Уточняющие члены предложения – определение, запятые

Обособленные уточняющие члены предложения

Обособленные уточняющие члены предложения служат для того, чтобы дополнять и пояснять другие члены предложения, отвечая на один и тот же вопрос. К уточняющим обособленным членам можно задать дополнительные конкретизирующие вопросы (кто именно? когда именно?). Роль обособленных членов с функцией уточнения могут выполнять:

  • обстоятельства времени и места: Справа, у реки, слышался однообразный волчий вой, пронзающий душу неведомой тоской и отчаянием. Функцию уточняющей части можно разобрать на этом примере: (Где?) справа; (где именно?) у реки. Чаще всего уточняющие члены предложения являются обстоятельствами времени и места.
  • определения: Закат был ярко-оранжевый, почти бордовый, с отблесками фиолетовых искр где-то на горизонте; Весь седьмой, последний, день отпуска непрерывно гудели гитары и трубы, каждому хотелось запечатлеть это у себя в памяти;
  • обстоятельства образа действия: Было ещё очень рано, когда кое-как, пошатываясь, возвращался полк к своей базе;
  • дополнения: Необъяснимым образом я полюбил своих новых однополчан, даже старого ворчливого повара, всё время норовившего недодать хлеба.

Если в уточняющей конструкции есть обстоятельство, можно с точностью определить, нужно ли его обособлять. Для этого следует выяснить, к какой категории его относит сам автор. Выделять запятыми следует только те обстоятельства, что относятся к категориям времени, места и образа действия. Все остальные категории (меры, степени, причины, цели и т.д.) выделять не нужно.

Предложения с однородными обособленными и уточняющими членами требуют знания определённых правил, чтобы правильно расставить знаки препинания. Если уточняющий элемент располагается в конце предложения, нужно перед ним поставить одну запятую. В тех случаях, когда он стоит посередине предложения, нужно обособить его с двух сторон запятыми. Уточняющий член не может стоять в начале предложения, этого ему не позволяет выполняемая функция.

Уточняющие обстоятельства часто состоят в конструкциях со словом «то есть»:

  • Мы раньше, то есть до переселения в Испанию, никогда не думали о том, что идеалы народов могут быть такими разными;
  • Он весь день просидел в укрытии, то есть у Марфы Ивановны, забившись в угол и надеясь, что здесь до него не доберутся.

Нередко уточняющие члены предложения стоят вместе с поясняющими словами «по имени», «по прозвищу», «или»:

  • Цветковые почки, или генеративные, могут помешать размножению растения делением, что является большим неудобством для садоводов.
  • Товарищ этот, по имени Иван Северин, никогда не появлялся в институте в мятой рубашке.

Для уточняющих конструкций характерны и другие слова, вносящие усиление или добавочное значение, ими могут быть: «например», «особенно», «даже» и т.д.:

  • Никогда, даже в пору крайней нужды, он не позволял себе брать денег в долг;
  • Эта беспричинная тоска с каждым днём нарастала, особенно во время одиноких вечеров, тогда я острее всего осознавал неконтролируемость своей судьбы.

Примечание. Уточняющие приложение, имеющее при себе союз «как» нужно обособлять запятыми только тогда, когда оно имеет смысл причинности:

  • Ему, как жителю севера, нелегко было приспособиться к палящему сочинскому солнцу.

В тех же случаях, когда союз «как» имеет значение «в роли», уточняющий член выделять не нужно:

  • Она сто лет знала Павла как безнадёжного романтика и даже подумать не могла, что он способен на такой жестокий поступок.

Запомни!

Пополнять справочник сайта могут только Преподаватели

Читайте также:
Простое глагольное сказуемое ℹ определение, виды и формы, правило составления, отличия от составного, примеры предложений, таблица

Знаки препинания при обособленных членах предложения

Обособленные члены предложения в устной речи выделяются интонацией, а в письменной – запятыми с обеих сторон.

Выделение обособленных дополнений

Обособленные дополнения обычно выделяются запятыми с обеих сторон, но встречаются случаи отсутствия знаков при таких конструкциях. Напомним, что обособленные дополнения вводятся в предложение с помощью слов кроме, исключая, включая, не считая, вместо, наряду, помимо, сверх, в отличие от, за исключением.

Все засмеялись, кроме Саши.

Выделение обособленных обстоятельств

Знаки при уточняющих обстоятельствах

Запятыми с обеих сторон выделяются уточняющие обстоятельства

Уточняющие обстоятельства места, времени, образа действия обособляются, если они стоят после уточняемых.

Сложность применения этого правила состоит в том, что отличить уточняющее от уточняемого слова не всегда легко, для этого надо знать, что именно хотел сказать автор.

Книга лежит в углу, на полке. Понятие угол (если говорить о соотнесении части и целого) шире понятия полка: вероятно, это угол комнаты, в котором находится полка. Обстоятельство на полке в данном контексте уточняющее и выделяется запятой.

Книга лежит в углу на полке. Понятие угол уже понятия полка: вероятно, это закрытая полка, имеющая углы, и книга лежит в углу полки, а не в углу комнаты. Здесь уточняющим обстоятельством будет слово в углу, но оно стоит перед уточняемым на полке и поэтому не обособляется.

Встретимся во вторник, в пятнадцать часов. Адресат ничего не знал о времени встречи, поэтому он сначала узнает о дне встречи, а потом уточняется время внутри этого дня. В этом случае уточняющим обстоятельством будет в пятнадцать часов, оно обособляется, потому что стоит после уточняемого. Сравни: Встретимся в пятнадцать часов во вторник. Если смысл предложения не менялся, а уточняемое и уточняющее обстоятельства поменялись местами, то ничего не обособляется, так как уточняющее оказывается впереди уточняемого. Иначе будет обстоять дело, если в предложение вложен другой смысл. Встретимся в пятнадцать часов, во вторник. Адресат знает, что встречи всегда происходят в пятнадцать часов, он должен уточнить, в какой из дней его пригласят. В этом случае уточняющим обстоятельством будет во вторник, оно обособляется, потому что стоит после уточняемого.

Поскольку расстановка знаков при уточняющих обстоятельствах сильно зависит от смысла, который хотел передать автор, при диктовке такие обстоятельства обязательно выделяются интонацией.

Знаки при конструкциях с деепричастиями

Запятыми с обеих сторон выделяются деепричастные конструкции (обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями или деепричастными оборотами).

Деепричастные конструкции выделяются независимо от их места в предложении.

Знаки при однородных деепричастных конструкциях ставятся так же, как и при других однородных членах. Для того чтобы определить, являются ли деепричастия однородными, внимательно посмотрите, к одному ли сказуемому они относятся. Обратите внимание на расстановку знаков: Распугивая воробьев и насвистывая , мальчик шел по улице (союз и соединяет однородные деепричастные конструкции, относящиеся к сказуемому шел). Мальчик шел по улице, распугивая воробьев , и, насвистывая , сочинял мелодию. (союз и соединяет однородные сказуемые шел и сочинял, к каждому из которых относятся деепричастные конструкции, сами деепричастные конструкции однородными не являются).

Читайте также:
Паронимы - определение, значение слов, классификация

Цветом выделены разные группы сказуемых

Деепричастные обороты и деепричастия не обособляются в следующих случаях:

– если по смыслу деепричастие близко к наречию. Он сидел сгорбившись.;

– если деепричастие является частью устойчивого оборота. Работать спустя рукава.

Не путайте с деепричастиями образованные от них наречия: стоя, сидя, лежа, молча, нехотя, не глядя, не спеша, играючи, припеваючи, крадучись и др. Эти слова являются деепричастиями, если они образуют деепричастный оборот. Ехать пришлось лежа. Лежа на берегу моря, можно мечтать.

Знаки при обстоятельствах уступки, причины, цели, условия

Запятыми выделяются обстоятельства уступки, причины, цели, условия, начинающиеся словами: несмотря на, невзирая на, вопреки, благодаря, согласно, вследствие, ввиду, по причине, по случаю, в силу, с согласия, за неимением, ради, во избежание, при условии, в случае, при наличии, при отсутствии и др.

Выделение обособленных определений

Согласованные определения обособляются с обеих сторон в следующих случаях:

Зависимые слова после определяемого слова

Причастие или прилагательное имеют зависимые слова и стоят после определяемого слова. Маша(Х) (какая?), уставшая после работы , шла домой. Сравни: Уставшая после работы Маша(Х) (какая?) шла домой.

В школьном курсе этот случай изучается как причастный оборот, но правило едино как для причастия, так и для прилагательного с зависимыми словами. Нет понятия “прилагательный оборот”, но оборот такой есть. И выделяется запятыми так же, как и причастный.

Однородные определения после определяемого слова

Однородные определения стоят после определяемого слова. Маша(Х),(1) уставшая ,(2) невыспавшаяся ,(3) шла домой. Запятые 1 и 3 выделяют конструкцию, запятая 2 разделяет однородные предложения. Уставшая , не выспавшаяся Маша(Х) (какая?) шла домой. Конструкция перед определяемым словом не выделена

Определяемое слово – личное местоимение

Причастие или прилагательные относятся к личному местоимению (не важно, распространены они или нет,не важно, с какой стороны от определяемого слова находятся). Уставшая, невыспавшаяся , она(Х) (какая?) шла домой . Она(Х) (какая?), уставшая , невыспавшаяся , шла домой.

Разрыв определения и определяемого слова

Определение не стоит рядом с зависимым словом, отделено от него другими членами предложениями. Маша(Х) (какая?) шла домой, уставшая .

Дополнительное значение определения

Определение имеет дополнительное значение причины или условия (можно заменить оборотом с будучи), в этом случае место определения и его распространенность не имеют значения. Уставшая , не выспавшаяся , Маша(Х) (какая?) шла домой (при каком условии? или почему?). Уставшая после работы , Маша(Х) (какая?) шла домой (при каком условии? или почему?). Определения в данном случае отвечают не только на вопрос, исходящий от подлежащего, но одновременно отвечают на вопрос сказуемого: почему шла домой? – потому что устала и никуда больше идти не могла. В этом случае наличие или отсутствие знака, как правило, зависит от интонации! В примере знаки стоят с учётом интонации обособления.

Уточняющее определение

Шторы были желтые, лимонные.

Узнать больше и научиться ставить знаки препинания вы сможете при помощи курса Синтаксис и пунктуация.

На какие вопросы отвечает неопределенная форма глагола: правило

Неопределенные глаголы являются основой для создания различных форм чисел, лиц и времен. Их используют для проверки правописания, а также для расширения структуры и смысла предложения.

Читайте также:
Определительные местоимения - определение, значение и признаки

У всех глагольных лексем существует начальная или неопределенная словоформа, указывающая на действие или состояние, без привязки ко времени и указания на отношение к объекту. Начальная форма глагола – это та которая не наделена признаками морфологии, ее еще называют инфинитивом….

Неопределенные глаголы используются в словарях. Что такое инфинитив? Особенности заключаются в следующем:

  1. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы «что делать?» и «что сделать?».
  2. Наделены грамматическими признаками вида (совершенный либо несовершенный).
  3. Бывает возвратным и невозвратным.
  4. Сохраняется переходность/непереходность.
  5. При формообразовании используются суффиксы неопределенной формы глагола –ть, -ти, -чь. У некоторых глаголов это –сть, -сти.

Важно! Любую глагольную словоформу можно поставить в начальную с помощью вопроса «что делать?» или «что сделать?».

Неопределенными такие словоформы называют потому, что невозможно определить их основные грамматические признаки: время, лицо, наклонение, род и число, чем они и отличаются от остальных.

Неопределенная форма глагола: признаки

  1. Признаки неопределенной формы глагола
  2. Как использовать неопределенную форму глагола
  3. Что такое возвратный или невозвратный глагол
  4. Признаки переходного и непереходного инфинитива
  5. Совершенный и несовершенный виды
  6. Роль инфинитива в структуре предложения

Признаки неопределенной формы глагола

Основными признаками считаются окончания глаголов на -ти, -ть и -чь. Определить это помогут вопросы «что делать?» и «что сделать?».

Инфинитив заканчивается на суффикс –ти, если ему предшествует согласный звук: прийти, ползти, трясти. Суффикс –ть используется после гласных: писать, летать, стрелять, тянуть.

В некоторых словах, заканчивающихся на –чь, в начальной форме отсутствует окончание, а –чь входит в структуру корня. Например, привлечь, запечь, беречь, толочь.

Как использовать неопределенную форму глагола

Инфинитив необходим для образования прочих глагольных форм и проверки правописания.

Часто окончания глаголов в личных словоформах являются безударными, что вызывает сомнения в их написании. Чтобы проверить правописание, нужно знать, как поставить глагол в неопределенную форму.

  • Строишь – Что делать? строить. Значит, правильно писать окончание -ишь.
  • Клеит, клеил – Что делать? клеить. Правильное написание -ит и -ил.
  • Ненавидела – Что делать? ненавидеть. Правильно писать гласную -е.

Безударный суффикс в инфинитиве указывает на его написание в прошедшем времени, в деепричастной и причастной форме.

Клеить – клеил – клеивший – поклеив – поклеивши.

Что такое возвратный или невозвратный глагол

Иногда за словообразующим суффиксом –ть, -ти, -чь используется дополнительный постфикс –ся или –сь. Например, молиться, беречься, проситься, укрываться.

Постфикс позволяет определить возвратную и невозвратную форму.

Правило поясняет, что словоформы с -ся (-сь) считаются возвратными и означают действие кого-то или чего-то направленное на себя, контакт или положение объекта. Например, опрокидываться, портиться, снаряжаться, пробираться.

Невозвратными инфинитивами выражается действие к кому-либо, чему-либо. Например, наматывать, подслушивать, гладить.

Возвратный глагол

Признаки переходного и непереходного инфинитива

Переходность в неопределенной форме позволяет выявить дополнительное слово, указывающее на объект или явление, участвующее в действии.

В качестве добавочного слова используется:

  • Существительное либо местоимение, используемое в винительном падеже и без предлога. Например, надевать пальто, готовить обед.
  • Существительное (винительный или родительный падеж), выражающее отношение или долю чего-то и используемое без предлога. Например, наливать чай, ждать гостей.
  • В отрицательном изъявлении с инфинитивом используется существительное или местоимение в родительном падеже. Например, не иметь шансов, не ранить ее.
Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 4 класса 4 четверти

Дополнительные слова придают инфинитиву смысл, а без них суть происходящего теряется. Некоторая часть действия передается объектам или обстоятельствам, они приобретают четкую смысловую нагрузку.

У непереходного инфинитива действие обозначает одно слово.

Совершенный и несовершенный виды

Глагольные слова классифицируются на совершенные и несовершенные.

Несовершенные характеризуют действие, длящееся без конкретной временной привязки. Эти действия можно назвать вечными, в предложении нет указаний на их законченность либо незаконченность. К ним подходит вопрос «Что делать?».

  • Я собираюсь ехать в путешествие.
  • Фонари на улицах стали гаснуть.

Совершенные инфинитивы указывают на состоявшееся действие либо на то, что обязательно произойдет. Результат уже можно наблюдать или он еще ожидается. Используется вопрос «Что сделать?».

  • После открывания консервной банки содержимое необходимо переложить.
  • Ты получил указания что доложить?

Известна незначительная часть двойственных инфинитивов. Они применяются в обоих видах в одной словоформе. Их определяют по смыслу. К двойственным глаголам в инфинитиве можно поставить стандартный вопрос.

  • Завтра следует убрать всю территорию. – «Что сделать?».
  • Убрать мусор на своем столе и в комнате. – «Что делать?».
  • Необходимо исследовать город. – «Что делать?».
  • Им предстояло на рассвете исследовать город. – «Что сделать?»

Совершенный и несовершенный вид

Роль инфинитива в структуре предложения

Неопределенные глаголы в структуре предложений выступают как сказуемые и в сочетании с подлежащими формируют грамматическое ядро. Инфинитив выполняет любую функцию и выступает разными членами предложения.

Важно! Инфинитив синтаксически способен быть подлежащим, частью сказуемого, дополнением, определением, обстоятельством намерений.

  • Испытывать раздражение к ближнему иногда приходится очень часто. Глагол «испытывать» является подлежащим.
  • Она чувствовала желание вернуться. «Вернуться» выступает в роли определения
  • Он решил уехать навсегда. Здесь «уехать» служит дополнением «Что решил?».

Неопределённая форма глагола часто используется в предложениях, поэтому важно знать, как определить форму глагола, каковы их отличительные признаки и как их образовать.

Уроки русского Неопределенная форма глагола

Инфинитив в русском языке

Инфинитив — это неопре­де­лен­ная фор­ма гла­го­ла, кото­рая явля­ет­ся началь­ной фор­мой слов этой части речи.

Лингвистический тер­мин «инфи­ни­тив» име­ет латин­ское про­ис­хож­де­ние. Латинское сло­во infinitivus (modus) бук­валь­но зна­чит «неопре­де­лен­ный».

В рус­ском язы­ке этим грам­ма­ти­че­ским тер­ми­ном назы­ва­ет­ся неопре­де­лен­ная фор­ма гла­го­ла, кото­рая отве­ча­ет на вопросы:

  • что делать? плавать;
  • что сде­лать? переплыть.

Среди мно­же­ства гла­голь­ных форм инфи­ни­тив мож­но узнать по спе­ци­фич­ным окон­ча­ни­ям (суф­фик­сам) -ть, -ти, напри­мер:

  • (что делать?) петь, читать, рисо­вать, кра­сить, нести;
  • (что сде­лать?) спеть, про­чи­тать, нари­со­вать, покра­сить, принести.

Окончание -ть пишет­ся после любой глас­ной осно­вы инфинитива:

  • сочет а ть
  • тон у ть
  • пол о ть
  • пил и ть
  • ум ы ть
  • выздо­ров е ть
  • се я ть .

Окончание -ти, как пра­ви­ло, име­ют инфи­ни­ти­вы, осно­ва кото­рых закан­чи­ва­ет­ся согласным:

  • вез ти
  • вой ти
  • полз ти
  • нес ти
  • плес ти
  • пас ти
  • тряс ти
  • рас ти .

Отметим ряд гла­го­лов с конеч­ным -чь, кото­рое явля­ет­ся в их мор­фем­ном соста­ве при­над­леж­но­стью кор­ня, а не окон­ча­ни­ем, например:

  • пред осте­речь
  • при беречь
  • от влечь
  • за сечь
  • стричь
  • с жечь
  • печь (пиро­ги).

Грамматические признаки инфинитива

Инфинитив, обо­зна­чая обоб­щен­ное дей­ствие, име­ет толь­ко посто­ян­ные гла­голь­ные признаки:

  1. вид совер­шен­ный или несо­вер­шен­ный;
  2. переходность/непереходность;
  3. возвратность/невозвратность;
  4. спря­же­ние.
Читайте также:
Что пишется в скобках - разбор правил пунктуации
ИНФИНИТИВ
Есть мор­фо­ло­ги­че­ские признаки Примеры Нет грам­ма­ти­че­ских значений
Вид бро­сить – бросать лица
Переходность – непереходность беречь (что?) книги
любить (кого?) собак
гулять (в чём?) в парке
спе­шить (на что?) на встречу
чис­ла
Возвратность – невозвратность убе­дить – убедиться вре­ме­ни
Спряжение рода
накло­не­ния

Понаблюдаем:

Я и рань­ше ходил в лес гулять (В. Солоухин).

(Что делать?) гулять — гла­гол; обо­зна­ча­ет действие;

  • неопре­де­лен­ная форма;
  • несо­вер­шен­ный вид;
  • непе­ре­ход­ный;
  • невоз­врат­ный;
  • I спря­же­ние.
  • Синтаксическая роль — обсто­я­тель­ство цели.

Рахманинов задум­чи­во пере­би­рал кисти сире­ни. Он хотел понять, поче­му его так тро­ну­ла и стран­но взвол­но­ва­ла эта встре­ча (Ю. Нагибин).

(Что сде­лать?) понять — гла­гол, обо­зна­ча­ет состояние;

  • неопре­де­лен­ная форма;
  • совер­шен­ный вид;
  • пере­ход­ный;
  • невоз­врат­ный;
  • I спря­же­ние.
  • Синтаксическая роль — часть состав­но­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го (хотел понять).

Инфинитив и его синтаксическая роль

Синтаксические функ­ции неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла шире и раз­но­об­раз­нее, чем у дру­гих гла­голь­ных форм. Как вид­но из при­ве­дён­ных при­ме­ров мор­фем­ных раз­бо­ров неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­лов, инфи­ни­тив может выпол­нять роль любо­го чле­на пред­ло­же­ния.

Например:

Говорить с ним сей­час об этом не име­ло ника­ко­го смысла.

2. часть сказуемого

Он попро­сил нас (о чём?) повто­рить эту новость еще раз.

4. несо­гла­со­ван­ное определение

Летом труд­но отка­зать­ся от воз­мож­но­сти (какой?) пере­но­че­вать на сеновале.

5. обсто­я­тель­ство цели

Вечером мы вышли на набе­реж­ную (с какой целью?) послу­шать мор­ской прибой.

Инфинитив спо­со­бен управ­лять опре­де­лен­ным паде­жом суще­стви­тель­но­го (место­име­ния), например:

  • достиг­нуть (чего?) достат­ка, берега;
  • асси­сти­ро­вать (кому?) про­фес­со­ру, хирургу;
  • гаран­ти­ро­вать (что?) хоро­шее обслуживание;
  • избрать (кем?) пред­се­да­те­лем, секретарём;
  • бес­по­ко­ить­ся (о ком? о чём?) о сыне, о доче­ри, о здоровье.

Основа инфинитива

В рус­ской мор­фо­ло­гии у гла­го­ла различают:

  • осно­ву насто­я­ще­го времени;
  • осно­ву инфинитива.

Основу неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла полу­чим, не учи­ты­вая окон­ча­ния -ть или -ти:

  • у гла­го­ла «пол­зать» осно­вой инфи­ни­ти­ва явля­ет­ся часть полза-;
  • у гла­го­ла «под­вез­ти» осно­вой явля­ет­ся часть подвез-.

Основа инфи­ни­ти­ва слу­жит фор­мо­об­ра­зу­ю­щим началом:

1. для гла­го­лов про­шед­ше­го времени:

  • пол­за ть — пол­зал, пол­за­ла, пол­за­ло, ползали;
  • под­вез ти — под­вез, под­вез­ла, под­вез­ло, подвезли;

2. для гла­го­лов услов­но­го наклонения:

  • пол­зал бы; пол­за­ла бы, пол­за­ло бы, пол­за­ли бы;
  • под­вез бы, под­вез­ла бы, под­вез­ло бы, под­вез­ли бы;

3. для дей­стви­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го времени:

  • пол­за ть — ползавший;
  • под­вез ти — подвёзший;

4. для стра­да­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го времени:

  • выстра­да ть — выстраданный;
  • рас­сея ть — рассеянный;

5. для дее­при­ча­стий совер­шен­но­го вида:

  • сде­ла ть — сделав;
  • отве­ти ть — ответив.

Видеоурок «Инфинитив — неопределенная форма глагола»

Русский язык. 4 класс

Конспект урока

КОНСПЕКТ УРОКА

Русский язык, 4 класс

Урок № 58. Неопределённая форма глагола.

Вопросы, рассматриваемые на уроке

  • вопросы, по которым можно определить глагол.
  • находить глаголы в неопределённой форме по вопросам;
  • оценивать результаты своей деятельности.

Глагол – часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? В предложении глагол обычно является сказуемым.

Неопределённая форма глагола – форма, в которой нельзя определить число, лицо, род. Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Является начальной формой глагола. Неопределённая форма глагола чаще всего оканчивается на -ть или -ти: рисовать, лепить, нести, идти. Есть также глаголы, которые оканчиваются на -чь: стеречь, прилечь.

  • Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. —М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Уроки русского. Неопределённая форма глагола.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Глагол – изменяемая часть речи. У всех изменяемых частей речи есть начальная форма. Начальная форма есть и у глагола. Она отвечает на один из двух вопросов: что делать? или что сделать? Особенность начальной формы глаголов в том, что по ней нельзя определить ни время, ни род, ни лицо. Поэтому её называют неопределённой формой глагола.

Обратите внимание, что глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?, являются разными словами, даже если они однокоренные:

что сделать?

Очень важно при поиске неопределённой формы глагола, при изменении глагола по лицам и числам не заменять один глагол другим. Вот почему надо следить за приставкой с- в вопросе глагола

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля

что сделать?

Падать, упасть, склеить, клеить, рассказывать, рассказать, сбежать, бежать, зацвести, цвести, прилететь, лететь.

Проверьте себя по эталону:

что сделать?

Ольга Николаевна стала объяснять нам, что, для того чтобы успешно учиться, надо правильно распределять свой день. Надо пораньше ложиться спать и пораньше вставать. Утром делать зарядку, почаще бывать на свежем воздухе. Уроки нужно делать не сейчас же после школы, а сначала часа полтора-два отдохнуть. Уроки обязательно делать днём. Поздно вечером заниматься вредно. Сначала надо делать уроки, которые потрудней, а потом те, что полегче.

Проверьте себя по эталону:

Ольга Николаевна стала объяснять нам, что, для того чтобы успешно учиться, надо правильно распределять свой день. Надо пораньше ложиться спать и пораньше вставать. Утром делать зарядку, почаще бывать на свежем воздухе. Уроки нужно делать не сейчас же после школы, а сначала часа полтора-два отдохнуть. Уроки обязательно делать днём. Поздно вечером заниматься вредно. Сначала надо делать уроки, которые потрудней, а потом те, что полегче.

  1. Образуйте от имён существительных однокоренные глаголы в неопределённой форме, которые отвечают на вопрос что делать? Запишите их.

Ходьба – ________________, скука – ________________, жизнь – ________________, победа – ________________, лечение – ________________, жалость – ________________, любовь – ________________, горе – ________________, покупка – ________________, молчание – ________________.

Проверьте себя по эталону:

Ходьба – ходить, скука – скучать, жизнь – жить, победа – побеждать, лечение – лечить, жалость – жалеть, любовь – любить, горе – горевать, покупка – покупать, молчание – молчать.

Примеры и разбор заданий контрольного модуля

1. Прочитайте стихотворение. Сколько в нём глаголов в неопределённой форме?

Коли спорить, так уж смело.

Коль карать, так уж за дело.

Коль простить, так всей душой.

Коли пир, так пир горой.

В этом стихотворении …

А) 2 глагола в неопределённой форме;

Б) 3 глагола в неопределённой форме;

В) 4 глагола в неопределённой форме.

2. Отметьте предложение, в котором все глаголы в неопределённой форме.

А) Ребята принялись разглядывать друг друга и рассказывать, кто как провёл лето. (Н. Носов)

Б) Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы. (А. Пушкин)

В) Уметь говорить – хорошо, уметь слушать – ещё лучше. (Пословица)

3. Отметьте строку, в которой неверно указан глагол неопределённой формы.

А) вставал – вставать;

Б) решаем – решить;

В) полежите – полежать.

Проверьте себя по эталону:

Три правильных ответа – «Отличный результат!»

Два правильных ответа – «Хороший результат!»

Один правильный ответ – «Потренируйтесь ещё!»

  1. Задайте вопросы к глаголам в неопределённой форме.

Глаза у вальдшнепа размещены далеко друг от друга, можно (______________) сказать, на затылке. Поэтому ему не надо (________________) поворачивать голову, чтобы (________________) увидеть всё, что происходит вокруг него.

Проверьте себя по эталону:

Глаза у вальдшнепа размещены далеко друг от друга, можно (что сделать?) сказать, на затылке. Поэтому ему не надо (что делать?) поворачивать голову, чтобы (что сделать?) увидеть всё, что происходит вокруг него.

Подборка правил: глагол

Подборка правил: глагол (определение, признаки, неопределенная форма глагола, вид, спряжение, переходные и не переходные глаголы, возвратность глагола, наклонение, время, орфограммы, морфологический разбор).

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и другие (идти, брать, хвалить, сделать).

Признаки

1. Постоянные:

  • вид (совершенный/несовершенный);
  • спряжение I или II;
  • переходность (переходный/непереходный);
  • возвратность (глаголы, которые без -СЯ не употребляются).

2. Непостоянные

  • наклонение (изъявительное, условное, повелительное);
  • число (единственное(иду, шёл, пойду), множественное (идём, шли, пойдём);
  • время (прошедшее, настоящее, будущее);
  • род (мужской, женский, средний);
  • лицо (первое, второе, третье);
  • возвратность (глаголы, имеющие возвратные и невозвратные формы).

Неопределённая форма глагола

Неопределённая форма – это начальная форма глагола.

Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? что сделать?, оканчиваются на -ТИ, -ТЬ или -ЧЬ, не имеют признаков времени, числа, лица и рода (идти, печь, стричь).

Вид глагола

В русском языке глаголы могут быть двух видов: совершенного и несовершенного.

  • совершенный вид — глаголы отвечают на вопрос что сделать? и обозначают уже совершённое действие или действие в начальной стадии исполнения (решить, прочесть, спеть, запеть);
  • несовершенный вид — глаголы отвечают на вопрос что делать? (решать, читать, петь, запевать).

ЗАПОМНИ!

  • Только несовершенный вид:заискивать, перекликаться, перестреливаться, поглядывать, подсвистывать, подсевать, покашливать, приговаривать, принадлежать, разгуливать, сожалеть.
  • Только совершенный вид: грянуть, допроситься, загреметь, зашагать, отшуметь, очутиться, перепортить, побежать, полежать, полить, помечтать, понадобиться, попридержать, пораздумать, посидеть, хлынуть.

Спряжение глаголов

Глаголы могут спрягаться, то есть изменяться по лицам и числам.

Выделяют 2 спряжения глагола:

I спряжение — глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ЕТЬ, -АТЬ, -ОТЬ, -УТЬ, -ЯТЬ, -ЫТЬ; в 3-м лице мн. ч. оканчиваются на -УТ, -ЮТ (петь, прятать, колоть, тянуть, веять, мыть);

II спряжение — глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ИТЬ; в 3-м лице мн. ч. оканчиваются на -АТ, -ЯТ (возить, пилить, тратить).

ИСКЛЮЧЕНИЯ!

  • Эти глаголы относятся к I спряжению: брить, стелить, зиждиться, зыбить.
  • Эти глаголы относятся ко II спряжению: гнать, дышать, держать, зависеть, слышать, видеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть, смотреть.

Способ определения спряжения глагола

  • Если личное окончание ударное , то определяем по личному окончанию:
    1. Если -У/-Ю, -ЁШЬ, -ЁТ, -ЁМ, -ЁТЕ, -УТ/-ЮТ, то это I спряжение.
    2. Если -У/-Ю, -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ/-ЯТ, то это II спряжение.
  • Если личное окончание безударное , то определяем по неопределённой форме
    1. Если неопределённая форма оканчивается на -ИТЬ (кроме брить, стелить), если это один из 7 глаголов на -ЕТЬ (смотреть, видеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть), если это один из 4 глаголов на-АТЬ (слышать, гнать, дышать, держать), то это II спряжение.
    2. Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.

ЗАПОМНИ!

Глаголы хотеть, бежать относятся к разноспрягаемым.

Переходные и непереходные глаголы

Глаголы в русском языке бывают переходные и непереходные.

  • Переходные — обозначают действие, которое переходит на какой-либо предмет, обозначаемый существительным, в винительном падеже без предлога (если действие переходит на часть предмета, винительный падеж заменяется родительным) — провожать сестру, рубить берёзу, читать книгу, шить костюм, выпить молока.
  • Непереходные — обозначают действие, которое не переходит на другие предметы (глаголы с суффиксом -СЯ – непереходные) — гулять в саду, спешить на поезд, заниматься спортом, купаться в море.

Возвратные глаголы

Возвратные глаголы – это непереходные глаголы с суффиксом -СЯ.

Многие глаголы в русском языке имеют возвратные и невозвратные формы: мыть(ся), драть(ся), валять(ся), умывать(ся), стучать(ся), гнуть(ся).

Некоторые глаголы без -СЯ не употребляются: смеяться, надеяться, стараться, бояться, гордиться, сомневаться.

Наклонение глагола

В русском языке различаются три наклонения глагола: изъявительное, сослагательное (условное) и повелительное.

  • изъявительное наклонение — обозначает действие, которое происходило, происходит или произойдёт (спал, сплю, буду спать).
  • сослагательное (условное) наклонение — обозначает действие желаемое или возможное, образуется с помощью формы прошедшего времени глагола и частицы БЫ (я написал бы, вы пришли бы).
  • повелительное — обозначает побуждение к действию, приказ, просьбу (принесите, стойте, встань).

Время глагола

Глаголы изменяются по временам (только в изъявительном наклонении). Выделяют настоящее, прошедшее и будущее (простое и сложное) времена глагола.

  • Прошедшее время относится к действиям, которые к моменту речи уже завершились. Отвечают на вопросы: что делал? что делала? что делало? что делали?

Изменяются по родам и числам: Я / он шёл. (м. р., ед. ч.); Ты / она шла. (ж. р., ед. ч.); Оно шло. (ср. р., ед. ч.); Мы / вы / они шли. (мн. ч.).

  • Настоящее время относится к действиям, которые происходят в момент речи. Отвечают на вопросы: что делаю? что делаешь? что делает? что делаем? что делаете? что делают?

Изменяются по лицам и числам: (Я иду. (1 л., ед. ч.); Ты идёшь. (2 л., ед. ч.); Он / она идёт. (3 л., ед. ч.); Мы идём. (1 л., мн. ч.); Вы идёте. (2 л., мн. ч.); Они идут. (3 л., мн. ч.)).

  • Будущее время относится к действиям, которые произойдут в будущем. Отвечают на вопросы: что сделаю? что сделаешь? что сделает? что сделаем?что сделаете? что сделают?

Изменяются по лицам и числам: (Я пойду. (1 л., ед. ч.); Ты пойдёшь. (2 л., ед. ч.); Он / она / оно пойдёт. (3 л., ед. ч.); Мы пойдём. (1 л., мн. ч.); Вы пойдёте. (2 л., мн. ч.); Они пойдут. (3 л., мн. ч.)).

Формы будущего времени

  • простая (от глаголов совершенного вида: увижу, увидишь, увидит, увидим, увидите, увидят).
  • сложная (от глаголов несовершенного вида: буду читать, будешь читать, будет читать, будем читать, будете читать, будут читать).

Правописание НЕ с глаголами

ЗАПОМНИ!

НЕ с глаголами всегда пишется раздельно (Не спать! Он не боялся идти в лес.).

ЗАПОМНИ!

Глаголы, которые без НЕ не употребляются: негодовать, недоумевать, ненавидеть, несдобровать, нездоровиться.

Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ

ЗАПОМНИ!

Чтобы узнать, пишется у глагола -ТСЯ или -ТЬСЯ, нужно поставить вопрос. При вопросах что делать?/что сделать? пишется -ТЬСЯ, а при вопросах что делает?/что сделает? пишется -ТСЯ.

  • Что делать?купаться, смеяться, возиться, лениться, учиться.
  • Что делает?купается, смеётся, возится, ленится, учится.

Неопределенная форма глагола

О чем эта статья:

Понятие глагола

Глагол в русском языке — часть речи, которая обозначает действие или состояние и выражает это при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.

Глаголы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? что делал? что сделал? что делают? что будет делать?

Примеры глаголов:

что делает? поет;

что сделал? спел;

что будет делать? споет.

Шесть форм глаголов:

Понятие неопределенной формы глагола

Неопределенная форма глагола — это неизменяемая форма, у которой нельзя определить категории времени, лица, числа и рода. Она только называет глагольное действие.

Правило русского языка объясняет неопределенную форму глагола так: данная форма называет действие, процесс или состояние независимо от того, когда, кем и как это действие, процесс или состояние осуществляются.

Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы: что делать? что сделать?

Примеры глаголов в неопределенной форме:

что делать? играть, читать ;

что сделать? поиграть, почитать .

Рассмотрим еще один пример: слово «страдать» — это начальная форма глагола, действие звучит как «страдание», но кто и когда страдал по инфинитиву понять невозможно.

Глаголы в неопределенной форме имеют суффиксы:

-ть, если перед ним в слове стоит гласный звук, который также является суффиксом ( стоять, молчать, хотеть, скакать );

-ти, если перед ним в слове стоит согласный звук, который является частью корня ( пойти, нести, везти, ползти ).

Неопределённая форма глагола часто употребляется вместе со словами: нужно, можно, нельзя . Например: нужно сделать, можно бегать, нельзя хулиганить.

В предложении глаголы в форме инфинитива могут быть частью составного сказуемого, сказуемым, подлежащим, в редких случаях определением, дополнением или обстоятельством.

Основа инфинитива

В рус­ской мор­фо­ло­гии у гла­го­ла раз­ли­ча­ют:

осно­ву насто­я­ще­го вре­ме­ни;

Основа инфи­ни­ти­ва слу­жит фор­мо­об­ра­зу­ю­щим нача­лом:

Для гла­го­лов про­шед­ше­го вре­ме­ни:

пол­зать — пол­зал, пол­за­ла, пол­за­ло, пол­за­ли;

под­везти — под­вез, под­вез­ла, под­вез­ло, под­вез­ли;

Для гла­го­лов услов­но­го накло­не­ния:

пол­зал бы, пол­за­ла бы, пол­за­ло бы, пол­за­ли бы;

под­вез бы, под­вез­ла бы, под­вез­ло бы, под­вез­ли бы;

Для дей­стви­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни:

Для стра­да­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни:

Для дее­при­ча­стий совер­шен­но­го вида:

Образование инфинитива

Чтобы определить инфинитив, нужно обратить внимание на суффиксы глаголов в неопределенной форме.

Неопределенная форма глагола образуется от основы глагола, от которой также образуются личные формы при помощи суффиксов:

-ть, -сть (бороться, спать);

-ти, -сти (прийти, зайти);

-чь (стричь, достичь) — этот суффикс объединяет часть глагольной основы, которая оканчивается на «к/г» (выражается в чередующейся «ч») плюс нулевой суффикс инфинитива (выражается мягким знаком).

Некоторые глаголы, корень которых заканчивается на -чь, не имеют этого окончания.

беречь — корень/нулевое окончание;

пренебречь — корень/нулевое окончание;

привлечь — приставка/корень/нулевое окончание;

запечься — приставка/корень/нулевое окончание/постфикс.

Грамматические признаки инфинитива

Инфинитив — неизменяемая, неспрягаемая форма глагола. Ее нельзя спрягать, представлять в другом времени или лице.

У инфинитивов есть только постоянные глагольные признаки, а именно:

Вид — совершенный, несовершенный;

Инфинитив несовершенного вида выражает действия, которые продолжаются во времени, и не имеют конкретной привязки. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?»: готовить, отдавать.

Инфинитивы совершенного вида говорят о том, что действие уже совершено или будет совершено, о том, что результат уже есть или еще будет. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?»: переписать, помыть.

Возвратность — возвратные, невозвратные.

Возвратные глаголы неопределенной формы отличаются от невозвратных наличием постфиксов:

-ся-, если корень слова оканчивается на согласный: мыл — умылся;

-сь-, если корень слова оканчивается на гласный: сложить — сложилось.

Переходность — переходные, непереходные.

Переходные глаголы могут сочетаться с существительным, местоимением в винительном падеже без предлога. Они передают действие на объект.

После переходного глагола можно поставить вопрос «что?» или «кого?»:

читать (что?) статью;

качать (кого?) ребенка.

Непереходные не передают действие и после них неуместны вопросы «что?», «кого?»: веселиться, летать.

Все возвратные глаголы непереходные: решиться, беречься.

Спряжение — 1 спряжение (делать, смешать) и 2 спряжение (любить, чертить).

Окончания глаголов неопределенной формы, которые относятся к первой группе: -е, -ю (кроме глаголов исключений). Формы этих глаголов имеют окончания: -у и -ю, -ешь и -ёшь, -ет и -ёт, -ем и -ём, -ете и -ёте.

Окончания глаголов неопределенной формы, которые относятся ко второй группе: -и, -я (кроме глаголов исключений). При спряжении формы этих глаголов имеют окончания: -у и -ю, -ишь, -ит, -им, -ите, -ат и -ят.

Также инфинитиву соответствует словоизменительный признак залога:

Бабушка решила приготовить пирог.

Пирог должен скоро приготовиться.

Как мы уже поняли, у инфинитивов есть только постоянные морфологические признаки. Для удобства отразим их в таблице.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: