Акциз – что это, кто плательщик, перечень акцизных товаров

Таможенное оформление подакцизных товаров

Таможенное оформление производится в отношении любых товаров, пересекающих таможенную границу Российской Федерации. Но подакцизные товары оформляются в особом порядке. Главные особенности – уплата акцизного сбора и маркировка продукции акцизными марками.

Акциз и акцизные марки

К подакцизным товарам относятся, согласно ст. 181 Налогового кодекса РФ:

этиловый спирт, спиртосодержащая и алкогольная продукция;

табак и табачные изделия;

дизельное топливо, бензин, моторные масла и нефтепродукты;

электронные системы доставки никотина и жидкости для них.

Вся эта продукция делится на ту, которая подлежит маркировке акцизными марками, и ту, которые не подлежат маркировке.

Акцизная марка представляет собой особый вид марки для оплаты акцизного сбора. Она наклеивается на товары таким образом, что открывание упаковки влечет за собой разрыв марки. Во-первых, она является гарантией качества продукции, а во-вторых, позволяет государству контролировать оборот подакцизных товаров, например, алкогольной продукции и табачных изделий.

Чтобы получить акцизные марки для маркировки продукции, необходимо обратиться с заявлением в Центральную акцизную таможню, в компетенции которой находится выдача акцизных марок, указав количество единиц. Акцизные марки выдаются в строгом соответствии с количеством продукции. Помимо заявления необходимо приложить документы:

подтверждающие регистрацию в системе ЕГАИС.

В результате будут выданы акцизные марки в заявленном количестве, а вместе с ними временная декларация и разрешение на импорт. Обязательство по ввозу товара в определенном количестве действует в течение 8 месяцев после получения. Если за это время товар не импортирован, необходимо сдать акцизные марки. Таким же образом поступают с лишними акцизными марками, если, например, часть продукции была испорчена.

Обратите внимание! Продукция должна быть промаркирована до отгрузки товара на таможне.

По состоянию на 2019 год стоимость акцизных марок составляет:

для алкогольной продукции – 1690 руб. за 1000 шт.;

для табачных изделий – 200 руб. за 1000 шт.


Важно! В соответствии с правилами ввоза подакцизных товаров импортируют в коммерческих масштабах ювелирные изделия из драгоценных металлов и камней, хотя эти товары не относятся к подакцизным.

Таможенное оформление

Таможенное оформление подакцизной продукции производится только на специализированных таможенных постах, находящихся в ведомстве Центральной акцизной таможни. После ввоза на таможенную территорию груз размещается на СВХ.

В таможенное оформление входит проверка документации и наличия акцизных марок. Затем таможенными органами рассчитывается сумма налога и акцизного сбора. Из общей суммы акцизного сбора вычитается стоимость акцизных марок. Проверяются документы об оплате. Наконец, при отсутствии замечаний выдается разрешение на выпуск подакцизного товара в свободное обращение на территории РФ.

Таможенное оформление немаркируемых товаров выполняется в том же порядке за исключением маркировки товара акцизными марками. Акцизные марки приобретать не нужно, достаточно уплатить при таможенном оформлении акцизный сбор, рассчитывающийся как процент от таможенной стоимости.

К немаркируемым подакцизным товарам относятся:

Помимо стандартного пакета документов, на эти товары предоставляется декларация соответствия требованиям безопасности Таможенного союза. А для транспортных средств пакет документов расширяется за счет:

сертификата соответствия экологическому классу Евро-4 и выше;

документов, подтверждающих оснащение ТС системой вызова экстренных служб.

При отсутствии претензий со стороны таможенных органов выдается паспорт транспортного средства.

Сертификация

Сертификация подакцизных товаров выполняется в соответствии с нормами технического регламента ТР ТС 032/2014. Могут быть оформлены несколько видов сертификатов, в соответствии с видом сертифицируемой продукции.

Особенности перевозки

При перевозке подакцизных товаров необходимо соблюдать некоторые правила. Так, табачные изделия перевозят в фанерной таре, которая позволяет сохранить внешний вид упаковки. Причем на упаковке должна быть надпись, предупреждающая о вреде продукции для здоровья. Груз такого типа распределяется по кузову ТС по коносаментным партиям.

Спиртосодержащая продукция перевозится в специально оборудованных транспортных средствах рефрижераторного или изотермического типа, что позволяет поддерживать оптимальный температурный режим и уровень влажности.

Преимущества СБ Карго

Обращайтесь к таможенному представителю СБ Карго. Наши специалисты оказывают широкий комплекс услуг по таможенному оформлению товаров:

подготовку сопроводительных документов;

расчет таможенных платежей: сбора, пошлины, НДС;

Декларации по акцизам: виды, порядок заполнения

  • Виды деклараций по акцизам

    Самым распространенным видом подакцизного товара можно считать алкоголь. Приказом ФНС РФ от 27.08.2020 № ЕД-7-3/610@ утверждена форма декларации по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию, а также на виноград.

    Приказ ФНС РФ от 12.01.2016 № ММВ-7-3/1@ содержит форму и порядок заполнения декларации по топливу (бензину, маслам, природному газу и пр.). Декларацию по акцизам по средним дистиллятам составлять отдельно не нужно, вся информация по дистиллятам также входит в декларацию по топливу. С отчетности за февраль 2021 год применяется новая форма декларации, утвержденная Приказом ФНС от 13.10.2020 № ЕД-7-3/747@.

    Читайте также:
    Система органов государственной власти в РФ: уровни, функции

    Известным видом подакцизного товара является табак. Обновленная налоговая декларация по акцизам на табак (табачные изделия), табачную продукцию, электронные системы доставки никотина и жидкости для электронных систем доставки никотина (условно назовем ее табачной декларацией) актуальна с 16.07.2018.

    Сроки сдачи деклараций

    Рассмотрим сроки сдачи деклараций по акцизам.

    Независимо от вида подакцизного товара соответствующая декларация сдается до 25-го числа месяца, идущего за отчетным периодом — месяцем (п. 5 ст. 204 НК РФ).

    Отдельные категории налогоплательщиков могут отчитываться на два месяца позже стандартного срока, то есть за I квартал 2021 года сдать декларацию можно вплоть до 25.06.2021 (при стандартном сроке 25.04.2021). К таким налогоплательщикам, в частности, относятся (п. 3.1 ст. 204 НК РФ): компании, работающие на основании свидетельства, дающего право на операции с прямогонным бензином и денатурированным спиртом.

    Есть и такие лица, которые сдают декларацию не позднее 25-го числа шестого месяца, наступающего непосредственно за налоговым периодом (пп. 30, 31 п. 1 ст. 182, ст. 204 НК РФ).

    Налогоплательщики, совершающие операции, признаваемые объектом налогообложения в соответствии с пп. 34 п. 1 ст. 182 НК РФ, в отношении таких операций — не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.

    Заполняйте и отправляйте отчетность в ИФНС вовремя и без ошибок с Экстерном. Для вас 14 дней сервиса бесплатно!

    Порядок заполнения

    Заполненная налоговая декларация по акцизам представляет собой документ, в котором собрана информация по подакцизным товарам, их стоимости и сумме акцизов.

    Принцип заполнения деклараций по акцизам на алкогольную продукцию, на табак или топливо схож.

    Рассмотрим, как заполнить декларацию на алкогольную продукцию по новым правилам. Напомним, что с отчетности за декабрь 2020 года действует новая форма этой декларации.

    Новая алкогольная декларация увеличилась в объеме. Теперь ее состав таков: титульный лист, три раздела и шесть приложений.

    Титульный лист заполнить не составит труда — просто впишите регистрационные данные компании, не забудьте заверить информацию подписью.

    В разделе 1 нужно указать итоговую сумму акциза к уплате, уменьшению или возмещению. Все данные нужно указать, опираясь на расчет в разделе 2 и 3.

    Раздел 2 заполняется для каждого кода вида подакцизного товара в отдельности.

    В подразделе 2.1 укажите коды показателей, код признака применения ставки акциза, налоговую базу и сумму акциза, исчисленную как произведение налоговой базы и ставки.

    В подразделе 2.2 покажите данные о продаже подакцизных товаров за пределы РФ. Укажите коды показателей, код признака ставки акциза, налоговую базу и рассчитанную сумму акциза.

    В подразделе 2.3 рассчитайте сумму акциза к вычету. В графе 2 укажите объем подакцизного товара, а в графе 3 — сумму акциза, которая по нему подлежит вычету. В графах 4 и 5 укажите код налогового периода.

    В подразделе 2.4 рассчитайте сумму акциза, подлежащую уплате, начисленную к уменьшению или заявленную к возмещению из бюджета.

    Раздел 3 разработали специально для отражения акцизов на виноград, использованный для производства вина, шампанского, ликерного вина, виноматериалов, виноградного сусла и пр. В нем рассчитайте сумму акциза и сумму налоговых вычетов.

    В приложение № 1 к декларации нужно показать расчет налоговой базы по товарам, в отношении которых ставка акциза устанавливается в расчете на 1 литр содержащегося в товаре безводного этилового спирта (ст. 193 НК РФ).

    В приложении № 2 налогоплательщики фиксируют данные по реализации подакцизных товаров за пределы РФ при представлении банковской гарантии или договора поручительства.

    В следующих приложениях указываются определенные сведения об объемах этилового спирта:

    • реализованного покупателю или переданного структурному подразделению — Приложение № 3;
    • полученного (реализованного) организацией — Приложение № 4;
    • приобретенного (ввезенного, переданного в структуре одной организации) в налоговом периоде на основании извещения об уплате авансового платежа акциза, и об использовании этилового спирта — приложение № 5;
    • приобретенного (ввезенного, переданного в структуре одной организации) в налоговом периоде на основании извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза, и об использовании этилового спирта — приложение № 6.

    В данной статье мы рассмотрели декларации по акцизам 2021 года, нюансы их заполнения и сроки сдачи.

    Виды взысканий за административные правонарушения

    Административное наказание – это степень ответственности, установленная государством за совершение гражданином или организацией административного нарушения.

    Цель назначения наказания, ст.3.1 КоАП РФ, это воспрепятствование совершению новых нарушений самим нарушителем, а также иными лицами.

    Цели наказания не должны быть направлены на унижение или причинение физического насилия к человеку, признанному нарушителем. Также наказание не должно преследовать цели нанесения вреда деловой репутации организации нарушителя.

    Читайте также:
    Дееспособность несовершеннолетних граждан ℹ понятие, виды, признаки, частичная или неполная реализация прав и обязанностей, особенности ограничений, примеры

    Виды административных наказаний

    Кодексом РФ об административных правонарушениях установлены следующие виды наказания:

    1. Предупреждение – это официальное порицание в письменном виде. Применение возможно только к тем, кто первый раз совершил нарушение и не нанес ущерба.
    2. Штраф – это взимание с нарушителя денежных средств.

    Величина взыскания зависит от вида административного нарушения и не может быть выше:

    • для физических лиц не свыше 300 тыс. руб.;
    • для должностных лиц не свыше 1 млн. руб.;
    • для организаций 60 млн. руб. или может выражаться в кратной величине:
      • стоимости предмета;
      • сумме не уплаченных или подлежащих уплате налогов, сборов;
      • сумме выручки от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг;
      • начальной цене гражданско-правового договора;
      • сумме излишнего дохода либо убытков, которые лицо не получило используя инсайдерскую информацию;
      • незадекларированной сумме наличных денежных средств или финансовых инструментов.

    Кратность определена КоАП РФ.

    Штраф не может применяться к рядовому и сержантскому составу вооруженных сил, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

    Возможно, вас заинтересует ментальная карта “Взыскание алиментов на детей (через суд)”.

    Или узнайте ЗДЕСЬ о действиях при утрате паспорта.

    Это наказание не применяется к следующим лицам:

    • беременным женщинам;
    • инвалидам I и II групп;
    • лицам, проходящим военную службу или призванным на военные сборы;
    • имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.
  • Запрет на посещение стадионов в дни проведения соревнований. Это наказание назначает суд, длительность составляет от 6 месяцев до 7 лет.
  • Основное и дополнительное административное наказание

    Статьей 3.3 КоАП РФ предусмотрено, что за совершение нарушений назначаются основное или основное и дополнительное наказание.

    Следующие наказания могут применяться только в качестве основных:

    • предупреждение;
    • штраф;
    • лишение специального права, предоставленного лицу, за исключением права управления транспортным средством;
    • арест;
    • дисквалификация;
    • административное приостановление деятельности;
    • обязательные работы.

    Некоторые наказания могут применяться и как основные, и как дополнительные:

    • конфискация орудия совершения или предмета нарушения;
    • лишение специального права в виде права управления транспортным средством;
    • административное выдворение за пределы России иностранного гражданина или лица без гражданства;
    • административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

    Правила назначения административного наказания

    Наказание за административные нарушения может быть назначено только в тех границах, которые закреплены в конкретной норме Особенной части КоАП РФ.

    Например, в ст.5.61 КоАП РФ «Оскорбление», наказание для гражданина может быть от одной до трех тысяч рублей.

    При назначении виновному наказания учитываются обстоятельства, смягчающие ответственность, ст.4.2 КоАП РФ:

    • раскаяние виновного в нарушении;
    • добровольный отказ от противоправного поведения гражданином, виновным в нарушении;
    • добровольное сообщение лицом, совершившим административное нарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу о нарушении, о совершенном административном нарушении;
    • оказание лицом, совершившим нарушение содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
    • предотвращение нарушителем вредных последствий нарушения;
    • добровольное возмещение нарушителем, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
    • добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном нарушении лицом, совершившим нарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);
    • нарушение в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
    • нарушение, совершенное несовершеннолетним;
    • нарушение, совершенное беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

    Обстоятельства, отягчающие ответственность перечислены в статье 4.3 КоАП РФ:

    • продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
    • повторное однородное нарушение, то есть совершение нарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного нарушения;
    • вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного нарушения;
    • нарушение, совершенное группой лиц;
    • совершение нарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
    • совершение нарушения в состоянии опьянения.

    Если гражданин совершил два или более нарушения, то наказание назначается за каждое нарушение. В случае совершения одного нарушения содержащего составы двух и более статей, наказание назначается по более строгой статье.

    Если сравнивать степень тяжести административного наказания и уголовного, то за уголовное преступление наказание более тяжелое. Административное наказание носит предупредительный и материальный характер, в то время как уголовное – это кара за преступление.

    Читайте также:
    Дактилоскопическая экспертиза: кому нужна обязательно и как проводится

    Административные наказания ℹ понятие, виды, общая характеристика и классификация, основные меры и санкции, функции и цели назначения

    • Автострахование
    • Жилищные споры
    • Земельные споры
    • Административное право
    • Участие в долевом строительстве
    • Семейные споры
    • Гражданское право, ГК РФ
    • Защита прав потребителей
    • Трудовые споры, пенсии
    • Главная
    • Публикации и практика
    • Главная
    • Статьи и комментарии ПЦ “Логос”
    • Административное наказание по КоАП РФ. Понятие, виды, условия назначения
    1. Понятие административного наказания и условия его назначения
    2. Виды административных наказаний
    3. Административное наказание, применяемое к физическому лицу
    4. Административное наказание, применяемое к юридическому лицу
    5. Основные и дополнительные административные наказания
    6. Какие административные наказания вправе устанавливать субъекты Федерации?
    7. Назначение наказания, не предусмотренного санкцией статьи, либо ниже низшего предела КоАП РФ не допускается

    1. Понятие административного наказания и условия его назначения

    Административное наказание – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения; применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

    Исходя из данного определения административное наказание может назначаться при наличии следующих условий:

    1. мера ответственности устанавливается исключительно государством (КоАП РФ предусматривает возможность устанавливать меру административной ответственности как на федеральном, так и на региональном уровне (субъектами РФ в региональных законах), но в рамках, установленных федеральным законодательством);
    2. назначается только за совершение административного правонарушения. Перечисленные в ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ административные наказания применяются только к лицам, совершившим административные правонарушения. Совершение иных правонарушений и проступков (преступлений; гражданских правонарушений; дисциплинарных проступков; налоговых правонарушений, влекущих применение налоговых санкций) не может повлечь назначение административного наказания.
    3. назначение административного наказания должно преследовать цель предупредить совершение новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами;
    4. административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

    2. Виды административных наказаний

    Статья 3.2 КоАП РФ содержит закрытый перечень видов административных наказаний, назначаемых за совершение административного правонарушения, а также определяет основные условия их назначения. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

    • предупреждение;
    • административный штраф;
    • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
    • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
    • административный арест;
    • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
    • дисквалификация;
    • административное приостановление деятельности;
    • обязательные работы;
    • административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

    3. Административное наказание, применяемое к физическому лицу

    К физическим лицам может применяться любое из перечисленных в ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ административных наказаний. При этом административное наказание в виде административного приостановления деятельности применяется лишь в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

    4. Административное наказание, применяемое к юридическому лицу

    В отношении юридического лица могут применяться лишь следующие административные наказания:

    • предупреждение;
    • административный штраф;
    • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
    • административное приостановление деятельности.

    5. Основные и дополнительные административные наказания

    Статья 3.3 КоАП РФ устанавливает основные и дополнительные меры административной ответственности, а также порядок их назначения.

    К основным административным наказаниям относятся:

    • предупреждение;
    • административный штраф;
    • лишение специального права, предоставленного физическому лицу, за исключением права управления транспортным средством соответствующего вида;
    • административный арест;
    • дисквалификация;
    • административное приостановление деятельности;
    • обязательные работы.

    Данные административные наказания могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

    В качестве основных и дополнительных можно применять следующие виды мер административной ответственности:

    • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
    • лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида (лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида применяется в качестве дополнительного административного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 11.7.1, частями 1 и 2 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26, частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ);
    • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
    • административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

    Частью 3 статьи 3.3 КоАП РФ закреплено, что за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об административной ответственности. Данный принцип призван исключить возможность двойной ответственности за одно и то же правонарушение.

    Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 установлено, что при определении наказания за административное правонарушение необходимо учитывать положения ч. 3 ст. 3.3 КоАП РФ о допустимом сочетании видов административных наказаний за административное правонарушение, имея в виду, что за конкретное правонарушение может быть назначено только основное либо основное и одно из дополнительных наказаний, предусмотренных санкцией применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ. Исходя из этого в качестве основного может назначаться только одно из основных наказаний, указанных в санкции статьи, а дополнительное административное наказание не может назначаться самостоятельно.

    Читайте также:
    Внутришкольный учет: основания для постановки и как выйти из списка

    Кроме того, при применении указанных норм необходимо иметь в виду, что, если санкция статьи КоАП РФ предусматривает обязательное назначение дополнительного административного наказания наряду с основным, но при этом дополнительное наказание не может быть назначено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья вправе назначить лишь основное наказание.

    6. Какие административные наказания
    вправе устанавливать субъекты Федерации?

    Часть 3 ст. 3.2 КоАП РФ конкретизирует положения о разграничении предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ, с учетом того, что установление перечня видов административных наказаний и правил их применения относится к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях (п. 2 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ).

    Субъекты РФ при установлении региональных норм, назначающих меры административной ответственности, могут предусматривать в качестве таких мер только предупреждение и административный штраф. Соответственно, только Кодексом РФ об административных правонарушениях могут быть установлены все остальные виды административных наказаний

    7. Назначение наказания, не предусмотренного санкцией статьи,
    либо ниже низшего предела КоАП РФ не допускается

    В п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” указано, что при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя – физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 – 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное статьей 3.2 КоАП РФ.

    Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием..

    Административное наказание

    Понятие и цели административного наказания

    Административное наказание – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

    Признаки административного наказания:

    • фактическим основанием выступает административное правонарушение;
    • применяется специально уполномоченными субъектами;
    • реализуется в установленном процессуальном порядке;
    • применяется посредством соответствующих мер;
    • вызывает наступление определенных правоограничений;
    • применяется для достижения определенных целей.

    Цели административного наказания:

    1. специальное предупреждение (предупреждение совершения административных правонарушений самим правонарушителем);
    2. общее предупреждение (предупреждение совершения административных правонарушений другими лицами).

    Виды административных наказаний

    За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

    1. предупреждение;
    2. административный штраф;
    3. возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
    4. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
    5. лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
    6. административный арест;
    7. административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
    8. дисквалификация;
    9. административное приостановление деятельности.

    Дополнительные основания классификации административных наказаний.

    По юридическим свойствам: предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности. Эти наказания могут применяться только в качестве основных.

    Административные наказания, которые могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных: возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

    По уровню установления: устанавливаемые на федеральном уровне (все виды административных наказаний), устанавливаемые на уровне субъекта РФ (предупреждение, административный штраф).

    По характеру правоограничений: меры психического воздействия, устанавливаемые на федеральном уровне (все виды административных наказаний), меры имущественного характера (административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения), меры по ограничению отдельных субъективных прав (лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация), меры, оказывающие физическое воздействие (административный арест).

    По процессуальному порядку применения: меры, применяемые в административном (внесудебном) порядке (предупреждение, административный штраф) и оказывающие физическое воздействие (административный арест); меры, применяемые в судебном порядке (возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация).

    Читайте также:
    Политическая власть ℹ определение, виды, отличительные признаки, формы организации, источники, задачи, соотношение государственной и политической власти

    По характеру распространенности: меры, применяемые ко всем субъектам (предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения), меры, применяемые только к физическим лицам (лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация).

    Предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица (выносится в письменном виде).

    Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц – одного миллиона рублей, или может выражаться в величине, кратной:

    1. стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
    2. сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме неуплаченного административного штрафа;
    3. сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.

    Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов или таможенных пошлин, либо суммы незаконной валютной операции, либо суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо суммы денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.

    Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

    Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения – их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета (назначается судьей).

    Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения – принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей (назначается судьей).

    Лишение специального права – мера, применяемая к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, имеющему специальное право, грубо или систематически нарушающему порядок пользования этим правом в случаях, предусмотренных Особенной частью КоАП (назначаются судьей). Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.

    Виды специальных прав, которых может быть лишено лицо в порядке применения административного взыскания:

    1. право управления транспортным средством;
    2. право на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств;
    3. право охоты.

    Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции – до 30 суток (назначается судьей).

    Читайте также:
    Детская комната милиции - функции и как называется в 2021 году

    Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, – в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации (назначается судьей).

    Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ (назначается судьей).

    Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц и их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатация агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществление отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни и здоровья людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов, карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (налагается судьей).

    Назначение административного наказания

    Административное наказание назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность заданное административное правонарушение.

    Обстоятельства, учитываемые при назначении административного наказания физическому лицу:

    • характер совершенного административного правонарушения;
    • личность виновного;
    • имущественное положение виновного;
    • обстоятельства, смягчающие административную ответственность;
    • обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

    Обстоятельства, учитываемые при назначении административного наказания юридическому лицу:

    • характер совершенного административного правонарушения;
    • имущественное и финансовое положение юридического лица;
    • обстоятельства, смягчающие административную ответственность;
    • обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

    Обстоятельства, смягчающие административную ответственность:

    • раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
    • добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;
    • предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
    • совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
    • совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
    • совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

    Обстоятельства, отягчающие административную ответственность:

    • продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
    • повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
    • вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
    • совершение административного правонарушения группой лиц;
    • совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
    • совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

    Давность привлечения к административной ответственности:

    • не позднее двух месяцев со дня совершения (обнаружения длящегося) административного правонарушения;
    • не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства РФ об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, патентного, антимонопольного, бюджетного, валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, законодательства РФ об охране окружающей природной среды, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о государственном регулировании цен (тарифов), о рекламе, о лотереях, о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также за нарушение иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), о несостоятельности (банкротстве), о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных предприятий;
    • не позднее одного года со дня совершения (обнаружения длящегося) административного правонарушения, влекущего применение административного наказания в виде дисквалификации.

    Порядок исчисления срока давности привлечения к административной ответственности таков. Начало срока:

    • со дня совершения административного правонарушения;
    • со дня обнаружения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении);
    • со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении (в случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения при наличии в действиях лица признаков состава административного правонарушения).
    Читайте также:
    Можно ли бить детей - российские законы и комментарии к ним

    Окончание исчисления срока – с момента вынесения решения о назначении административного наказания.

    Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений:

    • при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение;
    • при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрены двумя и более статьями КоАП и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания. В этом случае административное наказание назначается с учетом следующих правил: 1) в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения; 2) в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа;
    • при определении административного наказания в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 4.4 КоАП могут быть назначены дополнительные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих санкций.

    Что такое санкции простыми словами

    Нарушение законодательных или общепринятых норм влечет для субъекта применение наказания. Меры воздействия на нарушителя принято называть санкциями. Они могут применяться и как показательные мероприятия, направленные на пресечение нарушений со стороны остальных субъектов правоотношений. Толкование термина «санкции» простыми словами — только на сервисе Brobank.ru.

    Что означает термин «санкции»

    Дословный перевод с латинского звучит как строжайшее постановление (sanctio). Санкция — это составная часть правовой нормы, применяемая к лицу, нарушившего установленное данной нормой правило. Юридическая природа санкций заключается в их карательном характере. Их вполне можно рассматривать как наказание определенного рода, которое применяется в отношении нарушителя.

    При этом наказание должно иметь юридически обоснованный механизм. О виде санкций, степени их строгости и особенностях применения, в правовом или ином акте должна указываться полная информация. Если подобной информации нет, то применение санкций рассматривается как отдельное правонарушение.

    Незнание нарушителя о возможности применения санкций, не освобождает его от ответственности. Санкции должны иметь законный характер, с применением только в соразмерном допущенному правонарушению виде.

    Каких видов бывают санкции

    Учитывая, что санкции обязательно должны иметь только законный характер, целесообразно называть их юридическим инструментом. В мировой практике санкции по праву считаются наиболее эффективным средством по пресечению правонарушений. Ничто так не останавливает потенциального нарушителя, как неотвратимость возможного наказания. Виды санкций:

    • Уголовно-правовые — лишение свободы, смертная казнь (с 1996 года в РФ на применение смертной казни наложен мораторий).
    • Административно-правовые — штраф, арест, выдворение за пределы государства, и прочие.
    • Дисциплинарно-правовые — применяются в корпоративной практике.
    • Имущественно-правовые — штраф, пеня, неустойка, взыскание имущества.
    • Международно-правовые — применяются к государству или группе государств мировым сообществом за нарушение международных договоров и соглашений.

    Еще один смысл понятия «санкция» заключается в предоставлении прав на проведение определенных мероприятий. К примеру, в уголовном процессе распространен термин «судебная санкция», дающий следователю право на применение в отношении подозреваемого мер уголовного преследования. Но в законодательных актах применяется словосочетание «постановление о разрешении» на проведение тех или иных мероприятий.

    Уголовно-правовые санкции

    В уголовном процессе санкции применяются а виде синонима термина «наказание». В большей степени они носят карательный характер. После доказанного факта совершения преступления, к обвиняемому применяются санкции — приговор суда, определяющий применение к обвиняемому наказания, предусмотренного Уголовным Кодексом РФ.

    Лишение свободы — пример наиболее суровой санкции по действующему законодательству РФ. С точки зрения теории уголовного права, норма права имеет следующую структуру: гипотеза, диспозиция, санкция. Их значения:

    • Гипотеза — предписания, согласно которым необходимо следовать определенным правилам.
    • Диспозиция — само правило, которому необходимо следовать.
    • Санкция — последствия несоблюдения норм, указанных в диспозиции.

    Для примера можно взять одну из самых «распространенных» статей Уголовного Кодекса РФ — кража (ст. 158 УК РФ). Гипотезой в данном случае является условие, в соответствии с которым ответственность за кражу наступает с 14-летнего возраста (ст. 20 УК РФ). Диспозиция — вменяемым лицам, достигшим 14-летнего возраста, запрещено совершать кражу. Санкция — наказание в виде 2 лет лишения свободы.

    В отличие от некоторых других отраслей, в уголовном праве гипотеза, диспозиция и санкция идут отдельно друг от друга. Гипотеза с диспозицией прописываются в общей части УК РФ, санкция — в особенной части.

    Читайте также:
    Вандализм: определение, примеры из реальной жизни, отличие от хулиганства, наказание

    Административно-правовые санкции

    Наряду с уголовным правом, в РФ действует еще одна правовая отрасль — административное право, которое предусматривает систему санкций за допущенное субъектом правонарушение. В отличие от уголовного права, в административном праве не используется термин «преступление». Здесь его принято заменять на понятие «правонарушение».

    Наиболее распространенным видом санкций в административном праве является штраф — денежная выплата, поступающая в бюджет Российской Федерации. Исчерпывающий перечень санкций указан в ст. 3.2 КоАП РФ. В их числе:

    • Предупреждение.
    • Административный штраф.
    • Изъятие предмета, при помощи которого было совершено административное правонарушение.
    • Лишение специального права.
    • Принудительное выдворение за пределы РФ — применяется в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства.
    • Дисквалификация и приостановление деятельности.
    • Административный арест.
    • Запрет на посещение мест проведения спортивных мероприятий — санкция введена в преддверии проведения Чемпионата Мира по футболу в России летом 2018 года.

    В большей степени перечисленные виды наказаний распространяются на физических лиц. Также в статье указаны санкции, применяемые в отношении и юридических лиц. Пункты 3-11 указанной статьи предусматриваются только КоАП РФ.

    Дисциплинарно-правовые санкции

    Система наказаний предусматривается в корпоративной практике. В трудовом праве нарушение дисциплины принято называть проступком. Под данный термин подпадают нарушения как норм трудового кодекса, так и условий трудового договора между работником и работодателем. Санкции, применяемые в отношении нарушителя называются дисциплинарными взысканиями. Они бывают следующих видов:

    • Замечание.
    • Выговор.
    • Увольнение в связи с соответствующими основаниями.

    Как и в остальных отраслях права, в трудовом законодательстве обязательным условием применения дисциплинарного взыскания является его соразмерность с допущенным проступком. Если закон указывает на замечание или выговор по определенным основаниям, то более суровая санкция в виде увольнения применяться не должна. В противном случае работодатель может быть подвергнут административному наказанию.

    Имущественно-правовые санкции

    Данный вид санкций применяется в договорных отношениях. Если одна сторона соглашения не выполняет или нарушает указанные в нем условия, то вторая сторона получает правовые основания на применение в отношении контрагента санкций. Классическим примером применения санкций по договору является несоблюдение заемщиком условий кредитного договора. Как правило, наблюдается следующая схема:

    1. Клиент нарушает график внесения платежей по кредиту.
    2. Руководствуясь условиями договора, кредитная организация начисляет на сумму основного долга штрафные проценты.

    В данном случае санкцией признается начисление штрафных процентов. Тем самым, банк наказывает заемщика за неисполнение условий кредитного договора. Все остальные меры, такие как пеня, привлечение третьих лиц (коллекторских агентств), взыскание долга через суд, подпадают под систему санкций в отношении заемщика. Соответственно, и здесь термин предполагает для субъекта наступление негативных последствий.

    Международно-правовые санкции

    Термин приобрел большую «популярность» благодаря тому, что в марте 2014 года Российская Федерация, вразрез с международными нормами, присоединила к своей территории бОльшую часть Крымского полуострова.

    Действия РФ на территории суверенной Украины были признаны мировым сообществом аннексией — военным (насильственным) присоединением одним государством части другого независимого государства. По этой причине в отношении России был применен ряд экономических санкций.

    В международном праве под экономическими санкциями понимается система мер запретительного характера, блокирующих выход государства на определенные части мирового рынка. В другой интерпретации данные меры можно называть разновидностью экономической блокады со стороны группы государств, ведущих активную внешнюю политику.

    Применяться они могут как к одной стране, так и сразу к нескольким. При этом, санкциям подвергается не только страна-нарушитель, но и государства, признающие ее действия законными и не противоречащими нормам международного права. По этой причине действия РФ не поддерживаются ни одним развитым государством.

    Источники информации:

    • Информация из свободной энциклопедии — ссылка.

    Ирина Русанова – высшее образование в Международном Восточно-Европейском Университете по направлению “Банковское дело”. С отличием окончила Российский экономический институт имени Г.В. Плеханова по профилю “Финансы и кредит”. Десятилетний опыт работы в ведущих банках России: Альфа-Банк, Ренессанс Кредит, Хоум Кредит Банк, Дельта Кредит, АТБ, Связной (закрылся). Является аналитиком и экспертом сервиса Бробанк по банковской деятельности и финансовой стабильности. rusanova@brobank.ru

    Комментарии: 1

    Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:

    Административное наказание, понятие, виды и характеристика

    Административное наказание является превентивной мерой и имеет преимущественно профилактические цели и, по наше­му мнению, раннее используемый термин « административное взыскание» больше отвечал своему предназначению.

    Эффективность юрисдикционной деятельности при рассмот­рении дел об административных правонарушениях и индиви­дуальных административных дел невозможна без правовой характеристики самого административного наказания и опре­деления порядка его наложения.

    Читайте также:
    Конституция РФ ✒ определение, история создания и особенности принятия правового акта, основные положения и структура последней редакции, принципы, ограничения

    Административное наказание– это мера юридической от­ветственности, назначаемая государством или от имени госу­дарства за совершенное административное правонарушение, которое применяется, прежде всего, в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе со-

    блюдения законов и уважения прав и свобод других лиц и правопорядка в целом. Оно выполняет также функцию пре­дупреждения совершения правонарушения как лицом, привле­кающимся к административной ответственности, так и други­ми лицами.

    Цель административного наказания определена ст. 3.1. КоАП РФ.

    Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совер­шившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. Эта особенность основана на конституционном положении, закрепленном в части 2 ст. 21 Конституции РФ.

    Федеральным законодательством установлен исчерпы­вающий перечень видов административных наказаний(ст. 3.2).

    1. За совершение административных правонарушений мо­гут устанавливаться и применяться следующие администра­тивные наказания:

    2) административный штраф;

    3) возмездное изъятие орудия совершения или предме­та административного правонарушения;

    4) конфискация орудия совершения или предмета ад­министративного правонарушения;

    5) лишение специального права, предоставленного фи­зическому лицу;

    6) административный арест;

    7) административное выдворение за пределы Российс­кой Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

    2. В отношении юридического лица могут применяться ад­министративные наказания, перечисленные в пунктах 1—4 части 1 настоящей статьи.

    3. Административные наказания, перечисленные в пунк­тах 3—8 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только настоящим Кодексом.

    Законодательством (статья 3.3) определены также основ­ные и дополнительные административные наказания

    1. Предупреждение, административный штраф, администра­тивный арест и дисквалификация могут устанавливаться и при-

    меняться только в качестве основных административных взыс­каний.

    2. Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием со­вершения или предметом административного правонаруше­ния, конфискация предмета, явившегося орудием соверше­ния или непосредственным объектом административного пра­вонарушения, лишение специального права, предоставленно­го физическому лицу, совершившему административное пра­вонарушение, а также административное выдворение за пре­делы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного админист­ративного наказания.

    3. За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное админи­стративное наказание из наказаний, указанных в санкции при­меняемой статьи Особенной части настоящего Кодекса или за­кона субъекта Российской Федерации об административной ответственности.

    1. Предупреждение— это мера административного наказа­ния, выраженная в официальном порицании физического или юри­дического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

    2. Административный штраф является денежным взыска­нием и может выражаться в величине, кратной:

    1) минимальному размеру оплаты труда (без учета рай­онных коэффициентов) установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения адми­нистративного правонарушения (далее — мини­мальный размер оплаты труда);

    2) стоимости предмета административного правонару­шения на момент окончания или пресечения адми­нистративного правонарушения;

    3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения адми­нистративного правонарушения, либо сумме незакон­ной валютной операции.

    Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда (МРОТ).

    Размер административного штрафа, налагаемого на граж­дан и исчисляемого исходя из МРОТ, не может превышать двадцать пять МРОТ, на должностных лиц — пятидесяти МРОТ, на юридических лиц – одну тысячу МРОТ.

    Административный штраф за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, террито­риальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, антимонопольно­го, таможенного, валютного законодательства Российской Фе­дерации, а также законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, о рекламе, об охране окружающей природной среды, о государственном регулировании производ­ства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодер­жащей продукции, налагаемый на должностных и юридиче­ских лиц, может быть установлен с превышением размеров, указанных в абзаце первом настоящей части, но не может пре­вышать для должностных лиц — двести МРОТ, для юридичес­ких лиц — пять тысяч МРОТ

    Размер административного штрафа, исчисляемого исхо­дя из стоимости предмета административного правонаруше­ния, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сбо­ров, не может превышать трехкратный размер стоимости соответствующего предмета,суммы неуплаченных налогов, сборов.

    3. Возмездным изъятием орудия совершения или предмета административного правонарушения является их принудите­льное изъятие и последующая реализация с передачей бывше­му собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Возмездное изъятие назнача­ется судьей. Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболов­ства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию (ст. 3.6).

    4. Конфискацией орудия совершения или предмета адми­нистративного правонарушения является принудительное без­возмездное обращение в федеральную собственность или в соб­ственность субъекта Российской Федерации не изъятых из обо­рота вещей. Конфискация назначается судьей.

    Читайте также:
    Комендантский час в России: что это такое и на кого распространяется запрет

    Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и дру­гих дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к суще­ствованию.

    Не является конфискацией изъятие из незаконного вла­дения лица, совершившего административное правонару-

    шение, орудия совершения или предмета административ­ного правонарушения: подлежащих в соответствии с феде­ральным законом возвращению их законному собственни­ку; изъятых из оборота либо находившихся в противоправ­ном владении лица, совершившего административное пра­вонарушение, по иным причинам и на этом основании под­лежащих обращению в собственность государства или унич­тожению (ст. 3.7).

    5. Лишение специального права, предоставленного физи­ческому лицу, совершившему административное правонаруше­ние в соответствии с законом.

    Лишение специального права назначается судьей.

    Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет.

    Лишение специального права в виде права управления транс­портным средством не может применяться к лицу, которое по­льзуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установлен­ном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в наруше­ние установленных правил места дорожно-транспортного про­исшествия, участником которого он являлся

    Лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

    6. Административный арест заключается в содержании на­рушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований ре­жима чрезвычайного положения или режима в зоне проведе­ния контртеррористической операции до тридцати суток. Ад­министративный арест назначается судьей. Порядок отбыва­ния административного ареста регламентирован постановле­нием Правительства РФ от 2.10.2002 г. № 2-П.

    Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды админи­стративных правонарушений и не может применяться к бере­менным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадца­ти лет, инвалидам I и II групп.

    Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

    7. Административное выдворение за пределы РФ иностран­ных граждан или лиц без гражданства заключается в прину­дительном и контролируемом перемещении указанных граж­дан и лиц через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граж­дан и лиц без гражданства из РФ.

    Административное выдворение за пределы РФ как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в РФ — соответствующими должностными лицами (ст. 3.10).

    8. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнитель­ном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предприни­мательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Админист­ративное наказание в виде дисквалификации назначается су­дьей.

    Дисквалификация устанавливается на срок от шести меся­цев до трех лет.

    Дисквалификация может быть применена к лицам, осуще­ствляющим организационно-распорядительные или администра­тивно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридичес­кого лица, в том числе к арбитражным управляющим (3.10).

    Административные наказания имеют наибольшее сходство с мерами административного пресечения, так как их объеди­няет общность оснований применения мер принуждения — это наличие административного правонарушения, а также общая цель применяемых мер принуждения – предупреждение но­вых правонарушений.

    Однако меры административного пресечения не являются мерами наказания и направлены, прежде всего, на прекраще­ние административного правонарушения и возможного при­влечения нарушителя к ответственности в соответствии с ха­рактером совершенного им правонарушения. Меры админист-

    ративного пресечения чаще всего предшествуют применению меры административного наказания.

    Административные наказания выражаются обычно в мо­ральном или материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые административные наказания сочетают в себе од­новременно как моральное осуждение, так и материальное воз­действие, а также временное ограничение прав и свобод нару­шителя (например, административный арест, лишение специ­альных прав).

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: