Образ Печорина в романе Герой нашего времени, портрет, происхождение

Образ Печорина в романе Герой нашего времени характеристика по главам

Образ Георгия Александровича Печорина в романе «Герой нашего времени», написанном Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1838-1840 годах, представляет собой совершенно новый типаж главного героя.

В основу романа легли личные наблюдения автора за изменением менталитета в те года. В данном сочинении-эссе будет проведён анализ этого нестандартного для русской литературы персонажа.

  1. Кто такой Печорин
  2. Характеристика Печорина по главам в романе
  3. Описание внешности Печорина
  4. Сколько лет Печорину
  5. Происхождение и общественное положение Печорина
  6. Детство Печорина
  7. Воспитание Печорина
  8. Образование Печорина
  9. Смерть Печорина в романе Герой нашего времени
  10. Заключение

Кто такой Печорин

Главный герой романа является молодым человеком, представителем высшего общества.

Георгий Александрович образован и умён, смел, решителен, умеет производить впечатление, особенно на дам, и утомлён жизнью.

Богатый и не самый счастливый жизненный опыт приводит его к разочарованию и потере интереса к чему-либо.

Всё в жизни герою приедается: земные удовольствия, высший свет, любовь красавиц, наука – всё, по его мнению, происходит по одним и тем же схемам, однообразно и пусто.

Герой определенно является скептиком, однако нельзя сказать, что ему чужды чувства. Георгий Александрович обладает высокомерием и самолюбием (хотя самокритичен), питает привязанность к своему единственному товарищу, доктору Вернеру, также ему доставляет удовольствие манипуляция людьми и их страдания как следствие.

Для всех окружающих герой непонятен, а потому его часто называют странным. Печорин неоднократно подтверждает противоречивость своего характера.

Эта противоречивость рождена борьбой разума и чувств внутри него, наиболее ярким её примером является его любовь к Вере, которую Георгий осознает слишком поздно. Итак, рассмотрим этого героя в действии через краткую характеристику по главам.

Характеристика Печорина по главам в романе

В первой главе «Бэла» повествование ведётся от имени старого знакомого Печорина, офицера Максима Максимыча.

В этой части герой проявляет себя как безнравственный человек, играющий с судьбами других. Печорин соблазняет и похищает дочь местного князя, попутно своровав у влюблённого в неё Казбича коня.

Спустя некоторое время, Бэла наскучивает Печорину, молодой человек разбивает девушке сердце. В конце главы её убивает из мести Казбич, а помогающий в преступлениях Печорину Азамат навсегда изгоняется из семьи. Сам Георгий Александрович лишь продолжает своё странствие, не чувствуя вины за произошедшее.

Повествование последующей главы «Максим Максимыч» ведёт некий штабс-капитан. Будучи знакомым с Максимом Максимычем, рассказчик случайно становится свидетелем его встречи с Печориным. И снова герой проявляет своё равнодушие: совершенно холоден юноша к своему старому товарищу, с которым не виделся многие годы.

«Тамань» третья повесть в романе, представляющая собой уже записки в дневнике самого Печорина. В ней по воле судьбы молодой человек становится свидетелем контрабандистской деятельности. Девушка, участвующая в преступлении, заигрывала с Печориным, чтобы «убрать» его.

В эпизоде попытки утопления Печорина мы видим его отчаянную борьбу за жизнь, которая всё-таки ему дорога. Однако и в этой главе герой по-прежнему равнодушен к людям и их судьбам, которые в этот раз испорчены его невольным вмешательством.

В главе «Княжна Мери» главный герой раскрывается более подробно и разносторонне. Мы видим такие качества, как коварство и расчетливость в построении планов по соблазнению княжны Мери и дуэли с Грушницким.

Печорин играет с их жизнями в своё удовольствие, ломая их: Мэри остаётся несчастной девушкой с разбитым сердцем, а Грушницкий погибает в дуэли.

Георгий холоден в отношении всех людей в этом светском обществе, кроме своей давней знакомой Веры.

Некогда у них был мимолётный роман, но при новой встрече их чувства обретают вторую жизнь. Георгий и Вера тайно встречаются, однако её муж, узнав о наличии любовника, решает увезти её из города. Это событие заставляет молодого человека осознать, что Вера – любовь его жизни.

Георгий бросается вдогонку, но оказывается слишком поздно. В этом эпизоде главный герой раскрывается с совершенно новой стороны: как бы юноша ни был холоден и циничен, он тоже человек, даже его не может обойти стороной это сильнейшее чувство.

В последней части «Фаталист» герой показывается потерявшим малейший интерес к жизни и даже ищущим собственной смерти. В эпизоде спора с казаками за картами читатель видит некую мистическую связь Печорина с фатумом: Георгий и раньше предвидел события в жизни людей, а в этот рез предугадал смерть поручика Вулича.

Создаётся некое впечатление, будто молодой человек всё уже познал в этой жизни, которой ему теперь не жалко. Георгий произносит о себе следующие слова: «И, может быть, я завтра умру! … и не останется на земле ни одного существа, которое поняло бы меня совершенно».

Описание внешности Печорина

Георгий Александрович обладает достаточно привлекательной внешностью. У героя стройное крепкое телосложение при среднем росте.

Георгий обладает белокурыми волосами, нежной бледно-аристократической кожей, но тёмными усами и бровями. Одевался молодой человек по моде, выглядел ухоженно, однако ходил небрежно и лениво.

Из множества цитат, описывающих его внешность, наиболее выразительна о его глазах, которые «не смеялись, когда он смеялся! &lt,&gt, Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти».

Его взгляд всегда оставался спокойным, лишь иногда выражая некий вызов, наглость.

Сколько лет Печорину

На момент действий в главе «Княжна Мэри» ему около двадцати пяти лет. Погибает Георгий в возрасте около тридцати лет, то есть ещё молодым.

Происхождение и общественное положение Печорина

Главный персонаж романа имеет дворянское происхождение, родился и вырос в Санкт-Петербурге.

Всю свою жизнь Георгий относился к высшим слоям общества, поскольку являлся потомственным богатым помещиком.

На протяжении всего произведения читатель может наблюдать, что герой является военнослужащим и носит военное звание прапорщика.

Детство Печорина

Узнав о детстве главного героя, его жизненный путь становится понятным. Будучи маленьким мальчиком, в нём пресекались лучшие стремления его души: во-первых, того требовало аристократическое воспитание, во-вторых, его не понимали, герой с детства был одинок.

Подробнее о том, как происходила эволюция доброго мальчика в безнравственную социальную единицу, показано в таблице с цитатой самого Печорина:

Воспитание Печорина

Георгий Александрович получил исключительно светское воспитание.

Юноша умело говорит по-французски, танцует, умеет держаться в обществе, однако книг много не читал, да и свет ему скоро надоедает.

Большой роли родители в его жизни не играли.

По молодости герой пустился во все тяжкие: спускал большие деньги на развлечения и удовольствия, однако и это разочаровало его.

Образование Печорина

Об образовании главного героя романа мало, что известно. Читателю даётся понять, что он увлекался науками некоторое время, но и к ним потерял интерес, счастья они не приносят. После этого Георгий занялся имеющим популярность в обществе военным делом, которое также скоро ему наскучило.

Смерть Печорина в романе Герой нашего времени

О смерти героя читатель узнаёт из предисловия к его дневнику. Причина смерти остаётся нераскрытой. Известно лишь, что это произошло с ним по пути из Персии, когда ему было около тридцати лет.

Читайте также:
Загадки про космос - стихотворные и ребусы для детей с ответами

Заключение

В данной работе мы кратко рассмотрели образ главного персонажа романа «Герой нашего времени». Характер и отношение к жизни героя остаются непонятными для читателя вплоть до эпизода, когда Печорин рассказывает о своём детстве.

Виной того, что герой стал «нравственным калекой» является воспитание, ущерб от которого сказался не только на его жизни, но и на судьбах людей, которым тот причинил боль.

Однако, каким бы жестокосердным ни был человек, ему не избежать настоящей любви. К сожалению, Печорин слишком поздно осознаёт её. Это разочарование оборачивается потерей последней надежды на нормальную жизнь и счастье героя.

Образ был создан М. Ю. Лермонтовым, чтобы показать потерю нравственных ориентиров поколения 30-х годов девятнадцатого века.

Показанный автором персонаж является примером человека, который никогда не обретёт своего счастья, поскольку оно заключается не в равнодушии и разрушении, а в созидании, любви и гармонии с миром.

Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» — характеристика по главам

Образ Григория Александровича Печорина в романе «Герой нашего времени», написанном Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1838-1840 годах, представляет собой совершенно новый типаж главного героя.

В основу романа легли личные наблюдения автора за изменением менталитета в те года. В данном сочинении-эссе будет проведён анализ этого нестандартного для русской литературы персонажа.

Кто такой Печорин

Главный герой романа является молодым человеком, представителем высшего общества.

Григорий Александрович образован и умён, смел, решителен, умеет производить впечатление, особенно на дам, и… утомлён жизнью.

Богатый и не самый счастливый жизненный опыт приводит его к разочарованию и потере интереса к чему-либо.

Всё в жизни герою приедается: земные удовольствия, высший свет, любовь красавиц, наука – всё, по его мнению, происходит по одним и тем же схемам, однообразно и пусто.

Герой определенно является скептиком, однако нельзя сказать, что ему чужды чувства. Григорий Александрович обладает высокомерием и самолюбием (хотя самокритичен), питает привязанность к своему единственному товарищу, доктору Вернеру, также ему доставляет удовольствие манипуляция людьми и их страдания как следствие.

Для всех окружающих герой непонятен, а потому его часто называют странным. Печорин неоднократно подтверждает противоречивость своего характера.

Эта противоречивость рождена борьбой разума и чувств внутри него, наиболее ярким её примером является его любовь к Вере, которую Григорий осознает слишком поздно. Итак, рассмотрим этого героя в действии через краткую характеристику по главам.

Характеристика Печорина по главам в романе

В первой главе «Бэла» повествование ведётся от имени старого знакомого Печорина, офицера Максима Максимыча.

В этой части герой проявляет себя как безнравственный человек, играющий с судьбами других. Печорин соблазняет и похищает дочь местного князя, попутно своровав у влюблённого в неё Казбича коня.

Спустя некоторое время, Бэла наскучивает Печорину, молодой человек разбивает девушке сердце. В конце главы её убивает из мести Казбич, а помогающий в преступлениях Печорину Азамат навсегда изгоняется из семьи. Сам Григорий Александрович лишь продолжает своё странствие, не чувствуя вины за произошедшее.

Повествование последующей главы «Максим Максимыч» ведёт некий штабс-капитан. Будучи знакомым с Максимом Максимычем, рассказчик случайно становится свидетелем его встречи с Печориным. И снова герой проявляет своё равнодушие: совершенно холоден юноша к своему старому товарищу, с которым не виделся многие годы.

«Тамань» — третья повесть в романе, представляющая собой уже записки в дневнике самого Печорина. В ней по воле судьбы молодой человек становится свидетелем контрабандистской деятельности. Девушка, участвующая в преступлении, заигрывала с Печориным, чтобы «убрать» его.

В эпизоде попытки утопления Печорина мы видим его отчаянную борьбу за жизнь, которая всё-таки ему дорога. Однако и в этой главе герой по-прежнему равнодушен к людям и их судьбам, которые в этот раз испорчены его невольным вмешательством.

В главе «Княжна Мери» главный герой раскрывается более подробно и разносторонне. Мы видим такие качества, как коварство и расчетливость в построении планов по соблазнению княжны Мери и дуэли с Грушницким.

Печорин играет с их жизнями в своё удовольствие, ломая их: Мэри остаётся несчастной девушкой с разбитым сердцем, а Грушницкий погибает в дуэли.

Григорий холоден в отношении всех людей в этом светском обществе, кроме своей давней знакомой Веры.

Некогда у них был мимолётный роман, но при новой встрече их чувства обретают вторую жизнь. Григорий и Вера тайно встречаются, однако её муж, узнав о наличии любовника, решает увезти её из города. Это событие заставляет молодого человека осознать, что Вера – любовь его жизни.

Григорий бросается вдогонку, но оказывается слишком поздно. В этом эпизоде главный герой раскрывается с совершенно новой стороны: как бы юноша ни был холоден и циничен, он тоже человек, даже его не может обойти стороной это сильнейшее чувство.

В последней части «Фаталист» герой показывается потерявшим малейший интерес к жизни и даже ищущим собственной смерти. В эпизоде спора с казаками за картами читатель видит некую мистическую связь Печорина с фатумом: Григорий и раньше предвидел события в жизни людей, а в этот рез предугадал смерть поручика Вулича.

Создаётся некое впечатление, будто молодой человек всё уже познал в этой жизни, которой ему теперь не жалко. Григорий произносит о себе следующие слова: «И, может быть, я завтра умру! … и не останется на земле ни одного существа, которое поняло бы меня совершенно».

Описание внешности Печорина

Григорий Александрович обладает достаточно привлекательной внешностью. У героя стройное крепкое телосложение при среднем росте.

Григорий обладает белокурыми волосами, нежной бледно-аристократической кожей, но тёмными усами и бровями. Одевался молодой человек по моде, выглядел ухоженно, однако ходил небрежно и лениво.

Из множества цитат, описывающих его внешность, наиболее выразительна о его глазах, которые «не смеялись, когда он смеялся! Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти».

Его взгляд всегда оставался спокойным, лишь иногда выражая некий вызов, наглость.

Сколько лет Печорину

На момент действий в главе «Княжна Мэри» ему около двадцати пяти лет. Погибает Григорий в возрасте около тридцати лет, то есть ещё молодым.

Происхождение и общественное положение Печорина

Главный персонаж романа имеет дворянское происхождение, родился и вырос в Санкт-Петербурге.

Всю свою жизнь Григорий относился к высшим слоям общества, поскольку являлся потомственным богатым помещиком.

На протяжении всего произведения читатель может наблюдать, что герой является военнослужащим и носит военное звание прапорщика.

Детство Печорина

Узнав о детстве главного героя, его жизненный путь становится понятным. Будучи маленьким мальчиком, в нём пресекались лучшие стремления его души: во-первых, того требовало аристократическое воспитание, во-вторых, его не понимали, герой с детства был одинок.

Подробнее о том, как происходила эволюция доброго мальчика в безнравственную социальную единицу, показано в таблице с цитатой самого Печорина:

Читайте также:
Дуэль Безухова и Долохова в романе Война и мир - анализ эпизода

Воспитание Печорина

Григорий Александрович получил исключительно светское воспитание.

Юноша умело говорит по-французски, танцует, умеет держаться в обществе, однако книг много не читал, да и свет ему скоро надоедает.

Большой роли родители в его жизни не играли.

По молодости герой пустился во все тяжкие: спускал большие деньги на развлечения и удовольствия, однако и это разочаровало его.

Образование Печорина

Об образовании главного героя романа мало, что известно. Читателю даётся понять, что он увлекался науками некоторое время, но и к ним потерял интерес, счастья они не приносят. После этого Григорий занялся имеющим популярность в обществе военным делом, которое также скоро ему наскучило.

Смерть Печорина в романе «Герой нашего времени»

О смерти героя читатель узнаёт из предисловия к его дневнику. Причина смерти остаётся нераскрытой. Известно лишь, что это произошло с ним по пути из Персии, когда ему было около тридцати лет.

Заключение

В данной работе мы кратко рассмотрели образ главного персонажа романа «Герой нашего времени». Характер и отношение к жизни героя остаются непонятными для читателя вплоть до эпизода, когда Печорин рассказывает о своём детстве.

Виной того, что герой стал «нравственным калекой» является воспитание, ущерб от которого сказался не только на его жизни, но и на судьбах людей, которым тот причинил боль.

Однако, каким бы жестокосердным ни был человек, ему не избежать настоящей любви. К сожалению, Печорин слишком поздно осознаёт её. Это разочарование оборачивается потерей последней надежды на нормальную жизнь и счастье героя.

Образ был создан М. Ю. Лермонтовым, чтобы показать потерю нравственных ориентиров поколения 30-х годов девятнадцатого века.

Показанный автором персонаж является примером человека, который никогда не обретёт своего счастья, поскольку оно заключается не в равнодушии и разрушении, а в созидании, любви и гармонии с миром.

Образ Печорина в романе «Герой нашего времени»: сочинение

Образ Печорина занимает особое место в литературе XIX века. Это сложный персонаж, который вызывает у читателя противоречивые эмоции. В школьную программу входит сочинение по «Герою нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова. Развернутая характеристика Печорина важна для того, чтобы понять и проанализировать это выдающееся произведение.

Образ Печорина: характеристика, цитаты

Действие романа происходит в 30-е годы XIX века. Это период политической реакции, которая наступила в России после подавления восстания декабристов. Создавая сочинение «Герой нашего времени», Михаил Юрьевич Лермонтов изобразил собирательный портрет молодых людей с общими чертами характера.

Эти «герои нашего времени» впоследствии не раз будут появляться в литературных произведениях. Им свойственно:

  1. Хорошее образование и положение в обществе.
  2. Склонность к критическому мышлению, скептицизм, отрицание традиционных ценностей.
  3. Ощущение потерянности, невозможности реализоваться в общественной и профессиональной деятельности.
  4. Чувство неудовлетворенности жизнью, склонность к эпатажному поведению.
  5. Пренебрежение общественными нормами и чувство собственного превосходства.

Ораторское искусство: книги по риторике и культуре речи

Для подобных персонажей в литературе подобрали термин «лишние люди». Они не вписываются в объективную реальность и прожигают жизнь, изнемогая то от скуки, то от тоски по несбыточному. При этом на ходу умудряются ломать судьбы окружающих в силу эгоизма и чрезмерной концентрации на собственной персоне.

Ярким представителем этого типажа является пушкинский Евгений Онегин, параллель с образом которого ощущаются в романе Лермонтова. Но если Онегин после всего содеянного явно терзается, вызывая долю сочувствия, то совсем иная реакция возникает при взгляде на образ Печорина. Сочинение Лермонтова по сей день вызывает неоднозначную оценку читателей и самые разные отзывы критиков.

Сравнивая Онегина и образ Печорина, кратко и емко высказался критик Николай Гаврилович Чернышевский:

«Премудрый пескарь» кратко: содержание и анализ

Печорин — человек совершенно другого характера и другой степени развития. У него душа действительно очень сильная, жаждущая страсти; воля у него действительно твердая, способная к энергической деятельности, но он заботился только лично о самом себе. Никакие общие вопросы его не занимали.

Фото: wikimedia.org: UGC

«Герой нашего времени» — сочинение на злобу дня. Образ Печорина в романе, словно кривое зеркало, в утрированной форме отражает пороки, свойственные современникам писателя. Но для таких персонажей, как Печорин, характеристика не может быть однозначной.

Роман написан в необычной форме. Он состоит из нескольких частей, которые изложены с нарушением хронологической последовательности. Таким образом автор постепенно раскрывает многогранный и сложный образ Печорина. Кратко изложенная структура романа выглядит так:

«Герой нашего времени»: краткое содержание и анализ

  • «Бэла». Читатель узнает историю из жизни Печорина, рассказанную бывшим сослуживцем. Первое впечатление о персонаже складывается как о жестоком и эгоистичном человеке, из-за прихоти которого произошла трагедия.
  • «Максим Максимыч». В этой части герой появляется лично и своим поведением демонстрирует пренебрежительное отношение к окружающим. Он отказывается встретиться со старым другом-сослуживцем и уделить ему внимание, чем сильно расстраивает пожилого человека, умеющего видеть в нем доброе.
  • «Тамань». Показан небольшой эпизод, во время которого Печорин вновь рушит жизнь людей, рядом с которыми случайно оказался. Хотя речь идет о контрабандистах, в этот раз он искренне сожалеет о причиненных неприятностях.
  • «Княжна Мэри». Здесь в полной мере раскрывается темная сторона персонажа. В силу нездорового честолюбия Печорин играет чувствами других людей и создает конфликтную ситуацию. В итоге вновь кровавая развязка — на дуэли он убивает друга, параллельно разрушив семью бывшей возлюбленной.
  • «Фаталист». В финальной части краеугольным камнем становится философский вопрос о роли выбора и том, насколько человек в силах повлиять на свою судьбу.

«Шинель»: краткое содержание и анализ произведения

Если оценивать лишь внешнюю сторону, анализ Печорина и его поступков приведет к выводу о том, что это жестокий, беспринципный, лишенный чувств и совести человек. Но этот образ намного сложнее, что блестяще изобразил Лермонтов.

Фото: wikimedia.org: UGC

«Герой нашего времени» — первый в русской литературе лирико-психологический роман. В нем через призму рефлексий и самоанализа героя раскрываются черты, свойственные человеческой натуре вне зависимости от времени.

Портрет Печорина формируется постепенно, частично складываясь из того, что говорят другие герои:

Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; … Да-с, с большими был странностями, и, должно быть, богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц.

«Преступление и наказание»: краткое содержание и анализ

Я, знаете, больше для приличия хотел утешить его, начал говорить; он поднял голову и засмеялся… У меня мороз пробежал по коже от этого смеха…

Неоднозначную натуру хорошо описывают цитаты, в которых Печорин сам рассказывает о себе и своем прошлом:

Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть.

«Мертвые души»: краткое содержание и анализ произведения

Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать.

Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она, как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца, его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить по дороге: авось, кто-нибудь поднимет!

Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, — тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины.

«Собачье сердце»: краткое содержание повести по главам

Читайте также:
Характеристика Грушницкого в романе Герой нашего времени

Фото: wikimedia.org: UGC

Краски в описание Печорина привносят детали. Благодаря им становится ясно, что за нарочитым цинизмом и жестокостью скрываются истинные чувства, которые ранят героя. Он находит спасение от внутренней пустоты и боли в саморазрушении, при этом не оставляя камня на камне от жизни тех, кого встречает на пути.

Одним их первых положительные черты в этом сложном и поначалу отталкивающем образе разглядел критик Белинский. Проводя анализ Печорина, он нашел подтверждение внутреннего благородства героя и силы его характера. Неблаговидные поступки он объяснил особенностями эпохи и жизненными обстоятельствами.

Анализируя образ Печорина в романе «Герой нашего времени», важно уделить внимание внутренним мотивам героя и тому, как беспристрастно он сам себя оценивает. Его нарочитое безразличие к чувствам других отчасти является защитным барьером и попыткой сбежать от своих страхов и демонов, спрятавшись за ледяной маской сарказма.

«Шинель»: краткое содержание повести Гоголя

Сочинение на тему: «Образ Печорина»

Предлагаем изучить сочинение на тему «Образ Печорина», в основе которого характеристика главного героя:

«Герой нашего времени» — одно из главных произведений Михаила Юрьевича Лермонтова. В нем автор поднимает вопросы, актуальные для поколения мрачного десятилетия — периода после восстания декабристов. Это время породило так называемых «лишних людей», которые не нашли свое призвание и не смогли реализоваться в жизни.

Выстроив повествование в нелинейной структуре, автор постепенно раскрывает многогранную личность главного героя. Уделяя значительное внимание эмоциональной стороне и размышлениям персонажа, Лермонтов создал первый в русской прозе психологический роман.

Главный герой — Григорий Печорин — разочарованный в жизни, циничный молодой дворянин. Он живет одним днем, искушая судьбу и пробуя себя на прочность. Но ничто не приносит радости и не увлекает по-настоящему — жизнь протекает в хандре и тягостных мыслях.

Магжан Жумабаев: творчество и наследие

Фото: wikimedia.org: UGC

Печорин живет без любви и стремлений, ему наскучил мир. На все и всех он смотрит с презрением, а в первую очередь — на самого себя. Печорин уверен, что его жизнь не имеет смысла и ценности, а смерть ни для кого не станет утратой.

Состояние героя — результат разбитых надежд и неоправданных стремлений. О его прошлом практически ничего не известно, но в ходе романа картина постепенно вырисовывается. В юности Печорин, подобно многим молодым людям своего времени, был увлечен прогрессивными идеями и хотел бороться за свои идеалы.

Но, столкнувшись с действительностью и осознав, насколько наивны и бесполезны любые попытки изменить мировой порядок, он сломался. Хрупкий внутренний мир идеалиста не выдержал столкновения с реальностью, а болезненный конфликт породил апатию.

Солженицын: биография, интересные факты

Порой активная натура, не терпящая бездействия, прорывается наружу. Печорин словно пытается догнать жизнь и ухватить удачу за хвост в надежде вновь испытать сильные чувства и разнообразить существование. Но это каждый раз приводит к трагическим последствиям.

Будучи эгоистом, замкнувшимся в круге своих переживаний, он не берет в расчет окружающих и всем приносит беду. По его вине Бэла и Грушницкий погибают, контрабандисты бросают на произвол судьбы слепого мальчишку и старуху, княжна Мэри остается с разбитым сердцем, а у бывшей возлюбленной Веры рушится семейная жизнь.

Лермонтов показывает противоречивость образа Печорина через детали. Когда он смеется — глаза не улыбаются, в одиночку может бесстрашно охотится на кабана, но пугается звука хлопнувшей двери.

В отношениях с женщинами Печорин тоже непостоянен. С одной стороны, он добивается расположения дам, только чтобы потешить тщеславие. С другой стороны, когда осознает, насколько ему дорога Вера, мысль о разлуке с ней становится невыносимой.

Печорин не может жить в гармонии с собой и с миром, его метания ни к чему не приводят, он разрушает себя и тех, кто оказывается рядом. «Во мне душа испорчена светом», — объясняет Печорин, подчеркивая пагубное влияние общества и царящих в нем нравов на личность.

Об этом говорит и Михаил Лермонтов, с иронией называя своего персонажа «Героем нашего времени». Но, кроме явно негативных сторон, в образе Печорина показаны черты глубоко несчастного, одинокого человека, утратившего веру и потерявшего жизненные ориентиры.

Нельзя отрицать, что эпоха, общественное устройство и исторические обстоятельства влияют на формирование личности. Но базовые человеческие ценности, вечные вопросы и понятия добра и зла всегда актуальны и лежат в основе литературы и искусства с древних времен. В этом — главная сила и ценность талантливых произведений, к числу которых относится «Герой нашего времени» Лермонтова.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Краткое содержание повести «Ася» по главам (И.С. Тургенев)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 24.03.2020 · Обновлено 24.03.2020

Повесть «Ася» была написана И.С. Тургеневым в 1857 году. История несчастной любви незаконнорожденной девушки и светского молодого человека оказалась весьма актуальной и была переведена на многие европейские языки: французский, немецкий и даже шведский. Многомудрый Литрекон представляет краткий пересказ повести по главам. Здесь Вы найдете основные события из книги, изложенные в сокращении. Сюжет произведения интересен, ведь многие девушки и сегодня сталкиваются с аналогичными обстоятельствами.

Глава 1: Знакомство с Н.Н.

Рассказчик (Н.Н.) вспоминает свою молодость. С момента начала событий прошло лет двадцать. Ему тогда было приблизительно двадцать пять лет, он поехал путешествовать. Официально считалось, что он заканчивает свое обучение, но его интересовали лишь люди: наблюдение за ними или живое общение.

Молодой человек залечивал сердечные раны, нанесенные одной хорошенькой вдовой, которая предпочла ему другого. Он остановился в маленьком немецком городке З., находившемся на левом берегу реки Рейн.

Читайте также:
Сочинение по пьесе А.Н. Островского «Гроза» на тему: "Последнее свидание Катерины и Бориса" 🖊 анализ сцены прощания, история любви и взаимоотношений героев

Однажды он увидел студенческий праздник коммерш и захотел погулять на нем.

Глава 2: Новые друзья

На празднике он познакомился с молодым человеком, Гагиным и его сестрой, Асей. Молодые люди разговорились, и Гагин пригласил Н.Н в гости.

Ася, которую вообще-то звали Анной, была подвижной девушкой с большими глазами и черными коротко стрижеными волосами, завитки которых спадали ей на шею и уши. Она сначала стеснялась Н.Н., но потом начала общаться непринужденно.

Юноши договорились встретиться на следующий день. Укладываясь спать, Н.Н. подумал, что влюблен.

Глава 3: Гагин

Утром Гагин приходит к рассказчику в гости. Они завтракают, потом отправляются к Гагину. Тот показывает новому приятелю свое увлечение — Гагин пытается рисовать, но ему не хватает образования или таланта, рисунки получаются так себе. Герой отмечает это про себя и старается не критиковать друга резко. Рассказчик думает об искусстве. Проблема Гагина в том, что он пытается подражать мастерам внешне, даже одежду копирует у них, но внешний вид не дает ему жизненного опыта и эстетического чувства художника.

Они идут искать Асю, которая с утра ушла куда-то гулять.

Глава 4: Поведение Аси

Ася ведет себя как-то странно: вроде бы, как капризный ребенок, но есть нечто натянутое в ее поведении. Девушка пытается привлечь к себе внимание, ее настроение меняется ежесекундно. Она очень активна.

Гагин проговорился, что обязан быть снисходителен с нею. Н.Н. нравится его новый друг, но тяжелое предчувствие, что Гагин Асе совсем не брат, терзает его.

Глава 5: Загадка

На следующий день Н.Н. опять идет в гости, ему интересно, какой каприз придумает Ася на этот раз. Но она тихонько сидела в кресле и занималась рукоделием. Было ощущение, как будто перед ним не та девушка.

Гагин отправился рисовать с натуры дуб и взял с собой Н.. Мысль о том, что молодых людей связывают отнюдь не родственные связи, не дает покоя Н.Н. Он ощущает какую-то тайну, связывающую брата и сестру.

Глава 6: Тайный разговор

Молодые люди общались несколько недель. Было заметно, что девушка хорошо воспитанна, знала несколько языков, но при этом дичилась общества и избегала общения с соотечественниками. Она совсем не хотела разговаривать о прошлом, о России. Н. узнал лишь, что она долгое время провела в деревне.

Однажды герой нечаянно увидел сцену, в которой Ася уверяла Гагина, что любит только его. Она бросилась обнимать и целовать молодого человека. Н. убежал, не дав понять паре, что видел их.

Глава 7: Непонимание

Так как Н. общался с Гагиными каждый день, и избегать общения, не объяснившись, не получилось бы, юноша отправляется на экскурсию в горы, чтобы не видеться с Гагиными. Возвращается он только в конце третьего дня. Дома он находит записку Гагина, который досадует, что Н. не взял его с собой в горы, и зовет сразу же по приезде к ним с Асей в гости.

На следующий день Н. снова появляется в доме молодых людей.

Глава 8: История Аси

Ася ведет себя нервно, гримасничает при появлении Н., потом убегает к себе. Молодые люди прогуливаются, и Гагин сам начинает говорить об Асе. Он повествует об ее происхождении, чтобы пояснить другу поведение девушки.

Мать Аси, Татьяна, была крепостной крестьянкой. Они с барином состояли в связи. Помещик, вдовец, хотел жениться на ней, но Татьяна отказалась. Ранее детство Ася провела при матери, в крестьянской среде. Но вскоре она умерла, и барин взял дочку к себе.

Мать Гагина умерла при родах, отец растил его один. Когда мальчику было лет десять, отец привел в дом Асю, сказав, что взял приемную дочь. Гагин уехал к дяде в столицу, Ася жила с отцом. Она всегда была диковатой и своевольной. Только когда отец умер, Гагин узнал, что Ася — его сестра по отцу. Выполняя заветы отца, Гагин заботится о ней. Он поместил ее в пансион для благородных девиц, но там Ася не прижилась: девушки из аристократических домов ее не приняли. Девушка и сама не сближалась с ними из гордости. Она прекрасно понимала свое положение и стыдилась его. Воспитатели тоже конфликтовали с диковатой, но способной ученицей. В итоге Гагин вынужден был забрать сестру и поехать за границу, чтобы там никто не знал о ее происхождении. В России все дороги для нее были закрыты.

Гагин намекнул, что его сестра влюблена в Н.

Глава 9: Долгожданная встреча

В кабинет заходит Ася. Она рада видеть Н.Н. Они разговаривают о горах, им приятно беседовать вдвоем. Н.Н. теперь многое знает об Асе, он жалеет ее, ведь понимает, как тяжело ей адаптироваться в обществе, которое ее отвергает.

Ася доверчива и ласкова. Она рассказывает гостю, что хочет прожить жизнь не напрасно. В ней она ищет возможность для подвига: «А то дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?». Рассказчику она нравится все больше и больше.

Н. зовет Асю прогуляться, между молодыми людьми явно взаимная симпатия. Вечером Гагин исполняет вальс на фортепьяно, Ася с Н. танцуют вместе.

Глава 10: Счастье

Он весело проводит день в компании любимой и друга. Ася вела себя как счастливый ребенок, и брат был рад за нее.

Уйдя от них, герой заказывает вечернюю прогулку по Рейну. Описываются душевные томления молодого человека в ожидании счастья.

Глава 11: Новая встреча

Еще один день у Гагиных: Гагин в упоении рисует, а Н. общается с Асей. Она не весела, а грустна, потому что дурно спала.

Она озабочена тем, чтобы Н. не стало вдруг с ней скучно. Молодой человек заверяет Асю, что она очень интересна ему. Она же признается, что будет вести себя так, как он считает нужным, лишь бы угодить ему.

Глава 12: Душевные терзания

Ася говорит Н., что у нее выросли крылья, но лететь ей некуда. Возможно, она имеет в виду тот факт, что он не сделает предложения незаконнорожденной девушке или просто упрекает в отсутствии официального статуса невесты. Н. либо не понимает ее, либо делает вид, что не понимает. Единственное, что заботит его — влюблена ли в него Ася?

Озабоченность девушки возрастает: она грустная и нервная. Она даже отказывается танцевать с гостем.

Глава 13: Записка

Ася сказалась больной и не вышла к нему. Рассказчик не знает, что она к нему испытывает, и гадает об этом.

Вскоре незнакомый мальчик принес записку от нее с назначением свидания. Герой согласился придти.

Глава 14: Серьезный разговор

Вскоре к нему пришел Гагин и сказал, что его сестра влюблена в Н. . Молодой человек честно признался, что Ася ему нравится. Брат возразил, что Н.Н. не женится на Асе, а значит, им нужно уехать немедленно и разорвать отношения, пока Ася не наделала ошибок. Н.Н. не выдержал и признался, что свидание ему уже назначено. Они решили, что герою нужно сходить на встречу и честно дать понять девушке, что ничего быть не может. На прямой вопрос — женится ли он, Н. просил дать ему сроку до вечера. Но Гагин сказал, что он, пожалуй, все равно не женится.

Читайте также:
Тени сизые смесились анализ стиха Тютчева - сюжет, настроение

Подумав, Н.Н. решил, что жениться на семнадцатилетней девчушке с дурным характером не стоит. Он был зол на Асю за ее откровенность, ведь именно она призналась брату в своих чувствах.

Глава 15: Мысли о браке

Ася со своим огненным характером пугала юношу, он утверждается в мысли, что не женится. Девушке в любви он решает ни за что не признаваться. Она меняет место свидания через записку, и он идет на новое место встречи:

«А еще четвертого дня в этой лодке, уносимой волнами, не томился ли я жаждой счастья? Оно стало возможным — и я колебался, я отталкивал, я должен был оттолкнуть его прочь… Его внезапность меня смущала».

Глава 16: Свидание

Ася молчала и хранила неподвижность. Сколько любви и муки было в ее взоре? Герой не выдержал и обнял ее. Они поцеловались. Она прошептала: «Ваша» — и не сопротивлялась, готовая погубить себя. Но вдруг воспоминание о брате девушки пронзило Н.Н. Он отталкивает ее и рассказывает Асе, что ее брат все знает об их свидании, и зачем-то обвиняет в случившемся девушку. Она объясняет, что пришла проститься, но Н. продолжает говорить неприятные вещи. По его мнению, именно Ася не дала их чувству развиться, потому что сказала о них брату. Она лишь неловко оправдывалась.

Потом она упала на колени и зарыдала. Он пробовал поднять ее, но тщетно. Вырвавшись, Ася убегает. Он не идет за ней…

Глава 17: Душевная буря

Он пошел бродить по городу, но Асе не выходила у него из головы. Он упрекал себя в том, что поступил неправильно. Он любил Асю и зря ее оттолкнул.

Поздно вечером он оказался у дома Гагиных.

Глава 18: Пропала

Гагин выскочил на встречу Н. : Ася дома не появлялась. Они подождали ее какое-то время, а потом пошли искать. Гагин предложил разделиться для более плодотворного поиска и встретиться через час.

Глава 19: Поиски

Молодой человек бегал по городу, искал девушку, но ее нигде не было. Увидев случайную тень возле креста, он побежал за ней, но потерял из виду. Он кричал ее имя во весь голос так, что звук его голоса напугал даже его самого. Все это время он думал, что женится на ней и больше никогда ее не отпустит. Он винил себя за происшедшее.

Наконец, он пришел к Гагину узнать, не нашел ли он сестру.

Глава 20: «Завтра я буду счастлив»

В комнате девушки горел свет. Гагин успокоил Н. сказав, что все нормально и спешно сказал: «Прощайте». Юноша сказал было, что нужно поговорить, но Гагин спешил распрощаться. Н. решил, что он сделает предложение руки и сердца на следующий день. Счастливый, он направился домой.

Глава 21: Разлука

Придя к домику, который снимали Гагины, он находит его покинутым. Служанка передает ему письмо от Гагина, в котором он просит не искать их с сестрой. Он написал, что уважает предрассудки героя, и не винит его. Н.Н. был в бешенстве: кто дал право лишить его любви?

От старушки, с которой дружила девушка, он получает послание Аси: она говорит, что никогда бы не уехала, если бы он сказал ей всего лишь одно заветное слово. Молодой человек чувствует, что поступал не правильно: он должен был признаться ей в любви.

Узнав, что Гагины сели на пароход до Кёльна, Н. отправляется следом.

Глава 22: Прощай, любовь!

Н. пытался искать Асю, но ничего не вышло. Он утешал себя тем, что, вероятно, ему не было бы комфортно с такой пылкой женой. Но этот самообман наскучил ему.

Он так и не женился, до сих пор хранит ее записочки и засушенный цветок, который до сих пор издает едва уловимый аромат.

Ася – краткое содержание

Название произведения Ася
Автор Иван Сергеевич Тургенев
Жанр Повесть
Год написания 1857

Главные герои

  • Рассказчик Н.Н. – молодой человек, 25 лет, путешественник
  • Гагин – отставной гвардейский офицер, молодой человек 24 лет
  • Ася (Анна) – сестра Гагина по отцу, находящаяся на полном попечении брата, молодая девушка 17 лет

Другие персонажи

  • Старик, направивший Н.Н. на коммерш
  • Хозяйка дома, где остановились Гагин и Ася
  • Фрау Луизе – пожилая немка, вдова бывшего бургомистра города, у нее часто гостит Ася
  • Перевозчики через реку Рейн
  • Ганхен – служанка в трактире

Краткое содержание

Действие происходит летом в Германии, на берегу Рейна, в городке З. и городке Л., находящемся на противоположной стороне реки

Глава I

Повествование ведется от лица господина Н.Н., уже не молодого человека. Рассказ носит характер воспоминаний. Герой переносится на 20 лет назад, когда он, будучи молодым, решает посмотреть на мир божий , путешествовать без всякой цели. Как говорит сам Н.Н. о себе: Меня занимали исключительно люди… лица, живые человеческие лица… — вот без чего я обойтись не мог.

Герой рассказывает историю своих отношений с некой молодой вдовой, которая пленила его сердце и очень быстро променяла нашего рассказчика на баварского лейтенанта. Переживая разрыв с ней, Н.Н. отправляется в городок З., что на правом берегу Рейна. Однажды вечером, сидя на своей любимой скамейке в саду, слышит звуки вальса, доносящиеся с противоположного берега. Узнав у проходящего мимо старика, что там за праздник отмечается, собирается переправиться на ту сторону Рейна.

Глава II

Оказываясь на коммерше, который проходил перед небольшой гостиницей под вывескою Солнца , герой испытывает необыкновенное чувство радости, кипение жизни юной, свежей, этот порыв вперед , хочет присоединиться к студентам, но останавливается. Знакомится с Гагиным и Асей, такими же отдыхающими, как и он. Отмечает при этом … милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами лицо. Гагина. В Асе же замечает … что-то свое, особенное. Она нисколько не походила на брата .

Брат и сестра приглашают Н.Н. к себе на ужин в домик, расположенный на горе, откуда открывается прекрасный вид на Рейн.

За ужином Н.Н. продолжает свои наблюдения за Асей, отмечая ее переменчивый, подвижный характер. Герои сближаются за этот вечер и расстаются поздно ночью совершенными друзьями.

Глава III

На следующее утро Н.Н. просыпается от того, что к нему в гости пришел Гагин, предлагающий пойти посмотреть его этюды. Как оказалось, он хотел посвятить себя живописи, в его работах … было много жизни и правды, что-то свободное и широкое. , но ни один из этюдов не был окончен. А наш рассказчик, в свою очередь, повествует Гагину историю своей неудавшейся любви. Асю дома друзья не застают и отправляются на ее поиски.

Глава IV

Ася, по словам хозяйки дома, отправилась на «развалины», так называли остатки феодального замка. Героиня оказалась сидящей на уступе стены, прямо над пропастью. Н.Н. отмечает в ней … что-то напряженное, не совсем естественное. .

Герой не понимает Асю, но любуется ее ловкостью и легкостью. И видит … самое изменчивое лицо. в мире. То оно печальное и задумчивое, то расплывающееся в дерзкой улыбке. Она для героя загадка, и Н.Н. не понимает, приятная ли тайна там сокрыта. Во всяком случае, поведение Аси необычно: идя домой, она сломала длинную ветку, положила себе на плечо, как ружье, и совсем не подобающе даме, замаршировала домой. Пообедав с мужчинами, Ася отправляется в гости к фрау Луизе.

Наговорившись вдоволь, Гагин и Н.Н. собираются прогуляться и заодно найти Асю. Подойдя к дому фрау Луизе, они зовут Асю, та, высунувшись из окна, бросает ветку гераниума Гагину, затем просит отдать ее Н.Н. С этого момента рассказчик понимает, что его мысли полностью занимает эта девушка. И еще один вопрос его мучает:

Главы V-VII

На следующее утро Н.Н. снова у Гагина, но, прежде всего, его интересует, как будет вести себя Ася. Герой застает ее за шитьем на пяльцах и отмечает простоту образа. Но она не настроена на общение. Молодые люди уходят рисовать этюды с натуры. И, как чувствует Н.Н., … день прошел в трезвых ощущениях .

2 недели герой ежедневно бывает у Гагиных, наблюдает за Асей, которая кажется ему смущенной и огорченной , но удивительное открытие: она совершенно не похожа на барышню, во всем она была неспокойна.

Н.Н. читает Гагину «Германа и Доротею», Ася, не отрываясь, слушает и начинает вести себя, как Доротея. Герой убеждается, что она не сестра Гагину, особенно это подтвердилось после подслушанного Н.Н. разговора, в котором Ася умоляла брата:

«… я никого не хочу любить, кроме тебя. ».

После этого случая Н.Н. отправляется пешком в горы на 3 дня, не желает видеться с Гагиным. Дома он находит записку от своего друга и отправляется снова к нему на встречу.

Глава VIII

При встрече Гагин рассказывает историю Аси. Отец Гагина один воспитывал мальчика, так как мать рано умерла. Гагина впоследствии забирает к себе в Петербург дядя. А отец начинает отношения с горничной Татьяной, на которой даже хотел жениться. От нее и родилась Ася. Татьяна умирает и Ася с 10 лет воспитывается у отца, который ее балует. Но приходит и его черед умирать. И опека над Асей выпадает на долю Гагина. Он говорит о сестре:

«… она хотела заставить целый мир забыть ее происхождение. »

Страстно привязывается к брату. Гагин забирает ее в Петербург, помещает в пансион, где она живет и учится 4 года. После этого герой выходит в отставку, забирает сестру и отправляется с ней путешествовать.

«Порох она настоящий. но беда, если она кого полюбит».

После гагинского рассказа Н.Н. испытал сладость в сердце . И с ощущением легкости он сопровождает Гагина домой.

Главы IX-XIII

Друзья застают Асю дома, бледную и молчаливую. Н.Н. и Ася отправляются на прогулку по винограднику, слышат во время разговора звуки песни, то был молитвенный напев, богомольцы шли на службу. И Ася успокаивается, становится кроткой. Если бы мы с вами были птицами, как бы мы взвились, полетели. .

Насладившись прогулкой, Н.Н. и Ася возвращаются домой и под звуки Ланнера танцуют вальс. Этот танец наш герой долго не забудет. Н.Н. чувствует, что

Он не называет еще это чувство любовью, но Ася занимает все его мысли.

На следующий день рассказчик застает Асю печальной, что снова озадачило Н.Н., она пожимает ему руку и он ощущает жар, исходящий от этой хрупкой девушки: она влюблена в него. Но разговора не получается.

Гуляя на следующий день по городу, герой получает через мальчика записку, в которой Ася назначает ему встречу в каменной часовне у развалин.

Глава XIV-XVI

Н.Н., находясь в размышлениях, приходит домой, где застает Гагина, который в отчаянии, он просит честно объясниться со своей сестрой. Герой понимает, что жениться на 17-летней девочке он не может, но на встречу с ней все же отправляется. Ася передает записку о перемене места свидания, теперь оно назначено у фрау Луизе через полтора часа.

Ася встретила рассказчика молчаливо, в ней

«… было что-то трогательно-беспомощное в ее робкой неподвижности. »

Сердце Н.Н. растаяло. Он обнимает героиню, но

«… вдруг воспоминание о Гагине, как молния, меня озарило»

Он скажет Асе, что им необходимо расстаться, она же, зарыдав, убегает.

Глава XVII-XX

Герой, чувствуя досаду, отправляется к дому, где жила Ася, там он находит только Гагина, и они вместе идут искать девушку. Во время поисков Н.Н. начинает чувствовать раскаяние, сожаление и любовь к Асе, но не находит девушку нигде. Возвращается к дому Гагина, тот успокаивает героя, что Ася вернулась, но предпочитает никого не принимать и отдыхает. Н.Н., окрыленный возможностью будущего счастья, отправляется к себе домой с тем, чтобы назавтра сделать предложение Асе.

Глава XXI-XXII

На следующее утро влюбленный Н.Н. обнаруживает, что Гагин и Ася уехали. Получает через служанку письмо, в котором друг просит не искать их, понимает, что Н.Н. не может жениться на Асе и сожалеет, что их знакомство так закончилось. Н.Н. отправляется на поиски Аси. По пути забегает к фрау Луизе. Та передает записку от Аси:

«… если б вы мне сказали одно слово, одно только слово… Вы его не сказали.»

Н.Н. узнает примерный маршрут Гагина и Аси, пытается их догнать, в Лондоне розыски прекращает: отказывается от надежды их найти. Больше он никогда не увидит Аси. Впрочем, недолго рассказчик грустит о ней. Но

«… то жгучее, нежное, глубокое чувство уже не повторилось!»

Герой доживает свои годы одиноким человеком и хранит, … как святыню, записочки и высохший цветок гераниума, тот самый цветок, который (она) некогда бросила мне из окна .

Кратко «Ася» И. С. Тургенев

В творчестве И. С. Тургенева особое место занимает повесть «Ася» – трогательная, нежная и необыкновенно лиричная история первой любви молодой девушки.

Очень краткий пересказ повести «Ася».

Господин Н. рассказывает историю из своей молодости.

Проживая в Германии, господин Н. познакомился с братом и сестрой Гагиными. Он сразу же уделил особое внимание Асе – молодой девушке с очень странным характером. Господин Н. долго не признавался себе, что полюбил Асю. Он тайно ревновал девушку и думал, что она не сестра Гагина.

Однажды Гагин раскрыл господину Н. тайну своей семьи. Оказалось, что Ася родилась в результате связи его отца с бывшей горничной умершей супруги. Она до десяти лет росла в крестьянской среде и лишь после смерти матери была взята в господский дом. Отец умер, поэтому на Гагине лежит вся ответственность за Асю.

Господин Н. стал ежедневно посещать Гагиных и поближе познакомился с Асей. Девушка стала испытывать к нему взаимное чувство и однажды назначила свидание.

На свидании господин Н. повел себя очень глупо, упрекнув Асю в неосмотрительности. Девушка убежала и вернулась домой ночью. Господин Н. раскаивался в своем поведении и намеревался сделать предложение. Однако Гагины внезапно уехали. Найти их господину Н. уже не удалось. Он продолжает с печалью вспоминать об этой истории и о том чувстве, которое в нем вызвала доверчивая и наивная девушка.

Главные герои и их характеристика:

  • Ася (Анна Николаевна) – семнадцатилетняя девушка, незаконнорожденная сестра Гагина. “Преступное” происхождение наложило большой отпечаток на характер Аси. Она до сих пор не может привыкнуть к своему положению и дичится людей. Ася очень наивна и сама понимает это. Первая любовь обернулась для девушки трагедией из-за нерешительности и легкомыслия господина Н.
  • Господин Н. – молодой легкомысленный человек. Располагая большими средствами, господин Н. бесцельно путешествует по Европе. Встреча с Гагиными становится для него самым значительным событием за все путешествие. Любовь к Асе могла полностью изменить его жизнь, однако господин Н. сам разрушил свое счастье.
  • Гагин – старший брат Аси. Несмотря на молодость, Гагин, в отличие от господина Н., достаточно ответственный человек. Ему приходится воспитывать сестру с очень непростым характером. Гагин старается уберечь Асю от необдуманных поступков, в частности, от начала любовного романа.

Второстепенные герои и их характеристика:

  • Фрау Луизе – пожилая немка, подруга Аси. Фрау Луизе очень любит молодую русскую девушку и выступает посредницей в ее сердечных делах.

Краткое содержание повести «Ася» подробно по главам.

Глава 1.

Главный герой с инициалами Н. Н. рассказывает об одном случае, произошедшим с ним в молодости.

В возрасте 25 лет господин Н. поехал в Европу. Он был богат и ни в чем не стеснял себя. Господина Н. не интересовали архитектурные памятники и живописные места. В заграничном путешествии его больше всего привлекало наблюдать за людьми.

Главный герой сделал остановку в Германии (в городке З.) и даже завел там роман с молодой вдовой. Любимая вскоре бросила господина Н., но он не спешил уезжать.

Однажды вечером господин Н. сидел на берегу Рейна и услышал музыку. Прохожий сообщил ему, что в соседнем городке Л. проходит студенческий праздник. Главный герой решил посетить его.

Глава 2.

На праздник съехалось множество студентов. Господину Н. было приятно смотреть на их веселье. Он даже захотел присоединиться к шумной компании.

Неожиданно до главного героя донеслась русская речь. Разговаривали молодой человек с девушкой. Господин Н. совершенно не ожидал встретить в провинциальном германском городке соотечественников. Он невольно завел с ними беседу.

Молодой человек назвался Гагиным, добавив, что девушка – его сестра по имени Ася. Новые знакомые сразу же понравились господину Н. Он с благодарностью принял их приглашение зайти в гости.

Гагины жили в очень уютном домике за городом. Молодые люди поужинали под звуки музыки, которые доносились из Л. Главного героя поражала Ася, которая была очень оживлена: пела, смеялась, постоянно бегала в дом и обратно.

Поздним вечером новые знакомые проводили господина Н. до реки. Гагин пообещал обязательно заглянуть к нему завтра. Добравшись до дома, главный герой чувствовал себя очень счастливым.

Глава 3.

Ранним утром Гагин разбудил господина Н. Во время завтрака главный герой признался ему в своей несчастной любви ко вдове. Гагин вновь пригласил его в свой дом. Он пробовал свои силы в живописи и хотел узнать мнение соотечественника.

Наброски Гагина показались господину Н. слишком слабыми, в чем он откровенно признался. Гагин согласился и предложил пойти поискать сестру, которая ушла осматривать развалины феодального замка.

Глава 4.

Молодые люди быстро нашли Асю, которая смело карабкалась по развалинам замка. На бывшем замковом дворе продавалось пиво. Гагин и господин Н. взяли по кружке и, усевшись, стали смотреть на расшалившуюся девушку.

Проведя, таким образом, какое-то время, Гагин, Ася и господин Н. отправились обедать. Во время обеда девушка совершенно переменилась и выглядела благовоспитанной барышней.

Ася ушла к своей знакомой – фрау Луизе, а Гагин с господином Н. проговорили до вечера. Провожая господина Н., Гагин предложил зайти за своей сестрой. Главный герой простился с ними и вернулся домой. Он долго не мог заснуть, так как все время думал об Асе. Господин Н. заподозрил, что она – не сестра Гагину.

Глава 5.

На следующий день главный герой вновь пришел к Гагиным. Он не хотел признаваться даже самому себе, что хочет увидеть Асю. Гагин собирался идти рисовать за город. Господин Н. вызвался его сопровождать.

Гагин рисовал недолго. Молодые люди вновь разговорились и вскоре вернулись домой. Господин Н. остался в гостях до вечера. Он все больше укреплялся во мнении, что Гагины – не брат с сестрой.

Глава 6.

Господин Н. ежедневно посещал Гагиных на протяжении двух недель. Он смог поближе узнать Асю. Это девушка удивляла его все больше. В ней было что-то странное: застенчивость переплеталась с искусственной развязностью.

Больше всего главного героя мучил вопрос об истинных отношениях между Гагиными. Однажды он случайно услышал их разговор наедине. Ася с жаром признавалась брату в любви. Господин Н. окончательно уверился в своих подозрениях.

Глава 7.

На следующее утро главный герой отправился пешком в горы. Он испытывал досаду на Гагиных, которые (как он подозревал) зачем-то скрывали свои отношения.

Стремясь избавиться от мучительных мыслей, господин Н. провел в горах три дня, обедая в деревнях. Вернувшись домой, он нашел записку от Гагина, который явно обиделся на такое внезапное исчезновение и вновь приглашал в гости.

Глава 8.

Ася опять взялась за шалости: без причины смеялась, вбегала и выбегала из комнаты. Господин Н. быстро простился, но Гагин захотел его проводить. На берегу реки он начал откровенный разговор.

Гагин рассказал, что очень рано потерял мать и до двенадцати лет жил с отцом в деревне. Затем дядя увез его в Петербург. Гагин окончил юнкерскую школу, после чего поступил в гвардейский полк. К отцу он приезжал ненадолго раз в году.

Однажды Гагин неожиданно увидел у отца ребенка – Асю. Отец сказал, что это сирота, о которой он решил позаботиться.

Спустя четыре года Гагин внезапно получил известие о том, что отец находится при смерти. Он успел признаться приехавшему тотчас же сыну, что в действительности Ася – его дочь. Впоследствии Гагину рассказали слуги, что его отец после смерти жены сошелся с ее горничной Татьяной. В результате этой связи и родилась Ася.

Гагину было 20 лет, Асе – 13. Ему с большим трудом удалось побороть недоверчивость девочки. В конце концов, она сильно привязалась к брату. Гагин привез сестру в Петербург и определил ее в пансион, где она находилась до 17 лет. Затем он вышел в отставку и решил поехать с Асей в Европу. Гагин сетовал, что ему непросто воспитывать сестру, которая обладает крайне неуравновешенным характером.

После этой истории господин Н. захотел вернуться в гости к Гагиным.

Глава 9.

Господин Н. предложил Асе погулять по саду. Во время прогулки они доверительно беседовали. О любви не было сказано ни слова, но оба намекали на это. Вернувшись домой, господин Н. с Асей долго танцевали.

Глава 10.

День прошел очень хорошо. Господин Н. покинул Гагиных уже поздно. Переправляясь на лодке через Рейн, главный герой чувствовал себя по-настоящему счастливым.

Глава 11.

На следующий день господин Н. застал Гагина за рисованием. Ася выглядела печальной. Она доверчиво попросила господина Н. указывать ей, как нужно жить: что делать, что читать.

Глава 12.

Печаль Аси не проходила. Господин Н. не понимал, что происходит с девушкой. Ася призналась ему, что у нее “выросли крылья”. Возвращаясь вечером домой, главный герой мучился вопросом: любит ли она его?

Глава 13.

Прошел еще день, во время которого господин Н. почти не видел Асю. Девушка заболела. На следующие сутки главный герой неожиданно получил от нее записку, которую принес мальчик. Ася звала его к четырем часам на развалины замка, намереваясь сообщить что-то очень важное.

Глава 14.

Господин Н. сидел в задумчивости и перечитывал записку. К нему зашел Гагин и сразу же объявил, что Ася влюблена. Она сама в этом призналась.

Гагин намеревался как можно скорее уехать, но решил сперва объясниться. Господин Н. подтвердил, что ему тоже нравится Ася. При этом он показал ее записку. Гагин не стал возражать против свидания. Однако он прямо спросил у господина Н., намерен ли тот жениться на его сестре. Господин Н. отвечал уклончиво. Молодые люди решили все обсудить уже после встречи.

Глава 15.

К четырем часам господин Н. переправился через Рейн и тут же встретил прежнего “посыльного” Аси. В новой записке было сказано, что встреча состоится через полтора часа в доме фрау Луизе.

Глава 16.

Свидание прошло очень глупо. Вместо слов о любви господин Н. осыпал девушку незаслуженными упреками и заявил, что им теперь нужно расстаться. Ася, молча, слушала человека, в которого влюбилась, затем расплакалась и стремительно выбежала из комнаты.

Глава 17.

Господин Н. тоже покинул дом фрау Луизе и вышел из города. Он упрекал себя за глупость. Главный герой только сейчас понял, насколько дорога ему Ася. Немного успокоившись, он пошел к дому Гагиных.

Глава 18.

Ася еще не вернулась. Ее брат был очень обеспокоен. Прождав какое-то время, молодые люди решили разойтись в разные стороны и искать девушку. Встретиться они договорились через час на этом же месте.

Глава 19.

Господин Н. обошел весь городок и берег Рейна, но так и не нашел Асю. Зная сумасшедший характер девушки, он серьезно опасался за ее жизнь. В конце концов, он вернулся к дому Гагиных.

Глава 20.

Оказалось, что Ася уже пришла. Господин Н. чрезвычайно обрадовался и хотел поговорить с Гагиным о предстоящей свадьбе. У него уже не было никаких сомнений. Однако Гагин мягко, но решительно отказался от разговора, сославшись на позднее время.

Глава 21.

Господин Н. утром с нетерпением пошел к Гагиным, намереваясь сделать предложение. К его удивлению и ужасу оказалось, что брат с сестрой уже уехали. В оставленной записке Гагин извинялся перед господином Н. Он писал, что свадьба все равно не состоится из-за “предрассудков”. Гагин советовал забыть Асю и не пытаться их разыскать.

Господин Н. решил догнать Гагиных. Он выяснил, что брат с сестрой отплыли в Кельн. От фрау Луизе он получил прощальную записку от Аси. В ней девушка сожалела, что во время роковой встречи ждала от любимого всего лишь одного слова, которого так и не услышала.

В этот же день господин Н. направился в Кельн.

Глава 22.

В Кельне Гагиных уже не оказалось. Дальнейшие поиски привели господина Н. в Лондон, но и там ему не удалось разыскать брата с сестрой.

Господин Н. уже никогда больше не видел Асю. Эта странная девушка и ее наивная любовь стали для него самым дорогим в жизни воспоминанием.

Кратко об истории создания произведения «Ася».

Повесть “Ася” была написана И. С. Тургеневым в июне-ноябре 1858 г.

Писатель начал работу над ней в Германии, а закончил в Италии.

Произведение было впервые опубликовано в журнале “Современник” (1858 г., №1).

Краткое содержание повести «Ася»

В произведении «Ася» Тургенев открывает новый образ для литературы – «тургеневскую девушку». Это исконно русский характер – нежный, правдивый, интересный и противоречивый. В «Асе» описана именно такая барышня, которая вызывает у читателя расположение, сострадание и нежные чувства к ней.

Н.Н. – рассказчик, от его имени ведется повествование. Он – беззаботен, состоятелен, молод, и впереди него – целая жизнь. Путешествуя по Германии, главный герой знакомится с Гагиным. Он – русский и путешествует вместе со своей сестрой. Между рассказчиком и девушкой возникает чувство влюбленности.
Гагин – человек, ищущий себя, опекающий свою сестру. Он много внимания уделяет своей сестре, сильно волнуется за нее.
Ася – сестра Гагина по отцу. Девушка имеет переменчивую внешность и такой же характер – то стремительно бегает по развалинам замка, то тихо сидит и вышивает. Ее страстная натура влюбляется в Н. Н., предпринимает смелые и решительные шаги, но первая любовь заканчивается расставанием.

Фрау Луиза – старая немка, с которой дружила Ася. Именно у нее на квартире произошла встреча влюбленных.
Остальные персонажи упоминаются лишь в рассказах – это молодая женщина-вдова, имевшая недавно роман с главным героем, отец Гагина – доброжелательный и умный, но неудачник; мать Аси – горничная, женщина своевольная и гордая.

Н. Н., дворянин, рассказывает историю 20-летней давности. В те далекие годы он радовался беспечной жизни, своему здоровью, обеспеченности, молодости. Он успел уже закрутить роман с молодой вдовой. Избранница Н. Н. проявила свое непостоянство, вскоре променяв его на баварского лейтенанта.

После неудачной попытки отношений, рассказчик уехал из страны, облюбовав для себя небольшой немецкий городок З. Там он пребывал в одиночестве, предаваясь воспоминаниям о легкомысленной вдове.

В один прекрасный вечер Н. Н. сидел у реки. Он услышал музыку – чарующие звуки вальса. На другом берегу Рейна располагался еще один небольшой городок Л. Именно там праздновали «коммерш» – торжество, организованное для студентов «одной земли и братства».

Главный герой захотел побывать на празднике. Среди празднующих он встретил русских – Гагина и Асю, которую молодой человек представил, как свою сестру.

Новый знакомый вызывал у главного героя расположение. Гагин был милым, интересным, добродушным. Рассказчика заинтересовала и его спутница – юная, непосредственная и живая. Н.Н. был приглашен в гости к ним.

Молодые люди превосходно провели время. Наслаждаясь прекрасным пейзажем, отменной едой, Н. Н. и Гагин вели непринужденную беседу, которая продолжалась до самой ночи. Ася совсем не имела никакого сходства с братом. В начале она вела себя как дикарка, но потом принялась смеяться и тихо напевать. Когда главный герой покинул своих новых знакомых, он чувствовал себя совершенно счастливым, а музыка все еще продолжала звучать в тишине.

На следующий день Гагин с ответным визитом стоял на пороге дома Н. Н. За чашкой кофе приятели делились своими сомнениями, планами, мечтами. Гагина интересовала живопись, а главный герой поделился своей историей о вдове и неудавшейся любви. Гагин захотел показать свои картины, и приятели пошли к нему в дом. Им сказала прислуга, что Ася отправилась прогуляться «на развалинах». Молодые люди пошли разыскивать девушку.

Развалинами называлась темная древняя башня, расположенная над пропастью. Ася сидела на уступе – это было небезопасно. Главный герой испугался за нее. Гагин поторопился перевести внимание своего знакомого, чтобы тот не придавал большого значения безрассудству его сестры. Приятели пообедали, после чего Ася собралась идти к старушке, фрау Луизе – своей хорошей знакомой.

Приятели провели время в дружеской беседе, но, когда главный герой оказался в одиночестве, он ощутил тревогу в своей душе. Вспоминая неоправданный риск этой странной девушки, он испытывал сильное волнение. Его мучили сомнения – действительно ли Ася – сестра Гагину?

На следующий день рассказчик этой истории вновь пришел к своим новым знакомым. Ему была интересна эта необычная девушка. На сей раз Ася вела себя совершенно по-другому. Н. Н. увидел перед собой простую русскую девушку, без малейшего намека на кокетство. Ее брату хотелось творить на природе. В качестве подходящего Гагин выбрал ветвистый дуб. Ложась спать, Н. Н. вспомнил об Асе, об ее изменчивости. И вновь главный герой усомнился в родстве своих новых знакомых.

Н.Н. и Гагин были уже знакомы 2 недели. Главный герой видел заметное различие в воспитании этих 2-х молодых людей. Об Асе Н. Н. выяснил, что ранее девушка проживала в деревне. Барышня примеряла на себя разные роли – то вела себя прилежно и тихо, то стремилась походить на героиню прочитанной книги. Н. Н. с удовольствием наблюдал за ее изменчивой натурой. И все чаще задавал себе вопрос: «Кем приходится девушка Гагину?»

Вскоре произошло событие, указывающее на отношения между молодым мужчиной и девушкой. Однажды господин Н. Н., придя к Гагину, проходил мимо беседки. Вдруг он услышал голоса, доносящиеся из нее – это Ася твердила Гагину, что любит только его. Озадаченный Н.Н. никак не мог понять, зачем влюбленной парочке понадобилось водить его за нос.

Целых 3 дня главный герой провел время в горах, чтобы упорядочить мысли и чувства. Дома его ждала записка от Гагина. Его новый знакомый выразил сожаление, что Н.Н. не взял его с собою в горы и просил поскорее навестить их.

Пришедшего друга Гагин встретил с радостью, но поведение его сестры было каким-то странным и неестественным. Их беседа выглядела принужденной, и Н. Н. засобирался домой. Вдруг Гагин начал рассказывать историю своей сестры.

Выяснилось, что девушка – это действительно его сестра, дочь отца и горничной. Отец Гагина – добрый, но несчастливый человек, стал вдовцом, когда Гагин был еще младенцем. Ребенок рос с отцом до 12 лет, но его брат решил забрать подрастающего мальчика из деревни. Юный Гагин был принят в школу юнкеров, а впоследствии – в гвардейский полк.

Однажды, приехав к отцу, Гагин увидел в его доме девочку Асю – дикую и нервную. Отец уверял, что она – сирота, и он из сострадания воспитывает ее. Находясь на смертном одре, отец сообщил Гагину, что Ася – его сестра. И отец теперь вручал девочку в руки Гагину. По словам камердинера, мать Аси – горничная, гордая и независимая женщина, к этому времени уже умерла.

В начале Ася сторонилась сводного брата, но после нашла в нем родную душу. Гагин отдал девочку обучатся в петербургский пансион. Когда Асе исполнилось 17, брат подал в отставку. И они вместе уехали за границу. Он рассказал, что недавно между ним и сестрой произошел разговор, и девушка твердила, что любит только брата и больше никого. После рассказанной истории, на сердце Н. Н. полегчало. И друзья снова возвратились в дом Гагиных.

Увидев Н. Н., Ася обрадовалась и принялась беседовать с главным героем, рассказала о своих сокровенных мыслях. Ее вдохновляет образ Татьяны Пушкина. Девушка хотела бы прожить жизнь, наполненную смыслом. Она говорила с вдохновением о полете, о птицах, о небесной синеве. Главный герой отметил, что людей окрыляют чувства, но он еще не испытал такого эмоционального всплеска. Ася захотела станцевать вальс с Н. Н. Возвращаясь, главный герой ощущал одновременно 2 разноплановых чувства – беспокойство и состояние счастья.

На следующий день приятели были снова вместе. Ася вела себя как-то непонятно. Девушка то печалилась, хранила молчание, то разговаривала с Н. Н. и весело смеялась. Настроение Гагина было отменным. Этот день действительно удался, но на душе главного героя было тревожно.

Н. Н. радовался, что девушка идет с ним на сближение. На следующий день, он застал Асю в печали. Ее одолевали сомнения, девушка задавала много вопросов на счет своей образованности, ума, ждала от Н. Н. совета. Гагин же, вооруженный кистями и красками, был занят написанием картины.

Новый день, суливший радости общения, не задался. На Асю нахлынули тяжелые мысли – она считала, что скоро умрет. Эта тема сменилась другой. Барышня волновалась, что Н. Н. видит в ней легкомысленную и недостойную девушку.

Весь следующий день главный герой пробыл в доме Гагина, но Ася вышла к ним совсем ненадолго. Девушке выглядела бледной и уставшей. Пробыв с друзьями всего минуту, она покинула их, сказав, что не здорова.

На другой день Н. Н. в раздумьях бродил по окрестностям города, думая только о своей новой знакомой. Вдруг он увидел мальчика, который вручил ему письмо от Аси. Она просила прийти главного героя на свидание к каменной часовне, находящейся недалеко от развалин. Н. Н. ответил посыльному, что придет.

Уже будучи дома, главный герой перечитывал записку. Вдруг неожиданно к нему вошел Гагин. Он сказал, что Ася влюблена в Н. Н., и девушка боится, что главный герой уже осведомлен об истории ее рождения. Ася считает, что, узнав такое, Н.Н. начнет презирать ее. Она просит брата, чтобы тот увез Асю из города.

Гагин хотел выяснить чувства и намерения своего друга по поводу своей сестры. Н. Н. ответил, что чувства к Асе у него есть, но не знал ответа на вопрос Гагина о женитьбе. Он решил честно поступить с Гагиным, рассказав о предстоящем свидании.

Пришло время свидания, но мальчик-посыльной появился снова, пояснив, что фрейлин изменила место встречи. Ему нужно идти к фрау Луизе. Он поднимался по лестнице в сопровождении старушки, и увидел небольшую дверь. Внутри главного героя шла борьба. Он испытывал чувства к Асе, но он собирался идти наперекор другу, поскольку не был готов жениться на ней.

Влюбленная девушка вся дрожала. Увидев ее, главный герой забыл обо всем. «Ваша… прошептала она чуть слышно». Испытывая сильные чувства, он принялся целовать ее руку. Тут он вспомнил о ее брате, что изменило его состояние. Н. Н. сказал о визите Гагина, жестко выразил свое негодование по поводу в ее доверчивости к брату, говорил о том, что она не доверяет Н.Н., что девушка поторопилась, не позволив укорениться вспыхнувшей любви. Она вдруг зарыдала, выскочив из комнаты.

Главного героя захлестнуло чувство вины. Н. Н. твердил: «Разве я точно хотел такой развязки? Разве я в состоянии с ней расстаться? Разве я могу лишиться ее? Безумец! Безумец!» Ему было жаль девушку, которую Н. Н. оттолкнул и обвинял так незаслуженно. Он пошел к Гагину.

Ася исчезла. Брат и Н.Н. пребывали в сильном волнении, они вышли искать пропавшую девушку. Приятели разошлись в разные стороны с целью поскорее ее отыскать.

Главный герой повсюду искал ее. Он прошелся под окном фрау Луизы и по берегу Рейна. Н.Н. ощущал себя безумцем, чувствовал жгучую любовь к Асе. Он твердил, что любит ее, обещал никогда не расставаться. Ему показалось, что мелькнула какая-то белая фигура, но Асю он так и не нашел. Безутешный в своем горе, он направился к дому Гагина с надеждой, что Ася уже пришла.

Подходя к дому, он увидел, что в комнате Аси горит свет. Главному герою стало легче. Гагин подтвердил, что Ася дома, но постарался поскорее прекратить разговор с другом. Н.Н. хотел сказать о самом важном, что любит Асю и хочет на ней жениться, но Гагин не желал продолжать разговор. Н.Н. решил отложить столь важное признание до завтра. Домой его несли самые настоящие крылья – сильные и широкие. «Завтра я буду счастлив!»

Служанка Гагина, открывшая утром двери, сообщила, что рано утром молодые люди покинули город. Гагин оставил другу письмо, где сообщил, что понимает его и распрощался с ним.

Н.Н. выяснил, что они отплыли в Кельн на пароходе. Домой он возвращался, проходя под окном фрау Луизы. Старуха подозвала Н.Н., вручив письмо от Аси. Девушка прощалась со своим возлюбленным. Она писала о том, что хотела услышать всего одно слово, но он не сказал его. Накануне он твердил это слово столько раз, но в тот важный момент не смог сказать его ей. Н.Н. кинулся на поиски Аси и отплыл в Кельн.

Напав на их след, он узнал, что из Кельна брат и сестра уехали в Лондон. Н. Н. метался по городам, но ему не посчастливилось найти их. Асю он не видел больше никогда в своей жизни.

Главный герой убеждал себя, что вряд ли был счастлив с такой женой, но это сильное и глубокое чувство ему уже не удалось испытать. Он знал женщин, но так и не женился ни на одной из них. Н.Н. прожил годы, оставшись «бессемейным бобылем».

Память об Асе священна. Остались ее записочки и цветок гераниума, подаренного ею когда-то, подаренного той рукой, которую он целовал так страстно и так нежно.

Произведение «Ася» – история о первой любви. Тургенев описывает девушку – интересную, необычную, самобытную, искреннюю. Ее положение двойственно с самого рождения. Ася – незаконнорожденная дочь дворянина и горничной. Автор описывает, как она всецело отдается своему сильному первому чувству. Я думаю, что Тургенева волновал этот женский образ, вдохновлял его. Здесь описана именно «тургеневская девушка» – тот образ, которому отведена целая страница русской литературы. Автор сочувствует героине, еще не окрепшей морально, на которую вдруг нахлынула первая любовь.

И в Н. Н., и в Асе много незрелых представлений. Ася считает неудавшееся свидание приговором для себя. На основе происходящего девушка считает, что Н. Н. равнодушен к ней, но это предположение ошибочно.

На мой взгляд, Гагин и его сестра торопились. Н.Н. не успел осознать свое отношение к Асе, а от него ждут уже решительных действий – Гагин ведет разговор о женитьбе, а Ася назначает ему свидание. Н. Н. говорит Асе об этом, но в очень жесткой форме. Он не готов к такому стремительному развитию событий.

Ее брат, заменяющий ей отца, хочет Асе добра, и вмешивается в отношения влюбленных. Более того, оба доверяются ему. Я считаю, что их излишняя доверчивость стала серьезной преградой. Влюбленные могли самостоятельно выяснить отношения – тогда бы все могло пойти по другому сценарию.

Трудно сказать, как поступать в подобных случаях – когда рано, а когда поздно, кому доверяться, а кому нет. Выход один – нужно слушать свое сердце и отметать условности. Именно так поступает Ася. Она действует решительно – назначает свидание в комнате у немки и ждет Н.Н.

Н.Н. не может разобраться в себе, и не свободен от условностей. Он посчитал, что в такой сумбурный вечер предлагать руку и сердце – момент неуместный, и потерял девушку навсегда. Любовь никогда не бывает «завтра».

Жаль, что у повести такое завершение, но читать произведение интересно. Здесь описаны яркие и красивые чувства двух людей, влюбленных в друг друга.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: