Аустерлицкое сражение в романе Война и мир – подвиг князя

Военные события в романе Л.Толстого «Война и мир»

Князь Адрей и война

В романе описываются военные события 1805—1807 годов, а также Отечественная война 1812 года. Можно сказать, что война как некая объективная реальность становится главной сюжетной линией романа, и поэтому судьбы героев необходимо рассматривать в едином контексте с этим “враждебным” человечеству событием. Но одновременно война в романе имеет более глубокое понимание. Это поединок двух начал (агрессивного и гармонического), двух миров (естественного и искусственного), столкновение двух жизненных установок (правды и лжи).

На протяжении всей жизни Андрей Болконский мечтает о “своем Тулоне”. Он мечтает на глазах у всех совершить подвиг, чтобы, доказав свою силу и бесстрашие, окунуться в мир славы, стать знаменитостью. “Туда-то я буду послан, — думал он, — с бригадой или дивизией, и там-то с знаменем в руке я пойду вперед и сломлю все, что будет передо мной”. На первый взгляд это решение кажется вполне благородным, оно доказывает мужественность и решительность князя Андрея. Отталкивает лишь то, что не на Кутузова, а на Наполеона он ориентирован. Но Шенграбенское сражение, а именно встреча с капитаном Тушиным, становится первой трещиной в системе взглядов героя. Оказывается, подвиг можно совершить, не подозревая об этом, не на глазах у других; но князь Андрей еще не до конца сознает это. Можно заметить, что в этом случае Толстой симпатизирует не Андрею Болконскому, а капитану Тушину — добродушному человеку, выходцу из народа. Автор даже в чем-то осуждает Болконского за его высокомерие, несколько презрительное отношение к простым людям. (“Князь Андрей оглянул Тушина и, ничего не сказав, отошел от него”.) Шенграбен, несомненно, сыграл положительную роль в жизни князя Андрея. Благодаря Тушину Болконский меняет свой взгляд на войну.

Оказывается, война не средство достижения карьеры, а грязная, тяжелая работа, где совершается античеловеческое дело. Окончательное осознание этого приходит к князю Андрею на Аустерлицком поле. Он хочет совершить подвиг и совершает его. Но вспоминает он позже не свой триумф, когда бежал на французов со знаменем в руках, а высокое небо Аустерлица.

Изображая войну 1805 года при Шенграбене, Толстой рисует различные картины военных действий и разнообразные типы ее участников. Мы видим героический переход отряда Багратиона к деревне Шенграбен, Шенграбенское сражение, мужество и героизм русских солдат и скверную работу интендантства, честных и мужественных командиров и карьеристов, использующих войну в личных целях. Типичен для штабных офицеров Жерков, который в разгар боя был послан Багратионом с важным поручением к генералу левого фланга.

Приказание было – немедленно отступать. Из-за того что Жерков не нашел генерала, французы отрезали русских гусар, многие были убиты и ранен товарищ Жеркова Ростов.

Как всегда дерзок и храбр Долохов. Долохов “в упор убил одного француза и первый взял за воротник сдавшегося офицера”. Но после этого он подойдет к полковому командиру и скажет: “Я остановил роту. Вся рота может свидетельствовать. Прошу запомнить. ” Везде, всегда он помнит прежде всего о себе, только о себе; все, что делает, делает для себя.

Они не трусливы эти люди, нет. Но они не могут забыть во имя общего блага себя, свое самолюбие, свою карьеру, свои личные интересы, сколько бы громких слов они ни говорили о чести полка и как бы ни показывали свою заботу о полке.

Толстой с особой симпатией показывает командира Тимохина, рота которого “одна удержалась в порядке” и, вдохновленная примером своего командира, неожиданно атаковав французов, отбросила их, дав возможность восстановить порядок в соседних батальонах.

Другой незаметный герой – капитан Тушин. Это “небольшой, сутуловатый человек”. В его фигуре “было что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное”. У него “большие, умные и добрые глаза”. Тушин – это простой и скромный человек, живущий одной жизнью с солдатами. Во время сражения он не знает ни малейшего страха, весело и оживленно командует, в решительные моменты, советуясь с фельдфебелем Захарченко, к которому он относится с большим уважением. С горсткой солдат, таких же героев, как и их командир, Тушин с удивительным мужеством и героизмом выполняет свое дело, несмотря на то, что прикрытие, стоявшее подле его батареи, ушло по чьему-то приказанию в середине дела. И его “батарея. не была взята французами только потому, что неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек”. Только получив приказ отступать, Тушин оставил позицию, увозя два уцелевших в бою орудия.

Аустерлицкое сражение 1805 г. Генеральное сражение между русско-австрийской и французской армиями произошло 20 ноября 1805 г. у местечка Аустерлиц в Моравии. Русско-австрийская армия насчитывала почти 86 тыс. чел. при 350 орудиях. Командовал ею генерал М.И.Кутузов . Французская армия насчитывала около 3 тыс. чел. при 250 орудиях. Возглавлял ее Наполеон . Главные силы союзной армии под командованием Ф. Ф. Буксгевдена атаковали корпус маршала Л. Даву и после упорных боев овладели Замком, Сокольницами, Тельницем. Тем временем 4-я колонна союзников под командованием И.-К. Коловрата, составлявшая центр союзных войск, перешла в наступление с опозданием, подверглась удару основных сил французов и оставила господствующие над местностью Праценские высоты, В этих условиях Буксгевден получил от Кутузова приказ отступать, но не выполнил его. Тем временем Наполеон, разгромив центр союзных войск, развернул войска и атаковал левое крыло союзников (Буксгевдена) главными силами как с фронта, так и с фланга. В результате союзные войска при больших потерях отошли. Потери русских войск составили 16 тыс. убитыми и ранеными, 4 тыс. пленными, 160 орудий; австрийцев – 4 тыс. убитыми и ранеными, 2 тыс. пленными, 26 орудий; французов – около 12 тыс. убитыми и ранеными. В результате поражения под Аустерлицем 3-я антифранцузская коалиция распалась.

Читайте также:
Жди меня, и я вернусь - анализ, история создания, основная тема

Одна из главных линий книги — разочарование князя Андрея в самой идее войны, в героизме, в особом призвании военных. От мечты совершить подвиг и спасти всю армию он приходит к мысли, что война — “страшная необходимость”, которая допустима, только когда “разорили мой дом и идут разорить Москву”, что военное сословие характеризуется праздностью, невежеством, жестокостью, развратом, пьянством.

Итак, изображая военные события, Толстой не только представляет широкие батальные картины Шенграбенского, Аустерлицкого и Бородинского сражений, но и показывает психологию отдельной человеческой личности, вовлеченной в поток военных действий. Командующие армиями, генералы, штабное начальство, строевые офицеры и солдатская масса, партизаны – все эти разнообразные участники войны, носители самой разной психологии показаны Толстым с поразительным мастерством в самых разнообразных условиях их боевой и “мирной” жизни. При этом писатель, сам бывший участник обороны Севастополя, стремится показать настоящую войну, без всяких прикрас, “в крови, в страданиях, в смерти”, с глубокой и трезвой правдой рисуя и прекрасные качества народного духа, чуждого показной храбрости, мелочности, тщеславия, и, с другой стороны, наличие всех этих черт у большинства офицеров – дворян.

Решающее сражение в кампании 1805 – 1807 годов. Шенграбен – это судьба русской армии, а, значит, проверка нравственной силы русских солдат. Путь Багратиона с четырехтысячной армией через Богемские горы имел целью задержать армию Наполеона и дать русской армии возможность собрать силы, т. е., по сути, сохранить армию.

Аустерлиц – “сражение трех импе-

раторов”. Цель его – закрепить достигнутый успех. Но на самом деле Аустерлицкое сражение стало эпохой “срама и разочарования для всей России и отдельных людей, и торжество Наполеона-победителя”.

Цель сражения благородна и понятна солдатам.

Цель сражения не понята солдатами.

Неразбериха среди солдат; бессмысленный подвиг князя Андрея.

Описание и анализ Аустерлицкого сражения в романе «Война и мир»

Батальные сцены занимают важное место в произведении Л. Н. Толстого. С их помощью автор демонстрирует трансформацию характеров героев, подчёркивает исключительную ценность человеческой жизни и трагичные последствия тщеславия императоров. Описание Аустерлицкого сражения в романе «Война и мир» является кульминацией событий, представленных в первом томе.

  1. Историческая основа описания
  2. Ход сражения
  3. Начало битвы
  4. Ранение Андрея Болконского
  5. Поражение русского войска

Историческая основа описания

Битву под Аустерлицем принято называть «сражением трёх императоров». В ней принимали участие сразу три крупные державы: Россия, Австрия и Франция. Проводя анализ отрывка, можно заметить, что Л. Н. Толстой описывает это событие, опираясь на исторические факты. Автор подмечает не только расстановку сил, ход битвы, но и настроения военачальников и простых солдат. Аустерлицкое сражение кратко описано в последних главах первого тома.

Александр Первый и Франц Второй были воодушевлены победами союзной армии. Императоры были уверены в сокрушительной победе над Наполеоном по нескольким причинам:

  1. Битве при Аустерлице предшествовало сражение при Шёнграбене, где русско-австрийские войска разгромили неприятеля.
  2. Полководцы были уверены в численном превосходстве союзной армии.
  3. Австрийские генералы невысоко оценивали военные таланты Наполеона.

Военную операцию разрабатывал генерал Вейротер. Он предполагал, что в расположении врага находится не более 40 тысяч солдат.

Русско-австрийская армия насчитывала около 80 тыс. человек. Большинство военачальников поддержало план генерала. Но среди участников совета были и те, кто открыто выступал против сражения.

М. И. Кутузов был уверен в поражении союзной армии. Своё мнение он пытался донести до императора, но встретил лишь непонимание. Толстой писал, что Вейротер на все замечания Михаила Илларионовича «отвечал твёрдой презрительной улыбкой». Князь Багратион и вовсе отказался приходить на военный совет и читать план наступления. Андрея Болконского, занимающего должность адъютанта Кутузова, пугало то, что Вейротер не знал точного расположения армии Наполеона.

Николай Ростов, состоящий в эскадре гусар, слышал крики тысячи французов. Во время разведки он не разглядел французского поста, по юноше открыли огонь. После того как Ростов доложил эту информацию командованию, планы наступления не были изменены.

И всё же никто из этих героев не отказался участвовать в сражении. Это противоречило их воспитанию, ведь честь и долг перед Отечеством были превыше всего.

Ход сражения

Решающий бой произошёл 20 ноября 1805 года возле города Аустерлиц. Эта дата вошла в историю как одно из самых крупных поражений Российской империи в XIX веке.

Начало битвы

Реальное соотношение сил было совсем не такое, как предполагал генерал Вейротер. Наполеон располагал армией численностью в 73, 5 тыс. человек. К тому же французский полководец намеренно инициировал отступление и скрывал часть подразделений.

В романе «Война и мир» Аустерлицкое сражение начинается в 5 часов утра. Автор описывает тёмное утро, вся окрестность покрыта густым туманом и дымом от солдатских костров. Первыми выступают подразделения с левого фланга:

  • пехота;
  • кавалерия;
  • артиллерия.

Колоннам дан приказ спускаться с горы навстречу противнику. Командование рассчитывало вытеснить врага на Богемские горы. Из-за густого тумана солдаты не видели ничего на расстоянии 10 шагов от себя. Этим и воспользовались французы, открыв огонь по рядам союзных войск. Ситуация усугублялась тем, что командование, находившееся в замешательстве, не отдавало никаких приказов.

Наполеон с основной частью армии располагался намного ближе, чем предполагал Вейротер. Он дождался рассвета и отдал приказ о наступлении на Праценские высоты. На этой стратегической точке располагались Кутузов, Болконский и часть дивизий. Русский полководец с недовольством наблюдал за ходом битвы и отдавал приказы, которые противоречили содержанию наступательного плана Вейротера.

К военачальнику присоединились императоры. Толстой делает краткое описание их настроения: «Так пахнуло на невесёлый кутузовский штаб молодостью, энергией и уверенностью в успехе…». Как только туман рассеялся, настроение Александра Первого сразу изменилось. Он призывал Кутузова выступить с колоннами, и полководец, вопреки здравому смыслу, был вынужден подчиниться.

Войско Кутузова напоролось на наступающих французов. Главнокомандующий получил ранение в лицо, а русско-австрийская армия обратилась в бегство.

Ранение Андрея Болконского

Даже получив ранение, Кутузов не переставал командовать войсками. На спуске с горы он заметил батарею, вступившую в бой с французами. Солдат русской армии, державший знамя, был убит. Чтобы поддержать боевой дух участников сражения, Андрей Болконский решает заменить знаменосца.

Читайте также:
Cочинение дети герои - пример текста

Молодой дворянин мечтал совершить боевой подвиг и прославиться. Его главным кумиром был Наполеон. Столичная молодёжь восхищалась храбростью и умом Бонапарта, не задумываясь, какой ценой ему даются победы. Андрей Болконский без колебаний повёл русскую батарею в бой.

Спустя несколько минут главный герой романа был ранен. Он упал спиной на снег и видел перед собой только «бескрайнее небо Аустерлица». Мечты о совершении подвига исчезли. Болконский мог только удивляться, почему он раньше не видел этого чистого неба над головой. Он осознал, что его прежняя жизнь была пуста и ничтожна.

После сражения раненый Андрей Болконский видит Наполеона. Бонапарт уже не кажется ему великим, он видит в нём ничтожного человека, погубившего тысячи жизней. Именно во время Аустерлицкого сражения меняются взгляды героя на жизнь.

Поражение русского войска

Толстой противопоставляет поведение французов и русских на поле боя. Он описывает уверенно наступающих врагов и находящихся в смятении солдат союзной армии. Подразделения князя Багратиона смогли отразить все атаки неприятеля, но это никак не повлияло на итог битвы. Уже в 5 часов вечера сражение было проиграно по всем фронтам. Россия и Австрия потеряли пол-армии.

Николай Ростов был отправлен к Кутузову для получения дальнейших распоряжений. Юный гусар, как и Андрей Болконский, мечтал совершить подвиг и увидеть императора. Но, в отличие от главного героя, Николаю Ростову недостаёт отваги и силы духа. Он боится умереть, поэтому не рвётся вступать в открытый бой.

По пути к Кутузову он видит Александра Первого. Автор описывает его совсем не так, как в начале битвы: «Государь был бледен, щёки его впали, глаза ввалились…». Ростов видит, как императору сообщают, что его армия потерпела поражение. Александр не может сдержать слёз. По мнению Л. Н. Толстого, битва закончилась поражением в силу нескольких причин:

  1. Наблюдалось недоверие между союзниками.
  2. Действия армии были плохо скоординированы.
  3. Отсутствие мотивации у простых солдат.

Николай Ростов, как и множество других участников сражения, был недостаточно храбрым. Андрей Болконский полностью переоценил свои взгляды на жизнь и пришёл к полному отрицанию войны. Александр Первый стал больше прислушиваться к мнению Кутузова. Именно этому военачальнику он доверит командование во время Отечественной войны 1812 года. Аустерлицкая битва изменила жизнь многих героев романа.

Жизненный путь Андрея Болконского в романе “Война и мир”: история жизни, путь исканий, основные этапы биографии

Меню статьи:

Л.Н.Толстой не проявлял никогда себя в качестве беспринципного писателя. Среди всего многообразия его образов можно с легкостью найти те, к которым он относился положительно, с воодушевлением и те, к которым он испытывал антипатию. Одним из персонажей, к которым Толстой был явно неравнодушен, стал образ Андрея Болконского.

Брак с Лизой Мейнен

Впервые с Болконским мы встречается у Анны Павловны Шерер. Он появляется здесь в качестве скучающего и уставшего от всего светского общества гостя. По своему внутреннему состоянию он напоминает классического байронического героя, который не видит смысла в светской жизни, но продолжает по привычке жить этой жизнью, при этом испытывая внутренние терзания от моральной неудовлетворенности.

В начале романа Болконский предстает перед читателями 27-летним молодым человеком, женатым на племяннице Кутузова – Лизе Мейнен. Его жена беременна первенцем и в скором времени должна родить. Судя по всему, семейная жизнь не принесла счастья князю Андрею – он довольно прохладно относится к своей жене, а Пьеру Безухову и вовсе говорит, что жениться губительно для человека.
В этот период читатель видит развитие двух различных ипостасей жизни Болконского – светской, связанной с обустройством семейной жизни и военной – князь Андрей находится на военной службе и состоит адъютантом при генерале Кутузове.

Битва под Аустерлицем

Князь Андрей полон стремления стать значимым человеком на военном поприще, он воздает большие надежды на военные события 1805-1809 гг. – по мнению Болконского, это поможет лишиться ему ощущения бессмысленности жизни. Однако первое же ранение его значительно отрезвляет – Болконский пересматривает свои приоритеты в жизни и приходит к итогу, что он сможет себя полноценно реализовать в семейной жизни. Упав на поле битвы, князь Андрей замечает красоту неба и сам удивляется, почему раньше он никогда не смотрел на небо и не замечал его уникальности.

Болконскому не посчастливилось – после ранения он стал военнопленным французской армии, но затем у него появляется возможность вернуться на Родину.

Оправившись после ранения, Болконский отправляется в имение отца, где находится его беременная жена. Так как никаких сведений о князе Андрее не было, и его все считали погибшим, то его появление было полной неожиданностью. Болконский приезжает домой как раз вовремя – он застает роды жены и ее смерть. Ребенку удалось выжить – это был мальчик. Князь Андрей был подавлен и огорчен этим событием – он сожалеет, что был в прохладных отношениях с женой. До конца своих дней он помнил застывшее выражение на ее мертвом лице, которое как бы вопрошало: «Почему это случилось со мной?»

Жизнь после смерти жены

Печальные последствия Аустерлицкой битвы и смерть жены стали причинами, по которым Болконский решил отказаться от военной службы. В то время как большинство его соотечественников были призваны на фронт, Болконский специально старался сделать так, чтобы не попасть вновь на поле сражения. С этой целью он под руководством отца начинает деятельность в качестве сборщика ополчения.

Читайте также:
Сочинение на тему - Героическая смерть Тараса Бульбы, описание

На этот момент приходится знаменитый фрагмент лицезрения Болконским дуба, который в противовес всему зеленеющему лесу утверждал обратное – почерневший ствол дуба наводил на мысль о конечности жизни. Фактически в символическом образе этого дуба воплотилось внутренне состояние князя Андрея, который также выглядел опустошенным. Спустя некоторое время Болконскому вновь пришлось проезжать по этой же дороге, и он увидел, что его, казалось бы, умерший дуб, нашел в себе силы для жизни. С этого момента начинается моральное восстановление Болконского.

Дорогие читатели! Если вы хотите узнать кто написал произведение “Анна Каренина”, предлагаем вашему вниманию эту публикацию.

На должности сборщика ополчения он не задерживается и вскоре получает новое назначение – работу в комиссии по составлению законов. Благодаря своему знакомству со Сперанским и Аракчеевым его назначают на должность начальника отделения.

Вначале эта работа захватывает Болконского, но постепенно его интерес утрачивается и вскоре он начинает скучать по жизни в поместье. Его работа в комиссии кажется Болконскому праздной ерундой. Князь Андрей все чаще ловит себя на мысли, что эта работа бесцельна и бесполезна.

Вполне вероятно, что в этот же период внутренние терзания Болконского приводят князя Андрея в масонскую ложу, но, судя по тому, что Толстой не развивает эту часть взаимоотношений Болконского с обществом, распространения и влияния на жизненный путь масонская ложа не имела.

Встреча с Наташей Ростовой

На новогоднем балу 1811 года он видит Наташу Ростову. После встречи с девушкой князь Андрей понимает, что жизнь его не закончена и ему не следует зацикливаться на смерти Лизы. Сердце Болконского заполняет любовь в Наталье. Князь Андрей чувствует себя естественно в компании Натальи – он легко может найти с ней тему для разговора. В общении с девушкой Болконский ведет себя непринужденно, ему нравится то, что Наталья принимает его таким, какой он есть, Андрею не нужно притворяться или подыгрывать. Наталья также была пленена Болконским, он показался ей привлекательным как внешне, так и внутренне.

Недолго думая Болконский делает девушке предложение. Так как положение в обществе Болконского было безукоризненным, да и к тому же финансовое положение было стабильным, Ростовы соглашаются на брак.

Единственным человеком, который был крайне недовольный состоявшейся помолвкой, был отец князя Андрея – он уговаривает сына отправиться на лечение за границу и лишь после заниматься делами женитьбы.

Князь Андрей поддается и уезжает. Это событие стало роковым в жизни Болконского – за время его отсутствия Наталья влюбилась в повесу Анатоля Курагина и даже предприняла попытку бегства с дебоширом.

Об этом он узнает из письма самой Натальи. Подобное поведение неприятно поразило князя Андрея, и его помолвка с Ростовой была расторгнута. Однако чувства его по отношению к девушке не угасли – он все также продолжал пламенно ее любить до конца своих дней.

Возвращение к военной службе

Чтобы заглушить боль и отомстить Курагину, Болконский возвращается на военное поприще. Генерал Кутузов, который всегда относился благосклонно к Болконскому, предлагает князю Андрею отправиться с ним в Турцию. Болконский принимает предложение, но надолго русские войска на Молдавском направлении не задерживаются – с началом военных событий 1812 года начинается переброс войск на Западный фронт, и Болконский просит Кутузова отправить его на передовую.
Князь Андрей становится командиром егерского полка. В качестве командующего Болконский демонстрирует себя наилучшим образом: он заботливо относится к своим подчиненным и пользуется существенным авторитетом у них. Сослуживцы называют его «наш князь» и очень гордятся им. Такие перемены в нем осуществились благодаря отказу Болконского от индивидуализма и его слиянию с народом.

Полк Болконского стал одним из военных единиц, принимавших участие в военных событиях против Наполеона, в частности во время Бородинской битвы.

Ранение в битве под Бородино и его последствия

Во время сражения Болконский получает серьезное ранение в живот. Полученное ранение становится причиной переоценки и осознания Болконским многих жизненных догматов. Сослуживцы приносят своего командира на перевязочный пункт, на соседнем операционном столе он видит своего врага – Анатоля Курагина и находит силы простить его. Курагин выглядит очень жалким и подавленным – врачи ампутировали ему ногу. Глядя на эмоции Анатоля и его боль, злость и желание отомстить, пожиравшее Болконского все это время, отступает и на смену нему приходит сострадание – князю Андрею становится жалко Курагина.

Дальше Болконский впадает в беспамятство и находится в таком состоянии 7 дней. Приходит в сознание Болконский уже в доме Ростовых. Вместе с другими ранеными он был эвакуирован с Москвы.
Наталья в этот момент становится его ангелом. В этот же период отношения Болконского с Наташей Ростовой также обретают новый смысл, но для Андрея все слишком поздно – его рана не оставляет ему надежды на выздоровление. Однако это не помешало обрести им кратковременную гармонию и счастье. Ростова все время неотступно ухаживает за раненым Болконским, девушка осознает, что она все еще любит князя Андрея, из-за этого ее чувство вины перед Болконским только усиливается. Князь Андрей, несмотря на всю тяжесть своего ранения, старается выглядеть как обычно – он много шутит, читает. Как ни странно, из всех возможных книг Болконский попросил Евангелие, вероятно потому, что после «встречи» с Курагиным на перевязочном пункте, Болконский начал осознавать христианские ценности и смог полюбить близких ему людей истиной любовью. Несмотря на все усилия, князь Андрей все же умирает. Это событие трагически отразилось на жизни Ростовой – девушка часто вспоминала о Болконском и перебирала в памяти все моменты, проведенными вместе с этим человеком.

Таким образом, жизненный путь князя Андрея Болконского в очередной раз подтверждает позицию Толстого – жизнь хороших людей всегда полна трагизма и исканий.

Читайте также:
Алые паруса - краткое содержание, характеристика главных героев

Жизненный путь Андрея Болконского: история жизни, путь исканий, основные этапы биографии

Андрей Болконский.
Художник А. Николаев

История жизни Андрея Болконского является одной из центральных сюжетных линий романа “Война и мир”.

Светская жизнь Андрея Болконского

“Нет, жизнь не кончена в тридцать один год. ” (Андрею Болконскому 31 год в 1809 г., том 2 часть 3 глава III)

“. эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне. ” (том 1 часть 1 глава V)

“. молодой князь Андрей Болконский, муж маленькой княгини. “ (том 1 часть 1 глава III)

“У нее брат, вот что́ недавно женился на Lise Мейнен, адъютант Кутузова.” (том 1 часть 1 глава I)”

“. здесь он адъютант у дяди, самое блестящее положение. Все его так знают, так ценят.” (дядей Лизы Болконской является сам Кутузов, том 1 часть 1 глава VI)

Андрей Болконский на войне 1805-1807 гг.

“Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну, какая только бывала, я ничего не знаю и никуда не гожусь. ” (том 1 часть 1 глава VI)

“Генералу Кутузову угодно меня к себе в адъютанты…” (Болконский о себе, том 1 часть 1 глава III)

“К общему сожалению моему и всей армии, до сих пор неизвестно – жив ли он или нет. Себя и вас надеждой льщу, что сын ваш жив . » (Кутузов, том 2 часть 1 глава VII)

“. показались лицо и фигура князя Андрея в шубе с воротником, обсыпанным снегом. Да, это был он, но бледный и худой и с измененным, странно смягченным, но тревожным выражением лица. “ (том 2 часть 1 глава VIII)

“Он вошел в комнату жены. Она мертвая лежала в том же положении, в котором он видел ее пять минут тому назад. “ (том 2 часть 1 глава IX)

“. крестили молодого князя Николая Андреича. ” (речь идет о маленьком Николеньке, том 2 часть 1 глава IX)

Андрей Болконский и комиссия по составлению законов

“Князь Андрей, после Аустерлицкой кампании, твердо решил никогда не служить более в военной службе; и когда началась война и все должны были служить, он, чтобы отделаться от действительной службы, принял должность под начальством отца по сбору ополчения. “ (том 2 часть 2 глава VIII)

“Князь Андрей, как человек, близкий Сперанскому и участвующий в работах законодательной комиссии, мог дать верные сведения о заседании завтрашнего дня. “ (том 2 часть 3 глава XVI)

“Через неделю князь Андрей был членом комиссии составления воинского устава и, чего он никак не ожидал, начальником отделения комиссии составления законов. По просьбе Сперанского он взял первую часть составляемого гражданского уложения и, с помощью Code Napoléon и Justiniani, работал над составлением отдела: Права лиц. “ (том 3 часть 2 глава II)

“И связался с Сперанским, какие-то проекты пишут. “ (том 2 часть 3 глава XV)

“Потом он живо представил себе Богучарово, свои занятия в деревне, свою поездку в Рязань, вспомнил мужиков, Дрона-старосту, и. . ему стало удивительно, как он мог так долго заниматься такой праздной работой. “ (том 2 часть 3 глава XVIII)

Возможно, в этот период князь Андрей Болконский становится масоном, как и его друг Пьер Безухов. В романе имеется лишь одна цитата, указывающая на связь князя Андрея с масонами. Также возможно, что цитата случайно оставлена Толстым и по сюжету Болконский не имеет отношения к масонству:

“Ты знаешь наши женские перчатки (он говорил о тех масонских перчатках, которые давались вновь избранному брату для вручения любимой женщине)..” (Болконский о перчатках, том 2 часть 3 часть глава XXI)

Андрей Болконский и Наташа Ростова

“Поди, поди к нему. Он просит твоей руки, – сказала графиня. “ (том 2 часть 3 глава XXIII)

“. я тебя прошу, отложи дело на год, съезди за границу, полечись. “ (том 2 часть 3 глава XXXIII)

“Тогда отец назначил мне срок год, и вот уже шесть месяцев, половина, прошло из назначенного срока, и я остаюсь более чем когда-нибудь тверд в своем решении. “ (том 2 часть 3 глава XXVI)

“. наполняли его уединение в Богучарове, а потом в Швейцарии и Риме. “ (том 3 часть 1 глава VIII)

“. я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу. “ (том 2 часть 5 глава XXI)

Андрей Болконский на службе в Турции

“. в Петербурге князь Андрей встретил Кутузова, своего прежнего, всегда расположенного к нему, генерала, и Кутузов предложил ему ехать с ним вместе в Молдавскую армию, куда старый генерал назначался главнокомандующим. Князь Андрей, получив назначение состоять при штабе главной квартиры, уехал в Турцию. “ (том 3 часть 1 глава VIII)

Андрей Болконский и Отечественная война 1812 г.

“В 12-м году. . князь Андрей попросил у Кутузова перевода в Западную армию. “ (том 3 часть 1 глава VIII)

“Князя Андрея, как полкового командира, шагая через неперевязанных раненых, пронесли. “ (том 3 часть 2 глава XXXVI)

“. 10‑го августа полк, которым командовал князь Андрей, проходил по большой дороге, мимо проспекта, ведущего в Лысые Горы. “ (том 3 часть 2 глава V)

“Князь Андрей командовал полком, и устройство полка, благосостояние его людей, необходимость получения и отдачи приказаний занимали его. “ (том 3 часть 2 глава V)

“Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли наш князь, им гордились и его любили. “ (том 3 часть 2 глава V)

“И мучительная боль внутри живота заставила князя Андрея потерять сознание. “ (том 3 часть 2 глава XXXVII)

Встреча с Наташей после Бородинской битвы

“В эту ночь еще нового раненого провозили через Поварскую. “ (том 3 часть 3 глава XIV)

“Раненый этот был князь Андрей Болконский. “ (том 3 часть 3 глава XIV)

“. на всех отдыхах и ночлегах, Наташа не отходила от раненого Болконского. “ (том 3 часть 3 глава XXXII)

“. Наташа, я слишком люблю вас. Больше всего на свете. “ (том 4 часть 1 глава VI)

Смерть Андрея Болконского

“Я не знаю отчего, но вы увидите, какой он стал. “ (том 4 часть 1 глава XIV)

“. князь Андрей был жив более месяца после Бородинского сражения и только недавно умер в Ярославле, в доме Ростовых. “ (том 4 часть 4 глава XII)

“. княжна не стала спрашивать и мельком только, незаметно взглянув на семилетнего Николушку. “ (том 4 часть 1 глава XIV)

Образ и характеристика Андрея Болконского — героя романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»

В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» образ Андрея Болконского занимает важное место. Этот герой ищет собственный путь, своё предназначение видит в служении Отчизне.

Читайте также:
Летний вечер - анализ стихотворения Тютчева, история создания

Портрет: описание внешности, манера поведения

Князь Андрей Болконский — молодой человек небольшого роста, весьма красивый, «с определёнными и сухими чертами». Лицо князя выразительно, по его выражению видно, какие чувства он испытывает. Когда в начале романа читатель видит его на вечере Анны Павловны Шерер, скучающий, усталый взгляд Болконского говорит о том, что все светские люди, собравшиеся в гостиной, ему надоели.

С людьми, неприятными ему, князь обращается «сухо-неприятно», часто «с гримасой, портившею его красивое лицо», говорит с ними резким, неприятным голосом. Но к тем, к кому относится хорошо, он обращается с доброй улыбкой, говорит ласково.

Происхождение, семья

Андрей Болконский — дворянин, единственный сын генерал-аншефа князя Николая Андреевича Болконского, безвыездно жившего в своём имении Лысые Горы. Отец дал сыну хорошее образование, трудовое воспитание, приучил быть деятельным. Младшая сестра князя Андрея княжна Марья жила вместе с отцом, а князь Андрей жил в Петербурге вместе со своей женой Лизой.

Характер

Андрей Болконский — незаурядный человек с непростым характером. Он склонен к анализу не только внешних событий, но и своего душевного состояния. Его суждения указывают на острый ум, хорошее образование, широкий кругозор. Он очень начитан, много знает, следит за событиями в мире.

Андрею Болконскому присущи следующие черты характера:

  • деловитость, практическая цепкость, стремление к деятельности, полезной для общества;
  • любовь к Родине;
  • сильная воля;
  • решительность;
  • храбрость;
  • гордость, независимость;
  • верность своему слову;
  • замкнутость, сдержанность;
  • скептицизм;
  • отвращение к лицемерию.

Такие черты характера как скептицизм и замкнутость проявляются у князя Андрея даже в общении с теми, кого он любит: с отцом, княжной Марьей, Пьером, Наташей.

Князь Андрей, в отличие от Пьера, не любит мечтательного философствования, он деловит, собран, трудолюбив, деятелен.

Отношение к окружающим

Пьер Безухов «всегда удивлялся способности князя Андрея спокойного обращения со всякого рода людьми». К окружающим Болконский относится по-разному, в зависимости от своего мнения о них.

Отношение к светскому обществу

К людям высшего света князь Андрей относится с презрением. С ними он вежлив, холоден, насмешлив, с досадой слушает их пустые речи, не притворяясь заинтересованным. Ему надоели люди, имеющие на себе «общий светский отпечаток», он говорит с ними сухо, неохотно, часто презрительно. «Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь — не по мне!» — говорит Болконский Пьеру Безухову перед уходом на войну.

Отношение к семье

Своего отца, давшего ему прекрасное воспитание и образование, князь Андрей любил, к его чудачествам относился «в основном» снисходительно. Он уважал отца за знания, трудолюбие, чувство собственного достоинства и прислушивался к его мнению. Хотя князь Андрей был независим, он уступил, когда отец потребовал, чтобы сын отложил свадьбу с Наташей Ростовой на год. Князь Андрей не хотел заслужить гнев отца, когда, может быть, его отцу осталось жить недолго. Это разрушило бы половину его счастья, как он писал сестре из-за границы.

К сестре княжне Марье Болконский относится хорошо, сочувствует ей, что с отцом ладить непросто, так как к старости его характер стал тяжёлым.

В браке князь Андрей несчастлив. Его жена Лиза «воспитана и росла в свете». Она легкомысленна, весела, добродушна, то есть её характер совсем не похож на характер князя Андрея. В их семье нет любви и счастья. Когда жена умирает в родах, Болконский винит себя в том, что относился к Лизе холодно, с иронией, уделял ей мало внимания.

К маленькому сыну Николеньке князь испытывает любовь, переживает, когда мальчик заболел, ухаживает за ним.

Дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова

Князь Андрей очень хорошо относится к Пьеру Безухову, он добр к нему, считает его одним живым человеком среди всего петербургского света, ценит за простоту, совестливость, доброту.

Пьеру же его старший друг казался «образцом всех совершенств», он поражался его силе воли, «необыкновенной памяти, начитанности», его поражало в князе Андрее «отсутствие способности мечтательного философствования».

Андрей Болконский и Наташа Ростова

Любовь к Наташе помогла князю Андрею вернуться после депрессии к полноценной жизни, поверить, что он ещё может быть счастлив. Общение с этой оживлённой, поэтической, прелестной девушкой пробудило в нём лучшие чувства. Слушая её пение, он почувствовал, что «в душе его произошло что-то новое и счастливое».

Наташа тоже полюбила князя и приняла его предложение стать женой. Однако, по настоянию отца Болконский отложил свадьбу на год и уехал за границу. Наташа, не выдержав испытания разлукой, увлеклась Анатолем Курагиным и написала жениху письмо с отказом. Чтобы заглушить боль от разочарования в любимой, Болконский вновь возвратился в армию.

Когда смертельно раненный князь Андрей попадает под опеку семьи Ростовых, уезжавших из Москвы, Наташа стала ухаживать за ним. Она винила себя в измене жениху, в том, что принесла ему горе. Князь Андрей прощает её.

Служба. Участие в войнах

Не в силах больше вести пустую светскую жизнь, князь Андрей идёт на войну служить адъютантом к Кутузову. Ещё одна причина этого — мечты о славе.

Читайте также:
Эпилог Преступление и наказание кратко о самой сути

Его чувство собственного достоинства проявилось в столкновении со штабными офицерами, равнодушными к тому, что французы разбили союзную австрийскую армию. Он говорит, что если штабным офицерам нет дела до общего успеха или общей неудачи, то они не офицеры, а «лакеи, которым дела нет до господского дела» (том 1, часть 2, глава 3).

Болконский участвовал в Шенграбенском сражении. В Аустерлицком сражении он совершил подвиг: бросившись со знаменем вперёд, поднял весь батальон в атаку и был ранен в голову.

Во время Отечественной войны 1812 года князь Андрей отказался от штабной работы, чтобы командовать полком. Он сблизился с солдатами, заботился об их благосостоянии. Накануне Бородинского сражения князь говорит Пьеру о решающей роли «духа войска»: «Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил его выиграть» (том 3, часть 2, глава 25).

Во время Бородинского сражения Болконский получил осколочное ранение в живот от разорвавшейся гранаты.

Духовные искания

Андрей Болконский, человек с богатым внутренним миром, прошёл непростой жизненный путь, это был долгий путь духовных исканий.

Начало пути духовных исканий

Поиск смысла жизни начинается у этого героя с мечты о подвиге и славе. Он убеждён в не случайности своего присутствия в мире. В начале романа читатель видит князя, мечтающего о славе, о подвигах ради счастья и благополучия людей. Такую славу, по его мнению, обрёл его кумир Наполеон Бонапарт. Во время военных действий Болконский ищёт случая найти «свой Тулон», подобно Наполеону, и отличиться на поле боя.

Лёжа после тяжёлого ранения в голову на поле под Аустерлицем, князь Андрей видит над собой бездонное, спокойное небо. Это вечно небо говорило о бренности его желания славы. К раненому подъезжает со свитой Наполеон, любующийся убитыми русскими солдатами. Болконский видит ничтожность этого человека и разочаровывается в своём кумире. Он осознал незначительность «великого» Наполеона с его славой по сравнению с вечностью неба Аустерлица. Князь понял всю глупость войны, мелочность мечты о славе, осознал, что главные ценности в жизни — это близкие люди, их счастье.

Духовное перерождение

Выжив после ранения, пережив смерть жены, князь Андрей решил больше не служить, а жить для себя и своих близких. За два года жизни в деревне он внутренне изменяется, его духовное перерождение, начавшееся под Аустерлицем, продолжается. У Болконского уже нет узкоэгоистических целей, он думает о семье, о будущем сына, обустраивает своё имение Богучарово.

В эти два года Болконский перевёл в одном своём имении крестьян в вольные хлебопашцы (то есть освободил от личной крепостной зависимости), в другом заменил барщину оброком. Он много читал, следил за внешней и внутренней политикой, занимался «составлением проекта об изменении наших военных уставов и постановлений».

Свой новый взгляд на жизнь Болконский высказал Пьеру, когда тот приехал к нему в Богучарово. По его мнению, счастье заключается в отсутствии двух действительных несчастий: угрызений совести и болезни. Разговор с Пьером на пароме (когда тот говорил о вечности, о правде, о том, что человек — часть «огромного, гармоничного целого») возродил «что-то лучшее», что было в князе. С этого свидания с Пьером у Болконского началась его новая жизнь, хотя внешне ничего не изменилось.

После ночи в Отрадном, когда он случайно услышал, как Наташа восхищалась весенней лунной ночью, утром по дороге домой Болконский увидел, что старый дуб покрылся листвой. И князь Андрей окончательно решил, что в 31 год жизнь не кончена. Он хотел, чтобы его жизнь была не для него одного, «чтобы на всех она отражалась».

Князь возвращается к активной жизни. Он хочет служить Отечеству и едет в Петербург, чтобы передать свою записку о военном уставе государю. Там он познакомился с государственным секретарём Сперанским и стал членом комиссии составления воинского устава. Через некоторое время Болконский разочаровывается в деятельности Сперанского, который участвовал в подготовке государственной конституции. Он понимает тщетность усилий человека что-то изменить в государстве и жизни вообще, понимает стихийность жизненных событий.

После Шенграбенского сражения раненный в голову Болконский испытывал сострадание и любовь ко всем людям — и к братьям, и к врагам. Смертельно раненный в Бородинском сражении, он ясно понял, что истинная любовь — это когда любишь и ближних, и врагов, что такая любовь — и есть смысл жизни.

Заключение

Образ Андрея Болконского в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» во многом отображает нравственные искания самого автора. Духовный путь князя Андрея, поиск смысла жизни показывается в продолжении почти всего действия романа. Характеристика образа Андрея Болконского поможет уяснить смысл и философскую идею произведения.

Характеристика образа Андрея Болконского, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Характеристика Андрея Болконского в романе «Война и мир»

Общая характеристика Андрея

Андрей Болконский, один из любимых персонажей Льва Толстого, предстает перед читателем практически в начале романа. Характеристику Болконскому в романе «Война и мир» Толстой дает как одаренной натуре с богатым внутренним миром и обостренным чувством чести. Болконский – человек незаурядного ума, склонного к постоянному анализу как внешних, так и внутренних, душевных, событий. Не чуждый эгоизма вначале произведения, князь Андрей тяготеет к государственной деятельности, он жаждет славы и признания – но не для себя, а для блага русского народа. Этот запутавшийся, потерявший внутренний ориентир, но глубоко честный патриот и настоящий дворянин на протяжении всего произведения ищет себя самого, смысл жизни, ответы на те непростые вопросы, которые ставит перед ним текущая ситуация.

Читайте также:
Афоризмы из пьесы На дне - цитаты Сатина, Луки, Бубнова

Первое описание Болконского в романе «Война и мир» говорит разом и о внешности, и о внутреннем мире героя: «… Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женой…». Однако он не вписывается ни в светское общество, ни в собственную семью. А все потому, что Андрей, как человек чести, не может стать частью мира, которым правят притворство, наигранность и ложный патриотизм. В отличие от окружающих его «манекенов» в красивых нарядах. Жену свою, которую наши современники назвали бы «светской львицей», он считает куклой без души и мозга.

Начало пути. Эгоизм и стремление к славе

В первых главах романа князь Андрей всеми фибрами души жаждет личной славы на военном поприще. Ради этого глубоко эгоистичного устремления он готов принести в жертву все: «Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно». Кумир молодого человека – Наполеон.

Именно эти стремления и надежды толкают Андрея к поступлению на военную службу. Он становится адъютантом Кутузова. В решающий момент юноша бросается в гущу Аустерлицкой битвы, размахивая поднятым с земли знаменем – и практически унимает панику в рядах русской армии, увлекая в атаку целый батальон. В этот момент мы видим Андрея настоящим, без налета разочарования и неприятия окружающей действительности, которым он был покрыт дома с головы до пят. Это истинный патриот своей Родины, настоящий дворянин и человек чести. Ему не ведомы страх и сомнения, когда речь идет о защите интересов государства. Он каждой клеточкой тела хочет служить Отчизне. А еще этот эгоист жаждет всенародной любви и признания, хочет стать героем – но это уже лично для себя.

Андрей получает тяжелую рану – и все его честолюбивые устремления летят в тартарары. Истекая кровью на поле битвы, он смотрит в небеса – и понимает ценность жизни: «Как же я не видел раньше этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Всё это пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба». А спустя некоторое время повергается в прах и образ его героя: мужчина видит, как Наполеон, злорадно ухмыляясь, разглядывает поле битвы, откуда доносятся стоны раненых и умирающих.

«Нет, жизнь не кончена в 31 год!»

Изменившийся Андрей больше не может воевать. Он возвращается домой, но только для того, чтобы понести горечь утраты (его жена умерла при родах, оставив князю сына Николеньку) и снова запутаться. Болконский решает отныне всего себя посвятить родным, жить только для них. Но его стремление служить никуда не девается. Встретившись с Пьером Безуховым, мужчина понимает, что служить людям и Родине можно не только на войне.

Болконский перестает ограничивать себя рамками родового гнезда, он стремится вносить свой вклад во все проекты, осуществление которых пойдет на благо русскому народу и стране. Приехав в Петербург, он присоединяется к кругу Сперанского и участвует в проекте отмены крепостного права в стране. Но… На одном из столичных балов мужчина встречает юную Наташу Ростову – и вспоминает о самом ценном, что есть в жизни каждого человека: о любви, счастье и семье. Что приводит к разочарованию в Сперанском и в государственной деятельности вообще.

В отношениях с этой молодой, веселой и наивной девушкой сухой и черствый Андрей познает ценность каждого мгновения жизни и счастье быть любимым – но даже это не может «испарить» его эгоизм. Андрей откладывает их свадьбу на год, а когда Наташа изменяет, не может ее простить и снова идет на войну. Почему? Потому что здесь, как ему кажется, его ценят, здесь он может служить таким понятным и таким правильным идеалам патриотизма и героизма.

Достигших идеала забирает Бог…

Андрея смертельно ранят. Практически до последнего вздоха этот мужественный человек цепляется за жизнь: «Я не могу, не хочу умирать, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух». Однако, услышав тяжелые шаги старухи с косой, он покоряется судьбе: перестает бороться, не желает никого видеть, утрачивает всякую надежду.

Как ни горько, но смерть героя занимает важное место в характеристике Андрея Болконского. Потому как этот неустанно ищущий свое место в жизни глубоко одаренный и высокоморальный человек к концу жизни стал практически святым: всех любил, всех простил. Достигнув таких духовных высот, он просто не смог бы дальше выносить те жестокие разочарования, которые неустанно готовил ему насквозь прогнивший и оттого даже какой-то ненастоящий высший свет.

Андрей Болконский

Андрей Болконский. Актер В. Тихонов. Х/ф «Война и Мир». 1967

Андрей Болконский – главный герой романа-эпопеи «Война и Мир», один из положительных персонажей Л.Н. Толстого. Потомственный князь, блестящий офицер, он находится в поисках собственного пути, считая своим главным предназначением служение Отчизне. Прототипами Болконского могли быть сразу три реальных человека, живших в эпоху войны 1812 года.

Описание героя

Происхождение, внешность, характер

Предками князя Андрея Болконского были представители высшей аристократии из старинного, знатного рода дворян. О его матери ничего не известно, возможно, она умерла, когда дети были еще маленькими. Воспитанием Андрея и его сестры Марьи занимался отец – довольно жесткий человек с упрямым характером. Отношения с отцом у Андрея были напряженными с самого детства. По мере взросления он уже не предпринимал попыток сблизиться со своим суровым родителем, потому что все так же натыкался на черствость и непонимание. С сестрой же у него сложились самые теплые отношения. Андрей жалел Марью, которая всю свою жизнь посвящала служению капризному графу Болконскому.

Читайте также:
Психологический портрет Печорина - стороны героя в произведении

Первое впечатление о Болконском можно составить по словам самого Толстого: «… Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женой…».

Еще одна характеристика Болконского представлена в разговоре с Пьером: «его сухое лицо всё дрожало нервическим оживлением каждого мускула; глаза, в которых прежде казался потушенным огонь жизни, теперь блестели лучистым ярким блеском». Сухим и неприступным был Болконский по отношению к тем, кто вызывал у него антипатию. К ним относились бюрократы и карьеристы, бездушные, эгоистичные личности. В отношениях с простыми людьми князь был искренним и доброжелательным. У него был талант особого чутья на людей с отсутствием фальши, лживости и лицемерия.

Болконский производил впечатление человека, наделенного незаурядным умом, который привык постоянно анализировать как внешние события, так и душевные переживания. Его стремление к государственной деятельности обусловлено не только личным тщеславием, но и стремлением принести пользу обществу, служить на благо своего народа и отчизны. Его можно назвать кристально честным, но немного запутавшимся патриотом, который не перестает искать смысл жизни и ответы на мучившие его вопросы.

Аустерлицкое сражение

Поскольку Андрей воспитывался отцом генерал-аншефом, служившим еще в екатерининские времена, объяснимо его рвение к военной службе. Стремясь, во что бы то ни стало проявить себя в ратном деле, он, еще в 1805 году подал прошение на фронт. Еще одной причиной была усталость Андрея от насквозь фальшивого и пропитанного лицемерием, светского общества. Даже беременная жена Лиза, к которой он давно охладел, не могла повлиять на принятое им решение: «Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно».

В армии Болконский назначается на должность адъютанта Кутузова. Понимая всю важность грядущего Аустерлицкого сражения, он грезит о славе, но не исключает и собственной гибели. В самый критический момент, когда под давлением наступающих французов началось смятение в русских войсках, готовых к отступлению, Андрей поднимает с земли упавшее знамя и разворачивает солдат в атаку.

Его героический поступок, вызванный, скорее, честолюбием и жаждой славы, завершается тяжелым ранением. Болконский падает, и ему впервые в жизни открывается огромное, бесконечное небо. Он смотрит в него и начинает понимать, в чем состоит наивысшая ценность жизни: «Как же я не видел раньше этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все это пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». И еще он видит, как Наполеон удовлетворенно окидывает взглядом поле брани, наполненное стонами раненых и умирающих солдат.

Встреча с французским императором

Андрей попадает в плен, где снова встречается с Наполеоном. Видимо, мужество русского офицера оставило в душе Бонопарта какое-то одному ему понятное чувство. По его приказу Болконский переводится в госпиталь, а потом и вовсе отпускается на свободу. Андрей должен быть благодарен своему кумиру, но воспоминание о его цинизме на поле Аустерлицкого сражения в прах развеивает его священный трепет перед этим самовлюбленным тираном.

Вернувшись в имение, Андрей застает умирающую жену. Даже родившийся сын Николенька не может предотвратить все больше овладевающую им депрессию. Болконский решает, что со службой покончено, и воевать он больше не пойдет. Он принимает решение всю свою жизнь посвятить семье и воспитанию ребенка. Встреча с Пьером окончательно убеждает его в том, что он делает правильный выбор.

Две встречи с дубом

Природа в романе Толстого играет роль не только красивого фона. Встречаются эпизоды, где она помогает лучше понять состояние героя, подталкивая его к осознанию своего пути и места в жизни. Так было и в жизни Андрея Болконского, которому довелось дважды, в разные периоды проезжать мимо старого, векового дуба.

При первой встрече дерево напоминает Андрею сурового, угрюмого и больного старца-великана: «Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками». Дуб был безразличен к «обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца», словно утратил веру во все хорошее. Невольно Болконский сравнил себя с этим дубом и обнаружил, как же они были похожи в этот момент! Та же израненная после смерти жены и от несбывшейся славы душа, то же отсутствие веры во что-то лучшее, что, по его мнению, уже никогда с ним не произойдет.

Но Андрей не догадывался, что в его жизни будет еще одна встреча с этим дубом. Случилась она, когда он возвращался от Ростовых из Отрадного, где в одну из ночей услышал Наташино восхищение природой. Болконский с изумлением смотрел на дуб и не мог поверить своим глазам. Он ожил и стоял «весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия – ничего не было видно».

На Андрея нахлынул такой мощный прилив счастья, что ему снова захотелось жить: «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»

Отношения с Наташей Ростовой

Решивший покончить с военной карьерой, Андрей, чтобы развеять набегавшую временами хандру, отправляется к Ростовым в Отрадное. Там он впервые видит Наташу, – девочку, которая умеет просто радоваться тому, что живет, что на чистом небе светит солнце и что рядом близкие и родные люди. Андрей, отвыкший от такой естественной непосредственности, любуется этой, ни на кого не похожей девушкой и еще не знает, что она навсегда изменит его судьбу.

Читайте также:
Затерянный город ℹ образ в драме А.Н. Островского «Гроза», характеристика, описание пейзажа и местных жителей, роль города в произведении

Следующая встреча на первом балу Наташи положила начало их отношениям. Красивый, статный офицер кружил в центре сверкающего зала хрупкую и нежную партнершу, которая светилась таким неподдельным счастьем, что вызывала восхищение у всего московского бомонда.

Молодые люди начали встречаться и все больше понимали, что их объединяет нечто большее, чем взаимная симпатия. И для Наташи, и для Андрея было свойственно доброжелательное отношение к миру и окружающим, оба были равнодушны к светским шаблонам и условностям. Отношения развивались, и Наташа уже видела в Болконском своего мужа. Все шло к тому, чтобы объявить о дате предстоящей помолвки.

Старый князь Болконский неодобрительно отнесся к выбору сына. Он считал его невесту слишком юной и неопытной и не мог доверить ей воспитание своего внука. Таим образом, несмотря на объявленную помолвку, свадьба была отложена на год.

Война 1812 года и смерть Болконского

Юная, неопытная Наташа не выдерживает разлуку и попадает в умело расставленные сети красавца Анатоля – циничного и безнравственного развратника. Болконский после расторжения помолвки вновь отправляется на фронт. «Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу», – таковы его последние слова Пьеру, означающие полный разрыв отношений с Наташей Ростовой.

В ходе Бородинского сражения князь Болконский получает смертельное ранение в живот. По воле случая он попадает к Ростовым и на одной из их подвод, вместе с другими ранеными покидает Москву. Встреча с Наташей в очередной раз переворачивает жизнь Андрея. Оба понимают, что уже никогда не будут вместе, но чувствуют и другое – то, как они дороги друг другу. До последнего вздоха Болконского Наташа самоотверженно ухаживает за ним, мысленно вымаливая прощение у этого человека.

Андрей прощает и своего соперника Анатоля, и свою возлюбленную Наташу Ростову. Его ненависть остается в прошлом, поэтому он, прощая весь мир, обретает гармонию с самим собой. Преодолевая свой ужас перед смертью, он понимает, что, покидая жизнь, открывает для себя нечто новое, незнакомое и великое. С этой же, земной жизнью, связь Андрея с каждой минутой становится все слабее и слабее. Все беды, проблемы, желания, которые так тяготили его, отходят куда-то на последний план, становятся ничтожными перед лицом того таинственного, что ждет его впереди.

Его долгая и мучительная смерть ниспослана ему для того, чтобы он успел и смог духовно очиститься, переоценить жизнь, обрести гармонию с миром и принять ее смиренно, как что-то неотвратимое и естественное: «Умереть – значит… вернуться к общему и вечному источнику».

Роль героя в произведении

Почти все персонажи Л.Н. Толстого обречены на поиски долгого и трудного пути истины и справедливости, который должен привести их к пониманию общечеловеческих проблем мироздания. Такой «дорогой чести» прошел и его герой, князь Андрей Болконский. Его недолгая судьба – это путь к смерти, во время которого он лишь изредка соприкасался с теплым биением жизни. На его примере Толстой стремился показать, что не нужно бояться что-либо менять, потому что сама жизнь и состоит из падений и взлетов, ошибок и их исправления.

Несмотря на стремление к славе, Андрей Болконский остается величайшим героем русской литературы, истинным патриотом Отечества, забота о котором является его долгом. На примере двух главных персонажей – Пьера и Андрея Толстой показывает, что, несмотря на разные пути, оба они являются лучшими представителями высшего общества. Поиски смысла жизни подводят их к одинаковому пониманию – этот смысл состоит в единении с народом, в абсолютной любви к этому народу.

Развитие героя по мере сюжета

Изначально этому герою, по замыслу Толстого, была отведена довольно скромная роль. Тщеславный индивидуалист должен был слиться с основной массой и пасть на поле брани. Но в процессе работы над романом автор заставил своего персонажа пройти огромный путь эволюции.

В сражении под Аустерлицем Болконский переполнен жаждой совершения подвига. Он понимает, что ему предоставляется уникальный шанс. Он берет знамя, представляя себе, что этим поступком спасает русское войско. Но внезапное ранение обрывает его честолюбивые мечты. Величайшее небо, открывшееся герою, приводит его к пониманию, что в сравнении с настоящей жизнью все эти военные баталии ничтожны и бессмысленны. Он возвращается в имение и решает посвятить себя семье.

Под влиянием череды событий – ранения, последующего плена и смерти жены Андрей впадает в глубокую депрессию. В это время происходит его первая встреча с дубом, которая наталкивает героя на мысль, что жизнь для него кончена. Постепенное возрождение к жизни происходит после встречи с Наташей в Отрадном. Болконским овладевает жажда государственной деятельности. Но общение с видным деятелем того времени Сперанским обнажает всю фальшь бюрократического аппарата, и он снова испытывает разочарование.

После разрыва с Наташей Болконский вновь идет в армию. По его мнению, только находясь рядом с простыми солдатами, а не в штабе, он сможет принести пользу Отечеству. Став командиром полка, Андрей еще больше сближается с народом, который уважительно называет его «наш князь». Происходит душевное обновление Андрея, главная роль в котором принадлежит простым русским солдатам.

Тяжелое ранение во время Бородинского сражения порождает у Андрея страстное желание жить. На перевязочном пункте начинаются его мучительные поиски истины и подведение итогов собственной жизни: «Отчего мне было жалко расставаться с жизнью? Что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю». В эти минуты к нему вдруг приходит мысль об огромной, всепрощающей любви к людям, которую бы он нес им, если бы продолжил жить.

Читайте также:
Высказывания о русском языке, цитаты поэтов и писателей

Когда рядом с ним оказывается Наташа, князь Андрей приходит к идеалистическому пониманию любви и смерти: «Любовь есть бог, и умереть – значит, мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику». Перед самой кончиной ему снится сон, в котором он, испытывая ужас перед смертью, из последних сил борется за жизнь. Но победу одерживает смерть, и Болконский просыпается с пониманием, что это и есть желанное освобождение. С этой мыслью князь покидает этот мир.

Толстой проводит своего героя по трудному пути нравственных исканий. Болконский прожил достойную жизнь и принял достойную смерть, покинув этот мир счастливым человеком. «Эта была та последняя нравственная борьба между жизнью и смертью, в которой смерть одержала победу». Анализируя духовный мир князя Андрея и его деятельность, можно предположить: если бы он не умер, его последующие искания привели бы его к декабристам.

Отношение автора к герою

Лев Николаевич Толстой характеризуется тем, что почти всегда выражает определенное отношение к своим героям. Возможно, это связано с тем, что писатель очень четко разграничивает понятия добра и зла, что помогает лучше понять поступки его персонажей.

Болконский близок автору хотя бы потому, что свое жизненное предназначение он связывает со служением народу. Он заботится о крестьянах и даже предоставляет некоторым из них свободу, наделив землей. Остальным заменяет барщину оброком. Это качество близости к народу было очень ценно для самого Толстого, совпадающего взглядами со своим героем.

Свое положительное отношение к Болконскому Толстой проявляет и в том, что изображает его, как лучшего представителя аристократии. Он наделяет этот образ замечательными чертами дворянина-патриота, готового отдать жизнь за Отчизну. Толстой прекращает путь его исканий геройской гибелью во имя спасения родины.

Даже смерть героя связана с мировоззренческой философией самого Толстого. В границах романа писатель возвышает земную любовь со всеми ее ошибками над христианской. В этом заключено противоречие духовных ценностей Андрея, которые так и остались для него до конца не постижимыми. Продолжить поиски этой истины предстоит его лучшему другу Пьеру Безухову.

Прототипы

В свое время поисками прототипов Андрея Болконского занимался краевед Николай Фролов. По его мнению, прообразами князя могли быть два человека. Один из них – молодой офицер гвардейского полка Петр Михайлович Волконский, возглавивший в Аустерлицком сражении атаку резервного батальона.

Вторым прототипом он называл князя Дмитрия Николаевича Голицына. Во время войны с Наполеоном этот офицер гусарского полка получил тяжелое ранение в бою под Бородино. Он умер в 1812 году, будучи ровесником главного героя.

Много совпадений в биографиях прослеживается и с генералом-лейтенантом Николаем Тучковым. Он также был смертельно ранен в Бородинском сражении и после долгих мучений скончался в Ярославле.

Экранизации героя

За все время своего существования знаменитый роман Л.Н. Толстого пережил пять экранизаций. Первый фильм был снят в Америке и вышел на экраны в 1959 году. Роль Андрея Болконского исполнил голливудский актер Мел Феррер. Во второй раз зрители познакомились с экранной версией романа в 1967 году. Этот четырехсерийный фильм стал классикой советского кинематографа, получив Главный приз Московского международного кинофестиваля. Он стал одним из первых советских фильмов, удостоившихся «Оскара».

Постановкой фильма занялся уже хорошо известный актер и режиссер Сергей Федорович Бондарчук. Курировало масштабный проект Министерство культуры СССР, возглавляемое Е. Фурцевой. Актеру Вячеславу Тихонову на тот момент было 34 года, и за его плечами уже были такие фильмы, как «Молодая гвардия» и «Дело было в Пенькове». Мечтая получить роль Андрея, он подходил к Бондарчуку и пытался объяснить, что у него есть свое понимание этого сложного персонажа. Однажды он напрямую обратился к режиссеру с вопросом: «Сергей, а каким ты себе представляешь Андрея Болконского?». Он посмотрел на меня и сказал: «Ну что ты, Слава, Болконский совсем другой!»

Спорить Тихонов не стал и уехал в другой город сниматься в фильме «Оптимистическая трагедия». Тем временем, на роль Болконского взяли Иннокентия Смоктуновского, который вскоре от нее отказался из-за роли Гамлета. Следующим утвержденным актером был Олег Стриженов, который также отказался от этой роли. Тогда Фурцева настояла, чтобы Болконского играл только Тихонов.

Бондарчуку удалось «вылепить» из мягкого Тихонова железного и тщеславного аристократа Болконского. Тихонов же, в свою очередь, своими внутренними качествами и прекрасной внешней физической формой сумел доказать в этом фильме, что таков и есть князь Андрей. Порядочный, интеллигентный, высокодуховный и нравственный человек, в то же время, не лишенный некоторой меланхолии. Болконский в исполнении Тихонова – это романтический бунтарь, при внешнем благополучии одолеваемый бурями, «как будто в бурях есть покой».

В 1972 году вышла очередная версия фильма производства Великобритании, в 2007 году – «Война и мир» совместного производства России, Франции, Германии, Италии и Польши. И, спустя сорок лет, в 2016 году, ВВС вновь выпустила на экраны киноверсию романа Льва Толстого. Сериал получился необыкновенно атмосферным, хотя с некоторым «англиканским» налетом.

  1. Тимрот А.Д. Герои и образы романа «Война и мир».–Тула, 1966
  2. Фойер К.Б. Генезис «Войны и мира». СПб., 2002.
  3. Долинина Н. По страницам «Войны и мира»: Заметки о романе Л.Н. Толстого «Война и мир». – Л.: Детская литература, 1978.
  4. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
  5. Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
  6. Курляндская Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Н. Толстого и Ф.М Достоевского. – М., 1988.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: