Влияние культуры на формирование личности на примерах

Влияние народной культуры на формирование личности.
статья (2 класс) на тему

В настоящее время в обществе возник интерес к изучению народных традиций, истории, культуры, природы своего края.

Одной из задач, стоящих перед учителями начальных классов, является задача создать у детей яркие, эмоциональные представления о нашей Родине, воспитать любовь к родному краю, чувство гордости за своё село.

Скачать:

Вложение Размер
statya_vliyanie_kultury_na_formirovanie_lichnosti_reyonka.doc 59 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние народной культуры на формирование личности.

В настоящее время в обществе возник интерес к изучению народных традиций, истории, культуры, природы своего края.

Одной из задач, стоящих перед учителями начальных классов, является задача создать у детей яркие, эмоциональные представления о нашей Родине, воспитать любовь к родному краю, чувство гордости за своё село.

У каждого человека с детства формируются различные качества, которые помогают работать, общаться друг с другом.

Чтобы добиться успеха в воспитании и развитии младших школьников, необходимо своевременно начать формировать нравственность, самостоятельность, инициативность творческого отношения в деятельности.

В результате поиска путей обновления содержания воспитательного процесса, необходимо строить внеклассную работу в начальных классах на основе знакомства учащихся с традициями кубанской народной культуры.

  • Народная культура – основа национальной культуры. Поэтому логично начать знакомство ребёнка с достижениями общечеловеческой культуры именно с этих основ.
  • Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле.
  • Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот красивый и выразительный мир и поэтому интересен для детей.
  • Особенно привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником игры. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, рисовать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки сказочных героев – все эти

возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым, способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.

  • Привлекателен и языковой аспект. В то время как в повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительное, произведения фольклора дают нам образцы красивой, образной и поэтической речи.
  • Изучение народной культуры (особенно подготовка и участие в театрализованных праздничных действиях) не только способствует развитию личности ребёнка, но и формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей. [ 2]

Таким образом, включение ценностей и традиций русской народной культуры в процесс воспитания младших школьников даёт возможность решить многие воспитательные цели и задачи:

— развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциала личности ребёнка;

— воспитание личности ребёнка, знающей, уважающей историю и традиции своего народа;

— сплочение классного коллектива;

— органичное включение родителей в воспитательный процесс;

— использование в работе разнообразных доступных и интересных детям форм и методов работы.

Очень хорошо эта работа просматривается во внеклассной работе .

Под моим руководством было проведено несколько мероприятий для ребят начальных классов, посвящённых кубанским народным традициям и праздникам: «Масленица», «Праздник урожая», «Кубанские казачата», «Рождественские посиделки».

Предлагаю сценарий праздника «Рождественские посиделки»(3-4 класс).

Научная электронная библиотека

Зотова Л. Э., Краева М. Ю.,

1.4. Культура как фактор социализации личности

Роль культуры в процессе социализации наиболее полно отражается в культурантропологических подходах Р. Бенедикт, Дж. Долларда, У. Ламберта, Р. Линтона, М. Мид, А. Кардинера, Р. Ронера, А. Халлоуэла, М. Херсковица и др. Под культурой в данном контексте чаще всего понимается способ организации жизни людей в определенном сообществе.

Р. Линтон достаточно полно раскрывает содержание понятия «культура» следующим образом: «…достаточно определить культуру как образ жизни любого общества. Этот образ жизни включает бесчисленное количество граней поведения, но все вместе они являются составляющими целого. Все они представляют собой ожидаемую реакцию любого члена общества на определенную ситуацию» [19, с. 81]. Таким образом, культура того или иного общества дает определенные образцы поведения, формирует культурные стереотипы, следование которым поощряется обществом, а нарушение – наказывается. Существование культурных образцов и усвоение их новыми членами служит сохранению стабильности общественной системы.

А. Халлоуэл расставляет другие акценты, определяя, что такое культура, смещая их с вопроса «Что?» на вопрос «Как?». Гораздо важнее, по мнению автора, познание того, как ребенка готовят к определенному типу взрослой жизни и социального участия, который подготавливает его к какой-то одной культуре, а не к какой-либо другой, а также к передаче ее другим людям [57].

Проведя глубокий анализ работ, раскрывающих влияние культуры на успешность социализации личности, Е.П. Белинская и О.А. Тихомандрицкая отмечают, что их все объединяют общие черты:

– культура выполняет смыслообразующую функцию и большинство теорий исходят из предпосылок, что в каждый конкретный момент времени различные аспекты культуры интегрированы и согласованы;

– в качестве объекта исследования они отдают предпочтение наблюдаемым вариациям социального поведения [4, с. 40].

Оказывая влияние на социальное поведение, культура определяет поведение, которое А.Г. Асмолов назвал «социотипическим поведением личности». Это то поведение, которое выражая «типовые программы данной культуры» и регулируя поведение в стандартных для данной общности ситуациях, освобождает человека от принятия индивидуальных решений. Так как социотипическое поведение сведено к определенному образу жизни, оно дает сбой только тогда, когда человек сталкивается с нестандартной ситуацией, в частности, попадая в другую культуру [3].

Одним из открытых вопросов в научном знании остается психологический механизм социализации человека посредством усвоения культурных моделей общества. Р. Линтон видит связку «культурный образец – социализация» следующим образом: культурные образцы уже существуют в обществе, в которое приходит новый член. Ребенок имеет ряд психологических личных потребностей: в эмоциональном отклике со стороны взрослых; в стабильности и безопасности; потребность в новом опыте. Стимулом к усвоению культурных образцов является удовлетворение этих потребностей. Но, организуя целенаправленное обучение, взрослые не просто удовлетворяют потребности ребенка, а обучают его «как принято в обществе», как соответствует культуре данного общества удовлетворять личные потребности. Таким образом, ребенок «глотает приманку непосредственного личного удовлетворения и попадает на крючок социализации» [19, с. 85]. С годами культурно обусловленное поведение закрепляется, демонстрируется в данной культуре и передается последующим поколениям.

Однако психологическая сущность человеческого бытия гораздо шире и заключает в себе не только мотивированное поведение и набор социальных ролей, но и сложные социально-психологические конструкты, включающие в себя традиционные ценности и значения, смыслы и новый социальный опыт.

Все регуляторы социотипического поведения могут объединиться понятием «традиция». В последнее время понятие «традиция» расширилось и в него стали включать устойчивые для культуры стереотипические формы поведения, то есть, обычаи. В качестве традиции изучались передаваемые из поколения в поколение особенности отношения человека к миру – ценности, интересы, убеждения, нравственные нормы. А в качестве обычаев – устойчивые формы поведения. «Понятие «культура» выступает как более общее по отношению к традиции, а традиция – как более общее по отношению к обычаям.

Важным в аспекте рассмотрения культуры как социализирующего личность фактора является то, что «культура, рассматриваемая в качестве независимой переменной по отношению к человеческому организму, «определяет» или «обусловливает» поведение, значит понимать проблему слишком узко, а то и вообще неадекватно». Личность есть продукт культуры, но, достигая определенных точек в своем развитии, она перестает быть пассивным объектом социальной среды и становится активным субъектом, оказывающим посильное воздействие на нее [57].

У. Стефан и К. Стефан выделили 11 измерений культур:

– степень толерантности к отклонениям от принятых в культуре норм (натяжение «поводка»);

– степень избегания неопределенности и потребности в формальных правилах;

– маскулинность/фемининность, степень поощрения традиционных гендерных ролей;

– оценка природы человеческого существа как «хорошей», «дурной» или «смешанной»;

– сложность культуры, степень ее дифференциации;

– эмоциональный контроль, степень допускаемой эмоциональной экспрессивности;

– близость контактов, т.е. допустимые во время общения дистанция и прикосновения;

– дистанция между индивидом и властью;

– высокая /низкая контекстность;

– по ориентации во времени (прошлое, настоящее, будущее);

– по предпочитаемой активности;

– противопоставление культур вины /стыда [48].

Влияние культуры на человека прослеживается в различии социальных норм и ценностей. Воздействие культуры также отражается на том, какие социальные роли играют люди.

Западное (и американское) мировоззрение предрасполагает человека к убеждению, что люди, а не ситуации, являются причиной событий. «Вы можете сделать это» – психология позитивно мыслящей западной культуры. Имея правильную диспозицию, каждый может справиться с почти любой проблемой – «человек получает то, что заслуживает и заслуживает то, что получает». Мировоззрение восточное предполагает сосредоточение на ситуации и взаимозависимости. В то время как в русской традиции наблюдается ориентация на общину, группу, семью, коллектив.

Тип культуры и закрепленный в ней стиль воспитания приводит к закреплению тех или иных форм поведения, поощряемых данной культурой.

Через социализацию происходит процесс воспитания детей, передача им культурных норм, навыков и убеждений, усвоение этнических стереотипов. Мы позволим себе лишь в той мере, в какой это необходимо, познакомиться с некоторыми основными положениями этнокультурной теории.

Чтобы оценить влияние культуры, достаточно просто столкнуться с другой. Культурная вариативность может прослеживаться по различным критериям. Еще Р. Бенедикт выдвинула идею о фундаментальных различиях между культурами, каждая из которых имеет свою доминанту: «Каждое человеческое общество когда-то совершало отбор своих культурных установлений. Каждая культура с точки зрения других культур игнорирует фундаментальное и разрабатывает несущественное. Одна культура с трудом постигает ценность денег, для другой – они основа каждодневного поведения. В одном обществе технология слаба даже в жизненно важных сферах, в другом, – столь же «примитивном», технологические достижения сложны и тонко рассчитаны на конкретную ситуацию. Одна строит огромную суперструктуру юности, другая – смерти, третья – загробной жизни» [7, с. 271].

Еще один из самых распространенных критериев, по которым могут различаться культуры, основан на том обстоятельстве, что система ценностей, принятая в том или ином обществе, ставит на первое место либо индивидуальные достижения, либо обязательства общественной солидарности (типы культур индивидуалистическая-коллективистическая). Другой критерий – тип социального контроля (культура «стыда» и культура «вины»). Остановимся более подробно на этих двух дихотомиях культур, хотя, вариативность культуральных различий ими не исчерпывается.

Типы культур: «я»-культура и «мы»-культура

Для западного общества характерны ценности индивидуализма (индивидуалистически ориентированная культура). Оно отдает предпочтение самостоятельности и личному благополучию в ущерб социальной идентичности. Западная литература и кинематограф зачастую превозносят непреклонного индивидуалиста, который старается, прежде всего, удовлетворить свои собственные интересы. Индивидуализм процветает в условиях изобилия, социальной мобильности, урбанизма и интенсивного воздействия средств массовой информации. «Сам себя сделал» – формула современного человека «я»-культуры.

Кросскультурные исследования (которые будут рассмотрены в дальнейшем) коллективных ценностей указывают на существование альтернативы индивидуализму, ориентированному на силу и самостоятельность. В восточных и азиатских культурах больше цениться коллективизм. Наивысший приоритет люди приписывают целям и благополучию своих групп – семейных, клановых, трудовых. Интересно, что если мы посылаем письмо в Америку, то на конверте сначала пишется имя, потом – фамилия. В восточных культурах, гораздо важнее «чьего человек рода, чьей фамилии», а уж потом – его имя.

Личность в культурах Запада рассматривается как стабильная, способная сопротивляться внешним влияниям, более или менее интегрированная целостность, имеющая границы и набор черт, характеристик, способностей, мыслей и чувств. Но это представление нерелевантно другим культурам.

Жители Восточной Азии рассматривают личность как взаимозависимую, в которой приоритет отдается социальным структурам, социальным ролям и взаимодействиям. А восприимчивость к влиянию окружающих рассматривается не как знак непостоянства, а скорее, как отражение гибкости и личностной зрелости.

Маркус и Синобу Китаяма предлагают новое понимание зависимости: «Быть зависимым не обязательно означает быть беспомощным, бессильным и не имеющим возможности контролировать ситуацию. Это подразумевает умение ценить близких, быть чутким и ответственным по отношению к другим» (Markus, Kitayama, 1998).

Человек, оказавшийся в чужом для себя культурном пространстве, испытывает «культурный шок».

Индивидуалисту, оказавшемуся в коллективной культуре, придется:

– культивировать долговременные отношения, не ожидая быстрого сближения;

– скромнее подавать себя;

– интересоваться положением людей в групповой иерархии;

– обозначать собственное социальное положение.

Коллективисту, оказавшемуся в индивидуалистической культуре, свободней, чем обычно:

– переходить прямо к делу;

– демонстрировать свои умения и достижения;

– придавать большее значение личностным качествам, нежели социальному положению собеседника.

За последнее время индивидуализм Запада стал более сильным. Родители все больше поощряют свободу и самостоятельность детей, личная свобода возрастает, а общественные ценности уменьшаются. Это неизбежно приводит к появлению следующих тенденций:

– число разводов удвоилось;

– число самоубийств у подростков утроилось;

– число заявлений об изнасиловании увеличилось в 4 раза;

– число сообщений о дурном обращении с деньгами увеличилось в 5 раз;

– количество детей, рожденных в неполных семьях, увеличилось в 6 раз;

– число преступлений, связанных с насилием – в 6 раз [22, с. 247].

Вина и стыд как регуляторы социотипического поведения

Среди регуляторов социотипического поведения большую роль играют нравственные нормы, то есть системы представлений о правильном и неправильном поведении. Так как поведение любого человека складывается из выполнения норм и их нарушения, следует изучать психологические механизмы, используемые культурой при осуществлении социального контроля за соблюдением норм.

Рут Бенедикт в своей знаменитой книге «Хризантема и меч» (1946) противопоставила западную культуру вины восточным культурам стыда [8].

В любом обществе, на уровне индивидуального сознания, в основе мотивов, заставляющих человека реализовывать нормы, могут быть страх, стыд, чувство долга, ответственность, честь, сохранение лица, чувство вины. Когда человек нарушает какое-либо правило, у него возникает страх, тревога за то, «что с ним сделают». Страх, являясь врожденной эмоцией, возникает в опасной ситуации при дефиците информации, то есть в ситуации неопределенности. По мере взросления человека, страх одевает социальные «одежды» и преобразуется в многообразные эмоциональные состояния, которые, несмотря на то, что у них один корень, имеют и существенные отличия. Так, например вина и стыд – несмотря на некоторое сходство, имеют принципиальные отличия. Один и тот же человек, испытывая мучительное чувство вины, может не испытывать стыда и, наоборот, можно покраснеть до слез от стыда, но чувства вины при этом не будет.

Чего же «боится» человек в первом и во втором случае?

Стыд – ориентирован на внешнюю оценку. Человек боится, что окружающие станут думать о нем хуже, чем думали раньше или чем есть на самом деле. В японской культуре, например, «стыд является основой всех добродетелей». Отечественный психолог И.С. Кон отмечает, что главным механизмом социального контроля является стыд, у человека формируется привычка соотносить свои действия с моральными оценками окружающих. Стыд означает тревогу за свою репутацию, он возникает, когда индивид чувствует, что он в чем-то слабее других, например, из-за незрелости или порочности характера. Востоковед В.Я. Цветов считает, что у японцев чувство стыда воспитывается с раннего детства с помощью аппеляции к общественному мнению, высмеивания и бойкота. Самая страшная угроза, которую мать скажет ребенку: «Смотри, в дом не войдешь!» Она грозит ребенку отлучением от семьи – первой общины, по законам которой он приучается жить. Далее, нашалившему ученику в школе, учитель может вынести такое наказание: или символическое (напишет его имя на доске и оставит на весь день), или отлучение (кормят отдельно, оставляют в классе во время перемены). Самым страшным и тяжелым наказанием для японского ребенка является бойкот и отлучение от общности. И взрослые больше боятся изгнания из общины, чем насилия.

Четко разработанная программа отлучения – процедура остракизма – известна из истории Древней Греции. В культурах, регулируемых стыдом, наказание за незначительные проступки сводилось к публичному увещанию. Если крестьянская русская община считала, что поступок члена общины запятнал репутацию всего селения, то сход занимался его «улещением». Но чаще наказание было символическим, как и в японской школе: наказывали стыдом (по Т.Г. Стефаненко).

В Древней Греции, уличенный в клевете, должен был носить миртовый венок; в трусости – 3 дня сидеть на площади в женском платье. В русских деревнях стыдом наказывали девушек за потерю чести: мазали дегтем ворота, подрезали косу, поднимали подол, и.т.д.

Если в культуре велико значение чувства вины в качестве регулятора поведения, действия оцениваются и осуждаются самим человеком в соответствии с интернализованными нравственными нормами, даже когда окружающие не знают о его преступлениях. Суд над человеком, включая не только его поступки, но и помыслы, осуществляет совесть, как внутренняя моральная инстанция. В качестве классического примера Р. Бенедикт рассматривала пуританскую культуру первых американских поселенцев, которые пытались нравственное поведение строить исключительно на чувстве вины. И хотя нравы с тех пор смягчились, «все психиатры знают, какие волнения доставляла современным американцам собственная совесть». Но существуют специальные способы, позволяющие человеку облегчить сознание греховности, например, в христианстве – это исповедь.

В западных культурах воспитывали детей, уповая на строгую дисциплину и телесные наказания: чувство вины пытались «вдолбить» в сознание в буквальном смысле слова. В средневековой Европе пороли детей повсеместно, но, особенно – в Англии (официально санкционированные порки в школах отменены совсем недавно). Как ни парадоксально, «рабская дисциплина» совмещалась с развитым чувством собственного достоинства английских джентельменов.

Чувство вины представляет собой проблему не только у американских граждан, но и у представителей других западных культур. В частности, чувство вины рассматривалось Всемирной организацией здравоохранения как основной симптом депрессии, а она намного чаще встречается у пациентов стран Запада, чем Востока (в Швейцарии – 68 %, в Иране – 32 %) (Tanaka-Matsumi, Draguns,1997).

В настоящее время исследователи склоняются, что взгляд на японскую культуру, как классическую культуру стыда несколько упрощен. Когда японец осознает, что он нанес вред, он испытывает сложное чувство вины и стыда. С другой стороны, повысился статус стыда в западном обществе, стыд все более регулирует поведение американцев, а чувство вины присуще им в меньшей степени, чем их предкам.

К этому можно добавить, что в основе и стыда, и вины лежит страх. Именно он регулирует поведение представителя любой культуры в его взаимоотношениях с «чужими», посторонними, потенциально враждебными. Ю.М. Лотман отмечал, что в «атмосфере массового террора гипертрофия страха вызывает атрофию стыда, делая людей бесстыдными, способными писать доносы на ближайших родственников и друзей» [21, с. 49].

Существуют и другие исследования культурной вариативности, которые проводятся в рамках кросс-культурной (сравнительной) психологии. В центр внимания ставятся вопросы различий в восприятии, мышлении, выявляют специфику национальных черт. В последнее время возникает много новых вопросов, связанных с активными межнациональными контактами, смешанными браками и процессами миграции, характеризующими современный мир.

Вопросы для самоконтроля знаний студентов

1. Что понимается под социотипическим поведением личности?

2. Как соотносятся между собой понятия «культура», «традиции», «обычаи».

3. Какое влияние имеет культура на формирование личности человека? Обоснуйте ответ.

4. Сопоставьте и проанализируйте различные модели личности культур запада и востока.

5. Дайте характеристику основных ценностей в колллективистических и индивидуалистических типах культур.

6. Опишите эмоциональные механизмы регуляции социального поведения.

1. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, 2001. – 416 с.

2. Белик А.А. Культурология: Антропологические теории культур. – М.: Изд-во РГГУ, 1998. – 239 с.

3. Кон И.С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры // Социальная психология личности / под ред. М.И. Бобневой, Е.В. Шороховой. – М.: Наука, 1979. – С. 85-113.

4. Майерс Д. Социальная психология: Интенсивный курс. – СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2000. – 512 с.

5. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учебник для вузов / Т.Г. Стефаненко. – 3-е изд, испр и доп. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 368 с.

Теории и концепции Эмиля Дюркгейма

Исходя из заголовка статьи, становится понятно, что речь пойдёт о работе и идеях Эмиля Дюркгейма — французского философа и социолога, первого в мире профессора социологии, родоначальника французской социологической школы, а также основателя и издателя журнала «Социологический ежегодник», выпускавшегося с 1886 по 1913 годы. Эмиль Дюркгейм был преподавателем в университетах Парижа и Бордо, а вся его деятельность послужила институциализации социологии во Франции.

Дюркгейм был продолжателем идей французского философа Огюста Конта. Он разделял его точку зрения о месте, занимаемом социологией в системе наук, а также о том, что появиться она могла ещё в XIX веке, когда человечество осознало, что нуждается в самостоятельном управлении социальной жизнью. Дюркгейм активно позиционировал объект социологии — социальную реальность как несводимую к биопсихической сущности людей, а предметом социологии он считал социальные факты, которые могут существовать вне человека и оказывать на него «принудительное» воздействие. Будучи основным теоретиком в области позитивистски направленной социологии, он разработал теории социологии религии, разделения труда, функционального анализа, социальной сплочённости, социального познания, социального факта и даже самоубийства.

Социальный факт

Во всех работа Дюркгейма в явной или неявной форме, но всегда упоминается проблема социального факта – именно он был основой всех идей исследователя. Согласно его представлениям, социальные факты – это основа жизни общества, но они не могут быть сведены ни к физическим, ни к психологическим, ни к экономическим факторам реальности, и обладают своими самостоятельными характеристиками. Главными их признаками являются независимое от человека объективное существование и особая «принудительная сила», оказывающая на человека давление.

Дюркгейм подразделял все социальные факты на:

  • Морфологические – представляющие материальную основу общества, интенсивность взаимодействия между людьми, частоту контактов, особенности поселений и т.п.;
  • Духовные – составляющие коллективное сознание.

И исследовал Дюркгейм, главным образом, роль в развитии общества именно духовных социальных фактов, приписывая им решающее значение.

Социологизм

Теоретико-методологическая база концепции Дюркгейма представлена социологизмом – одной из разновидностей социального реализма. Исходя из этого, учёный говорил, что над индивидом морально и физически довлеет общество. Человек же является двойственным существом, в котором есть индивидуальная часть, уходящая корнями в организм и ограничивающая деятельность человека, и социальная часть, представляющая реальность наивысшего морального и интеллектуального порядка, т.е. социума. Без социума, считал Дюркгейм, не может быть ни политики, ни морали, ни религии, ни экономических институтов. Следуя идее социологизма, Дюркгейм объяснял социальное – социальным, а другим факторам в жизни социума уделял меньше внимания.

Социальная сплочённость

Социальная сплочённость – это ещё один теоретико-методологический принцип концепции Эмиля Дюркгейма. Социальной сплочённости отводится главная роль в его идеях об экономической власти социума, политической власти, становлении религиозных форм, разделении труда. Чем выше степень социальной сплочённости, тем прогрессивнее общество. А разделение труда – это естественный процесс, которому предшествует согласие всех членов общества. И согласие это может быть двух форм: оно может иметь механический или органический характер.

Механическое согласие (солидарность) преобладало в древнем обществе, где люди были социально равны, любое «несистемное» поведение жёстко пресекалось, и ни один отдельный человек не мог развивать свою индивидуальность. А органическое согласие (солидарность) свойственно современному обществу. В этом случае социальный обмен и его продукты обусловлены зависимостью людей друг от друга. Учитывая, что каждая форма социального согласия сама по себе несовершенна, главная функция разделения труда – это интегрирование людей, обеспечение единства социальной системы и воспитание чувства солидарности – наивысшего морально принципа и универсальной ценности.

В условиях современности, для того, чтобы солидарность вообще могла существовать и развиваться, необходимо создание профессиональных корпораций, которые должны выполнять множество социальных функций, начиная производственными и заканчивая моральными и культурными; вырабатывать и внедрять в жизнь всё новые нормы отношений между капиталом и трудом, способные развивать личность и преодолевать социальный кризис.

Религия

Религии в развитии социума Дюркгейм также предавал большое значение. Во всех своих работах он пишет, что религия является единственным продуктом развития социума. Изучив историю становления религий, от первобытной до буржуазной, он смог доказать, что действительным объектом любого религиозного культа можно считать социум, а главными социальными функциями этих культов – формирование сплочённости и представление идеалов, которые стимулируют социальное развитие. Дюркгейм считал, что религия серьёзно влияет на сохранение нравственных ценностей и становление человека, а также на утверждение позитивной солидарности. В подтверждение этого учёный доказывал, что в обществе нужна религия, причём, не божественная, а социальная.

Самоубийство

Однако наибольшая известность в мире пришла к Дюркгейму после выхода его книги «Самоубийство», в которой он отвергал мнение о том, что основой самоубийства служат исключительно психологические факторы, и доказывал, что истинной причиной является социальная жизнь с её ценностями и нормами, и особенности социальных связей. Само же самоубийство разделялось Дюркгеймом на три типа:

  • Эгоистическое – является особым протестом человека против социальных норм и условий жизни, созданных социальными группами (например, семьёй);
  • Альтруистическое – причиной для него служат убеждения о том, что необходимо приносить себя в жертву кому-либо/чему-либо (например, самосожжение после смерти близких или смерть «за Родину»);
  • Аномическое – представляет собой протест против действующих социальных порядков (например, фашизма, диктатуры).

Изучив невероятное количество фактов, Дюркгейм смог доказать, к примеру, что летом самоубийств происходит больше, нежели зимой; в городах – больше, чем в сёлах; среди одиноких – больше, чем среди семейных и т.д. В настоящее время социологи, исследующие подобные проблемы, используют в своей деятельности методики и теории, разработанные Дюркгеймом.

Социологическая теория и социальная философия

Социологическая теория и социальная философия, созданные Дюркгеймом, основываются на категориальном аппарате. Благодаря его всесторонней разработке были выделены такие категории как «коллективные представления», «общественные противоречия», «функция», «структура», «историческая мысль», «время», «общественные классы», «пространство» и т.д. А по причине того, что категории представляют собой концепты, они есть результат коллективной деятельности социума. Но акцентируя внимание на субъективном аспекте категорий, учёный и не отрицал их объективного содержания.

Наследие

Упорный труд и активная исследовательская деятельность позволили Эмилю Дюркгейму оставить после себя не только огромное литературное наследие, но и уникальную социологическую теорию, а также крупную социологическую школу. Основанная Эмилем Дюркгеймом школа, которая группировалась, главным образом, вокруг созданного и выпускаемого им же журнала «Социологический ежегодник», очень успешно развивала и распространяла учение Дюркгейма даже в Первую и Вторую мировые войны.

Все ученики Дюркгейма (Марсель Мосс, Морис Хальбвакс, Селестин Бугле и другие) создавали каждый своё направление в социологической науке, основываясь на теориях своего учителя. Эти учёные, а также их последователи успешно защищали и продолжают защищать социологическую теорию Эмиля Дюркгейма от критики экзистенциалистов, марксистов и феноменологов.

Более подробно ознакомиться с теориями и концепциями Эмиля Дюркгейма вы можете в его работах «Элементы социологии», «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода», «Самоубийство», «Элементарные формы религиозной жизни», «Социология и философия» и других.

Социологические взгляды Э.Дюркгейма. Предмет и место социологии. Понятие аномии и солидарности. Исследование самоубийств. Социология религии

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – представитель французской школы социологии, сторонник классического позитивизма.

На социологические взгляды Дюркгейма повлияли Р. Декарт (рационалистическая методология), Ш. Монтескье (идеи детерменизма), И. Кант (учение об этике), В.Вунд ( основы экспериментальной психологии), О. Конт ( позитивизм), Г. Спенсер (структурный функционализм) и др.

Основными социологическими работами Дюркгейма являются “Элементы социологии” (1889), “О разделении общественного труда” (1893), “Правила социологического метода” (1895), “Самоубийство. Социологический этюд” (1897) и “Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии” (1912).

Дюркгейм одним из первых не только теоретически обосновал предмет изучения социологии как науки, но и разработал методологию социологических исследований. Он определил социологизм в качестве ведущего научного метода познания, разработал концепции механической и органической солидарности, заложил основы социологии религии, провел анализ причин возникновения самоубийства.
Социум трактовался Дюркгеймом как относительно целостная система социальных фактов, состоящих между собой во множественных отношениях. В своей концепции социальный факт он отождествлял с термином «социальный институт», который трактовал, как консолидированный комплекс, состоящий из двух половин: сознательного (субъективного) и материального (объективного). Эта двойственность ( дуализм) является фактором, обуславливающим сущность человека и общества. Общество функционирует посредством развития коллективного сознания, коллективных представлений.

Социология Дюркгейма

Социологию Дюркгейм считал высшей ступенью познания и ставил ее в один ряд с естественными науками.
Дюркгейм описал структуру социологии, которая включает в себя следующие части:

  • социальную морфологию, изучающую строение общества;
  • социальную физиологию, исследующую социальные сферы общества;
  • общую социологию, изучающую законы функционирования общества и состоящую из отраслевых теорий (социология труда, социология семьи, социология молодежи и т.д.).

Дюркгейм стоял у истоков определения предмета социологии, выделяя как предмет социальные факты (социальные институты), которые представляют собой объективные явления, доступные наблюдению: брак, семья, общественные группы и т. п. Социальные факты способствуют формированию «коллективных представлений» и включают в себя единство сознательного (субъективного) и материального («объективного»).

Э. Дюркгейм определил два вида факторов, которые обуславливают поведение индивида:

  • морфологические (заключаются в побудительном воздействии на поведение индивида как социально-биологического существа: плотность населения, способы коммуникаций и т.д.);
  • психологические (выражаются в побудительном воздействии на поведение индивида как социально-психологического существа: коллективные представления, которые передавались от поколения к поколению(легенды, религиозные концепции, мода, язык)).

Коллективные представления вырабатываются общественным сознанием (правом, моралью, искусством, религией). Они могут способствовать укреплению социальных связей («нормальные») или приводить к социальной аномии ( «патологические»).

Социологический метод Дюркгейма предполагал рассмотрение социальных фактов как «вещей», изучение их эмпирическим путем, как это делается в естественных науках.
Основными правилами социологического метода при исследовании социального явления являются:

  • использование косвенного наблюдения;
  • проведение сравнения по аналогии;
  • обнаружение общих закономерностей через изучение единичного;
  • выявление причинно-следственных связей;
  • установление источников исторического развития.

Общество в понимании Дюркгейма представляет собой взаимодействие индивидов, которое существует по собственным законам, т.е. группа думает и действует иначе, чем это сделали бы ее члены в случаи их разъединения. Так Дюркгейм делает вывод о первичности социального и вторичности индивидуального.

Поведение личности определяется социальной сплоченностью общества, в личности противостоят и взаимодействуют два начала: социальное и индивидуальное. При снижении социальной сплоченности общества личность утрачивает ценностные ориентации, что приводит к аномии.

Аномия – отсутствие закона, организации, норм поведения. Э. Дюркгейм обратил внимание, что такие ситуации складываются во времена кризисов и радикальных социальных изменений, когда люди теряют уверенность в том, что от них ожидается, и когда им трудно формировать свои действия в понятиях согласованных норм. В такие времена старые нормы в текущих условиях не представляются уместными, а только возникшие нормы еще недостаточно ясно сформулированы, чтобы обеспечить понятные и эффективные установки для поведения. Старые ценности отброшены, а новые – не утвердились, вследствие чего возникает ситуация, когда обогащаться разрешается любой ценой, а добиваться победы – любыми путями, когда цель оправдывает средства. В этих обстоятельствах, считал Э. Дюркгейм, можно ожидать роста масштабов девиантного поведения.

Механическая и органическая солидарность

Основной проблемой социологии Э. Дюркгейм считал проблему социальной солидарности (сплоченности людей как представителей какой-либо группы).
Общество существует благодаря тому, что люди определенным образом солидарны, т.е. они имеют общие представления, говорят понятным языком, придерживаются определенных норм. Солидарность – это основа гармонии, порядка, организованности. Отсутствие солидарности приводит к конфликтам, революциям и войнам.

Дюркгейм выделил два вида солидарности:

  1. Механическая солидарность свойственна архаическим (примитивным) обществам. В таких обществах личность не принадлежит себе и поглощается коллективом: во всем царит коллективное сознание как совокупность общих верований и норм, которые разделяют все члены общества.
  2. Органическая солидарность характерна для индустриальных (цивилизованных) обществ. Развитое общество основано на органической солидарности, в основе которой лежит разделение труда. Чем глубже разделение труда, тем больше люди зависят друг от друга, тем больше в обществе разнообразия, тем выше взаимная терпимость людей между собой, шире базис демократии.

Солидарность, которая основана на сходстве убеждений, слабее солидарности, основанной на разнообразии взглядов и занятий, поскольку односторонняя связь всегда слабее многосторонней. Несмотря на все негативные последствия, Дюркгейм говорил, что социально отклоняющееся поведение и преступность — это вполне нормальные явления, способствующие прогрессу.

В качестве основных причин разделения труда как основы органической солидарности Дюркгейм называл следующие:

  • рост народонаселения;
  • “физическая плотность” (количество людей, которые проживают на определенной территории);
  • “моральная плотность” (интенсивность социальных связей между людьми).

Стимул возникновения разделения труда – борьба за существование, в которой, чтобы выжить человек начинает выполнять такой вид деятельности, в результатах которой заинтересованы другие. Это приводит к сотрудничеству людей, формированию социальных связей между ними.

Э. Дюркгейм выделял две формы общественного разделения труда:

  • “нормальные” (социальное неравенство, основанное на одаренности и профессионализме людей, планировании и нормативном регулировании производства, снижении конкуренции, равенство социальных возможностей и т.д.);
  • “ненормальные” (социальное неравенство, анархия производства, неограниченная конкуренция, бесконтрольность рыночных отношений, отсутствие механизмов моральной регуляции поведения людей и т.д.).

При нарушении нормальных форм разделения труда происходит кризис социальной солидарности – социальная аномия.
Разделение труда выполняет в социокультурном пространстве амбивалентную роль, т.е. с одной стороны, оно создает условия для кооперации, с другой – способствует социальному раскрепощению личности, являясь предпосылкой индивидуализма, что влечет за собой критичность мышления, рефлексии, и как результат – уничтожает незыблемость социальных связей, подрывает действенность коллективного надзора за жизнедеятельностью личности, расширяет степень свободы личности от традиций, предоставляет возможность личного выбора знаний и способов действий.

Э. Дюркгейм ввел понятие «нравственного здоровья» общества для обозначения направленности на общественный идеал, способный объединить социальную группу в ее стремлении к общим для всех ее членов целей. Аномия является болезнью, от которой «страдает, прежде всего, общество, которое, чтобы жить, не может обойтись без согласия и урегулированности». Аномия наступает тогда, когда либо дисциплинарные механизмы приходят в несоответствие с органическими связями, существующими в социальной группе, и регламентация поддерживается только силой, репрессивными механизмами, теряя опору на традицию, либо когда имеет место другая тенденция, связанная с ослаблением солидарности, нарушением действия связующих сил, что приводит к беспорядку: индивиды, зная о существовании обязывающих норм, относятся к ним негативно или индиферентно.

Таким образом, Э. Дюркгейм утверждает, что нормальное состояние общества должно базироваться на профессионализации, специализации функций, развитом экономическом планировании. Ненормальное состояние общества он связывает с ростом противоречий между трудом и капиталом, анархией производства и анализирует его проявления как болезни капитализма, а именно: аномии (т.е. дезинтеграцию общества и личности, отсутствие четкой моральной регуляции поведения индивидов), социальное неравенство, неудержимую конкурентную борьбу, классовые конфликты и т.п. Преодоление этих болезней возможно посредством мирного решения конфликтов, ослабления борьбы и конкуренции, через установление правил, которые твердо регламентируют отношения классов, введения справедливости и равенства социальных возможностей в соответствии с принципом «отдавать должное по заслуге».

Исследование самоубийств

В своей работе “Самоубийство. Социологический этюд” Дюркгейм исследует большое число самых разных факторов, касающихся самоубийства, с точки зрения социологического подхода:

  • факторы внесоциального характера;
  • самоубийство и психопатические состояния;
  • самоубийство и нормальное психологическое состояние, влияние расы и наследственности;
  • влияние космических факторов на рост числа самоубийств;
  • феномен подражания в самоубийстве;
  • социальные причины самоубийств;
  • социальные типы самоубийств;
  • различные типы самоубийств;
  • социальный элемент в самоубийстве;
  • самоубийство в ряду других социальных явлений и т.д.

Главной причиной увеличения самоубийств Дюркгейм называет «снижение степени интеграции личности в семейно-бытовых, национальных, экономических, политических и религиозных социальных общностях». Т.е. самоубийство совершает личность как представитель социальной общности.

Дюркгейм выделил следующие закономерности самоубийства:

  • число самоубийств обратно пропорционально степени интеграции тех социальных групп, в которые входит индивид;
  • чем прочнее социальные связи внутри социальной группы, тем меньше процент самоубийств среди ее членов.

Э. Дюркгейм определил следующие виды самоубийств:

  1. “эгоистическое” (следствие разрыва личностью социальных связей со своей социальной группой);
  2. “альтруистическое” (утрата личностью связи со своей социальной группой по независящим от личности причинам);
  3. “аномическое” ( определяется общественным потрясением, которое приводит к нарушению устойчивых социальных связей, невозможностью личности приспособиться к новым социальным связям);
  4. “фаталистическое” (является следствием страха личности перед потерей признания в той социальной группе, с которой ее связывала крепкая социальная связь).

Так же Дюркгейм приводит статистические данные, которые показывают, что процент суицида больше всего наблюдается среди протестантов, разведенных и вдовствующих людей, в период экономического кризиса. На основании этих данных социолог утверждает, что протестантская религия, малочисленные семьи, экономические кризисы и социальные условия, которые способствуют утрате личностью социальных связей со своей группой, увеличивают возможность самоубийства.

Социология религии

По Дюркгейму религия – это солидарная система верований и практик, которая объединяет людей в «моральную общность» (церковь). Религия создается обществом, каждый тип общества формирует свою религию. Дюркгейм изучал закономерности коллективного религиозного сознания.

Функция религии заключается в том, чтобы «помогать человеку жить», она определяет социально приемлемые образцы поведения, способствует «сдерживанию индивидуально эгоистических порывов личности».

Именно религия, по мнению Дюркгейма, породила мораль, науку и искусство. Социолог предложил теорию религии без Бога. Дюркгейм обратил внимание на то, что изменения условий жизни людей приводят к замене одних религиозных верований и обрядов на другие.

Социология Дюркгейма

Вы будете перенаправлены на Автор24

Особенности социологической мысли Э. Дюркгейма

Эмиль Дюркгейм является одним из известных французских социологов, который частично разделял идеи позитивистской социологии, и при этом выступал против идеи биологизации социологии, которая активно продвигалась Огюстом Контом. Дюркгейм является автором множества социологических произведений, но одним из ключевых является выпущенная в 1898 году работа «Метод социологии». В отличие от марксистских изысканий, теория Дюркгейма больше внимания уделяет субъективной составляющей всей социальной деятельности, которая осуществляется в обществе.

Дюркгейм уделял большое внимание структуре социологии. Он считал, что она включает в себя несколько крупных разделов, которые затрагивают специфику тех или иных отраслей:

  • Во-первых, это социальная морфология;
  • Во-вторых, социальная физиология;
  • В-третьих, общая социология.

Как и анатомия человека, социальная морфология занимается изучением внутреннего строения общества, а также того, как устроены его социальные органы. Как правило, организм общества напоминает организм человека: его части занимаются исполнением отдельных функций. Это и социальные институты, и состав населения, его плотность и возможности расселения, а также социальные классы и страты, которые обладают особыми социально-демографическими и количественными характеристиками. Социальная физиология имеет большое значение, так как она изучает социальную жизнедеятельность отдельных социальных институтов, которые соотносятся с социальными сферами.

Все это разнообразие приводит к тому, что в социологии возникают некоторые новые отрасли, например, экономическая социология, социология религии, социология семьи и брака. Каждое из направлений исследует узкие жизненные сферы, которые имеют большое значение в жизни человека, поскольку позволяют ему успешно социализироваться, входить в профессиональные сферы, получать образование, регулировать свои доходы и расходы, а также вступать в разнообразные взаимодействия с другими членами общества. Что касается общей социологии, которую Дюркгейм также назвал теоретической, то она устанавливает более общие социальные законы функционирования общества, которые могут быть универсальными и подстраиваться под все множество социальных взаимоотношений и взаимодействий, которые реализуются в современном мире.

Готовые работы на аналогичную тему

Так, социология в работах Дюркгейма предстает как наука о социальных фактах, которая имеет свой предмет – особую реальность, основу которой составляют всевозможные социальные факты. Это могут быть морфологические и духовные факты.

Морфологические факты – плотность населения, наличие путей сообщения между населенными пунктами, которые реализуют взаимосвязь между жителями определенной территории, а также характер поселений, которые располагаются в некоторых территориях. Что касается духовных фактов, то они включают в себя религию, моральные установки, ценности и право человека на выражение своих идей, мыслей.

Важно также упомянуть, что Эмиль Дюркгейм большое внимание уделял методологическим принципам теоретической социологии. Он утверждал, что, во-первых, социальные факты необходимо рассматривать как вещи, которые обладают своими особенностями и свойствами. Во-вторых, социальная реальность превалирует над индивидуальной: это значит, что человек должен быть ориентирован на анализ общей деятельности, и подстраивать свою реальность под общие тенденции и перспективы развития. В-третьих, социологический метод должен в обязательном порядке применяться для всех общественных наук, ведь только так он доказывает свою состоятельность и самостоятельность.

Социологизм Э. Дюркгейма

Итак, мы определили, что, согласно разработкам Эмиля Дюркгейма, общество представляет собой совокупность социальных фактов, а также отношений между существующими социальными фактами.

Предмет социологической науки – это те самые социальные факты (иными словами, социальные институты), которые могут быть отражены в социальных явлениях, которые доступны наблюдателю для оценки. Как правило, это брак или семья, общественные группы, политические партии, движения, профессиональные коллективы.

Сущность социальных фактов состоит в коллективных представлениях людей, которые отражают всю сущность отношения к тому или иному социальному явлению.

В качестве более обобщающего понятия, которое отражает сущность и специфические черты теории и методологии социологии Эмиля Дюркгейма, выступает понятие «социологизм». В нем различают два основных аспекта, которые играют очень важную роль в рассмотрении социологической науки:

  • Онтологический аспект;
  • Методологический аспект.

Онтологический включает в себя социальную реальность, а также общество, которое как раз является реальностью особого, специфического порядка. Она автономна от всех иных реальностей, поскольку имеет особые характерные черты, включает в себя социальные институты и социальные группы, которые постоянно взаимодействуют друг с другом, постоянно прогрессируют и изменяют окружающую действительность вокруг себя. Социальная реальность развивается в соответствии с изменениями, которые происходят в различных областях человеческой жизни. Как правило, трансформации касаются экономической, политической, социальной и духовной реальностей.

Методологический аспект вытекает их реалий онтологического. Он предполагает, что социология – это часть природы, и по этой причине она подобна науке о природе, науке о человеке и человеческом организме. Индивид не принадлежит самому себе – он осуществляет свою деятельность во благо других членов общества, учитывая их права и свободы. Также к методологическому аспекту следует отнести утверждение о том, что социальные факты – это вещи, и их необходимо изучать как объективные реальности. У них есть свои особенности, характерные черты, они могут влиять друг на друга, могут в большей степени отрицать явления друг друга, но это не дает им права полностью отказываться от идеи того, что в противоборстве рождаются особые социальные процессы и новые факты.

Социология Эмиля Дюркгейма

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) — французский социолог. Разделяя частично точку зрения позитивизма, он выступал против биологизации социологии Контом. Основное произведение Дюркгейма — «Метод социологии» (1898). В отличие от марксизма, его теория большее значение придает субъективной составляющей социальной деятельности.

Структура социологии, по мнению Дюркгейма, включает в себя социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию. Социальная морфология, как и анатомия человека, занимается строением общества, его социальными органами (социальные институты, состав населения, его плотность, размещение и т. п.). Социальная физиология изучает социальную жизнедеятельность, се сферы и т. п. В результате возникает ряд отраслевых социологий: социология религии, социология семьи и т. п. Общая (теоретическая) социология устанавливает общие социальные законы функционирования общества.

Схема 1. Социологизм Э. Дюркгейма

Общество — это совокупность социальных фактов и отношений между ними. Предметом социологии являются социальные факты (институты), представляющие объективные явления, доступные наблюдению: брак, семья, общественные группы и т. п. Сущность социальных фактов образуют «коллективные представления» людей. Таким образом, социальные факты (институты) есть единство сознательного (субъективного) и материального (объективного). Например, студенты в процессе обучения совершают какие-то действия (слушают, пишут, читают и т. п.) ради получения профессии. Главным в социальных фактах, по мнению Дюркгейма, является субъективное.

В качестве субъективной составляющей социального поведения Дюркгейм выделил группу социальных (правовые, моральные) норм, принудительно организующих поведение индивидов. В результате возникают социальные взаимосвязи (семейные, родовые, государственные, экономические и т. п.). Общее (массовое) сознание (коллективные представления), образующее сущность социальной деятельности, представляет собой как предмет социологического анализа, так и главное содержание общественного развития. «Совокупность верований и чувств, — пишет Дюркгейм, — общих в среднем членам одного и того же общества, образует определенную систему, имеющую свою жизнь; ее можно назвать коллективным или общим сознанием. Несомненно, оно не имеет в качестве субстрата единственный орган Таким образом, оно нечто совсем иное, нежели отдельные сознания, хотя и реализуется только индивидами».

В своей книге «О разделении общественного труда» Дюркгейм развивает идею Спенсера о ведущей роли разделения и интеграции труда в обществе. Это приводит к обособлению людей, преодоление которого требует установления социальной связи (солидарности) между ними. Дюркгейм обращает внимание на то, что разделение труда на протяжении человеческой истории совершенствуется. В зависимости от типа социальной связи (солидарности) он рассматривает два уровня обществ. Дюркгейм выделяет два типа социальной связи-солидарности: механическую и органическую. Механическая солидарность (идентичность) существует в первобытнообщинных, синкретических обществах, где нет достаточного разделения труда и функций между людьми в форме языка, обычаев, верований, мифов и т. п. Эта солидарность одновременно определяет и «чужих». Органическая солидарность возникает в более развитых, постпервобытных, обществах, в которых разделение труда и функций людей ведет к обмену продуктами, деятельностью, знаниями и т. п. Эта солидарность выражается в коллективных нормах, обычаях, ритуалах, мифах, а также появлении органов координации деятельности — государства, церкви и других.

Дюркгейм возражает против утверждения Спенсера, что общество может эффективно функционировать на принципах личного интереса, без коллективных (общественных) норм регуляции. Между индивидом и государством он помещает профессиональные группы, возникшие в результате общественного разделения труда, которые и становятся носителями норм органической солидарности и смягчают социальные конфликты.

(Теория дифференциации общественного труда оказалась ограниченной. Во-первых, она не объясняет причины дифференциации общественного труда и его распространения среди разных народов. Во-вторых, дифференциация общественного труда даст не только позитивные, но и негативные результаты. Эта проблема стала предметом анализа в работах Талкотта Парсонса, Нейла Смелзера, Шмуэлья Айзенштадса.)

В свете понятия социальной связи и солидарности Дюркгейм рассматривает такой социальный факт, как самоубийство (суицид). Он выделяет три типа самоубийства в зависимости от разных социальных ситуаций, в которых оказался человек. Во-первых, альтруистическое самоубийство, вызываемое сильной механистической солидарностью (например, самоубийство старых и слабых в простых обществах). Во-вторых, эгоистическое самоубийство вследствие развития крайнего индивидуализма. Не случайно оно больше распространено среди протестантов, чем среди иудеев или католиков. В-третьих, аномическое самоубийство — в результате революционного изменения экономических, политических, духовных условий жизни (например, во время либерально-капиталистической революции в России 1985-1993 года).

Классическая социология Эмиля Дюркгейма

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) — основатель французской социологической школы. Он практически первым попытался теоретически обосновать и выделить специфический предмет научного изучения социологии — «социальную сферу». Им разработаны методология и методы социологических исследований, что позволило подвести под социологическую науку базу эмпирических исследований и акцентировать внимание на ее прикладном характере. Этому, в частности, посвящена его работа «Правила социологического метода» (1895), в русском переводе — «Метод социологии» (1899). Об этом свидетельствует его фундаментальный труд «Самоубийство. Социологический этюд» (1897, русский перевод осуществлен в 1912).

Объяснение социальной жизни нужно искать в природе самого общества, считал Дюркгейм. Требование «объяснять социальное социальным» — по существу девиз его социологической школы.

Социология — это наука о социальных фактах, под которыми он понимал прежде всего политические, правовые, моральные, религиозные и другие нормы, ценности, идеи, вырабатываемые коллективным сознанием и оказывающие на отдельного индивида принудительное воздействие, то есть заставляющие каждого действовать в соответствии с этими фактами.

Другими словами, конечными причинами социальных изменений, согласно Дюркгейму, выступают идеи и духовные ценности людей, которые они реализуют на практике. По существу Дюркгейм, как и Конт, разделяет ту точку зрения, что не общественное бытие определяет общественное сознание, как утверждал Маркс, а общественное сознание определяет общественное бытие.

Вместе с тем Дюркгейму был чужд так называемый однолинейный эволюционизм «крестного отца» социологии Конта, который тот провозгласил в рамках своего Закона трех стадий.

«Человечество одновременно пошло различными путями и, следовательно: доктрина, принципиально утверждающая, что оно всегда и всюду преследует одну и ту же цель, базируется на заведомо ошибочном постулате».

Важное значение в социологии Дюркгейма имела трактовка общества как нравственной реальности. Именно поэтому он считал, что политические революции — это кровавые театральные действа, которые мало что меняют в социальных системах. Для того чтобы политические изменения вызывали изменения социальные, первые должны затронуть глубинные нравственные ценности и устремления общества.

Хотя Дюркгейм испытывал на себе влияние биоорганического направления (Спенсера и др.), его социология в целом была направлена против биологических и психологических интерпретаций социальной жизни: индивидуализму Спенсера он противопоставил идею «коллективности» как главного признака социальности.

Дюркгейм оспаривал и позицию марксизма в смысле неправомочности экономического редукционизма, то есть сведения всего социального процесса к экономическому основанию. По его мнению, экономический фактор — не важнейший или не всегда таковой, а конфликт рабочего класса и предпринимательства — не существенная черта капиталистического общества, а факт плохой организации.

В отличие от Вебера, он считал, что общество — это надындивидуальное бытие, существование и закономерности которого не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые он назвал «коллективным сознанием». А соединение общего, «коллективного», вытекающего из закономерного, но связанного с индивидуальным, — «социальным фактом».

Дюркгейм большое внимание уделял изучению форм и видов поведения, отклоняющегося от общепринятых правил и норм. Введенный им в научный обиход термин «аномия» позволяет объяснить причины отклоняющегося поведения, дефектов социальных норм и подробно классифицировать типы такого поведения.

Учение об обществе Дюркгейма легло в основу многих современных социологических теорий, и прежде всего — структурно- фун кционал ьного анализа.

В качестве обобщающего понятия, которое выражает основные принципы теории и методологии социологии Дюркгейма, выступает «социологизм».

При этом различают два аспекта этого понятия:

  • онтологический (учение о бытии, о наиболее общих законах бытия): а) социальная реальность столь же основательна, «реальна», как и другие виды реальности (биологическая, психологическая, экономическая), а потому — развивается в соответствии с определенными законами; б) общество — реальность особого рода, а значит, автономна от других реальностей;
  • методологический (вытекает из онтологического): а) поскольку социология — часть природы, то социология в методологическом плане подобна науке о природе, то есть познавательной целью должно быть исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей; б) «социальные факты» следует учитывать как вещи (объективные реальности).

Центральная социологическая идея учения Дюркгейма — идея общественной солидарности. Отталкиваясь от двух типов общества — традиционного и современного, он выделяет два типа социальной солидарности:

  • механическая социальная солидарность присуща традиционному обществу. Она основывалась на неразвитости и сходстве составляющих общество моделей. Индивид здесь не принадлежал себе: «Я — это только МЫ». Социальное принуждение выражалось в репрессивных мерах;
  • органическая солидарность порождается общественным разделением труда и основана на разделении индивидов.

Если первая предполагает поглощение индивида коллективом, то вторая предполагает развитие личности, основанное на разделении труда.

Таким образом, разделение труда выступает источником социальной солидарности, а наличие проблем и конфликтов в современном обществе объясняется ученым как простое отклонение от норм, вызванное недостаточной отрегулированностью отношений между главными классами общества.

Эмиль Дюркгейм: биография, теории, вклад, работы

Содержание:

  • биография
  • Ранние года
  • Карьерная лестница
  • Смерть
  • Основные теории дюркгейма
  • Разделение труда
  • Метод социальных наук
  • Функционализм
  • Самоубийство
  • Штат
  • Другие материалы Дюркгейма
  • Религиозное явление
  • Пионер социологии
  • Опубликованные работы
  • Посмертные произведения
  • Дюркгеймовские фразы
  • Ссылки

Эмиль Дюркгейм Он был французским социологом и философом 1858 года рождения, который считается одним из отцов социологии. Среди прочего, его работы позволили социальной науке начать отличаться от психологии и политической философии, а также продвинули эпистемологический реализм и гипотетико-дедуктивный метод.

Его самые известные работы включают его монографию Самоубийство, опубликованный в 1897 году, который положил начало социальным исследованиям, а также Правила социологического метода (1895), в которой он объяснил, как подходить к социальным фактам научной и систематической фирмы.

Этот автор посвятил значительную часть своей карьеры открытию, описанию и объяснению структурных социальных событий, происходящих в учреждениях. Согласно своим постулатам, социология должна изучать эти социальные явления целостным образом, то есть с интегральной точки зрения и с учетом того, что влияет на все общество.

Помимо своей работы в качестве социологического исследователя, Дюркгейм отличился тем, что сделал социологию академической дисциплиной. Он был создателем первого факультета социологии в Университете Бордо, а в 1896 году он основал первый журнал, посвященный этой теме, L’Année Sociologique.

биография

Ранние года

Эмиль Дюркгейм родился 15 апреля 1858 года в Эпинале, Франция. Несмотря на то, что его отец был раввином, в детстве он прошел через процесс секуляризации, который заставил его отказаться от иудаизма.

Юный Эмиль провел свою юность в очень бурном и меняющемся историческом контексте. В этот период его страна пережила большой промышленный и экономический рост, но потерпела поражение во франко-прусской войне. Во время этого конфликта в 1870 году родной город Дюркгейма был оккупирован пруссаками.

Его хорошие академические результаты позволили ему поступить в Ecole Normale Supérieure в Париже в 1879 году, где он получил диплом по философии три года спустя. Получив ученую степень, Дюркгейм начал преподавать в различных городах Франции.

В 1885 году социолог переехал в Германию, где познакомился с методами экспериментальной психологии, разработанными Вильгельмом Вундтом.

Карьерная лестница

Во время своего пребывания в Германии Дюркгейм отправил во французские журналы несколько статей по философии и позитивным наукам. Эти публикации сыграли важную роль в том, что в 1887 году он получил предложение работать профессором социальных наук и педагогики в Университете Бордо.

В то время Дюркгейм начал интересоваться социологией, дисциплиной, которая тогда зародилась после первой позитивистской формулировки, сделанной Огюстом Контом.

Первым крупным вкладом Дюркгейма была его докторская диссертация: О разделении общественного труда (1893). Два года спустя он опубликовал одну из своих самых важных работ, Правила социологического метода. В 1896 году по курсам социологии он стал первым во Франции кафедрой этой дисциплины.

Следующим его профессиональным назначением был Парижский университет, где он работал профессором педагогических наук с 1902 года до своей смерти.

Смерть

Смерть сына во время Первой мировой войны привела Дюркгейма в состояние депрессии. Разочарованный и безутешный, он умер в Фонтенбло 15 ноября 1917 года.

Основные теории дюркгейма

До того, как Дюркгейм начал работать над этим предметом, теоретики, занимающиеся социологией, не считали его автономной дисциплиной, а подходили к нему через органические или психологические подходы.

Дюркгейм изменил эту точку зрения и подтвердил, что существуют специфические социальные явления и что социологию следует рассматривать как науку, изучающую их.

Для Дюркгейма социальные факты были определены как «способы действия, мышления и чувства, внешние по отношению к человеку и обладающие силой принуждения, в силу которой они ему навязываются».

Эти социальные факты, согласно его теории, присутствуют до рождения человека в любом обществе и, следовательно, являются внешними по отношению к его личности. Они также являются коллективными фактами, поскольку являются частью социальной культуры и носят принудительный характер, поскольку люди получают образование в соответствии с нормами и правилами этого общества.

Французский социолог также подтвердил, что общество существует как вне, так и внутри индивида, поскольку оно усваивает и принимает его ценности и мораль. По этой причине первичной единицей исследования социологии должно быть общество в целом, а не его отдельные компоненты.

Разделение труда

В некоторых его работах, таких как Образование и социология Y Разделение труда в обществеДюркгейм утверждал, что солидарность является основным элементом поддержания сплоченности в современных обществах.

По мнению автора, существует два типа солидарности: органическая, проявляющаяся в семье, между друзьями или в сельских общинах, и механическая, которая развивается в индустриальных обществах из-за разделения труда в компаниях. В последнем случае чувство принадлежности меньше, чем в небольших группах.

По этой причине автор указал, что индустриальному обществу необходимо внедрить новую систему образования. С одной стороны, дети должны были получить начальное образование в семье, а глобальные нормы и ценности должны были преподавать в школах.

Социолог считал солидарность моральным фактом, что она не может иметь внешнего существования. Поэтому для его реализации необходимы закон и право.

Еще одна важная концепция в работах Дюркгейма – это аномия, термин, который он определяет как отсутствие социальной солидарности из-за отсутствия регулирования, вызванного перманентной модернизацией. Социолог включает общественный договор, защищаемый некоторыми просвещенными философами, в эти факторы аномии, поскольку он не гарантирует порядка.

Метод социальных наук

Дюркгейм предложил использовать в своей работе метод позитивизма. Правила социологического метода (1895). Автор намеревался изучить общество как «вещь» и проверить свои гипотезы через реальность.

Двумя инструментами, предложенными Дюркгеймом, были статистика и логические рассуждения. С их помощью он намеревался создать метод, основанный на непосредственном наблюдении фактов и диапазоне их проверки.

Предлагая изучать социальные факты как «вещь», социолог приравнял их к тем явлениям, которые можно наблюдать и противопоставлять с помощью научного метода. Дюркгейм установил для этого четыре шага:

  • Внешний вид: это предыдущие концепции или априорные суждения, сделанные с библиографическим анализом.
  • Глубина: раскрывается сущностью и природой социальной организации.
  • Характер события: анализируется, находится ли событие в пределах нормы или имеет патологический характер.
  • Анализ: со всеми собранными данными проводится подробное расследование, а затем интерпретируются результаты.

Функционализм

Функционалистская теория, предложенная Дюркгеймом, сосредоточила свое внимание на закономерностях, функционировании и нормах общества. В нем социолог сослался на использование функции, определяемой как внешнее проявление объекта в рамках определенной системы отношений.

Функция, как ее представил Дюркгейм, представляет собой концепцию, которая выражает отношения между элементами множества и демонстрирует их взаимозависимость.

С помощью этой социологической теории Дюркгейм стремился объяснить социальные явления через функцию социальных институтов. Таким образом, он считал социальные изменения, которые стремились к гармонии, функциональными, тогда как, если баланс был нарушен, эти изменения следовало считать дисфункциональными.

Самоубийство

Одной из самых известных работ Дюркгейма была Самоубийство: социологическое исследование, опубликовано в 1897 г.

Автор изучил годовой уровень самоубийств в разных странах за определенный период времени и обнаружил, что он имеет тенденцию оставаться неизменным в течение длительного периода времени. Точно так же он обнаружил, что этот показатель действительно варьируется в зависимости от страны или сообщества. В качестве примера он обнаружил, что в католических обществах было меньше самоубийств, чем в протестантских.

На основании этих данных автор пришел к выводу, что самоубийство имеет социальные причины, а не только индивидуальные и психологические. Дюркгейм зафиксировал четыре различных типа самоубийств:

  • Эгоистичное самоубийство: происходит, когда самоубийца не имеет сильных социальных связей. Это отсутствие интеграции в общество позволяет жертве самоубийства совершить акт самоубийства.
  • Альтруистическое самоубийство: причиной может быть очень низкая важность личности. Дюркгейм привел в качестве примера случай с некоторыми примитивными народами, которые заставляли пожилых людей покончить жизнь самоубийством, когда они больше не могли постоять за себя.
  • Аномическое самоубийство: это происходит, когда общество находится в ситуации дезинтеграции или аномии.
  • Фаталистическое самоубийство: оно совершается в обществах с правилами, слишком строгими и подавляющими для отдельных людей.

Штат

Дюркгейм определял государство по выполняемым им функциям. У этих функций должны быть ограничения, поскольку они не должны зависеть от контроля социальных связей и коллективного сознания.

Само государство для автора является разновидностью коллективного сознания, но не единственным. Это орган социальной мысли, который должен быть посвящен разработке определенных социальных представлений, предназначенных для управления коллективным поведением.

С другой стороны, этот автор утверждал, что конфликты были аномалиями в продвижении к прогрессу и порядку, двум центральным идеям в обществах его времени.

Другие материалы Дюркгейма

Несмотря на то, что Эмиль Дюркгейм не оставил никаких чисто антропологических работ, он внес очень ценный вклад в эту дисциплину. Кроме того, он ввел научный метод в социальный анализ и создал концепцию социологического факта.

Религиозное явление

Французский социолог также упомянул религиозный феномен, в частности, в своей работе. Элементарные формы религиозной жизни (1912). Эта работа была основана на нескольких антропологических наблюдениях за аборигенами Австралии и Америки.

На основании собранных данных Дюркгейм разработал теорию. В соответствии с этим религию следует рассматривать как социальное явление, хотя в то же время она является продуктом коллективного мышления.

Автор трактовал религию как символ самого общества. Таким образом, в страхе человека перед священным символически выражается его зависимость от общества. Сама концепция бога, согласно Дюркгейму, была бы формой поклонения обществу.

Как и в случае с культурой и самим обществом, религия является элементом контроля над сознанием человека и, следовательно, очень ценным инструментом социальной сплоченности.

Пионер социологии

В дополнение ко всей его теоретической работе, Дюркгейм считается одним из отцов социологии также благодаря его академической работе. Французы были основателями первого социологического факультета в Университете Бордо в 1895 году.

С другой стороны, он также был создателем первого журнала, посвященного этой теме, L’Année Sociologique, который появился в 1896 году.

Опубликованные работы

Разделение труда в обществе (1893). Его докторская диссертация.

Правила социологического метода (1895).

Нравственное воспитание (1902).

Элементарные формы религиозной жизни (1912).

Уроки социологии (1912).

Посмертные произведения

Образование и социология (1922).

Образование: его сущность, функция (1928)

Педагогика L’évolution во Франции (1938).

Дюркгеймовские фразы

– Уровень самоубийств обратно пропорционален степени интеграции социальных групп, к которым принадлежит человек.

– Общество для своих членов то же самое, что Бог для своих верных.

– Сантименты – это объект науки, но не критерий научной истины.

– Мы подчиняемся закону не потому, что мы его создали, потому что он был любим таким количеством голосов, но потому, что он хорош, он соответствует природе фактов, потому что это все, чем он должен быть, потому что мы доверяем ему.

– Не следует говорить, что действие оскорбляет общую совесть, потому что оно преступно, а скорее, что оно является преступным, потому что оно оскорбляет общую совесть.

– Религия – это не просто система идей, это прежде всего система сил.

– Приходится выбирать между обществом и Богом.

– Каждое общество – это нравственное общество. В некоторых отношениях этот характер еще более выражен в организованных обществах.

– Преследование цели, которая по определению недостижима, обрекает себя на вечное несчастье.

– Образование – это социализация молодого поколения взрослым поколением.

– Человек может действовать только в той мере, в какой он научится знать контекст, частью которого он является, знать свое происхождение и условия, от которых он зависит.

Ссылки

  1. Акал Групп. Эмиль Дюркгейм и социология. Получено с nocierreslosojos.com
  2. Пастор Крус, Хосе Антонио. Об Эмиле Дюркгейме. Восстановлено с ув.эс
  3. Агундес, Марина С. Дюркгейм (I): самоубийство и разделение труда. Получено с сайта revistalibertalia.com.
  4. Пейр, Анри М. Эмиль Дюркгейм. Получено с britannica.com
  5. Херст, Эллисон. Биография Дюркгейма. Получено с open.oregonstate.education
  6. Страницы Дюркгейма. Эмиль Дюркгейм: его жизнь и работа (1858-1917). Получено с durkheim.uchicago.edu
  7. Карлс, Пол. Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Получено с iep.utm.edu
  8. Кроссман, Эшли. Краткий обзор Эмиля Дюркгейма и его исторической роли в социологии. Получено с thinkco.com

Остендеский пакт: причины, цели и последствия

18 частей человеческого глаза (и их функции)

Читайте также:
Основные идеи Эмиля Дюркгейма в социологии и их значение
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: