Мифология Древнего Рима – о возникновении, основные боги и существа

Bestiary.us

Быстрый переход

  • Бестиарий «Волчонка» Материалы портала посвящены мифологии сериала “Волчонок” (Teen Wolf), различным легендам и поверьям о вервольфах и других существах, встречаемых в сериале.
  • Японская мифология и фольклор Система сакральных знаний страны восходящего солнца, включающая традиции синтоизма и буддизма, а также многочисленные народные поверья и городские легенды, содержит огромное количество ками («божество» или «дух»), ёкай («призрак» или «демон») и хэнгэёкай («звери-оборотни»).
  • Портал им.Киплинга Собрание сказок, поэтически объясняющих происхождение той или иной особенности животных, например “откуда у верблюда горб”, “почему у слона длинный хобот”, или “с чего б это вдруг кошки и собаки не дружат”.
  • Unread
    • Latest Updates
    • Newest art
  • Encyclopedia
    • Alphabetical Index
    • Full list of articles
  • Gallery
    • Main gallery
    • Creatures galleries
    • Galleries by authors
    • Movie galleries
    • Games Galleries
    • Illustration geography
  • Library
    • Film collection
  • Tales and Legends
  • Hall of Fame
  • Forum
    • English speaking thread
  • Community
  • Calendar
  • Creatures Map
  • Непрочитанное
    • Последние обновления
    • Свежие статьи
    • Новые иллюстрации
  • Энциклопедия
    • Алфавитный указатель
    • Список статей
    • Культуро-географическая классификация существ
    • Классификация существ по ареалу обитания
  • Галерея
    • Общая галерея
    • Галереи существ
    • Галереи авторов
    • Галереи фильмов
    • Галереи игр
    • География иллюстраций
  • Сказки и легенды
  • Библиотека
    • Зал славы
    • Фильмотека
  • Сообщество
    • Сообщество ВКонтакте
    • Сообщество в Facebook
  • Порталы
    • Рождественский бестиарий
    • Белорусский бестиарий
    • Бестиарий «Ведьмака»
    • Бестиарий «Волчонка»
    • Городские легенды
    • Игра престолов
    • Мир Гарри Поттера
    • Мифы Ктулху
    • Сверхъестественное
    • Средиземье
    • Средневековые бестиарии
    • Японская мифология
  • Сервисы
    • Транслятор имен
    • Календарь
  • Карта
  • Форум

Римская мифология

Римская мифология — мифология Древнего Рима, испытавшая сильное влияние древнегреческой мифологии.

в античной традиции и средневековых бестиариях морская птица, кладущая яйца прямо на поверхности моря отчего море сразу успокаивается

в античной мифологии варварское племя дев-воительниц

в античной, средневековой и фентези литературе, змея с двумя головами по обе стороны тела

в христианстве, средневековых европейских бестиариях и в славянской мифологии крылатая змея, опустошающая земли

по свидетельствам римлян, скандинавское животное, напоминающее лося, но с негнущимися ногами и огромной верхней губой, из-за которой может ходить только пятясь задом

тварь зело ужасная, взглядом жертв умерщвляющая, да воду дыханием зловонным отравляющая

существо из греческой мифологии с лицом и грудью женщины и туловищем хищной птицы

в греческой мифологии, а позднее в средневековых бестиариях и геральдике, многоголовая змея или дракон

в античных мифах морской конь с рыбьим хвостом

воплощение обобщенного представления о неопределенной потусторонней силе, злой или благостной

в античной мифологии миксантропные создания, сопровождающие морских божеств

существа с человеческим торсом, передними ногами коня или льва и рыбьим хвостом

в латинских источниках, в частности у Вергилия, чудовищный великан, извергающий из груди пламя

в античной мифологии полудева-полузмея, демоница, сосущая кровь своих жертв

в древнеримской мифологии духи умерших насильственной смертью, вернувшиеся ради мести

в классической традиции морское чудовище с пастью, усеянной зубами

в греко-римской мифологии рождённое землёй чудовище в виде быка со змеиным хвостом

в древнегреческой мифологии лесные божества, демоны плодородия, жизнерадостные козлоногие существа

полуптицы-полуженщины, крылатые девы, чарующими песнями заманивающие на верную смерть плывущих мимо путников

в представлениях позднеантичного язычества персонификация конечности времени в виде мощного мужчины с львиной головой

в древнегреческой мифологии богини мести, насылающие безумие на преступника

Как зарождались древние мифы Рима

Мифология древнего Рима возникла под влиянием античной культуры древней Греции и народов этрусков. Установить точную дату возникновения языческой религии Рима достаточно сложно. Предположительно, к этому периоду относится заселение территории государства италиками — местными племенами, проживающими на Апеннинском полуострове до создания государственного управления Рима. Миграция занимала длительное время — с конца II по начало I тыс. до н.э.
Официальной датой образования Римской империи считается 753 г. до н.э. Эпоха с VIII по VI до н.э. отмечена как формирование аппарата управления власти и религии вновь образованного государства. В это время складывается представление о мифах и пантеоне культов древнего Рима. Примечательно, что с покорением соседних территорий, римлянами заимствовались идолы и обычаи поклонения других народов.

Мифология древнего Рима и Греции: различия

В древней Греции и Риме мифы складывались под воздействием культуры покоронных народов. Отличия религий двух древних цивилизаций были существенными: у греков идолы обладали человеческими качествами, в римской мифологии культы считались антропоморфными существами, у них отсутствовали чувства, сложно было выделить их половую принадлежность.
Греческая мифология основана на понятии семейственности. Небесные существа представляли единую семью, в которой иногда происходили разногласия. Все они обладали идеальными качествами характера и огромной слой. Вокруг их личных качеств создавались мифы.
В римской традиции мир был заполнен постоянно враждующими между собой существами. Они сопровождали людей в любой ситуации, с рождения до первых шагов и на всем жизненной пути. Люди находились под покровительством этих небесных жителей и покровительствовали им при разрешении важных дел. Они сопутствовали им при заключении брака, получении богатств, даровали удачу. После смерти на последнем пути душу человека сопровождало множество религиозных культов: предвестник смерти, отбирающий дух и др.
Важной чертой мифологии Рима была тесная связь с реализацией власти в государстве. Ответственным за совершение всех религиозных обрядов в партриархальном обществе был отец. Семейные праздники со временем приобретали статус официальных пиршеств, когда устраивали бои гладиаторов.
Положение духовенства в Риме значительно отличалось от принятого в древней Греции. Если в греческом обществе жрецы составляли отдельную социальную касту, то в Риме священики выполняли государственные функции. Все жрецы делились на саны: весталки, понтифики и авгуры.

Читайте также:
История создания романа Мастер и Маргарита - редакции и публикации

По мифам древнего Рима — Зевс

Связь мифов древней Греции и Рима

В пантеон культов Рима входит обширный список имен. Это основатель всего сущего Уран, могучий Темпус, а также Амур, Сатурн, Хаос и титаны — их дети. Всего в третьем поколении выделялось 12 идолов.
Подобное распределение ролей отмечается в греческой традиции. На небесном олимпе восседали Юпитер, он же Зевс, посылающий молнии и грозы. Его супруга Юнона, она же Гера, покровительствующая семейным узам. Церера, называемая также Деметрой, олицетворяла плодородие.

Смотреть фильмы о мифах древнего Рима

На римском пантеоне также находились культы Фатум — Судьба, Фортуна — Удача, Психея — Душа, Либертас — Свобода, Ювента — Юность, Виктория — Победа. Особое значение придавалось существам, дающим урожай и плодородие при проведении сельхозяйственных работ.
Римляне причислили к жителям небесного пантеона Гермеса, Аполлона, Геркулеса, и Диониса, носящих характерные черты для мифов древней Греции. Исключительно римское происхождение носили Вулкан, Юпитер, Марс, Веста и Сатурн. Со временем идолов накопилось так много, что древние римляне стали распределять их на «старых» и «новых».

Античная мозаика по мифам древнего Рима

Основные легенды и мифы Древнего Рима

Большинство мифических историй римляне заимствовали у греков. Часть легенд, однако, носила оригинальное происхождение. Например, о создании мира Янусом. Центральная культовая фигура олицетворяла небо, солнце и начало всего сущего. Он отличался двуличием: одна его сторона была обращена в прошлое, другая смотрела в будушее.
Римляне, как и все древние народы, придавали природе растениям мифические свойства. Один из мифов гласит, что все люди произошли от дуба. Религиозные обряды обычно проводились в специально отстроенных парках, в центре которых находилась смоковница — священное дерево. По легенде, близнецы Ромул и Рем были выкормлены дикой волчищей. В центре мифологии Рима находился дуб Капиталия, именем которого был назван знаменитый Капитолийский холм.
В мифах древнего Рима присутствовали птицы, особое значение придавалось орлам и дятлам. С расширение границ государства в мифах, взятых у греков и измененных под римские традиции, появляются все новые объекты поклонения.
Все мифы древнего Рима разделяют на три вида:

  • мифы о культах и их поступках;
  • рассказы о возникновении римского государства;
  • истории о легендарных героях.
Миф о создании города Рим

Миф об образовании Рима известен во многих странах современного мира. Город был основан двумя братьями-близнецами. Легенда повествует о том, что Амулий, захвативший силой власть в государтсве, боялся за судьбу своего сына, который должен занять престол после него. Избегая прихода на престол сына Нумитора, он убил племянника во время охоты. Рею, дочь Нумитора, он объявил изранницей Весты, поэтому замуж она не вышла.
Пантеон по-другому распорядился ее участью, сделав ее женой влиятельного Марса. От брака родилось два мальчика. Нумитор был разгневан таким поступком и забрал близнецов у весталки. Рею оставили навечно замурованной под землей, а детей бросили в Тибр, протекающий у берегов города. Служители дворца сжалились над младенцами и уложили их в деревянную ладью, пущенную по реке.
Корыто доплыло до смоковницы и прибилось к берегу. Детский плач услышала волчица и отправилась кормить детей собственным молоком. Увидел это пасущий рядом овец Фавстул и взял на воспитание детей. Когда мальчики подросли, им рассказали о их судьбе. После этого они посетили дворец Нумитора, убили его сына Амулия и провозгласили царем своего деда. В награду им были обещаны земли Тибра, где они основали поселение. На берегах плодородной реки были заложены основы нового могущественного госудаства. Поспорив, кому достанется царство, Ромул убил Рема.

Волчица, Ромул и Рем скульптура

Миф о сыне Афродиты Энее

Друг Гектора, сражающегося во время Троянской войны, сын прекрасной Афродиты Эней бежал с отцом и младенцем в страну, населенную латинами после разграбления Трои. Он взял в жены Лавинию, дочь царя италийских земель Латина. Сыновья Энея, Ромул и Рем, основали на берегу Тибра город Рим.

Ленегда об основателях древнего Рима

Книги о мифах древнего Рима

Литература в иллюстрациях для детей о мифах древней Греции станет лучшим поучительным пособием. В числе самых читаемых произведений можно выделить:

  • Мифы древнего Рима и Греции. Н.А. Кун
  • Легенды и сказания древнего Рима. А.А. Нейхардт.

Благодаря бессмертным произведениям древнеримского эпоса «Энеида» Вергилия и «Метаморфозы» и «Фасты» Овидия сегодня можно узнать многое об истории развития Рима и жизни его населения.
Мифы Древнего Рима: презентация

Мифы и легенды Древнего Рима

Особенности мировоззрения древних римлян. Основание Рима, легенда о Ромуле и Реме. Этапы развития религии. Заимствование греческих культов и формирование мифологии. Характеристика пантеона римских богов. Обожествление сил природы и строительство храмов.

Рубрика Религия и мифология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 24.03.2015
Размер файла 23,7 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Читайте также:
Запорожская Сечь - описание законов и нравов в повести Н.В. Гоголя

Размещено на http://allbest.ru

1. История возникновения древнеримской мифологии

2. Пантеон римских богов

3. Мифы Древнего Рима «Ромул и Рем. Основание Рима»

4. «Семь царей Древнего Рима»

Список использованных источников

В основе мировоззрения древних римлян лежало представление о том, что боги предначертали Риму власть над миром. Это способствовало возникновению культа самого Рима и формированию так называемого «римского мифа», отражающего легендарную римскую историю. Сюжеты «римского мифа» исследователи подразделяют на три группы. Первая связана с основанием римского государства легендарным героем Энеем, вторая — с возникновением самого Рима и так называемым «временем царей».

Третья группа сюжетов «римского мифа» связана с установлением и ранним этапом существования римской республики. Эти сказания повествуют о героях, жертвующих собой во имя славы и процветания Рима. Римляне расценивали такое самопожертвование не только как проявление патриотизма, но и как исполнение воли богов, которые предначертали Риму главенствующее положение в мире.

1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДРЕВНЕРИМСКОЙ МИФОЛОГИИ

Существует несколько мнений об этапах развития Римской мифологии. Некоторые историки за основу берут книги жрецов «Индигитаменты», которые рассказывают нам о безличных вредоносных или благодетельных силах – нумина (numina), свойственные отдельным предметам, живым существам, действиям. Первоначально боги представали в виде символов: — камень, Марс — копье, Веста — огонь.

Характерной чертой ранней стадии развития мифологии была неопределенность пола божеств (Палес), отразившаяся в наличии у некоторых из них мужских и женских ипостасей (Фавн — Фавна, Помон — Помона), в обращении к богам «бог или богиня». Согласно мнению части историков, мифы в Древнем Риме появились лишь под влиянием этрусской и греческой мифологии. Греки принесли в Рим своих богов и связанные с ними мифы, научили римлян строить храмы. Современные исследователи ведут споры касаемо этой теории, так как составителями «Индигитаменты» были жрецы, а не народ. Со временем греческому и этрусскому влияниям стали отводить все меньше внимания, акцентируя его на самобытности римской культуры.

Формирование древней римской религии развивалось параллельно с процессом объединения общин, на котором основано возникновение Рима. Боги отдельных общин сливались друг с другом. По мере вытеснения родовых связей соседскими, а родов фамилиями, главную роль стали играть культы фамилий группировавшиеся вокруг Весты, ларов и пенатов. Наряду с ними существовали культы соседских общин — курий, культы всей римской гражданской общины, которые, однако, не были отгорожены друг от друга. Все они находились под контролем коллегии понтификов, оттеснившей жрецов-фламинов. Считалось, что совершаемое во благо общины служит и благу отдельных граждан, и наоборот.

На развитие Римской мифологии повлияли такие факторы:

· Демократизация общества дала возможность плебеям становится жрецами. Это не позволяло развиваться касте. Высшим авторитетом стала сама гражданская община, что обусловило отсутствие религиозной догмы. Граждане обязаны чтить богов, так как они являлись основной частью их общины. Но, в то же время могли думать, говорить и писать о них все что угодно, вплоть до отрицания их существования

· Победоносная римская агрессия, стоившая народу немалых жертв, оправдывается мифом о Риме как городе, основанном по предначертанию богов, предназначавших ему власть над миром, о римском народе как избранном богами

· Знакомство с более развитыми культурами и религиями

Заимствование греческих богов началось не позднее конца 6 — начала 5 в. до н.э. с введения культа Аполлона, затем римляне стали знакомиться с греческими мифами и мистериями, посвященными Дионису, с греческими религиозно-философскими течениями. Интерпретируя мифы, государственные деятели стали претендовать на божественное происхождение (первым был Сципион Африканский), на особое покровительство божества (Сулла и Цезарь — на покровительство Венеры, Антоний — Геркулеса и Диониса), на бессмертие душ и на особые места их пребывания после смерти. В провинциях распространился культ полководцев. Так был подготовлен императорский культ, начавшийся с обожествления Цезаря и Августа, а затем его преемников. Императоры отождествляли себя с богами, их жены — с богинями. С установлением империи «римский миф», в связи с отстранением народа от участия в государственных делах, утратой Римом его характера гражданской общины, начал терять свою популярность.

2. ПАНТЕОН РИМСКИХ БОГОВ

В отличие от большинства древних народов, римляне крайне редко изображали своих богов и не создавали мифов о них — об их рождении и родственных связях, взаимоотношениях друг с другом и с людьми, ссорах и любовных похождениях. Римляне сознательно отказывались придавать своим богам какой-либо облик и характер. Часто неопределенными оставались даже их пол и имя. По словам Яна Парандовского именно этот принцип и возвышал римлян над всеми остальными древними народами, которые мифами порочили честь богов.

Боги делились на небесных, земных и подземных, но могли действовать во всех трех мирах. Миры богов, людей и мертвых были разграничены (право богов, fas, не смешивалось с правом человека, ius) и вместе с тем взаимосвязаны (люди не начинали ни одного важного дела, не узнав, как отнесутся к нему боги). Большую роль при этом играли авгуры и гаруспики, пояснявшие волю богов по полету и поведению птиц, внутренностям (особенно печени) жертвенных животных, удару молнии. Этой же цели служили книги Сивиллы, связанные с культом Аполлона. Они хранились в тайне коллегией жрецов. Когда, по мнению оракулов, знамения были угрожающими, тогда жрецы по приказанию сената искали в этих книгах совета. Считалось, что богов Врагов Рима можно переманить на свою сторону с помощью формулы evocatio. Когда Рим стал главой Латинского союза, он принял культы его богов Дианы Арицийской и Юпитера Латиариса. Центром культа в Риме, окончательно оформившимся как единый город, стал Капитолийский храм, а богом римской мощи и славы — Юпитер Капитолийский.

Существует предположение, что некогда у римлян бытовал миф о создании мира богом Янусом. Его имя означает «двери», «ворота». Он был богом входа и выхода, а также всякого начала, нового года, начала войны, первого дня месяца, рождения человека Януса изображали с ключами, тремястами шестьюдесятью пятью пальцами (по количеству дней в году) и с двумя лицами, имелось в виду, что одно лицо обращено в прошлое, другое — в будущее.

Древние римляне считали, что каждый предмет и явление — независимо от своей значительности — имеет особого бога-покровителя. В римском пантеоне существовали бог посева и бог произрастания семян, бог рождения ребенка, бог его первого крика, бог выхода на прогулку, бог возвращения домой и так далее.

Римляне, подобно всем древним народам, обожествляли силы природы, поклонялись деревьям и источникам, животным и птицам. Из деревьев больше всего они почитали дуб и смоковницу, среди животных — волка, среди птиц — орла и дятла. Богом полей, лесов и пастбищ, покровителем животных считался Фавн, культ которого был связан с культом волка В честь Фавна устраивали праздник луперкалий («лупус» — значит» волк»). На этом празднике Фавну приносили в жертву козла, а затем жрецы-луперки бегали вокруг святилища, размахивая ремнями, вырезанными из шкуры жертвенного козла и хлестали ими проходящих мимо женщин, что должно было обеспечить их плодовитость. Фавна особо почитали пастухи, поскольку он помогал оберегать стадо, от волков.

Сильван — бог леса и дикой природы. Его имя происходит от слова «сильва» — «лес». Он не имел официального культа, но был популярным среди рабов и крестьян. Его благодарили за исцеление болезни, неожиданную удачу.

Вертумн – бог всяческих перемен — смены времен года, стадий созревания плодов, перепадов настроений человека.

Фоне – бог водных источников.В его праздник — фонтаналий — колодцы украшали цветами, а в источники бросали цветочные гирлянды

Помона – богиня созревающих древесных плодов. Ей была посвящена священная роща.

Среди богов, имеющих непосредственное отношение к жизни и деятельности человека, известны братья Пилумн и Пикумн — покровители брака и рождения. Кроме того, считалось, что Пилумн изобрел пест для дробления зерна, а Пикумн научил людей удобрять поля навозом (другое его имя — Стеркулин, что значит «навозный»).

Фортуна также первоначально была покровительницей рождения, позже ее стали почитать как богиню судьбы, счастья и удачи. Фортуну изображали стоящей на шаре или колесе — символ неустойчивости счастья.

Покровительницей домашнего очага была богиня Веста. Неугасимый огонь в храме поддерживали жрицы Весты — весталки. Домашнему очагу покровительствовали также особые божества — лары. Лары покровительствовали также добрососедским отношениям.

3. МИФЫ ДРЕВНЕГО РИМА «РОМУЛ И РЕМ. ОСНОВАНИЕ РИМА»

римский бог культ мифология

В славном городе Альба-Лонге царствовал потомок великого троянского героя Энея — Нумитор, который был справедливым и милостивым правителем. Но брат его Амулий, завидовавший Нумитору и сам стремившийся к царской власти, подкупил приближенных царя и, воспользовавшись доверчивостью Нумитора, свергнул его с престола. Однако убить брата Амулий не осмелился. Для того, чтобы царскую власть закрепить за собой, он решил убить сына Нумитора, а прекрасную Рею Сильвию, дочь царя, сделал жрицей богини Весты.

Жрицы этой богини должны были давать обет безбрачия и сохранять неугасимый священный огонь, горевший день и ночь в святилище. Весталка, нарушившая обет чистоты и осквернившая таким образом святость очага Весты, осуждалась на страшную казнь — ее зарывали живой в землю. Пленившись красотой Реи Сильвии, бог Марс вступил с нею в связь, и у дочери свергнутого царя родились мальчики-близнецы. Едва родившись, они поразили царя Амулия своим необычным видом: исходила от них какая-то непонятная сила.

Взбешенный и напуганный появлением близнецов, в которых он увидел претендентов на престол, Амулий приказал бросить новорожденных в воды Тибра, а мать их за нарушение обета зарыть в землю. Однако бог Марс не допустил гибели своих детей и их возлюбленной матери. Когда по приказу Амулия царский раб принес корзину с плачущими младенцами на берег Тибра, он увидел, что вода стоит высоко и бушующие волны грозят каждому, кто дерзнет приблизиться к реке. Испуганный раб, не решившись спуститься близко к воде, бросил корзину на берегу и убежал. Разбушевавшиеся волны захлестнули корзину с лежащими в ней младенцами и унесли бы ее по течению, если бы не задержали ее ветви смоковницы, росшей у самой воды. И тут, как по волшебству, вода в реке стала убывать, буря прекратилась, а близнецы, выпав из наклонившейся корзины, подняли громкий крик. В это время к реке, чтобы утолить жажду, подошла волчица, у которой недавно родились волчата. Она согрела близнецов, которые с жадностью приникли к ее сосцам, полным молока. Волчица принесла их в свое логово, где в скором времени их обнаружил царский свинопас по имени Фаустул. Увидев двух прекрасных младенцев в волчьем логове, Фаустул забрал их в свою хижину и вместе со своей женой воспитал мальчиков, которых назвали Ромулом и Ремом.

Близнецы и тогда, когда они были детьми, и тогда, когда стали юношами, выделялись своей красотой, силой и горделивой осанкой среди других детей пастухов. Молоко вскормившей их волчицы сделало юных Ромула и Рема смелыми и дерзкими перед лицом любой опасности, сердца их были мужественны, руки и ноги крепки и мускулисты. Правда, оба они были вспыльчивы и упрямы, но Ромул все же оказался рассудительнее брата. И на общинных сходках, когда речь шла об охоте или выпасе скота, Ромул не только выступал с мудрыми советами, но и давал окружавшим понять, что он скорее рожден повелевать, нежели находиться в подчинении у других. Оба брата пользовались всеобщей любовью, они отличались силой и ловкостью, были прекрасными охотниками, защитниками от разбойников, опустошавших их родные края. И Ромул и Рем вступались за несправедливо обиженных, и вокруг них охотно собирались самые разные люди, среди которых можно было встретить не только пастухов, но и бродяг и даже беглых рабов. Таким образом, у каждого из братьев оказалось по целому отряду.

4. «СЕМЬ ЦАРЕЙ ДРЕВНЕГО РИМА»

Палатинский холм, на котором Ромул основал свой город, имел четырехугольную форму. Соответственно были построены и древние стены, сложенные из каменных глыб, вырубленных на склонах самого холма. Поэтому и сам город назвали «квадратным Римом».

Воцарившись в Риме, Ромул, следуя обычаям, принятым у вождей соседних племен, в особенности богатых этрусских царей, решил окружить свой трон не меньшей пышностью и великолепием. У него была свита особых телохранителей, которые назывались ликторами. Каждый ликтор носил связку прутьев с воткнутой в середину секирой. По приказанию царя ликторы бросались на виновного, секли его прутьями, а за особо тяжкое преступление тут же отсекали голову. Царь появлялся перед народом в пурпурном плаще, с жезлом в руках, окруженный ликторами и приближенными.

Ромул был дальновидным и разумным правителем. Желая укрепить мощь основанного им города, он разделил всех жителей, которые могли носить оружие, на отряды, состоявшие по 3000 пехотинцев и 300 всадников. Каждый такой отряд назывался легионом. Из ста наиболее авторитетных граждан Ромул составил совет старейшин, который был назван сенатом, а члены сената — патрициями, в отличие от простого народа, стекавшегося в новый город из самых различных мест и зачастую совершенно неимущего.

Для того, чтобы укрепить связи с соседними племенами, Ромул направлял к ним посольства с предложениями заключить брачные союзы женщин из этих племен с его подданными. Однако соседи, считая римлян неимущими беглецами, отказывались выдавать своих девушек за этот «подозрительный сброд». Но хитроумный Ромул решил настоять на своем и залучить к себе женщин под предлогом празднества, на которое были созваны жители соседних городов и поселений. Ромул велел распустить слух о том, что на его земле найден зарытый алтарь бога Посейдона.

Были принесены щедрые жертвы и устроены игры и конные состязания. Самую многочисленную часть гостей составили сабиняне, которые привели на праздник своих жен и дочерей. Сам Ромул, сидевший в пурпурном плаще, должен был подать условный знак воинам, поднявшись на месте, свернув плащ и снова накинув его на плечи. Множество римлян не спускали глаз с царя и по его сигналу с криком бросились на сабинянок, увлекая их за собой. Никто не преследовал обратившихся в бегство сабинян. И хотя сабиняне пытались договориться о возвращении им похищенных дочерей, Ромул отказался это сделать. Он предложил сабинянам переселиться к нему в Рим. Тогда негодующие сабиняне стали готовиться к походу на город.

Римская империя вела многочисленные и, как правило, победоносные войны. Под своей властью она объединила огромную территорию. Но завоевывая и покоряя различные народы, римляне впитывали их культуру, в том числе религиозные представления и мифологию.

В конце концов в римский пантеон вошло несметное количество богов самого разного происхождения, религия древних римлян утратила свою цельность и самобытность и через некоторое время сменилась христианством. Рим стал первым центром христианского мира.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Анун Р., Шейд Д., Цивилизация Древнего Рима: Учебник – М. : АСТ, Астрель, 2004. – 176 с.

2. Гурычева М. С., Народная латынь: Учебник – М. : ЛКИ, 2008. – 210 с.

3. Кочкарева А. Г., Рыжкина З. А. Древние сказания: [Электронный ресурс]/ Кочкарева А. Г., Рыжкина З. А., Режим доступа: http://www.foxdesign.ru

4. Моммзен Т., Легенды Рима: [Электронный ресурс]/ Моммзен Т., Режим доступа: http://rome-history.info/2008/02/rimskaya-mifologiya/

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Периоды развития религии Древнего Рима. Место религии в жизни древнего римлянина. Жестокие нравы Древнего Рима, его религия, полная крови и жестокостей. Пантеон – храм всех богов. Боги Древнего Рима, их характеристика, сфера влияния и ключевые функции.

презентация [2,6 M], добавлен 03.12.2015

Политеистический характер религии древних египтян, обожествление фараона. Мифологические воззрения Месопотамии, ведическая религия Древней Индии. Особенности зороастризма, манихейства, тенгрианства, брахманизма. Религии Древней Греции и Древнего Рима.

реферат [27,5 K], добавлен 13.10.2013

Юпитер как бог неба, дневного света, грозы, отец богов, верховное божество римлян. Яростный и неукротимый бог войны Марс, почитаемый как отец великого и воинственного римского народа. Боги Древнего Рима, их характеристика, сфера влияния, ключевые функции.

презентация [4,5 M], добавлен 07.04.2016

Зарождение мифологии древних греков от одной из форм первобытной религии – фетишизма. Эволюция мифологических и религиозных представлений эллинов. Древнегреческие мифы и легенды о жизни богов, людей и героев. Религиозные обряды и обязанности жрецов.

курсовая работа [58,3 K], добавлен 09.10.2013

Как и во что верили древние римляне, их легенды, сказания и обряды. Общая характеристика древнеримских Богов, культ мёртвых и домашних божеств. Обрядовая сторона – главная особенность римской религии и мифологии. Появление и развитие раннего христианства.

реферат [2,4 M], добавлен 17.05.2011

Культ природы в мифологии и верованиях древних славян. Образы богов праславянского пантеона. Истоки славянской мифологии. Классификация мифологических персонажей. Культ солнца и огня у древних славян. Славянские религиозные верования и язычество.

контрольная работа [578,2 K], добавлен 01.02.2011

Юпитер как бог неба, дневного света, грозы, отец богов, верховное божество римлян. Янус в римской мифологии. Богиня брака и рождения, материнства Юнона. Диана – богиня растительного и животного мира. Богиня плодородия Венера. Бахус как бог виноделия.

презентация [3,3 M], добавлен 17.02.2012

Римская мифология

Ри́мская мифоло́гия представляет собой совокупность традиционных историй, относящихся к легендарному происхождению Древнего Рима и его религиозной системе, представленных в литературе и изобразительном искусстве римлян. Термин «римская мифология» может относиться также к современному изучению этих представлений, а также к материалам из других культур любого периода, в которых рассматривается римская литература и искусство.

Римляне обычно трактовали эти традиционные повествования как исторические, даже если они содержат чудеса или элементы сверхъестественности. Повествования часто связаны с политикой и моралью и с тем, как личная неприкосновенность человека соотносится с его ответственностью перед обществом и Римским государством. Важной темой является героизм. Когда повествование касалось римской религиозной практики, оно больше было связано с ритуалами, предсказаниями и общественными институтами, чем с теологией или космогонией. [1]

Изучение римской религии и мифов осложняется ранним влияние греческой религии на Апеннинском полуострове в протоисторический период истории Рима, а позже художественным подражанием римских авторов греческим литературным образцам. Римляне с любопытством стремятся отождествить своих собственных богов с греческими (см. Соответствие римских и греческих богов) и дают новое толкование повествований о греческих божествах под именами своих римских аналогов. [2] Ранние римские мифы и легенды имеют также динамичные переплетения с этрусской религией, менее документированной чем греческая.

Хотя в римской мифологии может быть не хватает столь широкого божественного повествования, как в греческой литературе, [3] но, тем не менее, изображение Ромула и Рема, сосущих волчицу, является столь же знаменитым, как любое изображение из греческой мифологии, за исключением троянского коня. [4] Поскольку латинская литература была более широко известна в Европе в Средние века и в эпоху Возрождения, интерпретация греческих мифов римлянами часто имели большее влияние на живописные представления о «классической мифологии», чем греческие источники. В частности, версии греческих мифов в Метаморфозах Овидия, написанные во время правления Августа, стали рассматриваться как канонические.

Содержание

Характер римского мифа

Поскольку ритуал играет центральную роль в римской религии, как и в мифах, созданных греками, иногда возникает сомнение по поводу того, что большая часть римских мифов имеет исконно римское происхождение. Это восприятие является продуктом романтизма и антиковедения XIX века, которые расценивают греческую цивилизацию как более «достоверно творческую». [5] Но от Ренессанса до XVIII века римские мифы были частью вдохновения для европейской живописи. [6] Римские традиции особенно богаты историческими мифами или легендами, касающимися основания и возвышения города. Эти повествования сосредоточены на человек-деятеле, в жизни которого бывают лишь случайные вмешательства божества, но всепроникающее чувство божественности всегда сопровождает его судьбу. В ранний период Рима история и миф имеют взаимные и взаимодополняющие отношения. [7] Как отмечает Т. П. Уайзман:

Римская история все ещё имеет такое же значение, какое она имела для Данте в 1300 году, Шекспира в 1600 году и отцов-основателей Соединённых Штатов в 1776 году. Что нужно для того, чтобы быть свободным гражданином? Может ли сверхдержава быть ещё и республикой? Как благонамеренная власть превращается в убийственную тиранию? [6]

Основными источниками римских мифов являются Энеида Вергилия и первые несколько книг истории Ливия. Другими важными источниками являются Фасты Овидия, шеститомная книга стихотворений, структурированных под римский религиозный календарь, и четвёртая книга элегий Проперция. Сцены из римских мифов появляются также в римской настенной живописи, на монетах и в скульптуре, в частности, на рельефах.

Мифы об основании Рима

Энеида и ранняя история Ливия являются самыми лучшими из всех существующих источников по мифам об основании Рима. Материал из греческой героической легенды был привит на местное племя в самом начале её истории. Троянский царевич Эней женился на Лавинии, дочери царя Латина, легендарного предка латинян, от имени которого и произошло название племени. Именно они через запутанную ревизионистами генеалогию являются предками Ромула и Рема. В более широком понимании, троянцы были приняты в качестве мифических предков народа Рима.

Другие мифы

Характерные мифы Рима чаще всего можно отнести к политическим или моральным, то есть они связаны с развитием системы римского правления в соответствии с божественными законами, выраженными древнеримской религией, и с демонстрацией приверженности человека к моральным надеждам (mos maiorum) или неудачам сделать это.

  • Похищение сабинянок объясняет важность сабинян в формировании римской культуры и возвышение Рима через конфликт и альянс.
  • Нума Помпилий, второй царь Рима, по происхождению сабинянин, который общался с нимфой Эгерией и создал многие из правовых и религиозных институтов Рима.
  • Сервий Туллий, шестой царь Рима, который, как говорили, был любовником богини Фортуны, и чьё таинственное происхождение является свободно мифологизированным.
  • Тарпейская скала и почему она использовалась для казни предателей.
  • Лукреция, чьё самопожертвование послужило поводом к свержению ранней Римской монархии и привело к созданию Республики.
  • Гораций на мосту, доказавший важность индивидуальной доблести.
  • Муций Сцевола («Левша»), который сунул правую руку в огонь, чтобы доказать свою лояльность по отношению к Риму.
  • Цекул и основание Палестрины. [8]
  • Манлий Капитолин и гуси, о божественном вмешательстве в осаду Рима галлами. [9]
  • Истории, относящиеся к Капратинским нонам и празднествам Поплифугии. [10]
  • Кориолан, история о политике и морали.
  • Этрусский город Кориф как «колыбель» троянский и италийской цивилизаций. [11]
  • Прибытие Великой Матери (Кибелы) в Рим. [12]

Религия и мифы

Божественное повествование играло в греческой системе религиозной веры более важную роль, чем у римлян, для которых первичными были ритуал и культ. Хотя римская религия не была основана на священном писании и его истолковании, священническая литература была одной из самых ранних письменных форм латинской прозы. [13] Книги (Libri) и комментарии (Commentarii) коллегии понтификов и авгуров содержали религиозные процедуры, молитвы, постановления и мнения по пунктам религиозного закона. [14] Хотя по крайней мере некоторые из этих материалов были доступны для консультаций римскому сенату, часто они были occultum genus litterarum (тайной за семью печатями), [15] загадочной формой литературы, к которой доступ имели только жрецы. [16] Пророчества, относящиеся к мировой истории и судьбе Рима, появлявшиеся в критические моменты истории, неожиданно были обнаружены в туманных книгах Сивилл, которые, согласно легенде, были приобретены Тарквинием Гордым в конце VI века до нашей эры у куманских Сивилл. Некоторые аспекты архаичной римской религии были записаны в утерянных богословских трудах учёного I века до н. э. Марка Теренция Варрона, и теперь известны по трудам других классических и христианских авторов.

Во главе самого раннего пантеона в Риме была так называемая архаическая триада в лице Юпитера, Марса и Квирина, фламины которых были самого высокого ранга, а также Янус и Веста. Согласно традиции, основателем римской религии был Нума Помпилий, второй сабинский царь Рима, который, как считается, имел в качестве супруги и советницы римскую богиню, нимфу источников и пророчеств Эгерию. Под влиянием этруссков позже центром официальной религии стала капитолийская триада в лице Юпитера, Юноны и Минервы, заменив архаическую триаду — необычный пример в индоевропейской религии, когда высшая триада формируется из двух женских божеств и только одного мужского. Поклонение Диане проводилось на Авентинском холме, но самым известным римским олицетворением этой богини считается Диана Неморенсис, внимание к которой возникло благодаря мифографической классике Фрэзера «Золотая ветвь» («The Golden Bough»).

Боги отчётливо предстают как практическая необходимость в повседневной жизни, все обряды скрупулёзно проработаны, а жертвоприношения считаются необходимостью. Ранние римские божества включали множество «богов-специалистов», каждый из которых призывался в помощь для выполнения конкретного вида деятельности. Фрагменты старых ритуалов, сопровождающие такие деяния, как пахота или сев, показывают, что на каждом таком этапе вызывались отдельные божества, а имя божества происходило от названия этого этапа. Божества-покровители были особенно важны в Древнем Риме.

Таким образом, Янус и Веста охраняли двери и семейный очаг, лары оберегали поле и дом, Палес — пастбища, Сатурн — посевы, Церера — рост хлебных злаков, Помона — древесные плоды, а Конс и Опа — урожай. Даже величественный Юпитер, правитель богов, был удостоен награды за помощь дождями, которые он давал для крестьянских хозяйств и виноградников. В более широком представлении, благодаря своему оружию в виде молний, он считался дирижёром человеческой деятельности и, вследствие широты сфер влияния, защитником римлян в их военной деятельности за пределами своей общины. В более древние времена почитаемыми богами были Марс и Квирин, которых часто отождествляют друг с другом. Марс был богом войны, праздники в его честь были в марте и октябре. Квирин, как полагают современные учёные, был покровителем армии в мирное время.

Известный учёный XIX века Георг Виссова считал, [17] что римляне различали два класса богов: di indigetes (местные) и di novensides или novensiles (новые). Местные боги были первыми богами римского государства, их имена и природа обнаруживаются из титулов ранних священников и календаря празднеств, около 30 таких богов были удостоены специальных фестивалей. Новые боги появились позднее, их культ был введён в исторический период, когда уже господствовал Рим. Как правило, дата их введения известна, их возникновение было ответом на конкретные кризисные явления или когда в них ощущалась потребность. Однако Арнальдо Момильяно и некоторые другие учёные утверждают, что о таком различии нельзя утверждать. [18] Во время войн с Ганнибалом всякое различие между «местными» и «новыми» богами начинает исчезать, и римляне восприняли разных богов из различных культур как знак силы и универсальной божественной милости. [19]

Заимствованные боги

Впитывание соседних местных богов происходило постоянно, поскольку римское государство завоёвывало окружающие территории. Римляне обычно оказывали местным богам завоёванной территории те же почести, что и богам римской государственной религии. В дополнение к Кастору и Поллуксу завоёванные поселения Италии внесли свой вклад в римский пантеон в лице Дианы, Минервы, Геркулеса, Венеры и божеств меньшего ранга, некоторые из которых были италийскими божествами, другие изначально происходили из греческой культуры Великой Греции. В 203 г. до н.э. культовый объект, олицетворяющий Кибелу, был привезён из города Пессинус во Фригии и с должными церемониями приветствовался в Риме, за много веков до того, как её территория была присоединена к Риму. Два поэта той эпохи, Лукреций и Катулл, в середине первого века до нашей эры выражали неодобрительные взгляды на её дикий экстатический культ.

В некоторых случаях божества врагов власти были официально приглашены пройти через ритуал эвокатии, чтобы занять своё место в новых святилищах в Риме. Список имен (греческие-римские боги): Аид – Плутон, Аполлон – Аполлон, Арес – Марс, Артемида – Диана, Афродита – Венера, Борей – Аквилон, Геката – Тривия, Гера – Юнона, Гермес – Меркурий, Гефест – Вулкан, Гея – Терра, Гипнос – Сомн, Деметра – Церера, Дионис – Вакх, Зевс – Юпитер, Ирида – Ирида, Нот – Фавоний, Пан – Фавн, Посейдон – Нептун, Уран – Уран, Эол – Эол

Общины иностранцев (перегрины) и бывших рабов (либертины) продолжали свои религиозные обряды в пределах города. Таким способом Митра попал в Рим, и его популярность в римской армии распространила его культ до таких далеких мест, как Римская Британия. Важные римские божества были в конечном счёте отождествлены с более антропоморфными греческими богами и богинями, и вместе с ними восприняты многие из их атрибутов и мифов.

Мифы Древнего Рима: особенности создания и главные герои

Древний Рим — одна из могущественных цивилизаций прошлого, на основах которой построен миропорядок современной Европы. Это государство достигло своего расцвета около 2000 лет назад, оставив после себя многочисленные архитектурные памятники и прекрасные города. Чрезвычайно интересны мифы Древнего Рима, в которых тесно переплетались старинные легенды, религиозные верования и попытки упорядочить жизнь общества.

  1. Особенности мифологии
  2. Ранние времена
  3. Заимствование из Греции
  4. Древнеримские боги
  5. Похищение сабинянок
  6. Муций Сцевола

Особенности мифологии

Мифология Рима строится на традиционных историях, которые неразрывно связаны с возникновением этого государства и самого Вечного города. Одной из её особенностей является полное подчинение моральным устоям, гражданскому долгу и политике. Римляне взяли на вооружение практику заимствования верований из других культур. В частности, первоначально это были сказания и баллады этрусков и италийцев, а в последующем активно использовалась мифология Древней Греции.

Одной из задач римской мифологии было исключить у простых жителей какие-либо сомнения в правильности их устоев жизни. Также такие рассказы и легенды объясняли имеющийся существенный разрыв в благосостоянии представителей разных сословий. Если первоначально Древний Рим имел республиканскую форму правления, то в последующем тут появилась монархия. Узурпировавшие власть императоры с помощью всевозможных мифов пытались донести до народа тот факт, что они являются божественными избранниками.

Многочисленные божества в Древнем Риме являлись неотъемлемой частью повседневной жизни и быта. Так, с их помощью засевали и пахали землю, ожидая хороших урожаев, даже в обычных атмосферных осадках тут видели проявления высшей силы. Боги покровительствовали различными видами деятельности, требуя взамен небольших жертвоприношений. Именно поэтому в Риме в прошлом было так много храмов, а число богов перевалило за несколько десятков.

Помимо многочисленных божеств, которых насчитывается несколько десятков, древние римляне с трепетом относились ко всем проявлениям природы и многочисленным животным.

Например, хорошо известен миф о священном дереве смоковнице. Именно под сенью его кроны легендарная волчица вскормила двух братьев Ромула и Рема, которые стали основателями древнего города.

Ранние времена

Известно, что в период формирования римского государства, когда еще был только заложен Вечный город, а это приблизительно 753 год до нашей эры, у местных жителей отсутствовало как таковое понятие божеств и мифологии. В те времена люди верили, что существуют индивидуализированные персонажи, благодетельные или безразличные вредоносные силы. В скором времени появляются уже специальные символы тех или иных богов, например, камень у Юпитера, копьё у бога войны Марса и огонь и у Юпитера.

Для мифологии ранних времен характерно:

  • упрощенное представление богов;
  • обожествление проявлений природы;
  • различные сказания о сотворении Рима.

В последующем, по мере развития цивилизации, сложилась собственная уникальная культура, традиции и верования, была создана разветвленная сложная мифология, которая включала религиозные представления жителей древнеримской империи о создании мира.

Также появились специальные сложные ритуалы, которые существенно отличались друг от друга в зависимости от конкретного божества и религиозного праздника. Была создана соответствующая иерархия высших сил, в которой, как и в жизни, присутствовал верховный правитель.

Заимствование из Греции

Для любой цивилизации прошлого характерно активное заимствование из традиций и культуры более древних и прогрессивных народов и стран. То же самое касается Рима, первоначально мифология которого строилась на сказаниях и преданиях этрусков. Во II веке до нашей эры происходит полное подчинение Греции, которая к тому времени имела хорошо организованный структурированный пантеон богов. Неудивительно, что римляне решили позаимствовать и видоизменить такую афинскую мифологию.

Конечно, полного копирования тут не было, однако многие боги в Древнем Риме имеют поразительное сходство с греческими небожителями.

Например, верховным божеством и отцом всех высших сил на Апеннинах был Юпитер, который в точности копировал греческого Зевса. То же самое касается Нептуна, считающегося у римлян морским богом, это был аналог Посейдона у афинян.

Между этими верховными божествами существовала строгая иерархия, при этом они были наделены своим характером и имели непростые взаимоотношения друг с другом. В представлении римлян такие боги были скорее добрыми помощниками и наставниками, которые всегда незримо присутствовали рядом с человеком. Именно к ним обращались за советом, шли в трудные времена в специальные храмы, приносили пожертвования, которые представляли собой небольшую денежную сумму или различные дары.

Древнеримские боги

В Древнем Риме насчитывается около десятка высших божеств, которые были наделены огромной силой и покровительствовали людям в их начинаниях. Несмотря на наличие верховного бога, часто такие небесные силы вступали в конфликт друг с другом, что и объясняло страшный неурожай, засуху, болезни и эпидемии или же поражения в войнах.

Пантеон римских богов:

  • Юпитер.
  • Янус.
  • Юнона.
  • Минерва.
  • Диана.
  • Венера.
  • Марс.
  • Флора.
  • Бахус.
  • Вулкан.

Отцом богов в древнегреческой мифологии являлся Юпитер.

Это грозное, но справедливое божество, проживавшее на вершине самых высоких гор. Юпитер часто выступал в качестве судьи в спорах других высших сил. Одним из древнейших римских божеств являлся Янус, изображавшийся двуликим с необычной головой, которая с двух сторон имеет отличающееся лицо. Считается, что этот бог олицетворял хаос, начало и конец всей жизни.

Юнона — это супруга Юпитера и покровительница брака, женщин и материнства. Эта богиня считалась хранительницей семейных традиций и домашнего очага. Известно, что римляне приблизительно с IV—III вв. до нашей эры стали моногамными. Чтобы закрепить такие отношения, и была придумана Юнона, которая олицетворяла протест против распространённой в прошлом полигамии (многоженства). Минерва — это древняя италийская богиня, которую в особенности почитали этруски. Она считалась покровительницей воинов, также её славили во время многочисленных гладиаторских игр.

Диана — богиня животного и растительного мира, плодородия и женственности. Это заимствованный персонаж, причём не только из греческой мифологии, где была Артемида, но и из Карфагена. В этом древнем североафриканском государстве почитали небесную богиню Целесту. Венера считалась покровительницей плодородия, весны и всех плодоносящих сил в природе. В последующем ее стали отождествлять с Афродитой, считая богиней красоты и любви.

Похищение сабинянок

По легенде, изначально Рим был населён лишь мужчинами, а жители соседних племен не желали выдавать дочерей в жёны бедным поселенцам недавно созданного города.

Мудрый Ромул придумал, как решить эту проблему, он задумал похитить сабинянок, насильно выдав их замуж. Нужно лишь было заманить в город соседей вместе с их семьями и молодыми девушками.

Ромул устраивает небольшой праздник, на который приглашает соседей со всей округи. В Рим прибывают жители окрестностей, они пришли на праздник со своими семействами, взяв также с собой молодых девушек-дочерей. По условному знаку Ромул с товарищами набрасывается на безоружных людей, похищает женщин, которые в последующем стали их супругами. Латиняне объявили им войну, но проиграли, тем более что воевать против законных мужей своих дочерей они не хотели.

Муций Сцевола

Это известный миф, который повествует о юноше патриции, легендарном герое Рима. Гай Муций Сцевола известен тем, что попытался спасти свой народ от порабощения, совершив покушение на этрусского царя. Молодой патриций проник в лагерь неприятеля, планируя ночью совершить убийство, пожертвовав при этом своей жизнью.

Однако Муций не знал, как выглядит этрусский царь Порсена, поэтому в шатре он выбрал самого богато одетого человека и зарезал его. Оказалось, что это был обычный вельможа, который имел страсть к пышным нарядам.

Как только Сцеволу схватили и стали пытать, молодой человек сам поднес руку к огню, смотря в глаза Порсене и не издав при этом ни звука.

Царь этрусков поразился такой храбрости, сказав, что если все римляне такие же бесстрашные, то победить их невозможно, он прекратил войну и подписал мирный договор.

Как зарождались древние мифы Рима

Мифология древнего Рима возникла под влиянием античной культуры древней Греции и народов этрусков. Установить точную дату возникновения языческой религии Рима достаточно сложно. Предположительно, к этому периоду относится заселение территории государства италиками — местными племенами, проживающими на Апеннинском полуострове до создания государственного управления Рима. Миграция занимала длительное время — с конца II по начало I тыс. до н.э.
Официальной датой образования Римской империи считается 753 г. до н.э. Эпоха с VIII по VI до н.э. отмечена как формирование аппарата управления власти и религии вновь образованного государства. В это время складывается представление о мифах и пантеоне культов древнего Рима. Примечательно, что с покорением соседних территорий, римлянами заимствовались идолы и обычаи поклонения других народов.

Мифология древнего Рима и Греции: различия

В древней Греции и Риме мифы складывались под воздействием культуры покоронных народов. Отличия религий двух древних цивилизаций были существенными: у греков идолы обладали человеческими качествами, в римской мифологии культы считались антропоморфными существами, у них отсутствовали чувства, сложно было выделить их половую принадлежность.
Греческая мифология основана на понятии семейственности. Небесные существа представляли единую семью, в которой иногда происходили разногласия. Все они обладали идеальными качествами характера и огромной слой. Вокруг их личных качеств создавались мифы.
В римской традиции мир был заполнен постоянно враждующими между собой существами. Они сопровождали людей в любой ситуации, с рождения до первых шагов и на всем жизненной пути. Люди находились под покровительством этих небесных жителей и покровительствовали им при разрешении важных дел. Они сопутствовали им при заключении брака, получении богатств, даровали удачу. После смерти на последнем пути душу человека сопровождало множество религиозных культов: предвестник смерти, отбирающий дух и др.
Важной чертой мифологии Рима была тесная связь с реализацией власти в государстве. Ответственным за совершение всех религиозных обрядов в партриархальном обществе был отец. Семейные праздники со временем приобретали статус официальных пиршеств, когда устраивали бои гладиаторов.
Положение духовенства в Риме значительно отличалось от принятого в древней Греции. Если в греческом обществе жрецы составляли отдельную социальную касту, то в Риме священики выполняли государственные функции. Все жрецы делились на саны: весталки, понтифики и авгуры.

По мифам древнего Рима — Зевс

Связь мифов древней Греции и Рима

В пантеон культов Рима входит обширный список имен. Это основатель всего сущего Уран, могучий Темпус, а также Амур, Сатурн, Хаос и титаны — их дети. Всего в третьем поколении выделялось 12 идолов.
Подобное распределение ролей отмечается в греческой традиции. На небесном олимпе восседали Юпитер, он же Зевс, посылающий молнии и грозы. Его супруга Юнона, она же Гера, покровительствующая семейным узам. Церера, называемая также Деметрой, олицетворяла плодородие.

Смотреть фильмы о мифах древнего Рима

На римском пантеоне также находились культы Фатум — Судьба, Фортуна — Удача, Психея — Душа, Либертас — Свобода, Ювента — Юность, Виктория — Победа. Особое значение придавалось существам, дающим урожай и плодородие при проведении сельхозяйственных работ.
Римляне причислили к жителям небесного пантеона Гермеса, Аполлона, Геркулеса, и Диониса, носящих характерные черты для мифов древней Греции. Исключительно римское происхождение носили Вулкан, Юпитер, Марс, Веста и Сатурн. Со временем идолов накопилось так много, что древние римляне стали распределять их на «старых» и «новых».

Античная мозаика по мифам древнего Рима

Основные легенды и мифы Древнего Рима

Большинство мифических историй римляне заимствовали у греков. Часть легенд, однако, носила оригинальное происхождение. Например, о создании мира Янусом. Центральная культовая фигура олицетворяла небо, солнце и начало всего сущего. Он отличался двуличием: одна его сторона была обращена в прошлое, другая смотрела в будушее.
Римляне, как и все древние народы, придавали природе растениям мифические свойства. Один из мифов гласит, что все люди произошли от дуба. Религиозные обряды обычно проводились в специально отстроенных парках, в центре которых находилась смоковница — священное дерево. По легенде, близнецы Ромул и Рем были выкормлены дикой волчищей. В центре мифологии Рима находился дуб Капиталия, именем которого был назван знаменитый Капитолийский холм.
В мифах древнего Рима присутствовали птицы, особое значение придавалось орлам и дятлам. С расширение границ государства в мифах, взятых у греков и измененных под римские традиции, появляются все новые объекты поклонения.
Все мифы древнего Рима разделяют на три вида:

  • мифы о культах и их поступках;
  • рассказы о возникновении римского государства;
  • истории о легендарных героях.
Миф о создании города Рим

Миф об образовании Рима известен во многих странах современного мира. Город был основан двумя братьями-близнецами. Легенда повествует о том, что Амулий, захвативший силой власть в государтсве, боялся за судьбу своего сына, который должен занять престол после него. Избегая прихода на престол сына Нумитора, он убил племянника во время охоты. Рею, дочь Нумитора, он объявил изранницей Весты, поэтому замуж она не вышла.
Пантеон по-другому распорядился ее участью, сделав ее женой влиятельного Марса. От брака родилось два мальчика. Нумитор был разгневан таким поступком и забрал близнецов у весталки. Рею оставили навечно замурованной под землей, а детей бросили в Тибр, протекающий у берегов города. Служители дворца сжалились над младенцами и уложили их в деревянную ладью, пущенную по реке.
Корыто доплыло до смоковницы и прибилось к берегу. Детский плач услышала волчица и отправилась кормить детей собственным молоком. Увидел это пасущий рядом овец Фавстул и взял на воспитание детей. Когда мальчики подросли, им рассказали о их судьбе. После этого они посетили дворец Нумитора, убили его сына Амулия и провозгласили царем своего деда. В награду им были обещаны земли Тибра, где они основали поселение. На берегах плодородной реки были заложены основы нового могущественного госудаства. Поспорив, кому достанется царство, Ромул убил Рема.

Волчица, Ромул и Рем скульптура

Миф о сыне Афродиты Энее

Друг Гектора, сражающегося во время Троянской войны, сын прекрасной Афродиты Эней бежал с отцом и младенцем в страну, населенную латинами после разграбления Трои. Он взял в жены Лавинию, дочь царя италийских земель Латина. Сыновья Энея, Ромул и Рем, основали на берегу Тибра город Рим.

Ленегда об основателях древнего Рима

Книги о мифах древнего Рима

Литература в иллюстрациях для детей о мифах древней Греции станет лучшим поучительным пособием. В числе самых читаемых произведений можно выделить:

  • Мифы древнего Рима и Греции. Н.А. Кун
  • Легенды и сказания древнего Рима. А.А. Нейхардт.

Благодаря бессмертным произведениям древнеримского эпоса «Энеида» Вергилия и «Метаморфозы» и «Фасты» Овидия сегодня можно узнать многое об истории развития Рима и жизни его населения.
Мифы Древнего Рима: презентация

На дне

Цитаты из пьесы “На дне”, 1902 (автор Максим Горький)

  • Шум смерти не помеха. (Бубнов)
  • (с гордостью) Мой организм отравлен алкоголем. (Актер)
  • Надоели мне, брат, все человеческие слова. все наши слова — надоели! Каждое из них слышал я. наверное, тысячу раз. (Сатин)
  • Выходит — снаружи, как себя ни раскрашивай, все сотрется. все сотрется, да! (Бубнов)
  • Образование — чепуха, главное — талант. (Актер)
  • А талант — это вера в себя, в свою силу. (Актер)
  • Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта — она превыше всех благ. А долг твой мне — это так и есть долг! Значит, должен ты его мне возместить. Доброта твоя мне, старцу, безвозмездно должна быть оказана. (Костылев)
  • Нет на свете людей лучше воров! (Сатин)
  • Сделай так, чтоб работа была мне приятна — я, может быть, буду работать. да! Может быть! Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство! (Сатин)
  • А куда они — честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести. Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть. (Пепел)
  • На что совесть? Я не богатый. (Бубнов)
  • Какие они люди? Рвань, золотая рота. (Клещ)
  • А кто пьян да умён — два угодья в нем. (Бубнов)
  • . всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее. (Пепел)
  • Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все — чёрненькие, все — прыгают. так-то. (Лука)
  • . где тепло, там и родина. (Лука)
  • Мало знать, ты — понимай. (Наташа)
  • Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь. И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее. и хоть живут — хуже, а хотят — все лучше. упрямые! (Лука)
  • Все мы на земле странники. (Лука)
  • Барство-то — как оспа. и выздоровеет человек, а знаки-то остаются. (Лука)
  • Без причины и прыщ не вскочит. (Лука)
  • Все люди на земле — лишние. (Бубнов)
  • Он [человек] — каков ни есть — а всегда своей цены стоит. (Лука)
  • Пропил я душу, старик. я, брат, погиб. А почему — погиб? Веры у меня не было. (Актер)
  • Все (. ) терпят. всяк по-своему жизнь терпит. (Лука)
  • Да уж чего хорошего, коли любимое забыл? В любимом вся душа. (Лука)
  • Человек — все может. лишь бы захотел. (Лука)
  • Смерть — она все успокаивает. она для нас ласковая. (Лука)
  • . если кто кому хорошего не сделал, тот и худо поступил. (Лука)
  • И. чего тебе правда больно нужна. подумай-ка! она, правда-то, может, обух для тебя. (Лука)
  • Пепел: . бог есть? Лука: Коли веришь — есть; не веришь — нет. Во что веришь, то и есть.
  • Люди все живут. как щепки по реке плывут. строят дом. а щепки — прочь. (Бубнов)
  • Гляди — какой я? Лысый. А отчего? От этих вот самых разных баб. (Лука)
  • В женщине душа должна быть. (Пепел)
  • Всяко живет человек. как сердце налажено, так и живет. сегодня — добрый, завтра — злой. (Лука)
  • Любить — живых надо. живых. (Лука)
  • В карете прошлого никуда не уедешь. (Сатин)
  • Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми (Сатин)
  • Человек — вот правда! Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит. гордо! (Сатин)
  • Болезнь — боится слова, а смерть — нет. (Бубнов)
  • Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть. жалеть людей надо! Христос-то всех жалел и нам так велел. (Лука)
  • Надо уважать человека! Не жалеть. не унижать его жалостью. уважать надо. (Сатин)
  • Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека! (Сатин)
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: