Возникновение христианства – время и место появления

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА

1. Причины возникновения христианства.

Восстания рабов и колонов в Римской империи терпели поражения. Империя казалась непобедимой. Для раба и колона лишь смерть была избавлением от непосильного труда, унижений и побоев. Рабы и колоны теряли надежду на то, что борьба с угнетателями может улучшить их жизнь. Теряли они также веру в своих старых богов, которые ничем не облегчили их положения.

Среди угнетённых стала распространяться вера в доброго и могущественного бога, который освободит их от гнёта и накажет их мучителей или здесь на земле, или после смерти, в «загробном царстве».

2. Об Иисусе Христе.

В I веке появились сказания, что в Палестине под видом человека жил бог: он приходил на Землю, чтобы помочь рабам и беднякам. Называли его Иисус Христос. Рассказывали, что римский наместник распял его на кресте, а Иисус покорно терпел страдания. После смерти он воскрес и вознёсся на небо, обещая вскоре вернуться и судить души людей. Тех, кто терпел страдания и признавал Иисуса богом, он обещал наградить вечной счастливой жизнью в рае, а остальных людей осудить на вечные муки.

Во II-III веках эти сказания были записаны. Они получили название «евангелий», что по-гречески значило «добрая весть». Это была та весть, которую с нетерпением ожидали угнетённые.

Разные евангелия рассказывают о разных моментах из жизни Иисуса.

3. Начало распространения христианства.

Угнетённые верили утешительным для них рассказам евангелий. Ведь там было обещано наградить их за страдания и наказать их мучителей. Люди, поверившие сказаниям об Иисусе Христе, называли себя христианами. Вера в Христа – христианство – стала распространяться среди бедноты и рабов в Малой Азии, Египте, а затем в Греции и Италии. Среди христиан были:

  • евреи,
  • греки,
  • римляне,
  • египтяне,
  • галлы
  • и люди других народностей.

Христиане признавали только одного бога и отказывались поклоняться императорам как богам. За это императоры преследовали их. Поэтому христиане собирались тайно, чаще всего в подземельях и заброшенных каменоломнях. Там они молились и слушали чтение евангелий.

4.Вступление богатых людей в число христиан.

В III веке жизнь в Римской империи была очень беспокойной и опасной. Во время восстаний богатые люди часто лишались не только имущества, но и жизни. В империю вторгались соседние племена, жестоко опустошавшие страну. Всё это лишало и богатых людей уверенности в завтрашнем дне: они не знали, сохранят ли они на следующий день своё имущество и жизнь. Все жили в постоянной тревоге.

Богатые люди, так же как бедняки, утешали себя надеждой на «вечное блаженство» после смерти. К тому же они видели, что христианство проповедует терпение и покорность, а этим отвлекает рабов и бедняков от борьбы с рабовладельцами. Поэтому богатые люди стали также вступать в число христиан.

Для купцов, разъезжавших по разным городам, было выгодно принять христианство. В этом случае христиане любого города гостеприимно принимали их в своих домах и помогали им в торговле.

5. Христианская церковь.

Богатые люди приобрели большое влияние среди христиан. Обычно из их числа избирали священников, руководивших общими молитвами, и епископов, что по-гречески значит «надзиратель». Епископу должны были беспрекословно повиноваться христиане целой области.

К концу III века христианство широко распространилось в Римской империи. Христиане разных городов поддерживали связи между собой. Образовалась тайная организация христиан. В неё входили десятки епископов, тысячи священников и сотни тысяч верующих.

Организация христиан называлась церковью . Христианская церковь представляла большую силу, с которой не могли не считаться сами римские императоры.

Христианство: история и предпосылки возникновения, распространение, основные догматы веры

Самой крупной мировой религией по количеству верующих является христианство. Численность верующих достигает 2,4 млрд. человек, что составляет треть всего населения на планете.

Зарождение христианства

История христианства насчитывает более двух тысяч лет. Возникла религия в I тысячелетии нашей эры на территории Римской империи. Историки не могут точно установить место появления христианства, поскольку в то время это государство занимало огромную территорию с миллионами жителей. Часть ученых считает, что это могло случиться в Палестине, а другая часть исследователей уверена, что христианство зародилось в еврейской общине, проживающей в Греции.

Условия и предпосылки христианства

В середине II века до н. э. Рим постоянно трясли гражданские войны, которые были направлены против рабовладельческой системы государства, социальных и экономических отношений. Ни одно стихийное восстание не переросло в настоящую революцию. Во-первых, Римская империя была очень могущественной, поэтому сломать ее основы обычными восстаниями и массовыми недовольствами было сложно. Во-вторых, низкий уровень самосознания населения. В-третьих, сильные различия между рабами и свободными крестьянами.

Гражданские войны привели к политическому и общественному кризису, распространению среди населения апатии и депрессивных настроений. На этом фоне стали развиваться мистические верования, которые исповедовали рабы, крестьяне, граждане Рима. Люди хотели верить, что волшебный мир и мистика избавят их от бед и проблем.

К другим условиям возникновения и развития христианства в Римской империи можно отнести следующие факторы:

  • Крах национальных религий и неприятие покоренными народами богов Рима.
  • Узкая направленность римских верований, которые ориентировались только на элиту общества.
  • Неудачные попытки императора Августа ввести культ императоров.
  • Распространение разных вариантов восточных культов, носивших земледельческий характер.
  • Появление в верованиях божества, которое умирает, а потом воскресает.
  • Красочная обрядность культов, что радикально отличало их от сухой римской религии.
  • Людей привлекал мистический и тайный характер, но только посвященные могли принимать участие в богослужениях.
  • Мессианизм восточных культов, поэтому быстро нашли отзыв в низах римского общества. Прибытие Мессии ожидали поклонники культа Митры и иудеи.
  • Системный кризис позднеантичной культуры, когда духовный вакуум был заполнен восточными культами и эзотерическими учениями.
  • Активные процессы расслоения общества и нарастание социального недовольства.
  • Деятельность Иисуса Христа, которого люди воспринимали как равного себе.
Читайте также:
Сунниты и шииты - чем отличаются, карта расселения

Митраизм в I веке до н. э. проник в римскую армию, которая постоянно поддерживала контакты с персами. Это способствовало распространению верования по провинциям Римского государства. Сначала митраизм охватил окраины империи, а потом проник в элиту общества. Так, императоры Комод и Аврелиан являлись последователями культа Митры.

Ранние христиане взяли у данного культа обряды, символы, догмы, которые глубоко пустили корни в обществе. В частности, крест, который у митраистов был вписан в круг. Так последователи культа обозначали солнце. Также христиане позаимствовали праздник Рождества Христова.

Митраизм стал основным конкурентом христианства, которое население приняло во многом из-за схожести с культом.

Причины утверждения христианства как мировой религии

К главным причинам, которые послужили признанию христианства как мировой религии, можно отнести:

  • Выход новой веры за пределы еврейской общины и Иудеи.
  • Старые боги потеряли смысл для каждого жителя империи, которую народы не воспринимали как свое государство.
  • Люди из-за кризиса были предоставлены сами себе, потеряли смысловую опору, поэтому искали нового Бога, который был бы связан с ними.

Источники христианства

Самое древние произведение религии – «Откровения Иоанна», в котором упоминаются общины евреев в Малой Азии. Из-за этого историки считают, что христианство возникло не в Палестине.

Малоазиатские евреи не выполняли предписания ортодоксального иудаизма, отказывшись от запретов и обрядов, которые касались одежды, общения с язычниками и пищи. Евреи стали постепенно воспринимать бога Яхве как единого бога, что привело к формированию монотеизма.

Еще одним источником, оказавшим сильное влияние на создание мировоззрения христиан, стало учение Филона Александрийского. Он доказал в I веке н. э. идею единого бога до философской формы, ввел понятие логоса.

Христианство стало активно развиваться и благодаря участникам философской школы стоицизма. Они доказывали бренность бытия, умерщвление плоти, равенство людей, наличие божественного разума, который управляет всем миром.

Идея мессианства в христианстве поменялась. Евреи ожидали, что царь из рода Давида освободит их от Рима. В их сознании освободитель еврейского народа стал общечеловеческим спасителя.

Многие образы и догмы религии сложились на основе земледельческих культов и евангелиях (сочинения христиан, которые писали биографию Христа).

Важным источником христианства стала мифология, развивающаяся на основе культа Исиды и Митры.

Становление и распространение религии

Учение быстро приобрело сторонников, количество которых постоянно увеличивалось. Сначала это были рабы и немного аристократов, потом христианство проникло вглубь общества. Население приняло религию, поскольку увидело во Христе человека, который прошел путь страданий, любя людей. За них он и умер, как раб на кресте.

Для многих религия открыла реальные цели к любви и прощению. Они возможны, согласно догматам, если человек будет следовать божьим законам.

Власть и элита положительно отнесли к христианству, увидев в нем надежду на объединение Рима, который утратил свое величие. Константин Первый признал церковь христиан и счел религию полезной для армии. В конце IV века н. э. Феодосий Первый вообще запретил языческие культы, после чего христианство превратилось в единственную государственную религию в Римской империи.

Несмотря на защиту императоров и положительное отношение властей и населения к новой религии, ее установление нельзя назвать безоблачным. Христианство принимали варвары и жители окраинных провинций, а вот центральные регионы хранили верность традициям. Из-за этого проповедники действовали не всегда мирно, насаждая веру силой.

Тем не менее, это не помешало религии охватывать варварские племена Европы и проникнуть в Византию. Главная причина – духовный универсализм, который заложил основы понимания ценности человека без привязки к расе, национальности, классовой принадлежности и сословию.

В Армении Григорий Просветитель способствовал тому, что религия стала разрешенной на несколько лет раньше, чем в Римской империи. Потом новую веру приняли в Грузии (Иверия), благодаря деятельности равноапостольной Нине. В IV веке н. э. началась христианизация Эфиопии, где церковь, как и в Армении, называется дохалкидонских. В них признают решения и исповедуют вероучительные догматы первого, второго и третьего Вселенских соборов.

Далее новая вера была принята в Египте и Сирии, где сейчас расположены древние христианские кафедры – Александрийская и Антиохийская.

В III-IV вв. н. э. в эпоху великого переселения народов христианские просветители появились у готов, а потом и у других варваров.

Читайте также:
Патристика и схоластика - определение, характеристика направлений

На Британские острова христианство проникло рано, но саксы и англы затормозили его распространение. Вторая волна христианизации пришлась на VI век под предводительством папы Римского Григория Великого. Через два города – Константинополь и Рим – другие народы и страны узнали о религии.

В учении с самого начала появились ереси, среди которых назореи, эвиониты, гностики. Все они расходились во взглядах на догматы и обряды. Проблемы, связанные с еретическими движениями, обсуждались на специальных собраниях церковников, которые получили название Вселенские соборы. С IV по VII вв. прошло семь таких встреч, где обсуждались обязательные правила, догматы, вопросы церковной обрядовости. В 787 году последний Вселенский собор прошел в последний раз, тогда же была закреплена организация церкви.

В начале XI века стали заметны серьезные разногласия между сторонниками христианства. В 1054 году произошел раскол между Папой Львом Девятым и патриархом Михаилом Керулларием, в результате чего образовалась католическая и православная церкви.

Сначала религия была организатором угнетенных, что способствовало объединению верующих. Через много веков христианство поставили на службу государству. Правителям удалось держать под контролем большое количество людей, особенно на покоренных территориях.

Процесс христианизации в мире

Мировая христианизация проходила следующим путем:

  • I век – была сделана апостольская проповедь, созданы общины в Александрии, Антиохии, Иерусалиме и Риме.
  • II-V век – основана миссия в Персии.
  • III век – проникновение религии в Британию.
  • IV век – принятие веры в Армении, Грузии и Эфиопии, указ Константина о свободе деятельности общин христиан в Риме, распространение религии в Сирии, Египте и на Аравийском полуострове.
  • IV-VI век – крещение германцев, франков, народов Кавказа и Скандинавии, повторная христианизация населения Британии.
  • IX век – принятие религии южнославянскими и восточнославянскими племенами.

Этапы становления церкви

Христианская церковь возникла не сразу, поскольку религия длительное время находилась под запретом. История становления церковной организации началась в IV веке н. э. и с тех пор продолжается. В развитии институции выделяются следующие периоды:

  • 34-313 гг. – апостольская церковь, после которой произошло признание христиан во время правления Константина Великого. В это время был сформирован канон, община стала Вселенской церковью, распространяющая власть на Европу, Ближний Восток, север Африки, Эфиопию, Индию. Кроме того, церковь претерпела столетия гонений от иудеев, а потом римских императоров.
  • 313-1054 гг. – от периода правления Константина Великого до разделения церкви на католическую и православную. В это время велась активная борьба с ересями, формировалось учение, возникла Византия, усилились разногласия между православными и католиками.
  • 1054-1453 гг. – период характеризуется падением Византии и Константинополя, нападением турок, смещения центра православия в бывшие земли Киевской Руси. Центром католической церкви стала Европа. В это время возникает реформация и контрреформация, вызвавшие появление протестантизма.
  • XV-XXI вв. – создание поместных православных церквей, которые получили самостоятельность.

На современном этапе в христианстве происходят большие изменения. В частности, появилась Православная Церковь Украины после получения из рук Вселенского Патриарха Варфоломея Томос; в Черногории идет становление Черногорской православной церкви. Аналогичный процесс наблюдается в Северной Македонии. В католичестве – церковная организация более стабильная. Протестантизм в организационном плане также продолжает становление, поскольку возникают новые конфессии.

В первые столетия христианская церковь была запрещена, ее последователи и проповедники объявлены Римом преступниками. Три века христианам приходилось отказываться от массовой проповеди открытого характера, от веры и догматов. Только в 311 году церковь перестали преследовать. Император Галерий Август издал эдикт о веротерпимости, потом Константин Первый издал указ о полной свободе христиан. Документ получил название Миланского эдикта.

Основные христианские конфессии

Религия не является единой, хотя с самого начала так и было. За более чем две тысячи лет существования она распалась на католицизм, православие и протестантизм, который тоже не является однородным. Все конфессии сохраняют канонические положения христианской догматики. Отличия заключаются в разных подходах к толкованию сути и природы Бога, а также в проведении обрядов и культов.

Православие и католицизм разделились в 1054 году после проведения Вселенского собора.

  • Католицизм – близость Бога и материи, тварного мира.
  • Православие – сближение Бога и тварного мира растворит Бога в мире, поэтому люди будут отрицать Бога как главного Абсолюта. Это угрожает нигилизмом и атеизмом. Особое внимание уделено обрядовой стороне, внутреннему оформлению храма, верующие обязаны посещать церковь, носить нательные кресты и выполнять таинства.
  • Протестантизм – большая степень сближения Бога и тварного мира, отказ от обрядов и таинств, простота обрядовой стороны, человек имеет возможность реализовать мирские стремления, служение Богу должно быть индивидуальным, ориентация на стяжание материальных благ, которые считаются главным условием для попадания в рай.

Разделение православия и католицизма спровоцировал конфликт Константинопольского и Римского патриархатов. Михаил Керуларий стал обвинять западных христиан в ересях и отступлении от обрядов. Легаты Папы Льва Девятого предложили отлучить Керуллария от церкви, а тот выдвинул аналогичные обвинения в адрес Льва Девятого. Конфликт удалось ликвидировать только через разделение церквей.

Читайте также:
Иудаизм, краткая история религии, идеи, понятия и священная книга

Новый раскол в христианской вере случился в XVI веке, когда в католичестве начались выступления против существующих норм, поборов и священников. Так зародилось движение за реформу церкви, получившее название Реформация. В результате выделилась третья ветка религии – протестантизм, вызвавший появление национальный церквей, в том числе англиканской.

У каждой конфессии свои святые и праздники, а также трактование священного писания – Библии. Вероучение сейчас, как и раньше, основывается на Библии, решении семи Вселенских соборов, трудах Афанасия Александрийского, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Дамаскина и Иоанна Златоуста. Именно эти отцы церкви стояли у истоков формирования положений веры, определения ее догматов и обрядов.

Каноническая Библия состоит из Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Православные признает 77 книг, католики – 74, а протестанты – 69. Отдельно существует разделение на канонические и неканонические книги.

Христианство с момента зарождения до сегодняшнего дня продолжает увеличивать количество верующих. За две тысячи лет мировая религия претерпела изменения в институциональном и догматическом планах, разделилась на три конфессии.

Что такое Экзистенциализм

Экзистенциализм (от лат. exsistentia — “существование”) — философское течение, а также направление в литературе, возникшие в начале 19 века, которые уделяют внимание существованию человека, его одиночеству и оторванности, поискам его “Я” и смысла жизни, который выражался бы в полной свободе от внешнего окружения и в свободе выбора.

Датский философ Сёрен Кьеркегор (в России его фамилия переводится также как Киргегард) считается первым философом, кто высказывал экзистенциональные идеи. Сам термин экзистенциализм был введён немецким философом Фрицем Хайнеманом в 1929 году.

Экзистенция (лат. exsistentia — “существование”) — понятие в философии, обозначающее бытиё конкретного человека, существование, в процессе которого человек становится неповторимой личностью.

Основные идеи экзистенциализма:

  • в центре находится существование каждого конкретного человека, его “Я”;
  • внешняя жизнь человека и окружающая его среда не важны, важно лишь его внутреннее бытиё;
  • пессимистичный способ восприятия мира: жизнь представляется трагичной и бессмысленной;
  • человек свободен в своём выборе;
  • у жизни нет цели, то, что важно, — это само существование, бытиё;
  • отрицание науки.

Эти идеи поддерживаются представителями буржуазии. Экзистенциалисты имеют различные политические, социальные и религиозные взгляды. Но схожи они тем, что важнейшими эмоциями человека считают отрицательные эмоции: страдание, страх, озабоченность и другие.

Экзистенциальные проблемы

Экзистенциальные проблемы или экзистенциальный кризис — это состояние, которое появляется у человека, когда он не может понять, в чём смысл его жизни, в чём её ценность и для чего он живёт. Как правило, такими вопросами задаются люди, которые живут в развитых странах. Потому что их основные потребности уже удовлетворены и борьба за выживание окончена.

  • “В чём смысл строить отношения, если все люди умирают в одиночку?”
  • “Какова цель моей жизни?”
  • “Какой смысл того, чем я занимаюсь, если меня скоро забудут?”
  • “Как понять, что то, что я делаю, — хорошо?”

Цели экзистенциализма

Экзистенциализм уделяет большое внимание образованию человека. В частности, образование должно подготовить ребёнка к жизни. А именно:

  • научить его распознавать своё истинное “Я”. Французский философ Жан-Поль Сартр говорил, что есть “Я”, которым мы являемся в определённый момент, потому что существуем, и есть “Я”, которым мы становимся, потому что работаем над собой;
  • помочь ему самореализоваться. Для самореализации очень важно понимать себя, свои эмоции;
  • подготовить его к трагедиям в жизни. А именно принять факт своей будущей смерти и научиться наслаждаться жизнью;
  • научить принимать собственные решения; объяснить, что человек свободен в своём выборе;
  • помочь ему социально приспособиться. Экзистенциализм учит, что в первую очередь под социальной адаптацией понимается умение ценить не только свою свободу, но и свободу других людей;
  • помочь ребёнку развить в себе уникальные черты характера;
  • привить ему чувство ответственности. Экзистенциалисты уверены, что человек сам делает свой выбор и сам же за него отвечает.

История экзистенциализма

Основоположником экзистенциализма считается датский философ Сёрен Кьеркегор. Ещё в первой половине 19 века философ высказывал близкие экзистенциализму идеи.

Помимо работ Кьеркегора, экзистенциалисты также черпали вдохновение из трудов таких учёных-философов, как Фридрих Ницше, Зигмунд Фрейд, Эдмунд Гуссерль, Освальд Шпенглер, Анри Бергсон, Георг Зиммель и др.

Неслучайно понятие экзистенциализма ввёл именно немецкий философ Хайнеман в 1929 году. Атмосфера в Германской империи после Первой мировой войны служила хорошей почвой для расцвета отрицательных эмоций: никчёмность жизни, покинутость, страх, одиночество.

Личность в экзистенциализме

Человек свободен в выборе и сам определяет своё поведение. Всё, что не относится к внутреннему “Я” человека, не имеет значения, весь мир крутится, потому что существует человек. Существование человека очищено от социальных условностей.

Люди отчуждены друг от друга. Экзистенциалисты понимают, что взаимоотношения между людьми невозможно устранить, но отношения считаются побегом от своего “Я”, они истощают внутренний мир человека. А природа — это что-то инородное, не относящееся к внутреннему миру личности.

Сторонники теории не верят, что природа создаёт человека таким, какой он есть. Они считают, что сущность человека не предопределена, не даётся ему заранее и вообще отсутствует. Человек сам выбирает свою сущность и естество.

Читайте также:
Религии Зарубежной Европы - виды стран по религиозному составу

Представители экзистенциализма

Философы-экзистенциалисты:

  • Сёрен Кьеркегор;
  • Фридрих Ницше;
  • Зигмунд Фрейд;
  • Эдмунд Гуссерль;
  • Мартин Хайдеггер;
  • Карл Ясперс;
  • Освальд Шпенглер;
  • Анри Бергсон;
  • Георг Зиммель;
  • Николай Александрович Бердяев;
  • Лев Исаакович Шестов.

Писатели-экзистенциалисты:

  • Жан-Поль Сартр;
  • Альберт Камю;
  • Габриэль Марсель;
  • Симона де Бовуар.

В книгах данных авторов присутствуют идеи экзистенциализма. Они воспевают такие экзистенциальные понятия, как отчуждение, одиночество, свободу, абсурд, страх, пустоту.

Считается, что экзистенциалисты находили в романах Фёдора Достоевского, Франца Кафки и Генрика Ибсена зачатки своих идей. Известно, что Жан-Поль Сартр и Ницше, прочитав произведение Фёдора Достоевского “Братья Карамазовы”, затем цитировали рассуждения Ивана Карамазова о Боге, в частности его взгляд, что, если Бога нет, всё дозволено.

Экзистенциализм Кьеркегора

Кьеркегор утверждал, что постигнуть существование с помощью его осмысления невозможно. Можно только испытать его на опыте, то есть прожить. По мнению философа, каждый человек имеет своё внутреннее “Я”, которое нельзя понять из внешнего окружения. Человек может понять кто он и реализовать свою экзистенцию только бессознательно, отвлёкшись от всего внешнего.

Экзистенциализм Ницше

По мнению Ницше, Бога больше нет, человек может рассчитывать только на собственную волю. Причём воля должна быть именно к власти, в этом состоит сущность человека. Философ считал, что внутреннее “Я” человека — это его инстинкты. Экзистенциализм Ницше тесно связан с нигилизмом.

Нигилизм

(От лат. nihil — “ничто”) философское понятие, введённое Ницше, связанное с обесцениванием ценностей, бессмысленностью жизни и отсутствием чего-то постоянного и неизменного.

Экзистенциализм Гуссерля

Гуссерль отрицал важность внешнего окружения, реальный мир. Есть только реальность конкретного человека, которая может быть понята, опираясь на собственные ощущения и впечатления.

Гуссерль писал о “чистом сознании” человека, которое существует независимо от человека, хоть и находится в нём. Такое сознание приводит к “идеальному бытию”, которое невозможно познать опытным путём или путём осмысления — одним лишь созерцанием.

Экзистенциализм Сартра

Сартр превыше всего ставит индивидуальность каждого человека. При этом субъективность человека первична, она формирует то, чем человек является, его сущность. Философ считал, что человек самостоятельно делает свой выбор и становится кем-то. У человека нет заложенной в нём кем-то или чем-то (природой или обществом) сущности, он свободен принимать решения и определять свою сущность.

Экзистенциализм и религия

Среди экзистенциалистов есть и атеисты (Жан-Поль Сартр, Фридрих Ницше), и католики (Габриэль Оноре Марсель), и протестанты (Карл Ясперс).

При этом экзистенциализм и религия не направлены против друг друга. Экзистенциалисты считают, что вера — нелепое понятие, но всё же полагают, что она имеет важное значение для познания истины.

Атеистический экзистенциализм

Атеисты-экзистенциалисты критикуют религию. По их мнению, происхождение человека необъяснимо. Но человек свободен в выборе своего существования и своей сущности. Его существование не предопределено никакой высшей силой.

Экзистенциалисты уверены, что мир враждебен по отношению к человеку, поэтому нужно отрешиться от него, от всего внешнего окружения и обратиться внутрь себя. Человек начинает испытывать страх (Angst) от чувства одиночества, оторванности от мира, безразличности ко всему происходящему. Этот страх, в отличие от боязни (furcht), не возникает из-за чего-то конкретного. Он овладевает человеком полностью. Жизнь, по мнению философов, лишена смысла, а существование — цели.

Религиозный экзистенциализм

Религиозные экзистенциалисты считают, что для подлинной жизни необходимо установить связь с богом. Они согласны с идеей атеистов-экзистенциалистов, что мир враждебен, но уверены, что когда человеком овладевает страх, в этот момент человек обращается внутрь себя и пытается найти Бога внутри себя. При этом именно Бог повелевает человеку, как тот должен жить.

“Позитивный” экзистенциализм

В 1951 году Ватикан обвинил экзистенциализм в излишнем пессимизме. После чего католические экзистенциалисты создали новое направление — “позитивный” экзистенциализм. Среди представителей этого направления были Никола Аббаньяно, Эрриго Пачи, Армандо Ведальди. Философы основывают свои взгляды на религии, мотивируя это схожестью последней с философией.

По мнению последователей “позитивного” экзистенциализма, у человека есть много возможностей. Он не даёт человеку замкнуться в себе и отсоединиться от всего мира. Они утверждают, что у человека всегда есть возможность найти свой истинный путь в жизни, несмотря на неудачи и страдания.

Смотрите также значение Религия.

Трансценденция

Трансценденция (от лат. transcendere — “переступать”) — термин в философии, означает перемещение из одной области в другую, как правило, из реальной и земной в потустороннюю.

У экзистенциалистов есть много определений слова “трансценденция”. По мнению одних, трансценденция есть истинное бытиё. Необходимо в неудобном и недружественном мире, скованном социальными условностями, найти способ существовать истинно. Религиозные экзистенциалисты считают, что достичь такого подлинного бытия можно только с помощью трансценденции, т. е. контакта с Богом.

По мнению других философов, трансценденция — это выход сознания человека за его границы; ситуация, при которой сознание перемещается из настоящего в будущее.

Экзистенциализм. Основные идеи и представители: С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель, Х. Ортега-и-Гассет

Экзистенциализм и философская антропология

Учебная цель: рассмотреть связь онтологии с антропологией, основные образы человека в философии, философско-религиозные поиски персонализма, «возврат к богу» и «любовь к Богу» – мировоззренческая установка западных религиозных философов, как путь нравственного совершенствования западного человека и возврата к человечности.

Читайте также:
Религия Древнего Египта - характеристика и основные идеи, факты

Ключевые слова: экзистенциализм, прагматизм, персонализм, философская антропология.

Важное место в панораме философских течений 20 столетия занимает экзистенциализм (от лат.existentia – существование). Это иррационалистическая философия, возникшая в русле стремления создать новое мировоззрение, принципиально отличающееся от университетской западной философии с ее первостепенным вниманием к абстрактным онтологическим и гносеологическим проблемам. Основной интерес рассматриваемого течения сосредоточен на конкретном человеке с его каждодневными заботами, печалями, горестями, переживаниями.

Укрепляется мнение, что все основные проблемы философии можно свести к вопросу о том, что есть человек и каково его место в жизни (немецкий религиозный философ М. Шелер). Или, как отмечал французский персоналист Э. Мунье, – существование человека – первая проблема философии. Антропологическую переориентацию философии поддержали несколько влиятельных течений: неотомизм, персонализм, философская антропология и наиболее яркое – экзистенциализм.

Течение, именуемое экзистенциализмом, объединяет философов порой совершенно различных убеждений и интересов. Что у них общего? Позиция, согласно которой не сущность (лат. «эссенция»), а существование (лат. «экзистенция») должно явиться основным предметом философских размышлений.

Экзистенциализм – философское течение, центральной проблемой которого явилось существование человека со всем комплексом его социальных и психологических проблем.

У истоков этих идей стояли: датчанин С. Кьеркегор (1813-1855), русские религиозные философы Н.А. Бердяев (1874-1948), Л.Н. Шестов (1866-1938), испанский мыслитель Мигель де Унамуно (1864-1936). Начиная с 20-х годов экзистенциализм активно развивается и достигает своего пика в период 30-60-х годов ХХ в. Видные представители: К. Ясперс (1883-1969), М. Хайдеггер (1889-1979) – в Германии; Ж.П. Сартр (1905-1980), А. Камю (1913-1960), Г. Марсель (1889-1973) – во Франции; Х. Ортега-и-Гассет (1883-1955) – в Испании.

С известной долей условности экзистенциализм подразделяют на религиозный (Бердяев, Шестов, Марсель, Ясперс) и атеистический (Сартр, Камю, Мерло-Понти, де Бовуар). Экзистенциалистические воззрения М. Хайдеггера (его функциональная онтология) стоят особняком: их, чаще всего, не причисляют ни к тому, ни к другому из указанных направлений, хотя в ряде работ они отнесены к атеистическому.

Родина экзистенциализма Германия и Франция. Важнейшие экзистенциалистические концепции возникли во второй трети 20 века в рамках немецкой и французской ветвей:

1) немецкий экзистенциализм: К. Ясперс (1883-1969), М. Хайдеггер (1889-1976).

2) французский экзистенциализм: Ж.П. Сартр (1905-1980), А. Камю (1913-1960), Г. Марсель (1889-1973), М. Мерло-Понти (1908-1961).

Общие концептуальные идеи экзистенциалистов:

– Подлинная реальность, заслуживающая внимания философии, есть существование человеческой личности.

– Человек сначала существует – живет, чувствует, страдает, мыслит, действует – и лишь после того обретает свою сущность.

– Свою сущность, как и цель жизни, человек выбирает сам.

– Человек не может (не должен) стремиться к всеобщим целям, снимая с себя ответственность за свои поступки.

– Жизнь абсурдна и бессмысленна, бытия в ином мире и высшего справедливого воздаяния не существует (атеистический экзистенциализм).

– Объективной истины нет. Всякая истина – результат человеческих переживаний, предпочтений и выбора.

– Человек способен к преобразованию мира.

Таким образом, мировоззрение экзистенциалистов пронизано индивидуализмом, субъективизмом и пессимизмом. Однако оно не лишено и ряда ценных элементов. Важнейшие из них: пристальное внимание к человеческой личности, призыв не подчиняться толпе, делать свободный выбор и нести за него ответственность.

Серен Кьеркегор (1813-1855) – датский философ, теолог, писатель. Сам Кьеркегор называл свою философию экзистенциальной. Экзистенциальное мышление связано с внутренней духовной жизнью личности и принципиально отличается от абстрактного и безличного научного мышления. Он отвергает «научный способ философствования» и рассматривает его как попытку сконструировать неподлинное человеческое «Я», в то время как новая философия должна решить прежде всего проблемы «Я», причем не ограничиваясь областью рационально познаваемого.

«Я», по Кьеркегору, – это живой реальный человек, а также те категории, которые раскрывают его сущность и не являются сугубо классическими: отчаяние, жизнь, смерть, страх, выбор, вина». Кьеркегор обращал пристальное внимание на неустойчивость человеческого бытия, которое есть своего рода «растревоженная экзистенция». Человеческое «Я» всегда трагично, этот трагизм порождается всем многообразием существования: неисчерпаемостью «Я», желанием увидеть «Я» через «Ты», заражающим человеческую личность безумием мира, преследующим человека страхом и отчаянием.

К. рассматривает человека как экзистенцию, акцентируя внимание на различных ее состояниях, например на состоянии:

– страха – трепетного состояния жгучего опасения перед неизвестным и таинственным;

– выбора – выбора человеком самого себя, своего уникального и неповторимого «Я» и т.д.

Центральным в философии К. является учение о трех сферах бытия духовного индивида («Единичного»), или о трех стадиях его земного развития и одновременно о трех образах жизни.

Переход от стадии к стадии осуществляется путем выбора человека на пути к Богу:

1) эстетическая стадия – чувственный способ жизнедеятельности, характеризующийся хаотичностью, случайностью с соответствующей формой существования (эстетизмом) и человеком, поглощенным этой стадией (эстетикой);

Читайте также:
Сознание в философии и психологии, структура, уровни, свойства

2) этическая стадия, на которой «этический человек», «этик», нравственно ответствен, его отчаяние перед лицом мира – это отчаяние личности, концентрирующей все силы души в акте отчаяния, в попытке через духовность проложить путь к вере;

3) религиозная стадия – это стадия абсолютного отчаяния, в религиозном существовании «единичный» – это грешник, изначально виноват перед Богом, причем именно это понимание изначальной виновности и несовершенства приводит человека к вере, не содержащей ничего рационального («вера есть парадокс»).

Философия К, фиксирующая основные категории и диалектику человеческого существования, во многом явилась основой философского течения ХХ в. – экзистенциализма.

Мартин Хайдеггер (1889-1976). Центральным вопросом философии Х. является проблема бытия и его смысла.

Основная работа «Бытие и время» (1927) подчинена трем задачам:

1) выявить фундаментальную структуру «здесь-бытия» как бытия-в-мире;

2) показать, что бытие-в-мире является временным и историчным;

3) на основе временности «здесь-бытия» осознать необходимую принадлежность времени к смыслу бытия.

Понятие (Dasein – нем.) «здесь-бытие» выступает основой его экзистенциальной онтологии.

Х. ставит вопрос о том, что есть бытие само по себе, и решает его через рассмотрение человеческого бытия, поскольку только оно наделено возможностью понимания бытия. Человеческое бытие, изначально наделенное сознание, это Dasein «здесь-бытие». Человеку непосредственно открыто бытие, поэтому понимание бытия – это его бытийная определенность. Х критикует европейскую философскую традицию, отождествляющую бытие с сущим, с миром вещей и явлений. По Х, рационалистическая философия неверно истолковывала бытие как нечто временное. Х понимает «временность» как внутреннее переживание человека, как исходную онтологическую основу экзистенциальности «здесь-бытие».

По Х, бытие-в-мире – это априорные формы человеческой личности, которые составляют субъективное бытие человека. Такие априорные формы (забота, тревога, страх, совесть, вина) выражают духовный опыт личности, чувствующей свою временность, однократность, неповторимость и смертность. По Х, сущность Dasein «здесь-бытие» заключена в его экзистенции, в специфическом способе бытийствования; Dasein «здесь-бытие» – это бытие, наделенное сознанием, это «здесь-присутствие», через которое «говорит» само бытие. Специфика человека определяется через особое положение человеческого сущего в бытии, поэтому, анализируя Dasein «здесь-бытие», можно создать фундаментальную онтологию, т.е. учение о бытии как таковом.

Экзистенция, по Х, – это бытие, сознающее свою конечность и направленное к «ничто», поэтому априорные формы человеческой личности, модусы человеческого существования, которые определяются через смерть и есть различные способы соприкосновения с «ничто», и составляют структуру экзистенции. Чтобы постичь смысл бытия, человек должен осознать свою смертность; сосредоточенность на будущем дает личности подлинное существование. Х делает вывод (достаточно спорный), что существование в страхе есть сама сущность человека.

Только он один осознает конечность своего бытия и видит, что оно есть не что иное, как «бытие к смерти». Пытаясь спастись от своей сущности, человек хочет забыться в суете общественной жизни. Но это ему не помогает. Остается лишь одно – набраться мужества взглянуть в лицо «бытию к смерти», т.е. своему Ничто. Человек лишь постоянно ощущая себя в преддверии смерти, в состоянии оценить каждый миг жизни в его значимости и полноте, и освободиться от давления разного рода общественных целей, следования идеалам, оперирования научными абстракциями.

Х определяет философию как нечто, дающее человеку возможность стать тем, чем он может быть.

Карл Ясперс (1883-1969) – второй крупный представитель немецкого экзистенциализма, философ и психиатр.

Специфическим моментом экзистенциализма Ясперса прежде всего выступает его учение о «пограничных ситуациях». С его точки зрения, человеческое существование с наибольшей полнотой раскрывается именно в этих ситуациях, проявляющихся как наивысшие потрясения, вызванные чьей-либо болезнью, страданием, смертью, неискупимой виной и т.д. В «пограничных ситуациях» человек обнаруживает враждебность и жесткость окружающего мира и освобождается от всякого рода идеальных интересов и научных представлений о действительности, т.е. от «трансцендентального бытия-в-себе». В такие моменты он отходит от груза своих повседневных забот, т.е. от «наличного бытия-в-мире». В итоге он обнаруживает мир своего глубокого интимного существования. Поддаются чтению прежде недоступные «шифры бытия», открывается мир подлинных переживаний Бога.

В целом акт достижения «безусловного бытия», по Я, трехступенчат. Первая – связана с осознанием ограниченности только предметного истолкования мира, вторая – с прояснением экзистенции, третья – с решением главной задачи – понимания Бога. Как видим, поиск смысла бытия в данном случае связан не с рассудочной деятельностью, не с использованием строго научного понятийного аппарата, а с фантазией, с игрой воображения, характеризующейся особой силой, яркостью и необычностью создаваемых образов.

Я полагал, что способностью к философствованию обладает каждый человек. Имея возможность высказаться и в то же время быть услышанным, он тем самым проявляет стремление к установлению истинной коммуникации, а , значит, к философствованию. По Я, истинная философия – это философия коммуникативная. Благодаря коммуникации человек выделяется из мира живых существ и может обрести самого себя или свою самость.

Я принадлежит концепция «осевого времени», согласно которой центральным событием мировой истории была «осевая эпоха» (8-3 вв. до н.э.). Тогда «доистория» преобразовалась в «осевое время» и из традиционных культур выделились культуры: китайская, индийская, персидская, иудейская, древнегреческая. По Я, в «осевую эпоху» сложились основополагающие категории, с помощью которых мы сегодня мыслим. Были заложены основные принципы мировых религий.

Читайте также:
Религия Индии - список индийских богов и описание

Экзистенция (по Я.) – это необъективируемая человеческая самость, это нечто, противостоящее целостному бытию мира, это особое бытие, это «Я» поскольку, поскольку оно не становится объектом.

Трансценденция (по Я.) – это непостижимый предел всякого бытия и мышления, это охват всего охватываемого, основа всего действительного. Трансценденция постигается не познанием, а экзистенцией и выступает ее своеобразной границей.

Жан Поль Сартр (1905-1980). Его роман «Тошнота» (1938) стал образцом экзистенциалистской литературы. «Тошнота» – это одно из тех экзистенциальных состояний, которые создают трагическое мироощущение личности. Экзистенциализм Сартра – это философия пессимизма, порожденного абсурдностью человеческого существования.

Кроме того, С вводит категорию «ничто», которой придается центральное онтологическое значение. Разрыв бытия и сознания трактуется при помощи «ничто». «Ничто» источник движения, активности и качественного многообразия.

Сущность и существование: У вещей сущность предшествует существованию. Например: нож делают исходя из определенных представлений, для чего и каким он должен быть. У человека существование предшествует сущности. Человек сначала рождается, живет, а уж после, в процессе своего существования, обретает свою сущность. Что ценного в этих абстрактных суждениях? Идея о том, что никто не предписывает человеку его сущность и нравственный облик. Человек делает себя сам. Свобода человека неистребима.

Альбер Камю (1913-1960) – Основные произведения: «Миф о Сизифе» 1942, «Бунтарь» или «Бунтующий человек» 1952, «Чума».

В центре его философии – абсурдность человеческой жизни, существование как область неснимаемых антиномий. Он определяет личность как «абсурдного человека». Основой такого понимания существования является сам опыт жизни, которая конечна, т.е. неминуемо закончится смертью. («Миф о Сизифе»).

По Камю, «есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, – значит ответить на фундаментальный вопрос философии». («Бунтарь» или «Бунтующий человек»).

Активная жизненная позиция побудила Камю к сопротивлению фашизму. Свой роман «Чума» он заканчивает предупреждением – «микроб чумы никогда не умирает», намекая тем самым на «микробы» фашизма и других «заразных болезней» человечества.

Габриэль Марсель (1889-1973) в своем раннем труде «Метафизический дневник» выработал экзистенциалистскую концепцию морали и этических ценностей. Он впервые во французской философии использовал феноменологию в качестве наиболее адекватного метода философских исследований.

Хосе Ортега-и-Гассет испанский философ и общественный деятель в своей известной работе «Восстание масс» (1930) он говорит об опасности разрушения культуры безликой, агрессивной массой. Противостояние духовной элиты и бессознательной социальной массы – тревожный феномен 20 века. Опасения философа оказались ненапрасными. Примерно с середины столетия порожденная псевдоценностями толпы «массовая культура», все стремительнее стала «захватывать» здоровые духовные начала личности и общества.

Экзистенциализм как философское направление

Понятия экзистенциализма

Экзистенциализм, от латинского «exsistentia», означает «существовать». Философское направление XX века. Метод изучения – интуиция (понимание, подсознание, чутье). Изучает существование человека как уникальное явление бытия.

Представителя данного философского направления называют экзистенциалист.

Бытие – это реальность (материя, природа), окружающая человека. Также бытие – это вещественная форма общества.

Онтология – учение о бытии.

Философия экзистенциализма

Экзистенциализм – это философия существования. Его главная идея – осознание человеком своего места в бытие. Связь между человеком и бытием едина.

Принцип философии – это противопоставления личности и общества. Свободный человек должен нести ответственность за все им совершенное, не перекладывать ответственность на обстоятельства.

Причины возникновения

Экзистенциализм возник в Европе между первой и второй мировыми войнами. Общество было озадачено гибелью миллионов людей, крушением христианских ценностей, утратой веры в гуманизм. Это было время исторических потрясений.

Перед человечеством встали проблемы:

  • появление фашистских, диктаторских режимов, подавление личности;
  • кризисы политические, экономические, нравственные;
  • совершенствование оружия, использование отравляющих газов;
  • возможность гибели государств и цивилизаций;
  • возрастание жестокости, создание лагерей для военнопленных и мирного населения;
  • беззащитность человека перед технократическим миром.

Предпосылки возникновения экзистенциализма

Внешние предпосылки возникновения экзистенциализма – это трагические исторические события, утраты человеческие, материальные и нравственные. Духовный кризис человека. Потеря внутреннего «я».

Внутренние предпосылки основаны на той части личности, которая не может быть понята научно или разумом, а только интуитивно.

Основные направления экзистенциализма

Существует два вида этого философского направления:

  1. Атеистический или светский экзистенциализм. Человек полностью несет ответственность за свою судьбу. Он абсолютно одинок. Сам формирует свою личность и образ жизни, без помощи людей или высшего существа. Не надеется ни на кого. Последователи атеистического экзистенциализма: Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Альберт Камю. «Человек сам руководит собой, сам принимает решения, живет вне общего порядка вещей» (Сартр).
  2. Религиозный экзистенциализм. Признает высшие силы. Человек есть творение Бога по образу и подобию Его. Смысл существования личности – обращение к Богу, а источник совершенствования – вера. Последователи религиозного экзистенциализма: Карл Ясперс, Габриэль Марсель, Николай Александрович Бердяев, Лев Исаакович Шестов. «Религиозным человеком движут личные отношения к другим людям, по руководству Всевышнего» ( Марсель).
Читайте также:
Даосизм - понятие, основные идеи и принципы философии

Экзистенциальные проблемы

Основными экзистенциальными проблемами являются проблемы бытия:

  1. Проблема смысла жизни. Человек анализирует, переосмысливает свою жизнь, свой внутренний мир, особенно в трудные времена. Трудности создают пограничные ситуации, которые возникают от сильных переживаний (чувство вины, страх смерти). В результате может быть нравственное очищение, обновление, духовное развитие. Однако нервные перенапряжения могут причинить вред.
  2. Проблема выбора. Свобода выбора – это основная экзистенциальная потребность человека. Философы считают, что человек сам несет ответственность за свою жизнь. Он является воплощением свободы, и свободен в принимаемых решениях. Свобода выбора есть трудное испытание для личности. Отказ от свободы есть отказ от личности в себе.
  3. Проблема одиночества. Человек – существо социальное, но свобода выбора обычно приводит к одиночеству. Когда невозможно совместное сосуществование, окружающая реальность становится чужой. Внутренние переживания, из-за несовместимости ценностей, приводят к выбору себя.
  4. Проблемы философии. Главными считаются:
  • признание человека центром изучения;
  • осмысление свободного существования человека как уникального явления;
  • отход от рационального (научного) изучения человека;
  • признание экзистенциализма иррациональным (не постигаемым наукой, разумом);
  • отличие от классической онтологии.

Основные философы – экзистенциалисты:

К основным философам-экзистенциалистам относятся:

  • Россия: Николай Александрович Бердяев, Лев Исаакович Шестов;
  • Германия: Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Мартин Бубер.
  • Франция: Габриэль Марсель, Жан-Поль Сартр, Альберт Камю.

Экзистенциализм в литературе

Наиболее ярко экзистенциализм описан у Жан-Поля Сартра. Герои его книг испытывают одиночество в обществе. Это результат свободы личности, право быть собой, а не частью безликой массы. Обыденная жизнь для них серьезное испытание. Это плата за то, чтобы не быть «как все».

Также внутренний мир человека описывали: Федор Михайлович Достоевский, Альберт Камю; Симона де Бовуар, Жан Ануй, Андре Мальро.

Современный экзистенциализм

Современники считают, что свобода – это трудный, ежедневный выбор. Личная независимость порождает личную ответственность за мир, созданный собою. Невозможно быть свободным без ответственности. Гораздо легче и удобнее быть незаметной частью общества. Отсутствие выбора – тоже выбор.

Основные черты философии экзистенциализма

Экзистенциализм – (от лат. exsistentia – существование), «философия бытия» – направление философии в ХХ веке, здесь человек позиционируется и исследуется, как уникальное духовное существо, которое способно само выбирать свою судьбу. Основное проявление экзистенции – свобода, но она также является выражением ответственности за свои действия.
Основным принципом экзистенциализма можно считать постулат: экзистенция (существование) предшествует эссенции (сущности). Писатели, которые представляют это течение, в своих произведения стараются понять настоящие причины тяжести человеческой жизни.

Основными чертами экзистенциализма называют:

1) Главная роль отведена категориям абсурдности существования, отчаянию, страху, смерти, одиночеству, отчаянию;

2) Личность находится в постоянной борьбе с социумом, государством, окружающей средой, чем-то враждебным, т.к. все они навязывают ему свою волю, мораль и правила игры;

3) Понятия абсурдности существования и отчужденности личности, являются взаимосвязанными и тождественными в сочинениях экзистенциалистов;

4) Высшей жизненной ценностью объявлена свобода личности;

5) Существование человека рассматривается как драма свободы;

Экзистенциализм подчеркивает, что человек несет ответственность за свои поступки, только тогда, когда действует полностью свободно, имеет свободу воли и действий, а также свободу выбора методов реализации этих действий.
Экзистенциализм – иррационалистическое направление, возникшее в конце 1 мировой войны. Экзистенциализм сформировался на идеях Ницше, Достоевского, Паскаля. Центральная проблема отчуждение индивида от общества. Философы делали вывод, что отчуждение является общей характеристикой жизни человека в обществе, в особенности на нынешнем этапе истории, когда чувство страха порождается опасностью уничтожения человечества. Моделью человека, как такового, для этих философов стал помещенный в пограничную ситуацию – ситуацию на грани жизни и смерти человек. Человек делает самого себя, обретая свою сущность , уже существуя , – в этом и состоит первый принцип Э, из которого вытекают следствия: нет заданной человеческой природы; никакая внешняя сила никто кроме данного индивида не может за него осуществить превращение в человека. Мир Э-ски ориентированного индивида – это свобода, на которую человек обречен. Человек свободен он и есть свобода, Сартр. Свободный выбор индивида его удел, ответственность и его трагедия. Э философия оправданно исходила из того, что близость, угроза смерти чаще всего заставляет людей задуматься о смысле и содержании прожитой жизни, «повернуться» от быта от повседневности к самому бытию, к собственной Экзистенции – сущности, которая едина с существованием.
Основные проблемы:
1)онтологическая проблема (бытия), бытие – не опытная данная реальность, не умопостигаемая сущность, это то, что можно постичь через интуицию. Экзистенция это мое бытие, то как я живу. Оно конечно, открыто, незамкнуто. Экзистенция крепко повязана со временем. Изменения в жизни чел. наз-ся модусами бытия. Смысл бытия в трансцеденции.

2) проблема свободы. Отвергают, что свобода осознанная необходимость, и что свобода раскрытие возможностей человека. Свобода вытекает из бытия.

По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта, то есть разделяет мир на две сферы — объективную и субъективную. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, «сущность», познанием которой можно манипулировать в терминах субъекта-объекта. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой иррациональной реальности.

Читайте также:
Философия Платона - учение о государстве, теория познания

Значительное место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают сущностью, эссенцией. Человек же постигает свою сущность в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект». В конечном счёте, идеальная свобода человека — это свобода личности от общества.

Герменевтика Г.Г. Гадамера

Разработка философии герменевтики как одного из направлений современной европейской философии была начата итальянским историком права Эмилио Бетти (1890–1970), а затем продолжена немецким философом Хансом Георгом Гадамером (1900–2002) в его работах «Герменевтический манифест» (1954), «Общая теория понимания» (1955), «Истина и метод» (1960). Гадамер реконструирует учение своих предшественников и создает философию понимания. В его определении это способ освоения мира человеком, в котором наряду с теоретическим знанием существенную роль играет непосредственное переживание («опыт жизни»), состоящий из различных форм практики (опыт истории), формы эстетического переживания, («опыт искусства»). Хранилищем опыта являются язык, искусство. Источниками опыта служат образование, предания, культурные традиции, осмысливаемые индивидом в обществе. Герменевтический опыт в учении Гадамера носит незавершенный характер, что, как он считает, является эпистемологической проблемой общества. При этом существенна роль самопонимания субъекта и его совпадение с интерпретацией, истолкованием своей экзистенции. Главный смысл понимания чужого текста философ видит в «перемещении в чужую субъективность». Поистине: понять другого невозможно, не ощутив себя на его месте! Гадамер в книге «Истина и метод. Основные черты философии герменевтики» продолжает метафизические традиции Платона и Декарта, отстаивает идею о том, что главным носителем понимания традиций является язык.
Основой герменевтики Гадамер считал так называемую понимающую психологию как способ непосредственного постижения целостности душевно-духовной жизни. Основную проблему герменевтики он сформулировал следующим образом: «Как может индивидуальность сделать предметом общезначимого объективного познания чувственно данное проявление чужой индивидуальной жизни?» Анализируя «чистое» сознание, Гадамер выделяет несознаваемый фон интенциональных актов, отводя герменевтике роль учения о бытии в традициях гегелевской диалектики. Он приходит к убеждению, что слишком тесная связь бытия со своим прошлым является помехой для исторического понимания подлинной сущности и ценности. Согласно Гадамеру, основу исторического познания всегда составляет предварительное понимание, заданное традицией, в рамках которой происходят жизнь и мышление. Предпонимание доступно исправлению, корректировке, но освободиться от него полностью невозможно. Безпредпосылочное мышление Гадамер рассматривал как фикцию, не учитывающую историчность человеческого опыта. Носителем понимания является язык, языковое понимание, раскрытое в трудах В. Гумбольдта.
Сознание – «нетематический горизонт» – дает некоторое предварительное знание о предмете, составляющее содержание «жизненного мира», лежащего в основе возможного взаимопонимания индивидов. По мнению философа, при любом исследовании далекой от нас культуры необходимо прежде всего реконструировать «жизненный мир» культуры, в соотнесении с которым мы можем понять смысл отдельных ее памятников. О бытии культуры вещают произведения поэтов – знатоков языка.
Основными понятиями философии Гадамера являются «практика», «жизнь», «слово», «диалог». Герменевтический опыт, т.е. перемещение в чужую жизнь, основан на стремлении понять «другого». В основе геменевтического опыта лежит предание, отраженное в фольклоре; опыт жизни, включающий прожитые события в поколениях, хранящиеся в народной памяти, в легендах, искусстве, культуре, в словоупотреблении. Искусство, считает Гадамер, способно дать философии жизни новый импульс. Культурные традиции способствуют самоосмыслению и интеграции личности в обществе, постулируя ее генетическую укорененность. Так совершается герменевтический круг, устанавливая связь поколений и их преемственность; отмечается эпистемологическая незавершенность герменевтического опыта (перемещения в чужую субъективность).
Главное, что обретается в опыте, – готовность к обновлению, изменению, к встрече с «иным», которое становится «своим». Опыт переживаний, ошибок, страданий, разбитых надежд приводит к осознанию своих границ и одновременно к открытости конечного человеческого существа в свете всеобщего, универсального. Открытость опыта, знание того, что можно ошибиться, приводят к поискам истины через личностное постижение на основе собственного опыта. Но опыт – не только нравственное испытание, он испытывает «на прочность» наши умения. Опыт практичен. Он усмиряет фантазии, привязывает разум к действительности. На пути познания можно придти к истинному знанию и заставить природу служить себе.
Процесс понимания Гадамер делит на составные части. Он выделяет предпонимание, которое вырастает из обращенности к делу в виде предмнения, предрассуждения, предрассудка. В предпонимании замешана традиция: мы всегда находимся внутри предания, считает философ. Человек в восприятии текста позволяет ему «говорить». Если человек хочет понять текст, то он должен его «выслушать».
Герменевтик вторгается в субъективность человека. Понимание не есть перенесение в чуждую субъективность. Оно выступает в качестве расширения своего горизонта и обозрения иного «нечто» в правильных пропорциях. У Гадамера вещи не заговаривают лишь потому, что они не обладают умением говорить. В своем молчании, однако, они определяют строй языка, той среды, в которой человек живет. Вещь сохраняет себя в слове. Мышление есть экспликация слова.
Много внимания Гадамер уделяет пониманию прекрасного, которое для него есть Благо. Прекрасное в самом себе несет ясность и блеск, это способ явления благого, сущего, данного в открытом виде, в соразмерности и симметрии. Прекрасное – это венец понимания, его полнота.
Теоретическое наследие Гадамера противоречиво. В его книге «Истина и метод» отразилась цель жизни философа. В ней заявлено описание двух проблем – истины и метода. По этому поводу критики иронизировали: правильное название книги должно быть не «Истина и метод», а «Истина, но не метод». В одном из писем своему критику Гадамер писал: «В сущности, я не предлагаю никакого метода, а описываю то, что есть».

Читайте также:
Мировые религии ✔, список основных религий мира и их краткое описание, понятие буддизма, христианства и ислама, самая древняя религия на земле, традиционные и современные религии

Основные идеи, понятия и принципы экзистенциальной философии.

Философия жизни к 30-м годам нашего столетия постепенно стала сходить не нет, уступая своё место экзистенциализму, в котором более органично, нежели в философской жизни, описываются многообразные стороны бытия человека в мире. Философия жизни, считают экзистенциалисты, перегружена психологизмами.

Экзистенция в позднелатинском языке буквально означает существование. Само это существование понимается в экзистенциализме как непосредственное единство субъекта и объекта, направленность субъекта вовне, открытость перед иным и движение к этому иному. В религиозном варианте экзистенциализма (Ясперс, Марсель) этим иным является Бог, к нему движется личность в своей свободе. В атеистическом варианте экзистенциализма (Хайдеггер, Сартр, Камю) иное выступает как ничто, это означает, что человек спонтанно самосоздаёт себя. Осуществляя свою свободу. Перед человеком – бездна последствий, он вынужден сделать свой выбор. Осуществляя его, человек творит свободу. Он ответственен за свой выбор прежде всего перед самим собой, и совсем нелегко постоянно нести бремя этой ответственности, сознавая, что, “самосозидая” себя, ты тем самым актом творишь других, мир в целом. В своём подлинном существовании человека “заброшен” в мир, он постоянно находится перед лицом будущего, в том числе смерти, в ситуации ответственности за свои действия. Экзистенция выступает как страх, экзистенциональная тревога, ожидание, иначе говоря, как пограничная экзистенциональная ситуация, в которой, по Камю, основным философским вопросом является вопрос о самоубийстве. Быть или не быть в условиях, когда и страшно, и скучно, и абсурдно?

Экзистенциализм – это онтология, учение о бытии, о существовании. Для экзистенциалиста человек существует в мире, вопрос о самостоятельном существовании природы для него малоинтересен. Природа дана человеку изначально. Исходная реальность целостна, она не делима не объект и субъект. И поскольку наука делит мир на объект и субъект, она не способна выразить существование, которое постигается в особом акте экзистенции. Экзистенция – это не просто переживание, а переживание бытия-в-мире.

Уже отмечалось, что в экзистенции человек свободен. Быть свободным – это значит быть самим собой, не ориентироваться на “посторонних”.

Значение общества для личности состоит в том, что в лучшем случае оно может дать предпосылки экономических, политических и других свобод. Чаще же общество ограничивает личность. По Хайдеггеру, общество есть сфера безличного, усреднённого. Прорыв этой усреднённости совершается опять же в экзистенции, применительно к которой неуместны содержательные нравственные критерии. Будь подлинным – вот главный призыв экзистенциализма. Во внешнем мире, по отношению к другим, это вряд ли вообще возможно, но чем отношение к другим является более личностным, тем оно подлиннее. То же относится и к художественному, религиозному, философскому творчеству, в котором человек разрывает путы внешности, объективности.

Обратим особое внимание на особенности философской позиции Хайдеггера. Главные представители экзистенциализма, в частности Ясперс и Сартр, видели инстанцию бытия человека прежде всего в его сознании. Они превыше всего ставили субъективность человека. Хайдеггер считал субъективность производной от бытия человека в мире. В деятельности человека ему открывается истина, потаённость вещей. В результате этого человек понимает мир и реализуется это понимание в языке. В этом смысле язык – дом бытия и жилище человека. Философию Хайдеггера часто называют фундаментальной онтологией (учением о бытии человека в мире). На фоне философии Хайдеггера экзистенциализм выступает в качестве учения о бытии человека как существа, обладающего сознанием.

Экзистенциализм сумел обратиться к таким интимным сторонам человеческого бытия, которые отчасти невыразимы на языке науки. Важное значение имели предупреждения экзистенциализма против безоглядной веры в науку и технику, против недобросовестности приспосабливающегося к реалиям сознания (т.е. против конформизма). Экзистенциализм по-новому и весьма продуктивно поставил и разрешил проблему свободы человека, выбора жизненных путей. Экзистенциалисты разработали новый способ философствования. Который усвоен новейшей философией.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: