Летний вечер – анализ стихотворения Тютчева, история создания

Анализ стихотворения «Летний вечер» (Ф. И. Тютчев)

  • Анализ стихов
  • Блок
  • Летний вечер

Каждое явление окружающей природы во все времена вызывало особый интерес у писателей русской литературы. Привлекая внимание своей таинственностью и безграничной красотой, они становились источником вдохновения. Привычное чередование дня и вечера в стихотворении Александра Блока «Летний вечер» привлекает атмосферой умиротворения и покоя. Автор ровной, неторопливой интонацией повествует о восхитительном освещении поля ласковыми лучами заходящего небесного светила, о прощании с уходящим жарким днем.

Все, что находится на земле, устало замедляет свой ход. Законам природы подчиняется каждая ее составляющая: стих ветер, замолкли птицы, свое место заняла луна. Чтобы увеличить эффект отсутствия звуков в стихотворении, подчеркнуть мысль о том, что никто и ничто не нарушает тишину, автор использует частицу ни («ни ветерка», «ни крика птицы»). Все процессы, которые находятся в беспокойном состоянии днем, останавливают свое течение в вечернюю пору («замирает песня жницы»).

Наступившее затишье одаривает поэта зарядом бодрости и придает силы. Он призывает «умчаться на коне навстречу ночи и луне», с радостью приветствует последующее время суток. Летний вечер вдохновляет его своим постепенным угасанием светового дня.

Развитие динамики в стихотворении четко просматривается благодаря глаголам и существительным, которые в начале произведения обозначают отсутствие движений, звуков, сонное состояние («лежат», «замирает», «тишина», «дремота»). Но в конце лирический герой подчеркивает подъем сил, стремительность, желание скорости к новым ощущениям («умчаться») после шумных однообразных будней.

Простота изложения мыслей поэта делает стихотворение доступным для понимания каждого. Обычная пейзажная зарисовка конца лета помогает прочувствовать размеренность сельской жизни, приблизиться к нелегкому труду людей. Неоднократное использование в произведении одного из изобразительных средств — олицетворения — помогает более точно передать состояние лирического героя, усилить его чувства и мысли в данный момент («трава объята», «замирает песня», «лежат лучи»).

Описание бескрайних просторов родного края, излучение тепла от нагретой за день земли наполняет грудь равномерным дыханием, дарит неповторимые моменты, отдаляет от ежедневных проблем. Благодаря действиям изображаемых предметов, имеющих сходство с живыми существами, автор подчеркивает гармонию в душе, состояние безмятежности. Таким образом, тема единства человека и природы стала неиссякаемым источником вдохновения для Александра Блока.

История создания

На склоне лет вместе с выходом в свет первого сборника стихотворений к поэту пришла писательская слава, а за ней и людское признание, но осознавать самого себя как состоявшегося поэта он не хотел. Подобные волнения были ему чужды, и вплоть до своих последних дней Фёдор Тютчев предпочитал всецело отдаваться страстной чувственности. В его судьбе были переломные моменты, в периоды которых он часто обращал свой творческий взор к природе. Проникновенно заглядывая в её живое естество, поэт отстаивал утончённое совершенство и одушевлённую свободу окружающего мира. Этот обособленный мир, хоть временами и вторит человеческим душам, остаётся полностью независимым, – таков главный посыл Фёдора Тютчева, которого современники прозвали певцом природы.

Стихотворение «Летний вечер» датировано 1866 годом. Оно написано спустя два года после смерти самой молодой возлюбленной Тютчева. В 1864 году Елена Денисьева скоропостижно умерла буквально на его руках от чахотки. Немного позже, вслед за своей матерью, ушли из жизни и двое из их общих троих детей. Фёдор Иванович, находясь в законном браке с другой женщиной – Эрнестиной фон Пфеффель, ещё при жизни своей обожаемой Лёли терзался тем, что он не достоин самоотверженной любви юной девушки, которая обрекла себя ради него на сложное своей неопределённостью положение в свете. После её смерти поэт и вовсе на несколько лет потерял стойкость, он отчаянно восклицал: «О Господи! И это пережить…» Счастье для Фёдора Тютчева было утрачено, но в очередном стихотворном обращении к природе нет ни единого намёка на его сердечную тоску.

Анализ стихотворения Летний вечер Блок

Анализ стихотворения Летний вечер Блок по плану

1. История создания. Стихотворение «Летний вечер» (1898 г.) А. Блок написал, являясь студентом первого курса Петербургского университета. Оно посвящено воспоминаниям о летнем отдыхе в родовом подмосковном имении Шахматово.

2. Жанр произведения — элегия, пейзажная лирика.

3. Основная тема стихотворения — торжество молодости и ощущение абсолютной свободы. Молодой студент Блок чувствовал в себе переизбыток свежих сил. Отдых в Подмосковье произвел на него огромное впечатление.

Летом 1898 г. он вновь встретился и на этот раз влюбился в свою будущую жену — Любовь Менделееву. Это чувство повлияло на творчество Блока, на некоторое время заставив отойти его от символизма. Поэт описывал свои мысли и ощущения простым и доступным языком.

Блок с восторгом обращает внимание на красоту вечернего пейзажа. Природа уже постепенно погружается в благодатный и заслуженный сон. Воцаряется тишина и умиротворение («ни ветерка, ни крика птицы»). О присутствии человека напоминает лишь умолкающая вдали «песня жницы».

Автор выбирает для прогулки самый таинственный и неуловимый момент перехода дня в ночь, когда «последние лучи заката» внезапно сменяются «красным диском луны». Лирический герой чувствует свое единение с природой. Он призывает отрешиться от всех человеческих «забот и печалей». В таком состоянии возникает естественное желание вскочить на горячего коня и начать сумасшедшую поездку «навстречу ночи и луне».

Склонность Блока к символизму и мистицизму ярко проявится позже, но уже в стихотворении «Летний вечер» присутствуют туманные намеки на это. Природа описана очень изысканно и лирично, но вот абстрактное путешествие верхом явно представляет собой какой-то символ. В этом желании скрывается будущая тяга Блока унестись в мечтах в какой-то другой неведомый мир. В какой-то степени ему это удалось. Широко известна житейская неприспособленность поэта и его «витание в облаках».

4. Композиция произведения. Первые две строфы целиком посвящены описанию великолепного вечернего пейзажа. В последней строфе звучит призыв автора к достижению полной свободы.

5. Размер стихотворения — четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

6. Выразительные средства. В небольшом по объему произведении Блок использует широкий набор средств художественной выразительности: эпитеты («розовой», «некошенной»), метафоры («дремотой розовой», «красный диск луны»), олицетворения («лучи… лежат», «замирает песня»). Автор применяет обращения («забудь», «умчись»), что усиливает эмоциональное воздействие на читателя и придает произведению динамику.

7. Главная мысль стихотворения заключается в том, что человек должен ценить свою молодость, когда еще есть возможность достойно применить свои силы. Желание «умчаться без цели» указывает на многообразие выбора жизненного пути. Блок чувствует себя на распутье. Перед ним открывается широкие перспективы или, образно говоря, весь необъятный мир.

Читайте также:
Футуризм в творчестве Маяковского - особенности и основные черты

Блок понимает, что учеба в университете представляет собой вступление во взрослую жизнь, когда человек становится полностью самостоятельным. С каждым годом за его плечами будет накапливаться тяжелый груз проблем, не позволяющий ощутить себя абсолютно свободным. Поэтому описываемый летний вечер очень дорог поэту, как воспоминание о незаметно уходящей молодости.

Жанр, направление, размер

Вообще, если рассматривать всю пейзажную лирику Фёдора Ивановича Тютчева, к которой несомненно относится и «Летний вечер», можно заметить, как менялись на протяжении всей жизни настроения поэта – как по-разному он относился к окружающему миру. Состоящий из четырёх строф и написанный четырёхстопным ямбом, «Летний вечер» читается во всех смыслах легко. Это уже позднее произведение со своей контекстной философией. В нём чувствуется большая осмысленность и смиренность по отношению к неподдающимся человеческому влиянию жизненным силам.

Творчество Тютчева относится к «чистому искусству» — направлению, в рамках которого поэт отдает все силы, чтобы воспеть красоту. Только она имеет для него значение, поэтому представители «чистого искусства» часто описывали состояния природы и тонкости человеческих чувств.

Это лирическое стихотворение. Тютчев создал очень чувственное стихотворение, построенное на ощущениях лирического героя, наблюдающего картину летнего вечера, пришедшего на смену знойному дню. И в то же время подтекст произведения очевиден: поэт говорит о жизни человека, которой нужно наслаждаться. Ведь никто не знает, какой момент станет для него последним.

Тютчев старался передать те эмоции лирического героя, которые он испытывает, созерцая красоту окружающего мира.

Для передачи настроения и усиления поэтического эффекта автор использует четырёхстопный ямб и перекрестную рифмовку. Простота стихотворного размера позволяет легко воспринимать стихотворение, в то же время углубляя его и делая разноплановым.

Композиция

Разбор стихотворения немыслим без характеристики композиции.

  1. Первая строфа – это описание летнего заката, постепенно затухающий пламенный жар которого смывается прохладной морской водой с утомлённой за ещё не до конца прошедший знойный день земли.
  2. Вторая строфа – рассказ об отягощённом и не знающем покоя небе, накопившуюся усталость которого хотя бы в ночное время стараются снять влажные звёзды.
  3. В третьей строфе говорится о воздухе, находящемся и текущем подобно реке между разгорячённой землёй и остывающим небом, дарящим желанную свежесть всему вокруг. Именно в третьей строфе можно найти открытую отсылку к человеческим ощущениям – нам тоже начинает дышаться вольнее с наступлением вечера, а затем и ночи, когда застоявшийся воздух наконец-то приходит в движение.
  4. В заключительной четвёртой строфе перед читателем предстаёт в образе девы сама природа, умиротворённо спустившая обнажённые ноги в воду перед подступающим ночным покоем.

Образы и символы

Стихотворение наполнено образами и полностью лишено присутствия лирического героя. Перед нами метафоричные описания вечернего неба, где разворачивается целый спектакль, ведь автор описывает каждое действие: яркий закат, наступление темноты, ночь. Каждое событие – отдельный образ, создающий в воображении читателя иллюстрацию. Так, ночь ассоциируется с влажностью росы и становится волной, которая смывает жар дня и остужает землю. Закат ассоциируется с последним пожаром, который тихо затухает под спасительными струями ночи. Природа же становится девой, нашедшей прохладу в этом ночном купании. Символизм можно увидеть в следующих образах:

  1. Вечер становится символом освобождения и облегчения, который приходит к человеку и тушит пожар в его душе.
  2. Природа выступает воплощением всего живого, она гармонично сменяет времена дня, месяца и года, и каждую перемену встречает радостно. Она наделена мудростью, которой порой не достает человеку. Она все принимает как данность и в каждом новом повороте находит свой путь, не останавливаясь и не печалясь.

Особенности творчества Ф. И. Тютчева

Пейзажная лирика Федора Ивановича Тютчева нравится многим критикам как прошлого времени, так и современности. Созданные автором произведения сравниваются с творчеством мировых деятелей. К примеру, некоторые критики сравнивают произведения Федора с творениями Александра Фета, который так же как и Тютчев писал стихи с тонким и вдумчивым содержанием.

Несмотря на сходство, которое имело место быть в произведениях, стихи Тютчева, которые посвящались описаниям природных ландшафтов, а также восхищениям их красотой, есть одно немаловажное отличие. К примеру, у Афанасия Фета произведения пропускаются через себя, раскрывая красоты милых для сердца пейзажей, а также разнообразных душевных переживаний, скрытых глубоко. Федор восхищался сменами пор года и различными особенностями натуральной природы, он старался максимально качественно передать читателю все детали, а также практически неуловимые моменты, на которые простой человек не обращает внимания в обыденной жизни. Автор абстрагирует читателя от постоянных переживаний личностного характера и старается концентрироваться именно на тех вещах, которые видит перед собой и описывает.

Темы и настроение

Основная тема — природа. Пейзаж у Тютчева живет своей жизнью и является полноценным героем, принимая человеческий облик. В «Летнем вечере» он скрывается от зноя дня в прохладной и влажной темноте ночи, и все вокруг омывает и ласкает его успокаивающим влиянием сумерек.

Другая тема – цикличность бытия, которое живет по строгому закону смены дня и ночи, тоски и радости, обретения и потери. Такова закономерность всякой жизни на Земле, и стоит жить в такт с нею, чтобы обрести гармонию с природой, космосом и своим сознанием.

Настроение стихотворения умиротворяющее и спокойное, чему способствуют и стихотворный размер произведения, и тропы, и образы, наделенные плавными и легкими чертами.

Основная идея

Кроме художественных образов и выразительных отсылок, в «Летнем вечере» есть философская подоплёка. Смысл стихотворения в том, что жизнь – это замкнутый цикл, состоящий из череды повторяющихся раз за разом событий и вызванных этими событиями эмоций. Подобно восхождению и заходу солнца, появлению и исчезновению звёзд, смене дня и ночи, в нашу жизнь приходят, воспламеняя душу, а после неизменно нас покидают, обдавая прохладой, одни и те же чувства. Разнящиеся в своей силе, все они имеют единую суть. Кто, как не Фёдор Иванович Тютчев, ясно осознавал, что любовь всегда будет любовью, тоска – тоской, а ненависть – ненавистью, какими бы оттенками их не наделили. Такова главная мысль произведения.

Читайте также:
Двадцать первое Ночь Понедельник - анализ стихотворения

Поэт потерял одну из своих любимых женщин, в которой видел живое воплощение своих несбывшихся юношеских мечтаний, к которой был привязан наиболее страстно. Все четырнадцать лет их романтических взаимоотношений он видел, какую цену платит Елена Денисьева за возможность любить и временами находиться рядом с ним, и ненавидел себя за то, на какие страдания несправедливо обрекает преданную Лёлю. Несколько лет после её смерти он искренне тосковал и скорбел по ней, продолжая при этом любить находящуюся рядом жену Эрнестину, но позже, окончательно поняв, что всё приходящее, вновь стал испытывать жажду новой привязанности и возобновил отношения с давно знакомой Амалией фон Крюденер, по-прежнему не расставаясь с женой. К слову, у Тютчева до Эрнестины была ещё одна жена – Элеонора Петерсон. Он по-настоящему любил каждую из своих возлюбленных и испытывал жуткие угрызения совести за то, что не мог оставаться верным одной единственной женщине. Человек вообще редко понимает ценность происходящего с ним, ещё реже – извлекает какие-либо весомые уроки. Как контрастен и совершенен на его фоне одухотворённый образ природы. Она принимает всё как данность, остаётся верной этой данности и умеет быть счастливой как жарким днём, так и холодной ночью, не так важно, что с ней и что вокруг неё, дева-природа ценит и дорожит каждым моментом.

Особенности произведения «Летний вечер»

Именно в такой манере, которая описана выше, и написано произведение, получившее название «Летний вечер». Создан данный шедевр в преклонном возрасте — в 1866 году. К моменту написания автором уже была перенесена трагедия. Федор Иванович Тютчев потерял свою возлюбленную, а также двух любимых детей. Несмотря на такие особенности, в произведении не присутствует и единого намека на то, что творилось в душе автора в тот момент жизненного пути.
Лирический герой произведения «Летний вечер» выступает в образе своеобразного созерцателя. Данная личность давно сумела понять, что жизненный путь весьма короток. Чтобы прожить нормальную и счастливую жизнь, потребуется наслаждаться практически каждым мгновением, которые преподнесены вам судьбой.

Средства художественной выразительности

Вся система образов выстроена с помощью эмоционально окрашенной поэтической лексики:

  • Эпитетов: «раскалённый шар», «мирный пожар», «светлые звёзды», «небесный свод», «влажными главами», «река воздушная», «сладкий трепет», «горячих ног», «ключевые воды».
  • Метафор: «шар земля скатила», «пожар волна поглотила», «звёзды взошли и приподняли», «река воздушная течёт», «трепет пробежал по жилам природы».
  • Инверсий: «солнца раскалённый шар», «шар земля скатила», «с главы своей земля скатила», «мирный вечера пожар», «пожар волна морская поглотила», «уж звёзды светлые», «и небесный свод приподняли».
  • Сравнений «трепет, как струя» и олицетворений – «земля скатила», «волна поглотила», «звёзды взошли и приподняли», «грудь дышит», «трепет пробежал», «коснулись воды».

Краткий анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Вечер»

1. История создания

Точная дата создания стихотворения неизвестна. Приблизительно оно было создано поэтом с 1925 по 1929 год.

Поводом послужила тоска по Родине, которую испытывал молодой Ф. И. Тютчев вдалеке от родного дома. Он, служивший в Коллегии иностранных дел, был отправлен послом в далекий Мюнхен.

2. Литературное направление

Ф. И. Тютчев создает стихотворение под влиянием реалистического литературного направления. Его пейзажная лирика получила особое название: натурфилософская поэзия.

3. Род

Произведение относится к роду лирики.

4. Жанр

Жанр стихотворения «Вечер» — пейзажная лирика с элементами торжественной оды. Его содержание — описание родной природы.

5. Проблематика

Главная проблема произведения — взаимосвязь и взаимопроникновение природных явлений, составляющих единое целое в окружающем мире.

6. Тематика

Тема стихотворения — описание спокойной засыпающей природы, момента, когда вечер идет на смену дню.

7. Идея

Главная мысль не звучит в стихотворении открыто. Своими незабываемыми строками Тютчев пытался рассказать о влиянии природы на душевное состояние человека. Засыпающая природа оказывает умиротворяющее воздействие на человека.

8. Пафос

Строки стихотворения «Вечер» звучат торжественно и плавно, как некое неразгаданное великое таинство мира природы.

9. Система образов

В стихотворении отсутствуют обычные герои. Образы символичны и размыты.

Главным персонажем произведения можно считать наступающий вечер. Его образ складывается из маленьких деталей, эпизодических героев пейзажной зарисовки: «далекий колокольный звон», «журавлиная стая», «звучные листья», «вешнее море», долина, тень.

Соединяясь вместе, они создают единое целое — постепенное угасание дня.

10. Центральные персонажи

Центральный герой — вечер, который постепенно овладевает миром. Читателя окружают затихающий колокольный звон, незаметно ложащаяся по долине тень. Из незначительных эпизодов складывается образ главного действующего лица стихотворения: осеннего вечера.

11. Лирический герой

Мысли и чувства лирического героя созвучны ощущениям автора произведения. Тютчев устами лирического героя рассказывает об одном из таинств природы: сумерках, плавно переходящих в вечер.

Лирический герой и великий лирик в стихотворении «Вечер» сливаются в единое целое.

12. Сюжет

На первый взгляд стихотворение бессюжетно, но если вчитаться внимательнее, можно заметить едва уловимые изменения.

Вначале произведения мы видим предвестники наступающего вечера: звуки становятся тише, «колокольный звон» замирает «в звучных листьях», движении останавливаются, «как море не колыхнет день».

А затем внезапно вечер вступает в свои права: « и торопливей, молчаливей ложится по долине тень».

13. Композиция

В основе композиции небольшого произведения лежит анафора. В двух катренах, включающих в себя два предложения, трижды используется одинаковое начало: «Как…».

Обе строфы произведения, неразрывно связанные друг с другом, рисуют незабываемую картину тихого вечера. Пейзажная зарисовка статична и одновременно наполнена чуть уловимым движением.

14. Художественное своеобразие

Ф. И. Тютчеву удалось передать словами зыбкое состояние угасания дня, сумерек.

Мы не замечаем момента его начала, не улавливаем последнего аккорда. Точно так же стихотворение не имеет начала, первая строка, будто продолжение какой-то фразы, начинается с союза «как». Следующие строчки нанизывают сравнения одно на другое, доводят читателя до финала. И неожиданно сразу «торопливо» «молчаливо» обрушивается вечер.

15. Размер, рифма, строфика

Чудное произведение стоит всего из двух четверостиший, написанных четырехстопным ямбом.

Автор использует перекрестную рифмовку (АБАБ), в которой чередуются мужская и женская рифмы.

16. Средства художественной выразительности

В маленьком по размеру стихотворении поэт использует своеобразный синтез средств художественной выразительности. По воле автора один троп становится частью другого, создавая гармоничную картину происходящего.

Читайте также:
"Гамлет" 📚 краткое содержание пьесы Шекспира по главам для читательского дневника, история создания, описание действующих лиц, анализ и трагедия сюжета

Поэт олицетворяет явления природы с помощью метафоры: «море не колыхнет день» и эпитетов: «торопливо, молчаливо ложится тень».

В каждой строфе использует необычные сравнения: «колокольный звон, как шум от стаи журавлиной», вечер «как море вешнее в разливе».

Объединяясь вместе, средства художественной выразительности помогают понять читателю взаимосвязь явлений природы.

17. Значение произведения

Значение стихотворения «Вечер» заключается в том эстетическом удовольствии, которое получает читатель. Наблюдая волшебное перевоплощение природы, человек забывает о проблемах, успокаивается, и верит, что ночь обязательно сменит утро.

18. Актуальность

Взаимосвязь человека с миром природы — это тема, которая никогда не потеряет своей актуальности.

Стихотворение Тютчева — гимн гармоничному устройству природы. И пока человек ощущает себя частью окружающего мира, в его жизни будет порядок, красота и гармония.

19. Мое отношение

Строки стихотворения Ф. И. Тютчева «Вечер» завораживают с первого прочтения. Еще не понимая глубины содержания, я была покорена красотой звучания строк, мелодичностью и спокойствием.

Перечитав стихотворение, я поняла, что речь идет об обычном наступлении вечера. Оказывается, любое явление природы может быть поэтичным и необыкновенным.

20. Чему учит

Стихотворение великого поэта учит нас быть внимательнее к миру природы. «Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться…», и тогда поймешь, что привычное и обычное может раскрыться с другой стороны и быть поэтичным и прекрасным.

Анализ стихотворения «Летний вечер» (Ф. И. Тютчев)

Многие свои стихотворения Тютчев посвящал природе, разным временам года. Одно из таких – “Летний вечер”. Краткий анализ “Летний вечер” по плану, предназначенный для учеников 5 класса, поможет им понять особенности этого произведения. На уроках литературы он может использоваться и как основной, и как дополнительный материал.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

История создания

На склоне лет вместе с выходом в свет первого сборника стихотворений к поэту пришла писательская слава, а за ней и людское признание, но осознавать самого себя как состоявшегося поэта он не хотел. Подобные волнения были ему чужды, и вплоть до своих последних дней Фёдор Тютчев предпочитал всецело отдаваться страстной чувственности. В его судьбе были переломные моменты, в периоды которых он часто обращал свой творческий взор к природе. Проникновенно заглядывая в её живое естество, поэт отстаивал утончённое совершенство и одушевлённую свободу окружающего мира. Этот обособленный мир, хоть временами и вторит человеческим душам, остаётся полностью независимым, – таков главный посыл Фёдора Тютчева, которого современники прозвали певцом природы.

Стихотворение «Летний вечер» датировано 1866 годом. Оно написано спустя два года после смерти самой молодой возлюбленной Тютчева. В 1864 году Елена Денисьева скоропостижно умерла буквально на его руках от чахотки. Немного позже, вслед за своей матерью, ушли из жизни и двое из их общих троих детей. Фёдор Иванович, находясь в законном браке с другой женщиной – Эрнестиной фон Пфеффель, ещё при жизни своей обожаемой Лёли терзался тем, что он не достоин самоотверженной любви юной девушки, которая обрекла себя ради него на сложное своей неопределённостью положение в свете. После её смерти поэт и вовсе на несколько лет потерял стойкость, он отчаянно восклицал: «О Господи! И это пережить…» Счастье для Фёдора Тютчева было утрачено, но в очередном стихотворном обращении к природе нет ни единого намёка на его сердечную тоску.

Основная тема стихотворения – это необходимость наслаждаться жизнью, радоваться прекрасным мгновениям, ведь человеческое существование непредсказуемо. Именно эту идею он выражает посредством художественных образов, символически показывая красоту окружающего мира.

Как тонкий пейзажный лирик, он полностью отрешается от собственных переживаний, стараясь сосредоточиться на том, чтобы передать читателю увиденную им картину. Она, действительно, будто нарисована кистью умелого художника, который вдобавок смог передать и ощущения, и запахи.

Жанр, направление, размер

Вообще, если рассматривать всю пейзажную лирику Фёдора Ивановича Тютчева, к которой несомненно относится и «Летний вечер», можно заметить, как менялись на протяжении всей жизни настроения поэта – как по-разному он относился к окружающему миру. Состоящий из четырёх строф и написанный четырёхстопным ямбом, «Летний вечер» читается во всех смыслах легко. Это уже позднее произведение со своей контекстной философией. В нём чувствуется большая осмысленность и смиренность по отношению к неподдающимся человеческому влиянию жизненным силам.

Творчество Тютчева относится к «чистому искусству» — направлению, в рамках которого поэт отдает все силы, чтобы воспеть красоту. Только она имеет для него значение, поэтому представители «чистого искусства» часто описывали состояния природы и тонкости человеческих чувств.

Краткий анализ

История создания

– оно написано в 1866 году, уже после того, как Тютчев пережил большую личную трагедию.

– ценность жизни, которая настолько непредсказуема, что ценить нужно каждое мгновение.

– это одночастное произведение, состоящее из четырех строф.

– пейзажная лирика с философскими элементами.

Стихотворный размер

– четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.


“раскаленный шар”, “мирный пожар”, “морская волна”, “влажные главы”, “небесный свод”, “воздушная река”, “сладкий трепет”
.

Олицетворения


“земля скатила”, “звезды взошли, “звезды приподняли”, “жилы природы”
.


“волна поглотила пожар вечера”, “звезды приподняли небесный свод”
.

Композиция

Разбор стихотворения немыслим без характеристики композиции.

  1. Первая строфа – это описание летнего заката, постепенно затухающий пламенный жар которого смывается прохладной морской водой с утомлённой за ещё не до конца прошедший знойный день земли.
  2. Вторая строфа – рассказ об отягощённом и не знающем покоя небе, накопившуюся усталость которого хотя бы в ночное время стараются снять влажные звёзды.
  3. В третьей строфе говорится о воздухе, находящемся и текущем подобно реке между разгорячённой землёй и остывающим небом, дарящим желанную свежесть всему вокруг. Именно в третьей строфе можно найти открытую отсылку к человеческим ощущениям – нам тоже начинает дышаться вольнее с наступлением вечера, а затем и ночи, когда застоявшийся воздух наконец-то приходит в движение.
  4. В заключительной четвёртой строфе перед читателем предстаёт в образе девы сама природа, умиротворённо спустившая обнажённые ноги в воду перед подступающим ночным покоем.
Читайте также:
Смысл названия поэмы Гоголя Мёртвые души - основная тема, суть

Образы и символы

Стихотворение наполнено образами и полностью лишено присутствия лирического героя. Перед нами метафоричные описания вечернего неба, где разворачивается целый спектакль, ведь автор описывает каждое действие: яркий закат, наступление темноты, ночь. Каждое событие – отдельный образ, создающий в воображении читателя иллюстрацию. Так, ночь ассоциируется с влажностью росы и становится волной, которая смывает жар дня и остужает землю. Закат ассоциируется с последним пожаром, который тихо затухает под спасительными струями ночи. Природа же становится девой, нашедшей прохладу в этом ночном купании. Символизм можно увидеть в следующих образах:

  1. Вечер становится символом освобождения и облегчения, который приходит к человеку и тушит пожар в его душе.
  2. Природа выступает воплощением всего живого, она гармонично сменяет времена дня, месяца и года, и каждую перемену встречает радостно. Она наделена мудростью, которой порой не достает человеку. Она все принимает как данность и в каждом новом повороте находит свой путь, не останавливаясь и не печалясь.

анализ стихотворения тютчева летний вечер 5 класс

«Летнний вечер» — не просто пейзажная лирика. В стихотворении сделана попытка показать не одну конкретную картину, но общую сущность русских осенних вечеров; не просто передать впечатление, но осмыслить его как феномен жизни природы. Попытка подыскать аналогии явлениям природы в явлениях жизни “существа разумного”, то есть человека, говорит о сближении и взаимопроникновении в творчестве Тютчева двух миров — человека и природы, разделённых в XVIII веке философией эпохи Просвещения. Таинственная прелесть осенних вечеров становится поводом для размышления о человеческой судьбе и о божественной сущности страдания.

Стихотворение насыщено эпитетами, которые создают ощущение богатой живописи: “умильная, таинственная прелесть”, “зловещий блеск”, “…Багряных листьев томный, лёгкий шелест”, // Туманная и тихая лазурь // Над грустно-сиротеющей землёю… ”, “прерывистый, холодный ветр”, “кроткая улыбка увяданья”. “Холодный ветр”, налетающий порою, предстаёт перед нами “как предчувствие сходящих бурь”. Вообще, всё стихотворение представляет собой развёрнутую метафору: чувство, которое вызывает в поэте “светлость осенних вечеров”, ощущается им как кроткая улыбка увяданья, которая сравнивается с “божественной стыдливостью страданья” в человеке.

Необычна цветовая палитра стихотворения: “светлость” вечеров сочетается со “зловещим блеском” и “пестротой дерев”, “багряным” цветом листьев, “туманной” лазурью. Яркие тона словно задёрнуты покрывалом тонкого тумана. Природа ещё живёт, но уже чувствуется приближение зимнего сна: “…и на всём // Та кроткая улыбка увяданья… ”

Стихотворение написано пятистопным ямбом, все три строфы имеют перекрёстную рифмовку. Рифма стихотворения богатая: лазурь — бурь, увяданья — страданья, на всём — зовём. В первой строфе, вероятно, надо читать: вечеров — дерёв.

«Осенний вечер» своим началом напоминает стихотворение «Есть в осени первоначальной… » (1857). Двадцать семь лет разделяют эти произведения, и мы можем видеть, как двигался поэт от обобщающей живописности к ёмкой простоте и лаконичности.

Темы и настроение

Основная тема — природа. Пейзаж у Тютчева живет своей жизнью и является полноценным героем, принимая человеческий облик. В «Летнем вечере» он скрывается от зноя дня в прохладной и влажной темноте ночи, и все вокруг омывает и ласкает его успокаивающим влиянием сумерек.

Другая тема – цикличность бытия, которое живет по строгому закону смены дня и ночи, тоски и радости, обретения и потери. Такова закономерность всякой жизни на Земле, и стоит жить в такт с нею, чтобы обрести гармонию с природой, космосом и своим сознанием.

Настроение стихотворения умиротворяющее и спокойное, чему способствуют и стихотворный размер произведения, и тропы, и образы, наделенные плавными и легкими чертами.

Темы, проблемы

Основной темой произведения выступает природа. Описывая пейзажи, автор оживляет его, наделяя человеческими качествами. Он показывает, что у него есть своя жизнь, которая намного правильнее и разумнее человеческой жизни. Автор показывает то, что природа может успокаивать и ласкать.

Второй темой произведения можно выделить цикличность жизни. Здесь все происходит так, как нужно. Здесь существуют свои законы. Ночь сменяет день, радость – грусть, а после любой потери, что-то появляется. Все течет своим чередом, который ничто не в силах нарушить.

Все стихотворение написано спокойно и ровно. Настроение плавное, без резких восклицаний и вопросов.

Основная идея

Кроме художественных образов и выразительных отсылок, в «Летнем вечере» есть философская подоплёка. Смысл стихотворения в том, что жизнь – это замкнутый цикл, состоящий из череды повторяющихся раз за разом событий и вызванных этими событиями эмоций. Подобно восхождению и заходу солнца, появлению и исчезновению звёзд, смене дня и ночи, в нашу жизнь приходят, воспламеняя душу, а после неизменно нас покидают, обдавая прохладой, одни и те же чувства. Разнящиеся в своей силе, все они имеют единую суть. Кто, как не Фёдор Иванович Тютчев, ясно осознавал, что любовь всегда будет любовью, тоска – тоской, а ненависть – ненавистью, какими бы оттенками их не наделили. Такова главная мысль произведения.

Поэт потерял одну из своих любимых женщин, в которой видел живое воплощение своих несбывшихся юношеских мечтаний, к которой был привязан наиболее страстно. Все четырнадцать лет их романтических взаимоотношений он видел, какую цену платит Елена Денисьева за возможность любить и временами находиться рядом с ним, и ненавидел себя за то, на какие страдания несправедливо обрекает преданную Лёлю. Несколько лет после её смерти он искренне тосковал и скорбел по ней, продолжая при этом любить находящуюся рядом жену Эрнестину, но позже, окончательно поняв, что всё приходящее, вновь стал испытывать жажду новой привязанности и возобновил отношения с давно знакомой Амалией фон Крюденер, по-прежнему не расставаясь с женой. К слову, у Тютчева до Эрнестины была ещё одна жена – Элеонора Петерсон. Он по-настоящему любил каждую из своих возлюбленных и испытывал жуткие угрызения совести за то, что не мог оставаться верным одной единственной женщине. Человек вообще редко понимает ценность происходящего с ним, ещё реже – извлекает какие-либо весомые уроки. Как контрастен и совершенен на его фоне одухотворённый образ природы. Она принимает всё как данность, остаётся верной этой данности и умеет быть счастливой как жарким днём, так и холодной ночью, не так важно, что с ней и что вокруг неё, дева-природа ценит и дорожит каждым моментом.

Читайте также:
«Пойман с поличным» краткое содержание произведения Чарльза Диккенса, значение названия

Средства художественной выразительности

Вся система образов выстроена с помощью эмоционально окрашенной поэтической лексики:

Образ и характеристика Правдина в комедии Недоросль Фонвизина сочинение

Произведение “Недоросль” автор наделяет малым количеством положительных героев и одним из них является Правдин. Чиновник, который борется за права человека и пытается уловить Простаковых в ненадлежащем обращении с крестьянами. Главной целью чиновника было пересечение жестокого обращения с классом крестьянства и наказание причастных к этому.

Говорящая фамилия Правдин даёт понять, что для данного человека правда и справедливость превыше всего. Его честность проявляется с самого начала произведения, когда он не желает читать чужое письмо и сделал это только после просьбы Софьи. В дружбе с Милоном проявляются черты не только честности Правдина, но и преданности настоящего друга. Он с подлинной искренностью испытывает радость за своих друзей. И при необходимости всегда готов оказывать помощь.

Правдин почтенно относится и к пожилому герою Стародуму, который в свою очередь будучи мудрым стариком замечает в чиновнике неподкупного человека, наделенного высоконравственным развитием. Такое же видение Правдина и у Софьи. Общение с ним она находила приятным уже с первого дня знакомства.

В завершении пьесы Правдин раскрывает всю суть своего визита в дом Простаковых и делает объявление о том, что теперь управление домом принадлежит ему. Правдин никогда не превышает своих полномочий и не пользуется властью со вседозволенностью. Он всегда преследует строгость закона и высокую моральность личных убеждений.

Правдин собственным примером пресекает взяточничество, он считает это низким и подлым поступком. В этом он сталкивается со своими оппонентами, многие помещики привыкшие жить нечестно не могут понять и тем более принять моральных ценностей Правдина.

Правдину в результате удаётся наказать самодурство Простаковых. В произведении он является олицетворением государственной силы, которая способна оказать защиту безвинным и наказать виновных. Автор уверен, что только благодаря таким героям, как Правдин можно построить будущее страны, основанное на справедливом соблюдении закона. Образ данного героя поставлен в пример всем, кто стоит на страже государственных интересов.

Вариант 2

Данный персонаж комедии является одним их положительных героев, восстанавливающих справедливость и демонстрирующий пример правильного поведения.

Правдин – помещик и добродетельный чиновник. Проводя инспекционную поездку по наместничеству, он честно исполняет свой долг, в конце концов, ограждая крепостных, принадлежащих хозяевам, которые в силу преобладания злобы и глупости жестоко обращаются с подвластными им людьми.

Правдин, также как и Простаковы, принадлежит к господствующему классу и владеет имениями с крепостными. Его сочувствие к барским крестьянам вызвано не классовой солидарностью, вызванной воспоминаниями о своем происхождении выслужившегося чиновника из простых людей. В ее основе лежит гуманность, которая, по мнению автора, должна быть присуща каждому порядочному человеку, а также неуклонное следование своему долгу, исполнение обязанностей, возложенных на него.

Автор добавляет своему герою и другие одобряемые обществом качества – Правдин, например, отказывается читать чужие письма без соизволения на то адресата.

Следует также отметить, что образ Правдина (как, впрочем, и другие в данном произведении) лишен психологизма и выполнен достаточно однобоко. Этот персонаж лишен каких-либо отрицательных качеств, что превращает его, по сути, в функцию – образ добродетельного дворянина и чиновника.

Кроме того, счастливый конец, когда Правдин лишает Простаковых правом пользоваться их имением, отдавая его в так называемую опеку со стороны государства, а Митрофанушку отправляет на государственную службу, как и положено дворянину, также выглядит не очень правдоподобно и излишне благостно. Конечно, чиновник такого ранга, как Правдин имел полномочия поступить так. Однако в реальной российской действительности восемнадцатого века, к тому же в деревне, далеко от центральной власти, подобное вмешательство в частные дела местных помещиков, неизбежно, вызвало бы противодействие с их стороны. Разумеется, Простаковы использовали бы свои деньги и связи, чтобы отстоять свои интересы. В силу этого, легкая победа над ними, изображенная в пьесе, отсутствие у добродетельного чиновника необходимости прилагать усилия, чтобы следовать своим принципам и понимаемому им долгу, в значительной степени снижают образ Правдина. Он оказывается не столько принципиальным борцом со злом, рискующим своей карьерой и положением, сколько простым хорошим исполнителем.

Сочинение на тему Правдин

В большинстве случаев в каждом произведении, так или иначе, затрагивается тема простой бытовой человеческой жизни, которая так близка каждому человеку. Однако верно описать её довольно таки непростая задача, которая под силу отнюдь не каждому писателю. Передать всю ту силу образов, при том удержать небрежность бытовой жизни довольно непростая задача, однако такой писатель как Фонвизин достаточно хорошо справился с данной задачей. Фонвизин описывал бытовую жизнь с живостью и задором, которых в свою очередь достигал с помощью сатиры и юмора. Примером такого произведения послужит “Недоросль”.

В нём автор рассказывает нам историю жизни простых людей, точно таких же, как и мы с вами, но также он делает из их образов некоторые олицетворения человеческих черт характера. Помещая их в различные ситуации, он задаёт тон ходу произведения, в нужных местах корректируя его, тем самым создавая неумолимо успешное произведение. В произведении присутствует достаточно большое количество персонажей, однако остановиться следует на персонаже по фамилии Правдин.

Правдин – мужчина средних лет, который, в соответствии со своей фамилией, старается добиться правды в обо всех отраслях своей жизни, где бы он не имел возможность достучаться до истины, он это сделает, или хотя бы попытается. По характеру же Правдин довольно серьёзен, напорист, и, конечно же, правдив. Он просто обожает правду, и по настоящему презирает ложь и лжецов. Автор ставит его как своеобразий идеал, к которому каждый должен стремиться, но, идеал не в плане всего, а лишь в плане его отношения к правде и лжи, ведь даже у такого, казалось бы, святого человека, есть свои проблемы и грехи. Таким образом, Правдин в произведении является неким спасательным маяком для тех, кто придерживается его мировоззрения, и отталкивающим рифом для тех, кому его убеждения далеки, а таких людей, как показывает практика – довольно немалое количество, ведь очень сложно всегда придерживаться правды, но иногда в нашей жизни бывают случаи, когда лучше соврать, чем сказать правду.

Читайте также:
Анатоль Курагин - характеристика князя в романе Война и мир

Я считаю, что именно эти черты присутствуют в образе Правдина.

Характеристика 4

Героев своего знаменитого произведения «Недоросль» автор наделил не только отрицательными, но и положительными качествами. Одним из таких является второстепенный персонаж пьесы Правдин. Персонажи пьесы имеют «говорящие» фамилии, так что герой Правдина человек прямолинейны и честный, он борется за правду.

Правдин – дворянин, помещик, он владеет деревнями, крепостными душами, у него есть свое имение. Но, кроме этого, он является царским чиновником, членом наместничества, занимается общественной работой. Его задача – посещать помещичьи усадьбы на территории губернии и проверять обращение дворян с крепостными крестьянами, выявляя при этом различные нарушения.

В одну из таких поездок Правдин побывал с визитом в имении Простаковых. Во время своего трехдневного пребывания в этой семье он обратил свое внимание на то, что хозяйка очень жестоко относится к своим крепостным, узнает о зверствах помещицы, а также о том, что она обкрадывает Софью. Ревизор Правдин выступает против самодурства и эгоизма хозяев, он считает своим долгом выступить на помощь угнетенным крепостным крестьянам.

Господин Правдин – человек умный и проницательный. Он дает четкую характеристику семейству Правдиных: «Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома».

Чиновник считает своим долгом бороться с бесчеловечными помещиками. Он делает доброе дело, помогает униженным крепостным крестьянам. В конце пьесы по ходатайству Правдина Простаковы несут наказание: у них забирают землю под контроль государства, лишают права на имение, а недоросля Митрофанушку отправляют на службу в армию.

Кажется, справедливость восторжествовала. Однако литературные критики того времени считали, что Правдин вовсе не похож на царского чиновника второй половины восемнадцатого века. В действительности помещичьи владения только в очень редких случаях переходили под опеку государства. В развязке «Недоросля» Д.И. Фонвизин изображает лишь то, что обязана была бы делать власть. К сожалению, в действительности все происходило иначе. Но, несмотря на это, герой Правдина и его деятельность имеют важное значение в идеологическом замысле комедии.

Для Фонвизина Правдин – воплощение гуманной, здравомыслящей истины в последней инстанции.

Также читают:

Картинка к сочинению Правдин в комедии Недоросль

Популярные сегодня темы

Главный герой рассказа «Дети подземелья» — мальчик девяти лет, Вася. Он живёт в обеспеченной семье со своим отцом-судьёй и сестрой Соней, которой четыре только года.

Русалочка – это известная сказка, знакомая всем с раннего детства. На ее основе снято много мультфильмов, с самым разным окончанием истории. Однако оригинальная история, несмотря на грустный финал, наполнена глубоким смыслом.

Феврония и Петр главные герои повести. Несмотря на то, что девушка была из простой семьи, а Петр – князем, оба обладали сильными характерами, умели отстоять свою точку зрения

В центре внимания читателя находится дьячок сельской церкви по имени Вонмигласов. Он обращается в земскую больницу за помощью, так как у него сильно болит зуб. В начале рассказа автор показывает героя

В детстве я просто терпеть не могла читать, только уселась – уже в сон клонит, а буквы становятся лишь чередой непонятных закорючек, в которых я ну никак не могла увидеть хоть какой-то смысл

Характеристика и образ Правдина в комедии Недоросль

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Фонвизин Д.И.
  4. Характеристика и образ Правдина

В комедии Фонвизина «Недоросль» не так много положительных персонажей, но все они несут определенную идею. Такую роль выполняет и Правдин, государственный чиновник, поселившийся у Простаковых для того, чтобы выявить их жестокость к крестьянам. Он ценит права человека и убежден, что ничто не может оправдать тиранство над крестьянами. Он со рвением выполняет свою задачу и обличает злодеяния четы Простаковых перед законом.

Нет никакого сомнения в том, что фамилия этого персонажа говорящая. Она означает, что герой стоит за правду, несет справедливость. В нем преобладают такие качества, как гуманность, преданность своим принципам и желание служить во благо своей страны. А также терпение и самоотдача, которые приводят к счастливому финалу.

С первых страниц нашего знакомства с этим персонажем, мы можем убедиться в его честности. Он отказывается читать письмо адресованное не ему, и соглашается только после личной просьбы самой Софьи. Это говорит о том, что он хорошо воспитан и сам всегда следует своим представлениям о нравственности. Также из его разговоров с Милоном становится ясно, что он не только честный чиновник, но еще и преданный друг. Он искренне радуется счастью Милона и Софьи и с готовностью помогает им, когда возникает такая необходимость.

Примечательно и его почтительное отношение к Стародуму. Стародум, будучи мудрым человеком многое на своем веку повидавшим, без труда узнает в Правдине высоконравственного и честного человека. Таким его видит и Софья. С самого их знакомства, она убеждается в глубокой образованности этого человека и находит приятным общение с ним.

В конце пьесы Правдин рассказывает о цели своего пребывания в доме Простаковых и объявляет о том, что теперь управление домом переходит в его руки. Несмотря на свою власть и положение, Правдин ни разу не злоупотребляет своими полномочиями и всегда следует букве закона и собственным убеждениям. Справедливость торжествует, а самодурство злобной Простаковой и малодушие ее супруга строго караются.

Правдин олицетворяет собой силу государства, ее способность защитить слабых и наказать виновных. Фонвизин верит, что именно на таких честных и образованных людях и строится будущее страны. Он ставит Правдина в пример всем государственным служащим, веря, что таких Правдиных много, и они готовы с радостью постоять за правду.

Сочинение про Правдина

Правдин – государственный чиновник, который призван разбираться в делах помещиков Простаковых. Он узнаёт о жадности и скупости Простаковой, а так же о том, что та забирает у Софьи всё, что у неё есть. Пользуясь помощью Стародума и Милона, он отбирает имение у Простаковой, тем самым наказывая помещицу за всё, что она натворила, насмехаясь над её жадностью и глупостью.

Этот герой, как и все остальные в этой комедии носит фамилию, которая его характеризует. Правдин – очень честный и искренний человек, всегда поступает правильно и справедливо. Ещё с самого начала знакомства с этим персонажем мы можем убедиться, что очень воспитанный и честный – он не хотел читать письмо, которое было адресовано не ему, но согласился только после того, как его лично попросила Софья.

Читайте также:
Одним толчком согнать ладью живую - анализ, жанр, основная тема

Правдин служит в наместничестве и контролирует указы всей губернии. Своей главной целью в жизни он считает прекращение жестокости дворян над простыми крепостными людьми. В те времена помещики были очень жестоки по отношению к бедным крестьянам. А в особенности семья Простаковых. Так как крестьяне сами за себя постоять не могли, Правдин строго следил за порядком в своей губернии и, в особенности, наблюдал за Простаковыми.

Правдин имеет много общего со Стародумом. Они оба разделяют мнения друг друга и являются образованными, грамотными и начитанными людьми, оба героя не терпят жестокость и в первую очередь смотрят на качества человека, а не на его материальное положение и чин.

Правдин имеет положительную и светлую сторону в этой комедии, так как с помощью него автор показывает образ в этой комедии, что ещё не всё потеряно и остались ещё такие благородные люди, как Правдин.

Мы не можем сказать, что герой участвует в любовном конфликте комедии. Эту роль Фонвизин отдаёт Милону – возлюбленному Софьи. И он не один из людей, которые претендуют на руку девушки. Правдин в этом конфликте стоит в стороне. Но, тем не менее, он играет в пьесе немаловажную роль. Как представитель власти, именно он отбирает у Простаковых их поместье у Простаковых, наказывая их за алчность и невежество.

Правдин никогда не берёт взяток, так как считает, что это очень подло и низко. Но многие помещики не понимают его, так как привыкли всю свою жизнь врать и поступать нечестно. Автор показывает, что если будут такие люди, как Правдин, то всё небезнадёжно и проблемы с жестокостью над крепостными наладятся.

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

В комедии «Недоросль» Правдин является положительным героем, честным чиновником с гуманными взглядами на управление имением. По сюжету произведения мужчина по службе попадает в деревню Простаковой, чтобы обличить и пресечь происходящие там бесчинства, наказать жестоких помещиков и взять имение под собственную опеку. Чиновник успешно разрешает острую ситуацию, наказывая виноватых и помогая нуждающимся.

В «Недоросле» как классицистической пьесе имена героев во многом определяют их личные качества и роль в произведении. Не стал исключением и Правдин. В «Недоросле» характеристика личности персонажа полностью соответствует значению его фамилии – «Правдин» от «правда», то есть герой является носителем правды и беспристрастного правосудия. В комедии чиновник выступает ревизором, олицетворяя букву закона, высшую справедливость и строгость в решениях, – он наказывает виновных, забирая у Простаковых деревню, выясняет, кто из учителей служил честно, а кто только обманывал Простакову. Мужчина решает и судьбу Митрофана, забирая к себе на службу.

Персонаж Правдина играет важное значение в идейном замысле комедии. В его образе Фонвизин изобразил идеал гуманного и образованного чиновника просвещения, который заслужено вознаграждает и наказывает. Для автора Правдин – олицетворение человечной, рациональной истины в последней инстанции.

Тест по произведению

    Вопрос 1 из 18
    Выберите основные признаки классицистической пьесы, присущие комедии «Недоросль»:

      Фантастическое место действия; исключительные, выдающиеся герои;

Единство места, действия и времени; четкое деление персонажей на отрицательных и положительных;

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Фонвизин Д.И.
  4. Характеристика и образ Правдина

В комедии Фонвизина «Недоросль» не так много положительных персонажей, но все они несут определенную идею. Такую роль выполняет и Правдин, государственный чиновник, поселившийся у Простаковых для того, чтобы выявить их жестокость к крестьянам. Он ценит права человека и убежден, что ничто не может оправдать тиранство над крестьянами. Он со рвением выполняет свою задачу и обличает злодеяния четы Простаковых перед законом.

Нет никакого сомнения в том, что фамилия этого персонажа говорящая. Она означает, что герой стоит за правду, несет справедливость. В нем преобладают такие качества, как гуманность, преданность своим принципам и желание служить во благо своей страны. А также терпение и самоотдача, которые приводят к счастливому финалу.

С первых страниц нашего знакомства с этим персонажем, мы можем убедиться в его честности. Он отказывается читать письмо адресованное не ему, и соглашается только после личной просьбы самой Софьи. Это говорит о том, что он хорошо воспитан и сам всегда следует своим представлениям о нравственности. Также из его разговоров с Милоном становится ясно, что он не только честный чиновник, но еще и преданный друг. Он искренне радуется счастью Милона и Софьи и с готовностью помогает им, когда возникает такая необходимость.

Примечательно и его почтительное отношение к Стародуму. Стародум, будучи мудрым человеком многое на своем веку повидавшим, без труда узнает в Правдине высоконравственного и честного человека. Таким его видит и Софья. С самого их знакомства, она убеждается в глубокой образованности этого человека и находит приятным общение с ним.

Правдин олицетворяет собой силу государства, ее способность защитить слабых и наказать виновных. Фонвизин верит, что именно на таких честных и образованных людях и строится будущее страны. Он ставит Правдина в пример всем государственным служащим, веря, что таких Правдиных много, и они готовы с радостью постоять за правду.

Сочинение 4

Данный персонаж является олицетворение честно и гуманного чиновника, образцом того, каким должен быть человек, состоящий на государственной службе.

Сущность этого второстепенного персонажа (как и других героев комедии) выражена, в традициях времен ее создания, его фамилией. Если Простаковы и, в особенности Митрофанушка, олицетворяют собой пороки, присущие господствующему сословию, то Правдин введен в произведения как «карающий меч государства», тот кто воздаст всем по заслугам.

Одной из целей написания комедии, как следует из ее названия, служит желание автора осудить дворян, желающих жить в свое удовольствие, а не служить государству, как велит закон и обычай. В связи с этим, Правдин, восстанавливающий порядок показан в качестве идеального помещика и государственного служащего. По крайней мере, автор ничего не говорит о его недостатках.

Кроме неуклонного следования своему долгу, Правдин показан человеком гуманным, вежливым и учтивым. Однако главное достоинство Правдина (помимо честного исполнения своих обязанностей) – это его приверженность просвещению. В пьесе постоянно высмеиваются как глупые и невежественные помещики, таки бездарные и ленивые учителя Митрофанушки, благодаря которым тот не стал достойным офицером или чиновником. В силу этого, автор подчеркивает стремление Правдина бороться с невежеством, в котором тот видит корень зла. Чиновник не только исполняет свои прямые обязанности, определяя недоросля на государственную службу, и препятствует Простаковым проявлять жестокость по отношению к крепостным, лишив их возможности распоряжаться имением. Он выявляет недостойных учителей Митрофанушки, воздавая им по заслугам.

В целом, можно заключить, что в образе Правдина автор изобразил власть, как таковую. Не являясь, разумеется, противником существующего строя, веря, что в радикальных изменениях необходимости нет, а для устранения недостатков достаточно образования и честных чиновников, Фонвизин создал образ одного из них. В Правдине показан способ решения стоящих перед обществом проблем, образец для подражания, которому автор призывает следовать.

Характеристика Правдина в комедии «Недоросль»

В данном замечательном произведении образ Правдина показан весьма положительно, ведь автор раскрыл тему чиновничества с совершенно различных ракурсов и позиций. С одной стороны, чиновников автор видел весьма нечестными и коварными людьми. Однако, герой не относился к таковым, и выполнял свою службу честно и ответственно. Также, стоит сказать, что он обладал весьма человечными взглядами на то, как стоило управлять имением. В сюжетном плане, герой сыграл весьма немалую и значительную роль. Ведь в его задачи входило то, что он должен был разоблачить деятельность Простаковых, а также, отобрать у них имение. Герою предстояло раскрыть образ коварных и корыстных помещиков, тем самым показывая читателям всю несправедливость того времени. Правдину удалось восстановить хотя бы долю несправедливости, и герой обличал различные преступления, которые там происходили. Также, он наказывал всех тех помещиков, которые отличались жестоким отношением к своим подопечным.

В образе Правдина писатель отобразил человека, который не боялся восстанавливать справедливость, даже несмотря на то, что это стоило ему огромных усилий, и в конце концов он пришел к тому, что добился хорошей жизни для крестьян, которые были освобождены от злонравных и жестоких людей. Также, в данном произведении, многие персонажи получили «говорящие фамилии», благодаря которым становится понятным то, что данный герой хотел добиться правды и справедливости. Путь, который избрал герой для многих может показаться странным и непонятным, однако, для самого Правдина он был очевиден, именно поэтому он избрал его.

Данный герой показал, как стоит относиться к закону и государственной службе. Помимо того, что он прекрасно выполнял свои служебные обязанности, он старался выполнять свою работу таким образом, чтобы невиновные люди не пострадали от результата его деятельности. Также, герой ставил в основу своего мировоззрения образы правды и справедливости. Ведя свою проверку, персонаж разоблачал пороки того общества, в котором жили и совершали бесчинства Правдины. В лице Правдиной, герой увидел весьма злую, глупую и безнравственную женщину, которая старалась управлять мнением окружающих. Также, можно сказать о том, что для Правдина поиск истины являлся хорошей мотивацией к тому, чтобы совершать свой служебный долг честно и искренне. Произведение получилось очень интересным, искренним и правдоподобным.

Другие сочинения: ← Характеристика и образ Цыфиркина↑ Фонвизин Д.И.Характеристика и образ Софьи →

Характеристика персонажа

Законопослушный чиновник попал в деревню Простаковых, где начал следить за поведением хозяев имения. Правдин неравнодушно относится к судьбе крестьян, поэтому сразу же заметил самодурство и жестокость молчаливого Простакова и его злонравной супруги. Цитата из произведения: «Нашел помещика дурака, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома».

Чиновник поставил перед собой цель — на законных основаниях остановить жестокость хозяев поместья и отобрать у них имение вместе с крепостными. Он сообщил начальству о проблемах деревни, надеясь на то, что власти примут соответствующие меры.

Семейство Простаковых Правдин характеризовал исходя из их поведения:

  • бесхребетный глупый муж;
  • двуличная, наглая и грубая супруга;
  • балованный и ленивый невежда-сын.

В сравнении с ними сирота Софья выделяется спокойным нравом и скромностью. Именно Правдин предупреждает Стародума — ее дядю — о плохом отношении к его племяннице. Хозяева приняли гостя ласково, целовали ему руки, вели себя лицемерно. Простакова пыталась доказать Стародуму, что ее сын образованный и трудолюбивый. Но Митрофанушка не знал ничего из того, что ему преподавали.

Он рассказывал нелепые сочинения вместо правильных ответов. Мать попыталась оправдать своего сына тем, что образование в их семействе не в почете.

Подробная характеристика Правдина в комедии «Недоросль»

Одна из многочисленных работ Фонвизина основана на взаимоотношениях различных типов людей в одной местности, а именно деревне Простаковых. Характеристика Правдина в комедии «Недоросль» базируется на таких положительных сторонах характера человека, как правдолюбие и честность. Смысл бытия этого героя — предотвращение жестокой несправедливости касательно крепостных людей.

Поведенческая манера чиновника

На страницах произведения под названием «Недоросль» на пальцах можно просчитать положительных героев. Один из них — государственный чиновник Правдин, он приезжает в окрестности Простаковых для надзора над хозяевами, которые издеваются над своими подчинёнными, по слухам. Цель его пребывания тщательно скрыта.

Правдин действительно ценит право каждого человека на свободу, голос или спокойную жизнь. По мнению героя, унижение недопустимо в любых его проявлениях. Мужчина не может найти достойного объяснения жестокости людей выше чином и их безнаказанности. Поскольку чиновник добросовестно выполняет возложенные на него обязанности, то вскоре он действительно докапывается до истины, разоблачает злых персонажей комедии.

Автор наделил своих героев необычными фамилиями, которые способны говорить сами за себя. Правдин в «Недоросли» не является исключением из этого правила. Значение фамилии заключается в честности характера.

Чиновник действительно чётко идёт к разоблачению «злоумышленников». Взгляды героя определяются немалым терпением и стопроцентной самоотдачей.

В манерах, да и в самом образе человека таятся великодушие и воспитанность. Основная характеристика Правдина в комедии «Недоросль»:

  • учтивость;
  • уважение к людям преклонного возраста;
  • честность в делах;
  • вера в людей и товарищей.

Чиновник с добрыми идеями представлен самим автором для примера внешнего вида и внутреннего наполнения человека с высоким положением в реальной жизни. Фонвизин утверждал, что таких аналогов образа «Правдина» немало у власти, стоит только присмотреться. Государство останется в безопасном положении, пока хоть небольшое количество граждан имеют сознательность и обладают добротой. Жизнь крепостных можно улучшить, по мнению Правдина, если уличить их хозяев в жестокости и наказать.

В комедийном произведении чиновник противостоит помещикам, которые нагло врут в глаза и постоянно льстят вышестоящим особам. Мужчина презирает само невежество и человеческую несправедливость.

Что касается образа чиновника, то он образован и отличается гуманностью. Он способен наказать за дело и поощрить за правду, помочь страждущим людям. Немало цитат об этом гласят. Сам Фонвизин указывает на человечность и честность Правдина и его принципов.

Характерные черты главного героя

Законопослушный Правдин по воле случая попадает в деревню, где становится свидетелем недостойного обращения хозяев с крепостными. Описание поведения Простакова и его супруги поражает героя своей жестокостью и самодурством. Чиновник при первом инциденте с крепостными ставит цель уличить хозяев самодуров по речи или действиям в недостойном поведении, спасти крепостных, отдав им имение. Он сообщает о своих наблюдениях начальству в надежде на благоприятный исход событий и решение проблемного вопроса в пользу крестьян.

Исходя из манер и ситуаций в имении, чиновник так характеризует семейство Простаковых:

  • глупый муж с уравновешенным характером;
  • грубая и корыстная жена;
  • разбалованный и довольно ленивый сын.

В сравнении с этими тремя личностями имения сирота по имени Софья, которая родилась не в этом поместье, становится положительным персонажем со скромным характером. Именно Правдин указывает Стародуму (дяде героини) на недостойное отношение к сироте в имении. Семейство ведет себя лицемерно в первую встречу с Правдиным: целует ему руки и всячески лебезит перед особой.

Мать Митрофанушки пытается доказать гостям, что её сын достойный член общества, который не боится физического труда и ценит людей. Но сын не знает ничего из пройденного материала. Мальчишка рассказывает небылицы вместо требуемых правильных ответов на задания. Мать пытается защитить своё чадо, указывая, что образование не имеет особого значения для их семейства.

Правдин не принимает участия в жизненной конфликтной ситуации, которая возникает между Софьей, самим Митрофаном и Милоном. Вся ситуация, если говорить кратко, основана на сватании «богатой» невесты. Алчность матери Митрофана раскрывается при рассказе о наследстве Софии. Здесь Правдин не берёт никаких взяток, отбирает поместье у корыстных людей. Идеал государственного работника описан очень подробно в комедии.

Характеристика Правдина

В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» одним из второстепенных героев является государственный чиновник Правдин. Несмотря на то, что этот образ не занимает много места в произведении, его роль очень велика. При помощи характеристики Правдина автор демонстрирует, что при любых обстоятельствах можно и нужно оставаться честным, справедливым и принципиальным человеком. Только благодаря таким служащим, которые превыше всего чтут закон и порядок, честно выполняют свои обязанности, государство способно обрести настоящую силу и величие.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Недоросль.

Полное имя — не указано, известна только фамилия — Правдин.

Возраст — не указан, мужчина зрелого возраста.

Род занятий — помещик, государственный чиновник, занимается общественной работой.

Семья — не указано.

Социальное положение — дворянин, помещик.

Происхождение — родом из дворянского семейства.

Воспитание — характерное для дворянских семейств воспитание, привито понятие о чести.

Образование — качественное образование, характерное для просвещённых дворянских семейств.

Внешность — не указана.

Характер — спокойный, уравновешенный, твёрдый, честный, исполнительный.

Положительные черты — глубоко порядочный, рассудительный, честный, с обострённым чувством справедливости, отличный друг.

Отрицательные черты — отсутствуют.

Произведение — «Недоросль».

Автор — Денис Иванович Фонвизин.

Цитатная характеристика

Описание Правдина с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношение к жизни.

Портрет

Художественный портрет Правдина основан на том, что он является дворянином родом из Москвы, во владениях которого находятся несколько местных деревень.

«Я родился в Москве, ежели вам то знать надобно, а деревни мои в здешнем наместничестве».

Источник: Действие первое, явление 7

Помимо того, что Правдин — помещик, он состоит на государственной службе и является чиновником по общественной работе. В его задачи входит контроль и привлечение к наказанию помещиков, жестоких по отношению к крепостным крестьянам.

«Я определён членом в здешнем наместничестве».

(Действие второе, явление 1)

«Имею повеление объехать здешний округ; а притом, из собственного подвига сердца моего, не оставляю замечать тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют её во зло бесчеловечно».

Источник: Действие второе, явление 1

Внешность

Черты характера и поступки

Портретная характеристика Правдина основана на том, что он является справедливым человеком с представлениями о совести и чести. Его работа доставляет ему удовольствие, так как позволяет бороться с жестокостью и самоуправством помещиков.

«…притом, из собственного подвига сердца моего, не оставляю замечать тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют её во зло бесчеловечно. Ты знаешь образ мыслей нашего наместника. С какою ревностию помогает он страждущему человечеству! С каким усердием исполняет он тем самым человеколюбивые виды вышней власти! Мы в нашем краю сами испытали, что где наместник таков, каковым изображён наместник в Учреждении, там благосостояние обитателей верно и надёжно».

(Действие второе, явление 1)

Правдин — проницательный человек. Ему быстро становится известно о произволе г-жи Простаковой, и он не намерен закрывать глаза на её бесчинства.

«Я живу здесь уже три дня. Нашёл помещика дурака бессчётного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома».

Источник: Действие второе, явление 1

«Подобное бесчеловечие вижу и в здешнем доме. Ласкаюсь, однако, положить скоро границы злобе жены и глупости мужа. Я уведомил уже обо всём нашего начальника и не сомневаюсь, что унять их возьмутся меры».

Источник: Действие второе, явление 1

«Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди».

Источник: Действие пятое, явление 1

Правдин — строгий и неподкупный исполнитель закона. Он честно выполняет свою работу, защищая подневольных людей от насилия со стороны помещиков.

«Требовать от правительства, чтоб сделанная ей обида наказана была всею строгостью законов.

Источник: Действие пятое, явление 3

Правдин не отступает от исполнения закона ни при каких обстоятельствах. Его не способны разжалобить лицемерные слёзы Простаковой, не соглашается он и на подкуп.

«Г-жа Простакова (Правдину) Батюшка, не погуби ты меня, что тебе прибыли? Не возможно ль как-нибудь указ поотменить? Все ли указы исполняются?

Правдин. Я от должности никак не отступлю».

Источник: Действие пятое, явление 5

Правдин справедливо поступает и по отношению к учителям Митрофана. Честному Цыфиркину он выплачивает жалованье, в то время как жадному Кутейкину предлагает лично рассчитаться с Простаковой, которую тот очень боится.

«Правдин даёт также ему деньги.

Цыфиркин. Да за что, ваше благородие, жалуете?

Правдин. За то, что ты не походишь на Кутейкина».

Источник: Действие пятое, явление 6

«Правдин. А ты, Кутейкин, пожалуй-ка сюда завтре, да потрудись рассчесться с самой госпожою.

Кутейкин (выбегая) С самою! Ото всего отступаюсь».

Источник: Действие пятое, явление 6

Правдин понимает, что корень всех бед Простаковой лежит в её неуёмной любви к Митрофану. Он укоряет сына за несправедливое обращение с матерью, ему претит грубое отношение к людям.

«Правдин (Митрофану) Негодница! Тебе ли грубить матери? К тебе её безумная любовь и довела её всего больше до несчастья.

Митрофан. Да она как будто неведомо…

Источник: Действие пятое, явление последнее

Правдин — не сухой и чёрствый исполнитель закона. Это думающий и чувствующий человек, считающий, что самым главным богатством является душа.

«Прямое достоинство в человеке есть душа».

Источник: Действие третье, явление 1

Правдин — просвещённый человек, который категорически против всякого рода предрассудков.

«…да как мудрёно истреблять закоренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды».

Источник: Действие пятое, явление 1

Воспитание

Правдин прекрасно воспитан. Не в его правилах читать чужие письма без разрешения адресата.

«Я никогда не читаю писем без позволения тех, к кому они писаны».

(Действие первое, явление 7)

Характеристика Правдина другими героями

Стародум

Стародум с глубоким уважением относится к Правдину, чьи личные качества ценит очень высоко и дорожит его дружбой.

«Правдин… выбежал к вам навстречу обнять вас от всего сердца. Моё к вам душевное почтение…

Стародум. Оно мне драгоценно. Поверь мне.

Правдин. Ваша ко мне дружба тем лестнее, что вы не можете иметь её к другим, кроме таких…

Стародум. Каков ты. Я говорю без чинов. Начинаются чины, — перестаёт искренность».

(Действие третье, явление 1)

Милон

Милон — друг Правдина. Он уважает его за благородное стремление облегчить участь подневольных людей, сделать их жизнь более справедливой.

«Счастлив ты, мой друг, будучи в состоянии облегчать судьбу несчастных».

Источник: Действие второе, явление 1

Простакова

Госпожа Простакова отмечает, что Правдин — деловой, занятой человеком, который много трудится.

«Ты сам, батюшка, сколько трудишься. Вот и теперь, сюда шедши, я видела, что к тебе несут какой-то пакет».

Источник: Действие четвёртое, явление 8

Речевая характеристика Правдина

Государственный чиновник Правдин в произведении выступает положительным героем. Это прекрасно образованный, всесторонне развитый человек, способный грамотно излагать собственные мысли.

Правдин является вежливым, воспитанным человеком: «Извините меня, сударыня. Я никогда не читаю писем без позволения тех, к кому они писаны…», «Я прошу извинить меня, что вас оставлю».

Правдин изъясняет свои мысли, как правило, сложными предложениями, с использованием различных оборотов: «…притом, из собственного подвига сердца моего, не оставляю замечать тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют её во зло бесчеловечно».

Речевая характеристика Правдина основана на его честности, порядочности и твёрдости в исполнении своих служебных обязанностей: «Я от должности никак не отступлю».

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Правдина вместе!

Биография

Правдин — дворянин родом из Москвы, помещик, владеющий несколькими деревнями в наместничестве. Будучи государственным чиновником, он получает от наместника задание объехать поместья и выявить нарушения со стороны помещиков, а именно жестокое поведение по отношению к крепостным крестьянам.

Оказавшись на месте, Правдин всего за три дня выясняет, кто является самым злостным нарушителем. Им оказывается жестокая и своенравная помещица, госпожа Простакова, привыкшая вымещать свой тяжёлый характер на подневольных ей людях.

Собрав очевидные доказательства преступлений Простаковой, Правдин определяет ей наказание: взятие её имения под опеку. Будучи честным и неподкупным представителем закона, Правдин не поддается на слёзные мольбы г-жи Простаковой и выполняет свой долг до конца. После завершения работы Правдин предлагает Митрофану, сыну Простаковой, отправиться на службу, после чего покидает край.

Образ Правдина

Государственный чиновник Правдин, по замыслу Д. И. Фонвизина, является олицетворением честного, справедливого, деятельного представителя закона. Как и все герои произведения, он наделён «говорящей» фамилией, позволяющей понять его сущность. Этот персонаж превыше всего ценит истину и борется за справедливость, не поддаваясь ни на какие провокации.

Будучи одним из положительных героев, Правдин обладает качествами, которые писатель превыше всего ценит в людях. Чиновник прекрасно образован, воспитан, он понимает, какую большую ценность несёт в себе просвещение.

При всей строгости и твёрдости характера он является милосердным человеком, которому тяжело смотреть на страдания других людей. Правдин занимается общественной работой только потому, что видит в ней своё призвание — стоять на страже справедливости и облегчать участь несчастных и обездоленных.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: