Страдательные причастия в русском языке ☑ определение, признаки, примеры страдательных причастий прошедшего и настоящего времени

Что такое страдательные причастия настоящего и прошедшего времени

  1. Признаки причастий
  2. Образование страдательных причастий
  3. Настоящего времени
  4. Прошедшего времени
  5. Как определить страдательное причастие

В русском языке страдательные причастия труднее определить в потоке речи и на письме из-за большей по сравнению с действительными (далее – ДПр) схожести с прилагательными (далее – ИП). Из-за этого допускают:

  1. Орфографические ошибки в результате неправильного образования кратких либо полных страдательных причастий;
  2. Пунктуационные – при обособлении распространенных страдательных причастий(СтПр) наст. или прошедш. времени – оборотов.

Сравните эти несколько примеров с похожими по строению страдательными причастиями и ИП:

  • Описка, допущенная студентом;
  • Начертил в допустимых параметрах;
  • Неисполнимая мечта;
  • Неисчерпаемый источник знаний;
  • Выкопанная солдатами траншея;
  • Древние ископаемые животные.

В этих примерах наряду с полными страдательными причастиями (1, 5) встречаются ИП (2-4, 6), образованные от глаголов (далее – ГЛ). Суффиксы одинаковые, исходное слово – глагол. Но при этом только в двух примерах есть причастия (ПР).

Чтобы точно ориентироваться в похожих частях речи, надо хорошо разбираться:

  1. От глаголов с какими признаками и как правильно образуются в русской речи причастия настоящего времени страдательного залога.
  2. Чем отличается образование (исходное слово, суффиксы) СтПр от причастий залога действительного.
  3. Как образуются, из чего состоят страдательные причастия прошедшего времени.
  4. В чем особенности и каковы отличия кратких страдательных причастий от полных в прошедшем времени и как усеченные формы пишут в настоящем.

Для начала вспомним об особенностях причастий, унаследованных от ГЛ и ИП признаках, видах. Здесь же общая информация, как образуются оба залога причастий – действительный и страдательный (см. таблицу):

Признаки причастий

По специфическим суффиксам с шипящими, с помощью которых образуются действительные (таблица выше) причастия, слова просто отличить даже визуально:

  • горЯЩее здание – то, которое горит – ДПр;
  • горЮЧая смесь (юч – таких суффиксов у причастия нет) – способный гореть – прилагательное.

Со страдательными причастиями сложнее, так как зачастую суффиксы у СтПр и отглагольных ИП совпадают:

  • невозмутИМое спокойствие;
  • бережно хранИМый подарок;
  • неугасИМое желание;
  • движИМый чувством долга.

В первом и третьем случае примеры содержат ИП, а СтПр – только во 2 и 4 примерах, хотя в составе всех слов использован суфф. -ИМ-, с помощью которого всегда образуют (но только от глаголов II спр.) страдательные причастия наст. вр.

Чтобы не запутаться в разных частях речи, надо помнить о постоянных и непостоянных признаках ПР: это прежде всего ДЕЙСТВИЕ по содержанию, а ПРИЗНАК только по форме. ИП, даже если образовано от глагола, заменяется синонимом-прилагательным, а ПР раскладывается по формулам:

  1. тот, который + глагол (ДПр);
  2. тот, которого + глагол (СтПр).

СтПр обозначают в форме признака то действие, которое кто-то производит не сам, а только испытывает на себе. А ИП обозначают постоянный признак – характеристику или качество, которое свойственно описываемому предмету:

  • гонимые ветром листья тополя (те листья, которые гонит ветер – ПР);
  • неувядаемая слава (вечная – прилагательное);
  • заново составляемый список (тот список, который составляют – ПР);
  • несгораемый материал (противопожарный, не склонный к воспламенению – ИП).
Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 5 класса 1 четверти

Образование страдательных причастий

Главное отличие СтПр от ДПр и прилагательных в том, что Пр страдательного залога образуют только от глаголов, обладающих переходностью (значит, управляют существительными в винительном падеже):

  • читать (кого? что?) – газету – читаемая пенсионером газета;
  • вести (кого? что?) детей на экскурсию – дети, ведомые учителем на экскурсию.

Исключения из правила переходности:

  • руководить (не сочетается с Вин. п) – руководимый (СтПр).
  • управлять (не сочетается с Вин. пад.) – управляемый (СтПр).

Настоящего времени

Чтобы запомнить, как правильно образуется страдательное причастие настоящего времени, важно держать в голове 2 главных критерия исходного глагола:

  1. Время – настоящее.
  2. Вид – несовершенный.

Взяв основу настоящего времени подходящего по всем параметрам ГЛ, добавляем:

  1. для I спр. – суффиксы ОМ или ЕМ;
  2. для II спр. – только ИМ

Есть целый ряд односложных ГЛ, от которых образовать СтПр наст. времени невозможно:

  • брать;
  • мыть;
  • писать;
  • жать и др.

Краткие ПР отличаются от полного варианта только усеченным окончанием в настоящем времени:

  • поэты, любимые всеми – поэты всеми любимы.

Прошедшего времени

Словообразовательная цепочка СтПр прошед. вр. не зависит от вида исходного ГЛ, но переходность сохраняют обязательно.

Краткие СтПр в прош. времени отличаются от полных не только усеченным окончанием. В суффиксах таких ПР на одну Н меньше:

  • давно прочитаННые книги – книги давно прочитаНы;
  • недавно построеННая больница – больница построеНа недавно.

Особое внимание созвучным словам, которые образованы от разных глаголов, а потому пишутся с разными гласными:

Как определить страдательное причастие

Итак, чтобы выделить СтПр среди других частей речи, нужно помнить:

  1. От глаголов с какими постоянными признаками они образуются;
  2. С помощью каких суффиксов можно образовать ПР;
  3. Большинство отглагольных ИП не употребляются без приставки НЕ (невыносимый);
  4. ИП заменяется синонимичным прилагательным, а ПР раскладывается по формуле с глаголом;
  5. ИП – это характеристика, признак, а ПР – действие, переданное как признак.

Причастие как часть речи

В различных учебниках дают отличающиеся определения причастию. По одной методике это особая форма глагола, так как дает ответы на похожие вопросы. В других источниках – это самостоятельная часть речи. Для того, чтобы разобраться, посмотрим на причастия, образованные от глаголов.

  • Изучать – изучающий , изучавший , изучивший.
  • Проходить – проходящий , проходивший , прошедший.

Много общего выявляется с прилагательным, так как оно тоже обозначает признак предмета, в начальной форме дает ответ на вопрос «какой?» и может склоняться. Рассмотрим варианты склонения по роду и числу.

  • Мужской род, ед. число — Интересующий , знающий , восходящий , исполняемый .
  • Женский род, ед. число — Интересующая , знающая , восходящая , исполняемая .
  • Средний род, ед. число — Интересующее , знающее , восходящее , исполняемое .
  • Множественное число — Интересующие , знающие , восходящие , исполняемые .

Определение причастия с примерами

Учитывая вышесказанное, сформулируем общее трактование понятия.

Причастие – это самостоятельная часть речи, объединяющая в себе свойства прилагательного и глагола и обозначающая признак предмета по действию.

Для лучшего понимания темы рассмотрим несколько примеров. Возьмем глагол в настоящем времени и преобразуем его. Сделать это можно с использованием суффиксов -ущ- ( -ющ- ), -ащ- ( — ящ- ), -ем- (реже -ом- ), -им- .

Читайте также:
Что ли запятая в каких случаях ставится, а в каких - нет и почему?

Примеры причастий

  • Щекочет – щекоч ущ ий , щекочущая , щекочущее , щекочущие .
  • Колется – кол ющ ий , колющая , колющее , колющие .
  • Учит – уч ащ ийся , учащаяся , учащееся , учащиеся .
  • Смотрит – смотр ящ ий , смотрящая , смотрящее , смотрящие .
  • Проверяет – проверя ем ый , проверяемая , проверяемое , проверяемые .
  • Весит – вес ом ый , весомая , весомое , весомые .
  • Мнит –мн им ый , мнимая , мнимое , мнимые.

С помощью других суффиксов можно узнать, о прошедшем времени: -вш- , -ш- , -енн- , ( -нн- ), -т- .

  • Молчал – молча вш ий , молчавшая , молчавшее , молчавшие .
  • Замёрз – замерз ш ий , замерзшая , замерзшее , замерзшие .
  • Увидел – увид енн ый ,увиденная, увиденное , увиденные .
  • Прочитал – прочит анн ый , прочитанная , прочитанное , прочитанные .
  • Сжал – сж ат ый , сжатая , сжатое , сжатые .

Вид причастия определяет, какой суффикс будет использоваться. Эти примеры показывают, как они составляются из глагола, но показывают признак предмета, как прилагательное.

Синтаксическая роль находится в зависимости от того, в какой форме слово применяется в предложении. Полная форма или причастный оборот, состоящий из нескольких слов, выступают определением. Примеры:

  • Пролившаяся из стакана вода стекала со стола.
  • Прочитанный роман лежал на полке .
  • Отремонтированные в прошлом году стены выглядели новыми .
  • Приготовленное на огне мясо манило гостей своим ароматом .
  • Собака , поедающая корм из миски, рычала , когда к ней подходили .

Причастие бывает обозначено в предложении, как сказуемое. Чаще всего это краткие формы причастий, находящиеся в составе сказуемого. Примеры:

  • Цветы были выращены на подоконнике .
  • Задания были выполнены в черновике .
  • Откройте ставни, и комната будет озарена светом .
  • Яблоки снаружи казались поспевшими , но внутри были зелеными .

Признаки прилагательного у причастия

В русском языке эти части речи обладают сходствами.

  1. Род, число и падеж определяется по существительному. Например, текущая вода, текущий сок, текущее молоко, текущие ручьи .
  2. Возможность склонения . А именно, изменять по родам, падежам и числам. Например, дышащий, дышащего, дышащим .
  3. Краткая форма . К основе добавляется окончание, зависящее от рода. Причастия мужского рода будут без окончания ( раздет, сломан ), в женском – а ( раздет а , сломан а ), в среднем – о ( раздет о , сломан о ).
  4. Синтаксическая роль . В предложении они могут быть обозначены как определения или входить в состав сказуемого. Краткая форма будет сказуемым. ( Ручка забыта на столе ). Полная форма будет определением. ( На столе лежит забытая ручка ). Оно может быть обозначено, как подлежащее. ( Смотрящий следил за нами внимательно ).
Как отличить причастие от прилагательного

Из-за похожих вопросов, задаваемых к рассматриваемым частям речи, часто возникает путаница.

Отличие в том, что прилагательное образовалось от существительного, а причастие – от глагола.

В словосочетании «резвые дети» основой прилагательного является существительное «резвость» . А если сказать «резвящиеся дети» , то кроме вопроса «какие?» имеет смысл спросить «что делающие?». Основой здесь будет глагол «резвиться» .

Читайте также:
"Пораньше" или "по раньше" ☑ как правильно писать слитно или раздельно, правило правописания части речи, значение слова
Как отличить причастие от отглагольного прилагательного

В русском языке есть также определение отглагольного прилагательного. Его можно назвать прилагательным с основой глагола. Оно образовано от причастия, утратившего глагольное управление. Для определения нужно помнить о суффиксах с привязкой ко времени. В некоторых случаях придется посмотреть на контекст предложения. Это могут быть очень похожие слова, но в случае причастия будет суффикс -енн- ( -нн- ), а в отглагольном прилагательном – суффикс -ен- . Пример:

  • Краш енн ые краской стены – это стены, которые покрасили краской, значит это причастие.
  • Краш ен ые стены – нет контекста, указывающего на связь с глаголом, значит это отглагольное прилагательное.

Только в предложениях и словосочетаниях можно отследить этот контекст.

  • В чашке лежали рез анн ые ножом овощи. Рез ан ые овощи положили в тарелку.
  • Морож енн ое в холодильной камере мясо долго сохраняет свои свойства. Морож ен ое мясо стоит дешевле, чем охлажденное.
  • На вешалке висело нош енн ое вчера платье. Девушка не хотела надевать нош ен ое платье.
  • Краш енн ые краской волосы уже потеряли свой блеск. Краш ен ые волосы отличаются от натуральных.

Признаки глагола у причастия

Рассмотрим схожесть со свойствами глагола.

  1. Связь с действием .
  • Догорающая свеча – свеча, которая догорает.
  • Идущий сверху – тот, который идет сверху.
  1. Возвратность и невозвратность.

Возвратность показывает направленность действия на что-либо или кого-либо, а слово будет оканчиваться на -ся. Остальные будут невозвратными.

  • В аэропорту мы встретили улыбающихся нам гидов.
  • Заступающиеся за дочь родители пожаловались на обидчика.
  • Человек, излечившийся от болезни, по другому смотрит на мир.
  1. Совершенный и несовершенный вид причастий

На вопросы «что сделавший?» отвечают причастия совершенного вида.

  • Позвонивший нам агент навязчиво предлагал свои услуги.
  • Ушедший поезд нельзя было остановить.

Причастия несовершенного вида отвечают на вопрос «что делающий?» , «что делавший?» .

  • Звонящий человек нам не представился.
  • Никто не слышал звонивший в то время телефон.
  • Мы долго смотрели на уходящий поезд.
  1. Настоящее и прошедшее время

Для определения времени нужно узнать, деятельность выполняется сейчас или уже выполнена в прошлом.

  • Настоящее время причастий: изучающий, смотрящий.
  • Прошедшее время: изучавший, изученный, смотревший.
  1. Категория действительного и страдательного залога .

Эти виды причастий рассмотрим подробнее следующим шагом.

Действительные причастия

Если кто-то или что-то производит действие, то относящееся к нему причастие будет действительным. Например, ребенок, слома вш ий игрушку или ребенок, лома ющ ий игрушку . Действительный залог легко определить по суффиксу. В настоящем времени — ущ — ( — ющ — ), — ащ — ( — ящ — ), в прошедшем времени — вш — , -ш- . Примеры: вед ущ ий , чару ющ ий , стро ящ ий , чита вш ий .

Страдательные причастия

Страдательный залог отличается от предыдущего тем, что действие производится над предметом. Например, слома нн ая игрушка . Страдательные причастия также можно определить по суффиксу. В настоящем времени — ем — , — ом — , — им — , в прошедшем времени — енн — , — нн — , -т- . В краткой форме страдательные причастия дают ответ на вопросы «каков?» , «какова?» , «каковы?» .

Читайте также:
Неологизмы - определение и значение новых слов русского языка

Примеры : ведомый, очарованный, построенный, читаемый .

Краткая форма : ведом, очарователен, построен, читаем .

Как отличить страдательные причастия от глагола

Иногда можно допустить ошибку, приняв причастие за глагол. Это бывает в тех случаях, когда страдательный залог находится в составной части именного сказуемого. Для того, чтобы определить часть речи, необходимо задавать вопрос отдельно к каждому слову в предложении.

Эти здания были построены (каковы?) в прошлом веке.
Автомобиль едва видим (каков?) в тумане.

Морфологический разбор причастия

Для осуществления морфологического разбора составим план, основанный на рассмотренных ранее особенностях.

Определяем общие признаки, как части речи

  • Часть речи, от которой образовалось причастие.
  • На какой вопрос отвечает?
  • Начальная форма (преобразовать слово в мужской род, единственное число).

Определяем морфологичекие признаки

  • Постоянные (залог, вид, время, возвратность).
  • Непостоянные (полная или краткая форма, падеж для полной формы, число, род для единственного числа.

Определяем синтаксическую роль

  • Роль причастия как члена предложения

Примеры морфологического разбора

Рассмотрим два предложения и сделаем морфологический разбор.

Все поле было усыпано яркими цветами мака.

  1. Усыпано – причастие, образованное от глагола «усыпать» , отвечающее на вопрос «каково?». Начальная форма усыпанный .
  2. Признаки.
    • Страдательный залог, совершенный вид, прошедшее время, невозвратное.
    • Краткая форма, единственное число, средний род.
  1. Синтаксическая роль
    • Сказуемое.

Улетевшего попугая уже невозможно было поймать.

  1. Улетевшего – причастие, образованное от глагола «улететь» , отвечающее на вопрос «какого?». Начальная форма улетевший .
  2. Признаки.
    • Действительный залог, совершенный вид, прошедшее время, невозвратное.
    • Полная форма, винительный падеж, единственное число, мужской род.
  1. Синтаксическая роль
    • Определение.

Задание. Найдите причастия в следующих предложениях

  1. Наступившая осень принесла с собой холод и дожди.
  2. В это время городской автобус был переполнен людьми.
  3. Взволнованная молодая мама пыталась успокоить плачущего ребенка.
  4. Огромный стол, покрытый белоснежной скатертью, занимал почти всю комнату.
  5. Птицы, собирающиеся в стаи, готовятся к отлету в дальние края.

Тест на усвоение материала

Для того, чтобы проверить, как вы разобрались в теме, ответьте ещё на несколько вопросов.

Дополнение как второстепенный член предложения

Содержание:

Что такое дополнение в русском языке?

Все второстепенные члены предложения относятся либо к группе подлежащего, либо к группе сказуемого.

Дополнение – это второстепенный член предложения, который дополняет значение глагола, выступающего в качестве сказуемого.

Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (т.е. на вопросы любого падежа, кроме Именительного). В предложении при синтаксическом разборе подчеркивается пунктирной линией.

Вопросы косвенных падежей

  • Р.п. – кого? чего?
  • Д.п. – кому? чему?
  • В.п. – кого? что?
  • Т.п. – кем? чем?
  • П.п. – о ком? о чем?

Способы выражения дополнения

Дополнение может быть выражено:

  1. существительным с предлогом или без предлога
    • Все громко аплодировали (кому?) певцам.
    • У Степы (у кого?) закончились деньги.

  2. местоимением
    • Сним (с кем?) гораздо легче было переносить все тяготы жизни.
    • Не нужно жалеть (кого?) себя, это не поможет в нашем деле.

  3. неопределенная форма глагола (инфинитив) иногда выступает в качестве дополнения
    • Дмитрий попросил (о чем?) закрыть распахнувшееся окно.

  4. прилагательные и причастия в значении существительного (при неморфологическом способе образования слов)
    • Как бы не пришлось потом пожалеть ( о чем?) о содеянном.

Значения дополнений

Предмет, на которое направлено действие

Нужно было защитить (кого?) подругу от нападок одноклассников.

Объект, воспринимаемый субъектом

Я люблю посидеть в тишине и послушать хорошую (что?) музыку.

Предмет, предназначенный для сравнения

Красивее (кого?) собственных детей не существует на свете людей.

Предмет, которым выполняется действие

Махать (чем?) саблей каждый умеет, а вот думать головой пытаются не все.

Относится к руководителю или владельцу чего-либо

Декан (чего?) нашего факультета оказался очень понимающим человеком.

Разновидности дополнений

Прямое дополнение

Относится к переходному глаголу, выражается существительным в В.п. без предлога или местоимением.

Вместо петербургской жизни, ожидала (кого?) меня (что?) скука в стороне глухой и отдаленной.

Есть случаи, когда дополнение является прямым, когда:

  1. выражают часть от целого, используется форма Р.п.
    • Половина (чего?) оплаты необходимо произвести сразу.

  2. относится к глаголу с отрицанием, требует форму Р.п.
    • Мы совсем не ждали (кого?) новых гостей.

Косвенное дополнение

Способ выражения косвенного дополнения – все остальные возможные формы существительного, местоимения, инфинитив.

  • Леса в данной местности не отличались (чем?) пышностью.
  • К деду (к кому?) подбежал маленький мальчик и дернул его (за что?) за полу халата.
  • Студенты попросили лектора (о чем?) затронуть тему качества товаров.

Пунктуация при дополнениях

Дополнения выделяются запятыми, если:

— выражены существительными с предлогами кроме, помимо, за исключением, включая, вместо, сверх, наряду

  • Кто, кроме охотника, испытал всю прелесть густых лесных зарослей?
  • Самолет, наряду с пассажирами, захватил и почту.
  • Вместо ожидаемой знакомой равнины, он увидел совершенно незнакомые места.

Однако, есть исключения в пунктуационном правиле. Дополнения с предлогом вместо не будет обособляться, если оно выступает в значении за.

  • Николай вышел на работу вместо заболевшего напарника.

План разбора дополнения

  1. Найти подлежащее и сказуемое
  2. Определить слова, к которым вопрос будет задан от сказуемого.
  3. Выделить слова, отвечающие на вопросы косвенных падежей – это дополнение
  4. Подчеркнуть пунктирной линией
  5. Определить, чем выражено дополнение
  6. Указать, прямое или косвенное дополнение

Образец разбора

Дополнение ВАНИЛЬЮ выражено существительным в Т.п. Относится к сказуемому, выраженному непереходным глаголом. Косвенное дополнение

Синтаксический разбор предложений

(Повеств., невосклиц., простое, двусоставное, распростр., полное, осложнено обособленным дополнением)


(Повеств., невосклиц., простое, двусоставное, распростр., полное, не осложнено)

2.2. Дополнение и его разновидности

1. Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет:

    объект, на который распространяется действие;

Пишу письмо ; слушаю музыку .

2. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей:

    родительный падеж – кого? чего?

3. Дополнение может относиться к:

Потеря коня ; надежда на счастье .

Строгий к детям ; думающий о детях .

Незаметно для других.

Способы выражения дополнения

Форма Примеры
1. Имя существительное Пишу письмо , строгий к детям .
2. Местоимение Пишу ему , незаметно для других , знал что-то .
3. Имя прилагательное, причастие в значении существительного Не возвратить сделанного .
4. Инфинитив Приказал (что?) уехать ; дал (что?) подумать .
5. Цельное словосочетание и фразеологизм Выпил несколько чашек ; думал о каждом из нас ; любовался анютиными глазками .

Примечания.

1) Сочетания являются единым членом предложения – дополнением в тех же случаях, в каких единым членом являются сочетания – подлежащие (см. п. 1.2).

2) Инфинитив при спрягаемом глаголе является дополнением, а не основной частью сказуемого, если его действие относится к второстепенному члену ( Я просил его уехать ), а не к подлежащему ( Я решил уехать ). Подробный разбор таких случаев см. в п. 1.4.

3) Поскольку вопросы и формы именительного и винительного падежей, винительного и родительного падежей могут совпадать, для разграничения подлежащего и дополнения используйте тот приём, о котором говорилось в п. 1.2: поставьте вместо проверяемой формы слово книга (именительный падеж – книг а ; родительный падеж – книг и ; винительный падеж – книг у . Например: Хороший снежок урожай соберет (ср.: Хорошая книга книгу соберет). Следовательно, снежок – именительный падеж; урожай – винительный падеж).

4. По форме выражения выделяют две разновидности дополнений:

прямое дополнение – форма винительного падежа без предлога;

косвенное дополнение – все остальные формы, включая форму винительного падежа с предлогом.

Борьба (за что?) за свободу ; отдал (кому?) мне .

Примечания.

1) В отрицательных предложениях форма винительного падежа прямого дополнения может меняться на форму родительного падежа (ср.: Я писал (что?) письмо . – Я не писал (чего?) письма ). Если форма родительного падежа у дополнения сохраняется как при утверждении, так и при отрицании, то такое дополнение является косвенным (ср.: Мне не хватает (чего?) денег . – Мне хватает (чего?) денег ).

2) Дополнение, выраженное инфинитивом, не имеет формы падежа (Я просил его уехать ). Поэтому такие дополнения не характеризуют ни как прямые, ни как косвенные.

План разбора дополнения

  1. Указать тип дополнения (прямое – косвенное).
  2. Указать, какой морфологической формой выражено дополнение.

Я прошу вас говорить по существу дела (М. Горький).

Вас – прямое дополнение, выраженное местоимением в винительном падеже без предлога. Говорить – дополнение, выраженное инфинитивом. Дела – косвенное дополнение, выраженное существительным в родительном падеже.

Ночь не принесла прохлады (А.Н. Толстой).

Прохлады – прямое дополнение, выраженное существительным в родительном падеже без предлога (при отрицании – не принесла ). Ср.: Ночь принесла (что?) прохладу (В. п.).

Упражнение к теме «2.2. Дополнение и его разновидности»

Читайте также другие темы раздела 1 «Простое предложение»:

Дополнение

Дополнение — это второстепенный член предложения, который обозначает предмет в грамматическом смысле (вещь, человека, явление и т. д.) и отвечает на вопросы косвенных падежей. Дополнение подчёркивается пунктирной линией. Например:

Старуха отгоняла (кого?) голубей (чем?) клюшкой.

Маша помогла (кому?) брату одеться.

Мама купила (кому?) мне (что?) джинсы.

Примечание: косвенными являются все падежи, кроме именительного.

Дополнения зависят от членов предложения, выраженных:

Я играю (с кем?) с другом ;

Бабушка вяжет (что?) носки ;

Котёнок, игравший (с чем?) с клубком , задремал;

Ворона, сидевшая (на чём?) на ветке , громка каркнула;

Дедушка задремал , сидя (в чём?) в кресле ;

Дима вошёл, не постучав (во что?) в дверь ;

Изучение (чего?) математики очень важно;

Страсть (к чему?) к искусству помогала не опускать руки;

Дочь похожа (на кого?) на мать ;

Преподаватель строгий (к кому?) к студентам .

Выражение дополнения

Дополнение обычно выражается существительным или местоимением:

Звёзды засияли в небе.

Ко мне пришли гости.

Кроме существительных и местоимений, дополнение может быть выражено любой частью речи, употреблённой в значении существительного в косвенном падеже:

Художник думал (о чём?) о прекрасном.

Я расспрашивал старика (о чём?) о случившемся.

Разделить (что?) восемь (на что?) на четыре.

Завтра не похоже (на что?) на сегодня.

Давно не слышно (чего?) ку-ку в лесу.

Неопределённой формой глагола:

Друзья просили меня (о чём?) сыграть что-нибудь.

В лесу мы встретили (кого?) двух лесорубов.

Прямое и косвенное дополнение

Прямое дополнение — это дополнение, которое зависит от переходного глагола и обозначает предмет, на который направлено действие.

Прямое дополнение выражается существительным или местоимением, которое стоит:

    В винительном падеже без предлога:

Оля конспектирует лекцию.

Его забота согревала меня зимними вечерами.

В родительном падеже без предлога, если при переходном глаголе имеется отрицание:

Учитель не заметил прогула.

В родительном падеже без предлога, если действие переходит только на часть предмета:

Малыш насыпал песка мимо формочки.

Косвенное дополнение — это дополнение, выраженное всеми остальными формами косвенных падежей без предлогов и с предлогами, в том числе винительным падежом с предлогом.

Я много думал о работе в последнее время (П. п.).

Всё дно покрылось водорослями (Т. п.).

Дополнение в оборотах речи

Действительный оборот речи — это предложение, в котором сказуемое выражено переходным глаголом с прямым дополнением.

Папа починил забор.

Поэт пишет стихотворение.

В действительном обороте речи подлежащее обозначает действующее лицо или предмет, а дополнение — предмет на который переходит действие.

Страдательный оборот речи — это предложение, в котором сказуемое выражено страдательным причастием с косвенным дополнением в творительном падеже.

Забор починен папой.

Стихотворение написано поэтом.

В страдательном обороте речи дополнение в творительном падеже обозначает действующее лицо или предмет, а подлежащее обозначает лицо или предмет, на который переходит действие.

Вместо страдательного причастия сказуемым в страдательном обороте может быть возвратный глагол, имеющий тоже страдательное значение:

Забор чинится папой.

Стихотворение пишется поэтом.

Дополнение в русском языке. Прямое и косвенное дополнение. Примеры предложений

Дополнение – это второстепенный член предложения, обозначающий объект. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?

Дополнение чаще всего выражается существительным или местоимением. При разборе предложения дополнение подчеркивается штриховой линией.

Нарву (чего?) цветов и подарю (что?) букет (кому?) той девушке, которую люблю. (Н. Рубцов)

В этом предложении сразу три дополнения.

Обычно дополнение обозначает предмет или лицо – объект действия, выраженного сказуемым. Помимо сказуемого, дополнение может пояснять другие члены предложения.

Что может обозначать дополнение:

Объект, на который распространяется действие:
Пишу книгу.
Сажаю картошку.

Объект восприятия:
Слушаю музыку.
Вижу её.

Адресата действия:
Пишу вам.
Говорю другу.

Орудие или средство действия:
Пилил пилой.
Рисуем акварелью.

Объект, на который распространяется состояние:
Мне весело.
Девушке неприятно.

Объект сравнения:
Быстрее ветра.
Умнее него.

Принадлежность, отношение к чему-либо:
Кабинет начальника.
Заведующий кафедрой.

Дополнение может относиться к различным членам предложения, выраженным разными частями речи.

К главному или второстепенному члену, выраженному существительным:
Произошла утрата доверия.
Надежда на счастье.

К главному или второстепенному члену, выраженному прилагательным или причастием:
Благожелательный к клиентам .
Думающий о нас .

К главному или второстепенному члену, выраженному наречием:
Незаметно для наблюдателей.
Быстро к нему!

Какими частями речи может быть выражено дополнение. Примеры

Дополнение может выражаться различными частями речи, такими как:

Существительное:
Рубить дрова.
Звонить в звонок.

Местоимением:
Говорить нам.
Понятно для всех.

Неопределенной формой глагола – инфинитивом:
Прошу пройти.
Велел послушать.

Другими частями речи в значении существительного:
Сказанного не воротишь.
Не могу слышать ваши «ахи».

Словосочетанием:
Съел дюжину устриц.
Впечатлила многих коллег.

Прямое дополнение

Прямое дополнение обозначает предмет, на который направлено действие, выраженное переходным глаголом или предикативным наречием:

Нарисовал (что?) портрет.

Жаль (кого?) бедняжку.

Все остальные дополнения являются косвенными.

Чаще всего прямое дополнение выражается именем существительным в винительном падеже без предлога:
Ремонтировать автомобиль.
Поздравить именинника.
Сорвать цветок.

Также прямое дополнение может быть выражено существительным в родительном падеже без предлога:
Купил груш.
Налила воды.
Отсыпать муки.

Форма родительного падежа используется при отрицании:
Не услышал музыки .
Не любил тишины .
Не пил водки .

Примеры предложений с прямым дополнением

Я взял (что?) газету и прочел (что?) статью.

В воскресенье Вася собрал (кого?) друзей.

В мастерской (что?) машину быстро починили.

Никогда и никому не доверял своей (чего?) тайны. (А. П. Чехов)

Косвенное дополнение

Все дополнения, которые не относятся к прямым, называются косвенными. Они могут выражаться разными частями речи или словосочетаниями:

Существительное или местоимение в косвенном падеже, с предлогом или без предлога:
Стучать в дверь.
Поговорили о проблемах.
Позвонила детям.

Инфинитив – неопределенная форма глагола:
Мы просили (о чем?) выступить.
Заставили (что?) выпить лекарство.

Неделимые словосочетания:
Он запряг четверку лошадей.
Зашел за десятком яиц.

Примеры предложений с косвенным дополнением

Приятель вспоминал (о чем?) об этом постоянно.

Альпинисты поднялись (на что?) на гору.

Собеседник улыбнулся (кому?) ей.

Послали (за кем?) за врачом.

Дополнения в предложениях. Примеры из русской литературы

Я (кого?) вас любил… (А.С. Пушкин)

Герасим снова взялся (за что?) за ложку и продолжал хлебать (что?) щи (И. С. Тургенев).

Я послел (за кем?) за доктором. (А.П. Чехов)

Все просили ее (о чём?) спеть что-нибудь. (М. Ю. Лермонтов)

Люблю (что?) грозу в начале мая. (Ф.И. Тютчев)

Командир третьей роты (к кому?) к генералу! (Л.Н. Толстой)

Она заставила Ивана Ильича (что?) выпить несколько чашек кофе. (А. Толстой)

Я вспоминал (о чем?) об этом в самые страшные минуты боя. (К. Паустовский)

Ночью Захар Павлович проснулся и слушал (что?) дождь. (А. Платонов)

Дополнение в русском языке. Примеры

Дополнение — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопро­сы кос­вен­ных паде­жей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?

Второстепенный член предложения — дополнение

Дополнение, в отли­чие от опре­де­ле­ния, пояс­ня­ет в пред­ло­же­нии ска­зу­е­мое и вме­сте с обсто­я­тель­ством состав­ля­ет груп­пу сказуемого.

Солнце золо­ти­ло тем­ный загар увяд­ших листьев (Ч. Айтматов).

Солнце золо­ти­ло (что?) загар — дополнение.

Яков помол­чал, взгля­нул кру­гом и закрыл­ся (чем?) рукой (И. С. Тургенев).

Значение дополнения

В пред­ло­же­нии допол­не­ние может обозначать:

1. объ­ект, на кото­рый направ­ле­но действие:

  • при­сту­пить к задаче;
  • защи­щать Отчизну;
  • испечь ватрушки;

2. объ­ект восприятия:

  • слу­шаю музыку;
  • видишь детей;
  • ощу­ща­ем тепло;

3. ору­дие действия:

  • рубил топо­ром;
  • стро­га­ет фуганком;
  • рас­пи­сал гуашью;

4. объ­ект сравнения:

  • быст­рее футболиста;
  • луч­ше синтетики;

5. отно­ше­ние к руко­во­ди­те­лю, вла­дель­цу, про­из­во­ди­те­лю чего-либо:

  • рек­тор (чего?) вуза;
  • заве­ду­ю­щий (чем?) аптекой;
  • вла­де­лец (чего?) земли.

Способы выражения дополнения

Дополнение может выра­жать­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  1. име­нем суще­стви­тель­ным в кос­вен­ном падеже;
  2. место­име­ни­ем;
  3. име­нем числительным;
  4. наре­чи­ем в зна­че­нии существительного;
  5. неопре­де­лен­ной фор­мой гла­го­ла (инфи­ни­ти­вом);
  6. име­нем при­ла­га­тель­ным в роли существительного.

Герасим сно­ва взял­ся (за что?) за лож­ку и про­дол­жал хле­бать (что?) щи (И. С. Тургенев).

Нам дали это зада­ние (дали зада­ние кому? нам).

Завтра не будет похо­же (на что?) на сего­дня .

Председательствующий про­сит (о чём?) гово­рить по суще­ству обсуж­да­е­мо­го вопроса.

Все быв­шие одно­класс­ни­ки вспо­ми­на­ли с теп­ло­той о школь­ном про­шлом (вспо­ми­на­ли о чём? о прошлом).

В пред­ло­же­нии допол­не­ние быва­ет пря­мым и косвенным.

Прямое дополнение

Прямое допол­не­ние обо­зна­ча­ет пред­мет, на кото­рый непо­сред­ствен­но направ­ле­но дей­ствие, обо­зна­чен­ное пере­ход­ным гла­го­лом или сло­вом кате­го­рии состо­я­ния (пре­ди­ка­тив­ным наречием):

  • вижу (кого?) малыша;
  • жаль (кого?) сироту.

Способы выражения прямого дополнения

Обычно пря­мое допол­не­ние выра­жа­ет­ся фор­мой вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га суще­стви­тель­но­го или местоимения.

Я нарвал боль­шой (что?) букет этих цве­тов (К. Паустовский).

Я нагнал (кого?) его, но мне непре­мен­но хоте­лось уви­деть его (что?) лицо (И. С. Тургенев).

Прямое допол­не­ние может выра­жать­ся фор­мой роди­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го, если оно обозначает

1. часть от целого

  • купи­ла (чего?) яблок;
  • при­нес (чего?) воды;
  • выпью (чего?) кефира;
  • налей (чего?) сока.

2. Прямое допол­не­ние управ­ля­ет­ся гла­го­лом с отрицанием

  • не люби­ла молока;
  • не ожи­да­ла встречи;
  • не жда­ли милостей.

Примеры предложений с прямым дополнением

Белое оде­я­ло скры­ло (что?) все сле­ды (В. Песков).

Я снял (что?) газе­ту и уви­дел (что?) про­сто­ква­шу, ярко осве­щен­ную голу­бым лун­ным све­том (В. Катаев).

Я маль­чиш­кой ловил (кого?) сне­ги­рей и дер­жал (кого?) их в клет­ке (В. Песков).

Никогда и нико­му не дове­рял сво­ей (чего?) тай­ны (А.П. Чехов).

Косвенное дополнение

Все осталь­ные допол­не­ния явля­ют­ся кос­вен­ны­ми. Они выра­жа­ют­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи и словосочетаниями.

Способы выражения косвенного дополнения

Формы кос­вен­ных паде­жей суще­стви­тель­ных и место­име­ний как с пред­ло­га­ми, так и без них

Я послал (за кем?) за док­то­ром (И. С. Тургенев)

Я вспо­ми­нал (о чём?) об этом в самые страш­ные мину­ты боя (К. Паустовский).

Прилагательное или при­ча­стие в роли существительного.

Настя спро­си­ла (кого?) про­хо­же­го , как прой­ти к вокзалу.

Все про­си­ли её (о чём?) спеть что-нибудь (М. Ю. Лермонтов).

Она заста­ви­ла Ивана Ильича (что?) выпить несколь­ко чашек кофе (А. Толстой).

Наречие в роли существительного

Я крайне уста­ла от ваше­го бес­ко­неч­но­го (чего?) «быст­рей» .

Дети услы­ша­ли (что?) «гав» из-за изго­ро­ди сада.

Собака вози­лась в углу (с кем?) с четырь­мя щен­ка­ми .

Количественное чис­ли­тель­ное с зави­си­мым суще­стви­тель­ным «с четырь­мя щен­ка­ми» явля­ет­ся одним чле­ном пред­ло­же­ния — дополнением.

С собой в поход мы взя­ли (что?) несколь­ко п а латок .

Местоимение «несколь­ко» состав­ля­ет син­так­си­че­ски неде­ли­мое соче­та­ние с суще­стви­тель­ным «пала­ток» в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го числа.

Видеоурок «Дополнение как второстепенный член предложения»

Тест

Пройдите тест и опре­де­ли­те, есть ли допол­не­ние и како­го вида, пря­мое или кос­вен­ное, в сле­ду­ю­щих предложениях.

Победителю лег­ко­ат­ле­ти­че­ско­го забе­га вру­че­ны медаль и памят­ный вымпел.

Еще в шко­ле я выбрал себе про­фес­сию программиста.

Во вре­мя лет­них кани­кул я поеду к дедуш­ке с бабушкой.

Ранним утром мы насо­би­ра­ли мно­го гри­бов в под­лес­ке из моло­дых ело­чек и берез.

Она не пом­ни­ла мое­го рас­ска­за о путе­ше­ствии на Кавказ про­шлой осенью.

Отец при­бил молот­ком рас­ша­тан­ную досоч­ку на крыльце.

Пойди выпей сока, преж­де чем пой­дем на прогулку.

На этот раз Николай ока­зал­ся быст­рее лиде­ра про­шлых соревнований.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: