Социальная защита населения – основные направления и формы

Система социальной защиты населения в РФ: основные направления деятельности и организационно-правовые формы.

· Содержание понятий «социальная защита населения» и «социальная защищенность».

Социальная защита — система мер, направленных на соблюдение прав человека, на удовлетворение его социальных потребностей.

Сущность социальной защищенности состоит в законодательномобеспечении экономических, политических, социальных и иных прав,свободи интересов граждан.

· Цель и задачи современной системы социальной защиты населения в РФ.

Основные задачи социальной защиты:

§ реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий;

§ адаптация системы социальной защиты к изменившимся социально-экономическим условиям;

§ дифференцированный подход к различным категориям населения.

Основные целисоциальной защиты населения сводятся к следующим:

1) избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума;

2) оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях;

3) содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.

· Предупреждение социальных рисков как одна из важнейших задач социальной защиты населения.

В качестве основных этапов системы предупреждения рисков можно выделить следующие:

• идентификацию факторов риска;

• классификацию и группировку факторов по уровню влияния, выявление наиболее значимых;

• разработку программы управления риском;

• анализ результатов реализации программы и совершенствование процесса управления риском

· Этические (гуманизм и социальная справедливость) и организационные (системность, комплексность, адресность, доступность) принципы социальной защиты населения.

Справедливость и гуманизм в соц.защите – это обеспечение на правовой основе всем членам общества, всем слоям и группам населения равнодоступных защитных гарантий и благ с учетом трудового вклада.

С системностью в организации и содержании соц.защиты тесно связана комплексность, т.е. обеспечение тесного единства всего комплекса мер экономического, социального, правового и другого характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня соц.защиты.

· Взаимосвязь социальной политики и системы социальной защиты населения.

Социальная защита в любом государстве – это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов котоҏыҳ не обесᴨȇчивают общественно необходимого уровня жизни семьи.

· Социальное обслуживание и социальное обеспечение как основные направления реализации системы социальной защиты населения.

Социальное обслуживание – это деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальное обеспечение – государственная система материального обеспечения и обслуживания граждан РФ в старости, при полной или частичной потере трудоспособности, потерекормильца, в случае болезни, а также семей, в которых есть дети.

· Роль социальной работы в осуществлении социальной защиты населения.

Социальная защита это политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения.

Для оказания содействия людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях и нуждающихся в социальной защите, функционирует специальный институт социальной работы и социальные службы.

· Управление социальной защитой населения: федеральный, региональный и муниципальный уровень.

Федеральный уровень(базовый) гарантирует своевременное получение государственных пенсий, пособий и других социальных выплат, предоставление льгот определенным категориям населения, финансируемых из федерального бюджета и соответствующих фондов.

Региональный уровень – предусматривает конкретную адресную поддержку нуждающихся, малообеспеченных граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию в виде единовременной денежной, натуральной, социально-бытовой помощи как из внебюджетных источников префектуры, региона, различных коммерческих и благотворительных организаций.

Муниципальный уровень отражает, прежде всего, специфику разделения сфер управления в реализации целей и задач социальной работы на городском уровне.

· Нормативно-правовая база социальной защиты населения.

Конституция РФ (1993); Федеральные законы: О ветеранах; О социальной защите инвалидов в РФ; О государственных пособиях гражданам, имеющим детей; О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов; Об основах социального обслуживания населения в РФ; О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; О государственной социальной помощи; Об основах обязательного социаль­ного страхования; Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием; О государственном пенсионном обеспечении в Российской Феде­рации; О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи и др.

Читайте также:
Основные идеи Эмиля Дюркгейма в социологии и их значение

В соответствие с Конституцией РФ вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В связи с чем расходы на эти цели возлагаются на федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.

Основные функции управление социальной защиты населения на федеральном уровне: организация пенсионного обслуживания и обеспечения пособиями; социальное обслуживание; медико-социальная экспертиза; реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи; социальная помощь семье и детям; подготовка законодательства по социальной защите населения; внешнеэкономическое и международное сотрудничество; разработка положений по основам социальной политики; анализ и прогноз уровня жизни различных категорий населения; подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ; разработка социальных нормативов и т. д.

Функции управления социальной защиты населения на региональном (местном) уровне регламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности и включают: обеспечение и решение производственно-экономических задач; плановую и финансово-экономическую деятельность; создание различных фондов социальной помощи; решение экономических проблем и др.

· Современные проблемы социальной защиты населения и перспективы развития.

Среди частных проблем совершенствования социальной защиты основными являются следующие:

§ стабилизация финансового положения государственных внебюджетных социальных фондов;

§ погашение задолженности работникам по заработной плате;

§ расширение источников финансирования социальных услуг;

§ совершенствование адресной системы социальной поддержки населения;

§ введение единого порядка корректировки шкалы и ставок подоходного налогообложения

Перераспределение полномочий по реализации федерального социального законодательства. Стратегия реформирования социального сектора предполагает изменение действующего порядка взаимодействия органов власти федерального и регионального уровня и местного самоуправления в области социальной защиты.

Расширение возможностей граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми услугами, по выбору производителей услуг, в том числе в области здравоохранения и образования, а также диверсификация форм предоставления услуг на основе активного вовлечения негосударственного сектора. Предусматривается обеспечение равноправного доступа к государственному финансированию через механизм социального заказа для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги.

Социальная защита населения: характеристика, уровни, основные направления.

Социальнаязащита населения (СЗН)это система принципов, методов, законодательно установленных государством соц. гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельностного существования личности, различных соц. категорий и групп; совокупность мер, действий, средств гос-ва и об-ва, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, инвалидность, старость, безработица.

Социальная защита населения включает в себя: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную поддержку (помощь).

Основные формы социальной защиты:

– законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ;- регулирование доходов и расходов населения;- социальное страхование;- социальное вспомоществование;- социальные услуги;- целевые социальные программы.

В России разработана программа социальной защиты, которая включает в себя:

– комплексный анализ уровня социальных и экономических условий жизни нуждающихся в поддержке групп населения;

– организацию пенсионного обеспечения граждан, в том числе создание негосударственной системы пенсионного обеспечения;

– разработку мероприятий по материально-бытовому обслуживанию нетрудоспособных и иных нуждающихся в защите граждан;

– создание адресной, дифференцированной системы поддержки на государственной и благотворительной основе;

– организацию и внедрение новых форм и видов натуральной, гуманитарной, технической, экстремальной помощи.Основные цели СЗН: избавление от абсолютной нищеты, оказание мат. помощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации соц. уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.

Выделяют следующие уровни социальной защиты населения:

1. Национальный уровень составляют учреждения, организации государства и общества, которые определяют и создают условия для решения жизненно важных проблем клиента в общенациональных масштабе. Этот уровень имеет предельно общие характеристики. Представлен в современной России подсистемами социальной защиты, дополнительного образования, молодежной программой в лице различных комитетов и министерств на уровне государства.

2. Региональный уровеньопределяется спецификой региона его природными, климатическими, экономическими, демографическими и др. показателями. Особенности регионального уровня выражены в приоритетах основных направлений социальной работы (например, проблема поддержания здоровья для регионов крайнего Севера или борьба с безработицей в областях Черноземья).

3. Муниципальный уровеньотражает, прежде всего, специфику разделения сфер управления в реализации целей и задач социальной работы на городском уровне (например, взаимоотношения управления социальной защиты и отдела народного образования в решении проблем опеки и попечительства).

4. Локальный уровеньсвязан с особенностями конкретного микро социума, его социально-культурного своеобразия.

Региональный, муниципальный и локальный уровень системы социальной работы характеризуются большей степенью вариативности и многообразием типов моделей социальных служб.

Необходимость активной социальной политики в современной смешанной рыночной экономике вытекает:

1) из стремления государства обеспечить социальную стабильность путем защиты населения от негативных сторон рынка отсутствия гарантий полной занятости и стабильного уровня цен; неустойчивого, циклического характера развития экономики; отсутствия стимулов для производства товаров и услуг общественного пользования;

Читайте также:
Влияние культуры на формирование личности на примерах

2) из потребностей самой современной рыночной экономики: современному производству требуются квалифицированные, образо ванные, здоровые работники, а также широкий рынок сбыта для все более разнообразной, высокотехнической и качественной продукции;

3) из потребностей общества в воспроизводстве здорового населения , недопущения депопуляции (снижения численности населения страны).

Социальная защита населенияэто одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества. Иногда доходов для тех слоев социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня населения, которые в силу тех или иных причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей.

Основные принципы социальной защиты:

• обеспечение прав и свобод личности.

Система социальной защитыэто комплекс законодательных актов, мероприятий, а также учреждений, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения. Она включает в себя:

1. Социальное обеспечение – создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике. Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр., семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных учреждениях ( домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.

2. Социальные гарантии предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределений по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ; социальные льготы это система общественных гарантий, предоставляемых на основе упомянутых принципов отдельным группам населения (инвалидам, ветеранам труда).

3. Социальное страхование защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками,связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется прежде всего путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потери кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг учреждений здравоохранения, профессионального обучения и пр., связанных с восстановлением трудоспособности.

4. Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений.

Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечения минимального гарантированного дохода, как реализации права на жизнь.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

Возникновение и развитие социологии

Со второй половины XVIII в. философия (в европейской традиции ведущая свое начало с античности) начинает терять статус «науки наук». Из нее постепенно выделились такие науки, как экономика, правоведение, историография. Объект изучения у них оставался по-прежнему один — общество, но он оказался достаточно сложным, и различные стороны его стали предметом самостоятельно развивающихся обществоведческих дисциплин. В XVIII-XIX вв. появилась еще одна новая наука об обществе — социология.

Социология стала изучать общество в его конкретных проявлениях, опираясь на социальные факты, положив в основу их анализа экспериментальные методы. Если философия изучает внутреннюю природу мира и человека, наиболее общие мировоззренческие вопросы природного и общественного бытия, то социология изучает специфику социальных явлений, опираясь на социальные факты, опытно-экспериментальные, статистико-математические методы анализа.

Читайте также:
Молодежный экстремизм - определение, причины, виды

Социально-философские предпосылки возникновения социологии как науки

Сущность современной социальной жизни нельзя понять без сопоставления ее с прошлым. В течение 2,5 тыс. лет мыслители анализировали и описывали общество, накапливая базу социологического знания. Поэтому первых социологов античности называют социальными философами. Среди них выделяются Платон (428/427- 348/347 до н. э.) и Аристотель (384-322 до н. э.).

К первым в истории работам по «общей социологии» можно отнести «Государство» Платона, в котором впервые были разработаны основы теории стратификации. Согласно данной теории любое общество делится на три класса: высший — состоящий из мудрецов — философов, призванных управлять государством, средний — включающий воинов, обязанность которых защищать государство от внешних врагов; низший — состоящий из ремесленников и крестьян, которые должны выли заниматься производительным трудом, обеспечивая собственное существование и существование остальных классов.

Аристотель предложил свой вариант классового деления общества, согласно которому опорой порядка в обществе выступает средний класс. Кроме него он выделял еще два класса — богатую плутократию и лишенный собственности пролетариат.

Конфуций (551-479 до н. э.) — древнекитайский мыслитель, разработал и обосновал правила поведения в обществе, соблюдение которых обеспечит обществу и государству жизнеспособность:

  • наличие управляющих и управляемых;
  • уважение к старшим по возрасту и по званию;
  • послушание, лояльность;
  • скромность, сдержанность и др.

В Средние века в обществе господствовало теологическое восприятие мира. Поэтому сложными социальными проблемами занимались в основном богословы, основываясь в первую очередь на христианских догматах. Дальнейшее развитие представления об обществе получили в трудах выдающихся мыслителей Нового времени (XV- XVII вв.) Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескьё, А. Сен-Симона и др.

Пикколо Макиавелли (1469-1527) — итальянский мыслитель, историк и писатель, создал оригинальную теорию общества и государства. Его главное произведение «Государь» как бы продолжает основную линию рассуждения платоновского «Государства», но при этом акцент делается не на структуре общества, а на поведении политического лидера. Макиавелли впервые вывел государственно-политические вопросы из-под сферы влияния религии и морали и стал рассматривать политику в качестве особой сферы деятельности. Он также создал образ идеального правителя и политическую технологию удержания власти. Следует отметить, что именно благодаря трудам Н. Макиавелли социология и политология стали рассматриваться под другим углом зрения: они стали науками о поведении людей в обществе.

Томас Гоббс (1588-1679) — английский философ-эмпирик, внес значительный вклад в развитие социальной мысли. Его основные груды: «Философские основания учения о гражданине», «Левиафан». Он разработал теорию общественного договора, которая послужила основой для учения о гражданском обществе. По мнению Гоббса, в своем естественном состоянии — «человек человеку волк», и потому в обществе идет «воина всех против всех», или социальная борьба за выживание. Чтобы предотвратить это, необходимо создание гражданского общества как высшей формы социального развития. Оно должно основываться на общественном договоре и юридических законах, признаваемых всеми. Граждане добровольно ограничивают личную свободу, получая взамен от государства надежную защиту и поддержку.

Джон Локк (1632-1704) — английский философ и политический деятель. В своей основной работе «Два трактата о государственном правлении» он утверждал, что государственная власть должна быть разделена на законодательную, исполнительную (включая судебную) и федеративную (внешних сношений), которые в правильно устроенном государстве находятся в определенном равновесии. Локк обосновал фундаментальные права человека: свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности. В отличие от Гоббса. трактовавшего «естественное состояние» общества как «войну всех против всех», Локк считан, что права на жизнь, свободу и собственность являются основными естественными и неотчуждаемыми правами человека. Ради их защиты люди объединились в «политическое или гражданское общество».

К непосредственным предшественникам социологии многие исследователи относят таких крупных французских мыслителей, как Ш. Монтескье и А. Сен-Симон.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) — философ-просветитель и правовед, особенно плодотворно исследовал различные типы политического устройства общества. Его основные сочинения: «Персидские письма» и «О духе законов». Он выделял три типа государства: монархия, деспотия и республика, в зависимости от того, в чьих руках — «всего народа или части его» — находится верховная власть. Основная заслуга Монтескье состояла в том, что он установил зависимость форм правления государства от природно-климатических и географических условий, размера территории страны, его населенности, развитости торговли, а также от религии, нравов, обычаев, традиций и т.д. И в этом смысле он, в частности, явился основателем современной географической школы в социологии и политологии. Кроме того, развивая и углубляя локковскую теорию «разделения властей», Монтескье оказал большое влияние на формирование конституционной мысли XVIII-XX вв.

Читайте также:
Статистическое наблюдение - методы, примеры исследования

Клод Анри де Сен-Симон (1760-1825) — великий социал-утопист. был первым мыслителем, который заявил о необходимости синтезирования социально-философских и эмпирических подходов к изучению общества. По его мнению, общество представляет собой живой организм, функционирующий по объективным законам, и потому его необходимо исследовать с помощью методов, аналогичных точным методам естественных наук. Впоследствии эти идеи Сен- Симона были развиты и продолжены в работах его ученика О. Конта. которого принято считать основоположником социологии как науки.

Таким образом, возникновение социологии было подготовлено всем предшествующим идейным, социально-политическим, экономическим и духовным развитием человечества и связано с глубокими изменениями мировоззрения людей, происходившими в конце XVIII — начале XIX в. Именно этот этап развития европейского и североамериканского социального знания привел к созданию социологии как науки об обществе, равной физике как науке о неживой природе и химии как всеобщей истории превращения веществ.

Возникновение социологической теории

Социология Огюста Конта

Огюст Конт (1798-1857) обычно считается «отцом» социологии. Именно он дал этой науке наименование, составив слово «социология» из слов, взятых из двух разных языков: латинского «societas» («общество») и греческого «logos» («слово», «учение»). Но, конечно, дело не в новом названии. Значительным был вклад этого мыслителя в становление социологии. Он первым предложил использовать научный метод для изучения общества, полагая, что с помощью науки можно познать скрытые законы, которые управляют всеми обществами. Не случайно новую науку Конт сначала назвал «социальной физикой» и лишь затем «социологией». Конт поставил своей задачей разработку рационального подхода к изучению общества, основу которого составили бы наблюдения и эксперимент. Это в свою очередь обеспечило бы практический фундамент для нового, более устойчивого общественного порядка.

Социология Герберта Спенсера

Герберт Спенсер (1820-1903), английский философ и социолог, являясь видным представителем позитивизма, вслед за Контом внес идею эволюции в основу социологии. На него оказала сильное влияние теория естественного отбора Ч. Дарвина. Спенсер был убежден, что ее можно применить ко всем аспектам развития Вселенной, включая историю человеческого общества. Спенсер сравнивал общество с биологическим организмом, а отдельные части общества (образование, государство и т.п.) — с частями организма (сердцем, нервной системой и т.д.), каждая из которых влияет на функционирование целого. Он полагал, что, подобно биологическим организмам, общества развиваются от простейших форм к более сложным, непрерывно приспосабливаясь к меняющимся условиям окружающей среды, а «естественный отбор» происходит в человеческом обществе так же, как и среди животных, способствуя выживанию самых приспособленных. Процесс адаптации сопровождается усложнением общественного устройства (например, период промышленной революции) в результате углубляющегося разделения труда и развития специализированных организаций (фабрики, банки и фондовые биржи).

Таким образом, социология как особая наука появляется в XVIII-XIX вв., отделившись от философии. У истоков социологии стоит учение О. Конта, предложившего использовать позитивный научный метод для изучения общества. Г. Спенсер внес в основу социологии идею эволюции, сравнивая общество с организмом, а отдельные части общества — с органами, каждый из которых влияет на функционирование целого. К. Маркс утверждал, что в развитии общества решающую роль играют экономические отношения, а движущей силой истории является борьба классов за контроль над собственностью.

Социальные и научные предпосылки возникновения социологии

Социальные предпосылки становления и развития социологии заявили о себе, когда в регламент феодальных отношений вторгаются процессы, утверждавшие права и свободы человека, его духовную и экономическую независимость. Шло стихийное становление гражданского общества. Государство обещало личную безопасность граждан и их благополучие в системе общественного производства в обмен на налоги, обеспечивающие содержание бюрократии.

Экономические предпосылки развития социологии заявляют о себе через проблемный характер взаимосвязи элементов структуры производительных сил и производственных отношений; через состояние сложившегося способа производства. Последнее определяется соответствием или несоответствием производственных отношений уровню и характеру производительных сил конкретного общества, его способностью обеспечить производство необходимых благ, а также решить проблему своего простого или расширенного воспроизводства.

Поскольку общность людей конкретного общества только условно автономна, ибо это общество прямо или опосредованно замыкается на мировой рынок через систему экспорта-импорта, то статус этого общества в системе мирового рынка обусловливает необходимость включения в операциональное поле социологии еще одного объекта исследовательской практики. Реакция на промышленный переворот и утверждение капитализма вместо феодализма обеспечили форсированное развитие социологии и появление в ней таких авторитетов, как Карл Маркс, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер, Георг Зиммель, Питирим Сорокин и др. Они не только занимались анализом социальных проблем, но и предлагали свои концепции их решения.

Читайте также:
Социальный контроль - формы, методы, роль в развитии общества

Политические предпосылки развития социологии обусловлены в первую очередь чередой политических революций XVIII-XIX вв. Внимание авторитетов социологии привлекли не столько позитивные изменения, сколько негативные последствия. Постреволюционный хаос вызвал потрясение общественного сознания, обусловил желание вернуться к традиционному обществу стабильности и покоя. Поскольку революционные процессы имели необратимый характер, то авторитетные представители социологии в ходе эмпирических исследований пытаются смоделировать новые основания стабильности постреволюционного периода. Этот интерес к поиску нового социального порядка в условиях индустриальной цивилизации нашел свое выражение в усилиях таких социологов, как О. Конт и Э. Дюркгейм. На обочине этого дискурса оставались только К. Маркс и его адепты в России — Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, П.Л. Лавров и др. Все остальные социологи боялись социализма больше, чем капитализма.

Среди социокультурных предпосылок развития социологии можно назвать зарождение феминизма. Перспектива этого зарождения существовала всегда с тех пор, когда матриархат уступил свое место патриархату, когда право наследования собственности определилось по мужской линии. Феминистская активность усилилась в условиях становления индустриальной цивилизации и борьбы за всеобщее избирательное право и нашла свое отражение в социологии.

Одним из приоритетов социологии стал феномен урбанизации. Массовая миграция сельского населения в город была вызвана созданием рабочих мест в промышленности. Однако адаптация сельского населения к городской жизни и культуре носила проблемный характер. Она обеспечила самостоятельный дискурс социологии.

Среди отмеченных предпосылок становления и развития социологии особое место занимают научно-теоретические предпосылки. Они обеспечивали эволюцию умозрительно-философской модели научного знания в модель рационально-опытную (экспериментальную). В XIX в. отрасли научного знания обеспечили достоверность опытно-экспериментальной методологии. Этому способствовали: учение Ф. Бэкона об «идолах» сознания; учение Т. Гоббса о номинализме, амбивалентности и конвенционализме; учение Дж. Локка об идеях; правила для руководства ума Р. Декарта; учение Б. Спинозы об атрибутах и модусах, а также учение Г. Лейбница о монадах, деизм И. Ньютона и т.д.

Предпосылки возникновения социологии как науки об обществе

Объект и предмет социологии

Социология – учение об обществе. Объект социологии – современное общество и

информация о нем, полученная другими науками. Предметом изучения социологии

является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие

общностей разного типа. Социальные общности – это все разновидности

социальных образований, которые связаны общими интересами. Социология – это

наука, которая изучает современное общество через призму интересов и

потребностей тех социальных групп, которые его составляют. Функции

социологии: 1. Познавательная. 2. Прогностическая. 3. Управленческая. 4.

Ценностно-ориентирующая человека. 5. Мировоззренческая. 6.Гуманистическая.

Предпосылки возникновения социологии как науки об обществе

Со второй половины XVIII в. философия (в европейской традиции ведущая свое начало с античности) начинает терять статус «науки наук». Из нее постепенно выделились такие науки, как экономика, правоведение, историография. Объект изучения у них оставался по-прежнему один —общество, но он оказался достаточно сложным, и различные стороны его стали предметом самостоятельно развивающихся обществоведческих дисциплин. В XVIII-XIX вв. появилась еще одна новая наука об обществе — социология.

Социология стала изучать общество в его конкретных проявлениях, опираясь на социальные факты, положив в основу их анализа экспериментальные методы.

Рассмотрение предыстории и анализ объективных предпосылок возникновения социологии показывают, что социология как самостоятельная наука сложилась, в первую очередь, в результате конкретизации проблематики традиционной социальной философии.

Первых социологов античности называют социальными философами. Среди них выделяются Платон (428/427- 348/347 до н. э.) и Аристотель (384-322 до н. э.).

К первым в истории работам по «общей социологии» можно отнести«Государство» Платона, в котором впервые были разработаны основы теории стратификации.

Аристотель предложил свой вариант классового деления общества, согласно которому опорой порядка в обществе выступает средний класс.

Томас Гоббс (1588-1679) – в своем естественном состоянии -«человек человеку волк», и потому в обществе идет «воина всех против всех», или социальная борьба за выживание. Чтобы предотвратить это, необходимо создание гражданского общества как высшей формы социального развития.

Клод Анри де Сен-Симон (1760-1825) — великий социал-утопист. был первым мыслителем, который заявил о необходимости синтезирования социально-философских и эмпирических подходов к изучению общества. По его мнению, общество представляет собой живой организм, функционирующий по объективным законам, и потому его необходимо исследовать с помощью методов, аналогичных точным методам естественных наук. Впоследствии эти идеи Сен- Симона были развиты и продолжены в работах его ученика О. Конта. которого принято считать основоположником социологии как науки.

Огюст Конт (1798-1857) обычно считается «отцом» социологии. Он первым предложил использовать научный метод для изучения общества. Идея закономерности прогрессивного развития общества. Социологический анализ общества Конт обусловливал практической мотивацией.

Читайте также:
Постиндустриальное общество - определение, составные элементы

Конт отмечал, что существуют противоречия между приспособлением человека к наличным условиям, с одной стороны, и стремлением изменить их — с другой.(три стадии прогресса): теологическая, метафизическая, позитивная.

Понимающая социология Макса Вебера.

Главная идея – обоснование возможности максимально рационального поведения, проявляющееся во всех сферах человеческих взаимоотношений. Вебер отрицал идеи, что общество первично, и исходил из действий отдельных людей – методологический индивидуализм Вебера. Один из методологических принципов – ориентация на другого. Социология по Веберу является «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Действия обретают характер соц. действия, если в них присутствуют 2 момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого(других). Выделяет 4 вида соц. действия: ценностно-рациональное, целерациональное, аффективное, традиционное.

Социология П. Сорокина

Он считал, что «социология должна строится по типу естественных наук», но в смысле объективности методов, а не тождества предметов исследования. Ни о каком противопоставлении «наук о природе» и «наук о культуре» не может быть и речи. П. Сорокин призывает описывать внешние факты, но не всю социальную жизнь. При этом выделяет три основные формы актов поведения людей: дозволенные, должные и рекомендуемые. Центральной в его творчестве является тема социокультурной динамики, в разработке которой основное понятие – «ценность». Он пишет, что «именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры». Основными культурными качествами в его социокультурной системе или суперсистеме являются такие понятия, как значение, норма, ценность.

П. Сорокин делил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическую социологию он в свою очередь делил на три отдела: социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику. Социальная аналитикаизучает строение (структуру) социального явления и его основные формы. Предметсоциальной механики (или социальной физиологии) – процесс взаимодействия людей, иными словами, – поведение людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется. Социальная генетика изучает развитие социальной жизни, её отдельных сторон и институтов.

Практическая социология характеризуется П. Сорокиным как прикладная дисциплина. Опираясь на законы, которые формулирует теоретическая социология, она должна помогать обществу и человеку управлять социальными силами в соответствии с поставленными целями.

Теория социальной стратификации и социальной мобильности. Согласно этой теории всё общество делится на различные слои – страты, которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. Меняя профессию или вид деятельности, своё экономическое положение или политические взгляды, человек переходит из одного социального слоя в другой. Этот процесс получил название Социальной мобильности. П. Сорокин подразделяет социальную мобильность на горизонтальную (переход человека из одной социальной группы в другую, находящуюся в целом на том же уровне социальной стратификации) и вертикальную (переход людей из одного социального слоя в другой в иерархическом порядке).

Содержание процесса социализации.

Социализация – это процесс усвоения индивидом норм и правил поведения,

принятых в обществе. Это двухсторонний процесс, включающий в себя с одной

стороны усвоение индивидом социального опыта с помощью вхождения в социальную

среду, в систему связей и отношений, с другой стороны – процесс активного

воспроизводства принципов системы социальных связей с помощью активной

деятельности. Основные этапы социализации: дотрудовой (детство, юность),

трудовой (зрелый возраст), послетрудовой (пожилой возраст). Составные части

процесса социализации: обучение (приобретение новых знаний), воспитание

(воздействие духовной сферы на поведение), взросление и возмужание (процессы

психического и физиологического становления организма). Проводники

социализации: социальные институты, посредники, культура.

Агенты социализации.

Агенты социализации – это институты, социальные факты, отдельные люди и группы людей, которые способствуют социализации.

В целом агентов социализации мы можем разделить на агентов первичной социализации и агентов вторичной социализации.

Агенты первичной социализации – родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, все остальные родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи, тренеры и т.д. – все те люди, кто связан с индивидом тесными личными отношениями. Вторичная социализация относится к опосредованному, или формальному, окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов; её осуществляют люди, связанные формально-деловыми отношениями. Поэтому агентами вторичной социализации являются, например, представители администрации школы, вуза, предприятия, армии, сотрудники средств массовой информации, партий, суда и т.д.

Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной – на поздних. Первичную социализацию осуществляют те, кто связан с нами тесными личными отношениями, а вторичную – те, кто связан формально-деловыми отношениями. Тот же учитель, если между ним и учеником нет доверительно-личных отношений, оказывается среди агентов не первичной, а вторичной социализации. Милиционер всегда выступает в роли вторичного социализатора.

Читайте также:
Индустриальное общество - определение, особенности, отличия

Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они выполняют одну-две функции. Школа дает знания, предприятие – средства существования, церковь – духовное общение и т.п. Напротив, агенты первичной социализации универсальны, они выполняют множество разных функций: отец исполняет роль добытчика средств существования, опекуна, воспитателя, учителя, друга. Сверстники выступают в роли партнеров по играм и квазиродителей: старшие дети опекают и заботятся о младших.

Агенты социализации различны в зависимости от жизненного цикла человека:

Младенческие годы – агент социализации семья, родители.

Детство и юность (школьные годы) – агенты: учителя, сверстники, тренеры в спортивных командах, телевидение, кино, музыка.

Для студентов агент социализации – институт.

Для работающих – работа.

Вступление в брак, рождение детей – эти события также выступают агентами социализации. В среднем возрасте возникает ситуация, при которой человек начинает терять свои индивидуальные отличия и приобретает черты группы, к которой он принадлежит.

Объект и предмет социологии

Социология – учение об обществе. Объект социологии – современное общество и

информация о нем, полученная другими науками. Предметом изучения социологии

является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие

общностей разного типа. Социальные общности – это все разновидности

социальных образований, которые связаны общими интересами. Социология – это

наука, которая изучает современное общество через призму интересов и

потребностей тех социальных групп, которые его составляют. Функции

социологии: 1. Познавательная. 2. Прогностическая. 3. Управленческая. 4.

Ценностно-ориентирующая человека. 5. Мировоззренческая. 6.Гуманистическая.

Предпосылки возникновения социологии как науки об обществе

Со второй половины XVIII в. философия (в европейской традиции ведущая свое начало с античности) начинает терять статус «науки наук». Из нее постепенно выделились такие науки, как экономика, правоведение, историография. Объект изучения у них оставался по-прежнему один —общество, но он оказался достаточно сложным, и различные стороны его стали предметом самостоятельно развивающихся обществоведческих дисциплин. В XVIII-XIX вв. появилась еще одна новая наука об обществе — социология.

Социология стала изучать общество в его конкретных проявлениях, опираясь на социальные факты, положив в основу их анализа экспериментальные методы.

Рассмотрение предыстории и анализ объективных предпосылок возникновения социологии показывают, что социология как самостоятельная наука сложилась, в первую очередь, в результате конкретизации проблематики традиционной социальной философии.

Первых социологов античности называют социальными философами. Среди них выделяются Платон (428/427- 348/347 до н. э.) и Аристотель (384-322 до н. э.).

К первым в истории работам по «общей социологии» можно отнести«Государство» Платона, в котором впервые были разработаны основы теории стратификации.

Аристотель предложил свой вариант классового деления общества, согласно которому опорой порядка в обществе выступает средний класс.

Томас Гоббс (1588-1679) – в своем естественном состоянии -«человек человеку волк», и потому в обществе идет «воина всех против всех», или социальная борьба за выживание. Чтобы предотвратить это, необходимо создание гражданского общества как высшей формы социального развития.

Клод Анри де Сен-Симон (1760-1825) — великий социал-утопист. был первым мыслителем, который заявил о необходимости синтезирования социально-философских и эмпирических подходов к изучению общества. По его мнению, общество представляет собой живой организм, функционирующий по объективным законам, и потому его необходимо исследовать с помощью методов, аналогичных точным методам естественных наук. Впоследствии эти идеи Сен- Симона были развиты и продолжены в работах его ученика О. Конта. которого принято считать основоположником социологии как науки.

Огюст Конт (1798-1857) обычно считается «отцом» социологии. Он первым предложил использовать научный метод для изучения общества. Идея закономерности прогрессивного развития общества. Социологический анализ общества Конт обусловливал практической мотивацией.

Конт отмечал, что существуют противоречия между приспособлением человека к наличным условиям, с одной стороны, и стремлением изменить их — с другой.(три стадии прогресса): теологическая, метафизическая, позитивная.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Предпосылки возникновения социологии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Предпосылки возникновения социологии – это политические, экономические и научные изменения в обществе благодаря которым стало возможно появление социологии как науки.

Среди предпосылок возникновения социологии выделяют три группы:

  • социально-экономические;
  • естественно-научные;
  • идейно-теоретические.

Рассмотрим ох особенности.

Социально-экономические предпосылки возникновения социологии

Расслоение общества, которое ранее воспринималось, как норма вызывает все больше протеста. Господствующий в некоторых странах капитализм нуждается в новых формах. Не случайно родиной социологии были Франция и Англия это связано с произошедшим в них конфликтом, в котором с одной стороны появляется машинный труд, который призван облегчить труд, а с другой стороны условия работы становятся тяжелыми.

Общество агрессивно реагировало на социальную несправедливость и эксплуатацию трудящихся, которая выражалась в ненормированном рабочем дне, использовании труда женщин и детей. Необходимо было найти баланс между стремлением заработать и обеспечением нормальных условий труда и жизни разных слоев населения. Мыслители того времени пытались найти выход из сложившейся негативной ситуации, создавая различные теории:

  • марксизм,
  • социализм,
  • либерализм,
  • и т.д.
Читайте также:
Анкетирование как метод исследования - примеры, методика

Естественно-научные предпосылки возникновения социологии

Научно-технический прогресс, который позволил изменить строй самого общества, природа как таковая перестает быть единственным регулятором поведения людей. Ручной труд начинает уходить в прошлое. Научные достижения в области математики, физики и естествознания. Новые способы сбора и передачи информации, информация становится более доступной, появляется возможность обмена информацией с другими странами.

Само по себе развитие научного знания позволяет создавать специализированные инструменты и методы исследования общества. Ученые и мыслители приходят к выводу, что решение проблем расслоения общества и других социально культурных проблем возможно лишь при использовании специальных методов. Социология выделяется как наука, которая имеет:

Готовые работы на аналогичную тему

  • свой понятийный аппарат
  • свои инструменты исследования
  • методы воздействия на окружающий мир.

Идейно-теоретические предпосылки возникновения социологии

Общество все больше переходит от стремления производить к стремлению контролировать социально-культурное положение внутри себя. Именно проблемы общественных отношений становятся центром внимания многих ученых начала XIX века. Развитие культуры в различных странах и возможность обмена опытом. Необходимость решения появившихся проблем становится все более очевидной, дальнейшее экономическое и культурное развитие становится невозможным. Также благодаря более быстрой передаче информации появляется стремление в сторону целостного социального мира. Необходимость его изучения, конечно же, требовала новой, особой науки об обществе.

Позитивистский подход О. Конта к появлению социологии как науки

Основоположником социологии считаю О. Конта, именно он впервые опубликовал термин социология, в своей работе «Курс позитивной философии». Именно поэтому его подход называют позитивистским. Позитивизм отличается от других подходов, в первую очередь тем, что научными считал лишь те знания, которые основаны на опыте. Именно стремление поставить учение об обществе на научную основу и явилось тем отправным фактом, который привел к формированию и развитию социологии. О Конт обосновывает необходимость появление социологии на основе сформулированного им законов о трех последовательных стадиях интеллектуального развития человека и общества: теологической ( объяснение всего непонятного с помощью сверхъестественного), метафизической (объяснение неизвестного с помощью абстрактных сущностей), позитивной ( для объяснение явлений происходит при помощи наблюдения и фиксации постоянных связей). Этот подход объясняет тесную связь социологии с практической жизнью.

Социология возникла, как наука призванная изучать общество как сложную систему.

Возникновение социологии — основные предпосылки

  • Причины возникновения социологии как прикладной научной дисциплины
    • Основные предпосылки появления в России
  • Исторические предпосылки возникновения социологии как науки
  • Социально-экономические предпосылки возникновения
  • Научно-теоретические предпосылки возникновения социологии

Причины возникновения социологии как прикладной научной дисциплины

Социологические знания возникли еще в глубокой древности, но как самостоятельная научная дисциплина социология оформилась только в середине XIX века.

Термин «социология» в своей основе имеет 2 слова:

  • латинское «societas» — «общество»;
  • греческое «logos» — «слово», «учение».

Впервые был использован в 1839 году французским ученым Огюстом Контом в его «Курсе позитивной философии». Конт полагал, что развитие общества подчиняется естественным фундаментальным законам, которые могут быть предметом научного изучения. Социологию он воспринимал как «социальную физику».

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Еще до Конта основы социологических знаний развивались в трудах французских просветителей. Особенно большой вклад в становление социологии внес французский мыслитель Клод Анри де Сен-Симон. Конт служил у него секретарем в период с 1817 по 1824 год, а впоследствии подхватил и развил многие его идеи.

Сен-Симон впервые высказал мысль о том, что наука о человеке должна носить позитивный характер, основываться на наблюдениях, а не спекулятивных рассуждениях.

В XIX веке западное общество оказалось перед новыми вызовами. Происходили следующие процессы:

  • разрабатывались технологические новшества — они сокращали расстояние между людьми, улучшали качество жизни, но в то же время ставили под угрозу существование человеческого общества за счет изобретения новейших вид оружия, а также отчуждали человека от результатов его труда;
  • интенсивными темпами развивались капиталистические отношения;
  • происходила массовая урбанизация — рост числа городов и увеличение количества городского населения;
  • продолжались географические открытия, расширявшие картину мира и открывавшие новые перспективы развития;
  • углублялось социальное расслоение общества, вызывавшее серьезные социальные потрясения;
  • появлялись новые социальные учения, требовавшие осмысления возможности их применения на практике.

Возник запрос на появление новой науки, которая могла бы объяснить происходившие в обществе явления и снизить уровень социального напряжения.

Читайте также:
Социальная группа, виды, примеры формальных и неформальных

Непосредственно в качестве «заказчика» появления новой прикладной научной дисциплины выступил класс буржуазии, который был заинтересован в дальнейшем поступательном развитии общества без социальных взрывов. Неслучайно социология зародилась во Франции — в этой стране начиная с конца 1780-х годов происходили революционные потрясения, жертвами которых стали сотни тысяч людей.

Появление социологии было бы невозможно без развития следующих отраслей знания:

  • демографии;
  • статистики;
  • этнографии;
  • антропологии;
  • прикладной математики.

Эти дисциплины давали эмпирический материал для дальнейшей его обработки в рамках социологии. Например, к 1830-м годам были разработаны многие методики общественных опросов, проводились хозяйственные и демографические переписи.

Основные предпосылки появления в России

Социология появилась в России в период после отмены крепостного права в 1861 году.

Для этого времени характерны следующие процессы:

  • становление капиталистических отношений;
  • интенсивные преобразования во всех сферах жизни общества в результате реформ;
  • оживление общественно-политической и духовной жизни страны.

Развитие отечественной социологии тесно связано с западным влиянием. В России с 1860-х годов появляются переводы работ зарубежных социологов с комментариями и рецензиями на них, выполненными отечественными исследователями.

В данный период в России господствовали следующие направления социологической мысли:

  • позитивизм;
  • субъективная социология и связанные с ней психологические направления;
  • натурализм;
  • экономический материализм.

Для российской социологии изначально была характерна тесная связь с оценками текущей политической жизни в стране. В условиях самодержавной монархии развитие свободной социологии было невозможно. Уже с 1880-х годов преследованиям подвергались ученые, работавшие в этой отрасли знания.

Изымались и уничтожались привозные книги по социологии. Например, по специальному приказу царского правительства сожжению подлежали книги американского социолога-эволюциониста Уорда Лестера. Признавалось враждебным «влияние на умы» и других известных социологов.

После Октябрьской революции 1917 года социология была объявлена «буржуазной наукой» и на долгие годы ушла в забвение. Ее возрождение началось только после 1991 года.

Исторические предпосылки возникновения социологии как науки

Возникновение социологии было обусловлено закономерностями исторического процесса в развитых западных обществах.

Главные исторические события, повлиявшие на становление социологии как науки:

  • Великая французская революция и революционные потрясения XIX века;
  • антиклерикализм — освобождение общества из-под господства религии;
  • промышленная революция, выразившаяся в массовом переходе от ручных к машинным средствам производства;
  • развитие капиталистических отношений и появление новых классов — буржуазии и пролетариата;
  • зарождение зачатков гражданского общества, появление идей индивидуализма, либерализма и социализма.

Социально-экономические предпосылки возникновения

Социологические знания в первую очередь были востребованы в тех странах, в которых интенсивно развивались капиталистические отношения. Это США и развитые страны Европы — Англия, Франция, Германия. Новые экономические реалии сопровождали следующие проблемы:

  • усиление эксплуатации;
  • тяжелое положение рабочих;
  • циклические кризисы в экономике;
  • рост социального напряжения;
  • повсеместное использование труда женщин, детей и подростков;
  • неблагоприятные условия труда;
  • отсутствие социальных гарантий.

Противостояние пролетариата и собственников средств производства выражалось в разных формах протеста:

  • луддистское движение, направленное против машин, в которых рабочие видели главных виновников своих бед;
  • восстание лионских и силезских ткачей;
  • чартизм в Англии, главной целью которого было предоставление избирательного права всему мужскому населению.

С усложнением социальной жизни и увеличением количества революционных потрясений возникла потребность в получении объективных знаний об обществе с целью урегулирования общественных отношений.

Научно-теоретические предпосылки возникновения социологии

Социологические знания первоначально развивались в рамках социальной философии и других гуманитарных наук.

Интеллектуальные истоки знаний о человеческом обществе содержатся уже в трудах древних мыслителей:

  • Платон в своем «Государстве» описывал разные типы общественно-политического устройства, выделял сословия и определял их функции;
  • Аристотель представлял общество как иерархическую систему, где каждый ее член выполняет определенную роль;
  • Конфуций детально разработал правила проведения в обществе для отдельных его членов — от выполнения этих правил, по его мнению, зависит стабильность всей системы в целом.

В XVII веке появились идеи о том, что общество — это целостная система, а не просто проживающий на определенной территории народ. Также была сформулирована теория естественного права, согласно которому каждый человек от рождения имеет право на:

  • жизнь;
  • свободу;
  • собственность.

В XVIII веке была создана механистическая модель, согласно которой общество — это механизм, а человек — один из его винтиков, выполняющих конкретные функции.

В это же время английскими учеными были заложены основы демографии и статистики. С помощью сбора сведений, составления графиков и отчетов делались первые попытки:

  • проанализировать закономерности развития населения;
  • выявить факторы, влияющие на динамические процессы, происходящие в обществе;
  • наметить пути к более эффективному управлению социумом.

В первой половине XIX века уровень достигнутых научных знаний позволил появиться зачаткам социологии, которая была оформлена как самостоятельная дисциплина к 1840-м годам.

Читайте также:
Социальный контроль - формы, методы, роль в развитии общества

В основу социологии легли идеи, накопленные в рамках:

  • немецкой классической философии;
  • французского обществознания;
  • английской политической экономии.

Большую роль в развитии социологических знаний сыграли великие открытия, сделанные в естественно-технических науках:

  • открытие физических законов — закона сохранения энергии, Кеплера и др.;
  • изобретение микроскопа и открытие клетки;
  • создание эволюционной теории;
  • обоснование метода эксперимента, который противопоставлялся «умозрительным» знаниям;
  • систематизация наук.

Социология: конспект лекций.

2. Социальные и теоретические предпосылки возникновения социологии как науки.

Итак, социология как самостоятельная наука возникла в конце 30-х – начале 40-х гг. ХIХ в. В ХIХ в. европейское общество окончательно и бесповоротно вступает на путь капиталистического развития. Это было время крайней нестабильности общественной жизни.

На данном периоде она характеризовалась социальными потрясениями и кризисом общественных отношений. Об этом свидетельствовали следующие явления: восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии, чартистское движение в Англии, Французская революция 1848 г. Указанные тенденции остро поставили вопрос о необходимости создания обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе. Именно под влиянием социальных потрясений сформировалась одна из классических парадигм социологии – марксизм.

Основоположники этого течения считали, что такой обобщающей теорией должна стать концепция научного социализма, сердцевиной которой является теория социалистической революции.

Параллельно возникают теории реформистского пути разрешения социального конфликта и развития общества. Другим важным теоретическим источником формирования социологических теорий стали естественнонаучные открытия (открытие клетки, создание теории эволюции).

Однако помимо теоретических предпосылок, формирование социологии обуславливалось созданием определенной методологической базы, позволяющей изучать общественные процессы. Методология и методика конкретно-социологических исследований разрабатывались главным образом естествоиспытателями. Уже в ХVII–ХVIII вв. Джон Граунт и Эдмунт Галлей вырабатывали методы количественного исследования социальных процессов. В частности, Д. Граунт применил их в 1662 г. к анализу уровня смертности.

А работа известного физика и математика Лапласа «Философские очерки о вероятности» построена на количественном описании динамики народонаселения.

В ХIХ в., помимо социальных потрясений и революций, происходили и другие общественные процессы, которые требовали изучение именно с помощью социологической методологии. Капитализм активно развивался, что приводило к быстрому росту численности городского населения за счет оттока сельского. Данная тенденция привела к возникновению такого социального явления, как урбанизация. Это, в свою очередь, вело к резкой социальной дифференциации, росту числа бедного населения, увеличению преступности, нарастанию социальной нестабильности. Наряду с этим огромными темпами формировалась новая прослойка общества – средний класс, который был представлен буржуазией, выступающей за стабильность и порядок. Происходит укрепление института общественного мнения, возрастание числа общественных движений, выступающих за социальные реформы.

Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились «социальные болезни общества», с другой – объективно созрели те силы, которые были заинтересованы в их «лечении» и могли выступать в качестве заказчиков социологических исследований, способных предложить «лекарство» от этих «болезней».

Большое значение для разработки методологии и методики эмпирического социологического исследования имела работа одного из крупнейших статистиков ХIХ в. Адольфа Кетле «О человеке и развитии способностей, или Опыт социальной жизни» (1835 г.). Некоторые исследователи считают, что именно с этой работы можно начинать отсчет времени существования социологии или, как выразился А. Кетле, «социальной физики».

Эта работа помогла науке об обществе перейти от умозрительного выведения эмпирически не проверенных законов истории к эмпирическому выведению статистически рассчитанных закономерностей с применением сложных математических процедур.

Наконец, прежде чем стать самостоятельной наукой, социология должна была пройти процесс институционализации. Данный процесс включает в себя следующие стадии:

1) формирование самосознания ученых, специализирующихся в данной области знания. Ученые осознают, что они имеют свой специфический объект и свои специфические методы исследования;

2) создание специализированных периодических изданий;

3) введение данных научных дисциплин в учебные планы различных типов учебных заведений: лицеев, гимназий, колледжей, университетов и т. д.;

4) создание специализированных учебных заведений по данным отраслям знаний;

5) создание организационной формы объединения ученых данных дисциплин: национальных и международных ассоциаций.

Социология прошла все эти стадии процесса институционализации в различных странах Европы и США, начиная с 40-х гг. ХIХ столетия.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: