Акмеизм – определение в литературе, особенности, принципы

Русский акмеизм как литературное направление — основные черты и представители

Русский акмеизм как литературное направление возник тогда, когда политический подъем в России соседствовал с усталостью общества от бурных исканий предыдущих годов.

В настоящее время принято называть это течение акмеизмом

Акмеизм — история определения

( от греческого «Акме» — цветение, вершина, острие).

Однако у этого литературного направления существовало еще два названия – адамизм (От первого человека – Адама) и кларизм (от французского «Кларе» — ясность).

Черты акмеизма как литературного направления

Ими считаются:

  • декларация разрыва с символизмом
  • преемственность с предшественниками
  • отказ от символа как единственного способа поэтического воздействия
  • «самоценность каждого явления» в творчестве
  • отрицание мистического
  • краеугольный камень акмеизма – имена Шекспира. Рабле, Ф.Вийона, Т.Готье, а также поэзию И.Анненского
  • соединение в творчестве внутреннего мира человека с «мудрой физиологичностью»
  • «одежда безупречных форм» (Н.Гумилев).

Русские акмеисты в большей степени, чем символисты, уходили в круг чисто литературных задач. В отечественной классике и в мировой литературе они выбирали то, что в философии творчества было связано со стихией непосредственной жизненности, в круг «неполитизированной» культуры, в поиски поэтического слова.

Основные представители акмеизма

Н.Гумилев С.Городецкий, О.Мандельштам, А.Ахматова, В.Нарбут. В какой-то степени Г.Адамович, И.Одоевцева, Г.Иванов, Н.Оцуп.

Акмеисты издавали журналы «Аполлон» и «Гиперборей».

О.Мандельштам

Так, О.Мандельштам в статье «О природе слова» восхищался «Номинализмом » русского языка.

«У футуристов, — пишет Мандельштам, — слово как таковое еще ползает на четвереньках, в акмеизме оно впервые принимает более достойное вертикальное положение и вступает в каменный век своего существования». «Для акмеистов сознательный смысл слова, Логос, такая же прекрасная форма, как музыка для символистов».

В отличие от символистов поэты-акмеисты в России не мыслили циклами, мифами, всевозможными сцеплениями. Они стремились к освобождению поэзии от общих мест, дезинтеграции поэзии.

Общим для них было и освобождение от избыточной исповедальности.

Формула акмеизма по Гумилеву

Чем взятый материал

Стих, мрамор иль металл.

Или у Мандельштама:

Плода, сорвавшегося с древа,

Среди немолчного напева

Печальной тишины лесной.

Такое единство в теории не исключало особенностей творческого развития каждого, кто причислял себя к этому литературному направлению в культуре Серебряного века— русскому акмеизму.

Так, в поэзии О.Мандельштама нет концентрации на образе лирического героя. Его поэзия долго была чужда идейное определенности. В разные годы в его поэзии своеобразно преломлялись различные мировые культурные пласты (готика, эллинизм, Петербург).

Лирическое Я поэта скрывается в подтексте, в смысловой атмосфере поэтических текстов. Мандельштам выдвинул тезис о поэтическом зодчестве. Слово как некий камень, который положен в основу здания поэзии.
Первый сборник стихов поэта так и назывался — «Камень». Предметность стихов Мандельштама всегда связана с настроением персонажа. Наряду с камнем поэтизируются музыка, мир идей, архитектура. Мир поэта чужд мистике или символу. Предельная ясность и вещность – вот характеристики этого мира («Прекрасен храм, купающийся в мире…», «Notre Dame»).

А.Ахматова и акмеизм

Стихи ранней Ахматовой — это мир звучаний и красок, запахов и веса («Смуглый отрок бродил по аллеям…»). Стихи предельно ясные: простота видения, мир предметов, который окружает лирическую героиню, разговорный характер поэтической речи, монологичность, тяготение к сценичности стиха, при этом главным становится лаконизм сюжета («Проводила друга до передней…»). В то же время Ахматова чужда в поэзии гедонизма и «божественной физиологии».

Для самого Н.Гумилева акмеизм – это пафос героического, культ мужского риска, мужества, отвага, утверждение высокого пафоса жизни. Гумилев всегда точен в деталях. В то же время он, как и многие акмеисты обращен к предыдущим векам мировой культуры («Падуанский собор», «Пиза»). При этом в отличие от Блока, который, например, в Италии увидел закат былого величия, у Гумилева – это жизнеутверждающие, яркие и чистые краски.

Наша презентация

Значение русского акмеизма

Судьба русского акмеизма, как и многих литературных направлений, характеризующих Серебряный век русской культуры, во многом трагична.

Акмеизм при всей декларации ясности, жизнеутверждения должен был отстаивать себя в борьбе. Долгие годы советской истории об этих поэтах практически не говорили. Судьба многих акмеистов в России трагична. Н.Гумилев расстрелян, В.Нарбут и О.Мандельштам уничтожены. Трагическая судьба выпала на долю А.Ахматовой.

В то же время, по выражению американского профессора-русиста О.Ронена, вместе с акмеизмом был похоронен «платиновый век» русской поэзии.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость – поделитесь

Акмеизм

Акмеизм это одно из модернистских направлений русской поэзии, которое сформировалось в начале ХХ века как искусство совершенно точных и взвешенных слов, противостоящее символизму. Программа акмеизма официально была оглашена 19 декабря 1912 года в Петербурге.

Акмеизм преодолевал символистские стремления, проникнутые крайним мистицизмом и индивидуализмом. Символики, недосказанность, таинственность и расплывчатость образов, вызывавшие соответствия и аналогии, символизма сменились четкими и ясными, однозначными и отточенными поэтическими словесными образами.

Руководствуясь реальным взглядом на вещи, акмеизм провозгласил материальность, конкретику, точность и ясность текста, он существенно выделялся среди литературных течений рядом своих особенностей: отдельный подход к каждому предмету и явлению, их художественное преобразование, задействование искусства в облагораживание природы человека, четкость поэтического текста («лирика безупречных слов»), эстетизм, выразительность, однозначность, определенность образов, изображение вещественного мира, земных красот, поэтизация чувств первобытного человека и т.д.

Происхождение термина «акмеизм»

Термин «акмеизм» был представлен Н. С. Гумилевым и С. М. Городецким в 1912 году как новое литературное направление в противовес символизму.

Название направления за словами Андрея Белого появилось во время дискуссии В. В. Иванова и Н. С. Гумелева, когда Н. С. Гумелев подхватил произнесенные В. В. Ивановым слова «акмеизм» и «адамизм» и назвал ими объединение близких к себе поэтов. Отсюда и другое употребляемое название акмеизма – «адамизм».

В силу спонтанного выбора названия группы, понятие акмеизма не являлось вполне обоснованным, чем были обусловлены сомнения критиков по поводу правомерности термина. Точного определения акмеизму не могли дать как участники движения, среди которых поэт О.Э. Мандельштам, лингвист и литературовед В. М. Жирмунский, так и исследователи русской литературы: Р. Д. Тименчик, Омри Ронен, Н. А. Богомолов, Джон Малмстад и другие. Поэтому количество приверженцев акмеизма варьируется зависимо от того, что вкладывается в содержание этого понятия. К движению обычно относят шестерых поэтов.

Читайте также:
«Дядя Ваня» 📚 краткое содержание пьесы А.П. Чехова, анализ произведения, главные герои, основной смысл и тема, сюжет

Их современники находили и другой смысл термина. К примеру, В. А. Пяст находил его начала в псевдониме Анны Ахматовой, который по-латыни звучит «akmatus», подобно значению греческого «akme» — «край, кончик, острие».

Формирование акмеизма происходило под воздействием творчества «Цеха поэтов», оппозиционной группы «Академии стиха», главными представителями которого являлись создатели акмеизма Николай Гумилев, Сергей Городецкий и Анна Ахматова.

Понятие «акмеизма» мало обосновано в манифестах содружества. Даже главные участники группы не всегда придерживались основных установлений акмеистских манифестов на практике. Но, при всей нечеткости термина, отсутствии его конкретики, «акмеизм» охватывает общие идеи поэтов, провозглашающих материальность, предметность образов, четкость слов.
Акмеизм в литературе

Акмеизм – это литературная школа, состоящая из шести одаренных и разных поэтов, которых в первую очередь объединяла не общая теоретическая программа, а личная дружба, что способствовало их организационной сплоченности. В содружество кроме его создателей Н. С. Гумилева и С. М. Городецкого входили: О. Э. Мандельштам, А. Ахматова, В. И. Нарбут и М. А. Зенкевич. В группу также пытался вступить В. Г. Иванов, что было оспорено Анной Ахматовой, по словам которой «акмеистов было шесть, и седьмого никогда не было». Акмеизм находит свое отражение в теоретических трудах и художественных произведениях писателей: первые два манифесты акмеистов – статьи Н. С. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и С. М. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», были изданы в первом номере журнала «Апполон» в 1913 году, с которого принято считать акмеизм как оформившееся литературное течение, третий манифест – статья О. Э. Мандельштама «Утро акмеизма» (1919 г.), написанный в 1913 году, был опубликован только 6 лет спыстя по причине расхождения взглядов поэта с воззрениями Н. С. Гумилева и С. М. Городецкого.

Стихи акмеистов были изданы после первых манифестов в третьем номере «Апполона» 1913 г. Кроме того, на протяжении 1913-1918 гг. выпускался литературный журнал поэтов-акмеистов «Гиперборей» (отсюда и еще одно название акмеистов – «гиперборейцы»).

Предшественниками акмеизма, творчество которых послужило его основой, Н. С. Гумилев в манифестах называет: Уильяма Шекспира, Франсуа Вийона, Франсуа Рабле и Теофиля Готье. Среди русских имен такими краеугольными камнями были И. Ф. Анненский, В. Я. Брюсов, М. А. Кузьмин.

Указанные в манифестах принципы резко противоречили стихотворному творчеству участников объединения, что привлекало внимание скептиков. Русские поэты-символисты А. А. Блок, В. Я. Брюсов, В. И. Иванов считали акмеистов своими последователями, футуристы воспринимали их как противников, аисменившие их сторонники марксистской идеологии, начиная с Л. Д. Троцкого, называли акмеистов антисоветским течением отчаянной буржуазной литературы. Состав школы акмеизма был крайне смешанный, и взгляды группы акмеистов в лице В. И. Нарбута, М. А. Зенкевича, частично и самого С. М. Городецкого, весомо отличались от поэтического эстетизма поэтов чистого «акмеизма». Это несоответствие поэтических взглядов внутри одного течения подвигло литературоведов на долгие размышления. Не диво, что ни В. И. Нарбут и М. А. Зенкевич не были участниками второго и третьего профессиональных объединений «Цех поэтов».

Поэты пробовали и раньше покинуть течение, когда в 1913 году В. И. Нарбут предлагал М. А. Зенкевичу уйти из содружества акмеистов и создать отдельную творческую группу из двух человек или присоединиться к кубофутуристам, чьи резкие концепции были ему значительно ближе, чем утонченное эстетство Мандельштама. Ряд литературных исследователей пришли к выводу, что создатель объединения С. М. Гумилев умышленно пытался связать неорганичные творческие идеологии в одном движении для благозвучного многоголосья нового неограниченного направления. Но более вероятным является мнение, что обе стороны акмеизма – поэтико-акмеистскую (Н. С. Гумилев, А. Ахматова, О. Э. Мандельштам) и материалистически-адамистскую (В. И. Нарбут, М. А. Зенкевич, С. М. Городецкий) – объединял принцип отклонения от символизма. Акмеизм как литературная школа всесторонне отстаивал свои концепции: противопоставляя себя символизму, он одновременно боролся с неистовым словотворчеством параллельного течения футуризма.

Закат акмеизма

В феврале 1914 года, когда произошел раздор между Н. С. Гумилевым и С. М. Городецким, распалась первая школа овладения поэтическим мастерством «Цех поэтов», происходит падение акмеизма. В следствие этих событий направление подверглось жесткой критике, а Б. А. Садовской и вовсе объявил «конец акмеизма». Тем не менее, поэты этой группы еще долгое время назывались в изданиях акмеистами, да и сами они не перестали относить себя к этому направлению. Унаследовали и негласно продолжили традиции акмеизма четверо учеников и товарищей Н. С. Гумилева, которые часто именуются младшими акмеистами: Г. В. Иванов, Г. В. Адамович, Н. А. Оцуп, И. В. Одоевцева. В работах современников часто встречаются молодые писатели, единомышленники Гумилева, которым присуща идеология «Цеха поэтов».

Акмеизм как литературное течение просуществовал около двух лет, издав 10 номеров журнала «Гиперборей» и несколько книг, оставив бесценное наследие из вечных слов выдающихся поэтов, которые оказали значительное влияние на русское поэтическое творчество ХХ века.

Слово акмеизм произошло от греческого слова acme, что в переводе означает: вершина, пик, высшая точка, расцвет, сила, острие.

Литература. 11 класс

Конспект урока

Акмеизм в русской литературе в начале ХХ века

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Творчество представителей течения;
  2. Художественные особенности и способы лирического самовыражения акмеистов

Акмеизм – это одно из модернистских направлений русской поэзии, которое сформировалось в начале ХХ века как искусство совершенно точных и взвешенных слов.

Читайте также:
Послушайте - анализ стихотворения Маяковского, история создания

Метафора – оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения.

Неореализм – «традиционная проза», ориентированная на традиции классики (возвращение к реалистической эстетике XIX века) и обращённая к историческим, социальным, нравственным, философским и эстетическим проблемам современности.

Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.

Эпитет – в поэтике: определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.

Эпоха – это общность мировоззрения, образа жизни, идей, представления о мире.

Список литературы

Основная литература по теме урока

1. Журавлёв В. П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч 1. М.: Просвещение, 2015. — 415 с.

Дополнительная литература по теме урока

1. Е. А. Маханова, А. Ю. Госсман. Краткий пересказ. Русская литература. 9-11 классы. Р.-на-Д. Феникс. 2017. — 95 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Основоположниками акмеизма были Николай Гумилёв и Сергей Городецкий, которые в 1912 году с Осипом Мандельштамом, Владимиром Нарбутом, Анной Ахматовой, Михаилом Зенкевичем и некоторыми другими поэтами объединились в кружок «Цех поэтов».

Слово «akme», в переводе с греческого, означает высшую степень, расцвет и зрелость. Акмеисты провозглашают свою автономию от символизма, отказываются от художественной образности и выступают за реалистичный взгляд в поэзии.

В 1913 году Гумилёв в качестве начальника экспедиции от Академии Наук уезжает на полгода в этнографическую экспедицию в Африку. Под впечатлением от этого путешествия поэт пишет серию стихов, вошедших в сборник «Шатёр». Среди них ставшие знаменитыми «Жираф», «Носорог», «Абиссинские песни». Следуя акмеистической традиции, поэт даёт реальную картину, в которой отсутствуют символистские ноты. Вот отрывок из стихотворения «Носорог»

Видишь, мчатся обезьяны

С диким криком на лианы,

Что свисают низко, низко,

Слышишь шорох многих ног?

Это значит – близко, близко

От твоей лесной поляны

Точность в деталях и четкость образов, как поэтическая концепция акмеизма особенно характерны для творчества Анны Ахматовой. Ранняя лирика поэтессы («Вечер», «Чётки», «Белая стая») – о любви. При этом она прекрасно укладывается в канон акмеизма: в стихах присутствует предметность и чёткость. В поэтике Ахматовой большое значение имеют детали. К примеру, одно из её стихотворений, посвящённое Николаю Гумелёву:

В ремешках пенал и книги были,

Возвращалась я домой из школы.

Эти липы, верно, не забыли

Нашей встречи, мальчик мой весёлый.

Только ставши лебедем надменным,

Изменился серый лебедёнок.

А на жизнь мою лучом нетленным

Грусть легла, и голос мой незвонок.

Перед читателем раскрывается история знакомства двух поэтов в Царском Селе в годы их юности. Собственное внутреннее состояние автор передаёт чётко, но ёмко: «грусть легла» и «голос незвонок».

Ещё один яркий представитель акмеизма, Осип Мандельштам, начинает свой творческий путь как ученик символистов. Первая книга молодого поэта «Камень» выходит в 1913 году под маркой издательства «Акмэ» и представляет читателю Мандельштама-акмеиста. Литературоведы указывают на то, что свою приверженность к концепции акмеизма автор обозначил уже в названии сборника. В качестве первоначальной материи для возникновения настоящего искусства автор выводит образ тишины. Этому посвящено стихотворение «Silentium». В нём молчание предстает как синоним той «первоначальной немоты», которая предшествует рождению поэтического слова. Мандельштам высказывает свою поэтическую позицию и в другом стихотворении:

Нет, не луна, а светлый циферблат

Сияет мне, — и чем я виноват,

Что слабых звёзд я осязаю млечность?

И Батюшкова мне противна спесь:

Который час, его спросили здесь,

А он ответил любопытным: вечность!

Противопоставляя луну и циферблат, Мандельштам обозначает переход от символизма к акмеизму. В стихотворении присутствует антитеза: поэт принимает конкретные «циферблат», «час» и противопоставляет их абстрактным «недосягаемая луна», «вечность».

Подобное деление мы видим в ещё одном стихотворении:

Я ненавижу свет

Здравствуй, мой давний бред –

Башни стрельчатой рост!

Кружевом, камень, будь,

И паутиной стань:

Неба пустую грудь

Тонкой иглою рань.

Будет и мой черёд –

Чую размах крыла.

Так – но куда уйдёт

Мысли живой стрела?

Или свой путь и срок

Я, исчерпав, вернусь:

Там – я любить не мог,

Здесь я любить боюсь.

Автор не принимает недосягаемые далёкие звёзды. Но, напротив, ему понятна высота башен – творение рук человека. Однажды Мандельштам объяснил эту мысль, сказав: «Мы не летаем, мы поднимаемся только на те башни, которые сами умеем построить».

Следуя натуралистическому стилю и предметному реализму, поэты-акмеисты стремились вернуть литературу к жизни, к вещам, к человеку, к природе. По сути, они развернули поэзию к реальному миру. Как литературное направление акмеизм просуществовал всего несколько лет, но оказал значительное влияние на судьбу русской поэзии XX века.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Единичный выбор.

Что акмеисты называли высшей точкой достижения художественной правды?

Правильный вариант: творчество.

Слово «akme», в переводе с греческого, означает высшую степень, расцвет и зрелость. Акмеисты провозглашают свою автономию от символизма, отказываются от художественной образности и выступают за реалистичный взгляд в поэзии.

Ребус-соответствие.

Соедините между собой термины и их определения.

Акмеизм – это одно из модернистских направлений русской поэзии, которое сформировалось в начале ХХ века как искусство совершенно точных и взвешенных слов.

Критический реализм – это правдивое, достоверное изображение действительности.

Модернизм – это литературное направление, эстетическая концепция, формировавшаяся в 1910-е годы и сложившаяся в художественное направление в литературе военных и послевоенных лет.

Подсказка: акмеизм – модернистское течение в русской поэзии начала XX в., провозглашавшее, в отличие от символизма, материальность, предметность тематики и образов с позиции «искусства для искусства».

«Благословенна будет любовь, которая сильнее смерти!» (по рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет»)

Читайте также:
Сочинение Мой лучший друг, как правильно составить характеристику
  • На свободную тему
  • Любовь это прекрасное чувство которое должен испытать каждый человек в своей жизни. Это чувство постоянно описывают писатели в своих произведениях. Все описывают прекрасные отношения между двумя людьми. Когда люди молоды душой и телом, то им кажется, что любовь может продлиться всю жизнь. Радость от поцелуев и объятий переполняет человека изнутри.

    Очень приятно встречать любящую пожилую пару, которая идет за ручку по улице. Чувство радости переполняют, потому что они сохраняли любовь эти долгие десятилетия. Влюбленный человек сможет все преодолеть.

    Многие писатели утверждают что «Любовь сильнее смерти». И именно по такому тезису пишут свои знаменитые произведения. Во многих рассказ и правда есть истории, когда ради любимого человека герои совершали такие поступки, которые приводили к смерти. Если человек влюблен, то ему будет проще сделать какой-то поступок и справиться с трудными жизненными ситуациями. Ради любимого человека можно пожертвовать даже жизнью. Любовь это не просто красивые слова, но это еще и поступки.

    В романе «Отцы и Дети» знаменитого писателя Ивана Сергеевича Тургенева герой не считал любовь великим чувством. Для него любовь это просто инстинкт, от которого человек не может избавиться. Но встреча с героиней перевернула все внутри него. Он начал сам бороться с собой и своими прошлыми высказываниями. Из-за несчастной любви он долгое время страдает. Теперь герой не видит смысл в этой жизни и не хочет идти к своим целям, потому что их нет. Он заражается страшной болезнью и его тело умирает. Но душа не умерла. Она смогла пройти все испытания любви. Автор этим произведением пытается сказать, что человек родился и живет, чтобы любить и быть любимым. Человек должен жить полной жизнью и ни в чем себя не сковывать. Когда человек отрицает любовь, то он сам себя подталкивает к могиле.

    Даже Александр Иванович Куприн в своих произведениях доказывает что человек и правда готов на все когда влюблен. В произведение «Гранатовый браслет» история героя заканчивается трагично. Девушка просит героя не ухаживать за ней. Герой чувствует, что есть только одно решение и это уйти из жизни. Герой умирает, но его любовь остается жива. Именно поэтому такое выражение «Любовь сильнее смерти» как никогда точно подходит под ситуацию, произошедшую с героем.

    Любовь способна улучшить настроение и превратить грустные эмоции в радостные чувства.

    Другие темы: ← Добрые обычаи моего народа↑ На свободную темуИстория моей семьи →

    Популярные сочинения

    • Умение прощать — Сочинение рассуждение
      В современном мире очень часто такое нужное чувство и умение как прощать забывается. Поколение поменялось, поэтому поменялось и представление о благотворительности, прощении и других моральных качествах
    • Сочинение Гриша Добросклонов (Образ и характеристика) в поэме Кому на Руси жить хорошо?
      Поэма «Кому на Руси жить хорошо» была создана Н.А.Некрасовым после отмены крепостного права, поэтому основная тема произведения посвящена жизни русского народа после реформы, которую все так ждали
    • Сочинение-описание картины Радуга Нисского (7 класс)
      Картина Нисского «Радуга» не только описывает великолепие природного явления, но и имеет переносное значение: она также может трактоваться с позиции триумфа человеческого разума, который поистине способен на многое

    Настоящее чудо жизни

    Любовь называют необыкновенной силой, способной воскресить омертвелую человеческую душу. Однако литераторы всех времен и поколений признают, что данное чувство может изменить жизнь индивидуума как в лучшую, так и в худшую стороны. Великий французский писатель О. Бальзак называл любовь игрой, в которой многие плутуют. Трудно отрицать общепризнанный факт, что она может подтолкнуть к совершению преступлений, довести до безумия, но также с вдохновением, которое дарует любовь, можно сотворить нечто необыкновенное и прекрасное. Когда человек ищет аргументы, которые могли бы пояснить, почему любовь оказывается сильнее смерти, ему стоит вспомнить высказывания И. С. Тургенева. Именно он утверждал, что это чувство не просто сильнее страха смерти — ею движется вся жизнь.

    Сочинение на тему любовь сильнее смерти по рассказу гранатовый браслет

    ЛЮБОВЬ СИЛЬНЕЕ СМЕРТИ (по повести А. И. Куприна “Гранатовый браслет”) А. И. Куприна не зря называют певцом возвышенной любви. Три его повести: “Гранатовый браслет”, “Олеся”, “Суламифь” объединены этой прекрасной темой. В повести “Гранатовый браслет” герои много говорят и спорят о любви. Любовь в их рассказах предстает в многообразных формах – это и внезапное увлечение юной болгаркой, о которой рассказывает генерал Аносов, и “святая, чистая, вечная любовь”, о которой рассуждает Людмила Львовна. И в жизни героев любовь занимает большое место. Любит Надежду ее глупый и богатый муж, привязана к своему мужу Вера. Однако генерал Аносов совершенно справедливо заявляет: “…люди в наше время разучились любить. Не вижу настоящей любви”. Действительно, настоящая любовь – это огромная редкость. Именно такой была любовь чиновника контрольной палаты Желткова. Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбился в молодую светскую даму. Но ни сама эта дама, ни ее окружение долгое время не могли оценить это чувство. Восемь лет продолжалась эта любовь – безответная, безнадежная, “единая, всепрощающая, на все готовая, скромная и самоотверженная”. Любовь Желткова оказалась сильнее времени, сильнее насмешек и негодования окружающих. Это чувство просветленное и благоговейное, оно полностью поглощает героя и одновременно полностью лишено эгоизма: “Я умею теперь только желать ежеминутно Вам счастья и радоваться, если Вы счастливы”, – так говорит он в своем письме. Желтков живет любовью, ее радостями и страданиями. Смерть не страшит героя. Свою любовь он уносит в могилу, и решение о самоубийстве он принимает легко: спокойствие любимой ему дороже собственной жизни. Более того, перед смертью он благодарит и благословляет свою возлюбленную: “От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единственной надеждой”. Желтков уходит из жизни, но не уходит из жизни его любовь. “Да святится имя Твое!” – его благословение звучит на протяжении всей последней главы. Его любовь рассеялась в окружающем мире, слилась с музыкой. В звуках музыки Вера слышит голос его любви, она плачет, и в этот момент из ее души вытесняется все суетное и мелкое, уступая место облагораживающему страданию. Можно сказать, что только после смерти Желткова начинается подлинная жизнь его любви, не отягощенная ни житейскими условностями, ни убогой обстановкой, проявляется его подлинная сущность. Не зря, придя на единственное свидание – прощание с умершим, – Вера видит на его лице “то же самое умиротворенное выражение”, как “на масках великих страдальцев – Пушкина и Наполеона”. И бетховенская музыка уже после смерти Желткова заставляет заново пережить его потрясение, боль и счастье. “Любовь должна быть трагедией! Величайшей тайной в мире!” – говорит генерал Аносов. Именно такому чувству слагает гимн в своем творчестве А. И. Куприн. (No Ratings Yet) Loading…

    Читайте также:
    Характеристика героев Бульба - описание персонажей произведения

    Похожие сочинения:

    СИМВОЛИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В РАССКАЗЕ А. И. КУПРИНА “ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ” Писатель Александр Иванович Куприн был человеком удивительной судьбы. Натура сильная, кипучая, душа широкая, добрая. Куприну была свойственна громадная жажда жизни, стремление все знать, все уметь, все испытать самому. Огромная любовь… Трагизм решения любовной темы в рассказе А. И. Куприна “Гранатовый браслет” Загадка любви вечна. Многие писатели и поэты безуспешно пытались разгадать ее. Русские художники слова посвятили великому чувству любви лучшие страницы своих произведений. Любовь пробуждает и невероятно усиливает лучшие качества в… Анализ рассказа “Гранатовый браслет” Приступая к анализу повести “Гранатовый браслет”, необходимо кратко остановиться на сюжете произведения, что поможет уяснить основные проблемы, затрагиваемые в нем, понять обстоятельства трагической любви “маленького человека”, почувствовать время, в рамках… ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ А. И. КУПРИН ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ Семнадцатого сентября у княгини Веры Николаевны Шеиной именины. Посыльный доставляет на ее имя подарок – футляр с гранатовым браслетом. Браслет из дутого золота невысокой пробы,… АВТОР И ЕГО ГЕРОИ В ПОВЕСТИ А. И. КУПРИНА “ПОЕДИНОК” Повесть А. И. Куприна “Поединок” появилась в свет в 1905 году. Она сразу привлекла к себе всеобщее внимание и сделала знаменитым ее автора. Действительно, трудно назвать другое произведение, где с… ПОЭТИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ В ПОВЕСТИ-ФЕЕРИИ А. ГРИНА “АЛЫЕ ПАРУСА” ПОЭТИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ В ПОВЕСТИ-ФЕЕРИИ А. ГРИНА “АЛЫЕ ПАРУСА” Я перевернула последнюю страничку повести Грина “Алые паруса”. Какая красивая история! Какая волшебная, чудная и поэтическая феерия, которая сразу делает настроение мечтательным… РОМАНТИЗМ И РЕАЛИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ А. И. КУПРИНА Произведения А. И. Куприна поражают читателя разнообразием тематики. Этот замечательный русский писатель делает героями своих книг актеров, фабрикантов, инженеров, офицеров, дворянскую аристократию и других своих современников. Знания о них он… Рецензия на монографию Н. А. Ищенко “Перо сильнее, чем клинок…” Мифология Крымской войны 1853 – 1856 годов” Рецензии Рецензия на монографию Н. А. Ищенко “Перо сильнее, чем клинок…” Мифология Крымской войны 1853 – 1856 годов”. Симферополь, 2007 В монографии Н. А. Ищенко рассматривается интересный и новый аспект… Сочиненин по картине Тициана “Любовь Небесная и Любовь Земная” Великому и знаменитому художнику Венеции Тициану Веччелио однажды заказали картину как подарок для невесты. Автор никак не назвал свое полотно, так как и не представлял, что создает один из величайших… Почему Катерина не видит для себя другого исхода, кроме смерти? Почему Катерина не видит для себя другого исхода, кроме смерти? Для построения рассуждения на предложенную тему обратитесь к различным трактовкам характера героини А. Н. Островского в критике и литературоведении. Так,… Настоящая любовь Ромео и Джульетты Жизнь человеку дается только один раз. Она имеет свое начало и свой конец, а какой будет середина, уже решит сам человек. Идя по жизненной тропе, каждый человек встречает свою любовь,… ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ – ДВИЖУЩАЯ СИЛА ЛИРИКИ А. А. АХМАТОВОЙ ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ – ДВИЖУЩАЯ СИЛА ЛИРИКИ А. А. АХМАТОВОЙ А. Ахматова – один из самых ярких и своеобразных поэтов рубежа ХIХ-ХХ веков. Главная тема ее ранних произведений – тема… Сочинение: Что такое любовь Одной из составляющих счастья, одной из самых благородных целей жизни и одним из крупнейших проявлений человечности является любовь. Мы любим не только людей, этим полочным проникаемся чувством к братьям нашим… ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ – ВАЖНЕЙШИЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ Г. ЛОРКИ – КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ 11 класс ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ – ВАЖНЕЙШИЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ Г. ЛОРКИ Г. Лорка вошел в литературу после Первой мировой войны, когда катастрофичность и кризисность эпохи стали очевидными. В такие времена обостряется интерес… Любовь, смерть и природа в творчестве И. А. Бунина Все произведения И. А. Бунина заставляют читателя задуматься о смысле человеческой жизни, о сущности страдания и счастья. Жизнь человеческая далеко не всегда бывает счастливой и безоблачной. В жизни есть место… Любовь, которая дарит крылья! Любовь… Что может быть лучше, чем поцелуи любимого? Что может быть хуже, чем неожиданная измена? У нее есть две стороны. По одной стоят счастливые, улыбающиеся пары, а на второй –… Анализ стихотворения Ахматовой “Любовь покоряет обманно Не секрет, что Анна Ахматова согласилась стать супругой поэта Николая Гумилева не из-за любви к своему избраннику, а из-за жалости и сострадания. Все дело в том, что этот молодой человек… Любовь в лирике Лермонтова – страсть, приносящая страдания План I. Реальность сквозь призму отречения. II. Отпечаток гнетущей эпохи на любовной лирике Лермонтова. 1. Тоска чувствительного сердца. 2. Страдание – привычное состояние души Лермонтова. 3. Идеальный мир поэта. 4…. Интимная любовь Блока к России От своих предшественников Блок отличался тем, что к судьбе России он подходит не как мыслитель – с отвлеченной идеей, а как поэт – с интимной любовью. В. М. Жирмунский План… Анализ повести Диккенса “Рождественская песнь в прозе” Перевод названия произведения в русской литературе встречается в нескольких вариантах: “Рождественская песнь в прозе”, “Рождественская песня”, “Рождественская история”, “Повесть о Рождестве с участием Духов”. Замысел написать произведение на тему Рождества… Суровые будни войны. (По повести К. Д. Воробьева “Убиты под Москвой”) Суровые будни войны. (По повести К. Д. Воробьева “Убиты под Москвой”) Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собою. Н. М. Карамзин Читая “русскую, святую, классическую” литературу,… КОВАРСТВО И ЛЮБОВЬ ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ФРИДРИХ ШИЛЛЕР КОВАРСТВО И ЛЮБОВЬ Учитель музыки Миллер очень огорчен тем, что между его дочерью Луизой и майором Фердинандом вспыхнула любовь: “Вовек девчонке сраму не избыть!” Скоро по… Сцена свидания г. Н. Н. и Аси в повести И. С. Тургенева “Ася” (анализ эпизода) Определим вначале композиционное и содержательное значение данного эпизода, в котором происходит решающее объяснение героев, окончательно проясняются их отношения, более того, поведение г. Н. Н. в сцене свидания оказывает влияние и… Ася – “тургеневская девушка” по повести И. С. Тургенева “Ася” Стремительно летит время. Уже далеко позади остался помпезный XIX век, ушел полный противоречий, общественных потрясений и революций – двадцатый. Меняются наши взгляды, мнения, представления о красоте, но вечным остается понятие… “Она – слепая и немая любовь – смысл человека” (по роману В. Гроссмана “Жизнь и судьба”) Мне на плечи кидается век-волкодав, Но не волк я по крови своей! Запихай меня лучше, как шапку, в рукав Жаркой шубы сибирских степей… О. Мандельштам. Роман В. Гроссмана “Жизнь и… Сочинение на тему: Зависть Сочинение-рассуждение Бесспорно, один из наиболее плохих человеческих качеств – это зависть, т. е. ревностное отношение к достояниям и достижениям других людей. Именно из-за зависти в этом мире творится наибольшее количество… Особенности народного характера в повести Платонова “Котлован” План 1. Противоречия эпохи “строительства светлого будущего”. 2. Сложность восприятия происходящих социальных потрясений. 3. Повесть “Котлован” – реквием по простому русскому народу. А. П. Платонов в одном из своих самых… Герой повести И. С. Тургенева “Ася”. Как изменилось его отношение к жизни Герой повести И. С. Тургенева “Ася”. Как изменилось его отношение к жизни Повесть И. С. Тургенева “Ася” рассказывает о том, как знакомство главного героя господина Н. Н. с Гагиными перерастает… СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСТАПА И АНДРИЯ (по повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба”) СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСТАПА И АНДРИЯ (по повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба”) 1 вариант Повесть Н. В. Гоголя “Тарас Бульба” – эпическое повествование о славном героическом прошлом украинского казачества, его… ШКОЛЬНИКИ В МИФЛАНДИИ (по повести-сказке Дж. Даррелла “Говорящий сверток”) ШКОЛЬНИКИ В МИФЛАНДИИ (по повести-сказке Дж. Даррелла “Говорящий сверток”) Вы никогда не были в Мифландии? Значит, вы просто еще не прочитали замечательную книгу Дж. Даррелла “Говорящий сверток”! Иначе вы бы… ЛЮБОВЬ СИЛЬНЕЕ СМЕРТИ (по повести А. И. Куприна “Гранатовый браслет”)

    Читайте также:
    Учителя Митрофана - описание образов, их роли в комедии Фонвизина

    Роль Маргариты в романе

    Интересно, что чувственные отношения между героями одновременно и святы, как и любовь Га-Ноцри ко всему человечеству, и порочны, ведь в судьбу влюбленных и их благополучие впутывается не кто иной, как сам Сатана. Однако, в столь самобытной и неординарной трактовке образа дьявола, которую дает Михаил Булгаков, воспринимается данный момент вполне закономерным. Московские представители творческой элиты изображены писателем куда большим злом, нежели Князь тьмы, предстающий перед читателем вершителем справедливости.

    Возвышенность чувства Маргариты к Мастеру проявляется уже в том, как она хочет спасти его роман и его самого даже ценой собственного благополучия. А ведь в этой жертвенности и состоит истинная любовь. Для того чтобы вновь встретиться со своей второй половиной молодая женщина идет на сделку с самим Сатаной, выступая хозяйкой на балу мертвецов-грешников. Более того, Маргарита неистово хочет возродить роман любимого, ведь она, как никто другой, понимает глубину и философичность рукописи Мастера. Отрывки про казнь Иешуа она читает с особым трепетом, разделяя отношение поэта к его произведению.

    В ту ночь, когда обезумевший Мастер бросает свой роман в огонь, героиня голыми руками достает из печки страницы, пытаясь спасти хоть часть его труда. В отношениях этой пары женщина являет собой деятельную натуру, в то время как мужчина — мыслительную. Роль Маргариты в таком гармоничном тандеме как раз и заключается в вере в роман, большей, чем у самого его отчаявшегося и сломленного автора. Стоит вспомнить хотя бы то, как восторженно она говорит о рукописи Воланду после Бала у Сатаны.

    Главная героиня называет своего любимого Мастером, а не просто поэтом, понимаю, насколько глубок его талант.

    Значение романтических глав

    Линия отношений Мастера и Маргариты пронизывает все произведение и является основой его названия. После введения в текст книги образа главной героини Булгаков окончательно определился с заголовком своего литературного детища, посчитав, что предыдущие варианты не раскрывают сути романа настолько полно, как итоговый.

    Несмотря на то что на страницах культового произведения изображены две формы любви, одна из которых — платоника Иешуа, как символ любви божественной, романтические главы книги заключают в себе тот же философский посыл. В трактовке Булгакова истинная любовь всемогуща и даже сам дьявол встанет на сторону возлюбленной пары, в которой живет такое чувство. Самоотверженность и отчаянность героини, способной даже продать душу Князю тьмы, воспевается писателем. Именно такой и является, по мнению автора, подлинная любовь.

    Читайте также:
    "Плач Ярославны" анализ произведения, краткое содержание текста, история создания, характеристика обращения, жанр, значение в Слове о полку Игореве

    По сюжету романа главный герой и его избранница в конце концов обретают тихое счастье вдали от недругов и невзгод, но при этом лишаются земной жизни. Именно в этом и воплощено утверждение о том, что по силе своей настоящая любовь превосходит даже смерть.

    Та же самая идея прослеживается и в ершалаимских главах произведения. Иешуа, чьим прототипом, по одной из распространенных версий, явился сам Иисус Христос, также умирает, будучи казненным в Иудее на Лысой горе. Однако, в финале романа его любовь превозмогает старуху с косой, равно как и в истории главных героев.

    Таким образом, линия отношения Мастера и Маргариты и тема любви в произведении в целом играет в романе ключевую роль композиционно и идейно, а имена главных героев положены в основу названия книги.

    Тема любви в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

    Известный роман «Мастер и Маргарита» по праву считается самым культовым произведением двадцатого века. Этот роман является достаточно правдивым, потому что в нем подняты проблемы добра и зла, можно сказать, что одно противостоит другому, достаточно правдиво представлены человеческая жадность и любовь – это всегда актуально для любого времени. Ведь литераторы всех времен постоянно поднимали эти проблемы, они всегда волновали общество.

    В самом центре романа освещена огромная любовь Мастера и Маргариты. Это женское создание явилось настоящим образцом тех чувств, которые все влюбленные просто мечтают видеть друг в друге.

    О Мастере возможно сказать, что он обычный романтик, является писателем. А Маргарита является настоящим воплощением женственности. Сердца мужчины и женщины соединились совершенно случайно. Никто не в силах помешать любви между женщиной и мужчиной, она является настолько сильной и возвышенной. Им довольно трудно пришлось обрести друг друга, но не смотря на все трудности повелитель темных сил – Воланд все-таки помогает им обрести друг друга.

    В каждой нити повествования видна большая любовь. Это не только прослеживается в огромной любви женщины к своему мастеру, например, мастер очень любит свою книгу. Любовь достаточно печальная и жертвенная присутствует везде, например, Пилат очень привязан к своей собаке и любит ее.

    Достаточно могущественной силой представлена любовь Маргариты к мастеру, книга буквально этим пропитана. Герои теряют друг друга, когда погибают, но благодаря силе Воланда обретают друг друга снова. Мастер в этом произведении представлен мягкой натурой, который не может жить без всепобеждающей женской силы. После своего воссоединения они становятся непобедимы.

    Герои этого романа одиноки, они узнают друг друга из тысячи других людей. Впоследствии они не могут друг без друга, только после того, как Маргарита появляется в подвальчике мастера, он заряжается новыми красками жизни, которые потом воплощаются в его романе. Маргарита – обеспеченная женщина, но ей это совсем не нужно, любовь мужа совсем не такая. И только тогда, когда она встречает мастера, ее жизнь течет по-другому. Несмотря на то, что она обеспечена, она одинока в своем мире. И только одинокий мастер меняет все в ее мире. Женщина за любимого готова на все, она даже с дьяволом заключает сделку.

    Многие критики просто уверены в том, что в романе самой главной темой является проявление зла и добра. По моему мнению, любовь творит чудеса, к этому чувству не может остаться равнодушным даже Воланд. Это чувство является достаточно сильным и поэтому способно победить все, даже смерть.

    Люди, которые не понимают глубины силы и творчества обретают великое чувство, которое соединяет сердца. Ему совершенно нет места среди людей советской действительности, они выступают как бездуховные и безнравственные. В результате чего влюбленным подарена смерть, как избавление от всех страхов и мучений.

    Любовь всегда была вечным чувством, Мастер и Маргарита обретают вечный покой.

    Автор выражает боль – самое светлое покидает земную жизнь.

    2 вариант

    Роман «Мастер и Маргарита» относится к числу наиболее сложных для восприятия современному российскому читателю, тем более школьнику. Книга, написанная для людей совершенно иного культурного уровня, которым даже в голову не пришло бы отнести, например, Воланда к положительным персонажам, в настоящее время остается практически не понятой отечественным читателем. И тема любви, одна из главных в книге, также зачастую трактуется превратно.

    Принято считать, что история любви Мастера и Маргариты — фактически автобиографична, переложение на бумаге отношений Михаила Афанасьевича и его последней жены, Елены Сергеевны. Но так ли это на самом деле? Последний брак писателя был относительно благополучным, нет оснований утверждать, что супруги не любили друг друга. А любила ли Маргарита Мастера? Если и да, то очень своеобразно.

    Характерна история знакомства главных героев. Они впервые увиделись на пустынных улицах Москвы, причем автор описывает это событие таким же образом, как знакомство Берлиоза и Бездомного с Воландом. Следовательно, можно предположить, что знакомство Мастера и Маргариты произошло не без участия князя тьмы.

    Маргарита на протяжении всего романа — замужняя женщина, причем за вполне благополучным человеком, который к тому же ее любит. Ее связь с Мастером изначально преступна, поскольку является нарушением супружеской верности. Почему же Маргарита решается на предательство своего неназванного супруга? Вероятнее всего, виновато ее бесплодие, намеки на которое неоднократно встречаются на страницах книги.

    Хранит ли Маргарита верность Мастеру? Очевидно нет, даже случайный прохожий, даже уродливый демон Азазелло вызывают у нее чувственный интерес. Она уже практически не вспоминает Мастера, отношение к которому испортилось еще в тот период времени, когда его не поместили в психиатрическую лечебницу. А поведение Маргариты на балу у сатаны? На протяжении всего этого действа она ни разу не вспомнила про Мастера. Даже свое желание она направила не на то, чтобы соединиться с ним, а на удовлетворение собственного эгоизма (помогла случайной знакомой, вместо Мастера). Кроме того, показательно, что читатель так и не узнает имени Мастера, любимая им женщина обращается к нему фактически по прозвищу (странно обращать к любимому человеку не по имени).

    Читайте также:
    Тихон Кабанов ☑ характеристика героя в пьесе А.Н. Островского "Гроза", описание образа, сравнение с Борисом, взаимоотношения с женой и матерью, протест персонажа

    В конце-концов, после смерти, души Мастера и Маргариты соединились вместе. Обрел ли Мастер счастье с этой женщиной? Нет, он обрел покой, который не может не быть ему в тягость (Воланд не мог не обмануть ожидания).

    Любовь в романе Булгакова — горькая, трагическая, разрушившая жизнь и не дающая спокойной смерти Мастеру.

    Сочинение Любовь в Мастере и Маргарите

    Во все времена тема любви, так или иначе, затрагивалась авторами всех литературных жанров, и творчество М.А. Булгакова не стало исключением. В своем романе «Мастер и Маргарита» Булгаков показывает, что для любви нет никаких границ, она настигает нас внезапно, ей неведомы не разница в материальном положении героев, не социальные статусы.

    Мастер беден как в материальном плане, так и в плане семьи, друзей и родных. У него никого нет, он совершенно одинок. Когда – то он работал историком в музее. Однажды ему улыбнулась удача – он выиграл в лотерею крупную сумму и решил, что пришло время воплотить в жизнь свою заветную мечту. А мечтал Мастер написать книгу о Понтии Пилате. На выигранные деньги он снимает квартиру и приступает к написанию книги. Именно в этот период он случайно знакомится с Маргаритой – состоятельной замужней женщиной. В ее жизни есть все, но нет любви, и это читается не только по ее глазам, но и по походке. Мастер сам того не замечая последовал за ней. Это была любовь, любовь с первого взгляда, которая поражает словно молния. Он встретил женщину своей мечты, но был вынужден молчать о своей любви.

    Но все тайное становится явным и Маргарита, уставшая жить без любви, бросилась в объятия Мастера, словно в омут с головой. Жизнь обрела смысл и заиграла яркими красками. У нее не было детей, и всю свою нерастраченную любовь и заботу она подарила Мастеру, став для него не только любимой женщиной, но и музой. Она всегда поддерживала его в тяжелые моменты. Одним из таких моментов было неприятие его романа столичными критиками. Он сломался, не сумев приспособиться к требованиям мира литературы.

    Когда Мастер исчез, Маргарита всеми силами пыталась его отыскать, но все тщетно. Она вернулась к мужу, но не переставала надеяться на возвращение любимого. Отчаявшись, она заключила договор с темными силами и превратилась в ведьму. Ради воссоединения с любимым она была готова на все. Так и не сумев стать счастливыми при жизни, они вновь обрели друг друга, но уже в загробном мире.

    Любовь навсегда изменила их жизни. Любовь вдохновляла Мастера, и он с еще большим рвением работал над романом, а Маргарита чувствовала себя рядом с ним по – настоящему счастливой. Несмотря на все невзгоды, ими правила любовь, которая спасла их души. Бескорыстие и самоотверженность Маргариты ради воссоединения с любимым стирали границы добра и зла. История Мастера и Маргариты стала для многих идеалом отношений, символом верности и любви.

    Образец 4

    Практически все произведения классиков не обходят стороной такую волнующую тему, как любовь. Тысячи романов, пьес, кинокартин посвящены этому необъяснимому и глубокому чувству. Естественно, нашумевший и уникальный по своему содержанию роман «Мастер и Маргарита» не явился исключением. Даже те немногие люди, не державшие в руках этот бестселлер, хотя бы понаслышке знакомы с этой необыкновенной и одновременно грустной историей любви.

    В изложении романа «Мастер и Маргарита», автор – Михаил Булгаков описывает два вида чувств: первое чувство – это любовь между мужчиной и женщиной, понятная и земная, второе чувство – вселенская любовь ко всему человечеству, которую многим, увы, понять не дано.

    Персонаж романа, Иешуа Га-Норци, несмотря на все страдания и унижения, которым он подвергался из-за своих проповедей, всё равно оставался исполненным любви к своим обидчикам, находил им оправдания и прощал. Писатель описывает Иешуа и его чувства, проводя параллель с самим Всевышним, пытаясь донести до людей, что несмотря ни на что, Бог прощает всех нас, просто потому, что любит. Вера в доброту, в то, что она всегда побеждает зло – всё это делало Иешуа бесстрашным, даже перед самой смертью. Он ничего не боялся, потому что знал, что всякий конец – это только начало новой жизни.

    Что касается любви между мужчиной и женщиной, в данном случае между Мастером и Маргаритой, то здесь автор описывает любовь земную, правда принесла она героям не только счастье, но и страдание, и смерть. Писатель местами сравнивает их любовь с незримым убийцей.

    Знакомство Мастера и Маргариты было не случайно, очевидно, что к этому приложил руку Воланд. Недаром местом их первой встречи оказался безлюдный и мрачный переулок. И кажется, что всё в этой истории было предначертано заранее: безумная любовь, страдания, смерть. Эта любовь изначально была обречена, герои лишь после смерти должны были обрести счастье и покой.

    В романе рассказывается о любви настоящей, искренней, жертвенной. Казалось бы, зачем Маргарите лишаться благосостояния, положения в обществе и наконец, продавать душу самому Дьяволу? На такую жертву способна только женщина, испытывающая истинные чувства.

    Также читают:

    Картинка к сочинению Тема любви в романе Мастер и Маргарита

    Популярные сегодня темы

    Каждый человек в своей жизни неоднократно сталкивался с мыслью или ситуацией, в которой имело место равнодушие, отсутствие желание заниматься делом. Именно так проявляется безделье

    Аэропорты бывают разные. Например, московские аэропорты Домодедово, Шереметьево и Внуково впечатляют своими размерами. Это, действительно, целые порты, только для воздушных кораблей.

    Читайте также:
    Что такое подвиг для сочинения по русскому языку 9 класс

    Главными героями произведения «Возвращение» являются представители семьи Ивановых. В нем рассказывается о времени после войны, при котором судьбы людей были отягчены ужасающими последствиями.

    Данное полотно было представлено зрителю в 1871. Оно вызвало резонанс и бурю эмоций. Художник сотворил его после смерти своей маленькой дочери.

    Это национальная сказка со множеством понятий, относящих к турецким традициям. К примеру: сааз (музыкальный инструмент), кофейный дом, белоснежные минареты… Лермонтов не стилизовал эту историю под русскую сказку

    Любовь сильнее смерти сочинение по роману «Мастер и Маргарита»

    Одной из главных сюжетных линий в знаменитом произведении М. А. Булгакова наряду с Московскими и Ершалимскими главами являются взаимоотношения писателя и его преданной подруги и музы, чьи имена в итоге стали заглавием книги. Один из главных посылов произведения — любовь сильнее смерти. В сочинении по роману «Мастер и Маргарита» необходимо раскрыть тему всепобеждающей и всесильной любви, которую не остановит даже Сатана.

    1. Две любви в книге
    2. Роль Маргариты в романе
    3. Встреча и взаимное чувство
    4. Жертвы главной героини
    5. Значение романтических глав

    Две любви в книге

    Примером всепрощения и доброты к человечеству в произведении является чувство, присущее герою иудейских эпизодов Иешуа. Любовь его всеобъемлюща и распространяется в то числе и на его «палача» — прокуратора Понтия Пилата, которому посвящен труд Мастера. Не забывает Га-Ноцри и о своем создателе и его возлюбленной, отправляя в финале книги своего ученика Левия Матвея к Воланду с прошением подарить паре вечный покой. Несмотря на то что такая просьба означает физическую смерть главных героев, души их будут счастливы и свободны в лучшем мире.

    В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» любовь предстает не только в платоническом и божественном, но и в земном романтическом смысле — между мужчиной и женщиной.

    Взаимоотношения талантливого писателя и несвободной женщины составляют любовную линию в композиции произведения.

    Однако, истинное и глубокое взаимное чувство Маргариты распространяется не только на самого возлюбленного, но и на творение и смысл всей его жизни — роман о Понтии Пилате.

    Отказ критиков-самодуров, зависящих от мнения системы и греющихся у государственной кормушки, с одинаковой силой ранит и его, и ее.

    Привыкшие к пустой угодной власти писанине, сытые и обеспеченные элитным жильем и отпуском на море псевдолитераторы Москвы жестоко судят рукопись истинного художника, не пропустив ее в печать и тем самым разрушив его душу. Мастер теряет рассудок от пережитого горя, крушения надежд и веры в собственный талант, а искренне любящая Маргарита разделяет боль своего единственного. Говоря о двух ипостасях чувства в романе, на примере пары главных героев можно говорить о соразмерности силы их чувства безграничному принятию и прощению Иешуа, которое подобно любви божественной.

    В мистическом произведении М. А. Булгакова, таким образом, находят свое отражение две формы сильнейшего из человеческих чувств.

    Представлены они в разных сюжетных линиях, мирах и даже хронологических отрезках:

    • любовь Иешуа к миру;
    • страсть Мастера и Маргариты друг к другу.

    Роль Маргариты в романе

    Интересно, что чувственные отношения между героями одновременно и святы, как и любовь Га-Ноцри ко всему человечеству, и порочны, ведь в судьбу влюбленных и их благополучие впутывается не кто иной, как сам Сатана. Однако, в столь самобытной и неординарной трактовке образа дьявола, которую дает Михаил Булгаков, воспринимается данный момент вполне закономерным. Московские представители творческой элиты изображены писателем куда большим злом, нежели Князь тьмы, предстающий перед читателем вершителем справедливости.

    Возвышенность чувства Маргариты к Мастеру проявляется уже в том, как она хочет спасти его роман и его самого даже ценой собственного благополучия. А ведь в этой жертвенности и состоит истинная любовь. Для того чтобы вновь встретиться со своей второй половиной молодая женщина идет на сделку с самим Сатаной, выступая хозяйкой на балу мертвецов-грешников. Более того, Маргарита неистово хочет возродить роман любимого, ведь она, как никто другой, понимает глубину и философичность рукописи Мастера. Отрывки про казнь Иешуа она читает с особым трепетом, разделяя отношение поэта к его произведению.

    В ту ночь, когда обезумевший Мастер бросает свой роман в огонь, героиня голыми руками достает из печки страницы, пытаясь спасти хоть часть его труда. В отношениях этой пары женщина являет собой деятельную натуру, в то время как мужчина — мыслительную. Роль Маргариты в таком гармоничном тандеме как раз и заключается в вере в роман, большей, чем у самого его отчаявшегося и сломленного автора. Стоит вспомнить хотя бы то, как восторженно она говорит о рукописи Воланду после Бала у Сатаны.

    Главная героиня называет своего любимого Мастером, а не просто поэтом, понимаю, насколько глубок его талант.

    Встреча и взаимное чувство

    Стараниями Маргариты, превращенной в ведьму посредством крема Азазелло, разгромлена квартира критика Латунского, сыгравшего ключевую роль в духовной гибели Мастера. Понимая, какую цену она должна будет заплатить, героиня решительно и самоотверженно соглашается провести дьявольский бал, с достоинством выдерживая все испытания нечистой силы. В награду за преданность и бесстрашие Князь тьмы возвращает Маргарите Мастера и восстанавливает из пепла его роман, сопровождая сделанное чудо знаменитой фразой «рукописи не горят». Философский смысл слов Воланда подразумевает бессмертие истинного творчества.

    Говоря о том, как познакомились Мастер и Маргарита по сюжету книги, вспоминаются слова главного героя, сказанные Ивану Бездомному ночью в палате психиатрической клиники: «Любовь выскочила между нами, как из-под земли выскакивает убийца… и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния! Так поражает финский нож!». То, как о чувстве между ним и возлюбленной говорит поэт, подтверждает, что любовь главных героев, безусловно, взаимная: «…я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину. »

    Читайте также:
    Жизнь Катерины в родительском доме ℹ характеристика и нравы семьи Кабановых, события, отношения и влияние окружающих на героиню, воспитание и черты характера

    Одинокий Мастер и несвободная тридцатилетняя Маргарита встретили друг друга в пустынном переулке, когда она «несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы». Будучи замужем за состоятельным, но не близким духовно человеком, молодая москвичка имела все, что пожелает и обитала в роскошном особняке.

    Не было в жизни женщины только главного — настоящей любви. Героиню Булгакова не смутило скромное финансовое положение и перспективы поэта, ведь в деньгах прежде она не обрела счастья.

    Примечательно, что прототипом Маргариты является третья супруга Михаила Афанасьевича Елена Сергеевна, так же преданно посвятившая свою жизнь рукописям классика и оставившая ради него прежнего мужа.

    С женой классика избранницу Мастера роднят:

    • уход из семьи;
    • вера в талант возлюбленного;
    • увлеченность рукописью любимого.

    Жертвы главной героини

    Отображая историю любви Мастера и Маргариты в сочинении на заданную тему, нельзя не остановиться хотя бы кратко на том, какой ценой героиня борется за свое чувство.

    На страницах романа за возможность любить по-настоящему и быть счастливой женщина отдает:

    • прежнюю обеспеченную жизнь и стабильность;
    • жизнь в физическом понимании;
    • свою душу.

    Встретив Мастера, Маргарита не решается объясниться с мужем и покинуть его, так как понимает, что материально зависит от супруга. Перейдя же на сторону темных сил, героиня в одночасье порывает с прежней опостылевшим браком.

    Несмотря на то что замужем молодая москвичка была несчастлива, такое решение определенно является существенной жертвой, принести которую своим новым отношениям она становится, наконец, готова.

    Еще до превращения в ведьму Маргарита нарушила святость брачных уз, а потому была грешна в христианском понимании.

    Исполняя волю Иешуа, Воланд в финале произведения дарует главным героям книги вечный покой, что, по сути, означает земную их смерть. Таким образом, любящая женщина, помимо прочего, покидает этот мир в расцвете лет. Душа же Маргариты еще в момент посвящения была отдана дьяволу, и героиня не побоялась заплатить такую роковую цену за шанс вновь увидеть любимого.

    Знаменитая фраза из романа «Тот, кто любит должен разделить участь того, кого он любит», сказанная Воландом, как нельзя полно отражает замысел Булгакова. Любовь Маргариты сильнее предрассудков и обстоятельств, она, действительно, оказывается сильнее самой смерти. Глубина чувства героини спасла и Мастера, и его рукопись, и себя саму. В мистическом произведении русского классика одной из метаморфоз как раз является одновременная гибель души и ее спасение. Несомненно, писатель внес в книгу массу личных переживаний и воплотил в образе Маргариты ту любовь, которую испытывала к нему Елена Сергеевна.

    Значение романтических глав

    Линия отношений Мастера и Маргариты пронизывает все произведение и является основой его названия. После введения в текст книги образа главной героини Булгаков окончательно определился с заголовком своего литературного детища, посчитав, что предыдущие варианты не раскрывают сути романа настолько полно, как итоговый.

    Несмотря на то что на страницах культового произведения изображены две формы любви, одна из которых — платоника Иешуа, как символ любви божественной, романтические главы книги заключают в себе тот же философский посыл. В трактовке Булгакова истинная любовь всемогуща и даже сам дьявол встанет на сторону возлюбленной пары, в которой живет такое чувство. Самоотверженность и отчаянность героини, способной даже продать душу Князю тьмы, воспевается писателем. Именно такой и является, по мнению автора, подлинная любовь.

    По сюжету романа главный герой и его избранница в конце концов обретают тихое счастье вдали от недругов и невзгод, но при этом лишаются земной жизни. Именно в этом и воплощено утверждение о том, что по силе своей настоящая любовь превосходит даже смерть.

    Та же самая идея прослеживается и в ершалаимских главах произведения. Иешуа, чьим прототипом, по одной из распространенных версий, явился сам Иисус Христос, также умирает, будучи казненным в Иудее на Лысой горе. Однако, в финале романа его любовь превозмогает старуху с косой, равно как и в истории главных героев.

    Таким образом, линия отношения Мастера и Маргариты и тема любви в произведении в целом играет в романе ключевую роль композиционно и идейно, а имена главных героев положены в основу названия книги.

    «Любовь сильнее смерти» по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

    Особое внимание нужно уделить тому, как познакомились Мастер и Маргарита, ведь именно в тот момент между ними вспыхивает искра. Эти чувства не кратковременные, а продолжительные. Их знакомство произошло в тёмном переулке.

    Главные герои случайно встречаются на улице. Когда Мастер видит женщину, которая несёт в руках жёлтые мимозы, то окончательно влюбляется. При этом мужчина замечает, как в её глазах плескается одиночество, и горит огонь. Он сопоставляет чувства с молнией или острым ножиком. Мастер и его возлюбленная, которая состоит в браке, но не любит своего супруга и не хочет иметь с ним никаких отношений, были одиноки, пока не встретились так неожиданно.

    что когда-то давно был женат, но не может вспомнить имя бывшей жены

    У Мастера нет ни денег, ни семьи. В прошлом он работал в музее, но вскоре всё изменилось. Удача повернулась к нему лицом, когда он выиграл в лотерею приличную сумму. Герой решил снимать квартиру и начать писать своё творение.

    помогла в написании романа и даже сама стала его героиней

    Маргарита для Мастера не только любимая женщина, но и муза, вдохновение и одновременно боль. Героиня любит писателя всем сердцем. После её прихода квартира преображается. Она всю себя отдаёт созданию романа и верит, что у них всё получится.

    Но неожиданно пришла беда в их идиллию: в издании книги было отказано, поскольку небольшой отрывок попал в печать, и критика окончательно погубила все труды, больно ранив возлюбленных. Теперь любовь в произведении «Мастер и Маргарита» под угрозой.

    Читайте также:
    Дворянское гнездо - краткое содержание, история создания, анализ

    Про него можно сказать следующее:

    • тихий;
    • мягкий;
    • ранимый;
    • задумчивый;
    • скромный.

    Можно выделить несколько черт характера главной героини:

    • сильная;
    • резкая;
    • храбрая.

    Это доказывает, что женщина сильна духом, ведь только такие люди способны пожертвовать собой ради любимых. Она понимает, что если хочет вернуть свою любовь, то должна вытерпеть всё: и превращение в ведьму, и встречу с духами на балу Воланда. После всего этого хаоса чёрный маг и его свита говорят Маргарите, как она может спасти Мастера.

    Герои больше не могут существовать друг без друга. До этой роковой встречи персонажи не знали, что такое счастье. Даже прекратив общаться, они так и не смогли жить отдельно.

    Судьба личности в обществе и истории в романе М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”

    . тема мастера, опередившего талантом свое время. Эта тема станет основной в «Мастере и Маргарите» . году уезжает в Москву, уже окончательно осознав, что он литератор; оказывается . моей работой, я невозможен ни на какой другой земле, кроме своей – . обдумывал. Читал друзьям. Из «Драматических сочинений» С. Ермолинского (М.:Искусство, 1982): « . писать («Адам и Ева», «Иван Васильевич»). К этому времени уже .

    Он думает о любимой, сидя в психушке, а она — будучи с мужем. Чтобы они больше не расставались, автор решил убить их, дав взамен вечный покой.

    Значение любви в творчестве Булгакова

    мастер чёрной магии отдаёт девушке книгу, то вновь появляется любовь Мастера и Маргариты

    Любовная линия преследует читателя весь роман. До встречи друг с другом главные герои были одиноки, но вскоре обретают любовь, тепло, поддержку. Ради этого всё и случается, какой бы высокой ни была цена.

    Любовь — это чувство, которое может сломать все препятствия на своём пути. Именно она помогла обрести героям вечную свободу и спокойствие. Она творит чудеса, к ней не может остаться равнодушным даже сам Воланд.

    Ничто не может помешать продолжению истории двух влюблённых, ведь они теперь навечно вместе. Их связывает сложная история взаимоотношений, поэтому только вместе они сильны.

    Такую любовь можно ставить в пример другим людям, восхищаться ею и охранять, как хрупкую статуэтку.

    Еще статьи по роману «Мастер и Маргарита»:

    Примеры похожих учебных работ

    История любви мастера и маргариты в романе булгакова: краткое описание знакомства .

    . сочинение В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» представлены перед читателем философские вопросы, показано современное ему общество. И, на фоне общественной и религиозной тем, представлена история любви главных героев романа – Мастера и Маргариты. .

    История любви Мастера и Маргариты

    . своему любимому любовь, и отказаться так просто от нее просто невозможно. В итоге все получилось, так как рассчитывала девушка, и они опять соединились и умерли в один день. История любви Мастера и Маргариты

    История любви Мастера и Маргариты по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита

    . ни было. Ни Иешуа, ни Пилат его больше не привлекают. За встречу с сатаной Мастер и Маргарита платят своей земной жизнью. Печален момент их ухода в иную жизнь: .

    «Достойна ли Софья любви Чацкого» — история отношений героев

    . Софьи наполнено совершенно иными событиями: Поначалу она ждала писем, расспрашивала всякого, кто мог хоть что-то сообщить о Чацком. . во всех салонах дворянской Москвы готовы перемывать косточки Чацкому и Софье. Возможен ли их союз — конечно же, нет .

    Образы и проблематика романов Булгакова «Мастер и Маргарита» и Шолохова .

    . в московских главах, содействуют такому сюжетному завершению и помогают раскрытию философского замысла романа. 1.3 ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА Глубочайшая философская проблема-проблема взаимоотношений власти и личности, власти и художника – .

    • Сочинение Образ Понтия Пилата и проблема совести (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
    • Научная работа Проблема интерпретации романа М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”
    • Сочинение М.А.Булгаков Добро и зло в романе Мастер и Маргарита
    • Сочинение Смысл романа Мастер и Маргарита Булгакова
    • Эссе Красота истинная и ложная (по роману Л.Н. Толстого “Война и Мир”)
    • Сочинение Старость — не радость: как относятся к пожилым людям в разных странах и в России
    • Сочинение Рассуждение шариков булгакова и современные шариковы. шариковщина в наши дни в повести собачье сердце, булгаков читать бесплатно
    • Сочинение Образ героя нашего времени (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    • Сочинение Делать чудеса своими руками по повести алые паруса грина
    • Сочинение Анализ рассказа чужая кровь. по рассказу М.А. Шолохова «Чужая кровь. Основный моральный конфликт. Раскрытие главной проблематики произведения
    • Сочинение Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих (по повести в. богомолова «зося»)
    • Сочинение О чем заставляет задуматься роман Мастер и Маргарита
    • Сочинения
    • Литература
    • Искусство
    • Культурология
    • Актерское мастерство
    • Журналистика
    • Музыка
    • Театр
    • Художники
    • Изобразительное искусство
    • Издательское дело
    • Полиграфия
    • Творчество
    • Аттестационная работа
    • Бакалаврская работа
    • Бизнес план
    • Бизнес-план
    • Дипломная работа
    • Дневник по практике
    • Домашняя работа
    • Контрольная работа
    • Курсова робота
    • Курсовая работа
    • Курсовой проект
    • Магистерская работа
    • Маркетинговое исследование
    • Научно — исследовательская работа
    • Научный труд
    • Отчет по практике
    • Реферат
    • Семестровая работа
    • Сочинение
    • Творческая работа
    • Тезисный план
    • Часть диплома
    • Эссе

    Писатели

    • О проекте
    • Политика конфиденциальности
    • Форма для контактов

    Все документы на сайте представлены в ознакомительных и учебных целях.
    Вы можете цитировать материалы с сайта с указанием ссылки на источник.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: