Все определения по физике за 7 класс читать онлайн

Иллюстрированный тематический словарь по физике (7 класс)

Иллюстрированный тематический словарь по физике для учащихся 7 класса можно использовать для повторения, обобщения и систематизации знаний по предмету.

Содержимое разработки

ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.

ФИЗИКА 7 КЛАСС

МОУ – СОШ с.Рекорд

Измерение физических величин .

Определение цены деления.

4.Давление твердых тел, жидкостей и газов

Давление газа на стенки сосуда.

Давление в жидкости.

2.Первоначальные сведения о строении вещества

Агрегатные состояния вещества.

Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

5.Работа и мощность. Энергия

3. Взаимодействие тел

Скорость равномерного движения

Правило равновесия рычага

«Золотое правило» механики

Физическое тело – каждое из окружающих нас тел ( камень, Луну, песчинку) принято называть физическим телом

Вещество – все то, из чего состоят физические тела. Вещество – это один из видов материи.

Материя – это все то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания (небесные тела, растения, животные и др.).

Измерение физических величин .

Измерить какую-нибудь величину – это значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу

Определение цены деления

В физике допускаемую при измерении неточность называют погрешностью измерений. Чем меньше цена деления, тем больше точность измерений.

2.Первоначальные сведения о строении вещества

Молекула вещества- это мельчайшая частица данного вещества. (например, самая маленькая частица воды – это молекула воды)

2.Первоначальные сведения о строении вещества

Диффузия – явление при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого.

2.Первоначальные сведения о строении вещества

Агрегатные состояния вещества.

Твердое тело имеет собственную форму и объем.

Жидкости легко меняют свою форму, но сохраняют объем.

Газы не имеют собственной формы и постоянного объема. Они принимают форму сосуда и полностью заполняют предоставленный им объем.

2.Первоначальные сведения о строении вещества

Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов

Молекулы газа, двигаясь во всех направлениях, почти не притягиваются друг к другу и заполняют весь сосуд.

2.Первоначальные сведения о строении вещества

Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов

Молекулы жидкости не расходятся на большие расстояния, и жидкость в обычных условиях сохраняет свой объем.

2.Первоначальные сведения о строении вещества

Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов

В твердых телах притяжение между молекулами еще больше, чем у жидкостей.

3. Взаимодействие тел

Механическое движение – изменение положения тела с течением времени относительно других тел

3. Взаимодействие тел

Траектория – линия, вдоль которой движется тело

3. Взаимодействие тел

Пройденный путь – длина траектории, по которой движется тело в течение некоторого промежутка времени. Это физическая величина, которую можно измерить. Основная единица в СИ – метр (м)

3. Взаимодействие тел

Равномерное движение – движение при котором тело за любые равные промежутки времени проходит равные пути

3. Взаимодействие тел

Скорость равномерного движения – величина, равная отношению пути ко времени, за которое этот путь пройден. В СИ скорость измеряют в метрах на секунду(м/с)

3. Взаимодействие тел

Инерция – явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.

3. Взаимодействие тел

Масса тела – это физическая величина, которая характеризует его инертность. За единицу массы в СИ принят килограмм (кг)

3. Взаимодействие тел

Плотность – это физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объему. Единица плотности вещества в СИ является килограмм на кубический метр (кг/м 3 )

3. Взаимодействие тел

Всемирное тяготение – притяжение всех тел Вселенной друг к другу.

Сила с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести.

3. Взаимодействие тел

Сила упругости – сила, возникающая в теле в результате его деформации и стремящаяся вернуть тело в исходное положение

3. Взаимодействие тел

Модуль силы упругости при растяжении (или сжатии) тела прямо пропорционален изменению длины тела

3. Взаимодействие тел

Вес тела – это сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес

3. Взаимодействие тел

Динамометр – прибор для измерения силы. Различают медицинские, силовые (силомер), тяговые динамометры

3. Взаимодействие тел

При соприкосновении одного тела с другим возникает взаимодействие, препятствующее их относительному движению, которое называют трением. А силу, характеризующую это взаимодействие, называют силой трения

4.Давление твердых тел, жидкостей и газов

Давление – величина равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности. Единица давления – ньютон на квадратный метр (1 Н/м 2 )

Читайте также:
Манометр - прибор для измерения давления, класс точности

4.Давление твердых тел, жидкостей и газов

Давление газа на стенки сосуда ( и на помещаемое в газ тело) вызывается ударами молекул газа.

4.Давление твердых тел, жидкостей и газов

Давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку одинаково во всех направлениях

4.Давление твердых тел, жидкостей и газов

Давление в жидкости.

Внутри жидкости существует давление и на одном и том же уровне оно одинаково по всем направлениям. С глубиной давление увеличивается.

4.Давление твердых тел, жидкостей и газов

В сообщающихся сосудах любой формы и сечения поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне

4.Давление твердых тел, жидкостей и газов

Барометр – прибор для измерения атмосферного давления

4.Давление твердых тел, жидкостей и газов

Манометры – приборы для измерения давлений больших или меньших атмосферного. Бывают жидкостные и металлические

4.Давление твердых тел, жидкостей и газов

Архимедова сила – сила, выталкивающая тело из жидкости или газа

4.Давление твердых тел, жидкостей и газов

Вес воды, вытесняемой подводной частью судна, равен весу судна с грузом в воздухе или силе тяжести, действующей на судно с грузом.

4.Давление твердых тел, жидкостей и газов

Вес воды, вытесняемой судном при погружении до ватерлинии, равной силе тяжести, действующей на судно с грузом, называется водоизмещением судна

5.Работа и мощность. Энергия

Механическая работа прямо пропорциональна приложенной силе и прямо пропорциональна пройденному пути. Единица работы – джоуль (Дж)

5.Работа и мощность. Энергия

Мощность равна отношению работы ко времени, за которое она была совершена. Единица мощности – ватт (Вт).

5.Работа и мощность. Энергия

Простые механизмы – приспособления, служащие для преобразования силы.

К простым механизмам относятся: рычаг и его разновидности – блок, ворот; наклонная плоскость и ее разновидности – клин, винт

5.Работа и мощность. Энергия

Правило равновесия рычага.

Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил

5.Работа и мощность. Энергия

Произведение модуля силы, вращающей тело, на ее плечо называется моментом силы М= Fl . За единицу момента силы принимают ньютон-метр (Нм)

5.Работа и мощность. Энергия

Неподвижный блок – блок, ось которого закреплена и при подъеме грузов не поднимается и не опускается. Такой блок выигрыша в силе не дает, но позволяет менять направление действия силы.

5.Работа и мощность. Энергия

Подвижный блок – это блок, ось которого поднимается и опускается вместе с грузом. Такой блок дает выигрыш в силе в 2 раза

5.Работа и мощность. Энергия

«Золотое правило» механики.

Во сколько раз выигрываем в силе, во столько раз проигрываем в расстоянии. Ни один из механизмов не дает выигрыша в работе

5.Работа и мощность. Энергия

Отношение полезной работы к полной работе называется коэффициентом полезного действия механизма

5.Работа и мощность. Энергия

Энергия – физическая величина, показывающая, какую работу может совершить тело (или несколько тел). Энергию выражают в СИ в тех же единицах, что и работу, т.е в джоулях (Дж)

5.Работа и мощность. Энергия

Потенциальная энергия – энергия, которая определяется взаимным положением взаимодействующих тел или частей одного и того же тела

5.Работа и мощность. Энергия

Кинетическая энергия. Энергия, которой обладает тело вследствие своего движения, называется кинетической

1.Физика 7-9 класс Кривченко И.В. http://www.fizika.ru/kniga/index.php?id=3060&mode=paragraf&theme=3

2. Архимедова сила

3. Молекулярно-кинетическая теория

4. Клуб для учителей физики, учащихся 7-9 классов и их родителей http://fizika.ru/

5. “Занимательная физика в вопросах и ответах” (сайт заслуженного учителя РФ Виктора Елькина

http://elkin52.narod.ru

6. “Физика вокруг нас»

http://physics03.narod.ru

7. “Открытый колледж»

http://www.college.ru/physics/index.php

8. Методический справочник учителя физики http://schools.techno.ru/sch1567/metodob/index.htm

9. «Школьная физика» сайт учителя физики Шептикина А.С.

Напишите пожалуйста все термины и правила по физике за 7 класс. Срочно.

u043du0430u0431u043bu044eu0434u0435u043du0438u0435, u0433u0438u043fu043eu0442u0435u0437u0430, u044du043au0441u043fu0435u0440u0438u043cu0435u043du0442, u0430u043du0430u043bu0438u0437, u0432u0432u043eu0434.

u0427u0442u043e u0438u0437u0443u0447u0430u0435u0442 u0444u0438u0437u0438u043au0430:

u041cu0438u0440, u0432 u043au043eu0442u043eu0440u043eu043c u043cu044b u0436u0438u0432u0435u043c, u044fu0432u043bu0435u043du0438u044f u0438 u0437u0430u043au043eu043du044b, u043au043eu0442u043eu0440u044bu043c u043fu043eu0434u0447u0438u043du044fu044eu0442u0441u044f u044fu0432u043bu0435u043du0438u044f.

u0424u0438u0437u0438u0447u0435u0441u043au043eu0435 u0442u0435u043bu043e – u0444u043eu0440u043cu0430 u0441u0443u0449u0435u0441u0442u0432u043eu0432u0430u043du0438u044f u0432u0435u0449u0435u0441u0442u0432u0430, u043cu0430u0442u0435u0440u0438u0430u043bu044cu043du044bu0439 u043eu0431u044au0435u043au0442, u0438u043cu0435u044eu0449u0438u0439 u043cu0430u0441u0441u0443 u0438 u043eu0431u044au0451u043c.

u0412u0435u0449u0435u0441u0442u0432u043e – u043eu0434u043du043e u0438u0437 u0432u0438u0434u043eu0432 u043cu0430u0442u0435u0440u0438 u0438 u0438u0437 u0447u0435u0433u043e u0441u043eu0441u0442u043eu044fu0442 u0432u0441u0435 u0444u0438u0437u0438u0447u0435u0441u043au0438u0435 u0442u0435u043bu0430.

u041cu0430u0442u0435u0440u0438u044f – u044du0442u043e u0432u0441u0435, u0447u0442u043e u0441u0443u0449u0435u0441u0442u0432u0443u0435u0442 u0432u043e u0412u0441u0435u043bu0435u043du043du043eu0439 u043du0435u0437u0430u0432u0438u0441u0438u043cu043e u043eu0442 u043du0430u0448u0435u0433u043e u0441u043eu0437u043du0430u043du0438u044f.

u041fu043eu0433u0440u0435u0448u043du043eu0441u0442u044c – u043eu0442u043au043bu043eu043du0435u043du0438u0435 u0438u0437u043cu0435u0440u0435u043du043du043eu0433u043e u0437u043du0430u0447u0435u043du0438u044f u0432u0435u043bu0438u0447u0438u043du044b u043eu0442 u0435u0435 u0438u0441u0442u0438u043du043du043eu0433u043e u0437u043du0430u0447u0435u043du0438u044f.

u041fu0440u0435u0434u0435u043b u0438u0437u043cu0435u0440u0435u043du0438u044f – u043cu0430u043au0441u0438u043cu0430u043bu044cu043du0430u044f u043eu0442u043cu0435u0442u043au0430 u043du0430 u0448u043au0430u043bu0435 u043fu0440u0438u0431u043eu0440u0430

u041cu043eu043bu0435u043au0443u043bu0430 – u043cu0435u043bu044cu0447u0430u0439u0448u0430u044f u0447u0430u0441u0442u0438u0446u0430 u0432-u0432u0430, u0438u043cu0435u044eu0449u0430u044f u0432u0441u0435 u0435u0433u043e u043eu0441u043du043eu0432u043du044bu0435u00a0 u0445u0438u043cu0438u0447u0435u0441u043au0438u0435 u0441u0432u043eu0439u0441u0442u0432u0430

u0410u0442u043eu043c – u043cu0435u043bu044cu0447u0430u0439u0448u0430u044f u0447u0430u0441u0442u0438u0446u0430 u0445u0438u043cu0438u0447u0435u0441u043au043eu0433u043e u044du043bu0435u043cu0435u043du0442u0430, u0441u043eu0441u0442u043eu044fu0449u0430u044f u0438u0437 u0430u0442u043eu043cu0430, u044fu0434u0440u0430 u0438 u044du043bu0435u043au0442u0440u043eu043du043eu0432.

Читайте также:
Удельная теплота сгорания топлива - определение, формула

u0414u0438u0444u0444u0443u0437u0438u044f – u043fu0440u043eu043du0438u043au043du043eu0432u0435u043du0438u0435 u043eu0434u043du043eu0433u043e u0442u0435u043bu0430 u0432 u0434u0440u0443u0433u043eu0435 u043fu0440u0438 u0438u0445 u0441u043eu043fu0440u0438u043au043eu0441u043du043eu0432u0435u043du0438u0438.

Тепловые явления — виды, признаки и примеры в физике

Раздел, исследующий тепловые явления в физике, называется термодинамикой. При его изучении не учитывают молекулярное строение тел, а рассматривают оптимальные условия. Исследованием же процесса хаотичного перемещения атомов и молекул вещества занимается молекулярная физика. Именно она определяет природу движения, зависимость от температуры и закономерности.

Общие сведения

В обычной жизни человечество постоянно становится свидетелем тепловых явлений, происходящих в природе. Например, выпадение снега, дождя, образование росы. Все эти процессы связаны с температурой, а именно изменением тепловых движений. Любое вещество состоит из молекул или атомов, взаимодействующих между собой. Эти частицы находятся в постоянном беспорядочном колебании и движении. Характеризуется этот процесс кинетической энергией, которая содержится внутри тела.

Как показали исследования, насколько уменьшается механическая энергия, настолько увеличивается внутренняя. Это правило назвали законом сохранения. То есть значение существующей энергии в природе — всегда постоянная величина. Именно поэтому тепловые колебания никогда не прекращаются. Количество внутренней энергии зависит от многих факторов, но особо значимым из них является температура. Если её значение изменяется без совершения работы, то говорят о прохождении теплопередачи.

Существует несколько типов процессов, сопровождающихся изменением температуры или переходом из одного агрегатного состояния в другое. В зависимости от происходящего действия к тепловым явлениям относятся:

  • Нагревание. Процесс повышения температуры.
  • Охлаждение. Явление, при котором температура тела уменьшается.
  • Парообразование. Переход вещества из текучего состояния в газообразное.
  • Кипение. Частный случай парообразования, происходящий с высокой интенсивностью.
  • Испарение. Фазовый переход из жидкого состояния в газообразное.
  • Кристаллизация. Процесс образования твёрдого вещества из газов или расплавов.
  • Плавление. Явление перехода материала из твёрдого состояния в текучее.
  • Конденсация. Переход жидкого или твёрдого вещества в газообразное.
  • Сгорание. Химический процесс превращения веществ в газ.
  • Сублимация. Переход материала из твёрдого состояния в газообразное без стадии плавления.

    Эти явления могут изучаться не только на уроках физики, но и на химии, металловедении. Они используются при разработке различных устройств, учитываются при проведении строительных работ. Так, при прокладке трубопроводов делается изгиб п-образной формы. Это позволяет избежать деформации и разрушения. Рельсы устанавливаются с зазором, а провода на столбах навешивают так, чтобы они свисали. Все эти мероприятия позволяют бороться с тепловыми явлениями, которые обязательно необходимо знать и учитывать.

    Тепловой баланс

    Равновесие — это термин, довольно часто используемый в физике. Под ним понимают состояние, в котором тело может находиться сколь угодно долгое время при условии, что на него не воздействуют внешние силы. Чтобы разобраться в тепловом равновесии, нужно рассмотреть пример.

    Пусть есть два бруска, находящихся на некотором расстоянии друг от друга. Один из них нагрет, а второй, наоборот — охлаждён. Эти два тела можно привести в соприкосновение. При этом будет происходить одновременно два явления:

    • нагрев холодного тела;
    • остывание горячего бруска.

    Через некоторое время под действием этих явлений установится устойчивое состояние. Горячий и холодный объектыпримут одинаковую температуру, то есть станут тёплым. Это состояние может сохраняться в замкнутой системе продолжительное время. Другими словами, наступит явление теплового равенства. Это один из важнейших законов природы, определение которого звучит так: в состоянии равновесия физическая система имеет одинаковую температуру в любой точке.

    Степень нагрева или охлаждения характеризуется температурой. Определить её можно различными способами. Самый простой из них — использовать тактильные ощущения. Но это приблизительный метод — субъективный. При изменении температуры происходит хаотичное движение молекул, которое в конце концов приводит к диффузии.

    При взаимном проникновении молекул веществ происходит заполнение ими промежутков в структуре тела. Можно провести простой эксперимент. Например, взять колбу и налить на её дно подкрашенную воду, а сверху — чистую. Через некоторое время граница между средами станет размытой. Это и есть простой пример произошедшей диффузии. Теперь если эту колбу нагреть или охладить, то можно будет заметить, что процесс смешивания происходит с разной скоростью. Так, при низкой температуре скорость движения молекул становится меньше по сравнению с высокой. Другими словами, снижается энергия движения.

    Следовательно, чем выше температура тела, тем больше средняя кинетическая энергия (СКЭ) хаотичного перемещения его молекул. Таким образом, чтобы определить нагрев или охлаждение, нужно измерить СКЭ. Сделать это на опыте невозможно. Но как оказалось, от температуры зависят многих характеристики вещества. Одна из них — объём. На этом явлении и основана работа термометра, устройства, способного количественно определить температуру вещества.

    Читайте также:
    Учебные фильмы по физике для школьников - список работ

    Расширение тел, газов, жидкостей

    Явление, характеризующее изменение геометрических размеров тела или объёма, получило название тепловое расширение. Большинство веществ при нагревании увеличивают свои размеры, но встречаются и исключения. Например, вода при температуре от 0 до 4 градусов Цельсия уменьшает свой объём. Как оказалось, тепловому расширению подвержены тела, находящиеся в любом агрегатном состоянии:

    • твёрдом;
    • жидком;
    • газообразном.

    Твёрдые тела относятся к веществам, у которых явление расширения или сжатия имеет небольшую степень. Для того чтобы зарегистрировать изменения длины, используют специальный прибор. Но наглядно увидеть эффект можно и самостоятельно. Например, пусть имеется медная трубка, закреплённая одним концом в тиски, а второй лежит на подставке. Чтобы наблюдать изменение длины при нагреве, можно положить на подставку стекло, а на него — иголку. Если при нагревании трубка будет удлиняться, то игла начнёт катиться. Это и произойдёт при опыте.

    Почему это происходит, объяснить довольно просто. Стержень удлиняется из-за увеличения расстояния между молекулами. То есть сначала частицы колеблются в состоянии равновесия с установившейся амплитудой. Когда происходит нагрев, то размах увеличивается. При этом размеры молекул остаются неизменным. Следовательно, возрастает расстояние между частицами — твёрдое тело удлиняется.

    Увидеть, как будет изменяться от температуры жидкость, можно, поместив колбу с водой в кипящий раствор. При этом водяной столб сначала опустится на некоторую величину, а потом будет набирать высоту. Происходит это явление из-за того, что первоначально нагрелась колба, а затем уже вода. В результате сначала объём сосуда увеличился, и вода как бы провалилась. Затем начинает прогреваться жидкость, и водяной столб возрастает. Из эксперимента можно сделать важный вывод — текучие вещества расширяются сильнее, чем твёрдые.

    Аналогичный опыт можно провести для колбы, наполненной газом. Внизу неё налита подкрашенная жидкость, в которую вставлена трубочка, выходящая наружу через пробку. Если сосуд начать нагревать, то станет довольно заметно, как под влиянием тепла будет подниматься жидкость. То есть под действием увеличивающего давления газа происходит вытеснение воды из-за расширения.

    Количественное описание расширения

    Изменение линейных размеров тела с учётом температурной зависимости характеризуется коэффициентом теплового расширения. Это физическая величина, показывающая, как меняется объём при росте температуры на один градус по кельвину. При этом давление должно оставаться неизменным.

    Каждое вещество в зависимости от своего строения характеризуется собственным значением коэффициента линейного расширения. Обозначают его с помощью буквы α, а для вычисления его значения используют формулу: α = ΔL / L * ΔT, где: ΔT — увеличение температуры, ΔL — изменение длины вещества, L — первоначальный размер. Это табличная величина.

    Таким образом, если необходимо узнать, какое значение примет линейное расширение, нужно воспользоваться выражением: ΔL = α * L * ΔT. Аналогичные формулы используют и для расчёта изменения объёма или площади тела. В простом случае, при котором коэффициент теплового расширения не зависит ни от температуры, ни от направления расширения, материал будет равномерно расширяться во все стороны.

    Но, как показывает практика, не все вещества, особенно твёрдые тела, равномерно расширяются по всем направлениям. Причём не все материалы удлиняются одинаково. Самый яркий пример — вода. В интервале от 0 °C до +4 °C коэффициент α принимает отрицательное значение. Из-за этого природного эффекта моря и океаны никогда не промерзают до дна. Ещё одно аномальное свойство воды в том, что при превращении в лёд её удельная плотность уменьшается.

    Изучаемые в 8 классе на физике тепловые явления жизненно важны для человечества. Так, любой инженер, составляя проект металлоконструкций, не может не учитывать возможного перепада температур в течение года. Например, при постройке мостов используется секционное строительство со специальными буферными зонами. Иначе зимой его может просто разорвать, а летом — вздыбить.

    Какие физические явления называют тепловыми

    • Понятие теплового явления в физике — что это такое
      • Какую роль играет в природе
    • Признаки теплового явления, чем характеризуется
    • Формулы тепловых процессов
    • Области применения теплового явления на практике

    Понятие теплового явления в физике — что это такое

    В 1620 году философ Фрэнсис Бэкон первым предположил, что теплота связана с движением. Тем не менее почти до конца XVIII века все тепловые явления объясняли теорией теплорода, основателем которой называют Платона. Теплород считался рассеянным по всей материи, способным проникать в тела, «сочетаться» с ними и превращать твердые тела в жидкости, а жидкости — в газы.

    Читайте также:
    Равноускоренное движение - определение и график, путь, примеры

    В середине XVIII века возникла механическая теория тепла, какое-то время сочетавшаяся с материальной, или теорией теплорода. На первый взгляд кажется, что если рассматривать теплоту как материальную субстанцию (теплород), получаются одни законы, а если как род движения — совсем другие. Но в обоих случаях, при всей их несхожести, присутствует пара: закон сохранения плюс закон направленности процесса.

    И все же с конца XVIII века механическая теория стала постепенно укореняться в физике и химии. А в начале ХХ века Альберт Эйнштейн закрыл вопрос о природе тепла, представив теорию броуновского движения молекул.

    Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

    Какую роль играет в природе

    Тепловые явления — это физические процессы, которые происходят с материальными телами при изменении температуры.

    Жизнь на Земле напрямую зависит от главного природного источника тепла в нашей звездной системе — Солнца. Любое изменение температуры влияет на жизнь человека и окружающую его среду. Нагревание и замерзание воды, воздуха, смена агрегатных состояний любых веществ — все эти процессы связаны с температурой.

    Признаки теплового явления, чем характеризуется

    Признаки тепловых явлений:

    1. Изменение температуры.
    2. Изменение агрегатного состояния вещества.

    При нагревании молекулы начинают быстрее обмениваться местами, при охлаждении — наоборот.
    Среди самых распространенных тепловых явлений:

    • нагревание;
    • охлаждение;
    • кипение;
    • испарение;
    • конденсация;
    • плавление;
    • отвердевание.

    Формулы тепловых процессов

    Обычно для решения учебных задач хватает формул, описывающих сам процесс изменения температуры, а также процессы смены агрегатного состояния.

    Формула, связывающая массу, теплоемкость и температуру, дает описание любого процесса нагревания или охлаждения:

    (Q = C times m times triangle t)

    Q — обозначение количества теплоты, С — теплоемкости, m — массы вещества, (triangle) t — разность температур.

    Теплоемкость — количество теплоты, которое нужно затратить, чтобы нагреть тело на один градус. Теплоемкость — характеристика вещества, а не теплоты.

    Для процессов со сменой агрегатного состояния вещества нужны специализированные формулы.

    (Q = lambda times m)

    описывает процессы плавления и отвердевания. lambda здесь — удельная теплота плавления.

    описывает процессы парообразования и конденсации. L здесь — удельная теплота парообразования.

    Любые тепловые процессы подчиняются законам термодинамики. Закон сохранения энергии, или Первое начало термодинамики:
    (triangle) U = Q + W

    Внутренняя энергия U определяется разностью между количеством теплоты Q, получаемой телом, и работой W, которую оно само совершает:
    U = Q -W

    Также U определяется суммой получаемого количества теплоты Q и совершенной над телом работы W’:
    U = Q + W’

    Второе начало термодинамики: для любого сколь угодно сложного циклического обратимого процесса сумма величин Q/T с учетом знака теплоты (получаемой — с плюсом, отдаваемой — с минусом) равняется нулю.

    Рудольф Юлиус Эммануэль Клаузиус предложил все превращения описать единым образом, с помощью одной величины — универсальной функции Q/T. Ее он назвал эквивалентом превращений, а Второе начало сформулировал как принцип эквивалентности превращений.

    В любом тепловом процессе происходит двойное превращение теплоты и работы: сначала теплота преобразуется в работу, а потом наоборот — работа в теплоту. Причем механическая энергия может переходить в теплоту полностью, а тепловая в механическую — только частично.

    Клаузиус ввел понятие энтропии (triangle S) — величины, описывающей взаимные превращения теплоты и механической работы.

    Оставаясь в рамках термодинамики, т. е. глядя на систему снаружи, это самое большее, что можно сказать о взаимоотношениях разных видов энергии — тепловой и механической.

    Если же перейти к внутреннему устройству системы и рассматривать теплоту как беспорядочное движение составляющих систему частиц, то превращение теплоты в работу окажется преобразованием энергии хаотического движения молекул в работу системы в целом и наоборот. Тогда энтропию следует понимать как степень хаотичности, или неупорядоченности, такого движения.

    Окончательно законы термодинамики, связанные с энтропией, можно сформулировать так: в любом необратимом процессе энтропия всегда возрастает, а в обратимом — остается постоянной.

    (triangle S geq 0. )

    При стремлении абсолютной температуры к нулю энтропия также стремится к нулю:

    (S rightarrow 0) при (Т rightarrow 0)

    Это Второе и Третье начала термодинамики.

    Области применения теплового явления на практике

    Тепловые процессы крайне важны в таких отраслях промышленности, как химическая, металлургическая, пищевая, деревообрабатывающая, машиностроительная и т. д. Наука метеорология занимается почти исключительно изучением тепловых процессов в атмосфере.

    Тепловые явления

    Вы будете перенаправлены на Автор24

    Основным источник энергии для нашей планеты является Солнце. Энергии такого мощного теплового агрегата лежит в основе всех физических явлений, происходящих на поверхности и в атмосфере Земли. Охлаждение, нагревание, кипение, испарение, конденсация – это всего некоторые доказательства того, что солнечные явления происходят вокруг нас. Никакие процессы в природе не могут происходит самостоятельно, поэтому все в нашем мире взаимосвязано.

    Читайте также:
    Реферат на тему: Жидкие кристаллы и их применение, строение

    Рисунок 1. Тепловые явления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    Многие древние философы изучали огонь и связанную с ним теплоту как одну из природных стихий, которая вместе с водой, землей и воздухом является началом для всего живого. Параллельно с такими учениями предпринимались попытки соединить теплоту с движением элементарных частиц, которые при соударении тел начинали нагреваться.

    Любые тепловые явления формируются посредством получения тепла от внешних родников в виде огня, воды, Солнца и так далее. Для дальнейшего правильного понимания того, что собой представляют тепловые явления, нужно дать определение теплоты.

    Теплота – особое энергетическое свойство теплообмена, которое определяет количество отдаваемой или получаемой энергии при взаимодействии тел.

    Количественно ее можно обозначить коэффициентом температуры: чем она выше, тем большей энергией обладает определенное тело.

    Ученые выделяют три способа передачи теплоты:

    • конвекция;
    • теплопроводность;
    • излучение.

    Готовые работы на аналогичную тему

    В процессе постоянной взаимосвязи физических тел друг с другом происходит систематическая передача тепла от горячего к холодному элементу. Этот процесс в науке называется теплопередачей, но все тепловые процессы обладают не только этим показателем, но и таким понятием, как теплопроводность.

    Тепловые процессы

    Движение молекул в тепловом аспекте никогда не прекращается, так как любой тело характеризуется определенной внутренней энергией. Данный коэффициент напрямую зависит от температуры изучаемого вещества, агрегатного состояния тела и других физических моментов, самостоятельно функционирующих посредством механического движения.

    Изменение внутренней активности тела без совершения указанной работы называется теплопередачей.

    Этот процесс всегда происходит в направлении от тела с более высокой температурой к элементу с низкой температурой.

    Тепловые процессы – вариация тепловых явлений, при которых кардинально видоизменяется уровень температуры веществ и тел, а также вероятно трансформация их агрегатных состояний.

    К тепловым процессам относятся:

    • охлаждение;
    • нагревание;
    • парообразование;
    • кипение;
    • кристаллизация;
    • испарение;
    • сгорание;
    • конденсация;
    • сублимация;
    • десублимация.

    До возникновения данной системы тепловые явления с точки зрения физики объяснялись посредством понятия “теплород”. Ученые древности были уверены, что каждое вещество на земле обладает конкретной субстанцией, аналогичной по составу жидкости, выполняющей роль, которую в нынешнем представлении решает теплота. Но от необычной идеи теплорода отказались только после того, как была озвучена концепция появления тепловых процессов.

    Количество теплоты

    Совокупный коэффициент теплопроводности считается мерой возможности любой конструкции здания (например, стены) пропускать определенный поток солнечного света и тепла.

    Этот показатель представляет собой комбинированную тепловую величину, которая состоит из всех материалов построения с учетом важных промежутков в воздушном пространстве. Исследовать тепловой режим сооружений и проектировать качественное отопление невозможно без понимания сущности природы тепла и механизмов его правильного переноса.

    Исследователи основывают свою работы на таких двух основных вида измерения тепловых процессов:

    • количественный;
    • качественный.

    Таким образом, коэффициент теплоты характеризуется количество подвод и тепловых элементов, которые способны вызывать охлаждение или нагревание воды при определенном атмосферном давлении. В качестве основного материалов работе используется вода благодаря своей общедоступности. Значение этих условий заключается в том, что производство тепла требует денежных ресурсов. Стоимость напрямую зависит от расхода тепловых процессов и от плотности потока потерь из строения в окружающую среду.

    Размер теплового потока пропорционален разности температур между помещением и источником тепла. Таким образом, тепло может покинуть здание значительно быстрее в пасмурный день, чем в умеренный. Это предполагает, что при возведении нового сооружения необходимо учитывать все средства для поддержания постоянной нормальной температуры.

    Практическое применение

    Теперь возможно более тщательно рассмотреть практическое использование ранее введенных определений. Так, теплопроводность предоставляет теплообмен между физическими телами и внутри самого исследуемого материала. Высокие показатели этого критерия свойственны металлам, которые позволяет осуществить необходимый подвод тепла к готовящимся продуктам. Однако и материалы с низкой теплоотдачей находят свое активное применение, выступая в роли теплоизоляторов для препятствия потере тепла.

    Благодаря использования таких материалов возможно обеспечить комфортные условия для нормального проживания в жилых домах. Однако вышеуказанными методами теплопередача не ограничивается. Существует еще вероятность передачи тепловых процессов без прямого контакта тел.

    Систематические потоки горячего воздуха от радиатора или системы отопления в квартире. От нагретого обогревателя будет обязательно исходить поток теплого воздуха, осуществляя полноценный обогрев помещения.

    Читайте также:
    Тепловые явления в физике - определение, основные виды, примеры

    Указанный способ обмена теплом называется конвекцией, благодаря которой теплопередача происходит путем потоков жидкости или газа.

    Все происходящее на Земле тепловые явления непосредственно связаны с излучением нашего главного источника – Солнца.

    В связи с этим, можно определить еще один метод теплопередачи – тепловое регулярное излучение, которое обуславливается мощным электромагнитным излучением нагретого вещества. Именно таким образом Солнце обогревает нашу планету.

    Стоит отметить, что тепловые явления, бесспорно, играют важную роль в жизни каждого человека, животных и растений. Изменение температуры воздуха на 2030° С при смене времени года будет видоизменять все вокруг нас. От температурного режима окружающей среды зависит возможность нормальной жизни на Земле. Люди за весь период истории смогли получить относительную независимости от природных факторов после того, как научились добывать и поддерживать огонь.

    Тогда это считалось самым великим открытием, которое было сделано на заре развития современного общества. История эволюции представлений о сути природы тепловых явлений можно назвать хорошим пример того, каким противоречивым и многогранным путем постигают научную истину. Первые успехи в данной сфере науки относятся к началу XVII столетия, когда миру был представлен термометр, а следом появился шанс количественного изучения тепловых процессов и принципов макросистем.

    Тепловые явления

    Тепловые явления всегда связаны с охлаждением или нагреванием, плавлением или отвердеванием, т. е. с изменением температуры.

    Тепловые явления в жизни

    С тепловыми явлениями мы сталкиваемся ежедневно и вряд ли каждый раз задумываемся над превращениями, сопровождающих эти процессы. Например, просматривая прогноз погоды, мы думаем лишь о выборе подходящих одежды и обуви. Чтобы выпить горячий чай или кофе, мы нагреваем воду в чайнике.

    Кладем мокрые вещи на горячую батарею, зная, что через несколько часов все высохнет, и т.д. И это только дома.

    Трудно переоценить значимость тепловых явлений в нашей жизни: это плавление металла, сгорание топлива, изготовление новых материалов, создание тепловых двигателей и многое другое.

    Почему железная дорога длиннее летом?

    Этот вопрос может показаться тебе довольно странным, но длина железной дороги, точнее, ее рельсового пути, действительно увеличивается летом. Почему так происходит?

    Все дело в тепловых явлениях: летом, под воздействием солнечных лучей, температура рельса может достигать и +40° С, а в зимние холода рельс остывает до -20—25°С. Известно, что при нагревании тела увеличиваются. Это происходит и с рельсами: летом они становятся длиннее.

    Тем не менее говоря о том, что летом железная дорога длиннее, следует понимать, что на самом деле речь идет не об удлинении маршрута между городами, а всего лишь об увеличении общей суммы длин всех рельсов.

    Посмотри внимательно на картинку справа. Железнодорожные рельсы специально укладывают так, чтобы между их стыками оставался небольшой зазор. Именно этот промежуток и рассчитан на увеличение длины рельсов при нагревании. Иногда его так и называют — «тепловой зазор».

    Теперь понятно, что за счет общей длины всех зазоров и происходит увеличение длин рельсов при нагревании!

    Почему между трамвайными рельсами не оставляют зазоры?

    Трамвайные рельсы действительно укладывают, не оставляя никаких зазоров. Почему? Сравни картинки.

    Трамвайные рельсы почти полностью опускают в землю: на поверхности остается только верхняя часть полотна. Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что земля «спасает» рельсы от перегрева даже в самые жаркие дни. А так как трамвайные рельсы не перегреваются, то и их длина, в отличие от железнодорожных, практически не меняется. Поэтому между трамвайными рельсами и не оставляют зазоров.

    Почему летом провода линий электропередачи немного провисают?

    Действительно, провода линий электропередачи слегка провисают в теплое время года. Это не ошибка монтажников, а преднамеренное действие. Объяснить данное явление довольно просто. Ты уже знаешь, что при нагревании тела расширяются, а при охлаждении — сжимаются. Если сильно натянуть провод, то, охлаждаясь (это может случиться не только зимой, но и во время прохладных ночей в межсезонье и даже летом), он становится короче и может лопнуть.

    Почему на трубопроводах делают изгибы?

    Скорее всего, ты не раз видел наземные трубопроводы, в которых через определенные промежутки есть специальные изгибы в виде буквы П.

    Такие изгибы сделаны не случайно. В связи с резкими перепадами температуры трубопроводы способны удлиняться и расширяться. На прямом участке такие изменения могут привести к серьезным деформациям. Поэтому и делают изгибы, чтобы компенсировать эту нагрузку.

    Читайте также:
    Парообразование 💧 описание процессов испарения и кипения, свойства, виды превращений жидкости, условия образования пара, формулы, примеры

    Как правильно охладить продукты при помощи льда?

    Представь, что тебе нужно охладить лимонад при помощи кубиков льда, замороженных в специальной форме, но бросать их внутрь нельзя. Как ты поступишь? Поставишь кувшин на форму со льдом? Или наоборот, форму на горлышко кувшина? Более удобным кажется первый вариант, т.е. поставить кувшин на лед. Однако правильным с точки зрения физики является второй. Конечно, это вовсе не означает, что охладить лимонад в кувшине, поставив его на лед, нельзя. Можно, но в данном случае охладится только нижний слой напитка.

    Поэтому если нужно охладить всю жидкость, то лед следует положить сверху. Объяснение этому правилу довольно простое: охлажденный льдом воздух опускается вниз, постепенно охлаждая сосуд.

    Почему зимой мы носим теплую одежду?

    Единственный правильный ответ на этот вопрос только один: потому что зимой холодно, и мы не хотим мерзнуть. А ты уверен, что именно одежда нас греет? Чтобы убедиться, так ли это на самом деле, ты можешь проделать следующий эксперимент.

    Тебе понадобятся любая теплая куртка или пальто (желательно пуховик), которые ты носишь зимой, кубики льда и два небольших полиэтиленовых пакета. Итак, в оба пакета положи одинаковое количество кубиков льда и завяжи. Один пакет оставь на столе, а второй тщательно заверни в зимнюю куртку. Когда лед в первом пакете начнет таять, вытащи второй пакет со льдом из куртки. Что произошло со льдом во втором пакете? Лед даже и не начал таять! На этом опыте ты наглядно убедился в том, что зимняя одежда абсолютно не греет. На самом деле она просто сохраняет температуру. Завернутый в куртку лед практически не растаял, и это значит, что его температура осталась прежней. И когда мы надеваем зимнюю одежду, она не греет — она не дает нашему телу охладиться, т. е. сохраняет его температуру.

    Почему стаканы из толстого стекла лопаются чаще, чем из тонкого?

    Это действительно так: стаканы из тонкого стекла более устойчивы к горячей воде, чем из толстого.

    Казалось бы, где логика? Но в данном случае нужно учитывать законы физики. Основная причина того, что стекло лопается, заключается в его неравномерном расширении. Когда мы наливаем кипяток в стакан, то сначала прогреваются его внутренние стенки. А внешние стенки по-прежнему остаются недостаточно нагретыми и не выдерживают давления перегретого внутреннего слоя. В этот момент и происходит лопание стекла.

    Теперь ты понял, почему толстое стекло чаще лопается, чем тонкое? Стенки стакана из тонкого стекла успевают прогреться гораздо быстрее. Это означает, что в стакане с тонкими стенками быстрее устанавливается одинаковая температура внутреннего и внешнего слоев стекла. А в стакане из толстого стекла все эти процессы протекают настолько медленнее, что оно не успевает прогреться и лопается.

    Лабораторная посуда

    Обрати внимание на стеклянную посуду, которую используют в лабораториях: она вся из очень тонкого стекла. Причем воду кипятят именно в таких сосудах, совершенно не опасаясь, что они лопнут прямо во время проведения исследования.

    Теплопередача

    Тот, кто хоть раз в жизни получал ожог, знает о нем не понаслышке. Способов обжечься довольно много. Например, можно нечаянно дотронуться до раскаленной сковородки, гриля или формы с пирогом, который только что достали из духовки. Можно обжечься паром кипящей воды или очень горячим воздухом из фена. А можно просто лежать под палящим солнцем и получить ожог кожи. Все эти примеры указывают на разные способы передачи тепла от более горячего тела к более холодному.

    Способы теплопередачи. Теплопроводность

    Существуют различные способы передачи тепла: теплопроводность, конвекция и излучение.

    Главное их отличие заключается в способе передачи тепла.

    При теплопроводности передача тепла происходит при непосредственном контакте. Например, во время приготовления пищи нагретая плита передает тепло сковороде или кастрюле.

    Конвекция и излучение

    Для возникновения конвекции необходимо движение воздуха или воды. Конвекция — это передача тепла потоками жидкости или газа.

    Наглядный пример конвекции — обогрев наших домов от батарей. Теплый воздух поднимается к потолку и равномерно распределяется по всей комнате. Охлаждаясь, воздух опускается. Потом процесс повторяется снова. Такая циркуляция воздуха и называется конвекцией.

    Тепловое излучение — это передача тепла от одного тела к другому электромагнитными волнами. Именно так попадает на Землю тепло от Солнца. При тепловом излучении нет необходимости в прямом контакте или наличии потоков жидкости или газа.

    Читайте также:
    Электролиз - понятие, уравнения и схемы процесса, примеры решений

    Почему в окнах двойные стекла?

    Ты уже знаешь, что передача тепла происходит от более горячего тела к более холодному. Но у различных материалов разная способность передавать тепло, или разная теплопроводность. У дерева, стекла и воды она очень низкая.

    Окна делают из двух и более стекол, скрепленных между собой, с целью увеличения их теплоизоляционных свойств. Пространство между стеклами заполняется воздухом, теплопроводность которого в 40 раз меньше, чем у стекла. Типичная конструкция окон «стекло—воздух—стекло» позволяет лучше сохранить тепло в наших домах.

    Почему в снежную зиму деревья не вымерзают?

    В снежную зиму земля надежно защищена от промерзания. Как бы странно это ни звучало, но снег очень хорошо греет землю. А происходит это потому, что снег содержит воздух и является очень плохим проводником тепла. Почва не промерзает, и корни деревьев остаются в тепле.

    Почему зимой мерзнут ноги в очень тесной обуви?

    Это происходит потому, что в тесной обуви воздушная прослойка между ногой и сапогом или ботинком очень мала. Так как воздух — плохой проводник тепла, достаточный слой воздуха между ногой и обувью защитил бы от замерзания. Именно поэтому зимой нужно носить просторную обувь.

    Почему мы не обжигаем губы и рот, когда пьем из фарфоровой чашки?

    Скорее всего, ты не раз наблюдал такую картину: фарфоровая чашка, в которую только что налили кипяток, не настолько горячая, чтобы ее невозможно было взять в руки. А что произойдет, если налить воду такой же температуры в металлическую чашку? Сможешь ли ты удержать эту чашку в руке, уже не говоря о том, чтобы прикоснуться к ней губами? Металлическая чашка моментально нагревается до такой степени, что в руки ты ее не возьмешь.

    Объяснением этому является разная теплопроводность фарфора и металла: у фарфора она существенно ниже.

    Тепловые явления в физике – определение, основные виды, примеры

    Гипотеза: благодаря научным знаниям и достижениям созданы легкие, прочные малотеплопроводные материалы для одежды и защиты жилища, кондиционеры, вентиляторы и прочие приспособления. Это позволяет нам преодолевать трудности и многие проблемы, связанные с теплом. Но все же изучать тепловые явления необходимо, так как они имеют исключительно большое влияние на нашу жизнь.

    Цель: изучение тепловых явлений и тепловых процессов.

    Задачи: рассказать о тепловых явлениях и тепловых процессах;

    изучить теорию тепловых явлений;

    на практике рассмотреть существование тепловых процессов;

    показать проявление этих опытов.

    Ожидаемый результат: проведение опытов и изучение наиболее распространенных тепловых процессов.

    Результат работы над проектом: подобран и систематизирован материал по теме, проведены опыты и блиц – опрос учащихся, подготовлена презентация, представлено стихотворение собственного сочинения.

    Тепловые явления – физические явления, которые связаны с нагреванием и охлаждением тел.

    Нагревание и охлаждение, испарение и кипение, плавление и отвердевание, конденсация – все это примеры тепловых явлений.

    Тепловое движение – процесс хаотичного (беспорядочного) движения

    частиц, образующих вещество.

    Чем выше температура, тем больше скорость движения частиц. Чаще всего рассматривается тепловое движение атомов и молекул. Молекулы или атомы вещества всегда находятся в постоянном беспорядочном движении.

    Это движение обусловливает собой наличие в любом веществе внутренней кинетической энергии, которая, связана с температурой вещества.

    Поэтому, беспорядочное движение, в котором всегда находятся молекулы или атомы, называется тепловым.

    Изучение тепловых явлений показывает, что насколько в них уменьшается механическая энергия тел, настолько же увеличивается их механической и внутренней энергий, при любых процессах остаётся неизменной.

    В этом заключается закон сохранения энергии.

    Энергия не возникает из ничего и не исчезает никуда.

    Она может лишь переходит из одного вида в другой, сохраняя своё полное значение.

    Тепловое движение молекул никогда не прекращается. Поэтому любое тело всегда обладает какой-то внутренней энергией. Внутренняя энергия зависит от температуры тела, агрегатного состояния вещества и других факторов и не зависит от механического положения тела и его механического движения. Изменение внутренней энергии тела без совершения работы называется теплопередачей.

    Теплопередача всегда происходит в направлении от тела с большей температурой к телу с меньшей температурой.

    Существует три вида теплопередачи:

    Тепловые процессы – разновидность тепловых явлений; процессы, при которых меняется температура тел и веществ, а также возможно изменение их агрегатных состояний. К тепловым процессам относятся:

    Парообразование

    Кристаллизация

    Десублимация

    Рассмотрим в качестве примера вещество, которое может находиться в трёх агрегатных состояниях: вода (Ж- жидкое, Т- твердое,Г- газообразное)

    Нагревание – процесс повышения температуры тела или вещества. Нагревание сопровождается поглощением теплоты из окружающей среды. При нагревании агрегатное состояние вещества не изменяется.

    Читайте также:
    Удельная теплота парообразования 💨 обозначение и единицы измерения, основные формулы, физический смысл, предназначение и способы применения в науке, таблица значений

    Опыт 1: Нагревание.

    Наберём воду из крана в стакан и измерим её температуру (25°C),

    затем поставим стакан на теплое место (окно на солнечной стороне), и через некоторое время измерим температуру воды (30°C).

    Подождав ещё некоторое время, я еще раз измерила температуру (35°C). Вывод: термометр показывает увеличение температуры сначала на 5°C, а потом и на 10°C.

    Охлаждение – процесс, понижения температуры вещества или тела; Охлаждение сопровождается выделением теплоты в окружающую среду. При охлаждении агрегатное состояние вещества не изменяется.

    Опыт 2: Охлаждение.Посмотрим как происходит охлаждение на опыте.

    Из крана в стакан наберём горячую воду и измерим её температуру (60°C) затем этот стакан на некоторое время поставим на подоконнике, после чего измерим температуру воды и она стала равной (20°C).

    Вывод: вода охлаждается и термометр показывает понижение температуры.

    Опыт 3: Кипение.

    С кипением мы каждый день сталкиваемся дома.

    Нальём в чайник воду и поставим его на плиту. С начала вода нагревается, а затем происходит кипения воды. Об этом свидетельствует пар, выходящий из носика чайника.

    Вывод: при кипении воды, пар из горлышка чайника выходит через маленькое отверстие и свистит и мы выключаем плиту.

    Испарение – это парообразование , происходящее со свободной поверхности жидкости.

    Испарение зависит от:

    Температуры вещества (чем выше температура, тем интенсивнее испарение);

    Площади поверхности жидкости (чем больше площадь, тем больше испарение);

    Рода вещества (разные вещества испаряются с разной скоростью);

    Наличия ветра (при наличии ветра испарение происходит быстрее).

    Опыт 4: Испарение.

    Если Вы когда-нибудь наблюдали за лужами после дождя, то Вы, несомненно, замечали, что лужи становятся меньше и меньше. Что произошло с водой?

    Вывод: она испарилась!

    Кристаллизация (отвердевание) – это переход вещества из жидкого агрегатного состояния в твердое. Кристаллизация сопровождается выделением энергии (теплоты) в окружающую среду.

    Опыт 5: Кристаллизация. Чтобы обнаружить кристаллизацию, проведём опыт.

    Наберём воду из крана в стакан и поставим в морозильную камеру холодильника. Через некоторое время происходит процесс отвердевания вещества, т.е. на поверхности воды появляется корка. Затем вся вода в стакане полностью превратилась в лед, то есть кристаллизуется.

    Вывод: сначала вода охлаждается до 0 градусов, затем замерзает.

    Плавление – переход вещества из твердого состояния в жидкое. Этот процесс сопровождается поглощением теплоты из окружающей среды. Чтобы расплавить твёрдое кристаллическое тело ему необходимо передать некоторое количество теплоты.

    Опыт 6: Плавление.Плавление легко обнаруживается на опыте.

    Достаём из морозильной камеры холодильника стакан с замёрзшей водой, который поставили мы. Через некоторое время в стакане появилась вода – лед начал таять. Спустя некоторое время весь лед растаял, то есть полностью перешел из твердого в жидкое.

    Вывод: лёд с течением времени получает тепло от окружающей среды и со временем растает.

    Конденсация –переход вещества из газообразного состояния в жидкое.

    Конденсация сопровождается выделением теплоты в окружающую среду.

    Опыт 7: Конденсация.

    Мы вскипятили воду и поднесли к носику чайника холодное зеркало. Через несколько минут на зеркале четко видны капли конденсировавшегося водяного пара.

    Вывод: пар оседая на зеркале превращается в воду.

    Явление конденсации можно наблюдать летом, ранним прохладным утром.

    Капельки воды на траве и цветах – роса – свидетельствуют о том, что водяной пар, содержавшийся в воздухе, конденсировался.

    Сгорание – процесс сжигания топлива, сопровождающийся выделением энергии.

    Эта энергия используется в различных

    сферах нашей жизни.

    Опыт 8: Сгорание. Каждый день мы можем наблюдать, как сгорает природный газ в горелке плиты. Это и есть процесс сгорания топлива.

    Также процессом сгорания топлива является процесс сжигания дров. Поэтому, чтобы провести опыт по сгоранию топлива, достаточно только зажечь газовую

    горелку или спичку.

    Вывод: при сгорании топлива выделяется тепло, может появиться специфический запах.

    Результат работы над проектом:в своей проектной работе я изучила наиболее распространенные тепловые процессы: нагревание, охлаждение, парообразование, кипение, испарение, плавление, кристаллизация, конденсация, сгорание, сублимации и десублимации.

    Кроме того, в работе были затронуты такие темы, как тепловое движение, агрегатные состояния веществ, а также общая теория по тепловым явлениям и тепловым процессам.

    На основе простейших опытов рассматривалось то или иное тепловое явление. Опыты сопровождаются демонстрационными картинками.

    Читайте также:
    Опыты по физике для детей с объяснением

    На основе опытов рассмотрено:

    – существование различных тепловых процессов;

    доказана актуальность тепловых процессов в жизни человека.

    Также мною был проведен блиц-опрос учащихся 9 «А» класса в составе 15 человек.

    Блиц – опрос учащихся 9 класса.

    Вопросы:

    1. Что такое тепловые явления?

    2. Приведите примеры тепловых явлений

    3. Какое движение называют тепловым?

    4. Что такое теплопроводность?

    5. Агрегатные превращения – это…

    6. Явление превращения жидкости в пар?

    7. Явление превращения пара в жидкость?

    8. Какой процесс называется плавлением?

    9. Что такое испарение?

    10. Назовите процессы, обратные нагреванию, плавлению, испарению?

    Ответы:

    1. Тепловые явления – физические явления, связанные с нагреванием и охлаждением тел

    2. Примеры тепловых явлений: нагревание и охлаждение, испарение и кипение, плавление и отвердевание, конденсация

    3. Тепловое движение – беспорядочное, хаотическое движение молекул

    4. Теплопроводность – передача тепла от одной части к другой

    5. Агрегатные превращения – это явления перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое

    6. Парообразование

    7. Конденсация

    8. Плавление – переход вещества из твердого состояния в жидкое. Этот процесс сопровождается поглощением теплоты из окружающей среды

    9. Испарение – это парообразование, происходящее со свободной поверхности жидкости

    10. Процессы, обратные нагреванию, плавлению, испарению – охлаждение, кристаллизация, конденсация

    Результаты блиц – опроса:

    1. Правильный ответ – 7 чел – 47%

    Неправильный ответ – 8 чел – 53%

    2. Правильный ответ –6 чел – 40%

    Неправильный ответ –9 чел – 60%

    3. Правильный ответ – 10 чел – 67%

    Неправильный ответ – 5 чел – 33%

    4. Правильный ответ –6 чел – 40%

    Неправильный ответ – 9 чел – 60%

    5. Правильный ответ – 8 чел – 53%

    Неправильный ответ – 7 чел – 47%

    6. Правильный ответ – 12 чел – 80%

    Неправильный ответ – 3 чел – 20%

    7. Правильный ответ – 8 чел – 53%

    Неправильный ответ – 7 чел – 47%

    8. Правильный ответ – 10 чел – 67%

    Неправильный ответ – 5 чел – 33%

    9. Правильный ответ – 13 чел – 87%

    Неправильный ответ – 2 чел – 13%

    10. Правильный ответ – 8 чел –53%

    Неправильный ответ – 7 чел – 47%

    Блиц-опрос показал, что ученики не достаточно знакомы с этой темой, и я надеюсь, что мой проект поможет им восполнить недостающие пробелы по данной теме.

    Поставленная мною цель и задачи проектной работы выполнены.

    Закончить свою работу хочу стихотворением, которое мы сочинили вместе с моим дедушкой.

    Тепловые явления

    Мы явления изучаем,

    Про тепло познать желаем.

    Мы живем в чудесном мире –

    Все, как дважды два – четыре.

    Выполняем мы работу,

    Раскачав молекул роту,

    Колем на дрова бревно –

    Нам становится тепло.

    Очень важная задача-

    Тепло можно передать,

    От воды нагретой взять.

    Все тела теплопроводны:

    Вода греет радиатор,

    Воздух снизу вверх идет,

    В дом тепло передает.

    А оконное стекло

    В доме бережет тепло.

    В раме есть воздушный слой –

    Для тепла стоит горой.

    Он тепло не пропускает

    И в квартире сохраняет.

    Ну а днем, мы знаем сами,

    Солнце даст тепло лучами…

    Чтоб познать все свойства эти,

    В дружбе жить с теплом на свете,

    И на деле применить –

    Надо ФИЗИКУ учить.

    Список литературы

    1. Рахимбаев М.М. Флеш-учебник: «Физика. 8 класс». 2. Преподавание физики, развивающее ученика. Кн.1. Подходы, компоненты, уроки, задания / Сост.и под ред. Э.М. Браверман:- М.: Ассоциация учителей физики, 2003. – 400 с. 3. Дубовицкая Т.Д. Диагностика значимости учебного предмета для развития личности учащихся. Вестник ОГУ, №2, 2004. 4. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2004. 5. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 6. Электронные ресурсы:Сайт http://school-collection.edu.ru Сайт http://obvad.ucoz.ru/index/0Сайт http://zabalkin.narod.ru Сайт http://somit.ru

    Старт в науке

    Учредителями Конкурса являются Международная ассоциация учёных, преподавателей и специалистов – Российская Академия Естествознания, редакция научного журнала «Международный школьный научный вестник», редакция журнала «Старт в науке».

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: