формах:

  • денежная представляет собой своевременную выплату зарплаты, пенсий, пособий и пр.;
  • неденежная оказывается наиболее беспомощным группам населения в форме социального обслуживания, психологической помощи, посещения на дому и пр.

В свою очередь, под социальным обслуживанием в современной научной литературе понимается практическая деятельность различных социальных служб, направленная на оказание психолого-педагогических, социально-бытовых, социально-правовых, социально медицинских услуг, а также услуг оказания материальной помощи.

Таким образом, на современном этапе развития системы социальной защиты используется вариативный комплекс форм, видов и методов оказания социальной поддержки населения.

Социальная защита населения, ее формы и виды в России, категории граждан, подлежащих социальной защите

Система социальной защиты — это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

Читайте также:
Статистическое наблюдение - методы, примеры исследования

В России законодательством выделены различные категории социально незащищенных слоев населения. Люди, которые по объективным причинам не могут сами себя обеспечивать, могут претендовать на помощь со стороны государства. В статье перечисляются виды и формы социальной защиты и поддержки, а также те, кто может на них претендовать.

Система социальной защиты населения в современной России

Социальная защита населения — это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно-необходимого материального и социального положения всех членов общества. Это система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и существования личности, различных социальных категорий и групп.

Объекты социальной защиты

Среди категорий граждан, подлежащих социальной защите, можно выделить такие:

  • пенсионеры, в том числе одинокие;
  • инвалиды ВОВ, семьи погибших военных;
  • безработные;
  • чернобыльцы;
  • инвалиды;
  • дети сироты;
  • многодетные семьи;
  • малообеспеченные граждане;
  • матери-одиночки;
  • граждане, не имеющие постоянного места проживания;
  • инфицированные ВИЧ.
Формы социальной защиты

Социальная защита включает три основные формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.

Таким образом, к формам социальной защиты относятся:
  • проведение мероприятий по социальному обеспечению;
  • предоставление услуг по социальному страхованию;
  • оказание социальной помощи.

Рассмотрим эти формы социальной защиты.

Социальное обеспечение

Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.

Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.

Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).

Социальное страхование
  • Социальное страхование — это система компенсации населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов.
  • Она основана на страховых начислениях работодателей, работников и распространяется только на лиц, осуществлявших выплату страховых взносов.
  • Социальное страхование может быть обязательным (при страховой поддержке государства) и добровольным (построенным на принципах коллективной взаимопомощи).
  • При этом фонды добровольного социального страхования рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию.
Социальная помощь

Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.

Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.

В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).

Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.

Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы
В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь:
  • Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.
  • Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.

Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую:

  • Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).
  • Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.

Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.

Основные принципы социальной защиты
Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:
  • Партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;
  • Экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;
  • Адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;
  • Приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;
  • Превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.
Читайте также:
Социальная группа, виды, примеры формальных и неформальных

Меры социальной защиты

К мерам социальной защиты относятся следующие мероприятия:
  • Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий;
  • Меры по преодолению безработицы;
  • Поддержка многодетных семей;
  • Выплата пособий на детей;
  • Контроль за соблюдением прав детей.
Виды социальной защиты

Социальная защита осуществляется на государственном уровне и в частном порядке.

К государственным формам социальной защиты относятся:
  • Доступное здравоохранение и образование;
  • Пенсионное обеспечение;
  • Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг;
  • Предоставление льгот;
  • Меры социальной поддержки.
Негосударственные формы социальной защиты – это:
  • Благотворительность;
  • Добровольное социальное страхование;
  • Частные системы здравоохранения и др.
Основные виды социальной защиты – это:
  • обеспечение пенсиями;
  • обеспечение пособиями;
  • бесплатное медицинское обслуживание;
  • предоставление санаторно-курортного лечения;
  • социальная помощь семьям, имеющим детей;
  • обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.
Система социальной защиты в Российской Федерации

Система социальной защиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на федеральном, региональном и местном уровнях.

Государственные внебюджетные фонды, обеспечивающие социальную защиту в РФ:
  • Пенсионный фонд Российской Федерации
  • Фонд социального страхования Российской Федерации
  • Фонд обязательного медицинского страхования.
Средства социальной защиты
К средствам государства для создания социальной защиты можно отнести:
  • Нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов невозможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;
  • Социальные стимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;
  • Анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются правила страхования;
  • Существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;
  • Создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;
  • Организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.
Выводы

Социальная защита — это многоуровневая система экономических, правовых, организационных, медико-социальных, педагогических, психологических и других мер, направленных на реализацию прав и свобод личности в области социального обеспечения, гарантированность не только выживания, но и достаточного уровня и качества жизни.

Социальная защита — это помощь, предоставляемая государством, а так же частными организациями всему населению или, что чаще, нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, пенсионерам, инвалидам и т. д.

В более широком смысле социальная защита предоставляется и частными организациями, например, страховыми компаниями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: