Голубая стрела краткое содержание сказки Родари читать онлайн

Краткое содержание Родари Путешествие голубой стрелы

Одна фея – хозяйка магазина игрушек — в новогоднюю ночь разнесла детям подарки (которые оплатили взрослые) и была этим очень довольна. Она решила, не теряя времени даром, заполнить витрину своего магазина новыми игрушками. Вдруг какой-нибудь взрослый захочет купить своему чаду подарок на День рождения. Фея вместе со своей служанкой стали таскать игрушки из подвала. Принесли они в магазин и игрушечный электропоезд с названием «Голубая Стрела».

В этот момент в магазин зашёл бедный мальчик и стал выяснять, почему же ему на праздник фея не принесла подарок. Оказывается, его мать не заплатила за прошлогодний подарок, а фея не могла работать бесплатно. Игрушки пожалели детей бедняков, решили подарить им себя и сбежали от жадной феи на электропоезде. Пришлось женщинам оправиться в погоню.

Вначале игрушки добрались до подвала, в котором жил Джампаоло. Мальчик очень обрадовался, когда увидел около своей кровати игрушечного медвежонка. Затем кукла осталась около девочки, которая ночевала в подъезде. Женщины, в конце концов, настигли беглецов. Но храбрые игрушки не испугались. Индейцы набросились на служанку и топорами пригвоздили ее одежду к земле. Женщина отдала игрушкам список с именами детей, которые остались без подарков. Игрушечные существа освободили женщину и на поезде помчались дальше. Они направлялись к Франческо, которому приходилось много работать, и мальчик сильно уставал.

На своем пути «Голубой Стреле» пришлось преодолеть множество препятствий. Это были и огромные лужи, и холод. Игрушечного генерала занесло снегом, а канарейку сломала кошка. Но игрушки стойко продолжали свой путь. И когда встречали ребенка бедняка, то одна игрушка оставалась у него.

Роберто помогал отцу, который работал обходчиком на железной дороге. Однажды мальчик помог предотвратить крушение скорого поезда. И «Голубая Стрела» решила остаться у мальчика. Карандаши остались у мальчика, семья которого была очень бедна. Вместо стекол окна в их доме были занавешены газетами, а мальчик спал на полу на тюфяке.

А Франческо возвращался поздно вечером домой и увидел, как воры залезают в магазин феи. Мальчик ничего не успел сообразить, как полиция арестовала и его, и воров. Пришлось ему ночевать в камере. Когда его выпустили, Фея сжалилась над ним и пригласила работать к себе в магазин.

Произведение учит читателей быть добрыми и помогать тем, кто просит.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сюжет — краткое содержание

  1. В тот год Франческо остался без подарка на Рождество, потому что его родители были слишком бедными.
  2. Мальчик весь год ходил к магазину феи и смотрел на электрический поезд.
  3. Игрушки решили найти Франческо, сели в поезд “Голубая стрела” и сбежали из магазина.
  4. По дороге игрушки встречали несчастных и бедных детей, и у каждого ребенка оставалась какая-нибудь игрушка
  5. В магазине феи загорелся пожар, но Франческо спас магазин, и добрая фея сделала мальчика приказчиком.
  6. Игрушечный пес Кнопка находит Франческо и превращается в настоящую собаку.

«Путешествие Голубой Стрелы» — читательский дневник по сказке Дж. Родари

«Путешествие Голубой стрелы» — сказка Джанни Родари, написанная в 1954 году.

Описание книги

Название произведения:

Путешествие Голубой Стрелы

Год написания:

Жанр произведения:

Главные герои

Франческо — бедный мальчик

Фея — хозяйка магазина

Тереза — ее работница

Игрушки — товары магазина.

Краткое содержание и сюжет

Накануне Рождества мальчик Франческо рассматривает витрину магазина игрушек. Ему хочется подарок, но он из мало имущей семьи. Мать не смогла выплатить долг за два предыдущих года. Среди игрушек он видит поезд «Голубая Стрела». Игрушкам жалко Франческо, и они хотят подарить самих себя, поэтому сбегают. Фея и Тереза решили, что магазин ограблен, поэтому гонятся за игрушками. Те берут Терезу в заложники, прося список детей, оставшихся без подарков. Они пошли по этому списку. Поезд достался мальчику Роберто. Франческо заметил настоящих воров. Он стал звать на помощь. За это был подарен пес, который ожил. Фея решила сделать мальчика приказчиком магазина.

План пересказа

  • Мальчик Франческо не получил подарка на Новый год, потому что его родители на заплатили за игрушки.
  • Целый год Франческо ходил к магазину Феи и плакал у витрины и игрушки решили сами отправится к нему.
  • Все сели в Голубую стрелу и поехали по городу в поисках мальчика.
  • Постепенно игрушки оставались у бедных мальчиков и девочек, а Голубая стрела остался у сына стрелочника.
  • Франческо спас магазин Феи от воров и Фея взяла его работать приказчиком.
  • Кнопка находит Франческо и превращается в настоящего, живого пса.

Основная мысль сказки

Каждый ребенок должен быть счастливым и должен иметь настоящего друга.

Чему учит сказка

Эта сказка учит верить в чудеса, в то, что они случаются. Учит дружбе и верности. Учит бороться с несправедливостью, учит помогать и выручать друг друга. Учит состраданию и отзывчивости. Учит доброте и любви к ближнему.

Отзыв на сказку

Мне очень понравилась эта сказка в которой столько приключений и необычных поворотов сюжета. Мне понравилось, как игрушки искали бедных детей, и дарили им счастье и радость. Мне очень понравилось, что Кнопка стал живым щенком и что у Франческо появился настоящий верный друг.

Читайте также:
Кутейкин - характеристика героя Недоросль, описание и образ персонажа

Пословицы к сказке

  • Как встретишь Новый год, так его и проведешь.
  • За дружбу дружбой платят.
  • Друга на деньги не купишь.
  • Лучше друг верный, чем камень драгоценный.
  • Без друга в жизни туго.

Вывод (мое мнение)

Сказка учит думать не только о себе. Может кто-то нуждается во внимании и сочувствии. Дети из бедных семей не должны чувствовать себя несчастными. Окружающие должны позаботиться о них.

План произведения для пересказа

  1. Магазин игрушек;
  2. Слезы Франческо;
  3. Игрушки принимают решение;
  4. Побег через подвал;
  5. Мост через лужу;
  6. Роза и замерзающая девочка;
  7. Смерть генерала;
  8. Бронзовый памятник;
  9. Погоня;
  10. Подвиг Серебряного пера;
  11. Франческо и воры;
  12. Прощание с капитаном;
  13. Карандаши нашли своего мальчика;
  14. Голубая стрела у стрелочника;
  15. Франческо – приказчик;
  16. Поиски Кнопки;
  17. Кнопка живой.

Завязка истории

Пожалуй, наиболее трогательным сочинением Родари является «Путешествие голубой стрелы». Краткое содержание произведения следует начать с небольшой характеристики главных действующих лиц. Маленький мальчик Франческо живет в бедной семье. У его матери нет денег для покупки ребенку игрушки к празднику, так как она уже задолжала фее – хозяйке магазина — за волчок и лошадку, которых купила сыну несколько лет назад. Эта фея – пожилая женщина, немного сварливая, которая берет высокую плату за свой товар.

Франческо каждый день приходит к витрине, чтобы полюбоваться на игрушки, которые проникаются к нему жалостью и принимают решение подарить ему самих себя. Они совершают побег как раз перед самым приходом хозяйки, которая решает, что ее магазин ограбили воры. Вместе со своей служанкой Терезой, доброй и отзывчивой женщиной, она отправляется в погоню. Однако игрушки взяли в заложницы Терезу, которая за свое освобождение дает им список всех обделенных детей.

Пословицы к произведению

Друга на деньги не купишь.

Как встретишь Новый год, так его и проведешь.

Без друга в жизни туго.

Назад к содержанию

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Приключения Франческо

Сказка «Путешествие голубой стрелы», краткое содержание которой позволяет школьникам получить некоторое представление о творчестве Родари, имеет несколько сюжетных линий. Вторая из них посвящена событиям, которые произошли с главным героем. Он попадает в плен к преступникам, которые заставляют его ограбить игрушечный магазин. Однако вместо этого мальчик поднимает тревогу. Впрочем, он сам в итоге попадает под подозрение полиции, которая считает, что мальчик пытался добыть себе игрушку, и только помощь ночного сторожа, который стал свидетелем инцидента, спасает героя. В благодарность фея берет мальчика в магазин приказчиком.

Путешествие Голубой Стрелы

ПодробностиКатегория: Джанни Родари

Фея была старая синьора, очень благовоспитанная и благородная, почти баронесса.– Меня называют, – бормотала она иногда про себя, – просто Фея, и я не протестую: ведь нужно иметь снисхождение к невеждам. Но я почти баронесса; порядочные люди это знают.– Да, синьора баронесса, – поддакивала служанка.

– Я не стопроцентная баронесса, но до нее мне не хватает не так уж много. И разница почти незаметна. Не так ли?– Незаметна, синьора баронесса. И порядочные люди не замечают ее…Было как раз первое утро нового года. Всю ночь напролет Фея и ее служанка путешествовали по крышам домов, разнося подарки. Их платья были покрыты снегом и сосульками.

– Затопи печку, – сказала Фея, – нужно просушить одежду. И поставь на место метлу: теперь целый год можно не думать о полетах с крыши на крышу да еще при таком северном ветре.Служанка поставила метлу на место, ворча:– Хорошенькое дельце – летать на метле! Это в наше-то время, когда изобрели самолеты! Я уже простудилась из-за этого.

– Приготовь мне бокальчик цветочного отвара, – приказала Фея, надев очки и садясь в старое кожаное кресло, стоявшее перед письменным столом.– Сию минутку, баронесса, – сказала служанка.Фея одобрительно досмотрела на нее.«Немножко она ленива, – подумала Фея, – но знает правила хорошего тона и умеет держать себя с синьорой моего круга.

Я пообещаю ей увеличить заработную плату. На самом-то деле я ей, конечно, не увеличу, и так денег не хватает».Нужно сказать, что Фея при всем своем благородстве была довольно скуповата. Два раза в год обещала она старой служанке увеличить заработную плату, но ограничивалась одними обещаниями.

Служанке давно уже надоело слушать только слова, ей хотелось услышать звон монет. Как-то раз у нее даже хватило мужества сказать об этом баронессе. Но Фея очень возмутилась:– Монеты и монеты! – проговорила она, вздыхая, – Невежественные люди только и думают, что о деньгах.

И как нехорошо, что ты не только думаешь, но и говоришь об этом! Видно, учить тебя хорошим манерам – все равно, что кормить осла сахаром.Фея вздохнула и уткнулась в свои книги.– Итак, подведем баланс. Дела в этом году неважные, денег маловато.

Еще бы, все хотят получить от Феи хорошие подарки, а когда речь заходит о том, чтобы платить за них, все начинают торговаться. Все стараются брать в долг, обещая уплатить потом, как будто Фея – это какойто колбасник.

Читайте также:
Пейзаж в романе Толстого Война и мир, пример сочинения

Впрочем, сегодня особенно жаловаться нечего: все игрушки, которые были в магазине, разошлись, и сейчас нам нужно будет принести со склада новые.Она закрыла книгу и принялась распечатывать письма, которые обнаружила в своем почтовом ящике.– Так и знала! – заговорила она.

– Я рискую заболеть воспалением легких, разнося свои товары, и никакой благодарности! Этот не хотел деревянную саблю – подавайте ему пистолет! А знает ли он, что пистолет стоит на тысячу лир дороже? Другой, представьте себе, хотел получить аэроплан! Его отец – швейцар курьера секретаря одного служащего лотереи, и было у него на покупку подарка всего триста лир. Что я могла подарить ему за такие гроши?Фея бросила письма обратно в ящик, сняла очки и позвала:– Тереза, отвар готов?– Готов, готов, синьора баронесса.И старая служанка подала баронессе дымящийся бокал.

– Ты влила сюда капельку рома?

– Целых две ложечки!– Мне хватило бы и одной… Теперь я понимаю, почему бутыль почти опустела. Подумать только, мы купили ее всего четыре года тому назад!Потягивая маленькими глотками кипящий напиток и умудряясь не обжигаться при этом, как это умеют делать только старые синьоры.Фея бродила по своему маленькому царству, заботливо проверяя каждый уголок кухни, магазина и маленькой деревянной лесенки, которая вела на второй этаж, где была спальня.Как печально выглядел магазин с опущенными шторами, пустыми витринами и шкафами, заваленными коробками без игрушек и ворохами оберточной бумаги!– Приготовь ключи от склада и свечу, – сказала фея, – нужно принести новые игрушки.– Но, синьора баронесса, вы хотите работать даже сегодня, в день вашего праздника? Неужели вы думаете, что кто-нибудь придет сегодня за покупками? Ведь новогодняя ночь, ночь Феи, уже прошла…– Да, но до следующей новогодней ночи осталось всего-навсего лишь триста шестьдесят пять дней.Надо вам сказать, что магазин Феи оставался открытым в течение всего года и его витрины были всегда освещены. Таким образом, у детей было достаточно времени, чтобы облюбовать ту или иную игрушку, а родители успевали сделать свои расчеты, чтобы иметь возможность заказать ее.А кроме того, ведь есть еще дни рождения, и все знают, что дети считают эти дни очень подходящими для получения подарков.Теперь вы поняли, что делает Фея с первого января до следующего Нового года? Она сидит за витриной и смотрит на прохожих. Особенно внимательно вглядывается она в лица детей. Она сразу понимает, нравится или не нравится им новая игрушка, и, если не нравится, снимает ее с витрины и заменяет другой.О, синьоры, что-то теперь на меня напало сомнение! Так было, когда я был еще маленьким. Кто знает, есть ли теперь у Феи этот магазинчик с витриной, уставленной игрушечными поездами, куклами, тряпичными собачками, ружьями, пистолетами, фигурками индейцев и марионеток!

Я помню его, этот магазинчик Феи. Сколько часов я проводил у этой витрины, считая игрушки! Чтобы пересчитать их, требовалось много времени, и я никогда не успевал досчитать до конца, потому что нужно было отнести домой купленное молоко.

Спасение поезда

Трогательными и немного печальными сказками прославился Джанни Родари. «Путешествие голубой стрелы» – это произведение, которое условно можно разделить на две части. Первая посвящена истории Франческо, вторая – Родриго. В ту ночь, в которую разворачивается действие произведения, происходит сильный снегопад, и проходящему мимо поезду грозит крушение. Однако Роберто спасает его от катастрофы и теряет сознание. Когда он приходит в себя, то находит рядом с собой чудесную игрушку и думает, что это – подарок отца. Однако тот заявляет, что он не дарил сыну подарка, и говорит, что, возможно, она досталась ему от богатого сеньора, которого он спас. Таким образом, игрушечный вагон «Голубая стрела» попал к своему новому владельцу.

Мнения и оценки

Произведение «Путешествие голубой стрелы», отзывы о котором являются положительными, и в наши дни пользуется любовью читателей. Многие пользователи отмечают, что автор сумел написать совсем не детскую сказку, которая интересна абсолютно всем. В первую очередь читатели обращают внимание на то, что он сделал своих героев такими неоднозначными. Например, фея вначале кажется сварливой и скупой женщиной, которая не дает нищим детям игрушек, но все-таки, в конце концов, оказывается доброй и справедливой женщиной: она наградила Франческо и устроила его судьбу.

Так чему учит «Путешествие голубой стрелы»? Это сказка о победе добра над злом, об исполнении желаний и о том, что каждый ребенок заслуживает счастья. Эта идея красной линией проходит через все повествование и придает всему содержанию глубокий смысл. Именно поэтому произведение подойдет как для родителей, так и для взрослых. Обращает на себя внимание тот факт, что все родители в данном сочинении любят своих детей и заботятся о них. Сказка «Путешествие голубой стрелы», главные герои которой отличаются правдивостью и искренностью, – это в первую очередь семейное произведение.

Читайте также:
Понтий Пилат - характеристика прокуратора Иудеи в романе Булгакова

Многие читатели ставят в заслугу автору то обстоятельство, что он снова мастерски в фантастической форме показал особенно острые и животрепещущие проблемы современного ему общества: нищету, детскую смертность, тяжелые условия труда, неравноправие. Всем пришлась по вкусу та волшебная атмосфера, в которой происходит сюжет.

Оживление игрушек – это не слишком оригинальный ход, однако автор смог придать всему происходящему такой глубокий смысл, что даже уже знакомая всем идея зазвучала по-новому. Некоторые читатели верно обращают внимание, что это является главной особенностью всего творчества писателя вообще. И сказка «Путешествие голубой стрелы» не стала исключением. Напротив, в ней эти основные принципы писательского стиля нашли наиболее полное выражение, возможно, благодаря тому, что среди главных персонажей действуют дети, глазами которых читатель и видит эту удивительную историю.

Роберто

Одним из наиболее популярных детских писателей в мировой литературе является Джанни Родари. «Путешествие голубой стрелы» – это сказка, которая, несмотря на оптимистический дух, все же является одной из наиболее грустных в творчестве писателя. История второго героя произведения, мальчика Роберто, трогательна и грустна одновременно. Он, как и Франческо, живет в бедной семье: его отец – простой рабочий железной дороги, который также не имеет возможности подарить ребенку игрушку на праздник.

Кнопка

В произведении «Путешествие голубой стрелы», краткое содержание которого необходимо продолжить описанием игрушек, отразились особенности творчества писателя: оживление неживых предметов, тонкий, немного грустный юмор, сюжет, который интересен как взрослым, так и детям. В произведении одним из главных действующих лиц является тряпичная собачка по кличке Кнопка. Это один их наиболее симпатичных героев в сказке, потому что он остался верным Франческо и, возможно, именно благодаря своей преданности стал настоящим живым щенком. Он находит мальчика и становится его самым верным другом.

Характеристика игрушек

Сказка «Путешествие голубой стрелы», главные герои которой – это в основном игрушки, не совсем детское произведение, так как она многому учит и взрослых, призывает их к чуткости и вниманию по отношению к своим детям. Особенно колоритными персонажами получились у автора игрушки. Желтый Медвежонок – это заводной плясовщик, который первый принимает решение отделиться от игрушек и остается с мальчиком в подвале. Капитан – это комедийный персонаж: у него не доклеена борода, он постоянно ворчит, однако на самом деле добродушен и отзывчив. Генерал-командир военной части, который в каждом встречном предмете видит потенциального противника, имеет очень трагичную судьбу: он погибает под снегом во время путешествия поезда игрушек.

Сказка Джанни Родари «Путешествие голубой стрелы»: краткое содержание, главные герои и герои второго плана, отзывы

Сказка «Путешествие голубой стрелы», краткое содержание которой является предметом настоящего обзора, – одно из наиболее известных произведений популярного итальянского писателя Дж. Родари. Это произведение было написано в 1964 году и сразу завоевало любовь не только детей, но и взрослой аудитории. Через двадцать лет на советские экраны вышел кукольный мультфильм, поставленный по его мотивам. В 1996 году в Италии был выпущен анимационный фильм, основанный на сюжете сказки.

Завязка истории

Пожалуй, наиболее трогательным сочинением Родари является «Путешествие голубой стрелы». Краткое содержание произведения следует начать с небольшой характеристики главных действующих лиц. Маленький мальчик Франческо живет в бедной семье. У его матери нет денег для покупки ребенку игрушки к празднику, так как она уже задолжала фее – хозяйке магазина – за волчок и лошадку, которых купила сыну несколько лет назад. Эта фея – пожилая женщина, немного сварливая, которая берет высокую плату за свой товар.

Франческо каждый день приходит к витрине, чтобы полюбоваться на игрушки, которые проникаются к нему жалостью и принимают решение подарить ему самих себя. Они совершают побег как раз перед самым приходом хозяйки, которая решает, что ее магазин ограбили воры. Вместе со своей служанкой Терезой, доброй и отзывчивой женщиной, она отправляется в погоню. Однако игрушки взяли в заложницы Терезу, которая за свое освобождение дает им список всех обделенных детей.

Приключения Франческо

Сказка «Путешествие голубой стрелы», краткое содержание которой позволяет школьникам получить некоторое представление о творчестве Родари, имеет несколько сюжетных линий. Вторая из них посвящена событиям, которые произошли с главным героем. Он попадает в плен к преступникам, которые заставляют его ограбить игрушечный магазин. Однако вместо этого мальчик поднимает тревогу. Впрочем, он сам в итоге попадает под подозрение полиции, которая считает, что мальчик пытался добыть себе игрушку, и только помощь ночного сторожа, который стал свидетелем инцидента, спасает героя. В благодарность фея берет мальчика в магазин приказчиком.

Кнопка

В произведении «Путешествие голубой стрелы», краткое содержание которого необходимо продолжить описанием игрушек, отразились особенности творчества писателя: оживление неживых предметов, тонкий, немного грустный юмор, сюжет, который интересен как взрослым, так и детям. В произведении одним из главных действующих лиц является тряпичная собачка по кличке Кнопка. Это один их наиболее симпатичных героев в сказке, потому что он остался верным Франческо и, возможно, именно благодаря своей преданности стал настоящим живым щенком. Он находит мальчика и становится его самым верным другом.

Роберто

Одним из наиболее популярных детских писателей в мировой литературе является Джанни Родари. «Путешествие голубой стрелы» – это сказка, которая, несмотря на оптимистический дух, все же является одной из наиболее грустных в творчестве писателя. История второго героя произведения, мальчика Роберто, трогательна и грустна одновременно. Он, как и Франческо, живет в бедной семье: его отец – простой рабочий железной дороги, который также не имеет возможности подарить ребенку игрушку на праздник.

Читайте также:
Сочинение на тему - Героическая смерть Тараса Бульбы, описание

Спасение поезда

Трогательными и немного печальными сказками прославился Джанни Родари. «Путешествие голубой стрелы» – это произведение, которое условно можно разделить на две части. Первая посвящена истории Франческо, вторая – Родриго. В ту ночь, в которую разворачивается действие произведения, происходит сильный снегопад, и проходящему мимо поезду грозит крушение. Однако Роберто спасает его от катастрофы и теряет сознание. Когда он приходит в себя, то находит рядом с собой чудесную игрушку и думает, что это – подарок отца. Однако тот заявляет, что он не дарил сыну подарка, и говорит, что, возможно, она досталась ему от богатого сеньора, которого он спас. Таким образом, игрушечный вагон «Голубая стрела» попал к своему новому владельцу.

Характеристика игрушек

Сказка «Путешествие голубой стрелы», главные герои которой – это в основном игрушки, не совсем детское произведение, так как она многому учит и взрослых, призывает их к чуткости и вниманию по отношению к своим детям. Особенно колоритными персонажами получились у автора игрушки. Желтый Медвежонок – это заводной плясовщик, который первый принимает решение отделиться от игрушек и остается с мальчиком в подвале. Капитан – это комедийный персонаж: у него не доклеена борода, он постоянно ворчит, однако на самом деле добродушен и отзывчив. Генерал-командир военной части, который в каждом встречном предмете видит потенциального противника, имеет очень трагичную судьбу: он погибает под снегом во время путешествия поезда игрушек.

Мнения и оценки

Произведение «Путешествие голубой стрелы», отзывы о котором являются положительными, и в наши дни пользуется любовью читателей. Многие пользователи отмечают, что автор сумел написать совсем не детскую сказку, которая интересна абсолютно всем. В первую очередь читатели обращают внимание на то, что он сделал своих героев такими неоднозначными. Например, фея вначале кажется сварливой и скупой женщиной, которая не дает нищим детям игрушек, но все-таки, в конце концов, оказывается доброй и справедливой женщиной: она наградила Франческо и устроила его судьбу.

Так чему учит «Путешествие голубой стрелы»? Это сказка о победе добра над злом, об исполнении желаний и о том, что каждый ребенок заслуживает счастья. Эта идея красной линией проходит через все повествование и придает всему содержанию глубокий смысл. Именно поэтому произведение подойдет как для родителей, так и для взрослых. Обращает на себя внимание тот факт, что все родители в данном сочинении любят своих детей и заботятся о них. Сказка «Путешествие голубой стрелы», главные герои которой отличаются правдивостью и искренностью, – это в первую очередь семейное произведение.

Многие читатели ставят в заслугу автору то обстоятельство, что он снова мастерски в фантастической форме показал особенно острые и животрепещущие проблемы современного ему общества: нищету, детскую смертность, тяжелые условия труда, неравноправие. Всем пришлась по вкусу та волшебная атмосфера, в которой происходит сюжет.

Оживление игрушек – это не слишком оригинальный ход, однако автор смог придать всему происходящему такой глубокий смысл, что даже уже знакомая всем идея зазвучала по-новому. Некоторые читатели верно обращают внимание, что это является главной особенностью всего творчества писателя вообще. И сказка «Путешествие голубой стрелы» не стала исключением. Напротив, в ней эти основные принципы писательского стиля нашли наиболее полное выражение, возможно, благодаря тому, что среди главных персонажей действуют дети, глазами которых читатель и видит эту удивительную историю.

Родари “Путешествие Голубой стрелы”­: какая главная мысль, чему учит?

Какая главная мысль сказки Джанни Родари “Путешествие “Голубой стрелы”?

Чему учит сказка Джанни Родари “Путешествие “Голубой стрелы”?

Сказка Джанни Родари “Путешествие “Голубой стрелы” невероятно трогательная, а рассказывается в ней о чудесах, которые иногда случаются под Новый год. Игрушки решили отправиться в путешествие на поезде “Голубая стрела” для того, чтобы найти мальчика Франческо и сделать ему подарок. Мальчик беден, а потому купить игрушку не может, вот обитатели магазина и устремляются к нему и другим бедным ребятам, пытаясь подарить им радость.

Игрушки встречают бедных детей и добровольно остаются с ними, они осуществляют их заветные мечты. Мальчик Франческо в конце сказки тоже получает игрушку – собачку Кнопку, которая становится настоящим живым щенком.

Главная мысль сказки заключается в том, что доброта, бескорыстие и самопожертвование способны совершать чудеса. Родари учит нас не проходить мимо чужих страданий и боли, быть чуткими и милосердными. А кроме того, он призывает нас твердо идти к осуществлению своей мечты, преодолевая препятствия и невзгоды.

В трогательной сказке “Путешествие Голубой стрелы” замечательного итальянского детского писателя Джанни Родари читатель знакомится с игрушками, которые на игрушечном поезде под названием Голубая стрела отправляются в путешествие с целью найти себе хозяев, стать подарками для детей, которые вряд ли получат подарки на праздник.

Мне кажется, что основную мысль сказки можно выразить так: “Справедливость должна торжествовать”.

Читайте также:
Дуэль Безухова и Долохова в романе Война и мир - анализ эпизода

Детство должно оставаться детством для всех детей, независимо от материального и социального положения их родителей.

Эта сказочная история учит добру, состраданию, умению дружить.

Она показывает, что в жизни всегда есть место для чудес и волшебства.

Большинство из нас знает только одну-две книги этого замечательного сказочника и человека, сказку про Чиполлино и сказку про голос Джельсомино, но у Джанни Родари есть и еще сказки, одна из них – “Путешествие голубой стрелы”. Сюжет сказки таков – игрушки с добрыми сердцами хотят подарить радость бедным детям, чьи родители просто не могут купить им подарки к новому году, они едут на поезде разыскивать мальчика Франческо и других детей, которым они нужны. Путь их не прост, он полон опасностей, но у игрушек есть цель и они ее достигают. Сказки учит добру, писатель говорит об очень важных вещах – о том, что должно быть главным в человеческой жизни – доброта, дружба, милосердие, желание помочь, справедливость, право любого ребенка на счастливое детство, в этом и заключается ее главная мысль.

Богатство и бедность, влекущие за собой социальное неравенство, – фундамент сказки Джанни Родари “Голубая стрела” – это и есть основная тема.

Действие сказки разворачивается в самое волшебное, самое загадочное время в году – в Новый год. Поэтому и заключена главная мысль рассказа в том, что верить нужно в чудеса, они ведь случаются. У каждого маленького жителя должно быть счастливое детство, с хорошими и верными друзьями, а также игрушками.

Сказка “Голубая стрела” плохому не учит, а только хорошему: верности и любви, дружбе и отзывчивости. Борьбе с несправедливостью и состраданию и любви к бедствующим ещё наставляет сказка. Мечты и реальность – они всегда где-то рядом, следуют друг за другом, поэтому никогда нельзя терять надежду.

Сказка “Путешествие Голубой стрелы” очень добрая сказка, которая вселяет веру в лучшее.

В сказке игрушки на голубом поезде отправляются в новогоднее путешествие. Целью их поездки является найти себе хозяев – детей из бедных семей, которые в новый год останутся без подарков.

Игрушки выбирают себе верных хозяев, тем самым делают детей радостными и счастливыми.

Сказка прежде всего учит доброте, состраданию и милосердию. На примере игрушек, автор учит нас всегда быть чуткими, участными у чужой беде и никогда не оставаться в стороне, если кому-то трубуется твоя помощь.

К тому же, нужно верить в то, что всё в жизни возможно, главное очень сильно хотеть этого и не унывать – в жизни есть место для чуда!

В сказочной повести Родари “Путешествие голубой стрелы” рассказывается о том, как игрушки решили сами найти себе детей, причем таких, родители которых просто не имели возможности купить детям подарки на новый год. И вот игрушки на поезде “Голубая стрела” отправляются в далекое, полное опасностей путешествие, в поисках своих новых друзей и владельцев.

Это действительно трогательная, а местами даже трагичная история, в которой много добра, но есть и несчастье, и страдания.

Сказка “Путешествие Голубой стрелы” учит нас быть более добрыми, радушными, отзывчивыми, сострадательными. Учит не проходить мимо чужой беды, чужого несчастья, учит не оставаться равнодушным.

Эта же сказка учит нас стремиться помогать друзьям, спешить к ним на помощь, не дожидаясь, когда они нас попросят об этом. То есть учит настоящей верной дружбе.

А главная мысль этой сказки в том, что каждый ребенок имеет право быть счастливым, вне зависимости от материального положения его родителей. Каждый ребенок должен иметь друзей, и у каждого ребенка должен быть в жизни праздник.

Что такое Футуризм

Футуризм (от лат. futurum — “будущее”) — это движение в искусстве, которое зародилось в начале 20 века.

Термин появился в 1910 году благодаря итальянскому писателю Филиппо Маринетти (1876–1944). Именно он придумал название этому движению, опубликовав “Манифест футуризма”.

Из манифеста следовало, что футуризм — это движение только вперёд, в будущее. Это полное игнорирование прошлого и прошлых достижений в искусстве.

Футуристы (приверженцы футуризма) воспевают науку: энергию машин, быстрое движение и развитие, технические достижения. Красоту они видят в скорости машин.

Футуризм — это стремительное и энергичное искусство. Оно должно сподвигать, оглушать, восставать. В нём присутствует дух противоречия и постоянный вызов.

Особую популярность футуризм имел в Италии и России. Движение затронуло и литературу, и живопись, и музыку.

Основные характеристики футуризма

  • Футуризм — это бунтарство. Это скорость, энергетика, звуки. В своём манифесте Маринетти писал, что сердца футуристов наполнены огнём, ненавистью и скоростью.
  • Футуризм восхваляет войну, военную мощь и патриотизм. Выступает против морализма и феминизма.
  • Ориентация только на будущее: на дальнейшее развитие, научные и технические достижения. Воспевался человек будущего, то есть тот, кто связан с прогрессом, машинами, индустриями и скоростью: авиаторы, механики, водители.
  • Будущее воспевается, прошлое игнорируется и принижается. По мнению футуристов, музеи и музейные ценности должны быть забыты и уничтожены.
  • Футуристы любили энергию, динамичность и скорость. Для их передачи на картинах они использовали яркие краски, в музыке — шум, а в поэзии — слова-звуки.
Читайте также:
Коровьев - характеристика персонажа в Мастер и Маргарита

Футуризм в литературе

Как итальянскому, так и русскому футуризму были присущи отличительные черты.

Во-первых, поэты-футуристы используют декламационный язык: который протестует, который призывает.

Стихи были похожи на манифесты. Читались произведения торжественно. Фразы будто отстукивали.

Во-вторых, в стихах появляются слова-звуки.

“Нам молодость
Дана была недаром
И не зря была нам дорога:
Мы её схватили за рога
И разожгли отчаянным пожаром.
Нна!
Ххо!
Да!
Наделали делов!”.

Василий Каменский “Гимн 40-летним юношам” (1924 г.)

Поэзия футуристов, как и картины, состояла из фрагментов. Язык ломался. Порядок слов мог быть изменён.

Зачастую опускались глаголы. Таким образом в текст вносился эффект скорости.

Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
“Пинь, пинь, пинь!” — тарарахнул зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!”.

Велимир Хлебников “Кузнечик” (1908–1909 г.)

Нередко футуристы использовали грубые выражения, экспериментировали с ритмом, придумывали новые слова. Поэтому литературный футуризм шокировал, вызывал скандал.

“Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!
Я лучше в баре бл*дям буду
подавать ананасную воду!”.

Владимир Маяковский “Вам!” (1915 г.)

Представители футуризма в литературе

  • итальянский писатель и поэт Филиппо Маринетти (1876–1944),
  • итальянец поэт и художник Луиджи Руссоло (1885–1947),
  • португальский поэт Фернанду Песоа (1888–1935), и др.

Футуризм в России

Серебряный век русской поэзии включает в себя период футуризма. Поэтому среди поэтов этого периода немало футуристов.

В России в 1912 году был издан манифест “Пощёчина общественному вкусу”, который собрал стихи поэтов-футуристов.

Самыми яркими представителями были:

  • Владимир Маяковский (1893–1930),
  • Василий Каменский (1884–1961),
  • Велимир Хлебников (1885–1922),
  • Вадим Шершеневич (1893–1942),
  • Елена Гуро (1877–1913),
  • Игорь Северянин (1887–1941),
  • Алексей Кручёных (1886–1968),
  • Бенедикт Лившиц (1887–1938).

Так как футуризм затронул не только поэзию, но ещё и живопись, многие поэты-футуристы были ещё и художниками.

Футуризм в живописи

В живописи футуризму была присуща симультативность (фр. simul tane— одновременный).

Этот принцип используется в театре. На сцену одновременно выносятся все декорации, и можно увидеть сразу все места, где будет разворачиваться действие спектакля.

Фигуры на картинах футуристов как будто собраны из обломков. Такая фрагментарность создаёт ощущение движения, скорости. Объекты словно то появляются, то исчезают.

Футуризму была присуща динамичность красок. Цвета использовались яркие и выразительные.

Футуристы переняли из кубизма геометрические формы. Но футуризм не обязывал использовать только эти формы.

Представители футуризма в живописи

Среди художников-футуристов можно выделить:

  • Итальянцев: Умберто Боччони (1882–1916), Джино Северени (1883–1966), Джакомо Балла (1871–1958), Карло Карра (1881–1966), Луиджи Руссоло (1885–1947).
  • Русских: братьев Бурлюков (Давида (1882–1967) и Николая (1890–1920)), Михаила Ларионова (1881–1964), Николая Кульбина (1868–1917), Александру Экстер (1882–1949).

Читайте также про Кубизм.

Футуризм в музыке

В музыке футуризм — это прежде всего шум.

Манифест “Искусство шумов” итальянского художника, композитора и поэта-футуриста Луиджи Руссоло (1885–1947) призывал посвящать свою музыку промышленности, машинам, пароходам, поездам.

Так создавались шумовые произведения — какофония звуков, которые обозначали стремительное движение мира вокруг.

Впечатление о футуристической музыке поможет создать видео с записью музыкального произведения Луиджи Руссоло.

Представители музыкального футуризма: Луиджи Руссоло, Артур Лурье (1892–1966), Иван Вышнеградский (1893–1979), Николай Кульбин (1868–1917) и др.

Футуризм

Футуризм был первым авангардным течением в русской литературе. Отводя себе роль прообраза искусства будущего, футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен апологию техники и урбанизма как главных признаков настоящего и грядущего. Родоначальниками русского футуризма считаются члены петербургской группы «Гилея». «Гилея» была самым влиятельным, но не единственным объединением футуристов: существовали также эго-футуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), группы «Центрифуга» и «Мезонин поэзии» в Москве, группы в Киеве, Харькове, Одессе, Баку.

Русский футуризм — одно из направлений русского авангарда; термин, используемый для обозначения группы российских поэтов, писателей и художников, перенявших положения манифеста Томмазо Филиппо Маринетти.

  • 1. Основные черты
  • -бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
  • -отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее;
  • -бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
  • -поиски раскрепощённого «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка.

История возникновения футуризма

Родоначальниками русского футуризма считаются «будетляне», члены Санкт-Петербургской группы «Гилея» (Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Василий Каменский, Бенедикт Лившиц), в декабре 1912 года выпустившие манифест «Пощёчина общественному вкусу». Манифест призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч., с парохода современности» и формулировал 4 права поэтов:

1. На увеличение словаря поэта в его объёме произвольными и производными словами (Слово– новшество).4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.

«Гилея» была самым влиятельным, но не единственным объединением футуристов: существовали также эго-футуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), «Центрифуга» (Москва), группы в Киеве, Харькове, Одессе, Баку. Члены «Гилеи» придерживались доктрины кубофутуризма; в его рамках появилась заумная поэзия, изобретённая Хлебниковым и Кручёных. С установлением в России советской власти футуризм постепенно стал исчезать. Бывшие футуристы составили ядро ЛЕФа (Левого фронта искусств), распавшегося к концу 1920-х.

Многие из авторов эмигрировали (Давид Бурлюк, Игорь Северянин, Илья Зданевич, Александра Экстер), умерли (Велимир Хлебников, Александр Богомазов), покончили с собой (1930 — Владимир Маяковский), некоторые отошли от идеалов футуризма и выработали собственный, индивидуальный стиль (Николай Асеев, Борис Пастернак). Крученых с 1930-х годов, после гибели Маяковского и расстрела Игоря Терентьева, отходит от литературы и живёт продажей редких книг и рукописей, что тогда тоже далеко не приветствовалось. В конце 1920-х годов попытка возродить футуризм была предпринята объединением ОБЭРИУ.

Читайте также:
Конфликт поколений в драме А.Н. Островского «Гроза» ℹ проблема взаимоотношений в пьесе, примеры споров, аргументы на тему разногласий из литературного произведения

Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие. Лидером движения был Игорь Северянин, к эгофутуризму также примыкали Георгий Иванов, Рюрик Ивнев, Вадим Шершеневич и стилистически приближавшийся к кубофутуризму Василиск Гнедов.

Поэтическое объединение, созданное в 1913 году московскими эгофутуристами. В него входили Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев (М. Ковалёв), Лев Зак (псевдонимы — Хрисанф и Михаил Россиянский), Сергей Третьяков, Константин Большаков, Борис Лавренев и целый ряд других молодых поэтов.

Идейным вдохновителем группы, а также самым энергичным её участником являлся Вадим Шершеневич. «Мезонин поэзии» считался в литературных кругах умеренным крылом футуризма.

Объединение распалось в конце 1913 года. Под маркой «Мезонин поэзии» вышло три альманаха: «Вернисаж», «Пир во время чумы», «Крематорий здравомыслия» и несколько сборников.

Московская футуристическая группа, образовавшаяся в январе 1914 года из левого крыла поэтов, ранее связанных с издательством «Лирика».

Основные участники группы — Сергей Бобров, Николай Асеев, Борис Пастернак.

Основной особенностью в теории и художественной практике участников группы было то, что при построении лирического произведения центр внимания со слова как такового перемещался на интонационно-ритмические и синтаксические структуры. В их творчестве органично соединялось футуристическое экспериментаторство и опоры на традиции.

Книги под маркой «Центрифуга» продолжали выходить до 1922 года.

Русский футуризм в сравнении с итальянским

Русский футуризм, в отличие от итальянского, был более литературным направлением, хотя многие из поэтов-футуристов экспериментировали и с изобразительным искусством. С другой стороны, футуризм был источником вдохновения для некоторых авангардных русских художников, таких как Михаил Фёдорович Ларионов, Наталья Сергеевна Гончарова и Казимир Северинович Малевич. Примером совместной работы поэтов и художников стала футуристская опера «Победа над Солнцем», либретто которой написал Алексей Кручёных, а декорации оформил Казимир Малевич.

С точки зрения идеологии между итальянским и русским футуризмом также существовали различия. Итальянский футуризм воспевал милитаризм, а его лидера Маринетти упрекали в шовинизме и женоненавистничестве. Позже Маринетти стал сторонником итальянского фашизма. В то же время, представители русского футуризма характеризовались левыми и антибуржуазными убеждениями; ряд их приветствовал Октябрьскую революцию (Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Василий Каменский, Осип Брик, Николай Ассев, Василий Кандинский) и стремились развивать искусство в революционном духе. В русском футуризме немало антивоенных произведений, в противоположность милитаризму Маринетти (поэма «Война и мир» Маяковского, «Война в мышеловке» Хлебникова).

Кубофутуризм — направление в искусстве авангарда в начале ХХ века, в живописи соединившее в себе наработки итальянских футуристов (например, Боччони) и французских кубистов (таких, как Брак).

Поэзия футуризма и живопись кубофутуризма (публично этот термин был озвучен в 1913 году Корнеем Чуковским) тесно переплетены в истории. В России «кубофутуризм» было также одним из самоназваний поэтической группы «Гилея», противопоставлявшим её эгофутуризму Игоря Северянина и его последователей (а впоследствии и другим футуристическим группировкам, таким как «Мезонин поэзии» и «Центрифуга»). К поэтам-кубофутуристам относились Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Бенедикт Лившиц. Многие из них выступали и как художники.

Эмгофутуримзм — русское литературное течение 1910-х гг., развившееся в рамках футуризма. Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие.

В 1909 г. вокруг Игоря Северянина сложился кружок петербургских поэтов, в 1911 г. принявший название «Ego», и в том же году И. Северянин самостоятельно издал и разослал по конторам газет небольшую брошюру под названием «Пролог (Эгофутуризм)». Помимо Северянина в группу вошли поэты Константин Олимпов, Георгий Иванов, Стефан Петров (Грааль-Арельский), Павел Кокорин, Павел Широков, Иван Лукаш и другие. Все вместе они основывают общество эгофутуристов, издают несколько листовок и манифестов, сформулированных в крайне абстрактных и эзотерических выражениях (например, «Призма стиля — реставрация спектра мысли»); предтечами эгофутуристов были объявлены такие поэты «старой школы», как Мирра Лохвицкая и отец Олимпова Константин Фофанов. Свои стихотворения участники группы называли «поэзы». Первый коллектив эгофутуристов вскоре распадается. Осенью 1912 года Игорь Северянин отделился от группы, быстро набирая популярность среди русских писателей-символистов и затем широкой публики.

Организацию и пропагандирование эгофутуризма взял на себя 20-летний поэт Иван Игнатьев, основавший «Интуитивную Ассоциацию». Игнатьев деятельно взялся за дело: писал рецензии, стихи, теорию эгофутуризма. Кроме того в 1912 году он основал первое эгофутуристическое издательство «Петербургский глашатай», которое издало первые книги Рюрика Ивнева, Вадима Шершеневича, Василиска Гнедова, Грааль-Арельского и самого Игнатьева. Эгофутуристы печатались также в газетах «Дачница» и «Нижегородец». В первые годы эгофутуризм противопоставлялся кубофутуризму (будетлянтству) по региональному (Петербург и Москва) и стилистическому признаку. В 1914 году состоялось первое общее выступление эгофутуристов и будетлян в Крыму; в начале этого года Северянин кратковременно выступает с кубофутуристами («Первый журнал русских футуристов»), но затем решительно отмежёвывается от них. После самоубийства Игнатьева «Петербургский глашатай» прекращает своё существование. Основными эгофутуристическими издательствами становятся московский «Мезонин поэзии» Вадима Шершеневича и петроградский «Очарованный странник» Виктора Ховина.

Читайте также:
Тема семьи в Войне и мире - анализ отношения к родителям, идеалы

Эгофутуризм был явлением кратковременным и неровным. Бомльшая часть внимания критики и публики была перенесена на Игоря Северянина, который достаточно рано отстранился от коллективной политики эгофутуристов, а после революции и полностью изменил стиль своей поэзии. Большинство эгофутуристов либо быстро изживали стиль и переходили в другие жанры, либо вскорости совершенно оставляли литературу. Имажинизм 1920-х гг. во многом был подготовлен поэтами-эгофутуристами.

По мнению исследователя русского авангарда Андрея Крусанова попытку продолжить традиции эгофутуризма предприняли в начале 1920-х гг. участники петроградских литературных групп «Аббатство гаеров» и «Кольцо поэтов им. К. М. Фофанова». Если «Аббатство гаеров» было просто кружком, объединившим молодых поэтов Константина Вагинова, братьев Владимира и Бориса Смиренских, К. Маньковского и К. Олимпова, и о его деятельности мало что известно, то созданное в 1921 г. «Кольцо поэтов» (В. и Б. Смиренские, К. Вагинов, К. Олимпов, Грааль-Арельский, Д. Дорин, Александр Измайлов) пыталось организовывать громкие выступления, анонсировало широкую издательскую программу, но было закрыто по распоряжению петроградского ЧК 25 сентября 1922 г.

Понятие «крестьянская поэзия» вошедшее в историко-литературный обиход, объединяет поэтов условно и отражает только некоторые общие черты, присущие их миропониманию и поэтической манере. Единой творческой школы с единой идейной и поэтической программой они не образовали. Как жанр «крестьянская поэзия» сформировалась в середине XIX века. Её крупнейшими представителями были Алексей Васильевич Кольцов, Иван Саввич Никитин и Иван Захарович Суриков. Они писали о труде и быте крестьянина, о драматических и трагических коллизиях его жизни. В их творчестве отразилась и радость слияния тружеников с миром природы, и чувство неприязни к жизни душного, шумного, чуждого живой природе города. Известнейшими крестьянскими поэтами периода Серебряного века были: Спиридон Дрожжин, Николай Клюев, Пётр Орешин, Сергей Клычков. К этому течению также примыкал Сергей Есенин.

Имажинимзм (от лат. imagо — образ) — литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы.

На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм. По мнению некоторых исследователей, название восходит к английскому имажизму — англоязычной поэтической школе (Т. Э. Хьюм, Э. Паунд, Т. Элиот, Р. Олдингтон), знакомство с которым в России произошло после статьи 3. Венгеровой «Английские футуристы» (сб. «Стрелец», 1915).[1],[2] Связь термина и концепции «имажинизм» с англо-американским имажизмом дискуссионна.

Имажинизм как поэтическое движение возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали приехавший из Пензы Анатолий Мариенгоф, бывший футурист Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин. Черты характерного метафорического стиля содержались и в более раннем творчестве Шершеневича и Есенина, а Мариенгоф организовал литературную группу имажинистов ещё в родном городе. Имажинистскую «Декларацию», опубликованную 30 января 1919 г. в воронежском журнале «Сирена» (а 10 февраля также в газете «Советская страна», в редколлегию которой входил Есенин), кроме них подписали поэт Рюрик Ивнев и художники Борис Эрдман и Георгий Якулов. 29 января 1919 года в Союзе поэтов состоялся первый литературный вечер имажинистов. К имажинизму также примкнули поэты Иван Грузинов, Матвей Ройзман, Александр Кусиков, Николай Эрдман, Лев Моносзон.

В 1919–1925 гг. имажинизм был наиболее организованным поэтическим движением в Москве; ими устраивались популярные творческие вечера в артистических кафе, выпускалось множество авторских и коллективных сборников, журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном» (1922–1924, вышло 4 номера), для чего были созданы издательства «Имажинисты», «Плеяда», «Чихи-Пихи» и «Сандро» (двумя последними руководил А.Кусиков). В 1919 году имажинисты вошли в литературную секцию Литературного поезда им. А. Луначарского, что дало им возможность ездить и выступать по всей стране и во многом способствовало росту их популярности. В сентябре 1919 года Есенин и Мариенгоф разработали и зарегистрировали в Московском совете устав «Ассоциации вольнодумцев» — официальной структуры «Ордена имажинистов». Устав подписали другие члены группы и его утвердил нарком просвещения А. Луначарский. 20 февраля 1920 года председателем «Ассоциации» был избран Есенин.

Помимо Москвы («Орден имажинистов» и «Ассоциация вольнодумцев») центры имажинизма существовали в провинции (например, в Казани, Саранске, в украинском городе Александрии, где имажинистскую группу создал поэт Леонид Чернов), а также в Петрограде-Ленинграде. О возникновении петроградского «Ордена воинствующих имажинистов» было объявлено в 1922 г. в «Манифесте новаторов», подписанном Алексеем Золотницким, Семеном Полоцким, Григорием Шмерельсоном и Влад. Королевичем. Потом, вместо отошедших Золотницкого и Королевича, к петроградским имажинистам присоединились Иван Афанасьев-Соловьёв и Владимир Ричиотти, а в 1924 году Вольф Эрлих.

Некоторые из поэтов-имажинистов выступали с теоретическими трактатами («Ключи Марии» Есенина, «Буян-остров» Мариенгофа, «2х2=5» Шершеневича, «Имажинизма основное» Грузинова). Имажинисты также приобрели скандальную известность своими эпатажными выходками, такими как «переименование» московских улиц, «суды» над литературой, роспись стен Страстного монастыря антирелигиозными надписями.

Читайте также:
Пересолил краткое содержание рассказа Чехова читать онлайн

Имажинизм фактически распался в 1925 году: в 1922 году эмигрировал Александр Кусиков, в 1924 году о роспуске «Ордена» объявили Сергей Есенин и Иван Грузинов, другие имажинисты вынужденно отошли от поэзии, обратившись к прозе, драматургии, кинематографу, во многом ради заработка. Имажинизм подвергся критике в советской печати. Есенин, по общепринятой версии, покончил с собой, Николай Эрдман был репрессирован.

Деятельность «Ордена воинствующих имажинистов» прекратилась в 1926 году, а летом 1927 года было объявлено о ликвидации «Ордена имажинистов». Взаимоотношения и акции имажинистов были затем подробно описаны в воспоминаниях Мариенгофа, Шершеневича, Ройзмана.

К последователям имажинизма, или «младшим имажинистам», относилась поэтесса Надежда Вольпин, известная также как переводчица и мемуарист (мать Александра Есенина-Вольпина, математика и диссидента).

В 1993–1995 годах в Москве существовала развивавшая поэзию образов группа мелоимажинистов, в которую входили Людмила Вагурина, Анатолий Кудрявицкий, Сергей Нещеретов и Ира Новицкая

Использование в рекламе литературы Серебряного века.

В 2008 году компания сотовой связи МТС запустила два имиджевых ролика, в которых использовала стихотворение А.Блока:

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века —

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь — начнешь опять сначала

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

И я, и я в разлуке изнемог!

И я — в тоске! Я гнусь под тяжкой ношей…

Теперь я спрячу счастье под замок,–

Вернись ко мне: я все-таки хороший…

Данные стиховторения выступили как сопровождение к видеоряду. Поэзия А.Блока оказалась более выигрышной и запоминающейся.

Футуризм — хвалебный гимн индустриальной эпохе и научному прогрессу

Футуризм — это авангардное течение в искусстве (живописи, литературе, скульптуре, архитектуре) начала ХХ века, которое отвергало достижения классической культуры и воспевало наступающую индустриальную эпоху. Футуристы принципиально отказывались от традиционного художественного наследия, предлагали современникам создать новую модель устройства мира, основанную на идеях урбанизации и технического прогресса. В футуризме приветствовалось прославление движения, энергии, скорости, передовых достижений науки и техники того времени.

Футуризм заимствовал у фовизма выразительность цвета, а у кубизма — художественные формы с множеством раздробленных фигур и острых углов. Приверженцы этого течения радостно приветствовали революционные идеи, с энтузиазмом восприняли начало Первой Мировой войны, в которой видели радикальный способ очищения мира от старого мирового порядка. Многие футуристы ушли добровольцами на фронт и нашли там свою гибель.

История развития футуризма

Футуризм в качестве течения в искусстве изначально появился в Италии. Официальной датой его создания считается 20 февраля 1909 года. В этот день поэт Филиппо Маринетти опубликовал в популярной газете «Манифест футуризма». В своем сочинении 32-летний автор обращался к деятелям искусства (в первую очередь — к художникам) с призывом к созданию новой концепции красоты в противовес старой традиционной культуре. Основополагающий документ нового течения провозглашал культ будущего и дал громкое название движению — «футуризм» (от лат. futurum — будущее).

Через год вокруг Маринетти объединилась арт-группа из числа молодых итальянских художников. В нее вошли:

  • Джакомо Бала (Giacomo Balla);
  • Умберто Боччиони (Umberto Boccioni);
  • Луиджи Русоло (Luigi Russolo);
  • Карло Кара (Carlo Carra);
  • Джино Северини (Gino Severini);
  • Франческо Балилла Прателла (Francesco Balilla Pratella).

В 1912 году в Париже состоялась первая выставка футуристов, экспонаты которой позже демонстрировались в разных странах Европы (Голландии, Бельгии, Англии, Швейцарии, Германии, Австро-Венгрии).

Революционные идеи футуристов не нашли большого отклика среди европейских художников. Только в России появилось множество энергичных сторонников нового течения. Здесь Давид Бурлюк организовал литературно-художественную группу «Гилея» в которую вошли многие молодые поэты и художники.

Российские футуристы стремились соединить живопись и литературу, а также создали собственную версию нового течения в искусстве. В ней большее значение придавалось теме одиночества человека в современном мире.

Популярность итальянского футуризма быстро угасла к концу Первой Мировой войны, а ее русская версия просуществовала чуть дольше — до начала 20-х годов. Впоследствии футуристы продолжили творческие поиски в других направлениях искусства.

Отличительные черты футуризма

Картины футуристов легко узнаваемы по характерным особенностям:

  • обилию ярких цветов и строгих форм;
  • глубокому философскому подтексту сюжета;
  • динамичности и геометричности изображений;
  • акценте на тематиках войны и технического прогресса;
  • стремлению автора изобразить предметы в движении.

Известные художники-футуристы

Среди множества выдающихся представителей художников-футуристов можно отменить следующих авторов:

  • Джакомо Балла (1871-1958) — в начале творческой карьеры тяготел к импрессионизму и увлекался пуантилизмом. В качестве футуриста известен абстрактными композициями, активно пытался воплощать свои идеи в скульптуре и прикладном искусстве. В 30-е годы вернулся к классической манере рисования. Дожил до глубокой старости и умер в Риме в возрасте 86 лет.

  • Луиджи Руссоло (1885-1947) — итальянский художник, композитор и поэт. Помимо живописи активно пропагандировал футуризм в музыке и поэзии, создавал смелые эксперименты, в которых исследовал шумовые звучания. С 1913 по 1941 год прекратил рисовать картины и полностью сосредоточился на музыке. Вернулся к живописи только к концу жизни.

  • Давид Бурлюк (1882-1967) — русский футурист украинского происхождения. В детстве лишился глаза и ходил со стеклянным протезом, став оригинальной знаменитостью. Чудом не погиб во время Гражданской войны, эмигрировал сначала в Японию, а затем — в США. Принимал активное участие в просоветски настроенных художественных группах, но на Родину не вернулся.
Читайте также:
«Мои университеты» 📚 краткое содержание повести Максима Горького, жанр произведения, анализ сюжета

  • Умберто Боччони (1882-1916) — итальянский художник и теоретик футуризма, автор «Технического манифеста футуристической живописи». Изучал импрессионизм и постимрессионизм, увлекался пуантилизмом и дивизионизмом. Был призван в действующую армию во время Первой Мировой войны, умер от несчастного случая при падении с лошади.

Футуризм оставил яркий след в мировом искусстве. Художники-бунтари добились шумного успеха и выполнили свою историческую миссию. А на сайте Very Important Lot посетители всегда могут принять участие в аукционах, чтобы приобрести шедевры изобразительного искусства. Наш портал также предоставляет ценителям прекрасного возможность напрямую купить картины у современных художников.

Литература. Теория. Футуризм как литературное течение.

Футуризм ( лат. futurum — будущее) – это название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х годов.

Особенности футуризма.

  • Стремление к созданию нового искусства, устремлённость в будущее (отсюда и название).
  • Отрицание традиций в искусстве.
  • Особое внимание к форме произведения. Экспериментаторство в стихосложении – области рифмы, лексики,
  • Использование неологизмов, часто авторских.
  • Стремление выразить массовое настроение толпы, отсюда – язык плакатов, лозунгов, ориентация на произносимый стих. Футуристы писали от имени человека толпы. Они были уверены в «неизбежности крушения старья» (В. Маяковский) и рождении «нового человечества».
  • Бунтарский дух.
  • Культ города, техники.

Из истории футуризма в России.

  • Футуризм в литературе возник в начале 20 века в Италии, а затем в России.
  • В 1909 году в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал «Манифест футуризма». Основные элементы, по мнению автора, – «смелость, дерзость, бунт».
  • В России манифестом футуристов стала «Пощечина общественному вкусу», авторы — В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников. 1912 год.
  • В отличие от итальянского футуризма, авторы российского манифеста отвергли идеи анархизма и даже фашизма, которые были свойственны Ф. Маринетти. Они в основу положили вопросы эстетики, провозгласив революцию формы, ее независимость от содержания («важно не что, а как») и абсолютную свободу поэтического слова.
  • Уже в 1915-1916-е годы футуризм стал исчезать как направление.

Основные направления и группы футуризма в России.

Кубофутуристы«Гилея»

(В. Хлебников, В. Маяковский, А. Крученых

Их сборники: «Садок судей» (1910), «Пощечина общественному вкусу» (1912), «Дохлая луна* (1913), «Взял» (1915).

Наиболее распространённая группа. В основу течения положены принципы кубизма в живописи: стремление разложить изображаемый трёхмерный объект на простые элементы и собрать его затем в единое целое, изобразить объект одновременно с разных сторон и подчеркнуть свойства, невидимые при классическом изображении объекта с одной стороны.

Призывали сбросить с «Парохода современности» всю классическую литературу от Пушкина до символистов и акмеистов.

По их мнению, «Новую Грядущую Красоту» может выразить толок раскрепощённое искусство, «Самоценное Слово».

Они почти полностью отрицали все законы и правила грамматики и поэтики.

  • содержания,
  • языка (литературного),
  • ритма (музыкального, условного),
  • синтаксиса,
  • этимологии.

«Ассоциация эгофутуристов»

(И. Северянин, И. Игнатьев и другие). «Эгофутуризм» в переводе с латыни «Я – будущее»). Он просуществовал очень мало: с 1911 до начала 1914 г.

В отличие от кубофутуризма, который вырос из творческого содружества единомышленников, эгофутуризм был индивидуальным изобретением поэта Игоря Севереняна . Совместно с К.Олимповым он в 1911 году в Петербурге создаёт кружок «Ego», с которого и начался эгофутуризм.

Сам И. Северянин так отмечал особенности своего направления:

  • Душа – единственная истина.
  • Самоутверждение личности
  • Поиски нового без отвергания старого.
  • Осмысленные неологизмы.
  • Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы.
  • Борьба со «стереотипами» и «заставками».
  • Разнообразие метров».

1912 год. В Петербурге была создана «Академия эгопоэзии», к И. Северянину присоединились Г. Иванов, К. Олимпов и Грааль-Арельский (С. Петров).

Позже присоединился И. Иванов, котрый создал «Интуитивную ассоциацию эгофутуристов», в неё воли П. Широков, В. Гнедов и Д. Крючков. Их программный манифест «Грамата» (именно такое написание слова) характеризовал эгофутуризм как «непрестанное устремление каждого Эгоиста к достижению возможностей Будущего в Настоящем посредством развития эгоизма».

«Мезонин поэзии»

(В. Шершеневич, Р. Ивнев).

Группа была создана в 1913 из эгофутуристов.(Уже в конце 1913 объединение распалось).

Входили : В. Шершеневич, Р.Ивнев, Л. Зак (псевдонимы – Хрисанф и М. Россиянский), С. Третьяков, К. Большаков, Б. Лавренёв и др.

Идейный вдохновитель группы В.Шершеневич писал : «…футуризм – общественное течение, рождённое большим городом, который сам уничтожает всякие национальные различия. Поэзия грядущего космополитична.»

Выпустили три альманаха: «Вернисаж», «Пир во время чумы», «Крематорий здравомыслия» и несколько сборников.

«Центрифуга»

(С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак).

Объединение создано в январе 1914г.

Основные особенности творчества представителей «Центрифуги:

  • Перемещение при построении лирического произведения центра внимания со слова как такового на интонационно-ритмические и синтаксические структуры.
  • Органичное соединение футуристического экспериментаторства и традиций.

“Центрифуга” как поэтическая группа они просуществовали до конца 1917-го, а книги под маркой “Центрифуги” продолжали выходить до 1922 года, то есть дольше всех остальных групп футуристов.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: