Тени сизые смесились анализ стиха Тютчева – сюжет, настроение

Анализ стихотворения «Тени сизые смесились» Тютчева

Образ ночи в творчестве поэта

Лирические миниатюры Федора Ивановича проникают в потаенные уголки сердца и души. Его поэтические произведения направляют ум на глубокое восприятие всего, что происходит, и позволяют осмыслить свое внутреннее состояние. По Тютчеву, мир – это древний девственный хаос, не поддающаяся контролю стихия.


Все, что мы видим вокруг, – лишь ее зыбкое порождение. Потому поэт часто обращает свой взор на тьму ночи. Только ночью «мыслящий тростник» остается наедине с собой и предстает пред вечным миром. В ночном мраке он ощущает себя особенно малым и беспомощным и остро переживает свое существование как трагедию.

Тютчева также привлекают состояния, которые находятся на грани перехода от дня к ночной мгле. Один из примеров – стихотворение «Тени сизые смесились…». В нем воспет сумрак. Пришел вечер, освободивший от дневных мелочных забот, и в покое полумрака наступает момент, когда человек сливается душой с природой и приобщается к вечности. Вот он, этот момент: «тени сизые смесились…» и «все во мне, и я во всем».

Даты написания и публикации

Судьба одного из величайших мастеров русского поэтического слова Фёдора Ивановича Тютчева (1803—1873) сложилась самым удивительным образом, необычным для большинства его коллег. В ней полно противоречий и парадоксов, главным из которых является, пожалуй, тот факт, что Тютчев долгое время не считал поэзию основным призванием, хотя и учился в Московском университете именно на факультете словесности.

Странно и то, что, поступив после учёбы на службу в Коллегию иностранных дел и отправившись на постоянное место жительства в Германию, молодой человек не оставил занятий литературным творчеством, продолжил писать на родном языке, раскрывая в стихах редкостный талант тонкого лирика, прекрасно чувствовавшего все оттенки разнообразных душевных переживаний, умевшего слушать природу и передавать красоту и гармонию её настроений .

Множество прекрасных стихов были написаны им в молодые годы, в период жизни в Европе, в сложных семейных отношениях с немецкими девушками Элеонорой и Эрнестиной, в стеснённых финансовых обстоятельствах. Долгое время эти произведения нигде не публиковались, русский читатель познакомился с одарённым поэтом в 1836 году, когда подборка его стихов была размещена в пушкинском журнале «Современник».

Стихотворение «Тени сизые смесились» к тому времени уже было написано, но не попало в число избранных для публикации ни в журналах, ни в прижизненных изданиях книг Тютчева. Под названием «Сумерки» оно было впервые включено лишь в посмертный сборник, увидевший свет в 1879 году, когда творческим наследием усопшего поэта занималась его вдова Эрнестина Тютчева (урождённая Пфеффель).

История создания стихотворения

Произведение написано в 1835 году. В это время Ф. И. Тютчев переживал любовную драму. Он уже девять лет был счастливо женат на бесконечно очаровательной Элеоноре Петерсон, имел от нее трех дочерей. Жена обожала Федора Ивановича.


На его скромное жалованье она в Мюнхене умудрялась прилично вести дом, в котором было уютно и гостеприимно.

Но в 1833 году на балу Федор Иванович встретил красавицу, которая покорила его блеском ума. Сначала он испытал тягу к ней как духовно близкому человеку. Но их отношения углубились. Милая и простодушная жена, узнав о связи мужа, пыталась, как могла, сохранить семью.

Былеще один страшный момент в 1835 году. Сам поэт находился в Петербурге, а семья отправилась морем к его новому месту службы. Пароход потерпел крушение. Элеонора вела себя чрезвычайно мужественно, и все были спасены. Но эта драма сказалась на хрупком здоровье Элеоноры. Она слегла и не вставала с постели. В обстановке мучительной раздвоенности, жалости и сочувствия к жене и неумолимой тяге к другой женщине у поэта родились строки «тени сизые смесились…».

Можно предположить, что, когда детей уводили спать, а в доме стихали их веселые голоса и жена оставляла его в одиночестве, то, не зажигая свечей, Федор Иванович сидел в сгущающемся сумраке и тягостно размышлял. Его терзала невыразимая тоска, и он просил, чтобы полумрак влился вглубь его души и дал, наконец, ей покоя.

Особенности лирики Тютчева


Ф. И. Тютчев, родившийся в 1803 году и заставший расцвет романтизма, сам стал одним из ярчайших его представителей. Примечательно то, что поэт никогда не видел себя в качестве профессионального деятеля искусства, куда больше его занимала карьера дипломата. Именно по этой причине творчество лирика не было подвержено модным веяниям, он не следовал каким-либо канонам. Его стихотворения способны передать истинное внутреннее состояние, размышления в них глубоки, а чувства искренни.
Пейзажную лирику Тютчева можно считать самой выдающейся частью его творческого наследия. В своих стихотворениях поэт размышляет над смыслом человеческого существования как части природы. Произведениям свойственна краткость и поразительная емкость. Поэту удается точно описать самые противоречивые и самые тонкие чувства, заставить читателя полностью окунуться в них, безошибочно понять тот посыл, который оставил автор.

Читайте также:
Фауст - краткое содержание по главам трагедии Гете, образ Маргариты

Федору Ивановичу за свою жизнь довелось узнать многих людей, жить в разных странах, что, несомненно, еще больше расширило кругозор поэта. Вернувшись на родину, он продолжил творить, но его лирика все чаще носила политический характер. В этом не было ничего удивительного, ведь Тютчева волновала судьба страны, ее имидж на международной арене, а также внутренние проблемы. Одновременно поэт занимался активной публицистической деятельностью.

Возможно, именно дипломатическая работа помогла Тютчеву развить удивительную лаконичность. Он не только мог одним четверостишием выразить ясную, глубокую и законченную мысль, но и использовал настолько емкие эпитеты и метафоры, что любое созданное автором стихотворение приобретало собственную эмоциональную окраску.

Тема, идея

Вечерняя жизнь, которая объединяет Человека и Мироздание, стала основной темой произведения «Тени сизые смесились…». Лирический герой погружен в невыносимые раздумья, выливающиеся в мучительную тоску. Депрессию лирического героя немного снимает наблюдение за спокойствием, которое его окружает: звуки уснули, дневные цвета не режут глаз, слышен полет мотылька. Он ищет выход из одиночества, пытаясь объединиться с окружающим миром, и завершает свои наблюдения утверждением, что все растворилось в нем: будто достигнута долгожданная гармония. Сумрак, «сонный» и «тихий», загадочным образом наделяется целительной силой. Он может утишить страдания и переполнить чувства мглой, забвением себя.

Образы

В произведении «Тени сизые смесились…», анализ которого мы уже начали, противопоставляются образы материального и духовного миров.


Материальное выявлено в цвете, который поблекнул или потонул в сумраке, в звуке – уснул, то есть почти затих, жизнь и движенье отошли на задний план, и слышен только далекий гул, а незримый полет мотылька отзывается в душе тихим эхом.

Духовное проявляет себя иначе. Бессмертная душа открывается через чувства, которые лирический герой просит наполнить самозабвеньем в дремлющем мире, дарующем упоительный покой.

Два этих противоположных начала объединяет образ сумрака. Инверсиями эпитетов поэт показывает значимость для него сумрака. Он, тихий, сонный, а также благовонный, как сладостный ладан, дарящий удовольствие, несет неподвижность.

Лирический герой

Сложен его внутренний мир, который не стоит полностью соотносить с личностью поэта.


Он отражает не только личные черты автора, но его современников, людей его класса, которые способны понять своеобразное мироощущение поэта. Переходные состояния природы волнуют поэта: как зима становится весной, лето – осенью, вечер – ночью. Эта динамика, за которой наблюдает находящийся в тягостных переживаниях лирический герой, отражена в произведении «Тени сизые смесились…». Тютчев показывает это время как час невыразимой тоски и желание его героя понять природу, раствориться в ней. Но ему присуще трагическое одиночество. Он, тонко понимая мир природы и любви, хочет глубоко постичь свою судьбу в этом мире. Но от себя уйти ему не дано. В этом состоит глубокое противоречие между личным, индивидуальным, и реальностями жизни.

Композиция

Если в стихотворении «Тени сизые смесились» анализу подвергнуть композицию по строфам, то можно сделать вывод, что она делится пополам — первые восемь строф посвящены картине ночной жизни.


Эпитет «сизый» важен для поэта. Он, как художник на палитре, смешивает краски: черную, белую, голубую, серую — и получает зыбкую сизую грань перехода от дня к ночи. В это время звук уснул и движение жизни отдается где-то далеким гулом. Мучительное спокойствие вдруг заканчивается эмоциональным всплеском, который подчеркнут восклицательным знаком. Весь мир неожиданно вместился в душу, и лирический герой в нем растворился.

Во втором восьмистишии он обращается со страстной мольбой к сумраку: дать ему «самозабвенье» и уничтожение, что передает сильнейшее стремление лирического героя обрести гармонию, слиться с природой, уйти от себя. На эту пламенную жажду указывает знак восклицания и тщательно подобранные глаголы.

«Тени сизые смесились» (Тютчев): анализ стихотворения

В стихотворении «Тени сизые смесились…» (Тютчев), анализ которого мы проведем, возникает картина ночной природы. Форма исповедального излияния способствует тому, что в каждой подробности очевидна специфика лирического восприятия. Темнота скрывает цвета предметов, в ночной тишине кажется, что звуки уснули, движение замерло, вся жизнь приостановила свой ход:

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул —

Читайте также:
Тема родины в творчестве Маяковского - патриотические произведения

Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул…

Однако это обманчивая видимость, в природе ничего не исчезает, хотя и может стать незримым, неслышным. Благодаря тому что чувства лирического героя становятся необыкновенно обостренными, изощренными, ему доступны и такие впечатления:

Мотылька полет незримый

Слышен в воздухе ночном…

Такая чуткость вызывает к нему доверие, и к выводам его размышлений хочется прислушиваться с повышенным вниманием.

Философская наполненность характерна для первого же образа: тени вокруг созерцателя не просто черные, но сизые, то есть темные с синевой, с голубоватым отливом. В эпитете подчеркнуто смешение, слияние цветов, возможность разрешения противоречий, контрастов.

Но не умиротворенностью наполняет душу такой вывод, в ней пробуждается «тоска невыразимая», свидетельствующая о том, что достижение гармонии сопряжено с мученьем. Во второй строфе стихотворения (восьмистишие четырехстопного хорея) выражено смятение, возникшее из-за предчувствия смерти. Действительно, слияние с миром — это самозабвенье, уничтожение личностных особенностей. И все же, определяя уже в конце первого восьмистишия свое состояние в час ночной тишины и сумрака, лирический герой выражает его с помощью восклицаний, в которых слышится восторг. Его идеал осуществился, и цена за это, оказавшаяся невыразимо высокой, подтверждает значение личности, отдающей все земные блага за верность своим стремлениям:

Час тоски невыразимой.

Все во мне, и я во всем.

Восклицания во второй строфе продолжают приветственный клич миру. Лирический герой не только согласен с правотой жизни, специфика его позиции состоит в том, что он возвышает способность человека совершить сознательный выбор.

Оба полюса в восприятии жизни обрисованы как тихая созерцательность и самозабвенная жажда слияния с миром. В глубине души он чувствует созвучие двух впечатлений, переход от одного к другому понятен ему, они не отделены непреодолимой преградой. Ему понятно счастье, состоящее в умиротворенности и покое:

Сумрак тихий, сумрак сонный,

Лейся в глубь моей души,

Тихий, томный, благовонный,

Все залей и утиши.

Однако такое существование похоже на сон, а он жаждет «жизни, движенья». Его душа стремится к предельному напряжению — но не воли, не бунтарской активности (мысль о том, что духовная жизнь «тиха», повторена три раза во втором четверостишии), а мысли. Романтический конфликт, в который вступает личность,— это попытка человека приблизиться к пониманию своего предназначения, смысла бытия. Для того чтобы сосредоточиться на нем, нужны тишина, сумрак, а главное, решимость шагнуть за грань земного, забыть о себе:

Чувства — мглой самозабвенья

Переполни через край.

Абсолют «самозабвенья» — это смерть, но лирический герой готов принять ее, отдавая жизнь за исполнение своей мечты, даже призывая «уничтоженье», позволяющее слиться «с миром дремлющим» (на этот аспект его настроения указывают формы повелительного наклонения: лейся, залей, утиши, а затем с восклицательным знаком — переполни, дай вкусить, смешай). Таков его выбор слияние с миром в наслаждении природой предстает иллюзией, он ищет гармонии в другом:

Дай вкусить уничтоженья,

С миром дремлющим смешай!

Последнее требование обращено к «сумраку», так как в ночной природе ему слышатся страшные, но любимые песни «Про древний хаос, про родимый!» («О чем ты воешь, ветр ночной?», 1836). Как и лирический герой Лермонтова, он «даром славы не берет» («Я жить хочу! хочу печали…», 1832). Сходство в мироощущении двух поэтов-романтиков в 1830-е годы свидетельствует об усилении трагических тенденций в осознании неразрешимости противоречий между идеалом и действительностью. У Тютчева не отвергается безысходность (в стихотворении «Тени сизые смесились…», анализ которого мы провели, она внушает «тоску невыразимую»), но личности вступающей, невзирая на нее, в конфликт с судьбой, адресован восторг лирического героя, благодаря чему пафос его стихотворений приобретает жизнеутверждающую окраску.

Источник: Буслакова Т.П. Как анализировать лирическое произведение. — М.: Высш. шк., 2005

Поэтические средства

В заключении анализа стихотворения «Тени сизые смесились…» мы рассмотрим эпитеты. В первой части они создают образ реальных сумерек на исходе дня: сизые тени, зыбкий сумрак, дальний гул, незримый полет мотылька, невыразимая тоска. Их инверсия усиливает впечатление, что приближается ночь. Кроме того, олицетворение «звук уснул» и словосочетание «поблекнул цвет» показывают наступление ночной тишины. Аллитерации со свистящим, многократно повторяющимся «с» создают чувство, что с читателем шепотом делятся тайной.

Вторая часть, обращение к сумраку, наполнена глаголами в повелительном наклонении, которые демонстрируют то, к чему стремится душа, – к покою и самозабвению.

В заключение следует сказать, что стихотворение Тютчева «Тени сизые смесились…» – один из образцов философско-романтической лирики поэта. В нем душевное настроение лирического героя угадывается по сопоставлению с явлениями природы. Это придает стихотворению символический смысл.

Читайте также:
Подвиги Геракла краткое содержание древнегреческих мифов

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Тени сизые смесились.
История создания – Стих написан в 1836 году, в тяжелый период жизни Тютчева, когда его любимая жена находилась при смерти.

Тема стихотворения – Ночная жизнь природы, описанная сквозь призму переживаний человеческой души.

Композиция – Композиция кольцевая, состоит из двух частей: в первой части автор описывает наступление ночи и свои душевные переживания, во второй – наслаждается умиротворяющей ночной тишиной.

Жанр – Философская и пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Четырехстопный хорей, с использованием перекрестной рифмовкой.

Метафоры – «мгла самозабвенья».

Эпитеты – «незримый», «невыразимой», «сонный».

Олицетворения – «звук уснул».

«Тени сизые смесились» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – тема, идея, жанр, история создания

Лирические произведения Федора Ивановича Тютчева полны глубины и душевности, для них характерна насыщенная эмоциональная окраска и образность. Не стало исключением и стихотворение «Тени сизые смесились», в котором отразились сильные душевные переживания поэта. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Тени сизые смесились» по плану, который будет полезен ученикам 11 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Тени сизые смесились.

История создания – Стих написан в 1836 году, в тяжелый период жизни Тютчева, когда его любимая жена находилась при смерти.

Тема стихотворения – Ночная жизнь природы, описанная сквозь призму переживаний человеческой души.

Композиция – Композиция кольцевая, состоит из двух частей: в первой части автор описывает наступление ночи и свои душевные переживания, во второй – наслаждается умиротворяющей ночной тишиной.

Жанр – Философская и пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Четырехстопный хорей, с использованием перекрестной рифмовкой.

Метафоры – «мгла самозабвенья».

Эпитеты – «незримый», «невыразимой», «сонный».

Олицетворения – «звук уснул».

История создания

Стихотворение было написано в 1836 году, и первоначально называлось «Сумерки». Это произведение стало отражением душевных мук, выпавших на долю Федора Ивановича и всего его семейства.

Дело в том, что в 1835 году Тютчевы отправились в Турин, где по дороге попали их ожидало серьезное испытание – кораблекрушение. Лишь чудом все члены семейства остались живы, однако это происшествие существенно подорвало и без того хрупкое здоровье супруги Федора Ивановича, Элеоноры. Женщина месяцами не вставала с постели, отказывалась разговаривать даже с самыми близкими людьми.

Днем жизнь поэта и дипломата была наполнена повседневной суетой, но с наступлением ночи его начинали одолевать гнетущие мысли: Тютчев самозабвенно бичевал себя за то, что настоял на злополучной поездке, и тем самым разрушил собственное счастье. В одну из таких ночей и был написан лирический стих, который поначалу автор назвал «Сумерки».

Впервые произведение было напечатано в 1879 году в литературном журнале «Русский архив».

Центральная тема – ночная жизнь, объединяющая человека и мироздание. Лирический герой страдает от мучительных раздумий, душевных терзаний, которые выливаются в тяжелую депрессию.

Однако тоска героя несколько ослабевает при созерцании ночной природы. Яркие цвета уже не режут глаз, утихают звуки, мир погружается в сон.

В попытке спастись от одиночества лирический герой стремится объединиться с окружающей его действительностью, раствориться в ней и, таким образом, избавиться от своих душевных мук.

Автор наделяет сумрак целительной силой, которая может растворить в себе все его страдания. Ночное забвение становится единственным выходом для героя, его утешением и отрадой.

Композиция

Сюжет стихотворения композиционно делится на две части, по одной строфе в каждой. В первой части автор рисует картину наступления ночи, созвучной его переживаниям, не дающим спокойно уснуть.

Во второй строфе лирический герой, страдающий от тоски, буквально упивается ночной тишиной, которая способна излечить его израненную душу.

Композиционно структура стихотворения представляет кольцо, поскольку слово из первой части «смесились» дублируется во второй строфе в видоизмененное слово «смешались». Это указывает на вступление ночи в свои права.

Произведение написано в жанре пейзажной и философской лирики, поскольку наряду с описание ночной природы автор предается философским рассуждениям.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей, с использованием перекрестной рифмовкой.

Средства выразительности

Для придания особой выразительности произведению автор использует различные художественные средства: эпитеты («незримый», «невыразимой», «сонный»), метафоры («мгла самозабвенья»), олицетворения («звук уснул»).

Стихотворение и анализ «Тени сизые смесились…»

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул –

Читайте также:
Собакевич - характеристика героя, жизненные цели, любимые занятия

Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул…

Мотылька полет незримый

Слышен в воздухе ночном…

Час тоски невыразимой.

Всё во мне, и я во всем.

Сумрак тихий, сумрак сонный,

Лейся в глубь моей души,

Тихий, томный, благовонный,

Все залей и утиши.

Чувства – мглой самозабвенья

Переполни через край.

Дай вкусить уничтоженья,

С миром дремлющим смешай!

Краткое содержание

Е. Волков. Сумерки. 1896

Поэта интересует момент перехода дневного времени в ночное. В стихотворении автор воспевает ночной сумрак. Наступили вечерние часы, освободившие человека от суетности дня. Теперь в немом полумраке наступает особенное время: человек получает шанс соединиться душой с окружающим миром природы. Вселенная приглашает приобщиться к вечным ценностям. Из последних строк мы узнаём, что в душе главного героя всецело властвуют ночь и грусть: он желает успокоения, которое природа обретает ночью. Но ему не известно, как остудить раскалённые камни души своей. Последствия этого печальны: героя охватывает чудовищная мука, перерастающая в мольбу о помощи.

История создания

Произведение появилось в 1836 г. Тогда оно носило другое название – «Сумерки». В стихотворных строчках передано отражение душевных страданий, что выпали тогда на долю поэта и его семьи. Всё началось с того, что годом ранее семейство поэта отправилось на отдых в Турин. Но в пути случилось несчастье: путешественники едва не утонули в море. Буквально чудом им удалось выжить. Столь серьёзное испытание пагубно отразилось на состоянии здоровья жены поэта: бедняжка слегла, не желая общаться даже с мужем и детьми.

В дневное время суток жизнь Тютчева была содержательной: её наполняли творчество и быт. Но, едва на землю опускались сумерки, как поэта терзали мучительные переживания: он винил себя в том, что организовал ту злосчастную поездку в Италию, разрушившую семейное благополучие. В одну из таких бессонных, мучительных ночей появилось на свет это произведение. Первые читатели смогли познакомиться с ним в 1879 г., в журнале «Русский архив».

Жанр, направление, размер

Стихотворение представляет собой смесь жанров пейзажной и философской лирики, т.к. параллельно с описанием ночной природы, Тютчев предаётся философским раздумьям.

Произведение написано четырёхстопным хореем. Рифма перекрёстная.

Композиция

Сюжет произведения можно разделить на две части, по одной строфе в каждой:

Первая строфа – автор описывает картину прихода ночи, чей сумрак полностью созвучен его душевным переживаниям. Эти переживания не позволяют поэту спокойно заснуть.

Вторая строфа – мы наблюдаем, как лирический герой, изнывающий от тоскливых мыслей, буквально упивается тишиной ночи. Он уверен, что ночное безмолвие способно вылечить его раненную душу.

С композиционной точки зрения, структура стихотворения кольцевая: из первой части глагол «смесились» дублируется автором во второй строфе, в виде чуть видоизменённого глагола «смешались». Таким приёмом поэт указывает читателям на окончательное вступление ночи в царствование.

Образы и символы

В своём произведении Тютчев, чтобы донести до читателей основную мысль, противопоставляет образы духовного и материального миров, раскрывает образ лирического героя:

образ лирического героя – герой обладает сложным внутренним миром. Его не следует полностью соотносить с личностью автора: герой отражает в себе не только личные авторские черты, но и черты современников автора, людей его класса, способных понять своеобразное мироощущение поэта;

образ сумрака – лирический герой постоянно смотрит во тьму: лишь ночью «мыслящий тростник» может остаться с собой наедине, представ перед Вселенной. В сумраке он ощущает себя особенно беспомощным существом, остро переживающим трагичность собственной жизни. Сумрак – символ освобождения от всего мелочного, суетного, второстепенного. Это уникальное время, когда человек может слиться с природой, став с ней единым целым;

образы материального и духовного мира – поэт противопоставляет духовное и материальное начала. Материальное начало выявлено в цвете, легко поблекшем и утонувшем в ночном сумраке. В то время как духовное начало проявляет себя иначе: бессмертная душа открывается посредством чувств, которые герой умоляет наполнить самозабвеньем в дремлющем мире. Два этих противоположных начала объединяются образом сумрака.

Темы и настроение

Центральной темой произведения является тема ночной жизни, объединяющей человека с мирозданием. Мы видим, как лирический герой терзается от мучительных мыслей, душевных волнений, приводящих его к тяжёлому депрессивному состоянию. Но мучения героя ослабевают, когда он созерцает ночную природу: многоцветье не режет глаз, стихают раздражающие звуки, весь мир погружается в сон. Поэт наделяет ночной сумрак силой исцеления, способной растворить человеческие страдания.

Основная идея

Стихотворение, проникнутое столь мрачным колоритом, тем не менее, содержит в себе жизнеутверждающую идею: человек может обрести свободу от своей тягостной доли, если примет себя в качестве крохотной частицы огромного божественного мира. Известно, что Л.Н. Толстой особенно выделял и любил данное стихотворение, объясняя это тем, что оно несёт в себе общую идею просветления: осознания тождества природы и человека.

Читайте также:
Родная земля - анализ, жанр произведения, основная тема
Средства выразительности

С целью придания произведению особой выразительности, Тютчев использует разнообразные художественные средства:

эпитеты – «тихий», «благовонный», «незримый», «невыразимый»;

метафоры – «чувства мглой самозабвенья»;

олицетворения – «цвет поблекнул, звук уснул», «жизнь, движение разрешились в сумрак зыбкий»;

ассонансы – «сизые смесились», «звук уснул» (приём ассонанса особенно заметен при чтении вслух);

лексические повторы – «Сумрак тихий, сумрак сонный»;

гипербола – «переполни через край»;

градация – «тихий, томный, благовонный…».

«В добрый час» В. Розова — краткое содержание

В 1954 году была впервые поставлена комедийная пьеса Виктора Розова «В добрый час». В ней рассказывается о том, как в семью профессоров приезжает родственник из деревни, и при этом переворачивает привычный уклад их жизни вверх дном. Героям приходится сталкиваться и с комическими, и с серьезными ситуациями, а также принимать важные решения. Прочитать В добрый час краткое содержание можно ниже.

Герои произведения

Главой семьи Авериных является Петр Иванович – профессор уже пожилого возраста. У него есть жена Анастасия, которая на несколько лет его младше. Вместе они воспитывают двух сыновей: Аркадия (он уже взрослый и выбрал творческую профессию, но теперь не уверен, что она ему подходит) и Андрея (ему 17 лет, и он только готовится к тому, чтобы сделать профессиональный выбор). Однажды к ним приезжает Алексей – восемнадцатилетний кузен Аркадия и Андрея, который собирается поступать в академию в городе. Он и Андрей влюбляются в девушку Галю.

Краткий пересказ «В добрый час» по действиям

Всего в пьесе «В добрый час» четыре действия. В них раскрывается, как молодые герои постепенно взрослеют, и каждый выбирает свой путь.

Действие первое

Петр Иванович – доктор биологических наук. У него два взрослых сына: один из них, Аркадий, уже работает в театре длительное время, а второй – Андрей, только заканчивает школу и готовится к тому, чтобы выбрать, чем ему дальше заниматься в жизни.

Аркадий недоволен тем, как складывается его карьера в театре. До сих пор ему не дают главные роли, и девушка Маша пытается утешить актера, но тот все равно расстраивается. Он думает, что неправильно выбрал профессию. Тем временем Анастасия беспокоится о том, как будет поступать в вуз ее младший сын. Андрей не сильно озабочен учебой, поэтому мама решает, что для его поступления нужно будет похлопотать.

К Авериным приезжает из далекой сибирский деревни племянник Анастасии Алексей. Он хочет поступить в институт в городе. Анастасия обескуражена приездом родственника и отсылает к нему в деревню телеграмму о том, что не сможет принять его, ведь в квартире мало места. Тем не менее на улицу она юношу не выгонит.

Андрей и Алексей находят общие темы для разговора и проникаются друг к другу симпатией. Андрей говорит матери, что она не должна отправлять его двоюродного брата в деревню. Он считает, что Алексей – трудолюбивый парень, у которого была нелегкая жизнь, из-за того что его отец погиб на фронте.

В итоге Алексей остается жить у Авериных.

Действие второе

В продолжении краткого содержания Розова «В добрый час» Андрей под влиянием Алексея тоже начинает заниматься, чтобы поступить в вуз, хотя он и чувствует себя несколько растерянным относительно своего профессионального выбора. Однажды в квартире Авериных собираются друзья Андрея, и между выпускниками начинается спор.

Андрей считает, что ему необязательно сильно напрягаться и учиться, для того чтобы определить свое будущее. Целеустремленность– для тех, кому некому помочь, за него же будет хлопотать отец, и в итоге он все равно получит хорошее образование. Алексей не согласен с такой позицией и считает, что такое положение дел несправедливо, все абитуриенты должны быть в равных условиях.

Тем временем Аркадий увольняется из театра. Он решает жениться на Маше, с которой у него возникла взаимная любовь.

Анастасия постаралась, чтобы найти для младшего сына место в вузе, и принесла ему записку от влиятельного человека, которую нужно будет показать в деканате. Но свидетелем этой сцены становится Алексей, который возмущен несправедливостью, а потом и Петр Иванович. В результате Андрей должен будет поступать на общих основаниях. Экзамены пройдут уже через три дня, и Андрей не очень хорошо к ним готовился.

Читайте также:
Мастер и Маргарита - краткое содержание по главам, анализ героев

Действие третье

Алексей влюбляется в одну из подруг Андрея – Галю. Эта девушка очень любит красиво одеваться и много времени проводит перед зеркалом. Ради нее Алексей отвергает свою подругу детства, Катю, которая была влюблена в него уже давно.

Анастасия все-таки нашла для младшего сына возможность получить высшее образование. Молодой человек провалился на экзаменах, поэтому теперь может пойти учиться только в рыбный институт. Но он не хочет.

Петр Иванович сначала пытается убедить его в том, что всякое образование лучше обычной работы, но потом решает дать сыну свободу выбора.

В продолжении краткого содержания «В добрый час» Виктора Розова читатель видит откровенный разговор между Андреем и Алексеем. Андрей признается своему двоюродному брату, что он вовсе не ходил на экзамен. Он не хочет занимать чье-то место в вузе и, тем более, получать образование нечестно. Его вообще сейчас не привлекает институт, он не готов туда идти только для того, чтобы удовлетворить родительские амбиции.

Той же ночью Андрей целуется с Галей, которая уже начала встречаться с Алексеем. Он тоже влюблен в девушку. Приходит Алексей. Сначала он всем говорит, что сдал экзамен и поступил, но потом выясняется, что он тоже провалился. Алексей собирается уезжать домой и прощается с Галей. Андрей просит его остаться, но тот показывает брату уже купленные билеты.

Действие четвертое

Аркадий и Маша женятся. Парень сообщает об этом Анастасии, но та совершенно не довольна выбором старшего сына. Анастасия не считает, что эта девушка – достойная ему партия, и возмущена тем, что с ней никто не советовался. Тем не менее Аркадий непреклонен. Он вместе с Машей уходит жить к теще, а также принимает решение остаться в театре.

Андрей собирается уехать на заработки вместе с Алексеем. Когда он рассказывает об этом Анастасии, та рыдает и зовет отца, так как не хочет, чтобы младший сын куда-то ехал. Но тот тверд в своем решении.

В конце концов родители принимают выбор Андрея и помогают ему собраться в дорогу. Галя приходит попрощаться с Алексеем и дарит ему рубашки, которые сшила сама. Любовный треугольник между ней и двумя братьями ничем не разрешается, так как они оба уезжают на север. Тем не менее девушка рада, что встретила Алексея, и просит его не забывать ее.

Аркадий сначала осуждает Андрея за решение уехать, но тот говорит ему, что это ничуть не хуже решения Аркадия жениться. В итоге тот спрашивает у матери разрешения вместе с женой жить у Авериных, чтобы Анастасии не было так одиноко.

Андрей и Алексей готовы ехать. Петр Иванович говорит, что он в свое время тоже уезжал из дома, чтобы найти себя. Наверное, тогда у его родителей был такой же переполох.

Виктор Розов – В добрый час

  • 60
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Виктор Розов – В добрый час краткое содержание

Молодые люди 50-х годов, только что закончили школу и пытаются найти свой путь в жизни. Молодой целеустремленный парень Алексей приезжает из Сибири в Москву, чтобы поступить в Тимирязевскую Академию. В столице его постигла неудача: он не сдает последний экзамен, но жизненные трудности преодолимы. Напротив, своим примером он вдохновляет младшего брата Андрея, который бросает обеспеченную жизнь в Москве и едет с Алексеем в Сибирь…

В добрый час – читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Анастасия Ефремовна (входит). Узнавала относительно Андрюши. Очень трудно попасть, наплыв огромный. Поехала к Сазоновым, хотела Василия Ивановича расспросить. Оказывается, он в Бауманском нынче преподавать не будет. (Мужу.) Петруша, тебе что-нибудь нужно?

Петр Иванович. Нет, засиделся, косточки разминаю.

Анастасия Ефремовна (увидев фотографии, Аркадию). Маша была?

Аркадий. Да.

Анастасия Ефремовна. Нехорошо, Аркадий. Если ты решил порвать с девушкой, не надо ей и голову кружить.

Аркадий. Мама, я тебе говорил — жениться не собираюсь.

Анастасия Ефремовна. Тем более, это совсем не честно.

Петр Иванович. Безусловно.

Аркадий. Я просил Машу не приходить…

Анастасия Ефремовна. Сама пришла? Очень по-современному…

Петр Иванович смеется.

Это, Петруша, скорее грустно.

Петр Иванович. Нет, я вспомнил: когда мы жили еще в Иркутске… ушел ловить рыбу километра за три, и вдруг — ты, говоришь — гуляю! Вообще, Аркадий, нехорошо бобылем — пусто. Тебе двадцать восемь лет…

Анастасия Ефремовна. С его зарплатой заводить семью, Петруша, немыслимо… Здравый смысл говорит…

Читайте также:
Судьба Григория Мелехова в романе "Тихий дон", жизненный путь главного героя, характер и отношение к войне, предопределенность трагической судьбы

Петр Иванович. Настенька, неужели мы с тобой поженились, исходя из здравого смысла? По-моему, все происходило как раз наоборот. Ты вспомни-ка! Пожалуйста, не путай мальчишку.

Аркадий. Нет, папа, сваливать свои заботы кому-нибудь на плечи….

Петр Иванович. Не знаю… Для моих примитивных мозгов такие сложные расчеты недоступны.

Анастасия Ефремовна. И потом, эта Маша…

Аркадий. Оставь, мама, ее в покое! (Уходит в другую комнату.)

Петр Иванович. Ты знаешь, он засиделся в девках. До двадцати пяти лет такие постные соображения не приходят в голову. Впрочем, когда на работе неприятности, весь свет становится не мил.

Анастасия Ефремовна. Может быть, ему переменить специальность? В двадцать восемь лет это еще не поздно. Так за него сердце болит, а он все обижается…

Входит Аркадий с чемоданчиком.

Петр Иванович. Ты сказал — рано.

Аркадий. Пешком пойду, прогуляюсь.

Петр Иванович. Останься минут на пять. Устроим маленький семейный совет. (Достает письмо.) От наших сибиряков. (Читает.) «Дорогие Петя, Анастасия Ефремовна и мальчики. Я к вам с просьбой, и большой. Особенно к тебе, Анастасия Ефремовна. Вот в чем дело: Алексей мой окончил нынче школу и мечтает поехать учиться в Москву. Не могла бы ты принять к себе Алешу на время ученья в Москве, если он экзамены выдержит, на что у меня и надежда-то небольшая. Просьба моя нелегкая, я и писать об этом не хотела, и так вы для нас немало делаете, да Алексей уговорил, прямо заставил — упрямый до невозможности. Вы не стесняйтесь, сразу же напишите — нет, если нельзя. Я это не сочту за обиду. О нашей жизни напишу в следующий раз. А сейчас бегу на заседание завкома, кой-кому надо задать перцу. Я и дети целуем вас крепко. Ваша Оля». Вот… (Посмотрел на жену и сына.) Ну, принимаем гостя?

Анастасия Ефремовна. Как хочешь, Петя. Ольга — твоя сестра.

Петр Иванович. Нет, Настенька, письмо адресовано фактически тебе, да и все заботы лягут на тебя; твой голос решающий.

Анастасия Ефремовна. Я только не понимаю, как людям не совестно, как не совестно!

Аркадий. Ничего особенного — парень едет учиться.

Анастасия Ефремовна. Все, все в Москву едут, как будто Москва резиновая! И так уже от народа задохнуться можно. Так нет — едут и едут!

Петр Иванович. Вполне понятно.

Анастасия Ефремовна. Куда мы его положим?

Петр Иванович. Это не проблема. Можно к ребятам в комнату.

Аркадий. Нет уж, пожалуйста, не надо. С меня хватит и Андрея. (Отцу.) У тебя в кабинете диван свободен.

Петр Иванович. Ну что ж, давайте ко мне.

Анастасия Ефремовна (Аркадию). Не выдумывай. Отец до трех часов ночи занимается, у него люди бывают, а там кто-то будет лежать и храпеть… Нет, как люди сами не понимают.

Петр Иванович. Ты же во время войны с детьми жила у них около двух лет!

Анастасия Ефремовна. Ну хорошо, давайте вот здесь, на середине, кровать поставим!

Аркадий. Ты, мама, не волнуйся!

Анастасия Ефремовна. Как я могу не волноваться? Кто этот Алексей? Что он из себя представляет? Андрюша такой восприимчивый, неуравновешенный. Больше всего боюсь дурного влияния. А тут непременно начнут ходить приятели, девицы какие-нибудь появятся…

Петр Иванович. Не преувеличивай.

Анастасия Ефремовна. Это неизбежно, Петя, и даже естественно. И потом, ну почему я должна на кого-то готовить завтраки, обеды, ужины, заботиться, наблюдать? Я же за него целиком обязана буду отвечать. Та же Оля за все потом с меня спросит. А как он будет себя вести, мы же не знаем.

Петр Иванович. Ты действительно напрасно нервничаешь.

Анастасия Ефремовна. Да, Петя, я нервничаю. Андрея сейчас надо устраивать в институт. Как? Просто ума не приложу… (Аркадию.) За тебя все сердце выболело… Ты думаешь, я не вижу, как ты мучаешься? Я устала от забот. Мне не двадцать пять лет…

Аркадий. Решайте, как хотите. Мое мнение — парень должен приехать. (Пошел, но остановился.) Можете устраивать его в моей комнате, не возражаю. (Уходит.)

Анастасия Ефремовна. Я понимаю, Петя, отказать неловко, неудобно. Но пойми, мы можем попасть в еще более нехорошее положение. У тебя — огромная работа; вдруг я что-то пропущу, не догляжу… Нет, я напишу Оле совершенно искренне, она не обидится. Алеша может устроиться там, на периферии. Институтов теперь много везде… Я напишу сегодня же… Даже телеграмму дам. Да, да, именно телеграмму, а то Алеша может запоздать с подачей документов.

Читайте также:
Дядя Степа - стихотворение С. Михалкова, краткое содержание

Петр Иванович. Когда мы жили в одной комнате, ты как-то добрее была, Настя.

Анастасия Ефремовна. Просто у меня было больше сил. Ты думаешь, мне самой все это приятно? Но лучше сразу, уверяю тебя, сразу и честно.

Петр Иванович. Ну что ж, Алексей не пропадет… (Пошел к себе.)

Анастасия Ефремовна. Петя, у тебя нет знакомств в Бауманском училище?

В добрый час (Розов)

Содержание

  • 1 Действие 1
    • 1.1 Картина 1
  • 2 Действие 2
    • 2.1 Картина 2
  • 3 Действие 3
    • 3.1 Картина 3
    • 3.2 Картина 4
  • 4 Действие 4
    • 4.1 Картина 5

Действие 1 [ ред. ]

Картина 1 [ ред. ]

У доктора биологических наук два сына. Старший Аркадий артист, но не доволен тем, что ему в театре дают только второстепенные роли. Его успокаивает подруга Маша, которая мечтала стать пианисткой, но после травмы руки перестала садиться за инструмент и стала работать фотографом. Младший сын Андрей только что закончил школу, не знает в какой институт поступать, и по желанию родителей собирается в Баумановский. Мать просит отца похлопотать за сына, который и не утруждает себя занятиями. В семью приходит письмо от сибирской сестры Петра Ивановича, что ее сын Алексей после окончания школы собирается приехать в Москву, чтобы учиться в институте. Анастасия Ефремовна против его приезда, ссылаясь на то, что у них в 4-х комнатной квартире мало места. Она просит Андрея дать телеграмму в Сибирь. К Андрею пришли его школьные друзья: Галя и Вадим, и они все ушли в комнату. В это время заходят Алексей, Катя и Афанасий, приехавшие из Сибири. Анастасия Ефремовна, увидев их, растерялась и говорит, что места нет. Алексей собрался уходить, но тут его увидел Андрей и уговаривает остаться, пока мать вышла на кухню. Катя и Афанасий уходят, Алексей — в комнату к Андрею, в это время входит мать и думает, что все ушли, и раскаивается, что выгнала племянника. Вскоре Вадим и Галя уходят, а Алексей остается в квартире. Мать увидев, что Алексей остался, вроде недовольна, но приглашает обоих поесть. Андрей наедине, пока Алексей умывался, выговорил матери, что она была неправа, когда писала телеграмму. Мальчики едят и разговаривают. Алексей хочет поступать в Темирязевскую академию, хотя у него и тройка есть, но не от лени, а от того, что он работал по вечерам, чтобы кормить мать и младших братьев. А отец не вернулся с войны. Андрей ничего этого не знал, но говорит, что у него тоска, так как сейчас все выпускники школ выбирают институт и свою судьбу, а у него «…как-то все перепута-лось».

Действие 2 [ ред. ]

Картина 2 [ ред. ]

Алексей и Андрей занимаются, потом решили немного отдохнуть. Алексей признался, что ему нравится Галя. Пришли все их друзья, Вадим начал учить Андрея, что нужно ставить перед собой высокие цели и идти к ним, как он и делает. Андрей возражает, что он так спокоен, потому что у него отец известный ученый, и Вадим наверняка поступит в институт, минуя вступительный конкурс. Этот разговор поддерживают и все остальные ребята. Алексей и приезжие ребята считают, что так нечестно, а Андрей был бы рад, если бы за него кто-то так похлопотал. Ребят горячо поддерживает Аркадий, который сегодня подал заявление об уходе из театра. Уязвленный, но не побежденный Вадим уходит с Галиной, уходят и Афанасий с Катей, а к Аркадию приходит Маша. Она возвращает ему его письма и подарки, прощается с ним, так как думает, что он не любит ее. Но когда Андрей говорит о том, что Аркадий уходит из театра, она ласково говорит с Аркадием и уводит его на улицу. Мать Андрея приносит ему записку, которую завтра надо показать в деканат, и Андрея зачислят в институт. Алексей не доволен, что Андрей такой же, как Вадим. Тот обещает отдать записку в газету, но вошедший отец при ребятах ругает мать за то, что она выпросила эту записку у его друга. Мать во всем винит Алексея. До экзаменов осталось три дня. Андрей говорит: «…мостик спалил, куда лечу — не известно…»

Действие 3 [ ред. ]

Картина 3 [ ред. ]

В квартире Авериных мать переживает, что Аркадий уехал гулять с Машей, и жалуется мужу, что нет ни Андрея, ни Алексея. Она нашла для него запасной вариант — Рыбный институт. Пришли Катя и Афонасий, отец предлагает им подождать ребят. Афонасий говорит Кате, что Алексею нравится Галя, та не верит. Приходят Алексей с Галиной, она все вертится перед зеркалом и хвастает новой кофточкой. Потом она уводит Афанасия в комнату, а Катя признается Алексею, что с 5 лет любит его. Тот ошарашен этим известием, никогда не думал об этом, и признается, что ему очень нравится Галя. Катя плачет. Пришел Андрей и говорит, что не сдал экзамен. Мать зовет отца, говорит сыну про запасной вариант, но тот отказывается поступать в Рыбный институт, а когда отец настаивает, обращается к нему: «Когда ты поступал на географический факультет, ты какой институт про запас держал?» Отец отвечает, что он 4 года работал чернорабочим, «…стремился к своей специальности, добивался..» А потом, опомнившись, дал Андрею полную свободу выбора. Пришел Вадим за своими тетрадями, грубо выговаривает матери Андрея, что она напугала его отца, и тот отказался хлопотать за сына, теперь и ему придется поступать в институт на общих основаниях. Андрей вытолкал Вадима из квартиры и сбросил ему тетради с балкона. Пришли Маша с Аркадием, он весел, чему очень не рада его мать. Он ушел ее успокаивать, а Маша рассказала Андрею, что Аркадия зовут обратно в театр, хотя все родственники почему-то считают его неудачником. Ушли ребята, ушли Маша с Аркадием, и Андрей признался Алексею, что он вообще не пошел на экзамен, чтобы не занимать чужое место, но собирается найти свое, единственное место в жизни.

Читайте также:
О, как убийственно мы любим - анализ, история, тема и идея

Картина 4 [ ред. ]

Ночь. Мать и отец волнуются, что никого до сих пор нет дома. Вернулись Галя с Андре-ем, они везде искали Алексея, но так и не нашли. Садятся пить чай, Галя очень нервни-чает, и чтобы успокоить ее, Андрей говорит ей, что Алексей в первый же день собирался отбить ее у Андрея. Галя на радостях целует Андрея. Он зовет мать, она сообщает, что отец обещал пристроить Андрея на легкую работу. Пришли Аркадий и Маша, мать уса-живает их пить чай, Андрей с Галиной уходят в другую комнату с книгой Апулея, мать — за ними. Аркадий говорит Маше о своей новой любви к театру, а она садится к роялю и начинает играть, чем всех удивила. Входит Алексей, говорит, что гулял по городу, экза-мен сдал. Маша уходит, Аркадий идет за ней провожать и на ходу говорит матери, что он забрал свое заявление и остается в театре. Алексей наедине с Галей признается, что он не сдал экзамен и уже купил билет на поезд, чтобы ехать домой. Та признается, что мать у нее не актриса, а швея на фабрике, и все свои наряды Галя придумывает и шьет себе сама. Алексей просит Галю не забывать про него, а она уходит и обещает ему, что все будет лучше. Андрей уговаривает Алексея остаться, но тот показывает ему билеты на поезд.

Действие 4 [ ред. ]

Картина 5 [ ред. ]

Аркадий и Маша сообщают маме, что они поженились, и будут жить вместе с Машиной мамой. Анастасия Ефремовна в шоке, она всегда считала, что Маша не пара ее сыну. И ей обидно, что с ней не посоветовались. Пришли Андрей с Алексеем, Аркадий сообщает им, что они с Машей поженились и уходят, а мальчики собирают вещи, и Андрей признался, что тоже купил себе билет и собирается ехать с Алексеем и устроиться там работать. Алексей говорит, что нужно обязательно сказать об этом родителям. Но когда Андрей го-ворит об этом матери, та начинает рыдать, зовет отца, никуда не хочет отпускать сына. Но Андрей очень ловко уговаривает мать отпустить его. Та уходит собирать ему вещи в дорогу. Андрей уходит за ней. Приходит Галя прощаться с Алексеем, дарит ему рубашки, которые сшила сама и письмо. Пришли Катя и Афонасий, они поступили в институт, и Афонасий живет теперь в общежитии, а не бродяжничает, как раньше, обманывая всех, что живет у родственников. Катя просит Алексея передать письмо матери, Афонасий тоже садится писать родителям. Они удивлены, что Андрей собирается уезжать, но не очень. Алексей советует Андрею брать все, что мать соберет, чтобы не обижать ее, а потом: «У нас там чулан есть, — в случае чего, свалим». Пришли и Маша с Аркадием проводить Алексея. Узнав про то, что и Андрей уезжает, Аркадий говорит: «Очередная выходка. О матери бы подумал!» Эти же слова возвращает ему Андрей, когда узнает, что они с Машей собираются уйти жить к Маше. Все попрощались, ребята уходят, а Аркадий просит у матери разрешения остаться жить в комнате Андрея. Та не возражает, а Петр Иванович вздыхает: «Когда я мальчишкой убежал с геологической партией, дома тоже, наверное, переполох был… Ничего. Пусть поищет. » (в смысле — свое место в жизни).

Читайте также:
Капитанская дочка цитаты и афоризмы героев романа А.С. Пушкина

Виктор Розов «В добрый час»

Виктор Сергеевич Розов – знаменитый советский драматург, им написано около двадцати пьес, шесть сценариев к кинофильмам, он входил в Союз писателей, был академиком российской словесности.

Любовь к театру привела молодого Розова в костромской ТЮЗ, где он по вечерам играл, как актер-любитель. Утром же его ждала текстильная фабрика. Это было в 1929-ом году. А через пять лет он поступает в московское театральное училище при театре Революции, оканчивает его и становится актером.

Во время войны Розов с агитбригадой ездит по линии фронта и заочно учится в литературном институте, а после окончания организует в Алма-Ате ТЮЗ. Еще на фронте появляются первые, написанные Розовым, пьесы.

С 1949-го театры начинают ставить его произведения на своих сценах. Больше всего он работал с драматическим театром А. Эфроса.

Пьеса «В добрый час», которая стала классикой русской и советской драматургии была написана в 1955-ом году и сразу получила признание среди критиков и зрителей. По этому произведению был снят одноименный художественный фильм режиссером В. Эйсымонтом.

Герои книги

  • Аверин Петр Иванович – ученый, доктор наук, пятидесяти лет.
  • Аверина Анастасия Ефремовна – жена ученого, сорока восьми лет.
  • Аверин Андрей – семнадцатилетний сын.
  • Аверин Аркадий – артист, второй сын ученого, двадцати восьми лет от роду.
  • Алексей — восемнадцатилетний брат Авериных-младших.
  • Одноклассники Андрея – Галя, Вадим.
  • Товарищи Алеши – Катя, Афанасий.
  • Полякова Мария – невеста старшего сына, фотограф двадцати шести лет.

Краткое содержание книга «В добрый час»

Семья ученого Петра Аверина. Как снег на голову сваливается сын Аркадий с новостью о женитьбе. Он работает в театре, ему двадцать восемь, но для матери, Анастасии Ефремовны, он по-прежнему маленький мальчик. Выбор будущей жены она не одобряет, считая, что в таких делах она разбирается лучше, мог бы и посоветоваться. Но заявление в ЗАГС подано даже без согласия родителей.

Андрей считает себя незаслуженно обойденным в театре. Он все время на вторых ролях, собирается даже подать заявление об уходе. Его уговаривает подружка Мария, она тоже мечтала о карьере пианистки, но после травмы переквалифицировалась в фотографа и рук не опустила.

На фоне разворачивающихся событий к ним в гости приезжает племянник из далекого городка, он окончил школу и собирается поступать в столичный ВУЗ. Во время экзаменов Алексей будет жить в семье родственников. Анастасия Ефремовна недовольна, считая, что в четырехкомнатных апартаментах будет мало места. Когда Алеша заходит в квартиру Авериных с друзьями, хозяйка прямо, не стесняясь, сообщает, что жить у них негде и на родственников они не рассчитывали.

Положение спасает младший сын Авериных Андрей, он забирает двоюродного брата к себе. Он так же в этом году закончил школу и готовиться к поступлению. Однако Андрей не знает, какой институт предпочесть. Ему не охота идти ни в один из предложенных ВУЗов. Учиться нет желания, но под давлением родителей он все же выбирает учебное заведение.

Во время обеда Алексей рассказывает о себе – он мечтает поступить в академию им. Темирязева, однако в аттестате у него есть тройка. Все потому, что приходилось вечерами подрабатывать, поддерживать мать в воспитании младших братишек, ведь отец погиб во время войны.

После сдачи экзаменов становится ясно, что Алеша проваливает поступление, а Андрей просто не пошел туда. Расстроенный молодой человек показывает билет на обратную дорогу Гале. Девушке, которая очень ему понравилась, она одноклассница двоюродного брата. Ребята принимают решение ехать на Север, зарабатывать себе на жизнь. Поначалу родители восстают против такого выбора, однако постепенно приходят к пониманию того, что ребята должны сами выбирать по какому пути им двигаться.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: