Методы нравственного воспитания – главные формы и средства

Формы, методы, средства нравственного воспитания

Вы будете перенаправлены на Автор24

Формы нравственного воспитания

Процесс нравственного воспитания многогранный, длительный и сложный. Он реализуется в различных формах и разнообразными методами, приемами и воспитательными средствами. Форма воспитания в педагогике – это способ организации процесса воспитания.

Формы нравственного воспитания – это отношения, которые складываются между участниками воспитательного процесса.

Классифицируют формы нравственного воспитания по-разному, в зависимости от выбранной основы классификации. Один из видов классификации форм воспитания, и нравственного воспитания в том числе, осуществляется на основе количества воспитанников:

  • фронтальная форма;
  • групповая форма;
  • индивидуальная форма работы.

Например, индивидуальные формы нравственного воспитания учитывают особенности внутреннего мира, условий жизни индивида, позволяют использовать наиболее эффективные методы влияния на конкретного человека. Но при этом такая форма воспитания ограничена квалификацией воспитателя и может быть односторонней. Такая форма нравственного воспитания должна дополняться другими.

Существует классификация, в основе которой лежат методы нравственного воспитания:

  • словесные формы (собрания, сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи);
  • практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы);
  • наглядные формы (музеи, выставки, тематические стенды).

В многогранном процессе нравственного воспитания возможны разные формы организации.

Методы нравственного воспитания

Методы воспитания – это различные способы воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности.

Процесс нравственного воспитания не может быть односторонний, он всегда двухсторонний. Это тесное взаимодействие воспитателя и воспитанника.

Осуществлению процесса нравственного воспитания способствуют разные методы. Самые популярные из них перечислены ниже.

  1. Метод убеждения выражается в воздействии на сознание, чувства и волю воспитанника. Цель этого метода формирование положительных качеств и преодоление отрицательных. Выражается в разъяснении норм и правил поведения. Двусторонность процесса отражается в убеждении через собственный опыт, практику воспитанников, конкретные дела, личный пример окружающих людей. В целях убеждения эффективно работают литература, кинофильмы, информация из СМИ.
  2. Метод упражнений предполагает регулярное организованное выполнение определенных действий и практических дел. Цель этих упражнений – формирование и развитие личности, в том числе формирование взглядов и убеждений, обогащение чувств.
  3. Метод поощрений для одобрения положительных поступков.
  4. Метод наказаний для осуждения отрицательных поступков.
  5. Метод стимулирования и мотивации.
  6. Метод внушения.
  7. Метод коррекции.
  8. Метод воспитывающих ситуаций и социальных проб-испытаний.
  9. Метод дилемм и рефлексии.

Выбор методов зависит от содержания и направленности воспитательной деятельности.

На практике все описанные методы находятся в теснейшей взаимосвязи и переплетении. Важно, чтобы содержание нравственного воспитания имело общую основу. Было единым во всех своих проявлениях. Важно не только нравственное просвещение, но и его сочетание с формированием навыков нравственного поведения. Очень велика во всем роль примера руководителя, учителя, родителя и т.д.

Средства нравственного воспитания

Существует много различных средств нравственного воспитания. Рассмотрим основные из этих средств.

  1. Художественные средства. К ним относятся художественная литература, изобразительное искусство, музыка различных направлений, театральное искусство. Эта группа средств нравственного воспитания, способствует эмоционально окрасить познаваемые моральные явления, воспитанию чувств.
  2. Природа. Общение с природой, тесное взаимодействие с ней, изучение способно вызывать у человека чувства гуманности, желание заботиться о более слабых и защищать их. Как ни странно, но общение с живой природой и ее представителями способствует формированию уверенности в себе.
  3. Повседневная деятельность. Как правило, эти средства нравственного воспитания представлены игрой, трудовой деятельностью, обучением, общением. Эти средства имеют большое практическое значение. Они позволяют оценить влияние нравственного воздействия на ребенка в процессе его общения с другими детьми и со взрослыми.
  4. Окружающая атмосфера. Очень важно, в какой атмосфере проходит процесс нравственного воспитания. Это может быть атмосфера доброжелательности, любви, гуманности или же наоборот, атмосфера жестокости и безнравственности. Только в условиях доброжелательных взаимоотношений, душевного тепла, взаимопонимания и человечности можно вырастить полноценную личность, дать толчок к раскрытию заложенных от рождения в человеке способностей и талантов.
  5. Окружающая обстановка. Семья, педагоги, воспитатели и сверстники оказывают огромное влияние на формирование морально-нравственных качеств. Окружающая обстановка – средство воспитания чувств, представлений и поведения.

Василий Андреевич Сухомлинский предлагал в целях нравственного воспитания учить детей азбуке морали. Он очень четко изложил основные положения этой азбуки:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Ты живешь среди людей. Помни, что каждый поступок, каждое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между «хочу» и «можно». Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.
  • Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди создают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
  • Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
  • Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай людям в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
  • Не будь равнодушным. Борись против зла, обмана и несправедливости.
Читайте также:
Сингапурская методика обучения - сущность технологии и особенности

Эта азбука нравственной культуры помогает детям постигать смысл понятий добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.

Средства нравственного воспитания

  • Система средств воспитания нравственности
  • Художественные средства воспитания
  • Природа
  • Собственная деятельность – практическое средство нравственного воспитания
  • Общение
  • Окружающая обстановка
  • Методы нравственного воспитания
  • Возрастные особенности
  • Семья – основа воспитания нравственности
  • Игра – универсальная форма воспитания
  • Сказка – средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Духовно-нравственное воспитание осуществляется с помощью различных воспитательных средств, оказывающих влияние на человека и содействующих формированию необходимых личностных морально-нравственных качеств.

Средства – все, что используется воспитателем или родителем для достижения поставленной воспитательной цели.

Средства нейтральны: они могут научить ребенка как хорошему, так и очень плохому, и только воспитатель (учитель, родитель) способен направить их влияние в нужную сторону.

Система средств воспитания нравственности

Средств воспитания духовной культуры человека достаточно много. К ним относятся общие и специфические формы. Самая распространенная форма – информирование школьников о нормах, ценностях; обсуждение наиболее актуальных проблем. Традиционный метод – этическая беседа. Она содействует приобретению знаний, формированию этических представлений, взглядов, понятий, формированию интереса к моральным проблемам, стремлению оценке высоконравственного или безнравственного поведения людей.

Беседа помогает помочь разобраться в сложных ситуациях и вопросах морали, сформировать твердую позицию, помочь каждому осознать личный опыт поведения, способствует привитию умений вырабатывать собственные взгляды и идеалы. К важной группе методов относится вовлечение ребенка в различные формы деятельности: трудовую, эстетическую, художественную, спортивную и другие ее виды.

Основными средствами являются:

  • художественные средства;
  • окружающая живая и неживая природа;
  • собственная деятельность;
  • общение;
  • окружающая обстановка.

Художественные средства воспитания

Эта группа средств, включающая в себя литературу, разные виды изобразительного искусства, кино и музыку, театр, очень эффективна при формировании нравственных качеств маленького человека. Она способствует приданию эмоциональной окраски познаваемым сложным моральным явлениям. Эти средства самые эффективные при становлении сложных моральных качеств, чувств, идеалов.

Нравственному воспитанию способствует книга, развивающая моральную и волевую сферы, содействующая формированию единства сознания, мировоззрения, поведения. С помощью нее можно прививать самые важные нравственные нормы.

Средством воспитания может быть любой предмет искусства или творчества, все зависит от усилий воспитателя. Любые произведения искусства или народного творчества производят огромное впечатление на ребенка, изображают мир реалистично, что делает их понятными для любого, в том числе ребенка дошкольного возраста, который только учится понимать мир образно, ощущать его.

Природа

Природа и природные явления помогают вызвать у воспитанников чувства заботы об окружающем их мире, защиты тех, кто намного слабее, кто нуждается в посторонней помощи. Природа помогает сформировать первоначальный фундамент для развития чувства гуманности, уверенности. Влияние природы и ее объектов на ребенка многогранно и при правильном подходе обладает значительным потенциалом воспитательного влияния.

Собственная деятельность – практическое средство нравственного воспитания

Любая деятельность ребенка: игра, творчество, труд или учение, является средством формирования морально-нравственных качеств. Каждый вид деятельности обладает своей спецификой, выполняет работу по формированию конкретных качеств, развитие которых при помощи других средств затруднено.

Деятельность в первую очередь необходима для привития навыков практики нравственно правильного поведения. У собственной деятельности есть огромное практическое значение: она позволяет дать оценку нравственному воздействию ребенка в процессе взаимодействия с другими людьми, детьми или взрослыми.

Общение

Общению отводится особое внимание. Оно, как средство формирования нравственности, выполняет задачу корректировки основных моральных представлений, нравственных отношений в окружающем человека обществе. Только в общении сформированные или начавшие формироваться чувства, качества и моральные идеалы закрепляются и приобретают характер умений и навыков.

Окружающая обстановка

Окружение, атмосфера, в которой ребенок постоянно проживает, учится, играет немаловажную роль в становлении моральной культуры. Атмосфера, пронизанная доброжелательностью, любовью, гуманностью всегда положительно скажется на воспитанности человека, и наоборот безнравственная и жестокая обстановка сможет сформировать только негативные черты характера.

Окружающая среда, активизируя весь ранее сформированный потенциал нравственных качеств, становится средством становления моральных чувств, правильных норм поведения.

Методы нравственного воспитания

Моральное, духовное развитие предполагает использование комплекса методов:

  1. методы формирования привычек, навыков. Эта группа методов способствует накоплению практического опыта нравственного поведения. К ней относятся метод приучения к правильным нормам поведения, метод поручений, наблюдения, организации деятельности и другие;
  2. методы развития моральных представлений и суждений включают в себя беседы, чтение литературы, рассказы, диспуты, убеждение. Они направлены на формирование правильной системы оценок, превращение нравственных представлений в осознанные мотивы;
  3. Методы коррекции поведения. Это вспомогательные методы, предназначенные для регулирования правильности нравственных идеалов. Наиболее распространенные: методы поощрения, наказания.

Возрастные особенности

При обеспечении процесса воспитания всегда необходимо учитывать возрастные особенности детей; задачи, которые ставит воспитание в различные периоды жизни ребенка.

  • Для начальной школы выбор средств воспитания должен быть направлен в сторону развития эмоциональной сферы, на развитие отзывчивости к живому, формирование чувства гуманности к человеку, культуре, укрепление волевой, мотивационной сферы;
  • В средней школе выбираются методы и средства, направленные на развитие самосознания, самооценки, навыков решения задач при ситуациях морального выбора, формирование нравственной позиции к другим детям, взрослым, воспитание толерантности;
  • Приоритетами старшей школы становятся развитие качеств делового человека: трудолюбия, самодисциплины, организованности, способности нравственного выбора при достижении собственных целей, развитие рефлексии, волевой саморегуляции.
Читайте также:
Доклад на тему - Современные концепции воспитания - авторы, цели

Семья – основа воспитания нравственности

Семья – важнейший институт, обладающий огромным потенциалом для правильного формирования важнейших качеств на самых ранних периодах их становления. Для семьи воспитание – основная задача.

В необходимости развития умения не только брать, но и отдавать, в развитии бескорыстия, доброты, способности испытывать радость и огорчения и заключается основная задача семьи.

Воспитание начинается с умения любить. Любовь к ребенку – это внимание к его потребностям, стремление создать обстановку, которая позволит развивать все моральные качества малыша в нужном направлении. Очень актуально формирование в семье морально-волевых качеств: терпеливости, самостоятельности, ответственности, дисциплинированности.

Ценнейшим моральным качеством, закладка которого происходит как раз в семье является отношение с заботой ко всему окружающему. Только в семьях, где всегда царит взаимное уважение, неподдельный интерес к другим членам семьи возможно формирование настоящей гуманности.

Ценным средством являются семейные традиции, передающиеся от старших поколений, нормы и правила поведения. Важными средствами воспитания становятся сказки, другие формы народного творчества, игры, общение с природой.

Игра – универсальная форма воспитания

Сюжетно-ролевая игра – ведущая форма деятельности детей в детском саду. Это обусловлено психическими особенностями личности ребенка в дошкольном возрасте. Игровая деятельность обеспечивает оптимальное усвоение моральных норм через обыгрывание определенных несложных ролей.

Считается, что маленький человек, изображая отношения между людьми в сюжете игры, усваивает их сам. Чтобы игра способствовала закреплению норм, она должна иметь хорошее нравственное содержание. Необходимо создавать игровые ситуации, в которых дошкольник сможет воспроизводить этические представления самостоятельно.

Игра является способом проникновения маленького человека в сложный мир взрослых, мир взрослых человеческих взаимоотношений. Она должна содержать две системы отношений: между человеком и предметами, между действующими персонажами. Принимая определенную роль, ребенок вступает в определенную систему отношений, посредством игры он входит в мир моральных человеческих отношений, моральных принципов, норм.

Сказка – средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Одним из самых действенных средств воспитания дошкольников всегда была сказка. Сказка – богатый материал для воспитания разнообразных качеств ребенка дошкольного возраста. Благодаря ей он может познать окружающий его мир. Простота народного творчества наилучшим образом подходит для детской психики. Она способствует развитию благородства, чуткости к горю, состраданию, многих других качеств.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания применялась с древнейших времен. Она учила любить, уважать народ, выходить из трудных ситуаций, преодолевать препятствия только с применением высоконравственных способов. Учит детей понятиям о добре и зле, плохом и хорошем.

Важная особенность сказок – образность, благодаря которой их восприятие упрощается. Дети пока не способны к мышлению абстрактно. Образность дополняется забавностью, что также привлекает маленьких детей.

Работа со сказками проходит в виде разнообразных форм: чтение, пересказ, их обсуждение или обсуждение поведения героев, их успехов, неудач. Можно организовывать театрализованные постановки сказок, проводить конкурсы на их знание, выставки сказочных рисунков. При работе со сказкой фантазия воспитателя практически не ограничивается.

Формирование моральных, духовных понятий – это сложный, долгий процесс. Он требует целенаправленных, постоянных усилий педагогов, родителей, воспитателей; систематической, планомерной работы, направленной на формирование чувств, сознания, начиная с самого рождения, заканчивая старшим возрастом. Только правильное применение существующих средств духовно-нравственного воспитания позволит сформировать действительно здоровую личность, способную противостоять любым негативным факторам современного общества.

Сингапурская методика обучения. Краткая характеристика опыта
статья

Данный материал представляет собой краткое описание современных технологий кооперативного обучения

Скачать:

Вложение Размер
singapurskaya_metodika_obucheniya.doc 43 КБ

Предварительный просмотр:

Сингапурская методика обучения. Краткая характеристика опыта

Метод кооперативного обучения (Сингапурская методика обучения) – это вариант обучения в сотрудничестве, связанный с большим разнообразием обучающих структур.

Метод основан на технологии сотрудничества, работе в малых группах, парном обучении, проектной деятельности.

Существуют пять базовых составляющих кооперативного обучения:

1. Позитивное взаимоотношение. Группа работает как единое целое, имеет одну цель, достижение которой возможно только совместными усилиями всей команды.

2. Индивидуальная ответственность. Каждый представитель группы ответственен за достижение цели.

3. Взаимное общение.

4. Постепенная выработка коммуникативных умений.

5. Коммуникативные умения.

Основной формой работы в этой методике являются групповые формы работы, т.к. они способствуют развитию навыков работы в коллективе, группового общения, умения совместной работы со сверстниками.

Приемы Сингапурской методики таковы: коллектив разбивается на группы или пары и изучает небольшую долю материала самостоятельно. Каждый ученик периодически примеряет на себя роль учителя, объясняя своими словами соседу суть вопроса, и наоборот. А педагог осуществляет так называемый «включенный контроль»: слушая по очереди одного из представителей микро группы, оценивает их, корректирует, помогает и направляет.

Метод кооперативного обучения представляет собой набор тезисов и формул, называемых структурами. Это обучающие структуры (Learning Structures), которые можно разделить на три основные группы:

1. Обучающие структуры, показывающее взаимодействие ученик- ученик, необходимые для развития коммуникации и сотрудничества.

Релли Робин «круглый стол» – обучающая структура, в которой два участника поочередно обмениваются короткими ответами в виде спис ка

Таймд Пэа Шэа «временная кооперация парами» – обучающая структура, в которой два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени.

Континиус раунд Робин «продолжительный раунд робин» – обучающая структура, в которой организовывается обсуждение какого-либо вопроса в команде по очереди более одного круга.

Таких структур достаточно много.

2. Обучающие структуры, показывающее взаимодействие ученик – учебный материал.

Джот Тотс – «запишите мысли» – обучающая структура, в которой участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочек и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков.

РАФТ – Роль-Аудитория-Форма-Тема – более структурированный вариант организации проектной работы, в которой конечный продукт может отличаться в зависимости от роли учеников, аудитории (для которой готовится продукт), формы выполнения и темы задания, определенные учителем.

Стё зе Класс – «перемешай класс» – обучающая структура, в которой учащиеся молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей участников к своему списку.

Подобные структуры позволяют ученикам обдумать материал, связать его с предыдущими знаниями и порефлексировать о приобретенном академическом материале для развития критического и креативного мышления.

3. Обучающие структуры, позволяющие сделать урок веселым, повысить самооценку и уверенность учеников, а также, чтобы ребята могли практиковать социальные навыки для коммуникации, сотрудничества и принятия решений.

Тимбилдинг – совокупность структур, применяемых для командообразования и сплочения команды из 4 человек. Важно, чтобы все было организовано легко, весело, неакадемично

Классбилдинг – совокупность структур, основанных на следующих действиях: встать, подвигаться, повзаимодействовать.

Для управления классом используются такие структуры, как сигнал тишины (Хай файв), таймер, мэнэдж мэт и т.п.

Класс разбивается на группы по 4 человека, каждая группа – сплоченная команда, оснащенная рабочим материалом: бумагой, тетрадями, ручками и пр. Команды получают задания и шумно в своей среде его выполняют. По сигналу коллектив оперативно меняется, группы перемешиваются и образуются новые команды (четверки или пары). Дается вопрос или новое задание, дети в ограниченном времени активно обмениваются информацией и навыками. Скучающих учеников на таких уроках не бывает.

По сигналу учителя «стоп!» прекращается самообучение и начинается подведение учителем общих итогов.

Сингапурская методика обучения очень похожа на советские и российские разработки Льва Выготского, Даниила Эльконина и Василия Давыдова. Однако в Восточной Азии их довели до технологии. Специалисты из Сингапура откровенно признают, что, создавая данную систему, они взяли лучшее из имеющегося в России и пропустили через американский опыт, систематизировав его в обучающие структуры, дали четкие алгоритмы их применения. Главное – коллективное, или кооперативное, обучение, система Выготского, они сами это признают.

Методика не требует изменения урока, а предусматривает проведение одной части новым методом – с применением одной, двух структур. Их можно применять на всех уроках для достижения академических целей, а также на внеклассных мероприятиях как для классбилдинга (объединение класса), так и тимбилдинга (объединение команды) и даже в работе с родителями.

Работа в группах превращает учебу в интересное занятие.

Система формирует у школьников навыки эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде, позволяющим им стать успешными и внести свой вклад в развитие общества. Также сингапурская методика способствует овладению навыками критического и креативного мышления для генерации новых идей и нахождения решения тех задач, с которыми придется столкнуться детям в новом, измененном мире, непохожем на сегодняшний.

Ребята должны работать в команде, при ответе на вопросы все высказывать устно или письменно свои мысли, помогать слабым. Никто не должен оставаться в стороне от игры. Наряду с закреплением изученного, освежением в памяти забытого, развитием речи это способствует воспитанию чувства уважения друг к другу, толерантности. Здесь нет лидеров, все равны. Такой метод нравится и самим ребятам. А учителям помогает правильно распределить время, на одном уроке проверить знания всех учеников.

Эта система подходит как для обучения подростков, так и для обучения детей младшего школьного возраста, так как она основана на разнообразных формах (структурах, упражнениях) обучения, на сочетании академического, занимательного, игрового материала. Очень большое внимание в этой системе уделено формированию скооперированной, заботливой команды (класса), где каждый умеет слушать, слышать и поддерживать своего партнера. Процесс обучения основан на поэтапности и четкости выполнения инструкций. Это приводит к дисциплинированности, внимательности и доведению до автоматизма выполняемых действий.

Метод кооперативного обучения, в отличие от традиционной групповой работы, предусматривает создание не просто группы, а команды между учащимися, где результат работы зависит от личного вклада каждого ее члена в достижение цели, в тесном взаимодействии.

  • Около половины детей в классе учатся одновременно говорить и слышать, исправлять чужие ошибки, таким образом, закрепляя, корректируя и дополняя свои знания.
  • Резко возрастает активность каждого ученика в процессе, особенно в функции «учитель».
  • Каждый ученик оказывается в центре вопроса, ему необходимо общаться, чтобы научить товарища тому, что знаешь сам, тем самым создается положительное отношение к процессу обучения.
  • Обучение для каждого ребенка без исключения становится интересным и результативным, а качество знаний по предмету существенно растет.
  • У учеников развиваются коммуникативные качества, креативное мышление, они учатся сотрудничать, критиковать и принимать критику.
  • Любой урок становится похожим на увлекательную и насыщенную игру и несет в себе исключительно положительные эмоции.

Недостатки и риски:

  • Этой методике надо сначала научить. Для этого учитель должен найти время на обучение методике на уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
  • Статичность сингапурской системы. Она запатентована, поэтому все названия нужно произносить именно так, как они написаны и переделывать их на русский язык их нельзя (у многих педагогов с этим возникают сложности). Система не меняется, не подстраивается под наш менталитет.
  • Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.

При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

Сингапурская методика: система в головах

Учителя — элита страны

Педагоги входят в пул самых престижных и высокооплачиваемых профессий в Сингапуре (справедливо, не находите?), а инвестициям в образование страна уделяет очень большое внимание. Будущие учителя проходят тщательный отбор: лучшие получают отличную подготовку и становятся настоящими профессионалами, формируя элиту педагогического сообщества.

Получается, что педагог — не автономный винтик в системе, а человек, задействованный в процессе и внутри, и снаружи: он связан напрямую с Министерством образования, Национальным институтом образования и Академией учителей Сингапура.

Самые эффективные педагоги разрабатывают учебные планы и оказывают хорошую поддержку своим коллегам. В таком цикле проще взаимодействовать: учитель-наставник всегда сможет помочь начинающему педагогу.

Ученики — будущее государства

Как Сингапур удерживает лидирующие образовательные позиции? Начнем с главного — центральным персонажем на уроке выступает ученик, а не педагог. И пока мы пытаемся сделать из учителя мудрого помощника и наставника, избавляясь от старой модели транслятора знаний, в Сингапуре проблема уже решена (а может быть, ее там вовсе и не было).

Какие подходы к обучению реализует образовательная система Сингапура?

Во-первых, детей учат практическим навыкам решения проблем в реальной жизни. Это означает, что у школьников развивается функциональная грамотность, о которой в нашей стране сегодня не говорит только ленивый.

Во-вторых, как бы избито это ни звучало, учителя используют индивидуальный подход, развивая талант каждого ребенка. Школьник в восторге от математики? Отлично, с ним будут заниматься по специальной программе. Хорошо даются языки? — то же самое, программу обучения подберут и для такого ученика.

В-третьих, в Сингапуре ценят не только способности каждого ребенка, но и его личные качества. Учителя видят (да что там учителя, — Министерство образования), что дети с разной скоростью усваивают материал. В результате темп обучения и методы оценки тоже адаптируют под каждого школьника.

В-четвертых, культура Сингапура с раннего детства приучает детей чувствовать себя равными среди представителей различных этнических групп. Правительство страны заботится о единстве, и результат такого отношения ясно иллюстрируется школьной системой. Каждая школа приветствует детей всех этнических представительств.

В-пятых, обучение происходит в заботливых и безопасных условиях, которые формирует образовательная среда. В школьных стенах культивируются позитивные взаимоотношения между учителем, учеником и сверстниками. Дети с заботой и уважением относятся друг к другу, но в то же время они чувствуют себя уверенно и в выражении своих взглядов.

Государство заботится о людях, а заодно и о собственной экономике: по-настоящему мотивированному ребенку интереснее учиться, он уверен в себе и в перспективе из него вырастет профессионал, способный внести свой вклад в развитие страны и сохранить ее продуктивную конкурентоспособную репутацию на международном уровне.

Teach less, learn more

«Учить меньше, учиться больше» — стратегия, которая побуждает педагогов сосредоточиться на качестве образования, а не на количестве зазубренного учениками материала.

В стране существует множество учебных программ, которые адаптируются под каждое занятие. Учителя располагают целым арсеналом готовых мини-методик и в зависимости от учебной задачи применяют их в нужной последовательности.

Набором из 250 образовательных инструментов, который есть в запасе у каждого педагога, пользоваться можно по-разному, и каждый новый урок представляет собой некую точку сборки — детали конструктора снова и снова образуют новую интересную и продуктивную модель.

А еще в Сингапуре существуют дополнительные занятия, на которых ребят учат взаимодействовать с собой, друг с другом и с миром:

    Театральные мастерские позволяют детям в простой и увлекательный форме приобретать навыки общения и социального взаимодействия. Ребята учатся выражать свои идеи и мысли.

Детская йога развивает физические, психологические и психофизиологические навыки. Это отличный способ расслабиться, набраться сил, повысить гибкость и концентрацию, улучшить работоспособность и учебную мотивацию.

Математические программы помогают тем, кто сталкивается с трудностями в изучении чисел, геометрических фигур и форм. На занятиях помогают развить фундаментальное понимание математики и позитивное отношение к предмету.

  • Программа развития левого и правого полушарий мозга включает в себя упражнения, помогающие развить речь, аналитическое и творческое мышление, критически воспринимать информацию, лучше запоминать и фантазировать.
  • Нельзя просто так взять и внедрить

    Казалось бы, все просто и логично, но сингапурская методика — это не изолированный кейс, который можно перенести под копирку в любую школу России. Сдвинуть парты и попросить детей работать в группах — еще не значит сдвинуть парадигму российского образования.

    Вспомните слова профессора Преображенского: «. разруха в головах». У жителей Сингапура в головах система. До ситуации, когда представители Министерства образования не просто связаны с учительской средой, а взаимодействуют напрямую и знают друг друга буквально в лицо, нам далеко. Россия несравнимо больше по географическим масштабам, ее история старше и сложнее.

    Да, начинать надо, что называется, с верхушки. Но давайте просто представим: если каждый педагог внесет посильный вклад в развитие всех учеников в своем классе, то результаты будут ощутимы — в первую очередь, для самих же учителей и школьников.

    Сильные — дискутируют, слабые — адаптируются

    В наших школах уместно проводить занятия в формате дискуссий. Каждая команда из 4-5 человек садится лицом к лицу и начинает обсуждать тему или проблему, которую поставил перед ними учитель. Задача — подготовить и представить классу сообщение на заданную тематику.

    У отстающих учеников появится шанс проявить себя: атмосфера беседы по-хорошему раскрепощает участников, каждый сможет высказаться или посоветоваться со сверстниками. «Середнячки» и сами не заметят, как прокачают навыки поиска и анализа информации.

    Все ребята постепенно станут привыкать к вузовским форматам семинарских дискуссий и смогут смело высказывать свое мнение, зная, что никто из одноклассников не осудит их, а если начнется спор, то непременно аргументированный. На уроках гуманитарного направления такая методика работает лучше всего. А еще это отличная тренировка командной работы и приобретение коммуникативных навыков.

    Кстати, педагог в этот момент тоже становится непосредственным участником процесса — он дискутирует, рассуждает, спорит наравне с учениками.

    Мне удалось присутствовать на уроках похожего формата в одной из московских школ. Это была студенческая педагогическая практика — на последней парте мы тихонечко записывали все самое интересное к себе в блокнот. Учительница тогда поразила меня своей эрудицией, необычайным вдохновением и настоящим, незаурядным творческим подходом. Все, что запомнилось мне тогда — урок по автобиографическим произведениям русских писателей в 6 классе, потому что он был просто необыкновенный, и урок русского языка в 10-м, уже с другим учителем, — потому что с него хотелось сбежать.

    Сингапурская методика обучения — советско-российский след

    В последние годы в России значительно возрос интерес к сингапурской методике обучения, которую в ряде регионов стали активно внедрять «сверху», что вызывает, естественно, протест как со стороны родителей, так и со стороны педагогов. А между тем ещё в XIX веке К.Маркс писал: «Теория становится материальной силой, как только она овладевает массами».

    Что такое сингапурская методика обучения, какие она имеет плюсы и минусы, чем отличается от классно-урочной системы, как она реализуется в России и т. д. — в этой статье, подготовленной по публикациям в сети «Интернет».
    Почему к сингапурской методике обучения такой интерес
    На юг от Таиланда, ближе к экватору, на водном пути из Китая в Европу, Индию и арабские страны, на 63 острова находится маленькая страна — Сингапур с одноименной столицей. Но эта маленькая страна известна мировому сообществу как страна, имеющая одну из лучших в мире государственную систему образования, благодаря которой Сингапур занимает стабильно высокие места в мировых рейтингах, а его юные граждане показывают лучшие результаты в мире по математике и естественным наукам.
    В чем суть сингапурской методики обучения
    Сингапурские педагоги достигают высоких результатов обучения благодаря применению разработанной в стране методики обучения, получившей название сингапурской.
    Как известно, традиционное обучение основывается на принципе «учитель – ученик», проходит в виде лекции, за урок успевают ответить, как правило, два-три ученика. В центре такого урока учитель — источник информации. Поэтому и ученические столы расставлены соответствующим образом, чтобы все ученики сидели лицом к доске, к учителю. В сингапурской методике обучения все не так.
    Сингапурская методика обучения представляет собой набор тезисов и формул, называемых структурами, из которых, как из кубиков ЛЕГО, строится урок. Соединять их друг с другом можно в любой последовательности.
    Каждая структура имеет жесткие рамки и собственное название. Всего структур около 250, из них основные:
    « мэнэдж мэт » (управление классом) — распределение учеников в одной команде из 4-х человек: кто сидит рядом, а кто – напротив, как оппонент, как им общаться; для реализации этой структуры ученические столы расставлены соответствующим образом: два стола сдвинуты вместе, ученики сидят за ними лицом друг к другу, двое из них неизбежно оказываются боком к школьной доске; они партнёры: партнеры по лицу, партнеры по плечу;

    « хай файв » ( сигнал тишины и привлечения внимания, концентрация внимания на поднятой ладони учителя) — используется после звонка в начале урока: учитель поднимает руку и говорит, обращаясь к классу: «Хай файв!», а учащиеся в ответ должны тоже поднять руку и посмотреть на учителя, структура учит сконцентрировать внимание на учителе и приготовиться к следующему этапу работы;

    «клок баддис» (друзья по времени) — выполнение группой конкретного задания за конкретное время, поскольку после сигнала состав команды будет меняться, применяется при проверке домашнего задания;

    « тэк оф – тач даун » — «встать – сесть»;

    « джот тост » — «запишите мысль»;

    « тик – тэк – тоу » — составить предложение с обязательными словами в схеме, используя три слова, расположенных в любом ряду, по вертикали, горизонтали и диагонали (слова могут заменяться числами), структура направлена на развитие критического и креативного мышления;

    « сте зе класс » («перемешай класс») — ученикам разрешается свободно бродить по классу, чтобы собрать максимум мыслей и ответов по своему списку, после чего проводится общий анализ и учащиеся в течение не более 30 секунд отвечают на вопрос, поставленный учителем;

    « конэрс » — распределение учеников по углам класса по выбранным ими вариантам;

    « сималтиниусс раунд тейбл » — все четыре члена группы выполняют письменные задания, а по окончании передают их по кругу соседу на проверку;

    « куиз – куиз – трейд » — опроси – опроси – обменяйся карточками;

    « таймд пэа шэа » — два участника обмениваются полными ответами по заданию по времени;

    « микс пэа шэа » — произвольное передвижение под музыку с образованием случайных пар и обсуждение темы в коротких (релли робин) или в полных ответах;

    « микс фриз групп » — смешивание учащихся под музыку;

    « тим чир » (время разминки) — веселое упражнение для поднятия настроения и духа, поощрения или выражения благодарности, кричалка.

    Обучающие структуры сингапурской методики обучения

    Автор: Клочкова Наталья Константиновна
    Место работы: МБОУ “Бухарайская СОШ” с.Бухарай Заинский район

    Цель: ознакомить с некоторыми обучающими структурами сингапурской методики обучения.
    Описание работы:
    Это пособие я предлагаю тем учителям, кто заинтересуется сингапурской методикой обучения и захочет по ней работать.
    Чтобы обеспечить качество обучения школьников Министерство образования и науки Республики Татарстан реализовали совместный проект «Совершенствование качества преподавания в РТ» с сингапурской компанией «Educare International Consultancy».
    В 2014 – 2015 учебном году нашим учителям Отделом образования города Заинска было предложено обучиться и начать вводить элементы сингапурской методики обучения на своих уроках. Учителя Татарстана первыми в России осваивают сингапурский метод обучения. В России про такую систему даже не слышали. Я сама использую эти структуры всего только полгода. Сначала все это было таким непонятным, а когда начала применять эти структуры мне даже понравилось. Только вот на подготовку к уроку уходит много времени. Надо подбирать правильно и удачно материал для урока, так как у учеников может не хватить времени на ответы. На каждый ответ ученика отводится от 10 до 30 секунд. Время каждый раз засекается. Поэтому в кабинете (классе) должны находиться часы. Весь урок менять не надо, можно только использовать какой – то фрагмент урока. Сингапурская система обучения хороша тем, что на уроке задействован весь класс. Анализируя работу на уроках учащихся нашей школы, могу сказать, что один ученик отвечает, остальные в это время отдыхают. Используя эту систему учащимся, хотят они этого или нет, приходится учиться самостоятельно думать, отвечать на поставленные вопросы, дополняя друг друга, обмениваться мнениями. У них развивается устная речь. На таком уроке нет лидера, все на равных. Эта методика хороша еще и тем, что в ученике развивается коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность – это необходимые качества в наше время.
    Целью этой программы является переход от пассивных учеников через обучающие структуры к заинтересованным обучающимся XXI века. (слайд 1) На экран проецируется схема.
    Я предлагаю такие структуры.

    1. На экран проецируется структура МЭНЭДЖ МЭТ (слайд 2) –инструмент для управления классом. Табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнёр по плечу, по лицу; партнер А, Б) для организации эффективного учебного процесса в командах.

    Дети рассаживаются в группу по 4 человека. Занимают свои места за партами как показано на табличке.

    Фрагмент урока: организационный момент
    Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу дайте пять друг другу; партнеры по лицу – ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой.

    2. На экран проецируется структура ХАЙ ФАЙВ (слайд 3) – дословно «дай пять» – сигнал тишины и привлечения внимания.
    Эта структура используется после звонка в начале урока. Учитель поднимает руку и говорит, обращаясь к классу: «Хай файв!» Учащиеся в ответ должны тоже поднять руку и посмотреть на учителя. Данная структура учит сконцентрировать внимание на учителе и приготовиться к следующему этапу работы.

    3 На экран проецируется структура КЛОК БАДДИС (слайд 4) – «друзья по часам (времени)» – структура, в которой учащиеся встречаются со своими одноклассниками в «отведенное учителем» время для эффективного взаимодействия.

    Фрагмент урока: проверка домашнего задания
    Заранее приготовить картинку часов. Разложить на столы. Дети должны отметить на часах, например, время 3 и 9 часов и записать на это время тех, с кем бы они захотели встретиться. Учитель предлагает встретиться с друзьями по часам, выбранных на 9 часов и обсудить решение домашнего задания, например, № 30(а). Поблагодарили друг друга. Затем учитель предлагает обсудить решение № 35(б) с друзьями, выбранных на 3 часа. В зависимости от количества заданий, время можно назначить, например, на 12, 3, 6 и 9 часов. Можно обсуждать в течение 30 секунд.

    4. На экран проецируется структура ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН (слайд 5) – « встать – сесть» – структура для получения информации о классе ( кто решил задачу одним способом, двумя, тремя), а также знакомства с классом.

    Фрагмент урока: проверка домашнего задания
    Если учащиеся считают утверждение верным, то они встают, в противном случае они остаются на местах.
    1.Я справилась(ся) с домашним заданием.
    2. Домашнее задание было трудным.
    3.Мне родители оказывали помощь при приготовлении домашнего задания.
    4.Я в хорошем настроении.
    5.Я готов к уроку.

    5. На экран проецируется структура ДЖОТ ТОТС (слайд 6) – «запишите мысли» – структура, в которой участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочках и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков.

    На столе у каждой команды лежат листы формата А4. Учитель предлагает участникам под номерами 1 взять чистый лист бумаги, разделите его пополам, половину отдать партнеру по плечу. Затем эту половинку разделить пополам и половину отдать партнеру по лицу. Теперь каждый участник делит лист на 4 части.

    Фрагмент урока: актуализация знаний
    Учитель дает задание: Записаны числа 6; 9,4; -234; 96,54; -7; 234; 9,56; 7; 87. Что вы можете сказать об этих числах?
    Могут быть, например, такие варианты:
    -есть натуральные
    -есть положительные
    -есть противоположные
    Все ответы кладете на середину стола. У вас должно получиться 16 ответов. Время на выполнение можно дать 3 минуты.
    Когда время закончится можно использовать структуру ХАЙ ФАЙВ. Учитель предлагает участнику под номером 3 , стол номер 3 зачитать свои предложения.

    6. На экран проецируется структура ТИК – ТЭК – ТОУ (слайд 7) – «крестики – нолики» – структура, используемая для развития критического и креативного мышления, в которой участники составляют предложения, используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали.
    Сначала учитель предлагает структуру ДЖОТ ТОТС. Из одного листочка получить 16.

    Фрагмент урока: закрепление изученного материала
    Каждый участник команды берет 4 листочка бумаги
    На каждом листочке бумаги не соблюдая очередности выполняет шаги:
    1) Придумайте десятичную дробь

    2) Проговорите громко эту дробь для участников вашей команды и запишите на одном листочке бумаги
    3) Положите на центр стола лицевой стороной вверх
    4) Повторите шаги 1-3, пока вы не используете все листочки.
    Например, на листочках записаны дроби: 1,4; 76,2; 0,123; 8,65; 63,2; 7,46; 85,431; 7,34; 9,01; 70,5; 348,01; 6,4567; 56,32; 9,7612; 6784,6; 5,1
    Учитель дает 1 минуту, чтобы обсудить какие 9 дробей они оставят на столе.
    Время вышло. Перемешайте листочки и разложите 9 листочков в формате 3×3
    Каждый участник команды выполняет задание учителя, используя любые три дроби на одной линии (по вертикали, горизонтали или диагонали):
    а) расположить дроби в порядке убывания
    б) сложить дроби
    в) перемножить дроби
    На выполнение задания можно дать 2 – 3 минуты. Правильность выполнения задания можно проверить с партнерами по лицу.

    7. На экран проецируется структура СТЕ ЗЕ КЛАСС (слайд 8) – «перемешай класс» – структура, в которой учащиеся молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей участников к своему списку.

    Фрагмент урока: повторение
    В течение 30 секунд учащиеся отвечают на вопрос, поставленный учителем. Например, что вы знаете о ромбе? Могут быть такие ответы:
    ромб – это параллелограмм, у которого все стороны равны;
    у ромба диагонали пересекаются;
    у ромба диагонали точкой пересечения делятся пополам;
    у ромба диагонали взаимно перпендикулярны и так далее.
    После своих ответов ребята должны провести линию. После истечения этого времени за 30 секунд учащимся нужно будет собрать как можно больше ответов у своих друзей. Они двигаются по классу, находят пару не из своей команды, встают рядом и записывают ответ, которого у них нет. Если такой ответ уже есть, то можно его отметить галочкой. И таким образом, они должны встретиться несколько раз с партнерами и собрать как можно больше вариантов ответов. Ответы записывают уже ниже проведенной линии. Все встают, задвигают стулья. Засекается время.
    Когда время закончится. Они садятся на свои места. После всех написанных ответов проводится вторая линия. Начинается проверка: зачитает нам свои ответы, например, участник А под номером 1 стола №2. И ребята слушая ответы добавляют те, которых нет, но записывают уже ниже второй линии.

    8. На доску проецируется структура КОНЭРС (слайд 9) – «углы» – структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта.

    Фрагмент урока: проверка прежних знаний
    В четырех углах класса прикреплены слова:
    Прямоугольник.
    Параллелограмм.
    Ромб.
    Трапеция.
    Учитель дает задание вспомнить все, что они узнали о данных фигурах в ходе изучения этих тем.
    Учащиеся подходят к выбранному углу, находят партнера не из своей команды, вспоминают изученный материал, рассказывают друг другу, исправляют ошибки.

    9. На экран проецируется структура СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ (слайд 10) – «одновременный раунд тейбл» – структура, в которой 4 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках или в тетради и по окончанию времени передают друг другу по кругу.

    Фрагмент урока: закрепление
    Например дать решить №563, затем №573. Время можно дать от двух до пяти минут.

    Можно использовать структуру СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ – «одновременный релли тейбл» – структура, в которой 2 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках или в тетради и по окончанию времени передают друг другу.

    10. На экран проецируется структура КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД (слайд 11) («опроси-опроси-обменяйся карточками» – структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме).

    Фрагмент урока: актуализация прежних знаний
    Ребята работают в парах по плечу.
    Каждой паре раздаются карточки: четным номерам – вопросы, нечетным номерам – ответы. Проверяют друг друга в знании правил, используя заранее приготовленные карточки с вопросами и ответами
    Вопросы:
    1. Как складывают десятичные дроби?
    2. Как вычитают десятичные дроби?
    3. Сформулируйте правило умножения на десятичную дробь.
    4. Сформулируйте правило деления десятичной дроби на десятичную дробь.
    Ответы:
    1.Чтобы сложить десятичные дроби, нужно:
    уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;
    записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;
    выполнить сложение, не обращая внимания на запятую;
    поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.
    2 .Чтобы вычесть десятичные дроби, нужно:
    уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;
    записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;
    выполнить вычитание, не обращая внимания на запятую;
    поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.
    3. Чтобы перемножить две десятичные дроби, надо:
    выполнить умножение, не обращая внимания на запятые;
    отделить запятой столько цифр справа, сколько их стоит после запятой в обоих множителях вместе.
    4. Чтобы разделить десятичную дробь на десятичную дробь, надо:
    в делимом и делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе;
    после этого выполнить деление на натуральное число.

    11. На экран проецируется структура ТАЙМД ПЭА ШЭА (слайд 12) – структура, в которой два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени.

    Фрагмент урока: изучение нового материала
    Учитель объявляет, что сегодня на уроке будем учиться упрощать выражения.
    Посмотрите на выражение : 4а+35а=39а
    Подумайте и запишите на листочках ответы на следующие вопросы:
    – Какие свойства арифметических действий здесь применили?
    – Можно ли было упростить это выражение по-другому?
    Поделитесь со своим партнером по плечу своими суждениями. Можно использовать структуру КЛОК БАДДИС. В течение 30 секунд по каждому вопросу, начинает тот, у кого в имени больше букв. Время пошло.

    12. На экран проецируется структура МИКС ПЭА ШЭА (слайд 13) – структура, в которой участники смешиваются под музыку, образовывают пару, когда музыка прекращается, обсуждают предложенную тему, используя структуру РЕЛЛИ РОБИН (для коротких ответов) (слайд14) и ТАЙМД ПЭА ШЭА (для развернутых ответов).

    На экран проецируется структура РЕЛЛИ РОБИН – структура. В которой два участника поочередно обмениваются короткими ответами.

    Фрагмент урока: закрепление
    Учитель дает задание по учебнику (решить задачу).
    Ученики молча смешиваются под музыку, двигаясь по классу. Как только музыка останавливается они образуют пару с ближайшим к ним учеником и «дают пять» (взяться в воздухе за руки). Ученики, которые не нашли партнера, поднимают руку, чтобы найти друг друга.
    Учитель задает вопрос и дает 3 – 5 секунд на размышление.
    -О чем говориться в этой задаче?
    – Что сказано про площадь кухни?
    – Известна ли площадь комнаты?
    – Что еще известно в этой задаче?
    – Что следует обозначить через х?
    Ученики делятся мнениями со своими партнерами, используя: РЕЛЛИ РОБИН и ТАЙМД ПЭА ШЭА. Каждый раз начинает тот участник, кто старше.

    13. На экран проецируется структура МИКС ФРИЗ ГРУП (слайд 15) – структура, в которой участники смешиваются под музыку, замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на какой либо вопрос.

    Фрагмент урока: физкультминутка(1 – 2мин.)
    Включается музыка, дети начинают передвигаться по классу. Когда музыка остановится, замирают и слушают вопрос. Ответом на вопрос будет, какое-то число. Ребята собираются в группу столько человек, каким будет ответ. Условие: никто из ребят не должен озвучивать ответ.
    • Какая цифра записана в разряде десятков у числа 13230? (3.)
    • Сколько будет 49 – 20 х 2? (9.)
    • Сколько будет, если 540 делить 20? (27.)

    Для физкультминутки можно использовать структуру ТИМ ЧИР – «кричалка, девиз». ТИМ ЧИР – это короткое, веселое упражнение для поднятия духа аудитории, поощрения или выражения благодарности.
    1.Стряхнули с себя лень и усталость.
    2. Потянулись к звездным далям.
    3. Спрятались (присели) от бед и опасностей.
    4. Улыбнулись друзьям и весеннему солнышку.
    5. Без шума, тихо приземлились за своими рабочими столами

    Для того, чтобы наши ученики действительно стали успешными нам необходимо обучить их навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде. Им также необходимо овладеть навыками критического и креативного мышления для нахождения решения тех задач, с которыми им придется столкнуться в мире, непохожем на наш с вами. Уроки должны быть направлены на это. При работе в группах, когда передвигаются, все вовлечены в этот процесс, им весело и информация запоминается легко. Преподавание по этой методике сводится к своеобразной игре, в которой принимают участие все.
    Хороша эта система или нет судите сами.

    Сингапурская методика обучения

    Не заканчиваются поиски новых форм обучения, которые должны повысить уровень конкурентоспособности российского образования на мировой арене. Не так давно внимание специалистов привлекла сингапурская методика обучения, которая была апробирована в школах Татарстана.

    Отметим, что эта методика вызвала бурные споры среди педагогов, учеников и их родителей. Неоднозначное отношение к азиатскому методу обучения школьников обусловлено, в первую очередь, кардинально отличающимся способом проведения уроков у сингапурских коллег, от традиционных, закрепленных на ментальном уровне методик, применяемых в российской системе образования.

    Сущность «сингапурского чуда»

    По мнению международной компании International Institute for Management Development система образования в Сингапуре соответствует глобальной экономике. А успех сингапурских школьников по математики и в естествознании отмечают мировые лидеры исследований PISA, PIRLS и TIMSS.

    Скорее всего, авторитетные рейтинговые компании своими заявлениями привлекли внимание руководства Министерства образования Татарстана, которое в 2013 году подписало соглашение с «Educare Co-operative Limited (Educare)» – сингапурской компанией, правообладателем сингапурской методики обучения.

    После подписания соглашения учителя из Татарстана прошли обучение в Сингапуре, а затем началось внедрение сингапурской методики обучения в школах республики. Надо заметить, что в этом случае последовательность внедрения новых форм обучения в школах Татарстана была выстроена в обратном порядке: сначала – подписание соглашения, а затем – изучение и обучение, и, почти минуя апробацию – распространение сингапурской методики во всех школах республики.

    Чем же отличается сингапурская методика от российских форм обучения? Прежде всего, по мнению некоторых специалистов, имевших возможность подробно ознакомиться с методикой, упомянутая сингапурская система направлена на повышение мотивации школьников и увеличение их интереса к урокам.

    Уроки в Сингапуре проводятся по неким заданным алгоритмам, к которым детей приучают с детского сада. Сингапурские школьники с ясельного возраста привыкают к коллективной работе над общими заданиями, обсуждают их выполнение, задают вопросы друг другу и учителю, спорят. Причем на каждом уроке учитель разбивает сформированные ранее группы, выполнявшие общее задание и создает новые.

    Предлагаемые алгоритмы урока (их 250, из которых 13 – основных) позволяют в ходе урока опросить каждого ученика, при условии, что дети будут формулировать четкие, сжатые ответы. Учителя, попробовавшие работать по сингапурской методике, отмечают, что с готовым алгоритмом вести урок намного легче – не нужно задумываться над планом урока, потому что в каждом «модуле» учителю объясняется, что ему нужно делать. При этом методистам, работающим по этой системе, урок напоминает производственный конвейер. Подсказки учеников разрешены. Более того, преподаватель при оценке суммирует ответ каждой группы, из 4 учеников, которые, по команде учителя, регулярно сменяются. Одна из форм проверки – обмен тетрадями в группе.

    Дети сидят за партами по 4 человека, для чего парты сдвигаются, чтобы группа работала совместно, и ученики каждой группы видели друг друга. Разумеется, при таком размещении парт, половина учеников сидит спиной к доске и не видит учителя. На партах учитель раскладывает бирки с номерами: это называется, согласно методике, Numbered Heads Together – «пронумерованные головы». Кстати, на уроке предлагается использование и других команд на английском языке.

    Примечательно

    Сингапурские коллеги признаются, что при создании своей системы образования ими были позаимствованы лучшие традиции и новаторские идеи российской школы. В самом деле, в методике обучения, проданной Министерству образования Татарстана, как-то узнаваемо выделяются идеи Давыдова и Эльконина, Ершовой, Шаталова, Амонашвили. Выходит, что президентом Союза преподавателей Сингапура, исполнительным директором компании Educare Co-operative Limited (Educare) Тируман Майк Марияппа, активно занимающимся популяризацией «сингапурской» методики, нам продан наш же пройденный этап? Остается с грустью констатировать: российские педагоги не сильны в бизнесе.

    Мнения учителей разделились

    По сингапурской методике обучения в Татарстане уже попробовали работать 30 000 учителей, пытаясь выразить психологизм романов Толстого и Достоевского в сжатых фразах и развить речь детей двадцатисекундными ответами. Уроки математики, видимо, в эту систему укладываются легче, судя по тому, что сингапурские дети демонстрируют успехи по этому предмету. Поэтому негодуют в российских школах по поводу «сингапурки», в основном, учителя-филологи, чьи предметы не только развивают детей, но и прививают им духовные скрепы, воспитывают нравственность.

    Примечательно, что мнения учителей, познакомившихся с методикой сингапурских коллег, разделились и по предметной, и по возрастной категории. Может быть, дело не в том, что педагогам предпенсионного возраста не хочется переучиваться, а в том, что строки Пушкина и Есенина, в сочетании с командами на английском языке, звучат как-то неуютно?

    «Устами младенца…»

    Первое, на что обратили внимание российские школьники во время эксперимента в Татарстане – свобода передвижения во время урока по классу, возможность разговаривать вслух и даже пользоваться мобильными телефонами. Они также бесхитростно, по-детски, описали действия учителя: «учитель ничего не делает и ходит по классу». Еще одно признание от детей: «На партах лежат номера – ура, «сингапурка»! Можно расслабиться». Многие учащиеся признались, что внедрение сингапурской методики заметно снизило уровень предэкзаменационной подготовки, а с ним и результаты ЕГЭ.

    Естественно, такое восприятие необычного урока возникло на фоне классической формы российской методики, где главная роль на уроке отводится учителю, а ученики остаются ведомыми.

    Кстати, принцип «чтобы спрашивать и требовать, надо вначале объяснить» просуществует со времен Древней Греции, где и было придумано слово «педагог» –παιδαγωγός, в переводе с древнегреческого языка, буквально – «ведущий ребенка».

    Так же объяснимо, что непривычная методика, разрешающая делать на уроке то, что было запрещено веками и укоренилось в подсознании детей и их родителей почти на генетическом уровне, сложно воспринимается психологически. Если наши дети считают, что на уроках по сингапурской методике можно расслабиться, то, возможно, не стоит отказываться от более сложного, но такого метода обучения, где дети привыкли работать и думать самостоятельно?

    Некоторые цифры и факты для размышления

    Республика Сингапур, по сравнению с многовековой историей России – только родившееся государство, в котором вообще никогда не существовало собственной системы образования. А вот Россия прошла через множество новаторских идей разных времен и эпох – от великого реформатора Петра I до революционных педагогических идей 1917 года, или до кризиса 90-х.

    Скорее всего, в истории российской педагогики можно легко отыскать забытые формы и методы, которые помогут стимулировать интерес школьников на уроках, без затрат на приобретение прав использования «сингапурской» методики и, скорее всего, не бесплатное обучение педагогов.

    Хотя, нам есть, чему учиться у Сингапура.

    Сингапур – это островное государство (население – около 5,5 млн.человек), где насчитывается всего 350 школ. В 1965 году, после провозглашения независимости, экономика бывшей Британской колонии была полностью разрушена войной, а затем внутренними и внешними политическими и экономическими кризисами. Сегодня страна развивается, вкладывая в систему образования около 20% национального бюджета. При этом система образования находится под полным контролем государства.

    Население России по состоянию на 2019 год оставляет порядка 147 млн. человек; государственные расходы на образование, по данным Федеральной службы государственной статистики и Высшей школы экономики (НИУ), на 2016 год составляли 3,6%.

    Сравнивая размеры Сингапура и России, а также вклад государства в развитие системы образования поневоле возникает вопрос: может быть вместо поиска новых методик обучения чиновникам нужно просто изменить отношение к отечественному образованию? А если без поиска новых способов обучения не обойтись, то не лучше ли действовать в духе демократии: детально изучить новую методику, обсудить и прислушаться к мнению тех, кому придется осваивать эти самые новые формы обучения.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: