Дистанционное обучение в школе – виды, как это происходит

Как организовать школьное обучение в дистанционном режиме?

Концепция дистанционного обучения. Сервис Moodle

Работая в дистанционном формате, учителю очень важно настроить учебный процесс таким образом, чтобы школьники усвоили материал и выполнили предложенные задания, т.е. выстроить систему дистанционного обучения. Сервис Moodle позволяет отлично справиться со всеми поставленными задачами.

Концепция дистанционного обучения разделяется на два основных этапа. Первый шаг — это проектирование учебного процесса. Нам необходимо определиться с выбором технологической основы, моделью дистанционного обучения, а также отобрать материал, который будет входить в программу.

Далее разрабатываются формы и виды контроля, размещается дополнительный материал. Это необходимо для того чтобы учащиеся не погрязли в том потоке информации, который на сегодняшний день существует в сети.

Особенно важными в формате дистанционного обучения являются формы и виды взаимодействия с учениками. Эти формы взаимодействия должны носить контрольные, административные и коммуникативные функции. В учебном процессе преподаватель выступает не только в роли тьютора, который сопровождает весь процесс, но и в роли администратора, следящего за исправностью работы системы в целом. Правильно подобранные и выстроенные формы взаимодействия педагога и учащегося позволяют создать более эффективный процесс обучения.

После того как мы спроектировали дистанционный учебный процесс, нам необходимо его организовать. Здесь нужно разграничить деятельность педагога и ученика. Если мы говорим о дистанционном формате урока, то в нем должно присутствовать гораздо больше разнообразных видов деятельности по сравнению с традиционными уроками. Ведь работая в дистанте, учитель не видит ученика, который находится по ту сторону экрана, не может отследить его проблемы и трудности, возникающие в ходе обучения. А наша цель — удержать внимание ученика в течение хотя бы 20 минут, и мотивировать его к обучению.

Говоря об организации различных видов взаимодействия, нужно понимать, какие педагогические технологии и средства обучения мы можем использовать. Кроме того – определиться с видами деятельности самих учащихся. Далее следует организовать контроль, самоконтроль и взаимоконтроль учащихся.

«Сегодня мы говорим о модульной системе Moodle, благодаря которой мы с легкостью можем организовать контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Moodle создает и хранит портфолио каждого ученика: все его работы, оценки и комментарии преподавателя, сообщения в форуме. Ученики могут возвращаться к тому или иному материалу в целях повторения или в случае возникновения каких-то вопросов.

В итоге преподаватель тратит свое время более эффективно. Он может собирать статистику: кто что скачал, какие домашние задания сделал, какие оценки по тестам получил. Таким образом, понять, насколько студенты разобрались в теме, и с учетом этого предложить материал для дальнейшего изучения»

Следующим важным звеном на этапе организации дистанционного учебного процесса является составление методических рекомендаций. Со стороны учителя они должны носить регулирующий характер, помогать сопровождать процесс обучения с технической и методической точки зрения. Что касается методических рекомендаций для родителей и учащихся, то они должны помогать ребенку для самоорганизации и работы в дистанционном пространстве урока.

Если на уроке в школе преподаватель может контролировать ребят и в организации процесса играет главную роль, то в дистанционном формате учитель уходит на второй план. Для эффективной работы должна быть четкая инструкция. Важно, чтобы ученики знали, что им подготовить, в какой форме должно быть выполнено задание и т. д. А после выполнения этих шагов ребятам нужно понимать, каков следующий шаг. В инструктивном блоке это должно быть четко сформулировано.

Для того чтобы педагогу подготовиться к уроку, важно разбить учебный материал на отдельные занятия и элементы. Необходимо выделить лекционные материалы, задания для контроля и проверки, материалы для дополнительного чтения и др.

«Для организации эффективного процесс обучения в рамках дистанта, необходимо придерживаться определенной логической цепочки. Сначала давать некий блок информации, который будет небольшим, но емким. Далее следуют вопросы к материалу и ответы на них.

Одним из ключевых звеньев в этой цепочке является обратная связь, позволяющая ученику отправлять готовое задание учителю и получать комментарии об успешности выполнения. Важно удерживать материал в границах учебной задачи, для чего необходимо заранее продумать узловые вопросы и сценарий проведения урока»

Создание курса в конструкторе Moodle

Наполнение курса материалами

Для справки

Что позволяет Moodle? Это полностью бесплатная система, готовая к внедрению; создание качественных курсов для дистанционного обучения; широкие возможности управления курсами; содержит мощный аппарат тестирования; включает разнообразие учебных элементов; позволяет реализовать дифференцированное обучение; поддерживает разнообразные педагогические сценарии и образовательные стратегии (программирование, модульное, индивидуальное, социальное обучение); содержит настройки вариантов управления доступа пользователей к курсу — запись только учителем, по кодовому слову, модерация и т.д.); отслеживания прогресса учащихся посредством визуализации; возможность публикации учебного контента различного формата — аудио, видео, текст, флэш и т. д.

Читайте также:
Методы обучения ℹ определение, классификация в педагогике, список современных приемов обучения и преподавания, характеристика форм обучения по ФГОС

Как учиться дистанционно в школе? Всё, что вам нужно знать о дистанционном обучении

О возможности дистанционного обучения в школах, наверняка, сейчас знает практически каждый родитель. О нем слагают легенды. О нем ходят слухи.

А совсем недавно с приходом пандемии удалось ещё и попробовать его бесплатно на вкус.

И не всем этот вкус пришелся по душе. Это не удивительно. Многим российским школам пришлось совсем не просто в период дистанционного обучения, и это случилось потому, что никто не был готов ни морально, ни технически.

  1. Платформа, с которой неудобно работать ребёнку и родителю;
  2. Учителя, которые не понимают, как доносить материал через экран ноутбука;
  3. Родители, которым на удалёнке приходится контролировать ещё и поведение ребёнка на уроке;
  4. Ребёнок, который совсем не понимает, как он должен себя вести и почему всё так сильно изменилось.
  5. Нервные клетки, которые не восстанавливаются.

Да, действительно, при неправильном подходе дистанционное обучение может принести массу неудобств для всех.

И вот здесь важно остановиться и понять: дистанционное обучение – это отдельная сложная чётко спланированная система. Если учитель не знает методику преподавания онлайн, а родитель не готов взять на себя ответственность и подготовить ребёнка к такой форме обучения, то ничего не сработает. Система хорошо работает тогда, когда все элементы отлично в ней функционируют.

В системе дистанционного образования таких элементов очень много. И сегодня «Онлайн-школа №1» хочет рассказать вам о некоторых из них:

  1. Как на законодательном уровне поддерживается дистанционное обучение?
  2. Какие трудности в реализации дистанционного обучения есть сейчас?
  3. Какие преимущества есть у дистанционного образования?
  4. Как подготовиться к дистанционному обучению?
  5. Какие инструменты помогают учиться дистанционно?

Узнав ответы на все эти вопросы, вы сможете легко принять решение о переходе на дистанционное обучение и поймёте, стоит ли игра свеч.

Как на законодательном уровне поддерживается дистанционное обучение?

В 273-ФЗ «Об образовании в РФ» описано несколько форм получения образования, в том числе и дистанционное.

  • На дистанционном обучении в школе учитель и ученик взаимодействуют через экран ноутбука или компьютера.
  • В законе также прописаны обязанности обеих сторон взаимодействия – родителей и школы.
  • На дистанционной форме обучения школа обязана предоставить расписание занятий, учебный план, оказывать поддержку и обеспечивать ученика всеми необходимыми методическими материалами в работе, а также проводить тестирования и аттестации.
  • Если же ребёнок перешёл на семейное обучение, то он имеет право вместе с родителями самостоятельно выбирать себе программу и план работы, и в таком случае только родитель несёт ответственность за успеваемость ребёнка.

Несмотря на то, что в законе чётко и ясно написано, как должно быть устроено дистанционное обучение, всё равно в процессе возникает масса неразрешенных вопросов. Это происходит отчасти из-за того, что сейчас всё-таки дистанционное обучение ещё сталкивается с большим количеством трудностей.

Какие трудности в реализации дистанционного обучения есть сейчас?

На самом деле, основные трудности в дистанционном обучении ярко проявили себя в период закрытия государственных школ – проблемы с организацией занятий:

  1. Как контролировать процесс обучения, если у всех детей разные условия для занятий дома, а учитель не может подойти ближе и посмотреть?
  2. Как организовать обучение дома, чтобы ребёнок мог сконцентрироваться и не отвлекался?
  3. Как поддерживать мотивацию ребёнка?
  4. Как и где учиться методике онлайн-преподавания?

Конечно, для многих этот процесс является чем-то новым. Но есть онлайн-ресурсы, которые уже давно занимаются дистанционном обучением, за всё время успели наработать много опыт и разработать новые методики в преподавании онлайн.

«Онлайн-школа №1» уже более 10 лет успешно обучает детей, находящихся на дистанционных формах обучения. За это время команда школы сумела собрать команду из преподавателей со всей России, которые постоянно проходят новые курсы по методикам дистанционного обучения.

Кураторы «Онлайн-школы №1» подскажут, как правильно организовать пространство для обучения дома, как пользоваться онлайн-платформой и что делать, если трудно. На протяжении всего периода обучения школьнику и его родителям оказывается максимальная поддержка, потому что именно правильно выстроенная система обратной связи может привести к отличным результатам всех участников этого процесса.

Сейчас мы уже не можем представить, что у нас может не быть такой возможности – проходить обучение дистанционно, поэтому можно смело сказать, что в будущем и обычные школы будут стараться овладеть этими техниками.

Какие преимущества есть у дистанционного образования?

Дистанционное образование позволяет расширить границы в представлении о способах получения знаний.

Это форма стирает все реальные границы – ученики одной школы могут находиться в разных городах, но не прекращать обучение.

Она открывает новые возможности для людей, которые не могут в силу разных жизненных обстоятельств получить образование.

Дистанционное обучение в школе позволяет оптимизировать затраты на обучение, сосредоточиться только на знаниях и не отвлекаться на другие сложности.

В онлайн-школах это очень удобно. Потому что есть возможность заниматься в удобное для ученика время.

Дистанционное обучение снимает часть нагрузки со школы, позволяя ученику и его родителям развивать навыки организованности и ответственности за своё образование.

Многие люди не доверяют качеству образования онлайн-школ. Однако американские исследования, проведённые в разные годы доказывают, что дистанционное обучение ничуть не уступает по качеству классической системе, а в чём-то может даже превосходить её.

Школьники, обучающиеся дистанционно получают аттестат государственного образца и имеет право поступать в любой понравившийся ВУЗ. Нигде в аттестате не будет указано, что школьник проходил обучался дистанционно.

Поэтому если у вас возникают сомнения по поводу качества образования в вашей школе или вас не устраивает отношение, атмосфера коллектива, вы можете перевести своего ребёнка на дистанционную форму обучения.

Как подготовиться к дистанционному обучению?

Самое главное, что необходимо сделать, прежде чем перейти на дистанционную форму обучения – настроиться морально и создать все условия для комфортного процесса.

  1. Расскажите ребёнку, что такое дистанционное обучение и как оно будет проходить. Для такой беседы лучше выделить отдельное время и никуда не торопиться. Пусть у ребёнка будет возможность задать все вопросы, которые его интересуют.
  2. Составьте план работы. Проанализируйте все данные, которые у вас есть: методические пособия, учебная программа от школы, расписание аттестаций и сроки экзаменов. Постарайтесь подойти к этому процессу спокойно. Решите, нужна ли вам будет поддержка репетиторов? Если пока понять сложно, зафиксируйте этот вопрос, чтобы вернуться к нему, если начнутся сложности.

На этом этапе вы уже можете получить поддержку «Онлайн-школы №1»: в школе есть тарифы для самостоятельного изучения материала. Если вы обучаетесь на «дистанционке» с учителем, то такая методическая поддержка в виде всех видео-лекций с преподавателями, библиотеки со всей необходимой литературой, учебников, тестов и задач, может сильно облегчить вам жизнь.

  1. Составьте режим дня ребёнка.
    Особенно в период адаптации. Пусть в этом режиме будет обозначено время учёбы и отдыха обязательно. Так ребёнку будет спокойнее, и он сможет спланировать свой день заранее.
  2. Организуйте пространство для обучения. В комнате, где ученик занимается, не должно быть предметов, которые отвлекают его от процесса. Уберите лишние плакаты со стены, на которую смотрит ученик. Пусть стол также будет свободен. Также очень важно, чтобы все необходимые предметы для обучения были в доступе.
  3. Проверьте технические возможности. Самые большие трудности на уроках с учителем онлайн возникают в тот момент, когда картинка зависает. Никто от этого не застрахован, но если что-то вы в силах сделать, чтобы улучшить скорость работы Интернета или компьютера, лучше это сделать.

Все эти действия помогут вам настроиться и постепенно перейти в рабочий дистанционный режим.

Сейчас существует очень много различных форм дистанционного обучения. И всё это кажется сложным лишь на первый взгляд. В период карантина многие осознали, как важно уметь учиться онлайн, учиться дистанционной коммуникации, учиться себя организовывать. Эти навыки, безусловно, пригодятся ребёнку во взрослой жизни.

Формы и методы обучения по ФГОС

ФГОС несколько изменил вектор обучения, так как приоритетная роль теперь отводится деятельности учащихся. Какие же формы и методы предлагают методисты для построения уроков в контексте ФГОС?

Многие путают термины “методы” и “приемы”, употребляя их как синонимы. Между тем, метод — это способ совместной деятельности учителя и ученика. Прием — лишь составная часть метода, разовое действие, шаг реализации метода.

Форма урока — это формат, в котором построен весь урок. В структуре ФГОС предложена новая классификация типов уроков, а формы проведения выбираются свободно.

Типы уроков по ФГОС

  • Тип “урок усвоения новых знаний”.
  • Тип “урок комплексного применения ЗУН (урок-закрепление)”.
  • Тип “урок актуализации знания и умений (урок-повторение).
  • Тип “урок обобщения и систематизации”.
  • Тип “урок контрольного учета и оценки ЗУН”.
  • Тип “урок коррекции ЗУН”.
  • Тип “комбинированный урок” — может сочетать в себе несколько типов уроков, соответственно — и форм проведения.

Классификация форм уроков

  • Уроки в форме соревнований и игр: КВН, викторина, турнир, дуэль.
  • Уроки на основе нетрадиционной подачи материала: урок-откровение, урок-дублер, урок мудрости, творческий отчет.
  • Уроки, напоминающие по форме публичные выступления: конференция, семинар, брифинг, аукцион, дискуссия, репортаж, интервью, панорама, телемост, диспут.
  • Уроки, имитирующие деятельность: деловые игры, урок-следствие, ученый совет, суд.
  • Уроки в форме мероприятий: экскурсии, путешествия, прогулки, ролевые игры.
  • Уроки-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз.
  • Интегрированные уроки.

Каждую форму урока можно интерпретировать для любого типа урока по ФГОС. Четких правил нет, и все зависит от фантазии учителя и от поставленных целей для конкретного урока.

Классификация методов

В методике приводится следующая классификация методов обучения:

  • Пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся — пассивны. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый распространенный прием пассивных методов — лекция.
  • Активные (АМО). Здесь учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.
  • Интерактивные (ИМО) — наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель = ученик = ученик.
  • Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.
  • Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.
  • Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).
  • Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.
  • Эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.
  • Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.
  • Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором.

Выбор метода зависит от многих условий:

  • цели обучения;
  • уровня подготовленности учащихся;
  • возраста учащихся;
  • времени, отведенного на изучение материала;
  • оснащенности школы;
  • теоретической и практической подготовленности учителя.

Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.

Об авторе: Шутова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы.

Понятие о методах обучения. Классификация методов обучения

Методами обучения называют способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования. Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций.

Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа).

Известна классификация методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристический, исследовательский.

При целостном подходе выделяют 3 группы методов обучения: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний.

В соответствии с таким подходом выделяют:

– словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

– наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

– практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Более подробно остановимся на этой классификации.

Словесные методы обучения занимают ведущее место в системе методов обучения. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.

К рассказу, как методу изложения новых знаний, обычно предъявляется ряд педагогических требований:

– рассказ должен обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания; содержать только достоверные и научно проверенные факты;

– включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;

– иметь четкую логику изложения;

– излагаться простым и доступным языком;

– отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.

Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

Объяснение – это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.

Использование метода объяснения требует:

– точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;

– последовательного раскрытия причинно-следственных свя­зей, аргументации и доказательств;

– использования сравнения, сопоставления, аналогии;

– привлечения ярких примеров;

– безукоризненной логики изложения.

Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

В целом, метод беседы имеет следующее преимущество: активизирует учащихся; развивает их память и речь; делает открытыми знания учащихся; имеет большую воспитательную силу; является хорошим диагностическим средством.

Недостатки метода беседы: требует много времени; содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти); необходим запас знаний.

Дискуссия. Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.

Лекция – монологический способ изложения объемного материала. Используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи в применением блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам.

Работа с учебником и книгой – важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с книгой самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них: составление плана текста, цитирование, аннотирование, рецензирование, составление справки, составление формально-логической модели, составление тематического тезауруса, составление матрицы идей.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.

По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют: упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления – воспроизводящие упражнения; упражнения по применению знаний в новых условиях – тренировочные упражнения. Если при выполнении действий ученик про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции, такие упражнения называют комментированными. Комментирование действий помогает учителю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников.

Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.

Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.

К графическим упражнениям относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д.

Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными и решают единые учебные задачи. Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические работы в зависимости от степени самостоятельности учащихся при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.

Лабораторные работы – это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования. Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке). Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами и репетиторами.

Наглядные методы обучения.

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения. Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. Внедрение новых технических средств в учебный процесс расширяет возможности наглядных методов обучения.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

– применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

– наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

– наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

– необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

– детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

– демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

– привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Таким образом, методы обучения направлены на организацию тесного взаимодействия и сотрудничества учителя и учащихся в целостном педагогическом процессе.

Вопросы для самопроверки

1. Какие компоненты входят в структуру процесса обучения?

2. Перечислите основные функции обучения.

3. По каким критериям классифицируются методы обучения?

4. Каковы принципы использования наглядных методов обучения?

Методы обучения в педагогике

  • Сущность и содержание методов обучения
  • Функции методов обучения в педагогике
  • Классификация
    • Словесные методы
    • Наглядные
    • Практические
    • Репродуктивные
    • Продуктивные
    • Дедуктивный метод
    • Методы контроля
    • Методы стимулирования
  • Современные методы обучения
  • Методы обучения в педагогике по ФГОС
  • Критерии выбора методов обучения
  • Эффективность методов обучения в педагогике
  • Взаимосвязь методов и приемов обучения в педагогике

Подробно рассказываем о методах обучения, их характеристике, функциях и роли в педагогике.

Сущность и содержание методов обучения

Методы обучения — это средства взаимодействия педагога и ученика. Упорядоченный комплекс двухстороннего взаимодействия направлен на достижение дидактических целей путем передачи информации (со стороны учителя) и усвоения полученных знаний и навыков (со стороны обучающегося).

Methodos (греч.) — путь к цели.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Правильно подобранный метод и качественное его применение обеспечивает достижение поставленной педагогической цели. Система или отдельно взятый метод в обязательном порядке должны иметь структуру, которая позволит выполнить все необходимые функции.

Функции методов обучения в педагогике

  • передача информации;
  • организация и контроль усвоения информации учащимися;
  • обеспечение развития у обучающихся новых навыков и умений, основанных на уже приобретенных знаниях;
  • развитие интеллектуальных способностей;
  • развитие физиологии: слуха, зрения, физических сил;
  • развитие психики: эмоциональности, воли, потребностей, сенсорики и эмпатии.

Классификация

Привести методы обучения к общей классификации невозможно, так как на них влияют постоянно меняющиеся факторы: исторически-переходящие, территориальные (потребности конкретного государства и его населения) и другие. Но в отечественной педагогике принято делить методы на три основные группы:

  • методы организации;
  • контроля;
  • стимулирования.

Словесные методы

Занимают доминирующее место среди методов обучения, позволяют максимально быстро предоставить обучающимся большой объем информации, активизируют воображение, память, ассоциативное и абстрактное мышление.

Объяснение — истолкование явлений, понятий, закономерностей. Преподносится в виде монолога, в ходе которого преподаватель доказывает какие-либо истины, отвечает на предметные вопросы, например, «почему так?», «что это такое?».

От объяснения требуется наличие следующих моментов:

  • раскрытие причинно-следственных связей;
  • аргументация;
  • доказательства;
  • сравнения и аналогии;
  • яркие примеры;
  • логика изложения.

Рассказ — последовательное изложение небольшого по объему материала. Различие с объяснением в том, что рассказ носит повествовательный характер и служит для сообщения обучающимся каких-либо фактов, примеров. В рассказе обычно описывают события и характеры литературных героев и исторических личностей, знакомят с понятиями и явлениями. Рассказ может применяться в совокупности с другими словесными методами.

В рассказе должны присутствовать:

  • нравственно-поучительная части;
  • подтверждения истины изложения в виде ярких примеров и достоверных фактов;
  • логичность и последовательность изложения;
  • эмоциональность;
  • элементы личной оценки преподавателя.

Беседа — метод обучения путем диалога. Преподаватель выстраивает последовательную систему вопросов, приводит обучающихся к пониманию и усвоению новой информации. Наиболее распространенный словесный вид обучения.

  • развивает память;
  • активизирует мышление;
  • имеет сильную воспитательную часть;
  • позволяет провести диагностику знаний.
  • краткость и четкость вопросов;
  • вопросы должны быть содержательными;
  • вопросы должны пробуждать в ученике мысль.
  • требует большое количество времени;
  • есть риск фиксации ложной информации, если ученики делают неправильные выводы;
  • нельзя задавать двойственные, наводящие на ответ и альтернативные вопросы (например, вопросы, требующие ответа «да» или «нет»).

Дискуссия — более развитая форма беседы, когда обе стороны — ученик и учитель — обмениваются своими точками зрения, основанными на уже хорошем уровне осведомленности в обсуждаемом вопросе.

  • развитие мышления;
  • развитие умения выражать свою точку зрения;
  • формирование четкой, логичной, последовательной речи;
  • воспитательная функция.
  • ученики, вовлеченные в дискуссию, должны обладать определенным уровнем зрелости и самостоятельности;
  • должна присутствовать подготовительная часть в виде работы с текстом (конспектирование книг и учебников, самостоятельный анализ прочитанного, ответы на вопросы и т. п.).

Лекция — последовательное изложение фактов, событий, законов с элементами анализа. От рассказа отличается строгой научностью и емкостью полезной информации.

  • позволяет в кратчайшие сроки предоставить ученику максимальный объем информации по конкретной теме;
  • используется информация одновременно из нескольких источников;
  • преподаватель может наполнить лекцию фактами, которых нет в учебниках, добавить критическое мнение, привести яркие, хорошо запоминающиеся примеры.
  • лекция должна иметь четкую логичную структуру изложения;
  • теоретическая часть должна быть наполнена примерами и наглядными подтверждениями;
  • преподаватель должен сохранять интерес и внимание всей аудитории (разбавлять речь небольшим количеством вопросов, шутить, приводить примеры из собственной жизни и т. п.), иначе информация может не усвоиться.

Лекционный формат обучения обязательно должен сопровождаться самостоятельной работой, в ходе которой ученики закрепляют полученную информацию и самостоятельно делают выводы, отвечают на вопросы, ищут новую информацию.

Семинар — одна из форм самостоятельной и общей закрепительной работы после лекции. В ходе семинара студенты сами предоставляют информацию для аудитории, преподаватель выставляет несколько вопросов для обсуждения, идет активный двухсторонний обмен.

Семинары требуют тщательной подготовки с обеих сторон: преподаватель заранее (за несколько дней) предоставляет план семинара ученикам, которые, в свою очередь, проводят самостоятельное изучение выдвинутой темы.

Во время семинара преподаватель настраивает аудиторию на дискуссионный формат, а ближе к концу подводит итоги, дает оценку выступлением учеников и рекомендует вопросы, над которыми следует еще поработать.

Экскурсия — действенный способ словесно-наглядного обучения путем обзорно-ознакомительного формата изложения информации.

Требования к экскурсии:

  • должна нести учебно-познавательную и воспитательную цели;
  • должна иметь четкую структуру с обязательной постановкой цели экскурсии и заключительным этапом, когда ученики анализируют полученный материал.

Наглядные

Усвоение материала в ходе наглядных способов обучения сильно зависит от предоставленных технических средств и наглядных примеров.

Иллюстрирование — наглядное обучение, в процессе которого теоретическая часть сопровождается графическими подтверждениями: картами, плакатами, зарисовками, таблицами и т. п.

Демонстрация — обучение, в котором обязательно присутствуют опыты, изучение реального обсуждаемого объекта, кинофильмы и т. п.

Требования от наглядных методов обучения:

  • постепенное и своевременное предоставление наглядного материала;
  • обеспечение причастности каждого ученика к процессу;
  • соответствие наглядного материала возрасту обучающихся;
  • структура и строгое соответствие теоретической части с наглядным материалом;
  • предоставление ученикам возможности самостоятельно находить нужную информацию в демонстрационном материале.

Практические

Направлены на закрепление полученных знаний и поиск новой информации опытным путем.

Упражнения — многократное выполнение заданий с целью улучшения качества знаний.

  • Устные упражнения развивают у обучающихся логическое мышление, память, внимание.
  • Письменные упражнения позволяют закрепить информацию и попрактиковаться в ее применении.
  • Графические упражнения (работа с таблицами, графиками, схемами и т. п.) помогают лучше усвоить материал, развивают пространственное мышление.

Творческие работы развивают у студентов творческие способности. С помощью написания сочинений, эссе, рецензий, рефератов ученики углубляют свои знания, практикуют понятие самостоятельной работы.

Лабораторные работы — опыты, закрепление знаний с помощью самостоятельной работы (под руководством преподавателя) с использованием специальных инструментов, оборудования, техники.

Практические работы — основной вид закрепляющей самостоятельной работы, носят обобщающий характер и обычно проводятся в конце изучения какой-то крупной темы.

Репродуктивные

Изучение материала и развитие способностей воспроизводить полученные знания, то есть применять на практике.

Объяснительно-иллюстрационный — один из самых экономичных способов систематизированной передачи опыта. Действует по принципу «учитель преподносит информацию — ученик воспринимает информацию».

Репродуктивный метод — выполнение самостоятельной работы по данному образцу.

Продуктивные

Добыча знаний путем творческой деятельности.

Эвристический (частично-поисковой) и исследовательский методы восполняют отсутствие развития творческих способностей в репродуктивной группе.

Цель достигается путем постановки проблемных задач и их решения следующим образом:

  1. Создание проблемы.
  2. Анализ.
  3. Преобразование в одну или несколько задач.
  4. Решение.

Продуктивная группа имеет ряд особенностей, которые не позволяют использовать ее как основные методы обучения. Преподносить новую информацию следует репродуктивными методами, и только как дополнение использовать исследование и поиск.

Дедуктивный метод

Работает по схеме:

  • быстрое усвоение материала;
  • развитие абстрактного мышления.

Алгоритм индуктивного метода:

ИЛИ

  • помогает в решении многих технических задач;
  • помогает в изложении материала фактического характера;
  • способствует развитию самостоятельности обучающихся.

Дедуктивный и индуктивный методы не стоит использовать по отдельности, так как их плюсы взаимозаменяют недостатки обоих методов.

Методы контроля

  1. Устный или письменный опрос.
  2. Работа с карточками.
  3. Самостоятельная работа.
  4. Лабораторная работа.
  5. Практическая работа.
  6. Тестовые задания.

Методы контроля могут существовать самостоятельно, но в абсолютном большинстве случаев они являются частью методов организации. В этом можно убедиться, еще раз обратившись к функциям различных организационных методов.

Методы стимулирования

  1. Соревнования.
  2. Игры.
  3. Поощрения.
  4. Наказания.
  5. Предъявления требований.
  6. Разъяснение индивидуальной и общественной значимости обучения.
  7. Внедрение в обучение мотивов долга и ответственности.

Методы стимулирования обеспечивают лучшее усвоение знаний, так как в учебном процессе присутствует интерес и импульс со стороны ученика. Чаще всего стимуляция играет на личных качествах обучающихся, на их принципах и психических особенностях.

Современные методы обучения

Инновационные варианты обучения возникли из-за потребности не только передавать ученикам информацию, но и развивать в них сформированное творческое мышление, интерес, познавательную активность и самостоятельность.

Как и традиционные способы обучения, современные можно разделить на подгруппы:

  • по характеру учебно-познавательной деятельности (имитационные и не имитационные);
  • по численности участвующих (индивидуальные, коллективные, групповые);
  • по месту проведения (аудиторные, внеаудиторные);
  • по принципу пользования ПК (с полным или частичным пользованием, без пользования);
  • по типу деятельности при решении задач.

Основное требование от современных методов — интерактивность. Именно часть взаимодействия между преподавателем и учеником и внутри групп обучающихся обеспечивает сохранение интереса к образовательному процессу.

Виды интерактивных современных технологий:

  • командная работа;
  • проектная работа, которая включает в себя отбор, анализ и систематизацию информации;
  • case study (анализ конкретных ситуаций);
  • ролевые и деловые игры (имитация реальной профессиональной деятельности);
  • модульное обучение;
  • развитие критического мышления;
  • индивидуальное обучение (составление плана обучения с учетом интереса самого ученика);
  • опережающая самостоятельная работа;
  • междисциплинарное обучение (группировка знаний из отдельных областей);
  • обучение на основе опыта ученика;
  • ИКТ (информационно-коммуникационные технологии).

Современные способы обучения направлены не только на обучающую функции, но и на коммуникативную, релаксационную, психотехническую и другие, на которые не делается упор в классических методах.

Методы обучения в педагогике по ФГОС

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт классифицирует методы обучения немного другим способом:

Ведущая роль у преподавателя. Большую часть времени он излагает материал, общение с учениками проходит в форме опросов, письменных и практических работ.

Наименее эффективный способ, так как сохранить полное внимание и интерес со стороны обучающихся практически невозможно. Однако пассивные методы имеют и свои плюсы:

ФГОС обеспечивает внедрение всех необходимых современных методик в отечественное образование в рамках потребности населения. В учебном процессе присутствуют кейс-метод, эвристический и исследовательский, проблемный, модульный и другие инновационные методы.

Критерии выбора методов обучения

В педагогике сформировались вполне определенные подходы к выбору методов обучения. Факторы, которые влияют на выбор:

  • цели образования;
  • особенности изучаемого материала;
  • особенности методики преподавания конкретной учебной дисциплины;
  • цели конкретного урока;
  • время, отведенное на изучение;
  • возраст учеников;
  • уровень подготовки учеников;
  • наличие специального оборудования в образовательном учреждении;
  • способности, особенности, навыки преподавателя.

Эффективность методов обучения в педагогике

Эффективность методов обучения — показатель, который отвечает за качество усвоения материала и достижения образовательных целей.

Особенности работы человеческого мозга определяют, насколько хорошо мы усваиваем разного рода материал. Например, в большинстве случаев человеку легче запомнить увиденное, чем услышанное. Ряд проведенных экспериментов привели к конкретным цифрам, которые показывают, какие методы обучения способствуют лучшему запоминанию.

Спустя 2 недели после получения информации в голове человека остается:

  • 90% того, что мы делаем и говорим (ролевая игра, имитация реального опыта и реальная работа);
  • 70% того, что мы говорим (беседы и дискуссии);
  • 50% того, что мы видим и слышим (презентации, кинофильмы, наблюдение за демонстрационным и реальным процессами);
  • 30% того, что мы видим (просмотр иллюстраций);
  • 20% того, что мы слышим (прослушивание выступлений);
  • 10% того, что мы читаем.

Это подтверждает более эффективное влияние активных методов (50% и выше). Пассивные форматы позволяют запомнить не больше половины полученного, но позволяют предоставить большое количество материала в кратчайшие сроки, поэтому в учебном процессе важно компоновать методы из разных групп.

Взаимосвязь методов и приемов обучения в педагогике

Приемы обучения — структурный компонент, представляющий собой кратковременное взаимодействие с целью передачи конкретного умения. Отдельные приемы могут входить в несколько методов одновременно. Кроме того, некоторые приемы могут считаться самостоятельным методом.

Отдельные приемы отвечают за различные функции того или иного метода. Отсутствие какого-то приема может привести, например, к плохому усвоению знаний или неумению применять навыки на практике.

Приемами словесного метода обучения могут быть анализ, классификация, сравнение. Они выполняют функцию изложения передачи информации. Воспроизвести ее помогут, например, пересказ и описание, которые выполнят функции продуктивных методов.

Приемы обучения разнообразны и не приводятся к какой-то конкретной классификации. Они могут применяться в разных методах обучения, преподаватель сам подбирает приемы, основываясь на потребностях учеников и собственных возможностях.

Факторы, которые влияют на приемы обучения, все время изменяются. Кроме того, методы влияют друг на друга и из-за этого рождаются новые, более узконаправленные, которые вы можете встретить в других классификациях. Но их функции всегда направлены на одни и те же образовательные цели.

Методы обучения по ФГОС

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие метода обучения по ФГОС

Во главу угла, Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС), ставит полноценное и всестороннее развитие личности ребенка. Основной единицей обучающего процесса, по-прежнему остается урок, однако значительно изменились требования к организации его проведения.

В настоящее время современные требования, которые предъявляются к образовательной деятельности, предусматривают не только активную деятельность обучающихся во время занятий, но и направленность на развитие самоанализа, самооценки и самоконтроля. Задача педагога заключается не только в том, чтобы донести до учащегося знания и вызвать интерес к своему предмету, но научить его ставить перед собой цели, уметь разрабатывать план действий по достижению целей, осуществлять самоанализ по проделанной работе. То есть ребенок должен уметь самостоятельно ставить учебную задачу и решать ее.

Таким образом, ФГОС изменил направление обучения, теперь приоритетная роль отводится деятельности учащихся.

Для достижения новой образовательной цели ФГОС предусматривает использовать актуальные и современные методы обучения и построения учебных занятий.

Метод – это способ совместной деятельности педагога и учащегося.

Довольно часто термины «метод» и «прием» путают, либо употребляют их в качестве синонимов. Необходимо отметить, что метод и прием – это совершенно разные понятия по своему смыслу и пониманию. Прием – это составная часть (элемент) метода, имеющее разовое действие и представляющее собой одним из шагов реализации метода.

Эффективность организованной образовательной деятельности во многом зависит от правильности подобранных педагогом методов.

Условия выбора метода обучения зависят от:

  • поставленной цели обучения
  • уровня общей подготовленности учащихся, их уровня знаний и умений
  • возрастных особенностей и потребностей учащихся
  • временного интервала, отведенного на изучение учебного материала
  • уровня оснащенности образовательной организации необходимыми материалами и средствами
  • уровня теоретической и практической подготовленности педагога.

Готовые работы на аналогичную тему

Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике. Методы и приемы работают, только если использовать их регулярно.

Классификация методов обучения по ФГОС

Согласно ФГОС выделяют следующие виды методов обучения:

Пассивные методы обучения – форма взаимодействия между педагогом и учащимися, при которой педагог берет на себя ведущую роль и определяет ход урока, в то время как учащимся отведена роль пассивных слушателей, вынужденных выполнять указания педагога.

Данный метод обучения, согласно ФГОС, предусматривает использование следующих форм общения между педагогом и учащимися: опросы, письменные работы, тесты и т.п.

Согласно современным исследованиям, данный метод является одним из наименее эффективных. Использование пассивного метода показывает низкую результативность в усвоении учебного материала. Однако у него есть и ряд преимуществ:

  • низкие затраты сил и времени, со стороны педагога на подготовку к занятиям;
  • за отведенное урочное время педагог способен выдать большой объем учебного материала.

Основная форма учебных занятий, организованных с использованием пассивного метода – это лекции. Чаще всего лекции используются в вузах и сузах, так как там обучаются уже сформировавшиеся личности, которые пришли в учебные заведения для получения знаний по конкретному направлению.

Активные методы обучения – это форма взаимодействия педагога и учащихся, а также учащихся между собой, при этом учащиеся выступают в качестве активной стороны образовательного процесса, а педагог, напротив, в качестве пассивной.

Отличительными особенностями активных методов обучения являются:

  • Главная роль в процессе учебного занятия отводится не педагогу, как это было при пассивном методе обучения, а учащимся. Задача педагога – организовать образовательной процесс и проконтролировать его течение, согласно поставленной обучающей цели.
  • Стиль общения между педагогом и учащимися – демократический. В отличие от пассивных методов обучения, где основной стиль общения авторитарный.

Активные методы обучения большинства педагогами и специалистами отождествляются с интерактивными методами обучения. Это связано с тем, что интерактивные методы воспринимаются ими как усовершенствованная форма активных методов.

В соответствии с ФГОС, современные школы в большей степени ориентированы на использование активных методов обучения. Ключевым моментом активных методов является направленность на эффективность образовательного процесса, развитие творческого потенциала и активности детей.

Наиболее распространенные разновидности активных методов обучения:

  • Дидактические игры;
  • Анализ конкретных ситуаций;
  • Решение проблемных задач;
  • Обучение по алгоритму;
  • Мозговая атака и пр.

Таким образом, активные методы обучения могут быть охарактеризованы как особая форма ведения и организации образовательного процесса. Главной целью данных методов является оказание максимально возможного стимулирования учебной и познавательной деятельности учащихся, посредством организационно-управленческих и педагогических средств.

Интерактивные методы обучения – взаимодействие между педагогом и учащимися осуществляется в режиме диалога или беседы.

Разница между активными и интерактивными методами общения заключается в том, что интерактивные призваны обеспечить максимально широкое взаимодействие «педагог – учащиеся» или «учащиеся – учащиеся». Интерактивные методы обучения направлены на стимулирование активности учащихся в образовательном процессе.

Вызвать интерес к обучению можно при помощи улучшения форм и методов обучения, а также и формы организации и управления образовательного процесса.

Понятие, классификации и характеристика методов обучения.

Метод обучения (от греч. metodos – путь к чему-либо) – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.

Метод обучения характеризуется тремя признаками, он обозначает:

– характер взаимодействия субъектов обучения.

Понятие метода обучения отражает:

– способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи;

– специфику их работы по достижению различных целей обучения.

Метод обучения – категория историческая. Уровень развития производительных сил и характер производственных отношений оказывают влияние на общие цели обучения. С изменением целей меняются и методы обучения.

В структуре методов обучения выделяются приемы.

Прием – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.

Метод обучения – сложное, многомерное, многокачественное образование. В методе обучения находят отражение объективные закономерности, цели, содержание, принципы обучения. Диалектика связи метода с другими категориями дидактики взаимообратная: будучи производным от целей, содержания, форм обучения, методы в то же время оказывают обратное и очень сильное влияние на становление и развитие этих категорий. Ни цели, ни содержание, ни формы работы не могут быть введены без учета возможностей их практической реализации, именно такую возможность обеспечивают методы. Они же задают темп развития дидактической системы – обучение прогрессирует настолько быстро, насколько позволяют ему двигаться вперед применяемые методы.

В структуре методов обучения выделяются прежде всего объективная и субъективная части.

Объективная часть метода обусловлена теми постоянными, незыблемыми положениями, которые обязательно присутствуют в любом методе независимо от его использования различными педагогами. В ней отражаются общие для всех дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и правил, а также постоянные компоненты целей, содержания, форм учебной деятельности.

Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями.

Методы обучения осуществляются различными средствами обучения, к которым относятся как материальные, так и идеальные объекты, помещаемые между учителем и учащимся и используемые для эффективной организации учебной деятельности школьников. Этими средствами являются различные виды деятельности, предметы произведений материальной и духовной культуры, слово, речь и т. д.

Каждый отдельно взятый метод обучения имеет определенную логическую структуру – индуктивную, дедуктивную или индуктивно-дедуктивную. Логическая структура метода обучения зависит от построения содержания учебного материала и учебной деятельности учащихся.

На сегодняшний день педагогика располагает множеством методов обучения, эффективность которых во многом зависит от индивидуальной методической системы педагога и способов и характера его взаимодействия с учащимися.

Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система.

Наиболее обоснованными на сегодняшний день являются следующие классификации методов обучения.

1. Традиционная классификация методов обучения, берущая начало в древних философских и педагогических системах и уточненная для нынешних условий. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний: практика, наглядность, слово, книга, безбумажный источник информации – видео в сочетании с новейшими компьютерными системами. В данной классификации выделяется пять методов: практический – опыт, упражнение, учебно-производительный труд; наглядный – иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся; словесный – объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция, дискуссия и т. д.; работа с книгой – чтение, изучение, реферирование, цитирование, конспектирование и т. д.; видеометод – просмотр, обучение, контроль и т. д.

2. Классификация методов по назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов). В качестве общего признака классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке. Выделяются следующие методы:

– формирование умений и навыков;

– проверка знаний, умений, навыков.

3. Наибольшее распространение в дидактике последних десятилетий получила классификация методов обучения, предложенная академиком Ю.К. Бабанским. В ней выделяются три большие группы методов обучения:

– методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

– методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

– методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

4. По дидактическим целям выделяется две группы методов обучения:

– методы, способствующие первичному усвоению учебного материала, – информационно-развивающие методы (устное изложение учителя, беседа, работа с книгой); эвристические методы обучения (эвристическая беседа, диспут, лабораторные работы); исследовательский метод;

– методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний (Г.И. Щукина, И.Т. Огородников и др.), – упражнения; практические работы.

5. Предприняты многочисленные попытки создания бинарных (М.И. Махмутов) и полинарных (В.Ф. Паламарчук и В.И. Паламарчук) классификаций методов обучения, в которых последние группируются на основе двух или более общих признаков.

Бинарная классификация методов обучения построена на сочетании:

В полинарной классификации методов обучения в единстве сочетаются источники знаний, уровни познавательной активности, а также логические пути учебного познания.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: