Реакция помещиков на предложение о покупке мертвых душ, анализ

2651. Сочинение Реакция помещиков на предложение Чичикова Русский язык

Сочинение — Реакция помещиков на предложение Чичикова. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ

Первым помещиком, которому Чичиков нанес визит, стал Манилов. С ним главный герой познакомился на приеме у губернатора. Чичиков произвел на помещика приятное впечатление, и получил приглашение посетить его усадьбу. Предложение махинатора вводит Манилова в замешательство. Помещик сконфузился: ему кажется, что новый знакомый шутит над ним или находится не в своем уме. Однако, убедившись в серьезности слов Чичикова, герой соглашается уступить ему списки мертвых крепостных бесплатно. Манилова беспокоит незаконность сделки с махинатором, но Чичиков убеждает помещика в обратном. Как человек вежливый и деликатный герой не расспрашивает Чичикова о том, зачем ему понадобились “мертвые души”.

Настасья Петровна Коробочка — вдова, самостоятельно ведущая свое хозяйство. Это деловитая, но недалекая и ограниченная женщина. Чичиков попадает в ее имение случайно. Какова же реакция Настасьи Петровны на предложение главного героя? Коробочка — настоящий предприниматель, она продает все, что производится в ее имении. Осторожная и подозрительная женщина долго сомневается в продаже списков мертвых крестьян Чичикову. В конечном итоге, она готова уступить главному герои “мертвые души”, но боится продешевить в продаже столь необычного товара.

Ноздрев — разбитной гуляка и скандалист. Предложение Чичикова его нисколько не удивляет. Однако продать “мертвые души” он не соглашается. Помещик сильно проигрался на ярмарке и хочет восстановить свое материально положение. Он понимает, что много не выручит за списки мертвых крестьян. Поэтому решает воспользоваться ситуацией, он осознает незаконность предприятия Чичикова. Главный герой оказывается в безвыходном, сомнительном положение: он уже пожалел, что заговорил с Ноздревым о своем деле. Помещик предлагает Чичикову купить у себя что-нибудь, жеребца, лошадь или телегу, а списки крепостных получить бесплатно, так сказать в подарок. Отказ Чичикова разжигает азарт Ноздрева. В результате у махинатора с помещиков завязывается ссора. Ноздрев — единственный помещик в поэме, у которого главному герою не удалось купить “мертвые души”.

Сбежав от Ноздрева, Чичиков попадает в деревню Собакевича. Новый помещик оказывается человеком деловым и обстоятельным. Чичиков не успевает сделать Собакевичу приложение, как тот сам предлагает главному герою купить у него списки мертвых крепостных. Желание махинатора приобрести “мертвые души” нисколько не удивляет Собакевича: если покупает, значит для чего-то нужны. Помещик осознает незаконность сделки, возможно, он даже догадывается о махинации, затеянной Чичиковым. Желание легкой наживы — это то, чем руководствуется Собакевич, соглашаясь на предложение махинатора.

Скупой и жадный Плюшкин — последний помещик, которого посетил Чичиков. Плюшкина не мало удивило предложение главного героя, помещик решил, что Чичиков очень глупый человек. Он с радостью продает махинатору списки мертвых и беглых крепостных, за которых ему приходилось вносить налог.

Вариант 2

Чичиков – центральный персонаж произведения «Мёртвые души». Он приобретал вымышленных работников. Он хотел приобрести работников у таких людей: Ноздрёву, Коробочке, Манилову, Плюшкину, Собакевичу. Постараемся проанализировать их реакцию на просьбу о реализации мёртвых сотрудников.

1. Взаимодействие Ноздрёвым.

Когда Ноздрёв узнал, что Чичиков хочет приобрести у него мёртвых крестьян, то помещик начал активно интересоваться, для чего ему эти крепостные. Барин сказал, что может Чичикову отдать этих крестьян даром, но Чичиков обязан взять у него ценную вещь. Помещик хотел продать: караульную кобылу, отличного коня, собак. Ещё Ноздрёв предложил Чичикову поиграть в карты, а главным призом назначил крестьян, но мужчина не стал играть с ним. Ноздрёв стал сильно ругаться из-за этого с Чичиковым. После этих событий Ноздрёв выделил Чичикову самое плохое помещение, в котором жили насекомые.

2. Взаимодействие с Коробочкой.

Когда Чичиков предложил коробочке сделку о покупке мёртвых людей, она не поняла, что ему нужно от неё. Затем Чичиков с трудом смог найти общий языки с женщиной и у них произошло соглашение купли-продажи.

3. Взаимодействие с Маниловым.

Манилов, узнав, что Чичиков хочет приобрести у него мёртвых людей, то воспринял это предложение в качестве шутки. Когда Чичиков подтвердил свои намеренья, то отдал эти души ему без денег. Манилов был единственный помещик, которому стало интересна законность и честность подобного договора.

4. Взаимодействие с Собакевичем.

Услышав просьбу Чичикова, Собакевич начал торговаться. Помещик выставил высокую стоимость, которую Чичиков не смог бы оплатить. Чичиков рассказал Собакевичу, то его товар слишком дорого стоит, на что продавец подчеркивал уникальность его крепостных. Он расхваливал своих крепостных людей, поэтому сделка прошла за 2,5 рубля за человека.

5. Взаимодействие с Плюшкиным.

Плюшкин стремиться из любой ситуации получить значительную прибыль. Он заставлял крепостных работать, не давая им еды. Хотя в закромах у него были запасы, которые просто гнили. У Плюшкина была куча, куда он определял вещи, найденные на улице. Когда Плюшкин услышал просьбы главного героя, то они начали разговор о конкретной стоимости. Плюшкина не думал о целевом и практическом назначении крестьян, Плюшкин понимал, что может получить хорошую прибыль на сделке от вымышленных крестьян. Плюшкин и Чичиков договорились о цене в 0,32 рубля за одного крепостного.

Образы и характеристики помещиков — героев поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

В поэме «Мёртвые души» Н. В. Гоголь показал современную ему помещичью Россию в её наиболее характерных типах. Перед читателем предстают образы помещиков, которых посещает Чичиков с целью покупки мёртвых душ. Характеристика образов помещиков может помочь лучше понять идею гоголевской поэмы.

Характеры

Каждому из помещиков (Манилову, Коробочке, Ноздрёву, Собакевичу, Плюшкину) в поэме посвящена отдельная глава, а вместе эти персонажи представляют лицо помещичьей России. Знакомясь с образами этих помещиков, читатель видит оскудение их душ, поглощённых бессмысленным расточительством или жаждой наживы. Перед ним предстают герои поэмы, по словам Гоголя, «один пошлее другого».

Помещиков можно охарактеризовать по их отношению к собственности:

  • «накопители» — Коробочка, Собакевич;
  • «расточители» — Манилов, Ноздрёв;
  • «накопитель» и «расточитель» одновременно — Плюшкин.
Читайте также:
Нате! анализ, характеристика и образ героя, основной смысл и тема

Главные черты характеров помещиков:

  • У Манилова — праздная мечтательность, которая рождает нелепые фантазии и проекты, духовную пустоту, бездействие. Кроме того, его отличительные особенности — излишняя сентиментальность, фразёрство (любовь к красивым фразам), слащавость в обращении с людьми.
  • У Коробочки — мелочная скопидомство, бестолковость, отсутствие живого хозяйственного ума, а также духовных запросов.
  • У Ноздрёва — неуёмный темперамент, решительность, азартность, легкомысленность, тяга к хвастовству, избыток энергии и удальства, отсутствие жизненных целей.
  • У Собакевича — быстрый, цепкий, расчётливый ум, любовь к прочности, практичности, прижимистость, упрямство и упорство в сделках, сулящих выгоду. Презирает людей.
  • У Плюшкина — крайняя скупость, всепоглощающая страсть к накопительству. Он весь поглощён мелочным крохоборством и не способен отличить главные хозяйственные заботы от мелочных дел. Считает себя бережливым, экономным хозяином, а на самом деле губит своё богатство, не обращает внимания, что всё у него в поместье портится, гниёт, ломается.

Описывая характеры этих помещиков, Гоголь раскрывает тему оскудения, омертвения души и подчёркивает идею своего произведения — необходимость нравственного совершенствования человека и структуры общества.

Отношение помещиков к предложению Чичикова

Для того, чтобы глубже раскрыть характер каждого из помещиков, автор использует один и тот же микросюжет (посещение Чичиковым их усадеб) и показывает реакцию помещиков на предложение Чичикова продать ему мёртвые души.

Отношение помещиков к просьбе Чичикова:

  • Манилов был удивлён, ошеломлён, но успокоился, когда Чичиков уверил его, что сделка будет законной. Этот услужливый помещик решил подарить мёртвые души своему гостю и даже расходы за совершение этой сделки взял на себя. Он сказал Чичикову, что его не стоит благодарить за это, поскольку «умершие души в некотором роде совершенная дрянь». Эти слова показывают, что Манилов, несмотря на свою сентиментальность, человек бесчувственный, с омертвевшей душой.
  • Коробочка восприняла это предложение буквально, решив, что Чичиков будет откапывать умерших крестьян из земли. Это показывает её глупость. Когда Чичиков сказал, что перевод или покупка будет значиться только на бумаге, она забеспокоилась, как бы не продешевить, ведь она ещё мёртвых никогда не продавала. Чичикову пришлось долго уговаривать «дубинноголовую» помещицу, и она согласилась продать их за 15 рублей за душу.
  • Ноздрёв начал выпытывать у Чичикова для чего он это затеял, заподозрил, что это мошенничество. Предложил отдать умершие души бесплатно, но в придачу купить коня или кобылу, или собак, или же шарманку. Получив отказ, он предложил сыграть на мёртвые души в карты. Чичиков согласился играть на них только в шашки. Когда он отказался продолжать игру из-за плутовства Ноздрёва, тот чуть не устроил драку, призвав двух дюжих крепостных мужиков. Помешал избиению Чичикова только приезд капитана-исправника, который приехал объявить, что Ноздрёв находится под судом за очередную свою «историю».
  • Собакевич сразу согласился продать мёртвые души и назначил цену — по 100 рублей за каждую. Он сразу понял, что Чичиков — мошенник. Цену Собакевич не уменьшал и не хотел слушать о том, будто тот хочет совершить эту покупку из-за семейных причин. «Вам понадобились души, я и продаю вам, и будете раскаиваться, что не купили», — сказал Собакевич. Но Чичиков тоже был упорен и в результате торга сбил цену до 2,5 рублей (двух с полтиной) за душу.
  • Плюшкин пожаловался Чичикову, что у него умерло 120 душ. Тот быстро разобрался в характере хозяина поместья и сказал, что готов помочь ему и взять убытки по оплате налогов за этих умерших крестьян. Растроганный Плюшкин воскликнул: «Ах, батюшка! ах, благодетель мой!» — и пожелал «всяких утешений» Чичикову и даже его деткам. Предложение Чичикова пробудило в нём вполне человеческие чувства — радость и даже доброту. Правда, это всё быстро куда-то исчезло, но стало ясно, что что-то человеческое всё же осталось в Плюшкине. Узнав, что Чичиков готов и издержки по купчей крепости взять на себя, Плюшкин решил, что гость глуп, от радости Плюшкин так расщедрился, что решил угостить Чичикова сухарём из кулича и ликёром из графина, который был весь в пыли, но тот от такого угощения отказался. После отъезда Чичикова Плюшкин решился на невиданный для него поступок: хотел завещать неожиданному благодетелю свои карманные часы. Так внимание Чичикова, хоть и не бескорыстное, всколыхнуло искалеченную душу этого одинокого помещика.

Образы помещиков из поэмы «Мёртвые души» (таблица)

Фамилия Характер Отношение к предложению Чичикова
Манилов Праздный мечтатель, живёт в мире фантазий и грёз, сентиментальный, слащавый. Не занимается своим хозяйством, не знает, сколько у него умерло крестьян со времени подачи ревизских списков. Был удивлён, решил, чтобы сделать приятное гостю, передать мёртвые души ему бесплатно и даже взять на себя издержки за совершение купчей.
Коробочка Бестолковая мелочная скопидомка. Думала, что Чичиков хочет выкопать умерших крестьян из земли. Когда тот растолковал суть сделки, она опасалась продешевить, хотела узнать, почём сейчас мёртвые души. Согласилась продать по 15 рублей каждую.
Ноздрёв Легкомысленный, безалаберный, азартный кутила, у него много избыточной энергии, растрачивает её он попусту и прожигает жизнь. Заподозрил Чичикова в мошенничестве, предложил отдать ему мёртвые души бесплатно, но в придачу уговаривал купить коней, собак или шарманку. Чуть не затеял драку с Чичиковым.
Собакевич Прижимистый, расчётливый, практичный хозяин; презирает людей. Сразу согласился продать мёртвые души, назначил цену в 100 рублей за каждую. Долго, упорно торговался и согласился на 2,5 рубля вместо 100.
Плюшкин Скряга, крохобор, довёл имение и своих крепостных до разорения. Обрадовался предложению Чичикова платить за него налоги за умерших крестьян, был благодарен, что тот дал деньги ещё и за беглых крестьян.
Читайте также:
Коровьев - характеристика персонажа в Мастер и Маргарита

Словосочетание «мёртвые души» в поэме Н. В. Гоголя относится не только к умершим крестьянам, которые числились живыми по ревизским спискам до следующей переписи. Мёртвые души — это и помещики, образы которых представлены в поэме, поскольку в этих людях нет ни духовных запросов, ни благородства, они не живут, а существуют. И всё же Гоголь считал, что у некоторых из таких людей души могут возродиться и предполагал во второй части поэмы показать духовное возрождение Плюшкина и Чичикова. В первой части этого произведения писатель показал всю пошлость жизни помещиков и призывал их встать на путь духовного возрождения.

Характеристики образов помещиков, представленные в статье, могут быть полезными для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

«Черные лебеди» Гоголя: что погубило бизнес-план Чичикова по покупке мертвых душ

«Мертвые души»: история накопления первичного капитала

«Мертвые души» — уникальное произведение. Не только как литературное, культурное, явление, о котором сказано более чем достаточно. Уникальность заключается еще и в том, что это, пожалуй, первое произведение русской литературы, героем которого становится деловой человек, иначе говоря — предприниматель, а в основу сюжета положен проект, требующий действий экономического характера: купли-продажи, переговоров с контрагентами, придумывания и реализации бизнес-идеи, анализа хозяйственной деятельности.

Поэма «Мертвые души» вышла в свет, когда в России едва начиналось формирование капиталистического уклада, активизировалась экономическая деятельность, зарождалась буржуазия. Эти процессы в текущем моменте были не столь очевидны, едва заметны, но литераторы — как и положено натурам тонким, своего рода медиумам — уже чувствовали некие вибрации:

Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил;

И раб судьбу благословил.

В этих строчках из «Евгения Онегина» Александр Пушкин затрагивает тему лишь вскользь, не она является основой сюжета. В литературе начала и середины XIX века у персонажей произведений могли быть отношения с деньгами и, как правило, сложные, но только Гоголь (кстати, тему «Мертвых душ» ему подсказал именно Пушкин) рискнул заставить своего героя пойти на финансовую авантюру, сделав эту историю стержнем повествования.

«Зачем же быть так строгу к другим?»

Традиционно Чичиков трактуется как персонаж отрицательный — мошенник, приспособленец, подхалим, коррупционер, продолжать можно долго, а спорить с этим бессмысленно.

Автор тоже не очень жалует своего героя. «Очень сомнительно, чтобы избранный нами герой понравился читателям. » — пишет Гоголь. Он называет его хозяином, приобретателем, вкладывая, однако, в эти слова смысл отрицательный:

Что он не герой, исполненный совершенств и добродетелей, это видно. Кто же он? стало быть, подлец? Почему ж подлец, зачем же быть так строгу к другим? Теперь у нас подлецов не бывает, есть люди благонамеренные, приятные Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение — вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых..

Чичиков совсем небогат, но у него достаточно ресурсов другого рода, чтобы войти в круг и произвести должное впечатление.

Безусловно, в Чичикове немало неприятных и действительно подлых черт. Но если вспомнить историю, то мы увидим, что бизнес далеко не всегда делался в белых перчатках. Особенно в эпоху первоначального накопления капитала. А ведь именно на такое время и приходятся события, описываемые в «Мертвых душах». Что любопытно — Гоголь не щадит своих героев, не открывает в них явно привлекательных черт, ему претит идея стяжательства и приобретения, но мы можем разглядеть его симпатию к крепким хозяйственникам. Благополучие во владениях Коробочки и Собакевича, «благодать» в их шкатулках, крепких, хорошо одетых мужиков, живущих в добротных избах, автор описывает аппетитно, с любовью и одобрением. Подобное отношение к спокойной, размеренной жизни, возможность которой дает рачительное ведение хозяйства, как правило, русскими писателями презиралось. Легко предположить, что Чичиков стремится стать таким же — он слишком умен, чтобы растратить полученные в результате аферы деньги на пустяки.

Поэтому, отказавшись от морально-этической оценки действий Чичикова и его самого, рассмотрим «Мертвые души» как задачу, где главному герою необходимо сформировать собственный начальный капитал, имея лишь идею, умение обращаться с людьми и определенный опыт.

Герой

Чичиков — бедный дворянин, наделенный талантом предпринимательства. Бывший поверенный. Имеет опыт работы в государственных структурах, коллежский советник. Будучи замешанным в коррупционном скандале, благодаря умению добиться расположения, уголовного суда сумел избежать. Приверженец семейных ценностей, питает слабость к тонким голландским рубашкам и «мылу для сообщения гладкости коже». Любит быструю езду.

Ресурсы

К началу описываемых событий: «. тысячонок десяток, запрятанных про черный день, да дюжины две голландских рубашек, да небольшая бричка, в какой ездят холостяки, да два крепостных человека, кучер Селифан и лакей Петрушка, да пять или шесть кусков мыла для сбережения свежести щек».

Контекст

Россия. Первая половина XIX века. Кризис феодально-крепостнической формации, в недрах которой шел процесс формирования капиталистического уклада. Засилье бюрократии. Жесткая сословная политика. Социальная и политическая роль дворянства все еще велика, но идет на спад. В результате дробления имений при наследовании большинство помещиков переходят в ранг мелкопоместных (до душ крепостных) и среднепоместных (– душ). Рентабельность крепостного труда снижается. Любые формы предпринимательской деятельности не находят поддержки и даже осуждаются в дворянской среде. Производственно-техническая база большинства помещичьих хозяйств находится на низком уровне. Подавляющей части дворянства свойственен хозяйственный инфантилизм

Читайте также:
Господин Простаков - характеристика героя в комедии Недоросль

200 тысяч капиталу, а затем: «Жизнь во всех довольствах, со всякими достатками; экипажи, дом, отлично устроенный, вкусные обеды Чтобы наконец потом, со временем, вкусить непременно все это, вот для чего береглась копейка, скупо отказываемая до времени и себе и другому».

Бизнес-план

Выкуп мертвых душ у помещиков до внесения их в ревизские сказки и сдача их в залог для получения ссуды из расчета рублей за душу.

Решения

Итак, замысел Чичикова заключается в том, чтобы выкупить за бесценок у помещиков умерших крестьян и затем их заложить. Не залоговый аукцион, конечно, но тоже красивая идея. Брешь в законе, которой он намерен воспользоваться, позволяет чувствовать себя достаточно безопасно, а лояльность и заинтересованность продавцов обеспечивает очевидная для них выгода — они не только получают деньги за умерших, но и освобождаются от податей.

Быть в контексте

План Чичикова был неплохо продуман. Он даже нашел весьма оригинальное решение проблемы отсутствия собственной земли, без которой не мог ни купить, ни заложить мертвые души. Для этого он удачно использовал государственную программу переселения в Таврическую и Херсонскую губернии, что говорит о Чичикове как о человеке, который следит за происходящим в мире. Чтобы заселить западные губернии, государство давало земли в тех местах бесплатно. Все это крайне удачно для Чичикова.

Великая тайна нравиться

Чтобы реализовать свой план, красиво пройдясь через узкое дышло закона, Чичикову нужен доступ к рынку мертвых душ. Получить его можно только попав в «общество». И это первое, чем занялся герой Гоголя, прибыв в уездный город NN.

Чичиков совсем небогат, но у него достаточно ресурсов другого рода, чтобы войти в круг и произвести должное впечатление.

В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки: отставные подполковники, штабс-капитаны, помещики, имеющие около сотни душ крестьян, — словом, все те, которых называют господами средней руки.

На Чичикове фрак брусничного цвета с искрой, сам он «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». Но куда важнее то, что его экстерьер подкреплен даром коммуникатора.

Чичиков отправляется с визитами к городским сановникам. Ему понадобились считаные дни, чтобы зарекомендовать себя и стать вхожим в светское общество. Конечно же, наведя предварительно справки о ключевых фигурах в городе и наиболее значительных помещиках, он уже имеет понимание, как лучше найти подход к влиятельным особам. Но главный козырь Чичикова, знавшего в самом деле великую тайну нравиться, — это невероятная гибкость и обходительность, приправленные изрядной лестью.

Переговоры: гибкость и обходительность

Именно гибкость позволила Чичикову успешно провести переговоры со всеми своими контрагентами.

Покупка мертвых душ на этапе идеи видится делом довольно простым. Да, это товар весьма неожиданный и даже мистический, но тем не менее товар, продажа которого в целом выгодна потенциальным контрагентам Чичикова. Что, согласно замыслу, вполне способно искупить в их глазах определенную скандальность сделки. Более того, предложение позволяет продавцу получить выгоду, по сути, из ничего. Очевидно, что Чичиков, рассчитывая на это, а также предполагая своих партнеров людьми дремучими и недалекими, надеется взять нужный ему товар за бесценок и без долгих разговоров. Однако ж тут ему приходится столкнуться с весьма непростыми переговорщиками и продемонстрировать свои коммуникационные таланты во всей красе.

Агрессия и ложь

Если договоренность о сделке с мечтательным и легкомысленным Маниловым достигается легко и более чем приятно, то уже следующая — случайная — встреча с «твердолобой» Коробочкой заставляет Чичикова не раз по ходу беседы менять тактику переговоров. Тем более что с ней он чувствует себя более свободным и позволяет себе быть менее обходительным.

Причина сложной беседы не только в твердолобости его визави. Коробочка не решается на сделку из-за странности предмета торгов и по причине незнания рынка: «Ведь я мертвых никогда еще не продавала». В конце концов именно этот пунктик заставит ее отправиться ради маркетингового исследования в город NN, где она очень вовремя подольет масла в разгорающийся вокруг Чичикова скандал.

Коробочка меж двух огней — страхом и жаждой наживы. И это мешает ей внять объяснению сделки, которое до нее поначалу терпеливо доносит гость. Доведенный до отчаяния упертостью хозяйки, Чичиков начинает на нее давить, вести себя агрессивно, тем самым выбив ее из зоны комфорта, а затем, по наитию, обещает казенные подряды. И тут помещица немедля соглашается. Потому что страх ее не в том, что предмет торга — мертвые души, даром что помянутый гостем черт так ее напугал, а в том, что она боится прогадать. Обещание дополнительных покупок стало финальным аккордом торгов, которые и заставили Коробочку принять решение.

Ошибки

400 душ — таков улов Чичикова по результатам всех непростых встреч и махинаций. Миссию можно считать выполненной. По крайней мере в этом городе. Он оформляет сделки, и ничто не мешает ему уехать благопристойно, оставшись в памяти местных жителей человеком приятным во всех отношениях. Но вдруг Чичиков задерживается. Вопреки всякому здравому смыслу.

Оказавшись в круговороте внимания и обожания, он теряет связь с реальностью.

Чичиков никогда не чувствовал себя в таком веселом расположении, воображал себя уже настоящим херсонским помещиком, говорил об разных улучшениях: о трехпольном хозяйстве, о счастии и блаженстве двух душ.

В его голове, пьяной от успеха и игристого, «белокурая невеста с румянцем и ямочкой на правой щеке, херсонские деревни, капиталы. Селифану даже были даны кое-какие хозяйственные приказания: собрать всех вновь переселившихся мужиков, чтобы сделать всем лично поголовную перекличку».

Читайте также:
Латунский - характеристика критика в романе Мастер и Маргарита

С этого момента Чичиков вступает в полосу неудач и репутационных потерь, предпосылками к которым были допущенные им ошибки и стечение обстоятельств.

Губительный успех : «Черный лебедь» Ноздрев

Как мы знаем, скандал вокруг Чичикова сложился из цепочки случайностей, которые в свою очередь возникли из незапланированных встреч. «Черными лебедями» — неожиданными, но имеющими рационалистическое объяснение и несущими значительные последствия явлениями — стали Коробочка и, конечно же, Ноздрев.

У Чичикова и в планах не было иметь дело с этим персонажем — они пересекались у полицеймейстера и у прокурора, и уже тогда было ясно, что тот не чист на руку.

Тем не менее Чичиков соглашается отправиться к Ноздреву в имение, что оказывается колоссальной ошибкой. Он немедленно становится объектом провокаций неугомонного помещика. И в этой ситуации обычно выигрышные гибкость и умение подстроиться сыграли против него. Вместо того, чтобы жестко отказать, он пытается вести себя в соответствии с приличиями, опасается испортить отношения и даже намерен извлечь из этой встречи выгоду, не замечая, что с самого начала идет на поводу у манипулятора.

Мало того, что эта поездка ничего не дала, так пришлось ему еще пережить ряд оскорблений и унижений, чудом удалось избежать физического насилия. Но самое главное — важная секретная информация стала известна ненадежному человеку, треплу. Чичиков ругал себя за это абсолютно справедливо, но было уже поздно. Утечка информации именно от Ноздрева стала началом конца.

Так и вышло — явившись на губернаторский бал, Ноздрев прилюдно припомнил Чичикову попытку купить у него мертвые души, что и послужило началом скандалу, который бесповоротно сгубил репутацию героя «Мертвых душ» в городе NN.

Грабли любви

Кто знает, может быть, шумиху, которую во время бала поднял Ноздрев, удалось бы свести на нет — стоит ли воспринимать всерьез речи известного баламута, которому доверия не было никогда и никакого. Но в дело вмешались женщины. И это не первый случай в жизни Чичикова, когда отношения с прекрасным полом заканчиваются для него печально. Он же и места в таможне лишился из-за того, что не поделил с напарником «какую-то бабенку, свежую и крепкую, как ядреная репа». Не сделав тогда правильных выводов, Чичиков и на этот раз наступил на те же грабли — позволил себе увлечься, не завершив проект.

На этот раз Чичиков, имея глупость остаться на балу, принялся ухаживать за губернаторской дочкой и пренебрег вниманием всех остальных дам. А такого не прощают. И вот уже просто приятная дама мчится к даме приятной во всех отношениях, и огонь сплетни, щедро приправленный ревностью, неудержимо разлетается по городу. Шансы героя сберечь репутацию стремятся к нулю.

Вряд ли во времена Чичикова существовало такое понятие как work and life balance, но в любые времена попытка смешать бизнес и личную жизнь ведет к серьезным рискам.

Однако надо признать, что потеря репутации совершенно не отразилась на бизнес-плане Чичикова. Он получил удар по честолюбию и чувству собственного достоинства. Но этот удар отрезвил его и заставил стремительно уехать, чтобы продолжить реализацию своего замысла. Единственное, что омрачало Чичикова, — он бежал из города как вор, вместо того чтобы покинуть его триумфатором.

Главная досада была на то, что случилось ему оборваться, что он вдруг показался пред всеми бог знает в каком виде, что сыграл какую-то странную, двусмысленную роль. Конечно, взглянувши оком благоразумного человека, он видел, что все это вздор, что глупое слово ничего не значит, особливо теперь, когда главное дело уже обделано как следует. Но странен человек: его огорчало сильно нерасположенье тех самых, которых он не уважал и насчет которых отзывался резко, понося их суетность и наряды. Это тем более было ему досадно, что, разобравши дело ясно, он видел, как причиной этого был отчасти сам.

10 крупнейших состояний царской России. Что произошло с хозяевами?

Понтий Пилат в романе “Мастер и Маргарита”: образ, характеристика, описание внешности и характера

Понтий Пилат и Иешуа.
Иллюстрация Г. Калиновского

Понтий Пилат является одним из ярких центральных персонажей романа “Мастер и Маргарита” Булгакова.

Образ и характеристика Понтия Пилата в романе “Мастер и Маргарита”: описание в цитатах

Понтий Пилат является прокуратором Иудеи, наместником (представителем) римского императора в Иудее:
“. пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат. ”
“. того, в лице которого говорит римская власть. ”
“. римский прокуратор отпустит человека. “

О внешности Понтия Пилата известно следующее:
“. В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой. ”
“. в белом плаще с кровавым подбоем вышел в колоннаду иродова дворца. ”
“. белый плащ с багряной подбивкой возник в высоте. ”
“. прокуратор расстегнул и сбросил плащ, снял опоясывающий рубаху ремень с широким стальным ножом в ножнах, положил его в кресло у ложа, снял сандалии..”
“. стал босыми ногами нашаривать сандалии. ”
“. Пилат усмехнулся одною щекой, оскалив желтые зубы. ”
“. на желтоватом его бритом лице. ”
“. на желтоватых щеках Пилата. ”
“. Пилат накинул капюшон на свою чуть лысеющую голову. ”
“. рванул пряжку с ворота плаща, и та упала на песок. ”
“. заметил прокуратор, и тонкий, длинный палец с черным камнем перстня поднялся вверх. ”
“. неподвижный в кресле человек, бритый, с издерганным желтым лицом, человек в белой мантии с красной подбивкой. “

Читайте также:
Тихое утро краткое содержание рассказа Ю. Казакова

Служба Понтия Пилата

Понтий Пилат на службе руководит армией, разбирает судебные дела и т.д.:
“. Все время тасовать войска, читать доносы и ябеды, из которых к тому же половина написана на тебя самого! Согласитесь, что это скучно. О, если бы не императорская служба. “

Понтий Пилат принадлежит к сословию “всадников” – привилегированному сословию в Древнем Риме:
“. это я тебе говорю – Пилат Понтийский, всадник Золотое Копье. ”
“. всадника с золотым копьем. “

Он является богатым человеком:
“. У меня в Кесарии есть большая библиотека, я очень богат. “

По происхождению Понтий Пилат – сын короля-звездочета и дочери мельника:
“. тебя – сына короля‑звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы. ”
“. помяни меня, сына звездочета, – просил во сне Пилат. “

Понтий Пилат когда-то служил трибуном легиона, то есть командиром легиона. Он сам участвовал в боях:
“. Так много лет тому назад в долине дев кричал Пилат своим всадникам слова: «Руби их! Руби их! Великан Крысобой попался!» Он еще повысил сорванный командами голос, выкликая слова так, чтобы их слышали в саду: – Преступник! Преступник! Преступник. ”
“. теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе. “

Герой живет и служит в Кесарии в Иудее. Здесь находится его резиденция:
“. в Кесарии Стратоновой на Средиземном море, то есть именно там, где резиденция прокуратора. ”
“. От всей души желаю, чтобы они скорее кончились, – энергично добавил Пилат. – Я получу возможность наконец вернуться в Кесарию. “

Понтий Пилат приезжает по долгу службы в Ершалаим – город в его подчинении в Иудее. Здесь он знакомится с бродягой Иешуа:
“. две кентурии, которые пришли вместе с прокуратором на праздники в Ершалаим. ”
“. пришедшая с прокуратором в Ершалаим первая когорта двенадцатого молниеносного легиона. “

Герой ненавидит город Ершалаим, но вынужден посещать его по службе:
“. Ненавидимый им город. ”
“. Ненавистный город, – вдруг почему‑то пробормотал прокуратор. ”
“. Я бываю болен всякий раз, как мне приходится сюда приезжать. “

Характер Понтия Пилата

Понтий Пилат – жестокий правитель:
“. жестокий прокуратор Иудеи от радости плакал и смеялся во сне. ”
“. Это меня ты называешь добрым человеком? Ты ошибаешься. В Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое чудовище, и это совершенно верно. ”
“. Знает народ иудейский, что ты ненавидишь его лютой ненавистью. ”
“. ни жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтийский Пилат. “

Понтий Пилат – надменный человек:
“. Брови на надменном лице поднялись. ”
“. говорит, обращая надменное лицо к своему спутнику. “

Понтий Пилат – грозный, суровый человек:
“. лицо прокуратора было грозно, но глаза тревожны. “

Понтий Пилат – карьерист. Ради карьеры он совершает нехорошие поступки, например, казнит Иешуа:
“. Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из‑за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?
“. На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной для людей власти, чем власть императора Тиверия! – сорванный и больной голос Пилата разросся. ” (Понтий Пилат восхищается императором, которому служит)

Понтий Пилат – храбрый воин. Но в деле Иешуа он ведет себя, как трус:
“. Вот, например, не струсил же теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе, тогда, в долине дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя‑великана. ”
“. Если верно, что трусость – самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нем не виновата. ” (о трусости Понтия Пилата)

Понтий Пилат – вспыльчивый человек:
“. гнев вспыльчивого прокуратора. ”
“. гнев прокуратора почему‑то улетел так же быстро, как и прилетел. “

Понтий Пилат – волевой человек:
“. ужас. Но он тотчас же подавил его своею волею и вновь опустился в кресло. “

Понтий Пилат – умный человек:
“. ты производишь впечатление очень умного человека. ”
“. Прокуратор, как всегда, тонко понимает вопрос. “

Понтий Пилат – серьезный человек. Он следит за тем, что и где говорит:
“. Мы привыкли к тому, что римский прокуратор выбирает слова, прежде чем что‑нибудь сказать. ”
“. Мальчик ли я, Каифа? Знаю, что говорю и где говорю. “

Понтий Пилат обладает сильной интуицией:
“. я обязан предвидеть все. Такова моя должность, а пуще всего я обязан верить своему предчувствию, ибо никогда оно еще меня не обманывало. ”
“. у меня предчувствие, говорю я вам! Не было случая, чтобы оно меня обмануло. “

Понтий Пилат – замкнутый человек. Он разочарован в людях:
“. ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей. “

Понтий Пилат ведет пустую, скудную жизнь:
“. Твоя жизнь скудна, игемон. “

У Понтия Пилата есть единственный друг – его собака Банга:
“. Ведь нельзя же, согласись, поместить всю свою привязанность в собаку. ”
“. твоя собака, единственное, по‑видимому, существо, к которому ты привязан. ”
“. Так оба они, и пес и человек, любящие друг друга, встретили праздничную ночь на балконе. “

Понтий Пилат говорит на трех языках: по-арамейски, по-латыни и по-гречески:
“. потом тихо спросил по‑арамейски. ”
“. Прокуратор обратился к кентуриону по‑латыни. ”
“. Пилат заговорил по‑гречески. “

Понтий Пилат страдает от сильных головных болей, мигрени:
“. непобедимая, ужасная болезнь гемикрания, при которой болит полголовы. От нее нет средств, нет никакого спасения. ”
“. у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. ”
“. страшные, злые боли прокуратора некому излечить; от них нет средства, кроме смерти. “

Читайте также:
«Мои университеты» 📚 краткое содержание повести Максима Горького, жанр произведения, анализ сюжета

Понтий Пилат после казни Иешуа

После казни Иешуа Понтий Пилат мучается от угрызений совести. Он плохо спит:
“. Я сплю плохо, – прокуратор усмехнулся, – и все время вижу во сне лунный луч. Так смешно, вообразите. Будто бы я гуляю по этому лучу. ”
“. какая пошлая казнь! Но ты мне, пожалуйста, скажи ведь ее не было! Молю тебя, скажи, не было. “

В наказание за смерть Иешуа Понтий Пилат получает бессмертие. С тех пор он две тысячи лет мучается от бессонницы:
“. более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу. ”
“. Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница. “

В конце концов Мастер дарит Понтию Пилату свободу и позволяет ему уйти безвозвратно в бездну:
“Кто-то отпускал на свободу мастера, как сам он только что отпустил им созданного героя. Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля‑звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат. “

Таков цитатный образ и характеристика Понтия Пилата в романе “Мастер и Маргарита” Булгакова, описание внешности и характера героя, его происхождения, службы и другие материалы для сочинения.

Понтий Пилат («Мастер и Маргарита»)

Характеристика образа Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита» заметно отличается как от исторических свидетельств об этом человеке, так и от мифологических. Вместе с тем в этом образе угадываются некоторые личные мотивы писателя.

Кто такой Понтий Пилат в романе

Начать стоит с того, что Понтий Пилат и Иешуа — это главные персонажи романа Мастера, который находится как бы «внутри» основного романа. Понтий Пилат противостоит Иешуа, однако это противостояние не вполне соответствует христианской мифологии.

В христианстве Иисус для Понтия Пилата — это лишь один из многочисленных «разбойников», которых Пилат ежедневно казнит в больших количествах. А сам Пилат — лишь один из «главных злодеев» мира сего, жестокий, циничный и несправедливый правитель-беспредельщик. Судя по всему, имя Понтия Пилата в христианских текстах названо лишь с целью условной исторической привязки — как одно из «доказательств» существования Христа. Такими «доказательствами» с самого начала пользовались проповедники христианства с самых первых лет существования этой религии. Подобные ораторские приёмы хорошо действовали на людей простых и неграмотных, которые быстро принимали новую религию, и не помогали при общении с образованными римлянами, которые сразу понимали всю нелогичность и абсурдность построений христианских проповедников.

В романе Мастера Понтий Пилат — человек вполне мыслящий, философствующий и не лишённый определённых чувств. С Иешуа он долго спорит, и совсем не на тему религиозной веры и соблюдения ритуалов. А по окончании спора, отправив «преступника» на казнь, прокуратор постоянно вспоминает о нём и не может отделаться от слов, которые говорил ему Иешуа.

В романе Понтий Пилат описан как самый обычный человек, в котором ничто не выдаёт всесильного прокуратора Иудеи. У него лысеющая голова, он постоянно страдает от мигрени и не любит дело, которым ему приходится заниматься. Не любит он и тот город, которым управляет, и его жителей. Поэтому Понтий Пилат постоянно находится в раздражённом состоянии и срывает зло на окружающих.

Становится ясно, что Пилат — ограниченный человек, который не может повлиять на свою судьбу. Но появляется Иешуа, который пытается доказать прокуратору обратное.

О чём спорят Понтий Пилат и Иешуа

Пилат предстаёт перед «преступником» Иешуа как беспомощный трус. Трусость и смелость — главная тема дискуссии двух персонажей. Понтий Пилат обладает огромной властью, он всем кажется жестоким тираном и деспотом, однако он при всём своём желании не в состоянии отменить смертный приговор Иешуа. А отменить его он очень хочет, поскольку «разбойник», оказавшийся невиновным человеком, избавил его от постоянной мигрени.

Впрочем, кое-что Пилат смог сделать для Иешуа: он распорядился, чтобы осуждённого казнили сразу, без мучений.

Пилат страдает от одиночества, и Иешуа это видит. Кажется, это именно он, Пилат, а отнюдь не Иешуа, больше всех страдает в этом произведении. И его страдания в финале «Мастера и Маргариты» вознаграждаются. Иешуа прощает Пилата и просит Воланда «отпустить» его. После этого Понтий Пилат оказывается на лунной дороге, которую он долгое время видел во сне. Он идёт по этой дороге вместе с Иешуа и по-дружески беседует с ним.

Страдания Понтия Пилата, впрочем, не ограничиваются одним лишь одиночеством. После казни Иешуа его стали мучить угрызения совести, и это продолжалось долгие годы. Можно сказать, что проповедь Иешуа подействовала на него и заставила хотя бы пытаться изменить себя.

Тема трусости постоянно волновала Булгакова. Её он считал самым главным пороком человека, последствиями которого являются все остальные «грехи» и преступления. Всё плохое, негативное и скверное человек творит именно из-за трусости – так считал Булгаков. Об этом он рассуждал не только на страницах многих своих произведений, но и говорил в беседах с близкими. По словам Булгакова, он и сам несколько раз поддался трусости, последствия которой были ужасными. Видимо, за те проявления робости его постоянно мучила совесть.

Из этого можно заключить, что сам Булгаков был в некотором смысле прообразом Понтия Пилата. Так же, как и герой романа, Булгаков страдал и испытывал угрызения совести. Точно так же писателя угнетала та обстановка, в окружении которой он жил и которая иной раз заставляла его совершать скверные поступки.

Читайте также:
Родная земля - анализ, жанр произведения, основная тема

Заключение

Образ Понтия Пилата — это в определённой степени сублимированные переживания самого Михаила Булгакова. Вместе с тем Понтий Пилат олицетворяет человеческую слабость и ограниченность, от которой не спасают ни высокие регалии, ни формальная власть. Человек может притвориться сильным и могучим, но не в состоянии уйти от себя. И такому ограниченному человеку обязательно нужно прощение и утешение.

Характеристика и образ Понтия Пилата в романе Мастер и Маргарита Булгакова

В этом сочинении я хотел бы попытаться раскрыть образ главного героя романа, написанного Мастером. Этот персонаж – Понтий Пилат.

Понтий Пилат был пятым прокуратором Иудеи. Он представлен читателю жестоким, властным и хладнокровным человеком, однако он просто мастерски скрывает свои истинные чувства.

Несмотря на высокое положение и наличие власти в его руках, Понтий Пилат сумел сохранить мудрость и человеческие моральные качества. Однако люди считают его чудовищем и боятся вызвать его недовольство, а он ненавидит город и его жителей.

Из-за высокого положения рядом с ним нет человека, которого он мог бы назвать другом и рассказать о своих горестях и радостях. Он привык казнить людей, особо не задумываясь над их судьбой, но один случай перевернул его жизнь. Во время допроса некоего Иешуа Га-Ноцри прокуратор замечает, что обвиняемый не боится его, а просто разговаривает и даже снимает приступ мигрени, которая всё время мучает прокуратора.

В ходе диалога с Иешуа Пилат понимает, что встретил родственную душу, с которой ему легко и приятно, а ещё что философ не виноват. Им хорошо общаться, но после некоторых речей пророка, с которыми он и сам в душе согласен, прокуратор оглашает смертный приговор, уповая на решение первосвященника о помиловании одного из осуждённых. Понтий Пилат поддался страху потери своей власти и мнения окружающих.

После казни Га-Ноцри прокуратор узнаёт, что единственной фразой, сказанной Иешуа перед смертью была: «Одним из главных человеческих пороков я считаю трусость». Услышав это, прокуратор Иудеи обрекает себя на вечные муки совести. Корит себя за то, что мог его спасти, но испугался. Этим персонажем автор поднимает проблемы трусости и совести.

В романе говорится, что всем людям свойственно совершать ошибки, главное осознать их и впредь стараться поступать правильно, а не удобно. Так и Понтий Пилат осознал ошибку и раскаялся в ней. Ведь не высшие силы наказали его бессонницей, а собственная совесть, не дававшая ему покоя и напоминающая о его непоправимой ошибке. В те ночи, когда прокуратору удавалось уснуть, он видел Иешуа, они вместе шли по лунной дорожке и говорили, а рядом бежала собака Пилата. Спасти римского прокуратора из тюрьмы собственной совести мог его создатель – Мастер. Поднявшись на небо, Воланд показал Мастеру его героя, который 2000 лет мучился от угрызений совести и одиночества. Мастер завершил свой роман фразой: «Свободен».

Так и завершилась история одного из самых трагичных персонажей романа автором, которого был Мастер.

Сочинение 2

Апогеем творчества Булгакова является роман «Мастер и Маргарита». В своем проивзведении Булгакову удалось мастерски создать образы Иешуа, Мастера, Маргариты и других, но одним из самых сложных и фактурных образов является образ Понтия Пилата.

Понтий Пилат – олицетворяет власть, он поистине очень жесток, и он гордится этим. Он был на поле битв, поэтому точно знает, что сила руководит миром, и побеждает всегда только сильнейший, а именно тот, кому чужды нерешительность, страхи и жалость. У Понтия Пилата свои жизненные законы, по которым он живет, для него установка «раб подчиняется господину» непоколебима.

Для Понтия Пилата одиночество – это совершенно естественное и нормальное состояние для победителя, никаких друзей, вокруг только враги. Нет равных и близких Понтию Пилату, единственный кто у него есть это только любимая собака. Однако именно встреча с Иешуа меняет Понтия Пилата, он осознает, что перед ним человек равный ему, с которым он бы хотел вести беседы вечно. Иешуа не боится противостоять Пилату, не боится высказывать свои мысли.

Понтий Пилат находит Иешуа интересным человеком, он не сомневается в его невиновности, он пытается спасти арестанта, и здесь проявляются такие черты, которые казалось никогда нельзя было бы увидеть у прокуратора Иудеи, это сочувствие, сострадание. Но появляется и страх, порожденный тоталитарным режимом. Ведь даже самый сильный человек выживет, если будет в первую очередь думать о государстве, а не о себе. После казни Иешуа, для Понтия Пилата наступают мучительные дни, он страдает. Булгаков сделал из Понтия Пилата не труса, а одновременно жертву и обвинителя. Отправив Иешуа на казнь, Понтий Пилат губит свою душу, он умирает вместе с Иешуа, как и его свобода.

Когда перед Понтием Пилатом встает выбор: спасение своей души или пост, страх перед высшими чинами или отвага совершения поступка, к сожалению, он выбирает именно благосостояние и все то, что так люто ненавидит.

Автор через героя Понтия Пилата доносит до читателя простую мысль, что люди должны быть ответственны за свои поступки и самостоятельно выбирать свой путь, путь истины и свободы или рабства и жестокости.

Сочинение Образ и характеристика Понтия Пилата

Михаил Афанасьевич Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» затрагивает множество вечных философских вопросов, ответы на которые скрываются и в поступках самих героев, и в их размышлениях и терзаниях. Композиция романа, построенная по принципу «рассказ в рассказе», помогает лучше отразить всю многогранность человеческой души, которую всегда терзают одни и те же вопросы, несмотря на разницу и в поколениях, и в условиях жизни. Одним из самых противоречивых и интересных персонажей романа является Понтий Пилат, герой ершалаимских глав произведения.

Читайте также:
Цитаты Стародума - герой Недоросли о воспитании и образовании

Понтий Пилат, будучи прокуратором Иудеи, известен как человек жестокий, твёрдый, решительный и бескомпромиссный. Он с лёгкостью выносит приговоры преступникам и вершит чужими судьбами, однако однажды он встречает Иешуа Га-Ноцри, персонажа, прототипом которого является сам Иисус Христос. Будучи глубоко поражённым и поведением, и ходом мыслей человека, которому ему предстоит вынести приговор, Пилат искренне желает пощадить героя, ведь он понимает, насколько поразительно умный и глубокий человек стоит перед ним, однако Понтий Пилат принимает ошибочное решение и приговаривает Иешуа к смерти. Возможно, прокуратор не желает ставить под сомнение свою всесильность и попросту терять уважение своего народа, отпуская на волю человека, которого обвиняют в том, что он якобы «подговаривал народ разрушить ершалаимский храм», однако Га-Норци обличает его в совершенно другом грехе – в трусости.

Действительно, Понтий Пилат просто испугался. Испугался потерять свой статус, уважение окружающих его людей, поставить под сомнение свой авторитет. Однако разве это худшее, что может быть? Хуже всего делать то, чего ты не хочешь, руководствуясь банальным страхом, а ещё хуже – предавать людей из-за него же. После вынесения приговора Пилат начинает мучиться от тяжелейших головных болей, спасения от которых он найти не может.

В финале романа Иешуа прощает прокуратора Иудеи, который осознал свою ошибку и искренне раскаялся. Таким образом, автор показывает своим читателям, что за покаянием от чистого сердца всегда следует очищение, в данном случае – символичная лунная дорожка, по которой и Иешуа Га-Норци, и Понтий Пилат, и даже его собака уходят в другой мир. В мир, в котором нет зла и несправедливости, в мир, в котором правит добродетель и настоящая чистота души.

Я полагаю, что в романе «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков открывает читателям глаза на то, как не нужно поступать. Нельзя позволять страху одержать победу, ведь самое лучшее, что мы можем привнести в этот мир попросту противоречит трусости. И, безусловно, необходимо не бояться постоять за себя и за других людей, если на их стороне истина.

Вариант 4

Прокуратор Иудеи Понтий Пилат является одним из главных персонажей романа «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова.

История Понтия Пилата описывается в выдуманном романе, произведении, написанном другим персонажем – Мастером.

Герой романа занимает привилегированное положение в обществе, командует римскими военнослужащими и считается главой судебной власти. Он живёт в Кесарии, но по служебным обязанностям был отослан в Ершалаим, где и разворачиваются основные события его сюжетной линии.

Пилат является сыном звездочёта и дочери мельника. Он сказочно богат. Имеет большую коллекцию разнообразных книг, что в те времена считалось неслыханной роскошью.

Булгаков описывает прокуратора как мужественного, строгого и чёрствого человека с военной закалкой. Единственное существо, к которому Понтий Пилат испытывает нежные чувства – это его собака Банга, в которую он, как подмечает автор, поместил всю свою привязанность.

Внешность персонажа Булгаков описывает так: стройная фигура, лысеющая голова, тонкие и длинные пальцы, грозный взгляд, одет в белый плащ с кровавым подбоем.

Ранее Понтию Пилату приходилось самостоятельно командовать целыми легионами, проявлять строгость и даже жестокость, что в дальнейшем сказалось на его характере.

Прокуратор Иудеи хорошо образован, знает три языка: греческий, арамейский и латынь. Ради карьеры он готов на всё, что угодно. Понтий Пилат страдает от постоянных головных болей. Они настолько сильные, что он даже малодушно помышлял о смерти. Его жизнь пуста, однообразна и безрадостна. Он полностью разочарован в людях и никому не доверяет.

Автор преподносит его как сильного и волевого человека, но своим поступком по отношению к бродяге Иешуа Га-Ноцри он показывает трусость и слабость. Он приговаривает его к смерти совершенно незаслуженно, руководствуясь вспыльчивостью и гордыней. Понтий Пилат превознёс свою репутацию и карьеру выше человеческой жизни. Позже, когда появилась возможность помилования одного из четырёх преступников в честь праздника, он пытался спасти Иешуа, но ему не удалось этого сделать.

После казни Га-Ноцри Понтий Пилат переживает душевный надлом. Он испытывает душераздирающие угрызения совести, страдает от постоянной бессонницы и ночных кошмаров. Персонаж действительно раскаивается в своих деяниях, но это не отменяет его вины.

В качестве наказания за малодушие, Воланд наделяет прокуратора бессмертием, после чего его душа тысячелетиями не знает покоя из-за непрекращающихся мук совести. Но, в конце произведения, он прощает прокуратора Иудеи и дарует ему долгожданную свободу.

Образ Пилата

Произведение «Мастер и Маргарита» написано великим писателем двадцатого века Михаилом Булгаковым. Роман в романе является самым неоднозначным и сложным произведением. Благодаря такому написанию, читатель имеет возможность переносится во времени и познакомится с двумя разными, но связанными друг с другом историями, открывающими полную картину происходящего.

Роман начинается со знакомства с московскими обывателями. Герой, называемый мастером, рассказывает историю, произошедшую когда-то в Ершалаиме. Главным ее персонажем является Понтий Пилат – самая загадочная и неоднозначная личность. Он является прокуратором Иудеи и грозным представителем власти, в руках которого находится множество людских жизней и судеб. Все существо этого человека наполнено ненавистью к людям, к городу и к жизни. Прокуратор одинок и несчастен. В общении ни один человек не является для него интересным. Единственной его отрадой в бессмысленном существовании остается пес Банга, которого Пилат считает своим другом. Только к псу он испытывает любовь и добрые чувства. Виной такого отношения к жизни является неизлечимая болезнь, терзающая тело и душу Понтия.

Читайте также:
Кратко Иван Царевич и Серый Волк - суть сказки

Но однажды все меняется. К прокуратору приводят бродячего оборванца и философа Иешуа Га-ноцри, которого обвиняют в заговоре против храма. По некоторым источникам, бродяга собирал людей, чтобы разрушить его. При общении с Понтием, Иешуа проявлял невиданную дерзость, недопустимую при общении с представителями власти. Он называл прокуратора добрым человеком и произносил свои философские речи. Впервые за все время службы Пилат увидел в бродячем философе интересного человека, равного по общению.

При допросе прокуратор увидел невиновность Иешуа и заинтересовался его философскими изречениями. Ко всему прочему, головные боли, мучающие Пилата долгое время, исчезли благодаря Иешуа. Из злого и всегда недовольного представителя Закона Понтий стал гуманным и сочувствующим человеком, желающим помочь бродяге избежать казни. Но сделать это нужно было, не потеряв своего авторитета и остаться в глазах других все тем же властным кесарем. В этом моменте начинает прослеживаться двойственная личность Понтия Пилата. Он ненавидит императора и его порядки, но вынужден подчинятся закону. В нем начинается борьба добра и зла.

Чтобы помочь бродяге избежать казни, Пилат пытается добиться его оправдания от Каифы, но получает отказ. Иешуа Га-Ноцри казнят. После этого прокуратор чувствует свою вину в смерти невинного человека, и вдобавок к тоске и душевной печали, Понтий Пилат получает наказание в виде бессмертия. Он обречен вечно страдать от одиночества и чувства вины, но однажды спасение приходит от милосердной Маргариты.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Понтия Пилата в романе Мастер и Маргарита

Популярные сегодня темы

Недалеко от города Владимира, где река Клязьма сливается с рекой Нерль, в 12 веке был возведён чудный собор, получивший впоследствии название Храм Покрова.

Смелость и трусость – понятия, знакомые нам с детства. Зачастую мы встречаемся с ними в сказках, мультфильмах, фильмах и книгах. Восхищаемся героями, качаем головой при виде предателей.

Светлая и чистая, искренняя любовь необходима каждому человеку. В романе Обломов И.А.Гончаров уделяет этому высокому чувству большое внимание.

Спорт, это мое любимое занятие и все свободное время я посвящаю ему. Я люблю не только им заниматься но наблюдать и болеть. Один из самых интересных и захватывающих видов спорт, биатлон

Картина Григория Григорьевича Мясоедова «Косцы» рассказывает нам о жизни простого русского народа в 19 веке. Здесь изображена страдная летняя пора, когда на поле уже созрел урожай зерна

Образ Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита»

Понтий Пилат — один из ключевых персонажей «Мастера и Маргариты» Михаила Афанасьевича Булгакова. Результатом действий этого героя стала гибель философа-проповедника Иешуа Га-Ноцри, послужившая в итоге причиной многовековых терзаний пятого прокуратора Иудеи. Примечательно, что образ Понтия Пилата в романе не только имеет реальный исторический прототип, но и практически полностью ему соответствует.

  1. Характер прокуратора
  2. Описание в произведении
  3. Мотивы поступков
  4. Раскаяние и кара
  5. Отпущение грехов

Характер прокуратора

Согласно большинству исторических источников, Понтий Пилат появился на свет в галлийском городе Лугудуне и происходил из сословия всадников. В 26 г. н. э. он стал правителем Иудеи, сменив Валерия Грата. Еврейский историк Иосиф Флавий именует Пилата игемоном, однако носил он, по сути, сразу два титула:

  1. Префект претория. Эта должность назначалась императором и подразумевала в первую очередь пост командира преторианской гвардии. Если человек, занявший её, был всадником, он автоматически причислялся к сенату. Кроме того, префект имел право заниматься судебными разбирательствами — в этом случае решение, вынесенное им по тому или иному делу, признавалось окончательным и не подлежало обжалованию.
  2. Прокуратор. В Древнем Риме прокураторами именовали высокопоставленных чиновников, осуществляющих управление провинциальными городами. Они отвечали как за общее благополучие жителей, так и за финансовые вопросы.

Если верить словам современников, Понтий не был порядочным человеком и не славился справедливостью — напротив, он был продажен, бесчестен и абсолютно беспринципен. К примеру, Филон Александрийский утверждал, что на совести префекта множество несправедливых казней, совершённых безо всякой причины, а царь Ирод жаловался Калигуле на его невыносимую жестокость. Однако стоит учитывать, что оценка иудеев была небеспристрастна — они болезненно восприняли назначение нового правителя и крайне остро реагировали на любые его действия.

Например, когда Пилат велел внести в Иерусалим знамёна с собственным изображением, жители окружили его резиденцию и осаждали её пять дней, требуя убрать языческие символы из святыни. В конце концов, прокуратор уступил, однако в его душе поселилась стойкая неприязнь и к иудеям, и к их религиозным обычаям. Чуть позже история повторилась, но на этот раз объектом раздора стал водопровод, строительство которого префект предполагал осуществить за счёт храмовой казны, против чего резко восстали как представители Синедриона, так и сами горожане.

Описание в произведении

Булгаков в «Мастере и Маргарите» Понтия Пилата описывает как мрачного и сурового человека, ненавидящего аромат розового масла и страдающего сильными головными болями — гемикранией, или же мигренью. К моменту встречи с бродячим философом Иешуа Га-Ноцри, чьё дело Синедрион направляет на рассмотрение прокуратора, последний измучен недугом до такой степени, что начинает задумываться о самоубийстве. Кроме того, игемон выглядит сломленным, одиноким и глубоко несчастным. Единственное живое существо, к которому он по-настоящему привязан, — пёс по имени Банга, которого префект привык звать в трудные моменты.

Общение с Га-Ноцри производит на Пилата сильное впечатление — до такой степени, что прокуратор даже намеревается забрать философа в собственную резиденцию, расположенную в Кесарии Стратоновой, дабы иметь возможность беседовать с ним в любое время. Однако, узнав о том, что Иешуа вменяется в вину государственное преступление, игемон не решается пойти против кесаря и утверждает смертный приговор, вынесенный Синедрионом.

Правда, впоследствии Понтий пытается ходатайствовать перед первосвященником за того, кого сам называет безобидным юродивым, однако его слова не имеют никакого действия — религиозная власть Иудеи непоколебима в намерении избавиться от проповедника. В итоге вместо Га-Ноцри на свободу отпускают бунтаря и убийцу Вар-раввана, философ же принимает смерть на кресте.

Мотивы поступков

Утверждение смертного приговора Синедриона на самом деле не было неизбежным — как и любой человек, Пилат имел выбор и мог настоять на том, чтобы отпустили именно бродячего философа. Причём не факт, что это ударило бы по репутации игемона — если разобраться, освобождение Вар-раввана, открыто настраивающего народ против римской власти, могло оказаться в глазах верховного правителя более серьёзным проступком, нежели простое удаление Иешуа из Иудеи. Однако у прокуратора могло быть как минимум две причины для такого поступка:

Читайте также:
Латунский - характеристика критика в романе Мастер и Маргарита

  1. Нежелание обострять конфликт с Синедрионом и населением. Прекрасно понимая, насколько сильна ненависть народа и как велико влияние местной власти на людей, Пилат отдавал себе отчёт в том, что открытое противостояние может обернуться для него самыми плачевными последствиями. Маловероятно, что правитель принял бы сторону префекта при возникновении угрозы реального бунта — скорее, согласился бы на его отставку или даже казнь ради общего спокойствия.
  2. Обыкновенный испуг. Как совершенно справедливо замечал Иешуа, трусость — это один из самых страшных пороков человека. Прокуратор побоялся, что римская власть, подобно первосвященнику Каифе, усмотрит в проповедях философа более серьёзную угрозу, чем в действиях Вар-раввана, и заподозрит, что игемон разделяет мысли Га-Ноцри. А это означало не только конец карьеры Пилата, но и смертную казнь для него самого.

Правда, если верить церковному историку Евсевию Кесарийскому, с должности префект в конечном счёте всё же был смещён по доносу жителей Самарии, после чего был отправлен в ссылку, где почему-то покончил жизнь самоубийством. По другой версии, Пилата казнил римский император Нерон.

Раскаяние и кара

После смерти Иешуа прокуратор горько пожалел о принятом решении. Он терзался чувством вины за гибель невинного человека и собственное бездействие, глубоко раскаивался в трусости — этот порок игемон отныне считал наиболее страшным из всех возможных. Однако повлиять на ситуацию было уже невозможно.

Пилат попытался хоть немного заглушить муки совести, расправившись с Иудой Искариотом — алчным юношей, который донёс на Га-Ноцри властям, что и послужило в итоге причиной его смерти. Прокуратор заручился помощью начальника тайной стражи Ершалаима Афрания и подстроил убийство Иуды — предателя зарезали в Гефсиманском саду. Деньги же, вырученные им за содействие в поимке Иешуа, подбросили первосвященнику вместе с провокационной запиской.

После этого игемон разыскал Левия Матвея — бывшего сборщика податей, преданного последователя учений бродячего философа — и предложил ему должность библиотекаря в собственной резиденции. Но Левий не согласился и покинул префекта, попросив лишь дать ему кусочек чистого пергамента для дальнейших записей. Прокуратор не стал заставлять Матвея изменить решение.

В конце концов, Понтий вновь остался наедине с собственными проблемами, бессильным раскаянием и единственным преданным другом — собакой. Ершалаим, пропитанный запахом роз, стал Пилату ещё более ненавистен, душевные терзания отравляли его жизнь, голова вновь начала болеть, и, не видя выхода, прокуратор принял решение совершить самоубийство, выпив отравленное вино.

Однако мучения на этом не закончились — в наказание за трусость и бездействие префект был обречён на бессмертие. Более двух тысяч лет он сидел на площадке вместе с верным псом, терзаясь раздумьями и бессонницей, отчаянно желая покоя и встречи с Га-Ноцри, с которым так и не смог вдоволь поговорить четырнадцатого числа весеннего месяца нисана.

Отпущение грехов

Когда Воланд заканчивает дела в Москве и улетает, забирая с собой Мастера и Маргариту, он предоставляет создателю романа о Понтии Пилате шанс встретиться с бессмертным всадником и закончить произведение так, как сочтёт нужным автор. Мастер, сам вдосталь настрадавшийся за время пребывания в психиатрической клинике, жалеет измученного игемона и дарует ему прощение.

Прокуратор освобождается от многовекового заключения и, наконец, обретает покой. А вместе с ним — возможность вволю наговориться с бродячим философом, которого когда-то обрёк на смерть. Понтий по-прежнему терзается мыслями об этом и просит Га-Ноцри уверить его, что всё произошедшее на самом деле было лишь страшным сном. Иешуа охотно успокаивает префекта, подтверждая его слова, поскольку не держит ни зла, ни обиды — напротив, он рад встрече с Пилатом, возможности воссоединиться с ним и бесконечно разговаривать обо всём на свете.

Кавалерийский всадник и безобидный юродивый примиряются и отправляются на прогулку по лунному лучу, продолжая беседу, прерванную более двух тысяч лет назад. А за ними неотступно следует Банга — преданная собака, разделяющая судьбу своего хозяина и в горе, и в радости.

Вероятно, история могла бы закончиться иначе — ведь Воланд не требовал от Мастера прощать прокуратора, и автору ничего не стоило оставить его на площадке до скончания века. Однако творец, не понаслышке знающий о том, что значит страдание, проявил милосердие и счёл, что игемон полностью искупил вину за проявленную им трусость. И такой финал выглядит наиболее справедливым из возможных.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: