Душевная драма Катерины Кабановой в пьесе А.Н. Островского “Гроза” ℹ значение образа героини в произведении, причины страданий девушки и последствия внутренней борьбы

Душевная драма Катерины в пьесе «Гроза»

«Почему живые, творческие, добрые и порядочные люди мучительно отступают перед бесформенной серой массой, заполняющей мир?» — эта фраза стала бы замечательным эпиграфом к одному из произведений Островского. Конфликт трагедии реализуется на нескольких уровнях. Во-первых, драматург показал ущербность устоявшихся порядков, конфликт патриархального строя и новой, свободной жизни. Этот аспект реализовывается на уровне таких персонажей, как Кулигин и Катерина. Если говорить кратко, то существование, а уж тем более сосуществование людей чувствующих, справедливых, стремящихся к духовному обогащению и честному труду невозможно рядом с обозлёнными, обделёнными и лживыми обитателями Калинова. Причём нужно сделать оговорку, что Калинов — вымышленное пространство, а значит пространство становится условным. Во-вторых, показана душевная драма Катерины в «Грозе».

В этом случае речь идёт о конфликте внутри персонажа. Такие типы конфликтов всегда интересны, ведь противоречия делают образы живыми, многогранными. Островский сумел создать персонаж, который вызвал совершенно противоположные мнения среди критиков. Добролюбов называл главную героиню пьесы «лучом света в тёмном царстве» и искренне полагал, что в Катерине воплощены самые лучшие качества русского человека. А вот Писарев вступил с Добролюбовым в полемику, заявив, что проблемы Катерины были надуманными и решаемыми. Однако обоих критиков так или иначе заинтересовала душевная драма Катерины Кабановой.

Катя живёт с мужем, его сестрой и свекровью. В таком составе семья впервые появляется на сцене. Пятое явление начинается с разговора Марфы Игнатьевны с сыном. Тихон во всём поддерживает мать, соглашается даже с откровенной ложью. Муж Кати, Тихон Кабанов, слабый и безвольный человек. Ему надоели истерики матери, но вместо того, чтобы хоть раз высказать своё мнение или же защитить жену от жестокости и злых слов, Тихон идёт выпивать с Диким. Тихон похож на взрослого ребёнка. Он любит Катю, потому что ощущает в ней внутреннюю силу, вот только его чувства не взаимны: Катя чувствует к Тихону только жалость.

Варвара, кажется, единственный человек, который хоть как-то интересуется Катериной. Она беспокоится за Катю, старается ей помочь. Однако Варвара не понимает насколько тонко Катерина чувствует этот мир, Варвара практична, ей невдомёк почему Катерине так тяжело научиться «врать во благо», почему Катя хочет стать птицей, почему чувствует приближающуюся смерть.

Сама Катя ценит моменты, когда ей удаётся побыть одной. Она жалеет, что у неё нет детей, ведь тогда она любила бы и заботилась о них. Счастье материнства позволило бы Кате реализовать себя как женщину, как мать и как человека, ведь воспитанием занималась бы она. Детство самой Кати прошло беззаботно. У неё было все, о чём она могла мечтать: любящие родители, посещение церкви, свобода и чувство жизни. До замужества Катя чувствовала себя по-настоящему живой, а теперь мечтает стать птицей, чтобы улететь из этого места, которое лишило девушку внутренней лёгкости.

Итак, Катя живёт в доме со свекровью, склонной к тирании и манипуляциям, и мужем, который во всём подчиняется матери, не может защитить жену, любить выпить. Вдобавок к этому, в окружении девушки нет человека, с которым бы она могла поделить своими переживаниями, который не просто слушал её, а услышал бы. Согласитесь, в такой обстановке жить довольно трудно, если учесть, что воспитание и чувство собственного достоинства не позволяют ответить агрессией на агрессию.

Ситуация усугубляется с появлением Бориса, а точнее, чувств Кати к Борису. В девушке была заложена огромная потребность любить и отдавать свою любовь. Возможно, в Борисе Катя увидела того, кому бы смогла отдать нереализованные чувства. Или же она увидела в нём возможность наконец-то быть собой. Скорее всего, и то, и другое. Чувства молодых людей вспыхивают внезапно и развиваются стремительно. Катерине было очень сложно решиться на встречу с Борисом. Она долго думала о муже, о своих чувствах по отношению к Тихону, о том, что к чему всё может привести. Катя бросалась из одной крайности в другую: либо смириться с несчастливой семейной жизнью, забыв Бориса, либо развестись с Тихоном, чтобы быть с Борисом. И всё же девушка принимает решение выйти в сад, где её ждал возлюбленный. «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» — такой была позиция Кати. Она пренебрегает законами христианства, совершая грех, но девушка твёрдо уверена в своём решении. Катя берёт на себя ответственность за свою жизнь: «что меня жалеть? Сама на то пошла». Тайные встречи, продолжавшиеся десять дней, завершаются с приездом Тихона. Катя боится, что правда о её измене вскоре станет известна мужу и свекрови, поэтому сама хочет рассказать им. Борис и Варвара стараются уговорить девушку молчать. Разговор с Борисом открывает Кате глаза: Борис такой же человек, как все те, от кого она мечтала сбежать. Крушение иллюзий было для Катерины очень болезненным. В таком случае получается, что выхода из «тёмного царства» нет, но жить тут Катя больше не может. Собрав все силы, Катя решает прекратить свою жизнь.

Читайте также:
Сарказм ℹ определение, значение слова и основные признаки, отличие от иронии, примеры из художественной литературы

Душевная драма Катерины из пьесы Островского «Гроза» состоит в несоответствии реальной жизни и желаний, в крушении надежд и иллюзий, в осознании безысходности и неизменности положения. Катерина не могла жить в мире невежд и обманщиков; девушку разрывало противоречие долга и чувств. Этот конфликт оказался трагическим.

Сочинение: Душевная драма Катерины в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский)

(562 слова) Александр Николаевич Островский является известным русским драматургом. Его наиболее известным произведением является пьеса «Гроза», которую по праву называют одним из выдающихся произведений русской драматургии. Александр Николаевич продемонстрировал глобальный социально-исторический конфликт, который заключался в противостоянии двух эпох. Пьеса «Гроза» отображает глубокий кризис общественно-политической системы всего государства. Поднимая важные проблемы в произведении, писатель раскрыл яркие и многогранные образы. Главной героиней пьесы «Гроза» является девушка по имени Катерина, судьба которой оказалась очень непростой. Рассмотрим, какую душевную драму пришлось пережить главной героине пьесы Островского.

Главная героиня представляет собой сильную и свободолюбивую личность. Девушке тяжело находиться рядом с представителями традиционного общества и уместиться в их узкие рамки. Ведь в Калинове все придерживаются консервативного, лицемерного и закрытого образа жизни, и это убивает малейшие проявления живой души. Законодательницей ханжеских нравов в этой среде является женщина по имени Марфа Кабанова (имеет прозвище Кабаниха). В ее образе автор воплотил очень властную женщину. Своего сына Тихона Кабаниха воспитывала в условиях жёсткого подчинения и самодурства. Молодой человек осознает всю никчёмность наставлений матери, однако он не в силах что-либо изменить. Тихон не имеет собственного мнения, он не может постоять за себя. Главная героиня искренне пытается полюбить своего супруга, но не может уважать его за слабость и трусость. Катерине очень тяжело смотреть на то, как Кабанова унижает Тихона. Однако она не может исправить данную ситуацию. Любая попытка прекратить шквал упреков и назиданий оканчивается оскорблениями от свекрови. Главной героине совсем не просто жить в той атмосфере, которая царит в доме. Девушка желает вырваться на свободу, но сознает, что это стремление греховно, согласно патриархальным догмам. Если бы главная героиня жила в иных условиях, то она бы никогда не решилась изменить супругу. В этом и заключается душевная драма Катерины — внутренний конфликт, основаный на противостоянии веры и личного счастья, жизни и навязанных представлений о ней. Героине очень тесно в «темном царстве», но этот порядок надежно охраняют патриархальные догмы, которые заставляют ее терпеть унижение. В монологе «Отчего люди не летают» можно заметить невероятное желание Катерины вырваться из цепей «тёмного царства».

Читайте также:
Стихи про зайку короткие четверостишия про зайчика для детей, красивые стихотворения известных поэтов про зайца

Внезапная любовь главной героини к Борису олицетворяет освобождение. Катерина, будучи по своей натуре порядочной и честной девушкой, боролась с этой любовью. Безусловно, роман с Борисом придал сил главной героине, подарил ей счастье. С другой стороны, именно эта любовь стала причиной трагической гибели Катерины.

Катерину сложно назвать падшей женщиной, которая изменила супругу ради увлечения. Эта измена случилась из-за тех невыносимых условий, в которых жила Катерина, и вина лежит, прежде всего, на законах того времени: девушка без жизненного опыта и полноценного знакомства с женихом была выдана замуж раз и навсегда. Она не имела прав и свобод для гармоничного развития, не имела шанса исправить ошибку в определении супруга. Зато сознание диктует ей картины страшного суда. Совершив измену, главная героиня ощущает приближение расплаты за свой грех. Несомненно, Катерина могла бы скрыть свой поступок. Однако девушка, будучи очень верующей, не смогла никого обманывать. С приездом Тихона душевная драма главной героини усиливается. Катерина живет словно в бреду, пугая окружающих своим странным поведением. Она чувствует приближение смерти, и раскаивается перед супругом и его матерью. Героиня признается в грехе, очищая свою душу, но получает лишь побои и непонимание. В такой ситуации самоубийство стало единственным выходом.

В образе Катерины Александр Островский изобразил сильную и высоконравственную личность. По мнению писателя, героиня не виновата ни в своем греховном поступке, ни в собственной смерти. В своём произведении Островский наглядно продемонстрировал, как устаревшие порядки оказывают влияние на душу человека, угнетая и унижая его. Они породили внутренний конфликт, когда личность была противопоставлена самой себе.

Катерина — образ и характеристика героини драмы А. Н. Островского «Гроза»

Александр Николаевич Островский всё своё творчество посвятил исследованию мира русского купечества. Он сказал о нём так много и так исчерпывающе, что после него уже никто ничего нового сказать не смог.

Но патриархальное устройство этого мира показано им как «тёмное царство», в котором царят произвол, слепое повиновение, страх одних перед другими.

Характеристика образа Катерины помогает понять страшный семейный деспотизм, господствовавший в быту части купечества того времени.

«Мысль семейная»

В литературе XIX в. много произведений, в которых прослеживается эта тема. Можно вспомнить семью Лариных из пушкинского «Евгения Онегина», в которой царили мир, согласие и взаимопонимание. В этой патриархальной семье «хранили… привычки милой старины», а детей воспитывали в наивной вере в предания, предсказанья, но в то же время приобщали к чтению французских романов.

Или семья Гринёвых из повести А. Пушкина «Капитанская дочка», в которой также царили согласие, любовь и уют. Именно в семье Петруша Гринёв получил основные нравственные уроки о чести, справедливости, чувстве морального долга перед Отечеством. «Береги платье снову, а честь смолоду», — учил его отец.

Совсем другая атмосфера в семье Кабановых, куда попадает Катерина после замужества. Это также патриархальная семья, но нет в ней ничего похожего на то, что видели читатели в семьях Лариных или Гринёвых. Почему так отличалась семейная атмосфера в различных произведениях той же эпохи?

Сначала о том, что означает выражение «патриархальная семья».

Патриархальная семья

В патриархальной семье главой является отец. Понятие «патриархат» в переводе с греческого означает «власть отца» (от πατήρ — «отец»).

Древняя Греция и Древний Рим были патриархальными. Аристотель, например, считал женщин интеллектуально и физически менее полноценными, чем мужчины, и утверждал, что женщины должны находиться в собственности мужчин, рожать детей и служить мужчинам в доме. Это, по его мнению, естественно.

Совсем не так было в Древнем Египте. Там женщины не только самостоятельно могли заниматься торговлей, но также имели право участвовать в местном суде, продавать и покупать недвижимость, получать ссуды, заверять юридические документы.

Читайте также:
Эпилог Преступление и наказание кратко о самой сути

В России распространилось греческое понимание роли женщины в семье в связи с завоеваниями Александра Македонского, бывшего учеником Аристотеля.

Характеристика Катерины

Катерина — главная героиня драмы А. Островского. Полное её имя — Катерина Петровна Кабанова, она жена Тихона Кабанова. Это молодая красивая женщина с открытым свободолюбивым характером. Она из мещанской семьи.

Воспитание

Детство Катерины было вполне безоблачным: в родном доме её любили и берегли, не ограничивали свободу. О детстве и юности Катерина сама рассказывает в своих монологах, которые по настроению и напевности сходны с русскими народными песнями. Они наполнены радостью бытия и любовью окружающих: «Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю…» В родительском доме она чувствовала себя вольной птичкой.

Вся юность Катерины полна светом и радостными переживаниями. В её вере переплелись языческие и христианские мотивы, которые в душе девушки соединились в одно яркое ощущение счастья. Она радуется, находясь в храме, в саду, где кланяется солнцу, деревьям и траве. Рано утром, выйдя в сад, она плачет от переполняющего её счастья и на коленях молится всему, что её окружает. В одном из монологов она вопрошает: «… отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь…» Эти слова говорят о её возвышенной душе.

Замужество

Но вот пришло время выходить замуж, и Катерина стала женой Тихона. Замужество её не было насильственным, но не было там и любви. Просто пришло время, а по патриархальной традиции принято было спокойно подчиняться общепринятому распорядку.

О любви речи не шло вообще. Если вспомнить разговор Татьяны Лариной с няней, то увидим то же самое.

— Была ты, няня, влюблена? — спрашивает Татьяна.

И няня отвечает:

И полно, Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь.

Татьяна и няня в слово «любовь» вкладывают разные смыслы: для крестьянки это слово означало запретное чувство не к мужу, а к чужому мужчине. А для романтичной Татьяны, начитавшейся французских любовных романов, любовь — возвышенное чувство.

В доме Кабановых Катерина оказывается в «темном царстве» духовной тюрьмы. Чистая, мечтательная, верующая девушка попадает в мир, где ей нечем дышать. Муж никогда не заступается за неё, он действует по указке матери, у которой в подчинении весь дом.

Катерине особенно тяжело, потому что она не идёт на компромиссы, как, например, Варвара, сестра Тихона. Она не умеет обманывать и притворяться. «Здесь все как будто из-под неволи», и такая жизнь для неё становится невыносимой. Её душевное состояние усугубляют и приходящие в дом Кабанихи странницы, которые «по немощи своей далеко не ходили, а слыхать много слыхали». И светлый мир Катерины постепенно затемняется разговорами о «последних временах», о людях с пёсьими головами, о скором конце света.

К тому же у Катерины нет детей, и это обстоятельство её очень угнетает. Она очень любит детей и считает, что они скрасили бы её тяжёлое душевное состояние. Кабаниха же обижает молодую невестку, но та все обиды сносит терпеливо и уважительно относится к свекрови.

Отношения Катерины с Борисом

Борис — племянник Дикого. Он приезжает в город Калинов и влюбляется в замужнюю Катерину, она отвечает ему взаимностью. Но наедине им негде встречаться, они видятся только на бульваре и в церкви.

Когда муж Катерины уехал по делам из города, Катерина и Борис 10 дней тайно встречаются каждую ночь. Но после возвращения Тихона их тайные встречи прекращаются. Катерина тоскует по Борису, не может скрыть своих чувств и рассказывает о своей измене мужу и свекрови.
Избитая мужем, она попадает под ещё больший гнёт Кабанихи, и жизнь её в их доме становится невыносимой. Варвара описывает состояние Катерины так: «Вот маменька говорит: ее надо живую в землю закопать, чтоб она казнилась! Маменька ее поедом ест, а она, как тень какая, ходит, безответная. Только плачет да тает, как воск…»

Читайте также:
Анатоль Курагин - характеристика князя в романе Война и мир

История любви Катерины и Бориса заканчивается тем, что Дикой отсылает племянника по делам в Сибирь на 3 года. И Борис не спорит: он надеется получить наследство от своего родственника, а значит — надо подчиниться. Катерина хочет, чтобы он взял её с собой, просит об этом, но и здесь Борис малодушничает — он боится Дикого. Прощаясь с любимой женщиной, Борис рыдает, но ничего не делает для неё. Фактически он предаёт Катерину и свою любовь.

И больше Катерине нет смысла жить. Она бросается в Волгу и погибает. Кабаниха говорит плачущему над мёртвой женой Тихону: «…Полно! об ней и плакать-то грех. » Тихон добрый человек и по-своему любит жену, но он полностью лишён воли и весь в подчинении матери. Хотя и поздно, но всё-таки из его души вырывается протест: над телом Катерины он кричит: «Маменька, вы ее погубили! вы, вы, вы. »

Вывод

Катерина — правдивая в высшей степени натура, она не могла жить в обмане. Да, ей тяжело в «тёмном царстве», которым правят Кабаниха и Дикой, но ещё тяжелее осознавать, что придётся держать ответ за свой грех не перед мужем, не перед свекровью, а перед Богом. Если для ханжеского сознания вера в Бога составляет только пустой обряд (в Калинове часто поминают Бога, но никто не живёт по Его заповедям), то для Катерины ощущение вины и греха личностно. Именно это личностное восприятие жизни, Бога, греха, долга выводит Катерину из замкнутого круга «тёмного царства» и противопоставляет её миру Калинова с его патриархальной моралью, губящей всех, кто не вписывается в его схему.

Образ Катерины — трагический, хотя пьеса А. Островского названа драмой.

Характеристика образа Катерины может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Функциональные стили речи

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 693.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 693.

Раздел науки о языке, который называется стилистика, изучает функциональные стили речи. Что это такое и чем они различаются, расскажем в этой статье.

Какие бывают стили?

В зависимости от коммуникативной задачи, мы, создавая тексты, используем тот или иной стиль. Именно он определяет, какие лексические и синтаксические средства нам потребуются.

Поскольку выбор стиля зависит от функции, которую призван выполнить текст, стили называют функциональными. Обычно в современном русском языке выделяют следующие виды функциональных стилей речи: научный, официально-деловой, разговорный, публицистический и стиль художественной литературы (художественный).

Не все ученые полагают, что правомерно выделять художественный стиль, ведь в нем собраны черты всех стилей.

Научный стиль

Научный стиль иногда называют “стилем энциклопедии”. Типичными жанрами для него являются:

  • научная статья;
  • монография;
  • диссертация;
  • научно-популярная статья;
  • лекция и т.д.

Этому стилю свойственно использование терминов, точность, следование определенной структуре рассуждения. Тексты в этом стиле содержат конкретные факты, цифры, цитаты, ссылки на другие научные труды.

Как и другие стили, научный имеет ряд подстилей, которым свойственны разные основные особенности. Так, научно-популярному тексту свойственна бОльшая свобода и занимательность, меньшее количество терминов. Адресаты текстов в научном стиле – ученые, студенты, школьники, люди, интересующиеся наукой. Цель – передача точных научных фактов, обучение.

Официально-деловой стиль

Это “стиль документа”. Ему свойственна крайняя унифицированность языковых средств, большое количество языковых клише (стандартных формул), особая лексика – канцеляризмы.

В официально-деловом стиле канцеляризмы уместны как специфическая лексика (своего рода термины); но ни в одном другом стиле они не используются.

Читайте также:
Соня краткое содержание рассказа - можно прочитать у нас онлайн

Адресат текста в этом стиле – официальное лицо, делопроизводитель. Цель – передача официальной фактической информации в сжатой форме. Жанры: заявление, докладная записка, рапорт и т.п.

Разговорный стиль

В отличие от остальных стилей, тексты в разговорном стиле создаются в основном в устной форме, хотя возможны и в письменной (например, личные письма). Этот стиль предполагает свободу в выборе средств выражения (но это не значит, что разговорный стиль – это мат; речь идет о стиле литературного языка, а мат лежит за его пределами), упрощенный синтаксис, использование невербальных средств выразительности (жесты, интонация).

Адресат – собеседник. Важнейшая форма – диалог. Цель – эмоциональная передача информации обычно личного, а не всеобщего значения.

Публицистический стиль

Это “стиль газеты”. Он используется и в устной (ораторское выступление), и в письменной форме. Этому стилю свойственны тропы, игра слов, риторические фигуры, стремление к хлесткой, эффектной фразе. Адресат – любой человек; сообщение часто направлено на “целевую аудиторию” и подстроено под нее на лексическом и синтаксическом уровнях. Жанры: публицистическая статья, ораторская речь, выступление в ходе дискуссии и т.п. Цель – убедить в своей правоте.

Художественный стиль

Это стиль художественной литературы. Скорее, это контаминация (соединение) стилей, так как для создания образа может потребоваться самый разный языковой материал. В художественном произведении могут быть и элементы, лежащие за пределами литературного языка: диалектизмы, жаргонизмы, ругательства и т.д.

Адресат – читатель. Жанры: роман, повесть, рассказ, драма, баллада и т.д. Цель – создание художественного образа. С этой целью обычно использованы тропы – изобразительные средства языка. Это метафоры, сравнения, эпитеты и т.д.

Что мы узнали?

Тексты могут создаваться в разных стилях. Основанием для выбора служит цель, которую преследует говорящий или пишущий. Если это передача научных данных, требуется научный стиль. Передача официальной информации – официально-деловой. Личную информацию друзьям сообщают в разговорном стиле. Если надо кого-то убедить, уместен публицистический стиль. А для создания художественного образа используется художественный.

Стили речи и типы речи

Раздел ОГЭ: 8.3 Стили и функционально-смысловые типы речи.

Стили речи — это её разновидности, которые используются в той или иной сфере общественной жизни: в обыденном общении, в официально-деловых отношениях, в средствах массовой информации, в сфере науки, в художественной литературе.

В зависимости от сферы употребления выделяют следующие функциональные стили речи: разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный.

Разговорный стиль

Разговорный стиль используется в повседневном общении между людьми с целью поделиться своими мыслями, чувствами, информацией, высказать побуждения и т. п. Разговорный стиль функционирует в быту: в домашней обстановке, на улице, в магазине, на работе между сотрудниками, в неофициальной обстановке.

Основная функция разговорного стиля — функция общения, обеспечиваю­щая повседневные, бытовые связи между людьми.

Характерные черты разговорного стиля: преобладание устной формы речи, неофициальность, непринуждённость, конкретность, простота, эмоциональность, использование разговорной лексики, часто с просторечной окраской.

Жанры (разновидности) разговорного стиля в зависимости от ситуации общения: диалог (беседа), телефонный разговор, письмо, записка. В последнее время разговорный стиль обогатился жанром переписки по Интернету, по мобильному телефону (sms).

Обычная форма реализации разговорного стиля — диалог; этот стиль используется исключительно в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала.

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль используется в официальной обстановке: в сферах делопроизводства, законодательства, дипломатии.

Основные функции официально-делового стиля — регламентировать отноше­ния между обществом и государством, между государствами, между граждана­ми в их трудовой, общественной деятельности, в сфере имущественных и право­вых отношений; информативная функция.

Характерные черты официально-делового стиля: преобладание письменной формы, официальность, регламентированность, стандартизация текстов, точ­ность, конкретность, строгость, безличность, неэмоциональность, преобладание официально-деловой лексики. Для официально-делового стиля характерно на­личие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного изложе­ния материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наи­менований, наличие сложных несокращённых слов, аббревиатур, отглагольных существительных, преобладание прямого порядка слов.

Читайте также:
Дремучий медведь краткое содержание читать за несколько минут

Жанры официально-делового стиля в зависимости от сферы функционирования: законы, уставы, указы, приказы, постановления, резолюции, ноты, коммюнике, объявления, справки, рапорты, анкеты, заявления, доверенности, автобиографии, резюме, характеристики, акты, протоколы, инструкции, кон­тракты, договоры и т. д.

Тип речи официально-делового стиля — преимущественно рассуждение.

Вид речи — чаще всего монолог.

Публицистический стиль

Сфера употребления публицистического стиля — общественная жизнь, поли­тика, экономика, культура. Этот стиль обращён к слушателям, читателям — об этом говорит происхождение его названия (от лат. publicus — общественный).

Основная функция — обсуждение насущных социальных, общественных во­просов с целью привлечь к ним общественное мнение, воздействовать на людей, побуждая к тем или иным поступкам, действиям. Области функционирования: средства массовой информации, публичные вы­ступления политиков, речи адвокатов в суде, выступления на собраниях, докла­ды, дискуссии.

Характерные черты стиля: актуальность, своевременность, оперативность, образность, экспрессивность, эмоциональность, оценочность, чёткость, логич­ность, информационная насыщенность, использование средств других стилей (особенно художественного и научного); общедоступность (понятность для ши­рокой аудитории), тенденциозность, призывный пафос.

Языковые особенности: широкое использование общественно-политической лексики; стереотипных, устойчивых оборотов и выражений; совмещение книж­ной и разговорной лексики; риторические приёмы (вопросы, восклицания, об­ращения), эмоциональная окрашенность речи.

Жанры публицистики: интервью, репортаж, заметка, статья, очерк, фелье­тон, доклад, дискуссия, публичная речь (развлекательная, информационная, агитационная)и т. д.

Тип речи — преимущественно рассуждение.

Форма речи — письменная или подготовленная устная.

Вид речи — монолог, диалог, полилог.

Научный стиль

Научный стиль используется в сфере научной деятельности в официальной обстановке: на лекциях, семинарах, конференциях, симпозиумах, коллоквиу­мах; в научной литературе.

Основная функция — осуществлять обмен научной информацией, сообщать научные сведения и т. д.

Характерные черты: официальность, подготовленность речи, сочетание пись­менной и устной форм, объективность, логичность, доказательность, точность (однозначность), обобщённость, использование специальной, профессиональной лексики, терминов, сложных синтаксических конструкций, ссылок на источни­ки, цитаты.

Жанры: научная монография, научная статья, научный доклад, тезисы, дис­сертация, лекция, рецензия, отчёт, учебное пособие, научно-популярное произ­ведение, дискуссия и т. д.

Основные подстили научного стиля
Разновидности Собственно научный Научно-учебный Научно-популярный
Цель Выявление и описа­ние новых фактов, закономерностей, открытий Обучить, описать факты, необходи­мые для овладения знаниями Дать представление о науке, заинтересовать читателя
Адресат Учёный, специалист в данной области науки Учащийся, будущий специалист Любой человек, инте ­ресующийся той или иной наукой

Художественный стиль

Художественный стиль — самый богатый стиль речи, т. к. он вбирает в себя все остальные. В нём наиболее ярко отражается общенародный язык во всём его многообразии и богатстве, — он становится явлением искусства, средством создания художественной образности.

Главная функция — эстетическая. Художественный стиль, используя разно­образные языковые средства, создаёт образы, вызывающие в душе читателя эмо­циональный отклик, доставляющие эстетическое наслаждение, заставляющие сопереживать. Другие функции: отражение, преображение всех сторон действи­тельности, использование их как объекта творчества; воздействие на читателя.

Разновидности художественного стиля: стиль литературного направления, литературной школы, рода литературы (эпос, лирика, драма), индивидуальный стиль писателей, поэтов.

Характерные черты: образность, эстетичность, индивидуальность, исполь­зование стилистически окрашенной лексики, изобразительно-выразительных средств (тропов, фигур речи, звукописи, цветописи), привлечение средств дру­гих стилей, особенно разговорного.

Основные жанры (по родам литературы): эпос — роман, повесть, рассказ, очерк, новелла, поэма, басня; лирика — стихотворение, поэма, элегия, песня, по­слание; драма — трагедия, драма, комедия, мелодрама, водевиль, трагикомедия.

Таблица: Функционально-смысловые типы речи

Конспект урока «Стили речи и типы речи».

Следующая тема: «Отбор языковых средств в тексте».

Особенности функциональных стилей речи

В каждом языке в зависимости от ситуаций используются слова определенного стиля речи. Функциональные стили речи и их характерности делятся на сферы применения. Всего их 5: художественный, разговорный, публицистический, научный, официальный.

Что это такое

Если кратко, характеристика стилей друг от друга отличается своей терминологией, способом подачи информации, допустимыми словами (речевыми средствами выразительности) для использования в целях коммуникации.

Читайте также:
Старый дед и внучек - анализ, персонажи, основная мысль, тема

Классификация стилей речи происходит по их назначению и месту использования, их также называют «жанры языка». Функциональные стили речи делятся на 5 видов по условиям и целям общения:

  1. публицистический;
  2. научный;
  3. официально-деловой;
  4. художественный;
  5. разговорный.

Для понятия темы нужно подробнее рассмотреть стили речи.

Научный стиль

Сфера применения данного жанра языка — это научная деятельность. Используется для повествования информации обучающимся людям. Общая характеристика научного стиля выглядит следующим образом:

  • Используется в естественных, точных и гуманитарных науках.
  • Применяется для написания и печати статей, учебников, рефератов и других исследовательских или повествовательных работ.
  • Все высказывания ведутся от одного лица, как правило, от исследователя.
  • Имеется небольшой набор языковых средств для использования.

В научных трудах используется определенная терминология, как правило, она берется из устаревших и однозначных языков, таких как латинский, греческий и т. п. В них все слова имеют один смысл и не допускают возникновения неточного восприятия информации.

Научный функциональный стиль речи всегда имеет точные названия и дополнительно обогащается графиками, рисунками, формулами и устоявшимися символами (химические, геометрические, алгебраические и т. п.).

Отличительные синтаксические особенности:

  • Все предложения имеют однозначный, подчеркнуто логичный смысл. Отсутствует образность, но преобладает информационная насыщенность предложений.
  • Частое применение сложных предложений, соединенных союзами (вследствие этого, поэтому);
  • Вопросительные предложения используются для привлечения внимания к информации (почему же возникает ламбдацизм?).
  • В тексте преобладают безличностные предложения.
  • В тексте часто встречается научная терминология (энергия, апогей, ротацизм и т. п.).
  • Используются слова абстрактного значения: энергия, проекция, точка. Их невозможно визуально представить в настоящем мире, но они активно используются в терминологии.
  • Применение существительных оканчивающихся на -тель означающих источник действия, орудия или вспомогательного инструмента (двигатель).
  • Используются существительные с -ник, -ие, -ость означают признак чего-либо (инерция, частность, построение).
  • Использование приставок мини-, макро-, графи- и т. п. (макрометр, миллиметр, полиграф).
  • Применение прилагательный с -ист. Означает использование чего-либо в малом количестве в смеси (водянистый, глинистый и т. д.).

Морфологические признаки, частое применение:

  • вводных и уточняющихся конструкций;
  • кратких страдательных причастий;
  • кратких прилагательных.

При проведении любого научного исследования человек ставит перед собой цель — получить новые знания и рассказать о них обществу или другим соратникам. Наиболее надежным способом сохранения полученных знаний является их запись в виде доклада или другого печатного материала. В дальнейшем подобные труды можно предоставлять в виде достоверного источника информации.

Публицистический стиль

Сфера использования данного жанра — информационные и воздейственные тексты. Их можно встретить в новостных статьях, плакатах, объявлениях и т. п. Целью подобного материала является привлечь общественный интерес на что-либо (товар, акция, происшествие и т. п.).

Благодаря публицистическим текстам формируется общественное мнение и производится различное воздействие на человека, внушение правоты действий обвиняемого и т. п.

Лексическими особенностями публицистического стиля являются использование:

  • малого количества слов негативного характера (отвратительный, омерзительный и т. п.);
  • общественно-политической терминологии и лексики (общество, приватизация, свобода действий и т. п.);
  • речевых штампов, которые придают тексту официальный стиль (на нынешнем этапе, в промежуток с … по). Они предают событию определенные рамки времени.
  • мотивирующих слов и фраз «во благо будущего», «умри, но не предавай Родину» и т. д.

К морфологическим особенностям относят применение:

  • сложных слов и сокращений (ООН, ОАО, СНГ, высокоэффективное);
  • суффиксов и приставок -ультра, -щина, -ичать. Они предают слову эмоциональную экспрессивность (важничать, лютовщина, ультра-мощность);
  • личных местоимений 1 и 2 лица (я, ты, мы, вы);
  • единственного числа в значении множественного (вишня — смолистое дерево).

Синтаксические характеристики, в тексте используются предложения:

  • восклицательные, однородные;
  • с риторическими вопросами, вводные слова;
  • с обратным порядком частей речи;
  • односоставные;
  • ясные и эмоционально усиленные.

Текст имеет монологическое изложение с ясной и понятной для всех читателей информацией. Ведь главное задачей является сообщить человеку важную информацию и привлечь его к активному участию в чем-либо (жизнь страны, покупка товара, помощь проекту и т. д.).

Для того, чтобы читателя заинтересовать публицистический текст имеет хорошую эмоциональную окраску, чтобы играть на чувствах читателя. Наиболее явный пример — информация о болезни ребенка с просьбой отправить деньги на лечение.

Читайте также:
О, как убийственно мы любим - анализ, история, тема и идея

Существует четыре подстиля публицистического жанра, разделенного по более конкретной цели использования информации:

  1. агитационный;
  2. политико-идеологический;
  3. газетно-публицистический;
  4. массово-политический.

Агитационный подстиль активно применялся во времена Великой отечественной войны (1941-1945 год). Он имел патриотический характер и мотивационный текст. Для усиленного эмоционального воздействия дополнительно оснащался фотографией или рисунком.

Официально-деловой стиль

Важно знать определение данного жанра языка и правильно его применять. Он наиболее часто употребляется при составлении деловых бумаг, договоров, официальных документов.

Используется во время суда над подсудимым, при общении между предпринимателями или государственными деятелями и т. д. Наиболее важен для административно-общественных и правовых деятелей.

Лексическая характеристика официально-делового жанра заключается в использовании:

  • речевых штампов (по истечении промежутка, на основании договора и т. д.);
  • архаизмов (устаревшие слова);
  • профессиональной терминологии (алиби, дееспособность, платежеспособность, кража и т. п.).

Материал имеет повествовательный характер, и вся информация подтверждается проверенными или официальными источниками (уголовный кодекс, конституция и т. д.).

Морфологические признаки, частое применение:

  • составных союзов;
  • отглагольных существительных на -ени (подтверждение, заверение, применение);
  • числительных;
  • сложных слов с двумя корнями;
  • словосочетаний в инфинитиве (ожидать приговора, рассмотреть ситуацию).

Также наблюдается преобладание в текстах имени существительного над местоимением.

Синтаксические особенности, предложения имеют:

  • прямой порядок слов;
  • сложную синтаксическую конструкцию;
  • частые причастные обороты;
  • множество однородных членов;
  • словосочетания в родительном падеже;
  • множество пассивных конструкций (взимается плата, деньги вносятся).

Подобные особенности жанра обуславливаются назначением делового стиля. В нем главным условием является точно передать смысл без двузначности. Язык и речь при этом не имеет эмоционального или образного окраса. Вся информация для читателей и слушающих преподносится в сухом и сжатом виде без лишней информации.

Художественный стиль

Применяется в художественной литературе. Главная задача текста — создать у читателя точные зрительные и эмоциональные образы при прочтении материала.

Разделяется на подстили:

  1. прозаический;
  2. драматургический;
  3. поэтический.

Для всех них характерны следующие морфологические признаки:

  • экспрессивность;
  • использование множества тропов (метафора, эпитет и т. д.);
  • использование образных словосочетаний.

Синтаксическим особенностям относят применение:

  • отклонения в структурировании предложения;
  • множества образных стилистических фигур;
  • всевозможных синтаксических средств выразительности;
  • глагольных речеведений (каждое движение описывается поэтапно с созданием напряжения ситуации).

Применяется для описания, рассуждения и повествования. Они могут встретиться одновременно в одном тексте, меняясь через абзац. Считается наиболее свободным для написания, так как не имеет строгую структуру текста, как официально-деловой, научный или публицистический стили речи.

Разговорный стиль

Является наиболее распространенным. Применяется больше в устной речи для общения между двумя и более людьми. Данный стиль речи использует все языковые структуры (фонетические, лексические, фразеологические, морфологические и т. д.).

  • преобладание глагола над существительным;
  • частое употребление местоимений, междометий, частиц и союзов;
  • использование предложного падежа;
  • применение родительного числа множественного числа существительных (картофель, мандаринов).
  1. использование суффиксов -ишк, -ач, -яг и т. д. они придают словам разговорно-бытовое звучание (бородач, городишко, бедняга);
  2. применение глаголов с -ничать (попрошайничать);
  3. к прилагательным добавляют -пре (пренеприятный, предобрый).

Синтаксические средства характеризуются применением:

  • вопросительных и восклицательных предложений;
  • неполных предложений;
  • пауз в речи;
  • частого употребления вводных слов и словосочетаний, не имеющих смысла;
  • повторения одних и тех же слов и букв (ааа, да, да, да).

Текст имеет форму диалога, когда один человек спрашивает, а другой ему отвечает. Также в разговорном стиле речи ударение может использоваться неправильно, что недопустимо в других функциональных стилях речи.

Важно хорошо знать русский язык и правильно использовать его жанры и функции для наиболее точной передачи информации для читателя и слушателя. Особенности каждого функционального стиля позволяют наиболее точно передать задуманный смысл автора.

Читайте также:
Характеристика Воланда в романе Мастер и Маргарита

Функциональные стили речи помогут украсить вашу речь

Функциональные стили речи делятся на две группы: содержание и формальный параметр языка. В рассказе или поэме прослеживается художественный язык, на улице — разговорный, в газете — публицистический и так далее. Таким образом, рассматриваемая категория представляется общей, где выделяются подстили, жанровые стили и их подстили.

Общая характеристика

Функциональные стили речи — разновидность литературного языка, в которой реализуется какая-то задача. Отсюда и название. Большинство ученых предпочитают разделять их на пять видов:

  • разговорный;
  • публицистический;
  • официально-деловой;
  • научный;
  • художественный.

Каждый из стилей отражает языковую гибкость с выражением и разнообразием мыслей. Посредством языка:

  • пишется закон;
  • дается понятие;
  • составляется таблица;
  • излагается научный факт;
  • сочиняется поэма и так далее.

Таким образом, выполняются смысловые функции, носящие эстетический, деловой и научный характер. Из языка отбираются фразы и отдельные слова; конструкции, которые лучше подходят для их внешнего стиля.

Имеют место смысловые контексты. Разговорному стилю свойственно обсуждение бытовых или обиходных сюжетов. В публицистическом затрагиваются темы политики и общественного мнения, а система официально-деловой речи применяется в дипломатической деятельности и законотворчестве.

Особенности

Функциональные стили речи описываются посредством выделения следующих свойств:

  • Каждый отражает какую-то сторону жизни со своей областью применения и кругом затрагиваемых тем.
  • Характеризуется теми или иными условиями. Например, официальными или неофициальными.
  • Имеет соответствующую единую задачу, установку.

Первое свойство определяется типичными словами и выражениями.

Научный язык переполнен специфичными терминами, разговорный — соответствующими оборотами, художественный — словами, формирующими образы, а публицистический — общественными и политическими фразами.

Основные слова и фразы у них общие, подходящие к разным видам. Их принято называть межстилевой лексикой. Она хранит языковое единство, и объединяют в себе функциональные стили.

Общей частью называют и грамматические средства. Но, во всех стилях применяется своя особая система и форма. Научный стиль характеризуется прямым словесным порядком, официально-деловой превалирует возвратными и неопределенно личными конструкциями, а публицистический богат на риторические фигуры.

Отличительные черты

Стили различаются по степени:

  • эмоциональной окраски;
  • образности.

Такие свойства не характерны официально-деловому и научному стилям. Однако, отдельные черты есть в языке дипломатов или сочинениях по научной тематике. Остальные стили намного чаще применяют эти свойства. Художественная речь больше состоит из образов и эмоций. В публицистике их тоже применяют, но иначе. Расположена к этому и разговорная речь, с большей долей эмоциональности.
Каждый из стилей одновременно:

  • индивидуален;
  • имеет штампы стандартизации.

К примеру, у приветствия и прощания есть соответствующая форма, хоть и в нескольких вариантах. Правила речи прослеживаются во всех стилях. Благодаря этим правилам, становится легче пользоваться языком.

Научный и деловой индивидуальны в малой степени. А вот художественная речь самая богатая в этом плане. Стандартизированная таблица и обилие штампов, которыми наделен официально-деловой стиль, здесь неуместны.

Вслед за ней следует публицистика, где уживается система личностного самовыражения со стандартными фразами. Разговорный уровень занимает отдельное место. Как показали исследования, многое из того, что произносится на бытовом уровне, автоматизировано. Таким образом, эта речь отличается высокой степенью регламентированности, за счет чего общение становится непринужденным.

Функциональная стилистика характеризуется еще одной чертой — нормой. Существуют следующие нормы:

  • языковые;
  • стилевые.

Первые одинаковы для всех. Зато вторые отличаются. Канцеляризмы естественны для официально-делового стиля, но их использование в других видах считается неуместным. Стилевые характеристики применяются в жанрах. Они сохраняются, имеют различную речевую структуру.

Рассмотрим функциональные стили современного русского литературного языка по отдельности.

Художественный стиль

Его называют отражением литературного языка. Русские писатели и поэты придумывают для него формы и образы, которые затем используют обычные люди. Художественная функциональная стилистика — это система применения возможностей и достижений языка.
Отличие проявляется в эстетической функции. Художественная речь воспитывает чувство прекрасного. Это присутствует и в других стилях, но в данном случае, выразительность играет главную, определяющую роль.
Лексика свободно включает в себя и научный термин, и деловую фразу, если того требует повествование. Главное заключается в том, что слова в художественном стиле описывают понятия, переводя их в образы. Создаются яркие изобразительные и выразительные языковые средства. Перечислим их:

  • эпитет;
  • метафора (сравнение в скрытой форме);
  • аллегория (идея или понятие в конкретизированном образе);
  • олицетворение (когда человеческие свойства переносятся на неживые объекты);
  • антитеза (противопоставление);
  • градация (слова располагают с усиливающимся значением);
  • перифраза.
Читайте также:
Сарказм ℹ определение, значение слова и основные признаки, отличие от иронии, примеры из художественной литературы

Публицистический стиль

Публицистику иногда называют хроникой или летописью современной жизни. В ней отражаются насущные темы сегодняшнего дня. Она близка к художественному языку, но в то же время отличается от него. Этот стиль ориентирован на факты. А художественная речь — воображаемая.
Тематика и лексика в публицистическом стиле разнообразны. Публицистика вторгается в жизнь и способствует формированию общественного мнения. Этот стиль выполняет две важные смысловые функции:

  • сообщающую;
  • воздействующую.

Среди них выделяются жанры:

  • Репортаж. Читателю дается общее понятие о произошедшем событии.
  • Очерк. В воспроизводимой истории присутствуют размышления автора.
  • Фельетон. Отражает действительность в сатирическом свете, иронично анализирует факты, действия, участников.

Научный стиль

Его применяют широко. Этот стиль серьезно влияет на язык. С прогрессом, в массовое употребление вводятся новые термины, ранее встречающиеся только на страницах специализированных изданий. Благодаря этому формируются новые жанры.

Научный язык ограждает себя от дилетантских методов. Он интеллектуален, а поэтому логичен. Это выражается в продумывании, подаче информации и последовательности передачи материала. Наука носит объективный характер, поэтому автору отводится незначительная роль. Главным становится сам материал, исследования и их фактические данные.

Требования обуславливают и использование языка. Для научной лексики характерно:

  • Общеупотребительность. Использование слов, применяемых в текстах научной тематики.
  • Общенаучность. Непосредственная область, описывающая объекты и события.
  • Терминология. Замыкающий, внутренний пласт, в котором воплощены основные отличия, которые несет в себе научный язык.

Официально-деловой стиль

Функциональная стилистика реализуется в письме. Устно она используется при выступлениях на собраниях, приемах и так далее.

Официально-деловой стиль применяется в торжественных и деловых взаимоотношениях. Важность содержания речи, характеризует язык точностью и ограниченностью тематики.
В нем различаются два раздела, каждый из которых имеет подстили.

В официально-документальном разделе выделяются языки:

  • Дипломатии. Обладает своей терминологией и насыщен международными определениями.
  • Законов. Язык власти государства, осуществляет связь с населением.

В обиходно-деловом разделе, различают:

  • Служебную переписку. Иногда содержит понятие телеграфного стиля, где рационально строится синтаксическая система.
  • Бумаги делового содержания. Составляются по заданной форме, без использования сложных конструкций.

Разговорный стиль

Этот язык соответствует нескольким условиям:

  • отношения носят неофициальный характер;
  • непосредственность, собеседники общаются друг с другом напрямую;
  • речь импровизированна (складывается естественно, с перебивами, переспросами, паузами и прочим, из-за неподготовленности).

Стиль реализуется устно в диалоговой форме. Главным семантическим качеством выступает словесная размытость, неустойчивость значения и неопределенность границ. В разговоре применяются:

  • нейтральные слова, одинаково используемые в книжной и устной речи;
  • конденсаты, когда словосочетания заменяются одним словом (подсобная комната — подсобка);
  • дублеты — замена официальных наименований разговорными (морозильная камера — морозилка);
  • указатели, обозначают разные предметы;
  • «губки» — что-то неопределенное, включает разные смыслы, но раскрывается в контексте.

Функциональные стили русского литературного языка, в значительной степени влияют на него темами, жанрами, фразеологией и лексикой. Каждый их вид — целый язык какой-либо области, а вместе они образуют единый литературный. Такое разнообразие видов обогащает и расширяет границы языка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: