Жизнь Катерины в родительском доме ℹ характеристика и нравы семьи Кабановых, события, отношения и влияние окружающих на героиню, воспитание и черты характера

Жизнь Катерины в родительском доме (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

Беззаботная жизнь с родителями

Жизнь Катерины в родительском доме описывается весьма кратко. Её можно охарактеризовать как наполненную радостными вдохновляющими событиями. Родители любили Катерину и к работе не принуждали. Она ходила с матерью в церковь и погружалась в мир иллюзий. Любила гулять в саду, рассматривая цветы, которые росли там.

У неё не было никаких причин, чтобы грустить. Если она не хотела ничего делать, могла просто расслабиться и отдыхать. Катерина жила в окружении добра и всеобщей любви. Доброта и впечатлительность впоследствии сыграли с ней злую шутку, но тогда неприятные события случались крайне редко.

Окружение

Катерина живёт в одном доме с мужем, сестрой мужа и свекровью. Одно это обстоятельство уже не способствует счастливой семейной жизни. Однако положение ухудшает тот факт, что Кабаниха, свекровь Кати, жестокий и алчный человек. Алчность тут стоит понимать как страстное, граничащее с сумасшествием, желание чего-либо. Кабаниха желает подчинить всех и всё своей воле. Один опыт с Тихоном у неё прошёл удачно, следующая жертва — Катерина. Несмотря на то что Марфа Игнатьевна ждала свадьбы своего сына, невесткой она недовольна. Кабаниха не ожидала, что Катерина будет настолько сильна характером, что сможет безмолвно противостоять её влиянию. Старуха понимает, что Катя может настроить Тихона против матери, она боится этого, поэтому всячески пытается сломить Катю, чтобы избежать подобного развития событий. Кабаниха говорит, что жена давно стала Тихону милее матери.

«Кабаниха: Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю. Кабанов: Да нет, маменька!

Что вы, помилуйте! Катерина: Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит. Кабанова: Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь. Катерина: Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю»

Ответ Катерины достаточно интересен по нескольким причинам. Она, в отличие от Тихона, обращается к Марфе Игнатьевне на ты, как бы ставя себя вровень с ней. Катя обращает внимание Кабанихи на то, что не притворствует и не пытается показаться той, кем не является. Несмотря на то что Катя выполняет унизительную просьбу стать перед Тихоном на колени, это не говорит о её смирении. Катерину оскорбляют ложные слова: «напраслину-то терпеть кому приятно?» — таким ответом Катя не только защищает себя, но и упрекает Кабаниху во лжи и злословии.

Муж Катерины в «Грозе» представляется серым человеком. Тихон похож на великовозрастного ребёнка, который устал от опеки матери, но при этом не пытается изменить ситуацию, а лишь жалуется на жизнь. Даже его сестра, Варвара, попрекает Тихона тем, что тот не может оградить Катю от нападок Марфы Игнатьевны. Варвара единственный человек, который хоть немного интересуется Катей, но всё же и она склоняет девушку к тому, что ей придётся врать и извиваться, чтобы выжить в этой семье.

Из рая в ад

После замужества жизнь резко изменилась. Глава семьи Кабаниха — тиран и диктатор. Ей присуще болезненное стремление навязать свои убеждения всем близким. Кабаниха всячески презирала Катерину, стремилась навязать ей давно устаревшие обычаи, согласно которым она должна теперь жить. Атмосфера в доме всегда была максимально напряжённой.

Кабаниху можно охарактеризовать тремя словами:

  1. Безумие.
  2. Ненависть.
  3. Злость.

По мнению Кабанихи, взаимоотношения в семье должны строиться по принципу беспрекословного подчинения младших старшим. Жена должна бояться мужа. Но как можно бояться столь ничтожного человека?

Тихон был бесхарактерным. Несмотря на полное понимание неадекватности поведения матери, он не мог защитить жену от её нападок — таким его воспитала Кабаниха. Тихон не понимал стремлений Катерины, по сути, он был для неё совершенно чужим человеком — послушным рабом своей матери, а Катерина стремилась к свободе. Описать это лучше всего можно с помощью цитат:

… отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь…

Жизнь Катерины в доме Кабановых была максимально ужасной. Не было ничего, что радовало бы её. Она с грустью вспоминала ушедшую в прошлое беззаботную жизнь с родителями.

… И такая мысль придет на меня, что, кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись…

Тогда она была свободна, но потом начался ад.

«Как попала Катерина в семью Кабанихи»

Мне кажется, что даже люди, совсем далекие от литературы, знают произведения Александра Николаевича Островского. Так часто по телевидению показывают спектакли и фильмы по пьесам великого русского драматурга. Мне тоже запомнилось несколько его пьес. Особенно рассказ о бесприданнице, гордой Ларисе, главная вина которой заключается в том, что у нее не было приданого, и которую разыгрывали между собой барин с купцом. История кончилась, как известно, трагически, так же как и судьба другой героини Островского — Катерины. Наши писатели 19 века часто писали о неравноправном положении русской женщины. «Доля ты! — русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать «,- восклицает Некрасов. Писал на эту тему Чернышевский, Толстой, Чехов и другие. Но лично мне по-настоящему открыл трагедию женской души А. Н. Островский в своих пьесах.

«Жила — была девушка. Мечтательная, добрая, ласковая. Жила у родителей. Нужды она не знала, так как были зажиточными. Они дочь свою любили, позволяли ей гулять на природе, мечтать, ни в чем ее не неволили, работала девица, сколько ей хотелось. Любила девушка в церковь ходить, слушать пение, виделись ей ангелы во время церковной службы. А еще любила слушать странниц, что часто заходили в дом к ним и рассказывали о святых людях и местах, о том, что видели или слышали. И звали эту девушку Катерина. И вот выдали ее замуж…»- так бы я начала рассказ о судьбе этой женщины, если бы рассказывала о ней своей младшей сестре.

Читайте также:
Руслан и Людмила - краткое содержание поэмы, история создания

Мы знаем, что из любви да ласки попала Катерина в семью Кабанихи. Эта властная женщина всем заправляла в доме. Сын ее Тихон, муж Катерины, ни в чем не смел матери перечить. И только иногда, вырвавших в Москву, устраивал там загул. Тихон любит по-своему Катерину и жалеет ее. Но дома ее постоянно, день за днем, за дело и без дела поедом ест свекровь, пилит ее, как ржавая пила. «Сокрушила она меня «,- размышляет Катя.

Как-то на уроке этики семейной жизни зашел у нас общий разговор о том, надо ли молодой семье жить вместе с родителями. Разгорелся спор, начались рассказы о том, как родители развели молодоженов. А другие, наоборот, рассказывали о том, как дети жили за родителями хорошо, а остались одни, перессорились и разбежались. Вспомнили тут и фильм «Взрослые дети». Я в споре не участвовала, но впервые задумалась об этой сложной проблеме. Потом уже решила: «Хорошо бы жить вместе, если не тесно. Если родители тактично не вмешиваются в отношения жениха и невесты, стараются помочь им, а те, в свою очередь, помогают родителям. Наверное, многих ошибок можно так избежать. Но если родители хотят, чтобы дети жили по их указке, тиранят их, а тем более ссорят, тогда дело другое. Тогда лучше жить в чужих людях, в самых плохих условиях, но одним».

Катерина попала в среду, где лицемерие и ханжество очень сильны. Об этом ясно говорит сестра ее мужа Варвара, утверждая, что на обмане у них «весь дом держится». И вот ее позиция: « А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». «Грех не беда, молва нехороша! «- так рассуждают очень многие. Но не такая Катерина. Она предельно честный человек, она искренне боится согрешить, даже в мыслях изменить мужу. Вот эта-то борьба между долгом своим, как она его понимает, (а понимает, думаю, верно: мужу изменять нельзя) и новым чувством и ломает ее судьбу.

Что можно сказать о натуре Катерины еще. Это лучше сделать ее же словами. Она говорит Варваре, что та не знает ее характера. Не дай бог, чтобы это произошло, но если случится, что ей окончательно опостылеет жить у Кабанихи, то никакой силой ее не удержать. В окно выбросится, в Волгу кинется, а жить против воли не станет.

В своей борьбе Катерина не находит союзников. Варвара, вместо того, чтобы утешить ее, поддержать, толкает к измене. Кабаниха изводит. Муж только и думает, как бы хоть несколько дней пожить без матери. Если он знает, что две недели мать стоять над ним не будет, то до жены ли ему. С такой неволи и от красавицы жены убежишь. Так объясняет он перед расставанием Кате, которая надеется хоть в одном человеке обрести опору. Напрасно… И роковое свершается. Катерина уже не может обманывать сама себя. «Перед кем я притворяюсь-то! …» — восклицает она. И решается на свидание с Борисом. Борис- один из лучших людей, что живут в мире, показанном Островским. Молодой, красивый, неглупый. Ему чужды порядки этого странного города Калинова, где бульвар сделали, а не гуляют по нему, где ворота заперты и собаки спущены, по высказыванию Кулигина, не потому, что жители боятся воров, а потому, что так удобнее тиранить домашних. Женщина, выйдя замуж, лишается свободы. «Здесь, что замуж вышла, что схоронили — все равно», — рассуждает Борис.

Борис Григорьевич — племянник купца Дикого, который известен скандальным и ругательным характером. Он изводит Бориса, ругает его. При этом присвоил наследство племянника и племянницы, да их же и корит. Неудивительно, что в такой атмосфере Катерину и Бориса потянуло друг к другу. Бориса покорила «у ней на лице улыбка ангельская», а лицо, кажется, будто светится.

И все же оказывается, что Катерина не этого мира человек. Борис в конечном счете оказывается не парой ей. Почему? Для Кати самое трудное — преодолеть разлад в своей душе. Ей совестно, стыдно перед мужем, но тот ей постыл, ласка его хуже побоев. В наше время такие проблемы решаются проще: разведутся супруги и снова ищут своего счастья. Тем более, что детей у них нет. Но во времена Катерины и слыхом не слыхивали про развод. Она понимает, что ей с мужем жить «до гробовой доски». И потому для совестливой натуры, которой «не замолить этого греха, не замолить никогда», который «камнем ляжет на душу», для человека, который не может сносить попреков во много раз более греховных людей, остается один выход смерть. И Катерина решается на самоубийство.

Нет, правда, виден и еще один выход. Катерина предлагает его своему возлюбленному, когда тот собрался в Сибирь. «Возьми меня с собой отсюда! «- просит она. Но в ответ слышит, что нельзя Борису сделать этого. Нельзя? А почему? — думаем мы. И вспоминаются первые сцены пьесы, где Борис рассказывает Кулигину, как Дикой их с сестрой после смерти родителей ограбил. Борис знает, что и теперь Дикой поиздевается вдоволь над ними, а денег не даст. Потому что очень не любит этот купец отдавать долгов. Но, несмотря на то, что Борис это знает, он продолжает подчиняться дяде. А ведь, наверное, смог бы заработать на жизнь и без дикого. Для Бориса расставание с любимой женщиной — трагедия. Но он старается быстрее забыть о своей любви. Для Катерины с отъездом Бориса кончается жизнь. Такие эти разные натуры. И было у них всего счастья — десять ночей…

Читайте также:
Письмо к женщине - анализ, основная тема и мысль, жанр

Разность натур проявляется у них и в последних прощальных словах. Борис говорит, что только и надо у бога просить, чтобы она умерла поскорее. Странные слова… Последние же слова Катерины перед смертью обращены к любимому: «Друг мой! Радость моя! Прощай!»

Больно читать об этих загубленных чувствах, о погибших жизнях. Нет нынче порядков, что царили в Калинове, и женщины уравнялись с мужчинами в правах. Но есть зато тяжелая, не женская работа, очереди, неустроенность, коммуналки. Да и кабанихи среди свекровей и тещ тоже не перевелись. Но все же я верю, что счастье человека в его руках и его обязательно ждет высокая любовь, если он ее заслуживает.

О чем пьеса?

Действие происходит в вымышленном городе Калинове. Драма разворачивается в одном из купеческих домов на берегу Волги. Хозяйка дома купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова — властная и своенравная особа. Она держит в своих руках всех вокруг. Никто не может ей противостоять. Но ее рвение подчинить всех и все побуждает к завоеванию все новых и новых душ.

Красной линией между строк пьесы проходит тема конфликта поколений. И на сегодняшний день эта проблема актуальна и современна. Воплощение самодурства и желания править миром в образе Марфы Кабановой олицетворяет строй, установленный старшим поколением. Но особенно раскрывается образ Катерины, ее душевная трагедия не оставляет равнодушным никого.

Такие строгие рамки

Но рамки купеческого общества не позволяют ее душе раскрыться. Ее светлые сны и мысли, которыми она делится с сестрой мужа Варей, никому не нужны и непонятны. В купеческой среде нет места искренности и любви, свободе души и чистоте помыслов.

С детства Катя привыкла к безвозмездной любви своей матери, к радостному миру свободы и церковной мудрости. Девушке нечем дышать в купеческом доме, ей чужды изворотливость и вранье, царящие в обществе. Ее душа свободной птицей может взлететь только в снах, которые стали столь редки с наступлением замужества. Подробно описывается образ Катерины в «Грозе». Кратко представлены ее переживания и душевные муки.

Образ девушки

Героиня произведения — лирическая и чувственная девушка. Изредка пред ее глазами пробегает картина, где она стоит над пропастью, а неведомая сила толкает ее вниз. Словно она предчувствовала свою смерть, вследствие чего душа Катерины наполнена страхом. Для искренне верующего человека считается смертельным грехом полюбить кого-то, кроме мужа.

Героиня с молоком матери впитала принципы моральной нравственности, приучена следовать заповедям, прописанным в «Библии». Но в то же время Катя сама все решает. Она так и сказала сестре мужа, что если ей надоест, никто не сможет удержать ее. Она выбросится из окна в реку.

Порядочно образованный Борис говорил о главной героине, что во время службы она бьет поклоны с приветливой улыбкой, а лик ее озаряется волшебным светом. Такая характеристика отличает Катерину от остальных членов семьи. Ведь в отчем доме ее любили и уважали, там она росла в атмосфере взаимопонимания, человечности и благородства, что послужило хорошим примером для подражания.

Живя в доме, где все душевно относятся друг к другу, девушка без напоминания выполняла свои обязанности по хозяйству. Отец с матерью не принуждали ее, а, наоборот, радовались тому, как она себя ведет. Девушка была уверена, что она поступает верно и справедливо, а Всевышнему наказывать ее не за что. Ее праведная, целомудренная душа жаждала любви и благодеяния.

Прибыв в дом мужа, героиня оказывается в совершенно другом мире, где царят лицемерие и подозрительность, а к ней самой относятся, как к греховоднице, упрекая в том, чего она даже не планировала совершать. На первых порах она старалась доказать свою невиновность, девушка страдала, но держалась. Вот почему Катерина завяла, попав в дом Кабановых, где не было взаимопонимания и доброты.

Тоска по нормальным душевным отношениям с окружающими вынуждает ее выскользнуть из «узилища» сначала в сад, затем к реке, а позже и к крамольной любви. После чего Катерину одолевает чувство вины и понимание, что она преступила предел дозволенного, пренебрегла и собственным представлением о нравственности. Стало быть, заслужила наказание.

Чувство беззащитности и одиночества, утрата интереса к жизни, ощущение греховности оказали на девушку пагубное влияние. Близких, ради которых стоило бы жить, нет рядом. Были бы у нее дети или необходимость ухаживать за престарелыми родителями, жизнь Катерины сложилась бы по другому сценарию.

Полезные статьи по пьесе «Гроза»:

Бессмертная душа, не склонившая голову

Купеческая вдова Марфа Кабанова в своей жажде власти так и не смогла добиться от невестки признания ее главенства. Катерина в глаза называет свекровь на «ты», тем самым давая понять, насколько она считает их равными. Мужа Катерина жалеет, понимая, что он никогда не сможет вырваться из материнских объятий самовольно, а мать ему этого не позволит. Его жалобы на жизнь не что иное, как признание своей инфантильности и привычки быть ведомым сильным вожаком.

Читайте также:
Стихи о героях России - подборка о людях, совершивших подвиги

А Марфа, подобно ядовитой паучихе, плела свои сети, липкие и крепкие, в которые нетрудно было попасть тем, кто жил в обществе, где царили обман, дурь и зависть. Появление смелого противника, гордого и молчаливого, раскрывает самоотверженное желание что-либо изменить в окружающем мире. Невозможность в одиночку противостоять закостенелой системе правления отражается в разразившейся грозе и находит свою кульминацию в самоубийстве главной героини. Для нее «не смерть желанна, а жизнь невыносима».

Обзор и характеристика Катерины из пьесы Островского «Гроза»

Впервые пьесу Александра Николаевича Островского увидел мир второй половины 19 века. В это время все повсюду обсуждали предстоящие изменения. Современники писателя увидели в «Грозе» призыв к свободе и нововведениям.

«Гроза» считается вершиной творчества Островского и одним из самых выдающихся произведений отечественной драматургии. Автор рассуждает над проблемами взаимоотношений двух совершенно разных поколений. Также подняты вопросы семьи, брака, покаяния. Ключевая фигура пьесы – Катерина Кабанова.

  1. Краткая характеристика
  2. Подробный образ и характеристика Катерины из пьесы «Гроза»
  3. Место героини среди других персонажей
  4. История жизни Екатерины
  5. Жизнь и детство в родительском доме
  6. Отношения в семье
  7. Отношение Кабанихи к Кате
  8. Муж и отношения с ним
  9. Смерть Катерины
  10. Внешность героини
  11. Черты характера Катерины
  12. Стремление к свободе
  13. Религиозность
  14. История любви Катерины и Бориса
  15. Внутренний конфликт Катерины в пьесе «Гроза»
  16. Цитатная характеристика
  17. Сочинения
  18. Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры
  19. Образ Екатерины из пьесы «Гроза»
  20. Критика об образе героини
  21. Личное отношение к персонажу разных читателей

Краткая характеристика

Катерина – молоденькая девушка, которая до замужества жила тихо и спокойно. Она с удовольствием посещала церковь, видела яркие сны, помогала матери. Однако после свадьбы с Тихоном Кабановым увядает на глазах, становясь жертвой действий свекрови. Пытаясь выбраться из «темного царства», девушка начинает тайно встречаться с незнакомым мужчиной.

Подробный образ и характеристика Катерины из пьесы «Гроза»

Место героини среди других персонажей

Екатерина занимает первенствующее место в пьесе. Именно ее мысли, чувства, переживания показываются наиболее развернуто.

Она зависит и финансово, и морально от мужа и свекрови, так как живет в патриархальном обществе. Кабаниха постоянно упрекает и критикует девушку из-за своего деспотичного характера, а Тихон ничего поперек матери не может сказать или сделать.

История жизни Екатерины

История жизни героини привычна для того времени. Девушку в юном возрасте выдают замуж, потому как другого выхода не было. Супруга Катерина не любит, а просто жалеет. Неожиданно для самой себя она начинает испытывать теплые и нежные чувства к Борису, молодому и образованному человеку, племяннику влиятельного в городе человека. Эта влюбленность становится роковой для Катерины.

Жизнь и детство в родительском доме

Еще с раннего детства Екатерина была укутана любовью, лаской, заботой, теплом. Росла девочка в доме зажиточного купца. Мать жалела дочку и не нагружала сильно работой и домашними делами, именно по этой причине девушка «жила, ни об чем ни тужила, точно птичка на воле». Одевала мама дочку, словно куклу.

В детстве Катерина полюбила всей душой церковь. Но часто в течение службы мысли девушки витали далеко-далеко в небесах.

Родители воспитали в Катерине чистоту и искренность души, а также неумение врать.

Отношения в семье

Катя хоть и замужем за Тихоном, но хозяйкой дома по праву считается Марфа Игнатьевна.

Тихая Катерина не вмешивается в семейные и домашние дела, несмотря на это, она пугает Кабаниху. Девушка не чтит устаревшие традиции и обычаи. Поэтому не стала выть, провожая мужа в дорогу.

Отношение Кабанихи к Кате

Кабаниха невесту не просто недолюбливает, а презирает и не уважает. Женщина изо дня в день критикует и буквально морально нападает на девушку. При том Катерина не вступает в открытые споры и конфликты. Отказ Кати от правил и порядков Кабанихи приводит к образованию семейного раздора.

Марфа Игнатьевна управляет не только своей жизнью, но и судьбами домочадцев.

Муж и отношения с ним

Тихон говорит Катерине о своей любви, прощает и жалеет жену. Только он подчиняется словам своей матери и не может возражать ей. Чаще всего поступки героя совершены под влиянием Кабанихи.

Смерть Катерины

Катерина ощущает страх перед самой собой, перед богом. И страх этот напрямую связан с ее грешной любовью. Девушка признается мужу в измене всенародно, во всеуслышание. Не имея ни малейшей надежды на понимание, поддержу, прощение, она сбрасывается в реку.

Катерина часто представляла себя волной птицей, и последние мгновения жизни дали ей возможность испытать ощущение свободного полета.

Внешность героини

Четкого описания Катерины Кабановы в «Грозе» нет. О внешности героини можно судить из уст других героев произведения. Они считают ее прелестной, красивой, восхитительной. Упоминается, что Катерина находится в расцвете сил.

До замужества девушка буквально светилась изнутри, но даже после свадьбы осталась недурна собой. Только жизнерадостность сменилась на уныние и тоску.

Черты характера Катерины

Девушка выделяется на фоне остальных участников пьесы. Катерину можно назвать сильным и стойким человеком. Но также впечатлительная, мечтательная и задумчивая сторона характера переплетается со свободолюбивой и решительной.

Даже живя в доме и подвергаясь тиранией Кабанихи, Катерина смогла сохранить твердость и чистоту. Она отказывалась подчиняться правилам Марфы Игнатьевны.

Девушка пытается отыскать личное счастье, но заводит себя в тупик, находясь под воздействием религиозной нравственности и появившегося чувства.

Стремление к свободе

На долю героини выпала несчастная судьба. Душа Катерины рвется к небесам, к свободному полету в чистом небе, к духовному раскрепощению. Неспроста в «Грозе» периодические упоминается птица – символ свободы. Катерина сравнивают свою жизнь до замужества с вольной птицей. «Отчего люди не летают так, как птицы? — говорит она Варваре. — Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». Только эта птичка попала в клетку, а именно в дом Кабановых.

Читайте также:
Образ дороги в поэме Мертвые души - символический образ
Религиозность

Девушка с раннего детства посещала церковь. Она помнит о прощении и милосердии, но воспринимает Бога страшным судьей, воля которого – карать и запрещать.

История любви Катерины и Бориса

Молодые люди влюбляются друг в друга, но боятся признаться в этом. Они не могут никак встретиться наедине, ведь Катерина несвободна. Они видятся лишь на бульваре и в церкви. Отъезд мужа девушки побудил героев тайно встречаться по ночам («И все-то десять ночей я гуляла»). На свиданиях они признаются друг другу в любви. Последняя встреча состоялась в лесу, незадолго до смерти Катерины.

Внутренний конфликт Катерины в пьесе «Гроза»

О внутреннем конфликте героини можно говорить как о трагическом. В ней борются стереотипы патриархального сознания с требованиями живой натуры.

Цитатная характеристика

Рассмотрим речевую характеристику Катерины.

В сложные моменты девушка сетует:

«кабы я маленькая умерла, лучше бы было… летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка».

Душа Катерины увядает в «темном царстве»:

«Такая уж я зародилась, горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку да отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!»

Катерине не хватает простых добрых слов и обычной человеческой поддержки:

«Точно я стою над пропастью, а удержаться мне не за что.»

Сочинения

Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры

Драма «Гроза» известного писателя Островского повествует о непростом существовании молодой девушки в мире злых, жадных и необразованных людей «темного царства». Катерина Кабанова – луч света в нем.

Героиня жила и воспитывалась свободно: «как птичка на воле». К сожалению, она не по своему желанию вышла замуж за Тихона Кабанова и живет с его матерью. Мужчина не имеет личной точки зрения, своего мнения, подвластен свой маме – Кабановой Марфой Игнатьевной.

Девушка чувствует себя в гармонии сама с собой. Катерина не подвластна злобам, обидам, ненависти. Для нее есть добро, любовь, свобода. При этом героиня не сломалась под гнет Кабанихи, а это говорит о силе ее характера.

Но душевная трагедия повлекла за собой смерть. Катерина просто бы не выжила в этом ужасном царстве. Я считаю, у нее просто не было другого выхода. Героиня «Грозы» была бы слишком светлым человеком для мира, где правит Кабаниха и ей подобные.

Образ Екатерины из пьесы «Гроза»

Русская литература предоставляет множество примеров удивительных женщин: Татьяна Ларина, княжна Мери, Ольга Ильинская. Островский создал свой образ – Катерину Кабанову в пьесе «Гроза».

Любовь и забота в детстве, приверженность к церкви воспитали в юной девушке стремление к свободе, чистоту разума и искренность. Вера девушки в Бога не имеет границ, но в согласии с религиозными правилами и со своей душой она не живет. Вся жизнь Катерины – один сплошные противоречия.

Она изменяет мужу, ища счастье в другом незнакомом человеке. Хотя эта любовь больше от безысходности. Не умея врать, Катя признается и мужу, и Кабанихе, и всему народу о своем поступке. «Так не лучше ли и правда в могилу?», — думает девушка. Она не может больше бороться сама с собой, со своей верой, с этим «темным царством» и погибает.

Критика об образе героини

Наиболее известны две точки зрения.

Так, известный российский критик Добролюбов относился к Екатерине, как к «лучику света в темном царстве». Характер оценивал «по преимуществу созидающим, любящим, идеальным». А сила характера заключалась «в силе и гармонии». Он сравнивает девушку с полноводной речкой.

Писарев в своей работе «Мотивы русской драмы» с Добролюбовым не согласился. Он отметил, что мысли и поступки Катерины полны противоречий. Девушка запутала свою жизнь и посчитала лучшим решением «самый простой и глупый способ — самоубийством».

Личное отношение к персонажу разных читателей

А вам нравится образ Екатерины Кабановой? Правильно ли она поступала? Поставьте ей лайк или дизлайк на основе своего отношения!

Семья Курагиных в романе Война и мир Толстого

Семейство Курагиных в произведении Льва Николаевича Толстого «Война и мир» представляется алчным, тщеславным, порочным во всех каких только можно областях. У них нет понятия чести, долга, достоинства. Им необходимы лишь сладкие говоры о них, яркие отклики на их счёт. Какие родители, такие и дети. Не зря говорили на Руси — все идет из семьи. И правда, какая царит атмосфера в доме, так она и воздействует на членов этого семейства.

Курагины изначально задали недружелюбный тон в семействе. Состоит оно из нескольких человек: мужа по имени Василий и жены по имени Алина, а также их детей – Анатоля, Элен и Ипполита. Каждому из таких людей присущи отрицательные качества, оттого Толстой приводит эту семью в качестве анти примера. Автор показывает читателям определенное, зловредное поведение всех членов семейства. И, как утверждает сам Лев Николаевич, с Курагиных нельзя брать пример. Жить так, как они, не стоит, иначе «добра» не оберешься.

Первый представитель – это Василий Курагин – считается эгоистичным, вредным человеком. Он не желает обращаться с собственными с детьми ласково, с любовью. Он предпочитает жить для себя самого, не задумываясь о будущем ребят. В почете у такого человека лишь богатства да слава. Без этого Василий прожить не в состоянии. Руководствоваться слухами – вот, что главное для этого человека. Находясь постоянно в обществе, которое сплошь пропитано самолюбием, не в прок и сам наберешься подобного. Из-за отвратительного, безалаберного отношения к близким людям, Курагин и получил таких неуправляемых детей. Ибо процесс воспитания должен выполняться с участием двух родителей. Главное, чтобы в доме господствовала атмосфера теплоты, уюта, любви. Однако ж Василий Курагин не сумел создать такие условия. Оттого и сея семья выступает с отрицательной стороны.

Читайте также:
Тема судьбы в романе Лермонтова Герой нашего времени - проблема

Следующая на очереди — его жена. Алина не отличалась заманчивой внешностью. Личность она довольно деловитая. К сожалению, даже эта женщина была отравлена денежными средствами, бриллиантами и славой. Откуда в такой семье вырасти прекрасным детям?! Ни ласки, ни дельного совета в трудный период жизни. Все-таки роскошь и благоприятные комфортные условия способны полностью отравить человеческую душу. Алина Курагина, не занимаясь должным воспитанием, получила то, что посеяла.

Теперь остальные члены семейства. Анатоль Курагин – человек лживый, гнусный, бесшабашный по поведению. Он просто-напросто неуправляемая личность. Любит находиться в обществе женщин, разрушать их сердца. Поговаривали, что Анатоль имел тесные связи с собственной сестрой. До такой степени он некультурен. Даже готов был увезти Наташу Ростову с собой в корыстных целях, беспощадно обманув ее, несмотря на то, что та была помолвлена. Курагин изрядно потрепал душу многим людям. Он любитель совершать подлые поступки, от которых другим становится плохо.

Ипполит. Сея личность не часто фигурирует на страницах романа. Как и его остальные члены семьи, он жутко безалаберный. Не отличается герой особым умом. Зато есть способность к изучению иных языков. Но даже это не делает его в глазах читателей яркой личностью.

И последняя в списке — это Элен. Она самая коварная из всего семейства. Её «мраморные плечи» могли свести с ума любого встречного. Своей притягательной красотой она сумела женить на себе Пьера Безухова, который свято верил в истинные чувства героини. Однако они оказались ложными. Элен согласилась на замужество лишь из-за бескрайнего богатства Пьера. Чувства её были не натуральными, а наигранными. Помимо мужа, у него были частые любовники. К великому счастью, Безухов вовремя открыл глаза на эту падшую женщину. Элен, как и вся её семья, отличается только эгоизмом, самолюбием и тщеславием. У них за сердцем нет ничего святого, им необходима для успешного существования лишь красивая внешность и одобрение со стороны окружающих людей.

Таким образом, Лев Николаевич Толстой приводит в пример читателям семью, с которой не стоит брать пример. Она от и до пронизана ненавистью к окружающему миру, злобой и враждебностью по отношению друг к другу. Если бы в этом семействе было хоть капли сочувствия, человечности, оно бы так отвратительно не вело себя. «Надо жить, надо любить, надо верить»! Вот, что говорил Толстой. Писатель всеми силами старался открыть глаза читателей на мир, на воспитание детей. Важно не становиться Курагинами. Тогда будет все хорошо! Не стоит впускать в сердце тьму и враждебность. Дети должны расти в благоприятной атмосфере, впитывать в себя только нежные чувства, воспринимать мир как должное. Только после этого жизнь станет казаться счастливой. И будет радостное небо, прекрасные и чистые мысли!

Сочинение Курагины в романе Война и мир Толстого

Толстой Лев Николаевич, написавший великое произведение, которое по сей день считается одним из самых лучших, «Войну и мир», в нём занял роль судьи. Конечно, он никого в буквальном смысле не судил, а только обличал, показывал читателям настоящую сущность людей. Описывая дворянское общество, он обращал внимание не на манеры, богатство и связи, а на внутренний мир людей, на их установки и моральные принципы или их отсутствие.

Семья князя Василия, Курагины, как раз относились к тем героям, у которых не было этих самых принципов морали. Все они готовы были идти по головам ради достижения богатства, высокой должности и уважения их высшими людьми. Они разрушали жизни многих главных героев, но это их ничуть не смущало.

Глава семьи – самый лучший пример человека, который только кажется таким замечательным, а на деле же он – подлый и лживый. Несмотря на свои качества, в свете он заслужил уважения, потому что хорошо преподносил себя, это лишний раз доказывает, что знать не видит или не хочет видеть настоящего человека, а довольствуется красивой «обложкой». Когда граф Безухов заболевает, Василий начинает всячески сближаться с его семьёй, потому что надеется на наследство. Когда у него не получилось осуществить свои хитрые планы, он начинает общаться с Пьером и женит его на Элен, своей дочери.

Элен мало чем отличалась от своего отца, она была холодной и расчётливой девушкой. И конечно, выйдя замуж за Безухова, она ничуть не изменилась в лучшую сторону, а только, в связи с тем, что чаще стала выходить в светское общество, с каждым днём всё больше и больше блистала в не лучшем понимании этого слова: она наряжалась, находила себе любовников, а на Пьера глядела с отвращением. Элен в «Война и мир» является символом пустой красоты. В ней не было ничего духовного и интересного, а только лишь бездушная яркая оболочка.

Сыновья князя Василия – глупые парни, над которыми шутит и насмехается сам автор. Ипполит очень нехорош собой. В отличие от Элен, которая была красива только внешне, его природа обделила как лицом, так и хорошим нутром, но он не требовал многого, отец смог добиться того, что его сына назначили секретарём, а больше Ипполиту было и не нужно. Анатоль внешними был похож на Элен, он также всё красовался и щеголял, а внутри был также пуст. Он не пошёл в отца, хитрости у него не было совсем, была только глупость. Любимыми занятиями парня были гулянки, женщины и игры. Он прожигал свою жизнь и не переживал насчёт этого.

Читайте также:
Невский проспект - краткое содержание, история создания, анализ

Между сестрой и братьями были взаимовыгодные отношения, не более. Анатоль и Элен помогали друг другу, а Ипполиту это было не нужно. Отцовские поведение и размышления они понимали, потому что были такими же алчными, как и он.

Лев Николаевич изобразил этих героев в противоположность другим семьям. Курагиных не заботили близкие, настоящих друзей у них не было, а во время войны они также пытались лишь выжить, не думая о судьбе своей Родины. Анатоль и Элен умерли, разрушив жизни Наташи и Пьера. Толстой уверен в том, что семья должна быть крепкой и основываться на любви и взаимопонимании. Он осуждает Курагиных за их несемейные, животные чувства.

Также читают:

Картинка к сочинению Семья Курагиных в романе Война и мир

Популярные сегодня темы

Комедия в стихах Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» является великим произведением 19 века. Между главными героями этих произведений на протяжении всей пьесы происходят

Григорий Печорин – главный герой произведения М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», который, как и любой другой персонаж, имеет свои достоинства и недостатки. Автор отобразил в нем качества всего поколения

Данная картина была написана знаменитым художником Репиным в 1876 году. Изначально картина была представлена во Франции, но, увы, успеха не было, а вот на родине наоборот работы была принята с восторгом

Дербент очень красивый и древний город. Город расположился па берегу Каспия, здесь горы Кавказа отступают от берега всего на три километра, на которых и стоит наш прекрасный город. Город в настоящее время является вторым по величине в Республики Дагестан.

Над картиной «Богатыри» художник В.М. Васнецов работал около 20 лет. Это монументальное большое полотно занимает почетное место в Третьяковской галереи. Она была куплена ее основателем почти сразу после создания.

Семья Курагиных в романе “Война и мир”: характеристика, образ, описание в цитатах

Элен Курагина и Пьер Безухов.
Иллюстрация А. Николаева

Семья Курагиных является одной из самых ярких и интересных дворянских семей в романе “Война и мир” Толстого.

В этой статье представлено описание семьи Курагиных из романа “Война и мир”, состав семьи, а также ее характеристика, образ и краткое описание в цитатах.

Семья Курагиных в романе “Война и мир”: характеристика, образ, описание в цитатах

“. встречая важного и чиновного князя Василия. “, “. свойственны состаревшемуся в свете и при дворе значительному человеку. “

“. князь, в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках и звездах, с светлым выражением плоского лица. “, “. надушенную и сияющую лысину. “

“. заговорил князь Василий, как всегда, быстро, самоуверенно и фамильярно. “, “. Князь Василий болтунишка, пустой. “

2. Княгиня Алина Курагина (жена князя Василия)

Жену князя Василия зовут княгиня Алина Курагина:

“. Aline*, – сказал он жене. ” (*Aline – Алина)

“. Княгиня Курагина, массивная, когда-то красивая, представительная женщина, сидела на хозяйском месте. “

“. у князя Василия – в обществе старой толстой княгини, его жены. “



3. Элен Курагина (Безухова)

Элен Курагина – молодая девушка на выданье (в начале романа). Элен очень красива:

“. Что за красавица! – говорил каждый, кто ее видел. “

“. он был обвенчан и поселился, как говорили, счастливым обладателем красавицы жены. “

“. О, подлая, бессердечная порода! – проговорил он и вышел из комнаты. “

“. Быть принятым в салоне графини Безуховой считалось дипломом ума. “

“. высокий красавец, стоявший посреди толпы. “, “. устремил свои прекрасные большие глаза. “

“. Он не пропускал ни одного кутежа у Долохова и других весельчаков Москвы, напролет пил целые ночи, перепивая всех, и бывал на всех вечерах и балах высшего света. “

“. в руках глупого Анатоля. “,“. он вообще мало думал. “

“. Курагина? Он обманщик и злодей, это ясно. “, “. Хорош мальчик! То-то мерзавец. “

5. Ипполит Курагин

Ипполит Курагин, в отличие от своего брата – это некрасивый молодой человек:

“. Милый Ипполит был поразительно дурен собой. Черты его лица были те же, как и у сестры, но лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость, а тело было худощаво и слабо. “

“. оба вышли дурни. “ , “. лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость. “

“. С князем Ипполитом Курагиным, который был секретарем посольства, Болконский был знаком . “

Отношения в семье Курагиных в романе “Война и мир”

1. Князь Василий Курагин не любит своих детей

Князь Василий не любит своих детей. Точно не сказано, касается ли это сыновей или и дочери тоже. Но судя по его словам и поступкам, оно не любит ни одного из своих детей. Он считает своих детей обузой:

“. Мои дети – обуза моего существования. Это мой крест. Я так себе объясняю. “

“. Лафатер сказал бы, что у меня нет шишки родительской любви. “

“Мне говорили, что ее брат Анатоль был влюблен в нее, и она влюблена в него, что была целая история и что от этого услали Анатоля. “

“. Княгиня ничего не отвечала; ее мучала зависть к счастию своей дочери. “

“. княгиня Курагина. Она постоянно мучилась завистью к своей дочери. “

Семья Курагиных в романе “Война и мир”: характеристика и образ семьи Курагиных, описание в цитатах

Меню статьи:

Читайте также:
Проблема воспитания в комедии Недоросль - аргументы к сочинению

Проблема взаимоотношений в семье – одна из ключевых тем, интересовавших Л.Н. Толстого. Возможно ли достичь счастья в семейной жизни и как это сделать – это становится буквально центральной проблемой многих произведений Толстого. Роман «Война и мир» не стал исключением. Описания аристократических семей дают возможность не только воссоздать картину типичного высшего общества, но и узнать о взаимоотношениях и принципах взаимодействия людей различных темпераментов и жизненных позиций.

Состав семьи, положение в обществе

Семья Курагиных – одна из самых влиятельных семей в аристократических кругах. В этом заслуга нескольких аспектов. В первую очередь необходимо отметить, что такое положение семьи создавалось не одним поколением. Значительное влияние было достигнуто благодаря стараниям князя Василия, который имел престижную должность и влиятельные знакомства в правительственной верхушке.

Следующее поколение мало придавало значения поддержанию статуса семьи – они лишь пользовались достижениями своих предков.

На момент повествования семья Курагина состоит из князя Василия Сергеевича, княгини Алины и их троих детей: Ипполита, Анатоля и Елены.

Василий Сергеевич Курагин и Алина Курагина

Василий Сергеевич Курагин – глава семейства Курагиных. В начале романа ему больше 50-ти лет. Он достиг значительных высот в своей службе. Князь Василий был важным чиновником, он даже лично знал императрицу. Кроме того, среди его знакомых были и другие чиновники из верхушки правительственного аппарата. Такое знакомство он поддерживает не исходя из общих интересов, а ради корысти – такие значимые связи сослужить отличную службу и помочь решить важные вопросы.

Князь Василий умеет пользоваться расположением людей, он обладает талантом убеждения. Кроме того, он умеет втираться в доверие. К сожалению, такая тенденция работает только с посторонними людьми.

По отношению к своим членам семьи его талант дает существенные промашки, а его дети время от времени совсем выходят из-под родительского контроля.

Князь Василий женат. Княгиня Алина – его жена – практически не описана Толстым. О ней известно, что она толстая и не совсем привлекательная женщина. У них в браке родилось трое детей. Внешность ее дочери Елены становится предметом зависти княгини Алины. Это чувство настолько сильное, что не позволяет женщине полноценно жить.

Ипполит Васильевич Курагин

Возраст этого сына княгини Алины и князя Василия не указан. Известно, что он состоит на службе в посольстве в должности секретаря. В отличие от других детей, Ипполит не отличается красотой и привлекательностью. Он обладает спокойным темпераментом. Молодой человек сдержан и учтив.

Умственные способности Ипполита желают лучшего – он довольно глупый человек, но при этом обладает талантом к изучению иностранных языков – Ипполит хорошо владеет английским и французским.

Анатоль Васильевич Курагин

В отличие от спокойного Ипполита, Анатоль в прямом смысле этого слова стал головной болью князя Василия. Младший сын Курагиных – любитель роскошной и вольготной жизни – пьяные дебоши, постоянные гулянья, проигрыши в карты – это все доставляло немало хлопот Василию Сергеевичу.

Предлагаем прочитать краткое содержание второй части первого тома” романа Льва Толстого “Война и мир” по главам.

Точный возраст Анатоля в романе также точно не указан – единственный его возрастной маркер – «молодой человек». Анатоль не женат. Да, учитывая его поведение и пристрастие к кутежам и дебошам, это не удивительно.

Анатоль Курагин привык играть чувствами людей. Так, например, он из прихоти расстраивает помолвку Наташи Ростовой и Андрея Болконского. Чувство вины или неловкости при этом молодой человек не испытывает. Мысль о том, что он не просто создал неприятности своими действиями девушке, но и нанес ей психологическую травму, его даже не посещает.

Сватовство его к Мари Болконской также не отличается тактичностью. Мари была далеко не красавица, брак с ней был крайне выгодной партией в материальном плане для Курагиных, однако вольготное поведение Анатоля и его заинтересованность прислугой стали причиной отказа.

Князь Василий пытался дать своим детям хорошее образование. Анатоль учился за границей (скорее всего во Франции), но, все было без толку – научить чему-либо человека, не желающего обучаться, стало непосильной задачей.

Анатоль прожигал свою жизнь – его не интересовали ни возможность сколотить состояние, ни военная служба, ни гражданская. Единственное, что вызывало у него удовлетворение – пьянки и общество женщин.

Итог жизненного пути Анатоля крайне не определен. Последние известия о нем мы узнаем в госпитале, куда князь Андрей Болконский попал после ранения. Именно там он встретился со своим заклятым врагом, но положение Анатоля было крайне жалким – после ампутации ноги он никак не мог прийти в себя. Предположительно, что Анатоля постигла смерть.

Елена Васильевна Курагина

Не менее колоритным персонажем семьи является дочка князя Василия и княгини Алины – Елена. Красавица Елена обладала восхитительной внешностью. Тонкий стан, правильные черты лица, пропорциональное строение тела всегда привлекало мужчин различных возрастов и вызывало чувство зависти у женщин.

Умом же, как и все дети Курагиных, Елена не отличалась, а вернее отличалась его отсутствием, но в отличие от своих братьев у девушки прекрасно получалось создать иллюзию его присутствия. Определенная мимика, задумчивый вид, помогали убедить окружающих, что она девушка незаурядного ума.

Елена очень падка к деньгам – ради богатства она выходит замуж за Пьера Безухова, ломая при этом и свою жизнь, и его. Мнительный Пьер не смог пресечь развратное поведение жены и в итоге стал причиной насмешек и издевок со стороны окружающих. Елена умела поставить себя в отношениях с мужем – он верил ей вопреки всем слухам и даже после анонимного письма о любовных похождения Елены не хотел поверить в ее предательство.

Читайте также:
Сочинение на тему: «Что значит быть гражданином своей страны?» 🖊 определение и значение, рассуждение о позиции человека, примеры законопослушного человека

Многочисленные любовники Елены – не единственное темное пятно в ее биографии. В свое время ходили слухи о влюбленности Елены и Анатоля и, хотя доказательств их любовной связи в романе нет, все же многочисленные намеки дают понять, что, вполне вероятно, одной платонической любовью дело не закончилось.

Елена всегда ценила в людях только внешнюю привлекательность, поэтому не удивительно, что со временем ее неприязнь к тучному и не отличающемуся красотой Пьеру стала ее тяготить.

Единственный вариант женщина видит в разводе, но это не позволяет сделать ее религия. Для этой цели Елена становится католичкой, однако осуществить свое намерение она не успела – девушка скоропостижно умирает. Точная причина ее смерти не известна, предположительно, что Елена умерла вследствие кровотечения открывшегося после неудачной попытки избавиться от нежелательной беременности.

Таким образом, семейство Курагиных не отличается высокоморальностью или благородством. Практически все представители семьи были охвачены жаждой денег, привязанностью к разврату. Курагины не отличались гуманным отношениям к окружающим, а больше всего в людях ценили внешнюю красоту и привлекательность.

Семья Курагиных — образ и характеристика героев романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»

В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» представлены три дворянские семьи: Ростовых, Болконских и Курагиных. Они очень отличаются друг от друга. Первым двум семьям автор симпатизирует, а семья Курагиных предстаёт в романе как средоточие одних отрицательных качеств.

Состав семьи

В начале романа знатная дворянская семья Курагиных состоит из князя Василия, его супруги княгини Алины и их детей: Ипполита, Анатоля и Элен.

Краткая характеристика князя Василия Курагина

Князю Василию Сергеевичу идёт шестой десяток лет. У него надушенная сияющая лысина, лицо плоское, улыбка неестественная. «Важный и чиновный» князь Василий занимал престижную должность, сделал на службе хорошую карьеру, имел влияние при императорском дворе. Своими связями он предпочитал пользоваться только в личных целях, очень неохотно использовал связи для помощи родственникам. Князь — алчный человек, он готов ради денег даже на преступление (хотел, но не смог выкрасть завещание богатого старого графа Безухова).

Краткая характеристика княгини Алины Курагиной

Пожилая жена князя Василия была раньше очень красива, а сейчас это массивная, представительная женщина. Княгиня завидует красоте и молодости дочери, её замужеству с Пьером Безуховым, получившим графское звание и очень большое наследство.

Краткая характеристика Ипполита Курагина

Старший сын князя Василия князь Ипполит был замечателен своей явной глупостью и тем, что был некрасив, хотя имел большое сходство с красавицей Элен. Его «лицо было отуманено идиотизмом», на нём застыла скучная гримаса, и выражало оно одну самоуверенную брюзгливость. Ипполит был слаб, худ, ноги и руки у него были всегда в неестественном положении.

Говорил он только по-французски, по-русски изъяснялся с трудом. Изрекал князь Ипполит одни банальности, причём сначала говорил и только потом понимал, что изрёк. Как и у князя Василия, у него была манера хватать за руку собеседника. Его лживость проявилась после вечера в салоне Анны Павловны Шерер: судя по всему, он похвалился виконту, что жена князя Андрея Болконского Лиза — его любовница, хотя это было неправдой.

В 1805 году князь Ипполит уехал в Вену на службу в посольстве России. Из-за его косноязычия дипломаты его считали шутом и часто смеялись над тем, что он с важностью изрекал глупости.

Краткая характеристика Анатоля Курагина

Младшего сына князя Василия природа наделила красотой, которую дополняло выражение веселья и добродушного довольства. Он не был находчив в разговорах, но отличался спокойной самоуверенностью. Анатоль не скуп, не честолюбив, не тщеславен. Больше всего он любил женщин и веселье и никогда не задумывался о том, что другим людям эти его пристрастия могут навредить.

Анатоль был женат на дочери небогатого польского помещика, который заставил его это сделать. Чтобы считаться холостым, Курагин договорился с тестем присылать за это ему деньги. О его женитьбе было известно лишь близким друзьям.

Эгоизм и безнравственность этого самодовольного красавца в полной мере проявились в том, что он, будучи женатым, сватался к княжне Марье Болконской да ещё прямо у неё в доме принялся ухаживать за её компаньонкой. А если бы он смог увезти из дома Наташу Ростову, её жизнь была бы сломана, но об этом Анатоль не думал.

Краткая характеристика Элен Курагиной

Когда Элен стала выезжать в свет, все были очарованы красотой этой девушки и её умением держаться в светском обществе. Красота Элен была похожа на красоту античной статуи, улыбалась она всем одинаково. Умной эта красавица казалась потому, что была молчалива из-за того, что ничем не интересовалась, кроме самой себя.

Замуж за Пьера Безухова она вышла не по любви, а потому что он был очень богат. Затем, при живом муже, Элен захотела выйти замуж за иностранного принца, чтобы приобрести в обществе более высокое положение. Ради этого она приняла католичество.

Взаимоотношения в семье

Отношения между членами семьи Курагиных нельзя назвать тёплыми, душевными. Мать не испытывает к своим детям особой любви, а к дочери она испытывает даже зависть. Княгиня Курагина завидует красоте Элен, её молодости и богатству. Мужа она, вероятно, не любит, так как сожалеет, что в молодости не догадалась перейти в католичество, как Элен, чтобы выйти замуж за другого при живом муже.

Читайте также:
Соня краткое содержание рассказа - можно прочитать у нас онлайн

Князь Василий не испытывает любви к своим детям, часто говорит, что они для него обуза. Но всё же он старается, чтобы его дети были богаты, у сыновей было хорошее место службы. Князь пристроил Анатоля адъютантом главнокомандующего и посоветовал найти богатую невесту. Ипполиту он хотел выхлопотать место первого секретаря в посольстве в Австрии, а когда это не удалось, устроил служащим дипломатического корпуса. Князь Василий умело воздействовал на Пьера Безухова, получившего богатое наследство, чтобы он женился на Элен.

Отношения в семье Курагиных между детьми хорошими назвать нельзя. Пьер вспоминает, что ходили слухи о том, что Элен и Анатоль были друг в друга влюблены, поэтому, спасая семью от позора, князь Василий удалил сына из своего дома.

Недостатки семьи Курагиных

У людей из этой семьи нет душевной близости, нет понятия о нравственности. Больше всего они ценят богатство, нужные связи, высокое положение в обществе. Им свойственны следующие черты характера: корыстолюбие, тщеславие, эгоизм, лицемерие, самоуверенность. У детей князя Василия глупость прикрывается манерами поведения, которые приняты в светском обществе.

Отношение к войне

Во время Отечественной войны 1812 года в петербургском салоне Элен Безуховой и хозяйка, и гости считали, что мнение о жестокости французских войск неверно. Они были уверенны, что эта война скоро закончится миром.

Князь Василий был звеном между салоном Элен и салоном Анны Павловны Шерер, где собирались люди настроенные патриотически. В этих кружках князь Василий говорил совершенно противоположные речи, но иногда путался и говорил в салоне дочери то, что нужно было говорить у Шерер. Двуличность его проявилась и в том, что он очень критиковал Кутузова, а после назначения его главнокомандующим армий стал усиленно хвалить. Всё это говорит о том, что ни у князя, ни у его дочери нет истинной любви к России.

Князь Ипполит во время Отечественной войны наслаждался светской жизнью, Анатоль же воевал и в Бородинском сражении лишился ноги.

Вывод

Семья Курагиных в романе «Война и мир» ни разу не названа семьёй, поскольку Толстой не признаёт их настоящей семьёй, а считает объединением индивидуалистов. Каждый из этого семейства эгоистичен, не развивается духовно, не имеет чести и достоинства. Отношение автора к этой семье резко отрицательное.

Характеристика образа семьи Курагиных может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Образ и характеристика семьи Курагиных — героев романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»

Тема семьи — важная тема в произведениях Толстого. В романе «Война и мир» читатель знакомится с тремя знатными дворянскими семьями: Ростовых, Болконских и Курагиных. Они очень разные, каждой из них присущи недостатки, достоинства же есть только у первых двух. Семью Курагиных автор представляет как средоточие безнравственности и пороков.

Состав семьи Курагиных

Семья Курагиных — одна из влиятельных семей аристократической среды Петербурга. Такое положение создавалось не одним поколением князей Курагиных. Кроме того, значительное влияние в свете было достигнуто и благодаря князю Василию, имевшему престижную должность при дворе Александра I и влиятельные знакомства.

Семья Курагиных в начале романа состоит из главы семьи князя Василия, его жены княгини Алины, двоих сыновей, Ипполита и Анатоля, и дочери Элен.

Краткая характеристика князя Василия Курагина

Глава семьи — «важный и чиновный» князь Василий Сергеевич. Ему за пятьдесят лет. У него плоское лицо, сияющая лысина и неестественная улыбка. При дворе и в светском обществе он имел некоторое влияние. Князь не любил пользоваться своими связями для того, чтобы помогать родственникам, так как знал, что «влияние в свете есть капитал, который надо беречь, чтоб он не исчез» (том 1, часть 1, глава 4). Поэтому прошения он, в основном, подавал в личных целях. Ради денег князь Василий готов на интриги, неблаговидные поступки и даже преступления (например, он хотел выкрасть завещание старого князя Безухова, когда тот находился при смерти).

Краткая характеристика княгини Алины Курагиной

Жена князя Василия — пожилая, «массивная, когда-то красивая, представительная женщина». Она не привила своим детям стремления к добродетели. Толстой часто упоминает, что старая княгиня Курагина завидует своей дочери: её молодости, красоте и замужеству с очень богатым графом Пьером Безуховым.

Краткая характеристика Ипполита Курагина

Князь Ипполит — старший сын князя Василия. Внешне поражал тем, что был очень похож на свою сестру красавицу Элен, но при этом был очень некрасив. Причина была в том, что его «лицо было отуманено идиотизмом», на нём всегда было выражение самоуверенной брюзгливости и скучная неподвижная гримаса. Ипполит был слабым, худым, его руки и ноги всегда находились в каком-то неестественном положении. У него, как и у отца, была неприятная манера хватать собеседника за руку. Глупость князя Ипполита проявлялась в том, что он часто что-нибудь говорил и только потом понимал, что сказал. Говорил он только банальности и только по-французски, по-русски объяснялся с трудом, смеялся отрывисто. Князь Ипполит — нетактичный, подлый, лживый человек. На вечере в салоне Шерер он ухаживал за женой князя Андрея Болконского Лизой и, судя по всему, похвастался виконту, что она его любовница, хотя это была ложь.

В 1805 году князь Ипполит стал служить в посольстве России в Австрии, и в обществе дипломатов его считали шутом из-за косноязычия и глупости, дипломаты часто насмехались над ним.

Краткая характеристика Анатоля Курагина

Младший сын князя Василия очень красив, на его лице часто было выражение добродушного довольства и веселья. Он смотрел на свою жизнь «как на непрерывное увеселение». В разговорах он «был не находчив, не быстр и не красноречив», зато был всегда спокоен и самоуверен. Он не был азартным игроком, у него не было тщеславия, честолюбия, скупости. «Одно, что он любил — это было веселье и женщины» (том 2, часть 5, глава 11). Анатоль не думал о том, что другим людям может быть плохо от удовлетворения этих его пристрастий. Однажды в Польше, где стоял его полк, небогатый помещик заставил его жениться на своей дочери. Анатоль договорился с ним, что будет присылать ему деньги, но за это будет слыть холостым человеком. О его женитьбе знали только близкие друзья.

Читайте также:
Прометей бог - миф о древнегреческом боге огня, характеристика

Безнравственность и эгоизм Анатоля проявились в сватовстве к княжне Марье Болконской (во-первых, он уже женат, во-вторых, в доме Болконских стал ухаживать за компаньонкой княжны мадемуазель Бурьен). А если бы удалось его похищение Наташи Ростовой, то он навсегда сломал бы её жизнь.

Краткая характеристика Элен Курагиной

Дочь князя Василия отличается «античной» красотой и умением вести себя в светском обществе. Но за внешней красотой и аристократическими манерами поведения скрывается глупость, безнравственность и развратность этой женщины. Её холодная красота и всегда одинаковая улыбка — символ блеска и пустоты светского общества.

Эта холодная красавица вышла замуж за Пьера Безухова ради денег и хочет снова выйти замуж при живом муже за иностранного принца ради более высокого положения в обществе. Кроме того, она пользуется покровительством старого очень влиятельного вельможи.

Отношения между членами семьи

Отношение к детям в семье Курагиных не отличается душевностью, теплотой. Князь Василий не любит своих детей, в этом он шутливо признаётся Анне Павловне Шерер, которая хвалила Элен и Ипполита. Однако он заботится о них, старается пристроить на выгодное место Ипполита (но первым секретарём в посольстве в Вене устроить его не удалось, и он стал просто служащим дипломатического корпуса). Младшему сыну Анатолю князь Василий выхлопотал должность адъютанта главнокомандующего и старался, чтобы он женился на богатой невесте. То, что Элен вышла замуж за богатого Пьера Безухова — тоже заслуга её отца, умело воздействовавшего на наивного Пьера. Таким образом, князь Василий старался, чтобы его дети были богаты, имели нужные связи в обществе. Но душевной близости у него с детьми нет, в разговорах он часто упоминает, что они — его крест и обуза.

Жена князя Василия княгиня Алина, тоже не испытывает к своим детям любви. Она завидует дочери: её молодости, красоте и богатству. Мужа она тоже, скорее всего, не любит. Когда Элен, чтобы развестись с Пьером и выйти замуж за иностранного принца, переходит в католичество, старая княгиня сожалеет, что она в молодости не догадалась сделать так же.

Отношения в семье Курагиных между детьми тоже нельзя назвать хорошими. Ходили даже слухи, что Анатоль и Элен были влюблены друг в друга, и чтобы семья не была опозорена, отец удалил Анатоля из своего дома.

Недостатки семьи Курагиных

В этой семье отсутствует душевная близость, Курагины родные только по крови, у них нет духовного родства. Атмосфера, царящая в их доме, способствовала тому, что ни у одного из детей князя Василия нет нравственных принципов. В этой семье ценится следующее:

  • богатство;
  • высокое положение в светском обществе;
  • связи с высокопоставленными людьми;
  • светские удовольствия.

Исходя из таких «ценностей» в этой семье не считаются отрицательными такие качества как лицемерие, безответственность, корыстолюбие, эгоизм, тщеславная самоуверенность. Эти отрицательные черты характера в той или иной мере присутствуют почти у всех членов этой семьи. Толстой подчёркивает, что дети князя Василия глупы, но их глупость маскируется под манерами поведения, принятыми в светском обществе.

Отношение к войне

У Элен в Петербурге был свой салон. Его гости, как и хозяйка салона, опровергали мнение о жестокости наполеоновских войск в 1812 году. Они считали войну «пустыми демонстрациями, которые весьма скоро кончатся миром» (том 3, часть 2, глава 6).

В салоне Анны Павловны Шерер, в отличие от французского кружка Элен, собирались патриотически настроенные люди. Князь Василий был звеном между этими кружками и часто по ошибке говорил в салоне Шерер то, что нужно было сказать в салоне Элен, и наоборот. Ему хотелось быть значимой фигурой в обоих противостоящих светских лагерях. Мнение своё он менял в зависимости от того, где его озвучивал. Кутузова он очень критиковал. Как только Кутузов был назначен главнокомандующим армий, князь Василий сразу стал его расхваливать. Всё это говорит о двуличности князя Василия Курагина. У него и его дочери нет любви в Родине, нет сочувствия к бедствиям русского народа.

Князь Ипполит во время войны вёл светскую жизнь в Петербурге, а Анатоль воевал и был тяжело ранен в Бородинском сражении.

Заключение

Для Л. Н. Толстого семья — это основа человеческого общества. Семью Курагиных из романа «Война и мир» автор ни разу не назвал семьёй. Для него это просто «дом Курагиных», так как он не считает их семьёй в истинном смысле. По его мнению, это объединение индивидуалистов, для которых главное — исполнение их ничтожных желаний. Курагины олицетворяют безнравственность и порочность светского общества, у них нет ни чести, ни достоинства.

Характеристика образа семьи Курагиных, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: