Жди меня, и я вернусь – анализ, история создания, основная тема

Анализ стихотворения Симонова «Жди меня, и я вернусь»

Краткий анализ

История создания – оно написано в самом начале войны, в 1941 году. Поначалу Симонов считал его слишком личным, но в 1942 году все же опубликовал его в “Правде”.
Тема стихотворения – любовь женщины, помогающая выдержать все испытания войны.

Композиция – трехчастная, части отделены повторами.

Жанр – интимная лирика.

Стихотворный размер – трех- и четырехстопный хорей с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты – “желтые дожди”, “дальние места”, “горькое вино”.

Метафоры – “снега метут”, “ожиданием своим ты спасла меня”.



Сочинение «Жди меня, и я вернусь…»: любовь и война.

В этих чудесных словах, подтверждающих волшебную силу веры в то, что любимый человек в любом случае вернется, если его верно ждать, состоит суть взаимосвязи между любовью и войной.

Война… это слово содержит пять букв, но какая огромная боль, страдания скрыты в нем. Война-это кровь, потери, это самое страшное явление. Матери должны терять собственных сыновей, жены — лишаться мужей, а дети — отцов. Те люди, которые уходят на войну, не уверены в своем возвращении домой. Человек, прошедший войну, либо становится сильным и мужественным, возвращаясь обратно в родные стены, либо вообще не возвращается.

Третий вариант отсутствует.

Все солдаты во время прощания со своими близкими перед отправкой на войну, произносят слова, очень сильные почти волшебные: «Жди меня, и я вернусь…»

Тему любви и войны описал в своем романе Л.Толстой. Произведение «Война и мир» содержит сцену прощания пары любящих людей и эпизод прощания родителей с детьми. Изначально, кажется, что Болконский холодно прощается с сыном, будто бы он и не отец ему, а командир. Отец наставляет сына, либо тот оправдает его надежды, либо вообще не должен возвращаться обратно. Однако такое отношение является в действительности исключительно оболочкой внешней. Внутри Болконский переживает пламенные отцовские чувства к собственному сыну, и надеется на его возвращение.

На войну Болконский уходит, оставив беременную жену, которая мольбами пытается оставить его рядом с собой. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Но он не может отказаться от исполнения собственного долга перед Родиной, и поэтому выбирает вместо семьи войну. В нем также отсутствует твердая уверенность в своем возвращении, но надежду жене он даёт, обещая вернуться.

Вторая Мировая война…Те солдаты, что уходили воевать тогда, тоже не были уверены в своем возвращении, и всё — же давали обещания своим девушкам и супругам вернуться. На фронте им приходилось делать все возможное для выполнения обещания, а в сложные моменты они предавались воспоминаниям о родных людях. Именно любовь обладает способностью дарить силы, наделяющие человека сверхъестественными способностями.

Полезный материал по теме:

  1. Любовь и война
  2. «Тогда меня охватила непонятная ярость. Я начал грести с такой силой, что трещали весла.» «Я был благодарен Иванову за то, что он отучил меня от привычки стесняться от простых вещей»
  3. Верная любовь. Настоящая любовь. «Верная любовь помогает переносить все тяготы» — Ф. Шиллер.
  4. Война Отечественная и война Гражданская – в чём отличие?
  5. Какие качества раскрывает в человеке любовь? Любовь — великая сила, большая энергия.


История создания

К 1941 году Константин Симонов уже понимал, что такое война – для него она началась в 1939 году на Халкин-Голе. Военный корреспондент, он понимал, как опасно находиться на линии фронта и написал стихотворение-письмо своей любимой женщине. Актриса Валентина Серова была эвакуирована в Фергану со своим театром, и поэт просит ее просто ждать. Вера в то, что тебя так ждут, помогает человеку выжить и не сломаться.

История их любви была достаточно сложной, но поэт знал, что любимая им женщина долгое время была верна своему мужу после его гибели. Именно поэтому он уверен в том, что она – так, кто умеет ждать по-настоящему.

Поначалу он не собирался отдавать написанные строки в печать – для него это стихотворение было слишком личным. Но друзья уговорили его – и в 1942 году оно появилось в газете “Правда”. На первую публикацию “Жди меня и я вернусь” отдали в “Красную звезду”, но там его не приняли. Впоследствии критики не раз подвергали произведение критике, но самым главным для поэта было то, как его принимали на фронте.

Читайте также:
"Гроза" краткое содержание пьесы А.Н. Островского, анализ произведения, характеристика и описание главных героев, основная тема и мысль

Анализ стихотворения Симонова «Жди меня»

60 лет назад отгремели залпы Победы. Наша страна будет широко отмечать эту великую для всех дату. Мы – второе поколение, живущее в мире. Но военная тема тревожит и будоражит наши умы, точно так же, как и 20, и 30 лет назад. У той войны нет давности закона. Не звёзды – слёзы на её погонах… Произведения тех лет ценны, пронзительны и интересны до сих пор. На мой взгляд, одно из самых удачных и трогательных произведений военной поры является стихотворение К. Симонова «Жди меня», посвящённое любимой женщине поэта – Валентине Серовой. Судьба этого произведения складывалась счастливо. Написанное в 1941 году, уже в феврале 1942 года, когда под ударами советских войск гитлеровцы откатились от Москвы, «Правда» опубликовала это стихотворение, завоевавшее вскоре сердца читателей. Солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. Его находили в нагрудных карманах раненых и убитых… Рассмотрим подробнее это произведение. По жанру лирики его можно отнести к посланию, поскольку оно обращено к конкретному лицу (В.С.). Стихотворение состоит из трёх строф, длина которых 12 стихов. Поскольку ударение падает на последний слог в строке, можно заключить, что это – мужская рифма. Перекрёстная рифмовка задаёт своеобразный ритм произведению. Пафосность нисколько не портит это стихотворение, а наоборот, заставляет перечитывать его снова и снова. Всё стихотворение читается как письмо с фронта любимой и далёкой женщине. Оно звучит как заклинание, как молитва. Ключевое слово здесь – жди, повторяющееся много раз, наводит на мысль о том, что именно от этой способности женщины в конечном итоге и зависит жизнь и победа. Каждая строфа начинается словами «жди меня, и я вернусь» — это главная мысль произведения. Она проста и по-житейски понятна, но, с другой стороны, это своеобразное заклинание звучит как «Аминь» в молитве. Без него всё произведение потеряло бы общую эмоциональную направленность, целостность. Первая строфа говорит нам о времени и условиях ожидания: «жёлтые дожди», «снега», «жара». Читатель понимает, что «ждать», на самом деле, не так просто: «других» уже «не ждут»; писем уже не приходит; надоедает ждать всем. Но тоска и безысходность не должны взять верх над женщиной, которая по-настоящему любит, ибо только в этом случае мужчина может вернуться. Должен. Симонов так и говорит: «Я вернусь». С условием, что его будут «ждать», но не просто, а «очень». Во второй строфе, на мой взгляд, преобладают минорные ноты. Она уже не читается написанной от первого лица. Кажется, что горечь поражения проскальзывает в каждой её строчке (повторюсь: стихотворение написано в 1941 г., когда ещё неизвестен был исход войны). Однако незыблемая уверенность, которая перекликается с ожиданием скорой победы, читается здесь. «Пусть поверят сын и мать», «пусть друзья устанут ждать», действительно, могут забыть все, кроме той, единственной, которая не должна забывать, не имеет права. Так как это всё спаяно единой цепью, эмоциональной связью, которая, порвись она, разрушит нечто большее, чем человеческие взаимоотношения. Поэтому твёрдое «жди» звучит здесь почти как приказ на фронте, который не обсуждается. Автор абсолютно уверен в том, что тризна, «помин души», откладывается на неопределённый срок. И эту уверенность он также передаёт читателю. Третья строфа звучит как гимн любви. Волшебной, всепобеждающей. «Смертям назло». Посторонние люди скажут, что это везение. Нет. «Не понять не ждавшим им», что ожидание, замешенное на огромной любви, приправленное верой и надеждой может творить чудеса. Оно способно даже спасти от пуль «среди огня». Но это секрет только для двоих. Об этом «будем знать только мы с тобой». Но тайна раскрывается просто, «просто ты умела ждать». Ждать так, как может ждать только русская женщина, только в лихолетья – «как никто другой». Потрясающее стихотворение Симонова «Жди меня» подкупает своей искренностью. Я понимаю, почему на фронте оно пользовалось огромной популярностью. С одной стороны, личное и интимное, предназначенное для двоих, с другой стороны, открывающее целый мир, масштабное. Его можно читать и тихо, шёпотом, а можно громко, во весь голос. В любом случае, это будет хорошо. Именно такого не хватало на фронте, вдали от любимых и родных. Такая поэзия помогала выжить в нечеловеческих условиях, отвечала на вечные и бесконечные жизненные вопросы. Много на земле стихотворений хороших и разных. Но «Жди меня» Симонова стоит особняком, поскольку затрагивает самые нежные струны человеческой души. Это произведение о любви, хотя это слово ни разу там не упоминается, но каждый, открывающий его для себя вновь и вновь, это понимает. И, как всякое великое искусство, оно делает человека лучше, чище и нравственно богаче.

Читайте также:
Учителя Митрофана - описание образов, их роли в комедии Фонвизина

Композиция

Композиционно произведение состоит из трех частей, каждую из которых поэт отделил рефреном “Жди меня и я вернусь”.

В первой части он рассказывает о том, как тяжело и грустно ждать любимого с фронта – времена года сменяются, письма перестали приходить, многие женщины уже разуверились в том, что их солдат вернется.

Вторая часть – кульминация, развивающая идею: уже и ее любимого никто не ждет. Мать, родители, ребенок – все поверили в то, что его нет, и поминают его душу.

Третья часть – это награда за ожидание, светлые мотивы. Герой выжил и возвращается именно благодаря тому, что его так горячо и верно ждали.

О поэте

Имя Константина Симонова является псевдонимом. От рождения поэт звался Кириллом, но его дикция не позволяла ему без проблем произносить своё имя, поэтому он подобрал себе новое, сохранив инициал, но исключив буквы «р» и «л». Константин Симонов является не только поэтом, но и прозаиком, его перу принадлежат романы и повести, мемуары и очерки, пьесы и даже сценарии. Но знаменит он именно своими стихами. Большая часть его произведений создана в военной тематике. Это неудивительно, ведь жизнь поэта с самого детства связана с войной. Его отец погиб во времена Первой мировой войны, второй супруг его матери был военным специалистом и бывшим полковником Русской императорской армии. Сам Симонов некоторое время служил военным корреспондентом, сражался на фронте и даже имел звание полковника. Стихотворение «Всю жизнь любил он рисовать войну», написанное в 1939 году, скорее всего, имеет автобиографические черты, поскольку недвусмысленно пересекается с жизнедеятельностью поэта.


Неудивительно, что Симонову близки чувства простого солдата, скучающего по любимым и близким во время тяжких сражений. И если сделать анализ стихотворения «Жди меня, и я вернусь», можно заметить, насколько живыми и личными являются строки. Важно то, как тонко и чувственно Симонову удаётся передать их в своих произведениях, описать весь трагизм и ужас военных последствий, не прибегая к излишнему натурализму.

Средства выразительности

Для этого стиха поэт использует достаточно скупой набор классических художественных средств:

  • Эпитеты – “желтые дожди”, “дальние места”, “горькое вино”.
  • Метафоры – “снега метут”, “ожиданием своим ты спасла меня”.

При этом они просто подчеркивают основную мысль, а главную роль в создании тона и настроения играет анафора – слово “жди”, которое постоянно повторяется в строфе. Это повторение и придает произведению сходство с молитвой.

Анализ стихотворения Симонова «Жди меня, и я вернусь»

Известный поэт Константин Симонов видел все тяготы войны своими глазами. Он в качестве военного корреспондента был вначале на Халхин-Голе, а затем на Финской войне. Этот опыт стал бесценным в художественном плане, что подтверждает анализ стихотворения «Жди меня, и я вернусь». Симонов в нем отразил чувства, знакомые многим солдатом, и тем самым сделал его бессмертным.

  1. История создания
  2. Жизнь на войне
  3. Композиция и тема стихотворения

История создания

Для автора произведение было очень близко, так как оно обращено реальному человеку. Прототипом женщины, к которой обращается герой, стала возлюбленная писателя — актриса Вера Серова. Вначале она отвергала поэта, но война расставила свои приоритеты. Человеческая жизнь стала хрупкой, а вероятность смерти для каждого — слишком высокой.

Подобное произведение можно найти у такого известного русского поэта, как Андрей Белый. Краткий анализ его стиха говорит, что поэт надеется на восстановление чувств. Это гениальное произведение по накалу страстей менее насыщенное, чем у Симонова. Возможно, потому что написан стих в мирное время.

История создания этого произведения непростая. Писалось оно как личное послание. Автор не планировал печатать свое сочинение. В то время Валентина Серова вместе с театром находилась в эвакуации. Туда, в далекую Фергану, поэт слал письма с просьбой просто ждать своего возвращения. Ведь вера в то, что тебя хотя бы ждут, помогает не сломаться в трудную минуту и выжить, несмотря на удары судьбы.

Уверенность в том, что ждать любимая умеет, была. Ведь эта женщина оставалась верна мужу после его гибели долгое время. Поэт старался скрыть свои отношения с любимой, оберегая ее от кривотолков недоброжелателей. Но по настоянию коллег вынужден был в конце 1941 года опубликовать стихотворение. Нужно сказать, что первая публикация поэмы не состоялась. В «Красной Звезде» ее не приняли, посчитав несвоевременной.

Впоследствии некоторые критики много раз подвергали критике это произведение. Но для самого поэта главным оставалось то, что его любили и понимали на фронте.

Жизнь на войне

Константин Михайлович Симонов был одним из лучших писателей, освещавших боевые будни советской армии. В эти страшные годы войны его стихи вселяли веру в победу и светлое будущее. Его произведения позволяют заглянуть во внутренний мир солдата и показать горькую правду о том, насколько разрушительной и жестокой была военная действительность.

Читайте также:
Сжала руки под темной вуалью анализ стиха Ахматовой - тема, идея

Трогательное стихотворение о важности того, что солдата жду с фронта, стало для людей гимном любви и веры. Оно обладало огромной силой воздействия душу человека. Торжественная клятва близкого человека выражалась яркими строками-заклинаниями. Пусть ожидание будет долгим и придется переждать время:

  • когда будет мести снег;
  • когда придет жара;
  • когда уже никто не будет верить в возвращение.

Эти строки написаны, когда миллионы людей надолго или даже навсегда расставались друг с другом. К сожалению, очень многие видели своих любимых в последний раз и затем долгие годы ждали ответ, что случилось с их родными.

Актуальность поэмы, написание которой пришлось на страшные годы войны, в том, что оно не было забыто и после ее окончания. Многие вдовы и матери ждали близких до конца жизни, веря, что они живы и обязательно приедут домой.

Композиция и тема стихотворения

Композиция стихотворения включает в себя три части. Каждая из них начинается узнаваемым повтором «Жди меня, и я вернусь»:

  1. В первой части говорится о тяжести ожидания близкого человека с фронта. Многие перестают ждать и начинают думать о вещах, более насущных на данный момент.
  2. Во второй части заключена кульминационная идея о возможности забвения. Солдата перестали ждать и поверили в его гибель. Даже мать разуверилась в возможности его возвращения, поминая его душу, как ушедшую.
  3. Заключительная третья часть является наградой за веру и долгое ожидание, а также светлые мотивы за здоровье возлюбленного. Герой возвращается именно благодаря горячей любви и способности посвятить свою жизнь беззаветному ожиданию солдата.

Стихотворение было написано доступным разговорным языком как монолог героя. Его своеобразная молитва заклинает любимую словами: «жди», «не забывай», «не желай добра», «верь». Это своеобразная песня любви и веры, выраженная в стихотворных строках.

Эта тема важна для человека в любые годы, но во время войны она звучит особенно остро. Ведь есть множество свидетельств того, когда солдаты решались на самоубийство, прочитав послание, содержание которого говорило об измене любимого человека.

Сочинение о стихотворении Симонова должно подчеркнуть его своевременность и важность. Оно давало надежу советским воинам на продолжение жизни и любовь даже после смерти.

Материалы

«Жди меня и я вернусь…» — история знаменитого стихотворения

«Я уехал на войну, а женщина, которую я любил, была в тылу. И я написал ей письмо в стихах…»
К. Симонов.

«Жди меня и я вернусь…» — кто не слышал этой строки, похожей на заклинание и звучащей рефреном, пожалуй, в самом знаменитом стихотворении Константина Симонова? Удивительно, что стихотворение было написано поэтом в первые месяцы войны, а именно, в июле-августе 1941 года, когда еще ничего не было ясно: ни исход войны и её продолжительность, ни суровые испытания, которые выпадут на долю каждого.

Письмо-стихотворение поэт написал своей любимой — известной советской актрисе 30-40х годов Валентине Серовой. Познакомились они незадолго до начала войны. Валентина Серова к тому времени уже была вдовой военного летчика. Начавшиеся отношения между поэтом и актрисой, затем перетекли в брак в 1943 году. Валентина Серова стала не только женой, но и музой поэта. Много стихотворений Константин Симонов сочинил и посвятил именно ей.

Константина Симонова отправляют на фронт в 1941 году в качестве военного корреспондента, Валентина остается в тылу. Разлука вдохновляет поэта на стихи, которые потом вся страна будет переписывать от руки, так как напечатанный сборник нельзя будет достать. Этот сборник называется «С тобой и без тебя». Главным стихотворением стало «Жди меня».

Интересно, что написанное стихотворение было опубликовано не сразу. Лев Кассиль, на даче которого в Переделкине и было оно написано, посчитал его публикацию преждевременной и советовал подождать. Напомним, что это было начало войны. Константин Симонов все же показал стихи редактору «Красной звезды» Давиду Ортенбергу. Тот сказал: «Эти стихи не для военной газеты. Нечего растравлять душу солдата…».

Впервые Константин Симонов читает «Жди меня» в октябре, на Северном фронте, своему товарищу — фотокору Григорию Зельме. Для него же переписывает стихотворение из блокнота, ставит дату: 13 октября 1941 года, Мурманск.

Вот что говорил сам поэт: «Я считал, что эти стихи — мое личное дело… Но потом, несколько месяцев спустя, когда мне пришлось быть на далеком севере и, когда метели и непогода иногда заставляли просиживать сутками где-нибудь в землянке, мне пришлось самым разным людям читать стихи. И самые разные люди десятки раз при свете коптилки или ручного фонарика

Читайте также:
Московские главы в романе Мастер и Маргарита, изображение мира

переписывали на клочке бумаги стихотворение «Жди меня», которое, как мне раньше казалось, я написал только для одного человека»

В разгар битвы под Москвой в декабре 1941 года редактор просит у Симонова материал для газеты «Правда». Симонов нехотя отвечает, что у него только стихи, и они не подойдут для главной газеты СССР. Но редактор настоял, и 14 января 1942 года эти стихи были напечатаны. Об этих стихах и поэте Симонове узнала вся страна. С этого дня тысячи солдат и их родные не теряли надежду на встречу во многом благодаря строкам «Жди меня», строкам, ставшими народными.

«Писем писать не люблю. В результате этого в короткие свободные минуты на разных фронтах я написал книгу лирических стихов, которые являются не чем иным, как сборником неотправленных писем к любимой мною женщине. Это было моей внутренней потребностью… Но вскоре выяснилось, что люди на фронте очень хотели слышать стихи, и именно стихи о любви» — вспоминал Симонов.

Он пройдет всю войну и побывает на всех фронтах войны и станет не только свидетелем, но и боевым участников многих битв. Уже потом по собственным дневниковым записям он напишет трилогию «Живые и мертвые»- одно из ярчайших произведений о событиях Второй Мировой войны в отечественной и мировой литературе. Но запомнят его именно по небольшому стихотворению «Жди меня и я вернусь».

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Не понять, не ждавшим им,

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

В дальнейшей судьбе стихотворения можно отметить два любопытных момента — это история создания одноименной песни и кинофильма.

На музыку стихотворение «Жди меня» положено многими композиторами — и профессиональными, и самодеятельными. Наиболее известна музыка Матвея Блантера. В фильме «Парень из нашего города» 1942г. она звучит в исполнении Веры Красовицкой, хотя главную роль там исполнила другая

известная советская актриса Лидия Смирнова. «Жди меня» как песня была очень популярна и даже входила в репертуар Вадима Козина. Другой популярный певец Леонид Утесов исполнял эту песню на музыку Николая Горбенко.

В 1943 году вышел спектакль «Жди меня» по одноименной пьесе Симонова, а режиссеры Александр Столпер и Борис Иванов сняли фильм с тем же названием. И в спектакле, и в фильме главную роль играла Валентина Серова. В фильме звучит песня «Ты крылатая песня лети…» на стихи Константина Симонова в исполнении Валентины Серовой. Фильм был снят в эвакуации в Алма-Ате.

В сентябре 2016 года в Новосибирске министр культуры РФ Владимир Мединский открыл скульптурную композицию «Матерям и женам защитников Отечества». В верхней части монумента высечены строки легендарного стихотворения.

Елена Павлова,
библиотекарь библиотеки № 26

Ссылки

  1. Википедия. К.Симонов «Жди меня»

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

17.01.2019

Бианки В. “Аришка-трусишка”

Бианки В, рассказ “Аришка-трусишка”

Жанр: рассказы о детях

Главные герои рассказа “Аришка-трусишка” и их характеристика

  1. Аришка. Трусишка, боялась всего на свете, пока не познакомилась с медвежонком. Стала храброй, работящей, старательной.
  2. Федора. Мать Аришки, колхозница. Добрая, любящая.
  3. Мишук, Миша. Медвежонок, привязался к девочке.

План пересказа рассказа “Аришка-трусишка”

  1. Трусливая Аришка
  2. Лягушки, пауки и мыши
  3. Дальний покос
  4. Малина
  5. Полное лукошко
  6. Медвежонок на дереве
  7. Медведица
  8. Медвежонок на ремешке
  9. Медвежонок вырос
  10. Аришка ничего не боится

Кратчайшее содержание рассказа “Аришка-трусишка” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Жила девочка Аришка, которая боялась всего на свете.
  2. Однажды была она с матерью на покосе, и та отправила ее за малиной.
  3. Вернулась Аришка с малиной и рассказала, как медвежонка видела.
  4. Колхозники с вилами в лес побежали, медведицу прогнали.
  5. Аришка подружилась с медвежонком, а тот вырос.
  6. Ничего больше не боялась Аришка.

Главная мысль рассказа “Аришка-трусишка”
Человек сам придумывает себе страхи.

Чему учит рассказ “Аришка-трусишка”
Рассказ учит быть храбрым и ничего не бояться. Учит любить природу и всех зверей. Учит тому, что животные понимают ласковое к ним отношение и привязываются с человеку. Учит тому, что страхи живут внутри человека, и их можно перебороть.

Отзыв на рассказ “Аришка-трусишка”
Мне понравился этот рассказ и конечно больше всего девочка Аришка. Она боялась мышей и лягушек, но не испугалась медвежонка, потому что тот не казался страшным. А после она перестала и мышей бояться.

Читайте также:
Глава Тамань в романе Лермонтова Герой нашего времени

Пословицы к рассказу “Аришка-трусишка”
У страха глаза велики.
Волков бояться в лес не ходить.
Не думай о страхе, так его и не будет.
Смелый там найдет, где робкий потеряет.
Смелость города берет.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Аришка-трусишка”
Дочку колхозницы Федоры все звали Аришка-трусишка. Девочка всего на свете боялась. Пошлет ее мать за водой, а Аришка боится – там лягушки. Посылает ее Федора белье на чердаке развесить, опять Аришка боится – там пауки. Посылает мать дочку в чулан за молоком, а Аришка боится – мыши.
Косили как-то колхозники траву на дальнем покосе, а Аришка от матери ни на шаг, за юбку цепляется, работать не дает. Вот и послала ее Федора малину поесть, на опушке леса.
Аришка до малины большая любительница была, увидела ягоду, сразу к ней кинулась.
Собралась Федора с колхозниками на полдник, тут и Аришка идет, сама вся в малине, да еще полное лукошко ягод несет. Спросила ее Федора, где она столько малины набрала, а Аришка ответила, что в лесу, за ручьем.
Удивляется Федора, как Аришка зверей не испугалась, а та смеется, какие там звери, только один медвежонок и был. Да тот сам ее испугался, на дерево залез.
Обмерла Федора, спрашивает, не видела ли Аришка кого другого. А Аришка отвечает, что ходил в малине кто-то черный, ворчал. А помочь медвежонка поймать не захотел.
Поняла Федора, что там медведица ходила, медвежонка стерегла, как только Аришку не растерзала. Услышали колхозники про медведя, вилы похватали, в лес кинулись. Медведицу нашли, только она с другим медвежонком от них в лес ушла. А медвежонка на дереве колхозники изловили, Аришке отдали.
И Мишук привык к девочке, ни на шаг от нее, а та от матери. Мишук в большого вырос, Аришка в первый класс пошла, а своего медведя совсем не боится. От того кони шарахаются, трактора на дыбы встают, а девочке все ни почем.
И никто больше Аришку трусишкой не звал, напротив величали Ариной и Мишей. А та помощницей матери стала, и за водой и на чердак бежит. Вот и пойми чего она мышей боялась.

Рассказ «Аришка-трусишка» для читательского дневника

Советский писатель Виталий Бианки всегда ярко и непредсказуемо описывал в своём творчестве удивительный мир природы, простым языком рассказывая о ней детям. Один из его рассказов, написанный в 1950 году, называется «Аришка-трусишка». В читательский дневник можно записать, что в нём повествуется о маленькой девочке, которая повстречала в лесу настоящего медвежонка. Это произведение учит смелости, самостоятельности и любви к животным.

  1. Краткое содержание
  2. План для пересказа
  3. Характеристика главных героев
  4. Идея и основная мысль
  5. Пословицы к произведению
  6. Отзывы для читательского дневника

Краткое содержание

В колхозе жила со своей мамой Федорой девочка, которую все звали Аришкой-трусишкой. Она ни на шаг не отходила от матери и из-за своих страхов даже не могла помогать ей по хозяйству.

Иной раз мать просит её натаскать из пруда воды в корыто для стирки, а она боится лягушек в пруду, потому что они прыгучие. Приходится матери самой воду набирать. После этого попросит она дочь развесить бельё на чердаке, а та боится туда идти из-за паука, ведь он ползучий. И вновь маме приходится всё делать самой. В другой раз велит мать ей сходить в чулан и принести оттуда крынку молока, но девочка боится хвостатых мышей. Непросто маме с ней приходится.

Однажды летом колхозники убирали сено на покосе в лесу. Аришка, уцепившись за мамину юбку, мешала ей работать. Тогда Федора сказала, чтобы она пошла на опушку и набрала малины, а Аришка была первой сластёной на деревне. Схватив лукошко, она побежала по ягоды и целый день не отвлекала мать от работы, вернувшись только к полднику.

Оказалось, что она ходила довольно далеко — за ручей, в большой малинник. И спокойно рассказала, что видела там медвежонка, но совсем его не испугалась. Зато напугался он и на дерево от неё залез. А в кустах слышался треск — это, должно быть, мать-медведица ходила. Как представила Федора эту картинку, так руками и всплеснула.

Услышав всё это, люди вооружились вилами и побежали в лес. Они действительно увидели там медведицу, но она с другим медвежонком ушла. А того, которого видела Аришка, сняли с дерева и привели ей на поводке в подарок.

Так он и стал у неё жить. Через год он вырос, стали от него лошади шарахаться, а Аришка, хоть и пошла только в первый класс, ничуть его не боялась, ласково называла его Мишук, а он ни на шаг от неё не отходил, как она раньше от матери.

Сама же она стала старательной и послушной маминой помощницей, а в колхозе её теперь величали Аришей с Мишей.

План для пересказа

Это небольшой рассказ, в котором заложен глубокий смысл. Для удобства его можно разделить на несколько частей, составив план для пересказа:

Читайте также:
Двадцать первое Ночь Понедельник - анализ стихотворения

  1. Трусливая девочка.
  2. Лягушки, паук и мыши.
  3. Покос в лесу.
  4. По малину.
  5. Полное лукошко.
  6. Рассказ о медвежонке и треске в кустах.
  7. Медведица.
  8. Мишук в подарок.
  9. Медвежонок вырос.
  10. Ариша с Мишей.

Устный пересказ помогает детям лучше осмыслить текст и запомнить сюжет произведения.

Характеристика главных героев

В рассказе не так много главных героев — это только мама и дочь. Их описание и характеристика:

  1. Аришка — девочка-дошкольница, живущая в колхозе со своей мамой. В начале произведения она настоящая трусишка, которая ни на шаг не отходит от мамы и боится лягушек, мышей, насекомых. Но в конце истории она становится храброй, старательной, работящей и примерной. Она идёт в первый класс, но всё равно остаётся такого маленького роста, что её даже за партой не видно.
  2. Федора — мама Аришки, колхозница. Добрая, любящая, заботливая, переживает и волнуется за дочь, хочет, чтобы она выросла настоящей помощницей.

Также одним из героев становится медвежонок, которого девочка ласково называет Мишук. Он мохнатый, с чёрным носиком и зелёными глазками.

Когда его ловят люди и приводят на поводке к Аришке, он становится её ручным питомцем и верным другом, привязывается к ней, не отходя ни на шаг.

Идея и основная мысль

Главная мысль «Аришки-трусишки» Бианки заключается в том, что нужно быть смелым и ничего не бояться.

Иногда человек сам придумывает себе страхи: Аришка боялась пауков и лягушек, но на самом деле проявила себя как очень храбрая девочка, не испугавшись медвежонка и ходящей в кустах медведицы, хотя на её месте в такой ситуации испугался бы даже взрослый человек.

Произведение учит преодолевать свои страхи и бороться с ними, учит уметь оценивать реальную угрозу и не бояться пустяков.

Кроме того, рассказ затрагивает тему любви к животным и природе, показывает, что даже дикие животные, которые считаются опасными, понимают ласковое отношение к ним и привязываются к человеку.

Пословицы к произведению

Отразить смысл произведения часто могут пословицы и поговорки, в которых выражается народная мудрость. К этому рассказу подходят следующие известные пословицы:

  1. У страха глаза велики.
  2. Волков бояться — в лес не ходить.
  3. Не думай о страхе, его и не будет.
  4. Нечего тому страшиться, кто ничего не боится.
  5. Смелость города берёт.

Пословицы также могут выразить главную мысль рассказа.

Отзывы для читательского дневника

Сегодня я прочитала интересную книжку-раскраску «Аришка-трусишка». Больше всего мне, конечно, понравилась сама Аришка: она боялась мышей и лягушек, потому что те были ползучими и прыгучими, но не испугалась медвежонка, потому что он показался ей милым. Наверное, она даже не догадывалась, что медведей нужно бояться. А потом она и мышей с лягушками перестала бояться, став настоящей маминой помощницей. Самое замечательное, что её перестали дразнить трусишкой в деревне: теперь её все уважали и звали Аришей с Мишей.

Это очень поучительное и доброе произведение Бианки. Краткое содержание «Аришки-трусишки» для читательского дневника позволит в сокращении узнать историю очень храброй и самоотверженной девочки, но всё же советую познакомиться с этим произведением целиком.

Конечно, у каждого человека есть различные небольшие страхи: например, бояться пауков — это вполне нормально. Но при этом всё равно можно считаться смелым человеком. Такой же была и Аришка: она забрела далеко в лес и не испугалась медведей, а впоследствии медвежонок даже стал её питомцем и другом.

Краткое содержание Аришка-Трусишка Бианки для читательского дневника

Год написания: 1950

Жанр: рассказ

Главные герои: девочка Арина, мама и медвежонок

Сюжет:

Жила – была на свете Федора, работала она в колхозе. Была у нее дочь, звали ее Арина, люди по – простому прозвали Аришкой – трусишкой. А все вот почему, была Арина очень трусливым ребенком, еще и лентяйкой.

Федора целыми днями на работе, и дочь от нее ни на шаг не отходит, трудиться мешает. Попросит мать помочь по дому, да куда там, Аришка то одного, то другого боится. Пойдет за водой, на нее лягушки нападут, на чердаке паук наскочит, а в погребе мыши съедят. Плюнет мать, и сама все сделает, так и жили.

Однажды в летнюю пору весь колхоз трудился на поле, убирал сено. Аришка, как всегда, подле матери, не позволяет Федоре трудиться, тянет за юбку. Надоело это матери, она и отправила дочь в лес, по малину. Рассказала Аришке, где растет ягода, велела далеко не заходить в лес, а если что, чтоб на помощь звала. Девочка и пошла, очень уж хотелось малиной полакомиться.

Читайте также:
Сочинение Почему Тарас Бульба убил своего сына в повести Гоголя

На славу поработала нынче Федора, дочка не мешала. Настало время передохнуть после работы, да и чай попить. Собралась мать за Ариной в лес, а она уж и сама идет. Все лицо в малине, а в руках полная корзинка с ягодами. Обрадовалась женщина, удивилась только, где ж Аришка столько малины набрала? Ведь она не разрешала ей далеко ходить. Как, говорит, на тебя звери лесные не напали? Дочка ей ответила, что нет в лесу зверей, а только один мишка маленький, да и тот от нее на дереве спрятался.

Федору чуть удар не хватил. Аришка сказала, что медвежонок совсем нестрашный, она еще на помощь дяденьку звала, который рядом в кустах ворчал, чтоб помог Мишутку с дерева снять, только он не помог. Матери вовсе плохо стало, поняла она, что это медведица была, а не дяденька, сына хотела защитить. Мужики – колхозники, как услышали, что происходит, схватили, что под руку попадется, и побежали в лес. Медвежонка поймали и Аришке привели.

И повелось с тех пор, куда Ариша, туда и Миша. Совсем девочка изменилась, и матери помогает, и не боится ни чего.

Это произведение учит нас не бояться по глупости и быть храбрыми.

Читать краткое содержание Аришка-Трусишка. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Бианки. Краткие содержания произведений

  • Аришка-Трусишка
  • Аскыр
  • Красная горка
  • Кто чем поет?
  • Латка
  • Лесная газета
  • Лесные домишки
  • Лупленый бочок
  • Мурзук
  • Мышонок Пик
  • Неслышимка
  • Одинец
  • Оранжевое горлышко
  • Первая охота
  • Плавунчик
  • Приключения муравьишки
  • Приспособился
  • Синичкин календарь
  • Сова
  • Теремок
  • Хвосты
  • Хитрый лис и умная уточка
  • Чей нос лучше

Картинка или рисунок Аришка-Трусишка

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Этот рассказ о Денисе Кораблеве. Дениска целое лето тренировался собираться и одеваться стремительно, как пожарники. Однажды он проспал подъём в школу, но смог быстро одеться за одну минуту и сорок восемь секунд.

Главный герой романа Цинциннату Ц., который всегда ощущал собственное отличие от других людей. Он является «непроницаемым» и «непрозрачным», тогда как остальные люди в этом мире похожи один

Два персонажа сказки, Журавль и Цапля, живут в своих избушках по разные стороны обширного болота. Однажды Журавлю становится одиноко. Он решает предложить Цапле жить вместе.

Суходол – это описание жизни Хрущёвых, местных помещиков. Историю хрущёвского рода рассказывает дворовая девка Наталья, молочная сестра Аркадия Петровича.

Дедушка вместе со своим сыном Николаем пошли за сеном. Для этого они подготовили сани, куда положили топоры, вилы и грабли. Незадолго до ужина со своим дядей Колей отправились за лошадями его племянники Алеша и Витя.

Рассказ «Аришка-трусишка» для читательского дневника

Сюжет

Среди знакомых и родных маленькая девочка Аришка слыла страшной трусихой. Она боялась всего на свете: пауков на чердаке, мышей в чулане, лягушек в водоеме. Оттого и матери своей не помогала по хозяйству, потому что боялась всякой живности. Чтобы не оставаться одной в доме, Аришка часто увязывалась с мамой на работу. Федора была доброй женщиной, и не бранила трусливую дочку.

Как-то раз Федора отправилась с колхозниками на покос, а Аришку попросила собрать в лесу малину. Собирая ягоды, девочка увидела маленького медвежонка. Как ни странно, но она его не испугалась, хотя и следовало бы. Просто неопытная девочка не знала, что рядом с медвежонком может находиться его мать-медведица.

Федора, услышав рассказ дочери, очень испугалась – медведица была опасным зверем. Мужики, взяв с собой вилы и топоры, отправились в лес. Они вспугнули медведицу, которая скрылась в лесной чаще, а медвежонка привели в деревню на поводке.

Медвежонка Мишку оставили Аришке, которая к нему очень привязалась, и с тех пор больше никого и ничего не боялась.

План для пересказа

Это небольшой рассказ, в котором заложен глубокий смысл. Для удобства его можно разделить на несколько частей, составив план для пересказа:

  1. Трусливая девочка.
  2. Лягушки, паук и мыши.
  3. Покос в лесу.
  4. По малину.
  5. Полное лукошко.
  6. Рассказ о медвежонке и треске в кустах.
  7. Медведица.
  8. Мишук в подарок.
  9. Медвежонок вырос.
  10. Ариша с Мишей.

Устный пересказ помогает детям лучше осмыслить текст и запомнить сюжет произведения.

Отзыв

На протяжении истории видно, как меняется Аришка. Из робкой трусишки она превращается в храбрую девочку, которой удалось побороть свои страхи. Кроме того, она берет на себя ответственность за воспитание и уход за своим новым пушистым другом Мишкой.

Читайте также:
Мцыри - краткое содержание поэмы, история создания, анализ

Рисунок-иллюстрация к сказке Аришка-трусишка.

Характеристика главных героев

В рассказе не так много главных героев — это только мама и дочь. Их описание и характеристика:

  1. Аришка — девочка-дошкольница, живущая в колхозе со своей мамой. В начале произведения она настоящая трусишка, которая ни на шаг не отходит от мамы и боится лягушек, мышей, насекомых. Но в конце истории она становится храброй, старательной, работящей и примерной. Она идёт в первый класс, но всё равно остаётся такого маленького роста, что её даже за партой не видно.
  2. Федора — мама Аришки, колхозница. Добрая, любящая, заботливая, переживает и волнуется за дочь, хочет, чтобы она выросла настоящей помощницей.

Также одним из героев становится медвежонок, которого девочка ласково называет Мишук. Он мохнатый, с чёрным носиком и зелёными глазками.

Когда его ловят люди и приводят на поводке к Аришке, он становится её ручным питомцем и верным другом, привязывается к ней, не отходя ни на шаг.

Маленькие рассказы: Аришка-Трусишка (В. В. Бианки)

Колхозницы Федоры дочурку все Аришкой-Трусишкой звали. До того трусливая была девчонка, — ну, просто ни шагу от матери! И в хозяйстве от неё никакой помощи.

— Слышь, Аришка, — скажет, бывало, мать, — возьми ведёрочко, натаскай из пруда воды в корыто: постирать надо. Аришка уж губы надула. — Да-а. В пруду — лягушки. — Ну и пусть лягушки. Тебе что?

— А они прыгучие. Я их боюся.

Натаскает Федора воды сама, бельё постирает. — Поди, доченька, на чердаке бельё развесь — посушиться. — Да-а. На чердаке — паук. — Ну и пусть паук.

— Он ползучий. Я его боюся.

Ну, что с такой трусишкой поделаешь?!

Раз летом убирали колхозники сено на дальнем покосе в большом лесу. Аришка от матери ни на шаг, цепляется за юбку, — работать не даёт. Федора и придумала: — Ты бы, девушка, в лес сходила по малину.

Тут в лесу страсть сколько малины. Хоть лукошко набери.

Аришка — первая в колхозе сластёна. К ягодам липнет, как муха к сахару. — Где, маменька, где тут малинка?

— Да вон на опушке. Идём, покажу.

Как увидела Аришка на кустах красные ягоды, так к ним и кинулась. — Далёко-то в лес, слышь, не ходи, доченька, — наставляла Федора. — А напугаешься чего — меня кличь. Я тут рядом буду, никуда не уйду.

* * * Славно поработалось в тот день Федоре: ни разу её из лесу Аришка не окликнула.

Пришло время полдничать. Только собралась Федора за дочуркой в лес, глядь — Аришка сама идёт. Все щёки у неё в малиновом соку и в руках — полное лукошко ягоды.

— Умница, доченька! — обрадовалась Федора. — И где же это ты столько много ягоды набрала? — А там подальше, за ручьём, в большом малиннике.

Идея и основная мысль

Главная мысль «Аришки-трусишки» Бианки заключается в том, что нужно быть смелым и ничего не бояться.

Иногда человек сам придумывает себе страхи: Аришка боялась пауков и лягушек, но на самом деле проявила себя как очень храбрая девочка, не испугавшись медвежонка и ходящей в кустах медведицы, хотя на её месте в такой ситуации испугался бы даже взрослый человек.

Произведение учит преодолевать свои страхи и бороться с ними, учит уметь оценивать реальную угрозу и не бояться пустяков.

Кроме того, рассказ затрагивает тему любви к животным и природе, показывает, что даже дикие животные, которые считаются опасными, понимают ласковое отношение к ним и привязываются к человеку.

Пословицы к произведению

Отразить смысл произведения часто могут пословицы и поговорки, в которых выражается народная мудрость. К этому рассказу подходят следующие известные пословицы:

  1. У страха глаза велики.
  2. Волков бояться — в лес не ходить.
  3. Не думай о страхе, его и не будет.
  4. Нечего тому страшиться, кто ничего не боится.
  5. Смелость города берёт.

Пословицы также могут выразить главную мысль рассказа.

Маленькие рассказы: Аришка-Трусишка читать

Колхозницы Федоры дочурку все Аришкой-Трусишкой звали. До того трусливая была девчонка, — ну, просто ни шагу от матери! И в хозяйстве от неё никакой помощи.— Слышь, Аришка, — скажет, бывало, мать, — возьми ведёрочко, натаскай из пруда воды в корыто: постирать надо.Аришка уж губы надула.— Да-а. В пруду — лягушки.— Ну и пусть лягушки. Тебе что?

— А они прыгучие. Я их боюся.

Читайте также:
Скотинин - характеристика героя Недоросль, описание образа

Натаскает Федора воды сама, бельё постирает.— Поди, доченька, на чердаке бельё развесь — посушиться.— Да-а. На чердаке — паук.— Ну и пусть паук.— Он ползучий. Я его боюся.Махнёт Федора рукой на дочь, сама на чердак полезет.— А ты, Аришка, пока хоть в чулан сходи, молока крынку принеси.— Да-а. А в чулане — мыши.— А хоть бы и так! Не съедят они тебя.— Они хвостатые.

Я их боюся.Ну, что с такой трусишкой поделаешь?!Раз летом убирали колхозники сено на дальнем покосе в большом лесу. Аришка от матери ни на шаг, цепляется за юбку, — работать не даёт.Федора и придумала:— Ты бы, девушка, в лес сходила по малину.Тут в лесу страсть сколько малины. Хоть лукошко набери.Аришка — первая в колхозе сластёна. К ягодам липнет, как муха к сахару.

— Где, маменька, где тут малинка?— Да вон на опушке. Идём, покажу.Как увидела Аришка на кустах красные ягоды, так к ним и кинулась.— Далёко-то в лес, слышь, не ходи, доченька, — наставляла Федора. — А напугаешься чего — меня кличь. Я тут рядом буду, никуда не уйду.* * *Славно поработалось в тот день Федоре: ни разу её из лесу Аришка не окликнула.Пришло время полдничать.

Только собралась Федора за дочуркой в лес, глядь — Аришка сама идёт. Все щёки у неё в малиновом соку и в руках — полное лукошко ягоды.— Умница, доченька! — обрадовалась Федора. — И где же это ты столько много ягоды набрала?— А там подальше, за ручьём, в большом малиннике.— Ишь расхрабрилась, куда забрела! Говорила ведь я тебе: далеко в лес не заходи.

Как там тебя звери не съели?

— Какие там звери? — смеётся Аришка. — Один медвежонок всего и был.

Тут уж Федоре пришёл черёд пугаться.— Как… медвежонок? Какой такой медвежонок. — Да смешной такой, хорошенький.

Мохнатый весь, носик чёрненький, а глазки зелёные-зелёные!— Батюшки-светы! И ты не испугалась?— И не подумала! Я ему: «Здравствуй, Мишук!» А он, бедненький, напугался — да на дерево от меня. Я ему кричу: «Слазь, Мишенька, слазь! Дай только поглажу!» А он выше да выше. Так и не слез ко мне.

Поди, и сейчас на том дереве сидит, с перепугу-то.У Федоры так сердце и оборвалось.— А в кустах, доченька, никого там не приметила?— Был кто-то, ходил, сучьями потрескивал да всё ворчал толстым голосом. Тоже, верно, малинку собирал.

Уж я звала-звала: «Дяденька, пособи медвежонка поймать!» Да не вышел он ко мне.— Дитя неразумное! — всплеснула руками Федора. — Да ведь это не иначе как сама медведиха кругом ходила, своего медвежонка берегла! Да как только она тебя насмерть не разорвала!

А колхозники, как такое услыхали, сейчас подхватили кто топор, кто вилы — да в лес!

В малиннике за ручьём и на самом деле нашли медведицу. Только она им не далась, ушла от них с другим своим медвежонком.А того медвежонка, что на дерево залез, колхозники изловили и Аришке в подарок на ремешке привели.Случилось это всё в прошлом году.

Теперь медвежонок с большого медведя вырос, а от Аришки ни на шаг, как, бывало, Аришка от матери. Сама Аришка — та всё ещё маленькая, только ещё в первый класс пошла, и над партой её чуть видно. Мишука своего нисколько не боится, хоть он вон какое страшилище вырос: лошади от него шарахаются и трактор на дыбы становится.

Нынче уж Федорину дочурку никто Аришкой-Трусишкой не зовёт — все Аришей с Мишей величают. Она старательная такая стала, всем девчонкам в пример, матери помощница. И за водой на пруд, и в погреб, и на чердак ходит.Вот и пойми её, чего она раньше мышей-то боялась!

Пожалуйста, оцените произведение

Незнакомые слова

Следует обратить внимание школьников на использование фразеологического оборота «сердце оборвалось» — «человек неожиданно испугался». Кроме того, многие слова, использованные в тексте, современным юным читателям будут непонятны, ведь произведение было создано в середине прошлого века.

Лучший вариант для объяснения таких слов — иллюстрации.

Например:

  • крынка — высокий сосуд из глины для молока;
  • чулан — помещение в доме, кладовая;
  • лукошко — небольшая корзина для сбора ягода и грибов;
  • погреб — холодное помещение под полом для хранения продуктов;
  • колхоз — коллективное хозяйство (историческое слово);
  • колхозники — люди, которые вместе трудились в колхозе и вместе делили заработанное.

Маленькие рассказы: Аришка-Трусишка

Колхозницы Федоры дочурку все Аришкой-Трусишкой звали. До того трусливая была девчонка, — ну, просто ни шагу от матери! И в хозяйстве от неё никакой помощи. — Слышь, Аришка, — скажет, бывало, мать, — возьми ведёрочко, натаскай из пруда воды в корыто: постирать надо. Аришка уж губы надула.

Читайте также:
Глава Тамань в романе Лермонтова Герой нашего времени

— Да-а. В пруду — лягушки.

— Ну и пусть лягушки. Тебе что? — А они прыгучие. Я их боюся. Натаскает Федора воды сама, бельё постирает. — Поди, доченька, на чердаке бельё развесь — посушиться. — Да-а. На чердаке — паук. — Ну и пусть паук. — Он ползучий. Я его боюся. Махнёт Федора рукой на дочь, сама на чердак полезет. — А ты, Аришка, пока хоть в чулан сходи, молока крынку принеси. — Да-а. А в чулане — мыши. — А хоть бы и так! Не съедят они тебя. — Они хвостатые. Я их боюся. Ну, что с такой трусишкой поделаешь?! Раз летом убирали колхозники сено на дальнем покосе в большом лесу. Аришка от матери ни на шаг, цепляется за юбку, — работать не даёт.

Федора и придумала:

— Ты бы, девушка, в лес сходила по малину. Тут в лесу страсть сколько малины. Хоть лукошко набери. Аришка — первая в колхозе сластёна. К ягодам липнет, как муха к сахару. — Где, маменька, где тут малинка? — Да вон на опушке. Идём, покажу. Как увидела Аришка на кустах красные ягоды, так к ним и кинулась. — Далёко-то в лес, слышь, не ходи, доченька, — наставляла Федора. — А напугаешься чего — меня кличь. Я тут рядом буду, никуда не уйду. * * * Славно поработалось в тот день Федоре: ни разу её из лесу Аришка не окликнула. Пришло время полдничать. Только собралась Федора за дочуркой в лес, глядь — Аришка сама идёт. Все щёки у неё в малиновом соку и в руках — полное лукошко ягоды. — Умница, доченька! — обрадовалась Федора. — И где же это ты столько много ягоды набрала? — А там подальше, за ручьём, в большом малиннике. — Ишь расхрабрилась, куда забрела! Говорила ведь я тебе: далеко в лес не заходи. Как там тебя звери не съели? — Какие там звери? — смеётся Аришка. — Один медвежонок всего и был. Тут уж Федоре пришёл черёд пугаться. — Как… медвежонок? Какой такой медвежонок. — Да смешной такой, хорошенький. Мохнатый весь, носик чёрненький, а глазки зелёные-зелёные! — Батюшки-светы! И ты не испугалась? — И не подумала! Я ему: «Здравствуй, Мишук!» А он, бедненький, напугался — да на дерево от меня. Я ему кричу: «Слазь, Мишенька, слазь! Дай только поглажу!» А он выше да выше. Так и не слез ко мне. Поди, и сейчас на том дереве сидит, с перепугу-то. У Федоры так сердце и оборвалось. — А в кустах, доченька, никого там не приметила? — Был кто-то, ходил, сучьями потрескивал да всё ворчал толстым голосом. Тоже, верно, малинку собирал. Уж я звала-звала: «Дяденька, пособи медвежонка поймать!» Да не вышел он ко мне. — Дитя неразумное! — всплеснула руками Федора. — Да ведь это не иначе как сама медведиха кругом ходила, своего медвежонка берегла! Да как только она тебя насмерть не разорвала! А колхозники, как такое услыхали, сейчас подхватили кто топор, кто вилы — да в лес! В малиннике за ручьём и на самом деле нашли медведицу. Только она им не далась, ушла от них с другим своим медвежонком. А того медвежонка, что на дерево залез, колхозники изловили и Аришке в подарок на ремешке привели. Случилось это всё в прошлом году. Теперь медвежонок с большого медведя вырос, а от Аришки ни на шаг, как, бывало, Аришка от матери. Сама Аришка — та всё ещё маленькая, только ещё в первый класс пошла, и над партой её чуть видно. Мишука своего нисколько не боится, хоть он вон какое страшилище вырос: лошади от него шарахаются и трактор на дыбы становится. Нынче уж Федорину дочурку никто Аришкой-Трусишкой не зовёт — все Аришей с Мишей величают. Она старательная такая стала, всем девчонкам в пример, матери помощница. И за водой на пруд, и в погреб, и на чердак ходит.

Вот и пойми её, чего она раньше мышей-то боялась!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: