Учителя Митрофана – описание образов, их роли в комедии Фонвизина

Характеристика и образ Кутейкина в комедии Недоросль

Иван Андреевич Фонвизин доходчиво показал, к чему может привести невежество. Нежелание учиться способно разрушить судьбу человека, даже если он родился в обеспеченной семье. В комедии «Недоросль» учителей у Митрофана было несколько, но ни одному из них не удалось привить герою тягу к знаниям. Пьеса актуальна и сейчас, а имя главного персонажа стало нарицательным.

Вариант 2

Одним из второстепенных, но в то же время показательных героев в произведении Фонвизина «Недоросль» является учитель с говорящей фамилией Кутейкин. Он был нанят на работу обучать сына госпожи Простаковой Митрофана письму и чтению.

Кутейкин — служил в церкви помощником священника. Ему не удалось закончить семинарию из-за недоступной уму учебной программы. Его выгнали так и не наделив саном. Теперь ему приходилось выполнять разную работу в церкви. Кутейкину было сложно в обучении самому и так же сложно было обучать других. За три года преподавания Митрофанушка так ничего и не узнал.

Кутейкина также звали другим именем Сидорыч и все окружение считало его скупым и необразованным. Он знал достаточно много церковных понятий и изречений, но от этого не было толка, потому что фразы часто произносились не к месту. Образ Кутейкина целиком является пародией на учителя тех лет. В основном, в те годы все учителя трудились в церкви и мнили себя высокообразованными. Но на самом деле ни один из них не имел образования, опыта и даже обычного желания обучать других и обучаться самому.

Говорящая фамилия Кутейкин произошла она слова «кутья» церковное поминальное блюдо, излюбленное у попов.

Обучением Митрофанушки Кутейкин занимался спустя рукава, к мальчику была выработана неприязнь. Учитель был обеспокоен только суммой оплаты, которая полагалось ему за обучение нерадивого дворянского сына. Поэтому доминирующие его черты — это скупость и жадность.

У Кутейкина превосходная память, он помнит все самые мелкие детали долга Простаковой. Наглость совместно с жадностью у него никогда не имели предела. Когда ему понадобились сапоги, то он уже собирался просить деньги на покупку у госпожи Простаковой, но как только желание доходит до дела появляется трусость и от желания ничего не остаётся.

Сатирическим образом Кутейкина писатель показывает всю значимость образования в то время. Дворянские семьи нанимали для своих детей учителей, чтобы отдать дань моде и показать свое превосходство над теми, кто не мог позволить себе персонального учителя. Вся ценность образования не имела смысла, была только мода, играющая на публику.

Сочинение про учителя Кутейкина

Одна из второстепенных, но не мене ярких ролей в комедии «Недоросль» Фонвизина отведена учителю Кутейкину. Его наняла обучить письму и чтению г-жа Простакова для своего сына Митрофанушки.

Кутейкин – дьячок, служащий в церкви, и не окончивший духовную семинарию из-за того, что ему было трудно освоить программу обучения заведения. Его выгнали и не дали сана священнослужителя. Так как он обычный дьячок, то в его обязанности входит выполнение самой незаурядной работы в церкви.

Кутейкину самому сложно давалась наука и особой страсти он к ней не питал. Именно поэтому обучение Митрофанушки грамоте за три года не продвинулось ни на шаг.

Сидорыча, так еще звали Кутейкина, окружающие считают жадным и невежественным человеком. Несмотря на то, что у него большой запас церковных изречений, он плохо разбирается в том, что говорит, и часто произносит фразы невпопад. Все его фразы выглядят глупо, неуместно и нетактично. Если собрать воедино, то образ Кутейкина – это реальная пародия на всех учителей того времени. Практически все они в тот период служили в церкви попами и считали себя самыми образованными. На деле же все было, наоборот, у них не было должного образования и опыта, а особенно желания к обучению.

Фамилия Сидорыча говорит о сути своего хозяина. Кутейкин от слова «кутья» — это блюдо, которое любят попы.

Сидорыч не зацикливался на обучении письму и чтению своего Митрофана, не только потому, что ему это было не интересно. Кутейкин испытывал особую неприязнь к мальчику. Для него был важен не результат его трудов, а сколько ему за это заплатят. Именно поэтому основными чертами характера является – алчность, жадность и расчетливость. По своей натуре Кутейкин был не только жадным, но и трусливым человеком.

У Сидорыча отличная память, он помнит все до мелких деталей, особенно, сколько ему должна Простакова. Его жадность и наглость не имеет границ. Он хочет пойти к Простаковой, чтобы женщина дала ему деньги на покупку новых сапог. Старые у него совсем истрепались. На самом деле Кутейкин обычный трус, когда дело доходит до реального обращения к Простаковой, он отказывается от своей мысли, так как попросту ее боится.

Сатирические образы в комедийном произведении Фонвизина «Недоросль» — например, такие как Кутейкин – это открытый взгляд на образование того времени в целом. Дворяне нанимали учителей, отдавая дань моде, полностью отрицая ценность просвещения.

Читайте также:
"Леди Макбет" краткое содержание пьесы Уильяма Шекспира, история создания, анализ произведения, характеристика и описание главных героев, сюжет, основной смысл

“Недоросль”: анализ произведения Фонвизина, образы героев

Современники Фонвизина высоко ценили “Недоросля”, он восхищал их не только своим удивительным языком, ясностью гражданской позиции автора, новаторством формы и содержания.

Особенности жанра

По жанру это произведение – классицистическая комедия, в ней соблюдены присущие классицизму требования “трех единств” (места, времени, действия), герои разделяются на положительных и отрицательных, каждый из героев имеет свое амплуа (“резонер”, “злодей” и т.д.), однако в нем же налицо и отступления от требований классицистической эстетки, и отступления серьёзные.

Так, комедия должна была только веселить, она не могла истолковываться многозначно, двусмысленности в ней быть не могло – а если мы вспомним “Недоросль”, то нельзя не признать, что, поднимая в произведении важнейшие социальные вопросы своего времени, автор разрешает их средствами, далёкими от комических: например, в финале произведения, когда, казалось бы, “порок наказан”, зритель не может не сочувствовать госпоже Простаковой, которую грубо и жестоко отталкивает неблагодарный Митрофанушка, озабоченный своей собственной судьбой: “Да отвяжись, матушка, как навязалась…” – и в комедию властно вторгается трагический элемент, что было недопустимым .. Да и с “единством действия” всё тоже не так просто в комедии, слишком уж много у неё сюжетных линий, которые никак не “работают” на разрешение основного конфликта, но создают широкий социальный фон, обусловливающий характеры действующих лиц. Наконец, новаторство Фонвизина сказалось и в языке комедии “Недоросль”, речь героев очень сильно индивидуализирована, в ней присутствуют и фольклоризмы, и просторечие, и высокий стиль (Стародум, Правдин), что тоже нарушает классицистические каноны создания речевых характеристик персонажей. Можно, подводя итоги, сделать вывод о том, что комедия Фонвизина “Недоросль” стала подлинно новаторским для своего времени произведением, автор раздвинул рамки эстетики классицизма, подчинив ее разрешению поставленной перед собой задачи: гневно высмеять пороки современного ему общества, избавить его от “злонравия”, способного уничтожить и душу человека, и общественную мораль.

Сочинение 4

«Недоросль» считается самым известным творением Фонвизина. Комедия раскрывает все отрицательные пороки общества и отличия представителей всех социальных сословий 18 столетия. Персонажи книги являются прототипом людей, с которыми был знаком сам автор. Одним из самых отрицательных персонажей произведения считается Кутейкин.

Кутейкин работает преподавателем и обучает глупого Митрофана. Герой преподает славянскую словесность. Кутейкин ранее обучался в церковном училище, но не смог закончить из-за трудности обучающих дисциплин. Писатель хочет показать необразованность персонажа. Герой устроился на работу в семью дворян. Неоконченное образование оказало влияние на уровень обучения. В обучении Митрофан ничего не постигает. Сам Кутейкин не пытается повысить свое образование. Кутейкин думает только о наживе. Учитель пытается только получить оплату и требует повышения зарплаты.

В своей речи герой использует жаргонные и старославянские слова. Такая черта характера присуща только настоящим необразованным людям. Другие герои комедии считают Кутейкина узкомыслящим и невежественным человеком. Автор насмехается над людьми, которые ставят деньги превыше всего. Герой готов на любые методы ради получения денег. Митрофан и его родители совсем не замечают проделки героя. Для Простаковых главное наличие репетитора для их сына. В тот период не каждая семья могла нанять репетитора. Поэтому богатые люди боролись за найм частного репетитора. Обычно навыки и образование не имели значения. Помещики любили только хвастаться нанятым учителем.

Кутейкин был очень трусливым. За спиной другого человека герой мог строить козни и говорить свое суждение. При прямом разговоре Кутейкин избегал ответов и предпочитал смолчать. В особенности данная черта героя выдается во время приобретения новой обуви. Герой хотел купить качественные и новые сапоги, поскольку старые уже полностью порвались. Кутейкин хотел попросить Простакову. При прямом разговоре преподаватель из-за своей трусости решил промолчать и поговорить о сапогах потом. Кутейкин сильно боялся своей хозяйки.

Через Кутейкина автор хотел показать отрицательные черты плохого учителя. Кроме того Кутейкин исполняет сатирическую роль и добавляет много смешных моментов в комедию. Благодаря образу Кутейкина читатели могут посмеяться над глупостью и необразованностью Митрофана. Черта Митрофана проявляется тогда, когда Кутейкин заставляет мальчика нарекать себя скотом. Кутейкин особо не относится к плохим персонажам. Преподаватель не делает ничего плохого и не приносит особой пользы.

Другие сочинения: ← Характеристика и образ Милона↑ Фонвизин Д.И.Характеристика и образ Вральмана →

Характеристика второстепенных персонажей в комедии «Недоросль»

Все его мысли и интересы связаны только со своим скотным двором. Гоголь говорит о нём: «Свиньи сделались для него то же, что для любителя искусств картинная галерея! Теплоту и нежность он проявляет только» к своим свиньям.

Скотинин — свирепый крепостник, мастер «сдирать» с крестьян оброк. Скотинин жаден. Узнав, что Софья принесёт своему мужу состояние, дающее десять тысяч доходу, он готов уничтожить своего соперника — Митрофана.

С большой художественной силой нарисована Еремеевна, няня Митрофана.

Фонвизин убедительно показывает, какое растлевающее влияние имело крепостное право на дворовых слуг, как оно уродует, извращает присущие им хорошие человеческие качества, развивает и воспитывает в них рабскую приниженность. Сорок лет служит Еремеевна Простаковым — Скотининым.

Читайте также:
Стихи про дом - читать онлайн бесплатно красивые стихотворения

Она беззаветно предана им, рабски привязана к дому, у неё сильно развито чувство долга. Не щадя себя, она оберегает Митрофана.

Когда Скотинин хочет прибить Митрофана, Еремеевна, «заслоняя Митрофана, остервенясь и подняв кулаки», как указывал Фонвизин, кричит: «Издохну на месте, а дитя не выдам.

Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмы-то выцарапаю». Но эта преданность и чувство долга приобретают у Еремеевны искаженный, рабский характер.

У неё нет чувства человеческого достоинства. Нет не только ненависти к своим бесчеловечным угнетателям, но даже протеста. Служа своим мучителям, «живота (т. е. жизни) не жалея», Еремеевна живёт в постоянном страхе, трепещет перед своей свирепой госпожой.

«Ах, уходит он его! Куда моей голове деваться?» — с отчаянием и страхом кричит она, видя, как Скотинин с угрозами подходит к Митрофану. А когда Милон отталкивает от Софьи Еремеевну, Еремеевна вопит: «Пропала моя головушка!

» И за такую беззаветную и верную службу Еремеевна получает только побои и слышит только такие обращения от Простаковой и Митрофана, как бестия, собачья дочь, старая-ведьма, старая хрычовка.

Тяжела и трагична судьба Еремеевны, принуждённой служить извергам-помещикам, не способным оценить её верпую службу. Правдивы, жизненно убедительны в комедии образы домашних учителей Митрофана: Цыфиркина, Кутейкина, Вральмана.

Отставной солдат Цыфиркин — человек, имеющий ряд хороших качеств.

Он трудолюбив: «праздно жить не люблю»,— говорит он. В городе он помогает приказным «то счётец проверить, то итоги подвести», а «на досуге ребят обучает».

(Фонвизин нарисовал образ Цыфиркина с явным сочувствием. В другом освещении дан Фонвизиным учитель русского и церковнославянского языков Кутейкин.

Это недоучившийся семинарист, вышедший из первых классов духовной семинарии, «убояся бездны премудрости». Но он не лишен хитрости.

Читая с Митрофаном часослов, он не без умысла выбирает текст: «Аз же семь червь, а не человек, поношение человеков», да ещё растолковывает слово червь — «сиречь (т.

е.) животина, скот». Как и Цыфиркин, он сочувствует Еремеевне. Но Кутейкин резко отличается от Цыфиркина своей жадностью к деньгам. В языке Кутейкина сильно подчёркнуты церковнославянизмы,- вынесенные им из духовной среды и духовной школы.

В сатирическом свете выведен в комедии немец Вральман, учитель-проходимец, человек с лакейской душой, бывший кучер Стародума. Лишившись места вследствие отъезда Стародума в Сибирь, он пошёл в учителя, так как не мог найти себе места кучера.

Естественно, что такой невежественный «учитель» ничему не мог научить своего ученика. Он и не учил, потакая лени Митрофана и пользуясь полным невежеством Простаковой.

Уничтожающая и беспощадная сатира наполняет все сцены, изображающие жизненный уклад семейства Простаковой.

В сценах учения Митрофана, в откровениях его дядюшки о своей любви к свиньям, в алчности и самоуправстве хозяйки дома мир Простаковых и Скотининых раскрывается во всей неприглядности их духовного убожества.

Не менее уничтожающий приговор этому миру произносит и присутствующая на сцене группа положительных дворян, контрастно противопоставляемая скотскому существованию родителей Митрофана. Диалоги Стародума и Правдина. в которых затрагиваются глубокие, порой государственные проблемы,— это страстные публицистические выступления, отражающие авторскую позицию.

Пафос речей Стародума и Правдина также выполняет обличительную функцию, но здесь обличение сливается с утверждением позитивных идеалов самого автора. Две проблемы, особенно волновавшие Фонвизина, лежат в основе «Недоросля». Это прежде всего проблема нравственного разложения дворянства. В словах Стародума.

с негодованием обличающего дворян, в которых благородство, можно сказать, «погребено с их предками», в сообщаемых нм наблюдениях из жизни двора Фонвизин не только констатирует упадок моральных устоев общества— он ищет причины этого упадка. Заключительная реплика Стародума, которой завершается «Недоросль»: «Вот злонравия достойные плоды!» — в контексте идейных положений фонвизинского трактата придает всей пьесе особое политическое звучание.

Учителя Митрофана – описание образов, их роли в комедии Фонвизина

  • Главная
  • Изложения
  • Форум
  • 460 сочинений для ЕГЭ
    • Выпускное 2018
      • Общие материалы
      • Человек и общество
      • Смелость и трусость
      • Верность и измена
      • Цели и средства
      • Равнодушие и отзывчивость
    • Выпускное 2017
      • Общие материалы
      • Дружба и вражда
      • Победа и поражение
      • Разум и чувства
      • Опыт и ошибки
      • Честь и бесчестье
    • Выпускное 2016
      • Время
      • Путь
      • Дом
      • Любовь
      • Год литературы в России
    • Выпускное 2015
      • «Недаром помнит вся Россия…»
      • Вопросы, заданные человечеству войной
      • Человек и природа в отечественной и мировой литературе
      • Спор поколений: вместе и врозь
      • Чем люди живы?
    • Нравственная проблематика
    • Отцы и дети. Проблемы молодежи
    • Любовь к Родине, женщине. Ревность
    • О культуре, искусстве, науке…
    • О природе, животных
    • О войне
    • Сочинения с ОБЗ ФИПИ 2020
  • Для учеников
    • ЕГЭ по русскому языку
      • ЕГЭ 2020
      • ЕГЭ 2019
      • ЕГЭ 2019. Задание 25
      • Демоверсия
      • Тесты 2017
      • Консультации
      • Устное собеседование 2019
    • ЕГЭ по литературе
      • Демоверсия
      • Тесты
      • Консультации
      • Выполнение заданий части В
      • Выполнение заданий части С (сочинения)
      • Традиционные сочинения
      • ВЫПУСКНОЕ 2020
    • ОГЭ (для 9 классов)
      • Уроки ГИА
      • Демоверсия
      • Консультации
      • Сочинения, ГИА
      • Выполнение заданий части А
      • Выполнение заданий части В
      • Выполнение заданий части С
        • Сочинения на морально-этическую тему
        • Сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (2011г.)
        • Сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (2012г.)
        • Сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (2013г.)
        • Презентация: Советы по написанию сочинения
        • C2 – 2013. Презентации
      • 15.2 – сочинение 2018
      • 15.3 – сочинение 2018
      • 15.2 – сочинение 2017
      • 15.3 – сочинение 2017
      • Сочинения 2016 года
        • Сочинения 2016 года (15.2)
        • Сочинения 2016 года (15.3)
      • УСТНЫЙ ЭКЗАМЕН (ОГЭ)
    • ОГЭ по литературе
    • ОГЭ 2020 года
  • 700 cочинений ОГЭ
    • Сочинение 2017 года
      • Сочинение 15.2 (2017)
      • Сочинение 15.3 (2017)
    • Сочинения 2016 года
      • сочинение 15.2 (2016)
      • Сочинение 15.3 (2016)
    • Сочинения 2015 года
      • задание 15.1
      • задание 15.2
        • По текстам банка заданий
        • Сочинения о войне (15.2)
      • задание 15.3
        • По текстам банка заданий
        • Сочинения о войне (15.3)
    • Сочинения 2013 года
    • Сочинения 2012 года
    • Сочинения 2011 года
  • Литература. Сочинения
    • ЕГЭ
      • задание 8
      • задание 9
      • задание 15
      • задание 17
      • задание 16
    • ОГЭ
      • Задание 1.1.1
      • Задание 1.1.2
      • Задание 1.2.3
      • Задание 1.1.3
      • Задание 1.2.1
      • Задание 1.2.2
      • Задание 2.1
      • Задание 2.2
      • Задание 2.3
      • Задание 2.4
  • ГВЭ
    • Подготовка к изложению
    • Подготовка к сочинению
Читайте также:
«Дядя Ваня» 📚 краткое содержание пьесы А.П. Чехова, анализ произведения, главные герои, основной смысл и тема, сюжет

Форма входа

Главное меню

  • Главная
  • ЕГЭ по русскому языку
  • ЕГЭ по литературе
  • ОГЭ 2020 года
  • Устное собеседование 2019 года
  • Сочинения по текстам ОБЗ 2017 года
  • Выпускное сочинение по литературе
  • Перевод первичных баллов
  • Материалы в помощь учителю
  • Форум
  • Об авторе сайта
  • Книжная полка
  • Cочинения от читателей
  • ЕДИНЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ
  • Конкурсы
  • Подписка на платные консультации
  • Общие материалы
  • Сочинения по текстам ОБЗ 2020

Изложения (тренинги)

  • Учимся писать изложение (тренинг №1)
  • Учимся писать изложение (тренинг №2)
  • Учимся писать изложение (тренинг №3)
  • Учимся писать изложение (тренинг №4)
  • Учимся писать изложение (тренинг №6)

Сейчас на сайте

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Новости сайта

16.05.2021 – на Форуме сайта закончена работа по написанию сочинений 9.2 по сборнику С.Ю.Ивановой “ОГЭ-2021” Подробнее >>

08.03.2021 – На форуме сайта завершена работа над сочинениями по сборнику текстов ЕГЭ 2020 года под редакцией С.Ю.Ивановой. Подробнее >>

01.03.2021 – На сайте завершена работа по написанию сочинений по текстам ОГЭ 2020 с сайта ФИПИ. Подровбнее >>

07.02.2021 – На Форуме сайта закончена работа по написанию сочинений по сборнику С.Ю.Ивановой “Сдавай ЕГЭ на все 100!” Ссылка >>

27.12.2020 – Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

31.12.2019 – На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько”. Подробнее >>

10.11.2019 – На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 – На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 – На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 – Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

8. Какой художественной схемой пользуется Д.И.Фонвизин, создавая образы учителей Митрофанушки?

В данном эпизоде пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль» автор рассказывает об учителях Митрофанушки, создавая образы этих героев на основе контраста.

Так, Цыфиркина он изображает как трудолюбивого человека, не любящего «праздно жить». У него всегда много дел: помогает счетцам подвести итоги, проверить счета, а на досуге «ребят обучает». Учитель объективно оценивает возможности каждого ученика и говорит, «что в иного пня в десять лет не вдолбишь того, что другой ловит на полете». И самое главное Цыфиркин не гордится своими знаниями и не выставляет их напоказ в отличие от Кутейкина, который гордо называет себя «ученым». А сам, испугавшись «бездны премудрости», когда-то бросил обучение. Разве такого человека можно назвать настоящим учителем?

Следовательно, автор, используя схему художественного противопоставления, ярко рисует образы Цыфиркина и Кутейкина. Если первый – ответственный учитель, то второй – ненадежный ленивец, который не научит недоросля ничему хорошему.

Поделись с другом в социальной сети

Краткая характеристика героев в комедии «Недоросль» Фонвизина

Фонвизин в своем произведении попытался отобразить порочные нравы провинциального дворянства того времени. Отдельной темой, на которой автор постарался заострить внимание читателя является проблема воспитания молодого поколения. Образ и характеристика главных героев комедии «Недоросль» поможет понять, кто является положительным, а кто отрицательным персонажем. Каждый из них по-своему индивидуален. Многое можно понять, прочитав их имена и фамилии. Глядя на них видишь, какими показателями характера они наделены и что из себя представляют.

Простакова

Дворянка по происхождению. Мать Митрофанушки. Не любит людей и супруга. При любом удобном случае дает мужу понять, что он никто в доме. Женщина командир. Необразованна. Невоспитанна. Отличается особой жестокостью по отношению к крепостным. Злая, грубая баба. Души не чает в единственном сыне. Питает страсть к деньгам. Ради наживы и выгоды пойдет по головам. Хитра и коварна. Именно она придумала план, как обвести вокруг пальца сиротку и женить на ней сынка. Будущее Митрофана для Простаковой на первом месте. Все для него любимого, но сам сынок вряд ли в состоянии оценить по достоинству всепоглощающую материнскую любовь и заботу.

Читайте также:
Алые паруса - краткое содержание, характеристика главных героев

Простаков

Муж Простаковой. Полностью соответствует фамилии. Этакий простачок. Подкаблучник. Пассивный, безвольный мужчина. Привык, что в доме всем рулит жена. Всегда старается угодить ей, иначе можно попасть под горячую руку супруги, а она у нее тяжелая. Самому не раз приходилось получать оплеухи от женушки. Любит сына. В душе гордится единственным наследником. Правда, непонятно, какие могут быть причины для гордости, если сын, кроме презрения ничего вызывать не может.

Митрофан

Главный герой комедии. Сын Простаковых. Недоросль. Подросток шестнадцати лет от роду. Маменькин сынок. Привыкший, что мамаша и ее окружение выполняют любое желание по щелчку пальца, и не дай бог, кто ослушается юного господина. Избалованный, эгоистичный юноша. Любит деньги. Не уважает старших. Никчемный молодой человек. Учеба для него тяжкий труд. Не по зубам ему гранит науки. Ленив. Зато предложение жениться вызвало у парня неподдельный интерес. Вот бы такое рвение да в нужное русло. Невежественен и глуп.

Скотинин

Брат Простаковой. Дворянин. Любит свиней и деньги. Невежественен. Груб. Необразован. Из-за приданого готов был взять в жены Софью, не питая к ней чувств. Невоспитанный, неотесанный мужик. Копия своей сестры.

Софья

Сирота. Дворянка по происхождению. Племянница Стародума, которую под свое крыло взяли Простаковы. Юное, чистое создание. Богатая наследница, что послужило поводом для стычки между хозяйским сыном и Скотининым. Получила хорошее образование. Честна, порядочна. Доброй души человек. Отличается отзывчивостью. Верная. Любит своего жениха Милона. Готова бороться за свою любовь до последнего.

Стародум

Дядя Софьи. Опекун девушки, вынужден был покинуть племянницу на длительное время, чтобы улучшить положение и встать на ноги для ее блага. Хороший наставник. Дает правильные советы. Сильная, авторитетная личность. Мудрый, рассудительный. Добрый. Все нажитое заработал честным трудом. Прямолинеен.

Милон

Жених Софьи. Честный, порядочный парень. Военный. Искренне любит Софью. Высокоморален. Образован. Скромен. Честь и отвага для него не пустые слова. Достойная партия для любой девушки.

Правдин

Государственный служащий. Чиновник. Честный, порядочный человек. Занимается тем, что подвергает наказанию помещиков, отличающихся жестокостью по отношению к крепостным.

Цыфиркин, Кутейкин, Вральман

Горе преподаватели хозяйского сына. Ни один не получил должного образования. Все они из бывших простых работяг.

Вральман работал кучером. Немец. Учит Митрофана иностранному языку. Хитрый, льстивый. Способен на подлость и обман.

Кутейкин обучает недоросля грамоте. Дьячок. Учитель из него никакой. Расчетлив. Труслив.

Цыфиркин. Из бывших военных. Преподает арифметику. Добрый, честный мужчина. Как учитель ничего из себя не представляет.

Еремеевна

Няня Митрофана. Обычная крестьянка. Женщина верно и преданно, как собака, служит хозяйке на протяжении жизни. Терпеливо сносит оскорбления, рукоприкладство, не выражая недовольства. Получает мизерную зарплату, но попросить поднять жалованье у нее не хватит духа, не в ее это характере. Принимает жизнь такой, какая есть.

Тришка

Крепостной крестьянин. Портной при дворе. Не имеет профессионального швейного образования. Неглуп. Может постоять за себя и огрызнуться в ответ на замечания хозяйки. Отличается рассудительностью.

Образ и характеристика Собакевича — героя поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

В поэме Николая Васильевича Гоголя представлены типы русских помещиков эпохи, современной писателю. Образ Собакевича — один из основных образов в этом произведении.

Портрет: описание внешности, речевая характеристика

Автор отмечает, что Чичикову Собакевич показался похожим на медведя средней величины. Даже в его одежде преобладали коричневые цвета, фрак был «совершенно медвежьего цвета», рукава его были длинны. Длинными были и панталоны. Ходил этот помещик косолапо, постоянно наступая на чужие ноги. Сапоги этого персонажа отличались исполинским размером.

Его сходство с медведем подчёркивало то, что он был неуклюж, а на лице его не видно было никаких эмоций (на медвежьей морде тоже не бывает видно настроения и намерений этого зверя). Голову он держал немного наклонённой, шеей не ворочал. Цвет лица у него был «калёный, горячий, какой бывает на медном пятаке». Черты лица Собакевича грубые. Лицо было круглое и широкое, как молдаванские тыквы, из которых делают балалайки.

Интересно, что облик жены Собакевича Феодулии Ивановны совершенно противоположен облику мужа: лицо у неё было узкое, длинное, голову она держала прямо.

Речь Собакевича была отрывистой и краткой. На вечере у губернатора Манилов пригласил Чичикова приехать к нему в деревню, Собакевич тоже кратко сказал: «И ко мне прошу». Приехавшему к нему Чичикову он отрывисто сказал: «Прошу!» — и повел в дом. Но при торге этот человек становится довольно многоречивым. Разговор идёт о деньгах, поэтому он старается говорить убедительно и экспрессивно (почти после каждого его предложение автором поставлен восклицательный знак).

Читайте также:
Цифры, Бунин: читать онлайн бесплатно

Значение фамилии, имени

Собакевича звали Михаил Семёнович. Дав ему такое имя, автор подчёркивает схожесть этого человека с медведем. Фамилия «Собакевич», напоминающая о животном мире, тоже дана персонажу неспроста — ведь в нём преобладает животное начало, а духовные запросы отсутствуют. «Казалось, в этом теле совсем не было души», — замечает автор.

Описание усадьбы

Деревня Собакевича была большой. Между двумя лесами, сосновым и берёзовым, стоял господский деревянный лом с мезонином. Было заметно, что зодчий при постройке дома хотел, чтобы всё в нём было симметрично, но хозяин сделал так, чтобы было удобно ему: окна на одной стороне велел заколотить и на их месте провертеть одно оконце, вероятно, для тёмного чулана. Фронтон был не посреди дома, так как хозяин велел одну колонну сбоку убрать, и вместо четырёх колонн осталось лишь три. Двор окружала очень толстая деревянная решётка. Сараи и кухни были построены из полновесных брёвен. Видно было, что помещик очень заботился о прочности. Избы мужиков тоже были срублены из толстых брёвен, а колодец обделан был в очень крепкий дуб.

Деревня, дом, усадьба Собакевича — всё это было «в каком-то крепком и неуклюжем порядке». Мебель в доме тоже была неуклюжей, но прочной и имела сходство с хозяином. Каждый предмет, казалось, сообщал, что он тоже Собакевич.

На обед в этом доме подавали большие, очень сытные блюда. После такого угощения гость еле вставал из-за стола, а хозяин обедал так каждый день. «У меня когда свинина — всю свинью давай на стол, баранина — всего барана тащи, гусь — всего гуся!» — говорит Собакевич. Чичикова он угощал щами, няней (блюдом из начинённого всякой всячиной бараньего желудка), бараньим боком, ватрушками, которые были больше тарелки, громадным индюком и т. п.

Характер

Собакевич — рачительный хозяин, он любит, чтобы всё в хозяйстве было прочно, практично, а внешний вид его не волнует. Всего у него вдоволь, деревня большая. Крестьяне его в своих крепких избах живут, наверно, не бедно.

Этот помещик не видит пользы в просвещении: «Толкуют: просвещенье, просвещенье, а просвещенье — фук!» Обо всех людях он самого плохого мнения, но Чичиков на вечере у губернатора ему понравился, и он пригласил его приехать к нему в деревню. Жене Собакевич сказал, что познакомился с Павлом Ивановичем Чичиковым, «преприятным человеком». Когда тот приехал к Собакевичу, речь зашла о городских чиновниках, хозяин всех их обругал, включая губернатора, которого назвал первым разбойником в мире. В конце этого разговора он подвёл итог: «Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья».

Казалось бы, смысл жизни Собакевича состоит в том, чтобы поплотнее набить желудок, но автор показывает, что за его тяжеловесностью, неповоротливостью скрывается опасный и умный хищник. Это особый тип помещика-кулака, который легко может вписаться в новые условия того времени, когда Россия встала на путь капиталистического развития. Собакевич обладает быстрым, расчётливым, цепким умом. Он очень упрям, упорен, когда речь идёт о его выгоде. У него нет духовных запросов, его жизненные цели состоят в деньгах, которые дают ему благосостояние.

Отношение Собакевича к предложению Чичикова

После того, как Чичиков предложил Собакевичу купить мёртвые души, то есть крестьян, которые умерли, но ещё числились в ревизских списках, у этого помещика проявились:

  • практический ум и хватка;
  • сметка;
  • мошенническая хитрость;
  • прижимистость;
  • упрямство.

В ответ на своё предложение назначить цену на умершие души Чичиков услышал фантастическую сумму: «по сту рублей за штуку!» Собакевич сразу понял сущность мошеннической сделки и начал вести торг, расхваливая души, которые собрался продать. Он с увлечением говорил, например, о мастерстве каретника Михеева и плотника Степана Пробки. Чичиков, пытаясь сбить цену, напомнил: «Ведь предмет просто фу-фу. Что он стоит? Кому он нужен?» Собакевич на это заметил: «Да вот вы же покупаете, стало быть нужен». Его совсем не смущает аморальность необычной сделки. Торг был длинный. Сначала Чичиков сказал, что не может дать больше восьми гривен за душу, но в результате согласился купить за два с полтиной (за 2,5 рубля).

Отношение Чичикова к Собакевичу

Чичиков определил облик Собакевича такими словами: «Медведь! совершенный медведь!» Когда тот начал торг, Чичиков понял, что перед ним опасный хищник, серьёзный враг, что его нужно опасаться, поэтому принял правила игры и стал торговаться. Видя упорство Собакевича в торге, Чичиков подумал о нём: «Экой кулак!» Когда Чичиков дал Собакевичу деньги, тот заметил одну немного разорванную ассигнацию: «Бумажка-то старенькая!» Чичиков подумал: «Кулак, кулак! Да ещё и бестия в придачу!» Он был очень недоволен поведением Собакевича, считал, что тот поступил, как чужой, «за дрянь взял деньги», а ведь они знакомы, виделись у губернатора.

Заключение

Образ Собакевича — это образ одного из характерных типов русских помещиков, которому присуща деловая хватка и расторопность, практический ум. Но автор пишет о Собакевиче: «Казалось, в этом теле совсем не было души…» Гоголь сомневается, что такой человек может возродиться к духовной жизни: «Нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь».

Характеристика образа Собакевича, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Читайте также:
Кратко Иван Царевич и Серый Волк - суть сказки

Образ Собакевича в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Среди вереницы персонажей, изображенных мастерской рукой Гоголя, образ Собакевича в поэме «Мертвые души» отличается особой фактурностью.

Он материально ощутим во всей своей грубой, громоздкой, но прочной и надежной вещественности.

Собакевич – яркая деталь в общем грандиозном полотне помещичьей России первой половины XIX века, созданном великим русским писателем.

  1. Портрет Собакевича
  2. Жизненные цели
  3. Любимые занятия
  4. Усадьба Собакевича и его отношение к хозяйству
  5. Манера поведения и речь помещика
  6. Отношение Собакевича к предложению Чичикова
  7. Отношение к окружающим Собакевича
  8. Заключение

Портрет Собакевича

Первое впечатление от Собакевича – средней величины медведь. Лицо его словно вырублено топором несколькими неловкими ударами.

Он неповоротлив, обязательно наступит собеседнику на ногу. Зовут его Михаил Семенович, что также подчеркивает его медвежью сущность.

Характер имеет основательный, в умозаключениях прям и груб. Жена его высокая дама с лицом, похожим на огурец.

Возраст Собакевича Гоголь не указал конкретно. Судя по всему, ему от 40 до 50 лет. В то время, когда Гоголь работал над поэмой, ему было чуть за 30. В таком возрасте и сорокалетние кажутся чуть ли ни стариками.

Следовательно, Гоголь предполагал возраст Собакевича никак не более сорока лет. Этому персонажу посвящена вся пятая глава поэмы.

Жизненные цели

Цель Собакевича – просто жить. Душа его находится где-то далеко, как Кощеево яйцо. И понятно, что Собакевич любит безраздельно властвовать. Он хочет, чтобы все было по его воле, даже если это неправильно.

Прогресс и Собакевич – две несовместимые вещи. Гоголь отмечает в лирическом отступлении, что такие люди, как Собакевич, уж лучше пусть будут помещиками. Так как если они придут во власть, то горе будет стране и особенно чиновникам, которые подпадут под их власть, ведь чиновников можно «щелкать» без вреда для себя, а крестьян нельзя, ибо при этом ты теряешь свой заработок.

Любимые занятия

Помещик Собакевич любит поесть. Делает он это также основательно, как и все, что он делает: уж подавать на стол, так целую свинью. После еды любит поспать.

Очевидно, судя по описанию его усадьбы, где, как подметил Гоголь, план архитектора боролся с волей заказчика, – Собакевич любит строить.

Конечно, как все тогда (и не только тогда), очень любит деньги. Накопительство денег – его любимое занятие, как и у Чичикова.

Вот только по мнению Чичикова, деньги дают социальный статус, даже некое величие, а с точки зрения Собакевича – деньги дают опять же устойчивость, крепость, к которым он так стремится.

Усадьба Собакевича и его отношение к хозяйству

Интерьер усадьбы Михаила Семеновича под стать хозяину до такой степени, что каждый предмет мебели как бы говорит: «я тоже Собакевич».

Все хозяйство его устроено крепко, основной упор делается не на мелочное украшательство, а на прямую пользу, долговечность, основательность.

Не нужны ему окна – он их заколотил, понадобилось окно – вырезал там, где нужно, совсем другого размера. Внешний вид Собакевичу не важен – только польза.

Он заботится о своих крестьянах. Ведь чтобы крестьяне приносили доход, они должны жить в крепких постройках и хорошо кушать. Дома их сделаны без излишеств, но даже сараи сложены из полновесных бревен.

Манера поведения и речь помещика

Медведь, совершенный медведь, убеждался Чичиков, продолжая общаться с Собакевичем. Все-таки он наступил ему на ногу.

Ему трудно двигать шеей, поэтому смотрит несколько вниз и вбок, тем не менее, он быстро понимает суть происходящего.

Речь его кратка, в ней и следа нет красивостей Манилова, говорит только по существу вопроса. Собакевич с презрением относится ко всему современному: «вот, раньше были люди!».

Он даже о себе говорит с пренебрежением, полагая, что его отец был и здоровее, и крепче, чем он сам. О своих умерших крестьянах Собакевич произносит целую оду.

Отношение Собакевича к предложению Чичикова

Предложение о продаже мертвых душ Собакевич воспринял так, словно речь шла об обычной вещи. Прервав осторожные подходы Чичикова, начавшего о «благе государства», он сразу перешел к обсуждению цены. В поэме это производит комический эффект.

Отношение к окружающим Собакевича

Об отношении Собакевича к знакомым исчерпывающе говорит хотя бы эта его фраза: «один прокурор в губернии хороший человек, да и тот свинья». Даже губернатор у него мошенник, а все вокруг христопродавцы.

Однако со своими мужиками он в ладу, попусту их не обижает и всегда поддержит в укреплении своего хозяйства.

Собакевичу свойственна вера, что раньше все было лучше: и люди здоровее и даже животные были крупнее. Тут заметен след мифа о золотом веке, свойственный людям всех времен и народов.

Читайте также:
«Критики» 📚 краткое содержание рассказа В.М. Шукшина для читательского дневника, анализ, главные герои произведения, основной смысл и тема

Сближает его с народом и нелюбовь ко всему иностранному, презрение к либеральным идеям, прогрессу.

Заключение

Если Плюшкина Гоголь однозначно осуждает, к Собакевичу у него нет четко отрицательного отношения. Где-то, за тоннами юмора, иронии, проглядывает и авторская симпатия. Пожалуй, в образе Собакевича присутствует чистый юмор, без того пронзительного трагизма, который читатель ощущает в таких персонажах, как Плюшкин или Манилов.

Образ Собакевича в поэме “Мертвые души”, описание внешности и характера в цитатах

Собакевич.
Художник М. Далькевич

Образ помещика Собакевича – один из самых ярких образов в поэме “Мертвые души” Гоголя.

Собакевич Михаил Семенович – четвертый помещик, к которому Чичиков приезжает за “мертвыми душами”.

В этой статье представлен цитатный образ Собакевича в поэме “Мертвые души”: описание внешности и характера героя.

Смотрите:
– Все материалы о Собакевиче
– Все материалы по поэме “Мертвые души”

Образ Собакевича в поэме “Мертвые души”, описание внешности и характера в цитатах


Возраст Собакевича – за 40 лет:
“. пятый десяток живу . “

О внешности Собакевича известно следующее:
“. медведь! совершенный медведь! Нужно же такое странное сближение: его даже звали Михайлом Семеновичем. ”
“. он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета. “

Собакевич является здоровым, крепким мужчиной:
“. Хозяин, будучи сам человек здоровый и крепкий . ”

“. Да вы всегда славились здоровьем [. ] и покойный ваш батюшка был также крепкий человек. “

“. несколько неуклюжим на взгляд Собакевичем, который с первого раза ему наступил на ногу, сказавши: «Прошу прощения». “

“. Вам нужно мертвых душ? – спросил Собакевич очень просто, без малейшего удивления, как бы речь шла о хлебе. “

“. Мне не нужно знать, какие у вас отношения; я в дела фамильные не мешаюсь, это ваше дело. Вам понадобились души, я и продаю вам . “

“Помещик, казалось, хлопотал много о прочности. “

“. да еще и бестия в придачу. ” (бестия – то есть плут, пройдоха)

“Собакевич не любил ни о ком хорошо отзываться. “

“Да вот теперь у тебя под властью мужики: ты с ними в ладу и, конечно, их не обидишь, потому что они твои, тебе же будет хуже. ” (Чичиков о Собакевиче)

“. у меня не так, как у какого-нибудь Плюшкина: восемьсот душ имеет, а живет и обедает хуже моего пастуха. ” (Собакевич о своих обедах)

“. он опрокинул половину бараньего бока к себе на тарелку, съел все, обгрыз, обсосал до последней косточки. “

“. За бараньим боком последовали ватрушки, из которых каждая была гораздо больше тарелки, потом индюк ростом в теленка, набитый всяким добром: яйцами, рисом, печенками и невесть чем, что все ложилось комом в желудке. “

“. я гадостей не стану есть. Мне лягушку хоть сахаром облепи, не возьму ее в рот, и устрицы тоже не возьму: я знаю, на что устрица похожа. Возьмите барана [. ] это бараний бок с кашей! Это не те фрикасе, что делаются на барских кухнях из баранины, какая суток по четыре на рынке валяется. “

“. Собакевич одного чего-нибудь спросит, да уж зато всё съест, даже и подбавки потребует за ту же цену. ” (обед Собакевича в трактире)

“. наметив издали осетра, лежавшего в стороне на большом блюде [. ] он в четверть часа с небольшим доехал его всего, так что [. ] от произведенья природы оставался всего один хвост. ” (на обеде с чиновниками)

“Душенька, рекомендую тебе. ” (Собакевич жене)

Это был цитатный образ Собакевича в поэме “Мертвые души”: описание внешности и характера героя.

Образ Собакевича в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Портрет Собакевича

Первое впечатление от Собакевича – средней величины медведь. Лицо его словно вырублено топором несколькими неловкими ударами.

Он неповоротлив, обязательно наступит собеседнику на ногу. Зовут его Михаил Семенович, что также подчеркивает его медвежью сущность.

Характер имеет основательный, в умозаключениях прям и груб. Жена его высокая дама с лицом, похожим на огурец.

Возраст Собакевича Гоголь не указал конкретно. Судя по всему, ему от 40 до 50 лет. В то время, когда Гоголь работал над поэмой, ему было чуть за 30. В таком возрасте и сорокалетние кажутся чуть ли ни стариками.

Следовательно, Гоголь предполагал возраст Собакевича никак не более сорока лет. Этому персонажу посвящена вся пятая глава поэмы.

Популярные сегодня темы

Деревенскому мужику по имени Егор Иванович очень требовалась лошадь. В крестьянском хозяйстве без нее не обойтись. Егор Иванович по копейке собирал на важную покупку. Копить пришлось долго и тяжело

Рассказ начинается со вступления. Автору исполняется сорок лет, а значит он за свою жизнь сорок раз праздновал Новый год. Первые три года своей жизни он не понимал сути происходящего. Самые первые его воспоминания

Читайте также:
Есть в осени первоначальной - анализ стихотворения, история

«Песня про купца Калашникова» — лиро-эпическое произведение, в котором поэт на историческом материале поставил проблемы поруганной чести семьи, проблемы неравенства перед законом людей разных сословий

В 1942 году была напечатана повесть Камю Посторонний. Главным персонажем повести является маловажный работник Мерси. Он не хочет быть похожим на других людей, осознает абсурдность жизни

Война не спрашивает ни имени, ни возраста, ни пола. Ей неважно кто стоит рядом… Независимо от того, будет ли это мужчина, женщина, старик или ребенок, война беспощадна ко всему живому.

Жизненные цели

Цель Собакевича – просто жить. Душа его находится где-то далеко, как Кощеево яйцо. И понятно, что Собакевич любит безраздельно властвовать. Он хочет, чтобы все было по его воле, даже если это неправильно.

Прогресс и Собакевич – две несовместимые вещи. Гоголь отмечает в лирическом отступлении, что такие люди, как Собакевич, уж лучше пусть будут помещиками. Так как если они придут во власть, то горе будет стране и особенно чиновникам, которые подпадут под их власть, ведь чиновников можно «щелкать» без вреда для себя, а крестьян нельзя, ибо при этом ты теряешь свой заработок.

Купля-продажа «мертвых душ»

Сделка Чичикова и Собакевича по купле-продаже «мертвых душ» описывается в 5-й главе произведения. Жизненный опыт и рациональное ко всему отношение сразу позволили помещику понять намерения Павла Ивановича. В ходе совместного обсуждения сделки Собакевич предстает решительным, практичным человеком с незаурядными ораторскими способностями.

Проводя анализ, читатель приходит к выводу, что Семеныча не назовешь глупым человеком. Во время процесса купли-продажи он запросил за несуществующие души ту же цену, что дают за живых крепостных.

При этом помещик, не стесняясь, описывал навыки, умения, натуру каждого крестьянина, будто говорил о реальных людях. В ходе торговли оба героя договариваются, что Павел Иванович покупает у Собакевича несколько десятков «мертвых душ».

Михаил Семенович просит не скупиться, ведь «такого хорошего народа дешевле нигде не купить». Помещик просит оставить ему задаток хотя бы в 50 рублей, однако, оппонент уменьшает сумму вдвое. В итоге Чичиков и Собакевич договариваются о цене за каждую душу в 2,5 (два с полтиною) рубля.

Сцена диалога демонстрирует читателю, что оба героя являются циничными стяжателями, которыми движет только жажда наживы.

Любимые занятия

Помещик Собакевич любит поесть. Делает он это также основательно, как и все, что он делает: уж подавать на стол, так целую свинью. После еды любит поспать.

Очевидно, судя по описанию его усадьбы, где, как подметил Гоголь, план архитектора боролся с волей заказчика, – Собакевич любит строить.

Конечно, как все тогда (и не только тогда), очень любит деньги. Накопительство денег – его любимое занятие, как и у Чичикова.

Вот только по мнению Чичикова, деньги дают социальный статус, даже некое величие, а с точки зрения Собакевича – деньги дают опять же устойчивость, крепость, к которым он так стремится.

Отличия и сходства

Гоголь проводит параллели между всеми героями в поэме. Сначала Собакевич и Чичиков — два кардинально разных персонажа с уникальными взглядами на жизнь и окружающих. Но прослеживается связь между ними — выгоду любит каждый, никто из мужчин не согласен отдавать свое просто так. Они расчетливы и умны, проводят анализ действий. Собакевич не показывает свой истинный характер, как и Чичиков, не допускает в свое личное пространство людей. В конце же сделки читатель понимает, что оба персонажа мошенники.

Но можно ли столь же критично относиться к Собакевичу, как к Чичикову? У этого героя проявляется душевность, тяга к вере, желание приносить добро. Его роль неоднозначна, несмотря на всю простоту русского характера. Даже совершая опасную сделку по продаже, Михаил Семенович выглядит человечным, для него мертвые души — не балласт, а люди. Именно этим и отличаются два героя в поэме Н. В. Гоголя.

Усадьба Собакевича и его отношение к хозяйству

Интерьер усадьбы Михаила Семеновича под стать хозяину до такой степени, что каждый предмет мебели как бы говорит: «я тоже Собакевич».

Все хозяйство его устроено крепко, основной упор делается не на мелочное украшательство, а на прямую пользу, долговечность, основательность.

Не нужны ему окна – он их заколотил, понадобилось окно – вырезал там, где нужно, совсем другого размера. Внешний вид Собакевичу не важен – только польза.

Он заботится о своих крестьянах. Ведь чтобы крестьяне приносили доход, они должны жить в крепких постройках и хорошо кушать. Дома их сделаны без излишеств, но даже сараи сложены из полновесных бревен.

Взгляды и убеждения героев

На первый взгляд кажется, что Чичиков и Собакевич — критически разные фигуры. Разнятся не только их манеры и внешность, но и особенности отношения к окружающим и к жизни в целом. При этом Гоголь до конца не описывает внешность «приезжего гостя». Павел Иванович не толст и не худ, не стар и не молод, не красавец, но и не дурен внешностью. Конечный образ автор оставляет на размышления читателей. Основными чертами поведения Чичикова можно назвать следующие:

  • целеустремленность и сила духа;
  • изворотливость;
  • учтивость и умение вести светские беседы;
  • настойчивость;
  • изобретательность и предприимчивость.
Читайте также:
Корсар краткое содержание поэмы Джорджа Байрона - читать онлайн

Все эти качества могли сделать из Чичикова ответственного чиновника, положительного героя. Но Гоголь сразу говорит, что Павел Иванович хитрый подлец, мошенник и заправский обманщик. Он вежлив и учтив на обеде у губернатора, показывает себя с лучшей стороны, при этом обходя неудобные вопросы и практически ничего о себе не рассказывая.

Для Чичикова окружающие — это лишь способ нажиться. Он в каждом своем поступке старается видеть выгоду, находит слабые стороны людей и умело манипулирует ими.

Михаил Семенович Собакевич описывается в пятой главе поэмы. На фоне Чичикова он выглядит сельским простаком. Его говорящая фамилия должна указывать на ум и тонкое чутье, как у собаки. Но изначально автор представляет его как неповоротливого медведя, слегка глуповатого и недовольного всем на свете помещика. Лишь с раскрытием образа персонажа читатель понимает, насколько глубокий и противоречивый характер у Собакевича. Он всех подряд считает лгунами и мошенниками. При этом Михаил Семенович не сторонится людей намеренно, его двери открыты, он всегда показывает себя гостеприимным хозяином.

Собакевич не любит лишних трат по хозяйству, но не экономит на гостях и своих крестьянах. Он не боится тяжелого труда, работы руками, даже считает это делом достойным и правильным. Его крепостные всегда накормлены, одеты, живут в хороших условиях. Персонаж прямо говорит, что мужик должен быть сытым и довольным, только тогда работа сладится. Светские разговоры, лишнюю болтовню Собакевич не приемлет. Ему тяжело разговаривать на разные темы, среди которых:

  • зарубежная кухня (лягушачьи лапки);
  • искусство и культура;
  • западная медицина (немецкие врачи);
  • политика.

Герой плохо относится к любым нововведениям, уверен, что стабильность — лучшая награда за хороший труд. Именно поэтому сложно представить, какую реакцию вызовет у него предложение Чичикова пойти в обход закона и продать ему «мертвые души» — несуществующих крестьян. Разговор между Чичиковым и Собакевичем на обеде в доме помещика получается очень интересным.

Манера поведения и речь помещика

Медведь, совершенный медведь, убеждался Чичиков, продолжая общаться с Собакевичем. Все-таки он наступил ему на ногу.

Ему трудно двигать шеей, поэтому смотрит несколько вниз и вбок, тем не менее, он быстро понимает суть происходящего.

Речь его кратка, в ней и следа нет красивостей Манилова, говорит только по существу вопроса. Собакевич с презрением относится ко всему современному: «вот, раньше были люди!».

Он даже о себе говорит с пренебрежением, полагая, что его отец был и здоровее, и крепче, чем он сам. О своих умерших крестьянах Собакевич произносит целую оду.

Взгляды на жизнь

Человеку, так схожему с образом медведя, жизнь имеет смысл лишь тогда, когда есть что покушать, хорошо поспать, ну и еще иметь побольше денег.

То, что не может принести доход, бесценно. Так он считает.

Подготовкой пищи к поеданию занимается жена. Это входит в основные ее задачи.

Огромное количество продуктов и времени на приготовление обедов приводит к бесконечному удивлению.

Как же много может съесть один человек! Целый бараний бок, огромных размеров индюк, гора ватрушек и других разных вкусностей. Это даже на столе сколько места занимает. Удивительно, как столько всего может влазить в желудок человека. Впрочем, никто и представить не может, какого размера у него желудок.

Собакевич иноземные яства не уважает напрочь. Что ему французская лягушачья лапка или микроскопических размером устрица, когда он один целого осетра во время пиршества на балу съедает. Ему даже невдомек, что кто-то бы еще хотел попробовать это блюдо. Так нет же, он если дотронулся до блюда, то полностью его уплетает, ни с кем не поделившись. Разве что только какой-нибудь рыбий хвостик останется на тарелке.

Не удивительно, что покушав таким образом, надо и отдохнуть. Собакевич, как насытившийся вдоволь медведь, укладывается и погружается в сладкий сон. И даже после отменного отдыха лицо его не добреет и обращение с окружающими не смягчается.

Третье, что доставляет удовольствие Михайло Собакевичу, это приумножение достатка. Деньги являются смыслом жизни помещика. Но их количество не изменяет характер Собакевича в лучшую сторону. Наоборот, он становится еще злее и тверже.

Отношение к окружающим Собакевича

Об отношении Собакевича к знакомым исчерпывающе говорит хотя бы эта его фраза: «один прокурор в губернии хороший человек, да и тот свинья». Даже губернатор у него мошенник, а все вокруг христопродавцы.

Однако со своими мужиками он в ладу, попусту их не обижает и всегда поддержит в укреплении своего хозяйства.

Собакевичу свойственна вера, что раньше все было лучше: и люди здоровее и даже животные были крупнее. Тут заметен след мифа о золотом веке, свойственный людям всех времен и народов.

Сближает его с народом и нелюбовь ко всему иностранному, презрение к либеральным идеям, прогрессу.

Гостеприимный хозяин

Собакевич не меняет своего распорядка, когда в доме появляется Павел Иванович. Все идет по плану, как в обычные дни. Не пишет автор и о скупости помещика. Появление четвертого человека за столом обыденно. Можно предположить, что в поместье бывают гости. Но отрицание в людях хороших качеств ставит такое предположение под сомнение.

Читайте также:
Стихи про дом - читать онлайн бесплатно красивые стихотворения

Собакевич не жалеет еды для гостя, наоборот, подчеркивает, что вся его кухня настоящая, русская, продукты выращенны его крепостными. Блюда качественные, а не такие, как на балу у губернатора. Чувствуется гордость помещика: он знает цену еде. Собакевич хочет показать Чичикову себя настоящим хозяином, крепким и рачительным. Именно этим можно объяснить его поведение за обедом.

Чичиков у Коробочки

Следующий визит Чичиков собрался нанести Собакевичу, но начался дождь, и экипаж заехал в какое-то поле. Селифан так неуклюже разворачивал кибитку, что барин вывалился из нее и весь испачкался в грязи. На счастье, послышался лай собак. Они поехали в деревню и попросились ночевать в какой-то дом. Оказалось, что это усадьба некой помещицы Коробочки.

Утром Павел Иванович познакомился с хозяйкой, Настасьей Петровной, женщиной средних лет, из тех, кто вечно жалуется на отсутствие денег, но помаленьку копит и собирает порядочное состояние. Деревня была довольно большая, дома крепкие, крестьяне живут хорошо. Хозяйка пригласила нежданного гостя пить чай, разговор зашел о хозяйстве, и Чичиков предложил купить у нее мертвые души.

Коробочка чрезвычайно испугалась такому предложению, не поняв толком, чего от нее хотят. После долгих разъяснений и уговоров она наконец согласилась и написала Чичикову доверенность, попытавшись продать ему еще и пеньку.

Поев пирога и блинов, испеченных специально для него, гость поехал дальше в сопровождении девчонки, которая должна была вывести экипаж на большую дорогу. Увидав трактир, стоявший уже на столбовой дороге, они ссадили девчонку, которая, получив в награду медный грош, побрела домой, и поехали туда.

Чичиков у Плюшкина

Он въехал в большую деревню, поражавшую своей нищетой: избы были почти без крыш, окна в них затянуты бычьими пузырями или заткнуты тряпьем. Господский дом большой, со множеством пристроек для хозяйственных нужд, но все они почти развалились, открыты только два окна, остальные забиты досками или закрыты ставнями. Дом производил впечатление нежилого.

Чичиков заметил какую-то настолько странно одетую фигуру, что сразу и не распознать: баба это или мужик. Обратив внимание на связку ключей на поясе, Павел Иванович решил, что это ключница, и обратился к ней, назвав «матушкой» и спросив, где барин. Ключница велела ему пройти в дом и скрылась. Он вошел и поразился царившему там беспорядку. Всё в пыли, на столе лежат засохшие огрызки, в углу навалена куча каких-то непонятных вещей. Вошла ключница, и Чичиков снова попросил барина. Та сказала, что барин перед ним.

Надо сказать, что Плюшкин не всегда был таким. Когда-то он имел семью и был просто бережливым, хотя и несколько скуповатым хозяином. Жена его отличалась хлебосольством, в доме часто бывали гости. Потом жена умерла, старшая дочь сбежала с офицером, и отец проклял ее, так как не терпел военных. Сын поехал в город поступить на статскую службу. но записался в полк. Плюшкин проклял и его. Когда умерла младшая дочь, помещик остался один в доме.

Скупость его приняла ужасающие размеры, он тащил в дом всякий хлам, найденный по деревне, вплоть до старой подошвы. Оброк собирался с крестьян в прежнем размере, но поскольку Плюшкин запрашивал за товар непомерную цену никто у него ничего не покупал, и все гнило на барском дворе. Два раза приезжала к нему дочь сначала с одним ребенком, потом с двумя, при возила ему подарки и просила помощи, но отец не дал ни копейки. Сын его проигрался и также просил денег, однако тоже ничего не получил. Сам Плюшкин выглядел так, что если бы Чичиков встретил его возле церкви, то подал бы ему грош.

Пока Павел Иванович размышлял, как приступить к разговору о мертвых душах, хозяин начал жаловаться на тяжелое житье: крестьяне мрут, а налог за них надо платить. Гость предложил взять на себя эти расходы. Плюшкин с радостью согласился, приказал поставить самовар и принести из кладовой остатки кулича, который привезла когда-то дочь и с которого нужно было соскоблить прежде плесень.

Потом он вдруг засомневался в честности намерений Чичикова, и тот предложил составить на умерших крестьян купчую крепость. Плюшкин решил всучить Чичикову еще и беглых крестьян, и, поторговавшись, Павел Иванович взял их по тридцать копеек. После этого он (к большому удовольствию хозяина) отказался от обеда и чая и уехал, находясь в великолепном расположении духа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: