Стихи про коронавирус – читать онлайн на нашем сайте без регистрации

Стихи про коронавирус – читать онлайн на нашем сайте без регистрации

Новинки
Популярное

Из-за пандемии большинство стран закрыли свои границы и объявили карантин, люди сидят дома. Взрослым тяжело, но ребятам – еще сложнее, ведь на улице весна, а в детстве так хочется гулять, кататься на велосипедах, играть в подвижные игры. Однако объяснить ребенку происходящее помогут стихи про коронавирус. В них в доступной форме рассказывается об опасности COVID-19, а также о важности гигиены в это непростое время.

Чтобы поднять настроение всей семье, читайте вслух шуточные стихи про коронавирус. Оптимисты реже болеют, к тому же смех вообще продлевает жизнь!

Коронавирус из Китая,
Как ветер пО Миру летает,
Он страшный, чёрный, волосатый,
Зубастый, злобный и горбатый.
Забились по квартирам люди
И все трясутся: что же будет?
Зато животные на воле
Гуляют… Им теперь раздолье!
А мы сидим по «интернетам»
И белого не видим света.
Коронавирус, гад проклятый…
Пойду, прибью его лопатой!

Нам без стрессов не пропасть:
Как угроза миру,
Появилась вдруг напасть
Звать коронавирус.

Будто, жители Китая
Съели мышь летучую,
Привела она больная
К вирусному случаю.

Сам себя не нахожу,
Можно ли бананы кушать,
На youtube я захожу
Комаровского послушать.

Доктор сразу успокоит:
Истерить пока не стоит,
Мир научный напряжен,
Вирус может быть сражен.

Про бананы — ерунда,
Про посылки то же
И совет есть, что всегда
Вам в быту поможет:

В ноздри солевой раствор,
Гигиена дома,
Не вступайте в разговор,
Если незнакомы.

Если оба без соплей,
Можно целоваться,
Не искать, где веселей
И не тусоваться.

Стал спокойней, отошел,
Новости читая.
Хорошо, чтоб не дошел
Вирус из Китая!

Веселые песенки пойте,
Чаще руки с мылом мойте.
Фрукты кушайте, чеснок,
Чтобы вирус проникнуть не смог.
Защищайте организм,
Вам поможет оптимизм.

В Китае мышь летучая
Заразу в стране разнесла.
Конечно, дело случая,
Но страшные дела.
Мы вирус дружно победим,
От COVIDа защитим
Планету родную нашу,
И будем счастливо жить дальше.

Весна наступила, мы так ее ждали,
Что с ней придет вирус, конечно, не знали.
Наслаждаться теплом солнца хотели,
Ждали, что скоро отступят метели.
Но тут как гром среди неба ясного –
Не будет настроения прекрасного.
Коронавирус с весной к нам пробрался,
Над мечтами нашими посмеялся.
Не будем плакать и горевать,
На карантине продолжим мечтать.
Весне скажем: «Здравствуй!», в окошко помашем.
Не так этот вирус, наверное, страшен.
Время пройдет, наступит лето прекрасное,
Выглянет солнышко теплое, ясное.
Все, кто болеет, конечно поправятся
И по домам своим тут же отправятся.
Как бы не было нам тяжело,
После тьмы наступает светло.

Паника – наш злейший враг,
Когда все идет не так.
Смехом вирус мы убьем
И счастливо заживем.
Только вы не забывайте,
Руки спиртом протирайте.

Чтобы не болеть никогда,
Нужно спорт полюбить навсегда,
Витаминами запасаться
И, конечно же, улыбаться.
Позитивный человек
Проживет счастливый век.
Мы сейчас на карантине,
Сидим как мухи в паутине.
Время с пользой проведите,
Фильмы лучше посмотрите,
Книжек больше вы читайте,
Главное, не унывайте!

Кто доброй сказкой входит в дом?
Кто всем и каждому знаком?
Кто не художник, не поэт,
А покорил весь белый свет,
Он очень скоро будет тут —
Скажите, как его зовут?
Ка!
(ляляля-ляля)
Ра!
(ляляля-ляля)
Нти!
(ляляля-ляля)
Но!

Лишь негаданно возник,
Злой короновирус вмиг
Стал всемирно знаменит
И его любой бранит.
Злобный, вредный и заразный,
Все мутирует он разный,
Появился из Китая
Во все страны попадая.
Многих заразил микроб, —
Чтобы его объял озноб!
Пусть ему скорее крышка —
Ну когда же стихнет вспышка?

Ограничен в движенье, свободе,
Маской стянут и нос мой и рот,
И одежда всегда по погоде,
Ведь никто никуда не идет.

Солнце дразнится светом в окошко,
Кот как резанный кошку зовет.
Вечно в действии вилка и ложка,
И растет с каждым часом живот.

Путешествия все к магазину,
Свежим воздухом служит балкон,
Там на кресле грею я спину,
Но и он, как назло, застеклен.

Читайте также:
Фауст - краткое содержание по главам трагедии Гете, образ Маргариты

Мою руки, когда просыпаюсь.
Мою руки, когда спать ложусь,
Мойдодыром теперь я считаюсь,
Лишь боюсь, что до дыр я сотрусь.

Не чихнуть, не икнуть, я не смею,
Ведь соседи за стенкой не спят.
Не храплю, не стону, не потею,
Знаю грозные органы бдят.

Средства тают, амбары пустеют,
Телевизор пророчит коллапс,
Сам с собой провожу лотерею,
Сам себя обыграл в преферанс.

Все заложники мы поневоле,
Где помочь себе можешь лишь сам,
Ты один теперь воин на поле,
Жалкий путник к далеким морям.

В карантине часов не считаю,
Понедельник как пятница прост,
Лишь о дне избавленья мечтаю.
Всем здоровья! — об этом мой тост.

Стихи про коронавирус и самоизоляцию!

Карантина первый день.

Я активен, как олень:

Начинаю день с зарядки,

Со здоровьем все в порядке!

Завтрак съел, и за компьютер,

Удаленка — это круто.

В пробках можно не стоять

И парковку не искать.

Я по скайп назначу встречи,

На имейлы все отвечу

И пойду играть с дитём –

В кой-то веки дома днем.

За обедом вся семья:

Сын, жена, шарпей и я.

Теща не припрется к нам –

Сто поклонов небесам.

Я ее тут напугал,

Что в Италию летал.

День прошел, и вот уж вечер.

Я доволен и беспечен,

Посмотрел крутой фильмец

И улегся, наконец.

Карантина день шестой.

Снова гречка? Боже мой!

Я бы скушал бутерброд –

Гречка уж не лезет в рот.

Но жена сказала строго:

«Лопай гречку — ее много».

На гимнастику забил –

Нет белка и нету сил.

Шеф трезвонит: «за работу!»

Если честно — не охота.

От экрана глаз болит,

Третий день спина гудит,

Да еще жена, зануда,

Заставляет мыть посуду

И с ремонтом задолбала,

Одним словом, припахала.

День прошел, я весь в тревоге,

Поразмять бы в парке ноги.

Но нельзя, ведь вирус бродит,

Говорят, в могилу сводит.

Покурю и лягу спать.

Во житуха, вашу мать.

В карантине дней двенадцать.

Завтрак. Гречка?! Не, я пас –

Уже дергается глаз.

Водки тяпну и вперед:

Шеф давно на скайпе ждет.

Нет, сынок, не трогай мышку!!…

Твою мать! Отчету крышка.

Босс меня уроет, гад.

Боже мой, какой-то ад!

И зачем я ездил в Рим?!

Ведь под боком целый Крым!

Две недели взаперти!

Как с ума тут не сойти?!

Сын ревет, жена орет,

А шарпей ковер грызет.

К небесам воззвал с мольбой:

«Боже, сжалься надо мной!

Обещаю не грешить,

По Твоим законам жить.

Пусть отменят карантин!

Я уже на грани, блин!»

Миновал последний день.

Я счастливый, как олень!

Собираюсь на работу!

Дом достал аж до икоты!

Телек вдруг жена включает,

А там Путин выступает:

Вирус жить нам не дает,

Посему на дней сто двадцать

Лучше дома всем остаться».

Тут мне сразу поплохело,

И в глазах вдруг потемнело.

Ну, китайцы! Чтоб вам всем

И кричу я сквозь рыданья:

«Боже! Что за наказанье. »

А супруга в св-печке

Греет мне кастрюлю гречки…

Перепечатка со слов неизвестного аффтора…

Коронавирши. Стихи коронавирусного времени

За коронавирус взялась настоящая поэзия, осознавшая пандемию как явление и потому требующая осмысления на высоком уровне

Текст: Андрей Васянин/РГ

В своем дому сижу я, как в окопе.

Судьба неумолима и капризна.

Коронавирус бродит по Европе,

Неуловим, как призрак коммунизма.

Время набросанных “на коленке” любительских стишков и песенок про COVID-19 прошло. За коронавирус взялась настоящая поэзия, осознавшая пандемию как явление, влияющее на жизнь каждого и потому требующее осмысления на высоком уровне.

Стихотворение Александра Городницкого, отрывок из которого мы привели, – часть онлайн-проекта “CORONAVERSE – стихи коронавирусного времени”, запущенного нью-йоркским русскоязычным издательством KRiK.

Известное масштабными акциями вроде выпуска серии “Русское слово без границ”, в которой на русском и английском выходили книги А. Кушнера, А. Парщикова, Е. Бунимовича, KRiK взялось за акцию мирового масштаба – собрать на своем сайте стихи русских поэтов, написанные во время и под влиянием карантина. На идею отозвались поэты от США до Австралии. В проект среди других влились Татьяна Щербина, Вера Павлова, Максим Амелин, Вадим Степанцов.

Читайте также:
Весенние воды - анализ, история создания, жанр, тема и идея

Большую часть жизни сейчас все проводят в интернете, и Coronaverse – полностью виртуален. Сначала на сайте проекта просто публиковались тексты, потом начались Zoom-встречи авторов.

А потом мы решили “очеловечить” антологию и попросили авторов записать на видео одно стихотворение из подборки, – говорит инициатор проекта, сооснователь KRiKа Рика Кацова. – Поэты включились в процесс, и проект стал не только мультимедийным, но и интерактивным.

А некоторым и просто роликов с чтением оказалось мало, и теперь на сайте проекта можно послушать, как лидер группы “Бахыт-компот” Вадим Степанцов превращает чтение в мелодекламацию, а Игорь Лёвшин произносит свои строки под грозные звуки сочиненной им фонограммы.

У издателей сегодня собралась целая видеотека актуальной русской поэзии, и они надеются, что читатель и слушатель найдут тут ответы на свои тревоги и добрые чувства, которые, как известно, поэт пробуждает лирой.

Марина Кудимова

На мировой коронавирусной

С неделей, длящейся по году,

Мы доверяем певчей клиросной

Поболее, чем QR-коду.

Земля виолончелью выгнулась

И заплясала в такт музону,

А тут еще нефтянка гигнулась

И зэки подожгли промзону.

Чего вам не живется, сволочи,

Законную вкушая птюшку?

Куда все брокеры, все коучи

Теперь пойдут, кто скажет? Пушкин?

Неуж не жалко их ни чуточки,

Завязнувших в крутых изводах?

Нам хорошо, мы сроду туточки —

В очередях, на огородах.

Они пришли на всё готовое

И завели свои порядки.

А мы, как те солдатки вдовые,

Стоим враспял на черной грядке.

Настройки сбросят эквалайзеры,

Ландшафты вспухнут кверху корнем.

Вы, мытари, вы, мерчендайзеры,

Айда за стол – ништо, прокормим.

Татьяна Щербина

Моментёнок, внук момента,

сын ошибок трудных,

поскакал, от страха бледный,

в даль пунцовых будней.

Воли не видать, но силой

держится, хоть с виду хил он

и душевно тонок.

Дед момент был дик и крепок,

западал на вечность,

к основаньям шляп и кепок

Сын его, в трудах ошибок,

сам баклан и циник,

всё ловил нарядных рыбок

на кукан тащил их.

Моментёнок на продленке

что еще на удаленке

делать? Были б живы.

Дни у моментёнка кратки –

сам с собой играет в прятки –

всё в нем карантинно.

Восклицает: «Орвелл, Кафка!»

Пялится в экраны,

спит, пришпиленный булавкой,

Евгений Лесин

В Италию из плена два еврея

Брели, тоскуя, всяк был одинок.

Спасение, лекарство, панацея:

Чеснок и водка, водка и чеснок.

Комета приземляется Галлея.

«Восточит Запад, западит Восток».

Спасение, лекарство, панацея:

Чеснок и водка, водка и чеснок.

Не вся в цветах душистая аллея,

Зато сияет свадебный венок.

Спасение, лекарство, панацея:

Чеснок и водка, водка и чеснок.

Китай, Россия, лето, лорелея.

Кому пинок, ну а кому глоток.

Спасение, лекарство, панацея:

Чеснок и водка, водка и чеснок.

Какая прелесть Южная Корея.

Горит огнем коммерческий ларек.

Спасение, лекарство, панацея:

Чеснок и водка, водка и чеснок.

О как прекрасны руки брадобрея.

Да здравствует вселенский рагнарек.

Спасение, лекарство, панацея:

Чеснок и водка, водка и чеснок.

Александр Амчиславский, США

Ветерок, избавь меня

от сегодняшнего дня

от химической хворобы

унеси скорей туда

сам не знаю где беда

нос не кажет слов не скажет

где и сеют где и пашут

где в морях у рыбаря

чешуёй как жар горя

озорные рыбки плещут

и в ходу простые вещи

ни компьютеров ни книг

злобный гений не проник

в генетические цепи

где по-прежнему Асклепий

чародей и костоправ

полнит силу звёзд и трав

камня корня зелья слова

в ступке чёрного агата

и с богами говорит

это было же когда-то

и сейчас наверно есть

миру мир а сказке цвесть

ты прости мне ветерок

что не выучил урок

Читайте также:
Медный всадник - анализ поэмы Пушкина, история создания

и скорей неси туда

вместо Страшного суда.

Анализ стихотворения «Родная земля» Ахматовой

Тема родины в поэзии Анны Ахматовой занимает одно из важнейших мест. В стихотворении «Родная земля» она рассматривает родину не как страну, а как землю, вскормившую и взрастившую своих детей.

Сочинение, а также краткий и полный анализ «Родная земля» можно использовать на уроке литературы в 8–9 классах, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.

  1. Текст стихотворения «Родная земля»
  2. Краткий анализ произведения
  3. Анализ стихотворения «Родная земля»
  4. Подробный анализ стихотворения
  5. Сочинение о стихотворении Родная земля

Текст стихотворения «Родная земля»

Анна Ахматова

Родная земля

В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным раем.

Не делаем ее в душе своей

Предметом купли и продажи,

Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,

О ней не вспоминаем даже.

Да, для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы мелем, и месим, и крошим

Тот ни в чем не замешанный прах.

Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно — своею.

Краткий анализ произведения

Ахматова написала стихотворение «Родная земля», приуроченное к 20-летию начала Великой Отечественной войны. В нем речь идет не о стране как о таковой, а об ее вечном символе – плодородном черноземе, который хлеборобы до сих пор почитают своим кормильцем.

  • История написания – Стихотворение написано в 1961 году, и относится к завершающему периоду творчества поэта.
  • Тема стихотворения – Любовь к родине.
  • Композиция – Композиционно стихотворение делится на две части. В первой части лирическая героиня отрицает любое внешнее проявление любви к родине, а во второй – делится своим определением отчизны.
  • Жанр – Лирическое стихотворение.
  • Стихотворный размер – Первые 8 строк написаны ямбом, последующие 6 строчек – анапестом, с использованием перекрёстной и парной рифмовки.
  • Метафоры – «грязь на калошах», «хруст на зубах».
  • Эпитеты – «заветные», «горький», «обетованный».
  • Инверсия – «в душе своей».

Стихотворение философское. Название идёт вразрез с содержанием, и только концовка призывает задуматься о том, что значит слово “родная”.

Анализ стихотворения «Родная земля»

Тема Родины традиционна в творчестве русских поэтов. Образ России связан с образами бесконечного пространства, вечности, дороги. Традиционна и антитеза в изображении России: величие страны, ощущающееся в её необъятном пространстве, и бедность и нищета русских деревень и полей.

Стихи о Родине проникнуты и восхищением, и щемящей болью, и грустью, но все эти чувства можно назвать только одним словом – любовь. Родина в лирике русских поэтов и мать, и жена, и невеста, и сфинкс. У Анны Ахматовой своё видение Родины и своё особенное отношение к ней.

Для неё Родина – родная земля. Именно слово «земля» в сочетании с эпитетом «родная» наиболее часто использует Ахматова для названия Родины. В стихотворении «Родная земля», написанном в 1961 году, слово «земля» выступает в разных значениях.

Прежде всего «земля» — одна из значительных постоянных величин в мире человека, земля как «рыхлое тёмно-бурое вещество» (словарь Ожегова). Именно с этого образа начинается стихотворение:

В заветных ладанках не носим на груди…

Изображение земли намеренно прозаическое, бытовое – «это грязь на калошах», «это хруст на зубах». Земля – это прах.

Тот ни в чём не замешанный прах.

ДА, земля – это прах, тот прах, их которого по Библии создан человек и в который он обратится после смерти. Таким образом, основная идея стихотворения – утверждение глубинной, нерасторжимой связи земли и человека. Но эта связь трагическая – она в страдании и смерти.

Слово «земля» выступает и в значении «родина», «страна». И в этом значении понятие «родина» противопоставляется другим возможным трактовкам и толкованиям. Прежде всего стихотворение Ахматовой – своеобразная перекличка с лермонтовской «Родиной».

Ритмика и размер первых строк у Ахматовой и у Лермонтова почти полностью совпадают – шестистопный ямб с пиррихием в пятой стопе. Разница в том, что лермонтовская строка заканчивается женской рифмой, а у Ахматовой более жёсткой и твёрдой – мужской.

Лирический герой Лермонтова и народ не отождествлены, существует между ними некая грань, дистанция: «я» — «они». В стихотворении Ахматовой этой дистанции нет. Говоря о Родине, она употребляет местоимение «мы».

Читайте также:
Литература - предмет, задачи, изучение, понятие, определения

Лирический герой Ахматовой и есть народ. «Я голос ваш, жар вашего дыханья», — утверждает поэтесса, и она в этом права. Она не уехала из России, когда «утешный голос» звал её покинуть «свой край, больной и грешный», как сделали многие. Она осталась с народом и разделила его трагическую судьбу.

Отношение Ахматовой к Родине передаётся в эпиграфе:

И в мире нет людей бесслёзней, надменнее и проще нас.

Эпиграф взят из стихотворения Анны Ахматовой «Не с теми я, кто бросил землю», написанного в 1922 году, когда перед ней стоял выбор: разделить судьбу изгнанника, для которого «полынью пахнет хлеб чужой», или остаться здесь. «в глухом чаду пожара». и «ни единого удара» не отклонить от себя. Она выбирает последнее и уверена в своей правоте:

Прошло много десятков лет, и эта «оценка поздняя» наступила. Да, она осталась верна родной земле, не сделала «в душе своей» родину «предметом купли и продажи». Да, родная земля – это не обетованный рай, горя она полна, боли и страданий, на ней живут «хворая, бедствуя, немотствуя».

Но родная земля не несёт на себе вины за эти страдания, она «ни в чём не замешанный прах». В страшный 20 век, полный катаклизмов, войн и революций, не место восторженной, чувствительной слезливости, невозможно сочинить «стихи навзрыд».

Словосочетание взято из стихотворения Пастернака «Февраль»:

«Это время трудновато для пера», как писал В. В. Маяковский, потому что оно требует твёрдого мужества и спокойствия, почти неженской стойкости.

Надменность лирической героини происходит не из чувства превосходства над теми, кто уехал из страны. Нет, она не осуждает покинувших Россию, а скорее сочувствует им и их горькой судьбе изгнанника. Её надменность проистекает из чувства собственного достоинства, из гордости и сознания правоты. Ей не нужно вспоминать о родной земле. Вспоминают те, кто уехал.

Стихотворение Ахматовой «Родная земля» по праву занимает особое место в антологии стихов о Родине. Истина Ахматовой проста: жить на родной земле, со своим народом, лечь в родную землю и слиться с ней в едином прахе, стать ей, потому-то и «зовёт так свободно» лирическая героиня Ахматовой родную землю своей. Она выстрадала и заслужила это право.

Подробный анализ стихотворения

История создания

Стихотворение написано Анной Андреевной на склоне лет, в 1961 году, во время пребывания в больнице. Это был завершающий период в творчестве Ахматовой – время размышлений, воспоминаний и подведения итогов. Произведение вошло в сборник под названием «Венок мертвым».

После Октябрьской революции у Ахматовой было немало шансов покинуть страну, в которой царил хаос и мятеж. В Европе проживало немало родственников и друзей, но каждый раз, получая приглашение, она наотрез отказывалась покинуть дорогие её сердцу места.

Анна Андреевна искренне не понимала, как можно жить вдали от своей отчизны, среди чужих людей. В 1917 году, в переломный период в истории России, Ахматова сделала свой осознанный выбор – невзирая ни на что, разделить участь своей родины.

Однако подобное решение стоило Ахматовой немало слёз. Ей пришлось пережить расстрел супруга, аресты друзей, расстрелянных или заживо сгнивших в лагерях, арест единственного сына.

Во время Великой Отечественной войны Ахматова разделила участь миллионов сограждан. Анна Андреевна пережила все ужасы блокадного Ленинграда, голод, над ней постоянно висела угроза репрессий.

В 1961 году поэтесса написала свой стих «Родная земля», которое посвятила земле-кормилице, терпеливой и всепрощающей матери, ценность которой перестало понимать современное общество.

Тема

Произведение относится к патриотической лирике. Центральная тема произведения – любовь к родине. Однако это чувство Ахматова преподносит без излишней патетики. Более того, она отметает любое проявление пафоса в этом вопросе, полагая, что от выставления чувств напоказ веет фальшью и наигранным патриотизмом.

Читайте также:
Кладовая солнца - краткое содержание сказки, главные герои, сюжет

В центре произведения Ахматовой – не страна как таковая, а плодородная кормилица-земля, дающая своим детям кров, пищу и неисчерпаемую силу. В этом и заключается главная мысль стихотворения. Поэтессу печалит, что к земле стали относиться лишь как к природному ресурсу, но не как к самой большой ценности, которая есть у человека.

Ахматова доносит читателям идею своего произведения – человек только в том случае может называть своей родину, если живет в ней, несмотря на все преграды и жизненные трудности. Ведь мать никогда не меняют, даже если она в чем-то далека от идеала: её любят и принимают такой, какова она есть, со всеми достоинствами и недостатками.

Композиция

Особенность композиционной структуры стихотворения заключается в условном разделении его на две части.

В первой части лирическая героиня выражает свою печаль по поводу обесценивания истинного понятия родины, то есть земли, на которой живём.

Во второй части она даёт точное обозначение тому, что для неё есть родина.

Анна Андреевна даёт понять, что истинная любовь к родине лишена ярких внешних проявлений и не имеет цель покорить слушателя. Это очень интимное чувство, которое у каждого человека проявляется по-своему.

При написании стихотворения Ахматова не придерживалась строгой внешней формы. Так, первые восемь строчек написаны ямбом, а оставшиеся шесть – трёхстопным и четырёхстопным анапестом. Ощущение вольности композиции усиливается и благодаря чередованию двух видов рифмовки – парной и перекрёстной.

Жанр

«Родная земля» написано в жанре лирического стихотворения. В нём явно отражены мысли и чувства лирической героини: её любовь, её негодование.

Средства выразительности

Особенность стихотворения «Родная земля» такова, что оно не изобилует средствами выразительности. Его смысл поэт передаёт просто и лаконично, без применения разнообразных художественных средств.

Но всё же в произведении встречаются эпитеты («заветные», «горький», «обетованный»), метафоры («грязь на калошах», «хруст на зубах»), инверсия («в душе своей»).

Сочинение о стихотворении Родная земля

В последние годы жизни в творчестве Ахматовой появляются темы глубокого философского анализа собственной судьбы, которая была очень непростой. Поэтесса принадлежала к старому, сметенному советской властью, миру.

Она резко отрицательно отнеслась к революции, но, даже предчувствуя будущие страдания, не пожелала покинуть Россию. Верность Родине обернулась расстрелом мужа и ссылкой любимого сына.

Творчество Ахматовой не признавали, она постоянно чувствовала на себе пристальное внимание карательных органов. Все эти беды не поколебали безграничного патриотизма поэтессы.

В тяжелые годы Великой Отечественной войны произведения Ахматовой вновь появляются в печати и пользуются огромной популярностью. К очередной годовщине начала самого страшного в истории страны испытания поэтесса написала стихотворение «Родная земля» (1961 г.), в котором дала свое объяснение патриотизма.

Эпиграфом к произведению Ахматова сделала заключительные строки из собственного стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю…». Спустя сорок лет поэтесса продолжает начатую очень давно тему. Она имеет в виду людей, для которых политический режим не имеет никакого значения перед главной ценностью – родной землей.

Такие люди не смогли покинуть страну, даже испытывая ненависть к советскому строю. Они пренебрегали собственным благополучием и жизнями ради своей земли. Их патриотизм лишен патетики и героизма. Такие люди не стремятся во всеуслышание заявить о своих чувствах, рассчитывая на одобрение («стихи навзрыд не сочиняем»).

Ахматова намекает на тех лжепатриотов, которых полным-полно как за рубежом, так и в Советском союзе. Их восторженные признания в любви к Родине основаны только на материальной выгоде.

Россия стала для них «предметом купли и продажи». Так уж сложилось, что самые страшные бедствия раскрывают истинную сущность людей. Во время Великой Отечественной войны многие противники советской власти оставили свои убеждения и выразили полную поддержку русскому народу.

Большое число людей вернулось в Россию, чтобы вступить в ряды ее бойцов. Своим примером они подтвердили мысли Ахматовой об истинных патриотах.

Для поэтессы Родина – сама русская земля в буквальном смысле («грязь на калошах», «хруст на зубах»). Только по-настоящему ощутив, насколько эта земля может быть дорога, можно считать ее своей. Ахматова считает, что русский человек должен умирать на родной земле. Тем самым он становится ее частью, и даже после смерти приобщается к Родине.

Читайте также:
"Тихий дон" краткое содержание 📚 романа по главам, характеристика главных героев, анализ сюжета, где происходит действие, жанр

Трагическая судьба Ахматовой позволяет ей с полным правом называть русскую землю своей. Ее жизнь – образец настоящего патриотизма, который заслуживает большого уважения.

Читайте также: Анализ стихотворения «Сжала руки под тёмной вуалью» А. Ахматовой.

Стихотворение А.Ахматовой “Родная земля” отражает тему Родины, которая очень остро волновала поэтессу. В данном произведении ею создан образ родной земли не как возвышенное, святое понятие, а как нечто обыденное, само собой разумеющееся, то, что используется как некий предмет для жизни.

Анализ стихотворения «Родная земля» (А. А. Ахматова)

Автор: Guru · 12.07.2018

Анна Ахматова – выдающаяся поэтесса 20 столетия. Ее жизнь и творческий путь нельзя назвать легкими. Советская пропагандистская машина клеветала на нее, создавала трудности и преграды, но поэтесса оставалась сильной и непоколебимой патриоткой своей страны. Ее гражданская лирика направлена на то, чтобы сказать всем, за что стоит любить и гордиться своей родной землей.

История создания

Анна Андреевна Ахматова написала «Родную землю» в 1961году. В это время поэтесса находилась в Ленинградской больнице. Стихотворение входит в состав сборника «Венок мертвым».

«Родная земля» принадлежит к гражданской лирике великой поэтессы – поэтому весьма ясен мотив написания произведения. Для Ахматовой послевоенное время было сложным периодом: личные семейные трагедии и невозможность свободно издаваться, но поэтесса не сдавалась и продолжала писать. Патриотические стихотворения Анны Андреевны создавались как бы тайком, свободно обнародовать свои произведения ей запрещалось. С середины 50-ых годов ей не давали спокойно жить, но она не позволяла себе сломаться и писала вновь и вновь о том, что ее родная страна, пусть и не идеальная («не кажется обетованным раем»), все равно остается любимой. В это же время многие деятели искусства (писатели, поэты, драматурги, актеры) уезжали из страны, разочарованные и несколько униженные. Они все разуверились в Родине, не видели ничего положительного, а Ахматова видела, пыталась нащупать в этой тьме хоть малейший лучик света и нашла. Нашла она его в естестве России — в ее невероятной природе — кормилице всего русского народа.

Жанр, направление и размер

«Родная земля» — глубоко патриотическое лирическое произведение. Сама Ахматова определила жанр этого стихотворения, как гражданская лирика. Сильная любовь и уважение к своей стране – вот те чувства, которыми пронизаны эти строчки.

Для автора гражданская лирика – это не просто преданность, это служение Родине, невзирая ни на какие испытания и тяжбы.

Анна Андреевна творила в рамках направления — акмеизм. Стихотворение невелико по объему – 14 строк, первые 8 из которых написаны ямбом, а последние 6 анапестом. Нестрогая перекрестная рифма (АВАВ) создает впечатление вольной композиции. Стоит отметить, что тип рифмы указывает на неофициальность диалога лирической героини со слушателями. Произведение не подчиненно строгой внешней форме.

Композиция

Подготовленный читатель сразу же заметит некоторое сходство «Родной земли» Ахматовой и «Родины» Лермонтова. В обоих стихотворениях в первых строчках поэты отрицают пафос и патриотизм, но только тот, который стал несколько типичным для людей — прославление, гимны. Мастера слова указывают на «другую» любовь, которую не приходится доказывать «ладанками» на груди и стихами. Оба поэта говорят на то, что настоящая любовь к Родине лишена внешних проявлений и не направлена на зрителя – это интимное чувство, личное для каждого человека, не похожее ни на чьё-либо.

Стоит также отметить, что в данном стихотворении Россия – это именно земля, место плодородных почв, а не страна с военными заслугами. Именно такой отчизна и предстает перед обычными людьми, для которых и пишет Ахматова.

Композиционно стихотворение можно разделить на две части.

  1. В первой части на первый план выходит отрицание излишней экспрессии в проявлении любви к Родине.
  2. Во второй части идет разъяснение – что есть Родина для самой поэтессы: «грязь на калошах», «хруст на зубах».
Читайте также:
Манилов характеристика героя Мертвых душ: цели, поведение, речь

Образы и символы

Стихотворения подобной направленности всегда содержат в себе образ Родины. В данном произведении Ахматова акцентирует внимание читателей на том, что отчизна – это не страна, а земля в буквальном смысле – рыхлая, грязная, своя!

Стихотворение не изобилует множеством символов, потому что это и не требуется. Поэтесса не пишет о Родине, как о художественном образе, она изображает все просто и ясно, описывает то, что есть отчизна для нее, и то, что лично она готова сделать для отечества.

Конечно, стоит отметить, что в лирическом произведении практически всегда присутствует образ лирического героя. В данном стихотворении лирическая героиня — сама поэтесса, Ахматова изображает собственные мысли, то, что близко именно ей — Родина в ее естестве, земля, родные пейзажи, знакомые и любимые ландшафты.

Темы и настроение

Основная тема «Родной земли» — изображение любимой страны, но не традиционно – величественно и по-военному, а с бытовой стороны – родная земля, место тяжелых работ и титанического труда.

С первых же строчек каждый читатель начинает испытывать те чувства и то настроение, которое испытывала сама поэтесса – любовь. Ахматова беззаветно и преданно любит Русь, не кричит об этом всему миру, а любит по-свойски, за то, что близко именно ей. Она трезво оценивает Родину, не идеализирует ее, ведь универсальных идеалов, которые были бы по нраву каждому, нет на свете: человек находит в совокупности плюсов и минусов то, что близко именно ему, за это и начинает любить, красиво, жертвенно, самозабвенно.

Смысл

Стихотворение философское, сразу невозможно дать ответ, что есть Родина. Только в конце текста виднеется авторская позиция и идея стихотворения – человек может назвать край своим, только если он намерен прожить в нем до конца своих дней, невзирая на трудности и препоны. Сразу же хочется провести параллель с матерью: ее никто не меняет на другую, она с нами до конца. Родство, кровные узы никак не изменить. Так и отечество не меняют, даже если оно не ласково или не красиво. Поэтесса на своем опыте доказала, что настоящему патриоту под силу сохранить верность своей стране. Ахматова говорит о том, что Отчизна — истинная ценность человечества, вечная, верная, непреходящая.

Хочется отметить, что тема родины для Ахматовой — она из основных мыслей в творчестве. Она негативно относилась к тем, кто уезжал из страны в поисках лучшей жизни, хотя с ней страна поступила весьма жестоко — муж оказался в могиле, сын отбывал наказание в тюрьме. Эти мучения оказали влияние на творчество поэтессы, создавая непередаваемый трагизм лирики.

Средства художественной выразительности

Стихотворение «Родная земля» нельзя отнести к лирическим произведениям, которые изобилуют изобразительно-выразительными средствами, потому что поэтесса хотела передать все просто и свободно. Один из немногочисленных тропов — эпитет «горький сон», передающий боль русского человека. Очень выразительно сравнение «не делаем ее в душе своей предметом купли и продажи». Поэтесса опять же акцентирует внимание на том, что Родина – самое сокровенное и дорогое для людей, то, что невозможно даже оценить. Очень метафоричны строки «Да, для нас это грязь на колошах. Да, для нас это хруст на зубах». Автор показывает то, за что именно любит родную землю.

Стоит отметить, что сама манера написания данного стихотворения является художественным средством. Анна Андреевна хотела этим лирическим произведением лаконично и просто показать, как и за что можно любить Родину. Она будто доказывает, что Отчизну любят не внешне, не на публику, а сокровенно и интимно, каждый по-свойски. Чтобы донести это максимально легко и непринуждённо, поэтесса намеренно не нагружает текст развёрнутыми метафорами, гиперболами и градациями, над которыми каждый читатель должен задуматься, прежде чем всецело осмыслить.

Анализ стихотворения Ахматовой «Родная земля»

В творчестве Анны Ахматовой тема родины всегда играла большую роль. Судьбу поэтессы нельзя было назвать легкой. Власть то и дело клеветала на нее, создавала трудности и преграды, но она оставалась стойкой и верной патриоткой своей страны. Анализ стихотворения Ахматовой «Родная земля» описывает особенности произведения, его идеи и смысл.

  1. История создания
  2. Тема и идея
  3. Жанр и стихотворный размер
  4. Особенности композиции
  5. Образы и символы
  6. Художественные приемы
Читайте также:
Сочинение Почему Тарас Бульба убил своего сына в повести Гоголя

История создания

Ахматова написала «Родную землю» в 1961 году. Поэтесса была уже в преклонном возрасте и находилась на лечении в больнице. Поздний период творчества Анны Андреевны отличался большим количеством раздумий, воспоминаний и подведением итогов прожитой жизни. Стихотворение было опубликовано в сборнике «Венок мертвым».

Нельзя не вспомнить о верности поэтессы родине. Ведь она оставалась в России, даже когда жизнь создавала невыносимые условия. После того как в государстве прошла революция 1917 года, Анна Ахматова имела много возможностей уехать из страны, в которой творились массовые беспорядки.

Немало родственников и друзей писательницы жили на постоянной основе в Европе. Однако на каждое их приглашение к себе Анна Андреевна отвечала отказом, ей было тяжело покинуть дорогие сердцу места. Поэтесса не могла представить жизнь среди незнакомцев, вдали от родины. После государственного переворота, в важнейший период в истории России, она опять-таки решила, невзирая ни на что, разделить участь своей страны.

Но принятое решение стоило женщине немало пролитых слез. Ахматова разделила судьбы миллионов граждан. Ей пришлось увидеть аресты близких людей, многие из которых были расстреляны или умерли в лагерях, не дождавшись своего освобождения. Расстреляли власти и супруга Анны Андреевны, ареста не избежал и единственный сын женщины — Лев Гумилев. Он пробыл в заключении 10 лет. Над самой поэтессой также все время висела угроза репрессирования и ссылки. Пережила Ахматова и все ужасы блокадного Ленинграда.

В 1961 году Ахматова написала стихотворение. Она рассматривала в нем родину не просто как страну, а как землю, которая вскормила и вырастила многие поколения, она подобна матери всего народа. Однако ее ценность стали забывать современники.

Тема и идея

Основная тема стихотворения — любовь к родной земле. Однако Ахматова описывает это чувства без лишней эмоциональности. Она убирает любой пафос в этом вопросе, думая, что с неискренним патриотизмом произведение выглядело бы фальшиво.

Анна Андреевна поставила в центр стихотворения не страну, как государство, а плодородную русскую землю, которая кормит своих детей, дает им неисчерпаемую силу и кров над головой. Поэтесса огорчена, что к земле стали относиться просто как к одному из природных ресурсов планеты, а не как к самой большой ценности человечества.

Главная идея произведения — человек может называть страну своей родиной только при условии, что остается с ней даже в трудные времена, а не уезжает жить, потому что отечество подобно матери — его нельзя поменять, даже если оно далеко от идеала. Люди любят мать при любых обстоятельствах и принимают ее такой, какая она есть — так должно быть и со страной. Родственные связи невозможно поменять. И точно так же и родину не меняют, даже если она неласкова к человеку и переживает тяжелые времена.

Анна Ахматова доказала на своем примере, что истинный патриот сможет хранить верность родине при любых обстоятельствах — она сама не уехала из России ни после смены власти, ни во времена сталинской диктатуры. Поэтесса объясняет, что Отчизна — это и есть настоящая ценность народа.

Тема родины всегда была одной из ключевых в творчестве Анны Андреевны. Она не понимала тех, что покидали страну в поисках места под солнцем, хотя отчизна и принесла ей много страданий — муж умер, а сына посадили в тюрьму. Эти муки отразились в поэзии женщины и послужили основанием для создания трагичной лирики.

Жанр и стихотворный размер

Анна Андреевна отнесла произведение к гражданской лирике. Оно наполнено патриотизмом, а также уважением и любовью к стране. Для поэтессы гражданская лирика — это еще и служение отечеству, несмотря на проверки на прочность.

Литературное направление стиха — акмеизм.

Произведение состоит из 14 строчек. Стихотворный размер первых 8 строк — ямб, в последних 6 использовался анапест. Рифма — перекрестная, нестрогая. Такой стиль создает впечатление произвольной композиции и указывает, что диалог лирической героини с читателями написан в открытой, неофициальной манере. У произведения нет строгой внешней формы.

Читайте также:
Смысл названия поэмы Гоголя Мёртвые души - основная тема, суть

Особенности композиции

Стихотворение лишено излишней эмоциональности, автор дает понять, что настоящая любовь к родной стране не выражается внешне, поскольку перед ней не стоит цель покорить слушателя. Это личное чувство каждого и, в зависимости от человека, у нее свое проявление.

Композиция стихотворения по своей структуре поделена на 2 части:

  1. В первой лирическая героиня выражает свою печаль по поводу обесценивания понятия родины. Она отрицает излишнюю экспрессию в проявлении любви к ней.
  2. Во второй части она объясняет, что же для нее значит родина и в чем она проявляется.

Опытному читателю сразу станет заметна схожесть между стихотворением Ахматовой и «Родиной» Михаила Лермонтова. В каждом из них авторы в первых строках отрицают пафос и патриотизм, смыслом которого является прославление и пение гимнов.

Поэты показывают иную любовь к отечеству, ее не нужно доказывать стихами и ладанками на груди. И ни к чему, гордо выпрямив спину, кричать окружающим о своем патриотизме, как о чем-то великом. И Лермонтов, и Ахматова говорят, что настоящая любовь к родине лишена внешних проявлений чувств. Ей не нужен зритель, поскольку это интимное чувство для каждого человека, оно не похоже на то, что переживают другие.

В стихотворении Анны Андреевны Россия — это плодородная земля, а не страна военных достижений и побед. Перед простыми, любящими ее гражданами она предстает именно такой.

Образы и символы

В этом стихотворении, так же как и в другой гражданской лирике, присутствует образ Родины. Ахматова представляет читателям ее не в виде страны, а землей, которая всегда своя, хоть и грязная, неровная. В произведении нет большого количества символов, автор пишет о родине, как о художественном образе.

Образом лирического героя служит сама поэтесса, поэтому все выражаемые им мысли ее собственные. Анна рассказывает не только о том, что есть для нее отечество, но и на какие поступки она сама готова ради него пойти. Она спокойно выражает свои мысли, не используя при этом знаков восклицания. Несмотря на сухость произведения, создается впечатление, что Ахматова говорит о любви к родине с тихой печалью. Ведь это чувство просто есть, оно существует и от него никуда не деться.

Художественные приемы

В «Родной земле» нет большого количества средств выразительности. Это объясняется тем, что Ахматова хотела передать свои мысли максимально просто, без использования лишних образов. Но все же в стихотворении встречаются:

  • эпитеты — «горький», «заветный», «обетованный» ;
  • метафорами «грязь на калошах» и «хруст на зубах» Анна показывает, за что именно люди любят свою родину;
  • сравнение «не делаем ее в душе своей предметом купли и продажи» одновременно также выступает и инверсией;

Художественным приемом также выступает манера написания произведения. Ахматова писала его максимально легко и непринуждённо, не нагружала стих тропами, значение которых читатель должен был сначала осмыслить, прежде чем осознать суть самого стиха.

«Родную землю» читают ученики 8 класса на уроках литературы. Анализ стихотворения будет полезным во время подготовки к занятию и в написании сочинения по произведению.

Полезные материалы по теме:

«Родная земля» анализ стихотворения Ахматовой по плану кратко – идея, смысл, история создания, размышления

Тема родины в поэзии Анны Ахматовой занимает одно из важнейших мест. В стихотворении «Родная земля» она рассматривает родину не как страну, а как землю, вскормившую и взрастившую своих детей. Предлагаем к ознакомлению краткий анализ «Родной земли» по плану, который будет полезен ученикам 8 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

История написания – Стих написан в 1961 году, и относится к завершающему периоду творчества поэтессы.

Тема стихотворения – Любовь к родине.

Композиция – Композиционно стихотворение делится на две части. В первой части лирическая героиня отрицает любое внешнее проявление любви к родине, а второй – делится своим определением отчизны.

Читайте также:
Литература - предмет, задачи, изучение, понятие, определения

Жанр – Патриотическая лирика.

Стихотворный размер – Первые 8 строк написаны ямбом, последующие 6 строчек – анапестом, с использование перекрестной и парной рифмовки.

Метафоры – «грязь на калошах», «хруст на зубах».

Эпитеты«заветные», «горький», «обетованный».

Инверсия – «не делаем ее в душе своей».

История создания

Стихотворение написано Анной Андреевной на склоне лет, в 1961 году, во время пребывания в больнице. Это был завершающий период в творчестве Ахматовой – время размышлений, воспоминаний и подведения итогов. Произведение вошло в сборник под названием «Венок мертвым».

После Октябрьской революции у Ахматовой было немало шансов покинуть страну, в которой царил хаос и мятеж. В Европе проживало немало родственников и друзей поэтессы, но каждый раз, получая приглашение, она наотрез отказывалась покинуть дорогие ее сердцу места. Анна Андреевна искренне не понимала, как можно жить вдали от своей отчизны, среди чужих людей. В 1917 году, в переломный период в истории России, поэтесса сделала свой осознанный выбор – невзирая ни на что разделить участь своей родины.

Однако подобное решение стоило Ахматовой немало слез. Ей пришлось пережить расстрел супруга, аресты друзей, расстрелянных или заживо сгнивших в лагерях, арест единственного сына.

Ахматова разделила участь миллионов сограждан во время Великой Отечественной войны. Анна Андреевна пережила все ужасы блокадного Ленинграда, голод, над ней постоянно висела угроза репрессий.

В 1961 году поэтесса написала свое стихотворение «Родная земля», которое посвятила земле-кормилице, терпеливой и всепрощающей матери, ценность которой перестало понимать современное общество.

Центральная тема произведения – любовь к родине. Однако это чувство поэтесса преподносит без излишней патетики. Более того, она отметает любое проявление пафоса в этом вопросе, полагая, что от выставления чувств на показ веет фальшью и наигранным патриотизмом.

В центре произведения Ахматовой – не страна как таковая, а плодородная кормилица-земля, дающая своим детям кров, пищу и неисчерпаемую силу. В этом и заключается главная мысль стихотворения. Поэтессу печалит, что к земле стали относиться лишь как к природному ресурсу, но не как самой большой ценности, которая есть у человека.

Ахматова доносит читателям идею своего произведения – человек только в том случае может называть своей родиной, если живет в ней, несмотря на все преграды и жизненные трудности. Ведь мать никогда не меняют, даже если она в чем-то далека от идеала: ее любят и принимают такой, какова она есть, со всеми достоинствами и недостатками.

Композиция

Особенность композиционной структуры стихотворения заключается в условном разделении его на две части.

  • В первой части лирическая героиня выражает свою печаль по поводу обесценивания истинного понятия родины, то есть земли, на которой живем.
  • Во второй части она дает точное обозначение тому, что для нее означает родина.

Анна Андреевна дает понять, что истинная любовь к родине лишена ярких внешних проявлений и не имеет цель покорить слушателя. Это очень интимное чувство, которое у каждого человека проявляется по-своему.

Стихотворение «Родная земля» написано в жанре патриотической лирики. Сама поэтесса определила используемый ею жанр как «гражданская лирика».

При написании стихотворения Ахматова не придерживалась строгой внешней формы. Так, первые восемь строчек написаны ямбом, а оставшиеся шесть – трехстопным и четырехстопным анапестом. Ощущение вольности композиции усиливается и благодаря чередованию двух видов рифмовки – парной и перекрестной.

Средства выразительности

Особенность стихотворения «Родная земля» такова, что оно не изобилует средствами выразительности. Его смысл поэтесса передает просто и лаконично, без применения разнообразных художественных средств.

Но, все же, в произведении встречаются эпитеты («заветные», «горький», «обетованный»), метафоры («грязь на калошах», «хруст на зубах»), инверсия («не делаем ее в душе своей»).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: