Варвара и Катерина ℹ сравнительная характеристика героинь пьесы А.Н. Островского “Гроза”, отношения с близкими, сходство и отличия в образах

Катерина и Варвара в «Грозе»: сравнительная характеристика

Для того чтобы ярче описать все достоинства главного героя, авторы применяют метод, основанный на контрасте. Что это значит? Изображается два или несколько противоположных персонажа. При сопоставлении становится ясно, чья позиция читателю ближе. Этот способ применяет Островский в своём произведении «Гроза». Сравнительную характеристику Катерины и Варвары, двух героинь пьесы, полезно провести, чтобы найти новые грани каждого образа (не с первого раза заметные при чтении).

  1. Описание образов
  2. Сходства и различия
  3. Лучший персонаж

Описание образов

Прежде чем перейти к непосредственному сравнению, важно кратко вспомнить каждый из образов. Возможно, именно они объяснят, почему Варвара не может понять страданий Катерины.

Так, Катерина представлена автором как девушка с приятной, даже красивой, внешностью. До брака с Тихоном, когда она жила в родительском доме, она светилась от счастья, радовалась жизни и находила увлечение в цветах.

Но после свадьбы заметно потухла жизненная радость и пропал душевный покой. Отношения со свекровью не заладились. На её мысли и чувства никто не обращал внимания.

Хотя Варвару относят к второстепенным героям, но её роль в пьесе немаловажна. Она всё время находится рядом с Катериной. Но все ли её жизненные убеждения похожи с главной героиней? Варя — дочь Кабанихи и сестра Тихона. Так как она всю жизнь находится бок о бок со свекровью Кати, то уже научилась приспосабливаться к её характеру и нападкам. На многие слова не обращает внимания, научилась врать, и поступает так, как угодно ей самой.

Дочь Кабанихи — девушка примерно того же возраста, что и Катерина, но с очень хитрым характером. Она-то и устраивает тайные свидания Кати и Бориса. Советует главной героине быть смелее и слушать своё сердце. Но Катерина почему-то с ужасом отвергает предложение Варвары. Для неё такая ситуация кажется неприемлемой.

Сходства и различия

Девушки выступают в пьесе как антиподы друг друга. Но есть в них и общие черты, например:

  • молодость;
  • приятная внешность;
  • стремление к свободе;
  • сильные личности;
  • чувство любви превыше всего.

Несмотря на то что героини относятся к одному слою населения, воспитание их сильно отличается. Отсюда и разные взгляды на окружающий мир и отношения к людям.

Чтобы лучше проанализировать образы, их жизненные позиции собраны в одной таблице:

Катерина Варвара
важное место в жизни занимает религия: близка к природе, восторгается каждому лучу солнца и распустившемуся цветку. деспотическое воспитание привело к приземлённым чувствам. Неважно, что происходит в природном мире
в диалогах с Кабанихой высказывает своё отношение, пытается показать свою личность чаще отмалчивается перед матерью, но высказывает всё за её спиной
не жалеет себя при непонимающем отношении к ней Тихона ругает брата за его слабохарактерность и несмелость перед матерью
стремление к радости в жизни стремление добиться желаемого любой ценой
честность и открытость ложь во спасение себя самой
множественные терзания нет места переживаниям и отчаяниям (что и помогло ей сбежать из дома)

Каковы взаимоотношения между главной героиней и городским окружением? Екатерина для жителей города Калинова ведёт себя странно: ей присуще широкая душа, а у них заложена мелочность. Поэтому калиновцы не могут разделить горе и реагировать иначе на откровенные излияния героини.

Варвара же, наоборот, «своя», «понятная» жительница. Ей легко находится и общаться со своим окружением. Интересно, почему Варвара не поняла Катерину. Ответ прост: разные условия жизни, и взгляды на окружающий мир.

Лучший персонаж

Образы Катерины и Варвары идут рядом друг с другом. Их невозможно рассматривать отдельно друг от друга. Варя выслушивает все переживания Кати (хотя не может разделить большинство ее мыслей во время разговора) и пытается ей помочь так, как она может. Для главной героини становятся невозможными отчуждение и любовное горе, поэтому ее жизнь заканчивается драмой. И трудно сказать, был ли иной нравственный путь в этой судьбе.

Варя берет все в свои руки и сбегает с конторщиком Ваней Кудряшом из дома, где ее унижали. Судьбы складываются у девушек по-разному, но объединяет их следующее:

  1. Желание быть счастливыми.
  2. Жить в спокойствии и душевном равновесии.
  3. Добиться уважения к своей личности.

Кто их них положительный персонаж, решает каждый сам для себя. Ведь так же, как у Кати и Вари, у всех читателей разные взгляды на этот мир и жизненные установки. Свое мнение можно выразить, например, в сочинении.

Катерина и Варвара в «Грозе»: сравнительная характеристика

Для того чтобы ярче описать все достоинства главного героя, авторы применяют метод, основанный на контрасте. Что это значит? Изображается два или несколько противоположных персонажа. При сопоставлении становится ясно, чья позиция читателю ближе. Этот способ применяет Островский в своём произведении «Гроза». Сравнительную характеристику Катерины и Варвары, двух героинь пьесы, полезно провести, чтобы найти новые грани каждого образа (не с первого раза заметные при чтении).

Описание образов

Прежде чем перейти к непосредственному сравнению, важно кратко вспомнить каждый из образов. Возможно, именно они объяснят, почему Варвара не может понять страданий Катерины.

Так, Катерина представлена автором как девушка с приятной, даже красивой, внешностью. До брака с Тихоном, когда она жила в родительском доме, она светилась от счастья, радовалась жизни и находила увлечение в цветах.

Но после свадьбы заметно потухла жизненная радость и пропал душевный покой. Отношения со свекровью не заладились. На её мысли и чувства никто не обращал внимания.

Хотя Варвару относят к второстепенным героям, но её роль в пьесе немаловажна. Она всё время находится рядом с Катериной. Но все ли её жизненные убеждения похожи с главной героиней? Варя — дочь Кабанихи и сестра Тихона. Так как она всю жизнь находится бок о бок со свекровью Кати, то уже научилась приспосабливаться к её характеру и нападкам. На многие слова не обращает внимания, научилась врать, и поступает так, как угодно ей самой.

Дочь Кабанихи — девушка примерно того же возраста, что и Катерина, но с очень хитрым характером. Она-то и устраивает тайные свидания Кати и Бориса. Советует главной героине быть смелее и слушать своё сердце. Но Катерина почему-то с ужасом отвергает предложение Варвары. Для неё такая ситуация кажется неприемлемой.

Какая она — Варвара?

Варя является человеком реалистичным, она прекрасно понимает, что ее судьба зависит только от нее самой. Этим образ Варвары в пьесе «Гроза» существенно отличается от образа мечтательной Екатерины. Варвара понимает, что жизнь, которой живут люди в ее городе, уже не актуальна, поэтому она не боится критиковать слова своей матери. Это подчеркивает ее ум и характер.

Читайте также:
Скрипка и немножко нервно - анализ стихотворения, история, тема

Далее в пьесе перед читателем еще ярче раскрываются такие черты характера Вари, как мышление и проницательность. Она с легкостью догадывается, что замужняя Катерина тоскует по чужому мужчине. И пока та еще не до конца разобралась со своими желаниями, как Варя уже все поняла и начала строить планы.

Варвара достаточно прагматичная девушка. Она понимает, что не нужно ждать от окружающих ни жалости, ни сострадания и уж тем более беспрекословно выполнять чужие распоряжения. Но при этом ей удается не вступать в открытый конфликт с окружающими, создавая видимость приличия.

Сходства и различия

Девушки выступают в пьесе как антиподы друг друга. Но есть в них и общие черты, например:

  • молодость;
  • приятная внешность;
  • стремление к свободе;
  • сильные личности;
  • чувство любви превыше всего.

Несмотря на то что героини относятся к одному слою населения, воспитание их сильно отличается. Отсюда и разные взгляды на окружающий мир и отношения к людям.

Чтобы лучше проанализировать образы, их жизненные позиции собраны в одной таблице:

Катерина Варвара
важное место в жизни занимает религия: близка к природе, восторгается каждому лучу солнца и распустившемуся цветку. деспотическое воспитание привело к приземлённым чувствам. Неважно, что происходит в природном мире
в диалогах с Кабанихой высказывает своё отношение, пытается показать свою личность чаще отмалчивается перед матерью, но высказывает всё за её спиной
не жалеет себя при непонимающем отношении к ней Тихона ругает брата за его слабохарактерность и несмелость перед матерью
стремление к радости в жизни стремление добиться желаемого любой ценой
честность и открытость ложь во спасение себя самой
множественные терзания нет места переживаниям и отчаяниям (что и помогло ей сбежать из дома)

Каковы взаимоотношения между главной героиней и городским окружением? Екатерина для жителей города Калинова ведёт себя странно: ей присуще широкая душа, а у них заложена мелочность. Поэтому калиновцы не могут разделить горе и реагировать иначе на откровенные излияния героини.

Варвара же, наоборот, «своя», «понятная» жительница. Ей легко находится и общаться со своим окружением. Интересно, почему Варвара не поняла Катерину. Ответ прост: разные условия жизни, и взгляды на окружающий мир.

Сочинение на тему варвара и катерина в драме островского гроза

В пьесе А.Н. Островского «Гроза» Катерину можно отнести к первому, а Варвару – ко второму типу. Катерина – натура поэтическая, она чувствует красоту природы. «Встану я, бывало, рано утром, лето, так схожу ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много» – рассказывает Катерина о своем детстве. Она постоянно тянется к красоте, сны ее наполнены чудесами. Катерина часто видит себя в образе птицы, что подчеркивает романтическую возвышенность ее души. Но в доме Кабановых ее не понимают, она постоянно находится в угнетении хозяйки. Катерина мечтает о детях: « Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать – ангелы ведь это». Какая бы любящая мать и жена получилась бы из Катерины в других условиях. Искренняя религиозность Катерины сильно отличается от религиозности Кабанихи и Дикого, для которых религия мрачная сила, подавляющая воля человека. Для Катерины – это поэтический мир сказочных образов: «…До смерти любила я в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда службы кончится», – вспоминает она. Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на фальшь и обман, которыми живут другие жители Калинова. Ее жизнь оказывается невыносимой. Но Катерина – очень сильная натура, и поэтому она ведет борьбу против «темного царства». Катерина не может свыкнуться с жестоким миром диких и кабаньих, она стремиться отстоять свободу своей личности. Образ Катерины сходен с образом, которая течет, как требует ее природное свойство. По словам Добролюбова, в ее поведении проявляется «решительный, цельный русский характер», который «выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибает, но не изменит себе». Совсем другая предстает перед нами Варвара. Она не суеверна, не боится грозы. Варвара не считает обязательным соблюдать обычаи. Она смогла приспособиться к поведению окружающих ее людей. В ней живет надежда, что, выйдя замуж, она сможет вырваться из этого «темного царства». Варвара презирает бесхарактерность брата, бессердечность матери, но и Катерину она не во всем понимает и поддерживает. Варвара – дитя «темного царства». Она отнюдь не согласна с его законами, но ей приходится с этим мириться и приспосабливаться к окружающему миру. Если бы она, как и Катерина, не прожила всю жизнь в «темном царстве», то возможно и Варвара смогла также восстать против него. Но все же она оказалась гораздо слабее Катерины. Именно поэтому сложившиеся вокруг нее внешние обстоятельства сломали ее волю, разрушили ее внутренний мир. Таким образом, Островский с помощью двух образов Катерины и Варвары смог показать в своей пьесе сущность разных типов людей, сравнить их поведение, сравнить их поведение, отношение к жизни, вывести их слабые стороны. Драматург противопоставляет ей девушку, которая является частью провинциального мира, трезво смотрит на жизнь. Ее душа лишена чего-то возвышенного, не так глубока и сложна, как у Катерины. Это Варвара Кабанова. Две героини пьесы различаются между собой, но их объединяет реалистичность изображения, которая придает обоим образам особую значимость. На фоне жителей города Катерина выделяется своими душевными свойствами. Ее непохожесть бросается в глаза. Кудряш в разговоре с Борисом легко узнает героиню по двум-трем фразам, когда племянник Дикого восхищается Катериной, выделяет характерные для нее черты: «…у нее на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится». Так, через оценку окружающих мы узнаем об ангелоподобности молодой Кабановой, ее родстве с небом, которое объясняет чувствительность Катерины к грозе, ее болезненную реакцию на электрические разряды, будто бы проходящие сквозь нее. Героине Островского кажется, что она птица, ей снятся пейзажи, «как на обра- зах». Жена Тихона связывает горний и дальний мир, как ангел являясь посредником между небом и землей. В рассказе Катерины о детстве проявляется младенческая чистота ее души. Девушка безвинна и ангелоподобна, как любой ребенок. В детстве она очень близка Богу. Это проявляется и в том, что она способна видеть ангелов, и в ее снах. Но такая близость сродни душевному состоянию юродивого. Катерина не знает мира, ее не коснулся грех, в ее жизни нет места христианскому подвигу. Дом матери был для девушки раем, который сделал героиню беззаботным «ангелом», чуждым жестокой обыденности. Необычность Катерины подчеркивается и тем, что она живет вне времени. Ее существование вечно и не ограничено какими-либо рамками. Девушка рассказывает о церкви: «…и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно, как все это в одну секунду было». Такое безвременное существование — предел мечтаний уже замужней Катерины: «…засядем шить с Варварой и не увидим, как время пройдет…» Сестру Тихона такие тонкости не волнуют. Она целиком и полностью связана с вяло текущим временем города Калинова и землей. Это подчеркивается даже фамилией. Кабан, одно из самых приземленных животных, — тотем семьи Марфы Игнатьевны, а значит, и Варвары. Детство не смогло заронить в девушку частицу того света и тепла, которые излучает Катерина. Варвара была вынуждена хитрить и ловчить. Ее задача — найти способ, чтобы, не вступая в открытый конфликт с матерью, не повиноваться ей. Сестра Тихона замечает странность Катерины, она жалеет увядающую девушку, но не может объяснить ее поведения и слов. Для Варвары жизнь молодой жены в детстве мало чем отличается от быта в доме Кабанихи. «Да ведь и у нас то же самое», — говорит она. Катерина же физически ощущает .тяжесть порядков в новом для нее доме, с переселением в который появляется основное противоречие между героиней и городом. Жена Тихона должна подчинить свою волю «Домострою» и самодурству Кабанихи. Но уже в первой сцене с участием Катерины мы видим, что ей это не удается. Во время «сетований» Кабанихи сноха удерживается от ответных реплик так долго, как может. Только крайняя несправедливость заставляет Катерину вступить в диалог с «маменькой». Первые же фразы героини дают нам понять, что та совсем не похожа на безвольного мужа. «Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?» — говорит она Кабанихе. В этой сцене открытая и свободолюбивая Катерина четко противопоставлена всей ее новой семье: бесхарактерному Тихону, ревнующей сына Марфе Игнатьевне, хитрой Варваре, характер которой раскрывается здесь достаточно полно. Все реплики сестры Тихона идут под ремаркой «в сторону». Она имеет свое мнение, но предпочитает не вмешиваться, не идти на конфликт. «Шито да крыто» — ее основной принцип, о котором Варвара скажет позже. Это правило помогает выжить девушке. В городе Калинове начинается настоящая, не изолированная от проблем жизнь Катерины. Вследствие этого к героине Островского приходит осознание неизбежности смерти. Гибель — это плата за жизнь. Вот почему молодая Кабанова, следуя только ей понятной логике, так быстро переходит от воспоминаний о детстве к смерти, а затем к новой жизни: «Я умру скоро… что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то. Точно я снова жить начинаю…» Катерина слишком хорошо понимает неразрывную связь между жизнью и смертью. Омут для нее оказывается неизбежной реальностью. Катерина предвидит свое будущее, потому-то и пугается заклинаний барыни, в словах которой слышит лишь подтверждение собственных предчувствий. В новом доме прерывается беспрепятственная связь Катерины с Богом. Героиня говорит о своих волшебных снах: «И теперь иногда снится, да редко, да и не то». Молодая Кабанова подсознательно чувствует потребность восстановить утраченное. Средством возвращения к Богу становится любовь к Борису, греховная, по традиционным понятиям, страсть. Катерина полностью отдается этому чувству. В таком поведении героини заключена огромная сила, несмотря на то что молодая Кабанова говорит: «Нет у меня воли». Катерина сама принимает решение отдать свою судьбу в руки любимого человека, и это добровольное «рабство» не имеет ничего общего с безволием и униженностью других персонажей. Но для самой Катерины ее поступок — грех, поэтому героиня, осознав неизбежность собственной гибели, добровольно выбирает бездну: «… я бы все шла… и не оглянулась бы «. У Катерины нет другого выхода, жить так, чтобы все было «шито да крыто», она не хочет, уехать — не может: Борис отказывается взять Катерину с собой, потому что живет «не по своей воле». Да и есть ли такие края, где могла бы утешиться вольнолюбивая душа Катерины? Если уж в «праведной» земле, где «красота в природе разлита», молодая женщина не находит себе места, то что же ей делать там, где «салтаны землей правят» и «люди с песьими головами». Остается одна дорога — в омут. Но в то же время это — дорога в среду света и воздуха, пути к Богу. «В могилу… в землю». Не выносит жизни у «маменьки» и Варвара. Она бежит с Кудряшом. Только протестует сестра Тихона всего лишь против неприятного, надоедливого ворчания. Ее побег не уход в лучший мир, а избавление от мелких неприятностей. Так, даже отчасти схожие действия Варвары и Катерины еще лучше выявляют противоречия между ними. Ни одна из героинь, безусловно, не может вызвать у нас резкого отрицательного отношения, но и ни одна не станет идеалом. Такой, как Катерина, можно только родиться; посредником нельзя стать. Это призвание определяет характер молодой жены Тихона. Жизнь приземленной Варвары, на мой взгляд, слишком прозаична, слишком просты ее стремления и мировосприятия. Таким образом, моя жизненная позиция не может совпадать с позициями героинь Островского. Мне остается восхищаться избранной Богом Катериной.

Читайте также:
В добрый час краткое содержание читать за несколько минут онлайн

Лучший персонаж

Образы Катерины и Варвары идут рядом друг с другом. Их невозможно рассматривать отдельно друг от друга. Варя выслушивает все переживания Кати (хотя не может разделить большинство ее мыслей во время разговора) и пытается ей помочь так, как она может. Для главной героини становятся невозможными отчуждение и любовное горе, поэтому ее жизнь заканчивается драмой. И трудно сказать, был ли иной нравственный путь в этой судьбе.

Варя берет все в свои руки и сбегает с конторщиком Ваней Кудряшом из дома, где ее унижали. Судьбы складываются у девушек по-разному, но объединяет их следующее:

  1. Желание быть счастливыми.
  2. Жить в спокойствии и душевном равновесии.
  3. Добиться уважения к своей личности.

Кто их них положительный персонаж, решает каждый сам для себя. Ведь так же, как у Кати и Вари, у всех читателей разные взгляды на этот мир и жизненные установки. Свое мнение можно выразить, например, в сочинении.

«Доктор Живаго» — краткое содержание романа Бориса Пастернака

«Доктор Живаго» — роман Бориса Пастернака, в котором рассказывается о судьбах представителей интеллигенции в трудный для России период первой половины XX века. Книга, удостоенная Нобелевской премии, стала причиной жестокой травли автора со стороны властей. Аннотация и краткое содержание «Доктора Живаго» могут быть использованы на уроках литературы и в читательском дневнике.

История создания и публикации

Идея написания масштабного произведения посещала Пастернака во время Октябрьской революции, но тогда он еще не чувствовал себя созревшим для подобной работы. Начав писать роман в год окончания Великой Отечественной войны, автор «Доктора Живаго» сделал финальные правки текста в январе 1956 г., то есть основная работа над книгой заняла целое десятилетие и велась в послевоенный период, когда был жив И. Сталин.

Новое произведение Б. Пастернака получилось совершенно свободным от самоцензуры и не вписывалось в рамки канонов советской литературы. Роман о христианстве и любви на фоне подлинной истории России не соответствовал не только стилю социалистического реализма, но и был далек от так называемого хорошего вкуса модернистов, в том числе и раннего Пастернака. По словам писателя, он стремился сделать роман выражением его взглядов на жизнь человека сквозь призму истории, на искусство, евангелие и многое другое, что дает книге исчерпывающую характеристику.

Читайте также:
Преступление и наказание - краткое содержание по главам и частям

Борис Пастернак, подобно Чарльзу Диккенсу, описавшему события Великой французской революции и революционного террора, противопоставил им идеи христианского милосердия и способности к самопожертвованию. Тем удивительнее, что автор сначала попытался издать свое произведение в Советском Союзе, разослав текст романа в редакции литературных журналов Москвы и Ленинграда. Получив отказ отовсюду и подвергнувшись жесточайшей критике за антисоветское содержание книги, в мае 1956 г. он передает рукопись итальянскому издателю Джанджакомо Фельтринелли, известному своими коммунистическими взглядами.

Первое издание романа на итальянском языке вышло в ноябре 1957 г. в Милане, второе, пиратское на русском языке, — в 1958 г. в Голландии. В начале 1959 г. Фельтринелли опубликовал русскоязычную версию по тексту, не правленному автором.

В СССР публикация запрещенного ранее произведения состоялась только в 1988 г. в журнале «Новый мир».

Краткий анализ

«Доктор Живаго» — многоплановый роман, проблематика которого касается множества вопросов социального характера, но главной темой книги стало противопоставление человека и эпохальных событий, сопровождающих его на жизненном пути. Произведение имеет сложную композицию, завязанную на переплетении судеб главных героев, а характеры действующих лиц показаны через их восприятие Юрием Живаго.

Смысл названия раскрывается в старославянской форме слова «живой» из цитаты: «Ты есть сын Бога живаго». Таким образом, ведущая роль в произведении отводится проблеме жертвенности, а образ главного героя представлен в свете догматов христианства. Другие важные темы, раскрытые в произведении:

  • вопросы жизни и смерти;
  • поиск себя во вновь образованном обществе;
  • сохранение верности своим идеалам;
  • способность выстоять под ударами судьбы;
  • путь русской интеллигенции;
  • понятие чести, долга, любви и милосердия.

Основная мысль, которая проходит через всю книгу, — человек должен остаться самим собой при любых условиях. Стилистическую канву романа определить довольно сложно, так как в нем переплетаются следующие жанры:

  • Автобиографический. Текст содержит описание событий, лично пережитых автором.
  • Философский. В книге изложены размышления, касающиеся серьезных тем.
  • Исторический. В романе подробно и реалистично описаны важнейшие события, происходившие на территории огромной страны.
  • Лирический. Содержит множество символов и образов как в прозе, так и в стихах, написанных от лица главного героя.

    Композиция романа построена на множестве как бы случайных встреч, которые оказываются судьбоносными. Сюжет «Доктора Живаго» изобилует:

    • чудесными предзнаменованиями;
    • неожиданными встречами и подслушанными разговорами;
    • многозначительными совпадениями;
    • неожиданными поворотами жизненного пути.

    Судьбы главных персонажей завязываются в сложный узел уже с первых глав книги. Мотивы героев и сюжетные хитросплетения поначалу могут показаться читателю надуманными, но во время чтения выясняется, что все они имеют особый смысл и предназначение. Своеобразие композиции состоит в необычном приеме, который автор использует в этом произведении, — вводит тетрадь стихов Юрия Живаго, символизирующую бесконечность бытия. Душа героя продолжает жить в прекрасных стихотворных строках и после его смерти.

    Пересказ содержания

    Книга начинается со знакомства основных действующих лиц друг с другом и повествует о дальнейшем развитии взаимоотношений между ними. Перипетии их независимо развивающихся судеб завязываются на главном герое романа.

    Действующие лица

    Доктор Юрий Живаго — молодой человек, выросший в семье приемных родителей по фамилии Громеко, куда он попал после скитальческой жизни с дядей. Он счастлив, любим родителями и имеет много друзей. Обладает поэтическим талантом, но, повзрослев, становится врачом. Женится на дочери приемных родителей Тоне, у них рождается двое детей, но возлюбленная у него одна — Лариса Антипова. Всю жизнь Юрий пытается вписаться в стремительно меняющееся общество и понять свое предназначение. Другие персонажи:

  • Александр и Анна Громеко. Хорошие люди, вырастившие Юрия.
  • Николай Веденяпин. Дядя мальчика, приютивший его после смерти матери.
  • Тоня — один из главных женских образов. Жена Юрия, женщина с благородным и терпимым характером, зная о любви мужа к другой, не осуждает его.
  • Лариса Антипова. Смелая женщина с трудной судьбой.
  • Павел Антипов, став комиссаром, сменил фамилию на Стрельников. Муж Ларисы, не обретший с ней семейного счастья.
  • Виктор Комаровский. Влиятельный человек, всю жизнь преследовавший Ларису, связан со смертью отца главного героя.
  • Марина. Гражданская жена Юрия, с которой он живет в Москве.

    Большую роль в жизни Живаго играет его сводный брат Евграф. Он появляется в жизни Юрия лишь время от времени и неизвестно, чем занимается. Евграф является поклонником поэтического таланта Юрия и во многом помогает ему, а после смерти главного героя и его детям, выступая своего рода ангелом-хранителем.

    Довоенные события

    Когда Юра с дядюшкой переехали в Петербург, заботиться о нем стали супруги Громеко. Их дочь Тоня стала мальчику хорошим другом, дом на Сивцевом Вражке посещали интересные люди, а общая атмосфера способствовала развитию Юриных талантов. В гимназии у Живаго появился отличный товарищ — Миша Гордон. Однажды отец семейства, профессор Александр Александрович, сопровождал приглашенного на домашний концерт музыканта в номер, где пыталась покончить жизнь самоубийством Амалия Гишар.

    Громеко взял с собой Юру и Мишу. В гостиничном номере друзья увидели девушку, спавшую в кресле. Из-за ширмы, скрывающей несостоявшуюся самоубийцу, вышел мужчина и разбудил ее. Их перемигивание показалось Юре пугающие волшебным, как будто девушка была марионеткой мужчины-кукловода. Оказалось, что мальчик уже встречал этого человека несколько лет назад. Юра с отцом ехали в поезде, мужчина спаивал старшего Живаго, а позднее тот выбросился на рельсы.

    Встреченная девушка оказалась гимназисткой по имени Лариса. Она выглядела несколько старше своего возраста и приходилась мадам Гишар дочерью. Ларе претило то, что ее все еще считали ребенком, поэтому она соблазнилась ухаживаниями Виктора Комаровского, который был ее маменьке не только советником и другом, но и любовником. Испытывая к Ларисе нездоровое влечение, Комаровский закабалил ее.

    Читайте также:
    Андрей Болконский - характеристика образа кратко, жизненный путь

    Связь Лары и Комаровского

    Вторая встреча между Юрием и Ларой произошла, когда юноша был студентом-медиком. Живаго и Тоню Громеко уже благословила на брак мать девушки. Юра вовсе не был против, так как считал Тоню близким человеком. Пара ехала в гости на елку, и невеста не мешала Юре любоваться окнами, украшенными морозными узорами и светящимися изнутри. В одном из них была заметна черная проталина, сквозь которую виднелся огонек свечи, смотревший на улицу почти сознательно. Именно в этот момент родились известные строки о сгоревшей на столе свече.

    Живаго даже не мог предположить, что именно за этим окном Лара Гишар разговаривала с Пашей Антиповым. Речь шла о том, что если он действительно любит девушку, как утверждает, то должен тотчас жениться на ней. В гостях, куда приехали Юра с Тоней, позже появилась и Лара. Общество веселилось, а за одним из столиков сидел за картами Комаровский. После полуночи в доме прозвучал выстрел. Это Лара стреляла в Комаровского, но ранила другого человека. Когда Ларису уводили конвоиры, Юра узнал его и снова обратил внимание на мужчину, связанного с гибелью отца.

    Комаровский помог Ларе избежать суда, но она болела, поэтому к ней никого не пускали. Девушка уже долгое время находилась в затруднительном положении — ее брат наделал долгов и хотел стреляться, кроме того, она помогала деньгами отцу Павла. Лариса не видела выхода, кроме как обратиться за помощью к Комаровскому, но на балу тот игнорировал ее и улыбался другой женщине.

    Военное время

    Когда Лариса поправилась, она вышла замуж за Пашу, и супруги уехали жить на Урал в Юрятин (его прообразом стала Пермь). Лара все рассказала мужу о своем прошлом. В Юрятине Антиповы преподавали в гимназии, женщина чувствовала себя счастливой, жила в заботах о доме и трехлетней Катеньке.

    Поженились и Юра с Тоней, но вскоре грянула война, и доктор Живаго попал на фронт, толком не увидев родившегося сына.

    Павел Антипов не верил в любовь жены. Чтобы разорвать неудавшиеся семейные отношения, он тоже отправился на фронт, а позже попал в плен. Лариса стала сестрой милосердия в надежде найти мужа, на фронте ей встретился знакомый Павла, подпоручик Галиуллин, который якобы видел его гибель.

    Юрий Живаго был впечатлен развалом армии и бесчинствами дезертиров-анархистов, в Москве же его встретила еще большая разруха. Все пережитое изменило отношение доктора к революции.

    Чтобы выжить, он перевозит семью в Варыкино, расположенное неподалеку от Юрятина. По пути супруги узнают о страшном комиссаре Стрельникове, неумолимо преследующем белых.

    Жизнь на Урале

    В Варыкине семья Живаго сажает огород, оживает дом, Юрий иногда принимает больных. Упрочить положение семьи помогает неожиданно появившийся Евграф. В библиотеке Юрятина доктор встречает Ларису Антипову, которая рассказывает, что Стрельников — это Павел Антипов, сменивший фамилию и не поинтересовавшийся, живы ли его жена с дочерью. У Юрия и Лары завязывается роман, но мужчина мучается тем, что обманывает Тоню. Он решает признаться жене и никогда не встречаться с Ларисой.

    Вдруг его остановили вооруженные люди из белогвардейцев и забрали в свой отряд. С этого момента доктор был постоянно загружен работой. Юрий не скрывал, что революционные идеи его не вдохновляют. Два года Живаго был в разлуке с семьей, но в итоге сбежал. Юрятин за это время стал красным, Тоня с детьми уехала в Москву, откуда ее с отцом высылают за границу. В письме жена предлагала Юрию жить по своему разумению, ибо она любит его, а он ее — нет.

    Вырвавшись из плена, доктор появляется в доме Ларисы, болеет, но благодаря заботе женщины быстро поправляется. Юрий начинает работать в губздраве, но в нем видят социально чуждого элемента, а в Юрятине свирепствует чрезвычайка. Вдруг объявляется Комаровский. Он направляется в Дальневосточную Республику и приглашает их с собой, так как и Ларе, и Юрию грозит огромная опасность. Живаго, зная о роли Комаровского в судьбе возлюбленной и смерти своего отца, отказывается от предложения.

    Пара укрывается в Варыкине. В покинутом селе было страшно, а Лара по всем признакам ждала ребенка, поэтому Юрий просит ее уехать вместе со снова прибывшим Комаровским, который к тому же сообщил, что Стрельникова приговорили к расстрелу. Оставшись один, доктор пил и писал лирические стихи. Мысли о любимой переросли в тяжкие думы об истории и человеке, утраченных идеалах революции.

    Однажды вечером в доме у доктора появился живой Стрельников и выяснилось, что Комаровский увез Ларису обманом. Наутро Юрий нашел Павла застрелившимся.

    Последние годы

    В Москву Живаго вернулся в начале нэпа одичавшим и обросшим, в дальнейшем он постепенно угасал, теряя врачебные и писательские навыки. Со временем он сошелся с Мариной — женщиной, помогавшей ему по хозяйству. Как-то летом Юрий вдруг исчез, оставив письмо, что хочет пожить в одиночестве. Ему снова помог брат Евграф, взявшийся неизвестно откуда, но это не помогло — в августе у Юрия Живаго случился сердечный приступ, и он умер. Прощалось с доктором неожиданно много народу, в числе их неведомо как оказалась и Лариса.

    Только в 1943 г. генерал-майор Евграф Живаго выяснил, что родившаяся дочь его брата и Лары была оставлена матерью на железнодорожном разъезде и росла беспризорницей. Евграф Андреевич позаботился о ней, а также собрал все стихи, написанные братом.

    Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго»: краткое содержание

    История создания романа

    Борис Пастернак написал роман «Доктор Живаго» в 1945-1955 годах. Впервые роман напечатали заграницей в 1957 году. Советская власть была против его издания в России, и соотечественники Пастернака познакомились с этим эпохальным произведением только в 1988 году. Этому роману присвоили Нобелевскую премию, от которой его автор отказался.

    Краткое содержание романа

    Книга 1

    Часть 1. Пятичасовой скорый

    Повествование начинается с похорон матери 10-летнего Юры Живаго. Маленький герой очень тяжело переживает смерть матери. Отца своего он толком не знает. Ему не говорят, как тот проматывает состояние, как много пьёт, как часто меняет женщин. На воспитание Юру забрал дядя, Николай Веденяпин, расстриженный священник.

    В одной из совместных с дядей поездок Юра знакомится с сыном террориста Дудорова Никой, который из-за своего поведения кажется «странным мальчиком».

    Здесь же читатель знакомится с будущим близким другом Юрия Мишей Гордоном, который в 11-ть лет уже понимает, что евреем в России быть плохо. Миша едет на поезде с отцом. Он фактически становится свидетелем самоубийства Андрея Живаго, который сбрасывается с поезда.

    Читайте также:
    Образ Катерины в пьесе А.Н. Островского "Гроза" ℹ характеристика Екатерины Кабановой, описание внешности, детство и жизнь в родительском доме, отношение Кабанихи к Катерине, любовь с Борисом, смерть

    Часть 2. Девочка из другого круга

    С Урала в Москву перебирается Амалия Гишар с двумя детьми. По совету адвоката покойного супруга, Комаровского, обрусевшая француженка приобретает швейную мастерскую. С адвокатом у вдовы роман. Одновременно Комаровский совращает совсем юную Ларису. Девушка тяжело переживает этот «позорный» для неё факт, а уже не молодой адвокат понимает, что влюбился.

    Лариса знакомится и дружит с Олей Дёминой, которая подрабатывает в швейной мастерской её матери. Девушки вместе посещают гимназию. Оля знакомит подругу с Павлом Антиповым, сыном революционера. Паша влюбляется в девушку без оглядки, Лариса не отвечает ему взаимностью, но пользуется своей властью над молодым человеком.

    Дядя определяет Юру в семью профессора Громеко. Кроме него в ней воспитывается родная дочь Тоня и приёмный сын Миша Гордон. Эти трое становятся близки на всю жизнь.

    Однажды Юра и Миша едут вместе с названным отцом к Амалии Гишар, которая пыталась, к счастью неудачно, отравиться. Здесь Юра впервые видит Ларису. Он сражён её красотой, но ему неприятна форма общения юной девушки и Комаровского. К тому же Миша рассказывает другу, что Комаровский — это тот самый адвокат, который довёл его отца до самоубийства. Однако впечатления от чар Ларисы над Юрой имеют большую власть, чем мысли об отце, которого он толком и не знал.

    Часть 3. Ёлка у Светницких

    Троица друзей заканчивает учёбу. Юра получает диплом врача, Миша — филолога, Тоня — юриста. Юра увлекается написанием стихов. В этой же части молодой доктор Живаго узнаёт, что у него есть брат по отцу —Евграф. В пользу него Юра отказывается от части наследства.

    Анна Ивановна Громеко совсем плоха, её мучают «болезни лёгких». Юра пытается ей помогать. Женщина настаивает, чтобы Тоня и Юра нарядились и отправились на ёлку к Светницким. Провожая их, Анна Ивановна благословляет пару на брак, так как считает, что молодые люди друг другу очень подходят.

    Лариса тем временем рвёт отношения с Комаровским и честно зарабатывает на жизнь, воспитывая младшую дочь Кологривовых. Девушка три года копит деньги и мечтает начать новую жизнь. Но возвращается её брат Родион и требует денег для погашения своих карточных долгов. В случае отказа он обещает застрелиться. Лариса находит для него деньги, а револьвер отбирает.

    Приходит время покинуть дом Кологривовых, но Лариса должна им денег. Копить больше не получается, так как она тайком оплачивает большую часть аренды квартиры своего жениха Павла. Материальные трудности толкают девушку на отчаянный шаг — она решает просить денег у Комаровского. Чтобы с ним встретиться она едет на ёлку к Светлицким. Перед этим девушка просит Павла пообещать, что он в ближайшее время женится на ней. Во время разговора Паша ставит на подоконник горящую свечу, её свет видит Юра, проезжая мимо с Тоней. Он сочиняет знаменитые строки:

    «Свеча горела на столе. Свеча горела…»

    На балу Светницких Юра впервые обращает внимание на Тоню как на женщину. Он понимает, что счастлив рядом с ней. Раздаётся выстрел. Это Лариса пыталась застрелить Комаровского, но попала в другого. Юра оказывает первую помощь раненому. Он поражён, что стрелявшая — эта та самая девушка, от встречи с которой он пребывал в долгом впечатлении. Он вновь поражается её очарованием, но его и Тоню срочно вызывают домой. Умерла Анна Ивановна. Мать Тони хоронят на том же кладбище, где покоится мать Юры.

    Часть 4. Назревшие неизбежности

    Дело о выстреле замяли. Лариса долгое время приходила в себя. Кологривов вручил ей приличную сумму денег, чтобы она решила свои проблемы. Лариса сказала Павлу, что недостойна его, но пара всё равно обвенчалась и переехала на Урал. В первую брачную ночь Лара рассказала Паше об её «позорных» отношениях с Комаровским. Адвокат напрашивался в гости к Ларисе в её новый дом, но она резко ему отказала.

    Юра и Тоня тоже поженились. У них родился сын, Саша. К этому времени доктор Живаго уважаемый врач-диагност. Но идёт война и Юрий отправляется на фронт, где служит вместе со своим другом Мишей Гордоном.

    Лара и Паша преподают в Юрятине. У них растёт дочь Катя. Павел изводит себя мыслями о несовершенстве общества и о том, что Лара его никогда не любила. Он отправляется в военное училище и на фронт, где пропадает без вести. Лара оставляет ребёнка и едет искать мужа. Женщина трудится сестрой милосердия.

    На фронте Юрий получает ранение и попадает в госпиталь, где работает Лара. Живаго узнаёт в ней ту самую девушку, но ей не говорит что видел её в Москве.

    В больничное помещение входят раненные, стуча палками и костылями, волнуясь и наперебой они сообщают о начале революции в Петербурге. Солдаты перешли на сторону восставших.

    Часть 5. Прощанье со старым

    Некоторое время Юрий и Лариса общаются официально, но искры уже не утаить. Даже из дома, от Тони, приходит письмо, содержащее «нотки» недоверия. Юра уже почти решает ехать в Москву, но возникают неотложные дела. Тогда доктор пытается объяснить Ларе, что между ними ничего не может быть, но вместо этого признаётся в любви. После доктор Живаго уезжает в Москву.

    Часть 6. Московское становище

    Дома доктору Живаго одиноко. Жена его простила, но маленький сынишка не признал. Общение с ранее такими близкими друзьями только раздражает. Интеллигенцию Юрий считает пропащей, бессильной. А себя видит «пигмеем» перед лицом «чудовищной машины будущего».

    Семья Живаго очень тяжело живёт. Юрий постоянно занят мыслями, где и как добыть самое необходимое, поэтому хватается за любую подработку. На одном вызове по случаю тифа Юра встречает подругу Лары Ольгу, они долго говорят о Ларисе. После этого доктор сам слёг с тифом. Во время его болезни, в дни, когда семья Живаго особо нуждалась, в их жизни появился Евграф. Он с восторгом читает сочинения старшего брата и всем чем может, помогает его семье. Юре он советует перевезти семью на Урал.

    Часть 7. В дороге

    С большим трудом семье Живаго удаётся достать места на поезд до Урала. В дороге Юрия задерживают и приводят на допрос к атаману Стрельникову, о котором ходят легенды как о «беспощадном» и называют «Расстрельниковым». В атамане доктор узнаёт Павла Антипова. Стрельников отпускает доктора, но обещает в следующий раз не пощадить.

    Книга 2

    Часть 8. Приезд

    По приезду Юрию и Тоне выделяют небольшой дом. Семье Живаго приходится много трудиться, чтобы обеспечить себя пропитанием.

    Читайте также:
    Стихи про коронавирус - читать онлайн на нашем сайте без регистрации

    Часть 9. Варыкино

    Семья Живаго живёт скромно и тихо. В своём дневнике Юрий пишет, что его задача «служить, лечить и писать». Вновь появляется Евграф и помогает семье брата. Никто так и не знает, чем занимается этот человек.

    Доктор Живаго пересекается с Ларисой. Между ними возникает тайная любовная связь. Юрий, мучимый угрызениями совести, хочет всё прекратить и повиниться перед женой, но не успевает. Его захватывает партизанский отряд.

    Часть 10. На большой дороге

    Два года Юрий проводит в плену у партизан. Он лечит больных и говорит на философские темы с Ливерием.

    Часть 11. Лесное воинство

    Живаго старается не участвовать в боях. Но к лечению раненых относится серьёзно. На его глазах солдаты-партизаны начинают страдать от душевных расстройств.

    Часть 12. Рябина в сахаре

    Один из партизан приводит свою семью в отряд, опасаясь за их жизни. А через некоторое время он сам убивает и жену и детей, объяснив это тем, что так они умерли лёгкой смертью, а не от пыток. Однополчане не знают, как поступить с несчастным. Он сбегает из отряда. Вскоре, сказав, что идёт на сбор подмёрзшей рябины, от партизан бежит и Живаго.

    Часть 13. Против дома с фигурами

    Доктор Живаго добирается до Юрятина. Его семья переехала назад в Москву. Пока Юрий был в плену, Тоня родила дочь. Живаго остаётся у Ларисы, они живут как семья. Лариса боится ареста. Пара решает перебраться в Варыкино.

    От Тони приходит письмо, в котором она рассказывает о дочери и о том, что знает про отношения Юрия и Лары. Она сообщает, что её с детьми высылают в Париж. О Ларисе не говорит плохо. Обещает воспитывать детей в почтении к отцу.

    Часть 14. Опять в Варыкино

    Живаго с Ларисой живут в Варыкино. Появляется Комаровский и сообщает Ларисе, что её супруга Антипова-Стрельникова поймали и намерены казнить. Её тоже могут арестовать, ей надо бежать. Он предлагает и ей и Юрию уехать вместе с ним на Дальний Восток. Понимая, что без Живаго с ним Лариса не поедет, Комаровский подговаривает Юрия, ради спасения любимой солгать. Юрий делает вид, что согласен ехать, только следом за Ларисой, Комаровским и Катей, чтобы не вызывать лишних подозрений и «привести в порядок дом», а сам остаётся. Лариса уезжает, увозя под сердцем ребёнка Юрия.

    Отпустив любимую ради её спасения, доктор Живаго тихо сходит с ума. Он глубоко несчастен. Постоянно пишет Ларе посвящения.

    В Варыкино объявляется Стрельников. Он и Живаго долго говорят о Ларисе. Утром Антипов-Стрельников стреляет в себя.

    Часть 15. Окончание

    Живаго идёт в Москву пешком. Он плохо выглядит. Его бывший дворник выделяет ему часть комнаты. Юрий сходится с его дочкой Мариной, от связи рождаются две дочери. Живаго общается письмами с Тоней, Дудоровым, Гордоном.

    Однажды доктор Живаго исчезает. Никто не может понять куда. Евграф помог брату с квартирой и устройством на работу. Он в восхищении от его литературного дара. В этот период Юрий очень много пишет.

    Доктор Живаго умирает утром по дороге на работу. Он не дожил и до 40 лет. Гроб с его телом устанавливают на тот стол, где он сочинял. Евграф привозит Ларису попрощаться. Она говорит:

    «Твой уход, мой конец. Загадка жизни, загадка смерти, прелесть гения, прелесть обнажения…это мы понимали»

    После похорон Лариса рассказывает брату Юрия о существовании дочери, которую она родила от Живаго. Лара тщетно пыталась найти дочь, так как чувствовала себя виноватой:

    «Когда я дохожу до этого места своей жизни, у меня шевелятся волосы на голове от ужаса».

    Часть 16. Эпилог

    Евграф берёт на себя заботу о девушке Тане, дочери покойного Живаго. Дудоров и Гордон часто перечитывают записи своего талантливого друга.

    В ней представлены 25 стихотворений Юрия Живаго.

    История публикации «Доктора Живаго»

    Как запрещенный текст, за хранение которого еще недавно сажали, удалось издать миллионным тиражом и почему публикация главного русского романа XX века растянулась на 30 лет. Arzamas поговорил с невесткой поэта, историком литературы Еленой Владимировной Пастернак

    Представьте себе: вы едете в метро и украдкой читаете книжку, напечатан­ную на пишущей машинке. Вас останавливают, обыскивают и арестовывают, обнаружив книгу. В лучшем случае книгу забирают, а вас увольняют с работы. Такое происходило совсем недавно — лет пятьдесят назад. Эти отобранные книги я потом видела в архиве. Сейчас в это трудно поверить: ведь речь идет о «Докторе Живаго».

    Первая публикация

    В конце 1957 года «Доктор Живаго» был опубликован на итальянском языке в Милане издателем Фельтринелли, которому Пастернак передал копию рукописи, когда понял, что о печати книги в СССР не может быть речи. Вскоре последовали издания на других языках, в том числе и на русском (первое издание вышло в Голландии по не выправленной автором рукопи­си). Обстоятельства публикации романа в Европе — отдельная история, заслуживающая экранизации. Но для нашего рассказа важны два обстоятель­ства. , текст, опубликован­ный Фельтринелли, не был автори­зован, то есть это не окончательный авторский текст. , публи­кация «Живаго» на Западе — и на ино­странных языках, и на русском — сделала Пастернака едва ли не госу­дарственным преступником и вместе с Нобелевской премией, присужденной ему в , привела к жесточайшей травле (об этом смотрите лекцию Константина Поливанова), возможно ускорившей его смерть в мае 1960 года.

    Издавать запрещенный роман на родине никто не собирался. Издание книги не в пиратской, а в последней версии, выверенной автором, мой муж, Евгений Борисович, предлагал всякий раз, когда приходил в «Гослитиздат» Главное советское издательство, с 1963 года называлось «Художественная литература». , — на протяжении почти трех десятков лет. Но Союз писателей все запрещал. Например, в 1965 году — а это был последний отголосок оттепели, когда напечатали большую подборку стихов в серии «Библиотека поэта» и книжечку в «Гос­лите», — Жене передали слова Суркова Алексей Александрович Сурков — секретарь Союза писателей СССР. : «Издать „Живаго“? Это что же, мы должны признаться, что были дураками в 1958 году или сейчас, в ?»

    Потом начались страшные заморозки, глухая пора Брежнева. С 1965 года и по начало Борис Пастернак в России не издавался. В удалось издать пастернаковскую короткую прозу. Это было чудо: Игорь Бузылев, главный редактор «Советского писателя», которому Женя это предложил, заказал Александру Лаврову и Сергею Гречишкину комментарии — это делало издание научным, а для еще большей поддержки попросил Дмитрия Сергее­вича Лихачева написать предисловие. Лихачеву удалось поработать в Нацио­нальной библиотеке в Париже — в СССР, конечно, ничего о Пастернаке существенного не писали, одни ярлыки и штампы — и написать серьезную статью для этого сборника. И Бузылев сумел летом, когда начальство было в отъезде, эту книжку пропихнуть. Он вскоре умер от рака: может быть, он уже тогда знал свой диагноз и поэтому ничего не боялся. Так после долгого перерыва получилась замечательная книжка с картинками Леонида Осиповича Пастернака: «Детство Люверс», «Охранная грамота» и другая короткая проза, которая не издавалась с годов. Но, конечно, без «Доктора Живаго»: Союз писателей держался своей линии о Пастернаке, никак не желая его пускать в советскую литературу.

    Читайте также:
    Признаки сказки во 2 классе ℹ отличительные черты волшебных, героических и бытовых произведений, основная мысль, жанровые особенности

    В 1986 году был очередной съезд писателей. Страшный человек Георгий Марков, первый секретарь правления Союза писателей, отвечая на вопрос журналистов, сказал: «Нет, „Доктор Живаго“ никогда не будет издан в Советском Союзе». Но в то же время на этом же съезде несколько писателей подписали письмо, составленное Евгением Евтушенко, о необходимости восстановить Музей Пастернака в Переделкине В Переделкино был семейный музей: после смерти Бориса Леонидовича к его дому стали приходить люди, чтобы хотя бы в окошко заглянуть, посмотреть, как он жил; это было такое паломничество. Женя принимал посетителей и водил экскурсии, но в нас оттуда выгнали, выселяли с грузовиками, милиционерами, а музей закрыли (Е. П.) . Тогда же, после согласия Залыгина Сергей Залыгин — советский писатель и общественный деятель, в годах — главный редактор журнала «Новый мир». напечатать роман в журнале «Новый мир», мы решили, что пора подготовить текст «Живаго» к публикации.

    Воссоздание книги по словам

    Было понятно: подготовка «Живаго» к изданию — огромная работа. Сверить множество машинописных копий со множеством различных правок. Отсле­дить все стадии работы над текстом. Определить последние авторские реше­ния. Вместе с Женей по его просьбе этим стал заниматься Вадим Борисов — молодой ученый, исследователь истории Церкви, знаток поэзии Серебряного века. Его все называли Димой, он был очень красивым человеком. Как и многие люди его поколения, он читал роман по машинописной рукописи еще в шести­десятые годы, в свои шестнадцать-семнадцать лет.

    Беловая рукопись «Живаго» была нам известна. Первые главы хранились у нас; середина — с дарственной надписью «Зине и Лене» Зинаида Пастернак — вторая жена Пастернака, Леонид Пастернак — их сын. — у Зинаиды Николаев­ны; последние главы были у Ольги Всеволодовны Ольга Ивинская (1912–1995) — подруга Бориса Пастернака. . Эти последние главы были взяты при ее аресте в и лежали в закрытом фонде. Но к тому времени КГБ уже открыл свои ящики и передал их в ЦГАЛИ. Именно туда пошли Женя и Дима: кроме этих финальных глав романа здесь хранились машинки, которые забирали у разных людей при обысках.

    Мы собрали множество копий, по которым можно было проследить, как Пастернак работал над книгой. Он отдавал рукопись машинистке (многократно перепечатывала роман Марина Казимировна Баранович, последние главы — Людмила Владимировна Стефанович; были и другие машинистки), а затем вносил правку — в текст, уже напечатанный на машинке. И так много раз. Дима занимался всеми доступными рукописями. Это и тексты, написанные чер­нилами и каранда­шом, и многочисленные машинки с исправлениями Машинка — рукопись, напечатанная на печатной машинке. , и машинки романа, которые Борис Леонидович отправлял своим друзьям в письмах. А он посылал их в самые разные концы. Ольге Фрейденберг Ольга Фрейденберг — филолог, двоюродная сестра Бориса Пастернака. . Сергею Спасскому Сергей Спасский — поэт, прозаик, переводчик, литературный критик. . В ссылку Кайсыну Кулиеву Кайсын Кулиев — балкарский поэт и прозаик. . В ссылку Ариадне Эфрон Ариадна Эфрон — поэт, переводчица, художница, искусствовед; дочь Сергея Эфрона и Марины Цветаевой. . Кстати, среди прочего Борисов выяснил, что машинописная рукопись с послед­ней авторской правкой была подарена Ариадне Сергеевне Эфрон. А ведь был еще вариант, напечатан­ный в издательстве Фельтринелли. Книжки, напеча­танные им по неправленой машинописи, привозили в СССР: здесь они расходились, с них, в свою очередь, читатели делали свою новую машинку.

    Доктор Живаго

    Когда Юрин дядюшка Николай Николаевич переехал в Петербург, заботу о нём, в десять лет оставшемся сиротой, взяли другие родственники — Громеко, в доме которых на Сивцевом Вражке бывали интересные люди, и где атмосфера профессорской семьи вполне способствовала развитию Юриных талантов.

    Дочь Александра Александровича и Анны Ивановны (урождённой Крюгер) Тоня была ему хорошим товарищем, а одноклассник по гимназии Миша Гордон — близким другом, так что он не страдал от одиночества.

    Как-то во время домашнего концерта Александру Александровичу пришлось сопровождать одного из приглашённых музыкантов по срочному вызову в номера, где только что попыталась свести счёты с жизнью его хорошая знакомая Амалия Карловна Гишар. Профессор уступил просьбе Юры и Миши и взял их с собой.

    Пока мальчики стояли в прихожей и слушали жалобы пострадавшей о том, что на такой шаг её толкали ужасные подозрения, по счастью оказавшиеся только плодом её расстроенного воображения, — из-за перегородки в соседнюю комнату вышел средних лет мужчина, разбудив спавшую в кресле девушку.

    На взгляды мужчины она отвечала подмигиванием сообщницы, довольной, что всё обошлось и их тайна не раскрыта. В этом безмолвном общении было что-то пугающе волшебное, будто он был кукольником, а она марионеткой. У Юры сжалось сердце от созерцания этого порабощения. На улице Миша сказал товарищу, что он встречал этого человека. Несколько лет назад они с папа ехали вместе с ним в поезде, и он спаивал в дороге Юриного отца, тогда же бросившегося с площадки на рельсы.

    Увиденная Юрой девушка оказалась дочерью мадам Гишар. Лариса была гимназисткой. В шестнадцать лет она выглядела восемнадцатилетней и несколько тяготилась положением ребёнка — такого же, как её подруги. Это чувство усилилось, когда она уступила ухаживаниям Виктора Ипполитовича Комаровского, роль которого при её маменьке не ограничивалась ролью советника в делах и друга дома. Он стал её кошмаром, он закабалил её.

    Через несколько лет, уже студентом-медиком, Юрий Живаго вновь встретился с Ларой при необычных обстоятельствах.

    Вместе с Тоней Громеко накануне Рождества они ехали на ёлку к Свентицким по Камергерскому переулку. Недавно тяжело и долго болевшая Анна Ивановна соединила их руки, сказав, что они созданы друг для друга. Тоня действительно была близким и понимающим его человеком. Вот и в эту минуту она уловила его настроение и не мешала любоваться заиндевелыми, светящимися изнутри окнами, в одном из которых Юрий заметил чёрную проталину, сквозь которую виден был огонь свечи, обращённый на улицу почти с сознательностью взгляда. В этот момент и родились строки ещё не оформившихся стихов: «Свеча горела на столе, свеча горела. »

    Читайте также:
    Котлован - краткое содержание, история создания, анализ, сюжет

    Он и не подозревал, что за окном Лара Гишар говорила в этот момент Паше Антипову, не скрывавшему с детских лет своего обожания, что, если он любит её и хочет удержать от гибели, они должны немедленно обвенчаться. После этого Лара отправилась к Свентицким, где Юра с Тоней веселились в зале, и где за картами сидел Комаровский. Около двух часов ночи в доме вдруг раздался выстрел. Лара, стреляя в Комаровского, промахнулась, но пуля задела товарища прокурора московской судебной палаты. Когда Лару провели через зал, Юра обомлел — та самая! И вновь тот же седоватый, что имел отношение к гибели его отца! В довершение всего, вернувшись домой, Тоня и Юра уже не застали Анну Ивановну в живых.

    Лару стараниями Комаровского удалось спасти от суда, но она слегла, и Пашу к ней пока не пускали. Приходил, однако, Кологривов, принёс «наградные». Больше трёх лет назад Лара, чтобы избавиться от Комаровского, стала воспитательницей его младшей дочери. Все складывалось благополучно, но тут проиграл общественные деньги её пустоватый братец Родя. Он собирался стреляться, если сестра не поможет ему. Деньгами выручили Кологривовы, и Лара передала их Роде, отобрав револьвер, из которого тот хотел застрелиться. Вернуть долг Кологривову никак не удавалось. Лара тайно от Паши посылала деньги его сосланному отцу и приплачивала хозяевам комнаты в Камергерском. Девушка считала своё положение у Кологривовых ложным, не видела выхода из него, кроме как попросить деньги у Комаровского. Жизнь опротивела ей. На балу у Свентицких Виктор Ипполитович делал вид, что занят картами и не замечает Лару. К вошедшей же в зал девушке он обратился с улыбкой, значение которой Лара так хорошо понимала.

    Когда Ларе стало лучше, они с Пашей поженились и уехали в Юрятин, на Урал. После свадьбы молодые проговорили до утра. Его догадки чередовались с Лариными признаниями, после которых у него падало сердце. На новом месте Лариса преподавала в гимназии и была счастлива, хотя на ней был дом и трёхлетняя Катенька. Паша преподавал латынь и древнюю историю. Справили свадьбу и Юра с Тоней. Между тем грянула война. Юрий Андреевич оказался на фронте, не успев толком повидать родившегося сына. Иным образом попал в пекло боев Павел Павлович Антипов.

    С женой отношения были непростые. Он сомневался в её любви к нему. Чтобы освободить всех от этой подделки под семейную жизнь, он закончил офицерские курсы и оказался на фронте, где в одном из боев попал в плен. Лариса Фёдоровна поступила сестрой в санитарный поезд и отправилась искать мужа. Подпоручик Галиуллин, знавший Пашу с детства, утверждал, что видел, как он погиб.

    Живаго оказался свидетелем развала армии, бесчинства анархиствующих дезертиров, а вернувшись в Москву, застал ещё более страшную разруху. Увиденное и пережитое заставило доктора многое пересмотреть в своём отношении к революции.

    Чтобы выжить, семья двинулась на Урал, в бывшее имение Крюгеров Варыкино, неподалёку от города Юрятина. Путь пролегал через заснеженные пространства, на которых хозяйничали вооружённые банды, через области недавно усмирённых восстаний, с ужасом повторявших имя Стрельникова, теснившего белых под командованием полковника Галиуллина.

    В Варыкине они остановились сначала у бывшего управляющего Крюгеров Микулицына, а потом в пристройке для челяди. Сажали картошку и капусту, приводили в порядок дом, доктор иногда принимал больных. Нежданно объявившийся сводный брат Евграф, энергичный, загадочный, очень влиятельный, помог упрочить их положение. Антонина Александровна, похоже, ожидала ребёнка.

    С течением времени Юрий Андреевич получил возможность бывать в Юрятине в библиотеке, где увидел Ларису Федоровну Антипову. Она рассказала ему о себе, о том, что Стрельников — это её муж Павел Антипов, вернувшийся из плена, но скрывшийся под другой фамилией и не поддерживающий отношений с семьёй. Когда он брал Юрятин, забрасывал город снарядами и ни разу не осведомился, живы ли жена и дочь.

    Через два месяца Юрий Андреевич в очередной раз возвращался из города в Варыкино, Он обманывал Тоню, продолжая любить её, и мучился этим. В тот день он ехал домой с намерением признаться жене во всем и больше не встречаться с Ларой.

    Вдруг трое вооружённых людей преградили ему дорогу и объявили, что доктор с этого момента мобилизован в отряд Ливерия Микулицына. Работы у доктора было по горло: зимой — сыпняк, летом — дизентерия и во все времена года — раненые. Перед Ливерием Юрий Андреевич не скрывал, что идеи Октября его не воспламеняют, что они ещё так далеки от осуществления, а за одни лишь толки об этом заплачено морями крови, так что цель не оправдывает средства. Да и сама идея переделки жизни рождена людьми, не почувствовавшими её духа. Два года неволи, разлуки с семьёй, лишений и опасности завершились все же побегом.

    В Юрятине доктор появился в момент, когда из города ушли белые, сдав его красным. Выглядел он одичалым, немытым, голодным и ослабевшим. Ларисы Федоровны и Катеньки дома не было. В тайнике для ключей он обнаружил записку. Лариса с дочерью отправилась в Варыкино, надеясь застать его там. Мысли его путались, усталость клонила ко сну. Он растопил печь, немного поел и, не раздеваясь, крепко заснул. Очнувшись же, понял, что раздет, умыт и лежит в чистой постели, что долго болел, но быстро поправляется благодаря заботам Лары, хотя до полного выздоровления нечего и думать о возвращении в Москву. Живаго пошёл служить в губздрав, а Лариса Федоровна — в губоно. Однако тучи над ними сгущались. В докторе видели социально чуждого, под Стрельниковым начинала колебаться почва. В городе свирепствовала чрезвычайка.

    В это время пришло письмо от Тони: семья была в Москве, но профессора Громеко, а с ним её и детей (теперь у них, кроме сына, есть дочь Маша) высылают за границу. Горе ещё в том, что она любит его, а он её — нет. Пусть строит жизнь по своему разумению.

    Неожиданно объявился Комаровский. Он приглашён правительством Дальневосточной Республики и готов взять их с собой: им обоим грозит смертельная опасность. Юрий Андреевич сразу отверг это предложение. Лара уже давно поведала ему о той роковой роли, что сыграл в её жизни этот человек, а он рассказал ей, что Виктор Ипполитович был виновником самоубийства его отца. Решено было укрыться в Варыкине. Село было давно покинуто жителями, вокруг по ночам выли волки, но страшнее было бы появление людей, а они не взяли с собой оружие. Кроме того, недавно Лара сказала, что, кажется, беременна. Надо было думать уже не о себе. Тут как раз снова прибыл Комаровский. Он привёз весть, что Стрельников приговорён к расстрелу и надо спасать Катеньку, если уж Лара не думает о себе. Доктор сказал Ларе, чтобы она ехала с Комаровским.

    Читайте также:
    Есть в осени первоначальной - анализ стихотворения, история

    В снежном, лесном одиночестве Юрий Андреевич медленно сходил с ума. Он пил и писал стихи, посвящённые Ларе. Плач по утраченной любимой вырастал в обобщённые мысли об истории и человеке, о революции как утраченном и оплакиваемом идеале.

    В один из вечеров доктор услышал хруст шагов, и в дверях показался человек. Юрий Андреевич не сразу узнал Стрельникова. Выходило, что Комаровский обманул их! Они проговорили почти всю ночь.

    О революции, о Ларе, о детстве на Тверской-Ямской. Улеглись под утро, но, проснувшись и выйдя за водой, доктор обнаружил своего собеседника застрелившимся.

    В Москве Живаго появился уже в начале нэпа исхудавшим, обросшим и одичавшим. Большую часть пути он проделал пешком. В течение последующих восьми-девяти лет своей жизни он терял врачебные навыки и утрачивал писательские, но все же брался за перо и писал тоненькие книжечки. Любители их ценили.

    По хозяйству помогала ему дочь бывшего дворника Марина, она служила на телеграфе на линии зарубежной связи. Со временем она стала женой доктора и у них родились две дочери. Но в один из летних дней Юрий Андреевич вдруг исчез. Марина получила от него письмо, что он хочет пожить некоторое время в одиночестве и чтобы его не искали. Он не сообщил, что вновь неизвестно откуда появившийся брат Евграф снял ему комнату в Камергерском, снабдил деньгами, начал хлопотать о хорошем месте работы.

    Однако душным августовским днём Юрий Андреевич умер от сердечного приступа. Попрощаться с ним пришло в Камергерский неожиданно много народу. Среди прощающихся оказалась и Лариса Фёдоровна. Она зашла в эту квартиру по старой памяти. Здесь когда-то жил её первый муж Павел Антипов. Через несколько дней после похорон она неожиданно исчезла: ушла из дому и не вернулась. Видимо, её арестовали.

    Уже в сорок третьем году, на фронте, генерал-майор Евграф Андреевич Живаго, расспрашивая бельёвщицу Таньку Безочередову о её героической подруге разведчице Христине Орлецовой, поинтересовался и её, Таниной, судьбой. Он быстро понял, что это дочь Ларисы и брата Юрия. Убегая с Комаровским в Монголию, когда красные подходили к Приморью, Лара оставила девочку на железнодорожном разъезде сторожихе Марфе, кончившей дни в сумасшедшем доме. Потом беспризорщина, скитания.

    Между прочим, Евграф Андреевич не только позаботился о Татьяне, но и собрал все написанное братом. Среди стихов его было и стихотворение «Зимняя ночь»: «Мело, мело по всей земле / Во все пределы. / Свеча горела на столе, / Свеча горела. »

    Что скажете о пересказе?

    Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

    «Доктор Живаго» (Б. Пастернак)

    Цитата: «Свеча горела на столе, / Свеча горела».

    Проблематика:

    • смысл жизни человека, место человека в истории (связь судьбы каждого человека с судьбами всех остальных, высшее предназначение человека);
    • гуманизм (добро и зло);
    • война, её бессмысленность и беспощадность;
    • нравственный выбор;
    • человек и искусство.

    Смысл названия: как мы уже знаем, название романа по имени главного персонажа вполне традиционно для русской литературы. Важно отметить, что Пастернак вынес в название романа профессию — доктор. Юрий Андреевич Живаго — как по профессии, так и по призванию, — гуманист, лекарь человеческих тел и душ. Он проносит через все тяготы времени здоровую (то есть гуманную, человеколюбивую, не ожесточённую) жизненную позицию. Странная для нас фамилия «Живаго» фактически представляет собой родительный и винительный падежи церковнославянского слова «живой». То есть название романа «переводится» как «Доктор Живого», а Юрию Живаго предназначается позиция лекаря жизни как таковой.

    Изначально Борис Леонидович планировал назвать роман «Смерти не будет».

    Литературное направление: реализм.

    Литературный жанр: роман.

    Жанровые особенности: главный герой романа Юрий Живаго — не только врач, но и поэт, и роман наполнен его стихотворениями, которые образуют важную несобытийную часть сюжета. На основании этого можно смело сказать, что «Доктор Живаго» — лирический (лиро-эпический) роман.

    Время и место действия: действие романа происходит в разных уголках России в период от начала века до Великой Отечественной войны.

    Действующие лица

    Юрий Андреевич (Юра) Живаго — доктор, поэт, щедрый, гуманный и цельный человек.

    Антонина Александровна (Тоня) Живаго (в девичестве Громеко) — жена доктора Живаго.

    Лариса Фёдоровна (Лара) Антипова (в девичестве Гишар) — возлюбленная Юрия Живаго, жена Антипова.

    Амалия Карловна Гишар — мать Ларисы.

    Родион Фёдорович Гишар — брат Ларисы, сын Амалии Карловны.

    Павел Павлович (Паша) Антипов (в годы революции живёт под фамилией Стрельников) — муж Ларисы. В годы революции становится комиссаром. Изначально весёлый чистюля, впоследствии делается мрачным и подозрительным.

    Екатерина Павловна (Катенька) Антипова — дочь Ларисы и Павла Антиповых.

    Александр Александрович Громеко — профессор, отец Антонины Александровны, тесть Юрия Живаго.

    Анна Ивановна Громеко — мать Антонины Александровны, тёща Юрия Живаго.

    Евграф Андреевич Живаго — сводный брат Юрия Живаго, генерал-майор.

    Виктор Ипполитович Комаровский — адвокат, советник семьи Гишар, соблазнитель Ларисы.

    Михаил Гордон — одноклассник Юрия Живаго.

    Осип Галиуллин — знакомый Павла Антипова, подпоручик (впоследствии полковник и генерал).

    Ливерий Микулицын (вымышленное имя — товарищ Лесных) — глава организации «Лесные братья».

    Марина — гражданская жена Юрия Живаго, телеграфистка, дочь дворника.

    Краткое содержание

    Юрий Живаго рано остался сиротой, и его взяли к себе дальние родственники — семья Громеко. Юра дружил с Тоней, дочкой профессора Громеко, и Мишей Гордоном, одноклассником.

    Юре запомнился случай из детства: как-то профессору Громеко пришлось ехать к Амалии Гишар, которая пыталась покончить с собой. Юра и Миша отправились вместе с ним. Амалия Карловна рассказывала, что к самоубийству её склонили расстроенные нервы, а Юра видел, как обменялись взглядами дочь мадам Гишар и некий мужчина средних лет. Юрий сразу понял, что мужчина полностью владеет мыслями девушки. Позднее Миша сказал Юре, что видел этого человека: он в поезде спаивал отца Юры, после чего старший Живаго убил себя, бросившись с поезда.

    Дочь мадам Гишар Лариса действительно состояла в любовной связи с этим мужчиной — другом дома Гишар Виктором Комаровским. Он полностью поработил девушку.

    Читайте также:
    Семья Мелеховых в романе "Тихий дон" , чем внутренне выделяются Мелеховы в казачьей среде, история семьи, характеристика Пантелея, история Прокофия, почему Мелеховых называли турками-черкесами

    Несколько лет спустя Юрий Живаго вновь встретился с Ларисой Гишар. Незадолго до их встречи Юрий ехал с Тоней Громеко на ёлку и думал, что они должны пожениться. В это же время Лара Гишар говорила влюблённому в неё Паше Антипову, что они обязаны пожениться, иначе она погибла. После этого Лариса отправилась на тот же праздник, куда ехали Юра с Тоней. Ночью раздался выстрел: это Лариса, пытаясь убить кошмар всей своей жизни — адвоката Комаровского, промахнулась и ранила другого человека. Когда её выводили, Живаго второй раз увидел Лару — и снова в компании человека, причастного к гибели его отца.

    Адвокат Комаровский, чтобы избежать скандала, замял дело, и Ларису не судили. Однако она тяжело заболела. Здесь же объясняется её сложное положение, повлёкшее за собой перестрелку. Брат Ларисы Родя проиграл чужие деньги и грозил застрелиться. Ларе пришлось занять денег у семьи Кологривовых, в которой она работала воспитательницей. Но вернуть долг девушке никак не удавалось: она отправляла деньги ссыльному отцу Паши Антипова (втайне от самого Паши). Не было другого выхода, кроме как попросить денег у адвоката Комаровского. Но на ёлке Виктор Ипполитович не смотрел на неё, а потом улыбнулся другой девушке той улыбкой, которая Ларисе была хорошо известна.

    Юра и Тоня поженились, у них родился сын. Лара выздоровела, они с Пашей поженились и уехали на Урал. Мужу она призналась в своих отношениях с Комаровским. Они оба работали — преподавали в гимназии. У Лары родилась дочь Катенька. Но отношения Лары и Паши были сложными: Паша всё время сомневался, что Лара его любит.

    Началась война. Юрия Живаго призвали на фронт врачом. Павел Антипов закончил офицерские курсы, отправился на фронт и попал в плен. Чтобы найти мужа, Лара стала медсестрой при санитарном поезде. Знакомый Павла Осип Галиуллин сказал Ларисе, что был свидетелем смерти её мужа.

    Юрий Живаго, изначально веривший в революцию, с ужасом наблюдал дезертирство и разруху. Вместе с семьёй он двинулся на Урал в имение Крюгеров, чтобы уберечь своих близких. Семье Живаго пришлось преодолеть кордоны вооружённых банд. Часто Юрий слышал, как мирное население с ужасом произносит фамилию некоего Стрельникова — борца с белыми.

    Прибыв на Урал, семейство Живаго останавливается у Микулицына (бывшего управляющего Крюгеров), потом поселяется в пристройке, сажает огород. Им помогает приехавший Евграф Живаго. Посетив библиотеку, Юрий Живаго встречается с Ларисой Антиповой. Она сообщает, что таинственный грозный Стрельников — это её муж Паша Антипов. Он и впрямь беспощаден: город, в котором находились его жена и дочь, обстреливал недрогнувшей рукой.

    Юрий Живаго начинает встречаться с Ларисой. Он мучится, что обманывает любимую жену, и в какой-то момент даже решает больше не видеться с Ларисой. Но его неожиданно мобилизуют в отряд Ливерия Микулицына. Раненые и больные на два года полностью занимают всю его жизнь. Но заканчивается мобилизация всё-таки побегом.

    Юрий Живаго отправляется к Ларе, но её нет дома: он находит записку от Ларисы — они с дочкой в отъезде. Юрий засыпает, даже не раздевшись, — а просыпается в постели, уже раздетым и умытым благодаря Ларе. Юрий Живаго долго болел, но потихоньку выздоравливает. Они с Ларой поступают на службу. Жизнь всё-таки не вполне спокойна: власти видят в Живаго «социально чуждый элемент». Юрий получает письмо от Тони: она с семьёй (у Юрия родилась ещё дочь Маша) в Москве, но отца Тони высылают за границу, и Тоня, по всей видимости, тоже уедет.

    Появляется Комаровский, который предупреждает Юрия и Лару об опасности и предлагает им уехать. Лариса до сих пор ненавидит этого человека, а Юрий считает его виновным в смерти отца, поэтому ехать с Комаровским они отказываются. Но надо как-то решать проблемы, да ещё и Лара подозревает, что беременна.

    Комаровский снова появляется и рассказывает, что Стрельникова приговорили к смертной казни — надо спасать его дочь. Ларисе приходится уехать вместе со Стрельниковым.

    Юрий Живаго оказывается совсем один. Он много пьёт и пишет стихи о любимой, о жизни вообще. Его терзает ощущение утраты.

    В один из дней в жилище Живаго появляется Стрельников (а это значит, что Комаровский солгал Ларе и Юрию). Они всю ночь беседуют, а наутро Живаго находит Стрельникова застрелившимся.

    Живаго пешком возвращается в Москву. Он сходится с телеграфисткой Мариной, у них рождаются две дочки. Внезапно Юрий Живаго пропадает: он оставляет жене записку, что хочет побыть один и просит его не разыскивать. Живаго не сообщает, что его брат Евграф снова появился и помогает ему деньгами.

    Летом Юрий Живаго вдруг умирает от инфаркта. Случайно на его похоронах оказывается и Лариса — она просто зашла в квартиру, где когда-то жил её муж Павел. Впоследствии Лариса исчезает (возможно, её арестовывают).

    Спустя годы Евграф Живаго случайно находит Таню Безочерёдову, дочь Ларисы и Юрия. Комаровский увозил Ларису в Монголию, и она оставила ребёнка сторожихе Марфе. Впоследствии Марфа сошла с ума, и девочка стала беспризорницей. На момент знакомства с Евграфом Таня работала прачкой.

    Евграф Живаго помогает Татьяне деньгами и собирает стихи брата. Среди них — то самое, главное — «Зимняя ночь»: «Мело, мело по всей земле / Во все пределы. / Свеча горела на столе, / Свеча горела. ».

    Экранизации

    «Доктор Живаго» (США, 1965, в главных ролях Омар Шариф и Джули Кристи); «Доктор Живаго» (Великобритания, 2002, мини-сериал, в роли Ларисы — Кира Найтли), «Доктор Живаго» (Россия, 2006, телесериал, в роли Юрия Живаго — Олег Меньшиков, в роли Лары — Чулпан Хаматова).

    Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

    Какое время описано в романе «Доктор Живаго»?

    Ответ. Первая половина XX в.

    В какой поэме есть образ метели, перекликающийся со стихотворением Юрия Живаго «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле, / Во все пределы», «Мело весь месяц в феврале.»?

    Ответ. «Двенадцать». В поэме Блока также присутствует сквозной образ метели («Завивает ветер / Белый снежок. / Под снежком — ледок»). Необходимо отметить, что в стихотворении Пастернака любовь помогает уберечься от метели, тогда как в поэме Блока всякий персонаж оказывается беспомощным перед лицом стихии.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: