Сочинение Почему Тарас Бульба убил своего сына в повести Гоголя

Сочинение на тему «Почему Тарас Бульба убил сына» по повести Н. Гоголя

Литературные произведения русской классики не всегда просты и однозначны. Многие из них оставляют читателю специфическое послевкусие и заставляют всерьёз проанализировать основные темы и идеи текста. К ним можно отнести повесть Н. В. Гоголя, а сочинение на тему «Почему Тарас Бульба убил сына» является неотъемлемой частью школьной программы. Такой поступок главного персонажа повести, в целом положительного, с трудом соотносится с тяжестью преступления.

Краткое содержание произведения

Два брата, Андрий и Остап, возвращаются домой после окончания обучения. Казацкий полковник полон серьёзных намерений подготовить сыновей с настоящей воинской жизнью и испытать их в сражении, поэтому берёт их с собой в поход на Польшу.

Осадив первый на пути город, казацкое войско сжигает и разоряет близлежащие деревни. Одна из служанок тайком сообщает Андрию, что во взятом казаками городе находится его избранница, польская панночка. Предав свою семью и войско, Андрий отправляется в осаждённый город к своей возлюбленной.

На Запорожскую Сечь двинулось татарское войско. Казаки разделились на два отряда: часть остаётся воевать с поляками, другие же направляются защитить Сечь. Отец узнаёт, что на польской стороне сражается один из его сыновей. Не простив предательства Андрия, отец собственноручно его убивает, а эта сцена становится камнем преткновения на многие века.

Спустя время казацкое войско вынуждено отступить, а оставшийся в живых сын Бульбы попадает в плен. Отец всячески стремится вызволить Остапа, но его казнят у него на глазах. Сам Тарас со временем попадает к полякам, которые жестоко расправляются с полковником и сжигают его на костре. Даже находясь в считаных секундах от смерти, он думает лишь о Родине и своём долге перед ней.

Главный герой произведения — уважаемый в своих кругах полковник. Всю свою жизнь он посвятил военным походам и сражениям:

  • «Всё давало ему перевес пред другими: и преклонные лета, и опытность, и уменье двигать своим войском, и сильнейшая всех ненависть к неприятелям…»
  • «…Тарас полковник, — дай Боже ему побольше веку и чтоб таких полковников было побольше на Украйне. »
  • «.Она видела мужа в год несколько дней, и потом несколько лет о нём не бывало слуху…»

Справедливо будет отметить, что помимо главных героев повести: Тараса Бульбы, Остапа и Андрия на раскрытие основных тем и проблем влияют и второстепенные действующие лица. Важную роль в рассказе играют такие персонажи:

  • панночка;
  • жена Тараса Бульбы;
  • Янкель;
  • татарка.

Диалоги с этими героями, их действия и поступки оказывают прямое влияние на раскрытие образа отца и его сыновей.

Сочинение по повести

Впервые столкнувшись с произведением Н. В. Гоголя, большинство читателей находится в недоумении, почему Тарас Бульба убил своего сына. Ответ на этот вопрос даёт сам автор в начале повести, подчёркивая, что такой характер персонажа мог сформироваться только в тот период.

Главный герой повести рос в непростой и жестокой социальной обстановке и не видел другого выхода, не изменяя жизненным принципам. Общество тех времён диктовало определённые негласные правила, и уничтожить того, кто предал Родину, было одним из них. Этот поступок подчёркивает самоотверженность персонажа, его веру в отечество и преданность ему и частично объясняет, за что Тарас Бульба застрелил сына Андрея.

Выступая перед своими бойцами, главный герой говорит, что даже в животном мире можно встретить семейные узы, но людей отличает от них возможность создания другой ступени отношений — товарищества. Стать родными душой, а не кровью могли только казаки, которые готовы были защищать свою землю, веру и народность. По этой причине товарищество главный герой ценит выше, чем примитивные семейные узы.

Именно такие жизненные убеждения двигали героем в момент, когда он планировал расправу с сыном. Центральный образ текста был строг и непоколебим и, решив судьбу Андрия, застрелил его за предательство — отступление от священных вещей: Родины, религии, товарищей.

Тарас не считал семьёй никого, кроме своего казачьего братства. Автор подчёркивает, что его персонаж не ценил супругу и не считается с её мнением. Бо́льшую часть времени он провёл вдали от жены, а при встречах оскорблял её и поднимал на неё руку. Главный герой не смог понять любовное чувство сына, т. к. сам никогда его не испытывал.

Детоубийство не стоит расценивать как результат конфликта отцов и детей, это было явление, вполне обычное для Средневековья и Запорожской Сечи. Бульба привык жить в войне, поэтому не представлял себе мирного решения семейной проблемы, а сразу прибегнул к оружию. Люди в XV веке отличались жестокостью и категоричностью, поэтому разногласия поколений не могли протекать мирно.

Поступки Тараса Бульбы не имеют оправдания, а вопрос, почему Тарас убил Андрия, вызывает массу негодования среди современных читателей, ведь перенести те жизненные принципы, которые ценились в XV веке в сегодняшние реалии довольно затруднительно.

Проблемы отцов и детей, нравственности и выбора, милосердия, а также отношений в семье актуальны и при написании сочинения на тему «Сыновья Тараса Бульбы». Чтобы понять, что заставило персонажа поступить так жестоко и сделать свой выбор в пользу Родины, а не семьи, необходимо ознакомиться с текстом в полном объёме.

Современное отношение к проблеме

Со временем категоричность в отношении поступка Тараса Бульбы сошла на нет. Если ещё 10−20 лет назад школьники были уверены в правоте главного героя, то сегодня жалеют погибшего от руки отца Андрия. Такие изменения связаны в первую очередь с недобросовестностью современного читателя: сокращённые электронные версии повести преподносят информацию несколько иначе, чем оригинал произведения.

Жалость к Андрию, как единственному в тексте персонажу, который умеет не только воевать, но и любить, вполне обоснована. Однако для того чтобы не делать ошибочных выводов, рекомендуется познакомиться с произведением в полном объёме, и тогда кульминационный момент повести будет трактован верно, согласно задумке автора.

Сочинение на тему: «Почему Тарас Бульба убил своего сына?» по повести Н.В. Гоголя

Почему Тарас Бульба убил сына? (Н.В. Гоголь)

Ответ на вопрос, поставленный Н.В. Гоголем в своей повести, очень прост: почему Тарас Бульба убил сына? Потому что у него не было другого выхода.

Читайте также:
Котлован - краткое содержание, история создания, анализ, сюжет

Тарас Бульба – истинный казак Запорожской Сечи, он представляет собой воплощение боевого духа украинского народа. Во время знакомства с читателем главный герой находится дома, пребывая на заслуженном отдыхе между военными делами. Мирная жизнь ему быстро надоедала, он любил ощущение опасности и азарта, сопровождающее его в бою. Возраст был не помехой для его воинской силы, полковник сражался, не уступая молодым казакам ни в чём. Смысл его жизни заключался в военных походах, только там он жил по-настоящему.

Главной гордостью Тараса Бульбы были его сыновья, которые только вернулись в родные края после окончания академии. По мнению Бульбы, обучение представляло собой лишь небольшую часть формирования личности, для того чтобы стать настоящим мужчиной – необходимо было вступить в ряды казаков и закалиться битвами. Главный герой был строгим отцом, не допускающим какие-либо проявления нежности или ласки к своим детям, потому что чувства негативно действуют на казака, они способны его погубить. Как в последствие и произошло с Андрием.

Бульба свято чтил традиции и обычаи Запорожской Сечи и беспрекословно им следовал, своих боевых товарищей любил как родных. Он был уверен, что эти же чувства унаследовали его сыновья, а верность и честь впитались в них ещё с материнским молоком.

Андрий с детства отличался от старшего брата и своего отца. В нём не было рассудительности и хладнокровия, которые так важны в военном деле. В бой он кидался с головой, рубя всех без разбора и не думая о последствиях своих действий, также у него обстояли дела и с любовью. Завороженный красотой молодой панночки, Андрий отрекается от своей семьи и товарищей, сражавшихся с ним плечо к плечу. Пламенное чувство настолько ослепляет младшего сына Бульбы, что он становится готов на любое безрассудство. Окрылённый любовью к вражеской дочери он храбро скачет убивать свой народ, во время боя находится в первых рядах и безжалостно рубит своих товарищей.

Можно понять нежданную любовь, не спрашивающую разрешения появиться в сердце, но измену родине понять невозможно. Да Андрий и сам осознает свою вину, поэтому покорно ждёт своей участи, не унижаясь и не моля о пощаде. По законам казачества страшнее всего наказывалось воровство, убийство и предательство, а военное время требовало суровых решений. Боевые товарищи предоставили возможность решать участь Андрия его отцу, потому что для них он умер ещё в тот момент, когда перешёл на сторону врага.

Тарас Бульба долго отказывался верить в измену сына, пока не увидел его своими глазами в польском одеянии, сражавшегося на стороне противника. В этот момент в нём вспыхнул праведный гнев и обида за украинский народ. Для Тараса Бульбы свобода родины и честь казака важнее отцовских чувств, поэтому он убивает собственного сына, чтобы очистить запятнанное имя. В своих глазах и глазах запорожских казаков он поступил достойно, не подчиняясь личным чувствам. После этого никто не сможет упрекнуть его в нарушении нравственных законов Сечи.

Одно было непонятно старому казаку, как вышло так, что один сын стал его гордостью, а другой позором. Остап, как и отец, оставался преданным родине и своему долгу до последнего вздоха. Даже во время жестоких пыток, он не предал боевых товарищей, не проронив ни слова. Он умер героем своей Отчизны без стонов и криков, как истинный запорожский казак. Андрий тоже принял смерть подобающим образом, достойно своего происхождения, но последнее произнесённое им слово было именем возлюбленной, поэтому его нравственный выбор был сделан окончательно, он не стал раскаиваться о совершённом. Николай Васильевич Гоголь был патриотом своей страны, весь период его творчества пришёлся на время диктатуры Николая I, когда любое проявление свободы мысли или национализма жестоко каралось. Поэтому повесть «Тарас Бульба» посвящена тяжёлому периоду украинской истории, когда каждый должен был отдать свой долг родине. Тарас Бульба – это образ освободителя, который до последнего вдоха борется за независимость своего государства и не позволит ходить по родной земле предателю, даже если это родной сын. Тарас Бульба – это герой своего времени, отдавший жизнь и душу во имя Отчизны.

Кратко о причине убийства

В начале повести к казачьему атаману Бульбе приезжают 2 сына, обучавшихся в Киевской академии — Андрий и Остап. Отец берет их с собой в Запорожскую Сечь. Здесь действовали свои суровые законы: жестокая кара ждала воров и убийц. А вот наказания за трусость и предательство даже не существовало. В казачестве считалось, что такого просто не может случиться. Воины верой и правдой служили своей родине, не помышляя о предательстве. Такие понятия, как любовь к женщине, отходили на второй план.

Читайте также:
Чистоговорки для детей читать онлайн на нашем сайте

В основе предательства Андрия лежит не малодушие и разочарование в тяжкой походной жизни. Здесь все банально — молодой человек влюбился в красивую дочь польского пана. Из его головы вылетело все, чему учил отец. Юноша ради любви к девушке готов пойти на все и даже отречься от родины, за что и застрелил Тарас Бульба сына Андрея.

Возникшая страсть между бравым молодым воином и дочерью противника вызывала недоумение у атамана. Нужно следовать чувству долга и чести. Все остальное не по-мужски.

Автор предлагает читателю задуматься над вопросом, есть ли оправдание в этом случае убийству сына. Многие соглашаются, что нет.

Тарас Бульба в этой ситуации является вершителем судьбы. Его слова: «Я тебя породил, я и убью» — звучат приговором. Атаман считает такой исход единственно верным в сложившейся с Андрием ситуации.

На его взгляд, он поступил справедливо, действуя по законам того времени. Такое убийство должно было укрепить дух казачества и защитить веру. Бульба не знал иного языка, кроме военного.

LiveInternetLiveInternet

все записи автора


«Эй, хлопьята! заманите мне только его к лесу, заманите мне только его!» – кричал Тарас. И вызвалось тот же час тридцать быстрейших козаков заманить его. И, поправив на себе высокие шапки, тут же пустились на конях прямо наперерез гусарам. Ударили сбоку на передних, сбили их, отделили от задних, дали по гостинцу тому и другому, а Голокопытенко хватил плашмя по спине Андрия, и в тот же час пустились бежать от них, сколько достало козацкой мочи. Как вскинулся Андрий! Как забунтовала по всем жилкам молодая кровь! Ударив острыми шпорами коня, во весь дух полетел он за козаками, не глядя назад, не видя, что позади всего только двадцать человек успело поспевать за ним. А козаки летели во всю прыть на конях и прямо поворотили к лесу. Разогнался на коне Андрий и чуть было уже не настигнул Голокопытенка, как вдруг чья-то сильная рука ухватила за повод его коня. Оглянулся Андрий: пред ним Тарас! Затрясся он всем телом и вдруг стал бледен… Так школьник, неосторожно задравши своего товарища и получивши за то от него удар линейкою по лбу, вспыхивает, как огонь, бешеный выскакивает из лавки и гонится за испуганным товарищем своим, готовый разорвать его на части; и вдруг наталкивается на входящего в класс учителя: вмиг притихает бешеный порыв и упадает бессильная ярость. Подобно ему, в один миг пропал, как бы не бывал вовсе, гнев Андрия. И видел он перед собою одного только страшного отца. – Ну, что ж теперь мы будем делать? – сказал Тарас, смотря прямо ему в очи. Но ничего не знал на то сказать Андрий и стоял, утупивши в землю очи. – Что, сынку, помогли тебе твои ляхи? Андрий был безответен. – Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня! Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом. – Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! – сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье. Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев – это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил. Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова. Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп. Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарованья, все еще выражало чудную красоту; черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты. – Чем бы не козак был? – сказал Тарас, – и станом высокий, и чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака! – Батько, что ты сделал? Это ты убил его? – сказал подъехавший в это время Остап. Тарас кивнул головою. Пристально поглядел мертвому в очи Остап. Жалко ему стало брата, и проговорил он тут же: – Предадим же, батько, его честно земле, чтобы не поругались над ним враги и не растаскали бы его тела хищные птицы. – Погребут его и без нас! – сказал Тарас, – будут у него плакальщики и утешницы. »

…Отворились ворота, и вылетел оттуда гусарский полк, краса всех конных полков. Под всеми всадниками были все как один бурые аргамаки. Впереди других понесся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели черные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы. Так и оторопел Тарас, когда увидел, что это был Андрий. А он между тем, объятый пылом и жаром битвы, жадный заслужить навязанный на руку подарок, понесся, как молодой борзой пес, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае. Атукнул на него опытный охотник – и он понесся, пустив прямой чертой по воздуху свои ноги, весь покосившись набок всем телом, взрывая снег и десять раз выпереживая самого зайца в жару своего бега. Остановился старый Тарас и глядел на то, как он чистил перед собою дорогу, разгонял, рубил и сыпал удары направо и налево. Не вытерпел Тарас и закричал: «Как. Своих. Своих, чертов сын, своих бьешь. » Но Андрий не различал, кто пред ним был, свои или другие какие; ничего не видел он. Кудри, кудри он видел, длинные, длинные кудри, и подобную речному лебедю грудь, и снежную шею, и плечи, и все, что создано для безумных поцелуев.

Читайте также:
Герой нашего времени - краткое содержание по главам и частям романа

Тарас Бульба. Смерть Андрия. Слушать текст отрывка

«Эй, хлопьята! заманите мне только его к лесу, заманите мне только его!» – кричал Тарас. И вызвалось тот же час тридцать быстрейших козаков заманить его. И, поправив на себе высокие шапки, тут же пустились на конях прямо наперерез гусарам. Ударили сбоку на передних, сбили их, отделили от задних, дали по гостинцу тому и другому, а Голокопытенко хватил плашмя по спине Андрия, и в тот же час пустились бежать от них, сколько достало козацкой мочи. Как вскинулся Андрий! Как забунтовала по всем жилкам молодая кровь! Ударив острыми шпорами коня, во весь дух полетел он за козаками, не глядя назад, не видя, что позади всего только двадцать человек успело поспевать за ним. А козаки летели во всю прыть на конях и прямо поворотили к лесу. Разогнался на коне Андрий и чуть было уже не настигнул Голокопытенка, как вдруг чья-то сильная рука ухватила за повод его коня. Оглянулся Андрий: пред ним Тарас! Затрясся он всем телом и вдруг стал бледен…

Так школьник, неосторожно задравши своего товарища и получивши за то от него удар линейкою по лбу, вспыхивает, как огонь, бешеный выскакивает из лавки и гонится за испуганным товарищем своим, готовый разорвать его на части; и вдруг наталкивается на входящего в класс учителя: вмиг притихает бешеный порыв и упадает бессильная ярость. Подобно ему, в один миг пропал, как бы не бывал вовсе, гнев Андрия. И видел он перед собою одного только страшного отца.

– Ну, что ж теперь мы будем делать? – сказал Тарас, смотря прямо ему в очи.

Тарас Бульба. Плейлист из видео с краткими пересказами каждой из глав повести

Но ничего не знал на то сказать Андрий и стоял, утупивши в землю очи.

– Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?

Андрий был безответен.

– Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня!

Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом.

– Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! – сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье.

Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев – это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил.

Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова.

Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп. Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарованья, все еще выражало чудную красоту; черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты.

– Чем бы не козак был? – сказал Тарас, – и станом высокий, и чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!

– Батько, что ты сделал? Это ты убил его? – сказал подъехавший в это время Остап.

Тарас кивнул головою.

Пристально поглядел мертвому в очи Остап. Жалко ему стало брата, и проговорил он тут же:

– Предадим же, батько, его честно земле, чтобы не поругались над ним враги и не растаскали бы его тела хищные птицы.

– Погребут его и без нас! – сказал Тарас, – будут у него плакальщики и утешницы!

И минуты две думал он, кинуть ли его на расхищенье волкам-сыромахам или пощадить в нем рыцарскую доблесть, которую храбрый должен уважать в ком бы то ни было…

(См. краткое содержание и полный текст повести Гоголя «Тарас Бульба».)

Почему Тарас Бульба убил своего сына?

Помню, ещё в советской школе это произведение было в программе. Но, кроме шаровар, чубов и цитаты: “Я тебя породил, я тебя и убью” ничего не помню. Может, кто-нибудь расскажет?

У Тараса было два сына. Оба казаки, младший Андрей перешел на сторону врага – поляков, и стал в их войско, ради польской панночки. Старший Остап был посажен на дыбу поляками. В одном бою сошлись отец и младший сын, и Тарас убил изменника. После сам был убит врагом:

Думаю мораль в том, что в борьбе за свободу и справедливость свои интересы и чувства у настоящего патриота должны уйти на второй план. Показано, что молодое и горячее сердце враги смогли перетянуть на свою сторону, соблазнив молоденькой красивой принцессой. Это можно воспринимать и по другому, большая любовь не имеет преград и если ты любишь иди за своей мечтой.

Читайте также:
Свои люди сочтёмся - краткое содержание пьесы по действиям

У Тараса Бульбы было два сына. И младший сын из-за любви к польской панночки перешел на сторону врага, то есть стал предателем и изменником. Именно это и было той самой причиной, из за которой Тарас Бульба и убил своего младшего сына со словами:

Вот такие страсти происходили)

Хочу подробнее рассмотреть “почему”. В других ответах уже обрисован сюжет, я остановлюсь именно на “почему”.

Андрея убили бы в любом случае. Казаки уважали родительские чувства Тараса и братские чувства Остапа. Всем было понятно, что Андрея, который хорошо знал, как казаки воюют и что они будут делать в дальнейшем, нужно “выводить из игры”. Тарасу и Остапу давали возможность не видеть этого убийства, не участвовать в нем. Но Тарас не только отказался, он решил поучаствовать в этой акции. Именно как отец предателя.

Поэтому вопрос в существующей формулировке я трактую именно так: Почему Тарас? Не почему убил, а почему именно он? Потому что он отец. Он за сына отвечал. Перед товарищами, перед обществом, перед Родиной. Именно поэтому. Именно это означают его слова “Я тебя породил. Я тебя и убью”. Не в смысле: я тебя сотворил, что хочу, то и делаю. Нет. Я тебя породил. Я тебя взрастил. Я тебя сюда привел. Я за тебя отвечаю. Ты предал нас, из-за тебя гибнут наши, и это мой косяк. Я его исправлю.

Возможно, это было самым трудным решением в его жизни, но вполне объяснимым. Логику поведения Тараса на казни Остапа мне понять гораздо сложнее.

Сын Тараса Бульбы предал не только своего отца и всё, чему Тарас Бульба его учил.

Андрей предал Родину и людей, которые шли по пути борьбы за свою свободу. Которые, из-за авторитета Тараса Бульбы, доверили ему свои жизни, свою свободу и правду на которую он посягать не имел права.

Он, сын, обезумел от любви! Имел ли он на это право, когда убивали его сородичей? Моральное?

В то время, когда его страна, его государство истекало кровью и лишалось в боях своей свободы?

Эгоизм, или – любовь – ДА!

А как в современном мире переносить такое? Я влюбился и всех предал ради своего удовольствия со шпионкой?

А где ответственность, где понимание того, что народ украинский бьётся и погибает, что родину защищает из последних сил, до последней капли крови, собственного предназначения исторического?

То есть – предательство Андрея вышло за рамки отношений отца и сына, которые в чём-то не согласны и противоречат друг другу.

Андрей противопоставил себя не только отцу, его породившему, но и воспользовался авторитетом отца, на который не имел права, чтобы предать Родину, ради своего чувства любви к женщине.

Я понимаю Тараса Бульбу, прощаю ему убийство сына, который ради своего полового влечения принёс в жертву тысячи людей, свою Родину, и самого отца.

Прощаю Тараса Бульбу, потому что это был настоящий человек, историческая личность, который не пережил предательство собственного сына.

Можно перенести сюжет в современную жизнь.

Всегда оправдаю маму, любую женщину-мать, которая сдаст своего сына в тюрьму, в полицию, ради того, чтобы он не употреблял наркотики, не распространял их, не убивал других людей и самого себя.

«Старый дед и внучек» — краткое содержание для читательского дневника

Краткое содержание «Старый дед и внучек» для читательского дневника

ФИО автора: Толстой Лев Николаевич

Название: Старый дед и внучек

Число страниц: 1

Жанр: Басня

Год написания: 1872–1886 гг. (точная дата неизвестна)

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Сюжет

Старый дед совсем состарился: у него выпали зубы, глаза почти ничего не видели, ноги совсем не слушались, он почти ничего не слышал. Когда старик ел, то у него всё выливалось обратно изо рта. Невестка с сыном перестали сажать его за общий стол и отвели место за печкой.

Однажды старик случайно разбил чашку с едой, чем очень сильно разозлил невестку. Женщина принялась ругать деда за то, что он портит ей вещи в доме. Она заявила, что отныне он будет есть не из тарелок, а из деревянной лоханки. Старик вздохнул, но промолчал.

Как-то раз сидели сын с невесткой дома и заметили, как их сынишка Миша что-то настойчиво пытался сложить из дощечек. Отец поинтересовался у мальчика, что же он хотел соорудить. Тот ответил, что пытается сделать лоханку, чтобы кормить из неё родителей, когда те станут совсем старенькими.

Муж с женой переглянулись и заплакали. Им стало очень стыдно за своё поведение перед беспомощным стариком. Они вновь посадили деда на самое почётное место за столом и с тех пор больше никогда его не обижали.

: Семья в жизни человека на примере рассказа Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек»

2 «Г»
Учитель:
Яна Владимировна Адмухамедова
Предмет:
Литературное чтение
Тема урока:
Семья в жизни человека на примере рассказа Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек»

Читайте также:
Максим Максимыч - характеристика героя, описание образа

создание условий для осознания детей, что семья — это самое ценное для человека, а сплоченность семьи — это фундамент благополучия.

знакомство учащихся с биографией Л. Н. Толстого и его рассказом «Старый дед и внучек»; развивать у детей умение выделять главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста; развивать логику, технику чтения; воспитывать уважение и сострадание к пожилым людям, родителям.
Задачи деятельности учителя:
на примере произведения Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек» познакомить детей с понятием «Семья», «Семейная традиция». Продолжить работу по воспитанию нравственных качеств человека, любви и заботы родственникам.
Тип урока:
урок открытия новых знаний.
Технология:
развитие критического мышления через чтение и письмо.
Приёмы:
постановка проблемы и поиск её решения, обращение к личному опыту учащихся, составление кластер, составление синквейна, поиск ответов на поставленные, ответы на вопросы, работа в группах, составление «Корзины предложений».

Планируемые результаты:Предметные:

высказывать своё мнение о прочитанном

определять главную мысль текста

соотносить содержание произведения с пословицами

осознавать сущность поведения героев, с помощью учителя делать выводы

уметь работать с текстом, прогнозировать содержание по выставке книг и иллюстрациям

отвечать на вопросы по содержанию Личностные:

уметь проводить самоанализ, самонаблюдение, самооценку

выражать свои эмоции посредством выразительного чтения

ориентироваться в нравственном содержании

выделять этапы в жизни человека, осознавать сложности, которые приходят к человеку в старости

проявлять сочувствие и понимание, находить способы оказания помощи пожилым людям

эмоционально воспринимать художественное произведения и поступки литературных героев оценивать их с точки зрения морали и ценностей, уважать мнение других. Метапредметные:

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

принимать и сохранять учебную задачу

оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом.

Регулятивные УУДуметь слушать и понимать речь других

оформлять свои мысли в устной форме

работать в паре, в группе

следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности

проявлять интерес к общению, договариваться о совместном выполнении заданий.

Коммуникативные УУДуметь ориентироваться в своей системе знаний

осуществлять анализ содержания

находить ответы на вопросы в тексте

составлять ответы на вопросы, составлять пословицы, понимать и объяснять их смысл; устанавливать причинно-следственные связи

читать произведение, отражая его настроение

Этап урока Содержание Деятельность педагога Деятельность учащихся
1. Самоопределение.

Организационный момент 1–2 мин.

1.Общая готовность детей к уроку. 2. Концентрация внимания детей. 1. Проверка готовности. 2. Выбор эффективного способа, приёма

концентрации внимания. На уроке литературного чтения мы вновь прикоснёмся к произведениям великих мастеров слова и рассмотрим очень интересную и важную тему. Работать нам предстоит в группах по 4 человека. Поэтому впередисидящие ребята повернуться к тем, кто сидит за ними. Таким образом, у нас получится 6 групп. Кто напомнит нам о правилах работы в группах?

3. Изучение новой темы (Совместная деятельность по достижению цели).

2. Работа до знакомства с произведением (прогнозирование темы произведения)

1. Знакомство с автором произведения.

– Какой общей темой объединены все пословицы? – Ребята, а что вы понимаете под словом «семья»? – Для того чтобы дать ответ предлагаю вам составить кластер
«Семья».
Организует работу по созданию кластера «Семья». У вас на столах лежат карточки с незаполненными ячейками кластера. Заполните кластер, и через несколько минут мы обменяемся мнениями. – Итак, мы с вами получили модель идеальной семьи.

А вот зачем мы создали этот кластер, вы мне скажите в конце урока. Учитель создаёт обстановку для знакомства с некоторыми элементами биографии Л. Н. Толстого.

Принятие целей урока, готовность слушать и обсуждать. Подготовленные дети рассказывают о жизни и творчестве Л.Н. Толстого Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание насчитывает 90 томов.– Он очень долго жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира.Толстой все время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал, что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно того человека, который всю жизнь трудился.– Лев Николаевич очень любил детей. В то время было мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. В Ясной Поляне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по своим учебникам, которые сам же и написал.Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на лыжах, санках, а летом ходил с ними в лес. Свои произведения он писал специально для школьников.В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии, помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости

– Хотели бы вы быть членом такой семьи?– Действительно ли рассказ грустный?– Дети, вы ведь сами сказали, что рассказ грустный. Так почему же вам понравился этот рассказ?

– Потому что закончился он хорошо.

– Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

Узнать, чему учит это произведение. и– Да….– .

Дают ответ на проблемный вопрос, поставленный в самом начале.

для организации более приятных условий жизни старшего поколения. – А у вас в семье есть представители старшего поколения? Поднимите руки у кого есть бабушки или дедушки.– Вы хотите, чтобы их жизнь в семье была похожа на жизнь дедушки из рассказа Толстого?– Давайте составим Корзину предложений о том, как нужно поступать и вам, и родителям, чтобы жизнь старших членов семьи была радостной.– Вспомним правила работы в группах
.
– А теперь подумайте, что надо делать, чтобы дедушкам и бабушкам, которым и так тяжело, жилось легче и радостнее? Напишите свои предложения на карточках-цветочках. Затем озвучьте свои предложения и прикрепите цветочек к корзине.

Отзыв

Мальчик Миша преподал отличный урок своим родителям. Они осознали, что показали сыну дурной пример и вскоре сами могут оказаться на месте слабого и больного деда. Старость приходит ко всем без исключения, и то, как в семье относятся к старым и больным родственникам, перенимают и маленькие дети. Чтобы они не выросли бессердечными эгоистами, они должна видеть, как родители заботятся о стариках.

Рисунок-иллюстрация к басне Старый дед и внучек.

Основная мысль

Главная идея басни в том, что нужно уважать старость, почитать своих пожилых родителей, дедушек и бабушек, заботиться о них. Это произведение учит:

  • милосердию;
  • терпению;
  • состраданию;
  • уважению.

Важно избавиться от эгоизма, бессердечия, равнодушия, благодарить своих родных за все. Они подарили жизнь своим детям и внукам. На примере мальчика автор преподнес ценный урок. Как родители относятся к старикам, так и дети будут. Ведь они берут пример с самых близких им людям. Каждый пока еще молодой человек станет старым. Старость придет обязательно. Ребенок дал урок своим родителям, показал, что их ждет такая же участь, как дедушку.

Уважение, помощь и забота — долг детей перед стариками. Брань и неуважение показывают человека с дурной стороны. Этому произведению прекрасно подходит пословица: «Что посеешь, то и пожнешь».

Мораль в том, что человек сам закладывает отношение к себе, показывая своим примером, как нужно вести себя с другими людьми.

Краткое содержание «Старый дед и внучек» для читательского дневника

Произведение Льва Николаевича Толстого «Старый дед и внучек» было написано в период с 1872 по 1866 год, точная дата написания неизвестна. В басне автор раскрыл тему отцов и детей, добра, милосердия, сострадания, отношения к старшим. Это поучительная история про взаимоотношения в семье, беспомощную старость. Анализ и пересказ книги «Старый дед и внучек» для читательского дневника поможет ознакомиться с сюжетом без изменения сути и потери смысла, а также сэкономить время.

  1. Краткое содержание
  2. Основная мысль
  3. Действующие лица
  4. Отзывы читателей

Краткое содержание

Жила семья, состоящая из отца, его сына, невестки и внука. Дед со временем состарился, остался без зубов, практически ничего не видел и не слышал, а ноги и руки не слушались. Когда дедушка ел, то вся пища вываливалась изо рта, он чавкал. По этой причине его перестали сажать за общий стол, выделили ему место за печкой.

Как-то старик нечаянно разбил тарелку с едой, этим поступком он разозлил невестку. Та стала ругать старика за порчу вещей в доме. Она сказала, что теперь дед будет есть не из чашек, а из деревянной лоханки. Дедушка огорчился, вздохнул, но не стал ничего говорить.

Однажды сын с невесткой увидели, как их ребенок что-то делал из дощечек. Они спросили у мальчика, что он хочет соорудить. Ответ удивил родителей. Мальчик сказал, что делает лоханку, из которой он будет кормить маму и папу, когда те состарятся.

Родители переглянулись и горько заплакали. Им было стыдно за свое поведение перед беспомощным дедушкой. Старика снова посадили за стол и выделили ему самое почетное место. Больше его не обижали.

Основная мысль

Главная идея басни в том, что нужно уважать старость, почитать своих пожилых родителей, дедушек и бабушек, заботиться о них. Это произведение учит:

  • милосердию;
  • терпению;
  • состраданию;
  • уважению.

Важно избавиться от эгоизма, бессердечия, равнодушия, благодарить своих родных за все. Они подарили жизнь своим детям и внукам. На примере мальчика автор преподнес ценный урок. Как родители относятся к старикам, так и дети будут. Ведь они берут пример с самых близких им людям. Каждый пока еще молодой человек станет старым. Старость придет обязательно. Ребенок дал урок своим родителям, показал, что их ждет такая же участь, как дедушку.

Уважение, помощь и забота — долг детей перед стариками. Брань и неуважение показывают человека с дурной стороны. Этому произведению прекрасно подходит пословица: «Что посеешь, то и пожнешь».

Мораль в том, что человек сам закладывает отношение к себе, показывая своим примером, как нужно вести себя с другими людьми.

Действующие лица

Большинство творений Толстого являются поучительными. Своим героям автор придает черты характера, которые позволяют различать добро и зло, положительные и отрицательные стороны людей.

В басне описаны четыре персонажа. Среди них старик, его сын, невестка и внук. Герои характеризуются следующими качествами:

  1. Старик — больной, глухой, беззащитный, немощный, беспомощный, беззубый.
  2. Сын с невесткой — эгоистичные, грубые, равнодушные, безжалостливые люди, осознавшие свою вину. Муж не перечил жене, соглашался во всем, даже с ужасным обращением с его родным отцом.
  3. Мальчик Миша — любящий, понимающий, заботливый и добрый ребенок, указавший своим родителям на их жестокое и неуважительное отношение к дедушке.

На примере «Старый дед и внучек» автор доказал верность пословицы: «Устами младенца глаголит истина». Дети замечают то, что взрослые порой не видят. Для человека важно воспитать себя, а уже на его примере дети и окружающие увидят, как нужно вести себя со старшими.

Отзывы читателей

Чтение книги про старика и внучка необходимо каждому! И взрослым, и детям. У этой басни есть чему поучиться. Иллюстрации усиливают трагичность ситуации. Советую к прочтению.

Недавно заполнял читательский дневник по этой сказке. В школе задали составить план, написать сочинение и нарисовать рисунок. Я проникся историей о безжалостном отношении к дедку, а мальчик меня поразил. Не зря говорят, что дети чувствуют плохое отношение, а взрослые нет. Он указал родителям на их ужасное поведение.

В классе недавно мы проходили этот рассказ. Его сюжет запал мне в душу. Дедушку становится жалко, а его детей хочется наказать за неуважительное отношение к беспомощному старику. В книге было несколько картинок с изображением опечаленного деда, что вызывает печаль. Эта история очень поучительная. Важно любить и заботиться о бабе с дедом, сопереживать им и помогать.

Открытый урок “Старый дед и внучек”
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Открытый урок по литературному чтению показан на занятии кустового медодического объединения учителей начальных классов. Октябрь 2014 года.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_literatunogo_chteniya_2_klass.doc 99 КБ
prezentatsiya_k_uroku.ppt 1.58 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения 2 класс

Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»

УМК: «Школа России».

Учебный предмет: литературное чтение.

Авторы учебника: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Толованова.

Методы обучения : словесный, иллюстративный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности : индивидуальная, парная, фронтальная.

Тема урока: Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»

Цель урока: Создать условия для осознания детей, что семья – это самое дорогое и близкое, что есть у человека, а сплоченность семьи – это фундамент благополучия.

  1. Познакомить детей с биографией Л. Н. Толстого и его рассказом

«Старый дед и внучек».

  1. Развивать у детей умение выделять главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста, развивать логику, технику чтения.
  2. Воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям.

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока: учебник «Литературное чтение. 2 класс.» (сост. Л.Ф.Климанова и др.); презентация по теме урока, карточки.

Ход урока. I. Организационный момент.

Психологический настрой, слайд 1 (смайлики)

Разрешите начать мне урок Я хочу, чтобы был он вам впрок,

Предлагаю вам размышлять,

Доказывать, думать и рассуждать.

Сегодня мы рассмотрим очень интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца урока сохранится прекрасное настроение, как у этого смайлика. А сейчас потрите ладошки та чтобы они стали тёплыми, посмотрите на своего соседа, передайте своё тепло, улыбнитесь ему и пожелайте друг другу удачи.

  1. Проверка домашнего задания.

Игра «Сложи название». слайд2

На доске слова: Лебедь. Стрекоза Рак Щука Муравей.

-Что объединяет всех этих животных? (герои басен)

  • Разбейте животных на 2 группы по принадлежности к разным басням. -Кто автор этих басен?
  • Что такое басня?
  • Дома вы готовили выразительное чтение басни. Давайте поиграем в театр. Сейчас мы обыграем диалог из басни «Муравей и стрекоза».

(2 группы ребят выразительно играют роли , оцениваем аплодисментами)

– Чему учат нас басни Крылова?

III Постановка темы и цели урока.

Сегодня мы познакомимся с биографией и творчеством ещё одного великого русского писателя. Его портрет вы видите на слайдеЗ, может быть кто-то уже встречался с творчеством этого человека и узнал его? (предположения)

О биографии писателя нам готовы рассказать ребята. А мы внимательно слушаем, чтобы быть готовыми ответить на вопросы после выступления.

1. Знакомство с биографией

– Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание насчитывает 90 томов.

  • Толстой все время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал ,что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно того человека, который всю жизнь трудился.

– Он очень долго жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира.

– Лев Николаевич очень любил детей. В то время было мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. В Ясной Поляне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по своим учебникам, которые сам же и написал.

  • Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на лыжах, санках, а летом ходил с ними в лес. Свои произведения он писал специально для школьников. В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии, помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости.

2. Проверка восприятия материала.

На слайде4 прочитать и ответить.

1..Где жил Л.Н.Толстой? (1 ученик читает вопрос, 1 – отвечает)

2. Каким он был человеком?

3. Как Толстой помогал бедным детям?

4.0 чем он писал в своих рассказах?

-Молодцы, вы были внимательны, правильно ответили на все вопросы.

Вывод: Если мы с вами познакомились с писателем, значит, с чем мы должны сегодня познакомиться на уроке? Что мы будем делать? (познакомиться с произведениями) (будем отвечать на вопросы и анализировать прочтитанный текст)

  • Уточним, какие вопросы вынесим для обсуждения?

1.Познакомиться с биографией писателя.

2.Познакомиться с произведением, которое он написал?

3. Узнать чему оно нас учат?

– И не забывайте, ребята, главная задача литературного чтения?

Читать целыми словами, громко, четко, выразительно, понимать прочитанное

– Сегодня мы познакомимся с басней Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» Слайд 6

– Ребята, как вы думаете, о чём это произведение? (предположения детей)

– Напомните ребята, что такое басня?

(Басня – это небольшой рассказ, в котором есть поучение или мораль)

– Значит, если мы будем читать басню, то обязательно чему-то научимся, поэтому я бы хотела, чтобы по окончании урока вы смогли ответить на вопросы и закончить высказывания (на доску):

V Словарная работа

– Басня, «Старый дед и внучек», рассказывает об истории , которая произошла в одной семье. Написана она очень давно, при чтении нам встретится слово, которое в наше время практически не употребляется.

Дома вы нашли это слово в «Толковом словаре» и готовы объяснить нам его значение.

(Карточка со словом вывешивается на доску)

Ответ .’«Лоханка – круглая или продолговатая деревянная посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости».

Ответ: «Так называли и называют родители жену сына»

– Подберите синонимы к словам складывать, бранить

VI Первичное восприятие текста. Рефлексия.

  • Послушайте басню Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек». Обратите внимания, что эта басня написана не в стихотворной форме, а в прозе. (аудиозапись)

VII Проверка первичного восприятия текста

-Назовите героев басни?

-Какая тема объединяет героев басни? (друзья, семья, гости)

-Что такое семья?

У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

-Какую семью называют дружной?

-Охарактеризуйте эту семью, (кто входит в состав семьи, какие у них взаимоотношения? Можно ли назвать ее благополучной?)

-А ваша семья какая?

-Как чувствует себя человек в благополучной семье?

VIII Вторичное восприятие текста чтение – чтение басни вслух по цепочке?

Ребята, вернёмся к нашей басне:

-Сейчас мы будем читать басню по цепочке. Пожалуйста внимательно следить и подумайте, на какие две смысловые части можно ее разделить?

IX. Структурный анализ текста.

-На сколько частей можно разделить басню?

Ответы уч-ся: «Я считаю, что басню можно разделить на две смысловые части. В первой части говорится о том, как обидели деда. Во второй – о том, как сын проучил родителей».

1. Чтение и анализ I части

-Прочитайте первую часть басни, (читает сильный ученик)

-Найдите в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за стол?

Ответ уч-ся: «Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой».

-Что случилось во время обеда за печкой?

Ответы уч-ся: «Дед хотел подвинуть чашку с едой, уронил и разбил ее».

-А почему дед уронил и разбил чашку?

Ответы уч-ся: «Потому что он был очень старый, плохо видел».

-Прочитай, что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой?

Ответы уч-ся: «Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке».

-Правильно ли поступила невестка? Почему?

Ответы детей: «Невестка поступила неправильно, он же не специально разбил чашку».

2.Чтение и анализ 11 части. ( составить картинку и найдите сюжет) Слайд 9 (проверим картинку)

-Прочитайте вслух вторую смысловую часть басни,

-Зачем Миша делал лохань?

Ответы уч-ся:« Чтобы кормить из нее родителей, когда они станут старыми».

-Прочитай, почему родители Миши заплакали?

Ответы уч-ся:«Им стало стыдно за то, что они так обижали старика».

– Как после этой истории стали относиться к дедушке?

Ответы уч-ся: «Стали сажать его за стол и ухаживать за ним».

3.Работа с иллюстрацией на стр. 110 (Слайд 10)

-Чем заняты герои рассказа?

-Какое у них настроение?

-О чем сейчас они разговаривают? (прочитайте из текста)

-Чему учит этот рассказ?

– Л.Н.Толстой в своем творчестве очень часто обращался к мудрости русского народа, к пословицам и поговоркам. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь. Сегодня мы прочитаем три пословицы. Все они объединены одной темой. Только начало и конец у них перепутаны.

Возьмите карточки, карандаши и соедините начало и конец пословиц так, чтобы получились верные высказывания

Слайд 7. (“работа в паре)

  1. .Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
  2. Вся семья вместе, и душа на месте.
  3. Нет лучше дружка, чем родная матушка.

-Посмотрите на экран. У кого не так?

-Прочитайте вслух первую пословицу, которая у вас получилась. Что значит «почитает»? Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Ответы уч -ся : «Надо уважать своих родителей, любить юс .Родители всегда помогут».

-Прочитайте вторую пословицу. Как вы ее понимаете?

Ответы уч – ся :«Когда все вместе, то ни за кого не переживаешь, не волнуешься».

-Прочитайте третью пословицу. Объясните ее смысл.

Ответы детей: «Мама-лучший и самый надежный друг.»

-Какой темой объединены эти пословицы?

Ответы уч-ся .«Все три пословицы о семье».

-А какая из пословиц относится непосредственно к нашей басне?

l.Kmo родителей почитает, тот вовек не погибает.

Дружно маме помогаем-

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

X Логический анализ текста.

1) Определение поучения басни.

-Можно ли назвать эту басню поучительной? Чему она нас учит?

Ответы уч-ся: «Басня учит нас с уважением относиться к пожилым людям, быть внимательными и заботливыми по отношению к родителям».

-Какова мораль этого произведения?

Ребята, давайте найдём в басне такие слова, в которых заключён главный смысл. ( последний абзац читаем хором)

Вывод: «Как ты будешь любить и уважать своих родителей, так и твои дети будут уважать тебя».

2)Определение актуальности басни «Старый дед и внучек»

– Это произведение было написано очень давно. Скажите, а может ли произойти такая история в наше время?

– Есть ли в вашей семье пожилые люди? Расскажите, как вы к ним относитесь?

– Не только мы ребята, а также и все люди должны заботливо и сострадательно относиться к пожилым людям. Поэтому в нашей стране есть замечательная традиция. Ежегодно в октябре мы празднуем День пожилого человека.

Из библии «Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле»

Библия, Ветхий Завет (слайд)

IX Итог урока. Отметки. Рефлексия.

– С каким писателем мы сегодня познакомились?

-Какую басню мы прочитали?

-Какая главная мысль басни?

Чтобы сделать вывод по уроку, я попрошу вас подумать и продолжить своими словами предложения, начатые на доске, (опять обращаю внимания на слова:)

-Продолжи первое предложение, написанное на доске.

Ответы уч-ся :« Я почувствовал, как обидно было дедушке. Мне было его жалко».

-Продолжи второе предложение.

Ответы уч-ся :« Я задумался о том, как надо относиться к старым людям.»

-Продолжи третье предложение.

Ответы уч-ся:«Я понял, как надо относиться к старым людям.»

-Я согласна с вами. У мета это произведение вызвало такие же чувства, как у вас.

-Чему научила вас эта басня?

-А возникли ли у вас вопросы к писателю? слайд

– У меня возник такой: для кого все-таки больше написан этот рассказ – для родителей или для детей? Если для родителей, тогда зачем вы, дети, должны его читать? Чтобы проверить правильность вашего ответа, попробуйте спросить совета у родителей.

С. 110-111 прочитать дома целыми словами.

А закончить свой урок я хочу такими словами:

Ребята, учитесь любить и заботиться. Любите и заботьтесь о своих родителях, близких и друзьях. И помните любовь- это огромная сила, которая может сделать невозможное. Я желаю огромной любви вам, ребята, и всем нашим гостям.

Тема урока: Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»

Цель урока: Создать условия для осознания детей, что семья – это самое дорогое и близкое, что есть у человека, а сплоченность семьи – это фундамент благополучия.

  1. Познакомить детей с биографией Л. Н. Толстого и его рассказом «Старый дед и внучек».
  2. Развивать у детей умение выделять главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста, развивать логику, технику чтения.
  3. Воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: словесный, иллюстративный, частичнопоисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

индивидуальная, парная, фронтальная.

Данный урок входит в состав раздела «Русские писатели детям» По изучению жанра басня это 3 урок. Предыдущие басни были в стихотворной форме. В отличие от предыдущих двух басен Эта басня – притча очень ярко показывает поучительный смысл для людей, ярко раскрывает значение слова мораль. Как бы подводит черту в изучении данного жанра. Имеет глубокий смысл и несёт большое воспитательное значение.

Краткая психолого-педагогическая характеристика класса: класс разноуровневый. Есть дети сильные, быстро и глубоко мыслящие. Таких немного: Геля, Неля, Слава Есть дети даже не читающие и которые не могут выразить словами свои мысли из-за небольшого кругозора. Но сейчас и такие ребята уже начинают работать.

При планировании урока я учитывала эти способности и постаралась привлечь к работе всех детей. Кто не читал, те отвечали на вопросы, а кто не мог ответить на вопросы – составляли картинки и участвовали в обсуждениях.

В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД

Личностные: уважение и сострадание к пожилым престарелым людям, милосердие и заботу о ближнем человеке.

Познавательные: изучение биографии нового писателя, знакомство с новыми произведением, новыми словами и понятиями, постановка целей и задач, а также формулирование выводов.

Регулятивные: Формирование собственной позиции по отношению к окружающим тебя близким людям, а также к поступкам других людей. Определение положительных и отрицательных поступков, аргументирование своих выводов «Почему?» «Докажите»

Коммуникативные: Умение работать в паре, задавать вопросы собеседнику, доказывать свою точку зрения.

Тема урока и данное изучаемое произведение имеет очень глубокий воспитывающий характер. Весь материал, изученный на уроке построен на чувствах детей. Каждый ребёнок в классе был затронут и не остался равнодушным к событиям произведения. Поэтому считаю что воспитательные задачи были достигнуты.

Главными методами и приёмами работы на уроке были: выборочное чтение, беседа и рассуждения по вопросам.

Считаю, что главный этап урока – это логический анализ текста и итог урока. На данном этапе дети чётко определили поучительность басни. Нашли главную часть – мораль. Определили актуальность произведения в наши дни.

На этапе рефлексии – ответили на главные вопросы:

Я почувствовал… Я задумался… Я понял…

Времени нам хватило, Этапы урока были взаимосвязаны между собой. Замотивированность на внимание и поиск ответов в начале урока была развязкой в конце.

На уроке была использована интерактивная доска, но правда только как экран.

Считаю, что не достаточно было самооценки.

Результат урока считаю положительным, так как самой главной воспитательной цели он достиг.

Смысл рассказа «Старый дед и внучек» Толстого

Произведение было написано в период между 1872 — 1886 годами. В басне Л.Н. Толстого, как и подобает этому жанру заложен поучительный смысл. Здесь поднимается вопрос о взаимоотношении между родителями и детьми, о старости и том как подобает к ней относиться.

Дед был уже весьма в преклонном возрасте, плохо слышал и видел, все у него все валилось из рук, он лишился зубов, передвижение ему давалось с трудом. Он был ослаблен и беспомощен, как бывают слабы и беспомощны младенцы. Описание Л.Н. Толстого вызывает к состоянию старичка чувство сострадания, грусти и сочувствия. Ведь совсем недавно он был статным, сильным, молодым человеком, который мог самостоятельно справиться абсолютно со всем. Но это время прошло стремглав, и теперь он в таком положении, которому мало кто позавидует. Он и сам не рад быть немощным. Не рад и жестокому обращению сына, которого взрастил. Сын был эгоистичен, ему совсем не было дела до чувств своего старенького отца. Как в большинстве случаев родитель превратился для своего ребенка в обузу.

Супруга сына также не ласкова, она больше была равнодушной и злой. Поскольку дедушка плохо ел дрожащими руками и еда вываливалась у него изо рта, дети брезгливо перестали садиться с ним обедать и носили ему еду за печку, словно какой-то животинке. Однажды руки деда подвели его снова и миска с едой упала на пол. Это вывело из себя невестку. Она пришла в негодование, стала кричать на деда и ругать за то, что он портит вещи в их домашнем хозяйстве. Она сообщила старику, что тот отныне будет кушать из деревянной посудины. Дедушка вздохнул и ничего не ответил. Он же не сделал этого нарочно, его руки трясутся, в них нет прежней силы, нет надежды на самого себя. А самые близкие люди корят его и ставят в упрек ему же его же состояние здоровья. Человек по непонятным причинам не может и представить, что настанет и его черед быть старым, хилым и больным. Каково будет терпеть такое отношение к себе? Ведь старость это смерть телесная, а духом ты всегда молод и прекрасно понимаешь, что с тобой не считаются и относятся, словно к вредному безумцу. Очень печально наблюдать такое постыдное отношение молодых к своим престарелым родителям.

Был еще у дедушки внучок — Мишка, старательный, вежливый и смышленый паренек. Однажды дома собралась вся семья и супруги заметили, что их сынишка что-то старательно и аккуратно сооружает из дощечек. Папа заинтересовался и спросил, чем он занят. На что получил вразумительный ответ: оказывается сын мастерил лоханки для своих родителей, чтобы кормить их, когда они состарятся.

Родители в полном недоумении переглянулись, у обоих в глазах читался страх, слезы брызнули из глаз. Они спроецировали обстоятельства на себя и признали свою неправоту. Они осознали вину в отношении к деду, раскаялись, им было бесконечно стыдно за свое непристойное отношение, за свою жестокость и черствость к немощному деду. С тех пор дед обедал за столом и сидел на самом почетном месте, к нему относились доброжелательно и больше никогда не ругали. Роль мальчика здесь великолепна, он совершал такие простые действия и дал такой простой ответ, который прозвучал как оплеуха, приведшая в здравое чувство родителей. Он нарисовал для них картину того, что их ожидает в будущем. Причем он не придумал это сам, а родители подали такой невзрачный и бесчеловечный пример.

Основная мысль произведения проста: не стоит забывать о родителях, не стоит упрекать их в наступившей старости, не нужно подавать плохой пример своим детям, иначе ваша старость будет ровно такой, какой вы ее обеспечили своим родителям. Преклонный возраст, к сожалению, приходит ко всем. Каждый может рассчитывать на то, чему научил свое потомство. Маленький мальчик, не видевший жизни, тем не менее оказался умнее взрослых и научил их уважать и почитать старость. Чтобы дети не выросли бессердечными эгоистами очень важно показывать им теплое, душевное отношение к пожилым членам в своей семье.

История поучительна и актуальна на все времена, после прочтения она находит отклик в каждом сердце. Не зря говорят: «Что стар, что млад». Старость — это душевное возвращение обратно в детство. Речь в басне идет о противостоянии старости и молодости. Если молодость нуждается в движении, то старость — в терпении, снисхождении, любви и заботе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: