Стихи на 9 мая – о войне до слез советских поэтов, о героях России

Стихотворения о Великой Отечественной войне

Приблизительное время чтения: меньше минуты.

Мы подобрали для вас стихотворения военных и послевоенных лет, посвященные тяжелому времени, выпавшему на долю нашей страны в 40-е годы ХХ века. В этих стихах – живые и искренние истории человеческих судеб, мысли и воспоминания о тех днях, которые пришлось пережить людям в годы войны.

Николай Асеев
Надежда

Насилье родит насилье,
и ложь умножает ложь;
когда нас берут за горло,
естественно взяться за нож.

Но нож объявлять святыней
и, вглядываясь в лезвие,
начать находить отныне
лишь в нем отраженье свое,-

нет, этого я не сумею,
и этого я не смогу:
от ярости онемею,
но в ярости не солгу!

Убийство зовет убийство,
но нечего утверждать,
что резаться и рубиться –
великая благодать.

У всех, увлеченных боем,
надежда горит в любом:
мы руки от крови отмоем,
и грязь с лица отскребем,

и станем людьми, как прежде,
не в ярости до кости!
И этой одной надежде
на смертный рубеж вести.

Леонид Мартынов
Пластинок хриплый крик…

Пластинок хриплый крик
И радиовещанье,
И непрочтённых книг
Надменное молчанье,

И лунный свет в окне,
Что спать мешал, тревожа,
Мы оценить вполне
Сумели только позже,

Когда возникли вновь
Среди оторопенья
Моторов мощный рёв,
И музыка, и пенье,

И шелест этих книг,
Мы не дочли которых,
И круглый лунный лик,
Запутавшийся в шторах,

И в самый поздний час
Чуть зримый луч рассвета.
Подумайте! У нас
Украсть хотели это!

http://waralbum.ru
Дети водят хоровод на фоне аэростатов в Москве 1941-го

Борис Пастернак
Страшная сказка

Все переменится вокруг.
Отстроится столица.
Детей разбуженных испуг
Вовеки не простится.

Не сможет позабыться страх,
Изборождавший лица.
Сторицей должен будет враг
За это поплатиться.

Запомнится его обстрел.
Сполна зачтется время,
Когда он делал, что хотел,
Как Ирод в Вифлееме.

Настанет новый, лучший век.
Исчезнут очевидцы.
Мученья маленьких калек
Не смогут позабыться.

Борис Слуцкий
«Есть!»

Я не раз, и не два, и не двадцать
слышал, как посылают на смерть,
слышал, как на приказ собираться
отвечают коротеньким «Есть!».

«Есть!», – в ушах односложно звучало,
долгим эхом звучало в ушах,
подводило черту и кончало:
человек делал шаг.

Но ни разу про Долг и про Веру,
про Отечество, Совесть и Честь
ни солдаты и ни офицеры
не добавили к этому «Есть!»

С неболтливым сознанием долга,
молча помня Отчизну свою,
жили славно, счастливо и долго
или вмиг погибали в бою.

http://waralbum.ru Дети бегут по дороге за танком Т-34 под Сталинградом

Константин Симонов
Родина

Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину – такую,
Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть. Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.

Алексей Сурков
Бьется в тесной печурке огонь…

Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко-далеко.
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти – четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.

http://waralbum.ru Эвакуация яслей и детских садов из Сталинграда

Анна Ахматова
Мужество

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!

Владимир Высоцкий
Он не вернулся из боя

Почему все не так? Вроде все как всегда:
То же небо – опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.

Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
В наших спорах без сна и покоя.
Мне не стало хватать его только сейчас,
Когда он не вернулся из боя.

Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал,
А вчера не вернулся из боя.

То, что пусто теперь, – не про то разговор,
Вдруг заметил я – нас было двое.
Для меня будто ветром задуло костер,
Когда он не вернулся из боя.

Нынче вырвалась, будто из плена, весна,
По ошибке окликнул его я:
– Друг, оставь покурить! – А в ответ – тишина:
Он вчера не вернулся из боя.

Наши мертвые нас не оставят в беде,
Наши павшие – как часовые.
Отражается небо в лесу, как в воде,
И деревья стоят голубые.

Читайте также:
Еремеевна - характеристика и образ героини из комедии Недоросль

Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло для обоих.
Все теперь одному. Только кажется мне,
Это я не вернулся из боя.

http://waralbum.ru
Юный курьер повстанцев переходит улицу в северной части центра Варшавы

Михаил Исаковский
Куда б ни шёл, ни ехал ты…

Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты –
Рыбак, шахтёр,
Учёный иль пастух, –
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня
Он сделал все, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберег.

Юрий Воронов
Опять война…

Опять война,
Опять блокада.
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить».
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне.
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда —
Не права!
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она,
Как сила, нам нужна.

http://waralbum.ru
Дети на брошенной немецкой САУ «Jagdtiger»

Вероника Тушнова
Кукла

Много нынче в памяти потухло,
а живет безделица, пустяк:
девочкой потерянная кукла
на железных скрещенных путях.

Над платформой пар от паровозов
низко плыл, в равнину уходя.
Теплый дождь шушукался в березах,
но никто не замечал дождя.

Эшелоны шли тогда к востоку,
молча шли, без света и воды,
полные внезапной и жестокой,
горькой человеческой беды.

Девочка кричала и просила
и рвалась из материнских рук,—
показалась ей такой красивой
и желанной эта кукла вдруг.

Но никто не подал ей игрушки,
и толпа, к посадке торопясь,
куклу затоптала у теплушки
в жидкую струящуюся грязь.

Маленькая смерти не поверит,
и разлуки не поймет она.
Так хоть этой крохотной потерей
дотянулась до нее война.

Некуда от странной мысли деться:
это не игрушка, не пустяк,—
это, может быть, обломок детства
на железных скрещенных путях.

Вадим Шефнер
Военные сны

Нам снится не то, что хочется нам,-
Нам снится то, что хочется снам.
На нас до сих пор военные сны,
Как пулеметы, наведены.

И снятся пожары тем, кто ослеп,
И сытому снится блокадный хлеб.

И те, от кого мы вестей не ждем,
Во сне к нам запросто входят в дом.

Входят друзья предвоенных лет,
Не зная, что их на свете нет.

И снаряд, от которого случай спас,
Осколком во сне настигает нас.

И, вздрогнув, мы долго лежим во мгле,-
Меж явью и сном, на ничьей земле,
И дышится трудно, и ночь длинна.
Камнем на сердце лежит война.

Лучшие стихи ко Дню Победы. Отличная подборка!

Здравствуйте, друзья.

9 мая — День Великой Победы — один из главных праздников нашей страны, всеми любимый, самый трагичный и скорбный, самый трогательный, прекрасный и светлый!
День Победы – это День — символ гордости за тех, кто отстоял свободу и независимость нашей страны, символ решимости, воли русского народа, символ достоинства России!
9 мая 1945 года… Все дальше и дальше теперь от нас эта дата. Но мы помним, какой ценой досталась нашим дедам эта великая Победа.
День Победы – как он был от Вас далек…
Наверное, в каждом городе около Вечного огня в этот день собираются те, кто пришел возложить цветы, вспомнить наших защитников и героев,
Минуту помолчать и в который раз сказать им СПАСИБО… Спасибо за нашу мирную жизнь, за наших детей и внуков, за их счастье!
Спасибо Вам, низкий поклон и вечная память…
В этот день, 9 мая, мы поздравляем ветеранов, защитников Отечества, отстоявших право народов мира быть свободными.
Вряд ли найдется семья, которой не коснулась война. У кого-то воевал дед, у кого-то отец, муж.
Мы рассказываем из поколения в поколение об их светлом подвиге, чтим память.

Здесь я опубликовала большую подборку стихов о Победе. Можно использовать для открыток, для слайд-щоу, просто для поздравлений! Авторов стихов я не знаю, все взято просто в интернете.

День победы

Нет, не состарилась Победа!
Ей скоро семьдесят всего.
Взываю к вам, отцы и деды
Во имя внуков и сынов:
Восстаньте из земель российских
И из украинских земель
Отдавшие святые жизни
Свои за мир, за мирный день.
Восстаньте туляки, орловцы
И киевляне, и азовцы,
Херсонцы, ровенцы, полтавцы,
Воронежцы, восстаньте братцы!
Восстаньте москали-московцы
И ленинградцы, запорожцы,
Восстаньте псковичи, самарцы,
Хабаровцы, восстаньте братцы!
Восстаньте те, кто шёл под пули,
Кто на смертельный шёл таран,
Чтоб знать, что вас не обманули
В веках ни Кремль, ни Майдан!
Восстаньте и отцы, и деды
Во имя внуков и сынов!
Нет, не состарилась Победа!
Ей скоро семьдесят… всего.

Спасибо Всем, кто жизнь отдал,
За Русь родную, за свободу,
Кто страх забыл и воевал,
Служа любимому народу.
Спасибо Вам,
Ваш подвиг вечен,
Пока жива моя страна,
Вы в душах наших,
В нашем сердце,
Героев не забудем, Никогда!

Давно умолк последний выстрел,

Последний стон сороковых.
Спешат года походкой быстрой,
И тает строй солдат живых.
За наши жизни умирали
Те, кто сегодня старики.
С последним выдохом кричали:
«Вперед!» — смертям всем вопреки.
От вражьих глаз прикрывшись веткой,
Он бить без промаха умел.
Лишь глаз, припав к винтовке меткой,
От напряжения немел.
Один… другой… их меньше, меньше,
Захватчиков земли моей.
И в майский день порою вешней
Не стало их. И мир светлей!
Пройти пришлось вам пол-Европы,
Чтоб их добить в норе своей.
Войной забрызганные тропы
Не заметает суховей.
И время всем в наш День Победы
Напомнить памятный глагол:
Врага, а это наше кредо,
Бить там, откуда он пришел!
Земной поклон, солдат, от жизни,
От всех, кого ты заслонил.
Ты спас свободу, честь Отчизны,
В потомках память заслужил!

Читайте также:
Судьба Григория Мелехова в романе "Тихий дон", жизненный путь главного героя, характер и отношение к войне, предопределенность трагической судьбы

Снаряды не рвутся,не стонет земля,
И танков не будет пробита броня,
Мы в мирное время сегодня живём,
Не прячемся мы под прицельным огнём.

Тот ужас не знаем,но помним всегда,
Какие суровые были года…
Какою ценою в войне победили,
Всегда будем помнить,где мы бы не жили.

Всем низкий поклон,кто тогда воевал,
Кто Родину грудью своей закрывал,
Героям войны свою дань отдаём,
Мы им благодарны за то,что живём.

Мы помним всё,
Что бабушки и деды рассказали,
Как отступали,
Как Немцы в них стреляли,
Как детей от немцев спасали,
Как они недоедали..
И концлагеря, где погибали,
И, что в печи всех сжигали,
Мы помним всё по кадрам кинохроник,
Как солдаты с честью умирали,
Но не отступили,
Но не пропустили
Врага за Волгу и в Москву,
Ленинград отстояли,
А сколько в нём умирали
От холода и голода гражданских лиц..
Мы всё запомним,
Ничего не упустим,
И как наступление наше пошло,
Как брали города,
Немцев изгоняли,
Мы этого не забуем никогда…
Дошли до Берлина,
Победу отвоевали,
В Москве небывалый салют,
И слёзы, и горе почти позабывали,
Весной 45-го, после войны…
Но мы не забудем, ничего не забудем,
И помнить будем мы всегда,
Как воевали,
Как отстояли
Простые солдаты,
И им ордена….

Весной, весной – в начале мая

Гремят салюты над страной
Мы преклоняемся пред теми –
Кто отдал жизнь за нас с тобой.
Кто каждый день – четыре года
К нам этот праздник приближал –
Взамен – одну победу ждал…
Вот, наконец, она пришла –
Всем мир и радость принесла!
Не все с войны той возвратились,
Иные – обрекли покой
Чтоб в мире жили мы с тобой!

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных… Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня…

Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,

В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.
— Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
— Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?

И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
— Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.

И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…

День Победы. И в огнях салюта будто гром: — Запомните навек,
Что в сраженьях каждую минуту, да, буквально каждую минуту
Погибало десять человек!

Как понять и как осмыслить это: десять крепких, бодрых, молодых,
Полных веры, радости и света и живых,
отчаянно живых!

И неплохо б каждому из нас, а ведь есть душа, наверно, в каждом,
Вспомнить вдруг о чем-то очень важном, самом нужном,
может быть, сейчас.

И, сметя все мелкое, пустое, скинув скуку, черствость или лень,
Вспомнить вдруг о том, какой ценою куплен был наш
каждый мирный день!

Читайте также:
Сентиментализм в литературе - основные темы и идеи, герои и характеры

И, судьбу замешивая круто, чтоб любить, сражаться и мечтать,
Чем была оплачена минута, каждая-прекаждая минута,
Смеем ли мы это забывать?!

И, шагая за высокой новью, помните о том, что всякий час
Вечно смотрят с верой и любовью вслед вам те,
кто жил во имя вас!

Машенька, связистка, умирала

На руках беспомощных моих.
А в окопе пахло снегом талым,
И налет артиллерийский стих.
Из санроты не было повозки,
Чью-то мать наш фельдшер величал.
…О, погон измятые полоски
На худых девчоночьих плечах!
И лицо — родное, восковое,
Под чалмой намокшего бинта.
Прошипел снаряд над головою,
Черный столб взметнулся у куста…
Девочка в шинели уходила
От войны, от жизни, от меня.
Снова рыть в безмолвии могилу,
Комьями замерзшими звеня…
Подожди меня немного, Маша!
Мне ведь тоже уцелеть навряд…
Поклялась тогда я дружбой нашей:
Если только возвращусь назад,
Если это совершится чудо,
То до смерти, до последних дней,
Стану я всегда, везде и всюду
Болью строк напоминать о ней —
Девочке, что тихо умирала
На руках беспомощных моих.
И запахнет фронтом — снегом талым,
Кровью и пожарами мой стих.
Только мы — однополчане павших,
Их, безмолвных, воскресить вольны.
Я не дам тебе исчезнуть, Маша, —
Песней
возвратишься ты с войны!

Когда над Русью дождь рыдает
И громы вешние гремят,
Я с болью в сердце вспоминаю
Тех не вернувшихся ребят,
Что жизнь сложили за Отчизну,
За счастье Родины своей,
А сами не узнали жизни,
И не оставили детей…

Они мечтали и любили,
Но, обнимая матерей,
На фронт бесстрашно уходили
На стражу Родины своей.
Как много пало смертью храбрых,
Сколь многих прекратился род.
Но память подвигов их славных
Хранит священно наш народ.

О, сколько нитей-поколений
Та перерезала война!
О, скольких будущих творений
Лишила Родину она!
Май плачет вешними дождями…
Глухими громами грозя,
Земля напомнит нам слезами,
О том, что забывать нельзя.

И если русским ты родился,
Обязан помнить ту войну,
Чтоб больше враг не покусился
На Русь – родную сторону,
Чтоб богатела, расцветала
ЖИЛА родимая Земля.
Чтоб знать — Победа не пропала,
Отцы погибли не зазря!

Я помню голос Левитана
И слово грозное ?война?,
Как наша армия отступала,
Сдавая села, города,
Как насмерть под Москвой стояли,
Как был в блокаде Ленинград,
Как немцев били в Сталинграде,
Под Курском всыпали опять.
Все для Победы, все для фронта! –
Призыв партийный прозвучал,
И наш народ, собравши силы,
Как будто монолит стоял.
В тот грозный час страна мужала,
А люди бились все вокруг.
И нам Победа засияла
За наш тяжелый, ратный труд!
Отдавши тридцать миллионов
Своих сынов и дочерей
Мы отстояли честь, свободу
Великой Родины своей!

Со временем всё зарастает былью,
Что связано с минувшею войной,
Уж не приходят вдовы к надмогилью,
Траншеи битвы заросли травой.
Людская память вечно помнит милых
Отцов, мужей, любимых, сыновей,
Забыть она солдат войны не в силах,
Что жизнь отдали Родине своей.
Ведь только сердце помнит боль утраты
И чувствует, какая ей цена,
С полей сражений не пришли солдаты,
Их не убила в памяти война.
Они живые, словно в сорок пятом,
Забыть не могут ни жена, ни мать,
Хоть памятники есть везде солдатам,
Но некому уже их вспоминать.
Сыны полков – теперь седые деды,
Победный сорок пятый так далёк!
Прекрасный праздник – славный День Победы,
В сердцах нет боли, только холодок.
Блестят на солнце ордена,
Звенят торжественно медали,
Гордится ими вся страна,
Они свободу отстояли.
Всё меньше остаётся их,
Седых защитников народа,
Что приближали счастья миг,
К победе шли четыре года.
Их украшает седина,
Сияют новые медали,
В долгу пред ними вся страна,
Тепла они не ощущали.
Я в форме на парад иду,
В душе царит благоговенье,
Гремят фанфары раз в году,
И продолжается забвение.
Мы за свободу шли на бой,
Войны безусые солдаты,
Чтоб защитить страну собой.
Уводят мысли в сорок пятый…

Это было в мае на рассвете,

нарастал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
наш солдат на пыльной мостовой.
У столба, дрожа, она стояла,
в голубых глазах застыл испуг,
а куски свистящего металла
смерть и муку сеяли вокруг…
Тут он вспомнил, как, прощаясь летом,
он свою дочурку целовал,
может быть, отец девчонки этой
дочь его родную расстрелял…
Но сейчас, в Берлине, под обстрелом,
полз боец и, телом заслоня,
девочку в коротком платье белом
осторожно вынес из огня.
Скольким детям возвратили детство,
подарили радость и весну
рядовые Армии Советской,
люди, победившие войну!
И в Берлине в праздничную дату
был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
памятник советскому солдату
с девочкой спасенной на руках.
Он стоит, как символ нашей славы,
как маяк, светящийся во мгле.
Это он – солдат моей державы –
охраняет мир на всей земле!

Мы родились, когда всё было в прошлом,

Победе нашей не один десяток лет,
Но как нам близко то, что уже в прошлом.
Дай Бог вам, ветераны, долгих лет!

И каждый год душа болит, рыдает,
Когда нам память выдаёт слова.
Дух праздника в воздухе витает,
А на глазах печали пелена.

Спасибо вам, что мы войны не знали,
Что мы не слышим шума страшных лет,
Что вы нам жизнь своею жизнью дали!
Дай Бог вам, ветераны, долгих лет!

Читайте также:
Русский язык - анализ, история создания, основная мысль

Пусть помнят все про подвиг вашей жизни,
Пусть люди помнят ваши имена.
И пусть умолкнут войны, что есть в мире
В тот день, когда черёмуха цвела.

Стихи про войну

В День Победы – 9 мая!


Хорош весенний день с военным маршем!
Смотрю в честь Дня Победы я парад.
Сегодня ветераны стали старше
и в молодость вернуться каждый рад.

Как по струне, чеканят шаг солдаты,
выдерживая выправку и строй.
На смелость от рождения богаты.
Не делай зла нам враг, не беспокой!

Гремит парад по городам-героям
во славу воинов и партизан.
Ликуй, Отчизна, будущее строя
для новых поколений россиян!

Победу дал сполна великий Боже.
Но жертвы не дают покоя мне.
С врагами надо жёстче быть и строже,
чтоб избегать таких потерь стране.

Побольше чести воинам-героям!
Побольше благ для армии родной!
Пусть знает враг, что русских беспокоя,
рискует не на шутку головой.

Шагают с аксельбантами солдаты.
Великолепны выправка и строй.
На щедрость от рождения богаты
и жизнь отдать готовы в миг лихой.

Играй, оркестр, военный марш за маршем!
Греми из пушек в городах, парад!
Я как солдат, что стал на годы старше,
знамёна русской славы видеть рад.

© 9 мая 2012, Николай Мирошниченко

День Победы

Проснулось солнце день впуская,
Томясь от майского тепла.
Открылась бездна голубая,
Раскрасив златом купола.

Великий праздник – день Победы
И скорбь, и радость скрыты в нём.
Герои! Прадеды и деды
Прошли крещение огнём.

Сверкают ордена, медали,
Трепещут флаги на ветру.
Всем миром ту победу ждали,
Громя фашистскую орду.

Сейчас мы помним эту дату –
Общенародный день Победы.
В нём слава каждому солдату.
В нём Мир и радость всей планеты.

Мы помним!Мы не позабыли!
Славу Советских знамён.
Тех под которыми деды ходили
В атаки военных времён.

© 18.04.2019 Виталий Рябчунов

Солдатам Победы!


В боях кровавых, бесконечных,
И днём, и ночью под огнём,
И уходя порою в вечность,
Вы отстояли отчий дом.

Вы отстояли Русь святую,
Под небом синим купола.
И веру русскую, простую,
В то, что добро сильнее зла.

И где бы я сегодня не был,
С печалью поднимаю взгляд.
Гляжу в безоблачное небо
И будто вижу тех ребят.

И в день великой нашей славы,
Мы понесём – как образа –
Портреты тех солдат державы,
Над кем прошла тогда гроза.

© 19.04.2019 Игорь Борисевич

СПАСИБО ВЕТЕРАНАМ

Здесь пели пули и свистели снаряды,
Грудью солдаты страну заслонили.
В поле бродит косая тут рядом,
Раз за разом проверяя могилы.

Барабанная дробь автомата
Здесь смертельным эхом звучала,
Всё искала вокруг виноватых,
А находила бесстрашно отчаянных.

В танце смешались и люди, и танки,
Танец этот для многих последний,
И цену опалённого танго
Должен помнить каждый наследник.

Легкий звон солдатских жетонов
Скоро сменится звоном медалей.
Ветераны, до пола поклон вам,
За то, что за нас воевали.

Великая Отечественная Война 1941-1945 г.


За Победу сражались отцы и деды.
Были удачи, а больше – беды!
Горькие слышал отца рассказы
Я о войне. – Не пустые фразы.

Сколько солдат полегло за землю.
Памяти светлой скорбя я внемлю.
Женщин, мужчин и детишек сколько?!
Разве же в цифрах всё дело только?

Сколько нещадной и жуткой боли
Выпало людям в плену неволи.
Сколько фашисты людей убили,
В печах сожгли и в земле зарыли!

Горькая память об этом в силе.
Но и фашистам лежать в могиле.
Новый фашизм весь извёлся в плаче:
Судит о прошлом уже иначе.

Судит. Ну что же. Пусть судит дальше.
Снова побьют, как и били раньше. –
Наша Победа! Отцов Победа!
Сердце моё – вразуми соседа!

© 17.03.2010 Иван Кунцевич

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

Историей вещей к войне прикоснусь.
О, как величава бескрайняя Русь.
С востока до запада в зорях она…
Вдруг мирный рассвет прерывает война.

Победу ковали в пургу и снега.
В жару и распутицу били врага.
Оплачена жизнью солдатской сполна,
Омыта слезами и кровью война.

Гремел над Рейхстагом военный салют.
Куранты Кремля о Победе споют.
В сердцах, в обелисках России сыны,
Как память, как эхо кровавой войны.

За днём Победы шли четыре года.
Одна война на всех, всего народа.
От стен Москвы, развалин Сталинграда
Шли до Берлина сквозь ворота ада.

© 02.05.2015 Неверович Игорь Леонардович

1945-й победный

Победный был в стране салют.
Не все,
не все им в 45-ом любовались.
На боль-просторах победившей
той страны –
могилы тех,
которые там в памяти
остались.
А сколько той войны сирот
по той стране голодными скитались?
В их памяти
отцы из года в год
металлом в сердце их,
в печали-боли матерей
вплавлялись.

© 20.03.2009 НЕПОМНЯЩИЙ – Нижегородец

22 ИЮНЯ 1941 ГОДА

Ранним утром, когда люди спят,
Когда снятся прекрасные сны.
К вам на головы бомбы летят,
Это значит начало войны.

Как шакалы, фашисты пришли,
Их никто к себе в гости не звал.
Сколько горя они принесли,
Но, фашист это не понимал.

Города их армады бомбят,
Коммунистов, евреев в расход.
Свой порядок устроить хотят,
На колени поставить народ.

Грабят ценности, в рейх свой везут,
Не гнушаются, гады, ничем.
По земле нашей смело идут,
Обнаглели фашисты совсем.

В Брестской крепости все полегли,
Но, не дали фашистам блицкриг
Было, да, отступали, полки,
Но, сжимали уже кулаки.

Читайте также:
Умом Россию не понять анализ стиха Тютчева: идея, тема и смысл

Под Москвой остановлен фашист,
В Сталинграде, устроен «котел»,
И под Курском Манштейн реваншист,
На костер свои танки привел.

Со своей земли гнали врага,
Европейцев спасли, сколь утрат.
И в Берлине сломав им рога,
Красный стяг водрузил наш солдат!

Этот день не забудет народ,
Свечи памяти будут гореть.
Если кто-то затеет поход,
Не пришлось бы и им сожалеть.

© 22.06.2016 Анатолий Бугаев

Сага войны.

Что вы ещё хотите?
Дайте дожить свой век.
Зря вы хулу плодите …
Я ли не человек?!

Да. Убивал. Так вышло.
Выше солдат приказ…
Это закон – не дышло,
Только я многих спас.

Не были вы в «вертушке»
Там, где нещадный бой…
Вызовут нас братушки,
Жертвуя всем, собой!

Стиснешь от горя зубы,
Залпом накроешь всех…
Камни вам станут шубой,
В штабе – штабной успех.

На перевалах снежно,
Пешему не пройти.
Я убивал вас нежно …
Сможешь, солдат, прости.

© 23.11.2012 Александр Дмитровский

Прожектора тревожно рыщут в небе

Прожектора тревожно рыщут в небе
Лучами, растянув его на пяльцы,
Стараются проткнуть палящим светом
Летящего, не званного скитальца

И кто войну считал аттракционом,
И как хотел , статистикою правил,
И кто копьём стучался в Мир драконом,
И выше всех себя над миром ставил.

Столкнулись в небе точкою прицела
И самолёт, беременный смертями,
Готовый разорваться страшной плевой,
Мир перекрасить чёрными чертями.

И ноготь белым пальцем жал в гашетку
И посылал, трассируя всё – матом
В расчерченное небо строгой сеткой
И счастлив был, когда злой ангел падал

И побеждал всегда, не тот, кто злее,
Не тот, кто Мир хотел одеть в заплатки,
Не тот, кто смерть для всех считал идеей,
А тот, кто смерти этой – в лоб бил пяткой!

Черный Саша рассказ «Игорь Робинзон»

Читательский дневник по рассказу «Игорь Робинзон» Саши Чёрного

Автор: Саша Чёрный.

Название произведения: «Игорь Робинзон».

Число страниц: 6.

Жанр произведения: рассказ.

Главные герои: Игорь, Цезарь.

Второстепенные герои: Жибер, Настя.

Характеристика главных героев:

Игорь — маленький мальчик.

Добрый, непослушный, фантазёр.

Находчивый и смелый.

Сумел спастись на необитаемом острове.

Цезарь — умный пудель.

Характеристика второстепенных героев:

Жибер — садовник, бельгиец.

Добрый, отзывчивый человек.

Настя — кухарка.

Краткое содержание произведения «Игорь Робинзон»

Оставшись дома один, Игорь быстро заскучал.

Ему захотелось поиграть в адмирала и он забрался в лодку, стоявшую у берега пруда.

Мальчик так раскачал лодку, что она оторвалась от причала и поплыла.

Лодку прибило к островку, где стояла беседка и жили кролики.

Пока Игорь бегал осматривать остров, лодку унесло ветром.

Мальчик стал кричать, но его никто не услышал.

Он отогнал камнями крысу и уснул на сене.

Проснувшись, он услышал лай.

Это Цезарь заметил мальчика.

Собака приплыла на остров, и мальчик отправил с ней записку.

Садовник ничего не понял из записки, но Цезарь притащил его на берег.

Тут Жибер увидел Игоря и понял, что произошло.

Он вытянул лодку, переправился на остров и спас мальчика.

Но своим спасителем Игорь считал Цезаря, для которого даже сделал медаль.

План рассказа:

1. Игорь остаётся один.

2. Бюст из теста.

3. Игра в адмирала.

7. План спасения.

9. Цезарь и записка.

10. Спасение мальчика.

Основная мысль рассказа «Игорь Робинзон»

Главная мысль рассказа заключается в том, что нужно всегда думать о возможных последствиях своих поступков.

Основная идея автора заключается в том, что мальчик мог избежать неприятностей, если бы слушался маму и не играл в лодке.

Чему учит произведение

Рассказ учит не терять присутствия духа, искать выход из сложной ситуации.

Учит использовать имеющиеся знания и опыт.

Учит слушаться родителей, ни баловаться, ни шалить.

Учит быть благодарным тем, кто тебе помог.

Краткий отзыв по рассказу «Игорь Робинзон» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что никогда не буду баловаться на воде.

Потому что это действительно опасно.

И пусть крокодилы у нас не водятся, но ведь можно просто утонуть.

Автор описал немного смешную историю приключений маленького мальчика, который оказался на необитаемом острове посреди пруда.

На острове жили кролики, что позволило Игорю почувствовать себя настоящим Робинзоном.

Мальчик получил хороший урок.

И в будущем он станет более осмотрительным и острожным.

Будет больше думать о последствиях своих поступков.

Мне нравится Игорь.

Это добрый и весёлый мальчуган, которому скучно сидеть без дела.

Он переполнен энергией и фантазиями. Ему всё на свете интересно.

Это положительный персонаж, несмотря на то что он проявил непослушание. Но какой ребёнок может похвастать тем, что всегда слушал родителей?

Автору удалось заинтересовать читателя, вызвать улыбку, и дать ненавязчивый совет быть осмотрительней в играх.

Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что некоторые игры могут таить в себе нешуточную опасность.

Пословицы к произведению:

Бояться несчастья и счастья не видать.

Важна смелость, да нужна и умелость.

Кто идёт вперёд, того страх не берёт.

Кто смел, тот и цел.

Кто не рискует, тот не выигрывает.

На бога надейся, а сам не плошай.

Собака — друг человека.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Что же делать? Хныкать? Ни за что! Не могут же его здесь забыть надолго-надолго, пока у него не отрастёт, как у Робинзона, большая борода…

К закату вернутся, родители. хватятся Игоря — ну и как-нибудь догадаются, где он. А если не догадаются?

Ночевать в будке, а в темноте, без ужина?

Читайте также:
Нам не дано предугадать анализ стиха Тютчева и история создания

Чтобы холодный уж под рубашку забрался!

Уснуть, конечно, и на дереве можно.

В первую ночь Робинзон всегда на дереве спит. Ну, а если он свалится в воду?

Словарь неизвестных слов:

Кушак — широкий пояс.

Уключина — приспособление в лодке, на котором держится весло.

Флотилия — отряд судов.

Бечёвка — тонкая верёвка.

Ещё читательские дневники по другим произведениям Саши Чёрного:

Библиотека произведений автора пополняется.

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

22.12.2018

Черный С. “Игорь-Робинзон”

Черный С., рассказ “Игорь-Робинзон”

Жанр: рассказы о детях

Главные герои рассказа “Игорь-Робинзон” и их характеристика

  1. Игорь. Маленький мальчик. Добрый, шалун, проказник, фантазер. Находчивый и смелый. Сумел спастись на необитаемом острове
  2. Цезарь. Умный пудель.
  3. Жибер. Садовник, бельгиец.
  4. Настя. Кухарка.

План пересказа рассказа “Игорь-Робинзон”

  1. Один дома
  2. Бюст Гоголя
  3. Надутый индюк
  4. В лодке у берега
  5. Лодка отчалила
  6. На острове
  7. Лодка уплыла
  8. Обстрел крысы
  9. Сон про крокодила
  10. Пудель на берегу
  11. Пятница для Робинзона
  12. Записка садовнику
  13. Спасение мальчика
  14. Медаль Цезарю

Кратчайшее содержание рассказа “Игорь-Робинзон” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Игорь остался один и ему было скучно.
  2. Он сел в лодку и стал качаться, а лодка сорвалась с привязи.
  3. Игорь оказался на острове и упустил лодку.
  4. Он прогнал крысу и позвал пуделя.
  5. Игорь привязал к ошейнику записку с просьбой о помощи.
  6. Садовник спас Игоря, а мальчик наградил собаку медалью.

Главная мысль рассказа “Игорь-Робинзон”
Никогда не надо отчаиваться и паниковать, выход всегда найдется.

Чему учит рассказ “Игорь-Робинзон”
Рассказ учит быть осторожным, предусмотрительным, думать о последствиях своих поступков. Учит не баловаться на воде. Учит не терять надежду и находить выход из любой ситуации. Учит настойчивости и упорству. Учит быть благодарным к тем, кто тебе помог.

Отзыв на рассказ “Игорь-Робинзон”
Мне очень понравился этот рассказ и мне понравился мальчик Игорь. Это был очень хороший мальчик и большой выдумщик. С ним точно никогда не было бы скучно. И Игорь мне понравился тем, что не стал плакать, а стал искать выход из трудной ситуации.

Пословицы к рассказу “Игорь-Робинзон”
На баловство то он смел, а как делать, так в лужу сел.
Умным и смелым трудности не страшны.
Дорога помощь вовремя.
Смелому и море по колено.
Хорошо то, что хорошо кончается.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Игорь-Робинзон”
Игорь остался дома один. Папа уехал в Париж, мама и экономка ушли в магазин, а Игоря не взяли, потому что он слабый. Игоря это обидело, ведь вчера он проскакал на лошади восемнадцать верст, да еще десять секунд держал на вытянутой руке банку с краской.
Игорь взял на кухне тесто и вылепил бюст Гоголя. Но пришел надутый индюк и съел Гоголя, а Игоря клюнул.
Тут Игорь вспомнил, что на пруду стоит привязанная лодка. В ней можно было играть в адмирала или ловить рыбу. Он побежал к пруду и залез в лодку. Вычерпал банкой воду и сел на скамейку. Он стал качать лодку, воображая, что это волны.
И докачался. Цепочка лодки вырвала крючок из трухлявого столбика и Игорь увидел, что он уже в пяти шагах от пристани.
Игорь взял весло и попробовал грести, но весло было тяжелым и неудобным, и мальчик отбросил его. Вскоре лодку прибило к тенистому острову посреди пруда. Там стояла беседка и жили кролики.
Игорь обежал остров, думая, во чтобы тут поиграть, даже хотел искать клад, но тут вспомнил, что не привязал лодку. А та уплыла.
Игорь испугался и стал звать кухарку Настю. Но кухня была далеко и услышали Игоря только корова и индюк. Мальчик замолчал и стал думать как быть. Кричать дальше ему показалось стыдным, индюк и так дразнился на него.
Мальчик сел на пень и задумался. К нему прибежали кролики, но у Игоря было нечем их угостить. Потом прилетела оса и мальчик положил в сторонке конфетку, оса отстала.
Вдруг Игорь увидел полоску воды – к острову кто-то плыл. Эта была крыса, которая приплывала сюда душить кроликов. Мальчик стал бросать в нее камни и крыса уплыла. А Игорь запоздало испугался, а ну как крыса ночью приведет с собой целую армию?
Он стал думать, как спастись. Пустая лодка качалась посредине пруда, в ней осталась булавка, на которую можно было бы ловить рыбу. Ружья у Игоря не было и аэропланы над островом не летали.
Мальчик сел на сено в беседке, согрелся и заснул. Приснился ему страшный крокодил.
Игорь проснулся и услышал лай – на том берегу его заметил пудель садовника и взволновался. Игорь закричал и замахал руками, и пудель прыгнул в воду. Он быстро доплыл на остров и был встречен радостным мальчиком. Тот обнимал Цезаря и говорил, что пудель будет у него как Пятница у Робинзона. Игорь радовался, что больше не один.
Он решил написать записку месье Жиберу, садовнику и сообщить тому, что он на острове. Пудель быстро понял, что от него хочет мальчик и поплыл обратно. Но садовник нашел записку и ничего не понял. Он выбросил записку в кусты.
Однако пудель не успокаивался и тянул садовника к пруду. Тут тот испугался, не случилась ли беда с Игорем и поспешил на берег. За ним побежала Настя.
Увидев Игоря на острове, они удивились, как мальчик там оказался. Потом садовник привязал к бечевке камень, забросил его в лодку и вытянул ее на берег. А следом отправился на остров и привез обратно Игоря.
Игорь обрадовался, что никто из взрослых еще не вернулся и быстро сделал медаль для Цезаря, за спасение погибающего мальчика.

Читайте также:
Игорь-Робинзон краткое содержание произведения С. Черного - читать онлайн

Рисунки и иллюстрации к рассказу “Игорь-Робинзон”

Краткое содержание Саша Чёрный Игорь Робинзон

Мальчик Игорь остался дома один, так как папа и мама ушли по своим делам. Мама мальчика ушла в магазин за покупками, папа уехал в командировку. Мальчик остался один дома, ему стало скучно, и он решил поиграть. Пошёл на кухню нашел там тесто и сделал из его статую Гоголя.

Оставил на скамейке ее сохнуть, ну тут мимо проходил индюк и съел ее. Увидев корову на лугу, мальчик понял, что она играть с ним не будет. И тут он вспомнил про лодку, которая есть на берегу реки.

Мальчик прибежал к лодке взобрался в нее и стал играть. А лодка была привязана цепью. Но Игорь не придал этому значения. Пока он представлял, что плывет один сам в лодке, цепь оборвалась, и лодку понесло на середину реки.

Лодка принесла мальчика, к острову, недолго думая он выбрался на берег. Стал осматривать остров, нашел кроликов, и понял, что это тот остров, на который садовник привез много кроликов.

Они там живут, а крысы из соседних домов уходят и плывут на этот остров поживиться кроликами. Через время, закончив осмотр острова, Игорь вернулся к лодке, а ее нет, мальчик забыл ее привязать и она уплыла.

Мальчик сидел на берегу и вспоминал о доме. Тут увидел, что к нему плывет крыса, он забросал плывущую крысу камнями, она уплыла.

Наш герой стал считать себя Робинзоном и чтобы не ударить в грязь лицом придумал план, чтобы спастись. Первое что ему было необходимо это найти ружье, чтобы подать сигнал о бедствии, но его у него не было. Поэтому он решил подождать, когда на остров приплывет, кто ни будь из людей и обязательно его спасут.

А если бы над островом пролетал, какой-то маленький самолет или вертолет, то мальчик обязательно бы ему сказал, что очень голоден и попросит отвезти его домой. Пока он все это обдумывал, то согрелся и уснул. Во сне ему приснился огромный крокодил, который хочет его съесть. Но мальчик проснулся, и никого рядом нет.

А на другой стороне реки мальчик увидел огромного пуделя. Мальчик позвал к себе пса, когда собака приплыла. При встрече пес был очень доволен. Пес прыгал и облизывал Игорю лицо и восторженно лаял.

Мальчик обкрадывался ведь это друг Пятница, как у настоящего Робинзона. Пёс стал показывать мальчику, что нужно возвращаться домой, но мальчик самостоятельно этого сделать не сможет.

Поэтому он написал письмо садовнику и положил его псу в ошейник. Через время пес приплывает к хозяину, тот находит письмо, читает его и бежит на помощь мальчику.

Садовник поплыл за Игорем. Приплыв на остров садовник повез Игоря на материк. Мальчик прибежал домой очень рад, ведь его быстро спасли. И вот смастерить специальную награду. В награду за то, что четвероногий друг его спас!

Это произведение в который раз подтверждает, что человек и собака дружат с испокон веков. И кроме этого произведение учит быт сильным в любых ситуациях. А так же стараться быть смелым и послушным, чтобы не попадать в сложные жизненные ситуации.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Саша Чёрный. Все произведения

  • Кавказский пленник
  • Дневник Фокса Микки
  • Домик в саду
  • Игорь Робинзон
  • Самое страшное
  • Серебряная елка

Игорь Робинзон. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Айтматов в своей повести рассказывает о том, как страшно воевать и на что идут люди, чтобы выжить. Исмаил (главный герой произведения) и его жена Саиде только закончили строительство дома

Дождливой осенью 1941 года шести бойцам командиром батареи приказано не пропустить фашистских захватчиков через железную дорогу.

Сказка братьев Гримм «Король Дроздобород» об очень красивой и такой же гордой и своенравной принцессе. Ее отец-король созвал очень знатных и почетных женихов, однако девушка у всех нашла изъян и посмеялась над каждым из них

Основным персонажем произведения является маленькая девочка по имени Рони, представленная писателем в образе дочери главаря лесных разбойников, обитающих в заброшенном замке.

Рассказ автора начинается с повествования о своей няньке. Также автор повествует о своей семье и собственных европейских впечатлениях. Книга «Былое и думы» имеет 8 частей. В книге присутствуют старые очерки и публицистические статьи.

Краткое содержание Игорь Робинзон Саша Черный для читательского дневника

Мальчик Игорь остался дома один, так как папа и мама ушли по своим делам. Мама мальчика ушла в магазин за покупками, папа уехал в командировку. Мальчик остался один дома, ему стало скучно, и он решил поиграть. Пошёл на кухню нашел там тесто и сделал из его статую Гоголя.

Оставил на скамейке ее сохнуть, ну тут мимо проходил индюк и съел ее. Увидев корову на лугу, мальчик понял, что она играть с ним не будет. И тут он вспомнил про лодку, которая есть на берегу реки.

Мальчик прибежал к лодке взобрался в нее и стал играть. А лодка была привязана цепью. Но Игорь не придал этому значения. Пока он представлял, что плывет один сам в лодке, цепь оборвалась, и лодку понесло на середину реки.

Лодка принесла мальчика, к острову, недолго думая он выбрался на берег. Стал осматривать остров, нашел кроликов, и понял, что это тот остров, на который садовник привез много кроликов.

Читайте также:
Свои люди сочтёмся - краткое содержание пьесы по действиям

Они там живут, а крысы из соседних домов уходят и плывут на этот остров поживиться кроликами. Через время, закончив осмотр острова, Игорь вернулся к лодке, а ее нет, мальчик забыл ее привязать и она уплыла.

Мальчик сидел на берегу и вспоминал о доме. Тут увидел, что к нему плывет крыса, он забросал плывущую крысу камнями, она уплыла.

Наш герой стал считать себя Робинзоном и чтобы не ударить в грязь лицом придумал план, чтобы спастись. Первое что ему было необходимо это найти ружье, чтобы подать сигнал о бедствии, но его у него не было. Поэтому он решил подождать, когда на остров приплывет, кто ни будь из людей и обязательно его спасут.

А если бы над островом пролетал, какой-то маленький самолет или вертолет, то мальчик обязательно бы ему сказал, что очень голоден и попросит отвезти его домой. Пока он все это обдумывал, то согрелся и уснул. Во сне ему приснился огромный крокодил, который хочет его съесть. Но мальчик проснулся, и никого рядом нет.

А на другой стороне реки мальчик увидел огромного пуделя. Мальчик позвал к себе пса, когда собака приплыла. При встрече пес был очень доволен. Пес прыгал и облизывал Игорю лицо и восторженно лаял.

Мальчик обкрадывался ведь это друг Пятница, как у настоящего Робинзона. Пёс стал показывать мальчику, что нужно возвращаться домой, но мальчик самостоятельно этого сделать не сможет.

Поэтому он написал письмо садовнику и положил его псу в ошейник. Через время пес приплывает к хозяину, тот находит письмо, читает его и бежит на помощь мальчику.

Садовник поплыл за Игорем. Приплыв на остров садовник повез Игоря на материк. Мальчик прибежал домой очень рад, ведь его быстро спасли. И вот смастерить специальную награду. В награду за то, что четвероногий друг его спас!

Это произведение в который раз подтверждает, что человек и собака дружат с испокон веков. И кроме этого произведение учит быт сильным в любых ситуациях. А так же стараться быть смелым и послушным, чтобы не попадать в сложные жизненные ситуации.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

«Отчего к хорошему в один день привыкаешь, а к дурному — никогда?» — подумал мальчик, закрывая усталые глаза.

И звезды, блеснув сквозь закрытые веки, сложились в ответ в несуразное, сияющее слово:

Ill. ИГОРЬ-РОБИНЗОН*

Отец уехал по делам в Париж. Мама с экономкой ушли в соседнее местечко за покупками. Игоря не взяли, — до местечка три километра, да обратно три. Жара, он «слабый», он устанет… И не надо! Слабый… А мама не слабая? Вчера по парку и вокруг пруда он километров восемнадцать рысью проскакал. Попробовала бы экономка за ним угнаться… И потом в сарайчике на вытянутой руке жестянку с краской десять секунд держал. Слабый…

Игорь заглянул на кухню, выпросил у кухарки кусок теста, вылепил из него бюст Гоголя и поставил на скамейку сохнуть на солнце. Но пришел индюк, выругался на своем индюшачьем языке, клюнул Игоря в кушак, а Гоголя съел. Дурак надутый!

На лужке за тополями паслась корова. Не очень-то с ней поиграешь в красном галстуке… У тореадора — шпага, а у Игоря только ореховый прут. И теленок ее тоже нелепое созданье. Чуть увидит мальчика, сейчас же подойдет боком, защемит губами угол курточки и давай сосать. Это новую-то курточку!

И вспомнил: у пристани на пруду — лодка. Можно покачаться, половить на английскую булавку рыбу, поднять адмиральский флаг — голубой носовой платок на пруте. Мало ли что можно.

Запрещено одному кататься в лодке. Но сидеть в лодке, когда она на замке и цепочке — разговору об этом не было…

Побежал-побежал, наискось через парк, сквозь цепкую повилику, колючую ежевику, кусачую крапиву. Продрался к пристани, влез в лодку и стал воду ржавой жестянкой вычерпывать. Флаг поднял, на скамейку газетный лист подстелил — неудобно же адмиралу на мокрой доске сидеть, — сел и давай лодку раскачивать. Волны справа, волны слева, по тихому пруду зыбь побежала… Зажигательное стекло из кармана вынул и стал сквозь него вдаль смотреть, будто в подзорную трубку: на горизонте тучи, корабль скрипит по швам, в парусах штормовой ветер гудит… «Свистать всех наверх!»

И докачался. Цепочка натянулась, вырвала из трухлявого столба крючок и вместе с замком хлопнулась в воду. Обернулся Игорь — пристань в пяти шагах качается — кланяется. До свидания, адмирал!

Адмирал, однако, не растерялся, схватил со дна весло, еле поднял, хотел за пристань зацепиться — далеко… А легкий ветерок залопотал в тополях вокруг пруда и боком понес лодку на середину прямо к тенистому островку. Игорь веслом в одну сторону поболтал, в другую, весло упрямое, все норовит из уключины выскочить и мальчика рукояткой на скамейку опрокинуть. Бросил весло, притих и стал ждать, куда Бог вынесет. А сердце на весь пруд колотится.

Зашипела над лодкой зеленая лоза, кролики по кустам брызнули; лодка вздрогнула и остановилась. Остров!

Что делает в первые минуты мореплаватель, прибитый бурей к необитаемому острову? Осматривает свое владение. Игорь так и сделал. Со всех сторон вода. Посредине острова резная будка, в будке охапка старого сена. Под кустами можжевельника у самых корней притаились испуганные кролики, — это их садовник сюда перевез. Мальчик измерил остров: в длину двадцать пять шагов, в ширину — пятнадцать. Места много, очень много, — чем меньше мальчик, тем просторнее ему кажется каждый клочок земли… А вдруг там, под будкой, клад? Или вход в подземные катакомбы, которые тянутся до самого Парижа? Ай.

Читайте также:
Полтава - краткое содержание поэмы, история создания, план, сюжет

Он побежал к лодке, но поздно. Ведь он же ее не привязал, — вильнула носом и отплыла!

— Настя! Я потерпел кру-ше-ни-е!!

Корова на лугу удивленно подняла морду. В парке насмешливо залопотал индюк… Кухня далеко, конечно, Настя не услышит.

Что же делать? Хныкать? Ни за что! Не могут же его здесь забыть надолго-надолго, пока у него не отрастет, как у Робинзона, большая борода… К закату вернутся родители… хватятся Игоря — ну и как-нибудь догадаются, где он… А если не догадаются? Ночевать в будке, в темноте, без ужина? Чтобы холодный уж под рубашку забрался! Уснуть, конечно, и на дереве можно. В первую ночь Робинзон всегда на дереве спит. Ну, а если он свалится в воду?

ЛитЛайф

Предисловие от издательства

Знаменитый писатель Саша Чёрный (Александр Михайлович Гликберг) родился 1 октября 1880 года в Одессе. В 15 лет он сбежал из дома и какое-то время скитался по улицам. Позднее его приютил житомирский чиновник К. К. Роше, полностью изменив жизнь мальчика.

Литературную карьеру писатель начал в 1904 году в газете «Волынский вестник» (Житомир). В 1905 году он переехал в Петербург. Журналы «Альманах», «Зритель», «Маски», «Леший» и другие охотно печатали сатирические стихи, подписанные псевдонимом «Саша Чёрный».

Однажды писатель открыл секрет своего псевдонима: «Нас было двое в семье с именем Александр. Один брюнет, другой блондин. Когда я еще не думал, что из моей “литературы” что-нибудь выйдет, я начал подписываться этим семейным прозвищем».

В 1906–1908 годах Чёрный жил в Германии, где продолжил образование в Гейдельбергском университете. Вернувшись в Петербург, он выпустил несколько сборников стихов, активно сотрудничал с несколькими газетами и журналами.

Вскоре появились и детские книги писателя: «Тук-Тук», «Живая азбука» и другие. Позже вышли «Дневник фокса Микки», «Кошачья санатория», «Несерьезные рассказы», «Белка-мореплавательница».

Талант Саши Чёрного был по достоинству оценен современниками. А. И. Куприн писал: «Саша Чёрный переживет всех нас, и наших внуков, и правнуков, и будет жить еще много сотен лет, ибо сделанное им сделано навеки и обвеяно чистым юмором, который – лучшая гарантия для бессмертия».

Повесть «Чудесное лето» была написана в 1929 году. Семью главного героя пригласили в небольшое имение под Парижем. Здесь маленький Игорь провел поистине чудесное лето, пережив множество приключений и познакомившись с самыми разными людьми.

Игорь живет в тупичке, в старом солидном сером доме. Окно в столовой непрозрачное, все в матовых квадратиках, по которым нарисован усатый, взбирающийся до самого верха виноград. Но если окно чуть приоткрыть (ведь на улице теплынь), – видно все, что на улице делается. Благо подоконник почти у самого тротуара, в нижнем этаже. А совсем открывать окна нельзя, потому что прохожие не должны знать, что в чужой квартире делается. Не полагается.

Справа и слева такие же серые парижские дома-близнецы. Но перед шестиэтажными строгими стенами зеленеют веселые платаны. В пыльной листве копошатся воробьи, перелетают с ветки на ветку, рассказывают друг другу воробьиные новости. Порой какой-нибудь любопытный воробей наклонит с нижней ветки голову и внимательно смотрит бисерными глазками на тротуар: что за возня внизу, чего это дети, как воробьи, с места на место перепархивают? Только мешают крошки подбирать… Хотелось бы воробью вмешаться в детские игры, да страшно, еще хвост оттопчут, или в рот кому-нибудь влетишь с разгону. Дети ведь в воробьиных глазах – великаны. Все равно как нам бы вздумалось с допотопными мамонтами поиграть: интересно, но разве решишься?

Мальчик, смотревший из окна, вздохнул. Он тоже не решался в детскую уличную возню вмешиваться, но причины у него были свои, не воробьиные. Он только-только начинал еще говорить по-французски. Как же играть, когда ты вроде глухонемого? Французские мальчики спросят: «Как тебя зовут?», а ты смутишься и ответишь: «Половина двенадцатого». Жили-жили в Болгарии, только научился болтать по-болгарски, тронулись в Берлин. Осилил было немецкий, – сочинение даже писал про честную немецкую собаку, которая у воришки сосиски вырвала и колбаснику назад принесла… Трах – в Париж месяц тому назад переехали. Чего это взрослые, как галки, из страны в страну перелетают?

И почему бы во всех странах жителям по-русски не говорить? Язык ясный, симпатичный. Звери все, наверное, по-русски думают. Окончания на конце. Сразу узнаешь, что курица женского рода, а петух мужского. Все это дурацкая вавилонская башня[1]наделала. Наверное, до нее все по-русски говорили, и детям не надо было каждый год, в каждой новой стране себе язык переделывать…

По асфальту мимо окна с грохотом прокатила тройка мальчишек на роликовых коньках. Отвинтить разве колесики у кресел и приладить такие коньки и себе? Нельзя. Кресла хозяйские. Да и винты длинные, в пятку вопьются.

Игорь встал, натянул на светлую головешку синий колпачок и, показав самому себе в надкаминном зеркале язык, пошел к дверям.

В парадных просторных сенях чисто и светло. Налево зеркало, – можешь любоваться на себя с головы до ног, если тебе нечего больше делать. Направо дверь в консьержкину клетушку. Сквозь занавеску все видно: маленькая полная женщина сидит перед столом и пудрит носик. Когда ни пройдешь, все пудрит. Сбоку за колонкой – черная колясочка. Это для японского младенца, который живет во втором этаже: очень серьезный младенец… Сколько Игорь над ним пальцами ни щелкал, ни за что не улыбнется. Слева у стены – клетка с канарейками. Поют-разливаются, будто и не в темнице живут…

Читайте также:
Стих для 2 лет про новый год: сборник простых стишков для детей и малышей

В правом прохладном углу за откинутой к стене дверью – кукольная спальня. Жильцы, серьезные, взрослые люди, проходят один за другим на улицу и ничего не замечают. А Игорь знает. Там драма: кукла при смерти.

Он прислонился к косяку двери и стал смотреть.

Консьержкин мальчуган из соседнего дома – доктор по детским болезням. Кукольная мама, дочка консьержки, которая пудрила носик, очень обеспокоена: у ее куклы лопнула голова… Может быть, прищемило дверью, куклы ведь так неосторожны, вечно суют голову куда не нужно.

Доктор озабоченно заглянул в дырку на лбу: пусто. Вытащил из-под кукольной кроватки коробку с лоскутками, достал свой хирургический прибор – сломанную зубную щетку – и стал советоваться с девочками. С кукольной мамой и с кукольной нянькой, дочкой углового парикмахера.

Какого цвета лоскут запихать в продавленную голову? Вы скажете – все равно какой, ведь лоскуток же внутри. Но наружу из головы горбик торчать будет. Обязательно будет.

Доктор выбрал черную тряпочку. Мальчики, как известно, совсем не понимают, что к чему идет, что не идет. Кукольная нянька нашла, что если волосы лимонного цвета, то дырку в голове надо заткнуть лиловым. А мама подобрала к кукольным васильковым глазам кусочек малинового атласа, прошитого серебряным бисером. И так как она была мама, а нянька и доктор – люди приходящие, наемные, то она, конечно, настояла на своем.

Игорь подсел к малышам. Все трое были меньше его и, пожалуй, французских слов знали не намного больше. А склоняли и спрягали как Бог на душу положит… Малыши раздвинулись, дали русскому мальчику место. И дело нашлось: пусть будет вроде санитара и держит куклу, чтоб она ногами не брыкалась, пока ее оперировать будут.

Кукла перенесла операцию легко. Даже не пикнула. И очень похорошела. Каждый похорошеет, если ему в лоб вставить малиновую затычку, да еще с бисером.

Дети тихо посидели на корточках около кроватки, подождали, пока кукла уснет, и бесшумно один за другим выскользнули из-за двери на улицу. Игорь за ними. Солнце, широкий тротуар, зеленые лапы платанов медленно ходят над головой, вдали на скамейке – представление!

Парижская уличная скамья раскрывается на два крыла: доска направо, доска налево. Посредине перекладина, чтобы люди, сидящие спиной друг к другу, могли облокачиваться и читать свои газеты, как в домашнем кресле.

Но уличная детвора завоевала скамью против старого серого дома совсем не для того, чтобы на ней рассаживаться, рассматривать свои стоптанные каблуки и читать про английского чудака, который на пари восемнадцать сигар, не вставая с места, выкурил. У детей совсем другие занятия.

Пересказ

Игорь жил с родителями. Однажды они ушли по делам, и мальчик остался дома один. Он стал придумывать, чем ему заняться. На кухне лежало тесто. Игорь решил с ним поиграть. Он слепил из него фигуру Гоголя. На улице было тепло, светило солнце, и мальчик положил её на скамейку сохнуть. Но индюк склевал поделку. С коровой и телёнком было играть неинтересно, да и боязно. Игорь направился к пруду.

У берега стояла лодка. Мальчик забрался в неё и представил, что он отправляется на ней в путешествие. Игорь вычерпал со дна судна воду ржавой банкой, поднял флаг из платка на рейке, подстелил газету на скамейку и стал раскачивать лодку из стороны в сторону, думая, что она плывёт по волнам. Цепь лодки сорвалась с крючка, и понесла её в середину реки. Мальчик стал звать на помощь экономку Настю, но никто его не услышал.

Лодка причалила к острову. Игорь вышел на берег. В зарослях стояла будка, в которой лежало сено. Там жили кролики. В поисках добычи за ними охотились крысы. Пока Игорь гулял по острову, лодка уплыла, так как не была привязана к берегу. Мальчик понял, что остался на острове один, как отважный Робинзон. Он увидел плывущую к берегу крысу и бросил в неё камень., чтобы она уплыла. У Игоря не было ни запасов пищи, ни ружья, ни спичек, чтобы развести костёр и согреться. Он стал думать план своего спасения. Мальчик лёг под дерево на траву и уснул. Во сне он услышал лай собаки.

Он проснулся и увидел на другом берегу большого пуделя. Мальчик позвал его, и пёс к нему приплыл. Игорь обрадовался, ведь у Робинзона был верный друг Пятница! Он крепко обнял собаку в знак дружбы. Пёс радостно залаял и облизал его с ног до головы.

У Игоря был знакомый садовник. На счастье, у него в кармане оказались блокнот и ручка. Мальчик написал ему письмо и положил собаке в ошейник. Пёс быстро доставил весточку своему хозяину. Садовник приплыл за Игорем, и отвёз его на лодке домой. Дома мальчик смастерил для пуделя награду, медаль из картона с надписью в знак благодарности за своё спасение!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: