Сочинение на тему – Героическая смерть Тараса Бульбы, описание

Сочинение Три смерти в повести Тарас Бульба

Произведение «Тарас Бульба» написал всеми известный писателем, Николаем Васильевичем Гоголем. Это произведение затрагивает казачество, а главным героем этого произведения является сам Тарас Бульба. Многие произведения Гоголя затрагивают смерть, так и в этой повести есть несколько смертей. Читатели этого произведения выделяют три основных смерти, о которых пойдет речь.

Самой первой и самой трагичной является смерть Андрия. Андрий это сын Татараса Бульбы. Он погибает от рук собственного отца, который выстрелил ему прямо в сердце. Тарас при этом сказал: «Я тебя породил, я тебя и убью». Тарас своим поступком совершил самосуд, и показал другим, что семья дороже всего. Когда казаки начали наступления на Польшу, Андрий предал своего отца и встал на сторону Польского короля. На этот поступок его подтолкнула любовь к дочери короля. Вот так и погубила любовь отличного казака.

Второй смертью в этом произведение является смерть, второго сына Тараса Бульбы Остапа. Все эта история начинается с того, что Остап попадает в плен. В плену он был долгое время и за этот период он пережил большое количество мук и издевательств. Остап встретил свою смерть на казни. В это время вокруг него были десятки человек, которые не издавали ни единого звука. Все лишь стояли и смотрели, а самого Остапа уже убивала гробовая тишина. Сам Остап был храбрым, честным и достойный казаком. Даже плен и смертная казнь не смогли сломить боевой дух Остапа, и он смог достойно встретить смерть.

Третья смерть, это смерть самого Тараса Бульбы. В последствие его смерть назовут образцовой, так как она полно достоинства, героизма и храбрости. Тарас погибает, сгорая заживо на костре, который развили ляхи. Уже горя на костре он не забывает про своих друзей и товарищей. И вдобавок он говорит всем напутственным словам и советует, по какому пути нужно идти.

Произведение Гоголь, адресовал Украине и завещал все строки Украинскому народу. Основной темой произведения выступает патриотизм и борьба за родные земли. Сам Гоголь написал, что ценит храбрость и мужество, именно поэтому он наградил своих героев такими качествами.

Образ Тараса до сих пор остается загадкой. Но, по мнению читателей, это мудрый старый воин, который пойдет на все ради своих земель и близких. Он планировал, чтобы сыновья тоже стали атаманами, но, к сожалению это не произошло. В конце произведения от семьи Бульбы нечего не осталось…

Сочинение 2

Перед нами произведение Николая Васильевича Гоголя “Тарас Бульба”. Действия происходят в начале семнадцатого века. В роли главных героев представлены персонажи: Тарас Бульба и его дети Остап и Андрий. Сыновья Тараса обучались и приехали домой, тогда отец принимает решение взять их с собой в Сечу, для того чтобы обучить их многому. Именно в этот период времени казаки начинают восстание за независимость. Они отправляются в поход. В конце произведения каждого героя настигнет ужасная учесть, они будут мертвы.

Один из сыновей, Остап, имел твердый и сильный характер. Он был старшим сыном в семье. Обучение главный герой начал не очень успешно, он прогуливал уроки. Вскоре отец поговорил с сыном, тогда Остап переосмыслил свою позицию и окончил семинарию лучшим учеником класса. Он всегда имел у себя в голове тактику, был рассудителен, всегда смел, по осторожен в бою. Для него важно иметь уважение среди людей, он хочет быть успешным и хорошим бойцом. И мечтает превзойти отца, ведь он известен своими многочисленными победами. Однажды он попадает в плен. Но после многочисленных побоев, пыток, Остап не произнес ни звуки и ничего не сказал. Смерть его настигнет в виде казни на глазах у всех. Последнее о чем он думал об отце, он по звал его к себе, тот в свою очередь пытался его всячески подбодрить. Остап умер героем.

Андрий отличается от своего брата. Он с детства был изворотливым и хитрым мальчишкой. Ни один его проступок не был наказан в учебном заведении. Он обладал такими качествами как: храбрость, сила, смелостью. Это проявляется в его необдуманных действиях в бою. Андрий от природы был наделён красивой внешностью, в раннем возрасте он познал любовь. В семинарии он полюбил молодую девушку. Под влиянием таких чувств, он пытался всяческими способами, хоть на несколько секунд заговорить с ней. В осаждение польского города Андрий встретил служанку той самой девушки, в которую был влюблен. Его чувства не остыли и он помогает ей и ее семье. Тем самым Андрий перешёл на сторону врагов. Он предал все. Его разум был затуманен любовью. После чего с польским войском Андрий вступает в битву со своим народом, который недавно был ему так дорог и близок. Тарас Бульба не может простить сыну такой поступок и убивает его. Он умер предателем.

Тарас Бульба умер позже своих сыновей. После победы над поляками, Тарас отправляется дальше. Но тут его настигает погоня, и он попадает в плен. Поляки не долго думают, привязав Тараса к дереву, сжигают его. Он умер героически. Именно на этом моменте произведение заканчивается.

Три смерти в повести Тарас Бульба

Популярные сочинения

Ивана Ивановича Шишкина не напрасно называют «певцом русского леса». Именно он, как никто иной, умел наглядно представить всю красоту, великолепие, изящество и мистичность этого явления.

У каждого человека свое понимание сильный, у кого-то сразу в голове вырисовывается силуэт накаченного силача, а у кого-то это слово ассоциируется с другим смыслом, с духовным. Так какой же он все-таки, сильный человек?

Летний вечер в всегда ласков и приятен, он лучше всего проявляется в период самого заката, когда теплое небесное светило как бы укрывает землю одеялом мрака, который не поглощает, но как бы тепло укутывает

Сочинение на тему: Три смерти в повести Тарас Бульба

У вас нет времени на сочинение или вам не удаётся написать сочинение? Напишите мне в whatsapp — согласуем сроки и я вам помогу!

В статье «Как научиться правильно писать сочинения», я написала о правилах и советах написания лучших сочинений, прочитайте пожалуйста.

Собрала для вас похожие темы сочинений, посмотрите, почитайте:

  1. Сочинение на тему: Моё хобби
  2. Сочинение на тему: Левша народный герой
  3. Сочинение на тему: Петербург Достоевского
  4. Сочинение на тему: Лес

Сочинение на тему: Три смерти в повести Тарас Бульба

Читайте также:
Стихи о героях России - подборка о людях, совершивших подвиги

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» рассказывает о тяжелой нравственности, о тяжелой жизни и героической борьбе казаков Запорожской Сечи с иноземными народами (поляками и турками). В своем жанре произведение имеет тенденцию быть историческим повествованием, хотя описанные в нем события являются вымышленными.

Образы главных героев: Тараса Бульбы и его сыновей — собраны во многом. Сам Булба и его старший сын Остап — символы мужественности, храбрости и казацкой чести, а изображение Андрея — символ предательства и отречения от христианской веры.

Запорожские казаки большую часть времени проводили в военных походах, и многие из них ждали смерти от рук врага. Тарас Бульба, как и его сын Остап, не избежал такой трагической судьбы.

Остап был первым, кого взяли поляки. Молодой человек казнен прямо на глазах у своего отца, который присутствует на городской площади инкогнито. Остап встречает свою смерть по-настоящему героически: Он первый взобрался на эшафот «не страшно, не мрачно, но с определенной спокойной гордостью» и стоически, как «великан», выдерживает «все пытки и мучения».

Перед смертью у молодого казака есть только одно желание — увидеть «крепкого мужа», который мог бы «освежить» его после смерти разумным словом и «утешить». Поэтому Остап обращается к отцу: «Батко! Где ты? Ты все это слышишь?» И после получения желаемого ответа: «Я слышу это!» — храбрый казак умирает с достоинством.

Смерть его сына ожесточила бульбу Тары и заставила его жаждать мести. Запорожец и его армия «бегают» по всей Польше, а в каждой деревне он утроит страшное «Остап-помине».

В результате, польское правительство посылает пять полков для захвата Бульбы. В этой ситуации, конечно, силы казаков и поляков распределены неравномерно, а Тараса захватили в плен и его товарищи вынуждены бежать.

Старому казаку, как и его сыну, грозит смерть с высоко поднятой головой. Пока поляки разжигают под ним огонь, он зовет запорожцев и показывает им путь к спасению. Своим поведением Бульба еще раз доказывает врагам, насколько силен дух русского народа.

Смерть его отца и старшего брата совершенно отличается от смерти Андрея. Он убивает себя Тарас Бульба за то, что молодой человек был увлечен красивой польской женщиной и предал свой народ и свою веру ради ее любви. По мнению Бульбы и большинства других запорожцев, смерть — единственное справедливое наказание за подобный поступок, и поэтому Тарас сам отдает должное этому жестокому наказанию.

Итак, мы видим три разные судьбы и три разные смерти в истории Гоголя. Конечно, героическая смерть Тараса Бульбы и Остап заставляет нас восхищаться силой духа, мужеством и преданностью этих людей своим идеалам. Но смерть Андрея также вызывает много противоречивых эмоций. Нет сомнений в том, что его предательство и переход на сторону противника оцениваются негативно. В то же время преданность этого «горячего юноши» любимой женщине и молчаливое послушание, с которым Андрей принял свою смерть, заставляют нас испытывать сострадание к молодому человеку и искренне сожалеть о его печальной судьбе.

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Конфликт поколений в драме А.Н. Островского «Гроза» — взаимоотношения эпох

«Луч света в тёмном царстве»

Молодое поколение в пьесе «Гроза» представлено людьми, которые не сказать, чтобы далеко ушли от «отцов». Они в большинстве своём показаны личностями, которые не просто ужились с правилами ветхого общества, а стали его неотъемлемой частью и уже вряд ли представляют себе другую жизнь. Эти люди привыкли врать, уклоняться от ответственности, идти по головам и обманывать во благо своим корыстным целям. Такие люди, как, например, Борис, могут вызывать только презрение и отвращение.

Главные действующие лица пьесы принадлежат разным поколениям и разным мирам:

  • Марфа Игнатьевна Кабанова, Кабаниха. Самый яркий представитель старого поколения; является, по сути, главным антагонистом произведения.
  • Катерина. Противоположность Кабановой. Является «лучом света в тёмном царстве».
  • Тихон Кабанов. Муж Катерины, который мог бы быть сторонником взглядов жены, но воспитание и авторитет его матери не позволил этому случиться.
  • Борис. Племянник купца Дикого. Любовник Катерины, который оставил её в самый тяжёлый для неё момент из-за страха потерять деньги дяди.
  • Варвара. Возможно, наиболее близкий человек для Катерины в этом городе. Как и главная героиня, не относится к «тёмному царству», однако и не является его оппозицией, ведь привыкла уживаться в этом мире лживых и мерзких людей.
  • Кулигин. Близок к Катерине по взглядам. Наравне с ней относится к новому поколению, не желающему мириться со старым.

Таким образом, к числу положительных персонажей, можно отнести единицы. По сути, лишь Катерину и Кулигина. А количество представителей «тёмного царства» по-настоящему зашкаливает.

Почти все в пьесе, так или иначе, относятся к старому прогнившему виду людей. Среди них особенно стоит выделить Кабаниху, ее мужа Тихона, купца Савел Прокофьевич Дико́го и его племянника Бориса.

Несложно сделать вывод, что шансов на победу у нового поколения совершенно нет. Катерина и Кулигин не в силах противостоять Кабановой и её свите. Всё, что остаётся сделать Катерине — это покинуть этот мир, оставшись лишь блёклым «лучом света», который, как бы ни хотел, не может изменить правила и традиции города Калинов. Катерина неспособна в одиночку сражаться с патриархальным укладом жизни в обществе, из-за чего эта самая борьба оказывается лишь внутри неё, в её душе, где и происходит истинное столкновение «тёмного» и «светлого».

Это столкновение быстро приводит героиню к абсолютной безысходности — она не может бороться с Кабанихой и не может с ней остаться. Единственным выходом остаётся самоубийство, позволяющее наконец-то выбраться из цепких лап этого самого «тёмного царства».

Конфликт между поколениями

В чём заключается противостояние «старого» и «нового»? Если кратко, то в непринятии первого вторым и страх второго перед первым. Старшее поколение по-настоящему боится младшего, так как оно представляет реальную неизбежную угрозу для его положения и влияния; для людей прошлого новые порядки — настоящая проблема, которую не помешало бы решить. А младшее, в свою очередь, просто желает иметь значение, не прятаться в тени «отцов».

В пьесе «Гроза» ситуация в целом похожа, но не идентична. Катерина не хочет быть «главной героиней романа», не стремится быть в первых рядах, оставив позади Кабанову; она только лишь хочет жить как нормальный человек, без постоянного угнетения с самых разных сторон.

Читайте также:
Собачье сердце - краткое содержание по главам, главные герои

Калинов, казалось бы, далёк от «царства», однако это, возможно, не так; этот город весь состоит из тёмных, неприятных, жадных и слабых людей, он собирает в себе всю чернь патриархального общества и ставит во главе этой монархии Кабаниху, вольную за счёт своего величия и авторитета, творить, что ей вздумается с любым, и никто не может пойти против неё: кто-то просто боится её гнева, а кто-то боится искать единомышленников, ведь это уже чревато последствиями, а о том, чтобы протестовать одному, не может идти и речи.

Так или иначе, против Кабанихи никто не пойдёт, и всевластие «тёмного царства» так и не получит для себя какие бы то ни было ограничения.

Единственный человечный герой

«Лучом» образ Катерины стал не потому, что была против Кабанихи и её подопечных, — Варвара тоже была против, но всё равно жила по правилам этого общества — а потому, что была единственным чистым, хорошим, светлым человеком во всём «царстве». Она одна была не способна жить, обманывая; она не смогла переступить через моральные нормы и стать одной из «жителей Калинова».

  • До замужества жизнь Катерины была наполнена красотой, поэзией любовью. Она «жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле».
  • Выйдя замуж, героиня теряет свой внутренний рай. Жизнь в доме Кабановой является для неё ужасными страданиями; она вынуждена покоряться безрассудным указаниям свекрови, слушать её многочисленные упрёки.
  • К мужу Катерина чувствует только жалость, настоящей искренней любви между ними нет.
  • Катерина чиста душой, трепетно относится к Богу и боится греха. Любит детей. Внутренний моральный компас не позволяет ей лгать и притворяться.
  • Измена законному мужу для героини — тяжелейший грех. Но жить в нелюбви девушка неспособна; Борис уезжает и не берёт её с собой в Сибирь. В дом, где её постоянно угнетают она вернуться не может. Всё, что ей остаётся — убить себя.

Она оказалась слишком человечной для этого общества и не смогла с этим справиться. Сильнейшее угнетение старого поколения смогло привести героиню к тяжелейшему решению, к самоубийству. Катерина не нашла поддержки ни в Тихоне, ни тем более в Борисе и осталась одна. Одна среди настоящего ада.

Старшее поколение

Драма А. Н. Островского «Гроза» подчёркивает то, насколько взрослые привыкли жить по старым порядкам. Представителями этого поколения в произведении являются два героя:

  • старая купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха);
  • богатый купец с фамилией Дикий.

Кабаниха и Дикий придерживаются принципов тирании, а местами ведут себя по отношению к собственным детям как настоящие самодуры. Эти два персонажа привыкли к тому, что окружающие считаются с их решениями и полностью подчиняются им. Именно на этих жизненных принципах они строят все отношения. Характеры этих двух персонажей являются очень непростыми и суровыми и объясняют, почему дети ищут любые варианты, чтобы избежать ссор.

Вечная проблема отцов и детей в пьесе «Гроза» разворачивается именно из-за нежелания родителей считаться с мнением своих дочерей и сыновей. Конфликт поколений уже многие столетия не теряет своей актуальности из-за разных взглядов на жизнь, и решить его можно только в случае, когда обе стороны согласны искать компромисс.

Темное царство

Благополучный на первый взгляд городок Калинов при более детальном рассмотрении оказывается довольно неприятным местом. В городе царит патриархальная атмосфера, ценности купеческого общества далеки от общепринятых. Образование, воспитание, интеллигентность не в почете, люди позабыли о чести, доброте, любви, благородстве, совести, стремятся лишь к материальному благополучию. По словам Кулигина, одного из жителя города:

Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!

Для характеристики этого общества, живущего по своим мрачным законам, хорошо подходит определение «темное царство». Самые яркие его представители:

  1. Помещик Дикой — свирепый тиран, не боится никого и ничего. Жизнь семьи он выстраивает на принципах домостроя. Нечестные поступки, воровство — все сходит ему с рук. Окружающие его ненавидят, но никто не осмеливается высказать свои мысли. Самодур часами может гневаться на своих подчиненных за плохую работу, урезать им зарплату. Работники молча и терпеливо сносят эти унижения.
  2. Купчиха Кабанова жестокая и бессердечная по своей натуре, «нищих оделяет, а домашних заела совсем», ограничивает свободу собственных детей, подавляет и разрушает их личность. Требует всеобщего признания и уважения, хотя совсем этого не заслуживает.

Обладая определенной властью и положением в обществе, эти персонажи диктуют свои правила, которым послушно следуют все окружающие. Никто не может и не хочет противостоять их системе.

Покорно склонив голову, люди живут в постоянном подчинении. Этим обусловлено возникновение проблемы отцов и детей в «Грозе».

Дух протеста

Не все представители молодого поколения согласны смириться с деспотичными правилами жизни, устоявшимися в городке. Проблема отцов и детей в «Грозе» А. Островского наиболее ярко видна на примере образа Катерины. Эта юная девушка становится единственной, которая идёт вразрез с общепринятыми нормами и протестует против жестоких нравственных устоев Кабанихи и Дикого.

Инакомыслие и смелость являются главной характеристикой Катерины. Отцы и дети не в состоянии прийти к единому мнению, и этот конфликт приводит к непоправимым последствиям — девушка сводит счёты с жизнью. Её свободолюбие не могло мирно сосуществовать с «тёмным царством» Калинова, и поступок девушки является своего рода бунтом против Кабанихи.

Произведение Александра Николаевича Островского заслуженно является частью школьной программы и детально разбирается на уроках литературы. Пьеса может приводиться как аргумент к итоговому сочинению на тему «Отцы и дети». Старшее и младшее поколение всегда претерпевают различные трудности во взаимопонимании, а примеры из художественной литературы могут помочь сделать правильные выводы.

Смирившиеся и подчинившиеся

Дети старшего поколения в пьесе совершенно по-разному реагируют к властному и жестокому воспитанию своих родителей.

Сын Кабанихи Тихон — мягкий и ведо́мый, не способен противостоять своей матери. Марфа контролирует все бытовые вопросы молодой семьи, а сын покоряется ей и выполняет все её просьбы и приказы. Однажды, показав своё смирение, он обрёк себя на несчастливую жизнь по сценарию, который пишет ему родная мать. Юноша не в силах даже защитить собственную жену от постоянных нападок Кабанихи.

Читайте также:
Последняя любовь - анализ, основная тема и идея, стихотворный размер

Ещё одним представителем молодого поколения является Борис. Молодой обеспеченный парень, на первый взгляд, производит впечатление уверенного и успешного, однако, события пьесы заставляют сделать другие выводы. Когда о романе Катерины и Бориса узнаёт весь городок, дядя властно запрещает племяннику продолжать эти отношения. Дабы не лишиться обещанного состояния, юноша во всём соглашается с Диким и отказывается взять на себя ответственность за связь с Катериной.

Автор наглядно демонстрирует, что оба молодых мужчин стали заложниками обстоятельств и привычных укладов их городка. А построены общественные порядки в Калинове были именно властью тиранов и самодуров.

Жертвами старшего поколения также становятся Варвара и Кудряш. Дочь Марфы смирилась с нападками матери, приспособилась к тому, чтобы врать ей и скрывать часть своей жизни. Ваня Кудряш ведёт себя таким же образом, чтобы не злить лишний раз Дикого, а подстраивается под его желания.

Конфликт поколений в драме А.Н. Островского «Гроза» — взаимоотношения эпох

«Луч света в тёмном царстве»

Молодое поколение в пьесе «Гроза» представлено людьми, которые не сказать, чтобы далеко ушли от «отцов». Они в большинстве своём показаны личностями, которые не просто ужились с правилами ветхого общества, а стали его неотъемлемой частью и уже вряд ли представляют себе другую жизнь. Эти люди привыкли врать, уклоняться от ответственности, идти по головам и обманывать во благо своим корыстным целям. Такие люди, как, например, Борис, могут вызывать только презрение и отвращение.

Главные действующие лица пьесы принадлежат разным поколениям и разным мирам:

  • Марфа Игнатьевна Кабанова, Кабаниха. Самый яркий представитель старого поколения; является, по сути, главным антагонистом произведения.
  • Катерина. Противоположность Кабановой. Является «лучом света в тёмном царстве».
  • Тихон Кабанов. Муж Катерины, который мог бы быть сторонником взглядов жены, но воспитание и авторитет его матери не позволил этому случиться.
  • Борис. Племянник купца Дикого. Любовник Катерины, который оставил её в самый тяжёлый для неё момент из-за страха потерять деньги дяди.
  • Варвара. Возможно, наиболее близкий человек для Катерины в этом городе. Как и главная героиня, не относится к «тёмному царству», однако и не является его оппозицией, ведь привыкла уживаться в этом мире лживых и мерзких людей.
  • Кулигин. Близок к Катерине по взглядам. Наравне с ней относится к новому поколению, не желающему мириться со старым.

Таким образом, к числу положительных персонажей, можно отнести единицы. По сути, лишь Катерину и Кулигина. А количество представителей «тёмного царства» по-настоящему зашкаливает.

Почти все в пьесе, так или иначе, относятся к старому прогнившему виду людей. Среди них особенно стоит выделить Кабаниху, ее мужа Тихона, купца Савел Прокофьевич Дико́го и его племянника Бориса.

Несложно сделать вывод, что шансов на победу у нового поколения совершенно нет. Катерина и Кулигин не в силах противостоять Кабановой и её свите. Всё, что остаётся сделать Катерине — это покинуть этот мир, оставшись лишь блёклым «лучом света», который, как бы ни хотел, не может изменить правила и традиции города Калинов. Катерина неспособна в одиночку сражаться с патриархальным укладом жизни в обществе, из-за чего эта самая борьба оказывается лишь внутри неё, в её душе, где и происходит истинное столкновение «тёмного» и «светлого».

Это столкновение быстро приводит героиню к абсолютной безысходности — она не может бороться с Кабанихой и не может с ней остаться. Единственным выходом остаётся самоубийство, позволяющее наконец-то выбраться из цепких лап этого самого «тёмного царства».

Конфликт между поколениями

В чём заключается противостояние «старого» и «нового»? Если кратко, то в непринятии первого вторым и страх второго перед первым. Старшее поколение по-настоящему боится младшего, так как оно представляет реальную неизбежную угрозу для его положения и влияния; для людей прошлого новые порядки — настоящая проблема, которую не помешало бы решить. А младшее, в свою очередь, просто желает иметь значение, не прятаться в тени «отцов».

В пьесе «Гроза» ситуация в целом похожа, но не идентична. Катерина не хочет быть «главной героиней романа», не стремится быть в первых рядах, оставив позади Кабанову; она только лишь хочет жить как нормальный человек, без постоянного угнетения с самых разных сторон.

Калинов, казалось бы, далёк от «царства», однако это, возможно, не так; этот город весь состоит из тёмных, неприятных, жадных и слабых людей, он собирает в себе всю чернь патриархального общества и ставит во главе этой монархии Кабаниху, вольную за счёт своего величия и авторитета, творить, что ей вздумается с любым, и никто не может пойти против неё: кто-то просто боится её гнева, а кто-то боится искать единомышленников, ведь это уже чревато последствиями, а о том, чтобы протестовать одному, не может идти и речи.

Так или иначе, против Кабанихи никто не пойдёт, и всевластие «тёмного царства» так и не получит для себя какие бы то ни было ограничения.

Единственный человечный герой

«Лучом» образ Катерины стал не потому, что была против Кабанихи и её подопечных, — Варвара тоже была против, но всё равно жила по правилам этого общества — а потому, что была единственным чистым, хорошим, светлым человеком во всём «царстве». Она одна была не способна жить, обманывая; она не смогла переступить через моральные нормы и стать одной из «жителей Калинова».

  • До замужества жизнь Катерины была наполнена красотой, поэзией любовью. Она «жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле».
  • Выйдя замуж, героиня теряет свой внутренний рай. Жизнь в доме Кабановой является для неё ужасными страданиями; она вынуждена покоряться безрассудным указаниям свекрови, слушать её многочисленные упрёки.
  • К мужу Катерина чувствует только жалость, настоящей искренней любви между ними нет.
  • Катерина чиста душой, трепетно относится к Богу и боится греха. Любит детей. Внутренний моральный компас не позволяет ей лгать и притворяться.
  • Измена законному мужу для героини — тяжелейший грех. Но жить в нелюбви девушка неспособна; Борис уезжает и не берёт её с собой в Сибирь. В дом, где её постоянно угнетают она вернуться не может. Всё, что ей остаётся — убить себя.

Она оказалась слишком человечной для этого общества и не смогла с этим справиться. Сильнейшее угнетение старого поколения смогло привести героиню к тяжелейшему решению, к самоубийству. Катерина не нашла поддержки ни в Тихоне, ни тем более в Борисе и осталась одна. Одна среди настоящего ада.

Читайте также:
Зевс бог Древней Греции - краткое описание и характеристика

Старшее поколение

Драма А. Н. Островского «Гроза» подчёркивает то, насколько взрослые привыкли жить по старым порядкам. Представителями этого поколения в произведении являются два героя:

  • старая купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха);
  • богатый купец с фамилией Дикий.

Кабаниха и Дикий придерживаются принципов тирании, а местами ведут себя по отношению к собственным детям как настоящие самодуры. Эти два персонажа привыкли к тому, что окружающие считаются с их решениями и полностью подчиняются им. Именно на этих жизненных принципах они строят все отношения. Характеры этих двух персонажей являются очень непростыми и суровыми и объясняют, почему дети ищут любые варианты, чтобы избежать ссор.

Вечная проблема отцов и детей в пьесе «Гроза» разворачивается именно из-за нежелания родителей считаться с мнением своих дочерей и сыновей. Конфликт поколений уже многие столетия не теряет своей актуальности из-за разных взглядов на жизнь, и решить его можно только в случае, когда обе стороны согласны искать компромисс.

Темное царство

Благополучный на первый взгляд городок Калинов при более детальном рассмотрении оказывается довольно неприятным местом. В городе царит патриархальная атмосфера, ценности купеческого общества далеки от общепринятых. Образование, воспитание, интеллигентность не в почете, люди позабыли о чести, доброте, любви, благородстве, совести, стремятся лишь к материальному благополучию. По словам Кулигина, одного из жителя города:

Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!

Для характеристики этого общества, живущего по своим мрачным законам, хорошо подходит определение «темное царство». Самые яркие его представители:

  1. Помещик Дикой — свирепый тиран, не боится никого и ничего. Жизнь семьи он выстраивает на принципах домостроя. Нечестные поступки, воровство — все сходит ему с рук. Окружающие его ненавидят, но никто не осмеливается высказать свои мысли. Самодур часами может гневаться на своих подчиненных за плохую работу, урезать им зарплату. Работники молча и терпеливо сносят эти унижения.
  2. Купчиха Кабанова жестокая и бессердечная по своей натуре, «нищих оделяет, а домашних заела совсем», ограничивает свободу собственных детей, подавляет и разрушает их личность. Требует всеобщего признания и уважения, хотя совсем этого не заслуживает.

Обладая определенной властью и положением в обществе, эти персонажи диктуют свои правила, которым послушно следуют все окружающие. Никто не может и не хочет противостоять их системе.

Покорно склонив голову, люди живут в постоянном подчинении. Этим обусловлено возникновение проблемы отцов и детей в «Грозе».

Проблема отцов и детей

Вступление

На протяжении многих веков людей творческих волнует проблема взаимоотношения поколений. Этой теме посвящено множество литературных произведений, фильмов и театральных постановок. Да и в реальной жизни сложно найти человека, ни разу не сталкивавшегося с непониманием или неодобрением старших.

Проблема

Е. Керенеевская заявляет проблему «отцов» и «детей», размышляя над письмом семидесятилетнего мужчины, возмущенного непохожестью на него внука-подростка.

Комментарий

В письме пожилого человека отчетливо звучит вопрос: почему молодое поколение так отличается от старшего? Он выражает беспокойство по поводу внешнего вида четырнадцатилетнего внука, его речи, пестрящей молодежным сленгом. Других претензий у дедушки нет – мальчик показывает себя хорошо в учебе и помогает матери по хозяйству.

В конце письма звучит просьба найти ответ на вопрос: «Кто сделал их такими?». Возможно, виновато телевидение, зарубежные фильмы, современное образование, политика правительства. Но ведь над этой проблемой задумывались люди и в былые времена, особенно на пороге величайших перемен в обществе.

Далее автор повествует о наличии пропасти между разными поколениями и говорит о том, что время бежит все быстрее, и нравы тоже меняются с невероятной скоростью.

Авторская позиция

Автор делает вывод, что виновных в сложившемся порядке вещей нет. Невозможно однозначно ответить на вопрос: кто лучше – прошлое или нынешнее поколение.

Е. Керенеевская убеждена, что для примирения «отцам» и «детям» следует быть более терпимыми друг к другу, проявлять уважение к интересам близких. Тогда возможно будет наладить продуктивное общение.

Своя позиция

С автором нельзя не согласиться. Если бы мы были толерантнее к консерватизму старших, а они не так поражались всем «странностям» молодежи, жизнь для многих стала бы проще. В конце концов, не так уж мы различны.

Аргумент №1

Об этом пишет И.С. Тургенев, величайший русский классик 19 века, в своем романе «Отцы и дети». Автор рассматривает столкновение двух поколений, двух противоположных по взглядам миров – мир дворян-аристократов, либералов Кирсановых и мир революционеров-разночинцев Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова.

С самого начала романа конфликт между «отцами» и «детьми» плавно нарастает, доходя до кульминации в сцене дуэли Павла Петровича и нигилиста Базарова. Но уже во второй половине произведения мы видим, как правила родителей становятся близки Аркадию, как принимает многое из того, что ранее отрицал, Евгений.

В результате, Аркадий становится примерным семьянином, живет дружно и с отцом, и с дядей. А Базаров, чуждый простому человеческому счастью, умирает в одиночестве. Возможно, меньшее следование идеям нигилизма позволили бы Евгению лучше понять стариков Кирсановых и собственных родителей. Может и жизнь его сложилась бы менее трагично.

Аргумент №2

Вспоминается еще одно произведение, где проблема неприятия поколений друг другом привела к гибели главной героини. Это пьеса «Гроза» А.Н. Островского.

Кабанова – мать большого семейства, очень властная и требовательная женщина, заставляла своих детей и их семьи жить по тем правилам, которые ей подсказывал домострой. Она не допускала ни малейшего отступления от сложившегося у нее в голове сценария, унижала и оскорбляла всех своих домочадцев, чтобы содержать их в постоянном страхе.

Не выдержав столь гнетущей атмосферы, Катерина, привыкшая к открытому проявлению чувств и всем сердцем мечтающая о свободе, сначала изменяет мужу, а затем и вовсе бросается в Волгу, покончив жизнь самоубийством. Тихон, узнав о ее смерти, обвиняет в произошедшем свою мать.

Разобщенность героев, приведшая к трагедии, вызвана неумением людей мириться со слабостями других, с особенностями их мировосприятия. Будь купчиха Кабанова немного умнее, она не осталась бы одна на старости лет, а обрела бы большую и дружную семью.

Заключение

Непонимание между родителями и детьми – это закономерность, диктуемая ходом времени. Чтобы избежать излишних неприятностей, нужно быть более чуткими друг к другу, стараться понимать и уважать интересы и ценности каждого, насколько бы странными они нам не казались.

«Конфликт поколений в драме Островского «Гроза»»

Уважение к старшим считалось добродетелью во все времена. Нельзя не согласиться с тем, что мудрость и опыт тех, кто относится к старшему поколению, обычно помогает молодежи. Но в некоторых случаях уважение к старшим и абсолютное им подчинение может быть неправильным. Если вспомнить высказывание М. М. Пришвина: «Настоящее зло. ходит всегда на костылях добродетели», то драма Островского «Гроза» как нельзя более этому соответствует. Драма Островского «Гроза» всем хорошо известна. Здесь как нельзя лучше можно наблюдать конфликт старшего и младшего поколений. Старшее поколение требует покорности и подчинения со стороны младших. Домостроевские порядки запрещают какое бы то ни было неповиновение. И поэтому молодые безоговорочно слушаются старших. А старшее поколение живет по своим законам, им свойственно лицемерие, притворство, скаредность, жестокость, самодурство. Они толкают на гибель в прямом и переносном смысле. Именно из-за старшего поколения, в частности, из-за необходимости им подчиниться, спивается слабый и безвольный Тихон, гибнет Катерина. В драме Островского притесняемые люди боятся проявить даже малейшее не-повиновение. Все они безропотно становятся «жертвами». Борис позволяет Дикому тиранить себя, хотя прекрасно понимает, что бабушкиного наследства он так и не увидит. Вся семья Кабановых позволяет матери и свекрови проявлять свой деспотизм. Казалось бы, кто мешает этим людям воспротивиться? Почему все безропотно терпят? В произведении Островского под благочестием, набожностью и соблюдением старых традиций прячутся жестокость, нетерпимость, злоба. «Темное царство» особенно жестоко и отвратительно, потому что прячется под масками порядочности. В каждом обществе есть свое понятие нормы. В купеческом патриархальном обществе «нормой» становятся дикие, человеконенавистнические отношения. В такой атмосфере можно задохнуться, что, в общем-то, и происходит. Только Катерина находит в себе силы, чтобы вырваться из замкнутого круга. Но она уходит в никуда. Ее самоубийство — это протест против порядков, которые царят в обществе. Судьба Катерины вызывает жалость и возмущение. Бесправие, беспомощность купеческой жены представляется несомненным. Катерина ничего не может предпринять именно потому, что связана по рукам и ногам различными «правилами» и «условностями». Мораль против нее. Измена мужу, которую допустила Катерина,— это настоящее преступление с точки зрения патриархального общества. Но «преступная» Катерина кажется нам во сто крат более человечной, чем «благочестивые» окружающие. Мы узнаем, что жители города Калинова оделяют нищих, часто ходят в церковь, читают молитвы, соблюдают заповеди. Однако в связи с этим становится непонятно, почему же они нарушают главную заповедь: «Возлюби ближнего своего как самого себя». Жителям города Калинова не свойственно милосердие. Зло так многолико, оно «охотно» прячется. Но не только купцы-самодуры являются настоящими преступниками, творящими зло. Равнодушие всех вокруг также становится причиной трагедии. Смерть Катерины не только на совести Кабанихи и ей подобных. Вина есть и на Борисе, и на Тихоне, и на всех остальных. Их равнодушие и боязнь даже малейшего неповиновения старшим приводят к трагедии. Они творят зло, даже не сознавая этого. Говоря о том, что настоящее зло всегда ходит на костылях добродетели, Пришвин подразумевал, что пороки, скрытые под маской благочестия, таят в себе гораздо большую угрозу, нежели открыто проявляемые негативные качества. И пьеса Островского — прямое тому подтверждение.

Читайте также:
Краткое содержание земля родная - читать пересказ книги Лихачева

Дух протеста

Не все представители молодого поколения согласны смириться с деспотичными правилами жизни, устоявшимися в городке. Проблема отцов и детей в «Грозе» А. Островского наиболее ярко видна на примере образа Катерины. Эта юная девушка становится единственной, которая идёт вразрез с общепринятыми нормами и протестует против жестоких нравственных устоев Кабанихи и Дикого.

Инакомыслие и смелость являются главной характеристикой Катерины. Отцы и дети не в состоянии прийти к единому мнению, и этот конфликт приводит к непоправимым последствиям — девушка сводит счёты с жизнью. Её свободолюбие не могло мирно сосуществовать с «тёмным царством» Калинова, и поступок девушки является своего рода бунтом против Кабанихи.

Произведение Александра Николаевича Островского заслуженно является частью школьной программы и детально разбирается на уроках литературы. Пьеса может приводиться как аргумент к итоговому сочинению на тему «Отцы и дети». Старшее и младшее поколение всегда претерпевают различные трудности во взаимопонимании, а примеры из художественной литературы могут помочь сделать правильные выводы.

Конфликт поколений в драме А.Н. Островского «Гроза» — взаимоотношения эпох

«Луч света в тёмном царстве»

Молодое поколение в пьесе «Гроза» представлено людьми, которые не сказать, чтобы далеко ушли от «отцов». Они в большинстве своём показаны личностями, которые не просто ужились с правилами ветхого общества, а стали его неотъемлемой частью и уже вряд ли представляют себе другую жизнь. Эти люди привыкли врать, уклоняться от ответственности, идти по головам и обманывать во благо своим корыстным целям. Такие люди, как, например, Борис, могут вызывать только презрение и отвращение.

Главные действующие лица пьесы принадлежат разным поколениям и разным мирам:

  • Марфа Игнатьевна Кабанова, Кабаниха. Самый яркий представитель старого поколения; является, по сути, главным антагонистом произведения.
  • Катерина. Противоположность Кабановой. Является «лучом света в тёмном царстве».
  • Тихон Кабанов. Муж Катерины, который мог бы быть сторонником взглядов жены, но воспитание и авторитет его матери не позволил этому случиться.
  • Борис. Племянник купца Дикого. Любовник Катерины, который оставил её в самый тяжёлый для неё момент из-за страха потерять деньги дяди.
  • Варвара. Возможно, наиболее близкий человек для Катерины в этом городе. Как и главная героиня, не относится к «тёмному царству», однако и не является его оппозицией, ведь привыкла уживаться в этом мире лживых и мерзких людей.
  • Кулигин. Близок к Катерине по взглядам. Наравне с ней относится к новому поколению, не желающему мириться со старым.

Таким образом, к числу положительных персонажей, можно отнести единицы. По сути, лишь Катерину и Кулигина. А количество представителей «тёмного царства» по-настоящему зашкаливает.

Почти все в пьесе, так или иначе, относятся к старому прогнившему виду людей. Среди них особенно стоит выделить Кабаниху, ее мужа Тихона, купца Савел Прокофьевич Дико́го и его племянника Бориса.

Несложно сделать вывод, что шансов на победу у нового поколения совершенно нет. Катерина и Кулигин не в силах противостоять Кабановой и её свите. Всё, что остаётся сделать Катерине — это покинуть этот мир, оставшись лишь блёклым «лучом света», который, как бы ни хотел, не может изменить правила и традиции города Калинов. Катерина неспособна в одиночку сражаться с патриархальным укладом жизни в обществе, из-за чего эта самая борьба оказывается лишь внутри неё, в её душе, где и происходит истинное столкновение «тёмного» и «светлого».

Это столкновение быстро приводит героиню к абсолютной безысходности — она не может бороться с Кабанихой и не может с ней остаться. Единственным выходом остаётся самоубийство, позволяющее наконец-то выбраться из цепких лап этого самого «тёмного царства».

Конфликт между поколениями

В чём заключается противостояние «старого» и «нового»? Если кратко, то в непринятии первого вторым и страх второго перед первым. Старшее поколение по-настоящему боится младшего, так как оно представляет реальную неизбежную угрозу для его положения и влияния; для людей прошлого новые порядки — настоящая проблема, которую не помешало бы решить. А младшее, в свою очередь, просто желает иметь значение, не прятаться в тени «отцов».

Читайте также:
Денисов Василий Федорович - характеристика и образ героя в романе

В пьесе «Гроза» ситуация в целом похожа, но не идентична. Катерина не хочет быть «главной героиней романа», не стремится быть в первых рядах, оставив позади Кабанову; она только лишь хочет жить как нормальный человек, без постоянного угнетения с самых разных сторон.

Калинов, казалось бы, далёк от «царства», однако это, возможно, не так; этот город весь состоит из тёмных, неприятных, жадных и слабых людей, он собирает в себе всю чернь патриархального общества и ставит во главе этой монархии Кабаниху, вольную за счёт своего величия и авторитета, творить, что ей вздумается с любым, и никто не может пойти против неё: кто-то просто боится её гнева, а кто-то боится искать единомышленников, ведь это уже чревато последствиями, а о том, чтобы протестовать одному, не может идти и речи.

Так или иначе, против Кабанихи никто не пойдёт, и всевластие «тёмного царства» так и не получит для себя какие бы то ни было ограничения.

Единственный человечный герой

«Лучом» образ Катерины стал не потому, что была против Кабанихи и её подопечных, — Варвара тоже была против, но всё равно жила по правилам этого общества — а потому, что была единственным чистым, хорошим, светлым человеком во всём «царстве». Она одна была не способна жить, обманывая; она не смогла переступить через моральные нормы и стать одной из «жителей Калинова».

  • До замужества жизнь Катерины была наполнена красотой, поэзией любовью. Она «жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле».
  • Выйдя замуж, героиня теряет свой внутренний рай. Жизнь в доме Кабановой является для неё ужасными страданиями; она вынуждена покоряться безрассудным указаниям свекрови, слушать её многочисленные упрёки.
  • К мужу Катерина чувствует только жалость, настоящей искренней любви между ними нет.
  • Катерина чиста душой, трепетно относится к Богу и боится греха. Любит детей. Внутренний моральный компас не позволяет ей лгать и притворяться.
  • Измена законному мужу для героини — тяжелейший грех. Но жить в нелюбви девушка неспособна; Борис уезжает и не берёт её с собой в Сибирь. В дом, где её постоянно угнетают она вернуться не может. Всё, что ей остаётся — убить себя.

Она оказалась слишком человечной для этого общества и не смогла с этим справиться. Сильнейшее угнетение старого поколения смогло привести героиню к тяжелейшему решению, к самоубийству. Катерина не нашла поддержки ни в Тихоне, ни тем более в Борисе и осталась одна. Одна среди настоящего ада.

Отношение к свободе

Кабаниха и Дикой привыкли к тому, что им все подчиняются. Сын Кабанихи Тихон всегда потакает своей матери. Племянник Дикого Борис терпит унижения со стороны своего дяди. Кабаниху и Дикого можно назвать настоящими самодурами, которые привыкли к собственной свободе, но не привыкли давать эту свободу другим людям. Брат и сестра стремятся к полному подчинению близких им людей.

Катерина же, являясь представителем «нового» поколения, всячески стремится к свободе. Для девушки жизнь без нее невозможна. И свобода, по мнению Катерины, должна быть у каждого человека. Героиня уважает чужое мнение и не стремится подавить его, в отличие от Кабанихи и Дикого.

Борющееся поколение

Тема отцов и детей в произведении «Гроза» наиболее ярко выражается с помощью образа Катерины. Она становится единственным героем, который так или иначе поднимает бунт против «жестоких нравов» Калинова. Ее мировоззрение полностью отличается от принципов других жителей Калинова. Любовь к свободе не может сосуществовать с «темным царством».

Самоубийство Катерины становится необыкновенным явлением в городе. Героиня будто совершает бунт против тирании Кабанихи.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Отцы и дети в пьесе «Гроза»», рассмотрит младшее поколение (Тихон, Борис, Варвара, Кудряш, Катерина), которое противопоставлено старшему (Кабаниха, Дикой).

Краткий анализ произведения

Чтобы максимально качественно проанализировать любой литературный текст, необходимо самостоятельно ознакомиться с его содержанием. Краткий разбор пьесы «Гроза» может выглядеть следующим образом:

  • Год написания — 1859 г.
  • История создания — на написание пьесы автора вдохновило его путешествие по Волге, во время которого писателю удалось записать различные повседневные сценки и разговоры из быта простых жителей Поволжья.
  • Тема — в произведении затрагиваются темы семьи, греха и покаяния. Бо́льшую часть занимает проблема отцов и детей в пьесе.
  • Жанр — пьеса, драма.
  • Литературное направление — реализм.

А. Н. Островский отразил в своём произведении отразил современные ему темы и проблемы, большинство из которых не теряют своей актуальности.

Проблема взаимоотношений поколений в грозе

Софья Фамусова, выросшая в атмосфере лжи и обмана, тщательно скрывает свои чувства от отца, понимая, что он не позволит развитие отношений с Молчалиным. Делает всё наперекор батюшке. Молчалин напротив верен своему нравственному (или безнравственному) кредо, строит свою жизнь, как завещал отец: угождать всем людям без изъятья. Грибоедов даёт возможность поразмыслить читателю над завтрашним днём обоих героев.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Воспитание Петруши Гринёва остаётся за пределами страниц текста, но главное, что вынес молодой дворянин из общения с отцом (строгим и требовательным человеком), необходимость быть верным слову, беречь честь, соблюдать законы нравственности. Он поступает так во всех жизненных ситуациях. Даже когда отец запрещает жениться на любимой Маше Мироновой, он принимает его волю как обязательное требование.

Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

Из детских воспоминаний Чичикова всплывает образ мрачного, недоброго, жестокого отца и его наставления о необходимости беречь и копить копейку, единственного идола в жизни Павла Ивановича. Чичиков строит свою жизнь по заветам отца и во многом преуспевает.

А.Н. Островский «Гроза»

Взаимоотношение между матерью и детьми в семье Кабановых основаны на страхе и лицемерии. Варвара привыкла ко лжи и пытается научить этому Катерину. Но у жены брата были другие отношения в семье, она не принимает ханжества свекрови и борется с ней своими средствами. Финал такого воспитания предсказуем: Варвара бежит из дома, Катерина уходит из жизни добровольно, Тихон восстаёт против матери.

Читайте также:
Дедушка, Некрасов: читать онлайн бесплатно
И.С. Тургенев «Отцы и дети»

«Дети» в романе – Базаров и Аркадий Кирсанов – в начале повествования выступают единым фронтом против «отцов» в лице дяди Аркадия – Павла Петровича. Николай Петрович не сопротивляется смелым и дерзким высказываниям сына и его друга. И поступает мудро и дальновидно. Постепенно Аркадию открываются многие несовпадения в поведении его друга, и он возвращается в лоно семьи. А Базаров, так легко критикующий «романтизм» Кирсановых, абсолютно трепетно относится к подобному поведению своего отца, потому что любит своих родителей и бережёт их.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

В романе представлены несколько семейств, в каждом отношения строятся на определённых принципах. В семье Курагиных – это принцип выгоды и наживы. И отец, и его дети согласны на любые отношения, лишь бы они были выгодны, так заключаются браки. Таким же принципом руководствуется семейство Друбецких: унижение, угодничество – их орудие в достижении цели. Ростовы живут, как дышат: они радуются друзьям, праздникам, охоте – всему, что украшает нашу жизнь. Отец и мать во всём стараются быть честными с детьми и друг другом. Выгода для них не важна. Практически разоряя свою семью и себя, Наташа требует отдать подводы под раненых, только так может поступить настоящий патриот и милосердный человек. И матушка соглашается с дочерью. Подобны отношения между отцом и дочерью Болконскими. И хотя кажется, что отец слишком строг и нетерпим по отношению к дочери, на самом деле, он слишком хорошо понимает трудности предстоящей жизни своей дочери. Поэтому княжна Марья сама отказывает Анатолю Курагину, понимая, как прав её отец.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Родион Раскольников, объясняя причину убийства старухи-процентщицы, говорит, что он хотел матери помочь. На самом деле, он очень трепетно относится к матери, пытаясь вырваться из замкнутого круга нищеты. Он с трепетом и волнением вспоминает отца, от которого ему остались часы (заложенные старухе-процентщице). Мать до конца не верит в преступление своего любимого Роди.

А.П. Чехов «Вишнёвый сад»

В пьесе дочь Аня, семнадцатилетняя девушка, отправляется за блудной матерью, потерявшейся где-то в Париже, чтобы вернуть её в лоно семьи, для решения проблем с имением. Раневская ведёт себя наивно и глупо. Здравым смыслом наделена только Варя, приёмная дочь всё той же Раневской. Когда Любовь Андреевна даёт проходящему нищему золотой, Варя не выдерживает и говорит, что в доме есть нечего, а барыня такими деньгами разбрасывается. Потеряв всё, Раневская уезжает в Париж и увозит деньги тёти, а дочерей бросает на произвол судьбы. Девушка Аня едет в столицу, и как сложится её жизнь, где она будет брать деньги на жизнь – непонятно. Варя уходит в экономки. Отцы и дети здесь меняются местами.

М.А. Шолохов «Тихий Дон»

В семье Мелеховых всё держится на власти отца. И когда Пантелей Прокофьевич узнаёт о связи Григория с Аксиньей, он решает женить сына на Наталье. Григорий подчиняется воле отца. Но, понимая, что не любит свою жену, бросает всё и уходит с Аксиньей в работники. Он согласен на позор во имя любви. Но время рушит в мире всё, и рушится дом Мелеховых, устои казачьей жизни. И скоро никто не подчиняется законам жизни, все живут, как хотят. Дарья наступает на свёкра с непристойным предложением, а Дуняшка ставит мать в безвыходное положение и буквально заставляет её благословить на брак с Мишкой Кошевым.

Б. Васильев «Завтра была война»

В повести в центре внимания две семьи Искры Поляковой и Вики Люберецкой. Мать Искры – женщина-комиссар, волевая, властная, строгая. Но когда мать в очередной раз решает выпороть своим солдатским ремнём дочь, та отвечает в духе своей матушки – так же строго и бесповоротно. И мать понимает, что девочка повзрослела. У Вики с отцом совсем другие отношения – тёплые и доверительные. Когда девушка оказывается перед выбором: отказаться от отца или быть исключённой из комсомола, Вика принимает решение уйти из жизни. Она не может отказаться от любимого отца, какие бы подозрения на него не легли.

Читаемое в разделе:

Проблема роли человеческой памяти. Аргументы к сочинению ЕГЭ

1. А.Т. Твардовский «По праву памяти» В своей автобиографической поэме автор вспоминает прошлое, в котором во время коллективизации был репрессирован как. «>Проблема роли человеческой памяти. Аргументы к сочинению ЕГЭ 1. И.А. Гончаров «Обломов» Где жива природа – там жива душа человека. В романе в девятой главе «Сон Обломова» автор изображает благословенный Богом уголок. 1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Пётр Гринёв, спасённый от виселицы усилиями Савельича и милосердием Пугачёва, является по требованию вождя восстания в. 1. В.М. Шукшин «Далекие зимние вечера» Под Москвой идут бои, а в алтайском селе главный герой рассказа Ваня Попов мечтает раздобыть три полена, чтобы натопить избу к приходу. 1. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Татьяна Ларина – главная героиня романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина росла в обстановке патриархальной старины. Круг её. 1. М.А. Шолохов «Алёшкино сердце» Алёшка – главный герой рассказа пухнет от голода: его семья уже пятый месяц не видит хлеба. Пытаясь украсть у богатой.

Ранее опубликованные в разделе:

Проблема утраты духовных ценностей. Аргументы к сочинению ЕГЭ

1. С. Каледин «Смиренное кладбище» Повествование переносит нас в мир могильщиков, работающих на кладбище. Главный герой Лёшка Воробей – лучший из могильщиков, виртуоз в своём. Литературные аргументы для подготовки школьников к написанию сочинения по проблеме влияния учителя на воспитание ученика. Литературные аргументы для подготовки школьников к написанию сочинения по проблеме разрушающего влияния денег на человека. «>Проблема разрушающего влияния денег. Аргументы к сочинению ЕГЭ
Проблема влияния природы на человека. Аргументы к сочинению ЕГЭ

Новые материалы раздела:

Проблема преодоления жизненных трудностей в годы войны. Аргументы к сочинению ЕГЭ

1. В.М. Шукшин «Далекие зимние вечера» Под Москвой идут бои, а в алтайском селе главный герой рассказа Ваня Попов мечтает раздобыть три полена. 1. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» Автор романа акцентирует внимание на времени, сравнивая эпоху Христа и современную ему Москву конца двадцатых. 1. А.Т. Твардовский «По праву памяти» В своей автобиографической поэме автор вспоминает прошлое, в котором во время коллективизации был. Литературные аргументы для подготовки школьников к написанию сочинения по проблеме бездуховности современного общества. Литературные аргументы для подготовки школьников к написанию сочинения по проблеме взаимоотношения человека и власти. litera.su

Читайте также:
Нам не дано предугадать анализ стиха Тютчева и история создания

Смирившиеся и приспособившиеся

Младшее поколение по-разному относится к самодурству Кабанихи и Дикого.

Тихон во всем подчиняется воли матушки. Кабаниха решает за Тихона любые житейские вопросы. Брак Тихона с Катериной находится под полным контролем Кабанихи. Тихон не старается перечить своей матери, он, наоборот, слушается ее во всем и старается сделать все, что она ему говорит.

Борис является родственником Дикого. Для того чтобы получить состояние, Борис не перечит и даже угождает Дикому. Когда о романе Катерины и Бориса становится известно всему Калинову, Борис не может взять на себя ответственность.

А. Н. Островский показывает, что и Тихон, и Борис становятся заложниками общественных порядков города Калинова, построенным на власти самодуров. Однако заложниками становится и Варвара с Кудряшом.

Дочь Кабанихи привыкла к нападкам матери, она научилась лгать ей и обманывать, чтобы жить так, как хочется ей. Для Варвары, как и для Кудряша, важно, чтобы все было «шито-крыто». Данные персонажи приспособились к условиям самодурства, царствующим в городе.

Сочинение: Конфликт поколений в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский)

(594 слова) Работу над своим известным произведением «Гроза» Александр Николаевич начал в 1859 году. Над своей пьесой выдающийся писатель работал на протяжении нескольких месяцев. Затем свой труд автор отправил в Санкт-Петербург для того, чтобы его оценили критики. Вдохновение на создание книги писатель получил во время экспедиции по Волге. Автор совершил данное путешествие, чтобы узнать поподробнее, как проживали и проживают коренные народы России. Именно герои и обстановка в пьесе «Гроза» олицетворяют то, какими увидел этих людей Островский. Выдуманный город Калинов отображает патриархальность, консерватизм и косность приволжских народов. В своем известном произведении Александр Островский поднял и другие актуальные проблемы. Среди них можно отметить вечный конфликт поколений. Рассмотрим поподробнее, как раскрывается данный конфликт в знаменитом произведении Александра Островского.

Конфликт поколений в пьесе «Гроза» представлен в противостоянии «отцов» и «детей». Однако в этом произведении мы не увидим особой борьбы, ведь по патриархальным законам купеческого городка вся власть в доме принадлежит старейшему члены семьи. Хозяева жизни в образах Дикого и Марфы Кабановой подавляют инициативу молодых и не оставляют даже шанса для спора. Конфликт, представленный в произведении, имеет свои особенности. Так, представители «отцов» не желают отдавать молодежи не только власть над хозяйством и капиталом, но и право думать, чувствовать, вести себя по-своему. Тирания в стенах дома была привычным явлением для героев. У молодого поколения было всего два пути. Они были вынуждены либо смириться со своим положением, либо приспособиться к нему и обмануть систему. Вариант бунта был отсечен предрассудками, заразившими и молодые умы в том числе. Поэтому Дикой и Марфа Кабанова привыкли, что их все слушаются и им подчиняются. Например, сын Кабанихи все время потакает своей матери. Борис, племянник Дикого, привык терпеть унижения от своего дяди. Кабанову и Дикого можно считать типичными самодурами, сошедшими с ума из-за вседозволенности. Они желают добиться полного подчинения окружающих, чтобы охранять тот вековой устав заблуждений, который позволяет им терроризировать всех вокруг и паразитировать на подневольном труде, обмане, подлости.

Главная героиня пьесы Островского Катерина является представителем «нового» поколения. Девушка всячески пытается оградить собственное достоинство и добиться свободы. Катерина просто не может без нее жить. Как считает главная героиня, каждый человек должен чувствовать себя свободно. В отличие от Дикого и Кабанихи, для Катерины важно чужое мнение, она не пытается его подавить. Поэтому ее свобода — это не вседозволенность, а право личности честно выражать свое мнение, свои желания, свои взгляды на мир.

Можно заметить, что конфликт поколений в произведении «Гроза» осложняется тем, что представители «тёмного царства» ощущают приближение потери своей власти. Кабаниха и Дикой опасаются того, что окружающие больше не будут подчиняться их воле. В связи с этим персонажи совершают еще более жестокие действия. Герои желают напугать молодое поколение, показав неоспоримость собственной власти. Конфликт «отцов» и «детей» ужесточается еще и тем, что у молодого поколения не хватает сил, чтобы противостоять самодурству представителей «тёмного царства». Борис и Тихон смирились со своим безвольным положением. А в образах Кудряша и Варвары писатель показал молодых людей, которые смогли приспособиться к условиям жизни Калинова. У героев получалось обманывать своих тюремщиков, но их методы делают «темное царство» еще сильнее. Лицемерие держит этот мир на плаву уже много лет. Только Катерина была сильной личностью, однако ее сил не хватило для противостояния «жестоким нравам». Самоубийство главной героини символизирует протест против принципов, царящих в городе. И только такая его форма пробудила гордость и совесть у других представителей молодого поколения. Поступок Катерины имеет важное значение. Он обнажил конфликт поколений. Поведение главной героини заставило героев задуматься о том, куда самодуры ведут своих детей. К обрыву!

Конфликт поколений в произведении Александра Островского «Гроза» является трагичным. Ведь представители «тёмного царства» осознают свою обреченность, но готовы принести в жертву даже своих детей, чтобы удержать власть. Листая страницы известного произведения, читатель искренне надеется, что время самодуров скоро закончится.

Конфликт поколений в драме А.Н. Островского «Гроза» — взаимоотношения эпох

«Луч света в тёмном царстве»

Молодое поколение в пьесе «Гроза» представлено людьми, которые не сказать, чтобы далеко ушли от «отцов». Они в большинстве своём показаны личностями, которые не просто ужились с правилами ветхого общества, а стали его неотъемлемой частью и уже вряд ли представляют себе другую жизнь. Эти люди привыкли врать, уклоняться от ответственности, идти по головам и обманывать во благо своим корыстным целям. Такие люди, как, например, Борис, могут вызывать только презрение и отвращение.

Главные действующие лица пьесы принадлежат разным поколениям и разным мирам:

  • Марфа Игнатьевна Кабанова, Кабаниха. Самый яркий представитель старого поколения; является, по сути, главным антагонистом произведения.
  • Катерина. Противоположность Кабановой. Является «лучом света в тёмном царстве».
  • Тихон Кабанов. Муж Катерины, который мог бы быть сторонником взглядов жены, но воспитание и авторитет его матери не позволил этому случиться.
  • Борис. Племянник купца Дикого. Любовник Катерины, который оставил её в самый тяжёлый для неё момент из-за страха потерять деньги дяди.
  • Варвара. Возможно, наиболее близкий человек для Катерины в этом городе. Как и главная героиня, не относится к «тёмному царству», однако и не является его оппозицией, ведь привыкла уживаться в этом мире лживых и мерзких людей.
  • Кулигин. Близок к Катерине по взглядам. Наравне с ней относится к новому поколению, не желающему мириться со старым.
Читайте также:
Образ России в поэме Мертвые души - краткое описание дворянства

Таким образом, к числу положительных персонажей, можно отнести единицы. По сути, лишь Катерину и Кулигина. А количество представителей «тёмного царства» по-настоящему зашкаливает.

Почти все в пьесе, так или иначе, относятся к старому прогнившему виду людей. Среди них особенно стоит выделить Кабаниху, ее мужа Тихона, купца Савел Прокофьевич Дико́го и его племянника Бориса.

Несложно сделать вывод, что шансов на победу у нового поколения совершенно нет. Катерина и Кулигин не в силах противостоять Кабановой и её свите. Всё, что остаётся сделать Катерине — это покинуть этот мир, оставшись лишь блёклым «лучом света», который, как бы ни хотел, не может изменить правила и традиции города Калинов. Катерина неспособна в одиночку сражаться с патриархальным укладом жизни в обществе, из-за чего эта самая борьба оказывается лишь внутри неё, в её душе, где и происходит истинное столкновение «тёмного» и «светлого».

Это столкновение быстро приводит героиню к абсолютной безысходности — она не может бороться с Кабанихой и не может с ней остаться. Единственным выходом остаётся самоубийство, позволяющее наконец-то выбраться из цепких лап этого самого «тёмного царства».

Конфликт между поколениями

В чём заключается противостояние «старого» и «нового»? Если кратко, то в непринятии первого вторым и страх второго перед первым. Старшее поколение по-настоящему боится младшего, так как оно представляет реальную неизбежную угрозу для его положения и влияния; для людей прошлого новые порядки — настоящая проблема, которую не помешало бы решить. А младшее, в свою очередь, просто желает иметь значение, не прятаться в тени «отцов».

В пьесе «Гроза» ситуация в целом похожа, но не идентична. Катерина не хочет быть «главной героиней романа», не стремится быть в первых рядах, оставив позади Кабанову; она только лишь хочет жить как нормальный человек, без постоянного угнетения с самых разных сторон.

Калинов, казалось бы, далёк от «царства», однако это, возможно, не так; этот город весь состоит из тёмных, неприятных, жадных и слабых людей, он собирает в себе всю чернь патриархального общества и ставит во главе этой монархии Кабаниху, вольную за счёт своего величия и авторитета, творить, что ей вздумается с любым, и никто не может пойти против неё: кто-то просто боится её гнева, а кто-то боится искать единомышленников, ведь это уже чревато последствиями, а о том, чтобы протестовать одному, не может идти и речи.

Так или иначе, против Кабанихи никто не пойдёт, и всевластие «тёмного царства» так и не получит для себя какие бы то ни было ограничения.

Единственный человечный герой

«Лучом» образ Катерины стал не потому, что была против Кабанихи и её подопечных, — Варвара тоже была против, но всё равно жила по правилам этого общества — а потому, что была единственным чистым, хорошим, светлым человеком во всём «царстве». Она одна была не способна жить, обманывая; она не смогла переступить через моральные нормы и стать одной из «жителей Калинова».

  • До замужества жизнь Катерины была наполнена красотой, поэзией любовью. Она «жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле».
  • Выйдя замуж, героиня теряет свой внутренний рай. Жизнь в доме Кабановой является для неё ужасными страданиями; она вынуждена покоряться безрассудным указаниям свекрови, слушать её многочисленные упрёки.
  • К мужу Катерина чувствует только жалость, настоящей искренней любви между ними нет.
  • Катерина чиста душой, трепетно относится к Богу и боится греха. Любит детей. Внутренний моральный компас не позволяет ей лгать и притворяться.
  • Измена законному мужу для героини — тяжелейший грех. Но жить в нелюбви девушка неспособна; Борис уезжает и не берёт её с собой в Сибирь. В дом, где её постоянно угнетают она вернуться не может. Всё, что ей остаётся — убить себя.

Она оказалась слишком человечной для этого общества и не смогла с этим справиться. Сильнейшее угнетение старого поколения смогло привести героиню к тяжелейшему решению, к самоубийству. Катерина не нашла поддержки ни в Тихоне, ни тем более в Борисе и осталась одна. Одна среди настоящего ада.

Проблема отцов и детей (конфликт поколений) в пьесе Островского «Гроза». Аргумент

Главная причина возникновения конфликта между поколениями – это нежелание или неспособность людьми принять принципы друг друга, даже если они различны. Для того, чтобы избежать конфликта нужно относиться к старшим и младшим поколениям с уважением и пониманием. Так, например, в произведении «Гроза» А. Н. Островского представлен конфликт отцов и детей. Суть конфликта в том, что старшее поколение считает свое мнение – единственно правильным. Из-за их несостоятельности страдают другие люди и становятся «жертвами» старших.

Так, например, произошло в семье Кабановых. Кабаниха – в семье является главой, своего рода матриархат; под ее надзором находятся все обитатели дома. Можно предположить, что Марфа и сама воспитывалась в подобных условиях, потому что дети обычно устраивают свою семью по подобию семьи своих родителей. Это и Катерина, Варвара и, конечно, Тихон. Влияние Кабанихи на формирование личности ее детей неизгладимое. Тихон вырос безвольным и не способным на благородный поступок человеком. Тихон всю жизнь боялся высказывать свое мнение и из-за этого, в пьесе он признается, у него вообще нет своей точки зрения. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Он смирился с мыслью о том, что за него все решает мама и перестал думать. Противоположная ситуация с Варварой. Скорее всего девушка хитрее и умнее Тихона, она смогла понять и подстроиться под законы матери и всего общества. Научилась лгать и изворачиваться, про не можно сказать: «хочешь жить? Умей вертеться» и она умеет.

Читайте также:
Дедушка, Некрасов: читать онлайн бесплатно

Таким образом, люди по-разному проявляют себя в одних и тех же ситуациях и для того, чтобы жить в гармонии с семьей и родители и дети должны относиться друг к другу с терпением и принимать принципы обоих поколений.

Полезный материал по теме:

  1. Проблема смены поколений и становление современного общества в пьесе Островского «Гроза»
  2. Можно ли назвать конфликт поколений неизбежным? (по пьесе «Гроза»)
  3. Конфликт в пьесе «Гроза»
  4. Роль второстепенных персонажей в пьесе островского гроза
  5. Жестокие нравы в городе Калинове в пьесе Островского «Гроза».

Младшее поколение

Эта ячейка общества города Калинова представлена несколькими персонажами. Каждый из них сталкивается с несправедливостью и даже унижением от жестокого и непоколебимого старшего поколения. Однако переживают они это по-разному, так как обладают совершенно разными характерами. К молодому поколению можно отнести следующих героев:

  1. Тихон Кабанов — богатый купец, неспособный распоряжаться в собственном доме. Человек на редкость бесхарактерный и полностью подчиняющийся своей авторитетной матери: «Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг».
  2. Борис, племянник Дикого, — единственный приезжий обитатель Калинова. Он осознает свою необходимость подчиняться и безвыходность: «А мне, видно, так и загубить свою молодость в этой трущобе». Однако и ему не хватает смелости дать отпор «темному царству», и даже отношения с Катериной не изменили героя, не послужили толчком к действиям.
  3. Иван Кудряш — конторщик Дикого, который также зависим от купца-самодура, однако относится к его хамству намного проще: «…Он — слово, а я — десять… Нет, уж я перед ним рабствовать не стану». Решительным Кудряш проявляет себя и в любви — по слухам, он сбегает с дамой сердца от удушающей обстановки.
  4. Варвара, несмотря на свою молодость, расчетлива, практична и хорошо разбирается в людях. Она прямо заявляет Катерине, что любить ее брата не за что, и не осуждает чувств невестки к Борису, хоть и не понимает их. При всех своих достоинствах Варвара — приспособленка, которая научилась лицемерить и жить во лжи, но стала она такой под влиянием обстоятельств: «У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».
  5. Катерина — тот самый «луч света в темном царстве». Если говорить кратко, то ее трагедия заключается в неспособности и нежелании притворяться и приспосабливаться. Ее запретная любовь к Борису, по сути, является протестом против существующей тирании. Поддавшись искушению, Катерина не смогла простить себе грех и смириться с общественным порицанием, что привело ее к гибели.

Однако, несмотря на разность характеров, у всех этих персонажей есть что-то общее. Они являются жертвами существующего уклада.

Темное царство

Благополучный на первый взгляд городок Калинов при более детальном рассмотрении оказывается довольно неприятным местом. В городе царит патриархальная атмосфера, ценности купеческого общества далеки от общепринятых. Образование, воспитание, интеллигентность не в почете, люди позабыли о чести, доброте, любви, благородстве, совести, стремятся лишь к материальному благополучию. По словам Кулигина, одного из жителя города:

Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!

Для характеристики этого общества, живущего по своим мрачным законам, хорошо подходит определение «темное царство». Самые яркие его представители:

  1. Помещик Дикой — свирепый тиран, не боится никого и ничего. Жизнь семьи он выстраивает на принципах домостроя. Нечестные поступки, воровство — все сходит ему с рук. Окружающие его ненавидят, но никто не осмеливается высказать свои мысли. Самодур часами может гневаться на своих подчиненных за плохую работу, урезать им зарплату. Работники молча и терпеливо сносят эти унижения.
  2. Купчиха Кабанова жестокая и бессердечная по своей натуре, «нищих оделяет, а домашних заела совсем», ограничивает свободу собственных детей, подавляет и разрушает их личность. Требует всеобщего признания и уважения, хотя совсем этого не заслуживает.

Обладая определенной властью и положением в обществе, эти персонажи диктуют свои правила, которым послушно следуют все окружающие. Никто не может и не хочет противостоять их системе.

Покорно склонив голову, люди живут в постоянном подчинении. Этим обусловлено возникновение проблемы отцов и детей в «Грозе».

Бунт Катерины

Единственным человеком, который не смог смириться с «жестокими нравами» Калинова и поднял бунт против существующей в обществе системы, становится Катерина. Девушка, выросшая в совершенно других условиях, воспитанная мудрыми и честными родителями, стала хорошим человеком с чистой душой. Вот почему ее мировоззрение не совпадает с принятыми нормами жизни в «темном царстве». Такова краткая характеристика Катерины.

Отцы и дети города Калинова, их устоявшиеся дикие взаимоотношения были непривычны и неприемлемы для девушки. Она была согласна уважать свою свекровь и относиться к ней с любовью и пониманием, но Кабаниха стремилась к полному подчинению. С этим Катерина смириться не смогла, для нее жизнь без свободы невозможна.

Она изо всех сил пытается сопротивляться порядкам, установленным старшим поколением, но без поддержки, будучи совсем одна, не справляется с этой ситуацией. Единственным выходом для девушки становится самоубийство.

Этот драматический поступок служит протестом, вызовом бесчеловечным нормам и порядкам. Он становится неким толчком для молодого поколения, призывая его бороться с тиранией. Для младших этот призыв не остался незамеченным:

  • Тихон впервые перечит матери;
  • Варвара сбегает из дома.

Проблема отцов и детей в пьесе «Гроза» — тема актуальная во все времена. Конфликт поколений не исчезает с прошествием времени. Так, новое общество, описанное Островским в произведении «Бесприданница», тоже сталкивается с похожими ситуациями. Эта проблема продолжает тревожить сердца людей и в наши дни.

Разрешить вечный конфликт интересов разных поколений можно вполне мирным путем: важно уважать друг друга, научиться слушать, быть открытым к переменам и в некоторых ситуациях уметь идти на компромисс. Насилие, унижения, попытки подчинения не принесут благополучия в жизнь семьи и могут повлечь за собой негативные последствия.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: