Как научить ребенка красиво писать ☑ учимся писать прописные буквы, цифры, как улучшить почерк первоклассника в домашних условиях

Почерк у детей: 5 проверенных способов исправления

В первом классе, ребенок учится красиво писать, формируя собственный почерк. Многим школьникам никак не удается избежать исправлений, неровных строк и букв в тетради. В связи с этим возникают проблемы со сдачей самостоятельных, контрольных и других письменных работ. В результате школьник теряет мотивацию к учебе, так как он просто не может исправить свой почерк.

Родители могут научить ребенка изящно писать с помощью эффективных методик и простых упражнений.

Самые распространенные ошибки детского письма

Наиболее популярными погрешностями в почерке ребенка являются:

  • неровные строки (съезжают вниз или вверх);
  • дезориентация на бумаге;
  • неправильное соединение элементов;
  • замена букв;
  • разная высота и наклон элементов;
  • слишком сильный или слабый нажим.

Причины некрасивого почерка у детей

Причины могут быть не только в развитии и здоровье первоклассника, но и в неправильном выборе пишущего инструмента и неудобной позе. Рассмотрим наиболее распространенные:

  1. Неразвитая мелкая моторика рук. Ребенка недостаточно развивали в дошкольный период, отсюда и возникли проблемы с правописанием.
  2. Нарушения в работе головного мозга.
  3. Недостаточное развитие ориентации в пространстве.
  4. Неудобный пишущий инструмент. Рекомендуется приобретать ручки и карандаши длиной примерно 15 сантиметров, с резиновой насадкой.
  5. Неудачное положение листа бумаги. Тетрадь нужно расположить под наклоном в 10-15 градусов, чтобы дать возможность руке свободно передвигаться.
  6. Неправильная поза. Положение тела при письме должно соответствовать следующим правилам:
    • прямая посадка;
    • спина опирается на спинку стула или кресла;
    • ноги стоят прямо;
    • локти выходят за край стола или парты;
    • голова, плечи и спина находятся в ровном положении;
    • грудь не касается стола.

Внимательно изучите тетрадь ученика на предмет ошибок. Определите, что именно мешает назвать почерк ребенка красивым? Это могут быть многочисленные исправления, пропущенные буквы или неровные строчки. Как только вы определили, какие проблемы у школьника, можно приступать к тренировкам.

5 способов исправления почерка первоклассника

  1. Прописи. Сегодня достаточно просто научить школьника писать красивые ровные буквы. Рабочие тетради с прописями продаются во всех канцелярских магазинах. Они позволяют ребенку выполнять простые действия: рисовать кружочки и палочки, выводить буквы и их отдельные элементы. Прописи помогут развить мелкую моторику рук, выработать правильную посадку при письме и верное положение пишущего инструмента. Рекомендуется приобретать сразу несколько видов рабочих тетрадей.
  2. Простые упражнения для развития мелкой моторики. Для исправления почерка родители должны выполнять с детьми небольшие задания:
    • рисовать или заштриховывать пустые картинки (необходимо добиться равномерной штриховки, без пятен);
    • делать пальчиковую гимнастику и массаж рук
    • обведение рисунка по контуру (способствует развитию пространственного воображения);
    • дорисовывать уже существующие картинки;
    • собирать паззлы, мозаики;
    • делать оригами;
    • вышивать крестиком;
    • заниматься лепкой;
    • собирать украшения из мелких бусинок.
  3. Приучение ребенка к красоте. Дети часто не понимают, зачем нужно исправлять почерк. Есть один прием, который побудит их стараться ради красивого письма. Возьмите лист бумаги формата А4 и предложите ребенку рисовать сложные буквы, слова или словосочетания и раскрасить их цветными карандашами. Из этих элементов можно собрать фразу «Доброе утро» или «С днем рождения». Первоклассник увидит, что яркие буквы могут складываться в красивые предложения.
  4. Представление образов. Скажите ребенку, что буквы – это солдаты в строю, куклы на полке магазина и т.д. Затем предложите поставить их ровно в ряд, чтобы они не падали и не выходили за поля. Школьник воспринимает задание как игру и невольно начинает писать аккуратнее и красивее.

Дополнительные упражнения для исправления почерка

  1. Зажать ручку между средним и указательным пальцем и, не сгибая ладони, нарисовать рисунок.
  2. Прокатить мячик по столу, не сгибая ладони.
  3. Вращать кистями рук, сжимая и разжимая пальцы.
  4. Собрать в кулак разбросанные по столу карандаши, затем поменять руку.
  5. Положить ладони на стол. По команде поднимать и опускать каждый палец, переходя с одной руки на другую.

Сколько упражнений необходимо для исправления почерка у детей?

Заниматься нужно регулярно, примерно по 15-20 минут каждый день. За это время первоклассник сможет удерживать внимание на занятии и качественно выполнять упражнения. Не забывайте уделять время небольшим перерывам!

Не заставляйте ребенка писать тексты объемом более 4-6 строк. Обращайте внимание на их содержание. Если оно будет интересным, школьнику легче писать текст красивым аккуратным почерком.

Если переборщить с объемом заданий, у ребенка может возникнуть боль в шее, плечах или руках. Также не стоит принуждать его к занятиям, чтобы не вызвать неприязнь к процессу.

Изменить почерк в лучшую сторону – задача вполне реальная, но требующая времени и терпения. Нередко проблемы с письменностью возникают из-за невнимательности и недостаточного развития мелкой моторики. С возрастом налаживаются нейронные связи, и почерк улучшается автоматически. Подобные трудности также наблюдаются у левшей.

Если некрасивый почерк сочетается с плохой успеваемостью ребенка, это может свидетельствовать о логопедических проблемах (например, дисграфии). Однако если школьник пишет с помарками, но при этом хорошо учится и правильно мыслит, беспокоиться не стоит.

Дата публикации: 27.08.2020. Последнее изменение: 29.03.2021.

Как научить красиво писать первоклассника
методическая разработка (1 класс) на тему

В современной школьной программе нет такого предмета – «чистописание», но четкий и аккуратный почерк по-прежнему важен. Чтобы научить ребенка писать красиво, нужны регулярные занятия письмом не только в школе, но и дома.

Читайте также:
Программа "Школа России" ℹ анализ учебно-методического комплекса для начальных классов, особенности обучения, характеристика, достоинства и недостатки, список учебников

Скачать:

Вложение Размер
kak_nauchit_krasivo_pisat_pervoklassnika.docx 22.62 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить красиво писать первоклассника

В современной школьной программе нет такого предмета – «чистописание», но четкий и аккуратный почерк по-прежнему важен. Чтобы научить ребенка писать красиво, нужны регулярные занятия письмом не только в школе, но и дома.

1 Обращайте внимание на правильную позу ребенка при письме и рисовании. Сидеть следует прямо и ровно, не опираться на стол грудью, обе руки на столе, локти должны выступать за край стола.

2 Положите тетрадь на стол так, чтобы ее нижний левый угол располагался на середине груди, а сама тетрадь была наклонена влево. При заполнении строчек и продвижении вниз тетрадного листа передвиньте тетрадь повыше.

3 Научите ребенка держать ручку правильно — тремя пальцами, «щепотью», а не всеми пальцами. Следует держать ручку свободно, не надо сжимать ее пальцами слишком сильно. Уделите внимание качеству ручки — надо, чтобы она писала мягко и без усилий, не была слишком толстой и не имела ребристых граней.

4 Выберите прописи для тренировки — готовые или скачанные и распечатанные из интернета. Лучшие прописи для начинающих учиться писать — такие, где есть место для самостоятельного написания букв после каждого напечатанного образца. При этом перед глазами у ребенка всегда будет находиться изображение правильно написанной буквы, на которую он будет ориентироваться. Начинайте с написания различных элементов букв — прямых и наклонных, а уже затем переходите к написанию отдельных букв – строчных и прописных.

5 Отработайте с ребенком написание текстов по «серым» прописям. В таких прописях образцы пропечатаны бледной краской или пунктирными линиями, чтобы было удобно обводить их. Следите, чтобы ребенок обводил образцы точно по строчкам, не заходя за границы букв. Только тогда, когда «серые» прописи будут освоены и работа с ними не будет вызывать у ребенка затруднений, стоит переходить к повторению образцов текстов из обычных прописей.

6 Последний этап в освоении письма и красивого почерка — переписывание текстов из книг. Предложите ребенку переписывать стихи или прозу из детских книг в тетрадь с узкой линейкой. Стремитесь, чтобы написанные буквы и их элементы не заходили за границу строчек и имели одинаковый наклон.

Непрерывное письмо не должно продолжаться дольше 10-15 минут, а общее время занятий — дольше 45 минут. При более длительном времени письма ребенок попросту уcтанет, и занятия будут неэффективны.

Для укрепления мышц руки полезны любые занятия, развивающие мелкую моторику кисти — вышивание, нанизывание бусин, собирание мозаики, лепка.

Что же делать, если Вы наблюдаете в тетрадке своего школьника жуткие каракули, буквы «пляшут» в разные стороны и выглядят, мягко говоря, не аккуратно? Плохой почерк можно попытаться исправить, занимаясь с ребёнком самостоятельно. Научить ребёнка писать красиво — задача вполне решаемая, главное — заниматься регулярно, и результат не заставит себя ждать.

Что делать, чтобы научить ребёнка писать красиво?

1. Постоянно тренируйте умение ребёнка ловко орудовать пальцами.

Вы не сможете научить ребёнка писать красиво, если он не умеет завязывать шнурки или застёгивать пуговицы. У дочери моей знакомой, когда она стала заниматься бисероплетением, значительно улучшился почерк.

Мелкую моторику развивают следующие занятия:
— вырезание ножницами деталей разных размеров и изготовление из них аппликаций;
— оригами;
— раскрашивание и упражнения на штрихование;
— рисование в любом виде — кисточкой, мелом, карандашами;
— рисование на гречке;
— игры с мелкими деталями — пазлы, мозаика, конструктор;
— шнуровка, плетение косичек, вышивание, вязание, бисероплетение;
— лепка из пластилина.

Подготовкой руки ребёнка к письму следует начать заниматься ещё в 3-летнем возрасте. Такие занятия следует продолжать и после того, как ребёнок пошёл в школу.

2. Чтобы научить ребёнка писать красиво, приобретите для занятий всё необходимое. Вам понадобятся:
— мягкий простой карандаш (лучше трехгранный);
— удобная шариковая, а лучше гелевая ручка;
— прописи для письма — 2 вида: прописи с буквами и словами, написанными пунктирными точками (или бледным серым цветом), и прописи, где после каждой напечатанной буквы (слова) есть пробел для написания её (его) от руки;
— тетрадь в узкую косую линейку.

Школьные прописи для тренировок не подойдут, т.к. количество строк там слишком маленькое.

3. Занимайтесь ежедневно, от 15 до 30 минут в день.

4. Научите ребёнка правильно держать ручку и карандаш.

Ручку надо покупать наиболее удобную. Сейчас есть специальные, на которых сделаны углубления под пальцы. Такая ручка очень помогает на начальном этапе, чтобы ребёнок научился правильно её держать.

На то, как ребёнок держит ручку, необходимо обратить особое внимание. Если он привыкнет держать её неправильно, потом переучить его и научить ребёнка писать красиво будет намного сложнее.

Ручка должна лежать на верхней фаланге среднего пальца и фиксироваться большим и указательным. При этом большой палец должен находиться выше указательного. Следите за тем, чтобы кончик ручки был направлен на плечо.

5. Контролируйте также то, как сидит ребёнок во время занятий: прямая ли спина, лежат ли локти на столе. Тетрадь обязательно должна быть расположена под углом 25° к краю стола. Необходимыми условиями успеха при выработке красивого почерка являются также удобный стул и стол нужной высоты.

6. Не спешите получить результат, запаситесь терпением. Ведь научить ребёнка писать красиво — это не минутное дело. Успех обязательно придёт, если заниматься регулярно.

Учтите: почерк ухудшается, когда ребёнок спешит. Поэтому не подгоняйте его, пусть пишет медленно, старается, со временем он научится писать быстрее. Не стоит также заставлять ребёнка переделывать задание несколько раз.

7. Прежде, чем приступить к исправлению почерка, убедите ребёнка в необходимости такой работы. Ни в коем случае не заставляйте ребёнка заниматься каллиграфическим письмом, если он этого не хочет. Результата такие занятия не принесут. Лучше подумайте, чем можно простимулировать его желание писать красивее!

8. Начиная занятия, настройтесь на то, что не всё будет получаться с первого раза. Поэтому не ругайте и не наказывайте ребёнка за неудачи. Нельзя также сравнивать его достижения с достижениями других детей. Это может полностью отбить охоту к обучению, а без этого научить ребёнка писать красиво невозможно.

Наоборот, хвалите за усердие и за те успехи, которых он добился за какой-то промежуток времени. Сохраняйте все его работы, возвращайтесь к ним, сравнивайте результаты. Тогда у ребёнка будет стимул развиваться.

9. Не забывайте, что ребёнок должен обязательно отдыхать между учёбой в школе, выполнением домашнего задания и тренировками письма. Желательно, чтобы это были активные игры или прогулка на свежем воздухе. Ведь если ребёнок будет сильно уставать, у него пропадёт всякое желание учиться.

Также в перерывах и после занятий делайте ребёнку массаж предплечий и рук. Это поможет снять напряжение.

10. Чтобы было проще научить ребёнка писать красиво, разбейте процесс обучения на несколько этапов.

Этапы обучения красивому письму

1. Первый этап — обводка. Используйте специальные прописи с буквами и словами, написанными пунктирными точками. Кроме букв в таких прописях есть также различные палочки, волнистые линии, геометрические фигуры, узоры и даже картинки. С них-то и следует начать обучение красивому письму.

Когда ребёнок уже хорошо рисует линии, овалы, закругления и т.д., можно переходить к написанию букв, цифр и слов. Обводя их, ребёнок тренирует свои пальчики и учится писать буквы и их соединения правильно.

Занятия по таким прописям нравится детям. Они с удовольствием наблюдают за тем, как точки превращаются в красивые буквы. Пройдёт немного времени, и ребёнок сумеет писать красиво уже без помощи пунктирных линий.

2. Второй этап — отработка написания букв, слогов и слов по образцу. Используйте прописи, в которых перед пробелом для написания буквы от руки есть буква шаблонная (образец). При этом у ребёнка перед глазами всегда будет правильная красивая буква. Дело в том, что выводя букву, ребёнок смотрит на предыдущую, а если он её написал недостаточно хорошо, то он её и скопирует.

Возьмите за правило — переходить к освоению новой буквы только после того, как ребёнок научился писать красиво предыдущюю. Не так важно, сколько времени на это уйдет — полчаса или более недели. Также необходимо сначала научить ребёнка писать красиво буквы, и только затем переходить к слогам и словам.

3. Третий этап — переписывание целых фраз и текстов, используя прописи первого и второго вида. Эти упражнения помогут подойти к самостоятельному переписыванию.

4. Следующий этап — закрепление навыков письма: пусть ребёнок ежедневно пишет несколько строк из любого рассказа, стихотворения или песенки. Разумеется, писать он их должен красиво и аккуратно. Для этого купите ему тетрадь в частую косую линейку, которая очень облегчит написание букв, служа им дополнительной «опорой».

Этот этап занятий — самый трудный, ведь перед глазами больше нет идеального образца, на который можно равняться.

Сколько времени Вам понадобится, чтобы научить ребёнка писать красиво?
Может, 2-3 месяца, может, полгода или год — это всё индивидуально.

Умение красиво писать является синонимом образованности, ведь навыки каллиграфии развивают мелкую моторику, а она в свою очередь способствует интеллектуальному развитию ребенка.

Многие родители уверены, что «буквы разные писать учат в школе» и задумываются о детском почерке, только когда их новоявленный первоклассник сам перестает разбираться в своих каракулях. Проблема плохого почерка – одна из самых распространенных в школе. Именно поэтому родителям следует заботиться в выработке ровного красивого почерка своего ребенка.

В обучении письму нет ничего сложного. Добросовестные родители легко справляются с этим процессом, было бы только время и желание. Усаживая ребенка за прописи – садитесь рядом и следите за написанием линий, элементов и сопровождайте письмо советами и замечаниями. Ребенок должен видеть, что Вы относитесь к этим занятиям очень серьезно и позиции сдавать не собираетесь. Неправильным будет показать как пишется буква и пойти дальше готовить обед. Важным этапом в обучении письму уделите букве «И». Элементы ее написания присутствуют в каждой букве. Овладев написанием «И», ребенку легче будет писать треть всех букв.

Что касается грамотности письма, то книга – главный помощник для освоения правильного написания слов. Количество прочитанных книг постепенно перейдет в качество письма. Дети, которые много читали , очень быстро замечают, что для того, чтобы знать как пишется слово, им не обязательно учить правила. А все остальные пробираются через дебри грамматики русского языка.

Что еще влияет на почерк ребенка?

Правильная посадка : прямая спина, ровные плечи опущены вниз, голова немного наклонена на нужном отдалении от тетрадки. Грудь не должна соприкасаться со столом – такая поза затрудняет дыхание.

Правильно держим ручку

Следить выполняет ли ребенок подобные правила при письме не сложно, но родители контролируют это лишь первое время, а потом все сидят как удобно и ручку держат как держится. Именно правильная поза и положение ручки позволят сформировать правильную технику письма, а значит сделают его быстрым и четким.

Средства и методы нравственного воспитания дошкольников

Светлана Гомзякова
Средства и методы нравственного воспитания дошкольников

Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств, средикоторых необходимо указать: художественные средства; природу; собственную деятельность детей; общение; окружающую обстановку.

Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения ребенка.

Средством нравственного воспитания дошкольниковявляется собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство – деятельность как таковая – необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения. Особое место в этой группе средств отводится общению. Оно, как средство нравственного воспитания, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок, атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью.

Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственною воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития, этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать нравственное качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).

Методы воспитания – это пути, способы достижения заданной цели воспитания.

В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания (Ю. К. Бабанский, Б. Т. Лихачев, И. П. Подласый – в общей и школьной педагогике; В. Г. Нечаева, В. И. Логинова – в дошкольной педагогике).

Для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание, например, активизацию механизма нравственного воспитания.

Предлагаемая классификация объединяет все методы в три группы:

методы формирования нравственного поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации;

методы формирования нравственного сознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример;

методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение,

Принципы отбора методов нравственного воспитания:

-соответствие метода цели и задачам воспитания;

– гуманный характер метода;

– реальность метода;

– подготовленность условий и средств для использования метода;

– избирательность отбора метода;

– тактичность применения метода;

– планирование возможного результата воздействия метода;

– терпение и терпимость педагога при использовании метода;

– преобладающая практическая направленность метода в нравственном

воспитании дошкольников.

Методы нравственного воспитания дошкольников применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей. (Например: объяснение + упражнения + поощрение и т. п.). эмоционального отношения к нравственным нормам. Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников.

Инструкция. Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.

Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам.Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) — на безнравственный.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. И тогда же, в детстве, прививается любовь к родному слову. Еще в середине.

Формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции дошкольников «Формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции дошкольников» «ВАШ УСПЕХ – ВАША РЕЧЬ!» 1. Требования к качеству речи педагога.

Мультфильмы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников [«Мультфильмы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Автор опыта: Сороколетова Мария Федоровна, воспитатель муниципального.

Роль книги в формировании духовно-нравственного воспитания дошкольников «Роль книги в формировании духовно – нравственного воспитания дошкольников» «Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если.

Консультация для родителей по развитию речи «Пути, средства, методы и приемы развития словесного творчества дошкольников» Консультация для родителей по развитию речи: «Пути, средства, методы и приемы развития словесного творчества дошкольников” В основе словесного.

Методы, средства и формы воспитания, используемые в тренировочном процессе дошкольников Для достижения поставленной цели и наилучших результатов в физической культуре я использую несколько методов, средств и форм воспитания.

Особенности духовно-нравственного воспитания дошкольников Духовное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер.

Педагогический опыт использования сказок как средства нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста Педагогический опыт по теме «Использование сказок как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста» Выполнила:.

План работы духовно-нравственного воспитания дошкольников Месяц Содержание Участники Ноябрь Организованная деятельность с детьми. «Своя хатка – родная матка». Цель: познакомить детей с предметами.

Методы и средства элементарной диагностики уровня воспитания и развития детей при реализации индивидуального подхода Испытывая необходимость анализа результативности воспитательно – образовательной работы, а также для определения дальнейших перспектив мне.

Формы и средства нравственного воспитания

Нравственное (этическое) воспитание представляет собой многогранный, долгий и трудный процесс, который реализуется в разнообразных формах и с помощью разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Форма воспитания в педагогике означает способ организации воспитательного процесса.

Формы нравственного воспитания

Формами работы по нравственному воспитанию называют отношения, складывающиеся между участниками воспитательного процесса.

Классификация форм нравственного воспитания может быть различной, поскольку зависит от выбранной основы классификации. Одна разновидность классификации форм воспитания и нравственного воспитания базируется на количестве воспитанников:

  • Индивидуальная форма;
  • Групповая форма;
  • Фронтальная форма.

К примеру, в индивидуальных формах нравственного воспитания учитываются особенности внутреннего мира, условия жизни индивида, используют самые эффективные методы воздействия на конкретную личность. При этом такая форма воспитания ограничивается квалификацией педагога и может быть односторонней. Данная форма воспитания, как правило, дополняется другими.

Следующая классификация содержит методы нравственного воспитания:

  • Словесная форма (коллективная встреча, собрание, лекция, доклад, диспут);
  • Практическая форма (поход, экскурсия, спартакиада, олимпиада, конкурс);
  • Наглядная форма (музей, выставка, тематический стенд).

Многогранный процесс нравственного воспитания включает разные формы организации.

Методы нравственного воспитания

Методы воспитания представляют собой способы влияния педагогов на учеников и организацию их деятельности.

Процесс нравственного воспитания не может быть односторонним. В нем обычно участвуют 2 стороны. Он подразумевает тесное взаимодействие педагога и ученика.

Наиболее популярными методами нравственного воспитания являются:

  1. Метод упражнений: предусматривает постоянное организованное осуществление конкретных действий и практических дел. Цель данных упражнений состоит в формировании и развитии личности, включая становление взглядов и убеждений;
  2. Метод убеждений: проявляется в воздействии на сознание, чувства и силу волю ученика. Целью метода является развитие положительных качеств и избавление от недостатков;
  3. Метод нарушения;
  4. Метод стимулирования и мотивации;
  5. Метод дилемм и рефлексии;
  6. Метод внушения;
  7. Метод поощрений для одобрения хороших поступков;
  8. Метод наказаний для избавления от нехороших поступков;
  9. Метод воспитывающих ситуаций и социальных проб-испытаний.

На выбор метода влияет содержание и направленность воспитательной деятельности.

Все вышеперечисленные формы и методы воспитания на практике тесно взаимосвязаны и пересекаются. Главное, чтоб содержание процесса нравственного воспитания имело общую основу, имело единые начала во всех своих проявлениях. Важное значение имеет также не только нравственное просвещение, но и сочетание с развитие навыков нравственного поведения. Велика роль при этом руководителя, педагогов и родителей.

Средства нравственного воспитания

Рассмотрим основные средства нравственного воспитания:

  1. Природа. Общение с природой, тесная связь с ней, исследование природных явлений вызывает у человека гуманные чувства, желание заботиться о слабых и незащищенных. Контактирование с живой природой и ее представителями формирует уверенность в человеке.
  2. Окружающая атмосфера. Для развития личности имеет значение то, в какой атмосфере происходит процесс нравственного воспитания. Атмосфера может быть наполнена доброжелательностью, любовью, добротой или, наоборот, жестокостью, безнравственностью. Лишь в условиях доброжелательных отношений, душевной теплоты, взаимопонимания, человеколюбия можно вырастить полноценную личность, подтолкнуть к раскрытию природных талантов и способностей.
  3. Художественные средства. Сюда входит художественная литература, искусство рисования, музыка в разных направлениях, театральное искусство. Художественные средства и формы нравственного воспитания способствуют эмоциональной окраске познаваемых явлений, воспитанию чувств.
  4. Повседневная деятельность. Повседневную жизнь наполняют игры, трудовые будни, обучение, а также общение дошкольников как средство нравственного воспитания. Это имеет широкое практическое значение, поскольку дает возможность оценить влияние нравственного воздействия на ребенка в процессе его общения с остальными детьми и взрослыми.
  5. Окружающая обстановка. Окружающие люди такие, как родственники, учителя, сверстники, оказывают большое влияние на становление морально-нравственных качеств. Окружающая обстановка расценивается как средство воспитания чувств, представлений и поведения.

В.А. Сухомлинский рассматривал в качестве цели нравственного воспитания обучение детей азбуке морали. Он истрактовал основные положения данной азбуки:

  • Каждый человек живет среди людей. Он должен помнить, что любой поступок, любое желание, отражается на окружающих. Необходимо знать, что есть различие между “хочу” и “можно”. Нужно проверять собственные поступки, задавая вопрос самому себе: “не делаю ли зла, неудобства для людей?” Делай все на благо окружающих.
  • Каждый человек пользуется благами, созданными другими. Плати людям добром за то, что они создают счастливое детство.
  • Все насущные блага и жизненные радости создаются кропотливым трудом. Без труда невозможно честно жить.
  • Нужно проявлять доброту и чуткость по отношению к другим людям, помогать слабым и беззащитным, попавшим в беду, не причинять зла, уважать и почитать родителей.
  • Нельзя быть равнодушным, нужно бороться против зла, обмана и жестокости.

Азбука В А. Сухомлинского о нравственной культуре помогает ребятам осознавать смысл понятий “добро”, “зло”, честь“, “бесчестье”, “справедливость” и “несправедливость”.

ВОПРОС: Средства и методы нравственного воспитания

В дошкольном возрасте берут свое начало практически все нравственные качества : и гуманность, и трудолюбие, и умение жить в коллективе, отзывчивость и взаимопомощь, и чувство собственного достоинства и другие.

Конечно, в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно , так как процесс становления личности и ее нравственной сферы продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но в дошкольном возрасте закладываются азы нравственной культуры человека.

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Рассмотрим механизм нравственного становления личности.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для его приобретения. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое формирует социальные чувства. А знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках и поведении , которые берут на себя функцию обратной связи и позволяют проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом, механизм нравственного воспитания выглядит так: знания и представления + мотивы + чувства и отношения + навыки и привычки + поступки и поведение = нравственное начало.

Этот механизм имеет объективный характер . Он проявляется всегда, при формировании любого нравственного (или безнравственного) качества личности.

Главная особенность механизма нравственного воспитания состоит в отсутствии принципа взаимозаменяемости : каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим.

Например . Можно представить, что произойдет, если мы решим воспитывать такое нравственное качество как доброта и станем воспитывать у ребенка только представления о том, что такое доброта. При этом не вызовем положительное отношение к этому качеству и желание им овладеть, стать добрым, то есть мотивацию. Или не создадим условия для проявления доброты.

Действие механизма носит гибкий характер : последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества и от возраста ребенка.

Например, понятно, что у ребенка младшего дошкольного возраста нельзя опираться на осознание важности формирования того или другого качества личности. Но значит ли это, что еще не пришло время воспитывать его нравственность? Конечно, нет. Можно изменять последовательность и начинать не с сообщения знаний , а с формирования эмоциональной базы, практически поведения . Это послужит благоприятной основой для последующего усвоения знаний.

В дошкольной педагогике выделяют 3 группы задач нравственного воспитания:

1. Ф ормирование нравственного поведения , то есть элементарных навыков организованного, дисциплинированного поведения, положительных взаимоотношений, самостоятельности;

2. Ф ормирование нравственных чувств и отношений , то есть воспитание первых гуманных чувств: доброта, заботливость, внимательность, доброжелательность. Необходимо формировать такие качества, которые требуются в современном обществе. То есть эта группа задач подвижна , ее создание зависит от исторического этапа, конкретных условий жизни. Например, в советский период самым значимым было воспитание коллективизма, патриотизма. Сегодня значимыми стали деловые качества, предприимчивость и др. Хотя и формирование умения жить в коллективе и начал патриотизма также важно.

3. Ф ормирование нравственного сознания , то есть первых нравственных убеждений, которые должны стать регуляторами действий и поступков человека.

Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.

Средства нравственного воспитания можно объединить в несколько групп:

1. Художественные средства : художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и др. Эта группа важна, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Дети очень живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. Художественные средства наиболее эффективно помогают формированию у детей моральных представлений и чувств.

2. Природа является значимым средством воспитания чувств и поведения: дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их.

3. Собственная деятельность детей : игра, труд, учение, художественная деятельность. Она необходима при воспитании практики нравственного поведения.

4. Особое место занимает общение , которое выполняет задачи корректировки (уточнения) представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

5. Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера доброжелательная, с любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка – это средство воспитания чувств, представлений, поведения.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста детей, уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество или закрепляем, или уже перевоспитываем).

Методы нравственного воспитания можно объединить в 3 группы:

1. Методы формирования нравственного поведения : приучение, упражнение, руководство деятельностью.

2. Методы формирования нравственного сознания : убеждение, разъяснение, внушение, беседа.

3. Методы стимулирования чувств и отношений : пример, поощрение, наказание.

Эффективный результат любые методы дают лишь при определенных условиях:

1. Любой метод (группа методов) должна быть гуманным , не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это относится к детям любого возраста – и младенческого, и дошкольного, и школьного.

2. Метод должен быть реальным, осуществимым , он требует логического завершения . Например, иногда родители и воспитатели используют прием обещания наград ы, не задумываясь, реальна ли она. И не выполняют обещанного. Конечно, реальный результат в нравственном развитии ребенка в таком случае получить трудно. Или, что часто бывает, в качестве наказания используется угроза (что тоже плохо): «Вот не будешь слушаться, отдам тебя чужому дяде; уведу в лес и оставлю волкам на съедение; сдам тебя в детский дом!».

С одной стороны, родители угрожают ребенку тем, чего никогда реально не сделают . Вначале такие угрозы, может быть, и дадут результат, но постепенно ребенок усвоит, что за такими словами ничего не стоит и можно продолжать не слушаться. С другой стороны (особенности психики ребенка), дети понимают все буквально , такой ребенок растет неуверенным, сомневающимся, с низкой самооценкой, он не отрицает своей ценности, с чувством постоянного страха (за любой поступок ð в детдом, появляется страх увертки, изворотливость, обман и т.д.) Обещанное всегда надо выполнять!

3. Метод не должен применяться однотипно , шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации . Если не соблюдать это условие, метод убеждения может превратиться в назидание и перестанет приносить нужный результат.

4. Методы воспитания следует применять тактично . Ребенок не должен чувствовать, что его воспитывают. Наилучший эффект дает опосредованное воздействие – это большое искусство, которым педагог овладевает, если умеет бережно относиться к ребенку.

5. Подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты их воздействия на конкретного ребенка. Если воспитатель не уверен в успехе или предвидит слишком сильную реакцию – от выбранного метода следует отказаться.

6. Применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости. В дошкольном возрасте нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Нужно с пониманием относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и, может быть, не совсем в той, форме, какой мы ожидаем. (Например, воспитание правильной речи у заикающихся дошкольников).

7. Преобладающими в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы , которые предполагают обучение ребенка способам действия. Например, такой метод – пример взрослого как образец для подражания. Сами по себе положительные поступки взрослого не гарантируют таких же поступков у детей. Очень важно организовать наблюдение за поступками взрослого, а также практику поведения.

8. Методы нравственного воспитания применяются не изолированно, а в комплексе.

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ.
статья по теме

Проблема духовного и нравственного становления личности. Очень важно сегодня создать среду, в которой происходит становление этой самой личности ребёнка, противостоять той современной среде, которая калечит души наших детей.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания.

Скачать:

Вложение Размер
ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ. 29.06 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ.

Бюджетное общеобразовательное учреждение г.Омска «Средняя общеобразовательная школа № 129», город Омск

Одна из важнейших проблем воспитания, над которой бились и бьются поколения педагогов – это проблема духовного и нравственного становления личности. Очень важно сегодня создать среду, в которой происходит становление этой самой личности ребёнка, противостоять той современной среде, которая калечит души наших детей.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широкообразованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности, обрушиваются разнообразные источники сильного воздействия, как позитивного, так и негативного характера

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня

нравственной воспитанности, так как воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям, на основе уважения и доброжелательно с ти к каждому человеку.

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Реальность сегодняшнего дня диктует необходимость поиска способов взрастить в душах детей потребность освоения таких вечных общечеловеческих ценностей, как Истина – Добро – Красота, Вера – Надежда – Любовь; и в конечном итоге приблизиться к достижению цели педагогики – воспитанию “человека будущего”.

Исследуемая проблема нашла отражение в фундаментальных работах

А.М.Архангельского , Н.М.Болдырева , Н.К.Крупской , А.С.Макаренко и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников.

Влияние личности педагога является одним из условий для нравственного воспитания детей школьного возраста. Для организации духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни воспитанников учитель должен придерживаться следующих принципов:

  1. нравственного примера педагога;
  2. социально-педагогического партнерства;
  3. индивидуально-личностного развития;
  4. интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
  5. социальной востребованности воспитания;
  6. уважение к Отечественной истории и родному языку;

Нравственная культура – систематический результат всего духовного развития личности. Она характеризуется как наличием моральных ценностей, так и участием человека в их создании. Для того чтобы понять сущность и особенности нравственной культуры, необходимо выяснить такие понятия, как культура, мораль, нравственность.

Культура рассматривается как способ человеческой деятельности, характеристика развития человека. Она выражает степень его овладения отношениями к природе, к обществу и к самому себе. Роль воспитания как «посредника» между личностью и культурой самая важная.

Воспитание имеет две основные цели. Во-первых , задача его состоит в передаче части культурных ценностей, созданных обществом, личности в индивидуализации их. Во-вторых , задачей воспитания является создание определённых способностей для восприятия культурных и эстетических ценностей.

Функция морали связана с преодолением имеющихся или возможных противоречий между интересами людей и личной заинтересованностью отдельного члена общества. Ограничения и самоограничения индивидуального поведения, его подчинение интересам общего должно быть и в интересах самой личности. «Защита» общего есть необходимое условие свободы каждого, а ограничение свободы каждого является необходимым условием свободы всех.

Свобода – это возможность поступать так, как ты желаешь. Однако если в своём поведении человек не ограничивает свои желания и страсти, он достигает противоположного результата – свобода превращается в несвободу.

К средствам духовно-нравственного воспитания относятся общие и специфические методы и формы. Нравственное просвещение как один из методов состоит в информировании воспитанников в области морали и обсуждении с ними нравственных проблем. Оно служит формированию знаний о нравственных нормах и ценностях. Другим методом духовно-нравственного воспитания является вовлечение обучающихся в деятельность: трудовую, общественно – полезную, художественно – творческую, учебно – познавательную, спортивно – оздоровительную, выставочную.

Педагог учит школьников анализировать, оценивать нравственные явления, воспринимаемые ими, соотносить их со своими поступками, осуществлять выбор нравственных решений. Т.о. он переводит внимание ребят с общих представлений о нравственности и моральных понятий на действительность. Формы такой работы: беседа, «круглый стол», диспут, обсуждение материалов периодической печати, конкретного случая, результатов интервью.

В настоящее время нравственному воспитанию в школах уделяется большое внимание, но конечный результат работы не всегда удовлетворителен. Одной из причин является отсутствие чёткой системы в воспитательной работе школы и классных руководителей.

Система нравственного воспитания включает в себя:

Во-первых , актуализацию всех источников нравственного опыта воспитанников.Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с обучающими их педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.

Во-вторых , правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.

В-третьих , включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанников.

В связи с этой системой необходимо поставить следующие цели и задачи формирования социокультурных и духовно- нравственных ценностей у воспитанников:

  1. Формирование самостоятельной, зрелой личности, способной творчески реализовывать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы;
  2. Развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер ребенка, составляющих основу его индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно — практической, сферы саморегуляции.)
  3. Корректировка системы ценностей с учетом выработанных обществом нравственных принципов.

I. Создать условия для самопознания, саморазвития, самореализации творческой личности;

II. Создавать педагогические ситуации для самореализации воспитанника;

III. Развивать коммуникативные способности воспитанников;

IV. Формировать активную жизненную позицию воспитанников.

V. Развитие воспитанников на основе принципов гуманизма, личностно-ориентированного воспитания.

VI. Развитие духовно нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении детей и подростков.

VII. Создание условий для нравственного самовыражения личности.

VIII. Поддержка личности.

IX. Построение отношений на основе добра, справедливости, гуманности, принятия индивидуальности черт.

На первом этапе процесса формирования социокультурных и духовно-нравственных ценностей важны понимание того, что является для учащихся ценным, актуализация направленности личности на то, чтобы «увидеть» нравственные отношения между людьми, осознание значимости их взаимопонимания, сопереживания и содействия.

Задачей второго этапа процесса формирования социокультурных и духовно-нравственных ценностей выступает согласованность в проявлении мыслей, чувств, поведения. На решение задач направлены такие требования к деятельности и общению, которые способствуют возникновению и укреплению стремления проявлять к окружающим понимание, сопереживание, содействие. Деятельность должна вызывать интерес, быть посильной, способствовать раскрытию индивидуальных особенностей учащихся.

Третий этап – это создание готовности проявлять нравственное отношение как понимание, сопереживание, содействие. Важно научить ребят, с одной стороны, вслушиваться, всматриваться в окружающих людей, искать и правильно определять мотивы их действий; с другой – научить их следить за своими действиями, манерой разговаривать, выражать свои чувства. Важны такие требования к деятельности и общению, как побуждение учащихся к решению посильных нравственных задач на фоне заинтересованности и увлеченности содержанием и смыслом выполняемых дел и взаимных контактов. Это создает благоприятные условия для овладения умениями и навыками взаимопонимания, сопереживания и содействия.

Особенно важно стимулирование познавательной активности, направленной на деятельность и общение не столько привлекательной, сколько нужной партнерам по взаимодействию. Процесс формирования социокультурных и духовно-нравственных ценностей учащихся выступает как своеобразная проверка устойчивости нравственных потребностей. Нравственное отношение выступает в качестве мотива поведения.

В целях формирования ценностных ориентаций воспитанников могут быть использованы следующие формы и методы работы: анкетирование, дискуссия, диспут, тематические классные часы, проблемные ситуации, упражнения, игры, тренинги, тематические мероприятия,изучение традиций, обычаев, культуры народов, религий, обычаев семьи, школы.

Духовная близость и уважение к педагогу, желание ему подражать, формируются из многих слагаемых и, в частности, зависят от степени его компетентности, профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками. Если учитель провозглашает одни нормы жизни, а сам придерживается других, то он не вправе рассчитывать на действенность своих слов, и потому он никогда не станет авторитетным наставником.

Другим важным источником нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа. В ней удовлетворяются их насущные

потребности в общении, более глубоком самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников. Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности.

Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности. Если в детском коллективе утвердились отношения доброжелательности, взаимозаботы, ответственности друг за друга, если каждому ребенку обеспечено благополучное положение в коллективе, у него прочнее становятся связи с одноклассниками, укрепляются чувства коллективной чести, коллективного долга, ответственности. Благополучное эмоциональное самочувствие, состояние защищённости стимулирует наиболее полное самовыражение личности в коллективе, создаёт благоприятную атмосферу для развития творческих задатков ребят.

Созданию детского коллектива педагог должен отдавать много времени и сил, планировать его развитие, находить наиболее оптимальные формы самоуправления. Забота о другом человеке успешно реализуется в содружестве старших воспитанников и малышей. Оно предполагает взаимную заботу и совместную деятельность, доставляющую удовлетворение двум сторонам. Особенно полезно индивидуальное шефство старших над малышами.

К важным источникам нравственного опыта школьников относится искусство. Оно должно быть разнообразным и постоянным, пронизывать всю жизнь ребенка, насыщать его душу сопереживанием другим людям. Формы такого общения: прослушивание фонозаписей, посещение театров, художественных выставок, участие в конкурсах и фестивалях, школьных спектаклях, ансамблях, хорах и т.п. Искусство совершенно незаменимо в формировании сознания и культуры чувств личности. Оно расширяет, углубляет и организует нравственный опыт человека.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что:

Духовно-нравственное воспитание – это ориентация на высокие нравственные ценности. Содержанием духовно-нравственного воспитания должно быть: формирование гуманных отношений между детьми, чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, бережного отношения к природе, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной жизни, выработку коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании.

А закончить статью я хочу такими словами: если каждый педагог будет верить в это сам и убедит своих воспитанников в правильности и реальности этого утверждения, то каждое занятие превратится в праздник и для обучающегося, и для самого педагога. То, что мы получили в наследство от наших предков, мы должны, обогатив и приумножив, передать в дар нашим потомкам. В этом и заключается духовно – нравственное воспитание.

1. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 1979.

2. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. – М.: Просвещение, 1979.

3. Крупская Н.К. Задачи школы I ступени: Пед.соч., в шести томах.Т.2. – М.: Просвещение, 1978.

4. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч.– Т.5. – М.: Просвещение, 1976,с.193.

Методы нравственного воспитания — формы, средства и примеры

Особенности понятия

Под формой нравственного воспитания понимают отношения, которые складываются между участниками процесса. Педагог может организовать ее искусственно. На основе количества воспитанников выделяют следующие формы:

  • фронтальная;
  • групповая;
  • индивидуальная.

Фронтальная направлена на воздействие всего детского коллектива. Индивидуальная работа подразумевает воздействие на конкретного ребенка. Иногда используют другую классификацию форм воспитания. Она основывается на методах воздействия:

  • словесные;
  • практические;
  • наглядные.

Для достижения поставленной цели педагог может использовать разные средства нравственного воспитания. Специальные приемы позволяют формировать у ребенка моральные качества.

Стоит помнить, что не существует универсальных методик, которые бы подходили всем детям. Поэтому педагогу нужно уметь использовать разные варианты и подбирают их к конкретному воспитаннику.

Методы нравственного воспитания

Методы воспитания

представляют собой способы влияния педагогов на учеников и организацию их деятельности.

Процесс нравственного воспитания не может быть односторонним. В нем обычно участвуют 2 стороны. Он подразумевает тесное взаимодействие педагога и ученика.

Наиболее популярными методами нравственного воспитания являются:

  1. Метод упражнений: предусматривает постоянное организованное осуществление конкретных действий и практических дел. Цель данных упражнений состоит в формировании и развитии личности, включая становление взглядов и убеждений;
  2. Метод убеждений: проявляется в воздействии на сознание, чувства и силу волю ученика. Целью метода является развитие положительных качеств и избавление от недостатков;
  3. Метод нарушения;
  4. Метод стимулирования и мотивации;
  5. Метод дилемм и рефлексии;
  6. Метод внушения;
  7. Метод поощрений для одобрения хороших поступков;
  8. Метод наказаний для избавления от нехороших поступков;
  9. Метод воспитывающих ситуаций и социальных проб-испытаний.

На выбор метода влияет содержание и направленность воспитательной деятельности.

Все вышеперечисленные формы и методы воспитания на практике тесно взаимосвязаны и пересекаются. Главное, чтоб содержание процесса нравственного воспитания имело общую основу, имело единые начала во всех своих проявлениях. Важное значение имеет также не только нравственное просвещение, но и сочетание с развитие навыков нравственного поведения. Велика роль при этом руководителя, педагогов и родителей.

Детский сад

Методы духовно-нравственного воспитания применяются комплексно. С младшей группы дети помещаются в особую среду, которая пропитана доброжелательностью. Педагог обязательно использует эмоциональную сферу. Например, он показывает дошкольнику картинки с хорошими и плохими поступками. После чего взрослый предлагает рассказать о своих чувствах.

Простой пример: на картинке изображен мальчик, который держит кота за хвост. Взрослый спрашивает хороший это поступок или плохой. Можно задавать вопросы о том, как чувствует себя кот, не больно ли ему.

Чем старше ребенок, тем усложняется задача. Можно использовать сказки, разыгрывание разных ситуаций. Важно давать детям общаться друг с другом, так как это лучшее средство для воспитания чувства морали. Например, один дошкольник назвал нехорошим словом другого. За это его исключили на время из группы.

Педагог должен не только контролировать деятельность детей, но и направляет ее. Например, поощряет помощь и внимательность друг к другу. В процессе важно помнить, что метод — это только путь достижения цели. Поэтому нужно уметь его выбирать.

Необходимо не только поощрять, но и выражать неодобрение отрицательным поступкам — это позволит ребенку сформировать систему ценностей.

ВОПРОС: Средства и методы нравственного воспитания

В дошкольном возрасте берут свое начало практически все нравственные качества : и гуманность, и трудолюбие, и умение жить в коллективе, отзывчивость и взаимопомощь, и чувство собственного достоинства и другие.

Конечно, в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно , так как процесс становления личности и ее нравственной сферы продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но в дошкольном возрасте закладываются азы нравственной культуры человека.

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Рассмотрим механизм нравственного становления личности.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для его приобретения. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое формирует социальные чувства. А знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках и поведении , которые берут на себя функцию обратной связи и позволяют проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом, механизм нравственного воспитания выглядит так: знания и представления + мотивы + чувства и отношения + навыки и привычки + поступки и поведение = нравственное начало.

Этот механизм имеет объективный характер . Он проявляется всегда, при формировании любого нравственного (или безнравственного) качества личности.

Главная особенность механизма нравственного воспитания состоит в отсутствии принципа взаимозаменяемости : каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим.

Например . Можно представить, что произойдет, если мы решим воспитывать такое нравственное качество как доброта и станем воспитывать у ребенка только представления о том, что такое доброта. При этом не вызовем положительное отношение к этому качеству и желание им овладеть, стать добрым, то есть мотивацию. Или не создадим условия для проявления доброты.

Действие механизма носит гибкий характер : последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества и от возраста ребенка.

Например, понятно, что у ребенка младшего дошкольного возраста нельзя опираться на осознание важности формирования того или другого качества личности. Но значит ли это, что еще не пришло время воспитывать его нравственность? Конечно, нет. Можно изменять последовательность и начинать не с сообщения знаний , а с формирования эмоциональной базы, практически поведения . Это послужит благоприятной основой для последующего усвоения знаний.

В дошкольной педагогике выделяют 3 группы задач нравственного воспитания:

1. Ф ормирование нравственного поведения , то есть элементарных навыков организованного, дисциплинированного поведения, положительных взаимоотношений, самостоятельности;

2. Ф ормирование нравственных чувств и отношений , то есть воспитание первых гуманных чувств: доброта, заботливость, внимательность, доброжелательность. Необходимо формировать такие качества, которые требуются в современном обществе. То есть эта группа задач подвижна , ее создание зависит от исторического этапа, конкретных условий жизни. Например, в советский период самым значимым было воспитание коллективизма, патриотизма. Сегодня значимыми стали деловые качества, предприимчивость и др. Хотя и формирование умения жить в коллективе и начал патриотизма также важно.

3. Ф ормирование нравственного сознания , то есть первых нравственных убеждений, которые должны стать регуляторами действий и поступков человека.

Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.

Средства нравственного воспитания можно объединить в несколько групп:

1. Художественные средства : художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и др. Эта группа важна, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Дети очень живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. Художественные средства наиболее эффективно помогают формированию у детей моральных представлений и чувств.

2. Природа является значимым средством воспитания чувств и поведения: дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их.

3. Собственная деятельность детей : игра, труд, учение, художественная деятельность. Она необходима при воспитании практики нравственного поведения.

4. Особое место занимает общение , которое выполняет задачи корректировки (уточнения) представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

5. Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера доброжелательная, с любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка – это средство воспитания чувств, представлений, поведения.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста детей, уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество или закрепляем, или уже перевоспитываем).

Методы нравственного воспитания можно объединить в 3 группы:

1. Методы формирования нравственного поведения : приучение, упражнение, руководство деятельностью.

2. Методы формирования нравственного сознания : убеждение, разъяснение, внушение, беседа.

3. Методы стимулирования чувств и отношений : пример, поощрение, наказание.

Эффективный результат любые методы дают лишь при определенных условиях:

1. Любой метод (группа методов) должна быть гуманным , не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это относится к детям любого возраста – и младенческого, и дошкольного, и школьного.

2. Метод должен быть реальным, осуществимым , он требует логического завершения . Например, иногда родители и воспитатели используют прием обещания наград ы, не задумываясь, реальна ли она. И не выполняют обещанного. Конечно, реальный результат в нравственном развитии ребенка в таком случае получить трудно. Или, что часто бывает, в качестве наказания используется угроза (что тоже плохо): «Вот не будешь слушаться, отдам тебя чужому дяде; уведу в лес и оставлю волкам на съедение; сдам тебя в детский дом!».

С одной стороны, родители угрожают ребенку тем, чего никогда реально не сделают . Вначале такие угрозы, может быть, и дадут результат, но постепенно ребенок усвоит, что за такими словами ничего не стоит и можно продолжать не слушаться. С другой стороны (особенности психики ребенка), дети понимают все буквально , такой ребенок растет неуверенным, сомневающимся, с низкой самооценкой, он не отрицает своей ценности, с чувством постоянного страха (за любой поступок ð в детдом, появляется страх увертки, изворотливость, обман и т.д.) Обещанное всегда надо выполнять!

3. Метод не должен применяться однотипно , шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации . Если не соблюдать это условие, метод убеждения может превратиться в назидание и перестанет приносить нужный результат.

Семья основа воспитания нравственности

Семья важнейший институт, обладающий огромным потенциалом для правильного формирования важнейших качеств на самых ранних периодах их становления. Для семьи воспитание основная задача.

В необходимости развития умения не только брать, но и отдавать, в развитии бескорыстия, доброты, способности испытывать радость и огорчения и заключается основная задача семьи.

Воспитание начинается с умения любить. Любовь к ребенку это внимание к его потребностям, стремление создать обстановку, которая позволит развивать все моральные качества малыша в нужном направлении. Очень актуально формирование в семье морально-волевых качеств: терпеливости, самостоятельности, ответственности, дисциплинированности.

Ценнейшим моральным качеством, закладка которого происходит как раз в семье является отношение с заботой ко всему окружающему. Только в семьях, где всегда царит взаимное уважение, неподдельный интерес к другим членам семьи возможно формирование настоящей гуманности.

Ценным средством являются семейные традиции, передающиеся от старших поколений, нормы и правила поведения. Важными средствами воспитания становятся сказки, другие формы народного творчества, игры, общение с природой.

Игра универсальная форма воспитания

Сюжетно-ролевая игра ведущая форма деятельности детей в детском саду. Это обусловлено психическими особенностями личности ребенка в дошкольном возрасте. Игровая деятельность обеспечивает оптимальное усвоение моральных норм через обыгрывание определенных несложных ролей.

Считается, что маленький человек, изображая отношения между людьми в сюжете игры, усваивает их сам. Чтобы игра способствовала закреплению норм, она должна иметь хорошее нравственное содержание. Необходимо создавать игровые ситуации, в которых дошкольник сможет воспроизводить этические представления самостоятельно.

Игра является способом проникновения маленького человека в сложный мир взрослых, мир взрослых человеческих взаимоотношений. Она должна содержать две системы отношений: между человеком и предметами, между действующими персонажами. Принимая определенную роль, ребенок вступает в определенную систему отношений, посредством игры он входит в мир моральных человеческих отношений, моральных принципов, норм.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: