Философия Платона – учение о государстве, теория познания

Философия Платона

Цель лекции: познакомить студента с философией Платона – расцвета идеалистической философии.

Великий древнегреческий мыслитель Платон является основоположником одного из двух главных направлений в философии – идеализма. Платон родился в знатной семье, достаточно богатого рода в 427 г. до н. э. на острове Эгина, входившем в Афинское государство, а умер в 347 г. до н. э. в Афинах. Настоящее имя философа- Аристокл. Слово “Платон” в переводе с греческого означает “широкий”, “обширный”. В начале своего жизненного пути Платон был учеником и последователем Сократа с 407 до 399 г. до н.э. Платон много путешествовал по своей стране и другим странам. После смерти Сократа более 10 лет Платон провел в путешествиях. Во время своих путешествий Платон посещал Сицилию, где правил Дионисий старший. Платон поделился с правителем своими представлениями по поводу социального и государственного устройства, за что был отдан в рабство, откуда был выкуплен своими друзьями. Много лет спустя уже на закате своих лет Платон вновь посетил Сицилию, где правил Дионисий младший и снова оказался на невольничьем рынке, откуда вновь его выкупили друзья.

Большинство произведений Платона сохранились до наших дней. Диалоги Платона отличаются легкостью слога и прекрасным языком, даже в наши дни мы восхищаемся культурой языка и мышления произведений Платона. Это настоящий памятник литературы и философской мысли. Его произведения написаны в форме монолога (“Апология Сократа”), а остальные в форме диалогов (более 30). К ним относится ” Лахес “, ” Протагор “, ” Гиппий Меньший “, ” Горгий “, ” Кратил “, ” Гиппий Больший ” (в котором впервые появляется термины эйдос и идея ), начало ” Государство “, ” Менон “. ” Пир “, ” Федр “, ” Федон “. Более поздние диалоги – ” Софист “, ” Парменид “, “Тимей“. Самое позднее произведение называется ” Законы “.

Главным героем всех произведений является Сократ, за исключением последнего.

Онтология. Главной характеристикой философии Платона является идеалистическое решение основного вопроса философии. Если с трудов софистов и Сократа начинается, классический период античной философии, то в трудах Платона и его ученика Аристотеля философская мысль Древней Греции достигает расцвета. Как мы помним по философии Древнего Востока, идеалистическое разрешение основного вопроса философии говорит о зрелости философской мысли. Однако в отношении теории развития идеалистическая концепция Платона носит метафизический характер. Платон относится к явлениям природы, как к отдельным, изолированным друг от друга и неизменным явлениям. Это метафизический аспект его философский концепции оказался недостаточно перспективным.

Платон воспринимал материальный окружающий нас мир как “тень”. Материальный мир производный от мира идей. Мир идей – это объективно существующая, независимая от материи идеалистическая реальность. Такая позиция делает философскую концепцию Платона объективным идеализмом.

Идея в философии Платона – это подлинная сущность. Все предметы в материальном мире, воспринимаемые человеком есть лишь тени идей объективной идеалистической реальности. Таким образом, Платон разграничивал Мир идей, кажущееся бытие и материю. Предметы в кажущемся бытии (т.е. том бытии, которое воспринимает человек) – это соединение идеи, существующей в идеальном мире и материи.

Платон выделял иерархию в мире идей. Главная идея – это Бог. Эта идея главенствует над всеми другими идеями. На следующей степени стоят идеи блага, красоты и добра. Таким образом, идеи блага, красоты и добра – это основные идеи, которые стоят на вершине иерархии идеалистической философии Платона. Эти идеи не уничтожимы и не изменны. Они существуют вне времени. Но полностью выстроить иерархию идей у мыслителя не получилось, так как чувственное бытие слишком сложно, и нелегко воссоздать все взаимоотношения вещей в некой иерархической пирамиде.

Следовательно, истинный подлинный мир – это мир идей. Наш мир, доступный для восприятия человека – это лишь кажущийся мир. Таким образом, существует вечный конфликт между миром идей и материей, между бытием и небытием. В царстве идей также существует конфликт бытия и не-бытия. Таким образом, в идеальный мир идей Платон вводит диалектическое развитие. Введение идеи Бога делает философию Платона персонифицированным идеализмом. Платон первый разделил философские концепции на материалистические и идеалистические. Материалистические концепции объясняют первооснову мира через стихийные начала -огонь, землю, воду, воздух. Идеалисты признают первичность идеи, души и мышления по отношению к материальному миру и природе. Философия Платона была не просто идеализмом, но воинствующим объективным персонифицированным идеализмом. Платон считал, что не только материалистические течения в философии неверными, но и что они подлежат запрету, так как вводят людей в заблуждение. Самым большим невежеством Платон считал отрицание существования Богов. Такие люди, по мнению Платона должны быть заключены в тюрьму, а после смерти их тела должны быть выброшены за пределы государства.

Платон говорил, что существует 3 степени атеизма:

  • Непризнание существования богов
  • Признание невмешательства богов в человеческое существование
  • Убеждение в том, что путем религиозных манипуляций (жертвоприношений и пр.), человек может умилостивить богов

Таким образом, подлинное истинное бытие, по мнению Платона – это мир идей. Это бытие постигается только рациональным способом. Идеальное сущее состоит из множества идей – эйдосов ( (перевод. идея – внешний вид, наружность, тип, вид, род, форма). Эйдосы составляют умопостигаемое духовное множество. Эти идеи неизменны и вечны, неуничтожимы и несотворимы.

Основы идеалистической философии Платона:

  • Гносеологическая. Платон разделил понятие и мышление человека, которые вырабатывает определения и понятия. Эти понятия и определения Платон назвал – эйдосами, которые, по его мнению, составляют идеальное бытие. Платон был последователем и учеником Сократа. Сократ говорил, что знать – значит иметь определение. В философии Платона носителями определений и понятий являются идеи.
  • Онтологическая. Окружающий мир, который человек воспринимает своими органами чувств Платон называет кажущимся бытием. В этом кажущемся бытии одни вещи рождаются другими. Платон постулировал идею о том, что предметы кажущегося материального мира порождаются в соответствии с идеей идеального мира – эйдосом. Таким образом, материальные вещи есть слепок с мира идей.
Читайте также:
Протестантизм - отличия от православных, католиков, праздники

Так как существует пирамида идей, то существуют взаимоотношения между ними. Это есть отношения соподчинения. Идеи соотносятся друг с другом на основе понятий более общего и более частного. Одна идея более конкретная, другая более общая, следовательно, первая будет подчиняться второй. Однако, идеи – это лишь образцы, по которым строитcя материальный мир. Для того, чтобы было возможно чувственное воспринимаемое бытие Платон вводит понятие хора. Хора в переводе с греческого – материя, материальная субстанция. Материя и идея – это два рода сущего. Материя есть потенциальный источник многообразия чувственного кажущегося бытия. Эйдос – это пассивное начало мироздания. Хора обладает пластикой и динамикой, она может принять любую форму. Так, изначально существует идея стола, например, потом эта идея соединяется с материей – хорой, которая принимает соответствующую форму стола. Однако, важно отметить, что хора – это только материальная субстанция, источник физической материи. Сама физическая материя состоит из 4 основных стихийных первоэлементов, хорошо известных философии древней Греции – огонь, воздух, земля, вода. Однако, и эти первоэлементы существуют только потому, что в идеальном мире есть эйдосы, воплощающие идею воды, огня, воздуха, земли. Физическая материя может изменяться, уничтожаться, пропадать и возникать. Мир эйдосов неизменен и вечен.

Философской иллюстрацией концепции Платона является миф о Пещере, который Платон использовал для обоснования своего учения. Платон говорил, что материалисты, утверждающие, что в основе нашего мира лежит материя и есть лишь чувственно-воспринимаемые предметы, подобны человеку, сидящему в пещере. Этот человек сидит спиной к выходу пещеры, в который проходит слабый свет. На стене пещеры человек видит, как проходят тени. Материалисты верят, что тени на стенах пещер – есть подлинное бытие. Однако, эти тени лишь отбрасываются подлинным бытием, которое находится вне стен этой пещеры. Таким образом, сама пещера есть кажущееся бытие, тени на стенах пещеры – это образцы идей, а вот то, что отбрасывает эти тени и есть сами эйдосы. Платон сравнивает большинство людей с узниками пещеры, которые верят в чувственное материальное бытие и не хотят выбраться из пещеры, чтобы познать эйдосы. Философов и мудрецов Платон сравнивает со свободными разумными людьми, которые выбрались из пещеры и узрели подлинный идеальный мир идей.

Миф о пещере Платон приводит для психологического доказательства своей концепции.

Таким образом, Платон сравнивает мир чувственно-воспринимаемых идей с миром теней, а идеи – отбрасывают эти тени и являются образцами вещей.

Платон выделяет несколько родов сущего. Самым высшим является Бог, далее идет мировая душа, затем идеи, и только потом хора и материальные вещи, которая она образует. Платон вводит понятие мировой души для того, чтобы обосновать движение. Ведь хора и эйдосы – пассивные начала, следовательно, необходим источник движения. Этим источником движения и активности в космосе в философии Платона стала мировая душа.

Функции мировой души:

  • источник движения,
  • источник одушевленности тел,
  • источник сознания и познания

При этом мировая душа причастна как к миру эйдосов, так и миру материальных вещей. Для того, чтобы это было возможно, мировая душа состоит из противоположностей – тождественного (воплощение идей) и иного (воплощение хоры). Мировая душа есть причина как внешнего движения, так и внутреннего движения. Следовательно, иное познает вещи, а тождественное познает идеи.

Высшим родом сущего является Бог. Бог в философии Платона – это и творец хоры и творец эйдосов. Платон вводит понятие Демиург (перевод. – устроитель, ремесленник, архитектор мира). Демиург создатель мироздания. Платон говорит, что было время, когда не существовало космоса и даже самого времени. Демиург сотворил и космос, и время, а также других богов.

Следовательно, каждый род сущего выполняет определенную роль в мироздании. Так Бог был создателем и материи, идей, и мировой души. Идеи являются прообразами вещей, мировая душа выполняет роль активного начала, которая приводит в движение хору и эйдосы, хора есть источник многообразия материального мира, наконец, чувственно воспринимаемы вещи и составляют окружающий мир.

Космогония. Задачу натурфилософии Платон видел не только в объяснении взаимосвязи между вещами окружающего мира, но и в том, чтобы объяснить целевую причину сотворения мира. Т.е. натурофилософия должна была ответить на вопрос, какова была цель сотворения космоса, и почему он устроен именно таким образом. Как уже отмечалось выше, создателем космоса в философии Платона является Бог Демиург. Космос был создан в соответствии с идеей космоса, которой обладал Демиург ввиду естественной необходимости – хоры. Следовательно, хора есть материальная необходимость, а идея – прообраз космоса. При этом хора есть источник физической материи. А физическая материя состоит из мельчайших материальных частиц определенной формы.

Платон в лучших традициях древнегреческой философии придерживался идеи объективно существующего чувственно-материального космоса. Космос был для Платона одухотворенным живым бытием, который обладал душой и умом. Космос имеет свои пределы и является замкнутым. Вокруг него пустота.

Мировая душа осуществляет как внешнее движение (движение звезд, находящейся за пределами солнечной системы), так и внутреннее движение (движение Земли, Луны, планет и Солнца).

Читайте также:
Мировые религии ✔, список основных религий мира и их краткое описание, понятие буддизма, христианства и ислама, самая древняя религия на земле, традиционные и современные религии

С помощью иного душа познает хору (материю), а с помощью смеси тождественного-иного – вещи.

Гносеология. Платон отрывает чувственное познание от рационального, как это делали еще представители элиты. С помощью чувственного познания можно узнать кажущееся бытие, т.е. наш материальный мир. Истинное бытие – мир идей – не поддается чувственному познанию.

Истинное познание в философии Платона – это познание рациональное.

Платон разработал теорию воспоминания (анамнезиса), что является наиболее интересной идеей в его гносеологии. Как представитель идеализма Платон признавал наличие бессмертной души в человеке. Платон считал, что до того как воплотиться в человеческом теле, человеческая душа обитала в мире идей. Таким образом, душа воспринимала идеи, когда она еще не была соединена с человеческим телом. Когда душа попадает в тело, то она забывает то, что она видела в мире идей. Но у души есть способность припоминания. Воспоминания души тем сильнее, чем больше душа отстраняется от тела. Таким образом, вершина познания есть полное припоминание идеального мира идей. Платон считал, что вещи могут способствовать припоминанию, так как они есть слепок с идей, но основное средство познания – это диалектическое припоминание. Таким образом Платон постулирует идею врожденности знания.

Платон определяет следующие научные дисциплины: арифметика, геометрия , музыка, стереометрия, астрономия (наука о космосе).

Философия Платона. Учение о бытии и познании, об идеальном государстве.

Платон (427 – 347 гг. до н. э.) – крупнейший фило­соф Древней Греции, ученик Сократа, основатель собст­венной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Философия Платона – это античный объективный идеализм.

Согласно Платону, действительным бытием является мир идей. Платон выступил против позиции наивных реалистов, согласно которой информацию о мире можно получить с помощью органов чувств. Органы чувств свидетельствуют нам, что мир чувственных вещей является действительным бытием. Эта позиция, по мнению Платона, является ошибочной.

Идеальный мир – это сущее, которое «всегда есть и никогда не порождается». Число идей у Платона велико. По существу, их должно быть столько, сколько существует вещей, потому что идеи являются стандартами, образцами чувственных вещей.

Учение об идеях (эйдос с греч – образ). Идеи – абстрактные сущности вещей, которые изолированно существуют от самих вещей и место их где-то в небесных или «занебесных» сферах. Идея – это понятие, т.е. истинно-сущее, сверхчувственное бытие, постигаемое одним только разумом. Идеи неизменны, вечны, вещи же – чувственны, изменчивы и преходящи. Каждой вещи предшествует идея. Вещи распадаются и возникают, а идеи вечны и первичны по отношению к вещам. Согласно учению Платона лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи – это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей.

Мир идей – божественное царство, в к-ром до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю, где временно находясь в чел. теле, как узник в темнице она вспоминает о мире идей. Итак, бытие, по Платону, есть вид, идея, сущность. Платон впервые в истории философии проводит четкое разделение между сущностью и явлением.

Теория познания Платона опирается на его учение о душе. П считал, что человек, как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна. Познавать может только чел – у него имеется душа. Когда идея в своем собственном мире она знает всё. Когда чел. умирает, его душа, по П, не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова как своей темницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их. Когда идея связывается с материей, идея вспоминает с чем сталкивалась в мире идей. Поэтому суть процесса познания состоит в припоминании душой тех идей, которые она уже созерцала. Истинное знание дает только мышление. Мышление же это не зависимый от чувственных восприятий абсолютно самостоятельный процесс припоминание. Знание возможно не для всякого. Размышление о причине познания или познание сущности Платон называет припоминанием или анамнезисом.

Душа состоит из 3 частей: разумной, кот создается самим творцом, аффективной и вожделеющей, кот создаются низшими богами.

Платон об идеальном государстве

В обширном и разностороннем творчестве Платона огромное внимание уделено проблемам государства, права и политики. Самыми крупными его произведениями являются Государство и Законы . В первом описывается идеальное, с точки зрения Платона, государство. Во втором государство максимально приближающееся, благодаря правильному законодательству, к идеалу.

С именем Платона связано формирование политической философии. Он стоит у истоков философии государства и права.

У Платона все желания и стремления не имеют никакой ценности, так как направлены на достижение тех или иных целей в материальном, то есть призрачном, мире. В знаменитом отрывке о пещере (Государство) он уподобляет этот мир искаженным теням на одной из стенок этой пещеры, лицом к которой прикованы узники. По одним лишь этим теням нельзя получить представление о том, что на самом деле происходит, как в самой пещере так и за ее пределами. Для того чтобы постичь истину необходимо освободиться от оков и выйти наружу, навстречу божественному свету. Оковами же, по Платону, являются чувства и ощущения. Когда душа пользуется телом, – говорит он, – исследуя что-либо с помощью зрения, слуха или какого-нибудь иного чувства тело влечет ее к вещам, непрерывно изменяющимся, и от соприкосновения с ними душа сбивается с пути, блуждает, испытывает замешательство и теряет равновесие точно пьяная. Смерть, как считает Платон, освобождает душу от этой порочной зависимости, но лишь на некоторое время. Потому что душа обремененная тягой к материальному все равно будет возвращаться на землю в различных телесных оболочках.

Читайте также:
Религии Зарубежной Европы - виды стран по религиозному составу

Отсюда следует вывод о том, что приблизится к божественному можно только через правильное воспитание души и такое воспитание является главной целью платоновского государства. Основной задачей идеального государства становится обеспечение умеренной и уравновешенной жизни всех граждан. Государство должно воспитывать всех граждан по одному образцу, прививая одинаковое, правильное мировоззрение.

РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ ГОСУДАРСТВ (тимократического, олигархического, демократического и тиранического человека).

Тимократией Платон называет такой государственный строй, в котором главенствующей чертой является соперничество и честолюбие. Для тимократического человека главным желанием является желание выдвинуться, заслужить уважение и почем своих сограждан. Но при этом внимание все внешнему блеску.

Для олигархического человека честолюбие уступает место сребролюбию. Все, что не способствует стяжательству и накоплению богатств считается второстепенным. Главным считается способность человека добиться материального благополучия с тем, чтобы удовлетворять свои все возрастающие потребности. При олигархии все общество делится на два враждующих лагеря бедняков и богачей.

Со временем олигархия перерождается в демократию (три класса населения богачи, народ и трутни). И происходит это вследствие непрекращающейся борьбы между классами. В результате устанавливается равенство всех граждан перед законом и выборность должностей. Это рай для человеческих желаний, а не для души, стремящейся, по своей природе, освободиться от всего земного.

В тирании на первый план выходит удовлетворение своих желаний, не сдерживаемое более традицией, моралью, убеждениями. Сильнейший здесь всегда прав. Не удивительно, что Платон считал тиранию наихудшим способом правления.

В конечном итоге Платон подводит нас к выводу о том, что в идеальном государстве каждый должен заниматься тем, что у него лучше всего получается.

В идеальном государстве Платона за детьми наблюдают специальные должностные лица с тем, чтобы определить, кто из них больше приспособлен к тому, чтобы быть ремесленником и земледельцем, кто воином и защитником государства, а кто способен постичь высшее благо и стать правителем. И система воспитания и отбора, разработанная великим философом, призвана им помочь в этом.

Таким образом формируются три класса идеального общества дельцы (ремесленники и крестьяне), стражи и правители.

После того, как будущее ребенка определено, переход его в любое другое сословие становится невозможным. Жены и дети должны быть общими.

Допускать же человека из низшего сословия, с душой еще далекой от совершенства, к управлению людьми и государством, было бы непростительной ошибкой. Таким образом, каждый человек в идеальном государстве должен занимать то положение, которому соответствует состояние его души, в этой жизни. Платон говорит о том, что в идеальном обществе ничего не должно совершаться без приказа. Каждый имеет своего начальника, которому должен беспрекословно подчиняться.

Наказания в тщательно разработанной античным философом системе законов призваны либо оградить все общество от влияния дурного человека, либо устранить его физически

Сформулировав два основных принципа, по которым должно функционировать идеальное платоновское государство соответствие способностей гражданина занимаемому посту и неукоснительное подчинение законам и приказам и предназначение каждого человека, и законы должны определять философы.

История христианства

Христианство – одна из ведущих мировых религий, а на начало третьего тысячелетия и имеющая больше всего приверженцев. Общее число христиан приближается к двум миллиардам человек. Христиане живут на всех контнинентах. В Европе, Америке и Австралии христиане составляют большинство населения. Христианство играет важнейшую роль в общественной, экономической и культурной жизни народов и государств. Летоисчисление, которое используется во многих странах мира (в том числе в России), имеет своим началом дату рождения Христа. Для среднего и старшего школьного возраста.

Оглавление

  • Возникновение и распространение христианства

Из серии: Узнай мир

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История христианства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© В. А. Карачёв, текст, оформление обложки, иллюстрации, 2011–2019

© В. А. Карачёв, составление серии, 2000–2019

Моисей со скрижалями Завета

Возникновение и распространение христианства

Христианство — одна из ведущих мировых религий, а на начало третьего тысячелетия и имеющая больше всего приверженцев. Общее число христиан приближается к двум миллиардам человек. Христиане живут на всех континентах. В Европе, Америке и Австралии христиане составляют большинство населения. Христианство играет важнейшую роль в общественной, экономической и культурной жизни народов и государств. Летоисчисление, которое используется во многих странах мира (в том числе в России), имеет своим началом дату рождения Христа.

Христианство зародилось в недрах религии еврейского народа — иудаизма. Можно сказать, что иудаизм является родоначальником христианства. Первыми христианами были палестинские иудеи, ходившие на поклонение в Иерусалимский храм и соблюдавшие закон Моисея. Христиане признали еврейскую Библию — Ветхий Завет — своим Священным Писанием, к которому впоследствии добавили вторую часть — Новый Завет. Десять заповедей, данных в Ветхом Завете, христиане считают обязательными для всех людей, среди них такие известные, как «не убий», «не укради», «не пожелай жены ближнего своего».

Основные постулаты иудаизма также перетекли в христианство. Это, во-первых, монотеизм, то есть признание единого Бога, сотворившего мир и управляющего им. Во-вторых, мессианизм — ожидание скорого пришествия Спасителя человечества. Наконец, уверенность в неизбежной гибели существующего греховного и несправедливого мира и в наступлении нового мира, справедливого и вечного Царства Божьего.

Христианство возникло на территории, которая в то время была провинцией Римской империи, величайшей державы Древнего мира. Немалая часть римлян к тому времени, видимо, разуверилась в «отеческих богах» и не посещала храмы. Процветали заимствованные из завоеванных римлянами провинций суеверия, волшебство и тайные культы.

Читайте также:
Возникновение христианства - время и место появления

В римской провинции Палестине началось брожение умов, необычайно обострились ожидания пришествия Спасителя — Мессии. Как говорится в Евангелии, суровый подвижник Иоанн Креститель, проповедовавший на реке Иордан, громогласно возвещал скорое появление того, чье пришествие предсказывали древнееврейские пророки. Недаром Иоанна Крестителя называют также Предтечей, то есть провозвестником, Христа.

Картина Александра Иванова «Явление Христа народу». 1836–1857 гг.

На знаменитом полотне Александра Иванова «Явление Христа народу», хранящемся в Третьяковской галерее, запечатлен Иоанн Креститель, обращающийся к людям, которые совершают омовение в реке Иордан: «Идет за мною сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым!» Все люди с трепетом и надеждой устремляют свои взгляды в ту сторону, откуда тихим, но твердым шагом идет по земле Христос.

Об основателе христианства подробно рассказывается в четырех Евангелиях, которые, как утверждает Церковь, написали его ученики и последователи: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Греческое слово «евангелие» означает «благая весть» или «благовествование».

Вот что рассказывают Евангелия о жизни Иисуса Христа. В конце правления царя Ирода (37–4 гг. до н. э.) в палестинском городе Вифлееме у Девы Марии родился сын Иисус. Это было чудо, поскольку он родился не от земного отца, а от Духа Святого и был самим Богом, пришедшим на землю в облике человека. Восточные мудрецы-волхвы узнали об этом событии по движению звезды на небе. Следуя за ней и заметив место, где она остановилась, они разыскали новорожденного, в котором признали Мессию (по-гречески — Христос) — Божьего помазанника, и поднесли ему дары.

Икона «Иоанн Креститель». XIX в.

Когда Иисус возмужал, он собрал вокруг себя двенадцать учеников. В Новом Завете (так называется та часть Библии, в которую и входят Евангелия) они названы апостолами, то есть «посланцами». Обходя со своими учениками города и селения Палестины, Христос проповедовал новую веру. При этом он творил чудеса: ходил по воде как посуху, прикосновением оживлял умерших и исцелял больных, превращал воду в вино, пятью хлебами и двумя рыбами накормил досыта пять тысяч человек, и после трапезы осталось еще недоеденных кусков полных двенадцать коробов. При этом никто, кроме его ближайших учеников, не догадывался, что он Мессия. Обычно его называли Иисусом, сыном Иосифа, или Иисусом из Назарета (так называется палестинский город, в котором он вырос).

Поклонение волхвов новорожденному Мессии 4

Святое семейство

Проповедь Иисуса

Проповедническая деятельность Иисуса Христа вызвала раздражение иудейских властей и служителей Иерусалимского храма. Они объявили его ложным мессией, схватили и осудили на смертную казнь. Этот приговор утвердил римский наместник Иудеи Понтий Пилат. Иисус был подвергнут распятию — мучительной казни на кресте, что считалось самой позорной, «рабской» формой казни. Это случилось накануне праздника Пасхи, в апреле 30 года н. э. В момент смерти Иисуса, как сообщают Евангелия, снова произошли чудеса: померкло солнце, случилось землетрясение, открылись гробы, и некоторые умершие воскресли и вышли из них.

На третий день после смерти Иисус воскрес и явился своим ученикам. Спустя некоторое время он на облаке вознесся к небесам, обещая впоследствии вернуться, воскресить всех умерших и, рассудив на Страшном суде деяния каждого, грешников низвергнуть на вечные муки в ад, а праведников ввести в небесное Царство Божие.

Церковные служители и проповедники часто употребляют выражения «нести людям Евангелие». Это означает не только рассказывать о жизни и служении Иисуса Христа, но и объяснять смысл его учения. Хотя канонических (официально признанных Церковью) Евангелий четыре, часто о них говорится в единственном числе как о некоем общем благовествовании. Первые три Евангелия рассказывают большей частью о поступках и речениях Иисуса, а Евангелие от Иоанна раскрывает духовное, мистическое значение пришествия Спасителя.

Дело распространения своего учения Христос возложил на учеников-апостолов, послав им «силу свыше», Духа Святого. Апостолы ходили с проповедью новой веры ко всем известным тогда народам. Голод и холод, темницы и преследования — ничто не останавливало их. В результате во всех больших и важнейших городах Римской империи и даже во многих малых городах были основаны христианские общины.

Апостол Петр, называемый «князем Церкви», проповедовал христианство среди палестинских иудеев, затем в Малой Азии, Египте и Риме. По преданию, Петр проповедовал с такой убежденностью, что разом обращал в христианство до пяти тысяч человек, исцелял безнадежных больных, даже воскрешал умерших. Люди настолько почитали его, что выносили больных прямо на улицы, чтобы хоть тень апостола осенила их. В 67 году, при императоре Нероне, его казнили, пригвоздив к кресту. При этом апостол пожелал, чтобы его пригвоздили вниз головой, так как считал себя недостойным умереть так же, как умер Иисус Христос. Считается, что Петр основал Римскую Церковь и был ее первым предстоятелем (руководителем). Римские папы считают себя его преемниками. В прошлом веке в Ватиканском соборе проводились раскопки, в ходе которых среди древних захоронений была обнаружена гробница с христианскими символами. Католики торжественно объявили, что наконец-то найдена гробница апостола Петра. Ученые, впрочем, не очень в этом уверены, поскольку римляне обычно не выдавали тела казненных для захоронения их близким, а сбрасывали в реку Тибр.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Возникновение и распространение христианства

Из серии: Узнай мир

Читайте также:
Буддизм, кратко о религии, священная книга, основные идеи

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История христианства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Основание христианства

Из книги Ивана Андреева “Православная апологетика” , изданной в серии “Духовное наследие русского зарубежья” , выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.

Распятие. Дионисий. 1500 г. На иконе под руками Спасителя изображены аллегорические фигуры уходящей ветхозаветной Церкви и идущей ей на смену новозаветной.

Ветхозаветная религия, несмотря на свое исключительное превосходство над всеми естественными религиями, ввиду своего явно Божественного характера, была тем не менее только приготовлением к религии христианства.

Ветхозаветная религия была предназначена не для всего мира, а лишь для избранного Богом израильского народа, почему многие из законодательных и обрядовых постановлений носили только местный, национальный характер. Израильский народ был избранным народом для того, чтобы из своей среды дать миру ряд пророков и учителей и через них подготовить весь мир к восприятию Нового Завета.

Все догматические и нравственные учения Ветхого Завета, несмотря на их высоту, были неполны, не до конца ясны и представляли собой лишь ступени к высшему откровению. Ветхозаветные пророки глубоко это понимали и устремляли взгляд к будущей религии Нового Завета (см. пророк Иеремия: «Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет» – Иер. 31, 31). Этим Новым Заветом является христианство, что совершенно без всяких оснований отрицается новоиудейской религией.

Христианство обладает полнотой доказательств его истинности и Божественности. Эти доказательства так многочисленны и разнообразны, что могут удовлетворить запросам самых различных складов ума и характеров, что мы и видим в историческом христианстве.

Кроме общих доказательств, годных для всех эпох, в христианстве имеется много частных, пригодных к определенным временам. Любая эпоха может найти чрезвычайно убедительные именно для нее доказательства истинности христианства. Самым главным и самым интересным вопросом является вопрос о происхождении христианства. Вопрос сводится к следующему: естественно или сверхъестественно явление в мире христианства?

Натуралистическая (рационалистическая) школа исследователей приходит к заключению, что христианство было целиком подготовлено всей предыдущей историей и являлось естественным продуктом древнего мира. С точки зрения этой школы христианство вполне и целиком объясняется комбинацией естественных исторических причин. Оно появилось как закономерный исторический синтез борьбы и завершения (логического) двух начал: иудейства и язычества (таково мнение так называемой Новотюбингенской отрицательно-критической школы Баура и Штрауса).

Но Православная Церковь с этим абстрактным рассуждением и утверждением согласиться никак не может. Для Православной Церкви совершенно несомненно, наоборот, сверхъестественное, Божественное происхождение христианства. Для этого утверждения имеются весьма основательные доказательства. Прежде всего, к этому приводит объективное рассмотрение исторических обстоятельств, предшествовавших и сопровождавших появление христианства. Христианство появилось как давно ожидаемое «исполнение времен».

На Востоке перед временем Рождества Христова господствовало ожидание великого переворота в мире, причем центром и исходным пунктом этого переворота, по единогласному свидетельству таких замечательных мировых историков древности, как Иосиф Флавий, Тацит, Светоний, назначалась Иудея (ср. приход волхвов с Востока для поклонения родившемуся Спасителю; при этом было и особое знамение на небе: появление особой звезды). Даже в отдаленном Китае, в эпоху накануне Рождества Христова, ожидалось появление «великого святого», издревле предсказанное китайскими мудрецами.

Эпоха, предшествовавшая Рождеству Христову, может быть охарактеризована как трепет всеобщего ожидания переворота, связанного с появлением какой-то особенной личности. Это отразилось и в классической литературе (см., например, 4-ю эклогу «Буколик» римского поэта Вергилия, где говорится о долженствующем родиться чудесном ребенке, который принесет с собой золотой век, за что Данте в «Божественной комедии» изображает Виргилия проводником автора).

Особенно ясно, трепетно и определенно ожидание Мессии было в среде израильского народа, главным образом отраженное в творчестве пророков. Вообще следует сказать, что ожидание Мессии было душой ветхозаветной религии (ср. «семя жены», имеющее сокрушить силу зла, в Книге Бытия, 3, 15; пророчества Исаии, Даниила, Малахии, Аггея и других).

В ветхозаветной религии было точно установлено, что Искупитель придет: 1) в период существования Иудейского царства; 2) до разрушения Иерусалимского храма; 3) после появления великого пророка (Предтечи).

И место (Вифлеем), и время (через «70 седмин») рождения, и имя (Христос) Спасителя были известны.

Но самым убедительным доказательством (несомненным) Божественности происхождения христианства является личность и характер его Основателя.

Возникновение христианства (кратко). История возникновение христианства

Трудно найти такую религию, которая бы настолько мощно повлияла на судьбу человечества, как это сделало христианство. Казалось бы, возникновение христианства изучено достаточно хорошо. Об этом написано безграничное количество материала. На этой ниве трудились церковные авторы, историки, философы, представители библейской критики. Это и понятно, ведь речь шла о величайшем феномене, под влиянием которого фактически сложилась современная западная цивилизация. Однако еще много тайн хранит одна из трех мировых религий.

Возникновение

У создания и развития новой мировой религии запутанная история. Возникновение христианства окутано тайнами, легендами, предположениями и допущениями. Не так много известно об утверждении этого учения, которое сегодня исповедует четверть населения планеты (около 1,5 млрд человек). Это можно объяснить тем, что в христианстве значительно отчетливее, чем в буддизме или исламе, присутствует сверхъестественное начало, вера в которое обычно порождает не только благоговение, но и скептицизм. Поэтому история вопроса подвергалась значительным фальсификациям различными идеологами.

Кроме того, возникновение христианства, его распространение было взрывообразным. Процесс сопровождался активной религиозно-идеологической и политической борьбой, значительно исказившей историческую истину. Споры по этому вопросу продолжаются до настоящего времени.

Рождение Спасителя

Возникновение и распространение христианства связано с рождением, деяниями, смертью и воскрешением всего одной личности – Иисуса Христа. Основой новой религии стала вера в божественного Спасителя, биографию которого подают главным образом Евангелия – четыре канонических и многочисленные апокрифические.

Читайте также:
Конфуцианство - основные идеи, суть, этические принципы, основатель

В церковной литературе достаточно подробно, в деталях, описывается возникновение христианства. Кратко попытаемся передать основные события, запечатленные в Евангелиях. В них утверждается, что в городе Назарете (Галилея) простой девушке («деве») Марии явился архангел Гавриил и возвестил о предстоящем рождении сына, но не от земного отца, а от Духа Святого (Бога).

Мария родила этого сына во времена иудейского царя Ирода и римского императора Августа в городе Вифлееме, куда она отправилась уже вместе со своим мужем, плотником Иосифом, для участия в переписи населения. Пастухи, извещенные ангелами, приветствовали младенца, который получил имя Иисус (греческая форма еврейского «Иешуа», что означает «Бог-спаситель», «Бог меня спасает»).

По движению на небе звезды об этом событии узнали восточные мудрецы – волхвы. Следуя за звездой, они нашли дом и младенца, в котором признали Христа («помазанника», «мессию»), и поднесли ему дары. Затем семья, спасая ребенка от обезумевшего царя Ирода, отправилась в Египет, вернувшись, поселилась в Назарете.

В апокрифических Евангелиях поведаны многочисленные подробности о жизни в то время Иисуса. Зато канонические Евангелия отражают только один эпизод из его детства – путешествие на праздник в Иерусалим.

Деяния Мессии

Подрастая, Иисус перенял опыт отца, стал каменщиком и плотником, после смерти Иосифа кормил и заботился о семье. Когда Иисусу исполнилось 30 лет, он повстречался с Иоанном Крестителем и крестился в реке Иордан. В дальнейшем он собрал 12 учеников-апостолов («посланников») и, обходя вместе с ними в течение 3,5 лет города и села Палестины, проповедовал совершенно новую, миролюбивую религию.

В Нагорной проповеди Иисус обосновал моральные принципы, которые стали основой мировоззрения новой эры. При этом он творил разные чудеса: ходил по воде, прикосновением руки воскрешал умерших (в Евангелиях зафиксировано три таких случая), исцелял больных. Также мог унять бурю, обратить воду в вино, «пятью хлебами и двумя рыбами» накормить досыта 5000 человек. Однако для Иисуса наступало тяжелое время. Возникновение христианства связано не только с чудесами, но и страданиями, которые он испытал позже.

Гонения на Иисуса

Никто не воспринимал Иисуса как Мессию, а его родные даже решили, что он «вышел из себя», то есть стал неистовым. Только во время Преображения ученики Иисуса поняли его величие. Но проповедническая деятельность Иисуса вызвала раздражение первосвященников, руководивших Иерусалимским храмом, которые объявили его лжемессией. После Тайной Вечери, состоявшейся в Иерусалиме, Иисуса за 30 сребреников предал один из его учеников-последователей – Иуда.

Иисус, как и любой человек, кроме божественных проявлений чувствовал боль и страх, так что с тоской пережил «страсти». Схваченный на Елеонской горе, он был осужден иудейским религиозным судом – синедрионом – и приговорен к смерти. Приговор утвердил наместник Рима Понтий Пилат. Во времена правления римского императора Тиберия Христа подвергли мученической казни – распятию на кресте. При этом снова произошли чудеса: прокатились землетрясения, солнце померкло, и по преданию «раскрылись гробы» – воскресли некоторые умершие.

Воскрешение

Иисус был похоронен, но на третий день он воскрес и вскоре явился ученикам. По канонам, он на облаке вознесся на небо, пообещав впоследствии вернуться, дабы воскресить умерших, на Страшном суде осудить деяния каждого, низвергнуть в ад грешников на вечные муки, а праведников вознести на вечную жизнь в «горный» Иерусалим, небесное Царство Божье. Можно сказать, что с этого момента и начинается удивительная история – возникновение христианства. Уверовавшие апостолы распространили новое учение по всей Малой Азии, Средиземноморью и другим регионам.

Днем основания Церкви стал праздник сошествия Святого Духа на апостолов спустя 10 дней после Вознесения, благодаря чему апостолы получили возможность проповедовать новое учение во всех концах Римской империи.

Тайны истории

Как протекало возникновение и развитие христианства на раннем этапе, доподлинно не известно. Мы знаем то, о чем рассказали авторы Евангелий – апостолы. Но Евангелия отличаются, причем значительно, касательно толкования образа Христа. У Иоанна Иисус – Бог в человеческом обличье, божественная природа автором всячески подчеркивается, а Матфей, Марк и Лука приписали Христу качества обычного человека.

Существующие Евангелия написаны на греческом языке, распространенном в мире эллинизма, тогда как реальный Иисус и его первые последователи (иудео-христиане) жили и действовали в другой культурной среде, общались на арамейском языке, распространенном в Палестине и на Ближнем Востоке. К сожалению, не сохранилось ни одного христианского документа на арамейском языке, хотя раннехристианские авторы упоминают Евангелия, написанные на этом языке.

После вознесения Иисуса искры новой религии должны, казалось, угаснуть, так как среди его последователей не было образованных проповедников. На самом же деле случилось так, что новая вера утвердилась на всей планете. Согласно церковным взглядам, возникновение христианства обусловлено тем, что человечество, отступивши от Бога и увлекшись иллюзией господства над силами природы с помощью магии, все же искало путь к Богу. Общество, пройдя тяжелый путь, «созрело» к признанию единого творца. Ученые также попытались объяснить лавинообразное распространение новой религии.

Предпосылки возникновения новой религии

Теологи и ученые уже 2000 лет бьются над феноменальным, стремительным распространением новой религии, пытаются выяснить эти причины. Возникновение христианства, согласно древним источникам, было зафиксировано в малоазиатских провинциях Римской империи и в самом Риме. Это явление было обусловлено рядом исторических факторов:

  • Усилением эксплуатации подчиненных и порабощенных Римом народов.
  • Поражениями повстанцев-рабов.
  • Кризисом политеистических религий в Древнем Риме.
  • Социальная потребность в новой религии.
Читайте также:
Иудаизм, краткая история религии, идеи, понятия и священная книга

Вероучения, идеи и этические принципы христианства проявились на почве определенных общественных отношений. В первых веках нашей эры римляне закончили завоевание Средиземноморья. Подчиняя государства и народы, Рим уничтожал попутно их самостоятельность, самобытность общественной жизни. Кстати, в этом возникновение христианства и ислама чем-то похожи. Только протекало развитие двух мировых религий на разном историческом фоне.

В начале I века Палестина также стала провинцией Римской империи. Включение ее в мировую империю привело к интеграции иудейской религиозно-философской мысли из греко-римской. Способствовали этому и многочисленные общины иудейской диаспоры в разных концах империи.

Почему новая религия распространилась за рекордно короткое время

Возникновение христианства ряд исследователей причисляют к историческому чуду: слишком много факторов совпало для стремительного, «взрывного» распространения нового учения. На самом деле большое значение имело то, что это течение вобрало в себя широкий и эффективный идеологический материал, который послужил ему для формирования собственного вероучения и культа.

Христианство как мировая религия сложилось постепенно под влиянием различных течений и верований Восточного Средиземноморья и Передней Азии. Идеи черпались из религиозных, литературных и философских источников. Это:

  • Иудейский мессианизм.
  • Иудейское сектантство.
  • Эллинистический синкретизм.
  • Ориентальные религии и культы.
  • Народные римские культы.
  • Культ императора.
  • Мистицизм.
  • Философские идеи.

Сплав философии и религии

Немалую роль оказала на возникновение христианства философия – скептицизм, эпикуреизм, кинизм, стоицизм. Заметно влиял и «средний платонизм» Филона с Александрии. Иудейский богослов, он фактически перешел на службу к римскому императору. Путем аллегорического толкования Библии Филон стремился слить воедино монотеизм иудейской религии (вера в единого бога) и элементы греко-римской философии.

Не меньше повлияли и нравственное учение римского философа-стоика и писателя Сенеки. Он рассматривал жизнь земную как преддверие к перерождению в потустороннем мире. Главным для человека Сенека считал обретение свободы духа через осознание божественной необходимости. Именно поэтому более поздние исследователи называли Сенеку «дядей» христианства.

Проблема датировки

Возникновение христианства неразрывно связано с проблемой датировки событий. Неоспоримым является факт – возникло оно в Римской империи на рубеже нашей эры. Но когда именно? И в каком месте грандиозной империи, которая охватывала все Средиземноморье, значительную часть Европы, Малую Азию?

Согласно традиционной трактовке, зарождение основных постулатов приходится на годы проповеднической деятельности Иисуса (30-33 гг. н. э.). Ученые с этим частично соглашаются, но добавляют, что вероучение составлено после казни Иисуса. Причем из четырех канонически признанных авторов Нового Завета лишь Матфей и Иоанн были учениками Иисуса Христа, являлись свидетелями событий, то есть контактировали с непосредственным источником учения.

Другие (Марк и Лука) часть информации уже приняли опосредованно. Очевидно, что становление вероучения растянулось во времени. Это естественно. Ведь за «революционным взрывом идей» во времена Христа наступил эволюционный процесс освоения и развития этих идей его учениками, которые и придали учению завершенный вид. Это заметно при анализе Нового Завета, написание которого продолжалось до конца I века. Правда, до сих пор существуют различные датировки книг: христианская традиция ограничивает написания священных текстов периодом в 2-3 десятилетия после смерти Иисуса, а некоторые исследователи растягивают этот процесс до середины II века.

Возникновение христианства на Руси

Исторически известно, что учение Христа распространяется в Восточной Европе в IX веке. На Русь новая идеология пришла не из какого-то единого центра, а по разным каналам:

  • из Причерноморья (Византия, Херсонес);
  • из-за Варяжского (Балтийского) моря;
  • по Дунаю.

Археологи свидетельствуют, что определенные группы руссов приняли крещение уже в IX веке, а не в X веке, когда Владимир окрестил киевлян в реке. Раньше Киева был крещен Херсонес – греческая колония в Крыму, с которой славяне поддерживали тесные связи. Контакты славянских народов с населением древней Тавриды с развитием экономических отношений постоянно расширялись. Население постоянно участвовало не только в материальной, но и духовной жизни колоний, куда отправлялись в ссылку первые изгнанники – христиане.

Также возможными посредниками в проникновении религии в восточнославянские земли могли быть готы, двигавшиеся с берегов Балтики к Черному морю. Среди них в IV веке распространял христианство в форме арианства епископ Ульфила, которому принадлежит перевод Библии на готский язык. Болгарский лингвист В. Георгиев выдвигает предположение, что праславянские слова «церковь», «крест», «Господь», вероятно, были унаследованы из готского языка.

Третий путь – придунайский, который ассоциируется с просветителями Кириллом и Мефодием. Главным лейтмотивом кирилло-мефодиевского учения был синтез достижений восточного и западного христианства на почве праславянской культуры. Просветители создали оригинальную славянскую азбуку, перевели богослужебные и церковно-канонические тексты. То есть, Кирилл и Мефодий заложили основы церковной организации на наших землях.

Официальной датой крещения Руси считается 988 год, когда князь Владимир I Святославович массово крестил жителей Киева.

Вывод

Возникновение христианства кратко охарактеризовать невозможно. Слишком много исторических загадок, религиозных и философских споров разворачивается вокруг этого вопроса. Однако более важной является идея, несомая этим учением: человеколюбие, сострадание, помощь ближнему, осуждение постыдных поступков. Не важно, как зарождалась новая религия, важно, что она привнесла в наш мир: веру, надежду, любовь.

История христианства

Христианство – одна из ведущих мировых религий, а на начало третьего тысячелетия и имеющая больше всего приверженцев. Общее число христиан приближается к двум миллиардам человек. Христиане живут на всех контнинентах. В Европе, Америке и Австралии христиане составляют большинство населения. Христианство играет важнейшую роль в общественной, экономической и культурной жизни народов и государств. Летоисчисление, которое используется во многих странах мира (в том числе в России), имеет своим началом дату рождения Христа. Для среднего и старшего школьного возраста.

Читайте также:
Сознание в философии и психологии, структура, уровни, свойства

Оглавление

  • Возникновение и распространение христианства

Из серии: Узнай мир

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История христианства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© В. А. Карачёв, текст, оформление обложки, иллюстрации, 2011–2019

© В. А. Карачёв, составление серии, 2000–2019

Моисей со скрижалями Завета

Возникновение и распространение христианства

Христианство — одна из ведущих мировых религий, а на начало третьего тысячелетия и имеющая больше всего приверженцев. Общее число христиан приближается к двум миллиардам человек. Христиане живут на всех континентах. В Европе, Америке и Австралии христиане составляют большинство населения. Христианство играет важнейшую роль в общественной, экономической и культурной жизни народов и государств. Летоисчисление, которое используется во многих странах мира (в том числе в России), имеет своим началом дату рождения Христа.

Христианство зародилось в недрах религии еврейского народа — иудаизма. Можно сказать, что иудаизм является родоначальником христианства. Первыми христианами были палестинские иудеи, ходившие на поклонение в Иерусалимский храм и соблюдавшие закон Моисея. Христиане признали еврейскую Библию — Ветхий Завет — своим Священным Писанием, к которому впоследствии добавили вторую часть — Новый Завет. Десять заповедей, данных в Ветхом Завете, христиане считают обязательными для всех людей, среди них такие известные, как «не убий», «не укради», «не пожелай жены ближнего своего».

Основные постулаты иудаизма также перетекли в христианство. Это, во-первых, монотеизм, то есть признание единого Бога, сотворившего мир и управляющего им. Во-вторых, мессианизм — ожидание скорого пришествия Спасителя человечества. Наконец, уверенность в неизбежной гибели существующего греховного и несправедливого мира и в наступлении нового мира, справедливого и вечного Царства Божьего.

Христианство возникло на территории, которая в то время была провинцией Римской империи, величайшей державы Древнего мира. Немалая часть римлян к тому времени, видимо, разуверилась в «отеческих богах» и не посещала храмы. Процветали заимствованные из завоеванных римлянами провинций суеверия, волшебство и тайные культы.

В римской провинции Палестине началось брожение умов, необычайно обострились ожидания пришествия Спасителя — Мессии. Как говорится в Евангелии, суровый подвижник Иоанн Креститель, проповедовавший на реке Иордан, громогласно возвещал скорое появление того, чье пришествие предсказывали древнееврейские пророки. Недаром Иоанна Крестителя называют также Предтечей, то есть провозвестником, Христа.

Картина Александра Иванова «Явление Христа народу». 1836–1857 гг.

На знаменитом полотне Александра Иванова «Явление Христа народу», хранящемся в Третьяковской галерее, запечатлен Иоанн Креститель, обращающийся к людям, которые совершают омовение в реке Иордан: «Идет за мною сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым!» Все люди с трепетом и надеждой устремляют свои взгляды в ту сторону, откуда тихим, но твердым шагом идет по земле Христос.

Об основателе христианства подробно рассказывается в четырех Евангелиях, которые, как утверждает Церковь, написали его ученики и последователи: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Греческое слово «евангелие» означает «благая весть» или «благовествование».

Вот что рассказывают Евангелия о жизни Иисуса Христа. В конце правления царя Ирода (37–4 гг. до н. э.) в палестинском городе Вифлееме у Девы Марии родился сын Иисус. Это было чудо, поскольку он родился не от земного отца, а от Духа Святого и был самим Богом, пришедшим на землю в облике человека. Восточные мудрецы-волхвы узнали об этом событии по движению звезды на небе. Следуя за ней и заметив место, где она остановилась, они разыскали новорожденного, в котором признали Мессию (по-гречески — Христос) — Божьего помазанника, и поднесли ему дары.

Икона «Иоанн Креститель». XIX в.

Когда Иисус возмужал, он собрал вокруг себя двенадцать учеников. В Новом Завете (так называется та часть Библии, в которую и входят Евангелия) они названы апостолами, то есть «посланцами». Обходя со своими учениками города и селения Палестины, Христос проповедовал новую веру. При этом он творил чудеса: ходил по воде как посуху, прикосновением оживлял умерших и исцелял больных, превращал воду в вино, пятью хлебами и двумя рыбами накормил досыта пять тысяч человек, и после трапезы осталось еще недоеденных кусков полных двенадцать коробов. При этом никто, кроме его ближайших учеников, не догадывался, что он Мессия. Обычно его называли Иисусом, сыном Иосифа, или Иисусом из Назарета (так называется палестинский город, в котором он вырос).

Поклонение волхвов новорожденному Мессии 4

Святое семейство

Проповедь Иисуса

Проповедническая деятельность Иисуса Христа вызвала раздражение иудейских властей и служителей Иерусалимского храма. Они объявили его ложным мессией, схватили и осудили на смертную казнь. Этот приговор утвердил римский наместник Иудеи Понтий Пилат. Иисус был подвергнут распятию — мучительной казни на кресте, что считалось самой позорной, «рабской» формой казни. Это случилось накануне праздника Пасхи, в апреле 30 года н. э. В момент смерти Иисуса, как сообщают Евангелия, снова произошли чудеса: померкло солнце, случилось землетрясение, открылись гробы, и некоторые умершие воскресли и вышли из них.

На третий день после смерти Иисус воскрес и явился своим ученикам. Спустя некоторое время он на облаке вознесся к небесам, обещая впоследствии вернуться, воскресить всех умерших и, рассудив на Страшном суде деяния каждого, грешников низвергнуть на вечные муки в ад, а праведников ввести в небесное Царство Божие.

Церковные служители и проповедники часто употребляют выражения «нести людям Евангелие». Это означает не только рассказывать о жизни и служении Иисуса Христа, но и объяснять смысл его учения. Хотя канонических (официально признанных Церковью) Евангелий четыре, часто о них говорится в единственном числе как о некоем общем благовествовании. Первые три Евангелия рассказывают большей частью о поступках и речениях Иисуса, а Евангелие от Иоанна раскрывает духовное, мистическое значение пришествия Спасителя.

Читайте также:
Православие - определение, история возникновения, виды

Дело распространения своего учения Христос возложил на учеников-апостолов, послав им «силу свыше», Духа Святого. Апостолы ходили с проповедью новой веры ко всем известным тогда народам. Голод и холод, темницы и преследования — ничто не останавливало их. В результате во всех больших и важнейших городах Римской империи и даже во многих малых городах были основаны христианские общины.

Апостол Петр, называемый «князем Церкви», проповедовал христианство среди палестинских иудеев, затем в Малой Азии, Египте и Риме. По преданию, Петр проповедовал с такой убежденностью, что разом обращал в христианство до пяти тысяч человек, исцелял безнадежных больных, даже воскрешал умерших. Люди настолько почитали его, что выносили больных прямо на улицы, чтобы хоть тень апостола осенила их. В 67 году, при императоре Нероне, его казнили, пригвоздив к кресту. При этом апостол пожелал, чтобы его пригвоздили вниз головой, так как считал себя недостойным умереть так же, как умер Иисус Христос. Считается, что Петр основал Римскую Церковь и был ее первым предстоятелем (руководителем). Римские папы считают себя его преемниками. В прошлом веке в Ватиканском соборе проводились раскопки, в ходе которых среди древних захоронений была обнаружена гробница с христианскими символами. Католики торжественно объявили, что наконец-то найдена гробница апостола Петра. Ученые, впрочем, не очень в этом уверены, поскольку римляне обычно не выдавали тела казненных для захоронения их близким, а сбрасывали в реку Тибр.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Возникновение и распространение христианства

Из серии: Узнай мир

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История христианства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Христианство: зарождение и развитие

Христианство – это одна из крупнейших и древнейших мировых религий, насчитывающая более 2 млрд последователей. Главные постулаты: изначальная греховность человека, но Бог оставил ему возможность исправления и очищения в случае ведения праведной жизни и раскаяния. Обязательна жертвенность, первый пример которой – жертва богочеловека Иисуса Христа.

Предпосылки возникновения

В I в. до н. э. политическое положение практически любых прогосударственных образований было крайне неустойчивым: одни, завоёвывая других, занимали господствующую позицию, а затем, сталкиваемые третьими, быстро приходили в упадок.

Самая популярная на сегодняшний день теория о происхождении христианства утверждает: эта религия зародилась в древней Палестине. Палестина длительное время находилась под гнётом чужеземцев, затем ей удалось освободиться и ненадолго стать самостоятельной, но в 663 г. до н. э. всё вновь изменилось: Гней Полтей (римский военачальник) захватил её области, и Палестина потеряла свободу. Отныне она официально являлась частью всё разрастающейся Римской империи.

Потеря независимости порождала недовольство среди всех слоёв населения, но особенно тяжело приходилось наиболее обездоленным. Росло ощущение несправедливости происходящего, местное население мечтало о возврате прежних порядков.

Так была подготовлена почва для появления нового вероучения, обещавшего воздать каждому по его заслугам. Христианство не возникло само по себе: оно вызревало «в лоне» иудаизма. Умы людей уже были подготовлены к идее справедливого возмездия, которое ждёт любого живущего на Земле после смерти. Уже существовала ветхозаветная традиция.

Дополнительную роль в зарождении нового вероучения сыграли труды древнегреческих философов, особенно Сенеки. В них важное место занимали мысли о покаянии, об изначальной греховности всех людей, о том, что необходимо покориться судьбе.

Этапы формирования христианского вероучения

Можно выделить несколько этапов, пройденных христианством до того момента, когда оно обрело современный, знакомый нам облик.

  1. Зарождение и стадия актуальной эсхатологии.
  2. Период приспособления.
  3. Период борьбы за господство.
  4. Период Вселенских соборов.
  5. Разделение церкви на 2 крупнейших ответвления: католицизм и православие.
  6. Дальнейшее развитие и распространение по миру.

Стадия актуальной эсхатологии

Эта стадия началась во второй половине I в. н.э. В это время ещё не произошло чёткого выделения христианства из иудаизма. В I в. н.э. родился Иисус Христос – самая загадочная и вызывающая множество споров как у теологов, так и у историков личность во всём христианском учении. Считается, что он появился на свет в Вифлееме. Его мать была избрана Богом для того, чтобы дать миру человека, который должен был принести себя в жертву ради спасения погрязшего в грехах человечества.

В это время первые последователи нового учения подвергались гонениям и преследованиям, их казнили, всех, кто был с ними связан, бросали в тюрьмы или высылали. На этом этапе первые христиане ожидали прихода Спасителя буквально в любую минуту. Будучи чаще всего представителями беднейших классов, они, чувствуя угнетение, порабощение и не видя выхода из создавшейся ситуации, возложили свои надежды на то, что вот-вот придёт Мессия, и угнетателям воздастся по заслугам, угнетённые же получат справедливую награду.

В это время ещё не существовало строгой иерархичности, христиане объединялись в общины. Для исполнения технических обязанностей назначались диаконы. Для наблюдения за жизнью общины выбирались епископы.

Период приспособления

Новая религия оказалась живучей, попытки власть имущих уничтожить её последователей физически только привлекали к ней всё больше сторонников. В итоге ко II в. н. э. начинается эпоха приспособления. Ожидаемого христианами светопреставления не случилось, но и усиления гнёта до ощущения совершённой безвыходности тоже не происходило. Наступала эра относительной стабильности. К новому учению стали постепенно присоединяться представители более обеспеченных и облечённых властью слоёв населения.

Читайте также:
Экзистенциализм - основные идеи, форма бытия, характерные черты

Ситуация остаётся сложной, потому что представители высшей власти по-разному относятся к христианству: во время правления одних христианам живётся легче, преследования прекращаются, другие же к новой религии по-прежнему нетерпимы. Поскольку новой религии для укрепления позиций требуется поддержка, она охотно принимает в свои адепты богатых и влиятельных людей. Появляются центры христианства в разных областях:

  • Антиохии;
  • Риме;
  • Иерусалиме.

Постепенно старые ветхозаветные традиции иудаизма заменяются новыми:

  • вместо обрезания вводят крещение;
  • вместо прежней Пасхи теперь празднуют новую (но со старым названием);
  • праздничные субботы заменяют воскресенья.

Христианство начинает укреплять свои позиции.

Период борьбы за господство

С III по V вв. идёт продолжительный период борьбы за занятие господствующих позиций христианского вероучения в Римской империи. Критической точкой стало принятие императором Константином в 311 г. Миланского эдикта, который не только признал за христианством все права (пока ещё, правда, наравне с язычеством), но и взял христиан под защиту государства.

Постепенно новая религия становится главенствующей. К концу IV столетия она распространяется по всей огромной территории Римской империи.

Период Вселенских соборов

С самого начала развития христианства в нём, как и в любом веровании, появилось множество «параллельных течений», или ересей. Так, выделялись назореи (ратовали за соблюдение христианами Моисеева закона), эвиониты (отрицавшие божественное происхождение Христа), гностики (уравнивавшие «в правах» дух и материю).

Расхождения во взглядах, отсутствие чётко определённых догматов привело к осознанию необходимости обсудить сложившуюся ситуацию и выработать единую позицию по глобальным вопросам, с которыми верующим и управляющему составу приходилось постоянно сталкиваться. В период с IV по VIII вв. было созвано 7 Вселенских соборов. На них устанавливались в процессе обсуждения определённые догматы, обязательные для соблюдения всеми адептами религии, решались вопросы соблюдения церковного благочиния.

В 787 г. состоялся последний Вселенский собор.

В это время происходит установление церковной иерархии, начинается процесс организации церковных общин в чёткие структуры, где власть каждого вышестоящего звена безусловна над нижестоящим. Появляется титул «патриарха». Возникает институт монашества.

Разделение церкви: католицизм и православие

Ближе к началу XI в. всё резче становятся политические противоречия в рядах ревнителей христианства. В итоге в 1054 г. произошёл раскол между папой Львом IX патриархом Михаилом Керулларием. Церковь была разделена сторонниками обоих на римско-католическую (западную) и православную (восточную).

Развитие христианства и распространение по миру

Христианство занимает всё более прочные позиции, вытесняя различные верования на Европейском континенте. С миссионерами оно распространяется также по Азии и Африке.

На сегодняшний день это – самая крупная мировая религия, насчитывающая более 2,3 млрд. приверженцев во всём мире.

За время существования христианское вероучение, путешествуя по планете, претерпело различные изменения, приспосабливаясь к особенностям населения того края, где оно оказывалось. Сегодня в христианстве выделяются 3 наиболее мощных ответвления. Кроме православия и католицизма, это протестантизм.

Отличительные черты

Почитается (основа основ) Священное писание. Глава церкви – Римский папа. Вера в чистилище.

Представители равно чтут Ветхий и Новый заветы, верят в незыблемое триединство: Христос – Бог, дух и человек. Обязательны исповедь, причастие

Представители учения отвергают пункт о чистилище. Важный постулат – равенство всех верующих. Каждый верующий – сам для себя священник. Максимально сокращённое количество церковной атрибутики, роскоши.

Сфера распространения

Мексика, Южная и Центральная Америка, Куба

Сербия, Черногория, Россия, Украина, Беларусь, Македония

Великобритания, Болгария, Бразилия

Значение христианства

Сейчас почти в каждой стране мира имеется хотя бы одна христианская община. В период своего становления христианство выполняло роль организатора всех угнетённых, способствовало ликвидации разобщённости (поскольку отрицало многобожие).

Впоследствии религия была поставлена на службу государства: с помощью христианского вероучения, обещавшего возмездие за пределами земной жизни, удавалось держать под контролем огромные по численности нестабильные народные массы, в среде которых часто вспыхивали волнения вследствие нищеты и голода.

Христианство играло роль объединяющего фактора, а кроме того, во многом содействовало духовному развитию. Именно в монастырях появились первые книги, началось обучение грамоте.

В наше время христианство, хотя официально во многих странах отделено от государства, фактически продолжает играть роль политической опоры власти. Вторая его функция – психологическая поддержка верующих, утверждение принципов гуманизма. Вероятно, со временем эта функция станет определяющей и выйдет на первый план.

  • Император Константин и христианство
  • Сталинский тоталитаризм: зарождение, становление, особенности
  • Развитие образования при Екатерине II

Современность диктует необходимость проведения реформ в лоне христианской религии. Не смотря на большое число ее сторонников, налицо тенденция уменьшения ее влияния в мире. Внутренние конфликты между христианскими церквями, скандалы со священниками, пропаганда старых догм, отталкивают от нее потенциальных последователей. Однако иерархи продолжают мыслить вчерашним днем и не стремятся к переменам.

Смысл Церкви в том, что она несёт в себе Апостольское свидетельство Христа. Это и есть вчерашний день. Любое изменение Церкви это ересь, отступничество, своеволие.

Сфера распространения католицизма — Испания, Италия, Южная Германия. Болгария не точно записана в протестантские страны — главная церковь Православная.

«…но в 663 г. до н. э. всё вновь изменилось: Гней Полтей (римский военачальник)…»

663 год до н.э. — это ещё царский период Рима. Как он мог вообще подчинить себе Палестину?
Гней Полтей… впервые слышу это имя. Возможно вы имели ввиду Гней Помпей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: