Сатира в комедии Недоросль – объекты, средства создания характеров

Какие средства создания комического эффекта использованы в «Недоросле»?

Какие средства создания комического эффекта использованы в пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль»?

Среди средств создания комического эффекта в комедии “Недоросль” я бы отметила, в первую очередь,

«говорящие» фамилии и имена отрицательных персонажей, с помощью которых автор с самого начала указывает

на основные черты характеров действующих лиц.

ПРОСТАКОВЫ. Все семейство — мать, отец и сын — представляет собой “простых” в смысле необразованности и глупости людей.

Мать главного героя комедии Фонвизина “Недоросль” ПРОСТАКОВА — простая до глупости, невежественная и грубая женщина;

она везде ищет выгоду, ради чего льстит и лебезит, часто попадая впросак (на это тоже указывает фамилия).

Отец главного героя комедии ПРОСТАКОВ — безвольный человек, слова которого никто не воспринимает всерьез, все в семье решает его жена, а он находится “при ней”, остается только все терпеть. Ему так жить проще простого.

Кстати, его имя Терентий (само имя в комедии ни разу не упоминается, но однажды Митрофана величают Терентьевичем) имеет латинские корни со значением “терпящий, перетирающий”. Он не выделяется на общем фоне, существует как тень своей жены.

Сын этой семейки Простаковых — такой же необразованный, очень похож на свою мать: недаром его имя Митрофан в переводе с греческого означает “подобный матери, найденный матерью”.

Скотинин такой же глупый, невежественный, как и его сестра (такая же фамилия до замужества была у Простаковой).

Два сапога — пара. И фамилия указывают на их скотскую натуру.

Фамилия Вральман, состоящая из русского слова враль и немецкого Маnn (человек), раскрывает лживого и хвастливого человека.

Немаловажным средством создания комического эффекта является

речевая характеристика отрицательных героев.

В речи Простаковой много грубых, бранных слов, например: каналья, ведьма, дура бессчетная, воровская харя, рожа, чушка проклятая, бестия, болван. Она сама признается: “то бранюсь, то дерусь”. Употребляет Простакова и просторечия (деушка, арихмети-ка, понежить), и вульгаризмы (“а ты, бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши. “), и фразеологизмы просторечные (как за язык повешана, с одного маху вышибу из тебя дух, белены объелся). Все эти слова передают грубость, необузданность, жестокость Простаковой.

Митрофан и здесь подобен матери, в его арсенале есть “старая хрычовка, гарнизонная крыса” и много подобных.

Речь Скотинина связана со скотным двором, родными словами являются “свинья, поросята, хлевок”.

В пьесе используется и такое средство, как

создание комических ситуаций, например, сценка, связанная с обжорством Митрофана (“схватило после ужина”), разные определения слова “дверь” или “дурак” как прилагательного, “потому что оно прилагается к глупому человеку”, уроки, на которых он иногда пытается показать свои знания. Комично выглядит сценка, когда здоровый детина в минуту, как ему кажется, грозящей опасности готов спрятаться за спину “мамушки” Еремеевны и оттуда грозить обидчику. А рассказанный сон, где Митрофан “жалеет матушку”, которая так устала, “колотя батюшку”. Вспомним сценку драки Простаковой со своим братцем. И смешно, и грустно.

Ведь эти герои сами себя разоблачают. Сначала лгут, тут же по своей глупости, невежеству открывают истинные причины поступков.

Комический эффект достигается Фонвизиным в бессмертной комедии “Недоросль” с помощью иронии и сравнения с животными (со свиньями и поросятами, с собаками и щенками) отрицательных персонажей: “к свиньям сильно пристрастились” они.

Сатира Д. И. Фонвизина против пороков общества в комедии «Недоросль»

Краткая характеристика героев

Один из главных действующих персонажей — госпожа Простакова. Грубая и спесивая женщина, мать Митрофана. Трагизм образа Простаковой заключается в том, что, несмотря на невежество и корыстолюбие, ей искренне небезразлична судьба Митрофана, жестоко отвергшего мать в конце пьесы.

Митрофан — невежественный бездельник, непрестанно опекаемый своей родительницей, что послужило основной причиной почему острие сатиры Фонвизина направлено против недоросля. Как и Простакова, имеет весьма спесивый характер. Немаловажный момент, который с иронией высмеивается в тексте, это то, что воспитан и обучен Митрофан согласно обыкновениям своего времени. В конце произведения можно сделать вывод, какой из Митрофанушки вырос безграмотный деспот.


Сатирическая направленность комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

В комедии “Недоросль” Фонвизин изображает пороки современного ему общества. Его герои — представители разных социальных слоев: государственные мужи, дворяне, слуги, самозваные учителя. Это первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия. Центральная героиня пьесы — госпожа Простакова. Она управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына Митрофана. “То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится”. Никто не смеет противиться ее власти: “Разве я не властна в своих людях”. Но в образе Простаковой есть и трагические элементы. Эта невежественная и корыстолюбивая “презрелая фурия” очень любит и искренне заботится о своем сыне. В конце пьесы, отвергнутая Митрофаном, она становится униженной и жалкой: — Один ты остался у меня. — Да отвяжись… — Нет у меня сына… Основным способом создания характера Простаковой является речевая характеристика. Язык героини меняется в зависимости от того, к кому она обращается. Слуг госпожа Простакова называет “воры”, “канальи”, “бестия”, “собачья дочь”. К Митрофану обращается: “друг мой сердешный”, “душенька”. Гостей встречает уважительно: “рекомендую вам дорогого гостя”, “милости просим”. С образом Митрофана в пьесе связана очень важная для просветительской литературы идея воспитания. Митрофан — невежа, бездельник, любимец матери. От родительницы он унаследовал спесивость и грубость. К свято преданной ему Еремеевне он обращается: “старая хрычовка”. Воспитание и обучение Митрофана соответствует “моде” того времени и пониманию родителей. Французскому языку его учит немец Вральман, точным наукам — отставной сержант Цыфиркин, который “малую толику арихметике маракует”, грамматике — семинарист Кутейкин, уволенный от “всякого учения”. “Познания” Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться — смешны. Но его отношение к Еремеевне, готовность “за людей приниматься”, предательство матери вызывает уже иные чувства. Митрофанушка становится невежественным и жестоким деспотом. Основной прием создания сатирических персонажей в пьесе — “зоологизация”. Собравшись жениться, Скотинин заявляет, что он и своих поросят завести хочет. Вральману кажется, что, живя с Простаковыми, он жил “фсе с лошатками”. Таким образом автор подчеркивает мысль о “животной” низменности окружающего мира. Несмотря на то, что жанр пьесы “Недоросль” — комедия, Фонвизин не ограничивается только изобличением общественных пороков и созданием сатирических персонажей. Автор рисует ряд положительных персонажей — Стародум, Правдин, Софья, Милон. Эти герои открыто выражают взгляды “честного” человека на дворянскую мораль, семейные отношения и даже гражданское устройство. Этот драматургический прием поистине означает переворот в русской просветительской литературе — от .критики отрицательных сторон действительности к поискам путей изменения существующего строя. Отражая актуальные для своего времени проблемы, Фонвизин являлся талантливым психологом, мыслителем, художником. Его комедия имеет общечеловеческое значение, она живет в веках, не сходит со сцен современных театров.

Философская направленность произведения

Основным приёмом создания сатиры в комедии Фонвизина «Недоросль» и главных действующих лиц пьесы послужил прием «зоологизации». В пьесе ярко выражена мысль о «животной» низменности социума, где Митрофанушка, как главный объект сатиры Фонвизина и яркий пример бездушного эгоиста, выступает в роли центрального персонажа.

Читайте также:
Умножение в стихах для дошколят и младшеклассников

Глубокий смысл комедийного произведения заключается в сатирическом высмеивании грубости, желающей выглядеть любезностью, и жадности, прикрывающейся великодушием. В своей пьесе драматург пытается донести до зрителя, что не только для крестьян крепостное право является губительным, но и для помещиков, которые становятся тиранами и самодурами. Применение насилия становится обыденным методом обращения со слугами.

Изображая дворянское злонравие, сатирик обращает внимание зрителя на его причины. Главным объяснением людских пороков становится дремучее невежество, представленное в пьесе различными проявлениями. Денис Иванович Фонвизин нередко отсылается к актуальной на тот момент теме конфликта между патриархальным и просветительским взглядами на образование.

Простакова и Скотинин придерживаются консервативной позиции. Тем не менее, они начинают понимать, что без обучения грамоте попасть в высшее общество не представляется возможным. Однако, в результате того, что Простакова старательно ограждала сына от учёбы, из него вырос невежда, не желающий ничему учиться.

Среди прочих действующих лиц следует выделить молодого офицера Милона, отличающегося честностью и благородством — полного антипода Митрофана. Стародум выступает в роли мудрого наставника. Нельзя не упомянуть учителей — Кутейкина, даже не закончившего семинарию, Вральмана, бывшего кучера, и Цыфиркина, весьма честного, добросовестного персонажа.

Сочинения

Собачье сердце Булгакова — это социально-философская сатира, в которой автор стремился показать вторжение человека в мир природы, предостерегая о последствиях. Писатель хотел воссоздать актуальную для его поколения действительность, реальность двадцатых годов, когда жизнь начала протекать по новым законам установленной властью Советов. Булгаков хотел не только показать жизнь, но и свое отношение к окружающей действительности. Чтобы наилучшим образом донести до читателя проблему, и представить режим большевиков, писатель использует такое художественное средство, как сатира в повести Собачье сердце. Мы же в сочинении попытаемся разобраться, против чего направлена сатира Булгакова и в чем она заключается.

Сатира в Собачьем сердце

В целом, сатирические произведения, которые высмеивали недостатки общества, были не в новинку. В двадцатом веке это был распространенный жанр. Его удачно использовал и Булгаков, представив современное ему общество в повести Собачье сердце. Правда, ее запретили к издательству, и лишь после смерти писателя читатель смог познакомиться с работой, увидев в произведении человека, рожденного революцией. Какой он?

В основе произведения лежит трансформация, которая стала возможна благодаря эксперименту профессора Преображенского. С помощью операции, ему удается пересадить гипофиз человека в собаку, и добросердечный пес превратился в жестокого хама. Под влиянием пролетария Швондера Шариков наглел все больше, и стал заведующим подотдела по очистке города от бездомных животных. Используя в Собачьем сердце средства гротеска, Булгаков обличает бездуховность новых людей, их невоспитанность и рвение к власти. Их цель не заработать, а разделить заработанное другими. Никто из них не стремится заниматься полезным для общества делом, и отсюда разруха. Прежде всего, эта разруха в головах людей, которые всегда были никчемными и незначительными. Получив власть, они портили жизнь окружающим, а между тем, каждый из людей должен заниматься своим делом, и только тогда разрухи можно избежать. Профессор понял свою ошибку, вернув все на круги своя. А Булгаков подарил читателю прекрасную работу — язвительную сатиру на современное общество, где каждая кухарка могла управлять государством.

Против чего была направлена сатира? Конечно же против новой власти и ограниченности ее представителей, которые вообразили себя всемогущими. Булгаков высмеял их, дав возможность посмеяться и читателю. Вот только смех получился сквозь слезы, ведь спустя столько лет произведение не теряет своей актуальности. Сколько таких Швондеров и Шариковых находится среди нас…

Отношение к учебе

Наука давалась Митрофану с трудом. Четыре года бились учителя, чтобы хоть чему-нибудь научить бестолкового парня, но результат был нулевой. Мать сама необразованная женщина, внушала сыну, что учиться необязательно. Главное деньги и власть, все остальное пустая трата времени.

«Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Не учись этой дурацкой науке!»

Указ Петра о том, что дворянские дети должны знать арифметику, божье слово и грамматику сыграли свою роль. Ей пришлось нанять учителей не из любви к наукам, а потому что так положено. Неудивительно, что с таким отношением к учебе Митрофан не понимал и не знал элементарных вещей.

Взаимоотношения с родителями

Митрофана очень любят его родители. Мать — госпожа Простакова — боготворит своего сына. Она действительно готова ради него на все. Простакова воспитывала Митрофанушку таким образом, что он не умел жить по-настоящему. В жизни его ничего не интересовало, проблемы и жизненные трудности ему были не знакомы, так как родители делали все, чтобы Митрофанушка с ними не сталкивался. Этот факт сильно воздействовал на отношение Митрофанушки к собственной жизни: он чувствовал свою вседозволенность. В основе жизни героя лежала лень и апатия, стремление осуществлять только собственные цели, связанные с покоем.

Главный герой видел то, как его мать обращается с его отцом. Простаков не играл большой роли в их семье. Это стало причиной того, что и Митрофан не воспринимал своего отца серьезно. Он рос бесчувственным и эгоистичным, не проявляя любви даже к матери, которая в свою очередь его любила очень сильно. Такое равнодушное отношение к матери персонаж продемонстрировал в финале произведения: Митрофанушка отказывает госпоже Простаковой в поддержке со словами «Да отвяжись ты, матушка, как навязалась».

Такая цитатная характеристика в полной мере указывает на результаты вседозволенности и слепой родительской любви. Д. И. Фонвизин продемонстрировал, как такая любовь губительно влияет на человека.

Митрофан и мать

Митрофан типичный маменькин сынок.

«Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!»

Отец любит сына не меньше, чем мать, но мнение отца для него ничего не значит. Видя, как мать обращается с супругом, унижая на глазах крепостных, то словом, то подзатыльником, парень сделал определенные выводы. Если мужик добровольно позволил превратить себя в тряпку, то, чего он может заслуживать. Единственное желание вытереть ноги и переступить.

Благодаря матери Митрофан абсолютно не приспособлен к жизни. Зачем забивать голову проблемами и заботами, когда есть слуги и мать, ради него готовая на все. Ее опека и собачье обожание раздражали. Материнская любовь не находила отклика в его сердце. Он вырос холодным, бесчувственным. В финальной сцене Митрофан доказал, что мать ему безразлична. Он отказывается от родного человека, стоило ему услышать, что она лишилась всего. Бросившись к нему в надежде получить поддержку, женщина слышит грубое:

«Да отвяжись ты, матушка, как навязалась»

Корысть, желание разбогатеть быстро и не прилагая усилий стали его кредо. Эти черты тоже передались от матери. Даже свадьба с Софьей была с подачи маман, желающей выгодно пристроить непутевого сына.

Читайте также:
Стихи про семью - сборник самых красивых и трогательных

«Не хочу учиться, хочу жениться»

Это слова Митрофана, адресованные ей. Предложение было воспринято им на ура. Ведь свадьба с богатой наследницей сулила ему беззаботное и обеспеченное будущее.

Значение Митрофана в комедии

Через образ Митрофана Фонвизин хотел показать, что может стать с человеком, если он перестает развиваться, застревая в одной поре и забывая о человеческих ценностях, таких как любовь, доброта, честность, уважение к людям.

Значение имени

Одним из основных персонажей комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» предстает Простаков Митрофан, юный дворянин, недоросль. В переводе имя Митрофан обозначает «являющий свою мать». И молодой человек с успехом подтверждает свое имя.

Уже с юных лет Митрофан научился грубости и неуважению к людям. Как и Простакова он воспринимает крепостных как предметы, не имеющие чувств и эмоций. Как его мать относится к отцу – бранится на него, порой поднимает на него руку, так и Митрофан относится к своим родителям – даже в простом разговоре называет их обоих дрянью. А в сложную для матери минуту (в финале пьесы) и вовсе отказывается от нее.

Влияние Простаковой на становление личности недоросля

Мать проявляла заботу об образовании сына, но делала она это лишь для отвода глаз – руководствуясь государственным указом о необходимости науки для поступления на службу.

Учителей Митрофана нельзя назвать специалистами, но даже то немногое, что они пытаются передать ему, он не способен воспринимать. Возможно, тут тоже сказывается влияние матери – она убеждает сына учиться только для глаз, просит его не сильно то вслушиваться в слова преподавателей, больше ориентироваться на ее советы. Из всех учителей хвалит недоросля только Вральман, желая добиться расположения Простаковой. Но фамилия Адама Адамыча говорит сама за себя.

Слушаясь советов матери, Митрофан не знал элементарных правил грамматики и арифметики, не имел представления об истории страны и географическом положении государств.

Отношение к родственникам

Несмотря на заботу матери, Митрофан не питает уважения ни к ней, ни к отцу. Тут тоже значителен пример матери – она не уважает никого вокруг, также ведет себя и сын. Ему совершенно не жаль Простакову, он пренебрегает ей, не уважает ее, играет ее чувствами ради собственной прихоти.

Отец для него имеет еще меньшее значение. Скорее всего потому, что Простаков, боясь гнева жены, постоянно хвалит отпрыска, совершенно без причины. Дяде Митрофан всегда хамил и побаивался его гнева. Другими словами, никто из семьи недоросля не удостоился его любви. Думаю, он попросту не умел любить и не знал, то такое чувство вообще существует.

Отношение к учебе

Образ Митрофанушки, говоря кратко, олицетворяет негативное отношение к образованию. В «Недоросле» рассказ об учебе Митрофана очень комичен. Герой занимался образованием только из-за того, что так было положено в обществе. Сама госпожа Простакова, которая решила нанять Митрофану учителей, считала науку пустотой. Это сильно повлияло и на мировоззрение ребенка, который, как и мать, стал считать образование пустой тратой времени. Если бы можно было оставить образование, Митрофан с радостью это бы сделал. Однако указ Петра I, о котором негласно упоминается в «Недоросле», обязывал всех дворян проходить учебный курс. Образование и получение знаний для Митрофанушки становится обязанностью. Мать героя не смогла привить желание у своего сына, поэтому он стал считать, что он обойдется и без знаний. За четыре года обучения он не достиг никаких результатов. Необразованности способствуют и учителя Митрофанушки, для которых важны были только материальные ценности. К своим учителям Митрофанушка относится неуважительно, называя их различными обзывательствами. Он видел свое превосходство над ними, поэтому позволял вести себя так.

Услышав название комедии «Недоросль» вырисовывается образ бездельника и неуча. Не всегда слово недоросль имело ироничный смысл. Во времена Петра I недорослями называли дворянских детей, не достигших 15 лет. Фонвизину удалось придать слову другое значение. После выхода комедии оно приобрело нарицательный характер. Образ и характеристика Митрофанушки в комедии «Недоросль» являются отрицательными. Через этот персонаж Фонвизин хотел показать деградацию русского дворянства, когда человек перестает быть человеком, превращаясь в невежественную и глупую скотину.

Ключевую роль в комедии «Недоросль» занимает Митрофан Простаков, дворянский сын. Имя Митрофан означает «подобный», схожий с матерью. Родители, как в воду глядели. Назвав таким именем ребенка, получили полную свою копию. Бездельник и тунеядец, привыкший, что все желания выполняются с первого раза. Любимые занятия хорошо поесть и поспать. Митрофану всего 16 лет и когда у сверстников полно стремлений и желаний, у него они отсутствуют напрочь.

Сатира в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» — особенности и средства изображения

Сатирические произведения – это произведения, которые высмеивают дурные поступки и пороки человека. Произведение «Недоросль» относится к комедии, наполненный сатирическими замечаниями, клишированными героями, олицетворяющими человеческие пороки и глупость.

Сатирическими являются не только герои Фонвизина, но и сам сюжет, который представляет собой борьбу невежественных и жадных людей за богатую невесту. Ни Скотинин, ни Митрофан не влюблены в Софью, но их жажда наживы гораздо выше человеческих чувств и страстей. Они готовы далеко пойти ради денег невесты. Пытаясь понравиться Софьи, они невольно обнажают свое невежество и глупость, особенно Митрофан, который полностью избегает учение и в свои 16 лет является бесполезным, глупым человеком, лишенным собственной воли.

Митрофан – самый сатирический и карикатурный персонаж во всем произведении. Он привык прятаться за спиной своей матери и подчиняться ей. Его ничего не интересует, у него нет никаких представлений о жизни, он не знает и не думает о том, чем будет заниматься в дальнейшем. Его дни беззаботны, и он хочет прожить всю жизнь ничего не делая и ни о чем не думая.

Карикатурным персонажем получился не только Митрофан, хотя ему отводится центральное место в произведении. Не менее отталкивающим и неприятным получился образ Скотинина и Простаковой. Фамилии персонажей олицетворяют своих персонажей. Простакова – это указание на невежество и глупость персонажей, неспособность их широко мыслить и глубоко чувствовать. При том сама Простакова считает себя умным и воспитанным человеком, представителем старого уклада жизни. Она грубая женщина, решающая вопросы варварскими способами – наказанием невиноватых и побоями. Простакову не волнует, может ли человек выполнить её указание, если она так сказала, что всё должно быть сделано. Скотинин – это грубость и скотское поведение. Даже его интересы связаны с домашним скотом.

Фонвизин высмеивает через комичное поведение своих персонажей жадность, глупость, невежество и грубость. Его отрицательные герои вызывают неприязнь своими суждениями и поступками. Они противопоставляются положительным героям – Правдину, Стародуму, которые вели честный образ жизни, ценили правду и мораль. Тот же Стародум не был способен зарабатывать деньги нечестным трудом, в то время как Скотинин и Митрофан готовы были жениться только ради наживы.

Читайте также:
Сочинение Детская спортивная школа по картине А. Сайкиной

«Недоросль» показывает типичные портеры того времени, высмеивая их в надежде, что умные люди будут избегать ошибок глупцов. Это произведение как бы мотивирует делать все, чтобы не стать такими, как отрицательные герои Фонвизина.

Сатира в образах других героев

В некоторых других героях также заложено много сатирического. Чего стоят только учителя Митрофанушки – пытаясь учить его, сами они не представляют из себя ровным счетом ничего, особенно любимчик Простаковой Вральман. Скотинин, имея говорящую фамилию, сравнивает своих будущих детей с поросятами. Смешно выглядит и общение положительных героев с отрицательными. Слушая умные речи, невежественная Простакова, заискивая перед Стародумом, выставляет себя в некрасивом свете, показывает себя смешной, пытаясь спорить с ним и доказать свою идеологию. Вся комедия Фонвизина пропитана сатирой и отсрым юмором, который выражается в деталях и даже самом сюжете.

Рассуждение

Автор, используя в своем произведении сатирический прием, высмеивает зло настоящего или нелепость прошлого, порицает не только значимые пороки, но и мелочи, которые не дают человеку спокойно жить. Сущностью сатиры является обличение и смех, опираясь на них автор высмеивает человеческие недостатки, пороки. Сатирик видит в окружающих то, что в его понимании выходит за рамки принятых норм. И несмотря на то, что представление об идеале у каждого свое, существует некий, одинаковый для всех идеал правильной жизни.

«Недоросль» -это комедия, обличающая человеческую слабость и глупость, высмеивающая жадных и невежественных людей. Олицетворяют главных героев их фамилии. Скотинин грубый, невежда, способный на скотское поведение, все, что его интересует так это домашний скот. Простакова –глупая ограниченная бабенка, которая может только бить и наказывать, если не выполняются ее распоряжения, ей и в голову не приходит, что может у человек нет возможности исполнить приказ.

Автор очень красочно и живо описывает своих персонажей и их характеры. Читатель сразу проникается неприязнью ко всем отрицательным героям, и с удовольствием может над ними посмеяться, а вот положительные личности вызывают симпатию и сочувствие. Тот же Правдин, который вел честный образ жизнь, ценил всегда правду. Стародум с его честностью, бедный, не сумевший заработать капиталов, но гордый своей кристальной честностью.

Самый карикатурный персонаж в произведении — Митрофан. Его ничего не интересует, он не знает и не думает о том, как будет жить, он туп, глуп и беззаботен, но жаден. Именно стремление к наживе заставляет его желать свадьбы с богатой невестой, при этом он совершенно равнодушен к девушке, ему никакого дела нет до чувств и желаний Софьи. Нелепая попытка произвести благоприятное впечатление на невесту оборачивается провалом, Митрофан и Скотинин во всей красе обнажают свое невежество.

Автор, как и следует выбранному жанру, не доказывает, а лишь указывает на пороки героев, не объясняет зло, а демонстрирует читателю, что за смехом скрываются жестокость, жадность, и беспросветная глупость из-за отсутствия образования.

В конце произведения Фонвизин особенно язвительно потешается над героями, каждый получает по заслугам. Все положительные герои счастливы, а отрицательные наказаны.

Сатира в сюжете

Следя за сюжетными перипетиями, читатель видит юмор в том, как за девушку сражаются несколько невежественных поклонников, в том как отрицательные герои заискивают друг перед другом и перед значимыми положительными героями. В самом сюжете заложена сатира, ведь это явление тоже высмеивается автором.

Суть сатиры в том, чтобы высмеять явления, которые на самом деле являются страшными. Умный человек, читая произведение, смеется по-горькому, ведь нельзя по-настоящему смеяться над такими явлениями. Фонвизин показывает ситуации нелепыми настолько, что вызывают смех. Но мы должны понимать, что сатира – это юмор, построенный на страшных явлениях человеческой жизни, юмор, благодаря которому мы можем увидеть пороки в себе, а не бездумно насмехаться над героями.

Данная статья поможет написать сочинение «Сатира в комедии «Недоросль».

Краткая характеристика героев

Один из главных действующих персонажей — госпожа Простакова. Грубая и спесивая женщина, мать Митрофана. Трагизм образа Простаковой заключается в том, что, несмотря на невежество и корыстолюбие, ей искренне небезразлична судьба Митрофана, жестоко отвергшего мать в конце пьесы.

Митрофан — невежественный бездельник, непрестанно опекаемый своей родительницей, что послужило основной причиной почему острие сатиры Фонвизина направлено против недоросля. Как и Простакова, имеет весьма спесивый характер. Немаловажный момент, который с иронией высмеивается в тексте, это то, что воспитан и обучен Митрофан согласно обыкновениям своего времени. В конце произведения можно сделать вывод, какой из Митрофанушки вырос безграмотный деспот.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Недоросль»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Недоросль»
  • для самых компанейских — Главные герои «Недоросль»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Недоросль»
  • для самых любопытных — Анализ «Недоросль» Фонвизин
  • для самых крутых — Читать «Недоросль» полностью

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 18

Против каких пороков направлена комедия «Недоросль»? (по пьесе Д. И. Фонвизина)

В сочинении по литературе на тему: «Против каких пороков направлена комедия Д. И. «Недоросль»?» — раскрывается идейное содержание произведения, направленное против общественных пороков.

Комедию «Недоросль» Д. И. Фонвизин начал писать, вернувшись из Франции. Она по праву считается вершиной его творчества. Если говорить о русской литературе в целом, то это была первая социально-политическая комедия. На эту работу у драматурга ушло около трех лет. Своим произведением он, по мнению Н. В. Гоголя, вскрыл «раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребления внутренние».

В центре изображения в комедии «Недоросль» находится жизнь поместных дворян. На примере семей Простаковых и Скотининых автор рассматривает общественные пороки. Основную проблему Фонвизин видит в крепостном праве. С первых реплик читатель может почувствовать атмосферу помещичьего произвола. Крепостной портной Тришка сшил кафтан для барского дитяти. Свою благодарность г-жа Простакова выразила словами «мошенник», «вор», «скот», «воровская харя», обращенными к Тришке. Из ее разговора с мужем становится понятно, что плохо или хорошо сшит кафтан, не так важно. Повод для наказания крепостных всегда можно найти, чтобы они знали свое место. Одним из пороков поместного дворянства является вседозволенность, порожденная крепостным правом. Грубое обращение является не самым страшным в этой ситуации. Исторические документы тех времен показывают, что крестьяне подвергались телесным наказаниям, которые иногда заканчивались их смертью. Против крепостничества и порождаемых им пороков выступает в своей пьесе Фонвизин.

Произведения классицизма не могли обойти стороной невежество и невоспитанность. Семья Простаковых-Скотининых является олицетворением невежества. Речь помещицы показывает ее не только ее грубость, но и необразованность. Помещица считает, что науки вовсе не нужны. Она называет математику «дурацкой наукой» и советует сыну не учить ее. По ее мнению, достаточно научиться считать деньги, а для этого учителя не нужны. Подобное образование получает большинство дворянских детей того времени.

Митрофанушка и сам не охотник учиться. Его фраза «Не хочу учиться, хочу жениться» стала афоризмом. Она показывает, суть характера помещичьего сына. Нужно отметить, что Митрофан не сам по себе стал таким. Это результат воспитания, которое ему дали родители. Заслуживают внимания и окружение героя, среда, в которой происходит формирование его характера. Его родители, родственники создали благодатную среду для появления ни на что не способной личности. Властная, необразованная мать, безвольный отец не могут воспитать личность, способную к развитию. Дядя Митрофана, Тарас Скотинин, так же не блещет умом, все его разговоры сводятся к свиньям, это его главный жизненный интерес.

Читайте также:
Комедия Недоросль - смысл названия, в чём заключается трагизм

Так создается характер, обладающий такими чертами, как безволие, невежество, алчность, неуважение к родителям. В конце пьесы сын отворачивается от несчастной г-жи Простаковой. Стародум подводит итог словами: «Вот злонравия достойные плоды!»

Такой образ жизни предполагает развитие таких пороков, как тунеядство и алчность. Ни Митрофан, ни его родители, ни дядя не занимаются полезными делами, не обслуживают себя, за них все делают крепостные. Если появляется случай получить наживу, то они не упустят такого случая. Из-за наследства Софьи разыгрывается целая драма. Тут уж не до родственных связей. Г-жа Простакова сватала Софью-бесприданницу своему брату, а когда узнала о ее наследстве, решила женить на ней сына. Даже известие о том, что у Софьи уже есть жених, не останавливает корыстных помещиков. Все они пресмыкаются перед Стародумом, который заботится о Софье.

Пороки действующих лиц комедии сами по себе не представляют большой опасности. Страшно то, что эти черты являются типичными для целого социального класса. Современное драматургу общество отличается нравственным нездоровьем. Фонвизин пытается не только указать на симптомы, но и обозначить способы борьбы с недугом. Имение Простаковых уходит под опеку государства из-за «бесчеловечия жены» и «крайнего слабомыслия» мужа. Митрофан отправляется на службу. Несмотря на безрадостную картину, созданную в комедии, Фонвизин дает надежду на создание «благоучрежденного государства», в котором эти пороки перестанут существовать.

Проблема воспитания – «Недоросль», аргументы

Комедия предлагает рассмотреть молодое поколение восемнадцатого века с другого ракурса. Положительные герои – Софья, Милон. Они выросли в хороших условиях, получили достойное образование. Мужчина получил звание офицера. Софья – мудрая девушка, с уважением относится к старшим.

Стародум – опекун Софьи, уважаемый человек. Он мудро рассуждает, образован, воспитан. Эти герои характеризуют другую, просвещенную часть русского народа. Автор противопоставляет две противоположных группы людей, указывая на значимость воспитания в жизни человека.

Смотри также: Характеристика Митрофана из комедии «Недоросль»: внешность, характер, поступки

Композиция

Мастерски выполненные особенности композиции позволяет ознакомиться с главными героями в самом начале пьесы. Уже в конце первого действия происходит завязка сюжета. Тут же в комедии появляются Правдин и Софья. В комедии есть интрига – богатое приданное Софьи, о котором узнают из рассказа Стародума, и разгорается борьба за ее руку.

В следующих двух действиях события стремительно развивается, растет напряженность, пик которой приходится на четвёртое действие, в котором в голову Простаковой приходит мысль похитить Софью и силой выдать замуж за недоросля.

Постепенно развитие действия начинает идти на спад, и в пятом действии комедия приходит к развязке. Становится известно о неудачном похищении Софьи. Правдин обвиняет Простаковых в злых намерениях и угрожает наказанием.

Приходит бумага об аресте имущества Простаковых, Софья и Милон собираются уезжать, а Митрофанушка вынужден идти в солдаты.

Используя в своей комедии такие художественные средства как говорящие фамилии и имена, автор дает нравственную оценку персонажам, которая не вызывает никаких сомнений в ее справедливости. Такова общая характеристика комедии.

Изначально главной темой комедии предполагалась тема воспитания и образования нового поколения, позже в проблематику «Недоросля» были включены социально – политические проблемы, которые касались непосредственно указа Петра Первого о запрещении службы и женитьбы дворян – недорослей.

Семья Простаковых, имеющая недоросля Митрофанушку, имеет глубокие дворянские корни. На первом месте у таких Простаковых стоит гордость за свое знатное сословие, и они не приемлют ничего нового и прогрессивного. Образование им совершенно не нужно, так как крепостное право еще не отменили, и есть кому на них работать. Превыше всего для Простаковых материальное благополучие, алчность и жадность закрывает глаза на образование сына, власть и богатство – важнее.

Семья – это тот пример, на котором растет и воспитывается личность. Митрофанушка полностью отражает поведение и образ жизни своей деспотической матери, но госпожа Простакова не понимает, что именно она является примером для своего сына, и недоумевает, почему он не выказывает ей должного почтения.

Раскрывая проблемы комедии, внутрисемейный конфликт Простаковых, приходим к выводу, что все зависит от воспитания человека. Только от достойного воспитания в семье зависит отношение человека к окружающим посторонним людям, его порядочность и честность. То, чему учит комедия писателя, это образование, уважение по отношению к ближнему, воспитанность и благоразумие.

Краткое содержание по главам поэмы «Василий Тёркин» Твардовского

Данная поэма в творчестве Твардовского одна из главных. Посвящена она вымышленному персонажу Василию Тёркину, солдату Великой Отечественной войны. Краткое содержание поэмы «Василий Тёркин» по главам поможет понять читателю, чем знаменит русский солдат и почему автор относится к нему с особым уважением.

Глава 1. От автора

Автор пишет книгу о бойце Василии Тёркине, человеке неунывающем, умеющим поднять настроение любому, как бы тяжело не было на душе.

Глава 2. На привале

Василий Тёркин решил поведать солдатам о сабантуе. Все слушают истории бывалого вояки затаив дыхание.

Автор задается вопросом, кто такой Василий Тёркин.

Глава 3. Перед боем

Отступление. Тёркин взвалил на себя обязанности политрука. Командир печален. На пути родная деревня. Жена командира всех накормила. Командир все ночь не сомкнул глаз. На рассвете солдаты ушли. Тёркин пообещал себе, что вернется в эти края и поклонится простой, русской женщине.

Глава 4. Переправа

Артобстрел. Часть солдат утонула. Первый взвод уцелел. Им удалось перебраться на другой берег. Тёркин в их числе. Солдаты думают, что товарищи погибли. Тёркин, ночью, ныряет в ледяную воду и плывет на другой берег. Оказалось взвод цел. Солдаты ждут распоряжений. Тёркин обещает помочь остальным с переправой.

Глава 5. О войне

Бой идет святой и правый.

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

Глава 6. Тёркин ранен

Тёркин получает приказ делать связь. Пока тянул провода, рядом падает снаряд, но чудом не взрывается. Тёркин, как всегда ухмыляется, видя, как испугались солдаты. Василий видит блиндаж. По его предположению немцы внутри. Он идет туда, но в блиндаже никого нет. Тёркин занял выжидательную позицию. Немцы на подходе. Немецкий офицер ранит его в плечо, но сам погибает. Тёркин заколол его штыком. Через сутки раненого Тёркина нашли танкисты.

Глава 7. О награде

За ранение Василию полагался орден. Тёркин уже представляет, как вернется в родной край, и все девчонки будут восторженно смотреть на героя.

Читайте также:
"Чудесный доктор" 📚 краткое содержание и анализ произведения А. И. Куприна для читательского дневника, характеристика главных героев, история создания, сюжет, основная мысль

Глава 8. Гармонь

Отлежавшись в госпитале, Тёркин пытается догнать своих. Попутка подбирает его. Впереди колонна. Водитель обязан пропустить ее. Пока ждали, он успел заснуть. Тёркину скучно. Он сожалеет, что нет гармони. Танкист передал ему гармонь погибшего командира. Танкисты узнали в гармонисте раненого, которого недавно спасли. На память они решили подарить Тёркину гармонь.

Глава 9. Два солдата

Остановиться пришлось в одной из хат, где жили дед да бабка. Хозяин из бывших вояк. Тёркин починил поломанные часы. Привел в порядок пилу. Хозяйка накормила солдат. На прощание Тёркин обещает деду, что они обязательно побьют немцев и вернутся с победой.

Глава 10. О потере

Товарищ Василия в печали. Он потерял любимый кисет. Тёркин упрекает его. По его мнению, это несущественные потери. Все в жизни можно потерять, кроме России. Ее терять нельзя ни в коем случае.

Глава 11. Поединок

Тёркин схлестнулся с немцем в рукопашной. Ему удается оглушить его и связать. Тёркин гордится собой. Ему удалось вернуться из разведки живым и привести за собой «языка».

Глава 12. От автора

Для любого солдата главное вернуться домой целым и невредимым, но пока до этого далеко. Мысли о крае родном придется отодвинуть в сторону и думать только о войне.

Глава 13. Кто стрелял?

Смерть кружит рядом в виде вражеского самолета. Тёркину удается подбить его, за что он вскоре получает от самого генерала награду – орден. Он подбадривает товарищей, говоря, что они могут последовать его примеру. Ведь это был не последний вражеский самолет.

Глава 14. О герое

Тёркин делится воспоминаниями, как лежал в госпитале. Вспоминает край родной. Говорит, что очень любит его и гордится им.

Глава 15. Генерал

Тёркин занял оборону. Прикорнул на берегу. Во сне видит мать и так ему захотелось домой. Генерал обещает отпустить его на недельку к матери, но попозже.

Глава 16. О себе

Автор мечтает, чтобы война быстрей закончилась, народ перестал бояться, озираясь по сторонам. Он клянется себе, что обязательно вернется и освободит Родину от врага.

Глава 17. Бой в болоте

Шел третий день боя в болоте. Погода мерзкая. Курева нет. Солдаты промерзли. Тёркин подбадривает всех, что бывает в тысячу раз хуже.

Глава 18. О любви

Бойцы вспоминают любимых женщин: матерей, невест, сестер. Им не хватает их теплых писем и ласковых слов. Одному Тёркину не от кого получать весточки. Нет у него любимой. Не любят девушки пехоту, им летчиков подавай.

Глава 19. Отдых Тёркина

Отоспаться на войне не получается. Всегда в напряжении, да и спать приходится, где придется и на чем придется. О хорошем сне солдатам остается только мечтать.

Глава 20. В наступлении

Во время наступления полк берет село. Новичкам трудней всего. Для них главное, что Тёркин рядом. Так на душе спокойней. Лейтенант в бою погибает. Василий берет управление полком на себя. Сам он тяжело ранен.

Глава 21. Смерть и воин

Смерть близко, Тёркин чувствует ее дыхание. Она щебечет ему в ухо, что пора, но Василий желает победить старуху, побороться за жизнь. Он совсем закоченел. Рядом оказались ребята из похоронной команды. Они подобрали умирающего Тёркина и отнесли в лазарет.

Глава 22. Тёркин пишет

Тёркин строчит письмо из госпиталя однополчанам. Ему надоело лежать на больничных нарах. Душа рвется в бой. Он чувствует, что победа близко.

Глава 23. Тёркин – Тёркин

Василий знакомится с однофамильцем. Парня зовут Иван. Старшина отдает распоряжение, что каждая рота будет иметь своего Тёркина.

Глава 24. От автора

Все наслышаны о Тёркине. Однополчане давно не получали известий о нем и решили, что он погиб. Автор знает точно, что Василий жив. Служит он правда теперь на западе.

Глава 25. Дед и баба

Три года от начала войны. Полк Василия освободил деревню, в которой он когда-то помог старикам. Дед узнал его. Часы забрал немец, но Василий обещает привезти новые из Берлина.

Глава 26. На Днепре

Тёркин с полком рядом с родной землей. Отряд форсирует Днепр. Тёркин стал настоящим бойцом, опытным и мудрым. Многое повидавший и многих потерявший за годы службы.

Глава 27. Про солдата-сироту

Взятие Берлина популярная тема среди солдат. В европейских столицах рады победителям, но солдату милей родное село. Земляк автора опечален. У него никого из родных не осталось. Автор просит отомстить солдат за его слезы и вспомнить о нем в день победы.

Глава 28. По дороге на Берлин

Европа освобождена. Солдаты мечтают о доме. Навстречу попалась русская женщина. Они были ей так рады, что окружили заботой, словно мать родную.

Глава 29. В бане

Солдаты парятся. Впервые за долгое время. На теле каждого шрамы и рубцы. Гимнастерки ребят в орденах и медалях.

Глава 30. От автора

Автор просит не забывать русского солдата Тёркина и после войны. Ведь именно его шутки и прибаутки помогали выжить в трудное для всех время.

Краткое содержание поэмы «Василий Теркин» по главам (А. Твардовский)

Одной из самых главных тем литературы военных лет является тема братской сплоченности народов в трудных испытаниях войны. Солдаты плечом к плечу сражались за свободу Родины. Людям, опустошенным войной, была необходима поддержка. Они икали ее на страницах книг, газет, в песнях и стихотворениях. И таким произведением стала поэма Александра Твардовского «Василий Теркин». Многомудрый Литрекон предлагает Вам точный и краткий пересказ, который состоит из небольших новелл – рассказов Василия Теркина. Основные события произведения разыгрались на фронтах Великой Отечественной, сюжет повествует о приключениях деревенского парня, ставшего защитником родины.

От автора

Столько трагических событий вписано в Книгу Памяти нашего народа. Война. Самое тяжелое и страшное время. Четыре года боли и страданий, четыре года голода и постоянного страха смерти. Четыре года ненависти. Ненависти к тем, кто посягнул на самое святое – человеческую жизнь, к тем, кто затопил кровью и слезами нашу многострадальную землю.

Но людям много не нужно: лишь бы была вода, еда и рассказы о храбром Василии Теркине.

На привале

В полку прибыло: появился новенький боец, который смело просил добавки у повара и перешучивался с ним. Его определили в первый взвод.

Балагур, Василий Теркин, своему отряду рассказывает разные истории: о сабантуе и о вражеских танках. Сабантуй – это атака, которую боец делит на три разряда по степени силы: малый (бомбы), средний (артобстрел) и главный (1000 танков). Что до танков, то это они только с виду страшные, а на деле слепые. Даже давят сослепу – говорит солдат. Слушали его охотно, жадно ловили каждое слово.

Просили солдаты еще рассказать им историй, но рассказчик сказал, что время приблизилось ко сну, и лег на траву, укрываясь подолом своей одежды. Спал он среди елей и на сырой земле. Но он не жалуется и принимает действительность как есть. Это поэту нравится в нем особенно: настоящий солдат не требует перин, понимая, что родина в опасности и истощении большего, чем сыра земля, дать не может.

Читайте также:
Стихи про армию ℹ короткие четверостишия про службу в армии, красивые и трогательные до слез стихотворения про солдат и армейскую жизнь

Автор описывает самого героя: сила его в том, что он – герой. Много воевал, трижды выбивался из окружения, ранен был, но все равно выжил. Пусть нет у него медалей, нет красоты и высокого роста, зато парень он хоть куда: весельчак и сильный духом боец.

Перед боем

Василий Теркин вместе со своим маленьким отрядом шел «за фронтом». Болело сердце за то, что идут они «по немецкой стороне» и к селам подходят ночью, опасаясь лишних взглядов. Наш герой – более идейный, поэтому имеет неофициальную должность политрука в отряде.

По пути им встретилась деревня командира, и он позвал солдат к себе домой. Жена ожидала не такой встречи с супругом, но, несмотря на это, заботливо накормила всех и уложила спать, словно вернулись солдаты с войны героями.

А командир уж не знал, чем помочь жене и детям – сильно любил он их. Пошел ночью дрова рубить, чтобы облегчить быт. Знал он, несчастный, на кого покидает женщину на плененной немцами земле.

Василия Теркина до глубины души пробрала ласка и забота этой женщины, что он решил на обратном пути зайти к ней, чтобы поклониться.

Переправа

Отряд переправлялся на понтонах (плавучих мостах) с левого берега на правый, как вдруг началась неразбериха. Шли в наступление, но враг тоже не дремал. Снаряды, тонущие солдаты, темень, холод. Переправу прервали, жалея солдат. А те, кто смог переправиться, стали заложниками ситуации: не вперед и не назад.

Но, всем на удивленье, Василий Теркин выплыл из холодной реки и доложил об обстановке на том берегу: ребята держатся, закрепились там, но им нужно огневая поддержка. Бойца за подвиг поблагодарил сам полковник. А солдат лишь попросил в награду две стопки спирта – в честь двух берегов.

О войне

Солдат должен быть готов ко всему ради народа, ради родины и ради мира на земле. Сейчас нет одного человека, есть народ, и ему угрожает опасность, которую он должен отразить. Эта война гораздо хуже, чем все, что было до этого, но даже ее нужно перебороть.

Все, от Ивана до Фомы, должны идти одним строем ради будущего своих детей, которые будут свободны.

Теркин ранен

Автор описывает суровую зиму, но нашим людям не до холода. Они радуются, что мерзнет «немец-барин», который не привык к такой жизни. А наши ребята обмываются снегом.

Вася Теркин налаживал связь с Тулой: просил огневой поддержки. Тут падает на него снаряд, все пугаются, но он, видимо, бракованный. Герой, поднявшись, справил на него маленькую нужду, и решил передать товарищам катушку, а сам идти в обход. Наш главный герой пробирается в погребок, где ждет врага. Неожиданно для него, вышел из неоткуда немецкий офицер и выстрелил Теркину в плечо. Тот взамен ранил его штыком. Не хотел Василий — вот так умирать, ведь Тула дала обещанную поддержку.

Его спасают танкисты, прибывшие спустя сутки.

О награде

Василий Теркин мечтает лишь о доме, как приедет в родные края с медалью, ордена ему много (за ранение), он не гордый. Все девчонки будут тогда на него смотреть.

Но автор напоминает ему, что пока идет бой кровавый, никому не удастся попасть в свой сельсовет на гулянку.

Гармонь

Выйдя из госпиталя, Теркин сразу же намеревается догнать свою роту. Тогда его подобрал грузовик. По дороге Василию было скучно, и вспоминал он о гармони. Танкисты дали ему гармонь погибшего бойца. Все переживали, что его нет, сначала даже не хотели давать инструмент чужаку.

Но как начал Василий играть, так тепло стало у всех на душе. Они решили подарить ему эту гармонь, узнав в нем раненого, которого они спасли.

Два солдата

Останавливается как-то Теркин в доме деда и бабки. Помогает боец, чем может: чинит часы, которые дороги пожилым, как память. Они же с недоверием следят за ним: дед решает испытать его разговором о службе, бабка же спрятала все припасы. Но Василий теплым словом убеждает крестьян накормить солдат, ведь им в бою несладко приходится. Тогда старики сдались и решили накрыть стол.

Накормила и напоила их бабка. Они рассказывают, что снаряды попадаются им даже в тарелке. Перед тем как уходить, он обещает деду, который в свое время тоже был бойцом, разгромить немцев. Обещает, как солдат солдату.

О потере

Товарищ Василия Теркина расстраивается из-за потери кисета. Говорит: потерял семью, потерял кисет, а теперь и родину отнимают. Тогда Вася рассказывает ему о том, как сам горевал по потерянной шапке. Тогда медсестричка дала ему свой убор, чтобы он успокоился и дал перевязать рану.

Теркин тогда отдает ему свой потертый кисет и говорит, что главное — не потерять Россию, о остальное не так уж и важно. Он говорит, что специально не женился, чтобы некому было по нем горевать, но друга он поддержал словами о том, что в потере семьи он не виноват.

Поединок

Теркин гордится собой, потому что в рукопашном бою ему удалось одолеть более сильного врага. Немец был крепко слажен, орудовал руками ловко, и в бою Василий не досчитался зубов, но и сам русский солдат не опозорил себя: подбил врагу левый глаз.

Теркин в легком весе, поэтому отворачивается и отскакивает, а свои удары наносит. В итоге отводит пленного в батальон.

От автора

Мечта каждого солдата — вернуться живым в родные края. Сам автор –человек мирный, но поет о войне, покуда земля в плену, и враг не выведен за границу.

Солдат не живет без приказа: ему ничего нельзя, ни жениться, ни влюбиться, как он отстаивает свою родину.

Все думают о семье, о доме, о вольной жизни. Но пока нужно думать о войне, ведь родина в опасности.

«Кто стрелял?»

Отряд находится под бомбардировкой самолета. Автор рассуждает, что нет времени года для смерти – всегда умирать не хочется, вот и ребята пригибаются к земле, спасаясь от огня. Но не нужно ничком молится в бою. Смерти в лицо нужно плюнуть и смотреть гордо.

Храбрый Вася подбивает вражеский самолет, за что получает орден от генерала.

О герое

Воспоминания Василия Теркина о доме, о госпитале. Он вспомнил, как лежал в одной палате с героем, который гордился тем, что он из Тамбова. И тут Васе стало обидно, что из его земель он подвигов не знает. Теперь же он мог гордо сказать: он – герой из Смоленска!

Читайте также:
История создания романа Герой нашего времени - кратко

Василию вообще не нужен орден, главное, чтобы родина уцелела.

Генерал

Дело происходит в 1942 году. На дворе лето, но никому не весело: Русь опоясала война. Теркин лежит и мечтает послать матери весточку, что жив. Но тут его зовут к генералу. В бою было честью услышать свою фамилию из его уст. Был он законом, партией, отцом для бойца.

Хотел генерал дать бойцу отпуск, но дело осложнилось тем, что там бои. Генерал обещает поехать в Смоленскую область – родной край Теркина, ведь там тоже идет война. Василий растроган: он очень скучает по дому, ему снится мать. Обнялись они, как сын с отцом.

О себе

Автор рассказывает о своей биографии. Он родился в деревне. Там очень красивая природа, леса и поля полнятся орехами и ягодами. Но там боец не был 10 лет, и все же не хочет он сейчас пробираться потайными тропами как вор. Он придет на свою землю освободителем. Автор считает, что сейчас его с народом роднит то обстоятельство, что все они ограблены войной, поэтому он имеет право говорить о своей беде в поэме о Василии Теркине.

Люди начинают не бояться войны, они всей своей душой хотят прогнать врага. Они обязательно освободят родину, автор верит в это. И он отождествляет себя со своим героем:

То, что молвить бы герою,
Говорю я лично сам.

Бой в болоте

Бои в болоте мало кто помнит, это не большая красивая стычка на виду у всех, но именно эти маленькие столкновения в тяжелейших условиях, когда пехота тонула и вязла неделями, решают исход войны.

Василий Теркин вдохновляет товарищей, находящихся в совсем не легкой ситуации: в болоте третий день, мерзкая погода, еды нет, махорка промокла. Вася говорит, что могло быть и хуже. Надо радоваться хотя бы тому, что у них есть оружие, часть и связь, что болото их, родное, а не врага какого-нибудь. Также он упоминает, что немец хвалился год назад, будто Москву возьмет, да не вышло! Значит, и деревню Борки они возьмут без труда.

О любви

Вспоминают солдаты своих жен, любовь которых сильнее войны, сильнее смерти. Автор описывает суровую женскую долю: одна она впряжена в воз, что тянет за собой хозяйство и обеспечение фронта. Он напоминает женщинам, чтобы они писали чаще и радовали бойцов, ведь на передовой любая весточка дороже всего на свете.

А Василию Теркину грустно – нет у него на родной стороне возлюбленной. Девушки, полюбите Василия Теркина и солдат из пехоты!

Отдых Теркина

Привык Василий Теркин ночевать, где придется: и на сырой земле, и на мокрой траве, потому после того, как приехал он в дом отдыха, никак не мог там обустроиться. Он привык к тому, чтобы было хуже, и новое место ему не подошло. Поначалу не мог спать без шапки: нервы солдатские не выдерживают.

Он вернулся на фронт, ведь война еще не закончена. Нечего отдыхать и привыкать к роскоши, пока родина еще в опасности.

В наступлении

Автор мечтает о том, как солдаты постареют и будут рассказывать внукам о том, как было в бою. Но пока до этого далеко.

Когда бойцы переходят в наступление, все 40 людей бегут по одному слову командира. Клич «За родину!» каждый раз воспламеняет сердца. Но командир побежал впереди, и его убили. Тогда наш Вася взял командование на себя, был ранен, однако село взяли и отбили у немцев.

Смерть и воин

Смерть была так близка к Теркину, больно ранили его. Она склонилась и позвала его с собой. Он из последних сил гнал ее, ведь он обещал не только всем, но, прежде всего, себе – победу над немцами. Она искушала его покоем, просила и угрожала, но боец был полон решимости жить, хоть снег под ним пропитался кровью. Тогда смерть рассказала, что даже после войны, если он выживет, отдохнуть не удастся: страна разгромлена, дома больше нет, все придется начать сначала. Но Василий и тут нашел, что сказать: он – сам себе плотик и печник, все выстроит заново. А смерть ему: вернешься калекой! И тут чуть было не сдался боец. Говорит Теркин: дашь ли ты мне увидеть салют над Москвой в день Победы? Дашь ли постучать в родимое окно? Она отказала, и он погнал ее прочь: «Я солдат еще живой!».

Солдаты из санчасти нашли его в снегу, и отнесли в лазарет. По пути смерть все еще шла за носилками, но поняла, что «живые меж собой дружны», и отстала, дав очередную отсрочку.

Теркин пишет

Смерть отступила. Василия ранили в ногу, но теперь опасность позади: нога «будет лучше прежней». Он снова вспоминает родную часть, которая стала для него семьей. Сердце Теркина зовет его в бой, но умирать он не готов.

Боец передает особый привет повару, просит его готовить еду пожирнее. Чует солдат великие бои, которым место в будущем, а пока поправляется.

Теркин-Теркин

Вернувшись в отряд, он встречается со своим однофамильцем – Иваном. Оба похожи друг на друга: подбивали танки и играли на гармони. Невольно они начали соревноваться друг с другом.

Старшина рассудил, что каждому отряду по Теркину.

От автора

Твардовский рассуждает, что Теркин не умрет, пока война идет, так что все слухи о его неудаче – враки. Теперь Василий стал знаменитым, все его полюбили, хоть раньше никто не знал. Но этот герой не падет, пока Родина не выйдет из оккупации.

Герой стал настоящим богатырем на фронте, только он не из сказки, и все его подвиги – живые. Он идет в бой с опаской, осторожно, но отважно и самозабвенно. В этом его главная сила.

Дед и баба

Автор возвратился в те места, где жили те самые дед да баба, у которых уже останавливался Василий. Они давно лишились тех часов, что он починил: немец снял и забрал. Их село оккупировали нацисты, и пожилая пара жила под их гнетом. Но дед все еще следил за боевыми действиями и надеялся на победу. Он объяснял смысл маневров всем людям.

Как-то раз, когда бой был прямо под окнами, дед подумал, что пришли за ними немцы. Взял топор и заслонил жену, готовый принять смерть в бою. Но это оказались русские. Вновь пришел Василий Теркин, но он уже выше званием и со своим отрядом – в разведке. Его угощают, а он в утешение старухе обещает привезти из Берлина новые часы.

На Днепре

Василий Теркин со временем стал стреляным воробьем. Казалось бы, его ничего не может сломить или расстроить. Однако он узнает, что Смоленск кто-то уже освободил, пока он воевал на Днепре, и он чувствует вину перед родной стороной.

Читайте также:
Госпожа Простакова - характеристика героини в комедии Недоросль

В конце главы он плачет, видя, как легко немцы сдаются в плен.

Про солдата-сироту

Солдат-сирота потерял самое важное в своей жизни – жену и сына. Хоть на войне он был бравым парнем и всегда верил в победу, война отняла у него самое дорогое.

Кроме радио, ребята, родственников близких нет.

Деревня Красный Мост была пуста, в отличие от души солдата – она была полна горя и страдания. Но, не упустив голову, он продолжал биться за родину. И автор призывает даже в День Победы вспомнить о нем и его потере, ведь он ел холодный суп и плакал, но не бросал отчизну в час опасности, когда оказался одиноким.

По дороге на Берлин

Европа освобождена. Люди приветствуют победителей. Сами ребята спешат домой, к Родине. Никто не любит ее также сильно, как они.

По дороге встретили солдаты русскую женщину и позаботились о ней, как о родной матери. Дали ей лошадь с обмундированием, овцу и корову, чтобы пришла домой с хозяйством.

В бане

Слышится звон орденов и медалей. Впервые за долгое время солдаты парятся в бане. На теле у каждого рубцы и шрамы, но никто не жалеет об этом, ведь они получены во имя мира.

Тела солдат рассказывают их историю: они загорали в одежде, поэтому бледные, зато сила в них скрыта, накопившаяся в боях.

Автор предвкушает победу, салюты и отдых, ведь даже война не кажется такой уж ужасной, когда рядом ее конец.

От автора

Не забывайте Василия Теркина после войны. Не забывайте. Она закончилась, они с автором устарели, но мы обязаны помнить о том, что было. Твардовскому дорог его герой, ведь он прошел с ним через все лишения и испытания. Он подробно описывал, как работал в окопах, что видел и через что прошел.

Он посвящает этот труд всем тем, кто прошел суровый путь к победе вместе с Васей.

Краткое содержание «Василий Теркин»

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 7031.

Поэму «Василий Тёркин» Твардовский написал в 1941 – 1945 годах. Она стала одним из самых известных произведений о Великой Отечественной войне в русской литературе. В поэме автор раскрывает тему войны, упоминая события 1941 – 1942 годов: битву у Волги, переправу через Днепр, взятие Берлина. Связующим мотивом произведения становится мотив дороги, по которой солдаты идут к цели, к победе.

Произведение состоит из 30 глав и написано преимущественно четырехстопным хореем – размером, характерным для русской частушки и других жанров фольклора.

На нашем сайте можно читать онлайн краткое содержание «Василия Тёркина» по главам.

Главные герои

  • Василий Иванович Тёркин – главный герой поэмы, ранее воевал «на Карельском» , где был ранен. Шутник и балагур, любит свою родину и готов воевать за нее до конца.
  • Автор – земляк Тёркина, от его лица ведется повествование.

Краткое содержание

От автора

Автор размышляет о том, что на войне без «прибаутки» нельзя прожить. Рассказчик знакомит читателя с бойцом Васей Тёркиным – героем этой книги «без начала, без конца» .

На привале

Балагур Вася Тёркин попадает в первый взвод пехоты и развлекает других солдат своими рассказами. Тёркин – «просто парень» , «обыкновенный» , такие есть в каждой роте и в каждом взводе.

Перед боем

Тёркин вспоминает, как десять солдат шли «вслед за фронтом» . Проходя через деревню командира, они зашли к нему домой. Жена «напоила,накормила» бойцов. Тёркин решил на обратном пути зайти к ней, чтобы поклониться.

Переправа

Зима. Ночь. Солдаты на понтонах (плавучих мостах) переправлялись через реку. Начался обстрел, много солдат погибло. На рассвете Тёркин приплыл к другому, левому берегу. Едва согревшись спиртом, он доложил, что на правом берегу просят «огоньку подбросить» .

«Бой идет святой и правый ради жизни на земле».

О войне

Автор пишет о том, что в это тяжелое время все в ответе за Россию, о том, что на войне солдату нужно «себя забыть» и действовать так, как прикажут.

Тёркин ранен

Тёркин налаживает связь в стрелковой роте. Василий пробирается в обнаруженный по дороге погребок, поджидая врага. Появившийся немецкий офицер стреляет в Тёркина, ранит бойца в правое плечо.

Только через сутки подъехали танкисты и забрали раненого Тёркина.

О награде

Тёркин рассуждает о том, что он не гордый: зачем ему орден – он согласен и на медаль. Василий мечтает о том, как приедет с наградой на родину в отпуск. Сейчас там, в Смоленском крае, идет «страшный бой» , «кровавый» .

Гармонь

Тёркин догонял «свой полк стрелковый, роту первую свою» . Бойца подобрал грузовик. По дороге они остановились, пропуская колонну. Танкисты дали Тёркину гармошку погибшего товарища. От музыки всем «вдруг теплее стало» , бойцы начали заказывать песни, плясать.

Два солдата

Изба старика-солдата и старухи. Тёркин, зайдя к ним переночевать, чинит настенные часы. Старуха угощает солдата яичницей и салом. Старик спросил у Тёркина, побьют ли они немцев. Уходя, боец ответил: «Побьем, отец…»

О потере

Потерявший семью боец раздосадовался из-за потери кисета. Тёркин отдал товарищу свой потертый кисет, сказав, что на войне не страшно потерять что угодно, но Россию, «мать-старуху, нам терять нельзя никак» .

Поединок

Тёркин дрался с немцем врукопашную. Василий ударил противника незаряженной гранатой. Тот упал. В батальон Тёркин привел немецкого «языка» .

От автора

Автор признает, что читателю интересно о войне слушать «сказку» . Но для человека, который был на войне, нет иной сказки, как вернуться в родной дом.

«Кто стрелял?»

«Фронт. Война». Обстрел. Один из бойцов стреляет из винтовки по вражескому самолету. Самолет падает. Героем, сбившим самолет, оказался Тёркин (за это его вскоре наградили).

О герое

В госпитале Тёркин знакомится с мальчишкой-героем из-под Тамбова, который рассказывает о своей родине. Тёркину стало обидно за свои родные места – Смоленщину, она показалась ему «сиротой» .

Генерал

Генерал вручает Тёркину награду, называя бойца «орел» , «богатырь» . Он пообещал, что поедет с Василием в Смоленскую область, где сейчас идет война. Они обнялись, как сын с отцом.

О себе

Автору тяжело думать о том, что его общая с Тёркиным родина находится сейчас на стороне врага.

Бой в болоте

Шел безвестный бой на болоте за «населенный пункт Борки» . Перемокшая пехота клянет болото. Тёркин же подбадривает их тем, что все еще хорошо, ведь они в своей роте, у них есть оружие. Воспрявшие духом бойцы взяли Борки.

О любви

Автор рассуждает о том, что любовь жены «на войне сильней войны и, быть может, смерти» . Он сожалеет, что Тёркина не провожали на войну, и просит девушек полюбить героя.

Отдых Тёркина

Тёркин в доме отдыха. Боец отвык от таких условий. Пробыв на отдыхе совсем недолго, Тёркин не выдержал и вернулся на фронт.

Читайте также:
Сентиментализм в литературе - основные темы и идеи, герои и характеры

В наступлении

Бой в разгаре. Взвод продвигается в наступление. Лейтенант побежал впереди взвода и был убит. Тёркин повел бойцов в атаку, был тяжело ранен.

Смерть и воин

Над лежащим на снегу раненым Тёркиным склонилась Смерть – зовет бойца с собой. Но Василий отказывается – он хочет еще победить немцев, вернуться домой. Тёркина подобрали солдаты из санбата. Смерть отступила.

Тёркин пишет

Тёркин пишет из палаты о том, что он выжил и «озабочен» лишь одним: вернуться в родную часть.

Тёркин- Тёркин

Тёркин вернулся в роту. Среди солдат оказывается «двойник» Тёркина, такой же шутник – Иван Тёркин. Однофамильцы заспорили, выясняя, кто из них «настоящий» . Их рассудил старшина:

«По уставу каждой роте
Будет придан Тёркин свой».

От автора

Автор уверяет, что, несмотря на молву, Тёркин еще жив.

Дед и баба

Дом деда и бабки, где Тёркин чинил часы, под немцами. Часы забирает немецкий солдат.

Старик с женой, прячась, «поселились» в яме. Неожиданно пришли русские разведчики. Среди них и Василий Тёркин. Старуха приняла Василия «как сына» . Тёркин пообещал привезти им «двое новых» часов из Берлина.

На Днепре

Фронт продвинулся к Днепру. Тёркин, узнав, что Смоленск освободили другие, а не он, чувствовал вину перед родиной.

Про солдата-сироту

Солдат-сирота потерял жену и сына. Проходя мимо родной деревни Красный Мост, он застал только «глушь, бурьян» , но и в горе он продолжал сражаться за родину.

«Вспомним, братцы, за беседой
Про солдата-сироту…»

По дороге на Берлин

Дорога на Берлин. Среди чужих солдаты услышали родную речь – это была «деревенская труженица-мать» . Тёркин позаботился о том, чтобы женщине дали вещи, лошадь и отправили домой.

В бане

«В глубине Германии» солдаты моются в бане. Один из них, говорливый, снимает одежду – его тело в шрамах, а гимнастерка вся в орденах и медалях. Солдаты отмечают: «Все равно, что Тёркин» .

От автора

Окончена война, рассказчик прощается с Тёркиным. Автор посвящает «любимый труд» всем павшим и друзьям поры военной.

Заключение

В поэме «Василий Тёркин» А. Т. Твардовский передает хронику жизни обычных солдат на войне, рассказывает об их маленьких радостях, об их утратах и горе. Центральный образ Василия Тёркина является собирательным образом русского бойца, готового, независимо от обстоятельств, всегда продвигаться вперед, сражаясь за родную землю. Многие цитаты из поэмы стали крылатыми выражениями.

Советуем не останавливаться на кратком пересказе «Василия Тёркина», а прочитать произведение в полном объеме.

Тест по поэме

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Краткое содержание А.Твардовский «Василий Теркин»

  1. Персонажи и их характеристика
  2. Пересказ тезисно
  3. Краткое содержание по главам
  4. Основная идея поэмы

«Василий Теркин» — одно из важнейших произведений А.Т.Твардовского. У него существует иное название – «Книга про бойца». Поэма начала печататься с 1942 года в газетах и сразу получила всенародное признание. Ниже представлен краткий пересказ произведения «Василий Теркин» Твардовского.

Персонажи и их характеристика

Перед знакомством с сюжетом произведения следует прочитать краткую характеристику основных персонажей.

  • Василий Теркин – главное действующее лицо поэмы. Это вымышленный герой Твардовского — образ вобрал в себя лучшие качества советских героев. Автор представляет его простым парнем, во внешности которого нет ничего примечательного, однако он твердо стоит на страже своей родины. В поэме он попадает в разные ситуации, но всегда выходит из них победителем.
  • Генерал – офицер Красной Армии, который многое повидал на своем веку. Его сердце болит за каждого бойца.
  • Пожилая супружеская пара. Они уже пережили всевозможные потери в период Первой мировой.
  • Старик – бывалый солдат в прошлом, но и теперь он готов встать на защиту родного дома. Он верит в победу советских солдат. Старуха во всем его поддерживает, доверяя ему и оставаясь преданной.

Пересказ тезисно

В один из пехотных полков прибывает новый солдат. Это веселый парень из села, с большим боевым опытом. Василий Теркин легко вливается в новый коллектив: он общается с бойцами, рассказывает истории, балагурит и веселит однополчан.

Во время одного тяжелого сражения парню поручают сложное боевое задание. Пытаясь укрыться от обстрела противника, Теркин прячется в немецком блиндаже, где получает ранение от немецкого офицера.

Утром его обнаруживают и отправляют в ближайший госпиталь. Он получает медаль, мечтая с ее помощью завоевать расположение самой красивой девушки в своем селе.

Залечив раны и вернувшись в родной полк, Теркин не единожды попадал в трудные ситуации. Однако он ни разу не упал духом, продолжая верить в победу и подбадривать своих товарищей добрыми шутками и историями, которые укрепляли мысль бойцов о скорой победе.

Однажды ему пришлось познакомиться с тезкой – Иваном Теркиным. Между парнями завязался спор – кто же является подлинным Теркиным, о котором так много разговоров на фронте. Их конфликт пришлось разрешить одному из командиров, который сказал, что отныне Теркин должен находиться в каждой роте.

По возвращению домой из Берлина слава Теркина понемногу стала угасать, поскольку в мирное время появилось место для новых героев.

Краткое содержание по главам

Глава 1. «От автора»
Твардовский, на правах автора, говорит о трудностях войны, о том, что является самым необходимым для простого солдата, для укрепления его боевого духа. Он пишет, насколько важно, чтобы у бойцов всегда был глоток чистой воды, простая здоровая фронтовая пища, приготовленная «своим парнем» — поваром.

Однако он также указывает, как важна шутка, веселая история, которая позволила бы ненадолго забыть горести войны. В этой же главе Твардовский знакомит своего читателя с главным героем – веселым, смелым парнем Василием Теркиным. Он довольно разговорчивый, заводной, знает множество шуток, которыми и поддерживает товарищей. Это надежный боец, который никогда не оставит друзей в беде. Любое дело спорится у него в руках, и за родину он готов сражаться до конца.

Глава 2. «На привале»
Теркин, попав в новый полк, просит повара добавить каши и начинает рассказы о войне на правах бывалого солдата.

Первый взвод с удовольствием слушает его истории о «сабантуе» – так он называл бомбежку. Он перечисляет разные виды сабантуя. Если жив остался — «это малый сабантуй». Плохо, когда на тебя идут «тыща танков». Хоть танки и слепые, но ведь они и сослепу задавить могут. Солдаты буквально смотрят в рот балагуру, насколько тот ловко и складно рассказывает, и просят поведать еще что-нибудь.

Глава 3. «Перед боем»
Полк отступал. Уставшие бойцы возвращались, пробираясь по лесу. По пути они заглядывали в деревни, чтобы попить воды. Все были подавлены вынужденным отступлением. Их подбадривал Василий, говоря, что они еще отберут у немца свое.

Командиру было особенно тяжело – впереди были его родной дом и семья. Теркин говорит, что надо бы зайти. Жена командира встретила их, накормила и приготовила постель. Сам же отец семейства всю ночь рубил дрова, чтобы хоть как-то помочь жене по хозяйству. На рассвете солдаты ушли из избы командира, а Теркин слышал, как плакали дети, понимая — в деревню, возможно, придут немцы.

Читайте также:
Ирония в литературе - определение, примеры скрытой насмешки

Глава 4. «Переправа»
Впереди их ждала очень тяжелая переправа. Едва бойцы вошли в воду, как немцы начали обстрел. На другом берегу понимают, что все погибли, но видят вдалеке небольшую точку. Она приближалась. Оказалось, что это плывет Василий. Его вытащили из воды, обогрели и налили рюмочку.

Глава 5. «О войне»
Твардовский размышляет, насколько тяжела война. Как важно мужественно выполнять свой долг, несмотря на трудности.

Глава 6. «Теркин ранен»
Теркин восстанавливает оборванный провод и забирается в укрытие, ожидая там немца. Он заметил немецкого офицера, когда тот был совсем рядом. Немец стреляет солдату в плечо, но Василий успевает ударить его штыком. Спустя некоторое время, Теркина обнаружили почти без сознания, истекающего кровью.

Глава 7. «О награде»
Теркин сообщает о том, что орден для него не важен – он примет и медаль. Но и та нужна уже в мирное время, чтобы в сельсовете на танцах рассказывать девчонкам истории, как он ходил на немца в атаку.

Глава 8. «Гармонь»
Из лазарета Василий возвращается в родную роту. Его подвозит машина, которая двигается в сторону фронта. Колонна надолго останавливается – впереди затор. Солдату позволили поиграть на гармони — инструменте погибшего командира. Пока он играет, всем становится легче, словно гармонь и не осиротела вчера. Ее дарят Теркину.

Глава 9. «Два солдата»
Недалеко от линии фронта Теркин ночует в избе у стариков. Он справляется по хозяйству и шутками добывает у старухи кое-что из провизии. Дед — также в прошлом лихой боец, сражавшийся за родину. Пообедав, два солдата сравнивают две войны. На прощанье Василий обещает деду, что враг будет уничтожен.

Глава 10. «О потере»
Кто-то из бойцов теряет кисет. Он переживает, но Теркин утверждает, что это не страшно. Тяжело, когда теряется семья. Нужно сделать все, чтобы сохранить самое дорогое.

Глава 11. «Поединок»
Теркину пришлось лицом к лицу схлестнуться с «фрицем». В результате схватки он привел в свой батальон пленного.

Глава 12. «Послание от автора»
Твардовский размышляет о том, как все любят истории о войне, но для любого солдата самая сладкая сказка – как он возвращается домой.

Глава 13. «Кто стрелял»
Во время боя сбивают самолет врага. Все ищут этого героя. Им оказывается Василий, которого ждет заслуженная награда.

Глава 14. «О герое»
Василий вспоминает, что в лазарете познакомился с солдатом из Тамбова, который хвалился своим орденом. Теперь и Теркин может сказать, что на Смоленщине есть свои герои.

Глава 15. «Генерал»
Теркин загорает на привале, постирав свои вещи. В это время его вызывает к себе генерал, вручая ему орден и отправляя на побывку. Однако Василий отказывается, ведь в его родном краю немцы и он не имеет права на отдых.

Глава 16. «О себе»
Автор вспоминает свои края, которые тоже заняты немцем.

Глава 17. «Бой в болоте»
Бойцы несколько дней отстаивают маленькую деревеньку. Многие находят это бессмысленным, но не Василий. Он убежден, что на родной земле все общее.

Глава 18. «О любви»
Автор призывает женщин, провожавших бойцов на фронт, писать им чаще, поскольку нет для них ничего важнее, чем письма из дома от родных.

Глава 19. «Отдых Теркина»
Василий попадает в дом отдыха. Однако такая жизнь не по нему, ведь там не надо есть, держа в другой руке винтовку, отламывать куски хлеба, а ложку прятать. Теркин возвращается на линию фронта.

Глава 20. «В наступлении»
Красная Армия оборонялась, но вот отдали приказ наступать. В этом бою гибнет их генерал. Василий ведет молодых солдат в атаку, приняв командование на себя, и его серьезно ранят.

Глава 21. «Смерть и воин»
Смерть совсем близко от солдата. Но Теркин не собирается ей поддаваться. Солдата находят и относят в госпиталь.

Глава 22. «Теркин пишет»
Залечивая раны, Василий пишет своим товарищам. Он предвидит конец войны, и ему не терпится поскорее стать в строй.

Глава 23. «Теркин-Теркин»
Теркин едет на фронт и обнаруживает своего тезку-однофамильца. Тот тоже знатный рассказчик и отличный боец, только зовут его Иван. Василий предлагает выяснить, кто же из них настоящий Теркин. Но старшина говорит, что отныне, по уставу, любая рота должна иметь в своих рядах своего Теркина.

Глава 24. «От автора»
Ходят слухи о гибели Теркина. Однако автор знает точно, что он в строю и воюет на Западном фронте.

Глава 25. «Дед и баба»
Теркин попадает в деревню, где помогал старикам по хозяйству. Он узнает, что в избе были немцы и забрали часы. Боец обещает добыть им часы в Берлине.

Глава 26. «На Днепре»
Отряд форсирует реку Днепр. Теркин осознает, что он на родной земле. Теперь он настоящий опытный боец.

Глава 27. «Про солдата сироту»
Тяжело, когда, проезжая мимо родного села, солдат узнает, что у него никого не осталось. Однако он находит в себе силы продолжать бороться дальше.

Глава 28. «По дороге на Берлин»
Путь к немецкой столице солдатам в тягость. Куда лучше стоять на родной земле — на ней и умереть не страшно. Но нашим бойцам и там рады. Они встречают русскую женщину, которая возвращается из плена домой, и отдают ей лошадь.

Глава 29. «В бане»
Бойцы находят пустующую баню и решают попариться. Раздевшись, они видят раны на своих телах. Но еще больше ран в их душах.

Глава 30. «От автора»
Теркин теряет популярность к концу войны, но никто не вправе забывать этого героя. У него нет прототипов, но каждый мог быть им.

Основная идея поэмы

Пересказ поэмы представлен по главам, чтобы читателю было легче понять содержание. Замысел о подобном произведении Твардовскому пришел в то время, когда он сам был участником военных действий в советско-финляндской войне. Краткое содержание поэмы «Василий Теркин» знакомит читателя с персонажем Твардовского, передает его веселый нрав и отвагу. Подвиги Теркина, его оптимизм стали моральной поддержкой для советских воинов, которые верили, что где-то рядом с ними воюет веселый парень Василий. Автор посвятил свою поэму всем павшим солдатам и стремился воздать им должное, показать их лишения и трудности, с которыми пришлось столкнуться.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: