Высказывания о Тургеневе – современники о русском писателе

«Колосс с движениями ребенка». Мопассан и современники о Тургеневе

Иван Тургенев родился в Орле в 1818 году и уже при жизни был одним из самых именитых русских писателей. Его читали в России и за границей, он обедал в парижских ресторанах с Флобером и Золя, а на траурных торжествах после его смерти собрался весь литературный свет Европы. Неудивительно, что современники из круга общественных деятелей, художников и писателей оставили немало воспоминаний о Тургеневе.

«АиФ-Черноземье» собрал самые яркие из них.

Художник Илья Репин – о характере Тургенева

«Тургенев любил повеселиться в холостой компании. В Латинском квартале был скромный ресторанчик, где обедали некогда, по преданию, Жорж Санд, Гейне и другие любимые знаменитости, а с нами: братья Вырубовы – химики, Поленов, П. В. Жуковский – сын поэта, Боголюбов и другие немногие. Обед стоил 20 франков. И тут, со всеми онерами: повар приносил рыбу, показывал хозяину, – Ив. Серг. Тургенев был им, – и все редкости обеда, как принято. Было очень весело. Хорошее вино – настоящее бордо! Ив. Сергеевич веселил всех. В нем просыпался студент. Огромный рост, седая прядь и веселые глаза. Звонкий голос и живая студенческая речь. Это так нас опьяняло!!

… Иван Сергеевич симпатизировал мне лично, и это особенно я заметил по одному случаю. В Париже я начал трактовать Христа в Гефсиманском саду; он идет навстречу толпе, которая вооружилась его арестовать и идет на него с дрекольями. Так как я часто и много увлекался этим сюжетом, то у меня первое время шло увлекательно!! Тургенев при первом взгляде на начало остановился со вниманием. По разносторонности своей натуры, он увлекался всем и был всегда независим в своих увлечениях и ценил новизну».

Адвокат Анатолий Кони – о жизни Тургенева в эмиграции в Париже

«…Меня встретил Иван Сергеевич и ввел в свое помещение, состоявшее из двух комнат. На нем была старая, довольно потертая бархатная куртка. Царившая в комнатах «оброшенность» неприятно поразила меня. На маленьком закрытом рояле и положенных на него нотах лежал густой слой пыли. Штора старинного прямого образца одним из своих верхних углов оторвалась от палки, к которой была прикреплена, и висела поперек окна, загораживая отчасти свет, очевидно уже давно, так как и на ее складках замечался такой же слой пыли. Расхаживая, во время разговора с хозяином, по комнате, я не мог не заметить, что в соседней небольшой спальне все было в беспорядке и не убрано, несмотря на то что был уже второй час дня. Мне невольно вспомнился стих Некрасова: «Но тот, кто любящей рукой не охранен, не обеспечен. »

Видя, что оживленная беседа с Тургеневым, очень интересовавшимся событиями и ходом дел на родине, может нас задержать, я напомнил ему, что нас ждут. «Да, да, – заторопился он, – сейчас я оденусь!» – и через минуту вошел в темно-сером пальто из какой-то материи, напоминавшей толстую парусину. Продолжая говорить, он хотел застегнуться и машинально искал пуговицу, которой уже давно на этом месте не было. «Вы напрасно ищете пуговицу, – заметил я, смеясь, – ее нет!» – «Ах! – воскликнул он, – и в самом деле! Ну, так мы застегнемся на другую». И он перевел руку на одну петлю ниже, но соответствующая ей пуговица болталась на ниточках, за которыми тянулась выступившая наружу подкладка. Он добродушно улыбнулся и, махнув рукою, просто запахнул пальто, продолжая разговаривать».

Писатель Ги де Мопассан – о первой встрече с Тургеневым

«Ивана Тургенева я увидел впервые у Густава Флобера.

Дверь отворилась. Вошел великан. Великан с серебряной головой, как сказали бы в волшебной сказке. У него были длинные седые волосы, густые седые брови и большая седая борода, отливавшая серебром, и в этой сверкающей снежной белизне – доброе, спокойное лицо с немного крупными чертами. Это была голова Потока, струящего свои воды, или, что еще вернее, голова Предвечного отца.

Тургенев был высок ростом, широкоплеч, сложения плотного, но не тучного, – настоящий колосс с движениями ребенка, робкими и осторожными. Голос его звучал очень мягко и немного вяло, словно язык был слишком тяжел и с трудом двигался во рту. Иногда, желая дать для выражения своей мысли точное французское слово, он запинался, но всегда находил его удивительно верно, и эта легкая заминка придавала его речи какую-то особенную прелесть. Он чудесно рассказывал, сообщая самому незначительному факту художественную ценность и своеобразную занимательность, но его любили не столько за возвышенный ум, сколько за какую-то трогательную наивность и способность всему удивляться. И он в самом деле был невероятно наивен, этот гениальный романист, изъездивший весь свет, знавший всех великих людей своего века, прочитавший все, что только в силах прочитать человек, и говоривший на всех языках Европы так же свободно, как на своем родном. Его удивляли и приводили в недоумение такие вещи, которые показались бы совершенно понятными любому парижскому школьнику.

Можно было подумать, что жизненная реальность вызывала в нем какое-то болезненное ощущение, ибо ум его, не удивляясь ничему, что написано на бумаге, возмущался при одном намеке на какие-либо житейские обстоятельства. Возможно, что его крайнее прямодушие и огромная врожденная доброта оскорблялись при столкновении с грубостью, порочностью и лицемерием человеческой природы, в то время как его ум в минуты одиноких размышлений за письменным столом, напротив того, помогал ему постигать жизнь и проникать в нее до самых ее позорных тайников, подобно тому как наблюдают из окна уличные происшествия, не принимая в них участия.

Читайте также:
Стихи о героях России - подборка о людях, совершивших подвиги

Это был человек простой, добрый и прямой до крайности; он был обаятелен, как никто, предан, как теперь уже не умеют быть, и верен своим друзьям – умершим и живым».

Французские писатели братья Жюль и Эдмон де Гонкур – о внешности Тургенева

«Обед у Маньи. Шарль Эдмон привел к нам Тургенева – русского, который обладает таким изысканным талантом, автора «Записок русского помещика», «Антео-ра» и «Русского Гамлета» (Имеются в виду «Записки охотника», романы «Накануне» и «Рудин»).

Это очаровательный колосс, нежный беловолосый великан, он похож на доброго старого духа гор и лесов, на Друида и на славного монаха из «Ромео и Джульетты». Он красив какой-то почтенной красотой, величаво красив, как Ньеверкерк. Но у Ньеверкерка глаза цвета голубой обивки на диване, а у Тургенева глаза как небо. Добродушное выражение глаз еще подчеркивается ласковой напевностью легкого русского акцента, напоминающей певучую речь ребенка или негра.

Скромный, растроганный овацией, устроенной ему сидящими за столом, он рассказывает нам о русской литературе, которая вся, от театра и до романа, идет по пути реалистического исследования жизни. Русская публика большая любительница журналов. Тургеневу и вместе с ним еще десятку писателей, нам неизвестных, платят по шестисот франков за лист; сообщая нам об этом, он покраснел. Но книга оплачивается плохо, едва четыре тысячи франков».

Сергей Толстой – об отношениях Тургенева и Льва Толстого

«Я знал, что Тургенев большого роста. Но он превзошел мои ожидания. Он показался мне великаном – великаном с добрыми глазами, с красноватым лицом, с мягкими, как мне казалось, мускулами ног и с густыми, хорошо причесанными, белыми, даже желтоватыми волосами и такой же бородой. Сравнительно с ним отец мне показался маленьким (хотя он был роста выше среднего) и моложе, чем он был. Правда, Тургеневу было шестьдесят лет, а отцу – пятьдесят. Но Тургенев был совсем седой, а у отца были темные волосы без проседи. В их отношениях чувствовалось, что Иван Сергеевич старший. Мне тогда казалось, что отец к нему относился сдержанно, любезно и слегка почтительно, а Тургенев к отцу, несмотря на свою экспансивность, немножко осторожно.

Тургенев привез с собой прекрасные дорожные вещи: дорогой кожаный чемодан, изящный несессер, две щетки слоновой кости и пр. Я помню его бархатную куртку, такой же жилет, шелковый галстук, мягкую, тоже, кажется, шелковую рубашку и двое прекрасных золотых часов. Часы он с удовольствием показывал и говорил, что они – хронометры, что он вообще любит хорошие часы и наблюдает за тем, чтобы они ходили верно и одинаково, минута в минуту. Еще у него в кармане была изящная табакерка с нюхательным табаком. Он говорил, что бросил курить, потому что, когда он курил, две милые девицы не позволяли себя целовать, «а теперь, – прибавил он, – мои парижские дамы не позволяют мне нюхать табак». На ногах у него были мягкие сапоги с очень широкими носками: такие сапоги он носил по причине своей подагры. Иван Сергеевич много разговаривал с отцом наедине, в кабинете и на прогулках. Вероятно, главной темой их разговоров была литература».

Неизвестный романист – о последних годах жизни Тургенева

«С напряженным вниманием следил Иван Сергеевич по русским и иностранным газетам и журналам за всем, что делается в России, останавливался на каждом безобразном явлении, с желчью указывал на него своим посетителям. В последние два года, благодаря, быть может, быстро развивавшейся болезни, он становился все угрюмее и мрачнее и часто говорил о смерти, которая лишит его возможности окончить кое-что из задуманного. Мыслям о смерти посвящена значительная часть его «Стихов в прозе». «Настали темные, тяжелые дни. Свои болезни, недуги людей милых, холод и мрак старости. Все, что ты любил, чему отдавался безвозвратно, никнет и разрушается. Под гору пошла дорога.

С каждым днем утрачивалась вера в себя, в свои силы, в русский общественный прогресс. «Стар я, скоро умирать придется, – говорил он, меланхолически глядя на камин. – Знаете ли, мне кажется, что человек, как только перестает увлекаться красотой и женщиной, становится уже неспособным на художественное творчество. Я уже чужд подобным увлечениям – и вдохновение покинуло меня».

Публицист Михаил Стасюлевич – о похоронах Тургенева

«Собственно говоря, похоронная процессия началась в понедельник 19-го сентября, в Париже, rue Daru, где помещается наша церковь, а закончилась через неделю, во вторник 27-го сентября, в Петербурге, на Волковом кладбище… Рано утром, в 6 часов, к самому окошку моего номера на станции, где я провел ночь, подошел тог самый прусский пассажирский поезд, с которым должно было прибыть тело Тургенева, а через несколько минут ко мне вбежал служитель с известием, что тело Тургенева прибыло, одно, без провожатых и без документов, по багажной накладной, где написано: «1 – покойник» – ни имени, ни фамилии! Мы только догадывались, что это – Тургенев, но, собственно, не могли знать того наверное. Тело прибыло в простом багажном вагоне, и гроб лежал на полу, заделанный в обыкновенном дорожном ящике для клади; около него по стенкам вагона стояло еще несколько ящиков, очевидно, с венками, оставшимися от парижской церемонии… К Гатчине мы подъехали около 9 ч. утра: вся платформа была густо заставлена народом, а в том месте, где должен был остановиться траурный вагон, были поставлены в порядке воспитанники гатчинского института и воспитанницы одного из местных учебных заведений… Тут нельзя даже было заметить различия между окраинами и коренною Россией; все сошлись в глубоком уважении к имени того, кто силою одного таланта поставил русский язык и русскую мысль на новую для них высоту».

Читайте также:
Пересолил краткое содержание рассказа Чехова читать онлайн

Ровно 200 лет назад родился Иван Сергеевич Тургенев: ТОП-10 высказываний о великом русском писателе

Издание «Тульские бренды» подготовило ТОП-10 цитат об Иване Сергеевиче Тургеневе к 200-летнему юбилею писателя.

«Кто стремится к высокой цели, уже не должен думать о себе», – говорил Иван Сергеевич Тургенев. А что же думали о нём его современники и последователи?

  1. Фёдор Михайлович Достоевский

«Что за человек! Поэт, талант, аристократ, красавец, богач, умен, образован, 25 лет,- я не знаю, в чем природа отказала ему? Наконец: характер неистощимо-прямой, прекрасный, выработанный в доброй школе».

  1. Михаил Михайлович Пришвин

«Мы были наследниками прекрасной точки зрения Тургенева на простой народ».

«Острый и тонкий наблюдатель, точный до мелочей, он рисует своих героев как поэт и живописец».

«Иван Тургенев – гениальный романист, изъездивший весь свет, знавший всех великих людей своего века, прочитавший все, что только в силах прочитать человек, и говоривший на всех языках Европы так же свободно, как на своем родном».

«Давно уже вы являетесь для меня мэтром. Но чем больше я вас изучаю, тем более изумляет меня ваш талант. Меня восхищает страстность и в то же время сдержанность вашей манеры письма, симпатия, с какой вы относитесь к маленьким людям и которая насыщает мыслью пейзаж».

«Если теперь английский роман обладает какими-то манерами и изяществом, то этим он прежде всего обязан Тургеневу».

  1. Лев Николаевич Толстой

«О Тургеневе все думаю и ужасно люблю его, жалею и все читаю. Я все с ним живу. Непременно или буду читать, или напишу и дам прочесть о нем».

  1. Владимир Галактионович Короленко

«Тургенев – один из писателей наших, умевший спускаться в самые недра обыденности затем, чтобы подымать её за собой».

  1. Николай Алексеевич Некрасов

«Целое море поэзии могучей, благоуханной и обаятельной вылил он в эту повесть («Фауст») из своей души».

«Без преувеличения скажу Вам, что вещицы (о комедии «Где тонко, там и рвется») более грациозной и художественной в русской нынешней литературе вряд ли отыскать».

«У него огромный талант, и коли правду сказать, – так он в своем роде стоит Гоголя».

  1. Николай Васильевич Гоголь

«Во всей теперешней литературе больше всех таланта у Тургенева».

Отметим, жизнь Ивана Сергеевича связана с нашим регионом. На территории Чернского района Тульской области расположено село Тургенево – родовая усадьба Тургеневых. Село ведет свою историю со второй половины XVIII века. Иван Сергеевич Тургенев часто бывал и жил в отцовской усадьбе.

В настоящее время в селе Тургенево сохранился усадебный комплекс, включающий парк начала XIX века, каменную церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, заложенную в 1795 году и построенную на средства помещика лейб-гвардии прапорщика Николая Алексеевича Тургенева, деда писателя, здание бывшей бумажной фабрики (зимнего флигеля), в котором жил в 1850 году И. С. Тургенев, а также каретный сарай, домик дворовых, подвалы.

Критика о творчестве Тургенева, отзывы современников

И. С. Тургенев.
Художник И. Репин

Критика о творчестве Тургенева, отзывы современников

А. В. Дружинин:

“. есть у г. Тургенева достоинство, неразъясненное его ценителями. Да, г. Тургенев, слабый в смысле объективного творчества, имеет одну особенность, в которой он сиден и неизъяснимо привлекателен. Особенность эта есть ничто другое, как высокое поэтическое дарование, с которым сам его обладать до сих пор еще совладать не в силах. . мы [то есть Дружинин] смотрим на Тургенева не как на современного поучителя, не как на скептика и создателя живых типов, но как на тонкого и истинного поэта, передающего свои создания в прозаической и, по временам, весьма неровной форме.

. в картинах нежных и успокоительных, меланхолически грустных и даже юношески идеальных – Тургенев возвышается так, как может быть, никто из современных русских писателей.

Положение его в нашей литературе может называться вполне почетным положением. Его каждое слово внимательно слушается, – ни один из его поэтических порывов не проходит без отзыва.

В круге современных нам писателей имеются лица, превосходящие нашего автора по таланту, но по тонкости и блеску своего образования г. Тургенев не имеет между ними соперника. Его произведения полны мыслями, оригинальными взглядами, отражениями разнохарактернейших и разнообразнейших теорий, прежде господствовавших в литературе и поныне не утративший своего значения.”
(А. В. Дружинин, “Повести и рассказы И. С. Тургенева”, 1857 г.)

“Я ничего не пишу о Тургеневе, потому что слишком много и все в одной связи имею сказать о нем. Я и всегда любил его, но после его смерти только оценил его как следует. Уверен, что вы видите значение Тургенева в том же, в чем и я, и потому очень радуюсь вашей работе. Не могу, однако, удержаться не сказать то, что я думал о нем. Главное в нем – это его правдивость. По-моему, в каждом произведении словесном (включая и художественное) есть три фактора: 1) кто и какой человек говорит; 2) как – хорошо или дурно – он говорит, и 3) говорит ли он то, что думает, и совершенно то, что думает и чувствует.

Различные сочетания этих 3-х факторов определяют для меня все произведения мысли человеческой. Тургенев – прекрасный человек (не очень глубокий, очень слабый, но добрый, хороший человек), который хорошо говорит всегда то самое, то, что он думает и чувствует. Редко сходятся так благоприятно эти три фактора, и больше нельзя требовать от человека, и потому воздействие Тургенева на нашу литературу было самое хорошее и плодотворное. Он жил, искал и в произведениях своих высказывал то, что он нашел,- все, что нашел. Он не употреблял свой талант (умение хорошо изображать) на то, чтобы скрывать свою душу, как это делали и делают, а на то, чтобы всю ее выворотить наружу. Ему нечего было бояться.”
(Л. Н. Толстой – А. Н. Пыпину, 10 января 1884 г.)

Читайте также:
Тема судьбы в романе Лермонтова Герой нашего времени - проблема

И. А. Гончаров:

“. Тургенев, создавший в “Записках охотника” ряд живых миниатюр крепостного быта, конечно, не дал бы литературе тонких, мягких, полных классической простоты и истинно реальной правды очерков мелкого барства, крестьянского люда и неподражаемых пейзажей русской природы, если б с детства не пропитался любовью к родной почве своих полей, лесов и не сохранил в душе образа страданий населяющего их люда!”
(И. А. Гончаров, статья “Лучше поздно, чем никогда”, 1879 г.)

В. Г. Короленко:

“Гоголь, консерватор и крепостник в холодной мысли, чувствовал пламенную ненависть к порокам тогдашней России. Он сознательно высмеивал их в лице своих героев. Тургенев еще более сознательно отрицал уже крепостное право, отдавая свои мягкие симпатии угнетенной стороне. Щедрин прямо ненавидел Пошехонье с его Головлевыми. Тургенев раздражал как собеседник, порой больно задевавший самые живые струны тогдашних настроений, к нему относились страстно, бурно порицали и так же бурно выражали ему любовь и уважение. У него была ссора, но было и удовлетворение триумфа, он понимал, и его тоже понимали.”
(В. Г. Короленко, статья “И. А. Гончаров и молодое поколение”, журнал “Русское богатство”, 1912 г.)

“Белинский и особенно Добролюбов оставались для меня высшими авторитетами, а Тургенева я любил фанатично.”
(В. Г. Короленко, книга “Истории моего современника”)

А. П. Чехов:

“Я глубоко убежден, что пока на Руси существуют леса, овраги, летние ночи, пока еще кричат кулики и плачут чибисы, не забудут ни вас, ни Тургенева, ни Толстого, как не забудут Гоголя. Вымрут и забудутся люди, которых вы изображали, но вы останетесь целы и невредимы. Такова ваша сила и таково, значит, и счастье.”
(А. П. Чехов – Д. В. Григоровичу, 12 января 1888 г.)

“Кроме старушки в Базарове, то есть матери Евгения и вообще матерей, особенно светских барынь, которые все, впрочем, похожи одна на другую (мать Лизы, мать Елены), да матери Лаврецкого, бывшей крепостной, да еще простых баб, все женщины и девицы Тургенева невыносимы своей деланностью и, простите, фальшью. Лиза, Елена – это не русские девицы, а какие-то Пифии, вещающие, изобилующие претензиями не по чину. Ирина в “Дыме”, Одинцова в “Отцах и детях”, вообще львицы, жгучие, аппетитные, ненасытные, чего-то ищущие – все они чепуха. Как вспомнишь толстовскую Анну Каренину, то все эти тургеневские барыни со своими соблазнительными плечами летят к чорту. Женские отрицательные типы, где Тургенев слегка карикатурит (Кукшина) или шутит (описание балов), нарисованы замечательно и удались ему до такой степени, что, как говорится, комар носа не подточит. Описания природы хороши, но. чувствую, что мы уже отвыкаем от описания такого рода и что нужно что-то другое.”
(А. П. Чехов – А. С. Суворину, 24 февраля 1893 г.)

М. Е. Салтыков-Щедрин:

“Литературная деятельность Тургенева имела для нашего общества руководящее значение, наравне с деятельностью Некрасова, Белинского и Добролюбова. И как ни замечателен сам по себе художественный талант его, но не в нем заключается тайна той глубокой симпатии и сердечных привязанностей, которые он сумел пробудить к себе во всех мыслящих русских людях, а в том, что воспроизведенные им жизненные образы были полны глубоких поучений.

Тургенев был человек высокоразвитый, убежденный и никогда не покидавший почвы общечеловеческих идеалов. Идеалы эти он проводил в русскую жизнь с тем сознательным постоянством, которое и составляет его главную и неоцененную заслугу перед русским обществом. В этом смысле он является прямым продолжателем Пушкина и других соперников в русской литературе не знает. Так что ежели Пушкин имел полное основание сказать о себе, что он пробуждал “добрые чувства”, то то же самое и с такою же справедливостью мог сказать о себе и Тургенев. Это были не какие-нибудь условные “добрые чувства”, согласные с тем или другим преходящим веянием, но те простые, всем доступные общечеловеческие “добрые чувства”, в основе которых лежит глубокая вера в торжество света, добра и нравственной красоты.

Тургенев верил в это торжество; он может в этом случае привести в свидетельство все одиннадцать томов своих сочинений. Сочинения эти, неравноценные в художественном отношении, одинаково и всецело (за исключением немногих промахов, на которые своевременно указывала критика) проникнуты тою страстною жаждой добра и света, неудовлетворение которой составляет самое жгучее больное место современного существования. Базаровы, Рудины, Инсаровы – все это действительные носители “добрых чувств”.

. что сделал Тургенев для русского народа, в смысле простонародья? – и не обинуясь отвечаем: несомненно, сделал очень многое и посредственно, и непосредственно. Посредственно – всею совокупностью своей литературной деятельности, которая значительно повысила нравственный и умственный уровень русской интеллигенции; непосредственно – “Записками охотника”, которые положили начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды.”
(статья-некролог “И. С. Тургенев”, “Отечественные записки”, 1883 г., № 10)

Н. Г. Чернышевский:

“В настоящее время русская литература, кроме Вас и Некрасова, не имеет никого. Это каждый порядочный человек говорит, смею Вас уверить.”
(Н. Г. Чернышевский – И. С. Тургеневу)

С. М. Степняк-Кравчинский:

“Тот эффект, которого повествователи романтической школы достигают прелестью неожиданных приключений и захватывающих положений, у Тургенева получается благодаря быстрому, удивительно сконцентрированному действию, а особенно – благодаря самому простому и самому ценному для романиста качеству: уменью владеть симпатиями и чувствами своих читателей. В этом отношении его можно сравнить с музыкантом, который непосредственно действует на нервы и душу своих слушателей, или, еще лучше – сравнить с поэтом, соединяющим силу слова с магическим действием гармонии стиха. Вы не читаете романов Тургенева: вы в них живете.

Читайте также:
Котлован - краткое содержание, история создания, анализ, сюжет

Этою особенною способностью очаровывать читателя Тургенев в значительной степени обязан своему искусству мастерски владеть всеми средствами нашего богатого, гибкого и музыкального языка. Только один поэт Лермонтов умел писать в прозе с таким же совершенством, как Тургенев.”
(С. М. Степняк-Кравчинский, “Из предисловия к английскому изданию романа “Рудин”, 1908 г.)

М. Горький:

“И. С. Тургенев был хорошим реалистом, а я уже не раз говорил, что писатель-реалист, невольно подчиняясь своим впечатлениям, часто не замечает, что, рисуя дорогое и близкое ему, он рисует это близкое таковым, каково оно есть на самом деле, то есть, иными словами, красота или ясность материала повести не позволяет ему исказить себя”.
(М. Горький, “История русской литературы”, 1908-1909 гг.)

“Я очень рекомендую вам: изучайте русскую литературу, это вам поможет. Тургенев научит вас писать природу, пейзаж, Чехов – покажет вам, что такое диалог, как в действительности говорят живые люди, научит строить фразу, предложение – кратко и точно.”
(М. Горький – Г. Д. Гребеньщикову, 14 марта 1913 г.)

“Читайте, изучайте приемы стилистов – Чехова, Тургенева, Лескова.”
(М. Горький – Вс. Иванову, конец 1916 – начало 1917 г.)

“Литературной технике и языку надобно учиться именно у Толстого, Гоголя, Лескова, Тургенева.”
(М. Горький, статья “О пользе грамотности”, 1928 г.)

Высказывания о Тургеневе – современники о русском писателе

“Вся моя биография в моих сочинениях”, – сказал однажды Тургенев. Можно было бы добавить: и в воспоминаниях о нем. Ни об одном русском писателе прошлого века, за исключением Л. Н. Толстого, не оставлено так много воспоминаний. Огромный тургеневский мемуарный фонд вобрал в себя всю жизнь писателя – от записи о его рождении, сделанной рукой матери, до воспоминаний князя А. Мещерского о последних часах Тургенева. В совокупности воспоминания русских и зарубежных современников дают представление о феномене личности писателя.

“И. С. Тургенев принадлежал к поколению, которое пережило едва ли не более значительное изменение в русском обществе, чем все предыдущие, – писал П. Л. Лавров в своей статье “И. С. Тургенев и развитие русского общества”. – . В последние полвека все элементы мысли и жизни общества в России подверглись самым коренным потрясениям. “

Когда Тургеневу было семь лет, произошло восстание декабристов. Он видел Пушкина и Лермонтова. Начало его литературной деятельности приходится на время Белинского и Гоголя, а расцвет – на шестидесятые и семидесятые годы – время Чернышевского и революционного народничества. Тургенев был свидетелем революции 1848 года и Парижской коммуны. В год смерти писателя в русском освободительном движении возникла первая марксистская организация – группа “Освобождение труда”.

Эпоха Тургенева – это эпоха перехода от романтизма к реализму, утверждения и расцвета реалистического искусства. Русская литература становится делом национальной важности, поборником прогресса, обличителем реакции и обскурантизма. Каждый крупный писатель вызывает к себе интерес и внимание просвещенного читателя.

Тургенев стоял в центре общественного, умственного и литературного движения своего времени. Он не был политическим борцом, как Герцен или Чернышевский, но, откликаясь своими произведениями на глубинные, коренные вопросы русской жизни, в большей мере, чем многие другие видные писатели, его современники, участвовал в освободительном движении сороковых – семидесятых годов. По справедливому замечанию Анненкова, он занимался “художнической пропагандой” борьбы против крепостного права, а в пореформенную пору против крепостнической реакции. Имя Тургенева, несмотря на все его разногласия с революционными демократами, связано с передовыми течениями его времени, с журналом “Современник”, с газетами “Колокол” и “Вперед!”, с прогрессивными литературными кругами на Западе.

Современников привлекали в Тургеневе уникальный талант, могучий интеллект, дар мыслителя.

“Это человек необыкновенно умный, да и вообще хороший человек. Беседа и споры с ним отводили мне душу Отрадно встретить человека, самобытное и характерное мнение которого, сшибаясь с твоим, извлекает искры Во всех его суждениях виден характер и действительность” * , – отозвался о Тургеневе самый проницательный и требовательный из друзей его молодости – В. Г. Белинский. Пройдет несколько десятилетий, и молодежь семидесятых годов, в свою очередь, скажет о Тургеневе: “Какой проницательный ум. Какое всестороннее, широкое образование”. “Чего бы он ни касался в разговоре – философии, религии, искусства, политики, любви, музыки, злобы дня, личной размолвки, – во всем сказывался животворящий дух его таланта”.

* ( В. Г. Белинский. Полн. собр. соч. в 13-ти томах, т. XII. М., Изд-во АН СССР, 1956, с. 154)

Тургенев был на редкость общительным человеком. Он никогда не замыкался в узком кругу литераторов. П. В. Анненков рассказывает: “После 1850 года гостиная его сделалась сборным местом для людей из всех классов общества. Тут встречались герои светских салонов , корифеи литературы, готовившие себя в вожаков общественного мнения, знаменитые артисты , наконец, ученые, приходившие послушать умные разговоры светских людей Между всеми его гостями не редкость было найти людей без имени, никому не известных и отличавшихся своей сдержанностью. Тургенев дорожил ими столько же, по крайней мере, сколько и теми, которые носили громкие имена в литературе и обществе”. В январе 1858 года Тургенев сообщает Анненкову о “множестве новых знакомств”. В Петербурге и в Москве, в Спасском, в Париже и Лондоне, в Баден-Бадене редкий день Тургенева проходил без встреч и без посетителей.

Круг друзей и знакомых Тургенева заключал в себе все самое значительное в литературном мире России и Западной Европы его времени. Чернышевский, Фет, Григорович, Анненков, на Западе – Мопассан, Доде, Гонкуры оставили о нем свои воспоминания. Многие высказывания о Тургеневе – Герцена, Некрасова, Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, Флобера, Золя – записаны современниками и приведены в их мемуарах.

Читайте также:
Детство Чичикова в поэме Мертвые души - описание и характеристика

Воспоминания о Тургеневе оставили не только писатели, но и общественные деятели, как, например, М. М. Стасюлевич, ученые – М. М. Ковалевский, артисты – М. Г. Савина, художники – Верещагин, Репин, Поленов, скульптор Антокольский и другие виднейшие представители русской культуры XIX столетия. Мемуары о Тургеневе писались людьми, наблюдавшими его в общении с Белинским и в среде революционных народников, в редакции “Современника” и в высшем свете, у Аксаковых в Абрамцеве и в обществе русских художников в Париже, в салоне Виардо и в застольных беседах, во встречах с сильными мира сего и с крестьянами села Спасского, на охоте и за письменным столом.

Неистощим был интерес Тургенева к жизни во всех ее проявлениях. Анненков находил в нем “неугомонного демона любопытства и участия”. Тургенев был очень подвижным человеком, любил путешествовать, обладал обостренным зрением художника. Ему ничего не стоило из Петербурга отправиться в Париж, оттуда в Лондон, из Лондона обратно в Париж, затем в Баден-Баден, в Вену, в Берлин, и снова ехать или плыть в Россию. Вот, например, 1858 год – Тургенев посещает Рим, Неаполь, Флоренцию, Геную, Милан, Триест, Вену, Дрезден, Париж, Лондон, Берлин, Петербург, Москву, с. Спасское, Тулу, Орел, снова Москву, Петербург. И – встречи, беседы со множеством самых разнообразных людей. Таков был привычный образ жизни Тургенева.

Тургенев вел в течение всей своей жизни обширную переписку и был признанным мастером эпистолярного жанра. Многие из его писем, прокомментированные корреспондентами Тургенева, легли в основу их мемуаров о нем. В серии воспоминаний о Тургеневе П. В. Анненкова два раздела основаны на его переписке с писателем: “Шесть лет переписки с И. С. Тургеневым. 1856 – 1862” и “Из переписки с Тургеневым в 60-х годах (1862 – 1866)”. Преимущественно эпистолярную основу имеют и воспоминания Н. В. Щербаня, В. В. Стасова, А. А. Фета и других. Письма его современников также содержат немало мемуарного материала, почерпнутого из рассказов самого писателя или его друзей.

В беседах с близкими людьми Тургенев любил рассказывать примечательные эпизоды из своей жизни и из увиденного им; друзья Тургенева записывали эти истории и приводили их впоследствии в своих воспоминаниях (см. мемуары Н. А. Островской, Я. П. Полонского, Л. Ф. Нелидовой, А. Н. Луканиной и др.). В автобиографических рассказах он был вполне откровенен.

Мемуары о Тургеневе – порой единственный источник, знакомящий нас с отдельными периодами его жизни. Так, юношеские годы, обстановка, в которой рос и воспитывался будущий писатель, главным образом освещены в воспоминаниях приемной дочери Варвары Петровны Тургеневой – В. Н. Житовой? жившей в Спасском-Лутовинове; они повествуют о матери Тургенева, о жестоких нравах, царивших в ее поместьях. Из рассказов Житовой возникает и образ с юных лет антикрепостнически настроенного Тургенева, перед глазами которого прошло немало примеров помещичьего самодурства Варвары Петровны.

Многое из детских, юношеских и последних лет жизни Тургенева записано со слов самого писателя его другом, поэтом Я. П. Полонским (“Тургенев у себя в его последний приезд на родину”). Главным образом из мемуарной литературы узнаем мы и о подробностях жизни Тургенева в семье Виардо, о той завораживающей атмосфере артистизма, которая царила в ее салопах в Баден-Бадене, Париже и Буживале.

В мемуарной литературе о Тургеневе мы находим суждения о нем людей различных общественных и литературных кругов. И сами эти суждения, порой противоречивые, и характер личности Тургенева отражали ту борьбу вокруг него как писателя, которая началась еще при Белинском. Большинство авторов воспоминаний сами являлись более или менее видными участниками литературной и общественной жизни своего времени. В освещении тогдашних споров и писательских отношений они, понятно, не были строгими и бесстрастными летописцами-историками. Как увидим дальше, со страниц мемуаров веет духом определенных симпатий и антипатий.

В воспоминаниях о Тургеневе отразились и личные склонности мемуаристов, их интерес к тем или другим сторонам жизни. П. В. Анненков, например, всегда проявлял глубокий интерес к интеллектуальной сфере жизни общества, к идейной борьбе, происходившей в литературных кругах его времени, и именно эта область жизни и деятельности Тургенева щедро представлена в его воспоминаниях. Напротив, А. А. Фет в своих мемуарах отдает предпочтение бытовым эпизодам, приводит яркие рассказы об усадебной жизни Тургенева, о страстном увлечении охотой, о задушевных беседах с другом, горячих спорах о поэзии, искусстве, смысле бытия.

В ретроспективе, отделявшей время создания большинства мемуаров от времени описанных в них фактов и эпизодов, не все представлялось ясным или таким, каким оно было на самом дело. Но большинство мемуаров о Тургеневе вполне достоверно, хотя возникал и понятный соблазн несколько приукрасить отдельные черты личности писателя и притушевать те или иные его слабости. Надо сказать, что некоторые мемуаристы, например В. Н. Шитова (в оценке молодого Тургенева), А. Н. Луканина, А. Ф. Кони, не устояли против такого соблазна. Иные мемуаристы, как А. Я. Панаева, избрали тон иронический или, как Гончаров, ревниво-скептический. Но преобладающий тон воспоминаний и высказываний о Тургеневе, даже у Салтыкова-Щедрина, часто сурово о нем отзывавшегося, полон уважения, нередко любви и восхищения, признания великих заслуг Тургенева перед русским обществом и русской литературой.

Высказывания о тургеневе и его творчестве. Цитаты и высказывания ивана сергеевича тургенева

Писатели о И. С. Тургеневе.

Стих обнаруживает необыкновенный поэтический талант; а верная наблюдательность, глубокая мысль, выхваченная из тайника русской жизни, изящная и тонкая ирония, под которой скрывается столько чувства,- все это показывает в авторе, кроме дара творчества, сына нашего времени, носящего в груди своей все скорби и вопросы его. В. Г. Белинский. О поэме Тургенева Параша.- «Отечественные записки, 1843, № 5.
На днях возвратился из Парижа поэт Тургенев. /. / Что за человек! /../ Поэт, талант, аристократ, красавец, богач, умен, образован, 25 лет,- я не знаю, в чем природа отказала ему? Наконец: характер неистощимо-прямой, прекрасный, выработанный в доброй школе. Ф. М. Достоевский — брату Михаилу. 16 ноября 1845 г.

Читайте также:
Толстой Война и мир - краткое содержание романа, анализ и описание

Третьего дня Анненков читал у нас вечером Вашу комедию «Где тонко, там и рвется. Без преувеличения скажу Вам, что вещицы более грациозной и художественной в русской нынешней литературе вряд ли отыскать. Н. А. Некрасов — Тургеневу. 12 сентября 1848 г.

«Записки охотника/. / отмечены такой мощью таланта, которая благотворно действует на меня; понимание природы часто представ-ляется вам как откровение. Ф. И. Тютчев — жене. 13 сентября 1852 г.

У него огромный талант, и коли правду сказать,- так он п своем роде стоит Гоголя. /. / Целое морс поэзии могучей, благоуханной и обая-тельной вылил он в эту повесть /»Фауст/ из своей души. Н. А. Некрасов — А. А. Фету. 31 июля 1856 г.

Чем выше понятие ваше о значении произведений г. Тургенева, тем оно истиннее и тем ближе к мнению каждого живого человека в русской публике. Н. Г. Чернышевский. Разговор отчасти литературного, а более не литературного содержания.

Певец чистой, идеальной женской любви, г. Тургенев так глубоко за-глядывает в иную, девственную душу, так полно охватывает ее и с таким вдохновенным трепетом, с таким жаром любви рисует ее лучшие мгно-венья, что /. / и наше собственное сердце млеет и замирает от томного чувства и благодатные слезы не раз подступают к глазам. Н. А. Добролюбов. Когда же придет настоящий день.

Давно уже вы являетесь для меня мэтром. Но чем больше я вас изучаю, тем более изумляет меня ваш талант. Меня восхищает страстность и в то же время сдержанность вашей манеры письма, симпатия, с какой вы относитесь к маленьким людям и которая насыщает мыслью пейзаж. Г. Флобер — Тургеневу. 4/16/ .марта 1863 г.

Это очаровательный колосс, нежный беловолосый великан, он похож на доброго старого духа гор и лесов, на друида и на самого монаха из «Ромео и Джульетты. Он красив какой-то почтенной красотой. Э. и Ж. де Гонкур. Дневник. 1863 г.

Если теперь английский роман обладает какими-то манерами и изя-ществом, то этим он прежде всего обязан Тургеневу. Д. Голсуорси. Собр. соч., т. XVI, с. 399.

. в настоящее время Россия опередила Америку — ибо у нас нет Тургенева. X. Бойсссн. Визит к Тургеневу. 1874.

Острый и тонкий наблюдатель, точный до мелочей, он рисует своих героев как поэт и живописец. Ему одинаково интересны как их страсти, так и черты их лица /. / С большим искусством живописует он физи-ческую и моральную сторону явлений, создавая реальные картины действительности, а не фантастические эскизы. П. Меримо. Иван Тургенев.

. гениальный романист, изъездивший весь свет, знавший всех великих людей своего века, прочитавший все, что только в силах прочи-тать человек, и говоривший на всех языках Европы так же свободно, как на своем родном. Ги де Мопассан. Иван Тургенев.

Огромный интерес, вызванный произведениями Тургенева в России, объясняется в значительной мере тем, что во всех них затронуты поли-тичоские вопросы, тем, что они, при всем их художественном совер-шенстве и изяществе формы, отличаются ярко выраженной пропаган-дистской направленностью, наконец, тем, что в них ставятся жгучие вопросы современности. Джон Рид.

Тургенев — один из писателей наших, умевший спускаться в самые недра обыденности затем, чтобы подымать ее за собой. В. Г. Короленко. Из речи 10 ноября 1918 г.

Я был воспитан на Тургеневе. А. Н. Толстой. Поли. собр. соч., т. XIII, с. 565.

Пушкин и Тургенев — это родоначальники нашей прозы. А. А. Фадеев. О Тургеневе.

Мы были наследниками прекрасной точки зрения Тургенева на прос-той народ. М. М. Пришвин.

И. С. Тургенев — один из самых удивительных русских писателей, который с гениальной прозорливостью и чуткостью видел Русь, как даровитейший народ, обладающий высокой нравственной силой. Ф. В. Гладков. Из письма в музей. 1958 г.

Писатели, критики, исследователи о Тургеневе: избранные цитаты

И.С. Тургенев, как известно, вероятно, всем нашим читательницам, знакомым с «Записками охотника», с «Рудиным», с «Затишьем», с «Муму», с «Асею», – истинный художник, и художник преимущественно русский… Действующие лица повестей и рассказов Тургенева живут одною жизнью с своим автором . В понимании вещей, в складе ума представляемых личностей есть такие оригинальные черты, такие неуловимые, но характеристичные частности, которые вырабатывает только русская жизнь, которые может оценить и подметить только человек, сжившийся с этою жизнью, одаренный тем же национальным складом ума, перечувствовавший на себе интересы и стремления, волновавшие русское общество, и притом перечувствовавший их так, как чувствует и воспринимает их русский человек. Знание русской жизни, и притом знание не книжное, а опытное, вынесенное из действительности, очищенное и осмысленное силою таланта и размышления, оказывается во всех произведениях Тургенева….

Писарев Д.И. Дворянское гнездо. Роман И.С. Тургенева// Рассвет, 1859.

Прежде всего у Тургенева выдается ярко отношение его богатой поэтической личности к природе, тонкое понимание ее красот, понимание человека развитого, не утратившее, однако, – что особенно редко и дорого – свежести непосредственного чувства, – делают его одним из высоких описательных поэтов везде . Эта поэзия не ловит в природе ярких оттенков, крупных явлений: напротив, она как будто с умыслом избегает их и… следит природу в тонких, неуловимых ее явлениях, с каким-то суеверным обожанием. Это – поэзия страны чернозема, потового труда земледельца . Это – поэзия особенной полосы, местности, ее живой голос.

Читайте также:
Умом Россию не понять анализ стиха Тютчева: идея, тема и смысл

А. Григорьев. И.С. Тургенев и его деятельность. По поводу романа «Дворянское гнездо»// Современник, 1859.

Он (Тургенев) быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях неизменно обращал… внимание на вопрос , уже смутно начинавший волновать общество . Этому чутью автора к живым струнам общества, этому уменью тотчас отозваться на всякую благородную мысль и честное чувство, только еще начинающие проникать в сознание лучших людей, мы приписываем значительную долю того успеха, которым постоянно пользовался г. Тургенев в русской публике . Не бурная, порывистая сила, а напротив – мягкость и какая-то поэтическая умеренность служат характеристическим чертами его таланта.

Добролюбов Н.А. Когда же придет настоящий день?// Современник, 1860.

По силе своего поэтического таланта Тургенев не уступает никому из ныне живущих писателей Европы , и чем глубже вчитываешься в его сочинения, тем больше поражаешься его дарованию и мастерству . Нация, которая породила такого писателя – и не его одного, – поистине может оправдать любые надежды.

Шмидт Ю. Иван Тургенев// Немецкие ежегодники, 1868. С. 461.

…Тургенев, которым Франция столь справедливо восхищается и которого она так любит. Он столь поэтичен…

Из французской газеты «Телеграф» от 6 апреля 1880 года.

В своих описаниях природы Тургенев создает впечатление жаркой, пышущей зноем России, полнящейся жужжанием тяжелых, сытых пчел.

Альфонс Доде. Заметки о жизни.

Это великий поэт и достойный представитель царствования Освободителя . Иностранцы слишком много дали перевеса меланхолии в художественных образах Тургенева, и сквозь этот тоскливый туман пессимистически смотрят на Россию, которую первые узнали из Тургенева. Русские – это гости на пиру всемирной истории, на всесветной ярмарке, поместившись в самой середине между Западом и Востоком, между Европой и Азией, – и это сбило западных читателей Тургенева с толку . Иностранцы, наблюдая за меланхолией Тургенева и относя ее на счет вялости, косности и тысячелетней спячки русского народа , останавливаются на том, как у Тургенева «хорошо умирают русские люди» и указывают на его «Живые мощи». Скорбная девушка, но просветленная душою, умирает хорошо, но именно потому, что она верует, и потому отдает свою ясную душу Господу Богу, как мученица первых веков христианства . Это не пессимизм, которым иностранцы называют скорбную думу Тургенева о России. Пессимизм, бездушная и безнадежная скорбь не могли бы дать ни содержания, ни вдохновения такому поэту, который полюбился всему цивилизованному миру.

Ф.И. Буслаев. Дневники. 6 декабря 1883 г.

Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? А старички? Это черт знает как сделано. Просто гениально.

Тургенев связывал все крупные свои произведения с важными и даже жгучими темами своей бурной эпохи; эта связь была неизбежна для писателя чуткой совести и просвещенной мысли – тем и другим Тургенев обладал в высокой степени . Больше же всего он был художником-поэтом . Несмотря на то, что Тургенев создал целый мир самых разнообразных фигур, ярких и полных жизни, изобразил несколько крупных моментов нашего культурного развития и дал мастерские картинки старого быта, – все-таки его главная область – не широкие очерки общественных настроений и не быт, а интимная психология, и обширная картина целой эпохи, данная в его произведениях, слагается из отдельных этюдов и миниатюр, выбранных и исполненных с необычайным мастерством и чуткостью

Грузинский А.Е. Иван Сергеевич Тургенев// История русской литературы ХIХ века/ Под ред. Д.Н. Овсянико-Куликовского, 1910. Ч. 3. С. 279.

Цитаты Тургенева

Подготовил: Дмитрий Сироткин
Представляю вам подборку цитат писателя Ивана Сергеевича Тургенева .

Интересно, вынутые из его произведений и писем, они приобретают новые, современные смысловые оттенки .

Цитаты разнесены по темам: жизненная этика, жизнь, человек, любовь, отношения, женщины и мужчины, молодость, счастье, о себе, Родина, русские, русский язык, смерть, свобода, слова, истина и ложь, самолюбие, смех.

О жизненной этике

Надо уметь принадлежать самому себе — в этом вся штука жизни.

Ровно 200 лет назад родился Иван Сергеевич Тургенев: ТОП-10 высказываний о великом русском писателе

Издание «Тульские бренды» подготовило ТОП-10 цитат об Иване Сергеевиче Тургеневе к 200-летнему юбилею писателя.

«Кто стремится к высокой цели, уже не должен думать о себе», — говорил Иван Сергеевич Тургенев. А что же думали о нём его современники и последователи?

  1. Фёдор Михайлович Достоевский

«Что за человек! Поэт, талант, аристократ, красавец, богач, умен, образован, 25 лет,- я не знаю, в чем природа отказала ему? Наконец: характер неистощимо-прямой, прекрасный, выработанный в доброй школе».

  1. Михаил Михайлович Пришвин

«Мы были наследниками прекрасной точки зрения Тургенева на простой народ».

  1. Проспер Мериме

«Острый и тонкий наблюдатель, точный до мелочей, он рисует своих героев как поэт и живописец».

  1. Ги де Мопассан

«Иван Тургенев — гениальный романист, изъездивший весь свет, знавший всех великих людей своего века, прочитавший все, что только в силах прочитать человек, и говоривший на всех языках Европы так же свободно, как на своем родном».

  1. Гюстав Флобер

«Давно уже вы являетесь для меня мэтром. Но чем больше я вас изучаю, тем более изумляет меня ваш талант. Меня восхищает страстность и в то же время сдержанность вашей манеры письма, симпатия, с какой вы относитесь к маленьким людям и которая насыщает мыслью пейзаж».

  1. Джон Голсуорси
Читайте также:
Ирония в литературе - определение, примеры скрытой насмешки

«Если теперь английский роман обладает какими-то манерами и изяществом, то этим он прежде всего обязан Тургеневу».

  1. Лев Николаевич Толстой

«О Тургеневе все думаю и ужасно люблю его, жалею и все читаю. Я все с ним живу… Непременно или буду читать, или напишу и дам прочесть о нем».

  1. Владимир Галактионович Короленко

«Тургенев – один из писателей наших, умевший спускаться в самые недра обыденности затем, чтобы подымать её за собой».

  1. Николай Алексеевич Некрасов

«Целое море поэзии могучей, благоуханной и обаятельной вылил он в эту повесть («Фауст») из своей души».

«Без преувеличения скажу Вам, что вещицы (о комедии «Где тонко, там и рвется») более грациозной и художественной в русской нынешней литературе вряд ли отыскать».

«У него огромный талант, и коли правду сказать, — так он в своем роде стоит Гоголя».

  1. Николай Васильевич Гоголь

«Во всей теперешней литературе больше всех таланта у Тургенева».

Отметим, жизнь Ивана Сергеевича связана с нашим регионом. На территории Чернского района Тульской области расположено село Тургенево – родовая усадьба Тургеневых. Село ведет свою историю со второй половины XVIII века. Иван Сергеевич Тургенев часто бывал и жил в отцовской усадьбе.

В настоящее время в селе Тургенево сохранился усадебный комплекс, включающий парк начала XIX века, каменную церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, заложенную в 1795 году и построенную на средства помещика лейб-гвардии прапорщика Николая Алексеевича Тургенева, деда писателя, здание бывшей бумажной фабрики (зимнего флигеля), в котором жил в 1850 году И. С. Тургенев, а также каретный сарай, домик дворовых, подвалы.

XIX век. Тургенев в оценках современников.

Современники давали творчеству Тургенева весьма высокую оценку. С критическим анализом его произведений выступали критики В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, А. В. Дружинин, П. В. Анненков, Аполлон Григорьев, В. П. Боткин, Н. Н. Страхов,В. П. Буренин, К. С. Аксаков, И. С. Аксаков, Н. К. Михайловский, К. Н. Леонтьев, А. С. Суворин, П. Л. Лавров, С. С. Дудышкин,П. Н. Ткачёв, Н. И. Соловьёв, М. А. Антонович, М. Н. Лонгинов, М. Ф. Де-Пуле, Н. В. Шелгунов, Н. Г. Чернышевский и многие другие.

Так, В. Г. Белинский отмечал у писателя необыкновенное мастерство изображения русской природы. По словам Н. В. Гоголя, в русской литературе того времени больше всех таланта у Тургенева. Н. А. Добролюбов писал, что стоило Тургеневу затронуть в своей повести какой-либо вопрос или новую сторону общественных отношений, как эти проблемы поднимались и в сознании образованного общества, появляясь перед глазами у всех. М. Е. Салтыков-Щедрин заявлял, что литературная деятельность Тургенева имела для общества значение равное деятельности Некрасова, Белинского и Добролюбова. По мнению российского литературного критика конца XIX начала XX века С. А. Венгерова, писателю удавалось писать настолько реалистично, что трудно было уловить грань между литературным вымыслом и реальной жизнью. Его романами не только зачитывались — его героям подражали в жизни. В каждом из его крупных произведений есть действующее лицо, в уста которого вложено тонкое и меткое остроумие самого писателя.

Тургенев был хорошо известен и в современной ему Западной Европе. На немецкий язык его произведения были переведены ещё в 1850-х годах, а в 1870—1880-х он стал самым любимым и наиболее читаемым русским писателем в Германии, и немецкие критики его оценивали как одного из самых значительных современных новеллистов. Первыми переводчиками Тургенева были Август Видерт, Август Больц и Пауль Фукс. Переводчик многих произведений Тургенева на немецкий язык немецкий писатель Ф. Боденштедт во введении к «Русским фрагментам» (1861) утверждал, что произведения Тургенева равны произведениям лучших современных новеллистов Англии, Германии и Франции. Канцлер Германской империи Хлодвиг Гогенлоэ (1894—1900), называвший Ивана Тургенева лучшим кандидатом на должность премьер-министра России, отозвался о писателе так: «Сегодня я говорил с самым умным человеком России».

Во Франции были популярны тургеневские «Записки охотника». Ги де Мопассан называл писателя «великим человеком» и «гениальным романистом», а Жорж Сандписала Тургеневу: «Учитель! Мы все должны пройти через Вашу школу». Хорошо знали его творчество и в английских литературных кругах — в Англии были переведены «Записки охотника», «Дворянское гнездо», «Накануне» и «Новь». Западного читателя покорили моральная чистота в изображении любви, образ русской женщины (Елены Стаховой); поражала фигура воинствующего демократа Базарова. Писатель сумел показать европейскому обществу подлинную Россию, он познакомил зарубежных читателей с русским крестьянином, с русскими разночинцами и революционерами, с русской интеллигенцией и раскрыл образ русской женщины. Зарубежные читатели благодаря творчеству Тургенева усваивали великие традиции русской реалистической школы.

Лев Толстой дал следующую характеристику писателю в письме А. Н. Пыпину (январь 1884 г.): «Тургенев — прекрасный человек (не очень глубокий, очень слабый, но добрый, хороший человек), который говорит всегда то самое, что он думает и чувствует»

Зарубежная критика

Из писателей и литературоведов-эмигрантов к творчеству Тургенева обращались В. В. Набоков, Б. К. Зайцев, Д. П. Святополк-Мирский. Многие зарубежные писатели и критики также оставили свои отзывы о творчестве Тургенева: Фридрих Боденштедт, Эмиль Оман, Эрнест Ренан, Мельхиор де Вогюэ, Сен-Бёв, Гюстав Флобер, Ги де Мопассан, Эдмон де Гонкур, Эмиль Золя, Генри Джеймс, Джон Голсуорси, Жорж Санд, Вирджиния Вулф, Анатоль Франс, Джеймс Джойс, Уильям Рольстон, Альфонс Додэ, Теодор Шторм, Ипполит Тэн, Георг Брандес, Томас Карлейль и так далее.

Английский прозаик и лауреат Нобелевской премии по литературе Джон Голсуорси считал романы Тургенева величайшим образцом искусства прозы и отмечал, что Тургенев помог «довести пропорции романа до совершенства». Для него Тургенев был «самый утончённый поэт, который когда-либо писал романы», а тургеневская традиция имела для Голсуорси важное значение.

Читайте также:
Пьер Безухов - характеристика героя, жена графа, духовные искания

Другая британская писательница, литературовед и представительница модернистской литературы первой половины XX векаВирджиния Вулф отмечала, что книги Тургенева не только трогают своей поэтичностью, но и словно принадлежат сегодняшнему времени, настолько они не утратили совершенства формы. Она писала, что Ивану Тургеневу свойственно редкое качество: чувство симметрии, равновесия, которые дают обобщённую и гармоничную картину мира. В то же время она оговаривалась, что эта симметрия торжествует вовсе не потому, что он такой уж великолепный рассказчик. Наоборот, Вулф полагала, что некоторые из его вещей рассказаны скорее плохо, так как в них встречаются петли и отступления, запутанные невразумительные сведения про прадедов и прабабок (как в «Дворянском гнезде»). Но она указывала, что тургеневские книги не последовательность эпизодов, а последовательность эмоций, исходящих от центрального персонажа, и связаны в них не предметы, а чувства, и когда дочитаешь книгу — испытываешь эстетическое удовлетворение. Ещё один известный представитель модернизма, русский и американский писатель и литературовед В. В. Набоков в своих «Лекциях по русской литературе» отзывался о Тургеневе не как о великом писателе, а называл его «милым». Набоков отмечал, что у Тургенева хороши пейзажи, обаятельны «тургеневские девушки», одобрительно он отзывался и о музыкальности тургеневской прозы. А роман «Отцы и дети» назвал одним из самых блистательных произведений XIX века. Но указал и на недостатки писателя, сказав, что тот «увязает в омерзительной слащавости». По мнению Набокова, Тургенев был зачастую чересчур прямолинеен и не доверял читательской интуиции, сам стремясь расставить точки над «i». Ещё один модернист, ирландский писатель Джеймс Джойс, особо выделял из всего творчества русского писателя «Записки охотника», которые, по его мнению, «глубже проникают в жизнь, чем его романы». Джойс считал, что именно из них Тургенев развился как большой интернациональный писатель.

По утверждению исследователя Д. Петерсона, американского читателя в творчестве Тургенева поразила «манера повествования… далёкая как от англосаксонского морализаторства, так и от французской фривольности». По мнению критика, модель реализма, созданная Тургеневым, оказала большое влияние на формирование реалистических принципов в творчестве американских литераторов конца XIX — начала ХХ века.

Заключение

Родился Иван Сергеевич Тургенев 28 октября (9 ноября) 1818 года в городе Орел. Первое образование в биографии Тургенева было получено в имении Спасском-Лутовинове.
С 1827 года семья переехала в Москву. Затем обучение Тургенева проходило в частных пансионах Москвы, после чего – в Московском университете. Не окончив его, Тургенев перевелся на философский факультет Петербургского университета. Также учился заграницей, после чего путешествовал по Европе.Учась на третьем курсе института, в 1834 году Тургенев пишет свою первую поэму под названием «Стено».В 1841 году, вернувшись в Россию, занимался научной деятельностью, написал диссертацию и получил степень магистра филологии. Затем, когда тяга к науке остыла, Иван Сергеевич Тургенев служил чиновником в министерстве внутренних дел до 1844 года. В 1843 году Тургенев знакомится с Белинским, у них завязываются дружеские отношения. С 1847 года, по приглашению Некрасова, в преобразованном журнале «Современник» выходят его «Современные заметки» и первые главы «Записок охотника». В августе 1852 года публикуется одна из самых главных книг Тургенева — «Записки охотника».После смерти Гоголя Тургенев написал некролог, за который Иван Сергеевич был отправлен на два года в ссылку в родное село. Во время ссылки Тургенев пишет рассказ «Муму» (1852). Затем, после смерти Николая I, в печати появляются наиболее известные произведения Тургенева: «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860) и «Отцы и дети» (1862). С 1863 года уехал в Германию, где знакомится с выдающимися писателями Западной Европы, пропагандирует русскую литературу. Стоит кратко отметить, что в биографии Ивана Тургенева в конце 1870-х — начале 1880-х годов быстро возросла его популярность, как на родине, так и за границей. А критики стали причислять его к лучшим писателям века.С 1882 года писателя начали одолевать болезни: подагра, стенокардия, невралгия. В результате мучительной болезни (саркомы) он умирает 22 августа (3 сентября) 1883 года в Буживале (пригород Парижа). Тело его было привезено в Петербург и погребено на Волковском кладбище.

Творчество И. С. Тургенева – это мир, до сих пор неизведанный. Многие пытались исследовать Тургенева, но нет еще ни одного, кто бы твердо и уверенно мог сказать: “Я знаю все его творчество, знаю каждую строчку его произведений, могу точно сказать вам, что значит то или иное слово”. Да это и понятно! Просто невозможно проанализировать творчество Тургенева полностью, даже если посвятить этому всю жизнь.

Список использованной литературы

Аднан Салим «Тургенев-художник,мыслитель»,М.,1983

Винникова Галина «Тургенев и Россия»,М.,1986

Грузинский А.Е. «И.С.Тургенев(Личность и творчество)»,М.,1972

Тургенев. И. С. Полн. собр. соч. и писем. В 28 т. Письма. Т. 3. М.; Л., 1961.

Батюто А.И. И.С. Тургенев – романист. – Л.: 1999.

Летопись жизни и творчества И. С. Тургенева (1818-1858) / Сост. Н. С. Никитина. – СПб., 1995.

Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. – М.-Л.: Советский писатель, 1962.

Цитаты о русском языке

Цитаты о русском языке

Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен. А.П.Чехов

Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. — В. Белинский

Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, — значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус. — В. Белинский

Читайте также:
Детство Чичикова в поэме Мертвые души - описание и характеристика

Нет сомнения, что охота пестрить русскую речь иностранными словами без нужды, без достаточного основания, противна здравому смыслу и здравому вкусу; но она вредит не русскому языку и не русской литературе, а только тем, кто одержим ею. — В. Белинский

Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде. — Ф. Достоевский

Русский язык мы портим. Иностранные слова употребляем без надобности. Употребляем их неправильно. К чему говорить «дефекты», когда можно сказать недочеты, или недостатки, или пробелы. Не пора ли нам объявить войну употреблению иностранных слов без надобности? — Ленин («Об очистке русского языка»)

Я не считаю хорошим и пригодным иностранные слова, если только их можно заменить чисто русскими или более обруселыми. Надо беречь наш богатый и прекрасный язык от порчи. — Н. Лесков

Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. — П. Мериме

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. — К. Паустовский

По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. — К. Паустовский

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. — К. Паустовский

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! — И. Тургенев

Как красив русский язык! Все преимущества немецкого без его ужасной грубости. — Ф. Энгельс.

Нравственность человека видна в его отношении к слову. — Л. Н. Толстой (1828–1910) – писатель и просветитель

Язык – это брод через реку времени, он ведет нас к жилищу ушедших; но туда не сможет прийти тот, кто боится глубокой воды. — В. М. Иллич-Свитыч (1934–1966) – советский языковед-компаративист, сотрудник Института славяноведения АН СССР

Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. — А.И. Куприн (1870–1938) – писатель

Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. — М. А. Шолохов (1905–1984) – писатель и общественный деятель

Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли. — К. Г. Паустовский

Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. — К. Д. Ушинский (1824–1871) — педагог

Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), — русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара. — А. Н. Толстой (1882–1945) – писатель и общественный деятель

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса! — И. С. Тургенев (1818–1883) – поэт, писатель, переводчик

Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас» — И. С. Тургенев

Новые слова иностранного происхождения вводятся в русскую печать беспрестанно и часто совсем без надобности, и — что всего обиднее — эти вредные упражнения практикуются в тех самых органах, где всего горячее стоят за русскую национальность и её особенности. — Н. С. Лесков (1831–1895) – писатель.

Восприятие чужих слов, а особливо без необходимости, есть не обогащение, но порча языка! — А. П. Сумароков (1717–1777) – писатель, поэт, драматург

Родной язык нам должен быть главною основою и общей нашей образованности и образования каждого из нас. — П. А. Вяземский (1792–1878) – поэт и литературный критик

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 18.05.2020. Цитаты о русском языке

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: